Сочинение на тему альтруизм

9 вариантов

  1. Человек — существо социальное, то есть живущее в обществе. Вне общества действия людей не имеют смысла. Нас окружают наши родные, друзья и знакомые, одноклассники и сокурсники, сослуживцы, соседи. Непросто поддерживать со всеми дружеские отношения. Это зависит не только от тебя, а еще и от того человека, с которым ты общаешься. Но в первую очередь — от тебя.
    Относиться к другим людям нужно бескорыстно, думая вначале о них, а не о себе, как это сделал герой древнегреческой трагедии Эсхила “Прикованный Прометей”. Прометей, несмотря на запрет верховного бога Зевса, принес людям огонь. Принес просто потому, что хотел помочь людям выжить. Еще Прометей научил простых смертных различным ремеслам и искусствам — огромным рывком продвинул вперед прогресс человечества. За это Зевс приковал Прометея к скале, куда каждый день прилетал орел и клевал его печень. За день печень восстанавливалась, орел прилетал снова, и так продолжалось бесконечно — ведь Прометей, как и Зевс, тоже был богом и потому бессмертным.
    Прометей мог спасти себя — он владел тайной свержения Зевса с трона. Но он продолжал терпеть нечеловеческие муки ради того, чтобы у людей был спасительный огонь, не требуя ничего взамен.
    Альтруизм — это бескорыстная забота о благе других людей. Альтруисты двигают прогресс вперед.
    Мы бы не находились на таком относительно высоком уровне общественного, научного и экономического развития, если бы среди нас не было ученых, превыше всего ставящих идею, а не то, сколько за нее заплатят. Ученых, целиком погрузившихся в свои теории и работающих бескорыстно. Можно долго перечислять таких великих людей: в каждой стране их сотни. Павлов и Циолковский, Мария и Пьер Кюри, Эйнштейн и Королев.
    Альтруисты есть и сейчас. Это, например, люди, которые, усыновили ребенка или открыли семейный детский дом. Просто не подлежит сравнению жизнь маленьких детей в доме ребенка, интернате или в семье! Попав в семью, дети получают ту огромную порцию любви, ласки, заботы и нежности, которую они недополучили, находясь в государственных детских учреждениях. После этого дети начинают быстрее развиваться, здоровеют, их характер меняется в лучшую сторону, — они просто расцветают. Это большое счастье — видеть, как много радости ты кому-то принес, не требуя ничего взамен. Так, я думаю, считают настоящие альтруисты. А всегда честные и наивные детские глаза, с улыбкой смотрящие на тебя — самая лучшая награда.
    Настоящие альтруисты хотят, чтобы на свете не было войн, болезней и катастроф. Именно поэтому люди с миссиями доброй воли из многих стран мира приезжают в различные точки планеты, пытаясь урегулировать какие-то важные государственные и политические вопросы мирным путем. Приезжают, чтобы помочь тем, кому приходится нелегко и тяжело нести на собственных плечах непосильный груз нерешенных проблем. Многие известные люди делают это не для того, чтобы прославиться еще больше, а для того, чтобы помочь.
    Если бы не было добровольцев из Красного Креста, то, например, некому было бы помочь людям, оказавшимся в зоне стихийного бедствия. Им бы не помогли продовольствием, крышей над головой, теплой одеждой и медикаментами. В Красном Кресте работают альтруисты, которые помогают людям независимо от того, какой они национальности, вероисповедания, местожительства и какое общественное положение они занимают.
    Я думаю, огонь Прометея не погас. Может быть, он горит в какие-то моменты не так ярко, как нам хотелось бы. Но я считаю, что альтруизм актуален сегодня, и будет актуален всегда. До тех пор, пока будет существовать человечество, будут жить люди с чистым сердцем, открытой душой, бескорыстно несущие радость окружающим и движущие прогресс.

  2. Не погас ли сегодня огонь Прометея, или актуален ли
    альтруизм

    Человек
    — существо социальное, то есть живущее в обществе. Вне общества действия людей
    не имеют смысла. Нас окружают наши родные, друзья и знакомые, одноклассники и
    сокурсники, сослуживцы, соседи. Непросто поддерживать со всеми дружеские
    отношения. Это зависит не только от тебя, а еще и от того человека, с которым
    ты общаешься. Но в первую очередь — от тебя.
    Относиться
    к другим людям нужно бескорыстно, думая вначале о них, а не о себе, как это
    сделал герой древнегреческой трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». Прометей,
    несмотря на запрет верховного бога Зевса, принес людям огонь. Принес просто
    потому, что хотел помочь людям выжить. Еще Прометей научил простых смертных
    различным ремеслам и искусствам — огромным рывком продвинул вперед прогресс
    человечества. За это Зевс приковал Прометея к скале, куда каждый день прилетал
    орел и клевал его печень. За день печень восстанавливалась, орел прилетал
    снова, и так продолжалось бесконечно — ведь Прометей, как и Зевс, тоже был
    богом и потому бессмертным.
    Прометей
    мог спасти себя — он владел тайной свержения Зевса с трона. Но он продолжал
    терпеть нечеловеческие муки ради того, чтобы у людей был спасительный огонь, не
    требуя ничего взамен.
    Альтруизм
    — это бескорыстная забота о благе других людей. Альтруисты двигают прогресс
    вперед.
    Мы
    бы не находились на таком относительно высоком уровне общественного, научного и
    экономического развития, если бы среди нас не было ученых, превыше всего
    ставящих идею, а не то, сколько за нее заплатят. Ученых, целиком погрузившихся
    в свои теории и работающих бескорыстно. Можно долго перечислять таких великих
    людей: в каждой стране их сотни. Павлов и Циолковский, Мария и Пьер Кюри,
    Эйнштейн и Королев.
    Альтруисты
    есть и сейчас. Это, например, люди, которые, усыновили ребенка или открыли
    семейный детский дом. Просто не подлежит сравнению жизнь маленьких детей в доме
    ребенка, интернате или в семье! Попав в семью, дети получают ту огромную порцию
    любви, ласки, заботы и нежности, которую они недополучили, находясь в
    государственных детских учреждениях. После этого дети начинают быстрее развиваться,
    здоровеют, их характер меняется в лучшую сторону, — они просто расцветают. Это
    большое счастье — видеть, как много радости ты кому-то принес, не требуя ничего
    взамен. Так, я думаю, считают настоящие альтруисты. А всегда честные и наивные
    детские глаза, с улыбкой смотрящие на тебя — самая лучшая награда.
    Настоящие
    альтруисты хотят, чтобы на свете не было войн, болезней и катастроф. Именно
    поэтому люди с миссиями доброй воли из многих стран мира приезжают в различные
    точки планеты, пытаясь урегулировать какие-то важные государственные и
    политические вопросы мирным путем. Приезжают, чтобы помочь  тем, кому приходится нелегко и тяжело нести на
    собственных плечах непосильный груз нерешенных проблем. Многие известные люди
    делают это не для того, чтобы прославиться еще больше, а для того, чтобы
    помочь.
    Если
    бы не было добровольцев из Красного Креста, то, например, некому было бы помочь
    людям, оказавшимся в зоне стихийного бедствия. Им бы не помогли
    продовольствием, крышей над головой, теплой одеждой и медикаментами. В Красном
    Кресте работают альтруисты, которые помогают людям независимо от того, какой
    они национальности, вероисповедания, местожительства и какое общественное
    положение они занимают.
    Я
    думаю, огонь Прометея не погас. Может быть, он горит в какие-то моменты не так
    ярко, как нам хотелось бы. Но я считаю, что альтруизм актуален сегодня, и будет
    актуален всегда. До тех пор, пока будет существовать человечество, будут жить
    люди с чистым сердцем, открытой душой, бескорыстно несущие радость окружающим и
    движущие прогресс.

    Список литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://slovo.ws/

  3. 3
    Текст добавил: ((((((((((((kInG $tRеЕt)))))))))

    Московский Государственный Университет
    им. М. В. Ломоносова
    Факультет психологии
    Кафедра общей психологии
    Реферат на тему:
    «Защитные формы альтруизма»
    Корнеев Алексей
    41 группа
    Москва
    1999
    В нашей работе мы рассмотрим взгляды различных авторов на так называемые защитные формы альтруизма. Вообще, альтруизм можно определить как поведение, направленное на другое лицо или социальное объединение, и не связанное с какими-либо внешними наградами и поощрениями. В контексте предложенной темы становится особенно актуален вопрос внутреннего состояния субъекта, его подлинной ориентации. Ведь любое (достаточно естественное) ожидание благодарности от того, кому мы помогаем, может быть расценено как ожидание поощрения, которое несовместимо с понятием альтруизма. Кроме того, вполне понятно, что помимо подлинного альтруизма, когда внешнее поведение соответствует внутренним намерениям человека, когда мотивация действительно альтруистическая, существует множество форм внешне альтруистического поведения, внутренние механизмы которого, однако совсем не соответствуют определению альтруизма. Такая ситуация может провоцироваться разными факторами. Рассматривая различные позиции различных авторов мы сможем увидеть, как они решают этот вопрос. Также можно будет проследить, какие взгляды существуют на цели, которые люди пытаются достичь, используя защитные формы альтруизма. Следует сразу оговориться, что в нашей работе альтруистическое поведение, которое по своему внутреннему строению таковым не является (т. е., если сравнивать с определением, то оно основано либо на прямом ожидании награды или поощрения (случай манипуляции), либо внешние награды не имеют ценности, однако человек действует, скорее “помогая” себе, поднимая свою самооценку, компенсируя собственные проблемы и т. п.), мы будем называть “альтруистическим”, заключая его в кавычки. Также необходимо заметить, что большая часть рассматриваемых ниже авторов принадлежат к школе психоанализа, в ее классической и более поздних модификациях. Это вполне объясняемо, так как сам термин “защитные механизмы” вводится Зигмундом Фрейдом, основателем психоанализа. По его определению, защитные механизмы, это способы защит слабого Я. Он выделил несколько основных форм защитных механизмов, таких как проекция, рационализация, идентификация, отрицание и др.
    Анна Фрейд, дочь основоположника психоанализа З. Фрейда, в своей работе “Психология “Я” и защитные механизмы” также рассматривает вопрос альтруизма как средства защиты слабого Эго. Автор говорит, что механизм проекции, один из наиболее частых защитных механизмов, может нарушать отношения между людьми, причем как в худшую, так и в “лучшую” сторону. Так, например, она рассматривает случай, в котором женщина, подавлявшая в детстве инстинктивные желания, не может удовлетворять свои собственные желания. Однако, все эти импульсы не вытесняются, а проецируются на внешний мир. Это достаточно частая ситуация, но вот на что следует обратить внимание: пациентка идентифицировалась со своими замещениями. В следствие этого, он “демонстрировала сочувствие желаниям других, чувствовала наличие необычайно сильной связи между этими людьми и собой”. Ее Супер-Эго не позволяло реализовывать ее собственные желания, но “оказывалось неожиданно терпимым к нему в других людях”. В следствии этого она удовлетворяла собственные импульсы, помогая другим в удовлетворении их собственных, схожих влечений. Таким образом, ее внешний отказ от собственных инстинктов в пользу других (т. е. фактически — альтруистическое поведение) на самом деле, имеет эгоистическое значение, позволяет ей “обходным путем” реализовывать задержанные влечения. То, что пациентка делала для других людей позволяло ей беспрепятственно реализовывать собственные желания.
    Далее Анна Фрейд пытается раскрыть более подробно механизм подобного поведения. Она замечает, что Супер-Эго в такой ситуации “санкционирует” выполнение того или иного желания только в том случае, когда оно перестает быть связанным с собственным Эго человека. Следует отметить, что в таком случае механизм проекции часто сочетается с идентификацией. Можно привести очень много примеров подобного поведения: молодая девушка, не могущая решить собственные проблемы с женитьбой, активно участвовала в организации помолвки своей сестры; другая пациентка, не способная преодолеть тревогу, возникающую при появлении желания путешествовать, усиленно советует друзьям отправится в это путешествие и т. п. В качестве образного примера автор приводит ситуацию, в которой человек наблюдает за азартной игрой, не делая сам ставок. Таким образом он старается обезопасить себя (свое Эго) от возможных неудач, фрустраций и т. д. Этот защитный механизм позволяет человеку, во-первых, проявить дружеский интерес к удовлетворению другими своих инстинктов и, таким образом, удовлетворить свои собственные, а во-вторых, высвободить заторможенную активность, энергию, предназначенную для удовлетворения подавленных желаний в русло “помощи” или “участия” в проблеме другого человека. Яркий пример, приводимой А. Фрейд — это служащий, не позволяющий потребовать от начальника прибавки к зарплате, однако активно борющийся за права своего коллеги.
    Следующий вопрос, рассматриваемый автором — это факторы, определяющий выбор объекта проекции желаний и последующего “попечения”. Скорее всего, просто восприятие у другого запретного импульса указывает Эго на возможность проекции. В примерах, рассматриваемых в книге, объектами проекции становились знакомые, родственники пациентов, которые так или иначе могут реализовывать запретные для субъекта желания. Как ярко пишет Анна Фрейд, человек “разочаровавшийся в себе, смещает свои желания на объекты, которые, как он чувствует, лучше приспособлены для их удовлетворения”.
    Таким образом, по мнению Анны Фрейд, при определенном типе развития структур Эго и Супер-Эго, возможны такие формы поведения, которые внешне выглядят альтруистично, однако механизмы, которые это обуславливают, скорее эгоистичны. По ее выражению, “в таких случаях эгоизм и альтруизм могут смешиваться в самых различных пропорциях”. Так, родители, воспитывая ребенка, иногда навязывают им собственные нереализованные жизненные планы, причем очень сложно сказать, что движет ими в большей степени — альтруистические или эгоистические мотивы.
    В заключении своего изложения проблематики невротических форм альтруизма автор рассматривает самоотречение в его отношении к страху смерти. Тот, кто проецирует свои инстинктивные импульсы на окружающих, он не знаком. В силу того, что важнейшие проблемы спроецированы вовне, Эго такого человека не беспокоится за себя так, как за других, на которых спроецированы внутренние влечения. Это объясняется тем, что человек считает свою жизнь достойной сохранения только в том случае, когда он может удовлетворить собственные инстинкты. В случае же отречения от своих импульсов в пользу других людей, их жизни становятся дороже собственной.
    Еще одно замечание в самом конце раздела поднимает вопрос о возможности (или невозможности) существования истинного альтруизма, при которых удовлетворения собственных желаний, инстинктов, импульсов нет вообще. Анна Фрейд высказывает сомнение по этому поводу, что неудивительно для классика психоанализа. Следует отметить, что психоаналитики вообще склонны любое поведение описывать скорее как эгоистичное. Как известно, З. Фрейд сформулировал так называемый принцип удовольствия, согласно которому Ид стремиться к удовлетворению своих желаний. При этом желания Ид никак нельзя назвать альтруистическими они все связаны с удовлетворением жизненных нужд организма. Но даже противопоставляемый принципу удовольствия принцип реальности, согласно которому побуждения Ид должны контролироваться Эго, тоже, в контексте психоаналитического подхода, едва ли может быть истинно альтруистическим. В классическом психоанализе очень мало остается (если вообще остается) места для “возвышенных” понятий — таких, как “любовь”, “дружба”, “альтруизм” и т. п. — они так или иначе подводятся под общую детерминистическую парадигму этого направления. Однако, ради справедливости, следует отметить, что сам З. Фрейд соглашался, что в любви есть иррациональная часть, не подвергаемая анализу и детерминистскому объяснению, однако именно по этой причине Фрейд не занимается ею специально. Неопсихоанализ менее категоричен в данном вопросе. Рассматриваемые ниже авторы не абсолютизируют свою точку зрения, они скорее описывают отклонения от нормы, которые необходимо исправлять.
    Чувство любви является, на наш взгляд, едва ли не самым ярким проявлением альтруизма. Недаром один из первых научных исследователей альтруизма — Питирим Сорокин назвал свой труд, посвященный вопросам альтруизма “Таинственная энергия любви”. Когда человек любит, он весь отдается объекту любви, большая часть побуждений так или иначе связана с ним. Однако, как неоднократно подчеркивает обсуждаемая ниже Карен Хорни, любое нормальное проявление может принимать гипертрофированные, почти патологические формы. В частности, любовь может выполнять защитную функцию, быть средством решения внутренних проблем за счет окружающих. В дальнейшем рассмотрении мы попытаемся проследить, каким именно образом это возможно, каковы причины и механизмы подобных действий.
    Эрих Фромм, представитель позднего психоанализа, рассматривая различные психологические и этические проблемы многократно обращается к проблеме любви, ее видов, механизмов и т. п.(книги “Искусство любить”, “Человеческая ситуация”). Нас интересуют те места в его работах, где он говорит о неконструктивных, защитных формах любви.
    По мнению Фромма, современный человек в условиях капиталистического общества, рынка, отчужден от себя, от своего ближнего, от природы. Как пишет автор, “он превращен в товар, воспринимает свои жизненные силы как капитал, который должен приносить ему максимальную прибыль”. В силу этого современный человек подчас не способен любить, а способен лишь обмениваться с другими своими “наборами личностных качеств”. Как яркий пример такой отчужденной формы любви можно привести идею семьи как хорошо сыгранной “команды”. В такой семье общение идет на уровне поверхностного обмена любезностями, но не затрагивает глубины души человека. Это скорее поведение любви, чем сама любовь. Безусловно, когда люди любят друг друга, они тоже бережно относятся друг к другу, однако в данном случае это не следствие, а самоцель. По мнению Фромма, подобная концепция любви и брака — всего лишь попытка уйти от невыносимого одиночества, в котором оказывается современный человек. Как он пишет, “он вступает в союз двоих против всего мира, и этот эгоизм a deux [вдвоем] ошибочно принимается за любовь и близость”. Аналогичная по своей сути концепция любви как взаимного полового удовлетворения. Эта концепция берет свое начало от Фрейда, который строил всю свою теорию на основе сексуальных импульсов, влечений и т.д. По словам Фромма, любовь как “работа в составе команды” и любовь, как взаимное половое удовлетворение — две самые распространенные формы разложения любви в современном обществе.
    Также Эрих Фромм рассматривает некоторые менее распространенные формы “патологической” любви. В качестве основного фактора возникновения “невротической любви” он называет тот факт, что один или оба “любящих”, уже будучи взрослыми, остаются жестко связанными с образом одного из родителей и переносят свои ожидания, требования, страхи связанные с отцом или матерью на любимого человека. При этом образуется разрыв между интеллектуальным, социальным развитием человека и его эмоциональной зрелостью. Это, по мнению Фромма, может вести не только к проблемам в межличностных отношениях, но и к расстройствам в общественной деятельности.
    На основе подобных механизмов возникает такая ситуация, когда эмоционально незрелый мужчина, нуждающийся (скорее бессознательно, чем осознанно) в материнской поддержке, защите, тепле, безусловной любви, стремятся “влюбить” в себя женщину, чтобы заполучить необходимую помощь. Сами они при этом неответственны, они готовы быть любимыми, но не любить (следует пояснить, что автор считает, что истинная любовь всегда связана с ответственностью и это не пассивное состояние). И в случае, когда женщина не согласна занять материнскую позицию, если она, хуже того, сама требует того, чтобы ее защищали и оберегали, то такой мужчина начинает считать свою избранницу “эгоистичной”, думает, что она не любит его. Таким образом, подобная любовь, на самом деле является скорее требованием любви. И говорить здесь можно не об альтруизме зрелой личности, а о завуалированном эгоизме маленького ребенка, требующего внимания и опеки от матери.
    Другая крайность — это сильная привязанность мужчин к отцу. Все поведение и жизненный стиль такого мужчины будет соотносится с внутренним образом властного отца. В таком случае женщина для него отступает на второй план, он стремится достичь как можно большего в жизни, но не ради нее, а ради “внутреннего отца”. Таким образом, все его внешне, быть может, альтруистическое поведение, на самом деле детерминировано указанием “внутреннего отца”.
    Еще одна форма “псевдолюбви”, описываемая автором — это идолопоклонническая любовь. Такое отношение, по его мнению, возникает тогда, когда человек не достиг еще такого уровня развития, на котором он ощущает собственную индивидуальность, и склонен боготворить любимого человека, делать из него кумира. При этом человек теряет себя в своем любимом, вместо того, чтобы обрести себя. Рано или поздно наступает разочарование в кумире — и тогда начинается поиск нового объекта поклонения. Таким образом, через “любовь” субъект уходит от проблемы отсутствия индивидуальности, самоидентичности. Это явно форма защиты, ухода от напряжения и неадекватности окружающему миру.
    Следующая форма “псевдолюбви” по Фромму — это так называемая сентиментальность. В этом случае переживание любви связано скорее с мечтами, чем с повседневной жизнью. В качестве примера можно привести широко распространенное потребление любовных романов, “мыльных опер”, женских журналов и т. п. — в результате потребитель получает некоторый суррогат реальным взаимоотношениям. В такой ситуации может существовать некоторый “идеальный” альтруизм, любовь к людям (вообще и в частности), однако это не будет выливаться ни в какое действие.
    Фромм, так же, как и обсуждаемая выше Анна Фрейд говорит о возможности решения собственных проблем через механизм проекции, когда субъект вместо того, чтобы реализовывать себя, начинает обустраивать жизнь другого, принимать деятельное участие в его проблемах. Внешне, как уже мы замечали, это может быть альтруистическим поведением, однако его мотивационный механизм скорее связан с эгоистическими устремлениями.
    В заключение Фромм подчеркивает, что реальная любовь отнюдь не означает (как ошибочно полагают многие) отсутствие конфликтов. Если люди действительно любят друг друга, то конфликты скорее способны прояснить, развить отношения, чем их разрушить. Конечно, если человек пытается решать свои проблемы за счет другого, то малейшее напряжение способно его отвратить от “объекта любви”, однако если имеет место действительно доверительное и, в некоторой степени альтруистическое отношение, то разрушить его не так уж просто.
    Немецко-американский психоаналитик Карен Хорни в своей книге “Невротическая личность нашего времени” обсуждает невротические формы любви. По ее мнению, невротическая потребность в любви как подчинении или, наоборот, доминировании — это способ защиты от базальной тревожности, которая присуща невротической личности.
    Вообще, автор выделяет два вида побуждений, которые играют наибольшую роль в неврозах. Это жажда любви с одной стороны и жажда власти и управления другими с другой. Мы рассмотрим обе этих тенденции и попытаемся обнаружить, как невротическая личность, используя “любовь” и “альтруистическое” поведение, пытается добиться собственных целей, справиться с собственной тревожностью.
    Невротическая потребность в любви может свидетельствовать о существовании базальной тревожности у человека, так как является попыткой защититься от этой тревожности. На сознательном уровне такой человек декларирует исключительно добрые и альтруистические побуждения: “… он хочет очень немногого — добра, помощи, совета, понимания от окружающих его людей. Хочет, чтобы они знали, что он стремиться доставить им радость и опасается задеть кого-либо”. Однако, как замечает Хорни, нельзя говорить об истинной любви, когда человек использует другого в качестве средства для удовлетворения определенных потребностей — а именно так и поступает невротик. Обсуждая вопрос любви, автор проводит следующее различение невротической и “нормальной” любви: “Главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство — потребность в обретении спокойствия и уверенности”. Подчас то, что кажется невротической личности любовью, на самом деле является реакцией благодарности за проявленные понимание, сочувствие, участие, “правильное” отношение к нему. Так возникает “иллюзия любви”. В такой ситуации под маской любви скрывается “цепляние за других людей для удовлетворения собственных потребностей”. Характерным свойством подобного отношения является игнорирование личности другого. Так, сверхзаботливая мать свято верит, что делает все для счастья своего ребенка, совершенно при том не замечая потребности самого ребенка.
    Карен Хорни отмечает, что человек, снедаемый базальной тревожностью при всем своем желании получить любовь не может по-настоящему ее принять. Это обусловлено той же самой тревожностью и, говоря в терминах другого психоаналитика, Эрика Эриксона, базовым недоверием к миру. Таким образом, получается замкнутый круг — человек стремиться к любви, чтобы избавиться от тревоги, но тревога не дает ему принять эту любовь. Также у невротика очень велик страх отвержения, что ведет к робости в поведении, невозможности проявления потребности во внимании окружающих. Образуется еще один порочный круг — чем более робок человек, тем меньше он способен удовлетворить свою потребность во внимании, а чем больше он терпит в этом неудач, тем меньше уверенности в себе у него остается.
    Итак, наталкиваясь на разлличные трудности в получении столь необходимого внимания, невротик использует разнообразные стратегии завоевания “любви”. Хорни выделяет следующие пути:
    1) Подкуп. Краткая формула поведения невротика такова: “Я люблю тебя больше всего на свете, поэтому ты должен отказаться от всего ради мой любви”. Вариант этой стратегии — подкуп через “понимание”, “участие” в проблемах человека. Это также некоторая форма поведения, внешне альтруистичная, на самом деле служащая потребностям “альтруиста”.
    2) Аппеляция к жалости. “Вы должны любить меня, потому что я страдаю и беспомощен”. Эта стратегия выбирается, по мнению автора, в том случае, когда человек убежден в невозможности получить любвь другим путем.
    3) Призыв к справедливости. Формула поведения: “Вот что я сделал для вас. А что вы сделаете для меня?”. Так, родители часто аппелируют к тем силам, которые они потратили на воспитание детей, чтобы добиться любви от них. Эта позиция очнь хорошо соотносится с тем, о чем речь шла выше, когда мы рассматривали позицию Эриха Фромма. Современный человек делает “добро” чаще всего только в том случае, когда рассчитывает (более или менее сознательно), что ему отплатят меньше. Хорни называет некоторой “магией” щедрость, показную “доброту” некоторых людей. Она говорит, что они в таких случаях делают для других то, что сами хотят получать от них. Другая форма призыва к справедливости — разглагольствование невротика о том, что бы он сделал для других, если бы имел такую возможность. Естественно, что на самом деле такой человек ничего не делает, однако постепенно он убеждает себя и других в своей “добродетельности” и начинает апеллировать к ней.
    Карен Хорни приводит примеры, каким образом невротики через “альтруистическое” поведение может возбуждать в других чувство вины или долга с целью оправдания собственных требований. Так, женщина с навязчивыми и истероидными симптомами настаивает на помощи своим сестрам в работе по дому, однако через несколько дней работы она начинает негодовать по поводу того, что они приняли ее помощь. Она заболевает и сестрам не только не становится, в конечном итоге легче, но скорее — тяжелей, так как они вынуждены ухаживать и за больной. Это живой пример того, как используя прием “альтруизма” невротик добивается своих более или менее бессознательных целей.
    Обсуждая невротическое стремление к доминированию, автор говорит о компенсаторном характере подобных проявлений. Как правило, будучи ребенком, человек недополучает внимания, признания собственных способностей и т. п. В результате этого у него формируется невротическое стремление к высоким достижениям. Кроме того, стремление к власти служит защитой от упоминавшей выше базальной тревожности, характерной для невротической личности. Как пишет Хорни, доминирование, являющееся частым проявлением невротического стремления к власти “может быть скрыто в социально значимых, дружеских формах, проявляясь, например в склонности давать советы, стремлении направлять дела других людей”. На бессознательном уровне, утверждает автор, невротик, стремящийся к власти будет привносить враждебность в любую ситуацию. Поэтому такое замаскированное под помощь властное поведение довольно просто различить. Окружающие могут реагировать на это либо протестом, либо подчинением. Но сам невротик очень редко осознает ту враждебность, которой он сопровождает свою опеку и считает себя достаточно “праведным” и “доброжелательным”.
    Итак, мы обсудили двух авторов — Э. Фромма и К. Хорни, которые в своих работах обсуждают проблему любви, ее невротических проявлений. Оба автора замечают, что любовь, являясь, безусловно, одним из возвышенных и прекрасных проявлений человека, в современном обществе часто играет роль защиты, ухода от реальности или способа разрешения внутренних конфликтов. Фромм прямо пишет, что современное общественное устройство провоцирует подобную ситуацию, Хорни не говорит об этом прямо, но название ее книги — “Невротическая личность НАШЕГО ВРЕМЕНИ” говорит само за себя. В современном обществе становится все труднее и труднее избежать “рыночности”, быть действительно бескорыстным.
    Бессеребрянники воспринимаются как чудаки, иногда — как
    анахронизм. Поэтому все большее и большее место занимают
    Американский психолог Эверетт Шостром в своей книге “Анти-Карнеги или человек-манипулятор” обсуждает различные формы манипуляций одних людей другими. В частности: он предлагает свою типологию людей-манипуляторов (“Диктатор”, “Прилипала”, “Хулиган”, “Защитник” и др). Нас интересует те два типа: которые связаны с использованием альтруизма в качестве средства манипуляции другими людьми:
    1) “Славный парень”. Такой человек склонен преувеличивать свою заботливость, любовь, внимательность к окружающим. Он, по выражению автора, “убивает своей добротой”, используя ее как орудие управления ближними. Можно выделить несколько разновидностей данного типа — “Угодливый”, “Моралист”, “Добродетельный”, “Человек организации”.
    2) “Защитник” — чаще всего чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибкам окружающих. Он своим снисхождением и гипертрофированной заботой мешает другому стать самостоятельным и независимым. Оказывая помощь и давая защиту он как бы окружает стеной “защищаемого”, не позволяя ему самому что-либо делать без санкции самого “Защитника”.
    В последующем изложении даются примеры манипуляций: из которых становится видно, как внешне альтруистическое поведение становится при “умелом использовании” средством достижения эгоистических целей, связанных с манипуляцией окружающими. Основной применяемый прием — это использование естественной благодарности за совершенный “добрый поступок” в эгоистических целях. Важно подчеркнуть, что обычно манипуляторы сами не осознают того, что они на самом деле делают. Сторонний наблюдатель, почитавший книгу “Анти Карнеги” (а может, какую-нибудь другую книгу на эту же тему) может, скорее всего рассудить — где манипуляция, а где — истинный альтруизм, действительно бескорыстная помощь. Но сам “человек-манипулятор” чаще всего действует неосознанно.
    Итак, мы рассмотрели мнения нескольких авторов по вопросу защитных форм альтруизма. Все они схожи в одном — подобное явления достаточно часто встречается в нашем обществе. Его внутренние механизмы каждый автор описывает на своем языке, однако так или иначе они говорят об одном и том же: подчас человек решает свои внутренние проблемы, внешне используя социально одобряемые формы “помогающего”, “альтруистического” поведения, однако за счет некоторой эгоистической подкладке оно скорее является деструктивным, чем конструктивным. Все это, чаще всего, происходит бессознательно и осознание человеком того, что он на самом деле делает уже может изменить его поведение. Вообще говоря, избавление от внутренних проблем, конфликтов и т. п. Позволит личности проявлять действительно альтруистические наклонности — в таком случае просто отпадает надобность в защитных механизмов и “таинственная сила любви” может проявить себя незамутненной.
    Литература:
    Анна Фрейд «Психология „Я“ и защитные механизмы», М., 1993
    Э. Фромм «Искусство любить: исследование природы любви», М., 1990
    Э. Фромм «Душа человека», М., 1992
    К. Хорни «Невротическа личность нашего времени», М., 1993
    Эверет Шостром «Анти-Карнеги или человек-манипулятор», М., 1992
    Е. Е. Насиновская «Методы изучения мотивации личности», М., МГУ, 1988

  4. Альтруимзм (лат. Alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву, ради общего блага.
    Термин “альтруизм” был предложен французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) для того, чтобы выразить понятие, противоположное эгоизму. Контовский принцип альтруизма гласил: “Живи для других”. Ог. Конт характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей.
    Альтруизм – это бескорыстная забота о других и готовность жертвовать для других своими личными интересами. Это когда ты несешь домой раненую кошку, хотя это прибавит забот, это когда ты помогаешь встать упавшему пожилому человеку. Это когда ты оставляешь деньги попавшему в беду знакомому, никак не намекая, откуда они.
    Мотивацией альтруизму, по определению являются именно желания, не связанные ни с какой корыстью.
    Человек ничего не делает, не желая этого. Как бы ни противно было ему действие, но если он начал его выполнять, то что-то серьезно побудило его к этому. Что? Система значимости, ценности, с помощью которой делается выбор, в том числе и меньшего из двух зол. В результате человек физически не способен отказать себе даже в незначительном действии, если только не существует более сильная мотивация не выполнять его. В этом заключается вся “сила” любых привычек и наркомании. Вот и весь потолок духовности человека… В то же время человек может демонстрировать чудеса проявлений духовности, если мотивация для этого (многообещающее вдохновение кем-то, избыток энергии желаний, порождаемых зовами плоти и т.п.) достаточна.
    К альтруизму относится только то, что осознается, – нельзя говорить об альтруизме стиральной машины.
    Альтруист совершает добро (в своем, конечно, представлении) не для того, чтобы было спокойно или радостно на душе. Это была бы самая настоящая корысть. В результате альтруистического поступка человек может получить вместо компенсации немедленную смерть, когда, абсолютно не раздумывая, бросается, чтобы вытолкнуть из-под колес ребенка. Он – в точности как любовь, которая не потому-то и не за что-то. Он есть и все тут, без всяких видимых причин и люди время от времени загораются этим светом.
    Альтруизм исследовали многие на основе огромного исторического материала. Альтруизм произошел от стадности. Стаю объединяет вовсе не иерархия лидерства, а необходимость совместного выживания. Отдельная особь стаи почти не имеет шансов на выживание. В стае особей объединяет закрепленное в инстинктах стадное чувство взаимной необходимости. Во многих случаях оно проявляется в безусловной взаимовыручке, которую можно наблюдать даже у зверей, а не только у человека. Проявляется это в виде порыва в определенных обстоятельствах, который всегда осознается просто потому, что находится в фокусе текущего восприятия. Не бывает подсознательного альтруизма, как неосознаваемого поступка. Т.е. ты вдруг очнешься от каких-то своих мыслей и обнаруживаешь, что совершил что-то альтруистическое. Между альтруизмом и ночным недержанием мочи – принципиальная разница в механизмах.
    Альтруизм — это бескорыстная помощь другим, не предполагающая награды. С точки зрения здравого, «экономического» смысла альтруизм вреден: индивидуум затрачивает силы, не получая ничего взамен. Тем не менее, вопреки логике, альтруистическое поведение существует. Это означает, что наш здравый смысл не учитывает каких-то важных преимуществ альтруистического поведения, за счет которых оно могло появиться в ходе эволюционного развития. Эволюционисты разработали модели, в которых альтруистическое поведение оказывается выгодным и поддерживается отбором. Эти модели базируются на двух невзаимоисключающих механизмах — родственном отборе и реципрокной (взаимной) пользе.
    В человеческих обществах, между прочим, альтруистическое поведение тоже характерно для групп, живущих в окружении врагов и постоянно участвующих во внешних конфликтах.
    Хотим мы этого или нет, но в человеке альтруизм заложен изначально. Однако, в огромных стаях круг света альтруизма ограничен близкими. Есть человеческие особи, круг света которых вообще замыкается на самого себя. Они пользуются тем, что дают им другие и взамен приносят пользу сами. Казалось бы, на данном этапе развития цивилизации древние механизмы альтруизма уже не нужны. В этом очень многие уверены. Но это большое заблуждение. Есть немало исторических примеров, когда общины и народы, в которых не осталось носителей истинного альтруизма, культур которых оказались лишенными альтруистических примеров, становились по сути скоплением ничем не связанных индивидуумов и исчезали бесследно. Альтруизм – это цементирующая основа культуры, морали, объединяющая людей. Без него во многих случаях теряется вообще какая-то причина для общего взаимодействия. А в мире случается немало таких обстоятельств, когда без единства становится проблематично выживание.
    Можно придумывать много различных поводов для единения: религию, общие цели и интересы, но все это на самом деле основывается на более глубоком и общим чувстве, пришедшим от предков – стадным единстве. Его можно отрицать и быть в корне не правым. Но это – дело сугубо личное, что и демонстрируется каждым выдумщиком своих теорий мира.
    Статья в газете: “МАЛЕНЬКИЙ СПАСАТЕЛЬ. 11-летний Олег Витязев награжден Орденом Мужества посмертно. Он спас тонувшую девочку, а сам погиб.” Откуда этот порыв у 11-летнего ребенка?
    На холме в Иерусалиме 800 деревьев, высаженных в одну линию, образуют Дорогу праведников. Под каждым деревом лежит плита с именем европейского христианина, спасшего жизнь одного или нескольких евреев во время нацистского холокоста. Эти “праведные иноверцы” знали, что в случае обнаружения у них беглецов они подвергаются, согласно нацистской политике, той же самой опасности, что и люди, которых они укрывали.
    Во время вьетнамской войны 63 солдата-американца получили медали славы за то, что спасли своих товарищей от гибели при взрыве. Большинство их них закрыли своим телом неразорвавшиеся гранаты. 59 солдат из этих 63 погибли. Это конкретный пример с конкретными цифрами. Что уж говорить о нашей Отечественной войне, где подобных примеров были сотни тысяч! В отличие от прочих альтруистов (например, 50 000 неевреев, которые, как сейчас считается, спасли от нацистов 200 000 евреев), у этих солдат не было времени испытать стыд за свою трусость или задуматься о вечной благодарности за самопожертвование.
    Б.Ф. Скиннер провел анализ такого явления, как альтруизм, и пришел к следующему выводу: “Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы НЕ можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности.
    Зачастую мы оказываем помощь другим отнюдь не потому, что сознательно высчитали, что такое поведение в наших интересах, а просто потому, что нечто говорит нам, что мы должны поступать именно так. Мы должны помочь старушке перейти дорогу. Мы должны вернуть бумажник тому, кто его потерял. Мы должны заступиться за малыша, которого обижают хулиганы. Мы должны защищать наших боевых товарищей от возможной гибели или ранения.
    Вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является нормой социальной ответственности. Именно эта норма побуждает людей, например, поднять книгу, которую уронил человек на костылях.
    Эксперименты показывают, что даже тогда, когда оказывающие помощь остаются неизвестными и не ожидают никакой благодарности, они зачастую помогают нуждающимся лицам.
    Те, кто любит, всегда стремятся прийти на помощь возлюбленному. Однако интуитивное, неосознанное желание помочь вовсе не обязательно должно относиться к тому человеческому существу, с кем вас связывают узы любви или дружбы. Совсем наоборот, альтруистическое стремление оказать помощь совершенно постороннему человеку издавна считается доказательством особенно изысканного благородства. Подобные бескорыстные порывы альтруизма котируются в нашем обществе чрезвычайно высоко и даже, как утверждают знатоки, как бы сами несут в себе моральное вознаграждение за причиненные нам хлопоты.
    Испытывая эмпатию, мы обращаем свое внимание не столько на наш собственный дистресс, сколько на страдания других. Ярчайший пример эмпатии – безоговорочное, моментальное оказание помощи людям, к которым мы испытываем привязанность. В среде ученых, изучающих взаимосвязь эгоизма и эмпатии были разные точки зрения, проводились многочисленные эксперименты: очень уж хотелось достоверно определить, способен ли вообще человек на абсолютное бескорыстие… Результаты экспериментов свидетельствовали, что да, способен, но ученые-скептики утверждали, что ни один эксперимент не может исключить всех возможных эгоистических мотивов оказания помощи. Тем не менее, дальнейшие эксперименты и сама жизнь подтвердили, что есть люди, которые заботятся о благе других, иногда даже в ущерб своему собственному благу.”
    Адам Смит, Теория моральных чувств,1759: “Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определенные законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.”
    Итак, альтруизм – находка эволюции, – наследственно предопределяемое поведение, направленное на большие возможности вживания вида, несмотря на вред отдельным особям.
    Размещен альтруизм эмпатия забота помощь
    о на Allbest.ru

  5. ALTRUISM: NATURE AND IMPORTANCE OF IN THE MODERN WORLD
    Natalia Vergalets
    assistant of the Department of Philosophy, Law School, Krasnoyarsk State Agrarian University,
    Russia, Krasnoyarsk
    Yana Kubasova
    assistant of the Department of Philosophy, Law School, Krasnoyarsk State Agrarian University,
    Russia, Krasnoyarsk
    АННОТАЦИЯ
    Целью данной статьи является рассмотрение природы альтруизма, его сущности и значения в современном мире. Исторический метод позволяет проследить динамику взглядов на данный феномен. Акцент был сделан на теориях равноценного обмена, нравственного, нормативного и эволюционного альтруизма.
    ABSTRACT
    The purpose of this article is to examine the nature of altruism, its essence. The historical method allows us to trace the dynamics of the views. In the course of the study the focus was on the theories of equal exchange, moral, normative, and the evolutionary of altruism.
    Ключевые слова: альтруизм; этика; человеколюбие; теория обмена; нравственный альтруизм; нормативный альтруизм; эволюционный альтруизм.
    Keywords: altruism; ethics; philanthropy; exchange theory; moral altruism; normative altruism; evolutionary altruism.
    Современное общество находится в состоянии возрастающего напряжения, связанного с ростом стресса, эгоцентризма и агрессивности в обществе. Именно поэтому все большее внимание привлекают социальные феномены, которые способны улучшить качество жизни людей. Одним из таких явлений выступает альтруизм, который может одновременно выступать и целью жизни, поскольку вопросы экзистенциального толка по-прежнему актуальны, и служат ориентиром для будущего социума.
    Сам феномен впервые был обозначен французским мыслителем О. Контом, как жизненный принцип, противоположный эгоизму и способствующий становлению гуманизма. Еще до введения самого термина в истории философии был немало случаев альтруистического поведения. Одним из ярких примеров альтруизма является Сократ, вся жизнь которого была наполнена стремлением к добродетели. Его по праву считают основателем философский этики, где мораль и нравственное поведение целиком и полностью зависит от самого человека, его притязаний и возможностей. Для него добродетельный человек всегда ставит достоинство жизни выше самой жизни, этот тезис он доказал, как никто другой. Всем известна история о том, как мыслителя обвинили в «развращении» умов молодежи, в вере в ложных Богов (в данном случае, речь идет о знаменитом демоне Сократа, который в контексте объяснений самого философа можно считать не чем иным, как внутренним голосом, совестью) и приговорили к смерти. На суде, согласно диалогам Платона, мыслитель высказал мысль, которая определяет его этико-философский дискурс: «Избегнуть смерти не трудно, афиняне, а вот что гораздо труднее – избегнуть нравственной порчи: она настигает стремительней смерти» [6, с. 36]. Именно альтруизм, с его стремлением к справедливости, с его неподдельной храбростью и опорой на разум, а не на внешние авторитеты, в состоянии помочь человеку избежать нравственной порчи, зла, эгоизма. Если Сократ представляет философскую этику, то Иисус Христос – религиозную. Религиозная этика ограничивает альтруизм и обвиняет его в излишнем человекоугодии. Живя по принципу «жизнь для других», человек забывает, что в первую очередь обязан жить и служить во имя Бога и следовать его заповедям. И любовь в христианстве необходимо проявлять не к самому человеку, а к Богу, который находится в человеке. Иисус Христос своей жертвенной судьбой указал людям путь спасения. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн.15:12–14). Беря за основу любовь к ближнему, Иисус на собственном примере показывает жертвенный альтруизм.
    Альтруизм предполагает бескорыстные действия одного субъекта, направленные на устранение проблем другого человека, лишенные эгоистических помыслов. Такой социальный феномен предполагает жизнь ради других, ради помощи и реализации своей любви ко всему человечеству. Именно в таком контексте, связанном с нравственным поведением индивида, альтруизм рассматривали философы XIX века, такие как Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, А. Шопенгауэр. «Отсюда два правила альтруизма – отрицательное и положительное: 1) не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других, и 2) делай другому все то, чего сам хотел бы от других. Короче и проще: эти два правила, соединяемые обыкновенно вместе, выражаются так: никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай» [7, с. 180]. Подлинный альтруизм всегда связан с отказом от собственных интересов и личной выгоды. В начале XX века феномен изучался уже не только философами и социологами, но и психоаналитиками, этологами и эволюционистами. Последователи Ч. Дарвина и К. Лоренца рассматривали альтруизм в рамках эволюционной этики. Психоаналитическая школа обнаружила связь между благими поступками для других людей и собственным чувством вины. Несмотря на пристальный интерес к феномену альтруизма, большинство научных школ представляют взаимоисключающие выводы и оставляют плодотворную почву для размышлений о самоотверженности в природе человека.
    Говоря о природе альтруистических настроений у человека, одни мыслители утверждают, что способность делать благие поступки заложена в людях изначально, другие пытаются найти социальный мотив такой деятельности. Почему люди проявляют альтруизм во все времена человеческой истории? Исследователи выделяют несколько существующих форм данного социального феномена, одна из них – это нравственный альтруизм. Понятие нравственности и морали давно известны человечеству. Они являются регуляторами общественных отношений и основой для формирования личности и человеческой культуры. Некоторые исследователи утверждают, что это взаимозаменяемые слова-синонимы: «В современном – и живом и литературном – русском языке все три термина (включая «этику» – Я.В.) содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми» [1, с. 5], другие их различают: «Мораль – это договоренности в группах. Нравственность – проявление альтруизма в поведении индивидов и систем» [2, с. 651], но принципы, которые они провозглашают, безусловно, являются детерминантами здорового развития человека и общества. Одним из таких принципов является альтруизм. В противоположность эгоизму, он проповедует человеколюбие, способность к самоотречению, действие во имя блага и добра в обществе. Терзания совести в случае нравственного несовершенства являются единственным побуждающим мотивом к каким-либо свершениям индивида. Совесть как механизм регуляции человеческих отношений, не позволяет нам спокойно совершать то, что приносит страдание другим людям. Представления о добре и зле, сформированные в детстве, влияют на людей всю последующую жизнь. Человек, бескорыстно заботящийся об окружающих, живет согласно золотому правилу нравственности, принятие морального закона не позволяет ему руководствоваться эгоистическими желаниями и личной выгодой. Альтруизм не мыслим без уважения, справедливого отношения и соучастия к другому субъекту. Примерами такой деятельности в современном мире могут выступать некоммерческие организации, волонтерские объединения, благотворительные фонды. Чем больше в социуме проявляется взаимопомощь, тем наиболее вероятно увидеть в будущем общество, реализующее этические принципы гуманизма.
    Другие члены сообщества действуют в рамках представлений о социальной справедливости, такой альтруизм называется нормативным. Нормы являются социальными ожиданиями, предписывающие человеку определенные обязанности и правила поведения. В основе взаимопомощи лежит норма взаимности (мы ожидаем от людей такого же отношения, какое сами демонстрируем им) и норма социальной ответственности (предполагает отсутствие равноценного обмена между субъектами). Представления о должном поведении и личной ответственности не позволяет людям проходить мимо избитого человека, плачущего ребенка, брошенного животного и т. п.
    Теория социального обмена утверждает, что от проявления альтруистических намерений человек получает выгоду в любом случае. Она выражается в повышении самооценки, уверенности и гордости за свои дела, улучшении репутации в обществе, самоуспокоении, что по сути является замаскированным эгоизмом. Иными словами, человек, который помогает другим людям, сам тоже может рассчитывать на помощь от них в определенной ситуации. Оказывать взаимопомощь при таких расчетах становится выгодно и необходимо.
    Наряду с вышеперечисленными теориями не меньшую популярность приобретает концепция эволюционного альтруизма. Этологи и зоопсихологи говорят о существовании «праморали» животных, которая легла в основу человеческой этики. Самоотверженность невыгодна и опасна для особи, но полезна для других представителей ее вида, именно поэтому она закрепляется как инстинктивная программа вида Homo Sapiens.
    Несмотря на различия в концепциях социальные психологи выявляют ряд причин, которые побуждают человека улучшать положение другого индивида. Во-первых, это желание действовать в соответствии с общечеловеческими ценностями и представлениями о нравственности; во-вторых, приобретение полезных контактов в ходе взаимодействия с людьми; в-третьих, повышение самооценки в своих глазах; в-четвертых, получение одобрения от общества; в-пятых, избавление от чувства вины и уход от личных проблем. Подлинный альтруизм легко начинается с эмпатии, испытывая сострадание человек ощущает душевный дискомфорт и начинает действовать, подавляя в себе эгоистические мотивы.
    Альтруизм всегда предполагает особую стадию развития личности, отвергающую жизнь только во имя гедонизма, утилитаризма или перфекционизма. На определенных стадиях развития личности человек стремится к получению максимальных удовольствий, что чревато для него абсолютным эгоизмом. Утилитаризм позволяет выстроить выгодные взаимоотношения в обществе, но не всегда приводит личность к ощущению счастья. Перфекционизм предполагает осознанное изменение и совершенствование индивида, но и этого недостаточно для 10–20 % людей на земле. Именно эти люди в дальнейшем безвозмездно оказывают помощь и никогда не ставят личный интерес выше интереса другого человека.
    Если рассказывать подрастающему поколению о нормах и законах, принятых в нашем обществе, то это еще не будет гарантией их альтруистического порыва по отношению к незнакомым людям. Возможно, человек никогда не нарушит закон, не оскорбит старших в своем роду, но и самоотверженного поступка во благо других людей тоже не совершит. Необходимо воспитывать альтруистические настроения, объяснять людям какую огромную помощь они могут оказывать, потратив на это лишь несколько минут своего времени, пропагандировать через СМИ. При этих обстоятельствах люди станут позиционировать себя, как заботливых и склонных к помощи, что, в свою очередь, благоприятствует совершению новых альтруистических поступков. Распространяя знания о данном социальном феномене, возможно научить общество воспринимать нужды других людей и реагировать на них и относиться к жизни каждого человека в соответствии с принципами светского гуманизма.
    Список литературы:
    Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М.: Республика, 1995. – 351 с.
    Гидлевский А.В., Максименко Л.А. Альтруизм и эгоизм как базовые детерминанты бытия человека. – Фундаментальные исследования № 6, 2014. – С. 651.
    Дорожкин В.Р. Альтруизм: так называемое добро. – Симферополь: Таврия, 2010. – 348 с.
    Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 272 с.
    Майерс Д. Социальная психология. – СП-б: Питер, 1998. – 688 с.
    Платон Апология Сократа. Критон. Протагор. – М.: Эксмо, 2015. – 128 с.
    Соловьев В.С. Оправдание добра / Отв. ред. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. – 656 с.

  6. В одном из афоризмов сказано: “Альтруизм — причина всех грехов!” Но так ли это? Действительно ли альтруизм, является грехом, злом? Из истории, литературы нам известно всего несколько примеров альтруизма. Это образ Данко, который отдал свое единственное сердце, во имя тех людей, которые не любили его. Кроме того существует такой термин, как “социальный альтруизм” и обозначает, то общество, в котором люди стараются понять, поддержать и в конце концов помочь друг другу. Исходя из самого термина социальный альтриузм, мы можем выделить такие слова, как: взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимопомощь.
    Взаимопонимание – социально-альтруистический термин, который обозначает согласие и осмысление интересов, позиции не только всего общества, но и человека в целом. Для того, чтобы достичь взаимопонимания, общество и те люди, которые в нем состоят, должны решать общие проблемы не только путем консенсуса, но и понимания друг друга. Если у человека есть своя точка зрения, мы не должны насмехатся над ним, а выслушав его точку зрения, поняв ход его мыслей, и тогда, когда каждый выскажет свою позицию, и среди тех всех идей, мы должны найти ту, которая нас всех обьеденила и тогда уж приходить к общему решению. Вот что значит взаимопонимание!
    Взаимоподдержка – социально-альтруистический термин, который обозначает единения людей, ради какой-либо помощи. Главная цель
    взаимоподдержки – помочь человеку, выйти из затруднительной ситуации. Помочь человеку, не только материально, но и морально. Проследить, а также предотвратить, вместе те нежелательные последствия, к которым могут привести действия человека. Постаратся реабилитировать этого человека, назад в общество.
    Взаимопомощь – социально-альтруистический термин, который обозначает не только единения людей, ради какой-либо помощи, но и ради достижения определенной цели. Взаимопомощь должна базироваться, как и на взаимопонимании, так и на взаимоподдержки. Если человек поскользнулся и упал, почему бы его обществу, тем людям, которые его окружают не помочь ему встать на ноги, чтобы он вместе с другими мог двигатся к единой цели, а в этом то и состоит взаимопомощь. Помочь тем, которые не могут достичь той цели, к которой движется само общество.
    Увы, но человек не идеальное существо! Поэтому если говорить в современном обществе, о таких понятиях, как: альтруизм, социальный альтруизм, взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимопомощь, многие люди просто не воспримут этого человека, станут над ним насмехатся и дразнить его.
    А ведь альтруизм – это не грех и не зло! Человек-альтруист это человек, который не смотря ниначто любит свое общество и каждого человека в нем, и самое главное он всегда готов пожертвовать собой ради этих людей. Да! Пускай общество, в котором он состоит презирает его, насмехается над ним, но этот человек должен продолжать верить в свое обществе, верить в то, что когда-то оно изменится. Ведь для человека-альтруиста, такие понятия, как: взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимопомощь, превыше всего!
    В альтруизме самое главное любить людей, свое общество и не боятся отдать самое ценное ради тех, кто нас презирал, бил и оскорблял. Поэтому альтруизм –это не причина всех грехов! Альтруизм -это самопожертвование ради других! Самопожертвование и есть наша любовь к человеку и к обществу. Любите людей и пускай люди вас тоже любят!

  7. Человек — существо социальное, то есть живущее в обществе. Вне общества действия людей не имеют смысла. Нас окружают наши родные, друзья и знакомые, одноклассники и сокурсники, сослуживцы, соседи. Непросто поддерживать со всеми дружеские отношения. Это зависит не только от тебя, а еще и от того человека, с которым ты общаешься. Но в первую очередь — от тебя.
    Относиться к другим людям нужно бескорыстно, думая вначале о них, а не о себе, как это сделал герой древнегреческой трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». Прометей, несмотря на запрет верховного бога Зевса, принес людям огонь. Принес просто потому, что хотел помочь людям выжить. Еще Прометей научил простых смертных различным ремеслам и искусствам — огромным рывком продвинул вперед прогресс человечества. За это Зевс приковал Прометея к скале, куда каждый день прилетал орел и клевал его печень. За день печень восстанавливалась, орел прилетал снова, и так продолжалось бесконечно — ведь Прометей, как и Зевс, тоже был богом и потому бессмертным.
    Прометей мог спасти себя — он владел тайной свержения Зевса с трона. Но он продолжал терпеть нечеловеческие муки ради того, чтобы у людей был спасительный огонь, не требуя ничего взамен.
    Альтруизм — это бескорыстная забота о благе других людей. Альтруисты двигают прогресс вперед.
    Мы бы не находились на таком относительно высоком уровне общественного, научного и экономического развития, если бы среди нас не было ученых, превыше всего ставящих идею, а не то, сколько за нее заплатят. Ученых, целиком погрузившихся в свои теории и работающих бескорыстно. Можно долго перечислять таких великих людей: в каждой стране их сотни. Павлов и Циолковский, Мария и Пьер Кюри, Эйнштейн и Королев.
    Альтруисты есть и сейчас. Это, например, люди, которые, усыновили ребенка или открыли семейный детский дом. Просто не подлежит сравнению жизнь маленьких детей в доме ребенка, интернате или в семье! Попав в семью, дети получают ту огромную порцию любви, ласки, заботы и нежности, которую они недополучили, находясь в государственных детских учреждениях. После этого дети начинают быстрее развиваться, здоровеют, их характер меняется в лучшую сторону, — они просто расцветают. Это большое счастье — видеть, как много радости ты кому-то принес, не требуя ничего взамен. Так, я думаю, считают настоящие альтруисты. А всегда честные и наивные детские глаза, с улыбкой смотрящие на тебя — самая лучшая награда.
    Настоящие альтруисты хотят, чтобы на свете не было войн, болезней и катастроф. Именно поэтому люди с миссиями доброй воли из многих стран мира приезжают в различные точки планеты, пытаясь урегулировать какие-то важные государственные и политические вопросы мирным путем. Приезжают, чтобы помочь  тем, кому приходится нелегко и тяжело нести на собственных плечах непосильный груз нерешенных проблем. Многие известные люди делают это не для того, чтобы прославиться еще больше, а для того, чтобы помочь.
    Если бы не было добровольцев из Красного Креста, то, например, некому было бы помочь людям, оказавшимся в зоне стихийного бедствия. Им бы не помогли продовольствием, крышей над головой, теплой одеждой и медикаментами. В Красном Кресте работают альтруисты, которые помогают людям независимо от того, какой они национальности, вероисповедания, местожительства и какое общественное положение они занимают.
    Я думаю, огонь Прометея не погас. Может быть, он горит в какие-то моменты не так ярко, как нам хотелось бы. Но я считаю, что альтруизм актуален сегодня, и будет актуален всегда. До тех пор, пока будет существовать человечество, будут жить люди с чистым сердцем, открытой душой, бескорыстно несущие радость окружающим и движущие прогресс.

  8. Человек — существо социальное, то есть живущее в обществе. Вне общества действия людей не имеют смысла. Нас окружают наши родные, друзья и знакомые, одноклассники и сокурсники, сослуживцы, соседи. Непросто поддерживать со всеми дружеские отношения. Это зависит не только от тебя, а еще и от того человека, с которым ты общаешься. Но в первую очередь — от тебя.
    Относиться к другим людям нужно бескорыстно, думая вначале о них, а не о себе, как это сделал герой древнегреческой трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». Прометей, несмотря на запрет верховного бога Зевса, принес людям огонь. Принес просто потому, что хотел помочь людям выжить. Еще Прометей научил простых смертных различным ремеслам и искусствам — огромным рывком продвинул вперед прогресс человечества. За это Зевс приковал Прометея к скале, куда каждый день прилетал орел и клевал его печень. За день печень восстанавливалась, орел прилетал снова, и так продолжалось бесконечно — ведь Прометей, как и Зевс, тоже был богом и потому бессмертным.
    Прометей мог спасти себя — он владел тайной свержения Зевса с трона. Но он продолжал терпеть нечеловеческие муки ради того, чтобы у людей был спасительный огонь, не требуя ничего взамен.
    Альтруизм — это бескорыстная забота о благе других людей. Альтруисты двигают прогресс вперед.
    Мы бы не находились на таком относительно высоком уровне общественного, научного и экономического развития, если бы среди нас не было ученых, превыше всего ставящих идею, а не то, сколько за нее заплатят. Ученых, целиком погрузившихся в свои теории и работающих бескорыстно. Можно долго перечислять таких великих людей: в каждой стране их сотни. Павлов и Циолковский, Мария и Пьер Кюри, Эйнштейн и Королев.
    Альтруисты есть и сейчас. Это, например, люди, которые, усыновили ребенка или открыли семейный детский дом. Просто не подлежит сравнению жизнь маленьких детей в доме ребенка, интернате или в семье! Попав в семью, дети получают ту огромную порцию любви, ласки, заботы и нежности, которую они недополучили, находясь в государственных детских учреждениях. После этого дети начинают быстрее развиваться, здоровеют, их характер меняется в лучшую сторону, — они просто расцветают. Это большое счастье — видеть, как много радости ты кому-то принес, не требуя ничего взамен. Так, я думаю, считают настоящие альтруисты. А всегда честные и наивные детские глаза, с улыбкой смотрящие на тебя — самая лучшая награда.
    Настоящие альтруисты хотят, чтобы на свете не было войн, болезней и катастроф. Именно поэтому люди с миссиями доброй воли из многих стран мира приезжают в различные точки планеты, пытаясь урегулировать какие-то важные государственные и политические вопросы мирным путем. Приезжают, чтобы помочь
    тем, кому приходится нелегко и тяжело нести на собственных плечах непосильный груз нерешенных проблем. Многие известные люди делают это не для того, чтобы прославиться еще больше, а для того, чтобы помочь.
    Если бы не было добровольцев из Красного Креста, то, например, некому было бы помочь людям, оказавшимся в зоне стихийного бедствия. Им бы не помогли продовольствием, крышей над головой, теплой одеждой и медикаментами. В Красном Кресте работают альтруисты, которые помогают людям независимо от того, какой они национальности, вероисповедания, местожительства и какое общественное положение они занимают.
    Я думаю, огонь Прометея не погас. Может быть, он горит в какие-то моменты не так ярко, как нам хотелось бы. Но я считаю, что альтруизм актуален сегодня, и будет актуален всегда. До тех пор, пока будет существовать человечество, будут жить люди с чистым сердцем, открытой душой, бескорыстно несущие радость окружающим и движущие прогресс.
    ?

  9. Диллема эгоизма и альтруизма(или эгоизм как естественная потребность человека).
    План
    1.Определение понятия
    2.Сведение поведения индивидуума кпонятию(высказывание,сведение,следовательно)
    3.выводы
    1.Давайте вначале разберемся с терминами и определим те понятия, которыми мы оперируем. Что такое эгоизм в мировоззренческом смысле этого слова? Эгоизм – это направленность ценностных ориентацийвнутрь самого себя (по А.В. Гедеонову).
    Толковый словарь В.Даля: Эгоизм м. лат. Себялюбие, самотность или самотство; забота об одном лишь самом себе, без вниманья к другим.
    Эгоист м.себялюб, самотник, себятник, кто добр к одному себе, а до других ему нужды нет, Самотник говорит: было бы мне хорошо, а там – хоть волк траву ешь!
    Словарь русских синонимов и сходных по смыслувыражений: Эгоизм, самолюбие, себялюбие, своекорыстие.
    Словарь Ожегова: Эгоизм – Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.Психологический словарь на azps.ru
    Эгоизм – Склонность действовать преимущественно в собственных интересах.
    2. Мое убеждение заключается в том, что любой человек по своей природе первоначальноявляется эгоистом, вне зависимости от того, какие поступки он совершает и на реализацию чего они направлены. Ведь главное – это то, чем он при этом руководствуется, не так ли?
    Например, человек занимаетсякакой-либо благотворительной деятельностью или совершает добрые дела, то вроде бы его уже можно причислить к рядам доблестных альтруистов, но так ли обстоят дела на самом деле?
    Например, будет лизаниматься человек благотворительной деятельностью в пользу какой-нибудь организации, если он этого не хочет? Нет, конечно! Почему, спросите вы? Да потому, что это не принесет ему никакоголичностного удовлетворения! Отсюда выводим, что человека можно назвать альтруистом только в случае действий не приносящих ему никакого…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *