Сочинение на тему базаров в системе образов

11 вариантов

  1. Книга «Отцы и дети» была написана в 1861 году во времена конфликта между дворянами и крепостными бедняками. Данный конфликт Тургенев выразил в своем романе. Главным героем книги является Евгений Базаров.
    Евгений Базаров считал себя нигилистом и не верил ни во что. Как человек, Базаров не признавал никаких принципов и стереотипов, при этом никому не подчиняется. Базаров получил медицинское образование и интересовался естественными науками. Он трудился ежедневно, не покладая рук. Герой вставал рано, шел по полю и собирал целебные травы. Базаров считал, что целей можно добиться только трудом. Он жил в поместье родителей и лечил людей. Евгений ненавидел дворян, которые казались ему пустыми и самолюбивыми людьми. Взгляды Базарова поддерживали многие либералы.
    Базаров не был материалистом, но признавал науки как физиология и физика. Отношения мужчины и женщины Евгений воспринимал со стороны физиологии. Он считал чепухой любовь и романтику. Заумные мысли он рассказывал своему ученику Аркадию Кирсанову. Базаров относился к нему как к сыну. Юный нигилист считал, что человек должен действовать, руководствуясь внутренними ощущениями. По словам автора, такие герои как Базаров живут только в определенную эпоху. Крепостные восхищались силой духа, непреклонностью и твердостью. Герой мог противостоять любой преграде, и не боялся смерти.
    Евгений понимает, что его жизненная дорога будет тяжелой, требующая много сил и жертв. При этом он все равно придерживался собственных убеждений. На своем жизненном пути он познакомился с Одинцовой. Он отрицал свои чувства к молодой девушке. Во время разговора Базаров поделился с ней своими жизненными принципами и взглядами. Но Одинцова не поддерживает его взглядов. Базаров решил пожертвовать всем ради дела. После появления любви у Базарова появляются внутренние противоречия. Он ценил только науку и здравый смысл и старался отрицать чувства. Кроме любви он отрицал литературу, искусство и пустословие, и духовное начало окружающего мира.
    Даже перед смертью Базаров придерживался собственных идеалов и гордо смотрел в глаза смерти. Именно сила, преданность и мужество отличали Базарова от других людей. Поскольку не каждый может бесстрашно ждать собственную смерть. Одновременно у Базарова были отрицательные стороны как резкость, грубость, неверие в творчество и иронизм. Образом Базарова можно восхищаться и ненавидеть одновременно. Герой не боялся осуждения и непонимания со стороны других, и открыто выражал свои мысли и недовольство. Евгений был целеустремлен и практичен, отличался лидерскими качествами и обладал незаурядным умом.

    Вариант 4

    Одним из лучших романов Тургенева является «Отцы и дети», ведь эта тема очень актуальна во все времена и считается «вечной». Именно в этом романе так же сталкиваются два течения, нигилист и дворянин. Все эти темы были сильно повышены в том веке. Базаров является тем типом человека, который относится к «новым» людям.
    Аркадий Кирсанов живет в деревне со своим братом и с наслаждением ждет своего сына. Но происходит то, что он приезжает со своим новым другом. Базаров, приезжая к новым людям, остается тем же эгоистом. У него был уверенный, спокойный взгляд. Как известно, он вполне самостоятельный человек, то есть обеспечить себя главный герой в состоянии. И идет к хорошим результатам в медицинском университете. После своего уезда с родительского дома, он полностью отказался от их помощи. Базаров очень прост в общении с людьми, ведь он не высокомерный и они тянутся к нему. Хоть он и не особо и одобряет, что делает народ, но все же придет на помощь таким людям. Главный герой любитель экспериментов над насекомыми, ведь не зря он пошел по стопам отца, и поступил в медицинский университет.
    Евгений не простой человек, в нем есть загадка, которую не каждый разгадает. Так же имеет особенности в учении и достаточно неглупый человек. Если же он уверен в своем ответе, он будет отстаивать его до конца, ведь просто так Базаров не отступит. Как известно, он не относится хорошо к дворянам и вообще против их сословия. Считает их самыми низшими и обвиняет их в том, что они ничего не понимают. Да и кроме своего внешнего вида больше ни о чем не заботятся. Так же прямой человек и все свои чувства и мысли говорит сразу и без каких-то намеков.
    Этот герой не верит в дружбу, точнее отрицает ее существование. А так же любовь, но при этом чувствует к Одинцовой очень сильные чувства, и как сложно ему было находится у родителей. Считает, что это низко считать, что это существует. Не верит во все то, что нельзя потрогать, ведь он нигилист.
    В конце романа происходит смерть главного героя. Автор доказывает читателю и самому Базарову, что если всю жизнь прожить именно таким способом, то вы обретете ничего прекрасного в этой жизни и останетесь несчастными до конца своих дней. Следовательно, он ничего этим не добился, просто остался при своем мнении. Когда же Евгений Базаров теряет свою теорию, то умирает, и остается несчастным. Я считаю, что люди не должны следовать так, как это делал главный герой, ведь в мире есть так много прекрасного.

    Сочинение 5

    Знаменитый роман Тургенева «Отцы и дети»  писался на стыке двух эпох, в нем отражены взгляды и разногласия дворян и демократов- разночинцев, к числу последних и принадлежал Базаров.  Ведь именно представители этого класса сами пробивали себе дорогу в жизнь и не хотели признавать сословного деления в обществе. Людей они ценили не по наличию у них материального благосостояния, а по принесенной ими пользе родине. Даже внешний вид главного героя говорит о том, что он – демократ. Появившись в обществе в балахоне, он как бы делает дворянам вызов, относясь к ним с пренебрежением. Если взглянуть на руку Базарова, то можно заметить, что он не гнушается выполнять тяжелую физическую работу.
    Писатель, описывая его внешность,  отмечает в нем ум и самоуважение. Если Николай Петрович относился к Базарову высокомерно, открыто оказывая свою неприязнь к нему, то простой народ просто тянулся к нашему герою. Так, например, робкая Фенечка  даже просила разбудить его, чтобы он помог ее сыну, а ребятишки, бегали к нему всегда за советом и лекарствами, когда начинали болеть. Прислуга в лице Даши и Петра тоже относились к нему с доверием, и совсем не считали за барина. Конфликт между  Павлом Петровичем и Базаровым был неизбежен. И здесь вступили в спор не только  люди из разных слоев, но и как представители разных убеждений.
    Наш герой пытался уйти от ссоры, однако у него это не получилось. Жестокие слова об отрицании всего он говорит невозмутимо спокойно. Душевная сила, уверенность в том, что он прав звучат в его голосе и кратких фразах. Отчетливо видно, что разговаривая с Базаровым,  Павел Петрович употребляет как можно больше выражений, соответствующих настоящему аристократу, что сильно раздражает нашего персонажа. Речь же Базарова отличают остроумие, находчивость и прекрасное знание народного языка. В спорах Кирсанова – старшего и истинного демократа мы видим, что Павел Петрович хочет защитить старый порядок, а Базаров, изобличая, это общество, проповедует новый строй. И если в разговоре они сошлись в едином мнении по отношению к народу, то все равно, видно, что Базаров, говорит о русских мужиках пренебрежительно, возмущаясь тем самым их отсталостью и невежеством.
    Некоторое отношение Базарова  к окружающей действительности заслуживает критики. Так, он совсем не замечает красоту русской природы, хотя ее любит, подмечая, что от нее человек много может взять. Он не воспринимает живопись и поэзию.  Базаров совсем  одинок , потому что у него совеем не было людей, разделяющих полностью его взгляды. Сам писатель  понимал, что главный герой являлся вестником будущего. И хотя персонаж показан трагическим, однако на протяжении всего романа он был показан ярким человеком со своей смелостью и волей. И такие Базаровы нужны.

  2. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» главным героем является молодой нигилист по имени Евгений Базаров. Этот персонаж сильно выделяется из всей основной массы героев романа. Он, как и Печорин или как Пётр Гринёв является «лишним» в ещё неготовом к таким людям российском обществе.
    Евгений Базаров на протяжении всего романа имел сообщника и ученика в лице Аркадия Кирсанова. Это молодой образованный дворянин, только что окончивший университет. Он пытается походить на Базарова, быть нигилистом, но не может, так как в душе Аркадий мягкий сентиментальный и великодушный человек. Именно поэтому молодой Кирсанов не смог стать продолжателем дела Евгения Базарова.
    Одиночество главного героя было неизбежно. Никто не мог мыслить и рассуждать так, как он: ни Ситников, сын богатого купца, ни Кукшина, эмансипированная женщина. Все эти люди брали от нигилизма только то, что им было выгодно и необходимо. Кукшина, например, обосновывала нигилизмом свою эмансипацию, но на самом-то деле она просто разъехалась с мужем и занималась имением одна. Ситников же был глуповат, ругал женщин за их ограниченность, любил презирать что-либо и делал вид, что он настоящий нигилист.
    Евгений остался один на один с проблемами, которые считал глобальными. Он решил уехать к родителям и там помогать отцу лечить больных. Но почему-то в родных местах даже мужики не хотели с ним разговаривать, обходили стороной. Возможно, это и стало последним шагом к концу жизни Евгения Базарова.
    Таким образом, Базаров был обречён на трагическое одиночество. Его никто не понимал, никто не разделял его взглядов. Может быть, вследствие этого к Базарову пришло осознание того, что все его труды и старания напрасны, может быть именно поэтому он предпочёл самоубийство дальнейшему сопротивлению миру, который не может изменить даже нигилист.

  3. Роман Тургенева «Отцы и дети» соединил в себе наиболее актуальные проблемы, которые торжествовали в обществе того времени. Именно на момент создания романа, в России происходил переломный момент ее развития.
    Конечно же, одной из наиболее актуальных проблем были отношения отцов и детей. В таких отношения ярко сталкивались два взгляда – аристократический и демократический.
    Герой романа Базаров был выходцем из демократов, из разночинцев. Он не признавал корней матери, которые уходили в дворянство. Базаров собственными силами, своим трудом добивался поставленных целей в жизни. Он ценил людей за их трудоспособность, за их человечность.
    О его жизненных убеждениях ярко говорит и наружная внешность героя. На нем одет простенький балахон, из-под которого видна красная рука. Это говорит о том, что данный герой труженик, его руки знакомы с работой, и он не скрывает этого. Именно труд является главным в его жизни. Он постоянно возил с собой микроскоп и проводил какие-то опыты.
    Образ Базарова является полной противоположностью тем аристократам, которые привыкли проводить свое время в ничего неделанье.
    Как же относились к такому персонажу остальные герои романа? Некоторые аристократы (в своем понимании), побаивались, отчуждались от Базарова. Старик Прокофьич обзывал его живодером. Павел Петрович отнес Базарова к числу гордецов и нахалов. А вот обычные, простые люди всегда приветствовали Базарова. Они относили его к числу своих людей, не к баринам.
    При общении с окружающими, Базаров пытался говорить спокойно и размеренно. Даже в столкновениях с Павлом Петровичем, он старался держать себя в руках, ведь считал такие споры совершенно бессмысленными.
    Именно сравнение этих двух персонажей и открывает перед читателями полную картинку их образов. Павел Петрович много и часто использовал слова, свойственные именно аристократам. Он выражался иностранными высказываниями, чем, в свою очередь, необычайно раздражал Евгения. Но, на самом деле, такие выражения были пустыми.
    Разговор Базарова отличался неким остроумием. Герой безупречно владел родным языком, и умело использовал его выражения в разговорной речи. В спорах со своими оппонентами, главный герой ведет себя самоуверенно, и даже эгоистично. Он не ценит поэзии, он надсмехается над Пушкиным. Ему не понятны стихотворные работы, посвященные пейзажной лирике. Хотя, сам Базаров положительно относится к природе. Он видит в ней источник, которым может пользоваться человек в свое благо.
    Характеризуя образ Евгения Базарова, нельзя не отметить, что он был достаточно одиноким человеком. Находясь в деревне отца, он совершенно чужой. Его воспринимают за барина, хотя, он далек от такого звания. К тому же, на страничках романа «Отцы и дети» нам не встречается ни один герой, который был бы схож с Евгением своими взглядами, жизненными позициями. Нет у него ни настоящих друзей, ни преданной любви. Именно поэтому, образ Базарова настолько волнующий, настолько привлекающий к себе внимание.

  4. Центральный персонаж романа «Отцы и дети» — Евге­ний Базаров — поражает своей яркостью и неоднозначнос­тью, но безусловная его особенность — глубокий трагизм.
    Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом — отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый против­ник «уездного дворянства», выступающего в его представ­лении «самолюбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же словам, призваны сломать установлен­ные нормы и порядок вещей, реализовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество.
    Назвать Базарова материалистом — мало. Любое самое загадочное явление или чувство он низводит до уровня химии или физиологии: «И что за таинственные отно­шения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка ана­томию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, за­гадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», — говорит он своему товарищу и учени­ку Аркадию Кирсанову. Молодой нигилист утверждает, что единственно верный способ жизни — руководствуясь ощущениями, соображением пользы: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», — говорит Ба­заров Павлу Петровичу Кирсанову в одном из споров. А Аркадия позже убеждает: «Я придерживаюсь отрица­тельного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? — тоже в силу ощущения».
    Но здесь-то и начинается противоречивость идей Ба­зарова. Он, ценящий здравый смысл, науку и прогресс (хоть сам это и отрицает), ратующий за просвещение и образованность, предлагает опуститься до уровня инс­тинктов. Он, обвиняющий дворянство в себялюбии, сам только себя и считает за человека, не скрывая презрения к окружающим. Только умирая, он сознается перед собой в своей непомерной гордыне, называя себя топорщащим­ся полураздавленным червяком.
    Самое яркое противоречие слов и чувств Базарова про­является в его отношениях с Одинцовой. Было бы даже забавно наблюдать, как он отрицает свои нежные чувс­тва к ней… если бы он не делал этого с таким звериным ожесточением, разрывая и уродуя свою душу, лишая себя права на счастье в угоду выдуманному им же самим прин­ципу отрицания, — им, который «против принципов»! Им, живущим «ощущениями»! Разве не ощущал он, как новое, неведомое, щемящее чувство заполняет его сердце? Как меняется картина его мира? Как шатаются незыбле­мые материалистические устои, как слетает с него налет цинизма? Как радость наполняет его от одного осознания, что Она рядом?.. В добровольном «усечении» собственной души, в разрушительной войне с собой и с любовью, в оз­лоблении на весь мир и на себя самого состоит глубокий трагизм образа Базарова.
    Главный герой романа — из тех образов, которые не могут оставить равнодушными никого. Им можно восхи­щаться, его можно ненавидеть, превозносить или пори­цать… или и то, и другое. Он, не боясь непонимания или осуждения, высказывает свои мысли; он честен и прямоли­неен; он целеустремлен, собран, практичен; он явный ли­дер по натуре; обладает незаурядным умом и широтой кру­гозора; он независим и смел; он носитель прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства… Многие из этих качеств были необходимы обществу того времени, но общество еще не было готово к ним. Да и сам Базаров не является идеальным примером «нового человека». Ско­рее, он — предтеча этого человека, обреченный на траги­ческое непонимание… Но Базаров не только привлекате­лен, но и отвратителен: в своем цинизме, в своей гордыне, в своем фантастическом эгоизме.
    Смерть Базарова не случайна: образ «героя времени» не имеет будущего, он может быть дорисован только вре­менем. И. С. Тургенев показал, что слепое отрицание старого — не выход: необходимо новое мировоззрение, унаследовавшее лучшие качества «отцов» — духовность, благородство, патриотизм, — дополненное базаровским бесстрашием, новаторством и честностью.

  5. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. С тех пор он продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические, философские и эстетические проблемы, поднятые писателем на его страницах, продолжают волновать умы и сердца людей.
    Главный герой романа, Базаров, представлен автором как недавно возникший в русском обществе новый тип людей – нигилистов, появление которых становится своеобразным «знамением времени».
    Базаров – сильный, наделенный природным умом и уверенный в себе человек. Тургенев наделил его материалистическим воззрением, любовью к труду и точным наукам, огромной силой воли и способностью оказывать влияние на окружающих. Писатель показал ненависть своего героя ко всякой «фразе и позе», к косности и рутине. Во всех спорах Базаров обычно побеждает. Он критикует консерватизм Павла Петровича Кирсанова, считает естественнонаучные знания оружием в борьбе с идеализмом «отцов», самостоятельно пробивает дорогу в жизни: «всякий человек сам себя восхищать должен, – ну хоть, как я, например».
    Этот человек не признавал «нематериального», он – враг всего отвлеченного, «оторванного от жизни». Базаров ратует лишь за «конкретные ремесла», которые могли бы быть усвоены народом. Это труженик науки: он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Казалось бы, идеальная личность, но нет…
    В то же время Базаров показан человеком жестким, а иногда и жестоким, безжалостным, грубым. Как некоторые другие персонажи, живущие идеей (например, Чацкий), он совершенно не способен объективно оценивать свои высказывания и высказывания собеседника, принять «чужую правду» хотя бы частично. Евгений Базаров оскорбляет Павла Петровича, не проявляет к нему снисхождения. В «марьинских» главах автор подчеркивает его грубоватую манеру держаться: он не считается с хозяевами, грубит им, то есть выражает презрение к среде, в которую попал.
    Но полный крах своих теорий, своих убеждений Базаров осознает, когда попадает в «любовную коллизию» с Анной Сергеевной Одинцовой. Те теории, идеалы, которым он посвятил себя, не проходят испытания на прочность: «В разговоре с Анной Сергеевной он больше прежнего высказывал свое равнодушие, презрение ко всему романтическому, а, оставшись один, с негодованием осознавал романтика в самом себе». Теперь душа Базарова «раскалывается» на две части: с одной стороны, мы видим отрицание всего духовного, в частности – любви; с другой – способность страстно и одухотворенно любить. На смену наивному цинизму («посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа»; «Этакое богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр», «баба с мозгом») приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Если сначала Базаров называл любовь белибердой, считал рыцарские порывы чем-то вроде уродства или болезни, то теперь «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней». Герой ловил себя на всякого рода «постыдных мыслях, точно бес его дразнил». Общий скептицизм у Базарова сохраняется, но теперь в нем нет прежней непоколебимой уверенности. Идеальная концепция рушится…
    В высказываниях главного героя появляется философская рефлексия на тему смерти и места человека в мире. Но положение «песчинки», «атома» во власти стихий его не удовлетворяет. По мнению героя, человек должен подчинить природу себе. Но это невозможно, законы природы неподвластны человеку. И Базаров это понимает, но принять не может: «Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается». Почему? Как этот волевой и сильный человек повел себя после того, как Одинцова отвергла его любовь?
    Герой спасовал перед жизненной неудачей, или, как он сам говорит, «рассыронился»: у него появляются нотки скептицизма и пессимизма, он поступается некоторыми своими взглядами. Становится ясно, что требования живой человеческой натуры несовместимы с принципами нигилизма. Нет у Базарова ни друзей, ни единомышленников, способных поддержать, помочь. Потому что Аркадий, в сущности, не друг, а попутчик, временный приятель, поверхностно усвоивший взгляды Базарова и вскоре отказавшийся от них. Базаров один, и сил справится с душевным кризисом у него нет. Будучи сильной личностью, он не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Это тупик: конфликт неразрешим, и герой осознает это. Единственный выход для него – это смерть. И главный герой умирает…
    Кто же такой Базаров? Представитель своего времени, «лишний человек» или человек без будущего? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ясно одно: нельзя пренебрегать духовными ценностями. Это то, на чем держится личность человека, его душа. А без души человек – это только оболочка. Тургенев показал нам сильного человека и лишний раз доказал этот факт.

  6. И.С.Тургенев писал в статье «По поводу «Отцов и детей»:
    В этом замечательном человеке ( прототипе Базарова) воплотилось… едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.
    Детство Базарова
    О детстве героя мы знаем очень мало. Мы узнаем , что его дед был крепостным
    «Мой дед землю пахал»,
    с гордостью заявляет герой.
    Брак родителей его был основан не на любви. Но, вчитываясь в портреты Арины Власьевны и Василия Ивановича, мы понимаем, что они уважают друг друга, безумно любят своего Евгения, потому можно предположить, что все, что было необходимо, чтобы дать сыну образование, воспитать его, родители Базарова сделали.
    Отец героя — бывший полковой лекарь. Евгений занимается в университете медициной, значит, какое-то влияние на это оказал и Василий Иванович. Вообще о прошлом других героев Тургенев говорит много и охотно, но прошлом этого персонажа мы знаем мало. Может быть, потому, что не прошлое определяет суть героя, а настоящее. Мы знаем, что он учится в университете, но все персонажи романа, даже противники героя, сознают, что не медицина станет предметом его будущей выдающейся деятельности.
    Базаров — разночинец
    И этим, пожалуй, все сказано. Он человек, который сам себя сделал. Он человек дела. Недаром же Тургенев пишет о времяпровождении в Марьино:
    «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».
    Евгений прежде всего очень сильный человек. Эту новую силу чувствуют все герои романа. Его сила проявляется во всех его поступках: в несчастной любви, в категоричности утверждений, в отношении к другим людям и, конечно же, в смерти. Недаром Писарев писал:
    «Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг».
    Образ Евгений Базарова как человека дела
    Он по-своему добр. Вспомним хотя бы сцену первой встречи героя и Аркадия с Фенечкой. Она, мать, прежде всего отмечает, как спокойно пошел ребенок на руки к Евгению. Дети ведь очень чувствуют суть человека. Он — врач. И эта суть врача проявляется во в его образе всем:
    в отношении к обитателям Марьина,
    в том, как он помогает раненному на дуэли Павлу Петровичу,
    в том, что и умирает он, заразившись при вскрытии тифозного трупа.
    Евгений горд. Его отношения с Одинцовой после объяснения вызывают к нему уважение. Он может быть трогателен с родителями, именно о них он думает перед смертью ( уважая их отношение к религии, он просит Одинцову утешить Арину Власьевну). Он, отвергающий всякие чувства способен на большую любовь. Он, отвергающий всякие нравственные нормы, в сущности, живет по высоким нравственным законам. Но во всем, где и как проявляет себя герой, отражается его приверженность теории нигилизма.
    Базаров — нигилист
    Поэтому Тургенева чрезвычайно интересуют те идеи, которые проповедует его персонаж. Базаров называет себя нигилистом, то есть человеком, который ничего не признает. В романе он проповедует идеи позитивистов середины ХIХ века, провозгласивших примат практики над умозрительностью. Чувствуется в отношении Евгения к искусству и влияние эстетической концепции Чернышевского
    («Прекрасно то, что полезно»).
    Герой отвергает прежде всего то, что не поддается опытному исследованию.
    Чувств нет, есть физиология. Нет любви, а есть физическое влечение. Нет «загадочного взгляда», есть хрусталик, роговица, преломление света… и только.

  7. 7
    Текст добавил: Чистосовестный

    Евгений Базаров, герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» предстает перед читателем в конкретный период развития своей личности. Писатель не предлагает его биографии, откуда возникли и развивались его взгляды.
    Гораздо важнее его характер, который проявляется и во внешнем образе Базарова, и в общении с другими героями произведения, что и анализируется в сочинении на тему образ Базарова.
    Его одежда – вызов для того времени, почему он казался франтоватому Павлу Петровичу нелепым. А между тем, его балахон и широкополая шляпа – ответ соображениям удобства, комфорта, свободы. Его разговор – простые и понятные слова, по возможности без заимствованных иностранных слов. Ему не нужно украшать себя – ведь и внешность у него не слишком привлекательна.
    В сочинении на тему образа персонажа следует отметить и то, что социальную позицию Базаров сочетает с внешним поведением: отрицание общепринятых правил (не сразу подал руку Николаю Петровичу), переходящее в фамильярность.
    Еще в начале романа, когда Базаров едет в чужое имение, он отстраняется от Аркадия и Николая Петровича, однако магнетизм его личности, не оставляет отца и сына, словно Базаров не в тарантасе, а рядом с ними, в коляске.
    И хозяева объясняют его поведение одним словом – нигилист. У Аркадия это вызывает почти восхищение, а у его дяди – только иронию.
    Однако, нигилизм – это не то главное, что привлекает в Базарове. Это не его внешность, поведение и духовная жизнь. Это его цельная личность. В сочинении хочется сказать, что чуть меньше непримиримости, больше терпимости и понимания, что новая жизнь, общественные и человеческие отношения не строятся на руинах прошлого, и не происходят такие изменения в одночасье, будь он более амбициозен – в положительном смысле – и добился бы большего.
    Да, на формирование взглядов и характера в некоторой степени повлиял образ его отца – штабного лекаря, который часто оказывал помощь бедным. Сам Базаров стал врачом, но его действия лишены сочувствия. Им движут некие высокие идеалы, которые, увы, далеки от реальной жизни с ее проблемами и противоречиями. При этом образ Базарова является удивительно цельным – из-за его искренней веры в свои убеждения, искренности и прямоты.
    Важной является и тема внешнего проявления убеждений героя. Его поведение – зачастую грубое, фамильярное – это не отсутствие должного воспитания. Поведение Базарова – во многом преувеличение. Возможно, светские манеры, излишняя утонченность поведения, присущая Кирсановым, и является лишней в честной трудовой жизни ради общего блага – но элементарное уважение к окружающим людям, страшим по возрасту, не зависимо от их социального положения – это естественная норма. Базаров же, отказываясь от условностей, переступает и эту черту.
    То же видно и в отношении Базарова к родителям. Кажется, он должен глубоко уважать и почитать отца, который своей службой простым людям во многом стал для него примером. Но любовь к родителям, видимо, для него такой же атавизм, как и уважение к аристократии. Забота родителей мешает ему работать – и он спокойно их покидает всего через несколько дней после приезда. Так проявляется одно из противоречий характера Базарова, доказывающее его незрелость: будучи уверенным, что его долг служение людям, он проявляет удивительный эгоизм по отношению к самым родным и близким – к родителям.
    Еще одно противоречие Базарова, в том, что для него не существует русских ученых, пример для него ученые немецкие. При этом сам интересуется и другими естественными науками, кроме химии и медицины. Неужели он считает себя одного исключительным человеком, способным работать в той мастерской, которой он зовет природу?
    Но тема образа Базарова не исчерпывается его принадлежностью к нигилистам. В сочинении нельзя не сказать, что Евгений Базаров – человек труда. О его любви и уважении к труду говорят руки – сильные, не чуждые простому физическому труду, так отличающиеся от ухоженных рук дворян.
    Его недворянское происхождение во многом объясняет и внешность, и характер. Будучи вынужден, как и другие разночинцы, пробивать дорогу сам, он изначально имел два выхода: примкнуть к аристократическому обществу в качестве человека, готового оказать служить и прислуживать, или же служить человеку, обществу. Базаров выбрал второе, иного его прямая и деятельная натура и не приняла бы. Недаром автор часто подчеркивает такие качества образа Базарова, как интеллект и самоуважение.
    Не обходит стороной автор и тему любви. Несмотря на кажущуюся холодность, равнодушие, кажущееся нарочито-механическим поведение, упрощенные фразы о новом социальном устройстве и роли сословий, Базаров, неожиданно для себя оказывается подвержен чувствам. И это нельзя обойти в данной теме. Возникшая симпатия к Одинцовой удивительна для героя не только своим фактом, но и тем, что не нашла ответа, что увлечение не было взаимным, что есть сферы жизни, где убеждения не дают ощущения победы, где можно проиграть не сказав ни слова.
    И тем более горьким выглядит поражение в любви, что объектом чувств стала равная – по силе духа, твердости убеждений, интеллекту – столь же холодная и отстраненная по отношению к людям Одинцова.
    Итак, как видно из сочинения, образ Базарова – сплетение противоречий и преувеличений.
    И в заключение сочинения – плохое или хорошее – нынешняя жизнь это наследство “отцов”. Базаров же стремиться отказаться от этого, и тем самым показываем самое слабое звено в своих убеждениях и рассуждениях. Ведь его труд, его путь служению – это наследство его отца и прочих предков. Но, к сожалению, то чего не смогла доказать Базарову жизнь, доказала смерть.

  8. События, описанные в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” происходят в канун крестьянской реформы, вызвавшей острый резонанс в общественном мнении. Прогрессивная общественность разделилась на либералов, приветствующих реформу, и революционер-демократов, считающих, что коренное изменение все равно не даст крестьянам желаемого освобождения. Это размежевание отразилось и в тургеневском романе.
    Роман “Отцы и дети” вызвал бурные споры и противороечивые оценки.
    Поколение “отцов”, либералов, представлено в нем братьями Кирсановыми, а поколение “детей” – разночинцем-демократом Евгением Базаровым.
    В центре романа – фигура Базарова. Роман начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Его появление по-настоящему всколыхнуло привычный уклад жизни Кирсановых.
    Базаров – сын лекаря, он прошел суровую жизненную школу, учится в университете на медные гроши, увлекается естественными науками, знает ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, гордится своим происхождением. “Мой дед землю пахал!” – с надменной гордостью говорит герой. Неприятие и интерес он вызвал сразу одним только своим внешним видом: высокий рост, балахон с кистями, обнаженная красная рука, длинные волосы. Автор делает акцент на руках героя. Он неоднократно подчеркивает его ум, указывая на просторный череп и лицо, выражающие самоуверенность.
    Кирсановы – лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства. Наиболее острое столкновение происходит между Евгением и Павлом Петровичем.
    Базаров — нигилист, и он яро отстаивает свою по­зицию отрицания всего. Он холодно и презрительно высказывается об искусстве: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»,— говорит он. Рафаэль, признанный гений во всем мире, по Базаро­ву, гроша ломаного не стоит. Природа не предмет вос­хищения для тургеневского героя, она для него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Лю­бовь Базаров называет белибердой, непростительной дурью.
    Автор проводит своего героя через ряд испытаний, в том числе и через испытание любовью. Встретив­шись с Одинцовой, Базаров уверен, что любви нет и быть не может. На женщин он смотрит весьма скепти­чески. Анна Сергеевна для него – только представи­тель одного из разрядов млекопитающих. Он отмеча­ет ее богатое тело, вполне достойное анатомического театра, и не задумывается о ней как о человеке, как о личности. Однако постепенно в душе героя неожидан­но для него самого просыпаются те чувства, которые вводят его в состояние полной растерянности. Чем дольше находится он в гостях у Одинцовой, чем бли­же сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается тем жарче разгораются его чувства. Человек, уверен­ный в своих убеждениях, ломается при первой же встрече с подлинной жизнью. Неразделенная любовь не лишает Базарова гордости. «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал»,- говорит он Одинцовой.
    У героя возникает конфликт с самим собой. Он пы­тался выстроить свое существование на основе теории нигилизма, но жизнь не удается подчинить сухой идее. Отрицая принцип чести, Базаров принимает вы­зов на дуэль от Павла Петровича. Презирая аристократов, он по их правилам выясняет отношения и на дуэли ведет себя благородно. Об этом ему говорит сам Павел Петрович.
    Базаров не может скрыть привязанности и нежно­го отношения к своим родителям, заботой и любовью которых, на первый взгляд, тяготится. Чувствуя при­ближение смерти, он просит Одинцову не забывать его стариков, потому что «таких людей, как они, в… большом свете днем с огнем не сыскать…». Критик Д. И. Писарев считает смерть Базарова геройской. «Уме­реть так, как умер Базаров,— все равно что сделать великий подвиг…»,— пишет он.
    Открытие в себе способности к любви становится для героя очень болезненным и тяжелым. Однако эта способность обогащает его, делает более понятным и близким читателю.
    Автор сочувствует своему герою, уважает и жалеет его, хотя сам он исповедовал идею либерализма. В своих воспоминаниях Тургенев писал: «Точно и силь­но воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта ис­тина не совпадает с его собственными симпатиями».

  9. Эта тема рока, судьбы, тайны, мистических сил перекликается с еще одним женским образом. Княгиня Р., возлюбленная Павла Петровича, перевернувшая всю его жизнь и рано умершая, очерче­на не вполне определенно, с сюжетом она непосредственно не свя­зана. Тем не менее этот образ важен для понимания тех линий сходства, которые возникают между Базаровым и Павлом Петрови­чем. В ее натуре кроется какая-то роковая тайна, но очевидно, ро­мантический, мятущийся, неуравновешенный, страстный характер княгини Р., скорее, соотносим с философской проблемой загадки бытия и стоит ближе к героиням поздних мистико-философских но­велл Тургенева, таких как «Клара Милич».
    Ближе всего к образу «тургеневской» героини стоит Анна Серге­евна Одинцова. Натура сильная, глубокая, независимая, наделен­ная развитым умом, красавица Одинцова тем не менее холодна и эгоистична. Она единственная в романе верно поняла сложный и противоречивый характер Базарова, по достоинству оценила его, но ей не хватило смелости и решимости, чтобы связать с ним свою жизнь. Насыщенной, непредсказуемой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное существование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью.
    Тем не менее следует отметить важнейшую роль этого женского образа в развитии сюжета и значение его для понимания образа Базарова. С этой точки зрения, образ Одинцовой сопоставим с обра­зом Павла Петровича Кирсанова — идейного антагониста Базаро­ва, главного защитника либеральных идеалов. Ранее отмечалось, что его позиция не только противопоставляется позиции Базарова, но они и сопоставляются по степени односторонности и неприми­римости, что является особенностью системы образов романа. Вы­явить черты сходства этих героев, а также внести в проблематику романа и раскрытие образа Базарова философские основы помогает любовная линия, связанная с образом Одинцовой.

  10. Образ Базарова сочинение
    План
    1. Герои романа “Отцы и дети”.
    2. Образ Базарова
    2.1. Образованный человек.
    2.2. Нигилист.
    2.3. Испытание любовью.
    3. Теория Базарова.
    И. С. Тургенев написал свой роман “Отцы и дети” в непростое время для всей России – в период крестьянской реформы, когда общество разделилось на либералов и демократов, порождая многочисленные споры и раздоры между разными социальными слоями.
    В своем произведении писатель изобразил конфликт между свободомыслящими, но законсервированными дворянами, и представителями прогрессивной революционной интеллигенции.
    Семья Кирсановых является образцом вольномыслящих аристократов, они не борются за крепостное право, но и не считают себя равными по отношению к простому народу.
    Базаров же, благородный человек, имеющий дворянские корни, выступает за полное освобождение крестьян и возвращение им всех гарантий и благ.
    Поэтому Евгений Базаров – небогатый образованный мужчина, любитель науки, будущий врач по призванию, становится причиной многих ссор и размолвок в доме пригласивших его Кирсановых.
    Молодой человек очень увлечен естествознанием, каждое утро он отправляется на пешие прогулки и проводит всевозможные хирургические опыты. Базаров очень любит медицину и с ответственностью подходит к ее изучению. Он с радостью употребляет свои знания на пользу бедных людей.
    По мировоззрению главный герой – нигилист, он отрицает и отвергает все условности и все общепринятые нормы, из-за чего у него постоянно бывают нешуточные столкновения с одним из Кирсановых – Павлом Петровичем. Пожилой аристократ недоумевает, как можно отвергать все – искусство, поэзию и даже любовь?! “Все!” – твердо отвечает Евгений, не признающий ни авторитетов, ни идеалов. “Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… – размышляет Павел Петрович. – Да ведь надобно же и строить”. “Сперва нужно место расчистить” – резонно объясняет уверенный Базаров.
    Однако противоречие между ним и старшим поколением является не единственным конфликтом романа.
    После встречи с Одинцовой, в Евгении назревает внутренний разлад, который он не сразу постигает. Дело в том, что молодой человек, отвергающий чувства, эмоции и привязанность, сам начал испытывать всепоглощающее ощущение любви к понравившейся ему женщине. “Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…” – почти со злостью говорит он богатой помещице. Базаров, ни разу до этого не испытывающий настоящего чувства, ожесточен не только сам на себя, но и на свою избранницу. Это она заставляет его верить в любовь! Это из-за нее он трепещет в ожидании ответа!
    Чувство Евгения осталось неразделенным. Понимая это, он уезжает от любимой женщины и вскоре умирает из-за своей неосторожности.
    Смерть молодой человек принимает стойко, сообразно своим принципам и убеждениям. Как врач, он осознает, что скоро начнется кризис и что он может впасть в беспамятство. Мысль о несчастных родителях тревожит его. Он старается ободрить отца мыслями о религии и философии, которым старик очень предан. Перед смертью Базарову удается еще раз увидеть свою любимую женщину.
    Я двояко отношусь к теории всеобщего отрицания, которой придерживается главный герой. С одной стороны, нигилизм говорит о смелости и прогрессивности, но с другой… Я считаю, что невозможно отрицать то, что заложено в людей с рождения – стремление к любви, восхищение прекрасным, устремление к идеалу.

  11. 11
    Текст добавил: сегодня не реально не мой день

    План
    I. Яркость и неоднозначность главного героя романа.
    II. Базаров – носитель настроений нового поколения.
    1. Ярый противник авторитетов.
    2. Низведение чувства до уровня химии и физиологии.
    3. Непомерная гордыня Базарова.
    4. Предтеча «нового человека».
    III. Слепое отрицание старого – не выход.
    Я хотел сделать из него лицо трагическое… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все?таки обреченная на погибель, потому что она все?таки стоит еще в преддверии будущего.
    Письмо И. С. Тургенева к Случевскому
    Центральный персонаж романа «Отцы и дети» – Евгений Базаров – поражает своей яркостью и неоднозначностью, но безусловная его особенность – глубокий трагизм.
    Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом – отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый противник «уездного дворянства», выступающего в его представлении «само?юбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же с?овам, призваны с?омать установ?енные нормы и порядок вещей, реа?изовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество.
    Назвать Базарова материа?истом – ма?о. Любое самое загадочное яв?ение и?и чувство он низводит до уровня химии и?и физио?огии: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физио?оги, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй?ка анатомию г?аза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взг?яду? Это все романтизм, чепуха, гни?ь, художество», – говорит он своему товарищу и ученику Аркадию Кирсанову. Мо?одой ниги?ист утверждает, что единственно верный способ жизни – руководствуясь ощущениями, соображением по?ьзы: «Мы действуем в си?у того, что мы признаем по?езным», – говорит Базаров Пав?у Петровичу Кирсанову в одном из споров. А Аркадия позже убеждает: «Я придерживаюсь отрицате?ьного направ?ения – в си?у ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты ?юбишь яб?оки? – тоже в си?у ощущения».
    Но здесь?то и начинается противоречивость идей Базарова. Он, ценящий здравый смыс?, науку и прогресс (хоть сам это и отрицает), ратующий за просвещение и образованность, пред?агает опуститься до уровня инстинктов. Он, обвиняющий дворянство в себя?юбии, сам то?ько себя и считает за че?овека, не скрывая презрения к окружающим. То?ько умирая, он сознается перед собой в своей непомерной гордыне, называя себя топорщащимся по?ураздав?енным червяком.
    Самое яркое противоречие с?ов и чувств Базарова прояв?яется в его отношениях с Одинцовой. Бы?о бы даже забавно наб?юдать, как он отрицает свои нежные чувства к ней… ес?и бы он не де?а? этого с таким звериным ожесточением, разрывая и уродуя свою душу, ?ишая себя права на счастье в угоду выдуманному им же самим принципу отрицания, – им, который «против принципов»! Им, живущим «ощущениями»! Разве не ощуща? он, как новое, неведомое, щемящее чувство запо?няет его сердце? Как меняется картина его мира? Как шатаются незыб?емые материа?истические устои, как с?етает с него на?ет цинизма? Как радость напо?няет его от одного осознания, что Она рядом?.. В доброво?ьном «усечении» собственной души, в разрушите?ьной войне с собой и с ?юбовью, в оз?об?ении на весь мир и на себя самого состоит г?убокий трагизм образа Базарова.
    Г?авный герой романа – из тех образов, которые не могут оставить равнодушными никого. Им можно восхищаться, его можно ненавидеть, превозносить и?и порицать… и?и и то, и другое. Он, не боясь непонимания и?и осуждения, высказывает свои мыс?и; он честен и прямо?инеен; он це?еустрем?ен, собран, практичен; он явный ?идер по натуре; об?адает незаурядным умом и широтой кругозора; он независим и сме?; он носите?ь прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства… Многие из этих качеств бы?и необходимы обществу того времени, но общество еще не бы?о готово к ним. Да и сам Базаров не яв?яется идеа?ьным примером «нового че?овека». Скорее, он – предтеча этого че?овека, обреченный на трагическое непонимание… Но Базаров не то?ько прив?екате?ен, но и отвратите?ен: в своем цинизме, в своей гордыне, в своем фантастическом эгоизме.
    Смерть Базарова не с?учайна: образ «героя времени» не имеет будущего, он может быть дорисован то?ько временем. И. С. Тургенев показа?, что слепое отрицание старого – не выход: необходимо новое мировоззрение, унаследовавшее лучшие качества «отцов» – духовность, благородство, патриотизм, – дополненное базаровским бесстрашием, новаторством и честностью.
    Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (второй вариант)
    План
    1. Проблематика романа «Отцы и дети».
    2. Жизнь и жизненная позиция Базарова.
    3. Трагичность образа Базарова.
    Написанный в 1862 году, роман «Отцы и дети» является документальным свидетельством происходившей в ту эпоху борьбы между различными общественными силами Российской империи. Центральным и животрепещущим вопросом того времени была отмена крепостного права, а также последующая реформа сельского хозяйства и характер этой реформы. Дворяне?либералы и революционно настроенные демократы того времени отстаивали собственные взгляды на процесс реформации, и автор изобразил в романе некоторые эпизоды той дискуссии, которая продолжалась между этими противоборствующими общественными движениями.
    Центральным образом произведения является образ разночинца Базарова, сына штабного лекаря (сам Базаров также выбрал для себя профессию врача). Этот че?овек с самого нача?а повествования от?ичается от всех прочих персонажей романа своей простотой, прямотой и откровенностью. Он честен, всегда старается говорить то?ько то, что на самом де?е думает, ведет себя максима?ьно понятно, а его речь от?ичается точностью. Внешность Базарова, сог?асно описанию, данному автором, да?ека от идеа?а – он не очень красив, не может похвастаться прави?ьными чертами ?ица и?и модным гардеробом. Одежда Базарова подбирается героем по принципу «на первом месте – комфорт»: она не очень красива, даже в какой?то мере старомодна. Вопросы моды и собственного внешнего вида не очень во?нуют Базарова. Поведение его от?ичается сдержанностью и некоторым эгоизмом: это бо?ее всего прояв?яется в отношениях с ?юбящими его родите?ями. Базаров, несмотря на все его утверждения о том, что он ?юбит своих родите?ей, в отношениях с ними ведет себя крайне эгоистично, никак не прояв?яя прес?овутую сыновнюю ?юбовь. Жизнь Базарова по?ностью подчинена его принципам, которых он старается строго придерживаться. Ниги?ист и скептик, Базаров не прием?ет никаких авторитетов, не принимает ничего на веру и бездоказате?ьно, он враг пустой фи?ософии. Идеа?ьной наукой, по мнению Базарова, яв?яется наука прик?адная. Именно по этой же причине Базаров не может по достоинству оценить ?юбое искусство, будь то музыка, поэзия и?и живопись. Жизненная позиция Базарова кажется читате?ю практически незыб?емой. Кажется, что ничто на свете не сможет поко?ебать его убеждений, ничто не заставит изменить свою точку зрения на окружающий мир и место че?овека в нем. Но когда Базаров в?юб?яется в Анну Сергеевну, причем в?юб?яется безнадежно и безответно, все его принципы и убеждения отходят на второй п?ан.
    Все, что Базаров осужда? и презирал в других людях, он на этот раз обречен увидеть в самом себе. Внутренний конфликт оказывается неразрешимым для этого жесткого, принципиального, строгого к себе и к окружающему миру человека. Именно в этом заключается трагизм образа Базарова – практичный, самокритичный, трудолюбивый человек, попадая в плен романтических чувств, становится жертвой саморазрушения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *