Сочинение на тему ангел лермонтов

10 вариантов

  1. В довольно раннем возрасте, Михаил Лермонтов создает прекрасное стихотворение «Ангел». Оно было написано шестнадцатилетним мальчишкой, который вспоминал великолепную колыбельную песню в исполнении своей мамы, и вдохновлялся на создание рифмованных строк.
    Данная работа состоит их четырех четверостиший. Читатель может наблюдать за историей о том, как ангел несет душу еще не родившемуся ребенку, который вот-вот должен появиться на свет. Ангел рассказывает младенцу, как замечательна и прекрасна жизнь.
    Однако после рождения малыш понимает, что все не так уж и великолепно. Он сталкивается с различными преградами, испытывает боль и печаль, проливает слезы и грустит. Но, несмотря на это, в его душе навсегда остались нотки той песни, которую исполнял ангел.
    Данная стихотворная работа необычайно мелодична, легка. И все это достигается благодаря таланту автора, его умению сочетать правильные слова, складывать их в мягкие рифмы и четверостишия.
    В строках стихотворения «Ангел» читатель наблюдает за отчетливым противопоставлением жизни земной и небесной. И эти две грани могут пересекаться только во время рождения и смерти человека.
    Если изучить работу поэта с философской стороны, то можно смело называть Михаила Юрьевича идеалистом. Он непрестанно верит, что человек на протяжении своей жизни искупает грехи путем страданий, а затем уже, после очищения, его душа отправляется в рай. И на протяжении всей жизни, каждый из нас ненавязчиво слышит, ощущает ту песню ангела, которая звучала при рождении, которая была напутственным словом на честную жизнь, которая должна протекать в рамках законов Божьих.
    Интересен и тот факт, что стихотворную работу возглавляет слово «небо», а завершается последнее четверостишие словом «земля». Так и в жизни, душу человека приносит ангел, который спускается с небес, который наделен божественными силами. А, в конце жизни, человека принимает земля. Но, Лермонтов неоднократно отмечает, что не стоит бояться смерти, печалиться о завершении своей жизни. Этот процесс неизбежен. А вот душа живет вечно!

  2. В стихотворении затронуто несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всём творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда одинок; непонимание и осуждение, зависть и презрение – судьба талантливого человека. В стихотворении упоминается, что “младую душу” ждёт “мир печали и слёз”, “песни земли” будут ей неинтересны, она другого сорта. Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю свою жизнь томилась желанием создать те чудные мотивы, которые когда-то слышала, человеческого счастья невозможно обрести, имея высокую и непонятную обычным людям цель. Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении. Ангел, воспевает Бога живой, “непритворной” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека. Лирический герой покорно отдаёт душу в мир, где его ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет его доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок. Главная мысль стихотворения – показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.

    Композиция

    Стихотворение состоит из четырёх строф, объединённых общим движением сюжета. В первой строфе лирический герой передаёт образ небес, где летит ангел, поющий песню, ему “внимают” луна, звёзды и тучи. Вторая строфа повествует о содержании ангельских песнопений. Третья – создаёт картину, на которой ангел несёт новую душу для земной жизни, которая вот-вот начнётся. В заключительной строфе сосредоточена нерешаемая проблема: этот человек будет всю свою жизнь томится в поисках: “и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли”. Стихотворение написано в форме, характерной для романтического направления.

    Жанр

    Произведение молодого автора можно отнести к жанру элегии. Это подтверждается наличием возвышенного стиля, аналогичной лексики, песенность и общим пафосом стиха. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий, в основном – трёхстопный. Рифмовка – парная (ААВВ).

  3. Стихотворение «Ангел» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1831 г.,когда поэту было всего шестнадцать лет. Оно было навеяно воспоминаниями околыбельной песне, которую поэт в раннем детстве слышал от матери, рано ушедшей из жизни. Стихотворениесостоит из четырех четверостиший (шестнадцать строк), каждое из которыхпредставляет собой одно предложение, по смыслу самостоятельное, но в тоже время связанное с другими предложениями по принципу подобия иликонтраста. Это выражается и графически, в пунктуации: в конце второйстроки в каждой части стоит точка с запятой, а в конце четвертой —точка. Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи» и песни,которую поет ангел. Лермонтов употребляет эпитеты тихая, святая, характеризуя слово песня.Контрастное противопоставление мира небесного (звуков небес, песниангела) всему земному возникает в сознании читателя в конце второгочетверостишия: хвала его непритворна была. Слово непритворна появляется так неожиданно, звучит таким диссонансомпо отношению к мелодии, которая возникла под влиянием песни ангела, чточитатель как бы спотыкается о него. Этот диссонанс создается не тольколексическим значением слова, но и его звуковым обликом: в нем дваждывстречается звук [р], который противопоставлен мелодичному, музыкальномузвуку [л], повторяющемуся в стихотворении более 20 раз (а звук[р] —всего 5 раз, из них дважды — в словенепритворна). В третьем и четвертом четверостишии идет речь не только онебе, но и о земле. Мир земли противопоставлен образу неба как мирпечали и слез. Лермонтов выражает свое отношение к нему словами скучныепесни земли. Поэт не случайно выбирает выразительный глагол томилась,говоря о душе, принесенной ангелом на землю. Этим словом он такжепередает свое отношение к миру земному: он и сам томился среди«бездушьем стянутых масок». Стихотворение удивительно мелодично. Музыкальность, гармония подчеркиваются порядком слов: стихотворениесостоит из двусоставных предложений с прямым порядком расположенияглавных членов в трех первых частях, который можно изобразить схемой [—=]. И только для последнего четверостишия использован обратный порядок:[= -]. Особую музыкальность придают этому стихотворению не только ритм,рифмы, порядок слов, но и отбор слов, в которых повторяется согласный[л]. Возможно, не случайно и то, что звук [р] встречается всего 5 раз(непритворна, безгрешных, райских для мира). И появление слов с этимзвуком создает диссонанс, переносит читателя «с небес на землю». Нарядусо стилистически нейтральными словами Лермонтов употребляет словапоэтические, высокие: внимать, небеса, кущи райских садов, младая,хвала. Эти слова придают стихотворению и музыкальность, и приподнятость,торжественность. Слова-антонимы небо и земля занимают в стихотворенииособое место, усиливая противопоставление контрастных образов земли инеба (со слова небо стихотворение начинается, а словом земля онозаканчивается).Отметим также употребление многосоюзия в первой строфе (И месяц, извезды, и. тучи) — стилистической фигуры, состоящей в намеренномповторении одного и того же союза в предложении, благодаря чемуподчеркивается роль каждого однородного члена предложения, создаетсяединство перечисления, усиливается выразительность речи. Взаключение заметим, что это лермонтовское произведениебыло любимым стихотворением Б. Л. Пастернака, поэта, чутковоспринимавшего мир звуков, у которого тоже «слово музыкой звучало…».

  4. Сочинение ученицы 5 д класса МАОУ СОШ № 33 Кузнецовой Анны.
    Городской конкурс «От маленького писателя к большому читателю»
    I  место в номинации  «Эссе».      24 марта 2014 года  Библиотека им. С.Я.Маршака
    Лирический этюд
    « Моя душа, я помню, с детских лет/ Чудесного искала»…
    Однажды  мы с мамой были в гостях у моей крёстной Люды. Мила (так все близкие зовут мою крёстную) учится в Москве. Она студентка Суриковского училища, в скором будущем Мила станет художником-декоратором. В Тамбов девушка приезжает нечасто, но время её приезда – истинный праздник для меня, потому что моя крёстная – не  только прекрасно рисует, она ещё очень умна, у неё море книг, разных альбомов, художественных буклетов, а в планшете множество репродукций, которые Мила всегда  тщательно рассматривает, что-то шепчет и своим быстрым и тонким, как игла, карандашом  рисует в зелёном блокнотике. Крёстная как-то даже меня изобразила. Ох, до чего же похоже!..
    В тот тихий январский предрождественский вечер в гостях у Милы, устав от неинтересных разговоров взрослых, я уединилась в спальне крёстной в уютном кресле, укрылась клетчатым бордовым пледом и стала листать старую книгу-альбом, посвящённую художнику В.Васнецову. Вот его знаменитые витязи, выбирающие дорогу. Вот степь, вся в поверженных телах воинов князя Игоря.  Тут Алёнушка грустит у пруда. А это Снегурочка, мягко ступая своими расшитыми серебром сапожками, идёт по лесу и дивится его снежной красе. И вдруг рука моя словно замерла от неожиданности.  Перевернула лист… О, как прекрасно!.. «Ангел со светильником»… На фоне какого-то невероятно фантастического пейзажа, у куста, унизанного бледно-розовыми бутонами, стоит Ангел. Он весь в белом одеянии: длинные перья правого крыла нежно касаются его руки, а левое, приподнятое и раскрытое, как ажурный веер, кажется, тихонько колышется при неуловимом движении воздуха. Прекрасное лицо в обрамлении светло-русых локонов, разделённых на прямой пробор и схваченных золотым ободком, строгое и беспристрастное. Огромные бездонные глаза смотрят на меня как-то исподлобья… Мягко ниспадающие складки его платья струятся к земле. Ангел в своих тонких пальцах держит светильник, такой хрупкий, источающий какой-то удивительный свет, от которого  во все стороны, как лучи солнца, расходятся фосфорические брызги. Правой рукой он прикрывает светильник, чтобы этот неземной свет никого не ослепил. Куда несёт Ангел этот светильник? Кому? И почему лик его так строг и так печален?.. Зачарованная картиной, я пытаюсь на обороте страницы хоть что-то прочесть о ней… Ничего нет, кроме небольшого стихотвореньица. Читаю:
    По небу полуночи ангел летел,
    И тихую песню он пел,
    И месяц, и звезды, и тучи толпой
    Внимали той песне святой.
    Ах, как красиво! Необъятное  полночное небо, усыпанное звёздами, задумчивая луна… Даже тучи затаились… Все прислушиваются к тихой песне ангела. Он поёт! Я забываю того васнецовского, строгого, со взглядом исподлобья, со светильником в лилейных руках. Я читаю стихи и вместе с этим полуночным ангелом пытаюсь услышать его «святую» песню. Стало радостно, спокойно и чуть-чуть грустно. О чём он поёт? Куда летит? Почему ночью? И кто ещё, кроме  туч, звёзд и месяца, слышит его «тихую» песню?
    Он пел о блаженстве безгрешных духов
    Под кущами райских садов,
    О Боге великом он пел, и хвала
    Его непритворна была.
    Да, ангел поёт о Боге, о безгрешных душах, обитающих в  чудесных садах рая. В этой песне столько тепла, искренности, нежной грусти и ожидания счастья! А как же иначе? Ведь всё в этом пении «непритворно»!
    Он душу младую в объятиях нёс
    Для мира печали и слёз;
    И звук его песни в душе молодой
    Остался — без слов, но живой.
    Этот поэтический ангел в своих объятьях несёт … душу. Наверное, душу новорождённого ребёнка, а его песня мне почему-то напоминает колыбельную, которую поют своим детям все мамы нашей планеты. Нет сомнения, ангел несёт эту «младую» душу  на землю. Что ждёт её там? Печаль  и слёзы? Холод, болезни, муки, голод и лишения? Наверное, да. Но пусть эти короткие мгновения, пока несёт её по небу этот ангел, детская душа насладиться покоем и безмятежностью в «объятьях»  кроткого хранителя. Ах, как хочется, чтобы эта ещё крошечная душа запомнила бы пение чудесного ангела! Но нет, душа-то ещё «молодая», ей не дано пока постичь  … слова волшебной песни, потому и остаётся мелодия, «живой» звук песни… А мне как-то стало тревожно… Большой и жестокий земной мир может не заметить ещё одну душу…
    И долго на свете томилась она,
    Желанием чудным полна,
    И звуков небес заменить не могли
    Ей скучные песни земли.
    Человек, вырастая из беззаботного детства, долго-долго живёт на земле, а душа его всё же «томится», потому что она помнит, что где-то в уголке её памяти ещё  сохранился, как песчинка, далёкий «звук» божественной мелодии. Как жаль, что забыты её слова. А разве земные песни не так прекрасны? Нет, – уверяет нас поэт, – на земле поют «скучные» песни… Земные слова могут содержать ложь, «притворство», зависть и лесть…
    Я снова перевела взгляд на живописного ангела со светильником. Нет, Ангел Лермонтова  нежнее, трогательней. Он, как мама, поёт своим тихим голосом волшебную колыбельную – и хочется тихонько мечтать о чём-то светлом, тёплом и уютном, хочется припасть к  мягким рукам мамы и забыть всё страшное, обидное и злое…
    Мы уходили с мамой от крёстной уже вечером. В морозном небе мерцали далёким голубым светом звёзды. Запрокинув голову вверх,  я смотрю в небо и прислушиваюсь… Мама торопит меня: холодно!  А я радуюсь: у меня есть маленькая тайна… Мы бежим домой, визжит под сапогами снег, зазвенела упавшая с крыши сосулька, ударили далёкие колокола Покровской церкви, извещая  о вечерней службе… Моя душа переполнена каким-то необъяснимым счастьем. Я рассказываю всё маме. Она нисколько не удивилась, а посмотрела на меня своими сияющими карими глазами и прочла наизусть давно и незаслуженно забытое:
    В небесах торжественно и чудно,
    Спит земля в сиянье голубом….
    Я ликую! Оттого, что всё же услышала слабую, но такую осязаемую мелодию лермонтовского ангела, потому что ее услышал сам поэт, написавший такие божественные стихи, когда ему было всего… 16 лет. Радуюсь, что завтра Рождество, и будут подарки. Радуюсь, что в моей жизни ещё столько много безмятежных детских дней…
    После каникул я поделилась своим «открытием» с нашей учительницей русского языка. Нина Николаевна похвалила меня, сказав, что любое по-настоящему гениальное произведение таит в себе много  загадок, которые и нужно «открывать». «А ты напиши сочинение о своих чувствах, – попросила моя учительница, – ведь наверняка немало ребят тоже, как и ты, могут услышать тихую песню ангела…». Я согласилась и даже сочинила маленький стишок:
    В тишине просторов звёздных
    Там, где месяц в серебре,
    И где толпы тучек грозных,
    Песня слышится вдруг мне.
    Кто поёт? Зачем? Не знаю…
    Но светло так на душе!
    Я стихи его читаю
    И мне… радостно уже.

  5. Стихотворение «Ангел» М.Ю. Лермонтов создал в 16-летнем возрасте (1831 г.). В первой редакции оно имело название «Песнь ангела». Сохранилось два автографа текста: на отдельном листе и в альбоме Верещагиной. И хоть стихи Михаил Юрьевич начал писать гораздо раньше, это творение стало одним из первых, которое молодой поэт воспринимал всерьез. Исследователи его жизни и творчества до сих пор не разгадали до конца тайну истории создания стихов.
    Ни для кого не секрет, что Лермонтов очень рано потерял мать. Мария Михайловна ушла из жизни, когда сыну едва исполнилось три года. Литературоведы и биографы считают, что в основе ангела автобиографические мотивы: трепетные воспоминания о песне, которую мать напевала над колыбелью. Известно, что женщина имела талант к музыке, любила играть на фортепиано, взяв на руки сына. Не удивительно, что в памяти Лермонтова сохранилась именно песня матери.
    Можно выдвинуть и другую гипотезу об «истоках» стихотворения. Отец Лермонтова умер осенью 1831 г. Возможно, поэт чувствовал скорую потерю близкого человека, в этом состоянии в его блокноте появлись строки «Ангела». Эта версия менее правдоподобна в сравнении с первой. Тем не менее, она имеет право на существование. Михаил Юрьевич мало общался с отцом из-за запрета бабушки, но прекрасно знал, что Юрий Петрович его очень любил.
    В 1831 году Лермонтов уже был студентом Московского университета. Здесь он сталкивался с первыми трудностями взрослой жизни, знакомился с новыми людьми. Сердце юноши еще пылало безответной любовью к Екатерине Сушковой. В таких обстоятельствах молодой человек чувствовал острую необходимость в поддержке самых близких людей – родителей. И он представлял, что они всегда рядом, как ангелы.
    Не зря дорогой душе образ М. Лермонтов скрывает под «маской» ангела. Поэта воспитывала бабушка, которая очень серьезно относилась к религии. В сердце внука она тоже пыталась зажечь огонек веры. В молодости Михаил Юрьевич не особо верил в высшие силы, но о том, что каждого человека охраняет ангел, слышал неоднократно. Образ ангела, созданный в одноименном произведении, соответствует библейским представлениям. Серафим тихо летает по небу и поет святую песню о рае и Боге.
    Литературоведы утверждают, что на момент написания стихотворения поэт уже задумал создать поэму «Демон». Эта задумка повлияла и на стихи «Ангела». В нем, как и в «Демоне» есть душа, которая покинула рай, хоть и не была оттуда изгнана.
    Стихотворение «Ангел» было напечатано при жизни Лермонтова, чего «удостоились» немногие его шедевры. Из юношеских творений поэта это единственное, которое опубликовал сам автор. Впервые «Ангел» увидел мир в «Одесском альманахе на 1840 г.», изданном в 1839 г.
    Сегодня произведение известно не только русскому читателю, ведь существуют переводы текста на английский. Неоднократно стихотворение выбиралось композиторами для создания романсов. В свое время оно приглянулось А.Г. Рубинштейну, Н.А. Римскому-Корсакову, А.Е. Варламову.


  6. – С помощью каких выразительных средств
    создаются образы стихотворения?

    (Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные
    души, райские сады, душа младая, живой звук,
    чудное желание, скучные песни.)

    Метафоры:
    месяц, эвезды, тучи внимали, душу
    нес, душа томилась.

    – Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения.

    Все предложения простые. Сколько раз
    употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле
    славянского перевода Библии.

    – Определите размер стиха
    (4 и 3 стопный
    амфибрахий)

    – Определите рифму
    (мужская)

    – Какая рифмовка стихотворения?
    (смежная)

    4. Культуроведческий аспект.
    Художники в своих произведениях не раз
    обращались к божественной теме. Давайте
    рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с
    кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для
    разъяснения слова кадило.)
    Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий
    дар подлинного художника, ему суждено было
    сказать о жизни то, что никем не было сказано, и
    говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г.
    Врубель работал над эскизами для росписи
    Владимирского собора в Киеве. Он написал
    акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы,
    высокие художественные достоинства этого
    эскиза, который можно поставить в один ряд с
    великими произведениями мировой живописи, не
    были в то время оценены, и эскиз не получил
    воплощение в монументальной живописи. Ангел у
    Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же
    время уходящий внутрь взгляд небесных глаз.
    Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел
    парит над землей, благославляя людей. Тихий,
    кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни
    и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же
    очень похож. Ангел, несущий благую весть.
    Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи
    на эту тему – это “Благовещение”, которая
    датируеся приблизительно 1472годом. Художник
    создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами
    таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее
    родится ребенок. Вся картина дышит
    торжественностью. Черные деревья, цветы под
    ногами ангела создают эффект поэтичности и
    близости природы. И как всегда отличительный
    признак гения Леонардо – загадочность во всем: в
    образе будущей матери, ангела, природы.

    – Какая картина, по вашему мнению, наиболее
    близка к стихотворению “Ангел”?
    – Откройте, пожалуйста, учебник на странице 134,
    прочитайте из критической статьи
    высказывания
    поэта И.Бунина. (
    Ребята читают абзац)
    – И вот, под впечатлением стихотворения
    “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение
    “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.) Его
    прочитает нам ученица, но фоном для данного
    творения я хочу поставить вам мессу, написанную
    итальянским композитором эпохи Возрождения
    Джакомо да Палестрина. В тетрадях вы можете
    прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы
    Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)
    За все тебя, Господь, благодарю!
    Ты, после дня тревоги и печали,
    Даруешь мне вечернюю зарю,
    Простор полей и кротость синей дали.
    Я один и ныне – как всегда.
    Но вот закат разлил свой пышный пламень,
    И тает в ней Вечерняя Звезда,
    Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
    И счастлив я печальною судьбой,
    И есть отрада сладкая в сознанье,
    Что я один в безмолвном созерцанье,
    Что всем я чужд и говорю – с тобой.

    5.

    В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва”
    написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же
    название Лермонтов давал двум другим
    стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству
    О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для
    княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька
    велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей
    обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения
    – лирического монолога, обозначен в самом
    заглавии. Выразительное чтение стихотворения
    “Молитва”.
    В минуту жизни трудную
    Теснится в сердце грусть:
    Одну молитву чудную
    Твержу я наизусть.
    Есть сила благодатная
    В созвучье слов живых,
    И дышит непонятная,
    Святая прелесть в них.
    С души как бремя скатится,
    Сомненье далеко –
    И верится, и плачется,
    И так легко, легко…

    – Каковы ваши первые впечатления от
    стихотворения?
    – В каком случае человек обращается к молитве?
    – Давайте посмотрим толкование этого слова.
    Молитва – у верующих: установленный текст,
    читаемый при обращении к Богу, к Святым.
    – Что происходит с лирическим героем
    стихотворения во время молитвы?
    (Он получает силы, освобождается от тяжелого
    бремени, сомнения уходят…)
    Почему во втором и третьем четверостишиях
    исчезает “я” лирического героя?
    (Так как при чтении молитвы это происходит с
    каждым действительно верующим человеком).

    Итог урока.


    – Какие же душевные качества открыл перед
    нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту
    души, веру, честность и доброту). Это
    действительно так, только поистине верующий
    человек может обладать такими качествами.

    – А какими душевными качествами вы хотели
    бы обладать?
    В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю
    прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу
    один я на дорогу”.
    Домашнее задание:

    Одно из стихотворений Лермонтова выучить
    наизусть.
    Написать эссе на тему: “Что нового я открыла для
    себя в лирике и в личности Лермонтова”.

    Список литературы:
    Энциклопедия для детей Аванта + по литератуте.
    М.Ю.Лермонтов. Точка зрения. Сост. И.И.Подольская.
    Серия “Классическая гимназия”. М.Лайда, 1993 г.
    В.И.Коровин “Творческий путь М.Ю.Лермонтова”,
    М., “Просвещение”,1973.
    Роберт Уоллэйс “Мир Леонардо”, М. “Терра”, 1997.
    Приложение
    20.01.2009

  7. Сочинение по стихотворению Лермонтова Ангел на тему мировоззрение

    Ответы:

    Стихотворение «Ангел» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1831 г., когда поэту было всего шестнадцать лет. Оно было навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую поэт в раннем детстве слышал от матери, рано ушедшей из жизни. Стихотворение состоит из четырех четверостиший (шестнадцать строк), каждое из которых представляет собой одно предложение, по смыслу самостоятельное, но в то же время связанное с другими предложениями по принципу подобия или контраста. Это выражается и графически, в пунктуации: в конце второй строки в каждой части стоит точка с запятой, а в конце четвертой — точка. Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи» и песни, которую поет ангел. Лермонтов употребляет эпитеты тихая, святая, характеризуя слово песня. Контрастное противопоставление мира небесного (звуков небес, песни ангела) всему земному возникает в сознании читателя в конце второго четверостишия: хвала его непритворна была. Слово непритворна появляется так неожиданно, звучит таким диссонансом по отношению к мелодии, которая возникла под влиянием песни ангела, что читатель как бы спотыкается о него. Этот диссонанс создается не только лексическим значением слова, но и его звуковым обликом: в нем дважды встречается звук [р], который противопоставлен мелодичному, музыкальному звуку [л], повторяющемуся в стихотворении более 20 раз (а звук[р] — всего 5 раз, из них дважды — в слове непритворна). В третьем и четвертом четверостишии идет речь не только о небе, но и о земле. Мир земли противопоставлен образу неба как мир печали и слез. Лермонтов выражает свое отношение к нему словами скучные песни земли. Поэт не случайно выбирает выразительный глагол томилась, говоря о душе, принесенной ангелом на землю. Этим словом он также передает свое отношение к миру земному: он и сам томился среди «бездушьем стянутых масок». Стихотворение удивительно мелодично. Музыкальность, гармония подчеркиваются порядком слов: стихотворение состоит из двусоставных предложений с прямым порядком расположения главных членов в трех первых частях, который можно изобразить схемой [— =]. И только для последнего четверостишия использован обратный порядок: [= -]. Особую музыкальность придают этому стихотворению не только ритм, рифмы, порядок слов, но и отбор слов, в которых повторяется согласный [л]. Возможно, не случайно и то, что звук [р] встречается всего 5 раз (непритворна, безгрешных, райских для мира). И появление слов с этим звуком создает диссонанс, переносит читателя «с небес на землю». Наряду со стилистически нейтральными словами Лермонтов употребляет слова поэтические, высокие: внимать, небеса, кущи райских садов, младая, хвала. Эти слова придают стихотворению и музыкальность, и приподнятость, торжественность. Слова-антонимы небо и земля занимают в стихотворении особое место, усиливая противопоставление контрастных образов земли и неба (со слова небо стихотворение начинается, а словом земля оно заканчивается). Отметим также употребление многосоюзия в первой строфе (И месяц, и звезды, и. тучи) — стилистической фигуры, состоящей в намеренном повторении одного и того же союза в предложении, благодаря чему подчеркивается роль каждого однородного члена предложения, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. В заключение заметим, что это лермонтовское произведение было любимым стихотворением Б. Л. Пастернака, поэта, чутко воспринимавшего мир звуков, у которого тоже «слово музыкой звучало…».

  8. План
    1. История создания произведения
    2. Тема и идея стихотворения
    3. Художественно-изобразительные средства
    4. Образ лирического героя
    История создания произведения
    Стихотворение «Ангел» было написано в 1831 году и оно стало одним из не многих ранних произведений, которое было опубликовано при жизни автора в сборнике 1840 года «Одесского альманаха». Кто бы ни проводил анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова – маститый литературовед или студент филфака – все сходятся во мнении, что оно было написано в память о покойной матери – Марии Михайловне и навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую она пела своему сыну. А ведь вполне возможно, что оно – предчувствие скорой смерти отца, Юрия Петровича, скончавшегося в октябре 1831 года в возрасте 44 лет, с которым Михаил очень мало общался, но, несомненно, сильно любил, ведь отец был одним из немногих, кто очень рано понял, насколько одарен его сын.
    Тема и идея стихотворения
    В стихотворении, состоящем из четырех четверостиший, описан полет ангела, несущего «душу младую», перед ее рождением в этом мире «печали и слез». Путешествие сопровождается тихим ангельским пением, славящим безгрешные души, рай и Бога, которое слышит и понимает не только душа, но «и месяц, и звезды, и тучи…».
    И эта песня, которую человеку невозможно высказать, остается в принесенной на землю душе, постоянно терзая его в земном существовании необъяснимым «желанием чудным» вновь ее услышать. Ведь ангельская песня – это музыка небес, которую обыденная жизнь заслонить не в состоянии: «И звуков небес заменить не могли/Ей скучные песни земли». Повествование о небесном полете в объятиях ангела и описание испытаний, которые ждут невинную душу, делят стихотворение поровну.
    Художественно-изобразительные средства
    Как же получилось создать столь мелодичное стихотворение, которое напоминает песнь ангела и заставляет погрузиться в раздумья о вечном? Если обратить внимание на синтаксис, то видно, что все четверостишия – это самостоятельные предложения, связанные между собой, оканчивающиеся точкой. Для того чтобы передать торжество момента переноса души из одного мира в другой, песне ангела Лермонтов дает эпитеты «тихая» и «святая». Небесным «кущам райских садов» противопоставлено земное существование человека, и для этого использованы последние строки второго четверостишия: «…и хвала/ его непритворна была». Эти строки как будто меняют настроение, торжество сменяется грустью и обреченностью по утраченной близости к божественному. Размер – трехстопный амфибрахий, в котором ударные слоги, сопровождаемые безударными, звучат очень мягко, придавая плавность всему тексту. В стихотворении «Ангел» Лермонтова анализу необходимо подвергнуть и звуковую сторону, так как аллитерация, ассонанс и подбор слов с преобладающими в них мягких шипящих и свистящих звуков передают ощущение воздуха, рассекаемых крыльями ангела.
    Образ лирического героя
    Как и в большинстве ранних произведений юного гения, в стихотворении «Ангел» прослеживается влияние западной литературы на его творчество, а именно влияние лирики Байрона.
    Чувство избранности, противопоставления себя окружающему миру, одиночество свойственно всей ранней лирике Лермонтова. А этот небольшой романтический набросок стал одним из первых, в котором поэт пытается понять и объяснить, в первую очередь самому себе, почему он чувствует себя столь одиноким и не понятым среди окружающих его людей. Тоска по чему-то неосознанному, по тому, что нельзя увидеть или услышать, крепкой нитью свяжет все произведения Михаила Юрьевича.
    Итоги и выводы, полученные во время анализа данного стихотворения, пригодятся учащимся 7 классов при подготовке сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»».

  9. По небу полуночи ангел летел,
    И тихую песню он пел,
    И месяц, и звезды, и тучи толпой
    Внимали той песне святой.
    Он пел о блаженстве безгрешных духов
    По кущами райских садов,
    О Боге великом он пел и хвала
    Его непритворна была
    Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез;
    И звук его песни в душе молодой
    Остался-без слов, но живой.
    И долго на свете томилась она
    Желанием чудным полна,
    И звуков небес заменить не могли
    Ей скучные песни земли.
    Это произведение является романтическим, так как:
    1. Главный герой произведения-исключительная личность, это ангел.
    Многие поэты обращались к этому образу в своих произведениях, но для обычного человека этот персонаж остается «диковинкой»
    2. В произведении описаны исключительные обстоятельства, которые свойственны романтизму. Здесь описан путь ангела на землю, который приносит молодую душу «в мир печали и слез»
    3. В творении М. Ю. Лермонтова присутствует двоемирие:
    – небо (красота)и земля (печали)
    – звуки неба и скучные песни
    – блаженство и слезы
    4. Автор описывает не всю жизнь своего персонажа от начала и до конца, а только момент, когда он приносит душу в «наш» мир. При этом не рассказывая ни об его прошлом, ни о том ., что случилось после этого.
    5. Так же нам говорится о том. что переносил ангел душу в полночь, когда на небе уже светили месяц и звезды. То есть некая точность в стихотворении присутствует.
    6. Поэт использует в качестве формы — стансы, что так же присуще романтизму
    7. Первая строфа произведения полна звуками «п»;”л”;”е”: и у меня, как я думаю и у многих читателей, они ассоциируются с таинственностью, загадочностью, сумраком …
    вторая строфа преемущественно состоит из шипящих звуков: «ж»;”ш”;”щ”;”х”. Мне представляется тишина, покой, мир и спокойствие.
    В третьей строфе много согласных щвуков «м»;”н”;”з”;”л”;, что, по моему мнению, придает интенсивность действия, будто это действие на самом деле произошло мнгновенно
    четвертая строфа уже говорит нам о том, как ангел оставляет душу в этом мире и она уже остается одна, желая вернутся обратно, услышать голос ангела .И звуки, сопровождающие действие: «т»;”д”;”к”;”о”;
    8. Действие, описываемое М. Ю. Лермонтовым, по моим представлениям, довольно далеко от действительности. Особенно если учесть, что Лермонтов — человек довольно образованный. Хотя в то время, может быть, этим и объяснялась жизнь.
    9. В стихотворении присутствуют эпитеты: тучи толпой; песня святая; душа молодая; звук живой; чудные песни
    10. Романтический конфликт в произведении тоже играет не последнюю роль. Я думаю, основные конфликты: Там — Здесь; Рай — наш мир; Идеал- Реальность; Душа-Тело; Жизнь на небе — Жизнь на земле; Желанье — Быт
    молодая душа снова рвется услышать ангела- она не может этого сделать. так как уже находится в теле и улететь никак не может
    11. Произведение это написано в году, как раз во время того, как в России существовал рамантизм (первая половина XIX века)
    Таким образом, мы доказали, что стихотворение, творение М. Ю. Лермонтова является ярким примером романтизма, заставляющее задуматься о более глубоких вопросах.

  10. 1. История создания. Стихотворение “Ангел” относится к раннему периоду творчества М. Лермонтова. Оно было создано в 1831 г. на основании колыбельной, которую пела будущему поэту в детстве мама Мария Михайловна.
    2. Жанр – лирическое стихотворение.
    3. Основная идея произведения – чудесное зарождение новой жизни. “Младая душа” с помощью ангела попадает в “мир печали и слез”. Ее ждут долгие годы мучений и страданий. Но главной надеждой и утешением души остается полузабытая песня ангела.
    4. Композиция стихотворения последовательная. Первые три строфы описывают и объясняют ночной полет ангела. Заключительная строфа рассказывает о последующей жизни души.
    5. Размер произведения – чередующийся (четырех- и трехстопный) амфибрахий.
    6. Выразительные средства. Стихотворение молодого поэта наряду с простотой и краткостью представляет собой очень удивительный рассказ о связи двух миров: физического и духовного. Его красота заключается в особой лиричности, которая навеяна теплыми воспоминаниями автора о матери. Эпитеты подчеркивают религиозный мотив: “безгрешные”, “райские”, “чудным”.
    Земная жизнь человека выражена с помощью яркой метафоры – “мир печали и слез”. Песня ангела и, соответственно, духовный мир – это “звуки Небес”, которым противопоставлены “скучные песни земли”. В первой строфе с помощью олицетворения Лермонтов наделяет жизнью весь окружающий мир: “и месяц, и звезды, и тучи… внимали”. В конце произведения употреблена анафора, придающая ему напевность и сближающая с колыбельной песней: “и звук… и долго… и звуков”.
    7. Главная мысль стихотворения заключается в противопоставлении двух миров, которое Лермонтов начал остро ощущать в раннем возрасте. Поэт очень рано потерял мать (в три года), что стало для него вечно незаживающей раной. Детские годы представлялись ему самым лучшим периодом жизни человека, когда его душа еще находится в блаженном младенческом состоянии.
    Вступление в сознательную жизнь убивает в человеке чистую и непоколебимую веру в чудесное. “Звуки Небес” постепенно изглаживаются из его памяти и заменяются “скучными” земными песнями. Но ангельские звуки продолжают храниться где-то очень глубоко в душе. Они становятся источником постоянного неудовлетворения окружающим миром.
    Человек испытывает неосознанную тягу к возвращению в тот прекрасный духовный мир. Эта неудовлетворенность молодого Лермонтова впоследствии нашла яркое выражение в его “демонических” мотивах. Религиозная направленность сменилась общим неприятием к окружающей жизни. Мечты о “райских садах” стали для поэта неосуществимыми иллюзиями. Он постепенно все больше замыкался в себе и сам шел на конфликт с современниками.
    В стихотворении также можно увидеть зарождение господствующей в зрелом творчестве Лермонтова идеи о противопоставлении поэта и толпы. Описываемая им “младая душа”, несмотря на вступление в физический мир, продолжает хранить воспоминания об ангельской песне. Это проводит резкую черту между ней и остальными черствыми бездушными людьми.
    8. Вывод. В произведении нет прямых указаний, но можно предположить, что томление души приводит к тому, что она пытается вспомнить и воспроизвести чудесные звуки. А это явный намек на самого автора, чье творчество не находило понимания у современников. Лермонтов верил, что в душе настоящего поэта горит неугасимый божественный огонь, который делает его непризнанным пророком и суровым обличителем толпы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *