Сочинение на тему аудитория

5 вариантов

  1. Марина Баканова
    С точки зрения прохожего…. Я шла по улице и вертела головой во все стороны. Как приятно ощущать себя красивой, женственной, ловить восхищенные взгляды окружающих и наслаждаться ими! Я ни секунды не думала о том, что где-то в красивых кабинетах маститые маркетологи готовят специально для меня какие-то брифы товаров, что мудрые специалисты по коммуникациям – рекламщики,Prщики уже придумывают кампании, которые должны охватить большинство жителей страны и меня в том числе. Что я – с моим скромным доходом, для них просто одна из 90% жителей страны, что называюсь я – целевой аудиторий, как и тинейджер, который только что пронесся мимо, как водитель автобуса, который никак не может закрыть двери из-за висящей толпы, как и юноша брутального вида, вышедший из Мерседеса. Не хочу я быть такой целевой аудиторий! Я другая! Я – красивая молодая женщина!
    Сегодня уже с утра – в метро, мне предлагали более 3 десятков квартир в разных домах, 8 заводов рекламировали свои колбасы, 18 магазинов кричали – Дешево! — видимо для того, чтобы я, погрузившись быстренько в общественный транспорт, «помчалась» на нем, пробиваясь сквозь пробки, покупать бытовую электронику с обещанной скидкой. Нет, сегодня слишком много вариантов. В них еще разобраться надо – подумала я, и прикупила в ларьке газету, где все про все товары написано. Остаток пути лежал через магазин, где хотелось купить себе что-нибудь вкусное и простое на ужин. Магазин поразил богатством – более 100 колбас, 40 вариантов пельменей, куча блинчиков, йогуртов, огромные полки с пивом, огромный выбор всяческих морепродуктов. Но мне… мне хотелось просто и быстро приготовить ужин. Остановилась на пельменях. Стала читать – все они из натурального мяса и тонкого теста, все полезны, все не развариваются и не слипаются, везде – мука только высшего качества, и так далее. А ведь помню, что купленные мной недавно пельмени слиплись, теста в них было ни как не меньше, чем наполнителя, а наполнитель лишь отдаленно напоминал мясо. Я развернулась а 180 градусов, взяла аппетитной семги, и пошла к кассе….
    С точки зрения маркетолога…. «Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» — Филип Котлер, Современная реклама.
    «Маркетинг – это осуществление бизнес процессов по направлению товаров и услуг от производителя к потребителю» — определение Американской маркетинговой ассоциации.
    Маститые Маркетологи в красивом кабинете исследовали рынок… Планировали какие пельмени будут востребованы Целевой Аудиторий и как побольше ей продать пельменей. Параллельно исследовали спрос на квартиры. Еще были заказы от магазинов электроники – они тоже хотели много продавать. Маститые Маркетологи узнавли что нужно людям от пельменей, какие пельмени им нравятся и как часто жители страны готовы есть пельмени. Они спрашивали какие квартиры жители страны хотели бы купить, как часто собираются люди покупать квартиры и какими качествами должна обладать строительная компания. Они также узнали какими хотят жители страны видеть магазины электроники.
    Результатами клиенты Маститых Маркетологов были всегда довольны – они знали какие должны быть пельмени, и где и сколько их надо продавать, какие квартиры нравятся, а какие нет, в какие магазины люди может быть будут ходить и какие услуги нужны людям.
    Если рассматривать бизнес с точки зрения маркетинга, то, даже после детального изучения потребителей, все производители обязаны будут производить абсолютно однотипные товары и услуги.
    С точки зрения специалиста по коммуникациям….. Красивая женщина пошла домой наслаждаться купленной семгой, а Коммуникатор пришел в офис, сел за стол и разложил маркетинговые брифы клиентов, чтобы создать им коммуникации, которые позволят прочно и надолго завоевать внимание и доверие целевых аудиторий. Открыл все файлы с брифами начал читать.
    Выдержки из маркетинговых брифов производителей замороженных продуктов двенадцати заводов, которым нужно построить удивительные и уникальные отношеня с целевой аудиторией:
    Графа « целевая аудитория»: Люди с доходом от 100$, еще люди с доходом от 100$, О! — люди с доходом от 110$. Доход от 110 $ на члена семьи, доход от 150$ на одного человека….
    Графа «уникальные свойства продукта»: качественный продукт ( а что – кто-то говорит, что предлагает некачественный?), быстро готовится ( что-то Коммуникатор не видел ни одного продукта быстрого приготовления, который бы заявлял обратное), не слипается при разморозке ( а было бы даже интересно, если бы кто-то сказал – сильно слипается, и Вам придется с силой кусать приготовленное блюдо), без вредных добавок –( ну это уже слишком! – это, насколько известно, регулируется всякими медицинскими и санитарными нормами и гордиться этим излишне), красивая упаковка ( даже не сомневаюсь в том, что она вам нравится), профессиональный и порядочный производитель, который отличается традиционно честными отношениями с партнерами…
    Графа «Позиционирование»: варианты также не блещут оригинальностью -Уникальный качественный продукт, достойный уровня доходов(«достойная» жизнь на 100$ в месяц!), блюдо для домашнего употребления….
    Коммуникатор ничего не понял – все предложения оказались одинаковы, и написал всем клиентам письма с просьбой – определите – НА КОГО РАБОТАТЬ? Кого вы хотите видеть своими клиентами – молодых хозяек, студентов, водителей автобусов, накачанных юношей, занятых бизнесменов или детей всех перечисленных аудиторий? И что в действительности другого или необычного Вы хотите им предложить? И вообще, чем Вы отличаетесь от всех остальных заводов и всех остальных пельменей?
    И только после этого, сразу по получению ответа, обещал приступить к созданию всех 12-ти уникальных коммуникационных кампаний. Которые методами рекламы и PR налаживали бы свою, непохожую на других, удивительную и уникальную связь с понятной целевой аудиторий.
    Хорошо, конечно, что мы уже научились составлять маркетинговые брифы… Плохо, что за уникальность мы пытаемся выдать качество и соответствие санитарно-гигиеническим нормам. А целевая аудитория близка к «все жители планеты Земля».Интересно – как будут все эти жители выбирать из столь похожих продуктов?
    Отметим особо — эту ситуацию мы имеем в период жесточайшей конкуренции и высокой скорости развития общества и формирования предпочтений!.
    С точки зрения прохожего…. Красивая женщина поужинала нежной семгой и развернула Газету. Где все про Все Товары и Услуги написано… Через некоторое время, устав от того, что пришлось на сложенном вдвое листочке интенсивно прикидывать какой-же из предлагаемых магазинов более выгоден и в какую сторону ей «мчаться», в полном смятении от того, что результаты всех магазинов удивительным образом совпадали как по цене, так и по времени, требующемуся на преодоление расстояния от уютной квартиры, запутавшись в предложениях Всех Строителей города, говорящих о своей надежности, качестве и профессионализме, и даже многократно перепутав их предложения, она решила больше не думать ни о бытовой электронике, ни об улучшении жилищных условий, даже не думать о завтрашнем ужине, а посвятить свое время чему-нибудь понятному и полезному. Она открыла Все Знающую Газету и увидела – в городе гастроли Большого театра! Здесь все понятно, — подумала Красивая Женщина, — здесь будет чудо, и прекрасно позиционированный, уникальный, не пытающийся продать билеты одновременно всем жителям страны Большой Театр продал последний дорогущий билет…

  2. Содержание
    Введение. 2
    1. Контакт оратора со слушателями. 3
    2. Особенности аудитории. 6
    3. Требования к облику оратора. 8
    4. Форма изложения материала. 10
    Заключение. 14
    Библиографический список. 16

    Введение

    Что такое ораторское искусство? Кого назвать оратором? Любой ли человек, выступающий с трибуны с публичной речью или читающий лекцию, — оратор? Что подразумевается под «теорией ораторского искусства»?
    А есть ли и нужна ли она? Может быть, красноречие, или ораторское искусство — это сплошной эксперимент, поэтому не имеет никаких методологических основ и принципов? Если дело обстоит именно так, то тогда, очевидно, можно сказать: любой лектор, пропагандист и агитатор в своих публичных речах не обязан следовать каким-либо правилам, а тем более законам ораторского мастерства. Каждый из них для себя и для своих слушателей и закон и метод.
    Под ораторским трудом мы подразумеваем подготовку содержательной, целенаправленной публичной речи, а также умелое ее исполнение.
    Каждый из нас — вузовский преподаватель, пропагандист, агитатор и студент — всегда один и не один в процессе своего труда. Он — один, пока обдумывает тему своего очередного выступления, готовит нужный материал, штудирует необходимую литературу, сидит за письменным столом и т.д. Но он и не совсем один, так как, готовясь к очередному выступлению, думает о своих будущих слушателях, а если знает их хорошо, то и живо представляет многих из них. И на трибуне говорящий — один, сам по себе, ибо всецело полагается прежде всего на себя, сознает, что именно он лично обеспечивает успех своего выступления.
    Но он говорит не в пустом зале, настроение слушателей, их отношение к звучащему слову с самого начала устраняет невидимый барьер между оратором и аудиторией.

    1. Контакт оратора со слушателями

    Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи — это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Действительно, ведь речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали. Если оратора не слушают, если аудитория во время речи занимается «своими» делами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.
    По определению психологов, контакт — это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. В результате чего возникает эта общность? Прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности, т.е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы — оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием.
    Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».
    Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.
    Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания.
    Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.
    Возникает вопрос: как определить, удалось установить контакт или нет?
    Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора.
    Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но как различна бывает эта тишина!
    Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая» тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.
    Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими — положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.
    О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение.
    Следует иметь в виду, что оратору порой удается установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией. Можно сказать, что контакт — это величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. Конечно, каждый выступающий должен стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала до конца речи. А для этого необходимо учитывать целый ряд факторов.
    Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.
    Именно интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией.
    Однако в ораторской практике следует учитывать еще целый ряд моментов, требований, несоблюдение которых может свести на нет интересное содержание, снизить эффективность ораторского воздействия.
    Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору.
    Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступить.
    Заслуженный профессор Николай Степанович, чеховский герой рассказа «Скучная история», вспоминая о своей лекторской деятельности, пишет:
    Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя — победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти.

    2. Особенности аудитории

    Рассмотрим основные особенности аудитории ораторской речи. Прежде всего важно знать, однородна или неоднородна аудитория.
    По каким же признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей: возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушное реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.
    Существенный признак аудитории — количественный состав слушателей. Кому приходилось выступать на собрании или на конференции, тот вспомнит, что приемы, используемые в той и другой аудитории, манера поведения, форма преподнесения материала, обращение к малочисленной и многочисленной аудитории были различными. Иногда интересуются, в какой аудитории легче выступать — в малочисленной или многочисленной. Каждая аудитория имеет свои особенности. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает, как говорят, «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи. Малочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей.
    Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей.
    Вероятно, во время выступления все не раз наблюдали любопытные явления. Вот, к примеру, в какой-то части зала возник легкий шум, и он очень быстро распространяется по всему помещению. Сосед одобрительно кивнул выступающему головой. Это определенным образом повлияло на поведение оратора, на его отношение к словам говорящего. А вот прозвучала ироническая реплика, и на нее живо реагируют остальные слушатели. Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего.
    В чем же дело? Почему это происходит? Да потому, что слушатели испытывают действие различных психологических механизмов: одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих, другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих, на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих. В результате действия этих механизмов в аудитории создается общий настрой, который существенно влияет на установление контакта между оратором и слушателями. Поэтому оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если надо, изменить его.
    На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Вот что рассказывает о своем выступлении на международном конгрессе Олег Антонович Юдин, доктор биологических наук, герой романа А. Крона «Бессонница»:
    Выступавшего передо мной оратора я слушал почти внимательно. Я бы солгал, сказав, будто совсем не волновался, но это было волнение хирурга перед операцией, что бы ни происходило у него на душе, руки дрожать не должны. Поэтому, когда председатель с некоторым затруднением произнес мою всю жизнь казавшуюся мне очень простой фамилию, я встал и подошел к председательскому столу так же, как привык входить в операционную, не спеша, со спокойной уверенностью в каждом движении, чтоб ни у помощников, ни у сторонних наблюдателей, спаси боже, не возникло даже тени сомнения в успехе.
    Не правда ли, интересное сравнение: оратор выходит на трибуну с той же уверенностью, с какой привык входить в операционную. Даже само появление оратора оказывает психологическое воздействие на аудиторию — оно должно настроить слушателей на успех ораторской речи, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче. Но оратор — такой же человек, как и все остальные. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, наконец, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории.
    А.С. Макаренко учил педагогов-воспитателей:
    Настроение у вас может быть каким угодно, а голос у вас должен быть настоящим, хорошим, твердым голосом. Никакого отношения к вашему голосу настроение не имеет… Нужно сделать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза, ваш голос были в некоторых случаях автономными.
    Рекомендации А.С. Макаренко, несомненно, полезны и для ораторов.

    3. Требования к облику оратора

    Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели — это одновременно и зрители. Оратор только появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его, обмениваются друг с другом критическими замечаниями. Что же привлекает в ораторе зрительное внимание слушателей? Конечно, в первую очередь его внешний вид.
    Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А.Ф. Кони советовал лекторам:
    Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.
    Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей, не способствует установлению контакта с оратором.
    Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор. Нередко можно наблюдать такую картину: делает начальник доклад, выступает на собрании и время от времени посматривает в окно, окидывает взглядом стены, опускает глаза на пол, поднимает их к потолку, рассматривает свои руки, т.е. смотрит куда угодно, только не на слушателей.
    Бывает еще хуже: выступающий смотрит на аудиторию, как в пустое пространство, смотрит отсутствующим взглядом. Можно ли в таком случае говорить о подлинном взаимопонимании между оратором и аудиторией? Конечно, нет! Правда, зрительный контакт со слушателями вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Но если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.

    4. Форма изложения материала

    Форма преподнесения материала существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории.
    Необходимо ли категорически запретить всем читать текст, кроме докладов, где заключена коллективная мысль? Невольно возникает вопрос, а кто должен запретить читать текст речи с листа?
    Обратимся к методической литературе. Ни один из авторов не рекомендует читать текст по написанному. Более того, психологи предупреждают: при чтении текста с листа в получасовом выступлении его содержание воспринимается лишь на 17%.
    Вопрос «Читать или говорить? » — один из вечных вопросов истории ораторского искусства.
    Традиция написания и чтения с листа ораторских речей родилась задолго до наших дней. Так, с конца V века до н.э. в Афинах появились логографы, т.е. составители речей для выступления тяжущихся сторон в суде. Они готовили речи с учетом индивидуальности «заказчика».
    Самым знаменитым логографом Древней Греции был Лисий, который сочинял речи для участников многочисленных в Афинах судебных процессов.
    Во Франции в XVIII веке считалось неприличным выходить на кафедру без заранее написанной речи. Текст речи обязательно читался. Таков был обычай.
    А вот Петр I в 1720 году издал Указ № 740, который гласил:
    Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была.
    Издавая этот указ, великий государь преследовал, по-видимому, свои цели, но вольно или невольно документ подчеркивал действенность живого устного слова.
    Интересное сравнение использовал лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения по поводу искусства научной беседы:
    Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал — это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле.
    Вопрос «Читать или говорить? » влечет за собой еще целый ряд вопросов.
    Первый вопрос: «Чей текст читать? „
    Обратимся к истории. Известно, что крупнейший русский историк профессор В.О. Ключевский называл свои лекции просто “чтением», и он, действительно, читал их по своим записям, читал медленно, тихо, спокойно. Но это были им сотворенные, им найденные, им продуманные тексты. «Властителем гибкого и покорного слова» назвал его А.Ф. Кони. Чтобы занять место в аудитории на лекции Ключевского, студенты вынуждены были отсиживать две-три предыдущие пары.
    Другой известный русский историк профессор Т.Н. Грановский тщательно готовился к своим лекциям, но по записям никогда не читал. Писал он мало, и написанное, как оно ни драгоценно, не может дать нам полного представления о его ораторском мастерстве. Это был лектор-импровизатор.
    Названные ораторы сами создавали тексты выступлений, выражали свои мысли, высказывали собственные суждения. Поэтому независимо от того, читали они или говорили свои речи, их было интересно слушать.
    К сожалению, в жизни приходится сталкивать с ораторами, которые просто озвучивают чужие тексты.
    Об этой укоренившейся вредной практике пишет в своем романе «Белый свет» С. Бабаевский. Алексей Фомич Холмов, главный герой романа, вспоминает, как в первые годы своей работы он просиживал ночи, так как дни были заняты, чтобы написать речь или статью в газету. И какие это были замечательные статьи! А речи получались ершистые, задиристые. Тогда и на ум молодому Холмову не могло прийти, что кто-то сможет написать для него речь. Сам писал, сам говорил, где по писаному, а где и без писаного.
    А потом как-то повелось, что писать стали другие. Для него писал Чижов. Находились такие товарищи, которые с трибуны читали то, что перед выступлением видели впервые. Поэтому не очень опытный трибун заикался, сбивался со слов, путал фразы. Холмову запомнился анекдотичный случай. Одному доверчивому оратору какой-то смельчак ради шутки подложил в папку не те листы. В нужных листах речь шла об улучшении заготовки кормов, а в тех, подложенных, излагались какие-то советы по женским модам. Оратор осрамился.
    Второй вопрос: «Как читать свой или чужой текст? „
    В книге профессора Парижского университета А. Олара “Ораторы революции», изданной в Москве в 1907 г., есть интересное описание ораторской манеры выступлений Мирабо, деятеля Великой французской революции. Приведем отрывок из этой книги:
    … действие занимало крупное место в красноречии Мирабо. Он был замечательным, восхитительным чтецом. Он умел читать все, как свое собственное произведение. Своей умелой и легкой дикцией он оживлял вялые фразы, делил на два слишком длинный период, придавал плавность тяжеловесным местам. Находясь на трибуне во время самого чтения, он экспромтом делал поправки. Не меняя стиля своих помощников, он в чтении придавал ему силу и горячность, уподобляясь тем умелым актерам, которые, оставаясь верны плохо написанной роли, придают безжизненным, тусклым фразам силу и яркость, поражающие самого автора пьесы рассказывают, что речь о наследовании, прочитанная Мирабо в клубе Якобинцев, произвела очень сильное впечатление. Между тем как эта же речь, прочитанная в Национальном Собрании Талейраном, который хотя и был хорошим чтецом, показалась бесцветной, бесстрастной. Вот, следовательно, естественное объяснение загадки: Мирабо своим талантом чтеца и актера совершенно видоизменял те страницы, которые ныне нам кажутся холодными, и которым он один умел придавать живость. Сотрудничество прекращается, как только он поднимается на трибуну, где он проявляет те свои дарования, которые умерли вместе с ним, которые не существовали уже даже для тех, кто на следующий день читал его речь. Современники могли поэтому забывать о роли, которую друзья оратора играли в составлении его речей. Они всегда видели и слушали самого Мирабо.
    Этот пример красноречиво свидетельствует, какое огромное значение в ораторской практике имеет умелое произнесение речи.
    Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.

    Заключение

    В заключение подчеркнем, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.
    Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.
    Можно сформулировать общее положение, которое имеет силу определенного закона в ораторском искусстве. Если лектор или докладчик увлечен предметом своего нового выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если он естествен и искренен, если он с удовольствием вышел на трибуну, то обязательно будет говорить правдиво и вдохновенно. Творческое волнение непременно обнаружится во всем поведении говорящего, скажется в тембре его голоса, в звучащей речи, в интонациях и вообще в том, как он говорит. Такое волнение — важный импульс к тому, чтобы самый ответственный этап ораторского труда-публичное исполнение — был пройден успешно.
    Надо уметь завладеть своими чувствами и быстро подавить в себе сомнения, а тем более чувство страха. Начав речь спокойно, нужно уметь не только ясно излагать свои мысли, но и видеть, чувствовать аудиторию, если она даже многолюдна. Через пять-шесть минут после начала речи опытный оратор безошибочно определит, как настроились слушатели, и действует соответственно этому настроению. Все дело в том, чтобы уметь поддерживать внимание собравшихся до конца речи, поддерживать тактично и незаметно для самих слушателей, строго придерживаться единства содержания и формы развертывающейся речи.
    Необходимо уметь подавить неизбежно возникающее всякий раз желание сказать слушателям как можно больше. Во-первых, само время ораторского выступления не позволяет объять необъятное. Во-вторых, приходится считаться с механизмом слушательского восприятия, в частности, с возможностью восприятия и усвоения определенного объема информации и знания. Вот почему опытный лектор, пропагандист, докладчик или обозреватель никогда не стремится, если можно сказать, «выговориться» по данной теме до конца. Он всегда оставляет кое-что «про запас», и хорошо, когда слушатели чувствуют или догадываются, что говорящий мог бы выступать по освещенной теме вновь и вновь, каждый раз обнаруживая новый подход к ней, раскрывая новые ее грани.

    Библиографический список

    1. Апресян Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. — М.: Издательство Московского университета, 1969. — 160с.
    2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. — Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2002. — 544с.
    3. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. — М.: «Проспект», 1989. — 419с.
    4. Шейнов В.П. Риторика / В.П. Шейнов. — Мн.: Амалфея, 2000. — 592с.
    5. Сопер П. Основы искусства речи / П. Сопер. — М.: Б.И., 1992. — 446с.

  3. В этом тексте поднимается очень интересная и необычная проблема. Мне кажется, это проблема профессионального выгорания.
    Повествование ведется от лица преподавателя, обладающего удивительным талантом читать лекции. Он чувствует себя дирижером. Об этом говорится в предложениях 13 и 14. Рассказчик чувствует, как он обращается к каждому из многих людей, сидящих перед ним в аудитории, чувствует каждого, понимает, когда нужно увеличить, а когда – уменьшить темп, когда нужно разрядить атмосферу шуткой. Это действительно удивительный талант, но не только. В предложениях 11 и 12 рассказчик указывает на многие качества, которые необходимы хорошему лектору, и мы не сомневаемся, что речь идет действительно о даре, что рассказчик – прирожденный, удивительный лектор.
    Однако в конце текста мы узнаём, что с течением времени преподавателю становится всё труднее читать лекции. В предложениях с 36 по 39 описывается состояние рассказчика в настоящее время. Ему тяжело говорить, стоять, у него сохнет во рту, он теряет внимание аудитории и начинает сердиться. Мне кажется, это и есть профессиональное выгорание. Рассказчик слишком устал, либо ему требуется длительный отдых, либо, может быть, ему нужно найти более легкую профессию. Но как ему расстаться с делом всей его жизни? Ведь, как рассказчик указывает в предложении 32, лекция доставляют ему самое большое счастье в жизни! Рассказчик понимает, что честнее уйти и уступить место молодым, но он не в состоянии отказаться от того, что стало смыслом его существования.
    Мне кажется, автор не высказывает однозначного мнения по поводу того, как же поступить рассказчику, но всё же склоняется к тому, что надо уйти. Рассказчик и сам рассуждает на эту тему. И, как ни трудно это признать, мне кажется, он прав. Ведь то, как теперь проходит лекция, тоже доставляет рассказчику скорее мучения, нежели удовольствие. Он сам упоминает об этом в предложении 35.
    Я думаю, что будет разумнее, честнее найти какое-то другое занятие, которое близко к чтению лекций. Может быть, начать писать учебники или что-то в этом духе; может быть, проводить консультации. Ведь продолжать работу, мучаясь и не получая то, что привык, – это тоже неправильно.
    Мне вспоминается рассказ Андрея Платонова «В прекрасном и яростном мире», где гениальный машинист ослеп, но, не осознавая, до какой степени он плохо видит, он продолжал работать. И это едва не привело к человеческим жертвам.
    Талант – это большое счастье, но он требует от человека также большой ответственности. Такой вывод я делаю из текста А. П. Чехова.

  4. Тип: Эссе
    Предмет: Финансы, деньги, кредит
    Все эссе по финансам »
    Язык: Русский
    Автор: Katerina
    Программа: Microsoft Office Word
    Дата: 3 июл 2009
    Формат: DOC
    Размер: 16 Кб
    Страниц: 6
    Слов: 1504
    Букв: 10002
    Просмотров за сегодня: 1
    За 2 недели: 5
    За все время: 289

    Тезисы:

    Для нынешних средств массовой информации реклама – один из самых распространненых источников дохода.
    Каким именно будет рекламный ролик зависит, в первую очередь, от стратегии рекламной компании.
    Телевизионная реклама это оружие массового поражения, причем весьма дорогостоящее.
    Так же реклама несет и информативный характер.
    В такого рода рекламе режиссерская работа приобретает первостепенное значение.
    В рекламе такого рода особенно подчеркиваются преимущества продукта перед его аналогами.
    Видео ряд в такой рекламе наполнен множеством профессионального врачебного оборудования.
    Так же в подобной рекламе создатели зачастую используют компьютерную графику.
    В такой рекламе поворот событий всегда непредсказуем и неожидан.
    По моему мнению, именно такую рекламу приятнее всего смотреть.

  5. Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления, которое складывается из умения подготовить речь и умения свободно держаться перед публикой, владеть голосом и мимикой.
    Подготовка выступления
    Тему выступления надо выбирать тщательно, лучше остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично. Сформулируйте основной тезис выступления, т.е. ответьте на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
    Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.
    Определите тональность выступления: мажорная; шутливая; упрекающая; просительная; торжественная; предостерегающая.
    Оцените предполагаемую аудиторию: возраст, уровень заинтересованности в вашей теме, уровень осведомленности и т.д.
    Этапы работы:
    · подбор материалов, включающий яркие примеры «из жизни», из истории и литературы, которые будете использовать в выступлении;
    · анализ проблемы, ситуации;
    · формирование собственной позиции к проблеме;
    · композиционно-логическое оформление речи;
    · аргументация выводов;
    · работа над языком и стилем выступления;
    · репетиция выступления.
    Структура выступления:
    1. Вступление — 10-15% от общего времени доклада;
    2. Основная часть — 60-65%;
    3. Заключение — 20-30%.
    Вступление — важная часть, так как более всего запоминается слушателям. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью чёткого определения стержневой идеи выступления.
    Основная часть — всестороннее обоснование главной идеи.
    Некоторые варианты системного построения аргументации:
    · проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);
    · хронологическое изложение;
    · изложение от причин к следствиям (от частного к общему);
    · индуктивное изложение (от общего к частному).
    Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи.
    Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.
    Цифровые данные лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.
    Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.
    Заключение — формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Закончить выступление можно решительным (эмоциональным) заявлением, подводящим итог выступлению.
    Важные мелочи, или Уловки оратора
    Фразы. Короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле 13 слов. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.
    Паузы — очень важный элемент выступления.
    Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Не следует говорить без паузы дольше, чем 5,5 сек.
    Время. Аудитория внимательно слушает и воспринимает речь не более 15-20 минут.
    Темпоритм- Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов в минуту.
    Грамотность. Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения.
    Конспект. Основные тезисы речи лучше записать на небольшие карточки. Читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.
    Репетиция. Отшлифуйте фразы, интонацию, мимику перед зеркалом. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли.
    Место выступления. Если предусмотрена трибуна — докладчик должен быть виден по грудь. Если во время публичного выступления придется сидеть, то нельзя сутулиться, опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, на груди, вертеть в руках посторонние предметы.
    Одежда. Универсальное правило успешного публичного выступления — не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать внимание аудитории.
    Психологический настрой. При выходе к аудитории двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений.
    Не спешите сразу начинать выступление, сделайте паузу (5-7 секунд), чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение. При сильном волнении сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи.
    Контакт с аудиторией. Обведите взглядом всю аудиторию. Зафиксируйте для себя взглядом нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры в вашем выступлении, затем начинайте говорить.
    Приветствие. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника.
    — Позвольте представиться!
    — Разрешите представиться!
    Далее выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы (учёбы), должность и профессию.
    Общение с аудиторией. Обращение к аудитории помогает установить доверительный контакт в ходе выступления. Косвенными обращениями могут служить такие выражения: «Как вам известно», «Уверен, что вас это не оставит равнодушными» и т.д.
    Жесты и мимика дают человеку куда больше впечатлений, чем всё, что вы произносите. Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, двигайтесь естественно. Нужно показать себя живым и энергичным. Примите открытую позу и время от времени демонстрируйте улыбку.
    Аудитория. Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.
    Эмоциональность. Бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И, наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего.
    Неожиданности. Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе.
    Последний акцент — прощание. Завершая речь, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией.
    Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *