Сочинение на тему базаров борец и мыслитель

11 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: ^твоЯ самая кайФовая дурЬ^

    Роман “Отцы и дети” – вершина художественного творчества Тургенева,одного из самых проницательных и прозорливых “художников слова”. От начала и до конца своей творческой жизни он был чуток ко всему новому в русской действительности. Он умел подмечать и откликаться на все острые явления современности, ставить в своих произведениях именно те вопросы русской жизни, которые волновали общественную мысль. В своём романе Тургенев следует, можно сказать, по пятам событий, которые происходят в его стране. В самый канун реформы тысяча восемьсот шестьдесят первого года он показывает кризис жизненного уклада барина и мужика, необходимость уничтожения крепостного порядка. Давая общую оценку содержания “Отцов и детей”, Тургенев писал: “Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса…” И вот этому либеральному дворянству автор противопоставляет образ главного героя, образ “нового человека” :бунтаря, разночинца, нигилиста.
    В Евгении Базарове воплотилось новое жизненное явление, сложное, противоречивое, но ,безусловно, революционное по своей сути. Он представитель новой волны, нового времени, он- “ветер перемен”. О прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что этот человек прошёл суровую школу труда и лишений, прожил горькую, нелёгкую, тернистую жизнь. Сын лекаря, Базаров-человек из народа. “Мой дед землю пахал”, -говорит он, не только не смущаясь, но даже гордясь своим происхождением. И именно это низкое социальное происхождение потребовало от него силы, упорства, целеустремлённости, чтобы “выйти в люди”. Годы упорного труда сделали его образованнейшим человеком. Он окончил университет, ни “копейки лишней” не взяв у родителей. Знания его очень обширны, он был осведомлён в области медицины, химии, ботаники, зоологии.
    Но Базаров не только напряжённо учился и постигал науки, он пытался ещё и воспитывать себя. Сколько предрассудков, привычек, укоренившихся с детства, пришлось ему побороть. Ведь нетрудно догадаться, какое воспитание получил Евгений в семье “отцов”, с их религиозностью и весьма ограниченными интересами. В условиях общественного подъёма эта сильная и незаурядная личность искала для себя иные пути формирования. С полным правом Базаров говорит: “Всякий человек сам себя воспитать должен- ну, хоть как я, например…” Он “самоломанный”. Он всего достигал сам активной физической и мыслительной работой. Пройдя тяжёлую школу нужды и труда, Евгений с честью выдержал все жизненные испытания. Труд дал ему независимость и самостоятельность. И как натура независимая, Евгений не склоняется ни перед какими авторитетами, всё подвергает суду мысли.
    Базаров- материалист. Для него не существует то, что не несёт конкретного, материального начала. Он стремится ничего не брать на веру, всё проверять экспериментальным путём. Утверждая, что “природа -не храм, а мастерская», Базаров провозглашает необходимость её изучения и разумного вмешательства. Вся его философия состоит из одного главного положения -“человек- есть продукт природы!”,. а следовательно он отрицает индивидуальность, духовное, нравственное начало человека.
    И в этом отрицании проявляется нигилизм Базарова, родившийся в эпоху ломки общественного сознания. Он связан с утверждением материалистического миропонимания, с развитием науки, в первую очередь естествознания. Добролюбов писал о людях базаровского склада, что они решаются “ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины.” И проповедуя это всеобщее отрицание, наш герой впадает в нелепую крайность. Он отвергает все вечные человеческие ценности: искусство, нравственность, любовь. Стоит лишь вспомнить его насмешливое отношение к творчеству Пушкина, к живописи, к поэзии. Дух отрицания и разрушений формирует в Базарове неудержимую, грубую, резкую натуру.
    И всё-таки нельзя считать Базарова настоящим нигилистом. Для истинного нигилиста невозможна никакая деятельность. А Евгений занят расширением своего кругозора, научно-исследовательской работой. Он не отрицает того, что проверено опытом, практикой жизни. Его живой, ищущий ум пытается отыскать пути дающие возможность принести больше пользы человечеству, пути, ведущие к изменению и перестройке окружающего мира. Базарова не удовлетворяют мелкие улучшения жизни, частичные её исправления. Он требует уничтожения и замены самих основ современного ему общества. В непримиримом отрицании Базаровым всего крепостнического прошлого отразились революционные устремления передовой демократической молодёжи. В нигилизме Базарова сам автор справедливо усматривал проявления революционности. “Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером”, -писал Тургенев. Базаров, как выразитель этих революционных идей, как человек, обладающий целеустремлённостью и глубокой убеждённостью ,готовит себя к тому, чтобы сделать “много дел”. Но какие это дела и к чему конкретному стремится Базаров, пока остаётся неясным. Да и он сам об этом ещё не думает, время не пришло. “В теперешнее время полезнее всего отрицание -мы отрицаем”, -говорит Базаров. И смело отвергает все жизненные установки “отцов”.
    Но на одном отрицании нельзя построить ничего, в том числе и философии. Сама жизнь неизбежно опровергнет её, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Для Базарова же, человека-борца, человека с огромной силой воли, это отрицание выродилось в его одностороннее развитие, в глубокую крайность, которая привела к духовному одиночеству и к полной неудовлетворённости жизнью. Базаров порывает даже с теми, кто сочувствовал его взглядам, дорожил его дружбой, но не обладал ни силой его духа и воли ,ни готовностью к предстоящей борьбе и в лучшем случае мог оказаться только ненадёжным попутчиком, как Аркадий. “Плохой союзник-не союзник”, -говорил Добролюбов. Так рассудил и Базаров, порывая с Аркадием, в котором он видел “либерального барича”. А можно ли было их взаимоотношения назвать настоящей дружбой? Возможна ли дружба без глубокого взаимопонимания, может ли она быть основана на подчинении одного другому? Базаров понимает это, он чувствует, что их пути должны разойтись. И замыкается в самом себе, потому что не может найти вокруг ни родственной души ,ни человека, равного себе по силе.
    А судьба продолжает испытывать героя. Ему предстоит пройти через самое трудное: он должен проверить свою идею любовью. В отношениях с Одинцовой Евгений впервые в жизни познаёт такие чувства, которые ставят его в тупик. И этот трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет его мыслить по-новому. Базаров понимает, что любовь обладает особой независимой силой, с которой он не способен справиться, а ведь Евгений привык быть хозяином своих переживаний. Человек твёрдых убеждений, он чувствует то, что сам всегда отвергал, он осознаёт в самом себе романтика. Но пожертвовать во имя любви своими убеждениями Базаров не может. Отношения с Одинцовой ставят Евгения перед выбором – мировоззрение, идеал или любовь. И впервые в жизни у героя нет ответа, впервые он не знает, что ему делать. Это приводит его к тяжёлому душевному кризису. Базаров борется с собственным сердцем. По его мнению, любовь – это слабость, а мужчина должен быть свиреп, силён духом. Поэтому он упорно сражается с любовью. Трудно сказать, чем бы всё это могло закончиться, не настигни его смерть от случайного заражения. Хотя заражение в этой ситуации не кажется таким уж случайным. Человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным. Но перед лицом смерти проявляется вся сила Базарова. Он не раскисает, стремится побороть в себе отчаяние. В нём чувствуется жажда жизни, сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Можно только преклоняться перед его душевной стойкостью.
    Почему же писатель завершил роман смертью героя? Писарев так объясняет это: «Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает». Но его смерть изображена так, что можно не сомневаться: если б понадобилось, он сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. «Умереть так, как умер Базаров, всё равно, что сделать великий подвиг…» – справедливо заметил Писарев. А в последних словах романа мы слышим взволнованный , проникновенный голос автора, пронизанный большим чувством к своему герою. Эти слова звучат как свидетельство нравственной силы и великого общественного значения этого образа. Тургенев писал: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, – я виноват и не достиг своей цели».
    Не одно поколение читателей размышляло над романом «Отцы и дети», пытаясь правильно оценить Базарова. Но как бы ни складывалась эта оценка, очевидно одно: образ мятежного нигилиста будил мысль, заставлял каждого задуматься над своей собственной жизнью.

  2. В основе поэмы Гоголя “Мертвые души” – похождения главного героя Чичикова, который скупает “мертвые души”. Он является олицетворением российского помещика того времени. В каждой главе своей поэмы автор рассказывает о посещении отдельной деревни.
    Последняя глава посвящена Плюшкину, который, по словам автора, является “прорехой на человечестве”. В нем одновременно сочетаются и расточительные, и накопительные качества. Он уже не отличает важное от мелочного и ненужного. При всем его изобилии богатств, живут впроголодь не только он сам, но и его крестьяне. Даже Чичиков, много повидавший на своем веку, не видел такого.
    Увидев впервые Плюшкина, Чичиков приходит в ужас от его внешнего вида: это касается и его одежды, и фигуры.
    Подробнее…

    Сочинение на тему «Русский человек все вынесет…» по роману Н.С. Лескова «Очарованный странник»

    Роман Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник» был написан в 1873 году. В Европе еще недавно отгремели последние выстрелы франко-прусской войны, принесшей славу российской дипломатии, которая перечеркнула позор Крымской войны. Но в то же время на лидерство в Европе заявляет свои права Германская империя. Не случайно в последней главе романа Иван Северьяныч указывает на возможность войны с немцами.
    В России же в это время завершается цикл либеральных реформ, проведенных после освобождения крестьян от крепостной зависимости.
    Подробнее…

    В чем причины самоубийства Свидригайлова

    Мгла. Туман. Дым. Тьма и духота бедных петербургских кварталов, затхлый запах невской воды, черная, вязкая грязь улиц и площадей — вот общий колорит почти всех произведений Ф. М. Достоевского. Но на этом мрачном, удушающем фоне разворачиваются такие драмы! В этих низких «гробах-комнатах» беседуют и спорят о таких вопросах мироздания, что контраст миров сначала ошеломляет, а потом зачаровывает и затягивает — туда, вглубь, в самый омут. Вот и сейчас перед нами один из самых противоречивых, загадочных эпизодов, которые раскрывают нам сущность «подпольного человека», дьявола-искусителя или падшего ангела, самого удивительного и непостижимого героя «Преступления и наказания», — эпизод самоубийства Свидригайлова.
    Подробнее…

    Тема свободы в творчестве Пушкина

    Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание. В так называемой вольнолюбивой лирике свобода – это, выражаясь современным языком, отсутствие ограничений, связывающих общественную и политическую деятельность человека. Большинство стихотворений, посвященных свободе именно в этом понимании, написаны Пушкиным с 1817 по 1820 год (“Петербургский период”). Гражданская тематика в это время играет в его творчестве исключительно важную роль. В эти годы даже важнейшая для Пушкина любовная тема отходит на второй план в его лирике. Причиной этого было влияние окружения поэта, куда входили люди, придерживавшиеся самых прогрессивных взглядов (например, Чаадаев, которому адресовано замечательное стихотворное послание “Любви, надежды, тихой славы. “), и само состояние общества, охваченного в тот момент жаждой самых радикальных перемен.
    Подробнее…

    Утверждение общечеловеческих ценностей в романе “Война и мир”

    В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над одним из гениальных произведений мировой литературы – романом-эпопеей “Война и мир”. Прочитав роман, можно с уверенностью сказать, что Толстой проявил себя как художник и психолог, до мельчайших подробностей изобразивший полноту событий начала девятнадцатого века. Показав решающую роль народа в исторических событиях, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею. В романе мимо читателя проходит множество различных героев, в каждого из которых Толстой вложил душу и индивидуальные душевные качества, но главный герой романа – народ, брошенный в ненужную ему войну 1805 года.
    Важным моментом романа является изображение автором духовных ценностей человека. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает важными личностными качествами.
    Подробнее…

    Сочинение по стихотворению “Зимнее утро” Пушкина

    Стихотворение “Зимнее утро” Пушкин написал 3 ноября 1829 года. В тот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его жизнь была полна печали и одиночества. Поэтому яркое и восторженное стихотворение “Зимнее утро”, воспевающее красоту русской зимы, стало приятной неожиданностью для критиков и друзей Александра Сергеевича.
    Творчество Пушкина буквально пронизано лирическими произведениями. Поэт неоднократно признавался, что не только с трепетом относится к легендам, мифам и народным традициям, но и не перестает восхищаться волшебством русской природы. “Зимнее утро” без преувеличения можно считать одним из самых удачных стихотворений Пушкина на эту тему.
    Подробнее…

  3. Страницы: 1 [2] (сочинение разбито на страницы)
    Но на одном отрицании нельзя построить ничего, в том числе и философии. Сама жизнь неизбежно опровергнет ее, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Для Базарова же, человека-борца, человека с огромной силой воли, это отрицание выродилось в его одностороннее развитие, в глубокую крайность, которая привела к духовному одиночеству и к полной неудовлетворенности жизнью. Базаров порывает даже с теми, кто сочувствовал его взглядам, дорожил его дружбой, но не обладал ни силой его духа и воли, ни готовностью к предстоящей борьбе, и, в лучшем случае, мог оказаться только ненадежным попутчиком, как Аркадий. Л можно ли было их взаимоотношения назвать настоящей дружбой? Возможна ли дружба без глубокого взаимопонимания, может ли она быть основана на подчинении одного другому? Базаров понимает, что нет, он чувствует, что их пути должны разойтись. И замыкается в самом себе, потому что не может найти вокруг ни родственной души, пи человека, равного себе по силе.
    А судьба продолжает испытывать героя. Ему предстоит пройти через самое трудное: он должен проверить свою идею любовью. В отношениях с Одинцовой Евгений впервые в жизни познает такие чувства, которые ставят его в тупик. И этот трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет его мыслить по-новому. Базаров понимает, что любовь обладает особой независимой силой, с которой он не способен справиться. А ведь Евгений привык быть хозяином своих переживаний. Человек твердых убеждений, он чувствует то, что сам всегда отвергал, он осознает в самом себе романтика. Но пожертвовать во имя любви своими убеждениями Базаров не может. Отношения с Одинцовой ставят Евгения перед выбором — мировоззрение, идеал или любовь. И впервые в жизни у героя нет ответа, впервые он не знает, что ему делать. Это приводит его к тяжелому душевному кризису. Базаров борется с собственным сердцем. По его мнению, любовь — это слабость, а мужчина должен быть свиреп, силен духом. Поэтому он упорно сражается с любовыо. Трудно сказать, чем бы все это могло закончиться, не настигни его смерть от случайного заражения. Хотя заражение в этой ситуации не кажется таким уж случайным. Человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным.
    Перед лицом смерти проявляется вся сила Базарова. Он не раскисает, стремится побороть в себе отчаяние. В нем чувствуется жажда жизни, сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Можно только преклоняться перед его душевной стойкостью.
    Почему же писатель завершил роман смертью героя? Писарев так объясняет это: “Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает”. По его смерть изображена так, что можно не сомневаться: если бы понадобилось, он сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. “Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг…”- справедливо заметил Писарев.
    В последних словах романа мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора, пронизанный большим чувством к своему герою. Эти слова звучат как свидетельство нравственной силы и великого общественного значения образа Базарова. Не одно поколение читателей размышляло над романом “Отцы и дети”, пытаясь правильно оценить Базарова. Но какова бы ни была эта оценка, очевидно одно: образ мятежного нигилиста будит мысль, заставляет каждого задуматься над своей собственной жизнью.
    Страницы: 1 [2] (сочинение разбито на страницы)

  4. Каковы взгляды Базарова? Чем он вас привлекает (или отталкивает)? Почему Тургенев показывает его одиноким не только в стане «отцов», но и среди «детей»?
    Докажите, что Базаров — борец и мыслитель. В чем сущность базаровского нигилизма? Имеет ли он моральное право называть себя самоломанным?
    У Базарова характер борца. Он никогда не отступает в спорах с идейными противниками, не меняет своих убеждений, выработанных чаще всего опытным путем. Его афоризмы, часто спорные, — результат большой мыслительной работы. Нигилизм Базарова — это не отрицание ради отрицания, а твердое убеждение в том, что «наука «вообще» не существует вовсе», что на все надо смотреть критически, проверять результаты своих исследований в лаборатории и т. д. Базаров уверен, что «каждый человек сам себя воспитать должен», и в пример приводит себя. Он вправе называть себя «самоломанным», потому что никогда не уступает своим слабостям, бесстрашно отстаивает то, что считает верным.
    Как относится Базаров к своим родителям? Почему между ними не может быть духовной близости?
    Известно, что испытание любовью — трудный экзамен для тургеневских героев. Как раскрывается Базаров в любви? Как показывает Тургенев искренность и силу чувств своего героя? Достойна ли его любви Анна Сергеевна Одинцова?
    «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг». Согласны ли вы с этим мнением Д. И. Писарева? Как вы полагаете, почему роман завершается картиной смерти Базарова? Как отвечает на этот вопрос Д. И. Писарев? Почему Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»?
    Какова роль пейзажа в «Отцах и детях»?
    Почему Аркадий принадлежит стану «отцов»?
    Аркадий в эпилоге «сделался рьяным хозяином», его «ферма приносит значительный доход». Это говорит о том, что влияние
    Каким образом раскрываются идейные взгляды героев в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева?
    Базарова быстро исчезло — ведь Аркадий, несмотря на поиски общественного идеала вне дворянской идеологии, оставался «ли­беральным барином». Он хранитель традиций «отцов» не только в отношении культуры. Идейные взгляды героев И.С. Тургенева полнее всего раскры­ваются в спорах между Кирсановыми и Базаровым.
    Опишите портрет Павла Петровича Кирсанова.
    Павел Петрович Кирсанов — аристократ, что подчеркивается его красивыми белыми руками «с длинными розовыми ногтя­ми», «английским сьютом, модными низенькими галстуками», «удивительными воротничками». Говорит он с подчеркнутой изыс­канной учтивостью, слегка наклоняя голову.
    Какие принципы Базарова не выдерживают спора с жиз­нью?
    Нигилистическое отношение Базарова к любви разбивается его же чувством к Одинцовой. Впервые он осознает, что бесси­лен отказаться от любви в угоду разуму, что попадает в зависи­мость от женщины, чьи слова, взгляд, манеры вызывают в нем бурю неодолимых страстей. После поражения в любовном по­единке Базаров теряет оптимизм, приходит к мрачным рассуж­дениям о ничтожности человека перед лицом вечности.
    Как вы понимаете значение слова «нигилист»?
    Понятие «нигилизм» И.С. Тургенев ввел в русский язык как обозначение системы взглядов «новых людей», вошедших в рус­скую общественную жизнь с конца 50-х годов XIX века. Ниги­лизм — это упрощенное, грубо материалистическое понимание жизни, при котором на первый план выдвигается разумное, опыт­ное познание через естественные науки, отрицается религия, искусство, красота, мораль как бесполезные в обществе. «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».
    В чем слабость позиции Базарова? Материал с сайта //iEssay.ru

  5. (По роману “Отцы и дети” Ивана Тургенева)
    Версия для печати
    Роман “Отцы и дети” – вершина художественного творчества Тургенева,одного из самых проницательных и прозорливых “художников слова.” От начала и до конца своей творческой жизни он был чуток ко всему новому в русской действительности. Он умел подмечать и откликаться на все острые явления современности, ставить в своих произведениях именно те вопросы русской жизни, которые волновали общественную мысль. В своём романе Тургенев следует, можно сказать, по пятам событий, которые происходят в его стране. В самый канун реформы тысяча восемьсот шестьдесят первого года он показывает кризис жизненного уклада барина и мужика, необходимость уничтожения крепостного порядка . Давая общую оценку содержания “Отцов и детей”, Тургенев писал: “Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса…” И вот этому либеральному дворянству автор противопоставляет образ главного героя, образ “нового человека” :бунтаря, разночинца, нигилиста.
    В Евгении Базарове воплотилось новое жизненное явление, сложное, противоречивое, но ,безусловно, революционное по своей сути. Он представитель новой волны, нового времени, он- “ветер перемен”. О прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что этот человек прошёл суровую школу труда и лишений, прожил горькую, нелёгкую, тернистую жизнь. Сын лекаря, Базаров-человек из народа. “Мой дед землю пахал”, -говорит он, не только не смущаясь, но даже гордясь своим происхождением. И именно это низкое социальное происхождение потребовало от него силы, упорства, целеустремлённости, чтобы “выйти в люди”. Годы упорного труда сделали его образованнейшим человеком. Он окончил университет, ни “копейки лишней” не взяв у родителей. Знания его очень обширны, он был осведомлён в области медицины, химии, ботаники, зоологии.
    Но Базаров не только напряжённо учился и постигал науки, он пытался ещё и воспитывать себя. Сколько предрассудков, привычек, укоренившихся с детства, пришлось ему побороть. Ведь нетрудно догадаться, какое воспитание получил Евгений в семье “отцов”, с их религиозностью и весьма ограниченными интересами. В условиях общественного подъёма эта сильная и незаурядная личность искала для себя иные пути формирования. С полным правом Базаров говорит: “Всякий человек сам себя воспитать должен- ну, хоть как я, например…” Он “самоломанный”. Он всего достигал сам активной физической и мыслительной работой. Пройдя тяжёлую школу нужды и труда, Евгений с честью выдержал все жизненные испытания. Труд дал ему независимость и самостоятельность. И как натура независимая, Евгений не склоняется ни перед какими авторитетами, всё подвергает суду мысли.
    Базаров- материалист. Для него не существует то, что не несёт конкретного, материального начала. Он стремится ничего не брать на веру, всё проверять экспериментальным путём. Утверждая, что “природа -не храм, а мастерская», Базаров провозглашает необходимость её изучения и разумного вмешательства. Вся его философия состоит из одного главного положения -“человек- есть продукт природы!”,. а следовательно он отрицает индивидуальность, духовное, нравственное начало человека.
    И в этом отрицании проявляется нигилизм Базарова, родившийся в эпоху ломки общественного сознания. Он связан с утверждением материалистического миропонимания, с развитием науки, в первую очередь естествознания. Добролюбов писал о людях базаровского склада, что они решаются “ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины.” И проповедуя это всеобщее отрицание, наш герой впадает в нелепую крайность. Он отвергает все вечные человеческие ценности: искусство, нравственность, любовь. Стоит лишь вспомнить его насмешливое отношение к творчеству Пушкина, к живописи, к поэзии. Дух отрицания и разрушений формирует в Базарове неудержимую, грубую, резкую натуру.
    И всё-таки нельзя считать Базарова настоящим нигилистом. Для истинного нигилиста невозможна никакая деятельность. А Евгений занят расширением своего кругозора, научно-исследовательской работой.
    Он не отрицает того, что проверено опытом, практикой жизни. Его живой, ищущий ум пытается отыскать пути дающие возможность принести больше пользы человечеству, пути, ведущие к изменению и перестройке окружающего мира. Базарова не удовлетворяют мелкие улучшения жизни, частичные её исправления. Он требует уничтожения и замены самих основ современного ему общества. В непримиримом отрицании Базаровым всего крепостнического прошлого отразились революционные устремления передовой демократической молодёжи. В нигилизме Базарова сам автор справедливо усматривал проявления революционности. “Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером”, -писал Тургенев. Базаров, как выразитель этих революционных идей, как человек, обладающий целеустремлённостью и глубокой убеждённостью ,готовит себя к тому, чтобы сделать “много дел”. Но какие это дела и к чему конкретному стремится Базаров, пока остаётся неясным. Да и он сам об этом ещё не думает, время не пришло. “В теперешнее время полезнее всего отрицание -мы отрицаем”, -говорит Базаров. И смело отвергает все жизненные установки “отцов”.
    Но на одном отрицании нельзя построить ничего, в том числе и философии. Сама жизнь неизбежно опровергнет её, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Для Базарова же, человека-борца, человека с огромной силой воли, это отрицание выродилось в его одностороннее развитие, в глубокую крайность, которая привела к духовному одиночеству и к полной неудовлетворённости жизнью. Базаров порывает даже с теми, кто сочувствовал его взглядам, дорожил его дружбой, но не обладал ни силой его духа и воли ,ни готовностью к предстоящей борьбе и в лучшем случае мог оказаться только ненадёжным попутчиком, как Аркадий. “Плохой союзник-не союзник”, -говорил Добролюбов. Так рассудил и Базаров, порывая с Аркадием, в котором он видел “либерального барича”. А можно ли было их взаимоотношения назвать настоящей дружбой? Возможна ли дружба без глубокого взаимопонимания, может ли она быть основана на подчинении одного другому? Базаров понимает это, он чувствует, что их пути должны разойтись. И замыкается в самом себе, потому что не может найти вокруг ни родственной души ,ни человека, равного себе по силе.
    А судьба продолжает испытывать героя. Ему предстоит пройти через самое трудное: он должен проверить свою идею любовью. В отношениях с Одинцовой Евгений впервые в жизни познаёт такие чувства, которые ставят его в тупик. И этот трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет его мыслить по-новому. Базаров понимает, что любовь обладает особой независимой силой, с которой он не способен справиться, а ведь Евгений привык быть хозяином своих переживаний. Человек твёрдых убеждений, он чувствует то, что сам всегда отвергал, он осознаёт в самом себе романтика. Но пожертвовать во имя любви своими убеждениями Базаров не может. Отношения с Одинцовой ставят Евгения перед выбором – мировоззрение, идеал или любовь. И впервые в жизни у героя нет ответа, впервые он не знает, что ему делать. Это приводит его к тяжёлому душевному кризису. Базаров борется с собственным сердцем. По его мнению, любовь – это слабость, а мужчина должен быть свиреп, силён духом. Поэтому он упорно сражается с любовью. Трудно сказать, чем бы всё это могло закончиться, не настигни его смерть от случайного заражения. Хотя заражение в этой ситуации не кажется таким уж случайным. Человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным. Но перед лицом смерти проявляется вся сила Базарова. Он не раскисает, стремится побороть в себе отчаяние. В нём чувствуется жажда жизни, сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Можно только преклоняться перед его душевной стойкостью.
    Почему же писатель завершил роман смертью героя? Писарев так объясняет это: «Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает». Но его смерть изображена так, что можно не сомневаться: если б понадобилось, он сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. «Умереть так, как умер Базаров, всё равно, что сделать великий подвиг…» – справедливо заметил Писарев. А в последних словах романа мы слышим взволнованный , проникновенный голос автора, пронизанный большим чувством к своему герою. Эти слова звучат как свидетельство нравственной силы и великого общественного значения этого образа. Тургенев писал: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, – я виноват и не достиг своей цели».
    Не одно поколение читателей размышляло над романом «Отцы и дети», пытаясь правильно оценить Базарова. Но как бы ни складывалась эта оценка, очевидно одно: образ мятежного нигилиста будил мысль, заставлял каждого задуматься над своей собственной жизнью.
    Текст сочинения перенесён на наш новый сайт – Базаров – человек и мыслитель.
    Версия для печати

  6. номер 430 первый столбик.
    Посадки леса занимают 420 га.Ели занимают 60% этой площади, а сосны 5/8 оставшейся площади. Найти площадь занятую соснами
    прочитайте стихотворение М.Ю Лермонтов “Утес” подчеркните слова употребленгые в переностном значении.
    каковы характерные черты песен о беглых
    В один пакет насыпали в 1 2\7 раза больше килограммов сахара, чем во второй. Во втором оказалось на 2 килограмма сахара больше, чем в первом. Сколько килограммов сахара в каждом пакете?
    Помогите решить задачу по математике Масса 5 коробок 45кг.Какова масса 6 коробок
    Даю много баллов. Очень срочно нужно! Помогите! Одно из оснований трапеции на 6 см больше другого, а ее средняя линия 9 см. Найдите основания трапеции. Подробнее пожалуйста.
    срочно нужно 2 задание прям срочро пж
    поставьте эти предложения в пассивный залог
    1. Most people in the country speak English
    2. our national team wins the game
    3. the girl cleaned the room yesterday
    срочно прошу
    G R A M M A R
    1Complete the sentences. Use the verbs in brackets in the past simple or the past continuous.
    Example: I saw (see) James yesterday.
    1 It _________ (rain) when we got to the beach. 2 I met Paul when I _______…

  7. Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)
    Роман “Отцы и дети” — вершина художественного творчества Тургенева, одного из самых проницательных и прозорливых “художников слова”. От начала и до конца своей творческой жизни он был чуток ко всему новому в русской действительности. Он умел подмечать и откликаться на все острые явления современности, ставить в своих произведениях именно те вопросы русской жизни, которые волновали общественную мысль.
    В романе “Отцы и дети” Тургенев следует, можно сказать, по пятам событий, которые происходят в его стране. Он показывает кризис жизненного уклада барина и мужика, необходимость уничтожения крепостного порядка. Автор противопоставляет образ главного героя, “нового человека”, бунтаря, разночинца, нигилиста, либеральному дворянству.
    В Евгении Базарове воплотилось новое жизненное явление, сложное, противоречивое, но, безусловно, революционное по своей сути. Он представитель новой волны, нового времени, он — “ветер перемен”. Этот человек прошел суровую школу труда и лишений, прожил горькую, нелегкую, тернистую жизнь. Сын лекаря, Базаров — человек из народа. Именно низкое социальное происхождение потребовало от него силы, упорства, целеустремленности, чтобы “выйти в люди”. Годы упорного труда сделали его образованнейшим человеком. Он окончил университет, ни “копейки лишней” не взяв у родителей (смотрите сочинение про взаимоотношения Базарова с родителями). Знания его очень обширны, он осведомлен в области медицины, химии, ботаники, зоологии.
    Но Базаров не только напряженно учился и постигал науки, он пытался еще и воспитывать себя. Сколько предрассудков, привычек, укоренившихся с детства, пришлось ему побороть… Ведь нетрудно догадаться, какое воспитание получил Евгений в своей патриархальной семье. В условиях общественного подъема эта сильная и незаурядная личность искала для себя иные пути формирования. Он всего достиг сам активной физической и мыслительной работой. Пройдя тяжелую школу нужды и труда, Евгений с честью выдержал все жизненные испытания. Труд дал ему независимость и самостоятельность.
    Как натура независимая, Евгений не склоняется ни перед какими авторитетами, все подвергает суду мысли. Базаров — материалист. Для него не существует того, что не имеет конкретного, материального начала. Он стремится ничего не брать на веру, все проверять экспериментальным путем. Утверждая, что “природа — не храм, а мастерская”, Базаров провозглашает необходимость ее изучения и разумного вмешательства. Вся его философия состоит из одного главного положения: “человек — есть продукт природы!”, а следовательно он отрицает индивидуальность, духовное, нравственное начало человека. В этом отрицании проявляется нигилизм Базарова, родившийся в эпоху ломки общественного сознания. Он связан с утверждением материалистического миропонимания, с развитием науки, в первую очередь естествознания.
    Проповедуя всеобщее отрицание, наш герой впадает в нелепую крайность. Он отвергает все вечные человеческие ценности: искусство, нравственность, любовь. Стоит лишь вспомнить его насмешливое отношение к творчеству Пушкина, к живописи, к поэзии. Дух отрицания и разрушений формирует в Базарове неудержимую, грубую, резкую натуру. И все-таки нельзя считать Базарова настоящим нигилистом. Для истинного нигилиста невозможна никакая деятельность. А Евгений занят расширением своего кругозора, научно-исследовательской работой. Он не отрицает того, что проверено опытом, практикой жизни. Его живой, ищущий ум пытается отыскать пути, дающие возможность принести больше пользы человечеству, пути, ведущие к изменению и перестройке окружающего мира. Базарова не удовлетворяют мелкие улучшения жизни, ее частичные исправления. Он требует уничтожения и замены самих основ современного ему общества. В непримиримом отрицании Базаровым всего крепостнического прошлого отразились революционные устремления передовой демократической молодежи.
    В нигилизме Назарова сам автор справедливо усматривал проявления революционности. Базаров, как выразитель революционных идей, как человек, обладающий целеустремленностью и глубокой убежденностью, готовит себя к тому, чтобы сделать “много дел”. Но какие это дела и к чему конкретному стреми гея 1 Базаров, пока остается неясным. Да и он сам об этом еще не думает, время не пришло.
    Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

  8. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. С тех пор он продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические, философские и эстетические проблемы, поднятые писателем на его страницах, продолжают волновать умы и сердца людей.
    Главный герой романа, Базаров, представлен автором как недавно возникший в русском обществе новый тип людей – нигилистов, появление которых становится своеобразным «знамением времени».
    Базаров – сильный, наделенный природным умом и уверенный в себе человек. Тургенев наделил его материалистическим воззрением, любовью к труду и точным наукам, огромной силой воли и способностью оказывать влияние на окружающих. Писатель показал ненависть своего героя ко всякой «фразе и позе», к косности и рутине. Во всех спорах Базаров обычно побеждает. Он критикует консерватизм Павла Петровича Кирсанова, считает естественнонаучные знания оружием в борьбе с идеализмом «отцов», самостоятельно пробивает дорогу в жизни: «всякий человек сам себя восхищать должен, – ну хоть, как я, например».
    Этот человек не признавал «нематериального», он – враг всего отвлеченного, «оторванного от жизни». Базаров ратует лишь за «конкретные ремесла», которые могли бы быть усвоены народом. Это труженик науки: он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Казалось бы, идеальная личность, но нет…
    В то же время Базаров показан человеком жестким, а иногда и жестоким, безжалостным, грубым. Как некоторые другие персонажи, живущие идеей (например, Чацкий), он совершенно не способен объективно оценивать свои высказывания и высказывания собеседника, принять «чужую правду» хотя бы частично. Евгений Базаров оскорбляет Павла Петровича, не проявляет к нему снисхождения. В «марьинских» главах автор подчеркивает его грубоватую манеру держаться: он не считается с хозяевами, грубит им, то есть выражает презрение к среде, в которую попал.
    Но полный крах своих теорий, своих убеждений Базаров осознает, когда попадает в «любовную коллизию» с Анной Сергеевной Одинцовой. Те теории, идеалы, которым он посвятил себя, не проходят испытания на прочность: «В разговоре с Анной Сергеевной он больше прежнего высказывал свое равнодушие, презрение ко всему романтическому, а, оставшись один, с негодованием осознавал романтика в самом себе». Теперь душа Базарова «раскалывается» на две части: с одной стороны, мы видим отрицание всего духовного, в частности – любви; с другой – способность страстно и одухотворенно любить. На смену наивному цинизму («посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа»; «Этакое богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр», «баба с мозгом») приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Если сначала Базаров называл любовь белибердой, считал рыцарские порывы чем-то вроде уродства или болезни, то теперь «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней». Герой ловил себя на всякого рода «постыдных мыслях, точно бес его дразнил». Общий скептицизм у Базарова сохраняется, но теперь в нем нет прежней непоколебимой уверенности. Идеальная концепция рушится…
    В высказываниях главного героя появляется философская рефлексия на тему смерти и места человека в мире. Но положение «песчинки», «атома» во власти стихий его не удовлетворяет. По мнению героя, человек должен подчинить природу себе. Но это невозможно, законы природы неподвластны человеку. И Базаров это понимает, но принять не может: «Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается». Почему? Как этот волевой и сильный человек повел себя после того, как Одинцова отвергла его любовь?
    Герой спасовал перед жизненной неудачей, или, как он сам говорит, «рассыронился»: у него появляются нотки скептицизма и пессимизма, он поступается некоторыми своими взглядами. Становится ясно, что требования живой человеческой натуры несовместимы с принципами нигилизма. Нет у Базарова ни друзей, ни единомышленников, способных поддержать, помочь. Потому что Аркадий, в сущности, не друг, а попутчик, временный приятель, поверхностно усвоивший взгляды Базарова и вскоре отказавшийся от них. Базаров один, и сил справится с душевным кризисом у него нет. Будучи сильной личностью, он не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Это тупик: конфликт неразрешим, и герой осознает это. Единственный выход для него – это смерть. И главный герой умирает…
    Кто же такой Базаров? Представитель своего времени, «лишний человек» или человек без будущего? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ясно одно: нельзя пренебрегать духовными ценностями. Это то, на чем держится личность человека, его душа. А без души человек – это только оболочка. Тургенев показал нам сильного человека и лишний раз доказал этот факт.

  9. Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений является древней, как мир. «отцы» и не понимают собственных «детей». а те пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, начисто отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением. в моем сочинении речь пойдет о романе тургенева «отцы и дети» как об одном из наиболее ярких «отголосков» актуальной и в наши дни проблемы «отцов и детей».уже в самом названии писатель определил главную своего произведения. евгений базаров пытается отстоять свою жизненную позицию. молодой человек отрицает все то, что не представляется лично ему нужным и интересным. в эту категорию входят стихи, музыка, искусство.образ базарова – это типичный образ демократа-разночинца. и евгений обладает всеми качествами, свойственными этой группе. безусловно, он трудолюбив. причем его материалистический взгляд на окружающую действительность в совокупности с трудолюбием представляется положительным качеством. так что нельзя отрицать, что поколение «детей» может принести пользу обществу.часто проблема «отцов и детей» обусловлена тем, что представители поколений критикуют и действия и убеждения друг друга. цель критики – доказать несостоятельность и бесполезность для общества, которые якобы свойственны другому поколению. таким образом, «отцы» «детей», а «дети» – в свою очередь, «отцов», и главным обвинением является обвинение в несостоятельности.у главного героя романа – евгения базарова – удивительная сила воли, цельный характер, глубокий ум, редкое трудолюбие. но, вместе с тем, в этом образе немало недостатков. причем тургенев специально сгущает краски, показывая отрицательные стороны базарова, а в его лице – недостатки поколения демократов-разночинцев шестидесятых годов.к недостаткам поколения «детей» можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. также не украшает молодое поколение безразличие к романтике человеческих чувств и отношений, к которым относится и любовь.в поведении подражателей базарова много грубости и пошлости.в романе образ молодого нигилиста базарова противопоставляется образу человека совершенно другого поколения – павла петровича кирсанова. павел кирсанов – настоящий идеалист, он является типичным представителем либерального дворянства. когда базаров узнает павла петровича, то дает ей свою жесткую характеристику: «человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не ».базаров спорит с павлом петровичем о науке, чувствах, о жизни народа, о проблемах развития общества в целом и страны в частности и о многом другом. базаров олицетворяет собой поколение демократов, а павел петрович – поколение либерального дворянства. у каждого поколения есть свои идеалы, которые они и отстаивают. базаров говорит, что «порядочный в двадцать раз полезнее всякого поэта». естественно, что такое мнение идет вразрез со склонностью к романтике и сентиментальности павла петровича.базаров не приемлет лжи и притворства, он искренен, и в этом состоит еще одно его отличие от поколения либералов, для которых притворство, позерство было чем-то само собой разумеющимся. не желая понимать, что смена одного порядка другим закономерна и неизбежна, павел петрович с готовностью защищает старый порядок, против чего и возражает базаров.споры между базаровым и павлом кирсановым ясно показывают, что согласие и понимание между этими представителями разных поколений просто невозможны. дуэль между базаровым и кирсановым является еще одним доказательством невозможности мирного сосуществования. конфликт между поколениями приобретает масштабы. время неумолимо идет вперед, и последнее слово остается за «детьми». в романе ясно прослеживается мысль о том, что в споре между павлом петровичем кирсановым и базаровым победителем оказывается последний.

  10. Каков был замысел романа «Отцы и дети»? Как отразилась в нем общественно-политическая борьба 60-х годов XIX века? Совпали ли в данном случае замыслы писателя и объективное значение его произведения?
    «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса», — утверждал И. С. Тургенев. В Базарове ему рисовалась фигура незаурядная, титаническая, выросшая из народной почвы, но одинокая и потому обреченная на гибель. Основной конфликт романа автор замышлял как конфликт идеологий: умеренно-либеральной позиции «отцов» и крайне левых взглядов нигилистов (читай, революционеров, Замечает автор). Писатель хотел показать торжество демократизма над аристократией, но был уверен в поражении революционеров. Поэтому он категорически возражал против революционных выводов, сделанных Добролюбовым по прочтении «Отцов и детей», и порвал из-за этого с дорогим ему «Современником». Писатель, служивший «революции сердечным смыслом своих произведений» (из прокламации народовольцев), оказался неправ: объективное значение его романа переросло замысел, оказалось шире и убедительнее, чем предполагал Тургенев.
    Каков основной конфликт в «Отцах и детях»? Показана в романе борьба двух поколений или двух идеологий?
    Кто из персонажей романа сразу приковывает к себе внимание, вызывает сочувствие? Кто может быть назван героем своего времени? Почему вы так думаете?
    Как выглядит в изображении Тургенева поколение «отцов» (братья Кирсановы, Василий Иванович Базаров)? Что вы думаете об их отношении к молодому поколению? Сочувствует им автор или презирает их?
    Какова сущность идейных споров между «отцами» и «детьми»? На чьей стороне Тургенев?
    Как вы полагаете, почему именно Павел Петрович Кирсанов стал главным противником Базарова? Что дает для характеристики каждого из них сцена дуэли?
    Каковы взгляды Базарова? Чем он вас привлекает (или отталкивает)? Почему Тургенев показывает его одиноким не только в стане «отцов», но и среди «детей»?
    Докажите, что Базаров — борец и мыслитель. В чем сущность базаровского нигилизма? Имеет ли он моральное право называть себя самоломанным?
    У Базарова характер борца. Он никогда не отступает в спорах с идейными противниками, не меняет своих убеждений, выработанных чаще всего опытным путем. Его афоризмы, часто спорные, — результат большой мыслительной работы. Нигилизм Базарова — это не отрицание ради отрицания, а твердое убеждение в том, что «наука «вообще» не существует вовсе», что на все надо смотреть критически, проверять результаты своих исследований в лаборатории и т. д. Базаров уверен, что «каждый человек сам себя воспитать должен», и в пример приводит себя. Он вправе называть себя «самоломанным», потому что никогда не уступает своим слабостям, бесстрашно отстаивает то, что считает верным.

  11. Как же относились к такому персонажу остальные герои романа? Некоторые аристократы (в своем понимании), побаивались, отчуждались от Базарова. Старик Прокофьич обзывал его живодером. Павел Петрович отнес Базарова к числу гордецов и нахалов. А вот обычные, простые люди всегда приветствовали Базарова. Они относили его к числу своих людей, не к баринам.
    При общении с окружающими, Базаров пытался говорить спокойно и размеренно. Даже в столкновениях с Павлом Петровичем, он старался держать себя в руках, ведь считал такие споры совершенно бессмысленными.
    Именно сравнение этих двух персонажей и открывает перед читателями полную картинку их образов. Павел Петрович много и часто использовал слова, свойственные именно аристократам. Он выражался иностранными высказываниями, чем, в свою очередь, необычайно раздражал Евгения. Но, на самом деле, такие выражения были пустыми.
    Разговор Базарова отличался неким остроумием. Герой безупречно владел родным языком, и умело использовал его выражения в разговорной речи. В спорах со своими оппонентами, главный герой ведет себя самоуверенно, и даже эгоистично. Он не ценит поэзии, он надсмехается над Пушкиным. Ему не понятны стихотворные работы, посвященные пейзажной лирике. Хотя, сам Базаров положительно относится к природе. Он видит в ней источник, которым может пользоваться человек в свое благо.
    Характеризуя образ Евгения Базарова, нельзя не отметить, что он был достаточно одиноким человеком. Находясь в деревне отца, он совершенно чужой. Его воспринимают за барина, хотя, он далек от такого звания. К тому же, на страничках романа «Отцы и дети» нам не встречается ни один герой, который был бы схож с Евгением своими взглядами, жизненными позициями. Нет у него ни настоящих друзей, ни преданной любви. Именно поэтому, образ Базарова настолько волнующий, настолько привлекающий к себе внимание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *