Сочинение на тему бедная лиза вывод

12 вариантов

  1. В произведении несколько персонажей: простая девушка Лиза, ее мать, молодой дворянин Эраст и повествователь. Сюжет строится вокруг истории любви между Лизой и Эрастом. Особенность этой истории заключается в том, что она описывает очень распространенную ситуацию в России 18 века, когда дворянин, используя свой статус, совращает девушку, находящуюся ниже его по положению в обществе, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести.
    Лиза – крестьянская девушка, живущая в хижине с матерью. После смерти отца они обеднели и Лизе пришлось с юности много работать. Она трудолюбива и не жалеет себя ради блага своих близких. У нее очень доброе,  чувствительное сердце, девушка стеснительна и робка. Первая встреча с Эрастом бросает Лизу в краску.
    Образ Лизы в русской литературе стал показательным образом девушки из народа. Автор постарался стереть грань между сословиями, показав, что любить умеют не только барышни, но и крестьянки. Карамзин вложил в свое произведение острый социальный подтекст, подчеркнув невозможность союза между людьми из разных миров.
    Но героиня все же влюбляется в молодого дворянина. А он, воспользовавшись ее наивностью, бросает девушку. К сожалению, он не смог пройти испытание любовью. Эраст отправляется на войну и проигрывает свое состояние, после чего женится на богатой вдове.
    Лиза сводит счеты с жизнью, совершая самый страшный грех. Она обезумела от горя и не смогла жить после предательства. Важно, что автор не осуждает своих героев, а сочувствует им.
    Эта повесть стала образцом сентиментальной прозы и положила начало целому пласту русской литературы.

  2. В повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» речь идёт о том, как молодой дворянин по имени Эраст встретил однажды прекрасную девушку Лизу. Лиза со своею матушкой проживала на окраине Москвы, зарабатывала на жизнь продажей цветов. На работе ей и повстречался Эраст.
    Молодой человек был очень добрым, умным, но в то же время, по словам Карамзина «ветреным и слабым». Между Эрастом и Лизой вспыхнули чувства, они полюбили друг друга. Но ветреность главного героя разрушила их отношения – однажды он очень крупно проигрался в карты. И для того, чтобы решить свои финансовые проблемы, Эраст решает жениться на богатой вдове. Придя к такому решению, он бросает свою возлюбленную. Разбитое сердце Лизы, измена, отчаяние – несчастная девушка прыгает в пруд и тонет.
    Конечно же, их отношения изначально не могли принести ничего хорошего, хотя бы из-за сильного социального неравенства. Ведь Эраст был богатым дворянином, а Лиза – бедной девушкой из крестьянской семьи. Поэтому то и не следовало ожидать положительного завершения таких отношений. Но сам Карамзин в своей повести «Бедная Лиза» не преклоняется перед материальными благами Эраста, он ценит чистоту и невинность души Лизы, её искренность, доброту, верность.
    Во время прочтения повести Карамзина «Бедная Лиза» практически невозможно не встать на сторону главной героине, не восторгаться её любовью, не сопереживать её смерти. При этом мне очень понравилась позиция автора – он считает, что к какому бы сословию человек не принадлежал, он должен нести равную со всеми людьми ответственность за свои поступки.

  3. Эта повесть рассказывает о любви крестьянской девушки Лизы к бо­гатому молодому человеку Эрасту.
    Когда у Лизы умер отец, ей было 15 лет, она осталась с матерью, у них не было достаточных средств к существованию, поэтому Лиза занималась рукоделием и работу продавать ходила в город. Однажды она повстречала приятного молодого человека, который купил у нее цветы. Она влюбилась в него с первого взгляда, но тогда не поняла этого. Она каждый день при­ходила с цветами в город, но не продавала их никому, ждала его.
    Молодого человека звали Эраст. Однажды она увидела его под окном своего дома, он очень понравился ее матери. Лиза любила Эраста все больше и больше.
    Началась война, и он уехал, но вместо того, чтобы воевать, он играл в карты и развлекался. Проиграв все свое состояние и наделав долгов, он возвращается домой, чтобы поправить свое материальное положение. Он женится на богатой вдове, которая давно была в него влюблена. Лиза на самом деле нравилась ему, но для него было важнее поправить свои дела. Когда Лиза встретила его, Эраст сказал ей, что помолвлен, и она должна оставить его. В то время к Лизе сватался сын зажиточного крестьянина из соседней деревни, но ей был нужен только Эраст. Она утопилась… Материал с сайта //iEssay.ru

  4. Карамзин стал главой нового направления в русской литературе — сентиментализма. Основная тема сентиментальной литературы — трогательные чувства, душевные переживания человека, “жизнь сердца”. Карамзин одним из первых стал писать о радостях и страданиях современных, обыкновенных людей.
    Огромный успех принесла Карамзину повесть “Бедная Лиза”, которая произвела переворот в общественном сознании. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героини, наделенной обыденными чертами. Его слова “и крестьянки любить умеют” стали крылатыми. В своей повести Карамзин проявляет интерес к простому человеку, к миру его чувств, переживаний.
    Карамзин скорбит, плачет над участью бедной Лизы, негодует, рассказывая о поступке слабого и ветренного Эраста, погубившего Лизу.
    Кто же такая Лиза, из-за которой чувствительные читатели и особенно читательницы проливали потоки слез?
    Лиза — бедная крестьянская девушка, которая рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — “чувствительной бедной старушкой”, от которой Лиза наследует главный талант — умению преданно любить. Чтобы содержать себя и мать, Лиза, “не щадя своей нежной молодости”, берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы.
    Там, в Москве, Лиза встречает молодого дворянина Эраста “с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветренным” Жизнь свои он проводил в светских удовольствиях, но скоро они ему наскучили. Красота Лизы произвела на него сильное впечатление, и “ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце его давно искало”. Он влюбляется в непосредственную, невтнную девушку “любовью брата”, восхищается своей “пастушкой”.
    Однако вскоре платоническая любовь между молодыми людьми переходить в чувственную, и вот тут-то он понимает, что любовь его стала угосать. Лиза уже не была в его глазах “ангелом непорочным”, который восхищал его душу.
    А что Лиза? А Лиза “им только жила и дышала”. Но постепенно она начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет озабоченностью: ему надо отправляться на войну. Однако в армии он не столько сражается с непреятелем, сколько проигрывается в карты. Чтобы поправить свои дела, ему приходится жениться на богатой пожилой вдове.
    Чувствительность — так определяли главное достоинство повестей Карамзина. Чувствительность является центральной чертой характера Лизы. Она доверяет движениям своего сердца, живет “нежными страстями”. В конечном счете, именно пылкость и горчность и приводят Лизу к гибели.
    Мотив совращения чистой и непорочной девушки, который встречается во многих произведениях Карамзина, обретает в “Бедной Лизе” социальное звучание. Карамзин одним из первыз ввел в русскую литературу противопоставление города и деревни. В повести “Бедная Лиза” деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в городское пространство, где действуют законы, отличные от законов естественных. Не даром мать Лизы говорит ей, что она всегда переживает за нее, беспокоится, молится Гоподу Богу, чтобы он сохранил ее от всяких бед. Этим самым она как бы предсказала все, что случилось потом.
    Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Лизы, которая впервые “отступая от себя”, скрывает, по совету Эраста, их любовь от матери. А ведь раньше, она всегда делилась с матерью своими тайнами. Позже именно по отношению к нежно любимой матери Лиза повторит самый дурной поступок Эраста. Он попытается “откупиться” от Лизы, прогоняя ее, дает ей сто рублей. Но ведь и Лиза сделает то же самое, послав матери вмсете с вестью о своей гибели те деньги. Естественно, эти деньги не нужны были матери Лизы, как и ей самой. Лизина мать, услышав о страшной смерти дочери, не перенесла этого,”кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись”.
    Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Лизу в самом начале повести: “Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку”.
    Но нельзя винить в этой трагедии только Эраста. Да, он предал Лизу, предал из-за своей безалаберности и любви к картам. Да, он оказался подлецом и трусом. Но ведь в том, что случилось, есть и вина Лизы. Она сама бросилась в объятия Эраста, любовь затмила все, ради него она готова была на все. “Я скоро забуду душу свою, нежели милого моего друга!”, — так говорила она самой себе.
    Предательство Эраста сильно потрясло Лизу. Она понимала, что по нравственным понятиям того времени у нее нет другого выхода, как покончить жизнь самоубийством. Она бросается в пруд.
    Эраст до конца своей жизни был несчастлив. Он сознавал, что в смерте Лизы есть его вина, он считал себя убийцей. Он погубил не только Лизу и ее мать, но и свою жизнь. До самых последний дней своей жизни он приходил на место гибели Лизы.
    Вот такая трагедий произошла с простой крестьянской девушкой. И только могилка у пруда,к которой приходили плакать и горевать несчастные влюбленные девушки, да опустевшаю хижина напоминали о плачевной судьбе Лизы

  5. Чтобы написать сочинение на тему “Бедная Лиза” Н.М. Карамзина, нужно упомянуть, что
    автор данного произведения открыл новый виток в литературе – сентиментализм.
    Именно данная повесть принесла Карамзину популярность, а его слова “и крестьянки любить умеют” стали крылатыми.
    Повесть о несчастной и трагичной любви. Сирота Лиза рано потеряла своего кормильца – отца, именно по этой причине еqё приходится много работать. Она продаёт цветы в городе, а на вырученные деньги кормит себя и свою пристарелую мать.
    В жизне девушке появляется красавец Эраст, молодой юноша. Они встретились в городе, когда она продавала цветы. Он скупает у неё все цветы.
    Юноша аристократ, а вот Лиза – крестьянка, но это их не останавливает. Они начинают встречаться , на одном из свиданий парень совращает Лизу, но он покидает её, уходя на войну.
    Эраст вернувшись с войны, не считает необходимым встретиться с девушкой и объясниться. При их случайной встречи, он объявляет ей, что в скором времени женится набогатой вдове.
    Девушка любила искренней любовью и не смогла перенести предательства. Она бросилась в пучину пруда.
    К сожалению в любые времена есть, были и будут такие непорядочные люди, как ветренный Эраст, который погубил Лизу.

  6. Эта повесть рассказывает о любви крестьянской девушки Лизы к бо­гатому молодому человеку Эрасту.
    Когда у Лизы умер отец, ей было 15 лет, она осталась с матерью, у них не было достаточных средств к существованию, поэтому Лиза занималась рукоделием и работу продавать ходила в город. Однажды она повстречала приятного молодого человека, который купил у нее цветы. Она влюбилась в него с первого взгляда, но тогда не поняла этого. Она каждый день при­ходила с цветами в город, но не продавала их никому, ждала его.
    Молодого человека звали Эраст. Однажды она увидела его под окном своего дома, он очень понравился ее матери. Лиза любила Эраста все больше и больше.
    Началась война, и он уехал, но вместо того, чтобы воевать, он играл в карты и развлекался. Проиграв все свое состояние и наделав долгов, он возвращается домой, чтобы поправить свое материальное положение. Он женится на богатой вдове, которая давно была в него влюблена. Лиза на самом деле нравилась ему, но для него было важнее поправить свои дела. Когда Лиза встретила его, Эраст сказал ей, что помолвлен, и она должна оставить его. В то время к Лизе сватался сын зажиточного крестьянина из соседней деревни, но ей был нужен только Эраст. Она утопилась…
    Повествование о несчастной любви Лизы к Эрасту, прекрасно изложен­ное Карамзиным, являет собой пример, что привязанность — это не любовь, и между богатством и славой и этой «любовью» выберут первое.
    Эраст передал эту историю рассказчику, поведавшему ее нам. Его (Эрас­та) потрясла смерть Лизы, но «душевного плача» не вызвала.
    Таков мой вывод.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  7. В повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» мы наблюдаем историю о том, как молодой дворянин Эраст встречает прекрасную девушку Лизу. Лиза проживала вместе с матушкой на окраине Москвы, продавала цветы, зарабатывая этим на жизнь. С Эрастом она повстречалась на работе.
    Молодой человек отличался добротой, был довольно умным, но при этом, по словам Карамзина, был «ветреным и слабым». Эраст и Лиза по-настоящему полюбили друг друга, но из-за ветрености Эраста эти отношения очень быстро рухнули. Однажды Эраст очень крупно проигрался в карты. Решить свои финансовые проблемы он решил, женившись на богатой вдове. Приняв такое решение, он бросил свою возлюбленную. Девушка не смогла этого пережить, она прыгнула в пруд и утонула.
    Я думаю, что такие отношения изначально не могли привести ни к чему хорошему. Эраст был богат, а Лиза была обычной бедной девушкой из крестьянской семьи. Поэтому положительного завершения таких отношений ожидать и не следовало. Однако сам Карамзин в своей повести не спешит преклоняться перед материальными благами Эраста, он ценит чистоту и невинность души Лизы. Для меня также истинная искренность, доброта и верность намного важнее, чем материальные блага.
    Хотя самого Эраста мне тоже немного жаль, ведь он так и не нашёл своего счастья, до конца жизни он был несчастен. Никакие деньги не смогли изменить его жизнь к лучшему. К тому же он считал себя убийцей Лизы и жил с этим до конца своих дней.
    Читая повесть Карамзина «Бедная Лиза», я восхищался главной героиней произведения, нельзя не восторгаться её любовью, не сопереживать её смерти. При этом мне очень нравится позиция автора – по его мнению, к какому бы сословию человек не принадлежал, он должен нести равную со всеми людьми ответственность за свои поступки.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Бедная Лиза», Карамзин» читают:
    Сочинение на тему любовь с аргументами из литературы

  8. Повесть “Бедная лиза” начинается с описании природы Москвы. Открываются,словно, панорама природы,души,всей натуры. описываются готические башни Симонова моностыря,множество домов и церквей,дубовые рощи,златоглавый Данилов монастырь, Воробьевы горы, а также леса,поля,дубравы…
    описания природы вызывают у меня прежде всего чувство умиленной тоски. Что-то нежное,хрупкое,тонкое ощущается в представлении такой картины. Такое чувство понятно, но не всем…. Чувста эти помогают понять,что повесть насыщена субтильными(нежными) чувствами,сентиментализмом, что у повести “Бедная Лиза”  горькая и плачевная судьба.
    В отличие от Эраста,Лиза умела любить ,и отдалась вся ему,отдала ему всю свою любовь…  Эраст же думал только о своем благополучии.Он был с добрым сердцем от природы, но слабым и ветхим.В этом и есть их различия, у всех есть сердце, но не все способны так отчаянно любить,как любила,например Лиза.
    По началу отношения Лизы и Эраста шли, как по водной глади. Они каждый день виделись друг с другом,каждый вечер. На берегу реки или в березовой роще,но чаще под тению столетних дубов. Они признавались друг другу в любви,обнимались,целовались.Казалось,их любовь была чиста и невинна.    .Свидания их продолжались,но все переменилось . Эраст недоволен одними ласками Лизы.Он хотел
    больше,ведь исполение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Эрасту эта любовь Лизы была какой-то пресной,монотонной. Постепенно страсть его угасала. Эти изменения в Эрасте видела Лиза и говорила ему:” Прежде бывал ты веселее”…
    Пришел день,когда Эраст должен был уйти,уйти на службу. Он и вправду был в армии,но не работал, а играл в карты и проигрывал деньги.
    В один день Лиза и Эраст встретились.Эраст всё объяснил лизе,что он женился на пожилой богатой вдове,еоторая давно была влюблена в него,ибо ему нужно было поправить свои обстоятельства.
    Я думаю,это можно сделать выводом.
    Автор сознавался:”Я люблю те предметы,которые заставляют меня проливать слёзы нежной скорби”. Этим самым Н.М. Карамзин показывает то, что незачем стыдится слёз.

  9. «Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу».
    Потом поехал молодой барин на войну, где промотал и проиграл состояние. И чтобы поправить своё финансовое положение помолвился с богатой вдовой.
    Для Лизы это был удар: Эраст обманул и предал её. Лучшее, что пришло ей в голову, — самоубийство.
    Да, положение девушки было незавидное (разочарование, утрата, попранная невинность), но при этом у Лизы были мать, жизнь и здоровье, окружающий мир, она могла приносить пользу людям своим трудом. А свести счёты с жизнью – это самое лёгкое и безответственное, что можно было сделать в её ситуации.
    Лиза была девушкой доброй, чистой, честной, верной и трудолюбивой, но слабовольной, безответственной и эгоистичной. А жизнь дана человеку не для того, чтобы он из-за всяких «Эрастов» убивал себя. И подвиг не в самоубийстве, а в том, чтобы найти в себе силы жить дальше и радоваться каждой минуте.
    Сочинение » Карамзин » Сочинение – рассуждение на тему: «Бедная Лиза» Н. Карамзин.
    Сочинения по произведению “Бедная Лиза” (Карамзин Н.М.): Литература XVIII века в восприятии современного читателя.
    Образ Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина
    Образ Лизы в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
    Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя
    Рецензия на произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
    Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”)
    Черты сентиментализма в повести “Бедная Лиза”
    Смотрите также по произведению “Бедная Лиза”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  10. Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений хvъъ веке в России, ярчайшим представителем которого стал Н. М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств. В отличие от классицистов, разуму они предпочитали чувство, отвлеченным гражданским доблестям – глубину простого человеческого сердца, тайны души.
    Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ автора о чем-либо, а величайшей ценностью – чувствительность, появилась и до Карамзина, но именно «Бедной Лизе» предстояло стать лучшим произведением сентиментализма, а ее героям и идеям прочно выйти не только в литературу, но и в саму культуру и быт людей. По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» – «сказка весьма не замысловатая». Сюжет повести прост.
    Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Эраст – светский молодой человек « с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ведренным». Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою».
    Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизациями, жили беспечно на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах». С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» – крестьянку Лизу.
    Целомудренная, наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало».
    Лиза, хотя и «дочь богатого поселянина», всего лишь крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь; «… не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве». Чувственность – высшая ценность сентиментализма – толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина чистый первый влюбленности нарисована в повести очень трогательно. «Теперь думаю, – говорит Лиза Эрасту, – что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука.
    Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий…» Эраст тоже восхищается своей « пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней. Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и в конце концов женится на богатой вдове.
    А обманутая в лучших надеждах и чувствахЛиза забывает душу свою» – бросается в пруд около Симонова монастыря. Эраст тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за ее смерть. «Он не мог утешиться и почитал себя убийцею». Их встреча, «примирение» возможна лишь на небесах. Повестью «Богатая Лиза», по существу, открывается в русской литературе тема «маленького человека», хотя социальный аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен.
    Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романов. Тема «Бедной Лизы» появляется во многих произведения А. С. Пушкина. Когда он писал «Барышню – крестьянку» то совершенно определенно ориентировался на « Бедную Лизу», превратив «печальную быль» в «роман» со счастливым концом. В «Станционном смотрителе» Дуню соблазняет и увозит гусар, и ее отец, не выдержав горя, спивается и умирает. В « Пиковой даме» просматривается дальнейшая жизнь карамзинской Лизы, судьба, которая ожидала бы Лизу, если бы она не покончила жизнь самоубийством.
    Лиза живет и в романе «Воскресенье» Л. Т. Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд. Хотя она остается жит, но жизнь ее полна грязи и унижений.
    Образ героини Карамзина Существовал и в произведениях других писателей. Именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.

  11. Лиза – бедная крестьянская девушка. Она живет с матерью («чувствительной, доброй старушкой») в деревне. Чтобы заработать себе на хлеб, Лиза берется за любую работу. В Москве, продавая цветы, героиня знакомится с молодым дворянином Эрастом и влюбляется в него: «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но Эраст предает девушку и ради денег женится на другой. Узнав об этом, Лиза топится в пруду. Главная черта в характере героини – чувствительность, умение преданно любить. Девушка живет не разумом, а чувствами («нежными страстями»). Лиза добра, очень наивна и неопытна. Она видит в людях только самое хорошее. Мать предупреждает ее: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Злых людей мать Лизы связывает с городом: «У меня всегда сердце не на месте, когда ты ходишь в город…» Карамзин показывает дурные изменения в мыслях и поступках Лизы под влиянием развращенного («городского») Эраста. Девушка скрывает от матери, которой раньше рассказывала все, свою любовь к молодому дворянину. Позже Лиза, вместе с вестью о своей гибели, посылает старушке деньги, которые ей дал Эраст. «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и…- глаза навек закрылись». После смерти героини на ее могилу началось хождение паломников. К месту Лизиной гибели приходили плакать и горевать такие же несчастные влюбленные девушки, какой была и она сама.
    Лиза (Бедная Лиза) — главная героиня повести, которая, наряду с другими произведениями, опубликованными Карамзиным в «Московском журнале» («Наталья, боярская дочь», «Фрол Силин, благодетельный человек», «Лиодор» и др.), не просто принесла литературную славу своему автору, но произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «…и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.
    Бедная крестьянская девушка Лиза рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — «чувствительной, доброй старушкой», от которой наследует свой главный талант — умение любить. Чтобы содержать себя и мать, Л. берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы. Там, в Москве, Л. встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от ветреной светской жизни, Эраст влюбляется в непосредственную, невинную девушку «любовью брата». Так кажется ему самому. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Л., «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но постепенно Л. начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет тем, что ему нужно отправляться на войну. Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове. Узнав об этом, Л. топится в пруду.
    Чувствительность — так на языке конца XVIII в. определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Чувствительность является и центральной чертой характера Л. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете именно пылкость и горячность приводят Л. к гибели, но нравственно она оправдана.
    Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. В повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Л. говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».
    Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Л.: она впервые «отступает от себя», скрыв, по совету Эраста, их любовь от матери, которой раньше поверяла все свои тайны. Позже именно по отношению к нежно любимой матери Л. повторит самый дурной поступок Эраста. Он пытается «откупиться» от Л. и, прогоняя ее, дает ей сто рублей. Но Л. делает то же самое, посылая матери вместе с вестью о своей гибели те «десять империалов», что дал ей Эраст. Естественно, эти деньги так же нужны матери Л., как и самой героине: «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись».
    Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Л. в самом начале повести: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Общее правило оборачивается конкретной ситуацией, на место безличной бедной девушки становится сама бедная Л., а универсальный сюжет переносится на русскую почву, приобретает национальный колорит.
    Для расстановки персонажей в повести существенно и то, что повествователь узнает историю бедной Л. непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Сосуществование автора и героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе. Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя, который при этом постоянно повторяет, что не властен изменить ход событий («Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»).
    «Бедная Лиза» воспринимается как рассказ о подлинных событиях. Л. принадлежит к персонажам с «пропиской». «…Все чаще привлекает меня к стенам Си…нова монастыря — воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» — так начинает автор свое повествование. За пропуском в середине слова любой москвич угадывал название Симонова монастыря, первые постройки которого датируются XIV в. (к настоящему времени сохранилось только несколько построек, большая часть взорвана в 1930 г.). Пруд, находившийся под стенами монастыря, назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества москвичей. В сознании иноков Симонова монастыря, ревностно охранявших память о Л., она была прежде всего падшей жертвой. По существу, Л. была канонизирована сентиментальной культурой.
    К месту Лизиной гибели приходили плакать прежде всего такие же несчастные влюбленные девушки, какой была сама Л. По свидетельствам очевидцев, кора деревьев, растущих вокруг пруда, была безжалостно изрезана ножами «паломников». Надписи, вырезанные на деревьях, были и серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), и сатирическими, враждебными Карамзину и его героине (особую славу среди таких «березовых эпиграмм» приобрело двустишие: «Погибла в сих струях Эрастова невеста. / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»).
    Карамзин и его повесть непременно упоминались при описании Симонова монастыря в путеводителях по Москве и специальных книгах и статьях. Но постепенно эти упоминания стали носить все более иронический характер, а уже в 1848 г. в знаменитом сочинении М. Н. Загоскина «Москва и москвичи» в главе «Прогулка в Симонов монастырь» не было сказано ни слова ни о Карамзине, ни о его героине. По мере того как сентиментальная проза утрачивала обаяние новизны, «Бедная Лиза» переставала восприниматься как рассказ о подлинных событиях и тем более как предмет для поклонения, а становилась в сознании большинства читателей (примитивной выдумкой, курьезом, отражающим вкусы и понятия давно минувшей эпохи.
    Образ «бедной Л.» тут же разошелся в многочисленных литературных копиях эпигонов Карамзина (ср. хотя бы «Несчастная Лиза» Долгорукова). Но серьезное развитие образ Л. и связанный с ним идеал чувствительности получил не в этих повестях, а в поэзии. Незримое присутствие «бедной Л.» ощутимо в опубликованной через десять лет после карамзинской повести, в 1802 г., элегии Жуковского «Сельское кладбище», положившей, по словам В. С. Соловьева, «начало истинно человеческой поэзии в России ». К самому же сюжету о соблазненной поселянке обращаются три крупных поэта пушкинской поры: Е. А. Баратынский (в сюжетной поэме «Эда», 1826, А. А. Дельвиг (в идиллии «Конец Золотого Века», 1828) и И. И. Козлов (в «русской повести» «Безумная», 1830).
    В «Повестях Белкина» Пушкин дважды варьирует-сюжетную канву повести о «бедной Л.», усиливая ее трагическое звучание в «Станционном смотрителе» и обращая в шутку в «Барышне-крестьянке». Связь «Бедной Лизы» с «Пиковой дамой», героиня которой носит имя Лизаве-та Ивановна, очень сложна. Пушкин развивает карамзинскую тему: его «бедная Лиза» (подобно «бедной Тане», героине «Евгения Онегина») переживает катастрофу: потеряв надежду на любовь, выходит замуж за другого, вполне достойного человека. Всем героиням Пушкина, находящимся в «силовом поле» героини Карамзина, суждена счастливая или несчастная — но жизнь. «К истокам», к Карамзину возвращает пушкинскую Лизу П. И. Чайковский, в опере которого «Пиковая дама» Лиза (уже не Лизавета Ивановна) кончает с собой, бросившись в Зимнюю канавку.
    Судьба Л. в разных вариантах ее разрешения тщательно прописана Ф. М. Достоевским. В его творчестве и слово «бедный», и имя «Лиза» с самого начала обретают особый статус. Самые известные в ряду его героинь — соименниц карамзинской крестьянки — Лизавета («Преступление и наказание»), Елизавета Прокофьевна Епанчина («Идиот»), блаженная Лизавета и Лиза Тушина («Бесы»), и Лизавета Смердящая («Братья Карамазовы»). Но швейцарки Мари из «Идиота» и Сонечки Мармеладовой из «Преступления и наказания» тоже не было бы без Лизы Карамзина. Карамзинская схема ложится и в основу истории отношений Нехлюдова и Катюши Масловой — героев романа Л. Н. Толстого « Воскресение ».
    В XX в. «Бедная Лиза» отнюдь не утратила своего значения: наоборот, интерес к повести Карамзина и его героине возрос. Одной из нашумевших постановок 1980-х гг. стала театральная версия «Бедной Лизы» в театре-студии М. Розовского «У Никитских ворот».

  12. Категория: Лучшие сочинения
    Недавно я прочитала повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», сюжет которой наводит на размышления. Автор написал это произведение в XIX веке, но, путешествуя по его страницам, невольно узнаешь нынешние времена. Как похожи описания персонажей повести на истории современных людей!
    «Бедная Лиза»: сюжет повести
    Эраст — богатый дворянин, падкий на деньги и красивых девушек. Карточная игра — вот его увлечение. Светская жизнь уже начинала утомлять Эраста, но тут он встретил Лизу.
    Главная героиня повести — семнадцатилетняя девушка, всеми силами помогающая матери после смерти своего отца. Она зарабатывает на жизнь, собирая в лесу цветы и ягоды, а потом продавая их в городе. Не до веселья было Лизе, пока она не встретила Эраста. И с тех пор жизнь для нее заиграла радужными красками.
    Эраст впервые в жизни почувствовал нечто большее, чем просто симпатию. Лиза же ответила взаимностью. Только Лизина мать не замечала вспыхнувших чувств между двумя молодыми людьми. Она не рассматривала кандидатуру Эраста как жениха для своей дочери, и поэтому выбор матери пал на другого. Лиза, узнав об этом, прибежала искать защиты к Эрасту. А дальше, по словам автора, они и сами не поняли, что произошло. Однако после этого свидания отношения с Лизой утратили для Эраста прелесть невинности. По тем временам девушку, лишившуюся девичьей чести до свадьбы, ждал позор.
    После этой встречи Эраст стал избегать Лизы и использовал возможность уехать на войну. Девушка стала преданно ждать своего возлюбленного, пока не узнала, что он обручился с другой. Положение Лизы было ужасным: замуж ее никто не возьмет — она уже не девственница, поэтому позор обеспечен. А что еще хуже — ее бросил тот единственный, которому принадлежало Лизино сердце.
    Проблематика
    Своей повестью Карамзин старается донести до читателей простую мысль: сначала церковь/ЗАГС, а потом все остальное. Если же «все остальное» произойдет до свадьбы, то вряд ли «единственный» захочет потом жить с девушкой, а тем более скреплять свои чувства узами брака.
    А что думаете вы?
    Это сочинение рассуждение бедная лиза предназначено для школьников, которые не могут самостоятельно осилить образовательную программу. Какую оценку вы получили, показав его учителю? Понравился ли сам текст? Напишите об этом в своем отзыве — для нас очень важно ваше мнение!
    Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *