Сочинение на тему антуан де сент экзюпери маленький принц

10 вариантов

  1. Благодаря нравственному содержанию произведений А. де Сент-Экзюпери интерес к ним никогда не ослабевает. Его герои — летчики — большую часть своей жизни проводят на высоте, с которой земная жизнь видится иначе, чем внизу. Она представляется не размельченной на пустяки, а в крупных и важных очертаниях. При этом с высоты иначе выглядит не только физическая география Земли, но и ее нравственная география. Пребывание на высоте дает ценный нравственный опыт — по-новому воспринимаются взаимоотношения природы, общества и человека.
    От лица летчика, многие часы проведшего на высоте, ведется рассказ в произведении «Маленький принц». Встреча летчика с Маленьким принцем, у которого восприятие земной жизни не отягощено принятыми у взрослых землян нормами и установками, позволяет понять «отчуждение», омертвение большинства человеческих связей и чувств.
    Детское отношение к природе и человеку, отраженное во взглядах маленького мальчика, позволяет понять социальную испорчен ность, которой охвачено большинство жителей планеты. Мы видим, что так называемая серьезность, взрослость — это всего лишь привычный способ человека извращать мир.
    В большом мире Маленький принц встретился с самыми разнообразными формами бессмыслицы: с бессмыслицей властолюбия и честолюбия, бессмыслицей собственности и бездушной науки. Он искал людей, но оказалось, что и с людьми плохо, и без людей нехорошо. Все поступки и дела людей с точки зрения простой человечности выглядят странными и непостижимыми. Люди не замечают нелепости и извращенности своей жизни, потому что смотрят только глазами. Мальчик же видит сердцем. Поэтому ему открываются и недостатки, несовершенство этого мира, и подлинная красота и правда. Важную и чудесную истину открыл Маленькому принцу Лис. Между живыми существами возможно не только равнодушие и отчужденность, которые встречает герой в мире людей. Между ними возможны также привязанность, любовь, или, как выражается Лис, прирученность ».
    И именно это отношение солидарности, привязанности открывает дорогу к истине, к познанию глубокой сути. Потому что только любя, сопереживая, сочувствуя, можно познавать мир. «Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Такое отношение, такой взгляд свидетельствует о благородстве и истинности нравственного чувства автора. Сердце дает возможность отличить фальшивое и искусственное в человеке от подлинного и естественного.
    Но, к сожалению, сердце никогда не ответит на вопрос: почему злая бессмыслица господствует над человеком и в чем источник ее могущества? А ведь мы видим, что на всех планетах, которые посетил Маленький принц, в том числе и на Земле, именно бессмысленное преобладает над силой, а все осмысленное и прекрасное кажется слабым. И вот тут-то на помощь приходят «глаза», то есть опыт и разум, которые объясняют, какой смысл заключен в тех отношениях, которые сердцу представляются странными и лишенными всякого смысла.
    Сказка заканчивается печально. Маленький принц тоскует по утерянной гармонии и любви — но пути назад, в детство, больше нет. Однако нет и пути вперед, потому что, имея только одно нравственное вооружение, трудно победить и устранить бесчеловечность и зло. Таким образом, заблуждение и истина находятся в очень тесном взаимоотношении. И чтобы в них разобраться, нужно приложить немало усилий. В своем произведении А. де Сент-Экзюпери попытался представить все отношения в мире людей такими, каковы они есть на самом деле. Он говорит о вещах, создающих и поддерживающих жизнь, а потому имеющих непосредственное отношение к жизни человека. Он также говорит о вещах, созданных человеком, а потому несущих на себе отпечаток его духа, окрашенных его эмоциями и чувствами.
    Изображая в своей сказке все то, чего не увидеть глазами, автор утверждает мысль о том, что в жизни каждого человека, и взрослого и ребенка, непременно должна присутствовать любовь к окружающим его вещам, доброжелательное отношение ко всему вокруг. Только при таком условии жизнь будет, как в детстве, играть всеми красками и дарить лучшее из того, что она вообще может подарить.

  2. 2
    Текст добавил: шодиев диловар
  3. 3
    Текст добавил: адвокат-инженер

    «Самого главного глазами не увидишь» (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
    «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери — сказка. Сказка для взрослых, но с детской интонацией. Детская интонация нужна автору для того, чтобы воплотить свой философский замысел. Дети мудро простодушны, их человечность еще не надела «искривляющих очков». Детское отношение к природе и человеку противоположно серьезности взрослых, которая является всего лишь привычным способом извращать мир и человека.
    Взрослый летчик, которому пришлось сделать вынужденную посадку в пустыне Сахара, оказался полностью изолированным от других людей, вокруг на тысячи миль не было никакого жилья, ему не с кем было поговорить. Но каково же было его удивление, когда на рассвете его разбудил чей-то тоненький голосок… Так летчик познакомился с необыкновенным малышом — Маленьким принцем. Каждый день он узнавал «что-нибудь новое о его планете, о том, как он покинул ее и как странствовал», и человеку заново открывались истины, на которые взрослые давно перестали обращать внимание.
    Решив путешествовать, Маленький принц встретился со многими совершенно непонятными ему вещами и людьми: королем, который не терпел непокорства, любил власть. Но короли ничем не владеют, они только царствуют, поэтому власть бессмысленна. Как и тщеславие, и честолюбие, которые Маленький принц увидел у честолюбца. Глупо хвалить и уважать человека ни за что. Горький пьяница пьет для того, чтобы забыть, что ему совестно пить. Тоже бессмысленно. У делового человека неисчислимое количество звезд, которые ему не могут пригодиться. Бездушный географ фиксирует все постоянное и не считает важным то, что исчезает. Фонарщик вроде бы занят делом, но облегчить себе работу почему-то не хочет.
    Маленький принц искал людей, но оказалось, что и без людей нехорошо, и с людьми плохо. И то, что делают взрослые, ему совершенно непонятно. У бессмысленного есть сила, а правдивое и прекрасное кажется слабым. Все лучшее, что есть в человеке, — нежность, отзывчивость, правдивость, искренность, способность дружить делает человека слабым. Но в таком перевернутом с ног на голову мире Маленький принц столкнулся и с настоящей истиной, которую открыл ему Лис. О том, что люди могут быть не только равнодушными и отчужденными, но и нужными друг другу, и кто-то для кого-то может быть единственным в целом свете, и жизнь человека «точно солнцем озарится», если что-то будет напоминать о друге, и это тоже будет счастьем.
    Лис открыл Маленькому принцу свой секрет: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Маленький принц запомнил: «Кто-то бывает дорог потому, что ты отдавал ему все дни», «Ты навсегда в ответе за того, кого приручил». Отношения привязанности или любви Лис называет «прирученностью». И эти отношения открывают дорогу к познанию настоящей правды: только любя познаешь верно. Только любящее сердце может отличить фальшивое и ненастоящее в человеке от истинного и естественного. Но, с другой стороны, сердце никогда не сможет ответить, почему злая бессмыслица преобладает в человеке и откуда берется ее сила и могущество. Сердце подсказывает Маленькому принцу: то, что видят глаза, — неправда, но оно немного ошибается. Все-таки глаза — опыт и разум человека — могут помочь объяснить то, что сердцу кажется бессмысленным.
    Сказка о Маленьком принце заканчивается грустно. Герой печалится о потерянной гармонии в жизни и любви, но пути назад уже нет. Невозможно вернуться в детство, оно остается в прошлом навсегда. Но у Маленького принца нет и пути вперед, он не может только с помощью своего душевного тепла и света одержать победу над злом и бесчеловечностью, и ему остается только умереть.
    В своей сказке автор стремится объяснить нам, что самого главного глазами не увидишь, но сердцем и разумом — обязательно. Сент-Экзюпери говорил: «Истина — это простота. К чему спорить об идеологиях? Любую из них можно подкрепить доказательствами, и все они противоречат друг другу, и от этих споров только теряешь всякую надежду на спасение людей. А ведь люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же»
    “Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил” (По сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”)
    Эту сказку Антуан де Сент-Экзюпери не писал специально для детей. И вообще, по профессии он был не писателем, а лётчиком. Однако его прекрасные произведения, такие как “Ночной полет”, “Планета людей”, “Военный летчик”, и, конечно же, “Маленький принц”, вне всякого сомнения, принадлежат к лучшему, что было написано во Франции в XX веке.
    В “Маленьком принце” Сент-Экзюпери обращается в равной мере ко всем — маленьким и большим, — кто хочет задуматься над жизнью и попытаться понять, что же в ней имеет настоящую ценность. Вот почему эту сказку, в которой писатель возвращается к своим излюбленным мыслям, но выражает их по-новому, то есть образно и обобщенно, принято называть философской.
    Оказывается, и об очень серьезных и глубоких вещах можно говорить совсем просто и понятно, особенно, если обладать чувством юмора. “Нарисуешь удава, проглотившего слона, а взрослые говорят — шляпа”, — сокрушается автор “Маленького принца”, рассказывая, почему, вместо того, чтобы стать художником, как он хотел, ему пришлось выбрать другую профессию — он научился водить самолеты. — “Взрослым всегда все нужно объяснять… Я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах… Я говорил с ними об игре в бридж и о гольфе, о политике и о галстуках… Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя новый друг, они никогда не спросят о самом главном: “Какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?” Они спрашивают: “Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?” Само собой разумеется, что, отзываясь так о взрослых, Сент-Экзюпери имеет в виду не всех взрослых, а только тех, кто забыл, что когда-то были детьми, тех, кто называет себя “серьезными людьми”, тех, кто все время складывает цифры, как “человек с багровым лицом”, ни разу за всю свою жизнь не понюхавший цветка, ни разу не поглядевший на звезду и никогда никого не любивший, тех, кто подобно одному королю, думает, что управляет целой вселенной, тех, кто живет скучно, однообразно и, в сущности, несчастливо.
    Маленький принц — это «забавный человечек», который, как потом выясняется, с очень маленькой планетки. Такой маленькой, что, передвигая стул, там можно было в любой час любоваться закатом, а разросшиеся баобабы могли ее разорвать на части своими корнями. Маленький принц, как хороший, разумный хозяин своей планеты, выпалывал баобабы, прочищал вулканы и ухаживал за любимой красавицей-розой. Но она обижала его колкостями и капризами, он страдал и в один прекрасный день решил уйти.
    На всех планетах, на которые Маленький принц попадал во время своих странствий, он и в самом деле чувствовал себя инопланетянином (уже не в буквальном, а в переносном смысле), настолько непонятным, бессмысленным и просто скучным казалось ему там все, что он видел. Он побывал у короля, отдававшего лишь те повеления, которые не могли не выполняться; у человека, который хотел, чтобы все его почитали, хвалили, без конца повторяя, что он красивее, наряднее, богаче и умнее всех, хотя он был единственным обитателем этой планеты; у фонарщика, который только и делал, что гасил и зажигал фонарь, исполняя уговор, давным-давно потерявший всякий смысл; у ученого, который уткнулся в книги, а вокруг себя ничего не видел, да и не хотел видеть… И Маленький принц не переставал удивляться, какими странными вещами заняты все эти люди! А его простодушные, наивные вопросы еще больше обнажали их слепоту, тщеславие, эгоизм, жадность, равнодушие…
    Глядя на мир глазами Маленького принца, мы понимаем, что осуждает Сент-Экзюпери, что он ненавидит, и не можем не разделять его чувства. Но ведь в этой сказке главное не ненависть, а любовь, и, хотя она написана в шутливо-ироническом тоне, смысл ее не в том, чтобы высмеивать и обличать. В пустыне Сахаре, но вместе с тем и в пустыне современного мира, среди “серьезных деловых людей”, Маленький принц бесконечно одинок. Недаром говорят: одинок, как в пустыне! “Я ищу друзей”, — говорит он Лису. А Лис отвечает: “Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня”, — и поясняет: “Приручить — означает привязать к себе… Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе не нужен. Для тебя я всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете”.Маленький принц понимает слова мудрого Лиса: “Есть одна роза… наверное, она меня приручила…”
    Приручить” на языке Сент-Экзюпери значит сильно привязаться к кому-то, испытывать к другому существу нежность, любовь, чувство ответственности за его судьбу. Но вместе с тем это означает расширить рамки своего мира, увидеть и почувствовать то, что прежде было недоступно. Прирученный Лис, например, становится совсем другим, чем был до этого. Прежде для него существовали только охотники и куры, преследователи и преследуемые. И тогда он на все смотрел с точки зрения своей пользы и был слеп к бескорыстной красоте. Колосящееся поле, скажем, оставляло его совершенно равнодушным, поскольку хлеб его не интересовал. Но когда его приручил Маленький принц, золотые колосья пшеницы стали ему напоминать золотистую копну волос друга, и он полюбил их шелест на ветру. Точно так же для рассказчика оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий ему смех Маленького принца.
    Когда мы кого-то приручили, Мы чувствуем себя сразу богатыми — столько новых впечатлений и переживаний! — потому что все, решительно все вокруг напоминает о любимом, прирученном нами существе и является “подарком сердца”, как та вода из колодца, которая “родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилий моих рук”, чтобы утолить жажду Маленького принца. “Серьезные, деловые люди” не получают таких подарков. Да они были бы и неспособны их оценить. Поэтому Маленькому принцу становится ясно, что их могущество и богатство лишь кажущиеся, на самом же деле они бессильны и нищи. Ведь он теперь знает, что твоим становится только то, чему ты отдавал всю свою душу.
    Именно в этом и заключается разница между розой, которую он оставил на своей планете, и теми розами, которые он нашел на земле. “Вы красивые, но пустые, — говорит им Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас покрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра… Она — моя… Я в ответе за мою розу”. Да, Маленький принц не зря повторял слова Лиса, чтобы их лучше запомнить: “… ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Слова эти и вправду стоит запомнить. Запомнить сердцем. Ведь в этом и заключается секрет, который Лис дарит на прощание Маленькому принцу: “Зорко одно лишь сердце”.

    Похожие статьи:

    Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману А.С. Пушкина “Евгений Онегин”Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману М. Шолохова “Тихий Дон”Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по роману Лермонтова “Герой нашего времени”Учебный зал > СОЧИНЕНИЯ по творчеству А. И. КупринаУчебный зал > СОЧИНЕНИЯ по творчеству М. Горького

  4. ПУТЕШЕСТВИЯ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА. В начале Второй мировой войны Антуан де Сент-Экзюпери нередко рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крылышка­ми или без крылышек удивленно смотрит из-за облака на землю, на ее дома, на овец. Этот удивленный мальчик все сильнее не давал покоя писателю, летчику, бойцу, проповеднику духовных ценностей. Этот мальчик стал героем удивительной сказки «Ма­ленький принц», утверждающей красоту человеческих отноше­ний, — сказки для детей и взрослых, написанной с огромной жаждой познать окружающий мир, привести людей к мудрости и счастью.
    Маленький принц жил на маленькой планете, которая «была чуть побольше его самого». Жил он по твердому правилу: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». На его планете, как и на любой другой, росли травы полезные (простые цветы, которые занимали мало места и никого не беспокоили) и вредные (баобабы). Если «баобаб не распознать вовремя», то потом от него уже не избавиться, и если планета маленькая, то баобабы, разросшись, «разорвут ее на клочки». Поэтому Маленький принц трудился, любил любоваться закатом, но «ему очень не хватало друга…».
    Однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, пророс кро­хотный росток, не похожий на все остальные. Вскоре из него вы­росла роза. «Она была так прекрасна, что дух захватывало», но горда и обидчива. Маленький принц учился любить свою розу, но был слишком молод и потому не разгадал за уловками и каприза­ми своего цветка нежность. Роза дарила Маленькому принцу свой аромат, озаряла его жизнь, но, хотя он и полюбил прекрасный цве­ток и рад был ему служить, однажды в его душе пробудились со­мнения, и он решил отправиться путешествовать с перелетными птицами.
    На первом астероиде жил один-единственный житель — ко­роль, для которого все люди — подданные. Это был абсолютный монарх, который не терпел непокорства, но добрый, поэтому «отда­вал только разумные приказания ». Хотя король владел всего лишь своей маленькой планетой, он считал, что владеет и другими пла­нетами и звездами, «он был поистине полновластный монарх и не знал никаких пределов и ограничений». Король считал, что муд­рость правителя состоит в том, чтобы дожидаться благоприятных условий, а затем уже повелевать. Но короли на самом деле ничем не владеют, они только царствуют. Маленький принц решил, что властолюбие бессмысленно, он не захотел оставаться на первой планете и посоветовал королю отдавать благоразумные приказа­ния, для того чтобы они исполнялись.
    На второй планете жил тщеславный человек, которому каза­лось, что он «всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех ум­ней», все им восхищаются. Такие «люди глухи ко всему, кроме похвал». Маленький принц сбежал от честолюбца, потому что че­столюбие без всяких на то оснований бессмысленно.
    На третьей планете жил пьяница, который пил, чтобы забыть, что ему совестно пить. И после первой, и после второй, и после третьей планеты Маленький принц убеждался, что «взрослые — очень,очень, очень странный народ».
    На четвертой планете жил делОвой человек — до такой степе­ни занятой, «что при появлении Маленького принца даже головы не поднял». Деловой человек владел звездами, потому что до него «никто не догадался ими завладеть». Он их считал. Распоряжал­ся ими — считал и пересчитывал, клал бумажку с написанным на нем количеством звезд в банк и довольствовался этим. Но от это­го не было никому никакой пользы. И деловой человек не смог с этим спорить. Ему нужно было богатство для того, чтобы поку­пать звезды — получался замкнутый круг. Собственность делово­го человека тоже бессмысленна.
    Пятая планета была меньше всех, и на ней жил фонарщик, зажигающий и гасящий фонарь, хотя на планете больше никто не жил. Маленькому принцу работа фонарщика показалась по­лезной хотя бы потому, что это было красиво: как будто рожда­ются или засыпают звезда или цветок. Фонарщик не был лени­вым, оставаясь верным своему слову, и думал не только о себе, но и о своей планете.
    Шестая планета была огромной. На ней жил географ, изучаю­щий моря, реки, города, горы и пустыни и не знающий, находятся ли они на его планете. Это был географ, а не путешественник. Он записывал рассказы путешественников и проверял их достовер­ность, фиксировал то, что никогда не меняется, и не фиксировал эфемерное — то, что должно скоро исчезнуть. И Маленький принц подумал о том, что «краса и радость недолговечна». Наука геогра­фа была бездушной.
    Седьмая планета была Земля. Это была не простая планета. Маленький принц попал в пустыню и встретил змею, она была не толще пальца, но могущественнее любого короля. На высокой горе Маленький принц разговаривал с эхом, потом увидел целый сад роз, познакомился с Лисом, понял, что «навсегда в ответе за того, кого приручил».
    Но ни на маленьких планетах, ни на большой Земле Малень­кий принц не встретил никого, кто мог бы стать его другом, кроме фонарщика — воплощения верности долгу, верности надежной, но бессмысленной.
    В своих путешествиях Маленький принц своим детским вос­приятием увидел мир таким, каким он есть на самом деле: «Нет в мире совершенства!» Все лучшее, что есть в человеке, делает его слабым. И в простодушии Маленького принца, заключена мудрость и человечность

    читать похожие:

    «ЗОРКО ОДНО ЛИШЬ СЕРДЦЕ» де Сент-Экзюпери «Маленький принц» сочинение
    СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» сочинение
    «САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ» де Сент-Экзюпери «Маленький принц» сочинение
    ПРИТЧЕВЫЙ ХАРАКТЕР СКАЗКИ А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»

  5. Великий французский писатель А. де Сент-Экзюпери говорил, что для него «существует лишь одна проблема в мире – возвратить людям духовную сущность, духовные заботы». С этой целью он пишет философскую сказку-притчу «Маленький принц». Чему именно сказку, ведь этот жанр предназначен большей частью для детей? Сам автор отвечает: «Все взрослые сначала были детьми…». Кроме того, по его мнению, ребенок – это душа мира, ее видение – человечнее, итак, правильнее, чем во взрослых. Ребенок больше ощущает сердцем, чем умом. Ее кручина – признак того, что в опасности не только современность, а и будущее.
    «Взрослые» и «дети» противопоставляются в сказке «Маленький принц» не за вековыми признаками, а за системой ценностей, важной для них. Для взрослых важные богатства, власть, честолюбие. А «детская» душа (она может быть и во взрослого!) стремится взаимопонимания, чистоты в отношениях, радости каждого дня, красоты. Маленький принц, попав на Землю, открывает для себя новый мир с другими людьми. Он с удивлением замечает, что люди спешат, стараются экономить время, но тратят его нецелесообразно, не умеют для своего удовлетворения воспользоваться тем, что им может дать природа. «Люди набиваются в быстрые поезда, но они не знают, что ищут,- сказал маленький принц. – Поэтому они суетятся и крутят то сюда, то туда…». Дальше он уточняет: «А то, что они ищут, можно было бы найти в одной-единой розе, в глотке воды…». Тем не менее именно на Земле мальчик постиг мудрость. Лиса объяснила ему, что дружба – это когда люди нужны друг другу и отвечают один за один. И наиболее дорогим оказывается то, в что вкладываешь свою работу, заботы, время и душу. Настоящий друг – это дорогое сокровище. Люди «покупают вещи готовыми у торговцев. Но же нет таких торговцев, которые продавали бы друзей». Итак, вторая найти и снискать его доверие.
    В разговоре с летчиком маленький принц говорит: «Люди на твоей планете выращивают пять тысяч роз в одном саду… и не находят того, что ищут…». А «главнейшего глазами не увидишь… Это как с цветком. Если ты любишь цветок, который растет где-то на звезде,- ночью тебе приятно смотреть на небо. Все звезды расцветают». Сказка преисполнена образами-символами, которые несут в себе глубокое философское содержание. Это и роза, и Лиса, и Змея, и колодец с живой водой, и поезда, и сам Маленький принц, и много других. Сент-Экзюпери стремился, чтобы люди, прочитав сказку «Маленький принц», задумались над важными вопросами смысла бытия человечества и отдельного человека: для чего человек живой, что в ее жизни самое главное, какие ценности являются настоящими, а какие фальшивыми. Писатель утверждает мысль о необходимости наполнить жизнь духовным содержанием.
    Читая произведения А. де Сент-Экзюпери, острее ощущаешь красоту мира и силу человеческого влечения к братству. Писатель и пилот погиб за три недели до освобождения родной Франции (1944) – он не возвратил на базу из боевой задачи, но его книги продолжают помогать нам лучше понимать себя и окружающий мир. Философская сказка «Маленький принц» была написана Экзюпери незадолго до гибели. Мудрость ее намеков не всегда можно передать формулами и словами. Полутона и оттенки аллегорических образов такие же нежные, как и утонченные рисунки, которыми автор иллюстрировал свое произведение.
    Маленький принц – главный персонаж сказки – показанный нам в путешествии, в движении, в поиске, хотя он и понимает, что время от времени останавливаться и оглядываться назад и вокруг: если идти прямо перед собой, куда глаза смотрят, то далеко не зайдешь. На разных планетах он встречается с их взрослыми жителями, которые за цифрами доходов, честолюбием, жадностью забыли о своем человеческом призвании. На Земле Маленький принц попадается в сад с множеством роз. В эту трудную для малыша минуту, когда он ощущает потрясение от мысли, что роза обманывала его, говоря о своей неповторимости, появляется Лиса. Он говорит о бездонности человеческого сердца, учит истинному пониманию любви, которая гибнет в суете жизни. Некогда поговорить искренне, посмотреть внутрь самого себя, задуматься о смысле жизни. Чтобы иметь друзей, нужно дарить им всю душу, отдавать – свое время: «Твоя Роза такая дорога тебе из-за того, что ты отдавал ей столько времени». И Принц понимает: его Роза – единая в мире, так как он ее «приручил». Каждое чувство, в том числе и любовь, нужно заслужить беспрерывной душевной работой. «Хорошо видит только сердце. Главнейшего глазам не видно». Нужно уметь быть отданным в дружбе и любви, нельзя пассивно относиться к злу, так как каждый отвечает не только за собственную судьбу.
    Вбирая моральные уроки небольшого, но такого емкого по своему смыслу произведения, можно согласиться с мнением О. Прасолова, русского поэта: «Сент-Экзюпери написал о Маленьком принце незадолго до своего конца… наверное, человеческие души (отдельные, некоторые) всегда выдают свой последний лебедино-чистый, прощальный вопль…». Эта сказка – своеобразное завещание мудрого человека нам, что остались на этой неидеальной планете. И или сказка это? Припомним пустыню, в которой летчик, который потерпел крушение, встречает Маленького принца. В любой экстремальной ситуации перед человеком, бывает, проходит все ее жизнь. Припоминается хорошее, но чаще – то, где и когда ты проявил трусливость, непорядочность. Человек «вдруг» прозревает и сознает что-то такое, что недооценивала или на что не обращала внимания на протяжении всей жизни, и потому с его уст в эти моменты истины и прозрения вырывается мольба: «Господи! Отведи бедствие, и я залога лучше, более благородным и великодушным!»
    Наверное, в оскорблении Маленького принца к рассказчику пришло его безгрешное детство («Но ты невиновный и прибыл из звезды»,- говорит автор, обращаясь к Маленькому принцу), его чистая, незапятнанная совесть. Так маленький герой помог летчику острее и внимательнее посмотреть на жизнь, на свое место в нем и по-новому все это оценить. Рассказчик поворачивается к товарищей совсем другим человеком: он понял, как нужно дружить, что нужно ценить и чего опасаться, т.е. он стал мудрее и менее легкомысленным. Маленький принц научил его ЖИТЬ. Именно в пустыне, в дали от суеты, которая целиком поглощает нас и наши души, там, где в одиночестве пророки и пустынники узнавали большие истины, летчик, тоже в одиночестве приблизился к пониманию смысла жизни. Но пустыня – это еще и символ одинокости человека: «С людьми тоже одиноко…».
    Волшебная, печальная притча, «загримированная под сказку» (О. Панфилов)! Моральные и философские проблемы раскрываются в ней с помощью утонченных афоризмов, которые потом сопровождают нас в нашей жизни, правя за моральные ориентиры: «себя судить намного тяжелее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, ты на самом деле мудрый», «Напыщенные люди являются глухими ко всему, кроме похвалы», «Но глаза не видят. Нужно искать сердцем».
    Это произведение принуждает и нас по-иному посмотреть на окружающий мир и людей. Каждый из новорожденных воображается таким же загадочным и таинственным малышом, как тот, что явился на планету Земля из собственной крохотной планеты. Эти Маленькие принцы явились, чтобы познать наш мир, стать более умными, опытными, научиться искать и видеть сердцем. У каждого из них будут свои заботы, каждый будет отвечать за кого-то, за что-то и осознает свою обязанность глубоко – так, как ощутил Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери своя обязанность перед единой и неповторимой розой. И пусть их всегда сопровождает победа над страшными баобабами!

  6. «Маленький принц» по праву считается одним из шедевров мировой литературы. Антуан де Сент-Экзюпери, автор этой удивительной философской притчи, облаченной в форму сказки, мастерски передал идеи универсальных человеческих истин, еще раз напомнив о человечности, добре и любви.
    Свой замысел автор сумел воплотить через образ главного героя – Маленького принца. Не случайным стало изображение главного героя ребенком, так как именно детское восприятие мира, по мнению автора, наиболее гармонично вписывается в модель Вселенной. Ребенок, много не знающий, тем не менее, обладает подчас большей мудростью и прозорливостью, нежели большинство взрослых людей. Данную идею автор подчеркивает неоднократными фразами Маленького принца «Взрослые – странный народ».
    Образ Маленького принца – образ человеческой души в идеале. Он воплощает в себе все лучшие черты, которые могут быть присущи человеку – открытость, чистота, возвышенность над материальным, мудрость. Вместе с тем, Маленький принц одинок. Его планета настолько мала, что там едва ли хватит места кому-то еще. А ведь по сути планета Маленького принца – символ внутреннего мира человека. С этой позиции особенный смысл приобретают слова Маленького принца: «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Они характеризуют принца, как человека, способного очищать свои помыслы и наводить порядок, прежде всего в душе.
    Этот тонкий, одинокий, ранимый и мечтательный ребенок, который любит наблюдать закаты, переживает о судьбе капризного цветка и верит, что ему еще многое стоить познать, по-настоящему раскрывается, познав любовь к Розе и дружбу с Лисом. Именно они внесли в его душу тот необходимый штрих способности жить для другого, заботясь о нем и ничего не требуя взамен, который сделал его и без того чистую душу квинтэссенцией идеальной человеческой сущности, к которой следует стремиться каждому из нас. Ведь только любовь и преданность способны излечить от одиночества и помочь обрести жизни смысл.

  7. ГЛАВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ (по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

    «Маленький принц» написан в США в 1942 го­ду, вышел в свет там же в апреле 1943 года. Сент-Экзюпери уже не было в то время в Америке: в марте он прибыл в Северную Африку, чтобы уча­ствовать в боевых действиях против фашистов. Прослеживается определенная связь между ис­торическими реалиями и проблемами, подняты­ми в произведении. Во времена, когда жизнь мо­жет оборваться в любую минуту, люди задумы­ваются не только о том, как выжить. На грани между жизнью и смертью они невольно начина­ют ценить то, чего в обычных условиях чаще все­го просто не замечали.
    Что в нашей жизни является истинно ценным, а что надуманным? Послушаем Сент-Экзюпери. Линия между двумя этими понятиями прочерче­на в сказке «Маленький принц» довольно четко. Недаром происходит сопоставление и противопо­ставление мира взрослых и мира детей. Но мы должны понимать, что обращение автора к детям несколько условно. Это, скорее всего, обращение ко взрослым, утратившим чувство красоты и гар­монии. Только в детстве человек радостно и вос­торженно воспринимает первый снег, распуска­ющиеся цветы, закат и восход солнца. С улыбкой поднимает глаза к звездному небу, старательно загадывает желание, увидев падающую звездоч­ку. А мир взрослых наполняется повседневными заботами, суетой.
    В «Маленьком принце» гуманистическая ос­мысленность мира дана как его естественное со­стояние (отсюда образ героя-ребенка), которое не требуется завоевывать. Чем же заполнены будни Маленького принца, в чем состоят его радости, маленькие достижения? Он жил на маленькой планете величиной с дом. На планете росли ужас­ные баобабы, но Маленький принц каждое утро выпалывал зловредные ростки, чтобы планете не угрожала опасность быть разорванной на клоч­ки корнями этих чудовищных растений. Когда было грустно, Маленький принц глядел на заход солнца. Иногда ему становилось очень тоскливо, потому что у него не было друга. Зато у него была прекрасная гостья из другого мира — красавица-роза.
    Настоящим чудом стало появление на малень­кой планете, где всегда росли простые, скромные цветы, этой маленькой кокетки: «неведомая гос­тья, скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она забот­ливо подбирала краски. Она наряжалась нетороп­ливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанной, точно ка­кой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты». Но красавица была ужас­но капризна. Маленький принц очень старался доставить ей удовольствие: поливал водой, вы­слушивал разговоры о когтях, тиграх, страшных сквозняках. Устав от ее капризов, Маленький принц решил странствовать с перелетными пти­цами. Тогда-то он и познакомился с миром иным, чуждым, иногда нелепым.
    Это был мир взрослых, у которых духовные связи с другими людьми отчуждены и извраще­ны, обращены в пустоту. Эти взрослые, так лю­бящие точность и цифры, показаны не просто достойными жалости, но гротескно-комическими фигурами. На одном из ближайших астерои­дов жил король: «облаченный в пурпур и горно­стаи, он восседал на троне, очень простом и все же величественном». Однако это величие было показным, ведь подданных у короля не было. Бедный, измученный одиночеством король весь­ма обрадовался появлению Маленького принца, но только причина этой радости была нелепа. Король должен был повелевать, и повелевать так, «чтобы ему повиновались беспрекословно». Ма­ленький принц был прекрасным объектом «ра­зумных» приказаний короля. «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть преж­де всего должна быть разумной», — эти разум­ные слова короля совершенно расходились с его абсурдными поступками. Чего стоила идея с кры­сой? Для развлечения король предлагает Малень­кому принцу периодически приговаривать кры­су к смертной казни. Но так как крыса на этом астероиде была одна, ее надо было каждый раз миловать.
    На следующей планете жил честолюбец. Он попросил Маленького принца признать, что он всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней. Маленький принц искренне удивился, какое удовольствие может принести это бесполез­ное восхищение: ведь на своей планете честолю­бец жил в полном одиночестве.
    Не вызвал восхищения Маленького принца и пьяница, пивший для того, чтобы забыть, что ему совестно пить. Серьезный деловой человек со сле­дующей по счету планеты получал удовольствие от пересчета звезд. При этом деловой человек вполне серьезно утверждал, что распоряжается всеми пересчитанными им звездными светилами: «пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумагу в ящик и запираю его на ключ». На пятой планете жил честный фонарщик, кото­рый сам себе усложнил жизнь, четко следуя пред­писаниям уговора каждый день зажигать и га­сить фонарь.
    Планета с каждым годом вращалась все быст­рее и быстрее, а уговор оставался в силе. Малень­кий принц пожалел фонарщика, на планете ко­торого можно было любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз. И только географ хоть не­много помог: он указал Маленькому принцу путь на Землю. Огромную планету населяли сотни ко­ролей, тысячи географов, фонарщиков, пьяниц, дельцов, честолюбцев. Только на Земле Малень­кий принц нашел настоящего друга Лиса, от­крывшего тайну: «зорко одно лишь сердце. Са­мого главного глазами не увидишь». Эта тайна заставила Маленького принца по-иному посмот­реть на свою маленькую планету. Он понял, что роза ему дорога, как и прежде. Он захотел вер­нуться домой, в окружение родных вулканов, зловредных баобабов (интересно, в его отсутствие не разорвали ли планету на клочки корни баоба­бов?). Ему снова захотелось заботиться о розе, ведь он был в ответе за того, кого приручил.
    Ни чужое восхищение, ни владение вещами, ни бессмысленная работа, ни беспробудное пьян­ство не способны заменить настоящей дружбы, любви, заботы о родных и близких. Маленький принц нашел в себе силы понять это и вернуться на родную планету. Поймем ли когда-нибудь это мы?
    «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери — это аллегорическая сказка, утверждающая кра­соту и чистоту человеческих отношений, в кото­рой тонкий лиризм сочетается с горькой сатирой на людские пороки. Это фантастическая сказка для детей и серьезное произведение, наполненное философским смыслом, для взрослых.
    На страницах сказки мы встречаемся с Ма­леньким принцем — любознательным мальчи­ком, который путешествует по планетам. Анту­ан де Сент-Экзюпери не случайно сделал главным героем своего произведения ребенка. Он считал, что детское видение мира более правильное, бо­лее человечное и естественное. Кроме того, такой персонаж высказывает свои суждения и дает оценку увиденному с детской непосредственнос­тью, а это, в свою очередь, предоставляет автору возможность в завуалированной форме указать взрослым читателям: что-то в вашем мире не так, не правильно, а поняв, что именно, вы должны постараться исправить это. Представляя окружа­ющий мир глазами ребенка, автор заставляет и нас задуматься о том, что жизнь человека лишь выиграет, если будет подчинена не только «взрос­лым» законам.
    Не случайно герой сказки показан путешествующим от одной планеты к другой, от встре­чи к встрече (в произведении Экзюпери вообще нет случайностей — все подчинено главной идее). Таким образом автор напоминает нам: жизнь — это постоянное движение. Маленький принц на­ходится в беспрестанном поиске, в движении, хотя и понимает, что «если идти все время впе­ред, далеко не уйдешь », то есть время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг.
    Принц посетил семь планет, в том числе и Зем­лю. И на каждой из планет он встречался с людь­ми, у которых была своя идефикс: каждая пла­нета и ее житель олицетворяют какое-то жела­ние, переходящее в настоящую манию, — стрем­ление к власти, жажда богатства, славы, пристра­стие к алкоголю. Все эти черты, присущие жите­лям диковинных планет и выставленные в комич­ном, странном свете, на самом деле являются ха­рактерными для многих жителей Земли. К сожа­лению, и властолюбие, и честолюбие, и жажда денег и наживы, и пьянство, и ограниченность присущи многим нашим современникам. Стоит только внимательно оглянуться по сторонам, и вы наверняка увидите массу «поистине полно­властных монархов», которые не знают и знать не хотят «никаких пределов и ограничений». Ма­ленький принц решил, что властолюбие бессмыс­ленно, и с этим трудно не согласиться. Вокруг нас живут и много тщеславных людей, подобных тому честолюбцу, которого Маленький принц встретил на второй планете. Такие люди увере­ны, что они «всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней», поэтому все просто обяза­ны ими восхищаться. Эти «люди глухи ко всему, кроме похвал», и Маленький принц опять прав: честолюбие без всяких на то оснований — бес­смысленно. Пьяницы, которые пьют, чтобы за­быть, что им совестно пить, к огромному сожале­нию, тоже не редкость среди людей, как и дело­вые люди, которые так заняты, что им некогда голову поднять.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *