Сочинение на тему актуальность романа отцы и дети

13 вариантов

  1. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” будет актуален всегда, потому что его главная тема – конфликт между поколениями, а уж он-то будет вечно, пока идёт смена поколений. “Детям” всегда кажется, что “отцы” заняты не так и не тем, а “отцы” не одобряют то, как их “дети” разбазаривают жизнь на какие-то странные ненужные занятия.
    С другой стороны, роман И. С. Тургенева описывает время, в которое создавался, – 60-е гг. XIX ст., поэтому в нём описаны характерные для этого времени события в русском обществе, причём сделано это с позиции “отцов” – насмешливо, иногда почти с сарказмом.
    Взять хотя бы “эманципе”, как она показана:
    Нам ещё ничего не сказано, но читатель уже подготовлен к негативной составляющей в восприятии образа Кукшиной: она и неопрятная, и растрёпанная, и горностай у неё старый и нечистый какой-то, и говорит она лениво, и журналы у неё хоть и валяются повсюду, но хозяйка их не читает, потому что в те времена страницы в журналах нужно было разрезать самостоятельно, это был часто встречающийся полиграфический брак, обусловленный необходимостью удешевить производство. Неразрезанные страницы бывали и в книгах. Словом, во времена И. С. Тургенева было просто понять, читает ли человек книги или просто держит для придания себе пущей важности.
    (Таким был нож для разрезания буаги А. С. Пушкина, фото из его музея-квартиры в Петербурге).
    Шаг за шагом перед нами открывается образ без единой положительной черты. Мадам Кукшина провинциальна, неопрятна и просто вульгарна:
    В нежном школьном возрасте, когда я впервые читала это произведение, то меня донимал один детский вопрос: а что было бы, мадам Кукшина была не провинциальна, а со столичным лоском, если бы она была на радость мужскому глазу причёсана и одета в новое чистое платье, звучало бы сказанное ею глубже или умнее? Автор намеренно смешивает перечисление каких-то внешних недостатоков героини и неопрятности её жилья, но при этом ни слова не говорит о содержательной стороне беседы. Исподволь получается, что некрасивая женщина в несвежем платье не может судить о том, что такое индивидуальность, женщина, склонная к неуёмному поглощению шампанского, не может сказать ничего толкового о равноправии – все рассуждения мадам Кукшиной остаются вне повестования, лишь лозунги, поисающие в воздухе… Словом, женщина, чей вид не услаждает взор мужчины, а умение вести хозяйство не способно удовлетворить его стандарты комфорта, не может быть ни умной, ни глубокой, ни просто симпатичной.
    Софья Ковалевская и Мария Складовская-Кюри, наверное, тоже не сильно впечатлили бы И. С. Тургенева, ибо тоже не отличались умением хорошо причёсываться, а в быту были отнюдь не идеальными хозяйками. Мы-то знаем, что обе они были недюжинного ума учёными, но опиши и их И. С. Тургенев в своём романе, было бы на двух Кукшиных больше.
    Так что роман “Отцы и дети” с одной стороны всега будет актуальным, а с другой стороны ярко демонстрирует психологию своего времени.

  2. Красногорский МОУ СОШ №8. Реферат. Предмет: литература. Тема: «Актуальные проблемы отцов и детей» ( По роману «Отцы и дети» Тургенева И.С.) Ученика 10 классаБулыгина Дмитрия.ПреподавательХохлова Зоя Григорьевна 2003-2004 учебный год. План Вступление «Отцы и дети». В чём сущность нигилизма Базарова? Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Базаров и Аркадий. Василий Васильевич Голубков об «Отцах и детях» Тургенева. Г.А. Белый «Отцы и дети» Тургенева – современный роман. «К 150-летию со дня рождения И.С Тургенева». «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть
    высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его
    собственным симпатиями» Иван Сергеевич Тургенев. Отцы и дети.Написание романа “Отцы и дети” совпало с важнейшими реформами 19 века, а
    именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие
    промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России
    стали принимать идеи западничества. “Отцы” придерживались старых взглядов.
    Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы. Ряд
    эпизодов, которым начинается роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», –
    возвращение Аркадия Николаевича Кирсанова в имение своего отца Марьино.
    Сама ситуация “возвращения домой после долгого отсутствия” предопределяет
    отношение читателя к происходящему как к новому этапу в жизни молодого
    человека. Действительно, Аркадий Николаевич закончил обучение в
    университете и, как всякий молодой человек, стоит перед выбором дальнейшего
    жизненного пути, понимаемого очень широко: это не только и не столько выбор
    общественной деятельности, сколько определение собственной жизненной
    позиции, своего отношения к нравственным и эстетическим ценностям старшего
    поколения.
    Проблема отношений “отцов” и “детей”, отразившаяся в заглавии романа и
    составляющая основной конфликт его, – проблема вневременная, жизненная.
    Потому Тургенев отмечает типичность “небольшой неловкости”, которую ощущает
    Аркадий за первым после разлуки “семейным ужином” и “которая обыкновенно
    овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребёнком и
    возвратился в место, где привыкли видеть и считать его ребёнком. Он без
    нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его
    словом «отец», произнесённым, правда, сквозь зубы…”
    Базаров, нигилист, представляет “новых людей”, в качестве главного
    противника ему противопоставлен Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович-сын
    боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус. Имел противное
    красивое лицо, юношескую стройность. Аристократ, англоман, был смешлив,
    самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, сохранил
    аристократические привычки. Базаров – внук дьячка, сын уездного лекаря.
    Материалист, нигилист. Говорит он “ленивым, но мужественным голосом”,
    походка “твёрдая и стремительно смелая”. Говорит ясно и просто. Важными
    чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. Он
    “владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он
    никогда не потакал им и обходился с ними небрежно”. Взгляды нигилиста и
    Кирсанова были совершенно противоположными. В чём сущность нигилизма Базарова?
    В чем сущность нигилизма Базарова? Роман “Отцы и дети” направлен против
    дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком
    духе (вспомнить хотя бы “Записки охотника”), но оно особенно выделяется
    тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,а весь класс помещиков,
    доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейный
    разгром. Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это
    произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа 1861 года
    подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в управлении Россией.
    В “Отцах и детях” и показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает,
    хотя и с трудом, место новой, революционной, прогрессивной. Носителем этой
    новой морали является главный герой романа – Евгений Васильевич Базаров.
    Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих классов и
    государства, становится на путь нигилизма, то есть отрицания. Что же
    отрицает Базаров? “Все”, – говорит он, А все – это то, что относится к
    минимальным потребностям человека и к познанию природы через личный опыт,
    через эксперименты. Базаров смотрит на вещи с точки зрения их практической
    выгоды. Его девиз: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней
    работник”. Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию,
    самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не борется против того,
    что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта нигилизма Базарова. Этот
    нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все равно, будет ли он понят и признан
    или нет. Базаров не скрывает своих убеждений, но он и не проповедник. Одна
    из черт нигилизма вообще – отрицание духовных и материальных ценностей.
    Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей одежды, о
    красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег.
    Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о его материальном
    состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к материальным ценностям
    возвышает его в моих глазах. Эта чер-та – признак сильных и умных людей.
    Отрицание же духовных ценностей Евгением Васильевичем разочаровывает.
    Называя духовность “романтизмом” и “вздором”, он презирает людей – ее
    носителей. “Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта”, –
    говорит Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели и
    читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом
    Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой женщины. Мне кажется,
    Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по инерции, не разбираясь
    толком в этих вещах. Он обнаруживает полное незнание литературы (“Природа
    навевает молчание сна”, – сказал Пушкин и так далее) и неопытность в любви.
    Любовь к Одинцовой, скорее всего первая в его жизни, никак не
    согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря
    на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на
    любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение упрямства
    Евгения и его приверженности к своим идеям. Итак, ценностей для Базарова не
    существует, и это – причина его цинизма. Базаров любит подчеркивать свое
    непреклонение перед авторитетами. Он верит лишь в то, что увидел и пощупал
    сам. Хотя Евгений и заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что
    немецкие ученые – его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о
    которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и тот, и
    другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не доверять этим
    людям? То, что даже у такого человека, как он, есть учителя, естественно:
    самому все познать невозможно, нужно опираться на уже приобретенные кем-то
    знания. Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся,
    допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к знаниям.
    Базаров – нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами героя
    другого романа Тургенева, Рудина, “скептицизм всегда отличался
    бесплодностью и бессилием”. Эти слова применимы к Евгению Васильевичу. – Да
    ведь надобно же -и строить. – Это уже не наше дело… Сперва нужно место
    расчистить. Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не
    предлагает. Базаров – разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и
    максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден благородным
    идеалом Базарова – идеалом сильного, умного, мужественного и нравственного
    человека. У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным
    поколениям. Первое – поколение времени, в котором он жил. Евгений типичен
    для этого поколения, как любой умный разночинец, стремящийся к познанию
    мира и уверенный в вырождении дворянства. Второе – поколение очень далекого
    будущего. Базаров был утопист: он призывал жить не по принципам, а по
    ощущениям. Это совершенно верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и
    сейчас он невозможен. Общество слишком испорчено, чтобы порождать
    неиспорченных людей, и только. “Исправьте общество, и болезней не будет”.
    Базаров в этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это
    сделать. Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам,
    а по своим естественным ощущениям, по совести, – человек будущего. Поэтому
    Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих далеких потомков.
    Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим необычным
    взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм незрел, наивен, даже
    агрессивен и упрям, но все равно он полезен как средство, заставляющее
    общество очнуться, оглянуться назад заглянуть вперед и подумать, куда же
    оно идет. Базаров и Павел Петрович Кирсанов.Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять
    все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. “Кто
    есть Базаров?” – спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: “Нигилист”.
    По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего
    не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его
    позицию. Вопрос, что признавать, на чём, на каких основаниях строить свои
    убеждения, – чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют
    собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее положение в
    обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными
    достоинствами и делами(“Аристократия дала свободу Англии и поддерживает
    её”),т.е. нравственные нормы, выработанные аристократами, – опора
    человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные люди.
    Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим, что
    “принсипы” Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на
    благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно (“Мне скажут
    дело- я соглашусь”. “В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы
    отрицаем”). Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла
    Петровича в замешательство (он “побледнел”).Отношение к народу Павла
    Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по
    заведённым дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной
    жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: “Народ полагает,
    что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что
    ж? Мне согласиться с ним?” Одно и то же явление и называется по-разному, и
    по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: “Он (народ)
    не может жить без веры”. Базаров: “Грубейшее суеверие его душит”.
    Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к
    искусству, природе. С точки зрения Базарова, “читать Пушкина – потерянное
    время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою – нелепо”. Павел
    Петрович, напротив ,любит природу, музыку. Максимализм Базарова,
    полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт
    и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство
    как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого
    опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка)размягчает душу,
    отвлекает от дела. Всё это “романтизм”, “чепуха”. Базарову, для которого
    главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, “грубейшими
    суевериями”, казалось кощунственным “толковать” об искусстве,
    “бессознательном творчестве”, когда “дело идёт о хлебе насущном”. Итак, в
    романе Тургенева “Отцы и дети” столкнулись два сильных, ярких характера. По
    своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как
    представитель “сковывающей, леденящей силы прошедшего”, а Евгений Базаров –
    как часть “разрушительной, освобождающей силы настоящего”. Базаров и Аркадий.После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева “Отцы и дети” вызвалбуквально шквал критических статей. Ни один из общественныхлагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика немогла простить писателю того, что представители аристократии,потомственные дворяне изображены иронически, что “плебей” Базароввсе время издевается над ними и морально оказывается выше их.Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию.Критик Антонович, сотрудничавший в журнале “Современник”, назвалБазарова “асмодеем нашего времени”.Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользуИ.С.Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадатьвеяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца,который пришел на смену передовому дворянству. Главная проблема,поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: “Отцы идети”. Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, этопроблема поколений – вечная проблема классической литературы, сдругой – конфликт двух социально-политических сил, действовавших вРоссии в 60-е годы: либералов и демократов.Действующие лица романа группируются в зависимости от того, ккакому из социально-политических лагерей мы можем их отнести.Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказываетсяединственным представителем лагеря “детей”, лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере.Центральное место в романе занимает фигура нового человека -Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей,которые “драться хотят”. Другие – люди старшего поколения, которыене разделяют революционно-демократических убеждений Базарова.Они изображены мелкими, слабовольными людьми с узкими,ограниченными интересами. В романе представлены дворяне иразночинцы 2-х поколений – “отцов” и “детей”. Тургенев показывает – как
    действует демократ-разночинец в чужой ему среде.В Марьине Базаров – гость, который отличается своимдемократическим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием онрасходится в главном – в представлении о жизни, хотя поначалу онисчитаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назватьдружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружбане может быть основана на подчинении одного другому. Напротяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натурыболее сильной: Аркадия – Базарову. Но все-таки Аркадий постепенноприобретал свое мнение и уже переставал слепо повторять заБазаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не выдерживаети выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до драки.Разница между героями видна в их поведении в “империи” Кирсанова.Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадийсибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно

  3. Роман “Отцы и дети” — одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время.Причин этому множество: и вечные темы природы, дружбы, любви, и актуальность конфликта романа даже сейчас, и современность помыслов и убеждений главного героя. И, на мой взгляд, главная заслуга И.О. Тургенева в том, что он не просто описал события, не просто рассказал о развитии конфликта, но и сумел проанализировать психологию героев, действительно мастерски раскрыть стремления их души, внутреннюю борьбу и порывы.Наиболее глубоко и полно нам показывает это Тургенев во взаимоотношениях старшего поколения и молодого, иначе— поколений “отцов” и “детей”. Через все произведение проходит мысль автора о пропасти, которая их разделяет. Здесь разница во взглядах на понятия, на идеалы, на исходящие общечеловеческие ценности. Здесь и различие восприятия разными поколениями одних и тех же явлений, чувств, убеждений, традиций и авторитетов, и разное отношение к определенным правилам и нормам. Но автор одновременно показывает, что несмотря на все это, несмотря на противоречия между поколениями, а часто и на их противостояние, их связывает сила любви отцов к детям, а детей к отцам, как бы ни резки были грани между убеждениями и принципами, как бы ни противоположны были суждения, как бы ни противостояла самоуверенность и резкость молодости Базарова мудрости и терпимости, разуму и снисходительности старшего поколения.Молодость не имеет жизненного опыта, она жизнерадостна, постоянно стремится вперед, стараясь познать все новое, неизведанное; торопясь, чтобы ничего не пропустить, все изведать, все исправить. Она, как на крыльях, мчится вперед, чтобы не упустить свой шанс, не упустить случай, который, кажется, может перевернуть всю жизнь. Старшее же поколение не спешит; оно живет воспоминаниями и, наблюдая за спешкой молодости, рассуждает о быстротечности всего земного, о недолговечности счастья с высоты своего богатого жизненного опыта.Я думаю, что И.С. Тургенев именно так назвал свой роман, потому что хотел показать все те различия, которые существуют между поколениями “отцов” и “детей”. Писатель смог показать представителя каждого из этих двух поколений, с разных сторон раскрыть глубину его мыслей, показать стремления его души, понять все его противоречия, увидеть прекрасное в каждом человеке.

  4. Начну с того, что тема взаимоотношений родителей и детей, как и любовь, вечна и будет актуальна всегда. Мы не понимаем наших родителей так же, как они не понимали своих, наши родители не понимают нас так же, как их родители не понимали их. Так и наши дети не будут понимать нас, а мы никогда не сможем понять их. И это будет продолжаться вечно, потому что меняется мир, меняются устои, характеры, манеры, меняется даже природа на Земле.
    Именно поэтому роман великого мастера слова И. Тургенева “Отцы и дети” будет актуален всегда.
    В своём бессмертном произведении автор умело поднимает вопросы и проблемы людей разных поколений, разных взглядов, разных мировоззрений, он показывает нам борьбу старого и нового миров, разность взглядов радикалов и либералов, борьбу между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью. Автор находит своих героев в мире, когда старый строй уже изжил себя, а новый еще только зародился, еще не сформировался, не устоялся, еще полон своих проблем и противоречий, но в нём уже появились молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся за лучший мир, за новое и прогрессивное. Это время границ двух эпох, время перехода к новой жизни, когда общество уже не способно жить по-старому, а как жить по-новому еще не умеет и не знает.
    Несмотря на то, что современники И. Тургенева были не довольны его произведением, роман выдержал все критики и всех критиков и до сих пор экранизируется, переиздается, печатается и читается миллионами людей во всем мире. И не важно, найдёт ли каждый зритель и читатель в нем что-то своё и для себя, главное, он получит тему и пищу для размышлений о себе и о своем отношении к жизни и своим близким.
    А это дорогого стоит.

  5. I Характеристика Е.Базарова.
    II Поколения “отцов” и “детей”.
    1. Сравнение поколений.
    2. Ошибочные взгляды Базарова.
    3. Образ нового поколения.
    III Актуальность романа в наши дни.
    Роман И.С.Тургенева поистине является шедевром русской литературы. Произведение отличается постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Центральное положение в романе занимает Евгений Базаров. В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца, демократа Базарова, “человека дела, а не слов”. Он представитель нового молодого поколения. Это практический человек, идеалов и авторитетов для него не существует, потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои собственные убеждения. “Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею свои”, – полупрезрительно говорит Базаров. По своим умственным достоинствам Базаров гораздо выше окружающей его среды. Увлечение науками, стремление докопаться до истины, широкий кругозор и критическое отношение к действительности, чувство собственного достоинства – вот характерные черты Евгения Базарова. Это человек из другого мира, из иной среды. Тургенев показал своего героя одиночкой, который в дальнейшем понимает, что его “нигилизм” – это жалкое подражание сильной личности. Самого автора не удовлетворял ни лагерь “отцов”, ни “детей”. Он не смог полюбить Базарова, но признал его силу и отдал ему дань, полную уважения. Тургенев не сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц. Представители прошлого поколения изображены с беспощадной верностью. Они хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет Россия.
    Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе. Ни Онегины Пушкина, ни Печорины Лермонтова, стремящиеся к самоутверждению, реализации своих возможностей, но не видящие им достойного применения, а именно Базаровы, знающие, что в данный момент нужно изменить в обществе, способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Сам Базаров говорит, что России нужны сапожник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не “сидящие сложа руки и уважающие себя за это”, как Павел Петрович. Но разве Базаров, видящий, что “болтать о язвах общества не стоит труда”, не стремится принести своей деятельностью пользу обществу, разве этот герой “занимается вздором”, подобно большинству “передовых людей и обличителей”? Несомненно, Базаров, обладатель столь редких и ценных качеств, нужен России.
    Но, по мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать многое, но “умирает, не сделав ничего”. Есть в нем и отрицательные черты. Базаров бездумно отрицает все вещи, которых даже не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, ерунда, читать Пушкина – потерянное время, заниматься музыкой – смешно, наслаждаться природой – нелепо. Любовь для Евгения – это всего лишь физиологическая потребность. Жизнь вносит корректировку в его взгляды на любовь. Базаров глубоко страдает после отказа Одинцовой. После этого он вступает в сферу утонченных переживаний, которых он раньше не принимал. От уверенности его не остается и следа. Страсть целиком захватывает героя, но он находит в себе силы, в отличие от Павла Петровича, порвать с эгоистичной женщиной, несмотря на трагичность этого разрыва. Базаров способен к глубокому критичному самоанализу и переосмыслению былых убеждений. И в этом его сила. Отвергнутый, он все-таки одержал нравственную победу. В прощальных словах Базарова заключен главный смысл его жизненного финала: “Я нужен России?… Нет, видно, не нужен…” Таким образом, истоки страданий Базарова – преждевременность появления, отсутствие союзников и мучительное одиночество.
    В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: “Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет; и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я…” Особенно значительны размышления Николая Петровича, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. “Брат говорит, что мы правы, — думал он, — и мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами… Молодость? Нет, не одна только молодость”.
    Что касается проблем, возникших в романе, то можно сказать, что в обществе всегда будут происходить разногласия между поколениями. Будь-то вопросы, связанные с природой, культурой, или любовью. Но, по моему мнению, в романе рассматриваются проблемы не как отношений между поколениями, а в целом проблемы общества. Ведь, человек, думающий по-новому, увлекающийся наукой, не смог найти свое предназначение в обществе. Этот человек – Евгений Базаров. Да, он ошибался, отрицая всё: любовь, искусство, чувства. Я думаю, с его стороны, это был еще юношеский максимализм, за который он поплатился в жизни.
    Я считаю, что и название романа “Отцы и дети” можно интерпретировать по-разному. Во-первых: это взаимоотношения между поколениями. Но также это отношения людей разных взглядов и социального положения. Дворяне, аристократы, считавшие себя выше всех, можно отнести к одному лагерю. С другой стороны им противостоит один человек, в лице Евгения Базарова. Таким образом, к “отцам” можно отнести и Кирсановых, и Одинцову, и даже последователя Базарова, Аркадия. В конце концов, он осознал, что гораздо удобнее ничего не менять, оставаться в среде отцов. А в поколение “детей” относится лишь один человек. Это – Евгений Базаров, образ нового поколения. Он не нашел союзников и остался в одиночестве. Этот персонаж погиб, потому что сам автор не знал, как бы в дальнейшем сложилась жизнь Базарова. Возможно, для таких людей еще не пришло свое время. В этом состоит основная проблема общества.
    Современен ли роман? Несомненно, потому что всегда будут появляться люди, подобные Базарову, старающиеся как-то изменить мир, но общество не будет принимать таких людей, не похожих на остальных. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
    Современник Тургенева, критик Писарев увидел в романе “выведенные явления жизни” как очень близкие для себя, такие близкие, “что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа”. Из-за чего произведение И.С.Тургенева “Отцы и дети” остается актуальным и в наши дни.

  6. 6
    Текст добавил: Катеринка Мармарис

    Роман “Отцы и дети” — одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время.
    Причин этому множество: и вечные темы природы, дружбы, любви, и актуальность конфликта романа даже сейчас, и современность помыслов и убеждений главного героя. И, на мой взгляд, главная заслуга И.О. Тургенева в том, что он не просто описал события, не просто рассказал о развитии конфликта, но и сумел проанализировать психологию героев, действительно мастерски раскрыть стремления их души, внутреннюю борьбу и порывы.
    Наиболее глубоко и полно нам показывает это Тургенев во взаимоотношениях старшего поколения и молодого, иначе— поколений “отцов” и “детей”. Через все произведение проходит мысль автора о пропасти, которая их разделяет. Здесь разница во взглядах на понятия, на идеалы, на исходящие общечеловеческие ценности. Здесь и различие восприятия разными поколениями одних и тех же явлений, чувств, убеждений, традиций и авторитетов, и разное отношение к определенным правилам и нормам. Но автор одновременно показывает, что несмотря на все это, несмотря на противоречия между поколениями, а часто и на их противостояние, их связывает сила любви отцов к детям, а детей к отцам, как бы ни резки были грани между убеждениями и принципами, как бы ни противоположны были суждения, как бы ни противостояла самоуверенность и резкость молодости Базарова мудрости и терпимости, разуму и снисходительности старшего поколения.
    Молодость не имеет жизненного опыта, она жизнерадостна, постоянно стремится вперед, стараясь познать все новое, неизведанное; торопясь, чтобы ничего не пропустить, все изведать, все исправить. Она, как на крыльях, мчится вперед, чтобы не упустить свой шанс, не упустить случай, который, кажется, может перевернуть всю жизнь. Старшее же поколение не спешит; оно живет воспоминаниями и, наблюдая за спешкой молодости, рассуждает о быстротечности всего земного, о недолговечности счастья с высоты своего богатого жизненного опыта.
    Я думаю, что И.С. Тургенев именно так назвал свой роман, потому что хотел показать все те различия, которые существуют между поколениями “отцов” и “детей”. Писатель смог показать представителя каждого из этих двух поколений, с разных сторон раскрыть глубину его мыслей, показать стремления его души, понять все его противоречия, увидеть прекрасное в каждом человеке.

  7. Начну с того, что тема взаимоотношений родителей и детей, как и любовь, вечна и будет актуальна всегда. Мы не понимаем наших родителей так же, как они не понимали своих, наши родители не понимают нас так же, как их родители не понимали их. Так и наши дети не будут понимать нас, а мы никогда не сможем понять их. И это будет продолжаться вечно, потому что меняется мир, меняются устои, характеры, манеры, меняется даже природа на Земле.
    Именно поэтому роман великого мастера слова И.Тургенева “Отцы и дети” будет актуален всегда.
    В своём бессмертном произведении автор умело поднимает вопросы и проблемы людей разных поколений, разных взглядов, разных мировоззрений, он показывает нам борьбу старого и нового миров, разность взглядов радикалов и либералов, борьбу между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью. Автор находит своих героев в мире, когда старый строй уже изжил себя, а новый еще только зародился, еще не сформировался, не устоялся, еще полон своих проблем и противоречий, но в нём уже появились молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся за лучший мир, за новое и прогрессивное. Это время границ двух эпох, время перехода к новой жизни, когда общество уже не способно жить по-старому, а как жить по-новому еще не умеет и не знает.
    Несмотря на то, что современники И.Тургенева были не довольны его произведением, роман выдержал все критики и всех критиков и до сих пор экранизируется, переиздается, печатается и читается миллионами людей во всем мире. И не важно, найдёт ли каждый зритель и читатель в нем что-то своё и для себя, главное, он получит тему и пищу для размышлений о себе и о своем отношении к жизни и своим близким.
    А это дорогого стоит.

  8. начну с того, что тема взаимоотношений родителей и детей, как и любовь, вечна и будет актуальна всегда. мы не понимаем наших родителей так же, как они не понимали своих, наши родители не понимают нас так же, как их родители не понимали их. так и наши дети не будут понимать нас, а мы никогда не сможем понять их. и это будет продолжаться вечно, потому что меняется мир, меняются устои, характеры, манеры, меняется даже природа на земле.именно поэтому роман великого мастера слова и.тургенева “отцы и дети” будет актуален всегда.в своём бессмертном произведении автор умело поднимает вопросы и проблемы людей разных поколений, разных взглядов, разных мировоззрений, он показывает нам борьбу старого и нового миров, разность взглядов радикалов и либералов, борьбу между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью. автор находит своих героев в мире, когда старый строй уже изжил себя, а новый еще только зародился, еще не сформировался, не устоялся, еще полон своих проблем и противоречий, но в нём уже появились молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся за лучший мир, за новое и прогрессивное. это время границ двух эпох, время перехода к новой жизни, когда общество уже не способно жить по-старому, а как жить по-новому еще не умеет и не знает. несмотря на то, что современники и.тургенева были не довольны его произведением, роман выдержал все критики и всех критиков и до сих пор экранизируется, переиздается, печатается и читается миллионами людей во всем мире. и не важно, найдёт ли каждый зритель и читатель в нем что-то своё и для себя, главное, он получит тему и пищу для размышлений о себе и о своем отношении к жизни и своим близким. а это дорогого стоит.

  9. Сочинение ученицы 10 класса НП ДВОК «Пенаты»  Макиевской Кьяры (руководитель Берёзкина Юлия Владимировна)
    «Над какими вопросами заставляет задуматься читателя роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»?»
    Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», впервые опубликованный в 1862 году, стал знаковым для своего времени. Произведение произвело на читателей сильное и неоднозначное впечатление, однако образ главного героя Евгения Базарова был воспринят большей частью молодежи  как пример для подражания, ведь идеалы молодежи тех времен были отлично отражены в мировоззрении главного героя. В своем романе И.С. Тургенев сумел отразить основные социально-политические проблемы России 1853-1861 года. И все же роман «Отцы и дети» привлекает меня  не только точно переданной атмосферой России, стоящей на пороге реформ, но и рядом поднятых автором нравственно-философских проблем.
    Одна из главных проблем произведения заключена в его названии. Это проблема взаимоотношения родителей и детей, пропасть между поколениями, различия взглядов. Проблема «отцов и детей» – извечная проблема, возникающая перед людьми из поколения в поколение. В романе «Отцы и дети» эта проблема особенно ярко раскрывается на примере вечных споров и разногласий Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Павел Петрович является самым настоящим антиподом Базарова.  Павел Петрович – типичный представитель аристократии тех времен, дворянин по происхождению. Евгений Базаров же с гордостью рассказывает о своем простом происхождении: “Мой дед землю пахал…” Базаров ценит практичность, предпочитает мыслить рационально, отрицая искусство, творчество, духовность: «Рафаэль гроша медного не стоит». Практичность Базарова проявляется даже в его внешнем виде: «Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил. Говорил, что думал. Одевался просто даже в какой-то мере старомодно: балахон с кистями, шляпа с большими полями. Но это его не тревожило, он носил что есть и что удобно, мода его не волновала».  Павел Петрович, романтик и консерватор, не мог понять Базарова. Даже жизнь в деревне не повлияла на его трепетное отношение к внешнему виду. Павел Петрович всегда считался красивым мужчиной: «С детства Павел Петрович отличался красотою, был немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться». Павел Петрович был не в состоянии понять и принять нигилизм, являющийся неким принципом  жизни Базарова, науке предпочитал художественную литературу. Под нигилистом понимал человека, не уважающего ничего и никого. И Павел Петрович, и Базаров были довольно радикальны в своих взглядах, они абсолютно не желали принимать во внимание аргументы друг друга, каждый оставался при своем мнении. В 24 главе романа конфликт поколений, а именно конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем, достигает своей кульминации.
    Николай Петрович и Аркадий не настолько категоричны в своих убеждениях, но в данном споре также поддерживают разные стороны.
    Несмотря на очевидные различия Павла Петровича и Базарова, общего у них очень много, можно даже утверждать, что они довольно похожи. Оба они не подвержены чужим влияниям, и лишь пережитое и прочувствованное ими самими заставляет героев изменить взгляды на некоторые вопросы. Как демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому.
    Конфликт «отцов и детей» не является единственным конфликтом в романе. Композиция романа зеркальная : Базаров дважды объезжает одни и те же места. Это даёт возможность Тургеневу показать и второй конфликт в романе.  Этот конфликт связан с главным героем, его душевным состоянием.   История любви Базарова – важнейшая тема романа. В первой части произведения мы также сталкиваемся с несколькими историями любви, но их можно считать предысториями героев по отношению к  их дальнейшим судьбам. Даже с позиции любовного конфликта между Павлом Петровичем и Базаровым намного больше общего, чем кажется с первого взгляда. Любовь полностью меняет жизнь каждого. Из-за любви к княгине Р. Павел Петрович отказывается от своей прежней жизни и карьеры. Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой  выше  и сильнее всех теорий – Базаров начинает понимать несостоятельность своих  идеалов .
    Первая половина произведения по большей мере заставляет задуматься об устоях дореформенной России, о целесообразности тех или иных политических взглядов, принципов и взглядов на жизнь. Вторая половина произведения больше поднимает различные нравственно-философские вопросы и заставляет задуматься о настоящих ценностях жизни. Недаром сюжет произведения был задуман именно таким. Из произведения мы узнаем, что самым ярким персонажам, ставящим свои принципы превыше всего на свете, не была уготована счастливая судьба: Базаров погибает, Павел Петрович переезжает в Дрезден, где продолжает придерживаться своих прежних взглядов, живя в одиночестве. В свою очередь Аркадий и Катя, Николай Петрович и  Фенечка  живут счастливо, оберегая всеми силами друг друга, живя большой и счастливой семьей. Жизнь продолжается, идет своим чередом. Недаром в конце романа в центре внимания остаются только две счастливых семьи, а Базаров, борющийся за иное будущее, и Павел Петрович, «архаическое явление», пропадают. Семья, дружба, любовь – это ценности, остающиеся в жизни навсегда. Это нечто вечное, неподвластное времени, а такие яркие явления, как Павел Петрович или Базаров, – это эпоха, которая рано или поздно заканчивается, которая существует лишь в определенный отрезок времени.
    Таким образом, в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев поднимает множество актуальных для общества вопросов. Примечательно, что произведение не теряет своей актуальности и в настоящее время, а также вряд ли потеряет в будущем, так как проблемы, поднятые автором, являются вечными, сквозными в русской литературе. Читатель не может после прочтения не задуматься об истинных жизненных ценностях, о роли семьи в жизни каждого человека. После прочтения романа «Отцы и дети»  задумываешься о важности дружеских отношений между родителями и детьми, таких отношений, какие были между Аркадием и Николаем Петровичем. Нельзя жить , руководствуясь  только разумом , грамотное равновесие между разумом и душой – то, чего не хватало Базарову . Стоит отметить, что роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» – произведение, запоминающееся своей глубиной, произведение, поднимающее множество вопросов, ответы на которые читателю предстоит искать внутри себя, неосознанно сравнивая себя с главными героями произведения.

  10. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” будет актуален всегда, потому что его главная тема – конфликт между поколениями, а уж он-то будет вечно, пока идёт смена поколений. “Детям” всегда кажется, что “отцы” заняты не так и не тем, а “отцы” не одобряют то, как их “дети” разбазаривают жизнь на какие-то странные ненужные занятия.
    С другой стороны, роман И. С. Тургенева описывает время, в которое создавался, – 60-е гг. XIX ст., поэтому в нём описаны характерные для этого времени события в русском обществе, причём сделано это с позиции “отцов” – насмешливо, иногда почти с сарказмом.
    Взять хотя бы “эманципе”, как она показана:
    Нам ещё ничего не сказано, но читатель уже подготовлен к негативной составляющей в восприятии образа Кукшиной: она и неопрятная, и растрёпанная, и горностай у неё старый и нечистый какой-то, и говорит она лениво, и журналы у неё хоть и валяются повсюду, но хозяйка их не читает, потому что в те времена страницы в журналах нужно было разрезать самостоятельно, это был часто встречающийся полиграфический брак, обусловленный необходимостью удешевить производство. Неразрезанные страницы бывали и в книгах. Словом, во времена И. С. Тургенева было просто понять, читает ли человек книги или просто держит для придания себе пущей важности.
    Шаг за шагом перед нами открывается образ без единой положительной черты. Мадам Кукшина провинциальна, неопрятна и просто вульгарна:
    В нежном школьном возрасте, когда я впервые читала это произведение, то меня донимал один детский вопрос: а что было бы, мадам Кукшина была не провинциальна, а со столичным лоском, если бы она была на радость мужскому глазу причёсана и одета в новое чистое платье, звучало бы сказанное ею глубже или умнее? Автор намеренно смешивает перечисление каких-то внешних недостатоков героини и неопрятности её жилья, но при этом ни слова не говорит о содержательной стороне беседы. Исподволь получается, что некрасивая женщина в несвежем платье не может судить о том, что такое индивидуальность, женщина, склонная к неуёмному поглощению шампанского, не может сказать ничего толкового о равноправии – все рассуждения мадам Кукшиной остаются вне повестования, лишь лозунги, поисающие в воздухе … Словом, женщина, чей вид не услаждает взор мужчины, а умение вести хозяйство не способно удовлетворить его стандарты комфорта, не может быть ни умной, ни глубокой, ни просто симпатичной.
    Софья Ковалевская и Мария Складовская-Кюри, наверное, тоже не сильно впечатлили бы И. С. Тургенева, ибо тоже не отличались умением хорошо причёсываться, а в быту были отнюдь не идеальными хозяйками. Мы-то знаем, что обе они были недюжинного ума учёными, но опиши и их И. С. Тургенев в своём романе, было бы на двух Кукшиных больше.
    Так что роман “Отцы и дети” с одной стороны всега будет актуальным, а с другой стороны ярко демонстрирует психологию своего времени.

  11. В своем романе И. С. Тургенев затрагивает животрепещущую для 60-х годов проблему “отцов и детей”. Но этот конфликт не является характерным атрибутом лишь той эпохи, он существовал во все времена, для развития общества это противоречие является двигателем, непременным условием прогресса. Вероятно, именно поэтому даже с течением времени роман “Отцы и дети ” не потерял своей актуальности.
    Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, расходятся не столько потому, что одни были “отцами”, а другие — “детьми”, сколько потому, что “отцы” и “дети”, в силу обстоятельств, стали выразителями идей различных, противоположных эпох, они представляли разные социальные положения: старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Таким образом, этот чисто психологический конфликт перерастает в глубокий социальный антагонизм.
    Для более подробного рассмотрения этой проблемы мне кажется целесообразным условно выделить три части: во-первых, конфликт дворянства в лице Павла Петровича Кирсанова и разночинной интеллигенции (Базаров); во-вторых, это конфликт Аркадия с отцом, не имеющий такой серьезной идейной почвы, но от этого не менее болезненный; и в-третьих, конфликт Базарова с родителями, который придает роману особую остроту, .пронзительность.
    Итак, проблема противоречия между дворянством и революционными демократами заявлена буквально с первых же страниц романа. Уже в самом описании героев читатель обнаруживает противопоставление. Когда автор представляет Базарова, нам видится фигура мрачная, отгороженная от мира, в ней чувствуется сила, энергия. Особо Тургенев акцентирует наше внимание на уме главного героя. Описание Павла Петровича, напротив, состоит почти только из прилагательных, это человек-кукла, жизнь и дела которого бессмысленны: он носит английский костюм и лаковые полусапожки в деревне, заботится о красе ногтей. Все прошлое Павла Петровича — погоня за миражами, в то время как Базаров приносит реальную пользу, занимается конкретными проблемами, ему некогда мечтать. Контрастность этих образов бросается в глаза. Автор хочет изобразить могучего разночинца и слабых дворян. Этот конфликт развивается на протяжении всего романа, но так и не имеет развязки. Писатель как бы предоставляет его разрешение будущему, рассматривая его со стороны.
    Отношения Аркадия с отцом представляются мне наиболее трогательными. Эти образы созданы Тургеневым с большой любовью, которую он передает читателю. Несмотря на конфликт, завязка которого происходит в самом начале романа, мы видим, что отец и сын невероятно похожи и противоречия между ними по большей степени наносные. Аркадий представляется нам “молоденьким мальчиком”, романтиком, увлекшимся идеями равенства и братства, он хочет, чтобы мир вокруг был так же счастлив и радостен, как и он сам. Тургенев с легкой иронией подчеркивает желание Аркадия казаться взрослым, зрелым человеком с собственными взглядами на окружающий его мир, общество; молодой человек изо всех сил старается быть похожим на своего кумира Базарова, заслужить его уважение независимостью мышления: “Он (Аркадий) в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностью скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!”. А на самом деле для счастья ему надо немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь добрую и любящую жену, воспитывать детей. И это “обывательское”, простое и незамысловатое счастье пересилило идеи о всеобщем благе и всемирной гармонии.
    Таков и его отец, он ценит уклад, семью; благополучие близких людей для него превыше всего. Он сохранил в своей душе идеалы романтизма, недаром Николай Петрович читает Шиллера, Гете, Пушкина. Не случайно его так коробят напускной шшизм и развязность Аркадия и, в то же самое время, отчуждение сына, который ему так дорог. Он сам старается не отставать от времени, искренне пытается понять молодежь. Это неуклюжее подражание новому вызывает у автора улыбку, но, скорее всего, добрую. Этот искренний, бесхитростный, пусть даже не очень глубокий человек очень близок Тургеневу. Таким образом, этот конфликт между отцом и сыном снимается в конце романа как бы автоматически. Базаров уходит из жизни Аркадия, идеи которого и были “яблоком раздора”. Автор подводит нас к тому, что молодой человек, вероятно, повторит путь своего отца.
    На конфликте Базарова с его родителями хотелось бы остановиться особенно. Именно в нем-то и заложен весь смысл, вся мудрость.
    Я думаю, что при встрече Базарова с родителями конфликт поколений достигает своего апогея. Это проявляется, прежде всего, в том, что ни сам Базаров, ни даже, пожалуй, автор не знают, как же на самом деле главный герой относится к своим родителям. Его чувства противоречивы: с одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой — в его словах сквозит презрение к “глупой жизни отцов”. И это презрение не наносное, как у Аркадия, оно продиктовано его жизненной позицией, твердыми убеждениями. Этот разлад имеет очень глубокие корни, и, по-видимому, он неразрешим. Отношения с Одинцовой, с родителями доказывают, что даже Базаров не может полностью подавить свои чувства и подчиняться только уму.
    Трудно объяснить, какое же чувство не позволяет ему окончательно отрешиться от родителей: любви, жалости, а может быть, чувство благодарности за то, что именно они дали первые импульсы, заложили основу для развития его личности. В разговоре с Аркадием Базаров утверждает, что “всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я”. Здесь, я думаю, Базаров неправ. Именно родительское воспитание, их пример или, напротив, их ошибка создали почву для интеллектуального роста Базарова. Он, как и все дети, пошел дальше своих родителей и отдалился настолько, что утратил возможность понимать их, принимать их такими, как есть, прощать.
    Эта пропасть велика и непреодолима, да и сам Базаров не хочет сблизиться со стариками, считая это шагом назад. И очень жаль. Сколько ценного он мог бы почерпнуть от них, и не было бы этого трагического одиночества, метаний. Узнав поближе своих родителей, он бы понял, что Россия держится именно на таких людях, на силах их душ, на их вере и любви. То” как описывает автор Василия Ивановича и Арину Власьевну, то, сколько души он в это вкладывает, не оставляет сомнений, что эти герои ему особенно дороги.
    Трудно определить, на чьей стороне находится автор в этом конфликте “отцов” и “детей”. Но все-таки, по каким-то трудно уловимым интонациям чувствуется, что ближе для него сторона “отцов”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *