Сочинение на тему базаров как трагический герой

14 вариантов

  1. Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Писатель очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно драматических тонах.
    Тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться иначе.
    Я считаю Евгения Базарова самым романтическим из всех литературных героев. Его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку
    человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым па самые различные темы.
    Но о чем бы они пи говорили – об искусстве ли или о славянофильстве, – мне почему-то кажется, что он спорит не с Кирсановым, а с самим собой. Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов, против которых он восстает.
    Есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства Кирсановых и им подобных. Базаров – труженик, и труд он считает необходимым
    условием для получения независимости, которую ценит превыше всего. Он не признает авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли.
    Однако многие его высказывания звучат дико, я имею в виду его рассуждения о поэзии,, искусстве, природе и о любви. Он заявляет: “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Рафаэль, с его точки зрения, “гроша медного не стоит”. Любоваться красотой природы он не склонен: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Что же он говорит о любви? “А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец”.
    Столь же удивительно и другое его высказывание: “И что за таинственные отношения между мужчиной И женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество”.
    Слова “романтизм” и “гниль” он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы. Добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться циничным и бесчувственным. А между тем полугодовалый ребенок Фенечки легко идет к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все дети идут к нему, потому что он знает такую “штуку”.
    Надо сказать, такую “штуку” знают только исключительные люди, и Базаров один из них. Он мог бы быть нежным мужем и отцом, распорядись судьба по-другому. Ведь каким любящим сыном он был, хотя и старался спрятать эту любовь за той же небрежностью в обращении, за которой прятал все свои искренние чувства, например привязанность к Аркадию. Лишь с одним чувством он так и не смог совладать. Оно оказалось не меньшей стихией, чем нигилизм, исковеркавший всю его жизнь.
    Любовь поглотила его настолько, что не осталось следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога. Он больше не “препарирует глаз”, хотя и пытается бороться со своей страстью – явным опровержением всех его искусственных теорий. Признаться в любви такой женщине, как Анна Сергеевна Одинцова, может только отчаянный романтик.
    Зная характер этой дамы, понимая, что для нее спокойствие важнее сильных чувств. он все-таки открывает ей свое сердце. Он получает отказ, и это горе, так же, как и любовь, остаются с ним до его последнего вздоха.
    Перед смертью он хочет проститься с любимой женщиной, и его прощальные слова наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься – тот ли это человек. который всеми силами старался уверить себя и окружающих в том, что любви не существует. Он просит Одинцову утешить родителей: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…”
    Тургенев описывает уход главного героя из жизни в подлинно трагических тонах. Базаров – мятежная, страстная и сильная личность. Даже на краю могилы он ни па минуту не прекращает напряженной работы ума и сердца. Последние слова Базарова наполнены истинным драматизмом: “Я нужен России…
    Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?” Трагичность судьбы Базарова можно объяснить не только его личностными качествами, но и тем, что он один из первых, из тех, кто прокладывает путь другим. Тургенев писал, что это “фигура, обреченная на гибель, она все-таки стоит в преддверии будущего”.
    И хочется верить в то, что когда-нибудь России будут нужны все люди и им не придется ломать свои души и умы для того, чтобы стать ей полезными.

  2. Евгений не верит в поэзию, в искусство. Он не считается с чувствами и эмоциями. Любовь – это нелепая ерунда, ведь отношения мужчин и женщин, по мнению главного героя, это всего лишь физиология.
    Откуда в Базарове такое упорство. Оно было нажито годами стараний и усилий. Евгений был выращен в бедной семье, поэтому, всех достижений в жизни добивался самостоятельно. И вот, на размеренном и уверенном пути героя встречается женщина – Анна Одинцова. Именно она переворачивает его сознание, рушит все нигилистические убеждения и стереотипы. Она ломает весь мир убеждений, на котором строилось и держалось сознание героя.
    Евгений влюбляется и получает отказ. Он остается наедине со своими чувствами. В растерянности, уезжая к родителям, Базаров заражается тифом и умирает. Только перед смертью он понимает, что не принес никакой пользы России. Его нигилистические убеждения, поступки были бессмысленными, глупыми, ненужными.
    Оказывается – чувства и любовь, поэзия, искусство – все это существует и дарит людям счастье, радость. Из-за своей твердой, отвернутой от жизни позиции, герой не смог испытать счастья в личной жизни, он не смог осчастливить никого вокруг себя. Можно смело заявить, что жизнь его прошла зря, впустую. Именно в этом и заключается трагизм главного героя. Все годы своей жизни он просто существовал и не более.

  3. Базаров как трагический герой (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Писатель очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно драматических тонах. Тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться иначе.Я считаю Евгения Базарова самым романтическим из всех литературных героев. Его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым на самые различные темы. Но о чем бы они ни говорили — об искусстве ли или о славянофильстве, — мне почему-то кажется, что он спорит не с Кирсановым, а с самим собой. Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов, ‘ против которых он восстает.Есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства Кирсановых и им подобных. Базаров — труженик, и труд он считает необходимым условием для получения независимости, которую ценит превыше всего. Он не признает авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли.Однако многие его высказывания звучат дико, я имею в виду его рассуждения о поэзии,, искусстве, природе и о любви. Он заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Рафаэль, с его точки зрения, «гроша медного не стоит». Любоваться красотой природы он не склонен: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Что же он говорит о любви? «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец». Столь же удивительно и другое его высказывание: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Слова «романтизм» и «гниль» он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы. Добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться циничным и бесчувственным. А между тем полугодовалый ребенок Фенечки легко идет к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все дети идут к нему, потому что он знает такую «штуку». Надо сказать, такую «штуку» знают только исключительные люди, и Базаров один из них. Он мог бы быть нежным мужем и отцом, распорядись судьба по-другому. Ведь каким любящим сыном он был, хотя и старался спрятать згу любовь за той же небрежностью в обращении, за которой прятал все свои искренние чувства, например привязанность к Аркадию. Лишь с одним чувством он так и не смог совладать. Оно оказалось не меньшей стихией, чем нигилизм, исковеркавший всю его жизнь. Любовь поглотила его настолько, что не осталось следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога. Он больше не «препарирует глаз», хотя и пытается бороться со своей страстью — явным опровержением всех его искусственных теорий. Признаться в любви такой женщине, как Анна Сергеевна Одинцова, может только отчаянный . романтик. Зная характер этой дамы, понимая, что для нее спокойствие важнее сильных чувств, он все-таки открывает ей свое сердце. Он получает отказ, и это горе, так же, как и любрвь, остаются с ним до его последнего вздоха.Перед смертью он хочет проститься с любимой женщиной, и его прощальные слова наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься — тот ли это человек, который всеми силами старался уверить себя и окружающих в том, что любви не существует. Он просит Одинцову утешить родителей: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…»Тургенев описывает уход главного героя из жизни в подлинно трагических тонах. Базаров — мятежная, страстная и сильная личность. Даже на краю могилы он ни на минуту не прекращает напряженной работы ума и сердца. Последние слова Базарова наполнены истинным драматизмом: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?» Трагичность судьбы Базарова можно объяснить не только его личностными качествами, но и тем, что он один из первых, из тех, кто прокладывает путь другим. Тургенев писал, что это «фигура, обреченна
    я на гибель, пачи чаяния она все-таки стоит в преддверии будущего». И хочется верить в то, что когда-нибудь России будут нужны все люди и им не придется ломать свои души и умы для того, чтобы стать ей полезными.

  4. “Отцы и дети” И. С; Тургенева — это произведение, отразившее все стороны русской жизни 50-х годов XIX века, характерные черты предшествующих десятилетий. Предыстория любого из героев романа, его портрет добавляет в описание эпохи необходимые детали. Однако,не все персонажи произ— водят одинаковое по силе впечатление на читателя. Главный герой романа — Базаров. Именно эта личность вызвала больше всего споров в обществе и литературной критике XIX века. “Базаров” называется и статья Д. И. Писарева, лучше всех в свое время сумевшего понять сложный характер, созданный Тургеневым. Определение, данное критиком герою (“лицо трагическое”), до сих пор остается одним из самых употребляемых в статьях о Базарове. Но содержание трагедии понимается по-разному.
    Первое, на что мы обращаем внимание, читая роман, — это противопоставление героя и окружающего общества. Базаров — нигилист, то есть человек, врывающийся в мир обыденности с совершенно непривычными для собеседников, например для братьев Кирсановых, взглядами, с желанием разрушить основы существующего мироустройства. Позиции разночинца и дворян-помещиков непримиримы. Их различие — источник постоянных споров Базарова и Павла Петровича, причина безуспешных попыток Николая Петровича понять молодежь.
    Но Евгений далек не только от Кирсановых. Не меньшая пропасть отделяет его от Кукшиной и Ситникова, тех, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, неминуемо опошляющие любые идеи, проповедующие их ради моды. Они не чета Базарову ни по уму, ни по душевной глубине, ни по нравственной силе.
    Не стал единомышленником Евгения и “мякенький, либеральный барич” Аркадий. Он и в начале романа, говоря о нигилизме, чаще дает оценку Базарову, реже рассказывает о своих убеждениях. Судьба молодого Кирсанова — лучшее доказательство того, что Аркадий — всего лишь копия отца. Он “свил гнездо”, отказавшись от “горькой, терпкой, бобыльной жизни”.
    Базаров оказывается совершенно одиноким. На первый взгляд его участие в социальном конфликте эпохи может послужить достаточной причиной, чтобы говорить о нем как о “лице трагическом”! Но сам герой не ощущает себя несчастным. “Нас не так мало, как вы полагаете”, — бросает он Павлу Петровичу в споре. На самом деле Базаров доволен тем, что не встретил “человека, который не спасовал бы” перед ним. Евгений самоуверен. Он понимает всю сложность решения задачи (“место расчистить”), но и свои силы считает достаточными для того, чтобы “обломать дел много”. Понимание и поддержка ему не нужны.
    Трагедия Базарова в другом. Он действительно сильная, незаурядная личность. Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему цель в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Базаров отрицал существование “загадочного взгляда”, любви, “принсипов”, или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова заключается в том, что он не смог не замечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выражении лица Анны Сергеевны “что-то особенное”, впустил в комнату “темную, мягкую ночь”, наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: “Нравится тебе женщина… — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась”.
    Евгений видел, что нигилизм не мог объяснить реальную жизнь. Перед героем встала проблема переоценки ценностей, проблема сложная всегда, а особенно тогда, когда человек так верил в то, что теперь должен отвергнуть, когда надо отказаться от сознания себя “богом”, признать всю нематериальную сторону жизни.
    Трагизм личности Базарова заключается в том, что, будучи нигилистом и в то же время неординарным человеком, он неминуемо должен был прийти к мучительному сознанию необходимости сломать многое из того, что строилось годы. Мыслящий сторонник любой узкой теории рано или поздно приходит к разочарованию в ней. Такова судьба Евгения.
    Это только одна из проблем героя. Не менее ощутима для него и другая. Базаров готов свершить нечто необыкновенное, но оказывается, что в окружающей его жизни нет места подвигу. Поняв это, Евгений обращается к занятиям медициной в имении отца. Но сам он не собирался быть земским врачом; не видели его в этой роли ни Аркадий, ни Одинцова, ни отец. Базаров томится без дела, которое захватило бы его полностью, потребовало от него использования всех талантов и знаний. Смирившись с обыденностью жизни, Евгений не проявил бы себя, поэтому Тургенев убивает своего героя. Базаров растрачивает свои силы лишь на то, чтобы умереть достойно, не найдя себе иного применения из-за неспособности видеть великое в малом. Но такой задачи Тургенев не ставил перед созданным им персонажем. Писатель считал, что энергия Базарова невостребована, так как тот слишком рано родился.
    Бессмысленная смерть стала причиной еще одной трагедии. Незадолго до заражения крови Базаров начал прислушиваться к людям, ощутил свою неприкаянность, пожалел о том, что у него нет семьи. Это сожаление слышно в его последнем разговоре с Аркадием.
    У независимого Базарова не могло быть жены и детей, “гнезда”, не только потому, что не было достойной его женщины, но еще и потому, что он “не был создан” для семьи. Он не был мужем, как и не был сыном. Любовь к родителям проявляется у Евгения только перед смертью, сменяя прежнюю снисходительность в отношении к ним. “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…” — говорит герой о них Одинцовой. Базаров пытается утешить стариков, соглашается на религиозные обряды, в которые они верят. Возможно, останься Евгений жив, он смог бы со временем создать семью, по-другому построить свои взаимоотношения с родителями. Но времени ему отпущено не было.
    Так, трагедия Базарова заключается в том, что он, вступив в полосу мучительной переоценки ценностей, не увидел новой дороги; что он растратил свои огромные силы лишь на то, чтобы достойно умереть; что он, осознав свою неприкаянность, не успел ничего изменить в собственной жизни.

  5. Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Писатель очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно драматических тонах. Тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться иначе.
    Я считаю Евгения Базарова самым романтическим из всех литературных героев. Его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым па самые различные темы. Но о чем бы они пи говорили — об искусстве ли или о славянофильстве, — мне почему-то кажется, что он спорит не с Кирсановым, а с самим собой. Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов, против которых он восстает.
    Есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства Кирсановых и им подобных. Базаров — труженик, и труд он считает необходимым условием для получения независимости, которую ценит превыше всего. Он не признает авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли.
    Однако многие его высказывания звучат дико, я имею в виду его рассуждения о поэзии,, искусстве, природе и о любви. Он заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Рафаэль, с его точки зрения, «гроша медного не стоит». Любоваться красотой природы он не склонен: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Что же он говорит о любви? «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец». Столь же удивительно и другое его высказывание: «И что за таинственные отношения между мужчиной И женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Слова «романтизм» и «гниль» он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы. Добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться циничным и бесчувственным. А между тем полугодовалый ребенок Фенечки легко идет к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все дети идут к нему, потому что он знает такую «штуку». Надо сказать, такую «штуку» знают только исключительные люди, и Базаров один из них. Он мог бы быть нежным мужем и отцом, распорядись судьба по-другому. Ведь каким любящим сыном он был, хотя и старался спрятать эту любовь за той же небрежностью в обращении, за которой прятал все свои искренние чувства, например привязанность к Аркадию. Лишь с одним чувством он так и не смог совладать. Оно оказалось не меньшей стихией, чем нигилизм, исковеркавший всю его жизнь. Любовь поглотила его настолько, что не осталось следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога. Он больше не «препарирует глаз», хотя и пытается бороться со своей страстью — явным опровержением всех его искусственных теорий. Признаться в любви такой женщине, как Анна Сергеевна Одинцова, может только отчаянный романтик. Зная характер этой дамы, понимая, что для нее спокойствие важнее сильных чувств. он все-таки открывает ей свое сердце. Он получает отказ, и это горе, так же, как и любовь, остаются с ним до его последнего вздоха.
    Перед смертью он хочет проститься с любимой женщиной, и его прощальные слова наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься — тот ли это человек. который всеми силами старался уверить себя и окружающих в том, что любви не существует. Он просит Одинцову утешить родителей: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…»
    Тургенев описывает уход главного героя из жизни в подлинно трагических тонах. Базаров — мятежная, страстная и сильная личность. Даже на краю могилы он ни па минуту не прекращает напряженной работы ума и сердца. Последние слова Базарова наполнены истинным драматизмом: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?» Трагичность судьбы Базарова можно объяснить не только его личностными качествами, но и тем, что он один из первых, из тех, кто прокладывает путь другим. Тургенев писал, что это «фигура, обреченная на гибель, она все-таки стоит в преддверии будущего». И хочется верить в то, что когда-нибудь России будут нужны все люди и им не придется ломать свои души и умы для того, чтобы стать ей полезными.

  6. Страница: [ 1 ] 2
    В принципе, сказать: “Он – хороший человек”, нельзя. Равно как и сравнить двух людей. Ведь в каждом из нас
    столько разнообразных черт и особенностей, и среди них обязательно есть и отрицательные и положительные.
    Поэтому, оценивая любого человека, необходимо рассматривать его с каждой стороны в отдельности.
    В литературе ситуация сильно осложняется, ведь мы видим все литературное пространство сквозь призму
    авторского восприятия. У некоторых персонажей, например, могут начисто отсутствовать хорошие черты. Причем на
    каждом шагу нам приходится задумываться: “А не предвзятое ли отношение у автора?” В большинстве случаев мы
    можем решить для себя этот вопрос. Но иногда нам совершенно неясно: сам ли герой мог так поступить или же
    автор заставляет его так делать? Подобная ситуация отчасти проявилась в романе Ивана Сергеевича Тургенева
    “Отцы и дети”.
    Автор первоначально задумал написать поучительное произведение для молодежи, со взглядами которой был не
    согласен, но “крутой Базаров увлек Тургенева”. “Он (Тургенев) хотел сказать: наше молодое поколение идет по
    ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда”. Он не мог рисовать заведомо
    неправильную картину, “не мог доказывать своими образами предвзятую идею”.
    Однако Тургенев в силу своего происхождения, воспитания, взглядов не принимал мировоззрение своего героя –
    Евгения Васильевича Базарова – и поэтому разного рода колкости – замечания появляются на страницах романа. “С
    первого разу он показал нам в Базарове угловатое обращение, педантическую самонадеянность, черствую
    рассудочность”. Базаров вызывающе грубо отзывается о том, что многие люди считают священным:
    ” -Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
    -Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров”.
    Называет виднейших деятелей культуры совершенно ненужными. Очень холодно
    относится к человеку, который благоговеет перед ним – к Аркадию Николаевичу Кирсанову. Вдобавок, своим
    невниманием причиняет много страданий родителям: Василию Ивановичу и Арине Власьевне Базаровым. И все это
    подчеркивается чересчур флегматичным, на первый взгляд, характером.
    Но сила натуры Базарова изменяет и автора. В процессе повествования можно отметить перемену в отношении
    автора к своему герою. Если в начале произведения И.С. Тургенев его недолюбливает, то к концу открыто
    симпатизирует. Писарев сказал: “Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев, как человек и как художник, растет в
    своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного
    типа”.
    Читатель отдаленно повторяет работу, проделанный самим писателем. Он постепенно, не сразу, осознает насколько
    красив и строен внутренний мир Базарова. Конечно же, приходится преодолевать много препятствий. Большую часть
    информации, необходимой для правильной оценки любого персонажа можно почерпнуть из его разговоров. Базаров
    говорит крайне мало, и вряд ли уважает кого-нибудь настолько, чтобы из разговора с ним можно было понять его
    характер достаточно хорошо. Нам остается довольствоваться недомолвками. Только двум персонажам удается
    вынудить Базарова на откровенность: Павлу Петровичу Кирсанову – дяде Аркадия, и Анне Сергеевне Одинцовой,
    молодой вдове, с которой Аркадий, друг Базарова, познакомился в городе на бале у губернатора. Причем последней
    удалось гораздо ближе узнать Базарова, хотя только в разговоре с Павлом Петровичем Базаров открывает свои
    жизненные позиции. После первой встречи Павла Петровича с Базаровым между ними возникает взаимная неприязнь.
    Павла Петровича можно назвать главой (или “полюсом”) лагеря “отцов”. В нем собрано большинство
    предрассудков отмирающего аристократизма. Он не принимает, да и, наверное, не может принять понятий Базарова.
    Он отмечает сильные стороны характера Базарова, но считает их недостатками “Мы (старое поколение) не имеем
    той дерзкой самонадеянности”, – говорит Павел Петрович, не осознавая того, что для Базарова эгоизм и
    самонадеянность стали почти единственными движущими силами. Павел Петрович – “человек желчный и страстный,
    одаренный гибким умом и сильной волею”, который “мог бы, при известных условиях, явиться ярким
    представителем сковывающей, леденящей силы прошедшего”. Он обладает деспотической натурой: пытается подчинить
    себе всех окружающих, причем делает это скорее по привычке, чем из холодного расчета. Именно поэтому он
    “рисуется и злится, зачем на него не любуется Базаров, единственный человек, которого он уважает в самой
    ненависти своей”.
    В свою очередь, Базаров “мог бы явиться представителем разрушительной, освобождающей силы настоящего”. Он в
    отличие от Павла Петровича никого, по-моему, подчинить не пытается. Он не противится тому, чтобы его любили
    или уважали, если это приносит пользу или хотя бы не ущемляет его личные интересы, ведь “не богам же горшки
    обжигать”. В Базарове все вертится вокруг огромнейшего эгоизма и самомнения. Именно этим качествам своего
    характера Базаров обязан всем. Он живет “по расчету”, исходя только из своих интересов и потребностей. Он не
    нуждается ни в ком, не имеет высокой цели впереди, ни к чему не стремится, а сил и энергии хоть отбавляй (в
    этом и заключается основной аргумент для доказательства трагизма натуры Базарова). Он понимает, что он не
    такой как все, но не пытается быть похожим на других.
    Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной
    особенности и самостоятельности”.
    Конечно же, между такими разными, но одновременно похожими людьми, как Евгений Базаров и Павел Петрович
    Кирсанов, по всем законам диалектики, должны возникать бурные прения. Так и происходит: Павел Петрович
    оказывается единственным человеком, которому удается вызвать Базарова на спор, часто против воли последнего. В
    этих спорах, несмотря на немногословность, Базаров рассказывает очень многое. Он сам раскрывает Павлу
    Петровичу свои взгляды и принципы. Д.И. Писарев выразил его мысли во время основного спора следующими словами:
    “Я не могу действовать теперь, не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать
    этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным. До тех пор буду жить сам по
    себе, как живется, не мирясь, с господствующим злом и не давая ему над собою никакой власти. Я – чужой среди
    существующего порядка вещей, и мне до него нет никакого дела. Занимаюсь я хлебным ремеслом, думаю – что хочу,
    и высказываю – что можно высказать”. В этом заключается сущность Базарова (это еще один аргумент, который
    доказывает, что Базаров – трагическая личность: “он “чужой среди существующего порядка вещей”).
    Совершенно другие черты Базарова проявляются в его отношении к Одинцовой. Эти черты показывают, как он может
    чувствовать. Базаров оказываться самым любвеобильным героем романа. Только в нем мы увидели настоящую страсть.
    Всё его отрицание, все его умозаключения отошли на второй план, когда в нем закипела страсть. Он “злился и
    сознавал, что делает глупость, и все-таки продолжал ее делать”.
    И он не сопротивляется – делает
    “сознательную глупость”. Переломным моментом в отношениях с Анной Сергеевной оказывается его объяснение в
    любви. Анна Сергеевна – женщина очень холодная и расчетливая, пугается такого бурного потока чувств и решает
    “что спокойствие все-таки лучше всего”. Его страсть понемногу угасает, но ее проявления еще долго беспокоят
    Базарова: то на него находила “лихорадка работы”, то она с него “соскакивала”, “странная усталость
    замечалась во всех его действиях”. Может быть, впоследствии он сумел бы переосознать все, что с ним
    произошло, “принялся бы за дело, выругал бы самым энергичным образом проклятый романтизм и неприступную
    барыню, водившую его за нос”. Но Тургенев неожиданно приводит его к смерти.
    Страница: [ 1 ] 2

  7. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного пути, становление личности, поиски счастья. Однако основное внимание автор обращает на конфликт разных мировоззрений – консервативно-либерального и революционно-демократического. В конце 50-х годов XIX века в обществе появились «новые люди» – нигилисты, отрицающие современные законы и социальные, нравственные нормы.
    Базаров – именно такой герой времени. Он активно противостоит «старому», впадает в крайности, провозглашает вульгарно-материалистические взгляды на жизнь, что неизбежно приводит героя к внутреннему конфликту и к конфликту с окружающими.
    Тургенев в романе раскрывает несостоятельность нигилистической философии. Автор не случайно показывает картины запустения в российской крепостной деревне, художественными средствами утверждает, что в государстве существует социальное неблагополучие, что паразитизм господствующих классов очевиден. Но он не может принять разрушительные принципы базаровского мировоззрения. Поэтому Тургенев оставляет героя в одиночестве. Ему не с кем «драться» с «барчуками», не с кем «расчищать место». Аркадий переходит в лагерь «отцов», Ситников и Кукшина – псевдонигилисты. Портреты учеников и последователей Базарова становятся одним из средств разоблачения нигилизма.
    Евгений Васильевич выходит победителем в спорах с Павлом Петровичем, но после «испытания любовью» оказывается внутренне сломленным. Базаров отрицал любовь, божественную красоту природы, искусство. Он резко высказывал следующие суждения: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит», загадочный женский взгляд – «чепуха, гниль, художество». Любовь к Одинцовой опровергает эти положения теории нигилиста и обнаруживает в герое иные душевные качества.
    Уже при первой встрече с Анной Сергеевной Базаров краснеет: «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость… Он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Оказалось, что Базаров способен на всепоглощающее чувство. Герой увидел и красоту природы. Когда он объяснялся с Одинцовой, в него «вливалась раздражительная свежесть ночи», он слышал ее «таинственное шептание».
    Перед героем открылись две бездны. Одна – загадка собственной души, которая оказалась сложнее и глубже, чем он предполагал. Другая – загадка окружающего мира. Он пытается ответить на роковые вопросы о смысле жизни, о таинстве смерти с помощью современной науки – естествознания. Но данные естественных наук от тревог уже не освобождают. Нигилиста страшит мысль о «траве забвения», о «лопухе», который после смерти останется единственным «памятником» ему.
    Трагедия Базарова заключается и в том, что Одинцова не ответила на его любовь. Он раздражается, все больше надламывается, становится враждебным в общении с Аркадием. Герой тяжело переживает свой неудачный роман, пытается спастись от переживаний. Но он только рвет все связи: с семейством Кирсановых, с Фенечкой, с Одинцовой, Аркадием и Катей, с родителями и с народом. Тимофеич – олицетворение народной жизни, от которой Базаров презрительно отворачивается. Он не щадит чувств преданного старика, зовущего Базарова навестить родителей. Базаров постоянно иронизирует над русским мужиком. Он с издевкой обращается к «братцу»: «Излагай мне свои воззрения на жизнь… ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории…»
    Роковой удар судьбы ученый-физиолог и врач Базаров получает именно от мужика. Он заразился тифом, когда вскрывал труп крестьянина. Базаров совершил трагическую ошибку еще и потому, что потерял самообладание. В родительском доме «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством».
    С особой силой Базаров как «лицо трагическое» раскрывается в главе, рисующей его смерть. Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью, поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела; сила воли, мужество. Герой в последние минуты осознал, как дороги ему родители: «… таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Базаров умирает внезапно. Смерть не щадит самобытного, сильного человека, и делает его образ поистине трагическим.
    Тургенев считал, что Базаров – «лишний человек», что гибель Базарова неизбежна, что его время еще не пришло. Показав крупную, масштабную личность, способную оказывать влияние на других, автор невольно выразил свое уважение к нигилисту. Евгений достойно прошел через жизненные испытания, а крайности своих воззрений искупил трагической гибелью.

  8. “Отцы и дети” И. С; Тургенева — это произведение, отразившее все стороны русской жизни 50-х годов XIX века, характерные черты предшествующих десятилетий. Предыстория любого из героев романа, его портрет добавляет в описание эпохи необходимые детали. Однако,не все персонажи производят одинаковое по силе впечатление на читателя. Главный герой романа — Базаров. Именно эта личность вызвала больше всего споров в обществе и литературной критике XIX века. “Базаров” называется и статья Д. И. Писарева, лучше всех в свое время сумевшего понять сложный характер, созданный Тургеневым. Определение, данное критиком герою (“лицо трагическое”), до сих пор остается одним из самых употребляемых в статьях о Базарове. Но содержание трагедии понимается по-разному.
    Первое, на что мы обращаем внимание, читая роман, — это противопоставление героя и окружающего общества. Базаров — нигилист, то есть человек, врывающийся в мир обыденности с совершенно непривычными для собеседников, например для братьев Кирсановых, взглядами, с желанием разрушить основы существующего мироустройства. Позиции разночинца и дворян-помещиков непримиримы. Их различие — источник постоянных споров Базарова и Павла Петровича, причина безуспешных попыток Николая Петровича понять молодежь.
    Но Евгений далек не только от Кирсановых. Не меньшая пропасть отделяет его от Кукшиной и Ситникова, тех, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, неминуемо опошляющие любые идеи, проповедующие их ради моды. Они не чета Базарову ни по уму, ни по душевной глубине, ни по нравственной силе.
    Не стал единомышленником Евгения и “мякенький, либеральный барич” Аркадий. Он и в начале романа, говоря о нигилизме, чаще дает оценку Базарову, реже рассказывает о своих убеждениях. Судьба молодого Кирсанова — лучшее доказательство того, что Аркадий — всего лишь копия отца. Он “свил гнездо”, отказавшись от “горькой, терпкой, бобыльной жизни”.
    Базаров оказывается совершенно одиноким. На первый взгляд его участие в социальном конфликте эпохи может послужить достаточной причиной, чтобы говорить о нем как о “лице трагическом”! Но сам герой не ощущает себя несчастным. “Нас не так мало, как вы полагаете”, — бросает он Павлу Петровичу в споре. На самом деле Базаров доволен тем, что не встретил “человека, который не спасовал бы” перед ним. Евгений самоуверен. Он понимает всю сложность решения задачи (“место расчистить”), но и свои силы считает достаточными для того, чтобы “обломать дел много”. Понимание и поддержка ему не нужны.
    Трагедия Базарова в другом. Он действительно сильная, незаурядная личность. Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему цель в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Базаров отрицал существование “загадочного взгляда”, любви, “принсипов”, или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова заключается в том, что он не смог не замечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выражении лица Анны Сергеевны “что-то особенное”, впустил в комнату “темную, мягкую ночь”, наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: “Нравится тебе женщина… — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась”.
    Евгений видел, что нигилизм не мог объяснить реальную жизнь. Перед героем встала проблема переоценки ценностей, проблема сложная всегда, а особенно тогда, когда человек так верил в то, что теперь должен отвергнуть, когда надо отказаться от сознания себя “богом”, признать всю нематериальную сторону жизни.
    Трагизм личности Базарова заключается в том, что, будучи нигилистом и в то же время неординарным человеком, он неминуемо должен был прийти к мучительному сознанию необходимости сломать многое из того, что строилось годы. Мыслящий сторонник любой узкой теории рано или поздно приходит к разочарованию в ней. Такова судьба Евгения.
    Это только одна из проблем героя. Не менее ощутима для него и другая. Базаров готов свершить нечто необыкновенное, но оказывается, что в окружающей его жизни нет места подвигу. Поняв это, Евгений обращается к занятиям медициной в имении отца. Но сам он не собирался быть земским врачом; не видели его в этой роли ни Аркадий, ни Одинцова, ни отец. Базаров томится без дела, которое захватило бы его полностью, потребовало от него использования всех талантов и знаний. Смирившись с обыденностью жизни, Евгений не проявил бы себя, поэтому Тургенев убивает своего героя. Базаров растрачивает свои силы лишь на то, чтобы умереть достойно, не найдя себе иного применения из-за неспособности видеть великое в малом. Но такой задачи Тургенев не ставил перед созданным им персонажем. Писатель считал, что энергия Базарова невостребована, так как тот слишком рано родился.
    Бессмысленная смерть стала причиной еще одной трагедии. Незадолго до заражения крови Базаров начал прислушиваться к людям, ощутил свою неприкаянность, пожалел о том, что у него нет семьи. Это сожаление слышно в его последнем разговоре с Аркадием.
    У независимого Базарова не могло быть жены и детей, “гнезда”, не только потому, что не было достойной его женщины, но еще и потому, что он “не был создан” для семьи. Он не был мужем, как и не был сыном.

  9. Базаров как трагический герой (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)
    Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Писатель очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно драматических тонах. Тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться иначе.
    Я считаю Евгения Базарова самым романтическим из всех литературных героев. Его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым на самые различные темы. Но о чем бы они ни говорили – об искусстве ли или о славянофильстве, – мне почему-то кажется, что он спорит не с Кирсановым, а с самим собой. Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов, ‘ против которых он восстает.
    Есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства Кирсановых и им подобных. Базаров – труженик, и труд он считает необходимым условием для получения независимости, которую ценит превыше всего. Он не признает авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли.
    Однако многие его высказывания звучат дико, я имею в виду его рассуждения о поэзии,, искусстве, природе и о любви. Он заявляет: “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Рафаэль, с его точки зрения, “гроша медного не стоит”. Любоваться красотой природы он не склонен: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Что же он говорит о любви? “А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец”. Столь же удивительно и другое его высказывание: “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество”. Слова “романтизм” и “гниль” он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы. Добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться циничным и бесчувственным. А между тем полугодовалый ребенок Фенечки легко идет к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все дети идут к нему, потому что он знает такую “штуку”. Надо сказать, такую “штуку” знают только исключительные люди, и Базаров один из них. Он мог бы быть нежным мужем и отцом, распорядись судьба по-другому. Ведь каким любящим сыном он был, хотя и старался спрятать згу любовь за той же небрежностью в обращении, за которой прятал все свои искренние чувства, например привязанность к Аркадию. Лишь с одним чувством он так и не смог совладать. Оно оказалось не меньшей стихией, чем нигилизм, исковеркавший всю его жизнь. Любовь поглотила его настолько, что не осталось следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога. Он больше не “препарирует глаз”, хотя и пытается бороться со своей страстью – явным опровержением всех его искусственных теорий. Признаться в любви такой женщине, как Анна Сергеевна Одинцова, может только отчаянный. романтик. Зная характер этой дамы, понимая, что для нее спокойствие важнее сильных чувств, он все-таки открывает ей свое сердце. Он получает отказ, и это горе, так же, как и любрвь, остаются с ним до его последнего вздоха.
    Перед смертью он хочет проститься с любимой женщиной, и его прощальные слова наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься – тот ли это человек, который всеми силами старался уверить себя и окружающих в том, что любви не существует. Он просит Одинцову утешить родителей: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать … ”
    Тургенев описывает уход главного героя из жизни в подлинно трагических тонах. Базаров – мятежная, страстная и сильная личность. Даже на краю могилы он ни на минуту не прекращает напряженной работы ума и сердца. Последние слова Базарова наполнены истинным драматизмом: “Я нужен России … Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?” Трагичность судьбы Базарова можно объяснить не только его личностными качествами, но и тем, что он один из первых, из тех, кто прокладывает путь другим. Тургенев писал, что это “фигура, обреченная на гибель, пачи чаяния она все-таки стоит в преддверии будущего”. И хочется верить в то, что когда-нибудь России будут нужны все люди и им не придется ломать свои души и умы для того, чтобы стать ей полезными.

  10. Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Писатель очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно драматических тонах. Тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться иначе.
    Я считаю Евгения Базарова самым романтическим из всех литературных героев. Его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым па самые различные темы. Но о чем бы они пи говорили — об искусстве ли или о славянофильстве, — мне почему-то кажется, что он спорит не с Кирсановым, а с самим собой. Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов, против которых он восстает.
    Есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства Кирсановых и им подобных. Базаров — труженик, и труд он считает необходимым условием для получения независимости, которую ценит превыше всего. Он не признает авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли.
    Однако многие его высказывания звучат дико, я имею в виду его рассуждения о поэзии,, искусстве, природе и о любви. Он заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Рафаэль, с его точки зрения, «гроша медного не стоит». Любоваться красотой природы он не склонен: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Что же он говорит о любви? «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец». Столь же удивительно и другое его высказывание: «И что за таинственные отношения между мужчиной И женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Слова «романтизм» и «гниль» он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы. Добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться циничным и бесчувственным. А между тем полугодовалый ребенок Фенечки легко идет к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все дети идут к нему, потому что он знает такую «штуку». Надо сказать, такую «штуку» знают только исключительные люди, и Базаров один из них. Он мог бы быть нежным мужем и отцом, распорядись судьба по-другому. Ведь каким любящим сыном он был, хотя и старался спрятать эту любовь за той же небрежностью в обращении, за которой прятал все свои искренние чувства, например привязанность к Аркадию. Лишь с одним чувством он так и не смог совладать. Оно оказалось не меньшей стихией, чем нигилизм, исковеркавший всю его жизнь. Любовь поглотила его настолько, что не осталось следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога. Он больше не «препарирует глаз», хотя и пытается бороться со своей страстью — явным опровержением всех его искусственных теорий. Признаться в любви такой женщине, как Анна Сергеевна Одинцова, может только отчаянный романтик. Зная характер этой дамы, понимая, что для нее спокойствие важнее сильных чувств. он все-таки открывает ей свое сердце. Он получает отказ, и это горе, так же, как и любовь, остаются с ним до его последнего вздоха.
    Перед смертью он хочет проститься с любимой женщиной, и его прощальные слова наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься — тот ли это человек. который всеми силами старался уверить себя и окружающих в том, что любви не существует. Он просит Одинцову утешить родителей: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…»
    Тургенев описывает уход главного героя из жизни в подлинно трагических тонах. Базаров — мятежная, страстная и сильная личность. Даже на краю могилы он ни па минуту не прекращает напряженной работы ума и сердца. Последние слова Базарова наполнены истинным драматизмом: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?» Трагичность судьбы Базарова можно объяснить не только его личностными качествами, но и тем, что он один из первых, из тех, кто прокладывает путь другим. Тургенев писал, что это «фигура, обреченная на гибель, она все-таки стоит в преддверии будущего». И хочется верить в то, что когда-нибудь России будут нужны все люди и им не придется ломать свои души и умы для того, чтобы стать ей полезными.

  11. Базаров как трагический герой
    (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
    Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный
    противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший
    школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений
    Базаров. Писатель очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер
    Базарова он представил в истинно драматических тонах. Тургенев понимал,
    что судьба его героя не могла сложиться иначе.
    Я считаю Евгения Базарова самым романтическим из всех литературных героев.
    Его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку человек не может
    существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении
    всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым на самые различные
    темы. Но о чем бы они ни говорили — об искусстве ли или о славянофильстве,
    — мне почему-то кажется, что он спорит не с Кирсановым, а с самим собой.
    Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера,
    которые делают его похожим на тех самых аристократов, ‘ против которых
    он восстает.
    Есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства Кирсановых и
    им подобных. Базаров — труженик, и труд он считает необходимым условием
    для получения независимости, которую ценит превыше всего. Он не признает
    авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли.
    Однако многие его высказывания звучат дико, я имею в виду его рассуждения
    о поэзии,, искусстве, природе и о любви. Он заявляет: «Порядочный химик
    в двадцать раз полезнее всякого поэта». Рафаэль, с его точки зрения, «гроша
    медного не стоит». Любоваться красотой природы он не склонен: «Природа
    не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Что же он говорит о
    любви? «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на
    карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до
    того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не
    самец». Столь же удивительно и другое его высказывание: «И что за таинственные
    отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения.
    Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь,
    загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Слова
    «романтизм» и «гниль» он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы.
    Добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться
    циничным и бесчувственным. А между тем полугодовалый ребенок Фенечки легко
    идет к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все
    дети идут к нему, потому что он знает такую «штуку». Надо сказать, такую
    «штуку» знают только исключительные люди, и Базаров один из них. Он мог
    бы быть нежным мужем и отцом, распорядись судьба по-другому. Ведь каким
    любящим сыном он был, хотя и старался спрятать згу любовь за той же небрежностью
    в обращении, за которой прятал все свои искренние чувства, например привязанность
    к Аркадию. Лишь с одним чувством он так и не смог совладать. Оно оказалось
    не меньшей стихией, чем нигилизм, исковеркавший всю его жизнь. Любовь
    поглотила его настолько, что не осталось следа от его цинизма и спокойной
    уверенности материалиста и физиолога. Он больше не «препарирует глаз»,
    хотя и пытается бороться со своей страстью — явным опровержением всех
    его искусственных теорий. Признаться в любви такой женщине, как Анна Сергеевна
    Одинцова, может только отчаянный . романтик. Зная характер этой дамы,
    понимая, что для нее спокойствие важнее сильных чувств, он все-таки открывает
    ей свое сердце. Он получает отказ, и это горе, так же, как и любрвь, остаются
    с ним до его последнего вздоха.
    Перед смертью он хочет проститься с любимой женщиной, и его прощальные
    слова наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься
    — тот ли это человек, который всеми силами старался уверить себя и окружающих
    в том, что любви не существует. Он просит Одинцову утешить родителей:
    «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…»
    Тургенев описывает уход главного героя из жизни в подлинно трагических
    тонах. Базаров — мятежная, страстная и сильная личность. Даже на краю
    могилы он ни на минуту не прекращает напряженной работы ума и сердца.
    Последние слова Базарова наполнены истинным драматизмом: «Я нужен России…
    Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?» Трагичность судьбы Базарова можно
    объяснить не только его личностными качествами, но и тем, что он один
    из первых, из тех, кто прокладывает путь другим. Тургенев писал, что это
    «фигура, обреченная на гибель, пачи чаяния она все-таки стоит в преддверии
    будущего». И хочется верить в то, что когда-нибудь России будут нужны
    все люди и им не придется ломать свои души и умы для того, чтобы стать
    ей полезными.

  12. Только то и можно узнать, что в будущем идеальном мире Базарова не будет злых и глупых, потому что это будет не важно. Злость и глупость, по мнению Базаро­ва, — болезни, поэтому надо вылечить общество: «Исправьте общество, и болезней не будет». Следуя логике героя, все люди одинаковы, как деревья в лесу. И если он, Евгений Ба­заров, сильная личность, может быть хозяином судьбы, то таковыми должны стать и все остальные. Столь высокие тре­бования к человечеству парадоксальным образом оборачива­ются делением на «богов» и «олухов», причем лично себя Ба­заров причисляет к первым.
    Отрицание Базарова направлено не просто против автори­тетов, принципов, суеверий, но против веры вообще, против всего, что не исходило бы из собственных потребностей чело­века, из его собственного опыта. И это неотъемлемое качест­во его мышления. Любой порок, любое несовершенство мо­ментально восстанавливают Базарова против себя, и никакие положительные качества не могут его компенсировать. Лю­бовь как чувство Базаров отрицает в силу его бесполезности. Он признает лишь физическую потребность, в отношении к женщинам он прост: нравится — «добивайся толку», нет — и не надо. Тем ощутимее внутренне сопротивление героя, соз­нающего, что и он подвержен этому «бесполезному чувству».
    Ранее вопрос правоты для Базарова решался просто: кто сила — тот и прав. Однако, чувствуя огромную силу за собой, Базаров не смог завоевать любовь женщины, и тем больнее это поражение отозвалось в герое, ведь он не смог победить этого чувства и в себе.
    Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой стала своеобраз­ной проверкой на прочность той философии отрицания, ко­торой придерживался Базаров. В начале романа он казался невозмутимо спокойным, ничто не могло вызвать в нем эмо­ционального взрыва. Но едва Аркадий представляет его Одинцовой, «сконфуженность» появляется на лице Базаро­ва. И чем настойчивей в нем чувство любви, тем яростней ге­рой нападает на столь ненавистный ему «романтизм».
    Во второй части романа герой переживает духовный кри­зис. Любовь, приносящая счастье, дарующая жизнь, для Ба­зарова стала силой разрушительной, враждебной его внут- реннему миру. Страсть огромной силы принесла герою страдание, она лишила его уверенности, зародила сомнения. Герой впервые почувствовал собственную уязвимость. Имен­но «человеческое», индивидуальное, страдающее оказалось вдруг единственно возможным, несмотря на всю силу база-ровского отрицания.
    Любовь к Одинцовой опровергала все законы парадок­сальной логики Евгения Базарова. Анна Сергеевна — жен­щина из другого мира, она достойна Базарова по многим при­чинам: она в той же мере, но по-другому горда, по-особому умна, по-своему независима. Возможно, стремление к Один­цовой в Базарове есть лишь желание восполнить себя, собст­венную односторонность. В одном лишь Одинцова ему усту­пает: в умении страстно увлекаться.
    Сила любви Базарова пугает Анну Сергеевну. А для Евге­ния очевидность неудачи становится болезненным ударом. Он впервые ничего не может сделать, ничего не может изме­нить. Собственное страдание становится толчком к понима­нию страдания других, к примирению с возможностью пра­воты других, а не только своей собственной. Он учится прощать эту слабость «отцам», одновременно признавая их право на ту жизнь, которую они ведут, на возможность этой жизни как единственно правильной и мудрой. Проявление индивидуальности Базаров рассматривает как слабость, по­ражение, только себе он не в состоянии этого простить. Не­способность справиться с чувствами приводит к безразли­чию, а та, в свою очередь, к закономерной, но тем не менее трагической смерти.
    Случайность, вызвавшая смерть, была предопределена ситуацией, в которой сильный духом герой пал перед неиз­бежностью некоей высшей силы. Перед смертью Базаров пы­тается примириться с окружающей его жизнью. Он прини­мает суеверие родителей и не противится собственным чувствам. Евгений как будто вновь обретает прежнюю цело­стность в желании умереть, но эта целостность приходит к нему вместе с осознанием, что отрицание и человечность не мешают друг другу. Базаров уступает собственным чувствам, но это поражение становится своеобразным торжеством.
    Образ Базарова столь же типичен, сколько и уникален. Можно сказать, что вечный конфликт чувственного и разум­ного начал этот герой испытал много острее, чем следовало, но такова природа героя, и силы, заложенные в нем, при столкновении вызвали взрыв. Потеряв прежнюю уверен­ность, Базаров не смог бы больше продолжать жить. Смерть стала закономерным итогом. Бескомпромиссный максима­лизм его отрицания был заранее обречен на гибель.[/sms]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *