Сочинение на тему андрей болконский в поисках смысла жизни

15 вариантов

  1. Кто я? Для чего я? Зачем я? На первый взгляд вопросы вполне простые, мы знаем свои имена, знаем что мы люди, а вот в чем смысл нашего существования уже вопрос более сложный. Могу с точностью утверждать, что многие теряются уже при первом вопросе.
    Порой поиск себя занимает большую часть нашего жизненного пути. Сложно жить, когда не знаешь для чего ты живешь. Ведь нельзя слепо идти по уже выдуманным другими ценностям, человек сам должен решить, что для него важно, кем он является для этого мира. Но ка же нам, обычным школьникам разобраться в этом сложном вопросе, ведь ни в одном учебнике не написано точно, кто я и что я должен делать, а если вы найдете такой, то лучше сразу же выкинуться его в мусор. Помните, найти себя мы можем только сами, но порой и помощь оказывается не лишней.
    Где же можно взять столько информации о жизнях других людей, ведь только на примере мы можем понять ситуацию до конца. Такими примерами могут стать фильмы и сериалы, но ни что не сравниться с обычной дорогой нам книгой. С каждой страницей сюжет и эмоции главных героев заставляют нас сопереживать им, чувствовать все то, через что им пришлось пройти.
    Идеальным примером литературного героя, который искал свой смысл жизни и в итоге нашел его, я считаю Андрея Болконского из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». Князь Андрей был обычным дворянином, который из-за необходимости рано женился, ни где не работал и лишь проводил вечера на различным балах и ужинах. Ему явна не нравилась такая жизнь, он ощущал свою ненужность.
    Став семейным человеком и уже ожидая первенца, он так же не нашел счастье в браке. Казалось он экспериментировал со всем, повторяя судьбу своих потомков он совершал те же жизненные ритуалы что и они. Одним из таких ритуалов стала военная служба. Когда французские войска под командованием Наполеона Бонапарта развязали войну со всей Европой. Он пошел воевать ни ради долга отечества, совсем нет, он хотел стать героем, что бы на протяжении веков его историю изучали в школах и воздвигали памятники. Война казалась ему местом возможностей, он ясно понимал, что на войне люди умирают, но для него это было лишь пустой мыслью. Князь Андрей грезил славой, похвалой и величаем, но ранение, которое он получил на Аустерлицком сражении полностью перевернула его представление на это счет. Истекая в крови он смотрел на небо и понимал ненужность этого жестокого и беспощадного явления, которое именуется войной. Этот путь стал началом его скитаний, который в итоге привел его к истинному смыслу жизни.
    После ранения, он отправляется домой на родину. Так он всецело отдается своей семье, в одиночку растит своего сына. В его голове появляется новая философия, которой он живет в течении долгого времени. Но разговор с лучшим другом Пьером, заставляет его усомниться в правильности своих суждений, ведь кроме семьи для него не существует другого мира, а это уже не правильно.
    Потому он переходит к следующему этапу своей жизни и устраивается работать в канцелярию, но очередное разочарование, которое он терпит на новом месте заставляет снова искать свой истинный путь. Только в конце, находясь при смерти герой понимает истинный смысл своей жизни. Его долг в служении народу, здесь мы видим философию самого автора. Как известно из его биографии, ближе к старости Л.Н. Толстой отрекается от всех благ дворянской жизни отдает себя всего народу.
    Путь Андрея Болконского был очень долгим, ему не удалось с первой попытки попасть на нужную тропинку. Он много раз терялся, поскальзывался и падал. Но при этом он продолжал идти, ведь искренне верил в то, что он сможет себя найти. В этом поиске и состоял его смысл, конечно ему не удалось прожить долгую и счастливую жизнь. Его история кончилась там в лазарете, где он в последний раз встретил Наташу и они объяснились в своих чувствах. Он умер счастливым, потому что понимал кто он и для чего был рожден.
    Думаю в этом и состоит смысл нашей жизни, мы тоже должны искать, порою обжигаться, но не в коем случае не останавливаться. А когда мы найдем свое место, то в душу нашу зайдет счастье и благодать.

  2. Андрей Болконский находится в постоянном поиске смысла жизни, проходя свою «дорогу чести». Полный честолюбивых устремлений, он надеялся добиться славы в войне 1805 года. В этот период его кумир — Наполеон, личность деятельная и сильная. Андрей глубоко неудовлетворен тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. На лице князя усталость и скука. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию, мечтая о своем Тулоне. Но он стремится не только к личной славе, хотя мечтает, чтобы люди, знакомые и не знакомые ему, знали и любили его. Ведь слава — это та же любовь к другим людям. Он хочет счастья для людей. Толстой выделяет своего героя из толпы штабных, ищущих лёгкой карьеры и наград, таких, как Жерков и Друбецкой. Но романтические представления о чести, о славе развеялись на Аустерлицком поле. Лежа на поле битвы, тяжело раненный князь Андрей видит над собой высокое небо, на фоне которого все, о чём он мечтал прежде, представляется ему «пустым» и «обманом». Он понял, что в жизни есть нечто более важное, чем слава. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, князь Андрей приходит к выводу, что жить для себя и для своих близких — это единственное, что ему остается. «Я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор спокойнее, как живу для одного себя», — говорит Болконский. Но деятельная, кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. Медленно возвращается герой к жизни, к людям. К активной жизни пробудили князя Пьер и Наташа Ростова. «Надо жить, надо любить, надо верить», — эти слова Пьера заставляют Андрея осмотреться и увидеть, что мир по-прежнему прекрасен, и что-то молодое проснулось в его душе. Трудно возвращается Болконский к настоящей, достойной его жизни. К нему приходит новое желание деятельности и славы, он уехал в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии Сперанского по составлению новых законов. Но вскоре последовало разочарование в работе комиссии. Князь Андрей понял, насколько эта работа далека от насущных интересов народа. Андрей Болконский близок к новому духовному кризису, от которого его спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашёл подлинное счастье. Болконский весь отдаётся своему чувству к Наташе. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей: теперь «как будто бесконечный свод неба, стоявший над ним, превратился в низкий, давивший его свод, в котором… не было ничего вечного и таинственного». Отечественная война 1812 года резко изменила жизненный путь героя. Она застала князя Андрея в смятении, в мыслях о нанесённой ему обиде. Но личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбуждает в нём желание бороться, быть вместе с армией и народом. Поэтому Болконский снова поступил на военную службу, отказавшись от штабной должности. Во время Бородинского сражения он стоял со своим полком в резерве, под сильным огнём неприятеля. Не вступая в бой, полк потерял треть солдат. В полку его называли «наш князь», его любили, им гордились. У князя Андрея стали появляться новые мысли: «Зачем люди идут убивать себе подобных?» Здесь, в полку, князь Андрей начинает осознавать себя частицей народа, здесь к нему приходит осознание того, что от него, как и от многих солдат, зависит спасение России. Во время сражения Болконский был ранен осколком гранаты, и, очнувшись на перевязочном пункте, он увидел Анатоля Курагина и… простил его. От любви к славе, к себе, к Отечеству он пришёл к любви Евангельской, любви ко всему роду людскому, всепрощению. Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовью, добротой живет мир, только любовь может избавить человечество от мучительных противоречий. Андрей Болконский — любимый герой Л. Н. Толстого, — пройдя ряд жизненных испытаний, находит свое счастье и успокоение. В процессе этих испытаний он нравственно растёт и развивается. Ни война, ни личные беды и несчастья не смогли сломить его — он, напротив, стал ещё лучше, чище и добрее.

  3. JI. Н. Толстой в романе «Война и мир» описывает историю народа, изображая жизнь своих любимых героев. И показывает их в единении с народом, живыми, совершенствующимися, а всех остальных — статичными, неизменяющимися.
    В числе любимых героев писателя — Андрей Болконский. Этот герой находится в постоянном поиске смысла жизни, проходя свою «дорогу чести». Полный честолюбивых устремлений, он надеялся добиться славы в войне 1805 года. В этот период его кумир — Наполеон., личность деятельная и сильная.
    Андрей глубоко неудовлетворён тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. На лице князя усталость и скука. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию, мечтая о своём Тулоне. Но он стремится не только к личной славе, хотя мечтает, чтобы люди, знакомые и не знакомые ему, знали и любили его. Ведь слава — это та же любовь к другим людям. Он хочет счастья для людей. Толстой выделяет своего героя из толпы штабных, ищущих лёгкой карьеры и наград. Но романтические представления о чести и славе развеялись на Аустерлицком поле. Лёжа на поле битвы, тяжело раненный князь Андрей видит над собой высокое небо, на фоне которого всё, о чём он мечтал прежде, представляется ему «пустым» и «обманом».
    Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, князь Андрей приходит к выводу, что жить для себя и для своих близких — это единственное, что ему остаётся. «Я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор спокойнее, как живу для одного себя», — говорит Болконский. Но деятельная, кипучая натура Болконского не может довольствоваться семейным кругом. Медленно возвращается герой к жизни, к людям. К активной жизни пробудили князя Пьер и Наташа Ростова. «Надо жить, надо любить, надо верить », — эти слова Пьера заставляют Андрея осмотреться и увидеть, что мир по-прежнему прекрасен, и что-то молодое проснулось в его душе. Трудно возвращается Болконский к настоящей, достойной его жизни. К нему приходит новое желание деятельности и славы, он едет в Петербург, где служит в комиссии Сперанского по составлению новых законов. Но вскоре последовало разочарование и здесь. Князь Андрей понял, насколько эта работа далека от насущных интересов народа. Андрей Болконский близок к новому духовному кризису, от которого его спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашёл подлинное счастье. Болконский весь отдаётся своему чувству. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей: теперь «как будто бесконечный свод неба, стоявший над ним, превратился в низкий, давивший его свод, в котором… не было ничего вечного и таинственного».
    Отечественная война 1812 года резко изменила жизненный путь героя. Она застала князя Андрея в смятении, в мыслях о нанесённой ему обиде. Но личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбуждает в нём желание бороться, быть вместе с армией и народом. Поэтому Болконский снова поступил на военную службу, отказавшись от штабной должности. Во время Бородинского сражения он стоял со своим полком в резерве, под сильным огнём неприятеля. Не вступая в бой, полк потерял треть солдат. В полку его называли «наш князь», его любили, им гордились. У князя Андрея стали появляться новые мысли: «Зачем люди идут убивать себе подобных?» Здесь, в полку, князь Андрей начинает осознавать себя частицей народа, здесь к нему приходит осознание того, что от него, как и от многих солдат, зависит спасение России.
    Во время сражения Болконский был ранен осколком гранаты, и, очнувшись на перевязочном пункте, он увидел Анатоля Курагина и… простил его. От любви к славе, к себе, к Отечеству он пришёл к любви Евангельской, любви ко всему роду людскому, всепрощению. Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовью, добротой живёт мир, только любовь может избавить человечество от мучительных противоречий.
    Андрей Болконский —любимый герой JI. Н. Толстого, —пройдя ряд жизненных испытаний, находит своё счастье и успокоение. В процессе этих испытаний он нравственно растёт и развивается. Ни война, ни личные беды и несчастья не смогли сломить его — он, напротив, стал ещё лучше, чище и добрее.

  4. 4
    Текст добавил: СаМыЙ КаЙфОвЫй ЧеЛкАсТыЙ

    Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» изображает историю огромной страны, целого народа. Но писатель не ограничивается указанием наиболее важных фактов Жизни, каких-то событий, происходивших в жизни своих героев pi в жизни всей России, а старается показать чувства, душу народа. Историю народа Толстой описывает, изображая жизнь своих любимых героев. Недаром автор показывает их в единении с народом, живыми, совершенствующимися, а всех остальных — статичными, неизменяющимися.
    В числе любимых героев писателя — Андрей Болконский. Этот герой находится в постоянном поиске смысла жизни, проходя свою «дорогу чести». Полный честолюбивых устремлений, он надеялся добиться славы в войне 1805 года. В этот период его кумир — Наполеон, личность деятельная и сильная.
    Андрей глубоко неудовлетворен тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. На лице князя усталость и скука. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию, мечтая о своем Тулоне. Но он стремится не только к личной славе, хотя мечтает, чтобы люди, знакомые и не знакомые ему, знали и любили его. Ведь слава — это та же любовь к другим людям. Он хочет счастья для людей. Толстой выделяет своего героя из толпы штабных, ищущих лёгкой карьеры и наград, таких, как Жерков и Друбецкой. Но романтические представления о чести, о славе развеялись на Аустерлицком поле. Лежа на поле битвы, тяжело раненный князь Андрей видит над собой высокое небо, на фоне которого все, о чём он мечтал прежде, представляется ему «пустым» и «обманом». Он понял, что в жизни есть нечто более важное, чем слава.
    Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, князь Андрей приходит к выводу, что жить для себя и для своих близких — это единственное, что ему остается. «Я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор спокойнее, как живу для одного себя», — говорит Болконский. Но деятельная, кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. Медленно возвращается герой к жизни, к людям. К активной жизни пробудили князя Пьер и Наташа Ростова. «Надо жить, надо любить, надо верить», — эти слова Пьера заставляют Андрея осмотреться и увидеть, что мир по-прежнему прекрасен, и что-то молодое проснулось в его душе. Трудно возвращается Болконский к настоящей, достойной его жизни. К нему приходит новое желание деятельности и славы, он уехал в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии Сперанского по составлению новых законов. Но вскоре последовало разочарование в работе комиссии. Князь Андрей понял, насколько эта работа далека от насущных интересов народа. Андрей Болконский близок к новому духовному кризису, от которого его спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашёл подлинное счастье. Болконский весь отдаётся своему чувству к Наташе. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей: теперь «как будто бесконечный свод неба, стоявший над ним, превратился в низкий, давивший его свод, в котором… не было ничего вечного и таинственного».
    Отечественная война 1812 года резко изменила жизненный путь героя. Она застала князя Андрея в смятении, в мыслях о нанесённой ему обиде. Но личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбуждает в нём желание бороться, быть вместе с армией и народом. Поэтому Болконский снова поступил на военную службу, отказавшись от штабной должности. Во время Бородинского сражения он стоял со своим полком в резерве, под сильным огнём неприятеля. Не вступая в бой, полк потерял треть солдат. В полку его называли «наш князь», его любили, им гордились. У князя Андрея стали появляться новые мысли: «Зачем люди идут убивать себе подобных?» Здесь, в полку, князь Андрей начинает осознавать себя частицей народа, здесь к нему приходит осознание того, что от него, как и от многих солдат, зависит спасение России.
    Во время сражения Болконский был ранен осколком гранаты, и, очнувшись на перевязочном пункте, он увидел Анатоля Курагина и… простил его. От любви к славе, к себе, к Отечеству он пришёл к любви Евангельской, любви ко всему роду людскому, всепрощению. Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовью, добротой живет мир, только любовь может избавить человечество от мучительных противоречий.
    Андрей Болконский — любимый герой Л. Н. Толстого, — пройдя ряд жизненных испытаний, находит свое счастье и успокоение. В процессе этих испытаний он нравственно растёт и развивается. Ни война, ни личные беды и несчастья не смогли сломить его — он, напротив, стал ещё лучше, чище и добрее.

  5. Андрей Болконский находится в постоянном поиске смысла жизни, проходя свою “дорогу чести”. Полный честолюбивых устремлений, он надеялся добиться славы в войне 1805 года. В этот период его кумир – Наполеон, личность деятельная и сильная. Андрей глубоко неудовлетворен тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. На лице князя усталость и скука. “Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне”, – говорит он Пьеру. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию, мечтая о своем Тулоне. Но он стремится не только к личной славе, хотя мечтает, чтобы люди, знакомые и не знакомые ему, знали и любили его. Ведь слава – это та же любовь к другим людям. Он хочет счастья для людей. Толстой выделяет своего героя из толпы штабных, ищущих лёгкой карьеры и наград, таких, как Жерков и Друбецкой. Но романтические представления о чести, о славе развеялись на Аустерлицком поле. Лежа на поле битвы, тяжело раненный князь Андрей видит над собой высокое небо, на фоне которого все, о чём он мечтал прежде, представляется ему “пустым” и “обманом”. Он понял, что в жизни есть нечто более важное, чем слава. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, князь Андрей приходит к выводу, что жить для себя и для своих близких – это единственное, что ему остается. “Я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор спокойнее, как живу для одного себя”, – говорит Болконский. Но деятельная, кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. Медленно возвращается герой к жизни, к людям. К активной жизни пробудили князя Пьер и Наташа Ростова. “Надо жить, надо любить, надо верить”, – эти слова Пьера заставляют Андрея осмотреться и увидеть, что мир по-прежнему прекрасен, и что-то молодое проснулось в его душе. Трудно возвращается Болконский к настоящей, достойной его жизни. К нему приходит новое желание деятельности и славы, он уехал в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии Сперанского по составлению новых законов. Но вскоре последовало разочарование в работе комиссии. Князь Андрей понял, насколько эта работа далека от насущных интересов народа. Андрей Болконский близок к новому духовному кризису, от которого его спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашёл подлинное счастье. Болконский весь отдаётся своему чувству к Наташе. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей: теперь “как будто бесконечный свод неба, стоявший над ним, превратился в низкий, давивший его свод, в котором … не было ничего вечного и таинственного”. Отечественная война 1812 года резко изменила жизненный путь героя. Она застала князя Андрея в смятении, в мыслях о нанесённой ему обиде. Но личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбуждает в нём желание бороться, быть вместе с армией и народом. Поэтому Болконский снова поступил на военную службу, отказавшись от штабной должности. Во время Бородинского сражения он стоял со своим полком в резерве, под сильным огнём неприятеля. Не вступая в бой, полк потерял треть солдат. В полку его называли “наш князь”, его любили, им гордились. У князя Андрея стали появляться новые мысли: “Зачем люди идут убивать себе подобных?” Здесь, в полку, князь Андрей начинает осознавать себя частицей народа, здесь к нему приходит осознание того, что от него, как и от многих солдат, зависит спасение России. Во время сражения Болконский был ранен осколком гранаты, и, очнувшись на перевязочном пункте, он увидел Анатоля Курагина и … простил его. От любви к славе, к себе, к Отечеству он пришёл к любви Евангельской, любви ко всему роду людскому, всепрощению. Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовью, добротой живет мир, только любовь может избавить человечество от мучительных противоречий. Андрей Болконский – любимый герой Л. Н. Толстого, – пройдя ряд жизненных испытаний, находит свое счастье и успокоение. В процессе этих испытаний он нравственно растёт и развивается. Ни война, ни личные беды и несчастья не смогли сломить его – он, напротив, стал ещё лучше, чище и добрее.

  6. С высоты неба, которое он видит и куда стремится его душа, ему кажутся мелочными и незначительными все его мечты о славе и о “Тулоне”. По сравнению с вечностью неба людские дела кажутся пустотой, У Болконского возникает вопрос: что есть человек перед лицом вечности? В душе князя происходит переворот. Он понимает, что в жизни есть вещи важнее славы. Он вспоминает о своей жене, и его тянет домой, в свое имение. По возвращении домой его постигает горе: умирает жена. Андрей испытывает чувство вины за то, что, подчиняясь своим эгоистическим желаниям, ушел на войну, оставив жену одну. Он переживает духовный спад, находится в состоянии моральной апатии, одиночества, считая, что жизнь в 31 год кончена.
    После войны 1805–1807 гг. Болконский полностью посвящает себя хозяйственным делам в своем имении, уединившись и не встречаясь ни с кем, кроме родственников. Когда Пьер приезжает к нему, он замечает перемены, произошедшие в характере его друга: некоторое безразличие, апатию. “Жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызения совести и болезнь) — вот вся моя мудрость теперь”, — говорил Андрей. Даже чисто внешне изменился князь: он стал “нахмуренным и постаревшим”, “взгляд был потухший, мертвый”, в улыбке выражалась “сосредоточенность и убитость”.
    После разговора с Пьером Андрей начинает вести другую жизнь — читает, интересуется политикой, проводит демократические преобразования. В имении отца он освобождает крестьян и облегчает им жизнь в Богучарове. И в отличие от Пьера доводит все до конца и делает все с толком. Заезжая по делам в имение Ростовых, Андрей по дороге видит старый дуб, который в отличие от остальных деревьев по весне не оделся листвой. И Болконский олицетворяет его с собой. Но Болконский все равно возвращается к жизни, и происходит это после встречи в Отрадном, когда он видит Наташу Ростову, живую, естественную, непосредственную, и понимает, что он никому не нужен, что до его жизни, никому кроме близких, нет дела. Проезжая по этой дороге позже, он видит тот же самый дуб, но уже покрывшийся маленькими зелеными листочками. И это явление природы, созвучное душевному состоянию князя, дает ему понять, что жизнь не кончена в 31 год. Если во время войны 1805 года он жил для других, но отдельно от них, то сейчас в нем проснулась жажда жить среди других, жить в людях.
    И Андрей продолжает путь исканий, поступая на государственную службу, желая принести пользу пусть ни на военном, так на мирном поприще. Позже Андрей уезжает в Петербург для представления начальству проекта военных преобразований. Но постепенно его увлекает деятельность комиссии Сперанского и еще более личность самого Сперанского. Он восхищается Сперанским, не видя в нем качеств, присущих светскому человеку, для князя Андрея он, прежде всего, был дальновидным политиком. Андрею льстило внимание и доверие, которое оказывал ему высокопоставленный уважаемый чиновник. Но после встречи с Наташей на первом для нее балу к нему возвращается ощущение “естественных” и “искусственных” ценностей жизни. Именно после общения с ней он замечает фальшь Сперанского, и какая-то брезгливость появляется в нем, когда он видит неестественно белые руки Сперанского и слышит его смех. Болконский начинает понимать, как далека от жизни деятельность комиссии, и приходит в недоумение, как долго он мог заниматься столь праздными вещами.
    Единственным душевным спасением для князя Андрея теперь является его любовь к Наташе Ростовой. Эту девушку он увидел еще в Отрадном, может, отчасти благодаря ей князь покинул свое уединение и вернулся к нормальной жизни. Следующая их встреча произошла на первом для Наташи балу, здесь Андрей понял, что эта хрупкая, подвижная девушка сыграет немаловажную роль в его судьбе. После бала Андрей часто ездит в дом Ростовых. И то чувство, которое просыпается в нем к Наташе, как бы приближает его к земной жизни. Он влюбляется в эту простую, естественную, жизнерадостную девушку и делает ей предложение. Наташа соглашается, но заранее предчувствуется невозможность счастья. Об этом говорит отношение семьи Ростовых, которая с тревогой наблюдает за отношениями Наташи и жениха, считая, что этот брак странен и неестествен. Для Наташи Андрей таинствен и загадочен. Между ними нет понимания. Андрей, уезжая в имение отца за благословением, не предупреждает Наташу, тем самым, заставляя ее мучиться и страдать. Андрей откладывает свадьбу на год и уезжает, не понимая, что ей нужно счастье сегодня, сейчас. Наташа, в отличие от Андрея, живет чувством. И это непонимание и отъезд приводят к измене Наташи, которую он в силу своей гордости не смог простить.
    Наташа, молодая и неопытная, в поисках чего-то нового, оставляет князя Андрея ради Анатоля Курагина. Это был ужасный удар для Болконского. Он не смог сразу понять и простить Наташу, хотя до этого в разговоре с Пьером он говорил о необходимости глубокого и объективного осознания внутреннего мира падшей женщины.
    Новый подъем в жизни Андрея — это война 1812 года, которая многое в ней изменила. Он нарушает данное себе обещание никогда не воевать, потому что сейчас французы стали его личными врагами, вступив на русскую землю, приближаясь к Лысым Горам и разоряя деревни. Находясь в военном лагере, князь Андрей старался избегать людей, знакомых ему по светскому обществу, так как они могли пробудить в нем мучительные воспоминания о Наташе и о его неудавшемся счастье. Во время этой войны Болконский стал ближе к народу, понимая, что основная сила, приносящая победу, есть определенный дух, состояние войск, чувство патриотизма, находящееся в каждом из солдат, то есть он пришел к идее о “роевой истории”. Во время Бородинского сражения Андрей старался поддерживать это особое настроение, но потом понял, что в этом нет необходимости, люди и без того способны в такой момент на подвиги. В разговоре с Пьером перед Бородинским сражением он говорит о том, что исход битвы зависит от морального духа солдат. После ранения, лежа рядом с Анатолем, которому отрезали ногу, он испытывает чувство сострадания к нему. Сострадание к человеку, сделавшему его несчастным. Андрей, испытывая “любовь к врагу своему”, обогащается духовно.
    Рассматривая путь исканий Андрея Болконского, нельзя не сказать об отношении этого героя к религии. Сначала она для него ничего не значит, он даже иронизирует над своей сестрой княжной Марьей, которая искренне верит в Бога. Истинное осознание религии, приход к духовной жизни, христианской любви — все это понимает и чувствует князь Андрей после своего ранения на войне 1812 г. Он прощает своего врага Анатоля Курагина, понимает проступок Наташи.

  7. Чтобы жить честно, надо рваться,
    путаться, биться, ошибаться, начинать и
    бросать, и вечно бороться и лишаться.
    А спокойствие — душевная подлость.
    Л. Н. Толстой
    В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой наглядно показывает, как в условиях критической ситуации, которой в произведении является Отечественная война 1812 года, меняются характеры и образ мыслей людей. Наиболее ярко процесс преодоления сословной замкнутости и эгоистической односторонности отражается в образах Андрея Болконского и Пьера Безухова. На примере этих героев автор демонстрирует, как в человеке из аристократической среды в эпоху войн пробуждается гражданская совесть и высокое понимание чести и долга.
    И Андрей и Пьер — лучшие люди своего времени и класса. Им присущи постоянные духовные, нравственные искания, недовольство собственной жизнью, постоянная борьба с собой и поиски выхода из сложившейся ситуации.
    С Андреем Болконским мы знакомимся в салоне Шерер. Перед нами человек, исполненный скуки и усталости от жизни. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру. Он видится человеком, который живет только умом, а не сердцем. Презрение к аристократическому обществу сочетается в нем со стремлением к личной славе. Он готов отдать все на свете «за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей…». Андрей твердо уверен, что исторические события могут подчиняться воле одного человека, и хочет стать таким человеком: «Он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана». При всем своем честолюбии, он все же стремится не только к собственному благу, но и к всеобщему благу для людей. Он только видит себя важной фигурой в достижении этих благ.
    По мере развития событий, встреч князя Андрея с людьми из народа, постепенно меняются его взгляды. Так мужество капитана Тушина и его солдат заставляет героя проникнуться искренним уважением к людям, которые, не думая о славе и подвигах, каждый день совершают героические поступки. Искра сознания пробудилась в нем и в дальнейшем постоянно усиливалась. Позже, лежа тяжелораненый на Аустерлицком поле, он отчетливо осознает, что все, о чем мечтал раньше, оказалось пустым и ничтожным. Крушение надежд и планов приводит героя в состояние подавленности и пессимизма. В этом состоянии его и застает война. Лишь полностью постигнув дух русского народа, народную правду, народное понимание исторических событий, он уже говорит Безухову: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа». И на вопрос Пьера — от чего же он будет зависеть, отвечает: «От того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате». Теперь он сознает лишь частью той огромной силы, которой суждено победить врага.
    В отличие от Болконского, образ Пьера Безухова с самого начала обращен к нравственным истокам в человеке. В нем сочетается высокая интеллектуальная культура, интерес к философским проблемам и природная доброта, цельность натуры. Он также, как и Андрей, чувствует острое противоречие между собственным внутренним миром и образом жизни, который ему приходится вести. Он также стремится вырваться из пропитанного фальшью и лицемерием светского общества. Но, в противоположность Болконскому, преобладающей в его образе является стихия чувства. Пьер полон благородных, свободолюбивых идей. И впоследствии эти идеи все больше обретают национальную почву.
    Пьер идет своим путем, так как жизнь без поиска, без движения для него немыслима. Путь Пьера — это путь философско-этических исканий, сопровождающийся кризисами и разочарованиями, связанными с историческим развитием русского дворянского общества той поры. В своих исканиях он проходит через борьбу духовного с чувственным. Он ведет разгульную жизнь в кругу аристократической молодежи, участвует в постоянных кутежах в компании Анатоля Курагина. И вначале чувственное в его душе берет верх: он женится на совершенно чуждой ему Элен. Но затем духовное, нравственное начало все же выходит на первый план. Однако и теперь внутренняя борьба героя не утихает. Он разрывается между исключительно внутренней духовной жизнью и стремлением к внешней деятельности. Задумавшись о смысле жизни человека, испытывая угрызения совести, Пьер постепенно приходит к масонству. Но, достигнув высоких степеней, он не способен замкнуться в сфере своего «я», им движет стремление помогать ближнему в практической жизни. Вскоре он разочаровывается и в масонстве, видя бесплодность этого движения.
    И только Отечественная война приближает Пьера к народной правде. Постигнув народный взгляд на жизнь и отрекшись от индивидуалистического сознания, он обретает наконец душевное равновесие. В плену, в непосредственном, тесном общении с простыми людьми к нему приходит ощущение внутренней свободы.
    В Андрее Болконском и Пьере Безухове автор «Войны и мира» раскрыл типические черты той среды, из которой вышли деятели 14 декабря. Герои Толстого, обогащаясь жизненным опытом, освобождаются от былого своеволия, эгоистического мировосприятия, «наполеоновского комплекса» и приходят к мысли, что необходимо быть, прежде всего, вместе с людьми. Преодолевая собственные ошибки, заблуждения, они осознают свою общность с другими людьми, с солдатами, народом. Они понимают, что только в народном сознании — залог нравственной и физической победы, залог душевной свободы и счастья.

  8. Этапы раннего духовного развития Болконского отличались высокомерностью и презрительностью к окружающим. Однако под влиянием Натальи, Андрей научился видеть прелести обычной, ежедневной жизни. Новые жизненные перемены, которые наделили Болконского иным духовным опытом, позволил ему жениться, хотя ранее герой напрочь отрицал такую возможность. А после разрыва отношений с Наташей, в тот момент, когда случилось нашествие войск Наполеона, князь решает поступить в действующую армию, хотя до этого он зарекался никогда не служить под русскими флагами.
    Что касается второго персонажа – Пьера Безухова, то на этапе раннего развития он доверчив, нерешителен, инфантилен. Его легко подчинить чужой воле. Наибольшее прозрение Пьера произошло в плену, когда он смог познакомиться с обычным русским мужиком Платоном Каратаевым и увидеть в нем высокую духовность. Пьер осознал, что сила и счастье внутри простого человека. Безухов смог разглядеть ценное и великое в обычных вещах, именно поэтому стал избавляться от своих возвышенных стереотипов.
    Каждый этап развития давался Пьеру нелегко. Каждый раз он задавался сотней вопросов о том, как поступить, для чего жить, во что верить. Такие раздумья заходили в тупик в самые сложные и запутанные жизненные моменты. Пьер был растерян, он испытывал отвращение ко всему окружающему. Однако в моменты духовного просветления все становилось на свои места, и Безухов мог разглядеть простую истину происшедших событий. Особое вдохновение зародилось в душе Пьера, когда он попал в плен. Именно там он переосмыслил прошлую жизнь. А после освобождения стал радоваться и верить, и не слову, и не мысли, а существованию Бога.
    По мнению Льва Толстого, человек по-настоящему жив, пока он может разочаровываться и вновь вдохновляться. Так постоянно случалось и с главными героями романа «Война и мир». Нравственные падения нельзя назвать упадком, возвращением на низшую ступень развития. Наоборот, такие периоды подталкивают главных героев на стремление вперед, на самоусовершенствование, на покорение новой духовной высоты.

  9. И вот на Аустерлицком сражении появляется такой шанс. В решающий момент Болконский берет в руки знамя и с криком “Ура!” ведет за собой солдат – вперед, к подвигу и славе. Но волей судьбы одна шальная пуля не дает князю Андрею завершить свое триумфальное шествие. Он падает на землю и видит небо – так, как его, наверное, никто никогда больше не увидит. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, я, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»
    В этот момент князь Андрей понимает, насколько пустыми, бездушными были его мечты о славе. Он решает обрести счастье в тихой семейной жизни, посвятив себя лишь узкому кругу людей и забот.
    Вернувшись в Лысые Горы, имение своего отца, князь Андрей застает момент рождения своего сына и смерти жены. Мечты о семейном счастье рассыпались прахом, начался глубокий душевный кризис.
    Лишь встреча со старым другом Безуховым, хоть и частично, но вернула князя Андрея к жизни. Слова Пьера «надо жить, надо любить, надо верить» заставляют Болконского снова задуматься над смыслом жизни, снова направить свое сознание на путь исканий. Как писал Толстой, «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».
    Но пока князь Андрей продолжает жить в деревне, все так же не видя перед собой никаких целей и возможностей. Это подтверждают его мысли при виде старого, сухого дуба, всем своим видом говорившего, в сознании Болконского, что не может быть ни весны, ни любви, ни счастья: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, – думал князь Андрей, – пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!».
    Болконский проводит в своих имениях те реформы, которые задумал провести у себя Пьер и которые тот, за неимением “практической цепкости”, не довел до конца. У князя Андрея же все получается, он переводит своих крестьян в вольные хлебопашцы, фактически освобождая их.
    Приехав по делам к графу Илье Андреевичу Ростову, князь Андрей впервые видит Наташу, бегущую мимо него в толпе крестьянских девушек. И ему становится больно оттого, что она молода, счастлива, и ей дела нет до его существования.
    И, наконец, финальным этапом возвращения Болконского к жизни стала повторная встреча с дубом. Это дерево, прежде символизирующее для него безысходность, конец жизненного пути, теперь расцвело и гармонично влилось в тот мир любви, весны и счастья, которому прежде было антонимом в сознании князя Андрея. «Нет, жизнь не кончена в 31 год, – вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. – Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это … надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
    Деятельная личность Болконского не могла, конечно, оставаться без какого-либо занятия. Князь Андрей поступает на государственную службу и работает вместе со Сперанским над различными законопроектами. Но все новаторские идеи, предложенные им, не прошли в жизнь, так как они были слишком смелыми для того времени. Не найдя поддержки в продвижении своих реформ, Болконский прекращает свою государственную деятельность.
    Одновременно наступает важный период в жизни князя Андрея – роман с Наташей Ростовой. Болконский, впервые встретив Ростову на балу, был сразу же очарован ее прелестью. Любовь князя Андрея была взаимной, и он делает Наташе предложение и получает согласие. Но отец Болконского поставил условие – свадьба может состояться не менее чем через год. И этот год князь Андрей решает провести за границей, в частности, чтобы поправить здоровье.
    Однако чувство Наташи Ростовой за этот год охладело настолько, что она влюбилась в Анатоля Курагина и решила бежать вместе с ним из России. Но побег не состоялся.
    И снова мечты князя Андрея о счастливой семейной жизни не воплощаются в жизнь. Как будто неумолимый рок преследует его, заставляя через боль утрат снова прийти на путь исканий.
    Вернувшись из-за границы накануне Отечественной войны, Болконский вновь вступает в ряды армии и ищет там Анатоля, чтобы потребовать сатисфакции. Князь Андрей был ранен на Бородинском поле. В перевязочном пункте ему открывается истина вечной любви: «Да, любовь, – думал он опять с совершенной ясностью, – но не та любовь, которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь или почему-нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской».
    Князь Андрей завершает свой путь жизненных исканий открытием в себе этого удивительного, всеобъемлющего и воистину божественного чувства. Но также он завершает и свой жизненный путь, «он был слишком хорош, чтобы жить». Толстой даровал своему герою возможность понять основу мироздания – любовь, возможность стать, пусть ненадолго, но совершенным человеком, и взамен отобрал жизнь.
    Последняя истина, открывшаяся ему – «Смерть – это пробуждение!» – стерла в душе Болконского страх к неизвестности по ту сторону жизни. «И князь Андрей умер».

  10. Изучение
    человеческого сознания,  подготовленное самонаблюдением, позволило Толстому
    стать глубоким психологом. В созданных им образах, особенно в образах
    главных героев романа, обнажается внутренняя жизнь человека – сложный
    противоречивый процесс обычно скрытый от  посторонних глаз. Толстой, по словам
    Н.Г. Чернышевского, раскрывает “диалектику человеческой души”, т.е.
    «едва уловимые явления… внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с
    чрезвычайной быстротой». Духовная красота любимых героев Толстого – князя
    Андрея Болконского и Пьера Безухова – проявляется в неустанных поисках смысла
    жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь –
    это путь исканий смысла жизни и смерти.
    Я решил взять
    тему исследования этого поиска, потому что считаю это наиболее близким и
    интересным для себя.
    Каждый мыслящий
    человек рано или поздно задает себе вопрос: “Что есть жизнь? Что есть смерть?
    Что есть я в их бесконечном круговороте?”. Мне интересно, как ищут ответы на
    эти извечные вопросы умнейшие люди своего времени –  Андрей Болконский и Пьер
    Безухов.
    Путь поиска смысла жизни Пьера Безухова
    В начале романа
    Пьер Безухов показан молодым, энергичным, абсолютно непохожим на всех тех, кто
    его окружает. Только что приехавший из-за границы, он еще не умеет вести себя в
    светском окружении, и оттого все его слова и поступки кажутся лицемерным
    аристократам нелепыми и даже неприличными. Лишь один человек понимает Пьера и
    всегда рад его обществу – князь Андрей Болконский. Он дает Пьеру наставления,
    советы – но тот забывает о данных советах и своих обещаниях уже при выходе от
    князя Андрея. Под влиянием молодости Пьер ведет бесшабашную жизнь светского
    кутилы и бездельника, совершая много ошибок –  в частности,  вместе с «золотой
    молодежью» участвует в привязывании квартального к медведю с дальнейшим спуском
    обоих на воду,  едва не решается, сидя на карнизе и рискуя упасть, выпить одним
    махом бутылку рома. Став обладателем огромного состояния, женится на бездушной
    красавице Элен. Примечательно, что в один из самых лирических и счастливых для
    большинства людей моментов – признания в любви – Пьер забыл, что надо
    сказать. Здесь мы сталкиваемся с такими понятиями Толстого, как настоящее и
    ненастоящее.
    Если чувство настоящее, слова идут из самого сердца, из
    глубины души. Ненастоящее же чувство Безухова стало его большой ошибкой.
    Пьер был
    несчастлив в браке. В его жизни наступает кризис, он мучительно ищет выход из
    нравственного тупика. Положение усугубляют измены жены и такое потрясение для
    даже не умеющего держать пистолет Пьера, как дуэль с Долоховым, оскорбившим его.
    В итоге после дуэли всегда спокойный, уравновешенный Пьер в ответ на дерзость
    жены срывается и чуть не убивает ее. Потрясенный своим поступком, Пьер
    понимает, что не может больше оставаться в Москве, рядом с женой и с людьми,
    осуждающими его за дуэль. Он уезжает в Петербург, бежит от себя, от своей
    прежней жизни, осознавая  необходимость перемен.
    Пьер находится на
    жизненном перепутье, он не знает, что делать, чем заняться теперь,
    освободившись от пут светского общества и порвав с прежней жизнью. На пути в
    Петербург Пьер задумывается над смыслом бытия, пытаясь найти себе место в этом
    мире и понять свое предназначение. И тут происходит одно из ключевых событий в
    жизни Безухова – он встречает масона Баздеева. Пользуясь тем, что Пьер
    находится на жизненном перекрестке,  Баздеев без труда завлекает его в
    масонское общество, якобы проповедующее идеалы добра и религии и имеющее целью
    искоренение зла и совершенствование рода человеческого.
    На деле масонская
    ложа – то же светское общество, и многие имели целью лишь завести выгодное
    знакомство, вступая в ее ряды, как это сделал Борис Друбецкой. Но Пьер серьезно
    увлекся идеями масонства, понимая его как учение о братстве и любви. Он открыт
    для добра, ему не терпится сделать что-нибудь хорошее, и он направляет свои
    силы на благоустройство крепостных, строительство школ, больниц. Но, как писал
    Толстой, «Пьер не имел той практической цепкости», и поэтому у него толком
    ничего не получалось – старосты врали и обворовывали его, хотя сам он был
    уверен, что все дела отлично продвигаются.
    Братья-масоны не
    разделяли энтузиазма Пьера. Они пользовались его щедростью и наивностью,
    прибирая к рукам деньги, выделяемые им на благотворительность. Пьер произносит
    в ложе речь, призывая своих “единомышленников” обратиться к изначальным идеалам
    масонства и посвятить себя достижению тех целей, которые поставил перед собой
    Пьер и к которым должен стремиться, по его мнению, каждый масон. Но он остался непонятым.
    Начавшаяся война
    1812 года заставила Пьера оставить масонскую деятельность. Охваченный
    патриотическими чувствами,  он снаряжает полк,  желая внести свою лепту в
    борьбу с Наполеоном. Острое желание быть причастным к святому делу освобождения
    Отчизны приводит Пьера на Бородинское поле. Общаясь с солдатами – простыми
    людьми – он понял, что истинную историю творит самая могущественная сила в мире
    народ.
    Вот его
    размышления после пережитого им кошмара бородинского сражения: «Слава Богу, что
    этого нет больше. О. как ужасен страх и позорно я отдался ему! А они … они
    все время, до конца были тверды, спокойны …». Они в понимании Пьера были
    просто солдаты – те,  которые находились рядом с ним на поле боя и гибли за
    Россию.  Пьер думал: «Солдатом быть, просто солдатом!  Войти в эту общую жизнь
    всем существом, проникнуться тем,   что делает их такими. Но как скинуть с себя
    все это лишнее, дьявольское,  все бремя этого внешнего человека? Одно время я
    мог быть этим. Я мог бежать от отца, как хотел. Я мог еще после дуэли с
    Долоховым быть послан солдатом». В этих мыслях – желание  Пьера быть ближе к
    народу, проникнуться его мудростью и простотой.
    В результате этих
    размышлений и различных кабалистических вычислений он решает остаться в Москве,
    видя свое предназначение в убийстве Наполеона. Но судьба распоряжается иначе –
    он попадает в плен к французам.
    Для Пьера
    наступает финальный этап его пути поиска смысла жизни. Он встречает Платона
    Каратаева. В сознании Безухова он стал олицетворением всего русского народа –
    безгранично мудрого, доброго, кроткого. В общении с Каратаевым Пьер обретает
    все эти качества и «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно
    стремился прежде». Но главное – Пьер обрел Бога. «Он не  мог  иметь цели, потому
    что он  теперь имел веру, – не     веру в какие-нибудь  правила,  или слова,
    или  мысли,  но  веру  в  живого,  всегда ощущаемого бога … Он  в плену узнал,
    что бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим,  чем в признаваемом
    масонами Архитектоне  вселенной … Прежде разрушавший все его умственные
    постройки страшный вопрос:  зачем? теперь для него  не существовал. Теперь  на
    этот  вопрос – зачем? в  душе его всегда готов был простой  ответ: затем, что
    есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека».
    Пьер достиг
    гармонии с самим собой, нашел ответы на мучившие его всю жизнь вопросы, он
    научился не смотреть на все мелочное, житейское, бытовое. Он «радостно
    созерцал вокруг  себя вечно  изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и
    бесконечную жизнь».
    Путь поиска смысла жизни Андрея Болконского
    Пьер Безухов и
    Андрей Болконский внутренне близки друг другу и чужды миру Курагиных и Шерер.
    Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору счастливой любви князя  Андрея
    к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И  каждый раз
    они оказываются друг для друга самыми близкими людьми, хотя каждый  из них идет
    к добру и правде своим путем.
    Князь Андрей
    впервые появляется там же, где и Пьер – на светском вечере у Анны Павловны
    Шерер. Но если Безухов показан молодым, энергичным, на все имеющим свою точку
    зрения и готовым с жаром ее отстаивать, то князь Андрей имеет вид усталого,
    скучающего, пресыщенного жизнью человека. Ему надоела светская жизнь со всеми
    ее бесконечными балами и раутами. Он несчастлив также и в семейной жизни, в
    которой отсутствует понимание.
    Андрей Болконский
    мечтает о славе, подобной наполеоновской, ему хочется скорей вырваться из
    привычного мира на военную службу. Он ждет своего часа, когда появится шанс
    воплотить в жизнь все мечты: «И ему  представилось сражение,  потеря его,
    сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И
    вот  та  счастливая минута, тот Тулон, которого  так  долго ждал  он, наконец,
    представляется  ему.  Он  твердо  и ясно  говорит  свое  мнение  и Кутузову,
    и   Вейротеру,   и   императорам.  Все  поражены  верностью   его соображения,
    но никто  не  берется  исполнить  его, и вот  он  берет  полк, дивизию,
    выговаривает  условие,  чтобы  уже  никто   не  вмешивался  в  его распоряжения,
    и ведет свою дивизию  к решительному пункту  и один одерживает победу.  А
    смерть  и страдания? говорит другой голос.  Но  князь  Андрей не отвечает
    этому  голосу  и продолжает  свои  успехи.  Диспозиция  следующего сражения
    делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но  делает
    все  он  один.  Следующее сражение  выиграно им  одним.  Кутузов сменяется,
    назначается  он…  Ну, а  потом? говорит опять другой  голос,  а потом, ежели
    ты десять раз прежде этого не  будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что
    ж? …Я никогда никому не скажу этого, но, Боже  мой! что же мне делать,  ежели я
    ничего не  люблю, как  только  славу,  любовь  людскую. Смерть, раны,  потеря
    семьи, ничто мне  не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец,
    сестра, жена, – самые   дорогие мне люди, – но, как ни страшно  и неестественно
    это кажется, я всех  их отдам  сейчас за  минуту славы, торжества над людьми,
    за любовь к себе людей, которых я не знаю, и не буду знать, за любовь вот этих
    людей».
    С моей точки
    зрения и точки зрения Толстого такие мысли неприемлемы. Людская слава –
    изменчивое явление. Достаточно вспомнить французскую революцию – вчерашним
    кумирам на следующий день отрубают головы, чтобы уступить место новым идолам,
    которые вскоре также кончат свою жизнь под ножом гильотины. Но в сознании князя
    Андрея еще есть место внутреннему голосу, предупреждающему его о коварности
    людской славы и о том страшном пути через смерть и страдания, который он вынужден
    будет пройти.
    И вот на
    Аустерлицком сражении появляется такой шанс. В решающий момент Болконский берет
    в руки знамя и с криком “Ура!” ведет за собой солдат – вперед, к подвигу и
    славе. Но волей судьбы одна шальная пуля не дает князю Андрею завершить свое
    триумфальное шествие. Он падает на землю и видит небо – так, как его,
    наверное, никто никогда больше не увидит. «Как же я не видал прежде этого высокого
    неба?  И как я счастлив, я, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман,
    кроме этого бесконечного неба.  Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже
    нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»

  11. Автор с ироничной тонкостью подмечает внутренние споры, которые ведет сам с собой Пьер в поисках смысла жизни в «Войне и мире» Толстого.
    Чем старше становится Пьер, тем явственнее проступает его истинное отношение к жизни, к людям.
    Он даже не задумывается о том, что происходит в его окружении, ему в голову не приходит принимать участие в жарких «боях» за наследство. Пьер Безухов занят главным для себя вопросом: «Как жить?».
    Получив наследство и титул, он становится завидным женихом. Но, как прозорливо писала о Пьере княжна Марья в письме своей подруге Жюли: «Я не могу разделять вашего мнения о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях. Что касается до его наследства и до роли, которую играл в этом князь Василий, то это очень печально для обоих. Ах, милый друг, слова нашего божественного спасителя, что легче верблюду пройти в игольное ухо, чем богатому войти в царствие божие, — эти слова страшно справедливы! Я жалею князя Василия и еще более Пьера. Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, — через сколько искушений надо будет пройти ему!»
    Пьер, теперь уже граф Безухов, действительно не устоял перед искушением и выбрал в жены хоть и красивую, но глупую и подлую Элен Курагину, которая изменяла ему с Долоховым. Став богатым, и женившись на красивейшей женщине, Пьер вовсе не становится счастливее, чем был до этого.
    Вызвав на дуэль Долохова и ранив его, Пьер не испытывает торжества над победителем, он стыдится того, что произошло, он ищет собственную вину во всех своих бедах и ошибках. «Но в чем же я виноват? — спрашивал он. — В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее»
    Думающий человек ошибаясь, и осознавая свои ошибки, воспитывает себя. Таков и Пьер – он все время задает себе вопросы, создавая и формируя свое мировоззрение. В поисках ответов на главные для него вопросы он едет в Петербург.
    «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «Умрешь — все кончится. Умрешь и все узнаешь — или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно».
    Встреча с масоном Баздеевым была очередным и очень важным этапом в жизни Пьера. Он впитывает идеи внутреннего очищения, призывы к духовной работе над собой, и, словно заново родившись, находит для себя новый смысл жизни, новую истину.
    «В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство».
    Воодушевленный, Пьер хочет отпустить своих крестьян на волю, пытается внедрить реформы в своих имениях: облегчить труд женщин с детьми, уничтожить телесные наказания, учредить больницы и школы. И ему кажется, что все это у него получилось. Ведь благодарят же его женщины с детьми, которых он освободил от тяжелых работ, и хорошо одетые крестьяне приходят к нему с благодарственной депутацией.
    Как раз после этой поездки, радостный от того, что делает добро людям, Пьер приезжает к князю Болконскому.

    Пьер Безухов и Андрей Болконский

    Встреча с «нахмуренным и постаревшим» князем Андреем хоть и удивила Пьера, но не остудила его пыла. «Ему совестно было высказывать все свои новые, масонские мысли, в особенности подновленные и возбужденные в нем его последним путешествием. Он сдерживал себя, боялся быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось поскорей показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге».
    С поиска смысла жизни Пьером Безуховым и Андреем Болконским начинается роман Толстого, и этот поиск происходит на протяжении всего повествования. Эти два человека словно дополняют друг друга – восторженный и увлекающийся Пьер и серьезный и практичный князь Андрей. Каждый из них проходит свой путь, полный взлетов и падений, радостей и разочарований, но их объединяет то, что оба они хотят приносить пользу людям, стремятся найти истину и справедливость в жизни.
    Андрей Болконский, несмотря на то, что внешне очень недоверчиво отнесся к вступлению Пьера в масоны, со временем сам станет членом масонской ложи. И те преобразования в положении крестьян, которые не удалось сделать Пьеру, князь Андрей вполне успешно внедрит в своем хозяйстве.
    Пьер же, после разговора с Болконским начнет сомневаться и постепенно отойдет от масонства. Со временем он опять испытает отчаянную тоску, и снова его будет мучить вопрос: «Как жить?»
    Но в своей непрактичности и вечном поиске смысла жизни Пьер оказывается более добрым и мудрым, чем князь Андрей.
    Видя, как страдает и мучается Наташа, совершив ужасную ошибку, связавшись с Анатолем Курагиным, Пьер пытается донести до Болконского ее любовь, ее раскаяние. Но князь Андрей непреклонен: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу… Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту… про все это». Он не хочет понять важную истину: если любишь, нельзя думать только о себе. Любовь иногда и проявляется в том, что нужно понять и простить любимого человека.
    Встретив в плену Платона Каратаева, Пьер учится у него естественности, правдивости, умению легко относится к жизненным неурядицам. И это еще один этап в духовном развитии Пьера Безухова. Благодаря простым истинам, о которых рассуждал Каратаев, Пьер понял, что важно ценить жизнь каждого человека и уважать его внутренний мир так же, как свой.

    Заключение

    Роман «Война и мир» – это описание почти десятилетия из жизни многих людей. За это время произошло огромное количество разных событий и в истории России, и в судьбах персонажей романа. Но, несмотря на это, с главными героями романа остались основные истины, о которых говорится в произведении: любовь, честь, достоинство, дружба.
    Сочинение на тему «Поиск смысла жизни Пьером Безуховым» я хочу закончить его словами, сказанными им Наташе: «Говорят: несчастия, страдания… Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье».

  12. В романе «Война и мир» Лев. Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского национального характера. Любимые герои Толстого ищут ответы на вопросы, поставленные временем, они стремятся найти себе достойное место в жизни. К этим героям относится и князь Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с ним в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо «с определенными сухими Чертами» омрачено выражением скуки и недовольства. Толстой объясняет это тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Князь кажется окружающим холодным и недоступным. В разговоре с Шерер он резко выражает свою неприязнь к образу мыслей и к нравственным нормам придворного общества. Андрей говорит: «Эта жизнь не по мне». Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.
    . Обладая не только блестящим умом и образованностью, но и сильной волей,. Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь – поступает на службу в штаб главнокомандующего. Мы видим, что у этого человека уже сформировался четкий взгляд на жизнь. Он знает, к чему стремиться – к «своему Тулону». Ему нужны слава, власть. Его кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицко-го сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья.
    Этот момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним – и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе.
    . Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окончательно «отрезвляет» Андрея Болконского. Он больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций. После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется.
    Поэтому он возвращается к семье, но там его ждет новое потрясение – смерть жены Лизы, к которой он в свое время охладел и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих
    крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя. Но преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии.
    Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера, который старается внушить другу веру в существование добра, правды и счастья. В спорах Андрея с Пьером мы замечаем, что князь критически относится к себе. Он понимает, что «жизнь для себя» означает, что «в тридцать один год жизнь кончена».
    Настоящий, душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено, быть счастливым с Наташей. Продолжая ощущать, что «просто существовать» он не может, Андрей едет в Петербург. Там он принимает участие в работе комиссии Сперанского. И вновь вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры правительственного чиновника.
    Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье с ней Андрея Болконского. Гордый князь не может простить Наташе ее ошибку. А она испытывает угрызения совести, считает, что недостойна такого благородного, идеального человека. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису.
    Когда Наполеон вступает в пределы России и начинает стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной работы при штабе императора. Князь Андрей становится обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют «наш князь». Андрей не мечтает больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну. Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат, «скрытую теплоту патриотизма».
    Взгляды Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места в жизни, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, а от «духа войска», его уверенности в победе. В момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к жизни. Он задумывается, почему же ему так жаль расставаться с ней. Твердый и холодный характер Андрея Болконского не позволил ему в полной мере испытать простое человеческое счастье. Бородинское сражение можно назвать кульминацией и в жизни князя Андрея. Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле… и которой я не понимал».
    Таким образом, Толстой приводит своего героя к гибели во имя жизни других, во имя будущего России, духовно же – он приводит его к постижению вечных нравственных ценностей. В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты дворянина-патриота: ум, образованность, честность, совестливость, горячая любовь к Родине.

  13. Работа Л. Толстого над романом «Война и мир» продолжалась с 1863 по 1869 год. Это было время расцвета творчества писателя, когда успех его литературной деятельности позволил перейти к работе над огромным не только по объему произведением.
    Одним из «вечных» вопросов является поиск смысла жизни. Главным героям присуще внутреннее беспокойство, вечный поиск, неутоленные желания чего-то большего, чем предлагает обыденная жизнь.
    Семейный и, кажется вполне благополучный Болконский видит цель в славе, в служении большому общему делу, которое должно быть благом для всего народа. Случая он, как и его кумир – Наполеон – ищет на поле боя и находит под небом Аустерлице. Но со славой пришло и разочарование в прошлых идеалах. В дальнейшем, пережив потрясение: смерть жены и рождение сына, Болконский продолжат путь «служения». Теперь он живет для своей семьи.
    Размышления, самосовершенствование Андрея Болконского прерывает ворвавшаяся ураганом любовь к Наташе. Снова он погружается в общественную деятельность, работает у Сперанского. И снова его ждет разочарование: как в служении обществу, так и в любви.
    Однако, не случайно Андрей Болконский погибает, а его друг, Пьер Безухов остается жив. Первый был женихом Наташи, второй станет мужем. Болконский в поисках смысла жизни опирался на разум, Безухов же – соединение разума, эмоций и интуиции. Мягкий и увлекающийся, подверженный чужому влиянию – именно он способен более полно познать жизнь.
    Самый больший путь в осмыслении жизни Пьер Безухов проходит за 1812 год. Он несвободен, но любит Наташу. Перед началом Бородинской битвы, последний раз видясь с Болконским, он рассуждает о новом понимании жизни, где он – простой русский солдат. Участие в сражении, горящая Москва, плен, где Пьер понимает: в плену находится только тело, душа по-прежнему свободна. Там и происходит знакомство с Платоном Каратаевым, простым солдатом, повлиявшим на мировоззрение Пьера: жить можно в самых сложных условиях и можно продолжать любить эту жизнь, какой бы тяжелой она не казалась.
    ?Мини-сочинение на тему “В поисках смысла жизни в романе “Война и Мир”” (вариант 2)???

  14. Тема: – Поиски смысла жизни Пьером Безуховым и князем Андреем Болконским в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

    Чтобы жить честно, надо рваться,
    путаться, биться, ошибаться, начинать и
    бросать, и вечно бороться и лишаться.
    А спокойствие — душевная подлость.
    Л. Н. Толстой
    В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой наглядно показывает, как в условиях критической ситуации, которой в произведении является Отечественная война 1812 года, меняются характеры и образ мыслей людей. Наиболее ярко процесс преодоления сословной замкнутости и эгоистической односторонности отражается в образах Андрея Болконского и Пьера Безухова. На примере этих героев автор демонстрирует, как в человеке из аристократической среды в эпоху войн пробуждается гражданская совесть и высокое понимание чести и долга.
    И Андрей и Пьер — лучшие люди своего времени и класса. Им присущи постоянные духовные, нравственные искания, недовольство собственной жизнью, постоянная борьба с собой и поиски выхода из сложившейся ситуации.
    С Андреем Болконским мы знакомимся в салоне Шерер. Перед нами человек, исполненный скуки и усталости от жизни. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру. Он видится человеком, который живет только умом, а не сердцем. Презрение к аристократическому обществу сочетается в нем со стремлением к личной славе. Он готов отдать все на свете «за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей…». Андрей твердо уверен, что исторические события могут подчиняться воле одного человека, и хочет стать таким человеком: «Он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана». При всем своем честолюбии, он все же стремится не только к собственному благу, но и к всеобщему благу для людей. Он только видит себя важной фигурой в достижении этих благ.
    По мере развития событий, встреч князя Андрея с людьми из народа, постепенно меняются его взгляды. Так мужество капитана Тушина и его солдат заставляет героя проникнуться искренним уважением к людям, которые, не думая о славе и подвигах, каждый день совершают героические поступки. Искра сознания пробудилась в нем и в дальнейшем постоянно усиливалась. Позже, лежа тяжелораненый на Аустерлицком поле, он отчетливо осознает, что все, о чем мечтал раньше, оказалось пустым и ничтожным. Крушение надежд и планов приводит героя в состояние подавленности и пессимизма. В этом состоянии его и застает война. Лишь полностью постигнув дух русского народа, народную правду, народное понимание исторических событий, он уже говорит Безухову: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа». И на вопрос Пьера — от чего же он будет зависеть, отвечает: «От того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате». Теперь он сознает лишь частью той огромной силы, которой суждено победить врага.
    В отличие от Болконского, образ Пьера Безухова с самого начала обращен к нравственным истокам в человеке. В нем сочетается высокая интеллектуальная культура, интерес к философским проблемам и природная доброта, цельность натуры. Он также, как и Андрей, чувствует острое противоречие между собственным внутренним миром и образом жизни, который ему приходится вести. Он также стремится вырваться из пропитанного фальшью и лицемерием светского общества. Но, в противоположность Болконскому, преобладающей в его образе является стихия чувства. Пьер полон благородных, свободолюбивых идей. И впоследствии эти идеи все больше обретают национальную почву.
    Пьер идет своим путем, так как жизнь без поиска, без движения для него немыслима. Путь Пьера — это путь философско-этических исканий, сопровождающийся кризисами и разочарованиями, связанными с историческим развитием русского дворянского общества той поры. В своих исканиях он проходит через борьбу духовного с чувственным. Он ведет разгульную жизнь в кругу аристократической молодежи, участвует в постоянных кутежах в компании Анатоля Курагина. И вначале чувственное в его душе берет верх: он женится на совершенно чуждой ему Элен. Но затем духовное, нравственное начало все же выходит на первый план. Однако и теперь внутренняя борьба героя не утихает. Он разрывается между исключительно внутренней духовной жизнью и стремлением к внешней деятельности. Задумавшись о смысле жизни человека, испытывая угрызения совести, Пьер постепенно приходит к масонству. Но, достигнув высоких степеней, он не способен замкнуться в сфере своего «я», им движет стремление помогать ближнему в практической жизни. Вскоре он разочаровывается и в масонстве, видя бесплодность этого движения.
    И только Отечественная война приближает Пьера к народной правде. Постигнув народный взгляд на жизнь и отрекшись от индивидуалистического сознания, он обретает наконец душевное равновесие. В плену, в непосредственном, тесном общении с простыми людьми к нему приходит ощущение внутренней свободы.
    В Андрее Болконском и Пьере Безухове автор «Войны и мира» раскрыл типические черты той среды, из которой вышли деятели 14 декабря. Герои Толстого, обогащаясь жизненным опытом, освобождаются от былого своеволия, эгоистического мировосприятия, «наполеоновского комплекса» и приходят к мысли, что необходимо быть, прежде всего, вместе с людьми. Преодолевая собственные ошибки, заблуждения, они осознают свою общность с другими людьми, с солдатами, народом. Они понимают, что только в народном сознании — залог нравственной и физической победы, залог душевной свободы и счастья.

  15. Чтобы жить честно, надо рваться,
    путаться, биться, ошибаться, начинать и
    бросать, и вечно бороться и лишаться.
    А спокойствие — душевная подлость.
    Л. Н. Толстой
    В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой наглядно показывает, как в условиях критической ситуации, которой в произведении является Отечественная война 1812 года, меняются характеры и образ мыслей людей. Наиболее ярко процесс преодоления сословной замкнутости и эгоистической односторонности отражается в образах Андрея Болконского и Пьера Безухова. На примере этих героев автор демонстрирует, как в человеке из аристократической среды в эпоху войн пробуждается гражданская совесть и высокое понимание чести и долга.
    И Андрей и Пьер — лучшие люди своего времени и класса. Им присущи постоянные духовные, нравственные искания, недовольство собственной жизнью, постоянная борьба с собой и поиски выхода из сложившейся ситуации.
    С Андреем Болконским мы знакомимся в салоне Шерер. Перед нами человек, исполненный скуки и усталости от жизни. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру. Он видится человеком, который живет только умом, а не сердцем. Презрение к аристократическому обществу сочетается в нем со стремлением к личной славе. Он готов отдать все на свете «за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей…». Андрей твердо уверен, что исторические события могут подчиняться воле одного человека, и хочет стать таким человеком: «Он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана». При всем своем честолюбии, он все же стремится не только к собственному благу, но и к всеобщему благу для людей. Он только видит себя важной фигурой в достижении этих благ.
    По мере развития событий, встреч князя Андрея с людьми из народа, постепенно меняются его взгляды. Так мужество капитана Тушина и его солдат заставляет героя проникнуться искренним уважением к людям, которые, не думая о славе и подвигах, каждый день совершают героические поступки. Искра сознания пробудилась в нем и в дальнейшем постоянно усиливалась. Позже, лежа тяжелораненый на Аустерлицком поле, он отчетливо осознает, что все, о чем мечтал раньше, оказалось пустым и ничтожным. Крушение надежд и планов приводит героя в состояние подавленности и пессимизма. В этом состоянии его и застает война. Лишь полностью постигнув дух русского народа, народную правду, народное понимание исторических событий, он уже говорит Безухову: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа». И на вопрос Пьера — от чего же он будет зависеть, отвечает: «От того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате». Теперь он сознает лишь частью той огромной силы, которой суждено победить врага.
    В отличие от Болконского, образ Пьера Безухова с самого начала обращен к нравственным истокам в человеке. В нем сочетается высокая интеллектуальная культура, интерес к философским проблемам и природная доброта, цельность натуры. Он также, как и Андрей, чувствует острое противоречие между собственным внутренним миром и образом жизни, который ему приходится вести. Он также стремится вырваться из пропитанного фальшью и лицемерием светского общества. Но, в противоположность Болконскому, преобладающей в его образе является стихия чувства. Пьер полон благородных, свободолюбивых идей. И впоследствии эти идеи все больше обретают национальную почву.
    Пьер идет своим путем, так как жизнь без поиска, без движения для него немыслима. Путь Пьера — это путь философско-этических исканий, сопровождающийся кризисами и разочарованиями, связанными с историческим развитием русского дворянского общества той поры. В своих исканиях он проходит через борьбу духовного с чувственным. Он ведет разгульную жизнь в кругу аристократической молодежи, участвует в постоянных кутежах в компании Анатоля Курагина. И вначале чувственное в его душе берет верх: он женится на совершенно чуждой ему Элен. Но затем духовное, нравственное начало все же выходит на первый план. Однако и теперь внутренняя борьба героя не утихает. Он разрывается между исключительно внутренней духовной жизнью и стремлением к внешней деятельности. Задумавшись о смысле жизни человека, испытывая угрызения совести, Пьер постепенно приходит к масонству. Но, достигнув высоких степеней, он не способен замкнуться в сфере своего «я», им движет стремление помогать ближнему в практической жизни. Вскоре он разочаровывается и в масонстве, видя бесплодность этого движения.
    И только Отечественная война приближает Пьера к народной правде. Постигнув народный взгляд на жизнь и отрекшись от индивидуалистического сознания, он обретает наконец душевное равновесие. В плену, в непосредственном, тесном общении с простыми людьми к нему приходит ощущение внутренней свободы.
    В Андрее Болконском и Пьере Безухове автор «Войны и мира» раскрыл типические черты той среды, из которой вышли деятели 14 декабря. Герои Толстого, обогащаясь жизненным опытом, освобождаются от былого своеволия, эгоистического мировосприятия, «наполеоновского комплекса» и приходят к мысли, что необходимо быть, прежде всего, вместе с людьми. Преодолевая собственные ошибки, заблуждения, они осознают свою общность с другими людьми, с солдатами, народом. Они понимают, что только в народном сознании — залог нравственной и физической победы, залог душевной свободы и счастья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *