Сочинение на тему анализ эпизода бал в доме фамусова

14 вариантов

  1. Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».
    Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.
    Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу».
    Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!
    Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:
    Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
    Что нынче пуще, чем тогда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:
    И впрямь с ума сойдешь от этих,
    От одних, от пансионов, школ, лицеев…
    На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.
    В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:
    Москва и Петербург – во всей России то,
    Что человек из города Бордо,
    Лишь рот открыл, имеет счастье,
    Во всех княжён вселять участье…
    Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин.
    Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.

  2. Первыми на бал заходят супруги Горочи, Наталья и Платон. Главной в этой семье является жена, а муж для нее как маленький ребенок. Но до свадьбы Платон был совершенно другим, Чацкий знал его и сейчас находится в сильном удивление.
    Затем появляется семья подобная первой, где правит матриархат, жена стоит во главе семейства. Она мечтает выдать своих дочерей замуж, они же в свою очередь глупы по детски, без собственного мнения. В Чайком княгиня видит потенциального жениха для своих дочерей и отправляет мужа познакомиться с ним. Но как только она узнает, что Чацкий не имеет высокого чина и вовсе не богат, то ее мнение про него сразу же меняется и она отзывает мужа обратно. Следом мы наблюдаем ещё одного персонажа Антона Антоновича Загорецкого. Мнения о нем ходят не очень лестные. Говорят, что она мастер услужить. Этот герой пытается завоевать внимание Софьи. Он сообщает Софьи, что достал билеты и говорит, что это было сложно. Тетка Софьи пользуется большим успехом. Она заслужила уважение Фамусова. Фамусов представляет Скалозуба, как будущего мужа для Софьи.
    Чацкий не разделяет интересов людей, присутствующих на этом балу, он чувствует себя одиноким. Все что он делает это посмеивается над недостатками этих людей.
    Общество, в котором сейчас находится Чацкий, сразу же узнает слух о том, что он не в себе и сошёл с ума. С помощью собственной фантазии и мышления они приходят к выводу о том, что Чацкий стал такими от пьянства и унаследовал это у предков. И конечно виной всему образование, которое они так яростно отрицают, именно оно нанесло вред психическому здоровью Чацкого.
    Так же автор добавляет некоторых персонажей в свое произведение, для взаимодействия с Чацким, он изображает их с разных сторон. Софья, под влиянием фамусовского общества, говорит Чацкому, что считает его сумасшедшим.
    Чем важен этот эпизод? Именно из-за всего происходящего на балу Чацкий вскоре уезжает из Москвы.

  3. В произведении «Горе от ума» огромную роль играет эпизод, в котором описан бал у Фамусова в доме. На протяжении всей комедии идет противостояние между одним Чацким и всем фамусовским обществом. Апогея данный спор достигает во время бала. На балу присутствовали представители высшего общества. Все они приверженцы старого устоя жизни и консерваторы. Они не стремятся к новому. Единственное, что интересно этому обществу это получение чина и деньги.
    На бал одними из первых пришли Платон и Наталья Горичи. Это семейная пара, в которой жена проявляет чрезмерную заботу к своему мужу и относится к нему будто к маленькому ребенку. Затем приехала семья Тугоуховских со своими дочерями. В этом семействе супруга мечтает быстрее выдать свих дочерей удачно замуж. Но, молодые княжны Тугоуховские не сильно сообразительные и не имеют своего мнения.
    Мать этой семьи сразу же заприметила Чацкого. Она рассматривала его как перспективного жениха для своей дочери. Женщина сразу же отправила своего мужа, знакомится с Чацким. Но, когда она узнала, что парень не богат и не имеет звания, у нее сразу же пропал к нему интерес.
    На балу присутствовал Антон Антоныч Загорецкий, его в обществе не сильно любили и за его спиной плохо о нем отзывались. С ним общаются потому, что он может достать все, что угодно. Загорецкий старался обратить на себя внимание Софьи.
    Огромным авторитетом в обществе пользуется Хлестова. С ней Фамусов всегда советуется и ценит ее мнение.
    На балу Чацкий чувствует себя не в своей тарелке. Ему одиноко. Ему не интересно это общество. Чацкому с ними не о чем разговаривать, он язвит и шутит над всеми пороками фамусовского общества. Парень обладает особенным складом ума, у него особое мышление. Все гости высмеивают его за его ум.
    На балу София распространила слух о том, что Чацкий сошел с ума. Все гости с удовольствием стали обсуждать эту новость. Представители фамусовского общества решили, что причина сумасшествия Чацкого скрывается в его алкоголизме и плохой генетике. Так же весь коллектив решил, что образование не приносит пользы, а только вредит человеку. В их понимании Чацкий был наглядным примером.

  4. Центральной фигурой комедии выступает Чацкий – молодой дворянин, вернувшийся из-за границы с твёрдым намерением жениться на Софье Фамусовой. К своему удивлению, он узнает, что за время его отсутствия Софья влюбилась в другого. Молчалин – новый жених девушки – поражает Чацкого своей никчемностью, а Софья – своим выбором. Возмущение Чацкого достигает своей кульминации на балу в доме Фамусова.
    На бал съезжаются друзья Фамусовых. Все они, как и хозяева дома, являются полной противоположностью Чацкого. Складывается впечатление, что единственное, чего они бояться – это молва («грех не беда, молва нехороша»). Всех здесь судят по размеру их состояния, а вовсе не по уму и благородству. Чацкий осуждает «фамусовский» уклад жизни. На балу он успевает насолить всем. Наталья Дмитриевна Горич, намеренная похвастать на балу новым туалетом и новым супругом, опасается, что Чацкий своей болтовнёй разрушит любовно созданный ею образ мужа. Хрюмину Чацкий задел тем, что назвал её «подражательницей модисткам». Хлестову оскорбил смех молодого человека. Всё недовольство гостей на балу удивительным образом вылилось в слух о сумасшествии Чацкого. Случайно обронённая фраза Софьи об этом моментально расходится среди так называемых аристократов и Чацкий, подавленный и возмущённый всем происходящим, принимает решение покинуть Москву. В то время, как гости «старательно кружатся в вальсе», Чацкий бесконечно одинок и раздавлен. Он ощущает себя ненужным и лишним на этом «празднике жизни». Хотя по сумме положительных человеческих качеств заслуживает наиболее счастливой жизни.
    К большому сожалению, «Горе от ума» по сей день не утратила своей актуальности. За счёт своего афористического слога комедия уже давно разошлась на цитаты, которые мы часто слышим и сегодня.

  5. Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Конфликт стремительно развивается с первых же явлений пьесы и достигает кульминации в сцене бала.
    Чацкий – революционер, типичный представитель молодёжи 10-20-х годов XIX века. Он хочет добиться перемен в стране, улучшения системы образования, выступает против чинопочитательства. Он открыто противопоставлен Фамусову, который обладает житейским умом и ему ничего не нужно, кроме высокого чина, выгоды в замужестве Софьи, да жить в угоду себе.
    Все фамусовское общество – это консерваторы, боящиеся всего нового, неизведанного. Это общество во всей его полноте мы видим именно в 3 действии, в сцене бала. В этом эпизоде особенно четко видны разногласия между Чацким и фамусовской Москвой.
    Светское общество, как стадо неразумных животных, похоже в целом, но отличается мельчайшими деталями, которые Грибоедов подчеркнул в описании этих людей. Первыми на сцену выходят Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна Горичи. Она доминирует в паре, руководит податливым мужем и забоится о нем, будто это не взрослый мужчина, а дитё: «Мой милый, застегнись скорей». Она отвечает на все вопросы, а муж лишь твердит: «Теперь брат, я не тот…». Чацкий удивляется такой перемене в образе жизни своего бывшего товарища. Грибоедов постоянно подчеркивает, что мужчины в светском обществе зависимы от женщин, они не стремятся быть главными в семье.
    Вот появляются князья Тугоуховские с шестью дочерьми. Дочки не отличаются друг от друга, это можно понять даже по их ролям, которые им присвоил Грибоедов: 1-я княжна, 2-я княжна и т.д. Они глупы и говорят лишь о рюшечках, да одежде. «Ах! Прелесть!» – восклицает одна из них, а остальные лишь повторяют, словно отражения. Княжна Тугоуховская заботится только о том, как и куда пристроить своё потомство. Только завидев Чацкого и узнав, что он холост, Наталья посылает мужа к нему, расспрашивая Наталью Дмитриевну: «Какое звания?», «Богат?». Но ответы не удовлетворили княжну и она, не задумываясь, кричит мужу: «Князь! Назад!». Князь Тугоуховский плохо слышит и не особо умён, он отвечает лишь краткими фразами-междометиями: «У-хм?».
    Приехали и графини Хрюмины: бабушка и внучка. Бабушка – типичная светская женщина. Даже на волосок от смерти она ходит на балы и играет в карты, ест, да пьет. Внучка же зла от того, что не вышла замуж. В беседе с графиней-внучкой Чацкий высмеивает «подражательницам модисткам», его возмущает, что в России манеры, наряды, культура заимствовали из-за границы.
    Тут на сцену входит Антон Антоныч Загорецкий. В ту же минуту, пытаясь услужить Софье, он заговаривает о завтрашнем спектакле, говорит, что достал для нее билет, хотя это было очень трудно. Платон Михайлович говорит Чацкому о Загорецком, мол, он: «Отъявленный мошенник, плут». Хлестова подтверждает, что: «Лгунишка он, картежник, вор», но в то же время Антон Антоныч «мастер услужить», ведь для нее он на ярмарке достал двух арапченков.
    После выхода Загорецкого появляется Хлёстова – тетка Софьи, шестидесяти пяти лет. Она имеет большой авторитет в обществе Фамусова. Сам хозяин дома знакомит её со Скалозубом, чтобы она оценил выбор мужа для Софьи. Молчалин же, присаживаясь к Хлёстовой, хвалит её прекрасного шпица и предлагает сыграть в карты.
    На балу Чацкий чувствует себя «не в своей тарелке», он одинок как никогда. Люди не понимают его модернистических взглядов, а он не понимает, как можно жить без образования и развития. Чацкий высмеивает образ жизни чиновничий Москвы, шутит, язвит. Он думает, что на его честность ему ответят откровенно. Это и создает конфликт между Чацким и обществом. Все реплики, все монологи героя, направленные на изменения в обществе, пока что безуспешны. Но общество должно прогрессировать и в этом ему должны помочь люди-революционеры. Это, например, двоюродный брат Скалозуба, который из-за каких-то «новых правил»: «…службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать». Это и племянник княгини Тугоуховской – «химик и ботаник». Это и профессора Педагогического института, о которых княгиня Тугоуховская с негодованием говорит, что они «упражняются в расколах и в безверье».
    Чацкий и фамусовское общество несовместимы, они «век нынешний» и «век минувший». Люди в этом обществе пустые, не желающие перемен в своей жизни. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, так остро воспринимается ими. Из-за этого слух о безумии Чацкого, который пустила Софья, так рьяно был принят гостями Фамусова. В распространении этой сплетни показан механизм формирования общественного мнения. Их рассуждения от чего Чацкий мог сойти с ума, делятся на три ветви: пьянство, наследственность и образование. Из-за образования они начали шуметь, словно рой разъяренных пчёл. «Ученье – вот чума, ученость – вот причина!», – вторит Фамусов. Ему поддакивает Хлёстова, а княгиня рассказывает о своём племяннике Фёдоре, который: «от женщин бегает» и «чинов не хочет знать».
    Они приняли сумасшествие Чацкого легко, даже объяснили причины, потому что иначе все, что говорил Чацкий, было бы правдой, а это недопустимо для устоев светского общества XIX века, ведь они не потерпят изменений в системе.
    Таким образом, данный эпизод имеет большое значение для всего произведения. Здесь особо ярко подчеркивается противостояние Чацкого и фамусовского общества. Кроме того, именно в третьем действии распускается слух о сумасшествии Чацкого, из-за которого герой вынужден бежать из Москвы.
    Добавил: Shinonhorror
    Беру!

  6. Комедия Грибоедова “Горе от ума” входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества – эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова “Горе от ума”. И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.
    Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала является кульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом. Такова композиция сцены бала. От чего же Чацкий ссорится с гостями? Неужели от склочности характера? Однако, всему есть причины. Вернувшись из-за границы, Чацкий спешит в дом Фамусовых. Он желает поделиться впечатлениями о поездке с тем, кто ему дорог – дочерью хозяина. И что же? Его ни кто не ждет. Та, кого он считал идеалом и совершенством, увлечена Молачлиным, полнейшим ничтожеством. Чацкий возмущен. И не столько тем, что Софья предпочла ему другого, сколько тем, кого она выбрала. Молчалин не только не может отстоять собственного мнения, похоже, он его вообще не имеет. Молчалин твердо убежден, что в его положении собственное мнение непозволительная роскошь и лучше помолчать, чтобы не помешать карьере. За время своего путешествия Чацкий успел отвыкнуть от нравов московского общества. Когда Фамусов, заискивая перед Скалозубом, начинает навязывать тому свою дочь, Чацкий не может воздержаться от резких слов. Ханжество и лицемерие, чинопочитание, подобострастие – все это ставшее традиционным для московского общества, вызывает у Чацкого негодование.
    Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что “в девках целый век”, или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим. Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал “под каблук” своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.
    И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: “Я от него было и двери на запор; да мастер услужить”.
    Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.
    Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.
    Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:
    Из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним
    И в нем рассудок уцелеет.
    Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею “лишних” людей. За ним последовали Онегин, Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе.

  7. Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала является кульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом. Такова композиция сцены бала. От чего же Чацкий ссорится с гостями? Неужели от склочности характера? Однако, всему есть причины. Вернувшись из-за границы, Чацкий спешит в дом Фамусовых. Он желает поделиться впечатлениями о поездке с тем, кто ему дорог – дочерью хозяина. И что же? Его ни кто не ждет. Та, кого он считал идеалом и совершенством, увлечена Молачлиным, полнейшим ничтожеством. Чацкий возмущен. И не столько тем, что Софья предпочла ему другого, сколько тем, кого она выбрала. Молчалин не только не может отстоять собственного мнения, похоже, он его вообще не имеет. Молчалин твердо убежден, что в его положении собственное мнение непозволительная роскошь и лучше помолчать, чтобы не помешать карьере. За время своего путешествия Чацкий успел отвыкнуть от нравов московского общества. Когда Фамусов, заискивая перед Скалозубом, начинает навязывать тому свою дочь, Чацкий не может воздержаться от резких слов. Ханжество и лицемерие, чинопочитание, подобострастие – все это ставшее традиционным для московского общества, вызывает у Чацкого негодование.
    Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что «в девках целый век», или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим.
    Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал «под каблук» своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.
    И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: «Я от него было и двери на запор; да мастер услужить».
    Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.
    Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.
    Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:
    Из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним
    И в нем рассудок уцелеет.
    Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею «лишних» людей. За ним последовали Онегин, Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе.

  8. «Горе от ума» – одно из самых знаменитых произведений русского писателя А.С.Грибоедова. Персонажей комедии мы часто видим в окружающих нас людях, а знаменитые крылатые фразы нередко используем в повседневной жизни. В произведении просматривается два конфликта: любовный, между Софьей и Чацким, и общественный, между Чацким и Фамусовым, которые актуальны и в наше время. Центральной частью произведения является эпизод с балом в доме Фамусова, где происходит кульминация обоих конфликтов.
    Первой Чацкий встречает Наталью Дмитриевну, супругу его давнего друга Платона Михайловича Горича. Александр дивится изменениям, которые произошли с Горичем после женитьбы: некогда военный человек безропотно слушает свою жену, а та чрезмерной заботой не дает ему вставить и слова, выставляя подкаблучником. Далее Чацкий попадает в поле зрение князя Тугоуховского с женою и шестью дочерьми, которые поначалу интересуются не женат ли Александр, но узнав о том, что он не богат, их интерес сразу же пропадает. Не прошли стороной и графиня Хрюмина с внучкой, которая отпускает в сторону Чацкого несколько ехидных замечаний и которую в конце ссоры он называет «подражательницей модисткам».
    Казалось бы, появление Софьи должно было отвлечь внимание от Александра. Действительно, как только «Софья от себя выходит: все к ней на встречу». Но Чацкий в разговоре с Платоном продолжает с иронией удивляться фамусовскому обществу, саркастически усмехаясь и шутя над Антоном Антоновичем: «Не поздоровится от эдаких похвал, И Загорецкий сам не выдержал, пропал». Рассорившись со всеми гостями бала, Чацкий встречает родственного в своих стремлениях и идеях Репетилова, на деле оказавшегося пустым подражателем.
    Московскому обществу, которому была присуща застойная и размеренная жизнь, отвергавшему стремление Чацкого к переменам, новизну его идей и взглядов, не трудно было поверить во внезапно возникнувший слух о безумии Александра. Это становится завершением общественного конфликта фамусовского общества и Чацкого, и тот, в пылу бросает:
    Дряхлеющих над выдумками, вздором, –
    Безумным вы меня прославили всем хором.
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Любовный же конфликт Чацкого с Софьей приходит к кульминации после того, как Александр узнает правду о любви Софьи к Молчалину. Его сердце разбито, чувства растоптаны, а сам он унижен. В гневе покидая дом Фамусовых, Чацкий насмешливо и запальчиво выкрикивает:
    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!..
    Карету мне, карету!
    В произведении Грибоедова «Горе от ума» сталкиваются такие понятия как благородство и низость, честь и неверность, мнение общества и мнение «врага исканий». Автор раскрывает двуличность Молчалина, лицемерие Тугоуховских, вранье Загорецкого, обличая тем самым «прошедшего житья подлейшие черты» Московского общества.

  9. Комедия Грибоедова «Горе от ума» входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества – эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова «Горе от ума». И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.
    Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала является кульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом. Такова композиция сцены бала. От чего же Чацкий ссорится с гостями? Неужели от склочности характера? Однако, всему есть причины. Вернувшись из-за границы, Чацкий спешит в дом Фамусовых. Он желает поделиться впечатлениями о поездке с тем, кто ему дорог – дочерью хозяина. И что же? Его ни кто не ждет. Та, кого он считал идеалом и совершенством, увлечена Молчлиным, полнейшим ничтожеством. Чацкий возмущен. И не столько тем, что Софья предпочла ему другого, сколько тем, кого она выбрала. Молчалин не только не может отстоять собственного мнения, похоже, он его вообще не имеет. Молчалин твердо убежден, что в его положении собственное мнение непозволительная роскошь и лучше помолчать, чтобы не помешать карьере. За время своего путешествия Чацкий успел отвыкнуть от нравов московского общества. Когда Фамусов, заискивая перед Скалозубом, начинает навязывать тому свою дочь, Чацкий не может воздержаться от резких слов. Ханжество и лицемерие, чинопочитание, подобострастие – все это ставшее традиционным для московского общества, вызывает у Чацкого негодование.
    Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что «в девках целый век», или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим.
    Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал «под каблук» своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.
    И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: «Я от него было и двери на запор; да мастер услужить».
    Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.
    Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.
    Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:
    Из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним
    И в нем рассудок уцелеет.
    Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею «лишних» людей. За ним последовали Онегин, Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе.
    Беру!

  10. Комедия Грибоедова “Горе от ума” входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества – эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова “Горе от ума”. И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.
    Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала является кульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом. Такова композиция сцены бала. От чего же Чацкий ссорится с гостями? Неужели от склочности характера? Однако, всему есть причины. Вернувшись из-за границы, Чацкий спешит в дом Фамусовых. Он желает поделиться впечатлениями о поездке с тем, кто ему дорог – дочерью хозяина. И что же? Его ни кто не ждет. Та, кого он считал идеалом и совершенством, увлечена Молачлиным, полнейшим ничтожеством. Чацкий возмущен. И не столько тем, что Софья предпочла ему другого, сколько тем, кого она выбрала. Молчалин не только не может отстоять собственного мнения, похоже, он его вообще не имеет. Молчалин твердо убежден, что в его положении собственное мнение непозволительная роскошь и лучше помолчать, чтобы не помешать карьере. За время своего путешествия Чацкий успел отвыкнуть от нравов московского общества. Когда Фамусов, заискивая перед Скалозубом, начинает навязывать тому свою дочь, Чацкий не может воздержаться от резких слов. Ханжество и лицемерие, чинопочитание, подобострастие – все это ставшее традиционным для московского общества, вызывает у Чацкого негодование.
    Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что “в девках целый век”, или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим. Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал “под каблук” своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.
    И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: “Я от него было и двери на запор; да мастер услужить”.
    Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.
    Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.
    Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:
    Из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним
    И в нем рассудок уцелеет.
    Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею “лишних” людей. За ним последовали Онегин, Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе.

  11. Комедия Грибоедова «Горе от ума» входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества – эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова «Горе от ума». И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.
    Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала является кульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом. Такова композиция сцены бала. От чего же Чацкий ссорится с гостями? Неужели от склочности характера? Однако, всему есть причины. Вернувшись из-за границы, Чацкий спешит в дом Фамусовых. Он желает поделиться впечатлениями о поездке с тем, кто ему дорог – дочерью хозяина. И что же? Его ни кто не ждет. Та, кого он считал идеалом и совершенством, увлечена Молчлиным, полнейшим ничтожеством. Чацкий возмущен. И не столько тем, что Софья предпочла ему другого, сколько тем, кого она выбрала. Молчалин не только не может отстоять собственного мнения, похоже, он его вообще не имеет. Молчалин твердо убежден, что в его положении собственное мнение непозволительная роскошь и лучше помолчать, чтобы не помешать карьере. За время своего путешествия Чацкий успел отвыкнуть от нравов московского общества. Когда Фамусов, заискивая перед Скалозубом, начинает навязывать тому свою дочь, Чацкий не может воздержаться от резких слов. Ханжество и лицемерие, чинопочитание, подобострастие – все это ставшее традиционным для московского общества, вызывает у Чацкого негодование.
    Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что «в девках целый век», или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим.
    Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал «под каблук» своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.
    И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: «Я от него было и двери на запор; да мастер услужить».
    Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов.
    «
    1
    2
    »

  12. Комедия Грибоедова «Горе от ума» входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества – эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова «Горе от ума». И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.
    Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала является кульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом. Такова композиция сцены бала. От чего же Чацкий ссорится с гостями? Неужели от склочности характера? Однако, всему есть причины. Вернувшись из-за границы, Чацкий спешит в дом Фамусовых. Он желает поделиться впечатлениями о поездке с тем, кто ему дорог – дочерью хозяина. И что же? Его ни кто не ждет. Та, кого он считал идеалом и совершенством, увлечена Молачлиным, полнейшим ничтожеством. Чацкий возмущен. И не столько тем, что Софья предпочла ему другого, сколько тем, кого она выбрала. Молчалин не только не может отстоять собственного мнения, похоже, он его вообще не имеет. Молчалин твердо убежден, что в его положении собственное мнение непозволительная роскошь и лучше помолчать, чтобы не помешать карьере. За время своего путешествия Чацкий успел от
    выкнуть от нравов московского общества. Когда Фамусов, заискивая перед Скалозубом, начинает навязывать тому свою дочь, Чацкий не может воздержаться от резких слов. Ханжество и лицемерие, чинопочитание, подобострастие – все это ставшее традиционным для московского общества, вызывает у Чацкого негодование.
    Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что «в девках целый век», или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим.
    Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал «под каблук» своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.
    И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: «Я от него было и двери на запор; да мастер услужить».
    Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.
    Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.
    Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:
    Из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним
    И в нем рассудок уцелеет.
    Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею «лишних» людей. За ним последовали Онегин, Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе

  13. 13
    Текст добавил: СаМаЯ ШиКаРнАя

    1Грибоедов сочинение
    Анализ эпизода «Бал в доме
    Фамусова» комедии Грибоедова «Горе от
    ума».
    Комедия Грибоедова «Горе от
    ума» входит в число самых известных произведений
    русской литературы. Конфликт поколений,
    взаимоотношение человека и общества
    – эти проблемы существовали, и будут существовать
    всегда. Так и главный герой Грибоедова
    оказался не понят окружающими его людьми.
    Конфликт Чацкого с московским
    обществом наиболее ярко проявился на
    балу у Фамусова. Сцена бала является кульминацией
    комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает
    перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим
    .  Вернувшись из-за границы, Чацкий
    спешит в дом Фамусовых. Он желает поделиться
    впечатлениями о поездке с тем, кто ему
    дорог – дочерью хозяина. Его ни кто не
    ждет. Та, кого он считал идеалом и совершенством,
    увлечена Молчалиным. Чацкий возмущен.
    Молчалин не только не может отстоять
    собственного мнения, похоже, он его вообще
    не имеет.  Когда Фамусов, заискивая
    перед Скалозубом, начинает навязывать
    тому свою дочь, Чацкий не может воздержаться
    от резких слов. Ханжество и лицемерие,
    чинопочитание, подобострастие – все это
    ставшее традиционным для московского
    общества, вызывает у Чацкого негодование.
    Гости Фамусова – самые обыкновенные
    люди московского общества начала 19 века.
    Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы
    завести знакомство с нужными людьми,
    третьи, чтобы устроить судьбы своих детей.
    Здесь собираются люди одного круга, здесь
    нет чужих. А установленные правила поведения
    являются законом. Чацкий со своей правдой
    и критическим взглядом на жизнь просто
    не мог стать своим среди этих людей. За
    глаза гости Фамусова осуждают друг дуга.
    Но если сказать графине-внучке, что она
    зла оттого, что «в девках целый век», или
    сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая
    старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим.
    Первые, с кем встречается Чацкий
    на балу – это супруги Горичи. Платон Горич
    – давний знакомый Чацкого, бывший военный,
    после женитьбы полностью попал «под каблук»
    своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо
    относится к Платону Михайловичу и искренне
    огорчен переменой, произошедшей со своим
    старым другом. Он хоть и подшучивает над
    Горичем, но с явным сочувствием. А вот
    и князья Тугоуховские со своим семейством,
    со своими многочисленными дочерьми. Первое,
    что интересует княгиню: женат ли Чацкий.
    И как быстро пропадает ее интерес, когда
    она узнает, что кандидат в женихи небогат.
    А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка.
    Внучка – злая старая дева. На ее едкие
    замечания Чацкий отвечает не менее резко.
    Это ее он сравнивает с французскими модистками.
    И, конечно, Чацкого возмущает
    то, что московское общество, осуждая таких
    пройдох, как Загорецкий, не закрывает
    перед ним двери, а продолжает принимать
    на балах. Откровеннее всех об этом говорит
    по своей глупости Хлестова: «Я от него
    было и двери на запор; да мастер услужить».
    Когда же автор представляет
    нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный
    сарказм. Особая фигура у Грибоедова –
    Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому
    найти общий язык: говорит о новых идеях,
    ездит на секретные собрания в Английский
    клуб. Однако, Чацкий достаточно умен,
    чтобы понять, что это пустые слова, за
    которыми ничего не стоит.
    Пустые никчемные люди, не желающие
    не только никаких перемен, но и не желающие
    даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий
    и говорящий иначе, своей правдивостью
    вызывает неприятие у этого общества.
    Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный
    Софьей, так легко был принят за правду
    гостями Фамусова. Они просто жаждали,
    чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А
    если он нормальный, и все, что он говорит,
    правда, то это значит, что у это них не
    все в порядке. А этого невозможно даже
    в мыслях представить.
    Итак, московское общество выносит
    Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий
    выносит свой приговор московскому обществу:
    Из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним
    И в нем рассудок уцелеет. Чацкий
    уезжает из Москвы разочарованным. Его
    чувства растоптаны, его сердце разбито,
    его надежды найти здесь понимание рассыпались
    в прах. И в наши дни в подобных кругах
    не любят людей умных, острых на язык. Их
    считают возмутителями спокойствия. Без
    них удобнее и привычнее. Чацкий открыл
    в русской литературе галерею «лишних»
    людей.
    2) Сцена бала занимает
    важное место в комедии А. С. Грибоедова
    «Горе от ума». В ней происходит стремительное
    развитие действия, кульминация любовного
    и общественного конфликтов.
    Сцена бала в комедии
    подготавливается заранее. С точки
    зрения идейного конфликта пьесы развитие
    действия предвосхищается монологами
    Чацкого и Фамусова, в которых противопоставляются
    идеалы и идейные убеждения «века нынешнего»
    и «века минувшего», выявляется неприятие
    обществом идей и мыслей Чацкого — представителя
    передовой дворянской молодежи 10-20-х годов
    XIX столетия.
    Большое значение имеют
    картины и явления, предшествующие
    балу. Стремясь добиться у Софьи
    признания в начале третьего действия
    комедии, Чацкий сам подает ей повод для
    насмешек:
    Я сам? не правда ли
    смешон?
    Говоря о любви,
    которую он испытывает к Софье, герой
    отождествляет ее с безумием:
    От сумасшествия
    могу я остеречься…
    Реакция Софьи на
    эту реплику Чацкого и послужила
    основой для сплетни, столь быстро
    разнесшейся на танцевальном вечере
    у Фамусова:
    Вот нехотя с ума
    свела!
    Сцена бала – это
    типичная картина московских нравов
    того времени, так называемая «галерея
    типов» фамусовской Москвы. Каждая семья,
    приглашенная в дом к Фамусову, включает
    в себя типичных представителей этого
    общества, разыгрывает свою маленькую
    комедию с полной обрисовкой характеров.
    Первой приезжает
    чета Горичей. Муж, Платон Михайлович,
    – старый друг и сослуживец Чацкого. В молодые
    годы он был веселым, подвижным и живым
    человеком, а теперь, по словам Чацкого,
    он «спокоен и ленив», им забыты «шум лагерный,
    товарищи и братья».
    Думается, что Наталья
    Дмитриевна до замужества также хорошо
    знала Чацкого. Об этом можно судить по
    ее первой реакции при встрече с героем:
    Не ошибаюсь ли!.,
    он точно, по лицу…
    Ах! Александр Андреич,
    вы ли?
    Наталья Дмитриевна
    — яркий пример воплощения женской
    власти. Своими заботами о здоровье
    «нездорового» мужа она убила
    в Платоне Михайловиче ту живость,
    которая была присуща ему в
    молодости, сделав из него безвольного
    человека. Наталья Дмитриевна полностью
    подчинила себе мужа своими постоянными
    замечаниями, ложными волнениями о его
    здоровье:
    Ах! Мой дружочек!
    Здесь так свежо,
    что мочи нет,
    Ты распахнулся
    весь и расстегнул жилет.
    Показательна фраза
    Натальи Дмитриевны: «Мой муж – прелестный
    муж», – построена по тому же принципу,
    что и фраза Молчалива: «Ваш шпиц
    – прелестный шпиц». Это свидетельствует
    о том, что роль мужа в семейной
    жизни сведена до уровня игрушки,
    забавы в руках жены. Да и сам
    Платон Михайлович считает семейную
    жизнь скукой, так как уже несколько
    лет «твердит дуэт а-мольный» в одиночестве,
    замечая при этом, что теперь он «не то».
    Вслед за Горичами
    появляется семья Тугоуховских: князь
    и княгиня с шестью дочерьми. Шесть княжон
    вместе с графиней-внучкой представляют,
    по словам Гончарова, «контингент невест»
    того времени. Их поведение полностью
    соответствует тому, как описывает Фамусов
    московских барышень в монологе «Вкус,
    батюшка, отменная манера…»: княжны умеют
    «принарядиться» «тафтицей, бархатцем
    и дымкой», все их разговоры сводятся к
    разговорам о нарядах:
    Нет, если б видели
    мой тюрлюрлю атласный!
    Какой эшарп cousin мне
    подарил!
    Поведение гостей на
    балу в доме Фамусова подтверждает
    тот факт,
    что определяющими
    в обществе являются чин и деньги.
    Княгиня Тугоуховская уже было отправила
    мужа к Чацкому посватать дочерей, но,
    узнав, что молодой человек небогат и нигде
    не служит, стала звать князя обратно.
    В комедии Грибоедов
    использует такой традиционный прием
    для классицистических пьес, как говорящие
    фамилии. Ярким примером тому может служить
    князь Тугоуховский, который считает глухоту
    единственным недостатком. Он сам плохо
    слышит и вынужден все переспрашивать
    по несколько раз, приставив к уху слуховую
    трубку. Он, как и Платон Михайлович, находится
    в полном подчинении у жены. Его роль в
    семье настолько незначительна, что в
    течение всего бала он не произносит никаких
    слов, кроме междометий «И-хм!», «О-хм!»,
    «У-хм!» и т. д.
    Старуха Хдестова,
    пережиток екатерининского века, ярая
    крепостница, своеобразный «Фамусов в
    юбке», уверенно держится в обществе, смело
    высказывает свои суждения, зная, что ей
    никто не смеет возражать. Она всеми силами
    старается защищать «.прошедшего житья
    подлейшие черты», выступая против образования
    и всего нового, что может изменить установившийся
    порядок.
    Персонаж, без которого
    галерея типов фамусовской Москвы,
    представленная на балу у Фамусова, была
    бы неполной, – это Загорецкий, «отъявленный
    мошенник, плут». Все знают об этом, но
    тем не менее его всюду принимают, так
    как «мастер услужить». Он учтиво предлагает
    Софье билет на спектакль, поддакивает
    всем, во всем соглашается с окружающими.
    Чацкий умудряется
    вызвать неприязнь и раздражение
    у всех гостей, присутствующих на балу,
    своими едкими замечаниями и резкими
    высказываниями в адрес членов фамусовского
    общества, чем приближает кульминацию
    и развязку общественного конфликта, столкновения
    «века нынешнего» с «веком минувшим».
    Так, он успевает наговорить
    колкостей графине-внучке, сидящей
    «в девках целый век».
    Согласие, единство,
    сплоченность – важная характеристика
    московского общества.. Это единство проявляется
    и в том, как это общество восприняло Чацкого
    и его речи. Столь же единодушна была фамусовская
    Москва и в распространении сплетни о
    сумасшествии главного героя, в том, как
    быстро эта сплетня разнеслась благодаря
    господам П. и N.. не имеющим даже полного
    имени.
    Сплетня объединила
    всех героев комедии. Слух о сумасшествии
    Чацкого явился для фамусовского мира
    единственным оружием против смелых речей
    Чацкого, единственным выходом из создавшейся
    ситуации. Московский «свет» таким образом
    выразил свое отношение к поведению героя,
    расценив его как социальное безумие.
    Фамусов — идеолог этого общества — говорит:
    Ученье – вот чума,
    ученость – вот причина,
    Что нынче пуще,
    чем когда,
    Безумных развелось
    людей, и дел, и мнений.
    По тому, как быстро
    распространилась сплетня, можно судить
    о характерах людей, населяющих это
    общество. Сам Чацкий, услышав разговор
    Хлестовой и Репетилова, узнает о сути
    разносимой сплетни. Он даже дает оценку
    так называемому «механизму» ее распространения:
    Поверили глупцы,
    другим передают,
    Старухи вмиг тревогу
    бьют…
    Софья, пустившая
    слух, не видит в этом ничего предосудительного:
    Хочу – люблю, хочу –
    скажу.
    Молчалив к сплетням
    относится негативно:
    Ах! Злые языки страшнее
    пистолета.
    Маленький чиновник
    знает, что сплетня может в
    один миг уничтожить человека или же
    помочь сделать карьеру.
    Сплетня служит средством
    раскрытия характеров не только главных
    персонажей, но и второстепенных. Так,
    Платон Михайлович сначала не верит
    тому, что Чацкий «сошел с ума», но
    вынужден признать это, когда узнает,
    что так думают все.
    Загорецкий уводит
    разговор, связанный со сплетней, в сторону
    немыслимых предположений. Он говорит
    о том, чего не могло быть:
    Его в безумные упрятал
    дядя-плут…
    Схватили, в желтый
    дом, и на цепь посадили…
    Старуха Хлестова согласна
    с Фамусовым и считает, что можно сойти
    с ума от «пансионов, школ, лицеев», выступая
    тем самым против образования, видя в нем
    причину распространения свободомыслия.
    Дойдя до графини-бабушки, сплетня приобретает
    уже форму гротеска:
    Что? к фармазонам
    в клоб? Пошел он в пусурманы?..
    Итак, сплетня объединила
    общественный и любовный конфликты.
    А финал для самого Чацкого
    трагичен. Ему было тяжело узнать, что
    слух о его сумасшествии был пущен
    Софьей, в которую он влюблен.
    Общественный конфликт
    достигает кульминации в монологе
    Чацкого о французике из Бордо
    «В той комнате незначащая встреча».
    Все гости отвернулись от героя
    и не обращают на него ни малейшего
    внимания: «все в вальсе кружатся с
    величайшим усердием… Старики разбрелись
    к карточным столам». Герой одинок
    среди толпы людей.
    Итак, сцена бала
    играет важную роль в комедии «Горе
    от ума» Грибоедова. Здесь происходит
    кульминация общественного и любовного
    конфликтов. Сцена бала приближает и развязку.
    Кроме того, на балу перед зрителем проходит
    галерея типов московского барства первой
    четверти XIX века.
    3) В комедии «Горе от ума» отразилось
    противостояние новых идей старым. Грибоедов
    показал столкновение двух идеологий:
    «века нынешнего» и «века минувшего».
    На балу у Фамусова собираются
    люди, составляющие элиту дворянской
    Москвы. Они многолики, но у всех
    есть общая черта: крепостнические
    взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие.
    До приезда гостей в
    доме Фамусова появляется самый желанный
    гость для хозяина — Скалозуб.
    Этот типичный солдафон, которого можно
    назвать слепым исполнителем, думает только
    о военной карьере. Он, как и Фамусов, является
    убежденным сторонником старых порядков.
    Повод для приезда на бал
    — найти богатую невесту. Фамусов
    видит Скалозуба достойным его
    дочери Софьи, потому что он — «и
    золотой мешок, и метит в генералы».
    Первыми из гостей на балу появляется
    чета Горичей. Это типичная московская
    супружеская пара. Чацкий знал Платона
    Михайловича до его женитьбы — они были
    товарищами по службе. Это был бодрый,
    живой человек, но после женитьбы на Наталье
    Дмитриевне он сильно изменился: попал
    под « каблук», стал «мужем-мальчиком,
    мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не
    дает мужу даже «рта открыть», Горич прекрасно
    понимает свое положение и уже смирился
    с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь,
    брат, я не тот».
    На бал приезжает и
    семейство Тугоуховских. Княгиня весьма
    обеспокоена поиском женихов для своих
    дочек, помыкает старым князем, едва завидев
    Чацкого и узнав, что он не женат, посылает
    своего мужа пригласить потенциального
    жениха к себе. Но, как только она понимает,
    что Чацкий небогат и у него нет высокого
    чина, то что есть мочи кричит: «Князь,
    князь! Назад!». В фамусовском обществе
    для богатых невест выбирают женихов по
    такому принципу:
    Будь плохонький, да если
    наберется
    Душ тысячки две родовых,
    — Тот и жених.
    На балу появляются графини
    Хрюмины. Это озлобленная на весь окружающий
    мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой
    бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти
    себе достойного жениха и поэтому недовольна
    всем, что происходит вокруг нее. Едва
    приехав на бал, она сожалеет о том, что
    приехала слишком рано. Она говорит: «Ну
    бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!».
    Ее злит, что здесь она не познакомилась
    ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж.
    Хрюмина-внучка высказывает свое восхищение
    перед всем иностранным, обнаруживает
    пристрастие к «модным лавкам». Высокомерие
    Хрюминой-внучки возмущает Чацкого:
    Несчастные! Должны ль упреки
    несть от подражательниц модисткам?
    За то, что смели предпочесть
    оригиналы спискам!

  14. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» произвела много шума в отечественной драматургии. Это — замечательное произведение с острым, афористичным языком. В своей пьесе Грибоедов затронул много вопросов и проблем русского общества 20-х годов 19 века. Главной же проблемой произведения можно назвать противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». Особенно ярко, на мой взгляд, это раскрылось в 3 действии комедии, в сцене бала.
    Чацкий — явный представитель поколения будущего, он жаждет видеть перемены в стране, у него активная социальная и политическая позиция. Он открыто противопоставлен Фамусову. Но Фамусов, безусловно, не единственный представитель приверженцев старых традиций. Все фамусовское общество — это консерваторы, боящиеся всего нового, неизведанного. Это общество во всей его полноте мы видим именно в 3 действии, в сцене бала. В этом эпизоде особенно четко видны разногласия между Чацким и фамусовской Москвой.
    До этого эпизода мы видели, можно сказать, только двух представителей лагеря консерваторов — это Фамусов и Скалозуб. Но тут на сцену выходят и другие персонажи — московская знать. Все эти люди объединены общими взглядами, позицией, но, тем не менее, автор коротко, но ярко описывает нам каждого из них. Загорецкий — доносчик и картежный шулер, Хрюмины вздорны и брюзгливы, двуличны. Мы видим, что Тугоуховские признают в людях только знатность, богатство и чины, как и многие в этом обществе. Поэтому все так почтительны с властной, грубой, деспотичной Хлестовой. Вызывает неприязнь слабохарактерность Платона Михайловича Горича, которого при всех отчитывает жена. Господа N и D — заядлые сплетники, именно они с большим злорадством будут распространять слух о сумасшествии Чацкого.
    Но не вся дворянская Москва появляется перед нашими глазами. Есть еще масса людей, оставшихся где-то там, за сценой. О них мы узнаем из разговоров. Это Кузьма Петрович, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна, Марья Алексеевна и другие. Все гости во главе с хозяином дома — само воплощение ханжества, нравственного уродства, пошлости. Об этих людях Чацкий говорит:
    В любви предателей, вражде неутомимых,
    Рассказчиков неукротимых,
    Нескладных умников, лукавых простаков,
    Старух зловещих, стариков,
    Дряхлеющих над выдумками, вздором.
    Такое общество не прощает ума, свободомыслия, высказывания собственных идей. Чацкий независим, он нравственно превосходит эту толпу. Такого здесь не могут простить. Фамусовское общество с особой ненавистью преследует героя. А слух о сумасшествии Чацкого все подхватывают с большой готовностью. Примечательно то, что эту сплетню распускает именно Софья. Тем самым она предает героя. Если до этого момента читатель мог колебаться, к какому лагерю причислить девушку, то после этого поступка она стала полноправным членом фамусовского общества. После такой подлости Софья перестала отличаться от толпы ханжей, подлецов и дураков.
    Но Чацкий несгибаем. Он презирает невежество, косность, пресмыкание. Здесь хочется вспомнить его знаменитый монолог о «французике из Бордо», где герой обличает «пустое, рабское, слепое подражанье» всему иностранному:
    Приехал — и нашел, что ласкам нет конца;
    Ни звука русского, ни русского лица
    Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;
    Своя провинция.
    Так же в этом монологе Чацкий негодует по поводу «чужевластья мод», ведет борьбу за достоинство русского народа:
    Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
    Чтоб умный, бодрый наш народ
    Хотя по языку нас не считал за немцев.
    Этот эпизод примечателен еще и тем, что мы понимаем: Чацкий не одинок. В стране есть похожие на него люди. Это, например, двоюродный брат Скалозуба, который из-за каких-то «новых правил»: «…службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать». Это и племянник княгини Тугоуховской — «химик и ботаник». Это и профессора Педагогического института, о которых княгиня Тугоуховская с негодованием говорит, что они «упражняются в расколах и в безверье».
    Чацкий не угоден фамусовскому окружению, поэтому слух о его сумасшествии распространяется с такой скоростью и обрастает самыми невероятными подробностями. Кто-то вдруг сообщает, что герою прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек — беглый преступник. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
    Что нынче пуще, чем тогда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    На самом деле, нет ничего странного в рождении этого слуха. Ведь для фамусовского общества Чацкий и есть сумасшедший, безумный человек, отважившийся свободно высказывать свое мнение, позволяющий себе не чтить чины и светскую знатность.
    Таким образом, данный эпизод имеет большое значение для всего произведения. Здесь особо ярко подчеркивается противостояние Чацкого и фамусовского общества. Кроме того, именно в третьем действии распускается слух о сумасшествии Чацкого, из-за которого герой вынужден бежать из Москвы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *