Сочинение на тему баян в м васнецов

12 вариантов

  1. Сочинение по картине «Баян» Васнецова

    Великий русский художник В.М. Васнецов, всегда вдохновлялся былинными и сказочными сюжетами, которыми изобилует славянская мифология, и полотно «Баян» одно из таких творений.
    В центре картины зеленый холм, возвышающийся над просторами необъятных русских земель. На многие мили раскинулись густые леса, вдали тонкой лентой вьется река. Время суток точно невозможно назвать, но судя по сгущающимся облакам, кажется будто солнце, спрятанное за тучами, медленно, но верно клонится к горизонту. Тонкие веточки деревьев, покрытых молодой зеленью покачиваются на ветру, такие нежные и хрупкие, они символизируют юность, жажду жизни и надежду на лучшее.
    Темно-серое небо мрачно, белые облака, ведомые порывами ветра, неспешно идут хороводом.
    В центре холма полукругом, устроились князь со своей семьей и дружиной. Но несомненно, главный герой живописного творения, это слепой старец, вещун, поющий и ведущий летопись под звонкий напев гуслей. Фигура седовласого волхва отличается величественностью и грациозностью. Одет он в простые крестьянские одежды – рубаха с красной вышивкой, лапти, простые штаны, весь его облик, черты лица и внешний вид, говорит о том, что он близок к народу, и постоянно помогает и шествует своим дельным советом среди люда. Ведая таинственными тайнами, приоткрывая завесу прошедшего и будущего, поет он, взывая к богам, вознося свою молитву. Не столько многочисленных божеств, просит он воплотить свою мощь и ловкость, мудрость и бесстрашие, сколько людей, сидящих рядом с ним, людей, что пойдут против врага, защищая свои родные земли, свои семьи. Он советует всем разорившимся князям и братьям сплотиться перед опасностью вторжения грозного врага, незнающего пощады. И велит помнить о величии русских земель и сил истинного славянина, защищающего свой кров и семью ценой своей жизни.

  2. Знаменитый художник В.М. Васнецов, на одном из своих полотен под названием «Баян» изобразил достаточно схожий момент из «Слова о полку Игореве». Перед читателем появляется холм, на котором сидит сам князь Игорь. Возле него присутствует его свита.
    С одного бока ото всех сидит Баян. Он был предсказателем. Его считали наследником бога Велеса. Этот человек постоянно слагал и пел песни. Свою песню Баян обязательно сопровождал игрой на разных музыкальных инструментах. В этот раз, в руках у героя гусли. Он положил одну руку на струны, а другую приподнял вверх, к небу. Он говорит речь, высказывает напутственное слово князю и его войску. Все присутствующие на холме внимательно вслушиваются в речи вещуна. Кто-то смотрит ему в лицо, а кто-то вглядывается в небо, туда, куда была направлена рука рассказчика.
    Небо затянуло грозовыми тучами, сильный ветер пронизывает героев картины. Великий князь сидит в центре картины. На нем одет бордовый плащ, под которым виднеется зеленая туника. Возле князя расположился его сынишка. Он внимательно наблюдает за всем, что происходит вокруг него. Именно ему придется продолжать род правителей. Именно он унаследует все знания от своего отца и применит их в будущей жизни. На лице князя Игоря видна тревога. Он прекрасно понимает, как будет сложно его сыну, если князь будет убит в предстоящей битве.
    В. М. Васнецов использует темные краски, с помощью которых он затемняет не только небо и тучи, а и одежду героев полотна. Тем самым художник хочет передать то затмение солнца, которое предвещало беду для войска князя и приближающееся поражение в битве.
    Данное полотно знакомит читателя с жизнью древней Руси, с красотами и величием русской природы. С высокого холма мы наблюдаем за лугами, за полями, за лесами, которые расположены на русской земле. Именно ее и будет защищать князь Игорь и его преданное войско.

  3. Кисти великого русского художника Васнецова Виктора Михайловича принадлежит множество прекрасных картин, посвящённых жизни Древней Руси и её известным героям. Я знаю много работ этого человека, но больше всего мне понравилась его картина «Баян». Глядя на данное полотно, я вспоминаю произведение «Слово о полку Игореве», как и картина, оно тесно связано с культурой Древней Руси, фольклором. В те далёкие времена наше нынешнее государство было раздроблено на различные княжества, шли постоянные войны.
    На полотне Васнецова «Баян» мы видим великого князя Игоря и его многочисленную свиту. Они внимательно прислушиваются к речам Баяна, напутствующего воинов перед походом, благословляющего их, поднимающего своими словами боевой дух перед предстоящими сражениями. Старец Баян одет достаточно скромно – он предстаёт перед другими персонажами и зрителем в тунике и в лаптях.
    Перед ним расположились воины во главе с князем Игорем. Все погружены в его рассказы, слушают его внимательно, напряжённо. У каждого воина есть доспехи и оружие. На великом князе Игоре мы видим бардовый плащ, он смотрит за горизонт. В «Слове о полку Игореве…» речь идёт о том, как плохо жить без единства. Именно в этом причина поражения князя – он отправился в поход в одиночку.
    На своей картине «Баян» художник использовал преимущественно тёмные тона. Автор хотел показать нам, как заходит солнце, не пророчащее полку князя Игоря ничего хорошего. И не одна только природа выглядит тёмной, одежда, которую мы видим на дружинниках, также специально затемнена художником.
    Картина Васнецова «Баян» передаёт зрителю быт и дух Древней Руси. И этим она прекрасна!

  4. Виктор Васнецов прославился своими полотнами, изображающими Древнюю Русь. Ключевые фигуры того времени были изображены на его картинах, не стал исключением и великий сказитель и пророк Баян. Картина написана по мотивам произведения «Слово о полку Игореве».
    Когда смотришь на эту картину, сразу чувствуется тревожная и гнетущая атмосфера. Пасмурное небо, сильный ветер, который гонит облака и развевает волосы старца, а также преобладание темных оттенков отражает чувство надвигающейся опасности. Но, в то же время, на втором плане показана необъятная красота русской земли – бескрайние луга, величественный лес, широкая лента реки, холмы, усеянные молодыми деревцами и редкими цветами. На переднем плане в центре холма сидит князь со своим сыном и свитой, а справа от него изображен Баян, напутствующий князя с его дружиной на ратные подвиги и победу в бою. Сам князь и его люди одеты в богатые одежды и доспехи, а пророк наоборот одет в простую рубаху с вышивкой, штаны и лапти. Примечательно место, где сидит сказитель: не в центре, а с краю от князя и его людей. Такое расположение показывает, что неважно как он одет и как выглядит, ведь старец – слепой, а важна лишь мудрость сказанных им слов, те напутствия и пожелания удачи. Однако не только это говорит старик, возможно, он рассказывает что-то о былых временах и героях, потому что во время его рассказа все смотрят вдаль, погруженные в свои мысли и воспоминания. Например, князь переживает за своих людей и их участь в предстоящем бою, молодой княжич раздумывает, какой будет его первая битва бок о бок с отцом, старый казак позади князя может быть вспоминает о прошлых сражениях, а воины думают о своих семьях и ждут возвращения домой. Однако всех людей на картине объединяет любовь к родной  земле и желание ее защитить. Глядя на картину, можно ощутить тревогу не только изображенную на полотне, но и ту, которая сопровождала художника во время работы.
    Полотно показывает важность единства и сплоченности между людьми, их нерушимость за счет поддержки друг друга. Картина напоминает зрителю о красоте его родной земли и о том, что нужно беречь мир на этой земле.

  5. Картины фольклорно-исторического жанра всегда привлекают к себе внимание, так как помогают человеку более наглядно представить какие-то определенные исторические события, узнать какой была жизнь и быт наших предков. Самым выдающимся художником в данном направлении считается Виктор Михайлович Васнецов, написавший за свою жизнь не один десяток потрясающих картин. Одной из которых является картина “Баян”.
    Картина “Баян” была написана в 1910 году и, предположительно, является графическим отображением известного произведения “Слово о полку Игореве”, повествующем о неудачном походе князя Игоре против половцев в 1185 году.
    Первым на этой картине в глаза бросается сам Баян, который что-то очень эмоционально рассказывает собравшимся, скорее всего, он воспевает величие своей страны и героизм воинов. Интересно, что сама природа словно вторит ему. Хмурое небо, порывы ветра лишь усиливают значимость его слов и как будто предчувствуют надвигающуюся беду.
    Полукругом около Баяна уместились воины, которые очень внимательно слушают старца, но при этом взгляд каждого устремлен вдаль. Каждый из них знает, что завтра предстоит серьезное сражение и каждый готов защищать свою Родину и своего князя.
    В центре сидящих расположился князь Игорь, который с очень серьезным лицом слушает старца, так как понимает, что, если потерпит поражение, то потеряет абсолютно все. Рядом с ним, скорее всего, расположился его сын. Мальчик не выглядит напуганным, а даже наоборот считает все это интересным приключением.
    Все, что изображено на этой картине, говорит о приближающейся битве: построенные в ряд войска за спиной князя, выражение лиц слушателей, буйство природы. Все говорит о том, что битва будет решающей и, к сожалению, мы знаем, что Игорь потерпел в этом бою поражение и потерял свое войско.
    Мне эта картина очень понравилась, так как это исторический фрагмент, который рассказывает нам о том, как все происходило на самом деле. Показать его на картине – это особый талант, которым владел Виктор Михайлович Васнецов.

  6. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Баян».
    Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 г. в чувашском селе Уржумской волости Вятской губернии (ныне — в Кировской области), в семье православного священника. Себя он считал скифом. Учился живописи в Петербурге – сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения, затем в Академии художеств.
    Художник любил гулять по Ахтырским полям, и казалось ему, что полям этим конца-краю нет. Налетит ветерок, на мгновение потемнеют светлые краски поля — и вновь заблещут, как ни в чем не бывало. Жарко заволнуется нежно-желтое море ржи, и оживут тысячи васильков, откуда-то послышится песня, ее слов не разберешь. Это сквозь века доносится песнь легендарного баяна – древнерусского певеца-сказителя. Может именно эту песнь слышал Васнецов, когда в его душе рождался народный сюжет, впоследствии ставший полотном картины «Баян».
    Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник писал в это время «Богатырей». Баян – имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Обобщенность образов соответствует монументальности и строгой лапидарности композиции. Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.
    На первый взгляд картина производит несколько мрачное впечатление. Практически половину холста занимает пасмурное небо, выполненное в основном в серых тонах. Хотя серый цвет палитры не помешал художнику гармонично смешать его с красными оттенками, что с легкостью позволяет определить , что действие происходит на закате. Это хорошо соотносится с русской пословицей : «Делу – время, а потехе – час». Умело показано, что это не «рабочее время», а именно вечерний досуг русских богатырей-дружинников несущих службу. Доступная взору местность является типичной для средней полосы России. Желто-зеленый окрас травяного покрова и плавные переходы оттеков заставляют невольно перенестись в те места. Можно также отметить на холсте наличие нескольких веточек молодых деревьев, что придает изображению еще большую живость и реалистичность.
    Ключевым моментов картины, естественно, являются люди. Главенствующее место, как и полагается, занимает князь. Рядом с ним находится его дочь и старый казак, видимо тоже высокого и почетного чина. Они сидят прямо напротив баяна, в то время как остальные воины расположились вокруг них. На лицах зрителей можно увидеть различные эмоции. Кто-то испытывает грусть, кто-то призадумался, а кто-то просто слушает, но все проявляют неподдельный интерес к рассказчику. Отдельное внимание стоит уделить непосредственно образу самого баяна. Первое, что бросается в глаза, это возраст сказителя. Это не просто актер, а умудренный временем старец, повидавший многое на своем веку. Волосы баяна развиваются на ветру, что также придает особую динамику изображению. Исконно русское белое одеяние старца еще раз подчеркивает классику жанра, в котором «работает» артист. Да! Не вызывает сомнений, что самозабвенный рассказчик повествует о военных походах великих воинов, о славе мудрых русских князей, которая разносится по всем заморским странам, о природе-матушке, которая кормит и поит могучих богатырей… Инструмент баяна старый и изрядно потертый, создается впечатление, что старец никогда с ним не расстается во время своих странствий и мытарств.
    Есть на картине также элементы, хоть и не явно скрытые, но ускользающие от нас при первом рассмотрении полотна. Так, например, это чарка с вином и воткнутое рядом копье. При этом можно заметить, что чарка просто стоит, слушатели не проявляют особого интереса к хмельным напиткам, что является явным нравственным показателем людей того времени. Копье же – здесь символ силы русских богатырей. Можно заметить, что оно не просто слегка держится, а глубоко «сидит» в земле. Только у истинного воина хватит духу так вогнать оружие в твердую поверхность. Еще один такой элемент картины – витязи, идущие к «сцене» на заднем плане. Возможно, они не сразу заинтересовались происходящим, но послушав немного издалека, все-таки решили подойти поближе.
    «Баян» – одно из последних значительных произведений художника, завершающих былинную тему в его творчестве. Умело подобранная композиция и палитра, а также несколько грубоватое исполнение пейзажных деталей заставляют не просто проникнуться сюжетом картины, а оказаться, как бы одним из слушателей баяна – рассказчика, историка и пророка в одном лице. Противоречивое впечатление спокойствия и одновременно надвигающейся бури охватывает сознание при внимательном изучении картины. Величественность и эпичность сюжета поистине мастерски переданы В.М. Васнецовым в его бессмертном творении «Баян».

  7. 7
    Текст добавил: мечтающий пацан

    Картина «Баян» освещает широко известный сюжет о древнерусском певце Баяне. Об этом слепом гусляре, хранящем в своей памяти многие важнейшие события истории Руси, мы знаем, прежде всего, из «Слова о полку Игореве». Васнецов прославляет старого Баяна.
    На картине Баян располагается не в центре, поскольку на вершине холма, где происходит основное действие, сидит князь и его ближайшие дружинники. Взоры практически всех воинов обращены на этого старца, он завладел вниманием всех присутствующих, которые собрались не только на холме, но и за ним. Мы смутно различаем лица воинов, стоящих на заднем плане полотна. И мы понимаем, что этих воинов очень много. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников.
    Баян запечатлен художником во время исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, его глаза, направлены куда-то вдаль, «в» те события, о которых поет знаменитый гусляр.
    Большие гусли почти полностью закрывают тело Баяна, одной рукой он водит по струнам, а другой свободно и широко размахивает, помогая себе в своем рассказе. И эти движения героя помогают понять величие и масштаб его рассказов.
    Мы понимаем, что Баян – безусловный авторитет. Его уважают и все воины, сидящие вокруг, и сам князь. Глаза предводителя воинов устремлены на поющего старца. Князь задумчив. Мне кажется, он испытывает гордость за свою державу, чувствует ответственность за то, чем он владеет и правит.
    Интересно, что почти все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания.
    А вот песни слепого гусляра вдохновляют воинов на новые победы, на новые подвиги. Об этом свидетельствуют лица дружинников.
    Старик полностью погружен в себя, мы понимаем, что рассказы Баяна всколыхнули в нем море воспоминаний. Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.
    Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое.
    И делает он это не в самые простые для России времена. Мне кажется, что воинам, собравшимся вокруг Баяна, предстоит серьезная битва. По-видимому, отчизне снова, как это не раз уже бывало, угрожает какая-то опасность. Об этом свидетельствует, как мне кажется, суровое, предгрозовое небо, занимающее практически половину картины.
    На заднем плане полотна мы видим небольшое озеро, реку, лес.
    Русским воинам предстоит важная битва, они как бы просят благословления, и защиты у Баяна.
    В целом, картинаВ.М. Васнецова «Баян» – «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране.

  8. Сочинение по картине Васнецова «Баян»
    Знаменитый русский художник Васнецов Виктор Михайлович написал много прекрасных картин, посвящённых жизни Древней Руси и её героям. Но моим самым любимым произведением этого художника, несомненно, является картина «Баян». Это полотно очень напоминает мне «Слово о полку Игореве», так же как и картина, они глубоко связаны с культурой Древней Руси, фольклором. В то время страна была раздроблена на различные княжества, шли постоянные войны.Картина Васнецова Баян
    На картине Васнецова «Баян» изображен великий князь Игорь и его многочисленная свита. Они слушают Баяна, который напутствует воинов перед походом, благословляет их, поднимая своими речами боевой дух перед грядущими сражениями. Старец Баян предстаёт перед нами в скромном одеянии – он стоит перед другими персонажами полотна в тунике и в лаптях.
    Перед ним сели воины во главе с князем Игорем. Все слушают его внимательно, напряжённо. У каждого доспехи и оружие. Великий князь облачён в бардовый плащ, его взгляд устремлён за горизонт. В «Слове о полку Игореве…» рассказывается о том, как плохо, когда нет единства. Именно в этом причина поражения князя – он пошёл в поход один.
    На картине Васнецова «Баян» можно увидеть преимущественно тёмные тона. Автор пытался показать, как заходит солнце, которое не пророчит полку князя Игоря ничего хорошего. И не только природа выглядит тёмной, даже одежда дружинников специально затемнена художником.
    Картина Васнецова «Баян» очень точно передаёт быт и дух Древней Руси. И в этом её прелесть!

  9. Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям.
    Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников,
    всех тех, на кого они хотели бы походить
    и что есть их заветный идеал.
    М. Нестеров.
    Картина В.М. Васнецова «Баян» (1910) продолжает фольклорную тему, столь характерную для этого русского художника. Сам Васнецов считал, что «…в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». Именно поэтому темами и героями его картин так часто становились народные персонажи и сюжеты.
    Так и полотно «Баян» освещает широко известный сюжет о древнерусском певце Баяне. Об этом слепом гусляре, хранящем в недрах своей памяти многие важнейшие события истории Руси, мы знаем, прежде всего, из «Слова о полку Игореве». Неизвестный автор прославляет старого Баяна. Описывая его творческую манеру, он говорит об этом певце как о хранителе русских традиций. В «Слове» Баян является олицетворением самой Руси.
    Думаю, что и Васнецов воспринимает Баяна точно так же. На картине он располагается не в центре, поскольку на вершине холма, где происходит основное действие, сидит князь и его ближайшие дружинники. Так полагается по иерархии, однако настоящий центр картины смещается вправо, где сидит именно Баян. Взоры практически всех воинов обращены на этого старца, он завладел вниманием всех присутствующих, которые собрались не только на холме, но и за ним. Мы смутно различаем лица воинов, стоящих на заднем плане полотна. И мы понимаем, что этих воинов очень много. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников.
    Баян запечатлен художником во время «магического процесса» – исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, на его ице выделяются большие горящие глаза, направленные куда-то вдаль, «в» те события, о которых поет знаменитый гусляр.
    Большие гусли почти полностью закрывают тщедушное тело Баяна, одной рукой он водит по струнам, а другой свободно и широко размахивает, помогая себе в своем рассказе. Именно движения этого героя помогают понять величие и масштаб его рассказов.
    От всей фигуры Баяна веет чем-то магическим, он похож на старого колдуна, которому подвластны все стихии, которому известны все тайны мироздания и судьбы России.
    Мы понимаем, что Баян – безусловный автортет. Его уважают и все воины, сидящие вокруг, и сам князь. Глаза мужественного и величественного предводителя воинов устремлены на поющего старца. Князь задумчив, но и вдохновлен былыми победами предков. Мне кажется, он испытывает гордость за свою державу, чувствует ответственность за то, чем он владеет и правит.
    Интересно, что почти все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания. Видно, что они размышляют о былых боях, ведут собственный подсчет победам и потерям, вспоминают погибших друзей и скорбят о них.
    А вот молодых воинов песни слепого гусляра вдохновляют на новые победы, на новые подвиги. Об этом свидетельствуют лица и фигуры дружинников на переднем плане картины.
    На всем полотне выделяются два светлых пятна, которые неизбежно привлекают внимание зрителя. Справа – это фигура Баяна. Слева же – образы старика и отрока, почти совсем мальчика. Две эти фигуры объединены, связаны между собой. Кажется, что они составляют единое целое.
    Старик полностью погружен в себя, мы понимаем, что рассказы Баяна всколыхнули в нем море воспоминаний. Отрок также погружен в свои думы. Он напряженно вглядывается куда–то вдаль и, в то же время, внутрь себя. Вполне возможно, что этот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.
    Вообще, мне кажется, что эти две белые фигуры, вкупе с фигурой князя, объединены в одно целое. Они, по мысли художника, воплощают прошлое, настоящее и будущее России. И эта композиционная фигура неразрывным образом связана с фигурой Баяна. Мне кажется, в этой связи есть глубокий смысл – Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое.
    И делает он это не в самые простые для России времена. Мне кажется, что воинам, собравшимся вокруг Баяна, предстоит серьезная битва. По-видимому, отчизне снова, как это не раз уже бывало, угрожает какая-то опасность. Об этом свидетельствует, как мне кажется, и суровое, предгрозовое небо, занимающее практически половину картины.
    На заднем плане полотна мы видим русский пейзаж – небольшое озеро, реку, лес. Все это, в сочетании с холмом, на котором происходит действие картины, снова заставляет обратиться к «Слову о полку Игореве» и вспомнить строки «О Русская земля! Ты уже за холмом».
    Русским воинам предстоит важная битва, они как бы просят благословления и защиты, оберега у Баяна – именно так мне видится сюжет данной картины.
    В целом, полотно В.М. Васнецова «Баян» – глубоко «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране, восхищением ее прошлым, заботой о настоящем и мечтами о будущем.

  10. Знаменитый русский художник Васнецов Виктор Михайлович написал много прекрасных картин, посвящённых жизни Древней Руси и её героям. Но моим самым любимым произведением этого художника, несомненно, является картина «Баян». Это полотно очень напоминает мне «Слово о полку Игореве», так же как и картина, они глубоко связаны с культурой Древней Руси, фольклором. В то время страна была раздроблена на различные княжества, шли постоянные войны.
    На картине Васнецова «Баян» изображен великий князь Игорь и его многочисленная свита. Они слушают Баяна, который напутствует воинов перед походом, благословляет их, поднимая своими речами боевой дух перед грядущими сражениями. Старец Баян предстаёт перед нами в скромном одеянии – он стоит перед другими персонажами полотна в тунике и в лаптях.
    Перед ним сели воины во главе с князем Игорем. Все слушают его внимательно, напряжённо. У каждого доспехи и оружие. Великий князь облачён в бардовый плащ, его взгляд устремлён за горизонт. В «Слове о полку Игореве…» рассказывается о том, как плохо, когда нет единства. Именно в этом причина поражения князя – он пошёл в поход один.
    На картине Васнецова «Баян» можно увидеть преимущественно тёмные тона. Автор пытался показать, как заходит солнце, которое не пророчит полку князя Игоря ничего хорошего. И не только природа выглядит тёмной, даже одежда дружинников специально затемнена художником.
    Картина Васнецова «Баян» очень точно передаёт быт и дух Древней Руси. И в этом её прелесть!

  11. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Баян».
    Виктор Михайлович Васнецов родился 3  мая 1848 г. в чувашском селе Уржумской волости Вятской губернии (ныне — в Кировской области), в семье православного священника. Себя он считал скифом. Учился живописи в Петербурге – сперва  у  И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения, затем в Академии художеств.
    Художник  любил гулять по Ахтырским полям, и казалось ему, что полям этим конца-краю нет. Налетит ветерок, на мгновение потемнеют светлые краски поля — и вновь заблещут, как ни в чем не бывало. Жарко заволнуется нежно-желтое море ржи, и оживут тысячи васильков, откуда-то послышится песня, ее слов не разберешь. Это сквозь века доносится песнь легендарного баяна – древнерусского певеца-сказителя.  Может именно эту песнь слышал Васнецов, когда в его душе рождался народный сюжет, впоследствии ставший полотном картины «Баян».
    Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник писал в это время «Богатырей». Баян – имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Обобщенность образов соответствует монументальности и строгой лапидарности композиции. Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.
    На первый взгляд картина производит несколько мрачное впечатление.  Практически половину холста занимает пасмурное небо, выполненное в основном в серых  тонах. Хотя серый цвет палитры не помешал художнику гармонично смешать его с красными оттенками, что с легкостью позволяет определить , что действие происходит на закате. Это хорошо соотносится с русской пословицей : «Делу – время, а потехе – час». Умело показано, что это не «рабочее время», а именно вечерний досуг русских богатырей-дружинников несущих службу. Доступная взору местность является типичной для средней полосы России. Желто-зеленый окрас травяного покрова и плавные переходы оттеков заставляют невольно перенестись в те места. Можно также отметить на холсте наличие нескольких веточек молодых деревьев, что придает изображению еще большую живость и реалистичность.
    Ключевым моментов картины, естественно, являются люди. Главенствующее место, как и полагается, занимает  князь. Рядом с ним находится его дочь и старый казак, видимо тоже высокого и почетного чина. Они сидят прямо напротив баяна, в то время как остальные воины расположились вокруг них. На лицах зрителей можно увидеть различные эмоции. Кто-то испытывает грусть, кто-то призадумался, а кто-то просто слушает, но все проявляют неподдельный интерес к рассказчику. Отдельное внимание стоит уделить непосредственно образу самого баяна. Первое, что бросается в глаза, это возраст сказителя. Это не просто актер, а умудренный временем старец, повидавший многое на своем веку. Волосы баяна развиваются на ветру, что также придает особую динамику изображению. Исконно русское белое одеяние старца еще раз подчеркивает классику жанра, в котором «работает» артист. Да! Не вызывает сомнений, что самозабвенный рассказчик повествует о военных походах великих воинов, о славе мудрых русских князей, которая разносится по всем заморским странам, о природе-матушке, которая кормит и поит могучих богатырей… Инструмент баяна старый и изрядно потертый, создается впечатление, что старец никогда с ним не расстается во время своих странствий и мытарств.
    Есть на картине также элементы, хоть и не явно скрытые, но ускользающие от нас при первом рассмотрении полотна.  Так, например, это чарка с вином и воткнутое рядом копье. При этом можно заметить, что чарка просто стоит, слушатели не проявляют  особого интереса к хмельным напиткам, что является явным нравственным показателем людей того времени. Копье же – здесь символ силы русских богатырей. Можно заметить, что оно не просто слегка держится, а глубоко «сидит» в земле. Только у истинного воина хватит духу так вогнать оружие в твердую поверхность. Еще один такой элемент картины – витязи, идущие к «сцене» на заднем плане. Возможно, они не сразу заинтересовались происходящим, но послушав немного издалека, все-таки решили подойти поближе.
    «Баян» – одно из последних значительных произведений художника, завершающих былинную тему в его творчестве. Умело подобранная композиция и палитра, а также несколько грубоватое исполнение пейзажных деталей заставляют не просто проникнуться сюжетом картины, а оказаться, как бы одним из слушателей баяна – рассказчика, историка и пророка в одном лице. Противоречивое впечатление спокойствия и одновременно надвигающейся бури охватывает сознание при внимательном изучении картины. Величественность и эпичность сюжета  поистине мастерски переданы В.М. Васнецовым в его бессмертном творении «Баян».

  12. 12
    Текст добавил: //Моржей вижу,как дни//

    Сочинение по картине известных авторов

    Сочинение по картине Васнецова “Баян”
    Сочинение по картине: В. М. Васнецова “Баян”.
    Знаменитый герой древнерусских былин и сказаний Баян считался символом умелого сказителя, мастерство которого было огромно. О Баяне говорит автор “Слова о полку Игореве”. Не оставил он равнодушным и знаменитого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, создавшего удивительное по силе полотно “Баян”.
    Центральное место картины занимают воины, расположившиеся на отдых на вершине холма. Они слушают сказание, исполняемое слепым старцем, который свой рассказ сопровождает игрой на гуслях. Лица слушателей сосредоточенны. Воины захвачены героическим рассказом Баяна. Глаза некоторых дружинников устремлены вдаль, как будто там они воочию видят героическое прошлое своей страны, ратные подвиги таких же воинов, как и они сами.
    В центре группы дружинников сидит князь. Его лицо сурово. Он так же, как и его воины, внимает словам старца. Рядом с князем сидит мальчик, его сын. Он еще не бывал в сражениях. Но его взгляд, устремленный вдаль, о многом говорит зрителям. Вдохновленный сказанием Баяна, он готов ринуться в бой за свободу родной русской земли. Старый казак за спиной княжича подпирает голову руками. Слушая знаменитого сказителя, он, наверное, вспоминает славные битвы, в которых сам принимал участие.
    А вокруг воинов и вдохновенного Баяна простирается родная русская земля. Молодые деревца придают картине необычную живость. Даже серое небо над головами людей заслушалось Баяна, длинные волосы которого развевает ветер. Это придает полотну еще больше динамизма.
    Картина оставляет неизгладимое впечатление огромной силой любви к родной земле, гордостью за ее великие победы. Глядя на лица слушателей, можно с уверенностью сказать, что они не дрогнут в минуту опасности, как не дрогнули те, о ком повествует великий старец Баян.
    Сочинение по картине В. М. Васнецова “Баян”.
    Картина “Баян” считается последним завершенным холстом Виктора Михайловича Васнецова, написанным в его традиционном стиле. Картина была окончена и представлена на обозрение иным художникам в 1910 году, хотя первый эскиз был выполнен ещё в 1880 году.
    Некоторые, например, Нестеров, подвергли её резкой критике, указывая на закат творчества Васнецова. Другие, как Брюсов, напротив, восторгались ею.
    Перед зрителем предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Панорамность просторов Руси, изображённая на этой картине, обозначает собирательный образ российской природы. Главного персонажа автор разместил несколько сбоку, вложив ему в руки большие гусли.
    Согласно народным поверьям, Баян был прекрасным рассказчиком, особенно часто он повествовал о боевых сражениях. В частности, именно он является главным персонажем “Слова о полку Игореве”, хотя из своего персонажа автор картины сделал собирательный образ. Его фигура резко выделяется среди остальных.
    Баян одет в белоснежные одеяния, украшенные языческими узорами. Рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы, контрастируя с чёрной бородой, развеваются на ветру.
    Кстати, рассматривая как-то свой почти написанный холст, Васнецов подумал, не слишком ли “власы вьются”, однако, поразмыслив, что для былины чрезмерное – нормально, оставил Баяна как есть.
    В отличие от главного героя произведения, окружающие певца богатыри неподвижно сидят, заворожено застыв перед силой голоса оратора. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков. Одно из изображенных Васнецовым лиц было написано с сына живописца, Владимира.
    Васнецов стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников.
    Описание картины В. М. Васнецова “Баян”.
    Картина “Баян” освещает широко известный сюжет о древнерусском певце Баяне. Об этом слепом гусляре, хранящем в своей памяти многие важнейшие события истории Руси, мы знаем, прежде всего, из “Слова о полку Игореве”. Васнецов прославляет старого Баяна.
    На картине Баян располагается не в центре, поскольку на вершине холма, где происходит основное действие, сидит князь и его ближайшие дружинники. Взоры практически всех воинов обращены на этого старца, он завладел вниманием всех присутствующих, которые собрались не только на холме, но и за ним. Мы смутно различаем лица воинов, стоящих на заднем плане полотна. И мы понимаем, что этих воинов очень много. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников.
    Баян запечатлен художником во время исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, его глаза, направлены куда-то вдаль, “в” те события, о которых поет знаменитый гусляр.
    Большие гусли почти полностью закрывают тело Баяна, одной рукой он водит по струнам, а другой свободно и широко размахивает, помогая себе в своем рассказе. И эти движения героя помогают понять величие и масштаб его рассказов.
    Мы понимаем, что Баян – безусловный авторитет. Его уважают и все воины, сидящие вокруг, и сам князь. Глаза предводителя воинов устремлены на поющего старца. Князь задумчив. Мне кажется, он испытывает гордость за свою державу, чувствует ответственность за то, чем он владеет и правит.
    Интересно, что почти все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания.
    А вот песни слепого гусляра вдохновляют воинов на новые победы, на новые подвиги. Об этом свидетельствуют лица дружинников.
    Старик полностью погружен в себя, мы понимаем, что рассказы Баяна всколыхнули в нем море воспоминаний. Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.
    Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое.
    И делает он это не в самые простые для России времена. Мне кажется, что воинам, собравшимся вокруг Баяна, предстоит серьезная битва. По-видимому, отчизне снова, как это не раз уже бывало, угрожает какая-то опасность. Об этом свидетельствует, как мне кажется, суровое, предгрозовое небо, занимающее практически половину картины.
    На заднем плане полотна мы видим небольшое озеро, реку, лес.
    Русским воинам предстоит важная битва, они как бы просят благословления, и защиты у Баяна.
    В целом, картина В.М. Васнецова “Баян” – “русское” произведение, наполненное любовью к родной стране.
    Все сочинения школьной программы по картине

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *