Сочинение на тему алексей маресьев

14 вариантов

  1. Подвиг Алексея Маресьева, лишившегося обеих ног во время Великой Отечественной Войны, сегодня известен каждому
    Сила воли и стремление к жизни героя сумели победить вначале смерть, а затем и инвалидность. Наперекор приговору, казалось, вынесенному самой судьбой, Маресьев сумел выжить тогда, когда это казалось невозможным, смог вернуться на фронт за штурвал истребителя.
    Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея. После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. Дважды подавал документы в лётное училище, но их возвращали, так как Алексей в детстве перенёс очень тяжёлую форму малярии. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимается в аэроклубе. В 1937 году призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалине, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А.К. Серова, которое окончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну. Впервые дни Великой Отечественной войны более 20000 камышан отправлены на фронт. Среди них был и Маресьев.
    В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.
    4 апреля 1942 в районе так называемого ”Демянского котла” (Новгородская область) в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта, питаясь корой деревьев, шишками и ягодами. Первыми обнаружили его, еле живого, мальчишки из деревни Плав – Кисловского сельсовета Валдайского района.
    Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами.
    В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в лётную школу, которая находилась в п. Ибреси ЧувашскойАССР. 24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
    ”Я помню и люблю старый Камышин. Никогда и нигде я не видел такого неба, такой чистой и голубой лазури, как в Камышине. Как захотелось мне тогда летать, подняться ввысь на крылатой птице, посмотреть сверху на наш город, увидеть Волгу в её величественной красоте” – вспоминал о своей родине Алексей Маресьев. Эти знаменитые слова Алексея Петровича Маресьева высечены на монументе, скульптором С. Щербаковым.
    На высоком берегу Волги, там, где дуют степные ветры, а небо завораживает взгляд своей высотой, вот уже более полувека жители города Камышина Волгоградской области славят имя своего земляка – Алексея Петровича Маресьева, легендарного военного лётчика-аса Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза.
    Героизм и мужество камышинского летчика не могло быть не вознаграждено. В городе есть два памятника знаменитому летчику. Один из них находится на Аллее героев в Парке Победы, где стоит 12 бюстов местных уроженцев в окружении цветущих роз и невообразимой красоты деревьев и кустов, похоже собранных со всего мира. Также в парке есть образцы военной техники, среди которых – несколько самолетов и даже ракета, потому что, оказывается, именно здесь в Камышине было первое военное училище, которое в советское время готовило ракетчиков.
    Но больше всего запоминается в городе второй памятник Маресьеву, открытый совсем недавно в 21 веке, недалеко от того места, где он жил. Фигура летчика выполнена из металла – бронзы, а всё, что находится ниже нее – из камня.
    Бронзовая фигура Героя в форме лётчика, взгляд устремлён ввысь и кажется, будто Маресьев и сейчас смотрит в небо Камышина, которое когда-то позвало его в полёт, которое будем надеяться, что никогда не пронзят военные самолёты, которое так и будет радовать взгляд мирной высокой лазурью.
    Мы гордимся нашим земляком и с достоинством проживаем в величественном Камышине – городе легендарного героя.
    Пихиенко Юлия Анатольевна, 1 курс, группа М-912, специальность Сестринское дело, руководитель: Малякина Татьяна Николаевна, преподаватель, Камышинский филиал ГАПОУ “Волгоградский медицинский колледж”, Волгоградская область, Россия.

  2. Сочинение ученицы 7 класса МОУ «Ленинская СШ» Надёжиной Татьяны.
    Руководитель: учитель русского языка и литературы-Жукова Валентина Егоровна/
    Беру пример с Маресьева.
    В современном мире на всех людей, а в частности на детей и подростков,
    оказывают огромное влияние СМИ, телепередачи и фильмы, которые не
    всегда являются положительными. И я однажды задумалась-есть ли во
    всём потоке информации примеры поступков настоящих людей, на которых
    можно равняться? Есть ли среди них настоящие герои, с которых стоило бы
    брать пример? Как оказалось, такие примеры есть! И одним из самых ярких
    является советский лётчик, Алексей Маресьев-герой произведения Бориса
    Полевого «Повесть о настоящем человеке».
    Многочисленные испытания, выпавшие на долю этого солдата, оказались
    бы непосильными для многих современных «героев», красующихся на
    телеэкранах и обложках журналов. Состояние на грани отчаяния должно
    было не раз настигнуть лётчика. Испытания шли одно за другим, но он с
    непоколебимой силой воли проходит через все трудности, пусть даже иногда
    и со слезами на глазах. Но не это ли знак того, что герой остался человеком
    после пережитых им ужасов, а человеческая натура не была сломлена?
    Именно такие истории заставляют задуматься нас, живущих в мирное время,
    что примером для подражания должен служить не самый красивый или
    популярный, а именно самый человечный, самый стойкий и самый
    мужественный! Если уж кто и знает, что такое мужество, так это точно
    Алексей Маресьев!
    Я не стану пересказывать все те тяжёлые испытания, которые пережил
    этот обычный солдат, лучше прочесть книгу самому, доверить своё
    воображение в руки автора книги, а он, будучи настоящим мастером пера
    точно заставит читателя ощутить на себе все пережитые героем эмоции и
    пройти вместе с ним через все трудности. И после прочтения повести у вас
    точно не останется вопроса, кто же такой настоящий герой. Именно Алексей
    Маресьев, простой советский лётчик, по моему мнению, есть тот настоящий
    человек, с которого стоит брать пример стойкости, умения преодолевать
    любые жизненные трудности и любовь к жизни!
    Алексей Мересьев трудом, упорством, мужеством и целеустремленностью
    доказал всем и себе в первую очередь, что он настоящий человек.
    Я считаю, что именно с таких людей нужно брать пример!
    Сочинение ученицы 7 класса МОУ Ленинская СШ» Ленинг Надежды.
    Руководитель: учитель русского языка и литературы-Жукова Валентина Егоровна, т.89270603651
    Беру пример с Маресьева.
    Война…Сколько боли, печали и страдания несёт это слово и оставляет
    тяжёлые воспоминания в душе и жизни каждого человека. Совсем недавно
    мною была прочитана книга о стойкости и мужестве советского лётчика-
    истребителя во время Великой Отечественной войны. Борис Полевой, автор
    «Повести о настоящем человеке» рассказал нам о случае-событии,
    произошедшем в действительности. Герой его произведения лётчик Алексей
    Мересьев, истребитель, который попал в кольцо немецких самолётов и был
    сбит. Очнувшись в лесу, тяжело раненый, с отмороженными ногами он,
    справляясь с этой болью и тяготами, навалившимися на него, начал свой
    тяжкий путь, длившийся восемнадцать дней. Уже на седьмые сутки герой не
    мог ползти, потому что у него отказали ноги. В этом нелёгком пути Алексея
    поддерживали воспоминания о доме, о матери и любимой девушке. А ещё он
    думал о немцах, которые могли всё это уничтожить: «Не пускать, не пускать
    их дальше! Драться, драться с ними, пока есть силы…». Это человек,
    выживший благодаря и вопреки. Каким был Алексей Мересьев, на чём
    держалось его стремление победить боль, усталость, страх? Он хотел жить
    наперекор врагу. Он жил и трудился на благо Родины и воевал во имя мира.
    Он полз по лесу несколько дней, воодушевляемый мыслью о победе над
    врагом, посягнувшем на свободу его Родины и желанием жить. Он хотел
    выжить ради торжества, ради добра на земле. И он выжил! Он вновь стал
    лётчиком, даже лишившись ног! Алексей Мересьев-настоящий герой,
    человек, который своим примером доказал, что любовь к жизни не является
    достоинством и что только тот сможет считаться героем, в ком это чувство
    тесно связано с привязанностью к Родине, жизни и своим родным.
    Мне кажется, не случайно имя этого лётчика стало легендой, не случайно
    Борис Полевой посвятил ему свою книгу. Я считаю её название- «Повесть о
    настоящем человеке» правильным. Мересьев-настоящий русский
    человек, сумевший преодолеть огромные жизненные трудности. Я думаю,
    что с героя этой книги можно и нужно брать пример!
    .

  3. Недавно я открыл для себя очередного легендарного героя самой страшной войны минувшего столетия. Это удалось сделать благодаря произведению Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Небольшая книга буквально захватила воображение, привлекая неординарностью сюжета и упорством главного героя, претворившего жизнь в пример для подражания.
    Алексей Маресьев взрослел вместе с молодой советской страной.
    Война сломала мирные планы окончившего летную школу юноши, необходимо было защищать Родину от врагов. На счету летчика-истребителя было четыре уничтоженных немецких самолетов, когда весной 42-го в небе над Новгородчиной самолет был подбит, сам Маресьев – тяжело ранен. Такова предыстория дальнейших событий.
    Самолет Мересьева упал в густой чаще вражеского тыла. Летчику с раздробленными ногами пришлось восемнадцать суток ползком добираться к своим. Только благодаря своей воле и мужеству выжил даже после того, как ему ампутировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вновь вернулся в свою эскадрилью, доказав всем, что он властен над своей судьбой.
    Каждый эпизод повести довольно напряженный, но кульминационным моментом становится первый полет летчика, лишившегося ног. Прочувствовать глубину волнения героя помогает описание инструктора, ежедневно обучающего десятки летчиков. Радость Мересьева передается Наумову, у которого «клубок подкрадывается к горлу и приборы начинают расплываться перед глазами»…
    Снова фронт. И новый поединок с вражеским асом. Мужество, мастерство, выдержка и безмерная любовь к своей стране помогли советскому летчику одержать победу над неприятелем.
    Прототипом героя Б.Полевого стал легендарный российский летчик Алексей Петрович Маресьев, который в 1943 году за битву на Курской дуге удостоен звания Героя Советского Союза. После войны он закончил Академию общественных наук, защитил диссертацию и стал кандидатом исторических наук. Одна из малых планет сегодня носит имя прославленного летчика.
    Думаю, «Повесть о настоящем человеке» не оставит равнодушным ни одного читателя. Именно на таких примерах надо воспитывать патриотизм, на таких людей следует равняться в жизни.

  4. «Повесть о настоящем человеке» была написана Борисом Полевым после окончания Второй мировой войны в 1946 году. Главным героем этого произведения является летчик-герой Алексей Мересьев.
    Образ Алексея Мересьева – это самый яркий и сильный образ послевоенной литературы. Писатель характеризует его как скромного, порядочного и доброжелательного человека, и в то же время сильного и мужественного, волевого и целеустремленного, умеющего преодолевать любые трудности. В повести показаны вполне типичные черты советского воина.
    Совершенный им подвиг не определяется уникальностью героя повести: это обычный советский человек. Во время военного лихолетья миллионы юных и зрелых людей стеной стали на защиту своей Родины.
    Создавая образ Алексея Мересьева, Борис Полевой показал характерные черты, которые были присущи советским людям. Это и героизм, и сила воли, которые с наибольшей силой проявились при необходимости встать на защиту своих родных и близких, своей родной страны.
    Способность не сломаться в тяжелейших условиях, огромная жажда жизни помогли Алексею пройти страшное испытание, уготованное ему судьбой.
    Алексею в начале повести было всего 22 года, но он уже был в звании старшего лейтенанта. После ожесточенного боя зимой 1942 году возле Новгорода самолет молодого летчика был сбит. После многодневных скитаний раненый Алексей Мересьев добирается до своих, советских людей, по оккупированной врагом территории. Как следствие ранения – у Мересьева на обеих ногах была гангрена, и для спасения жизни ему сделали ампутацию. Отчаяние и сомнения, которые он начал испытывать после операции, ему помог преодолеть другой «настоящий человек – полковой комиссар по фамилии Воробьев. Поддержка комиссара, по признанию Мересьева, помогла ему прийти в себя и начать борьбу.
    Преодолев мужественно трудности, он совершил невозможное – постепенно научился ходить на протезах из кожи и алюминия. И менее чем через 18 месяцев, когда он снова возвращается в свой полк, становится лучшим летчиком и продолжает борьбу с фашистами.
    У образа главного героя повести есть реальный прототип – летчик Алексей Маресьев. Несмотря на ограниченные физические возможности, он летал с помощью протезов. Им было совершено восемьдесят шесть вылетов, в результате которых было одиннадцать сбитых самолетов противника: четыре до ранения и семь после ампутации. Писатель в годы войны встречался с ним, и повесть создана по его рассказу. При написании книги Борис Полевой не приукрашал образ своего героя. И в начале повести и во время пребывания Алексея в госпитале автор показал, какие неимоверные усилия прилагал Мересьев для преодоления собственной слабости. Героизм и мужество летчика не уменьшается тем, что он порой даже мог впасть в отчаяние. Но огромной силой воли и жаждой жизни он преодолел все трудности, и доказал что при огромном желании можно достичь, казалось бы, невозможного результата.

  5. Судьба Алексея Петровича Маресьева – советского военного летчика, совершившего 86 боевых вылетов и сбившего 11 вражеских самолетов в годы Великой Отечественной войны, – поразительна и, пожалуй, не имеет аналогов в истории.
    Маресьев – наш земляк, он родился 7 (20) мая 1916 года в г. Камышине Саратовской губернии. В детстве мальчик перенес тяжелую форму малярии, которая привела к ревматизму. Но мечта у Маресьева была – мечта летать! Дважды юноша подавал документы в летную школу, но из-за проблем со здоровьем его не брали туда. В 1937 году был призван в армию, и служил в авиационном погранотряде на острове Сахалин, затем учился вБатайском авиационном училище им.А.К.Серова. Вы представляете, каким надо обладать упорством, целеустремленностью, чтобы убедить медицинские комиссии в своей профпригодности.
    Великую Отечественную войну Алексей Маресьев встретил на Юго – Западном фронте в 296-м истребительном авиационном полку. Боевые вылеты, первые успехи, к марту 1942г. на счету молодого летчика уже числилось 4 сбитых самолета. А затем произошли события, которые потрясают воображение. В одном из боев в районе так называемого «Демянского котла» самолет Маресьева был сбит. Раненный и голодный, он сначала на ногах, а затем ползком, в течение 18 суток, добирался досвоих. Состояние Маресьева было безнадежным, в госпитале, куда он был доставлен, его уже уложили на каталку, чтобы отвезти в морг, но удача улыбнулась этому человеку. Профессор Теребинский увидел молодого лейтенанта и приказал быстро везти парня в операционную. Отважному и стойкому летчику спасли жизнь, сделали операцию, но ампутировали обе ноги в области голени.
    Что дальше, как жить, что делать…
    Алексей Петрович был расстроен и даже подавлен, но благодаря своему мужеству, желанию жить, летать, приносить пользу своей Родине, он освоил протезы, сумел убедить медицинскую комиссию, что он может летать и вернулся в строй! Меня просто поражает упорство и даже какой-то азарт в стремлении доказать свое право бить фашистов на равных с другими летчиками. Ни капли жалости к себе, никаких поблажек, это потрясает!
    После ампутации ног Маресьев сбил еще 7 самолетов врага и был отмечен заслуженной наградой – звездой Героя Советского Союза.
    О Маресьеве написаны военные очерки, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, его имя носит малая планета солнечной системы.
    А сам он никогда не считал себя героем и не соглашался, что он совершил какой-то подвиг. Однако, на мой взгляд, его мужество, отвагу, упорство в достижении поставленной цели, уже можно назвать подвигом. Ведь не каждый человек после ампутации конечностей может продолжать жить, как ни в чем не бывало! Маресьев не стал себя жалеть или обвинять других в своем горе, как это могли сделать другие люди, окажись они на его месте. Он встал на ноги, и продолжил жить, как обычный человек, при этом, занимаясь любимым делом – летать и бить врагов, защищая Родину. Его можно считать героем потому, что, прежде всего он думал не о себе, а о защите своего Отечества.

  6. Путь к людям стал для Мересьева настоящим испытанием. Сначала Алексей передвигался на самодельных костылях, но вскоре они уже его не спасали. Ноги летчика были значительно повреждены. Найденная банка тушенки и зажигалка первое время спасали Алексея от холода и голода, но когда его запасы закончились, путь стал невыносимо тяжелым, но это не остановило целенаправленного Мересьева.
    Ползком он все же добрался до людей, где ему смогли оказать первую помощь и отправить в московский госпиталь.
    Итак, его путь занял 18 дней. Естественно, что все это время он не мог обработать раны или получить квалифицированную помощь, поэтому его ситуация была крайне непривлекательна – ампутация конечностей стала единственным вариантом.
    Пожалуй, этот эпизод книги самый сложный для прочтения – кажется, что судьба распорядилась крайне несправедливо с человеком, полным стремления и надежды изменить мир на лучшее.

    Жизнь после ампутации

    Истории о том, как люди с травмами ног, спины, которые не позволяют им передвигаться самостоятельно, без помощи других людей или специальных приспособлений, адаптируются в обществе и даже могут реализовать себя – не редкость.
    Однако, когда ты наблюдаешь за этим процессом со стороны, это кажется так легко. На самом же деле пережить подобное и не сломаться, не отчаяться – подвиг, на который готов не каждый.
    После операции по ампутации ног Алексей Мересьев значительно приуныл. Он не представлял, как теперь будет жить. Ему казалось, что теперь все будут к нему относиться по другому, с жалостью, и это обескуражило его.
    Несмотря на поддержку медперсонала и больных по палате, Алексей не мог прийти в себя – самолеты были его мечтой детства, целью в жизни, а теперь он должен отказаться от всего, что ему так дорого.
    Однако такой пессимизм не длился вечно – когда к ним в палату попал Семен Воробьев, жизнь начала обретать новые краски.
    Веселый и жизнерадостный поручик сумел вновь зажечь лучик надежды в душе Мересьева – он дал ему прочитать статью о летчике, который мог управлять самолетом после ампутации ступни. В начале, Алексей воспринял информацию скептически – у него ведь не ступни, а обеих ног не было, но убеждении о том, что советский человек может сделать невозможное взяли верх. Алексей постепенно начинает возвращаться к жизни.

    Возвращение на фронт

    Благодаря Воробьеву, Мересьев не только поверил что, его жизнь не закончилась, но и в то, что у него есть все шансы стать великим человеком.
    Алексей начинает выполнять специальные упражнения для укрепления ног и развития мышц. Занятия эти были не самый приятные – боль была очень сильной и не раз заставляла задумываться Алексея о том, что лучше прекратить попытки. Однако, упорство все равно победило. Несмотря на жуткую боль, Алексей продолжает упражнения.
    Его процесс реабилитации был прерван неприятным событием – комиссар Воробьев умер. Мересьев не был сентиментальным человеком, но смерть человека, сумевшего его вернуть к жизни, заставившего поверить в чудо и свои способности, стала волнительным событием.
    Алексей осознает, что у него появилась еще одна причина, по которой он не может оставить все как есть.
    Спустя некоторое время, в арсенале Алексея появились протезы – это внесло существенные изменения в жизнь Мересьева. Он смог самостоятельно передвигаться и даже совершил прогулку по Москве, чтобы испытать свои ноги.
    Ободренный успехами, он добавляет себе еще одно занятие – обучение танцам.
    Летом 1942 года Алексея выписывают, с этого момента начинается его борьба за право сесть за штурвал самолета.
    Военный врач Мировольский отказывается подписывать ему заключение о разрешении полетов – он считает, что полет на самолете – это что-то невозможное, для человека без ног. Ситуацию спасает находчивость Алексея. Он предлагает врачу посетить танцы. Мировольский соглашается и остается приятно удивлен – Мересьев танцевал просто отлично, казалось, что отсутствие ног никоим образом не повлияло на его способности. На самом же деле Алексей испытывал сильную боль, но скрывал это за улыбкой – желание вернуться за штурвал самолета было сильнее боли.
    После выписки Мересьев не сразу попал на линию фронта – еще некоторое время он обучался в школе летчиков – появление новых моделей самолетов требовало переподготовки кадров.
    Весной Алексей уже мог испытать свои силы с настоящим противником. Он принимал участие в военных событиях на Курской дуге. Успех его был несомненный – о нем все начали отзываться как о талантливом и усердном человеке.

    Характеристика личных качеств

    Образ Алексея Мересьева наделен массой положительных характеристик. Бесспорное качество, которым обладает Алексей Мересьев – это упорство. Он неотступно следует к своей цели невзирая ни на что.
    Все та же высшая цель его жизни становится причиной бороться с возникшими сложностями. После катастрофы и получения множества травм, он не сдается, а продолжает свой путь даже тогда, когда, как кажется надежды на спасение уже нет – долгие 18 дней он пытался добраться до людей и не оставлял надежды, на то, что это осуществиться.
    Алексей любит жизнь и готов за нее бороться. Такое утверждение касается не только личной жизни, но и жизни других людей – Алексей неоднократно спасает от гибели своих сослуживцев, он готов принести себя в жертву ради мира и счастья всех живущих людей.
    Мересьев чуткий и отзывчивый. Он добрый по своей натуре и бескорыстный, неравнодушен к судьбе своих знакомых и друзей, он искренне переживает за них, радуется их победам и огорчается неудачам.
    Мересьев не привык жить, руководствуясь алчностью, корыстью. Он считает, что такие качества недостойны настоящего человека. Алексей всегда жил честно – он не понимает, как можно жить по-другому.
    Каковым бы позитивным и идеальным ни казался его образ, все же в нем можно найти и негативные качества. Так, например, порой для него характерно чувство мнительности – он думает, что после ампутации станет обузой для своих родных и близких.
    Алексей поначалу стыдится своей инвалидности. Мересьев не предоставляет право выбора другим людям – ему кажется, что люди уже не смогут к нему относиться как прежде, чувство жалости будет переполнять их сердца и подавлять другие чувства. Ему такая реакция кажется очевидной, но, как показывает дальнейшее развитие сюжета, подобная позиция была явно ошибочной.
    Кроме того, Алексей порой прибегает ко лжи. Он скрывает от девушки-сослуживицы, влюбленной в него, тот факт, что у него есть девушка и обещает писать ей из госпиталя, но делает он это без злого умысла.

    Отношение к людям

    Алексей Мересьев постоянно сталкивается с разными по роду занятости и темпераменту людьми: военные летчики-сослуживцы, медицинский персонал, пациенты военного госпиталя – все они так или иначе повлияли на судьбу Мересьева, как, впрочем, и Алексей на их судьбу.
    В целом, можно сказать, что Мересьев доброжелательно и сдержанно относится с людям. Не всегда и не во всех случаях он разделяет позицию человека, но Алексей никогда не позволяет себе опуститься до уровня скандалов и ругани. Он очень толерантен по отношению к другим.
    Такое доброжелательное отношение не может не вызывать такой же ответной реакции – окружающие готовы поддерживать с ним дружеские отношения, помочь ему в трудной ситуации.
    Мересьев умеет расположить людей к себе – окружающие доверяют ему, они осознают, что он высокоморальный человек и не способен сделать другим пакость или зло.

    Взаимоотношения с возлюбленной

    Когда Алексей был ребенком, его связывала дружба со своей одноклассницей – Ольгой. Время прошло – после окончания школы молодые люди практически не поддерживали связь, чему способствовала работа Алексея в Комсомольске-на – Амуре. Однако когда они все же встретились, Мересьев был удивлен – его подруга детства значительно изменилась и стала привлекательной девушкой. Алексей влюбляется, но осуществиться счастью влюбленных было не суждено – началась война, и Алексей отправляется на фронт.
    На этом связь Ольги и Алексея не прервалась – они активно переписываются. Надежда на обретение счастья после окончания военных событий не покидает их сердца.
    После авиакатастрофы, вследствие ампутации, Алексей решает, что на этом его личное счастье закончилось – Ольга не будет его любить инвалидом. Он перестает отвечать на ее письма, в надежде, что девушка его забудет. Когда же такого не случилось, Алексей решается написать письмо с просьбой оставить и забыть его, живя дальше, создавая семейное счастье с другим человеком.
    Ольга была не менее упряма, чем Алексей – ее любовь искренняя, она не собирается отказываться от своего счастья.
    Мересьев долго скрывает от девушки свою инвалидность – тревога о том, что Ольга не захочет связывать жизнь с человеком без ног все еще жива. Когда же все раскрылось, то Мересьев обнаружил, что его страхи были напрасны – девушка его любит такого, какой он есть.
    После окончания войны молодые люди все же сумели обрести семейное счастье – они поженились, у них родился сын, которого назвали Виктором.
    Таким образом, Борис Полевой воссоздал в своем произведении образ уникального человека. Конечно, как у любого другого, у него есть свои недостатки, но его желание послужить Родине, победить врага ради счастья будущего поколения и упорство, с которым он преодолевает все трудности, возникшие на его пути, перечеркивает все недостатки. Алексей Мересьев учит нас верить в свои силы даже тогда, когда никто не верит в положительный исход события, быть уверенным, что, благодаря упорству, можно преодолеть любые сложности.

  7. «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого – замечательное произведение на тему Великой Отечественной войны. Я рад, что прочитал его, еще и еще раз прикоснулся к нашей истории, вспомнил то страшное время и тех людей, которым мы – нынешнее поколение, может быть, обязаны своей жизнью. Мне понравилось, что все сказанное в повести основано на реальных событиях, а у главного героя есть реальный прототип. Читая книгу, я много думал о том, насколько жестока война, как она калечит судьбы, что каждый день на фронте и в тылу люди совершали подвиги.
    Алексею Мересьеву – главному герою повести, всего 23 года. Он – военный летчик-истребитель. В одном из боев его самолет был подбит фашистами, но Алексей не разбился. «Упав на широкоплечую ель, он скользнул по веткам в глубокий сугроб… Это спасло ему жизнь». При падении Алексею перебило ноги. Раненный летчик оказался зимой один во вражьем тылу. Обладая громадной силой воли, он принимает решение двигаться в сторону фронта. 18 дней, с раздробленными ногами, без пищи, воды и спичек, пробирался он к своим, прилагая героические усилия, чтобы превозмочь боль и слабость. Вдобавок к ранам он отморозил ноги. Умирающего Мересьва нашли жители лесной деревушки, потом на санитарном самолете переправили на Большую землю.
    Пребывание в госпитале было одним из самых сложных периодов в жизни летчика: из-за гангрены на обмороженных ступнях ему пришлось ампутировать ноги. Даже у самых сильных людей бывают моменты слабости. А для Алексея, который не смыслил жизни без авиации, существование потеряло всяческий смысл, наступило отчаяние, так как человек без ног не может летать, а значит не может бороться за Родину. «Он не жаловался, не плакал, не раздражался… День ото дня худел и чах». Ситуацию изменила встреча с замечательным человеком – комиссаром Воробьевым. Он нашел для Мересьева материал о русском летчике, который, потеряв ступни, продолжал летать с протезами.
    Комиссар возродил в Мересьеве не только желание жить, но и уверенность, что он сможет вернуться в строй. Но, чтобы летать, нельзя было просто лежать на кровати. И Мересьев, превозмогая боль, начал тренировки. «Это были страшные минуты, когда слезы сами лились из глаз, и приходилось до крови кусать губы ,чтобы сдержать невольный стон». Это был подвиг! Смотреть на тренировки было так тяжело, что раненные в это время выходили из палаты. С невиданным упорством, доходившем до фантастичности, Мересьев бегал, прыгал, а потом даже танцевал на своих «новых» ногах, чем вызывал уважение и преклонение окружающих. Врачи на комиссии не могли поверить, что у него нет нош. Алексей не опустил руки и тогда, когда ходил по инстанциям, доказывая чиновникам, что может летать. Летчику Алексею Мересьеву удалось добиться цели, к которой он шел с необыкновенным упорством. Он смог снова подняться в небо, снова воевал и сбивал фашистские самолеты.
    Алексей доказал всем, и себе в первую очередь, что он – настоящий человек. Он – пример того, как человек, благодаря собственной силе воли, упорству, настойчивости и целеустремленности, преодолевает физическое увечье.
    Книга Полевого многогранна. Он не только показывает подвиг Мересьева, но и знакомит нас с судьбами многих людей, очень разных по характеру, но объединенных ненавистью к врагу. Особенно он выделяет комиссара Воробьева, который умел находить ко всем нужные «ниточки», помогал делом и советом. Без таких людей было бы очень трудно на войне. Именно на него, «настоящего человека», комиссара Воробьева, хотел быть похожим Алексей Мересьев.
    Борис Полевой в своей книге не только описывает героизм людей на фронте, но и подробно рассказывает о жизни людей в тылу. Так, из писем Оли к Алексею, мы узнаем, с какими трудностями рылись укрепления под Сталинградом, как неделями без отдыха выхаживал раненных медперсонал и на заводах, заменяя отцов и братьев, сутками работали подростки. Автор рассказывает нам, как боролись с трудностями, сохраняя все лучшие человеческие качества люди, оставшиеся в оккупации. Так он показывает каждодневную жизнь маленькой лесной деревни Плавни, где «страдающие от голода крестьянки снесли и ссыпали в общую землянку все, у кого что сохранилось после бегства», «люди голодали, но не резали общественного скота». А как они выхаживали раненного Мересьева! Сами голодные, они несли ему последние крохи.
    Эта книга учит мужеству, выдержке, самообладанию, умению сконцентрироваться на чем-то главном. Эти качества нужны любому человеку не только в военное время, но и в мирные будни.

  8. В произведении освещается тяжёлая судьба лётчика Мересьева. Он невероятно любил небо, полёты были для него всем, словно крылья для птицы, словно воздух. Но однажды его крылья были подрезаны немецким истребителем. Лётчику пришлось очень тяжело. Он, превозмогая страдания и боль, без воды и пищи долго полз по лесу, но, несмотря ни на что, не сдался.
    Сила воли и стойкость не могут не поражать читателя. Попав в госпиталь, герой лишился ног, и ему пришлось привыкать к протезам. Однако в нем все равно жила надежда на то, что он вновь поднимется в небо. Одним из тяжелейших моментов в книге стал процесс обучения ходьбе. Меня поразило то, что летчик не просто научился ходить, но и танцевать на протезах.
    Ему пришлось преодолеть массу испытаний: научиться заново ходить, пройти комиссию ВВС (поначалу они вовсе не хотели брать Мересьева обратно в лётчики). Но, преодолев все трудности, герой добился своего и вернул себе крылья.
    Основная мысль произведения заключается в рассказе о тяжёлом военном времени, но в нем также описывается и личная жизнь летчика. Когда он стал инвалидом, то решил не портить жизнь любимой девушки, преданно дожидавшейся его с фронта. Герой посчитал себя недостойным такой большой любви, но именно она стала для него маяком во тьме и помогла достичь поставленной цели.
    Мне кажется, на примере летчика Мересьева автор хотел показать, насколько важно не опускать рук, даже если очень тяжело. Этот герой воплощает в себе смелость и самоотверженность. Книга очень ярко описывает происходящее, погружая читателя в саму суть повествования. При этом глубоко описываются не только сюжет и пейзажи, но и каждый герой со своей историей переплетается с душевным состоянием Мересьева. Думаю, подобная книга способна зацепить любого.

  9. 20 мая (н. ст.) 1916 года родился Алексей Петрович Маресьев, легендарный советский военный летчик, Герой Советского Союза, прототип героя знаменитой «Повести о настоящем человеке».
    Сила и упрямство
    Алексей Петрович родился в Саратовской губернии, в городе Камышине (ныне – Волгоградская область). Однако из документов, выставленных в 2016 году в Жирновском районном краеведческом музее в рамках выставки, посвященной 100-летию легендарного летчика-истребителя А. П. Маресьева, следует, что он родился на хуторе Веревкин, Добринской волости, Камышинского уезда. Алексей лишился отца в 3-летнем возрасте – сказались последствия многочисленных ранений, полученных в Первую мировую. В результате воспитанием троих сыновей занималась мама. Алексей Маресьев в детстве часто болел, крайне тяжело перенес малярию, выжил, но заработал ревматизм. Лишь огромная сила воли и упрямый характер, доставшиеся от отца, позволили выдерживать мучительные боли в суставах. Маресьев окончил восемь классов в камышинской школе, в местном училище освоил специальность токаря и приступил к трудовой деятельности.
    Мечта о небе
    Однако Алексея Петровича не покидала мечта о небе. Два раза будущий герой подавал документы в летное училище, два раза ему отказывали в приеме – здоровье неподходящее. В 1934 году Маресьева направили строить Комсомольск-на-Амуре. Там ему посчастливилось осуществить мечту детства – начал заниматься в аэроклубе. В 1937 году Алексей Петрович был призван в армию, в 1940-м окончил Батайское авиационное училище в звании младшего лейтенанта. В начале Великой Отечественной войны Маресьева направили на Юго-Западный фронт, в 296-й истребительный авиаполк. В 1941 году советской авиации приходилось крайне трудно. Маресьев, в отличие от многих советских летчиков, был уже опытным пилотом – возможно, потому и остался жив. Весной того же года Алексея Петровича направили на Северо-Западный фронт.
    Герой
    4 апреля 1942 года, в ходе вылета по прикрытию бомбардировщиков в районе так называемого Демянского котла, где Красная Армия окружила почти 100-тысячную группировку немецких войск, самолет Маресьева был подбит. В результате вынужденной посадки на вражеской территории летчик получил серьезные травмы. Несмотря на это, на сильно поврежденных ногах, затем ползком, затем перекатываясь, он 18 суток по глубокому снегу пробирался к своим. В подробностях порталу «История.РФ» об этом рассказал Александр Морзунов, постоянный участник поисковых экспедиций Российского военно-исторического общества, руководитель НООО «Поисковый отряд “Находка”». Сам Маресьев не любил вспоминать эту историю. Известно лишь, что питался тем, что можно было съесть, вышел живым из схватки с медведем и все-таки добрался до русской деревни, почти без сознания. В начале мая Маресьева самолетом доставили в московский госпиталь. Находясь в критическом состоянии, он перенес ампутацию стоп обеих ног: из-за обморожения началась гангрена. Казалось, о небе можно забыть навсегда. Но Маресьев был все таким же волевым и упрямым, как в детстве, и через шесть месяцев после того, как встал на протезы, уже почти невозможно было по его походке определить отсутствие стоп – невероятный по тем временам случай! Маресьев преодолел все административные и медицинские барьеры и вернулся в строй летчиков-истребителей в июне 1943 года, как раз к Курской битве. За годы Великой Отечественной войны на счету Героя Советского Союза Алексея Маресьева – 86 боевых вылетов, 11 сбитых немецких самолетов, 7 из которых после ранения. После войны Маресьев вел активный образ жизни, в отставку вышел в 1946 году в звании полковника, с 1956 года и до конца дней занимал руководящие должности в Советском (затем Российском) комитете ветеранов войны и военной службы. Умер герой 18 мая 2001 года.

  10. Впервые про Алексея Маресьева я узнал в феврале 2016 года. Наш класс посетил мероприятие в детской библиотеке имени Н.А. Келина, посвященное этому летчику-истребителю. С замиранием сердца мы слушали рассказ о жизни Маресьева, смотрели слайды. Я узнал, что наш земляк, настоящий герой и настоящий человек, Алексей Маресьев стал прототипом главного героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Конечно, я поставил себе цель прочитать ее.
    Книгу я прочел на одном дыхании и до сих пор нахожусь под впечатлением от прочитанного. Теперь я часто думаю о главном герое книги Мересьеве. Думаю, почему автор назвал его не настоящим героем, а настоящим человеком. Наверное, настоящим человеком можно назвать не каждого героя. А может, быть настоящим человеком важнее и труднее, чем стать героем. А Маресьев? Он не думал, что совершает что-то героическое, когда на израненных ногах пробирался «ксвоим» по заснеженному лесу, когда боролся за право вернуться в строй после ампутации ног.
    После прочтения книги я рассказал о своих мыслях маме. Она сказала, что у каждого человека должен быть свой герой, который служил бы ему примером. Я решил, что таким героем для меня будет Маресьев. Мне всего 10 лет, у меня нет врагов, я живу под мирным небом, и мне пока не надо защищать свою страну, жертвуя своей жизнью. Нужно другое! Нужно вырасти достойным человеком. И начинать нужно с малого. Я обычный ребенок, и мне часто не хочется делать уроки. Не хочу! Много! Трудно! В такие моменты теперь я вспоминаю Маресьева. А ему разве не трудно было ползти несколько суток по снегу в лесу? Чтобы стать настоящим человеком, без знаний не обойтись. И я сажусь за стол и раскрываю учебники. Еще бывают моменты, когда хочется плакать от боли. Но я закрываю глаза, сжимаю покрепче зубы и не плачу. Ведь Маресьеву пришлось терпеть адскую боль. И моя боль не может сравниться с тем, что пришлось вынести ему.
    У Алексея Маресьева была цель: летать, даже на протезах. У меня тоже есть цель: стать врачом, спасать жизни людей. Буду стремиться к ней, а упорство и настойчивость Маресьева всегда будут служить мне примером!

  11. Биография Алексея Маресьева

    Маресьев Алексей Петрович, подвиг которого лег в основу школьного курса советской литературы, родился 20 мая 1916 года в г. Камышине. Отец мальчика умер, когда ему было всего три года и мать – уборщица на заводе, осталась одна с тремя детьми. Получив среднее образование, Алексей Маресьев стал токарем по металлу на лесозаводе, хотя все его мечты были о небе. Молодой парень два раза подавал документы с просьбой о зачислении в летное училище и оба раза получал отказ из-за проблем со здоровьем. В детстве Алексей Петрович перенес тяжелую форму малярии, которая привела к ревматизму.
    В 1934 году по заданию райкома комсомола Алексей Маресьев отправился на возведение Комсомольска-на–Амуре, параллельно посещая занятия в местном аэроклубе. После службы в армии, в которую Маресьева Алексея Петровича призвали в 1937 г, он наконец-то был отправлен в авиационное училище имени А.К.Серова в г. Батайске, которое успешно окончил в 1940 г. в звании младшего лейтенанта. Так началась его летная биография – а дальше была Великая Отечественная война… Первый боевой вылет Маресьева Алексея Петровича состоялся 23 августа 1941 г недалеко от города Кривой Рог. В то время будущий герой СССР уже состоял в 296-м авиационном истребительном полку. К 1942 г, когда Алексея перебросили на Северо-западный фронт, биография лейтенанта уже насчитывала четыре подвига в виде четырех сбытых вражеских самолета.

    Легендарный подвиг Алексея Петровича Маресьева

    Но свой наиболее известный подвиг, легший в основу произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Маресьев Алексей Петрович совершил в апреле 1942 г. Истребитель Маресьева был сбит в одном из лесных районов Новгородской области, когда тот прикрывал советские бомбардировщики. Летчика тяжело ранило в обе ноги, но он смог совершить посадку. Территория вокруг была занята немцами и ему, раненому, сначала на ногах, а потом и ползком пришлось осторожно продвигаться в сторону линии фронта.
    Покалеченные ноги болели, а питаться приходилось шишками, ягодами и корой деревьев. Через 18 суток обессилевшего Алексея встретили отец и сын из деревни Плав, приняли его за немца и поспешили уйти. После этого, уже еле живого мужчину обнаружили мальчики из той же деревни. Один из них позвал отца, который отвез раненого домой. Деревенские жители ухаживали за ним больше недели, но срочно была нужна профессиональная помощь, и вскоре тяжелобольного Маресьева отправили воздухом в московский госпиталь. Как позднее вспоминал эти факты из биографии отца сын Маресьева – Виктор, выходить раненого в госпитале не получилось и Алексея Петровича, практически полуживого, уже готовили к отправке в морг – началась гангрена и заражение крови. Случайно мимо умирающего проходил профессор Теребинский, который и спас ему жизнь, ампутировав обе ноги.
    Казалось бы, конец всем подвигам и карьере летчика, но Маресьев Алексей Петрович и тут не позволил судьбе взять над ним верх. Еще в госпитале, а потом и в санатории этот волевой мужчина начал понемногу тренироваться для того, чтобы летать с протезами вместо ног. И чудо свершилось! В 1943 г. Маресьев прошел медкомиссию и был командирован в Ибресинскую летную школу в Чувашии, а в том же году совершил свой первый пробный вылет без ног. Все закончилось благополучно, поэтому Маресьев Алексей Петрович стал просить об отправке на фронт. В ответ поступило разрешение на службу в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк, хотя на боевые задания инвалида долго не пускали.  Переживания Алексея заметил командир эскадрильи А. Числов и взял его с собой на боевое задание. Затем еще и еще, пока, наконец, доверие со стороны высшего начальства не возросло и его стали пускать в небо наравне с другими.
    Уже 20 июля 1943 года Маресьев Алексей Петрович совершил новый подвиг – спас жизни двум советским летчикам во время воздушного боя с перевесом сил на стороне фашистов. Во время этого боя были сбыты два немецких истребителя FW 190, которые прикрывали бомбардировщики. За этот подвиг 24 августа этого же года Маресьева А.П. наградили медалью «Золотая звезда» и удостоили звания Героя Советского Союза. Слава о нем разнеслась по всему фронту, а в полк героя стали наведываться корреспонденты, среди которых и был будущий писатель Б. Полевой, прославивший подвиг Маресьева на всю страну.
    В 1944 году Маресьев дал согласие стать инспектором-летчиком в управлении вузов ВВС. За все время войны его боевая биография подвигов насчитывала 86 боевых вылетов и 11 сбитых самолетов врага. После своего выхода в отставку Маресьев А.П. постоянно поддерживал себя в хорошей физической форме, занимался плаваньем, катаньем на коньках, лыжах и велосипеде.
    Благодаря вышедшей в свет хрестоматийной «Повести о настоящем человеке», он стал широко известен по всей стране. На подвиге и примере мужества «настоящего человека» воспитывали подрастающее поколение. Маресьева Алексея Петровича много раз приглашали на встречи со школьниками. Умер герой 18 мая 2001 года за час до начала торжественного вечера, посвященного собственному 85-летию. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
    По мотивам «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого на Мосфильме еще в 1948 году был снят одноименный фильм. А уже в наше время в 2005 году – документальный фильм «Судьба настоящего человека».
    В тех местах, где проходил жизненный путь Маресьева, чтят память отважного летчика. Ему установлен бюст в Комсомольске-на-Амуре, который он когда-то строил. Есть мемориальная доска в Батайске, где он учился в летном училище в 1940 году. В чувашском Ибресине, где он восстанавливал свои летные навыки после госпиталя в 1943 в местной летной школе, также имеется мемориальная доска и улица его имени. Также памятная доска и улица есть в Москве, где он жил в послевоенные годы.
    А на малой родине Алексея Маресьева, в городе Камышин Волгоградской области в день его 90-летия, 20 мая 2006 года был открыт посвященный ему монумент, работы волгоградского скульптора Сергея Щербакова, заслуженного художника России. Маресьев запечатлен в образе летчика в летном костюме, который напряженно смотрит вдаль. Трехметровая бронзовая фигура установлена на гранитном пьедестале, на котором высечены слова Маресьева о родном городе – «Никогда и нигде я не видел такого чистого неба и голубой лазури, как в Камышине. Как захотелось мне тогда летать…». Монумент расположен на пересечении двух центральных улиц рядом с домом, в котором жил когда-то летчик.

  12. Алексей Петрович Маресьев появился на свет 20 мая 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии. Алексея и двух его братьев, Петра и Николая, воспитывала мать. Отец будущего летчика, прошедший сражения Первой мировой войны, умер от последствий многочисленных ранений, когда Алексею было всего три года. В детские годы Маресьев не отличался особым здоровьем, мальчик часто болел и перенес тяжелую форму малярии, последствием которой стал ревматизм. Алексея мучили страшные боли в суставах, а соседи его семьи шептались между собой о том, что долго он не протянет. Однако от отца, которого Алексей практически не знал и не помнил, ему достались в наследство огромная сила воли и упрямый характер.
    После окончания 8 классов средней школы в Камышине Алексей Маресьев получил специальность токаря по металлу в местном училище при лесозаводе. Здесь же он начал свою трудовую деятельность. Дважды в это время он подавал документы в летное училище, но оба раза их возвращали назад, ссылаясь на его здоровье. В 1934 году Камышинский райком комсомола направил будущего героя на строительство города Комсомольска-на-Амуре. Именно на Дальнем Востоке без отрыва от работы Алексей начал заниматься в аэроклубе, все-таки реализовав свою тягу к небу, которая возникла в нем еще в детстве.
    В 1937 году его призвали в армию. Первоначально он служил в 12-м авиапогранотряде, расположенном на острове Сахалин, но затем был переведен в 30-ю Читинскую школу военных летчиков, которую в 1938 году перевели в Батайск. Батайское авиационное училище имени А. К. Серова Маресьев окончил в 1940 году, получив на выходе звание младшего лейтенанта. После окончания обучения в училище он был оставлен в нем в качестве инструктора. Именно в Батайске Маресьев встретит начало Великой Отечественной войны.
    После начала войны летчика отправили на Юго-Западный фронт, где он воевал в составе 296-го истребительного авиаполка. Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Первые месяцы войны были для всей Красной Армии и советской авиации очень непростым временем. Немцы превосходили советских пилотов в накопленном опыте, в уровне владения техникой, на которой они летали достаточно давно, в качестве самолетов. Маресьева спасло то, что он был тогда уже опытным летчиком. И хотя он не записал на свой счет в 1941 году воздушных побед, он остался жив. Позднее прославленный советский ас Александр Иванович Покрышкин говорил, что тот, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знает настоящей войны.
    Свой первый немецкий самолет, транспортник Ju-52, он сбил в начале 1942 года. В марте 1942 года Алексей Маресьев был отправлен на Северо-Западный фронт, к этому моменту на его счету было уже 4 сбитых немецких самолета. Именно здесь произошел воздушный бой, который навсегда изменит его жизнь.
    Весной 1942 года между озерами Селигер и Ильмень советские войска возле неприметного городка Демянска окружили примерно 100-тысячную группировку немецких войск, которая не думала сдаваться, оказывая организованное и очень сильное сопротивление. 4 апреля 1942 года в районе этого так называемого «Демянского котла» во время вылета по прикрытию бомбардировщиков в бою с немецкими истребителями самолет Як-1 Маресьева был подбит. Он пытался совершить вынужденную посадку в лесу, заприметив там подходящее озеро. Однако его самолет зацепился шасси за верхушки сосен и перевернулся. Самолет упал в глубокий снег, а сам летчик получил достаточно тяжелые ранения, но остался жить.
    Целых 18 суток повредивший ступни ног летчик сначала на покалеченных ногах, а затем и ползком пробирался к линии фронта. Съев по пути бортовой паек, он питался тем, что удавалось найти в лесу: корой деревьев, ягодами, шишками. Ситуация казалась безнадежной: оказавшийся посреди бескрайнего и глухого леса в одиночестве, с поврежденными ногами летчик просто не знал, куда ему следует идти, а точнее, ползти. Как он остался в итоге жив, неизвестно никому. Алексей Петрович никогда не любил вспоминать эту историю и старался не рассказывать о ней. По его словам, им двигало в тот момент неукротимое желание жить.
    В итоге он все-таки выбрался к своим. Возле деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района его заметили отец и сын, местные жители. Так как летчик к тому моменту уже не откликался на вопросы, отец и сын из боязни вернулись назад в деревню, думая, что перед ними немец. Лишь позднее еле живого летчика обнаружили дети из той же деревни — Саша Вихров и Серёжа Малин, которые определили, что перед ними советский летчик, и при помощи отца Саши отвезли раненого пилота на подводе в свой дом. Жители деревни ухаживали за Маресьевым больше недели, но тому нужна была квалифицированная медицинская помощь. В первых числах мая возле деревни приземлился самолет, и Маресьева переправили в госпиталь в Москву.
    На этом история Алексея Петровича могла подойти к концу. К моменту доставки в Москву летчик находился уже в критическом состоянии, у него была гангрена. При этом раненых в госпитале было довольно много, поэтому привезенного летчика-истребителя как практически безнадежного уложили на каталку в коридоре. Здесь во время совершения обхода на него случайно обратил внимание профессор Теребинский, который в итоге спас ему жизнь. Правда, заплатить за это пришлось ампутацией обеих ног в области голени. Другого выхода просто не было, у Маресьева к тому моменту начала развиваться несовместимая с жизнью гангрена.
    Ампутация обеих ног, казалось бы, ставила жирную точку на карьере летчика. Однако Маресьев не собирался сдаваться. Он не смирился с мыслью, что ему придется расстаться с небом, приняв для себя решение — вернуться в авиацию и снова летать любой ценой. Приняв это, он начал практически сразу же тренироваться: ходить, бегать, прыгать и, конечно, танцевать. Правда, учиться заново танцевать ему пришлось не с медсестрами в госпитале, которые боялись, что он отдавит им ноги своими бесчувственными протезами, а с соседями по больничной палате, которые специально на время тренировок надевали на себя рабочие сапоги.
    Всего за 6 месяцев интенсивных тренировок Алексей Маресьев научился ходить на протезах так, что только редкий человек мог приметить в его походке что-то необычное. Он продолжал тренироваться и в санатории, куда был отправлен в сентябре 1942 года. Уже в начале 1943 года комиссия записала в личном деле старшего лейтенанта: «Годен во все рода авиации». Пройдя медицинскую комиссию, он был направлен в Ибресинскую летную школу (Чувашия). В феврале того же года летчик совершил свой первый полет после тяжелого ранения. Помогал ему в этом начальник летной школы Антон Федосеевич Белецкий, который сам летал с протезом вместо правой ноги.
    Только за то, что после аварийной посадки и гибели своего самолета летчик 18 дней выбирался из валдайских лесов, его поступок можно было смело назвать подвигом. Однако гораздо более поразительным было то, что после ампутации обеих ног Маресьев не только не сломался, но и добился просто невероятных результатов: преодолев массу административных и медицинских барьеров, он вернулся в строй.
    До фронта Маресьев добрался вновь в июне 1943 года, попав в состав 63-го Гвардейского истребительного авиаполка. Первоначально в полку Маресьеву не давали летать на боевые задания. Командир полка просто не отпускал летчика в бой, так как обстановка в небе над полем будущей Курской битвы была крайне напряженной. Алексей очень сильно переживал эту ситуацию. В итоге ему посочувствовал командир одной из эскадрилий полка А. М. Числов. Он взял Маресьева на пару боевых вылетов. В итоге несколько удачных вылетов в паре с Числовым помогли исправить ситуацию, доверие к летчику в полку возросло.
    20 июля 1943 года во время воздушного боя с превосходящими силами немцев Маресьев спас жизни двум советским летчикам, сбив сразу два немецких истребителя Fw.190, которые прикрывали пикирующие бомбардировщики Ju.87. Благодаря этому боевая слава Алексея Маресьева разлетелась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В 63-й истребительный авиаполк зачастили корреспонденты со всей страны, среди которых был и Борис Полевой, автор будущей книги «Повесть о настоящем человеке».
    Удивительно в этой истории и то, что, вернувшись в боевую часть после ампутации обеих ног, Маресьев сбил 7 боевых самолетов, доведя свой список воздушных побед до 11 вражеских машин. Тогда же он был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 году Алексей согласился на предложение стать инспектором-летчиком и перейти из истребительного авиаполка в управление вузов ВВС. Сам летчик честно признавался в том, что нагрузки в полетах только росли, и переносить их ему становилось все труднее и труднее. При этом Маресьев никогда не отказывался от боевых вылетов, но и не жаловался, когда ему предложили новое место работы. В итоге в июне 1944 года гвардии майор Алексей Маресьев принял предложение стать инспектором.
    Всего за время Великой Отечественной войны Маресьев совершил 86 боевых вылетов, сбив 11 немецких самолетов: 4 до ранения и 7 — после. На военной службе он находился до 1946 года, пока не вышел в отставку по состоянию здоровья. При этом бывший летчик-истребитель старался поддерживать себя в очень хорошей физической форме. Человек, лишившийся на войне ног, увлекался коньками, лыжами, плаванием и велосипедом. В итоге он даже сумел установить рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв здесь Волгу (2200 метров) за 55 минут. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Маресьев совершил в начале 1950-х годов, работая инструктором спецшколы ВВС в Москве.
    Алексей Петрович Маресьев стал тем самым человеком, про которого можно говорить вся жизнь — подвиг. Тем более что уже после войны он все равно приносил очень большую пользу ВВС страны, занимаясь процессом подготовки будущих летчиков. Кроме того, начиная с 1956 года, когда был образован Советский (а позднее Российский) комитет ветеранов войны и военной службы, полковник в отставке Маресьев возглавлял его. Он находился на этом общественном (но по-своему также боевом посту) до последних дней своей жизни.
    Алексей Петрович, несмотря ни на что, прожил достаточно долгую жизнь. Каким-то образом ему удалось преодолеть последствия и тяжелого детства, и полученного во время войны ранения. 18 мая 2001 года в Театре российской армии должен был пройти торжественный вечер, посвященный 85-летию Алексея Маресьева. Он как раз собирался прибыть на это мероприятие, когда его сразил инфаркт, он был доставлен в реанимацию одной из московских клиник, но спасти его жизнь врачи не смогли. В итоге торжественный вечер в его честь начали с минуты молчания.
    Часто бывает так, что человек, который становится прототипом книжного персонажа, в жизни не дотягивает до созданного писателем образа. Однако Маресьев живой пример обратного. Он всей своей жизнью доказал, что книга «Повесть о настоящем человеке» — это не красочный миф, а реальная история, которая рассказывает о большом мужестве и непревзойденной силе духа этого человека.
    В честь столетия со дня рождения Героя Советского Союза и прославленного летчика Алексея Петровича Маресьева на его малой родине в городе Камышине будет открыт Центр патриотического воспитания, а также состоится парад с участием авиагрупп «Русские витязи» и «Стрижи», сообщает ТАСС. Имя Алексея Маресьева будет присвоено самолету МЧС России и одной из новых улиц Волгограда. Помимо этого, памятные мероприятия, посвященные юбилейной дате, пройдут в Москве, Тверской и Нижегородской областях, а также в других регионах России. В свою очередь, Российское военно-историческое общество продолжит поиск истребителя Як-1, на котором в 1942 году летчик был сбит во время воздушного боя в районе «Демянского котла».
    По материалам из открытых источников

  13. Родился 20 мая 1916 года в городе Камышин, ныне Волгоградской
    области, в семье рабочего. Окончил 8 классов, школу ФЗУ, 3 курса рабфака. Работал
    механиком – дизелистом в городе Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. Окончил
    аэроклуб. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную
    авиационную школу лётчиков.
    С августа 1941 года лейтенант А. П. Маресьев в действующей армии.
    По март 1942 года сражался в составе 296-го ИАП; по апрель 1942 года – в 580-м
    ИАП; с июля 1943 года по апрель 1944 года – в 63-м Гвардейском ИАП.
    К концу марта 1942 года лётчик 580-го истребительного авиационного
    полка (Северо-Западный фронт) лейтенант А. П. Маресьев в воздушных боях сбил 4
    самолёта противника. 4 апреля 1942 года в бою над Демянским плацдармом (Новгородская
    область) его самолёт был подбит и упал в лес в тылу врага. 18 суток лётчик пробирался
    к своим войскам.
    После ампутации голеней обеих ног, проявив необычайную силу воли,
    в июне 1943 года вернулся в строй. Во время боёв на Курской дуге заместитель
    командира эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка (3-я
    Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный
    авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии старший лейтенант
    А. П. Маресьев сбил 3 самолёта противника.
    25 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные
    в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
    В 1946 году Гвардии майор А. П. Маресьев уволен из армии по состоянию
    здоровья. В 1952 году окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 году –
    аспирантуру Академии общественных наук. Кандидат исторических наук. В 1956 – 1983
    годах ответственный секретарь, с 1983 года 1-й заместитель председателя Советского
    комитета ветеранов войны. Автор сочинений: “На Курской дуге” и других. Умер 18 мая
    2001 года, похоронен в Москве.
    Награждён орденами: Ленина (дважды), Октябрьской революции,
    Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени
    (дважды), Дружбы народов, Красной Звезды, “Знак Почёта”, “За заслуги перед
    Отечеством” 3-й степени; медалями. Почётный солдат воинской части.
    * * *
    Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года на Волге в городе
    Камышине. Его отец, Пётр Маресьев, солдат – окопник Первой Мировой войны –
    вернулся домой полуживым и вскоре умер. Алёше исполнилось тогда всего 3 года.
    Мать, Екатерина Николаевна, – добрая, работящая женщина, сама растила и воспитывала
    детей. Она работала уборщицей, получала мало и потому сыновей Петю, Колю и Лёшу
    с детства приучала к труду, честности и справедливости.
    Алексей после 8-го класса поступил в ФЗУ. Там он получил специальность
    слесаря. Юноша работал и учился на рабфаке. Затем подал заявление в Московский
    авиационный институт. Но вместо института по комсомольской путёвке отправился
    на далёкий Амур строить город юности – так тогда называли Комсомольск-на-Амуре.
    Алексей с бригадой пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы.
    Там же на Амуре Маресьев поступил в аэроклуб. Парень успевал и работать (со
    стройки его перевели на водный транспорт в качестве моториста-дизелиста), и
    учиться лётному делу.
    В 1937 году Алексея призвали в армию. Его настойчивую просьбу
    послать в авиацию уважили и направили служить в 12-й авиационный пограничный
    отряд (на острове Сахалин). Но там, по словам самого Маресьева, он не летал, а
    “заносил хвосты” у самолётов. “Взлетел” Алексей уже в Батайской военной школе
    пилотов в 1940 году, где был оставлен инструктором. Там же, в Батайске, он
    встретил войну.
    Первый боевой вылет совершил 23 августа 1941 года в районе
    Кривого Рога, сражаясь в составе 296-го ИАП. Маресьев в составе звена истребителей
    вылетел на штурмовку переднего края противника. Вышли на цель, снизились до высоты
    40 метров и на бреющем полёте по сигналу ведущего начали штурмовку. Сделали
    несколько заходов, обрушили на головы врагов град свинца и реактивных снарядов.
    Выполнив боевое задание, истребители вернулись на свой аэродром.
    В начале 1942 года, уже в составе 580-го истребительного авиационного
    полка, лейтенант А. П. Маресьев выполнял задачи на Северо-Западном фронте.
    Именно здесь, в небе над Демянским выступом, Алексей записал на свой боевой
    счёт первый сбитый самолёт противника, им стал трёхмоторный транспортный Ju-52.
    Можно представить себе радость молодого военного лётчика, когда
    он настиг “Юнкерса”, взял его в перекрестие прицела, выпустил реактивный снаряд
    и увидел, как длинный фюзеляж Ju-52 развалился на 2 части. От него посыпались
    осколки…

  14. А. П. Маресьев – пример мужества, воли и жизнелюбия. Он попал в тяжёлую жизненную ситуацию в связи с ампутацией ног, но упорно шёл к своей мечте – быть лётчиком-истребителем. Маресьев добился своей цели, не поддавшись трудным обстоятельствам.
    Алексей победил напавшего медведя и смог добраться с травмиро-ванными ногами из тыла врага к своим, несмотря на то, что двигаться ему было очень больно и трудно. Маресьев смог достаточно быстро восстановить здоровье, а также научился ходить на протезах, как на собственных ногах, невзирая на боль, которую ему причиняли тренировки. Алексей добился разрешения снова стать военным лётчиком, смог восстановить лётные навыки и успешно сражался в небе с фашистами.
    История А. Маресьева произвела на меня и на моих друзей из Центра реабилитации детей-инвалидов «Надежда» огромное впечатление. Мы тоже находимся в трудных ситуациях. Некоторые из нас совсем не умеют ходить и передвигаются в инвалидных колясках. Я, например, до 4 лет совсем не могла ходить, всё время сидела в коляске. А сейчас уже передвигаюсь с помощью ходунков, могу сделать более десятка шагов самостоятельно. Таких результатов я смогла добиться после двух сложных операций, постоянных курсов реабилитации, включающих в себя занятия лечебной физкультурой, которые часто причиняют сильную боль, но иначе невозможно получить положительных результатов. После операций детям очень долгое время приходится находиться в гипсе и распорках. Но все наши ребята мужественно переносят эти страдания, потому что очень хотят научиться ходить самостоятельно. Я на своём опыте понимаю, как Ма-ресьеву было трудно и невероятно больно учиться ходить.
    А после того, как я узнала, что Алексей родился и жил совсем недалеко от нас, в городе Камышине, я ещё больше вдохновилась его примером силы духа и несгибаемого упорства в достижении целей! В год 100-летия со дня рождения А.П. Маресьева можно сказать, что сила духа, мужество и настойчивость актуальны и в наше время. А. Маресьев для всех нас служит живым примером для подражания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *