Сочинение рассуждение на тему эх рушится жизнь сказочная
7 вариантов
Марина в категроии Русский язык, вопрос открыт 07.11.2017 в 23:38
Высказывание К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
текст:
(1) Бабы-Яги вытащили из сеней свои мётлы, вскочили на них и полетели к трём дубам. (2) Первой летела старшая. (3) Вид у неё был торжественный и зловещий. (4) За ней — младшая. (5) Средняя впопыхах села на метлу не с той стороны и поэтому летела задом наперёд. (6) У трёх дубов сёстры приземлились.
(7) Червяк был действительно длиннющий. (8) Одним концом он уходил под корни дубов, а другой конец терялся в траве.
(9) Старшая Баба-Яга приложилась ухом к червяку и стала слушать. (10) Червяк молчал.
(11) — Надо поколдовать, — сказала младшая.
(12) Старшая стала что-то бормотать и крутить руками.
(13) Вдруг из червяка стали доноситься приглушённые голоса.
(14) — Сделай погромче, — попросила средняя.
(15) Старшая плюнула на червяка, и стало громче.
(16) — «Дятел»! (17) «Дятел»! (18) Я — «Ромашка»! — кричал чей-то голос.
(19) — «Ромашка»! (20) Я — «Дятел»! (21) Слышу вас хорошо! — послышалось в ответ.
(22) — Подтвердите выход солдат на учения!
(23) — Подтверждаю!
(24) — Молодец! (25) Подтвердите готовность личного состава!
(26) — Подтверждаю!
(27) — Молодец! (28) Постоянно будьте на связи. (29) Конец связи!
(30) — Есть конец связи!
(31) После этого разговора что-то забулькало, и всё стихло.
(32) — Наконец-то настоящие чудеса начались! — запрыгала от радости средняя. —(33) Ромашка разговаривает с дятлом внутри такого тощего червяка!
(34) Старшая уже всё поняла. (35) Она стояла, прислонившись к дубу, и с грустью смотрела на сестёр.
(36) — Нет, сестрёнки, это не чудеса. (37) Солдаты по разным концам нашего леса сидят и по этому червяку всякие нужные разговоры разговаривают. (38) Это полевой телефон называется. (39) А червяк — не червяк, а кабель.
(40) — А почему «полевой», если он не в поле, а в лесу? — поинтересовалась средняя.
(41) — «Почему, почему»! (42) А не почему! (43) Вот почему. (44) Это военная тайна называется. (45) Эх, рушится жизнь сказочная! (46) Нам тут только ещё солдат не хватает.
(47) — Солдаты! — мечтательно произнесла младшая. — (48) А раньше, помните? (49) Придёт солдат Иван за советом, хрычовкой обзовёт, ружжом пригрозит… (50) А ты его напоишь, накормишь, дорогу к Змею Горынычу укажешь.
(51) — Давно к нам в избушку солдатики не захаживали, — вздохнула средняя.
(52) — Я придумала! — вдруг закричала старшая сестра. — () Сестрёнки! (53) Мы сейчас сами сказку делать будем! (54) Им эти разговоры страсть как нужны. (55) А мы начнём им мешать эти разговоры разговаривать. (56) Они подумают, что в этом кабеле неисправность, пошлют какого-нибудь солдата неисправность починять, а тут — мы! (57) Вот сказка и начнётся!
(58) Бабы-Яги бросились к кабелю и стали усердно колдовать. (59) От того, что они колдовали втроём, было очень хорошо слышно голоса.
(по сказочной повести М.Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали»)
Пояснение.15.1 От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи.В тексте Альберта Лиханова особой выразительностью отличается речь тети Груни. Напевность, мелодичность придают ее манере говорить используемые просторечные слова и выражения: «И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили» (предложения № 18—19), «Аль не знал?» (предложение № 26). Некоторые фразы героини по лаконичности формы напоминают пословицы. Так, в предложении «Потому как добро без корысти» отсутствует глагол-сказуемое, смысл сосредоточен в двух словах «добро без корысти» (предложение № 25). Неслучайно речь тети Груни такова. Близость к народу, его нрав-ственным основам всегда считалась в русской литературе привилегией положительных героев, каковой и является героиня Лиханова. Таким образом, на примере приведенного текста подтверждается высказывание известного лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
15.2 В тексте Альберта Лиханова читаем, как в ответ на шутку бойца Пряхина об оплате за заботу тётя Груня отвечает: «Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили». Тётя Груня заботилась о раненых бескорыстно, для неё это естественно – помогать окружающим, нести им заботу и добро.«Неграмотная старуха» словно волшебница колдует над кроватями раненых (предложение 4), и чудо происходит: побеждает свою боль Алексей Пряхин (предложение 11). И тётя Груня вместе с врачами помогала ему день за днём побеждать эту боль и становиться на ноги. Главным жизненным принципом этой женщины стали слова: «Добро без корысти» (предложение 25).Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности. Не всё в нашей жизни измеряется деньгами. Ни на какие деньги нельзя купить сострадания и человечности.
15.3 Сострадание – умение переживать чужую боль как свою собственную, желание прийти на помощь, искреннее посочувствовать, не осудить. Способностью к состраданию обладают далеко не все, потому, наверное, в нашем обществе растёт недоверие друг к другу. Неспособность сострадать прикрывается подозрительностью, поиском тысяч причин не прийти на помощь.Тётя Груня, героиня текста Альберта Лиханова по-матерински относится к раненым бойцам. Её душа открыта милосердию. У этой простой женщины большое сердце, потому что оно может вместить в себя боль солдат, за которыми она ухаживает, облегчить эту боль материнской заботой и неустанным служением добру.Недавно по телевизору услышала такой факт: в холодном подъезде кошка легла на брошенного младенца, обогревая его своим теплом, мяукала, звала на помощь. И спасла ребёнка, не дала ему замёрзнуть, пока не пришли люди. Кошка может! А мать, бросившая этого ребёнка? У неё есть сердце, человеческое понимание? Видимо, нет, не может она называться человеком! Самые прочные узы связывают мать и дитя. Если эти узы рвутся, то рушится самое святое – вера в человека, любовь, без которых тяжело жить. Если мать не способна к состраданию, то что говорить о других? Нельзя допустить, чтобы мы и дальше продолжали скатываться от своего высокого предназначения в пропасть бездушия. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему приумножение добра всегда воздаётся сторицей.
Пояснение.15.1 От того, как человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. В тексте Евгения Носова перед нами диалог синички с рассказчиком. Посмотрим, как развивается этот диалог. Речь человека и синички в тексте очень похожа по структуре. Это обусловлено тем, что рассказчик-писатель пытается очень доступно объяснить птичке очевидные для него вещи. Примером могут служить предложения 23-24: на простой вопрос даётся однозначный ответ: — (23)Ты здесь живёшь? — (24)Да.Когда речь идёт о важных понятиях, автор очень доступно, просто, но емко пытается рассказать, что вмещает в себя это понятие. Так он поступает, растолковывая значение слова «работать»:- (55)Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. (56)Без неё нельзя. (57)Все люди должны что-нибудь делать. (58)Этим они помогают друг другу.Именно в этих словах заключен главный жизненный принцип писателя: чтобы сделать жизнь лучше, нужно работать, иначе нельзя, настоящий человек должен чувствовать ответственность за окружающий его мир, неустанно совершенствовать себя и стремиться помочь другим.Таким образом, примерами из приведенного текста подтверждается высказывание известного русского философа М. Бахтина: «Диалог не просто общение, но взаимодействие, в ходе которого человек открывается себе и другим, обретает и узнаёт своё человеческое лицо, научается быть человеком».
15.2 «Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу», — в приведённых словах заключен главный жизненный принцип Евгения Носова. Чтобы сделать жизнь лучше, нужно работать, иначе нельзя. Настоящий человек должен чувствовать ответственность за окружающий его мир, неустанно совершенствовать себя и стремиться помочь другим. Герой-рассказчик неустанно следует этому принципу.Уже во третьем предложении текста находим этому подтверждение: «Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил пшеничные зёрна». Зачем он это делает? Он помогает первому, кто нуждался в тот момент в помощи – беззащитной синичке.В предложениях 60-61 автор объясняет, почему выбрал столь необычный способ кормления синички: «Я хочу написать книгу. (61)Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать пшеничных зёрен.». То, что один человек покормил одну синичку, вроде бы существенно не изменило наш мир. А вот рассказ об этом в книге способен сотворить чудо: он научит людей делать добро, он провозгласит добро и неравнодушие главными жизненными ценностями. Таким образом, нам удалось подтвердить, что главным жизненным ориентиром для каждого из нас, по мнению Е. Носова, должно стать созидательное действие. Список жизненных ценностей у каждого свой. Наши мечты безграничны. Но главное на пути к мечте — понимать, что в жизни действительно важно.
15.3 У каждого человека существуют основные жизненные ценности, то есть то, что кажется ему наиболее значимым и важным. Зачастую определяются они в течение довольно длительного отрезка времени и зависят от уклада жизни человека, его воспитания и окружения. Именно поэтому у разных людей в разные периоды их жизни разные ценности: кто-то стремится к комфорту, кто-то к саморазвитию, для кого-то счастье близких составляет самую большую ценность и значимость в жизни. Выбор жизненного пути очень часто зависит от того, какие человек ставит цели и к чему будет стремиться.Из разговора с синичкой мы узнаём, что герой рассказа Е. Носова — писатель. Его мечта состоит в том, чтобы написать такую книгу, после прочтения которой каждому захочется стать таким Человеком, которому доверяли бы синички. В этой мысли таится более глубокий смысл, в ней скрыт главный жизненный принцип писателя. И над воплощением своей мечты автор, как и все люди, будет работать. Работать для того, чтобы быть полезным и учить людей добру— вот жизненные ценности рассказчика. Евгения Ивановича Носова называют человеком, светящимся добротой. Известный писатель, фронтовик, человек, награждённый многочисленными орденами и медалями, зимними морозными днями кормил птиц. Люди, приходящие к его памятнику, видят выгравированные слова, жизненный лозунг писателя: «Покормите птиц!» Об этом просил сам писатель, это его завещание и призыв к людям быть человечными. Как много смысла в этом коротком призыве и как много можно понять о человеке, жившем под таким девизом!Список жизненных ценностей у каждого свой. Но главное на пути к мечте — понимать, что для тебя действительно важно. Твои жизненные ценности играют ключевую роль в твоей судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми.
Пояснение.15.1 Русский язык — один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации. Нельзя не согласиться с высказыванием знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Предложение — единица синтаксиса, в составе которой от-дельные слова и предикативные части приобретают способность взаимодействовать и образовывать речевые компоненты. Для подтверждения справедливости слов Ф. И. Буслаева обратимся к отрывку из текста Константина Паустовского. В тексте немало выразительных взаимосвязей. Так, например, в предложении № 13 (Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием) грамматической основой является сочетание «толпа смотрела», которое само по себе интересно с точки зрения соответствия лексического и грамматического значения. В составе подлежащего слово «толпа» по своему лексическому значению подразумевает нескольких человек, буквально группу людей. Однако, грамматическое значение слова «толпа» — существительное единственного числа. Таким образом, в самом сочетании подчеркивается, с одной стороны, безликость людей с гравюр, а с другой, как бы их целостность, общность, поэтому и сказуемое употребляется по грамматическим нормам в единственном числе: толпа смотрела. В предложении 18 (Что-то на тех досках нацарапано — не пойму) дополнительный оттенок приобретает слово «нацарапано», оно употреблено с целью принизить значимость живописи на гравюрах. Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в предложении слово, его грамматическое и лексическое значения раскрываются в полной мере.
15.2 Очень часто то, что человек не понимает в силу своей необразованности, неразвитости, неспособности оценить вследствие суетности жизни и сложившихся обстоятельств, он считает неважным, ничтожным. Ценить и понимать искусство способен не каждый человек. Об этом финальные слова Лёни из текста Константина Паустовского.В тексте рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано — не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.Автор показывает и другого героя — Лёню, который готов риско-вать своей репутацией, карьерой, жизнью, чтобы спасти эти шедевры. В предложении 30 находим подтверждение этого: героя судить собирались на общем собрании из-за его отношения к работам художника.Сохранить искусство для потомков — наш долг перед будущими поколениями. Мы должны не только гордиться изумительными про-порциями храма Покрова на Нерли или собором Василия Блаженного, но и сделать всё, чтобы ими могли гордиться наши дети.
15.3 Искусство — это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить всё, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество.В тексте Константина Паустовского рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано — не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.Когда приезжаешь на Красную площадь, главную площадь страны, твой взор невольно будет прикован к храму Василия Блаженного. Это образец настоящего искусства, он манит, завораживает. Как бы ни менялась история нашего государства, храм выстоял, выстоял как символ нашей силы и величия.Сохранить искусство для потомков — наш долг перед будущими поколениями. Мы должны не только гордиться изумительными пропорциями храма Покрова на Нерли или собором Василия Блаженного, но и сделать всё, чтобы ими могли гордиться наши дети.
Пояснение.15.1 Русский язык – один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания. Есть в нашем языке и специальные средства, которые помогают сделать нашу речь образной, яркой, запоминающейся. Об этом говорит А.И. Горшков: «Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Попробуем разобраться в правомочности этого утверждения на примерах из текста В.А. Тузлукова.В предложении 38 используется фразеологизм «идти своим путём», который обладает неделимым смыслом. Как и любой фразеологизм, значение его переносное: в предложении означает «заниматься своим делом, жить своей жизнью». Образ дороги, возникающий в тексте сам по себе метафоричен: дорога – жизненный путь, вся жизнь.Во втором, третьем и четвёртом предложениях используется лексический повтор: повторяется слово «мечта». Так автор с первых строк текста настраивает читателя на размышления о Мечте, словно приглашая к доверительному разговору.Таким образом, приведенные примеры подтверждают высказывание А.И. Горшкова о том, выразительность речи может привлечь внимание, воздействовать на чувства, переживания, настроения собеседника.
15.2 «Без Мечты засохнет Душа, как росток в пустыне», — в этих строках текста В.А. Тузлукова содержится итог размышлений героя о том, как сделать свою жизнь и жизнь окружающих тебя людей лучше. Не надо ждать, когда на тебя обрушится небесная благодать и всё само собой чудесным образом устроится, нужно совершать чудеса самому, совершать для себя и для других, тогда и сам будешь жить в постоянном ощущении собственной нужности и душевного подъёма. Нужно не бояться мечтать и следовать за своей мечтой.Так и не поняли в полной мере, что такое мечта старшие братья. Средний «загнал свою сокровенную Мечту в тесный и пыльный круг своего домашнего очага» (предложение 46). А старший так и не понял, что мечту воплощать в реальность – дело его же собственных рук. Только младший брат понял главное: «не мечта служит человеку, а человек — мечте» (предложение 50). Если твои мечты не противоречат идеалам Красоты, Любви к людям, тогда ты сможешь стать по-настоящему счастливым человеком.Автор приводит читателя к мысли: лишь правильно выбранные жизненные цели и ценности приводят человеку к осуществлению его Мечты, и чтобы достичь её, нужно трудиться. Жизнь во имя других людей, стремление к совершенству — вот что такое истинные ценности для автора.Очень важно, чтобы твои жизненные ценности не шли вразрез с общечеловеческими.
15.3 У каждого человека существуют основные жизненные ценности, то есть то, что кажется ему наиболее значимым и важным. Зачастую определяются они в течение довольно длительного отрезка времени и зависят от уклада жизни человека, его воспитания и окружения. Именно поэтому у разных людей в разные периоды их жизни разные ценности: кто-то стремится к комфорту, кто-то к саморазвитию, для кого-то счастье близких составляет самую большую ценность и значимость в жизни. Выбор жизненного пути очень часто зависит от того, какие человек ставит цели и к чему будет стремиться.Жизненные цели, которые ставили перед собой братья, были очень разными. Первый хотел сделать счастливыми всех людей, второй мечтал «построить дом, посадить дерево и вырастить сына», а третий мечтал стать мастером, передающим свои знания другим. Осуществилась лишь Мечта третьего: он передаёт другим то, чему научился сам. Автор приводит читателя к мысли: лишь правильно выбранные жизненные цели и ценности приводят человеку к осуществлению его Мечты, и чтобы достичь её, нужно трудиться. Жизнь во имя других людей, стремление к совершенству — вот что такое истинные ценности для автора.В истории русской медицины Ф.П. Гааз известен под именем «святой доктор». Свою жизнь он посвятил облегчению участи заключённых и ссыльных. Будучи главным врачом московских тюрем, он принимал и снабжал лекарствами бедных больных и боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных. Девизом доктора Гааза были слова: «Спешите делать добро». Служение людям, помощь обездоленным— вот жизненные ценности этого известного человека.Список жизненных ценностей у каждого свой. Наши мечты безграничны. Но главное на пути к мечте — понимать, что для тебя действительно важно. Твои жизненные ценности играют ключевую роль в твоей судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми.
Зайцева Мария из 8«А» класса
гимназии №1 г.Кирово-Чепецка Кировской
области и ее сочинение-размышление
Моими глазами
Резкий и неприятный звонок будильника прервал чудесный, сказочный и
очень короткий сон.…Всего 7 часов утра, обыкновенная человеческая лень
не дает встать с кровати после первого сигнала будильника, но все-таки
пора в школу. Еще один новый день начался. Времени как всегда не
хватает, тороплюсь, пытаюсь собрать вещи, очень быстро одеваюсь,
понимаю, что наверняка что-нибудь забыла. В зеркало смотреться не
хочется, так как знаю, что существо, смотрящее на меня оттуда по утрам,
очень отличается от меня настоящей.
Стрелки часов с бешеной скоростью идут вперед, а за стрелками иду я, но
только моя скорость меньше, и иду я не по кругу, а по аллее, ведущей в
школу. На улице туман, я всегда радуюсь туману, он у меня вызывает
ассоциации с Англией. Здание администрации в тумане напоминает корабль
«Титаник», борт которого так величественно выплывает из тумана. Мимо
едут машины и автобусы, мигая красными и желтыми фарами. Туман всегда
меняет реальность, сегодня он преобразил неприглядный старенький
автобус, стоящий у светофора и с нетерпением ждущий зеленого сигнала.
Сегодня даже этот, изъездивший город вдоль и поперек, автобус выглядит
как-то по-английски. А я иду дальше, восхищаясь туманом.
Аллея, через которую лежит мой путь в школу, сегодня тоже другая,
совсем не такая, какой все привыкли ее видеть. Тополя над головой стоят
еще без листвы, сквозь густую белую пелену тумана видны темные ветви на
фоне серого неба. Кто-то может подумать, что такой пейзаж не
представляет собой ничего интересного, но я не согласна с этими
предрассудками, вы просто не замечаете красоты такой погоды. Конечно,
серое небо, темные деревья и стаи птиц над ними нельзя назвать
символами весны, которая сейчас в самом разгаре, но для меня это не
главное, меня гораздо больше привлекает мечтательное очарование
туманной погоды. Влажный воздух окутывает волосы, оставляет на них
мелкие капельки, завивает в тонкие локоны, в этом прохладном влажном
воздухе чувствуются ритмы музыки вдохновения, музыки задумчивости.
Сегодня явно будет необычный день, не похожий на другие дни, совершено
особенный, ведь сегодня я, как никогда раньше, тонко чувствую
присутствие музы, она сопровождает меня, ведет по еще не проснувшимся
улицам моего маленького города. А улицы сегодня, видимо, правда, еще не
успели проснуться, около домов пустынно, пешеходов мало, одни только
машины нарушают тишину дремлющего под одеялом тумана города.
Постепенно туман начинает рассеиваться, а мне так хочется попросить его
задержаться еще хоть ненадолго! Какое-то странное тоскливое чувство на
душе, очень жалко прощаться с туманом, но солнце уже перестает быть
белым пятном, приобретает все более яркий окрас, поднимается выше над
городом. Вместе с уходящим туманом вдаль уезжают «английские» автобусы,
воздух перестает быть таким влажным, прохлада меняется на тепло
весеннего дня. Мечтательное настроение ушло вместе с туманом. Такая
быстрая метаморфоза в погоде не может ни отразится на настроении
человека, последние отголоски сладких мечтаний о будущем все еще
кружатся где-то рядом. Но вот уже грезы о будущем и о путешествиях в
Туманный Альбион сменились думами о дне сегодняшнем. Безусловно,
гораздо приятнее согревать душу мечтаниями, фантазиями, но муза
прекрасных грез ушла, немного жаль возвращаться в реальность, но солнце
поднимается все выше, до школы идти уже немного. Перед глазами
все еще утренний туман, но в голове мысли уже не о поэтических вещах,
проза жизни заставляет думать о школе, уроках, успеваемости.
Смотрю на солнце, понимая, что моя изменчивая муза сменила свои одежды,
сейчас мне уже совсем расхотелось думать о тумане, он ушел из мыслей,
желание вернуть эту белую пелену ушло в глубины души. А в голову
приходят другие мысли, словно ветер их так быстро меняет, а они
кружатся внутри меня, путают сознание, и снова уносят далеко от
реального мира в мой собственный мир.
Странное дело, вроде бы дорога до школы вовсе не длинная, но столько
мыслей за эту дорогу посещают меня, кажется, будто мысли меняются со
скоростью света, все-таки удивительная вещь мысль.
Вот уже до гимназии остается несколько метров, я приоткрываю калитку,
вхожу во двор школы, сразу становится как-то радостно на душе от
переливающихся звонких голосов детей, спешащих в школу, так же, как я.
Школьный двор не знает тишины. До звонка 10 минут, я быстро поднимаюсь
по лестнице, к школе движется непрерывный поток учеников, они все такие
разные. Кто-то с радостью идет в родную школу, а кто-то с явным
нежеланием учиться в такой замечательный весенний день. Смех,
разговоры, учителя, ученики, родители, малыши, старшеклассники. Школа,
как вздымающая волна, гремит, шумит сотнями разных голосов. До звонка
осталась всего 1 минута, я уже в своем классе, стало значительно тише,
все разошлись по классам.
Звонок громко оповещает о начале урока. Алгебра, биология, химия,
английский, история, русский…школьный день пролетел быстро, снова
дорога домой. После уроков мое настроение ушло совсем далеко от
утренних мечтаний, иду и думаю о том, как быстро летит время.
За чередой уроков я не замечаю, как пролетает день за днем,
перелистывая календарные страницы, удивляюсь, что с бешеной скоростью
проходят месяцы…март, апрель, май, а дальше лето. А потом? Потом
сентябрь, снова в школу, так год за годом, все движется по кругу, мы не
замечаем этого беспрерывного движения. Стрелки часов отмеряют секунды,
оставляя в прошлом сегодняшний день, пролетевший как одно мгновение.
Иногда так хочется остановить стрелки, с каждой секундой уносящие мое
детство, взрослая жизнь мало привлекает меня, ведь с возрастом часто
уходит умение замечать не только повседневные проблемы. Только у
творческих личностей не исчезает детский взгляд на мир, они не
перестают удивляться истинной красоте мира, в котором мы живем. Все же
можно встретить людей, умеющих радоваться простым вещам. Дети всегда
более внимательны к тому, что происходит вокруг, вряд ли кто-то из
взрослых сегодня заметил красоту тумана. Конечно, есть люди, которые
давно попрощались со своим детством, но все, же не утратили
наблюдательность, обычно это художники, писатели, музыканты. Я очень
люблю общаться с людьми, сохранившими в своей душе островок детства,
они не восклицают о дурных нравах молодого поколения, не кричат о
безнравственности и невоспитанности, такие люди просто живут в своем
мире, в котором всегда есть место для новых впечатлений и простых
радостей. Кто-то, также как я, сегодня не хотел прощаться с туманом,
любовался серой дымкой, а потом с радостью смотрел на чистое небо и
солнце, удивляясь быстрой смене погоды. Это удивительное чувство,
привычное, но каждый раз с новыми нотками, поэзия души, рвущаяся на
свободу. Смотрю на мир и каждый раз вижу что-то новое в привычных
вещах, вглядываюсь в лица прохожих и замечаю в чьих-то глазах огонек
детства. В погоне за счастьем мы сами затаптываем этот огонек, а потом
горько жалеем об ушедших радужных годах. Люди бегут к далеким
горизонтам, за которыми надеются найти богатства, любовь, обрести то, о
чем давно мечтали, но обретая, они теряют былую мечтательность,
разбивая ее о камни реальности. Трудно сохранить в себе
непосредственность, искренность, трудно не разучиться верить в чудеса,
а вернее видеть чудеса. Детство как туман уходит, а за ним наступает
взрослая жизнь, подобно солнцу, разрушая загадочность и удивительность
всего окружающего нас.
Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. А это значит – рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой росла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо-язык.
Полный текст Сочинение
С каждым годом становится все меньше и меньше книг, содержащих в себе накопленные опытом народа нравственные ценности и ориентиры, и это не может не разочаровывать. В данном тексте Ф.А. Абрамов поднимает актуальную проблему роли литературы.
Обращаясь к теме, автор рассуждает об ушедшей эпохе, напоминанием о которой остались наши матери и отцы, дедушки и бабушки, и лишь небольшое количество литературы, повествующей о подвигах и достижениях наших предков. Писатель акцентирует наше внимание на том, что то количество литературы прошлого, которое дошло до наших дней, служит не для идеализации деревенской жизни и не является тоской по уходящей избяной Руси. Отнюдь, дошедшие до нас произведения о «старых крестьянках», «матерях погибших на войне сыновей», «вдов-солдаток», наполненные «душевной росписью», «душевным светом», – это «наша сыновья, хотя и запоздалая благодарность».
Ф.А. Абрамов считает, что задачей литературы является осмысление и удержание духовного опыта людей старших поколений. Книги прошедшей эпохи содержат тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть нашей стране в годы самых тяжелых испытаний. Истинная роль литературы – предостеречь молодежь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями.
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что книги, повествующие о людях прошедших эпох, об испытаниях и подвигах наших предков, служат нравственным ориентирам для молодежи. Ролью литературы является передача духовного опыта людей, прошедших через множество испытаний, но пронесших через века «самоотверженность, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому».
В антиутопии Рея Брэдбери ««451 градус по Фа¬ренгейту» поднимается проблема роли литературы в нравственном воспитании человека, в духовном его созревании. В утопическом мире, описанном в произведении, книги, как символ ума, как символ духовности и нравственности подвергались сожжению. Власть ввела такую политику с целью полного интеллектуального и нравственного обнищания народа – и у неё это получилось, почти все люди, описываемые в произведении, напоминают зомби, заложников примитивной массовой культуры, суть жизни которых заключается лишь в бесполезном потреблении и беспрекословном подчинении.
В произведении М. Горького «Мои университеты» автор на примере главного героя показывает, какую роль играет литература в жизни человека. Книги помогли Алеше многое в жизни понять и усвоить, помогали ему в трудные моменты жизни, и давали сил для новых действий и решений. Герой часто вспоминал сказки, которые ему рассказывала бабушка, и внутри него всегда сохранялось то духовное и нравственное, что старушка в них вкладывала. Благодаря книгам Алеша создал в своем создании идеального героя, мудрого, простого и доброго, и затем на протяжении всей своей жизни тянулся именно к такому типу человека, зная, что именно с ним встанет на широкий и ясный путь.
Таким образом, можно сделать вывод, что ролью литературы является духовное и нравственное воспитание человека, а также пронесение через века и тысячелетия ничем незаменимый опыт поколений.
Марина в категроии Русский язык, вопрос открыт 07.11.2017 в 23:38
Высказывание К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
текст:
(1) Бабы-Яги вытащили из сеней свои мётлы, вскочили на них и полетели к трём дубам. (2) Первой летела старшая. (3) Вид у неё был торжественный и зловещий. (4) За ней — младшая. (5) Средняя впопыхах села на метлу не с той стороны и поэтому летела задом наперёд. (6) У трёх дубов сёстры приземлились.
(7) Червяк был действительно длиннющий. (8) Одним концом он уходил под корни дубов, а другой конец терялся в траве.
(9) Старшая Баба-Яга приложилась ухом к червяку и стала слушать. (10) Червяк молчал.
(11) — Надо поколдовать, — сказала младшая.
(12) Старшая стала что-то бормотать и крутить руками.
(13) Вдруг из червяка стали доноситься приглушённые голоса.
(14) — Сделай погромче, — попросила средняя.
(15) Старшая плюнула на червяка, и стало громче.
(16) — «Дятел»! (17) «Дятел»! (18) Я — «Ромашка»! — кричал чей-то голос.
(19) — «Ромашка»! (20) Я — «Дятел»! (21) Слышу вас хорошо! — послышалось в ответ.
(22) — Подтвердите выход солдат на учения!
(23) — Подтверждаю!
(24) — Молодец! (25) Подтвердите готовность личного состава!
(26) — Подтверждаю!
(27) — Молодец! (28) Постоянно будьте на связи. (29) Конец связи!
(30) — Есть конец связи!
(31) После этого разговора что-то забулькало, и всё стихло.
(32) — Наконец-то настоящие чудеса начались! — запрыгала от радости средняя. —(33) Ромашка разговаривает с дятлом внутри такого тощего червяка!
(34) Старшая уже всё поняла. (35) Она стояла, прислонившись к дубу, и с грустью смотрела на сестёр.
(36) — Нет, сестрёнки, это не чудеса. (37) Солдаты по разным концам нашего леса сидят и по этому червяку всякие нужные разговоры разговаривают. (38) Это полевой телефон называется. (39) А червяк — не червяк, а кабель.
(40) — А почему «полевой», если он не в поле, а в лесу? — поинтересовалась средняя.
(41) — «Почему, почему»! (42) А не почему! (43) Вот почему. (44) Это военная тайна называется. (45) Эх, рушится жизнь сказочная! (46) Нам тут только ещё солдат не хватает.
(47) — Солдаты! — мечтательно произнесла младшая. — (48) А раньше, помните? (49) Придёт солдат Иван за советом, хрычовкой обзовёт, ружжом пригрозит… (50) А ты его напоишь, накормишь, дорогу к Змею Горынычу укажешь.
(51) — Давно к нам в избушку солдатики не захаживали, — вздохнула средняя.
(52) — Я придумала! — вдруг закричала старшая сестра. — () Сестрёнки! (53) Мы сейчас сами сказку делать будем! (54) Им эти разговоры страсть как нужны. (55) А мы начнём им мешать эти разговоры разговаривать. (56) Они подумают, что в этом кабеле неисправность, пошлют какого-нибудь солдата неисправность починять, а тут — мы! (57) Вот сказка и начнётся!
(58) Бабы-Яги бросились к кабелю и стали усердно колдовать. (59) От того, что они колдовали втроём, было очень хорошо слышно голоса.
(по сказочной повести М.Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали»)
Пояснение.15.1 От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи.В тексте Альберта Лиханова особой выразительностью отличается речь тети Груни. Напевность, мелодичность придают ее манере говорить используемые просторечные слова и выражения: «И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили» (предложения № 18—19), «Аль не знал?» (предложение № 26). Некоторые фразы героини по лаконичности формы напоминают пословицы. Так, в предложении «Потому как добро без корысти» отсутствует глагол-сказуемое, смысл сосредоточен в двух словах «добро без корысти» (предложение № 25). Неслучайно речь тети Груни такова. Близость к народу, его нрав-ственным основам всегда считалась в русской литературе привилегией положительных героев, каковой и является героиня Лиханова. Таким образом, на примере приведенного текста подтверждается высказывание известного лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
15.2 В тексте Альберта Лиханова читаем, как в ответ на шутку бойца Пряхина об оплате за заботу тётя Груня отвечает: «Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили». Тётя Груня заботилась о раненых бескорыстно, для неё это естественно – помогать окружающим, нести им заботу и добро.«Неграмотная старуха» словно волшебница колдует над кроватями раненых (предложение 4), и чудо происходит: побеждает свою боль Алексей Пряхин (предложение 11). И тётя Груня вместе с врачами помогала ему день за днём побеждать эту боль и становиться на ноги. Главным жизненным принципом этой женщины стали слова: «Добро без корысти» (предложение 25).Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности. Не всё в нашей жизни измеряется деньгами. Ни на какие деньги нельзя купить сострадания и человечности.
15.3 Сострадание – умение переживать чужую боль как свою собственную, желание прийти на помощь, искреннее посочувствовать, не осудить. Способностью к состраданию обладают далеко не все, потому, наверное, в нашем обществе растёт недоверие друг к другу. Неспособность сострадать прикрывается подозрительностью, поиском тысяч причин не прийти на помощь.Тётя Груня, героиня текста Альберта Лиханова по-матерински относится к раненым бойцам. Её душа открыта милосердию. У этой простой женщины большое сердце, потому что оно может вместить в себя боль солдат, за которыми она ухаживает, облегчить эту боль материнской заботой и неустанным служением добру.Недавно по телевизору услышала такой факт: в холодном подъезде кошка легла на брошенного младенца, обогревая его своим теплом, мяукала, звала на помощь. И спасла ребёнка, не дала ему замёрзнуть, пока не пришли люди. Кошка может! А мать, бросившая этого ребёнка? У неё есть сердце, человеческое понимание? Видимо, нет, не может она называться человеком! Самые прочные узы связывают мать и дитя. Если эти узы рвутся, то рушится самое святое – вера в человека, любовь, без которых тяжело жить. Если мать не способна к состраданию, то что говорить о других? Нельзя допустить, чтобы мы и дальше продолжали скатываться от своего высокого предназначения в пропасть бездушия. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему приумножение добра всегда воздаётся сторицей.
Пояснение.15.1 От того, как человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. В тексте Евгения Носова перед нами диалог синички с рассказчиком. Посмотрим, как развивается этот диалог. Речь человека и синички в тексте очень похожа по структуре. Это обусловлено тем, что рассказчик-писатель пытается очень доступно объяснить птичке очевидные для него вещи. Примером могут служить предложения 23-24: на простой вопрос даётся однозначный ответ: — (23)Ты здесь живёшь? — (24)Да.Когда речь идёт о важных понятиях, автор очень доступно, просто, но емко пытается рассказать, что вмещает в себя это понятие. Так он поступает, растолковывая значение слова «работать»:- (55)Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. (56)Без неё нельзя. (57)Все люди должны что-нибудь делать. (58)Этим они помогают друг другу.Именно в этих словах заключен главный жизненный принцип писателя: чтобы сделать жизнь лучше, нужно работать, иначе нельзя, настоящий человек должен чувствовать ответственность за окружающий его мир, неустанно совершенствовать себя и стремиться помочь другим.Таким образом, примерами из приведенного текста подтверждается высказывание известного русского философа М. Бахтина: «Диалог не просто общение, но взаимодействие, в ходе которого человек открывается себе и другим, обретает и узнаёт своё человеческое лицо, научается быть человеком».
15.2 «Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу», — в приведённых словах заключен главный жизненный принцип Евгения Носова. Чтобы сделать жизнь лучше, нужно работать, иначе нельзя. Настоящий человек должен чувствовать ответственность за окружающий его мир, неустанно совершенствовать себя и стремиться помочь другим. Герой-рассказчик неустанно следует этому принципу.Уже во третьем предложении текста находим этому подтверждение: «Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил пшеничные зёрна». Зачем он это делает? Он помогает первому, кто нуждался в тот момент в помощи – беззащитной синичке.В предложениях 60-61 автор объясняет, почему выбрал столь необычный способ кормления синички: «Я хочу написать книгу. (61)Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать пшеничных зёрен.». То, что один человек покормил одну синичку, вроде бы существенно не изменило наш мир. А вот рассказ об этом в книге способен сотворить чудо: он научит людей делать добро, он провозгласит добро и неравнодушие главными жизненными ценностями. Таким образом, нам удалось подтвердить, что главным жизненным ориентиром для каждого из нас, по мнению Е. Носова, должно стать созидательное действие. Список жизненных ценностей у каждого свой. Наши мечты безграничны. Но главное на пути к мечте — понимать, что в жизни действительно важно.
15.3 У каждого человека существуют основные жизненные ценности, то есть то, что кажется ему наиболее значимым и важным. Зачастую определяются они в течение довольно длительного отрезка времени и зависят от уклада жизни человека, его воспитания и окружения. Именно поэтому у разных людей в разные периоды их жизни разные ценности: кто-то стремится к комфорту, кто-то к саморазвитию, для кого-то счастье близких составляет самую большую ценность и значимость в жизни. Выбор жизненного пути очень часто зависит от того, какие человек ставит цели и к чему будет стремиться.Из разговора с синичкой мы узнаём, что герой рассказа Е. Носова — писатель. Его мечта состоит в том, чтобы написать такую книгу, после прочтения которой каждому захочется стать таким Человеком, которому доверяли бы синички. В этой мысли таится более глубокий смысл, в ней скрыт главный жизненный принцип писателя. И над воплощением своей мечты автор, как и все люди, будет работать. Работать для того, чтобы быть полезным и учить людей добру— вот жизненные ценности рассказчика. Евгения Ивановича Носова называют человеком, светящимся добротой. Известный писатель, фронтовик, человек, награждённый многочисленными орденами и медалями, зимними морозными днями кормил птиц. Люди, приходящие к его памятнику, видят выгравированные слова, жизненный лозунг писателя: «Покормите птиц!» Об этом просил сам писатель, это его завещание и призыв к людям быть человечными. Как много смысла в этом коротком призыве и как много можно понять о человеке, жившем под таким девизом!Список жизненных ценностей у каждого свой. Но главное на пути к мечте — понимать, что для тебя действительно важно. Твои жизненные ценности играют ключевую роль в твоей судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми.
Пояснение.15.1 Русский язык — один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации. Нельзя не согласиться с высказыванием знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Предложение — единица синтаксиса, в составе которой от-дельные слова и предикативные части приобретают способность взаимодействовать и образовывать речевые компоненты. Для подтверждения справедливости слов Ф. И. Буслаева обратимся к отрывку из текста Константина Паустовского. В тексте немало выразительных взаимосвязей. Так, например, в предложении № 13 (Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием) грамматической основой является сочетание «толпа смотрела», которое само по себе интересно с точки зрения соответствия лексического и грамматического значения. В составе подлежащего слово «толпа» по своему лексическому значению подразумевает нескольких человек, буквально группу людей. Однако, грамматическое значение слова «толпа» — существительное единственного числа. Таким образом, в самом сочетании подчеркивается, с одной стороны, безликость людей с гравюр, а с другой, как бы их целостность, общность, поэтому и сказуемое употребляется по грамматическим нормам в единственном числе: толпа смотрела. В предложении 18 (Что-то на тех досках нацарапано — не пойму) дополнительный оттенок приобретает слово «нацарапано», оно употреблено с целью принизить значимость живописи на гравюрах. Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в предложении слово, его грамматическое и лексическое значения раскрываются в полной мере.
15.2 Очень часто то, что человек не понимает в силу своей необразованности, неразвитости, неспособности оценить вследствие суетности жизни и сложившихся обстоятельств, он считает неважным, ничтожным. Ценить и понимать искусство способен не каждый человек. Об этом финальные слова Лёни из текста Константина Паустовского.В тексте рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано — не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.Автор показывает и другого героя — Лёню, который готов риско-вать своей репутацией, карьерой, жизнью, чтобы спасти эти шедевры. В предложении 30 находим подтверждение этого: героя судить собирались на общем собрании из-за его отношения к работам художника.Сохранить искусство для потомков — наш долг перед будущими поколениями. Мы должны не только гордиться изумительными про-порциями храма Покрова на Нерли или собором Василия Блаженного, но и сделать всё, чтобы ими могли гордиться наши дети.
15.3 Искусство — это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить всё, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество.В тексте Константина Паустовского рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано — не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.Когда приезжаешь на Красную площадь, главную площадь страны, твой взор невольно будет прикован к храму Василия Блаженного. Это образец настоящего искусства, он манит, завораживает. Как бы ни менялась история нашего государства, храм выстоял, выстоял как символ нашей силы и величия.Сохранить искусство для потомков — наш долг перед будущими поколениями. Мы должны не только гордиться изумительными пропорциями храма Покрова на Нерли или собором Василия Блаженного, но и сделать всё, чтобы ими могли гордиться наши дети.
Пояснение.15.1 Русский язык – один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания. Есть в нашем языке и специальные средства, которые помогают сделать нашу речь образной, яркой, запоминающейся. Об этом говорит А.И. Горшков: «Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Попробуем разобраться в правомочности этого утверждения на примерах из текста В.А. Тузлукова.В предложении 38 используется фразеологизм «идти своим путём», который обладает неделимым смыслом. Как и любой фразеологизм, значение его переносное: в предложении означает «заниматься своим делом, жить своей жизнью». Образ дороги, возникающий в тексте сам по себе метафоричен: дорога – жизненный путь, вся жизнь.Во втором, третьем и четвёртом предложениях используется лексический повтор: повторяется слово «мечта». Так автор с первых строк текста настраивает читателя на размышления о Мечте, словно приглашая к доверительному разговору.Таким образом, приведенные примеры подтверждают высказывание А.И. Горшкова о том, выразительность речи может привлечь внимание, воздействовать на чувства, переживания, настроения собеседника.
15.2 «Без Мечты засохнет Душа, как росток в пустыне», — в этих строках текста В.А. Тузлукова содержится итог размышлений героя о том, как сделать свою жизнь и жизнь окружающих тебя людей лучше. Не надо ждать, когда на тебя обрушится небесная благодать и всё само собой чудесным образом устроится, нужно совершать чудеса самому, совершать для себя и для других, тогда и сам будешь жить в постоянном ощущении собственной нужности и душевного подъёма. Нужно не бояться мечтать и следовать за своей мечтой.Так и не поняли в полной мере, что такое мечта старшие братья. Средний «загнал свою сокровенную Мечту в тесный и пыльный круг своего домашнего очага» (предложение 46). А старший так и не понял, что мечту воплощать в реальность – дело его же собственных рук. Только младший брат понял главное: «не мечта служит человеку, а человек — мечте» (предложение 50). Если твои мечты не противоречат идеалам Красоты, Любви к людям, тогда ты сможешь стать по-настоящему счастливым человеком.Автор приводит читателя к мысли: лишь правильно выбранные жизненные цели и ценности приводят человеку к осуществлению его Мечты, и чтобы достичь её, нужно трудиться. Жизнь во имя других людей, стремление к совершенству — вот что такое истинные ценности для автора.Очень важно, чтобы твои жизненные ценности не шли вразрез с общечеловеческими.
15.3 У каждого человека существуют основные жизненные ценности, то есть то, что кажется ему наиболее значимым и важным. Зачастую определяются они в течение довольно длительного отрезка времени и зависят от уклада жизни человека, его воспитания и окружения. Именно поэтому у разных людей в разные периоды их жизни разные ценности: кто-то стремится к комфорту, кто-то к саморазвитию, для кого-то счастье близких составляет самую большую ценность и значимость в жизни. Выбор жизненного пути очень часто зависит от того, какие человек ставит цели и к чему будет стремиться.Жизненные цели, которые ставили перед собой братья, были очень разными. Первый хотел сделать счастливыми всех людей, второй мечтал «построить дом, посадить дерево и вырастить сына», а третий мечтал стать мастером, передающим свои знания другим. Осуществилась лишь Мечта третьего: он передаёт другим то, чему научился сам. Автор приводит читателя к мысли: лишь правильно выбранные жизненные цели и ценности приводят человеку к осуществлению его Мечты, и чтобы достичь её, нужно трудиться. Жизнь во имя других людей, стремление к совершенству — вот что такое истинные ценности для автора.В истории русской медицины Ф.П. Гааз известен под именем «святой доктор». Свою жизнь он посвятил облегчению участи заключённых и ссыльных. Будучи главным врачом московских тюрем, он принимал и снабжал лекарствами бедных больных и боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных. Девизом доктора Гааза были слова: «Спешите делать добро». Служение людям, помощь обездоленным— вот жизненные ценности этого известного человека.Список жизненных ценностей у каждого свой. Наши мечты безграничны. Но главное на пути к мечте — понимать, что для тебя действительно важно. Твои жизненные ценности играют ключевую роль в твоей судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми.
Зайцева Мария из 8«А» класса
гимназии №1 г.Кирово-Чепецка Кировской
области и ее сочинение-размышление
Моими глазами
Резкий и неприятный звонок будильника прервал чудесный, сказочный и
очень короткий сон.…Всего 7 часов утра, обыкновенная человеческая лень
не дает встать с кровати после первого сигнала будильника, но все-таки
пора в школу. Еще один новый день начался. Времени как всегда не
хватает, тороплюсь, пытаюсь собрать вещи, очень быстро одеваюсь,
понимаю, что наверняка что-нибудь забыла. В зеркало смотреться не
хочется, так как знаю, что существо, смотрящее на меня оттуда по утрам,
очень отличается от меня настоящей.
Стрелки часов с бешеной скоростью идут вперед, а за стрелками иду я, но
только моя скорость меньше, и иду я не по кругу, а по аллее, ведущей в
школу. На улице туман, я всегда радуюсь туману, он у меня вызывает
ассоциации с Англией. Здание администрации в тумане напоминает корабль
«Титаник», борт которого так величественно выплывает из тумана. Мимо
едут машины и автобусы, мигая красными и желтыми фарами. Туман всегда
меняет реальность, сегодня он преобразил неприглядный старенький
автобус, стоящий у светофора и с нетерпением ждущий зеленого сигнала.
Сегодня даже этот, изъездивший город вдоль и поперек, автобус выглядит
как-то по-английски. А я иду дальше, восхищаясь туманом.
Аллея, через которую лежит мой путь в школу, сегодня тоже другая,
совсем не такая, какой все привыкли ее видеть. Тополя над головой стоят
еще без листвы, сквозь густую белую пелену тумана видны темные ветви на
фоне серого неба. Кто-то может подумать, что такой пейзаж не
представляет собой ничего интересного, но я не согласна с этими
предрассудками, вы просто не замечаете красоты такой погоды. Конечно,
серое небо, темные деревья и стаи птиц над ними нельзя назвать
символами весны, которая сейчас в самом разгаре, но для меня это не
главное, меня гораздо больше привлекает мечтательное очарование
туманной погоды. Влажный воздух окутывает волосы, оставляет на них
мелкие капельки, завивает в тонкие локоны, в этом прохладном влажном
воздухе чувствуются ритмы музыки вдохновения, музыки задумчивости.
Сегодня явно будет необычный день, не похожий на другие дни, совершено
особенный, ведь сегодня я, как никогда раньше, тонко чувствую
присутствие музы, она сопровождает меня, ведет по еще не проснувшимся
улицам моего маленького города. А улицы сегодня, видимо, правда, еще не
успели проснуться, около домов пустынно, пешеходов мало, одни только
машины нарушают тишину дремлющего под одеялом тумана города.
Постепенно туман начинает рассеиваться, а мне так хочется попросить его
задержаться еще хоть ненадолго! Какое-то странное тоскливое чувство на
душе, очень жалко прощаться с туманом, но солнце уже перестает быть
белым пятном, приобретает все более яркий окрас, поднимается выше над
городом. Вместе с уходящим туманом вдаль уезжают «английские» автобусы,
воздух перестает быть таким влажным, прохлада меняется на тепло
весеннего дня. Мечтательное настроение ушло вместе с туманом. Такая
быстрая метаморфоза в погоде не может ни отразится на настроении
человека, последние отголоски сладких мечтаний о будущем все еще
кружатся где-то рядом. Но вот уже грезы о будущем и о путешествиях в
Туманный Альбион сменились думами о дне сегодняшнем. Безусловно,
гораздо приятнее согревать душу мечтаниями, фантазиями, но муза
прекрасных грез ушла, немного жаль возвращаться в реальность, но солнце
поднимается все выше, до школы идти уже немного. Перед глазами
все еще утренний туман, но в голове мысли уже не о поэтических вещах,
проза жизни заставляет думать о школе, уроках, успеваемости.
Смотрю на солнце, понимая, что моя изменчивая муза сменила свои одежды,
сейчас мне уже совсем расхотелось думать о тумане, он ушел из мыслей,
желание вернуть эту белую пелену ушло в глубины души. А в голову
приходят другие мысли, словно ветер их так быстро меняет, а они
кружатся внутри меня, путают сознание, и снова уносят далеко от
реального мира в мой собственный мир.
Странное дело, вроде бы дорога до школы вовсе не длинная, но столько
мыслей за эту дорогу посещают меня, кажется, будто мысли меняются со
скоростью света, все-таки удивительная вещь мысль.
Вот уже до гимназии остается несколько метров, я приоткрываю калитку,
вхожу во двор школы, сразу становится как-то радостно на душе от
переливающихся звонких голосов детей, спешащих в школу, так же, как я.
Школьный двор не знает тишины. До звонка 10 минут, я быстро поднимаюсь
по лестнице, к школе движется непрерывный поток учеников, они все такие
разные. Кто-то с радостью идет в родную школу, а кто-то с явным
нежеланием учиться в такой замечательный весенний день. Смех,
разговоры, учителя, ученики, родители, малыши, старшеклассники. Школа,
как вздымающая волна, гремит, шумит сотнями разных голосов. До звонка
осталась всего 1 минута, я уже в своем классе, стало значительно тише,
все разошлись по классам.
Звонок громко оповещает о начале урока. Алгебра, биология, химия,
английский, история, русский…школьный день пролетел быстро, снова
дорога домой. После уроков мое настроение ушло совсем далеко от
утренних мечтаний, иду и думаю о том, как быстро летит время.
За чередой уроков я не замечаю, как пролетает день за днем,
перелистывая календарные страницы, удивляюсь, что с бешеной скоростью
проходят месяцы…март, апрель, май, а дальше лето. А потом? Потом
сентябрь, снова в школу, так год за годом, все движется по кругу, мы не
замечаем этого беспрерывного движения. Стрелки часов отмеряют секунды,
оставляя в прошлом сегодняшний день, пролетевший как одно мгновение.
Иногда так хочется остановить стрелки, с каждой секундой уносящие мое
детство, взрослая жизнь мало привлекает меня, ведь с возрастом часто
уходит умение замечать не только повседневные проблемы. Только у
творческих личностей не исчезает детский взгляд на мир, они не
перестают удивляться истинной красоте мира, в котором мы живем. Все же
можно встретить людей, умеющих радоваться простым вещам. Дети всегда
более внимательны к тому, что происходит вокруг, вряд ли кто-то из
взрослых сегодня заметил красоту тумана. Конечно, есть люди, которые
давно попрощались со своим детством, но все, же не утратили
наблюдательность, обычно это художники, писатели, музыканты. Я очень
люблю общаться с людьми, сохранившими в своей душе островок детства,
они не восклицают о дурных нравах молодого поколения, не кричат о
безнравственности и невоспитанности, такие люди просто живут в своем
мире, в котором всегда есть место для новых впечатлений и простых
радостей. Кто-то, также как я, сегодня не хотел прощаться с туманом,
любовался серой дымкой, а потом с радостью смотрел на чистое небо и
солнце, удивляясь быстрой смене погоды. Это удивительное чувство,
привычное, но каждый раз с новыми нотками, поэзия души, рвущаяся на
свободу. Смотрю на мир и каждый раз вижу что-то новое в привычных
вещах, вглядываюсь в лица прохожих и замечаю в чьих-то глазах огонек
детства. В погоне за счастьем мы сами затаптываем этот огонек, а потом
горько жалеем об ушедших радужных годах. Люди бегут к далеким
горизонтам, за которыми надеются найти богатства, любовь, обрести то, о
чем давно мечтали, но обретая, они теряют былую мечтательность,
разбивая ее о камни реальности. Трудно сохранить в себе
непосредственность, искренность, трудно не разучиться верить в чудеса,
а вернее видеть чудеса. Детство как туман уходит, а за ним наступает
взрослая жизнь, подобно солнцу, разрушая загадочность и удивительность
всего окружающего нас.
Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. А это значит – рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой росла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо-язык.
Полный текст
Сочинение
С каждым годом становится все меньше и меньше книг, содержащих в себе накопленные опытом народа нравственные ценности и ориентиры, и это не может не разочаровывать. В данном тексте Ф.А. Абрамов поднимает актуальную проблему роли литературы.
Обращаясь к теме, автор рассуждает об ушедшей эпохе, напоминанием о которой остались наши матери и отцы, дедушки и бабушки, и лишь небольшое количество литературы, повествующей о подвигах и достижениях наших предков. Писатель акцентирует наше внимание на том, что то количество литературы прошлого, которое дошло до наших дней, служит не для идеализации деревенской жизни и не является тоской по уходящей избяной Руси. Отнюдь, дошедшие до нас произведения о «старых крестьянках», «матерях погибших на войне сыновей», «вдов-солдаток», наполненные «душевной росписью», «душевным светом», – это «наша сыновья, хотя и запоздалая благодарность».
Ф.А. Абрамов считает, что задачей литературы является осмысление и удержание духовного опыта людей старших поколений. Книги прошедшей эпохи содержат тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть нашей стране в годы самых тяжелых испытаний. Истинная роль литературы – предостеречь молодежь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями.
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что книги, повествующие о людях прошедших эпох, об испытаниях и подвигах наших предков, служат нравственным ориентирам для молодежи. Ролью литературы является передача духовного опыта людей, прошедших через множество испытаний, но пронесших через века «самоотверженность, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому».
В антиутопии Рея Брэдбери ««451 градус по Фа¬ренгейту» поднимается проблема роли литературы в нравственном воспитании человека, в духовном его созревании. В утопическом мире, описанном в произведении, книги, как символ ума, как символ духовности и нравственности подвергались сожжению. Власть ввела такую политику с целью полного интеллектуального и нравственного обнищания народа – и у неё это получилось, почти все люди, описываемые в произведении, напоминают зомби, заложников примитивной массовой культуры, суть жизни которых заключается лишь в бесполезном потреблении и беспрекословном подчинении.
В произведении М. Горького «Мои университеты» автор на примере главного героя показывает, какую роль играет литература в жизни человека. Книги помогли Алеше многое в жизни понять и усвоить, помогали ему в трудные моменты жизни, и давали сил для новых действий и решений. Герой часто вспоминал сказки, которые ему рассказывала бабушка, и внутри него всегда сохранялось то духовное и нравственное, что старушка в них вкладывала. Благодаря книгам Алеша создал в своем создании идеального героя, мудрого, простого и доброго, и затем на протяжении всей своей жизни тянулся именно к такому типу человека, зная, что именно с ним встанет на широкий и ясный путь.
Таким образом, можно сделать вывод, что ролью литературы является духовное и нравственное воспитание человека, а также пронесение через века и тысячелетия ничем незаменимый опыт поколений.