Сочинение на тему берегите наш язык наш прекрасный русский язык это клад

8 вариантов

  1. Дидактический материал по русскому языку по теме
    «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»»
    Задание 1.
    Прочитайте сочинение по высказыванию И. С. Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса», выделите тезис, доказательства, вывод.
    Сочинение
    Всем известно, что русский язык – это язык великой классической литературы, язык Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого. Но, к сожалению, мы очень безответственно ведём себя по отношению к такому богатству: не ценим, не бережём. Досадно, когда слышишь, как временами  люди искажают наш язык такими словами, которых не найдешь ни в одном из словарей.
    В комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» полное отсутствие каких-либо духовных интересов, наглое и воинствующее невежество сказываются в  речи героев. Так, например, госпожа Простакова, обращаясь к слугам, пересыпает свою речь ругательствами («А ты,скот..,воровская харя…,а ты, бестия, не впилась… в харю… не раздернула ему рыла по уши»), что делает речь корявой, убогой и примитивной.
    А современный человек? Одарен ли он умом и «речью благой»? Совсем недавно я стала свидетелем одного разговора и была крайне удивлена. В парке, куда люди приходят отдохнуть, погулять, на скамейке сидели две девочки. Вроде все как у всех: джинсы, футболочки. Интересное  началось, когда к ним подбежала третья подруга и сказала:
    – О, хай, телки!
    – Здорово, овца, – захихикали девицы.
    – Ну, чё, мы сёдня мутим или нет?
    – Да … шнурки запонтились!
    – Шлите их!
    – Не канает, предки не врубаются.
    Не стал ли привычным  нам образ такого человека, имеющего скудный словарный запас?
    Если наше поколение не одумается, то в будущем человечество деградирует, мы вернемся к первобытному строю. Будем заново учиться говорить. Поэтому необходимо развиваться, бережно сохраняя культурные ценности. Давайте начнем любить, ценить и беречь родной язык! Об этом писал и поэт Н. Доризо:
    Любой язык – по-своему велик –
    Бесценное наследство вековое.
    Так берегите свой родной язык,
    Как самое на свете дорогое.
    Ключ: Тезис: Досадно, когда слышишь, как временами  люди искажают наш язык такими словами, которых не найдешь ни в одном из словарей.
    Доказательства: 2,3 абзацы
    Вывод: 4 абзац
    Задание 2.
    Выберите из предложенных вступлений одно к высказыванию, напишите сочинение.
    Вступление 1.
    Необозримые богатства кроются в русской лексике. Наш язык способен передать различные чувства, настроение. Знатоку не составит труда подобрать множество названий для одного и того же явления природы, действий человека. Но всегда ли мы бережно относимся к речи? Русский литературный язык надо беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от грубых и непристойных выражений. Но «самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи» – засорение канцелярской лексикой.
    Вступление 2.
    Судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного человека. Очевидно, что язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения. Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их?
    Вступление 3.
    Задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство — русский язык — досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений. Русский язык отличается поразительной жизнестойкостью.
    Вступление 4.
    Что слышит ребёнок, едва родившись? Русскую речь. Что напевают ему перед сном? Старые русские колыбельные напевки. Какие первые слова он говорит? Это русские слова. Знание языка позволяет ребёнку развиваться, взрастить свой талант, найти дело жизни.
    Ключ: Вступление 1.
    Сочинение
    Необозримые богатства кроются в русской лексике. Наш язык способен передать различные чувства, настроение. Знатоку не составит труда подобрать множество названий для одного и того же явления природы, действий человека. Но всегда ли мы бережно относимся к речи? Русский литературный язык надо беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от грубых и непристойных выражений. Но «самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи» – засорение канцелярской лексикой.
    Прошло много времени с той поры, когда К. Чуковский в книге «Живой как жизнь» обратил внимание на эту проблему и заклеймил ее точным определением. Помните фразу «Ты по какому вопросу плачешь?»,ставшую хрестоматийной? Искоренить этот недостаток речи до сих пор не удалось, но «есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь слова».
    Так, современная переводчица Н. Галь  в статье «Слово живое и мертвое»  рассуждает о  канцеляризмах, убивающих живую речь. Эти слова не безвредны, они ничего не сообщают, ничему не учат, это – словесный мусор, который наносит вред нашему языку, нашей культуре. На мой взгляд, только неуверенный человек думает, что штампы добавят вес его словам: «Поставь в известность меня или маму», «Выражаю вам благодарность». На самом деле такие высказывания звучат более чем абсурдно. Канцелярит «наступает, ширится», с тревогой сообщает автор.    Как разрешить эту проблему? Кто должен бороться за чистоту языка? «Кто если не мы сами?» – подводит итог размышлениям Н. Галь.
    В нашей стране сейчас о русском языке люди заботятся плохо и мало. Как мусором загрязняют окружающую среду, так и наш язык засоряют «грязными» словами. Давайте удалим «мусор» из языка, чтобы наконец вздохнуть полной грудью! Я верю, что все молодое поколение XXI века  станет благоразумнее и я смогу  сказать словами поэта Н. Брауна: «… И я в эту речь ныряю, как в речку, и там, со дна, сокровища добываю, в которых поет весна».
    Задание 3.
    Выберите из предложенных заключений одно, напишите сочинение.
    Заключение 1.
    Наша речь – это показатель нашего интеллекта, нашей воспитанности. Культурный человек должен пользоваться языком классической литературы, в этом проявляется его отношение не только к собеседнику, но и к себе. Говорящий несет ответственность за свою речь, значит, он должен выражаться правильно, а неумело подобранные фразы, незнание точного лексического значения слов говорит о низком уровне культуры человека.
    Заключение 2.
    К сожалению, мы отучаемся от красоты слова, как отвыкаем от красоты и обустроенности своего дома, от красоты напевной русской мелодии, традиционного обряда… И так ли уж плохо стать на пути этого “отвыкания” сознательным охранителем родного языка, его красоты и образности? Конечно же, нет. Мы очень долго разбрасывали родные камни, не заботясь о будущем. Приходит время их собирать. Экология языка и — шире — экология культуры становится одной из актуальнейших задач современности, когда экологизация науки, поведения человека и самого мышления выступают важной приметой времени.
    Заключение 3.
    XX век приучил нас к тому, что на стыке наук, казалось бы, далеких друг от друга, возникают общие интересы и проблемы, которые не решаются в ограниченных рамках той или иной сферы человеческой деятельности. Языку учат общие интересы и проблемы, которые предполагают диалог: диалог личностей, интересов, культур. Языку учат не только на уроках литературы и словесности… Надо везде и всюду бороться за чистоту языка, воспитывать любовь к слову — мудрому, чистому, родному. Это очень важно.
    Заключение 4.
    Таким образом, как бы мы ни относились к словам – иностранцам, ясно одно: они не должны портить язык. Использование заимствований в языке неизбежно. Этого требует научный и технический прогресс, политика, искусство. Если новые иноязычные слова необходимы русскому языку, то они займут своё место в нём, как заняли его слова телефон, школа, тетрадь и многие другие. Если они не нужны, то мода на них скоро пройдёт, как проходят болезни. При этом человек, заботящийся о сохранности языка, должен помнить слова А.Н.Толстого: «Там, где можно найти коренное русское слово, – нужно его находить».
    Ключ: Заключение 4.
    Сочинение
    Русский язык-это язык, который все время развивается.  Нам известно, что в результате социального развития общества наш язык настолько обогатился, и, причем, в основном иностранными словами, что иногда кажется, что русские слова совсем затерялись среди них. Заимствования, несомненно, обогащают язык, но в то же время нашу речь портит неуместное употребление модных  слов-пришельцев. Я считаю, что использование иностранных слов в родном языке оправданно только в том случае, если нет эквивалента.
    С засорением русского языка заимствованиями боролись многие наши писатели. Так, например, М.Горький указывал: «Затрудняет нашего читателя втыкание в русскую фразу иностранных слов. Нет смысла писать концентрация, когда мы имеем свое хорошее слово – сгущение». А в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: «…Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу…» Видимо, слово хандра для современников (как, впрочем, и для нас) писателя было понятнее.
    В последнее время стало модно на вопрос «Как дела?» отвечать избитым примитивом «Ok!». Вместо того, чтобы ответить «Хорошо», «Нормально», «Замечательно», отвечаем «Ok!». Это лишь сокращает словарный запас. Такой импорт слов наносит урон русской речи, вступает в противоречие с духом патриотизма и защитой национальных культурных ценностей.
    Таким образом, как бы мы ни относились к словам – иностранцам, ясно одно: они не должны портить язык. Использование заимствований в языке неизбежно. Этого требует научный и технический прогресс, политика, искусство. Если новые иноязычные слова необходимы русскому языку, то они займут своё место в нём, как заняли его слова телефон, школа, тетрадь и многие другие. Если они не нужны, то мода на них скоро пройдёт, как проходят болезни. При этом человек, заботящийся о сохранности языка, должен помнить слова А.Н.Толстого: «Там, где можно найти коренное русское слово, – нужно его находить».
    Задание 4.
    Подберите два аргумента к сочинению-рассуждению по высказыванию.
    Аргумент 1.
    Читаю у К.И.Чуковского в книге «Живой как жизнь» о борьбе с жаргоном. Где и когда боролись с ним? У нас в стране в шестидесятые годы! Вместо «классного, круто» говорили «мировецки», «железно». Тот жаргон вымер, появился новый. Тут, значит, и борьба напрасна? Я не могу судить о шестидесятых, но по старым кинофильмам становится ясно, что с экрана телевизора такие слова тогда почти не звучали. А в наши дни реклама, молодежные песни :даже мультфильмы полны этими словечками. Их будто узаконили.
    Аргумент 2.
    Надо ли в наше время пополнять свой словарный запас, чтобы выразиться образно и ярко?! Берем из молодежного лексикона  слово «отпад!» — и все сказано. Без всяких метафор и эпитетов. «Погода? Отпад!», «Фильм? Отпад!» Одним словом обо всем. Как говорится: «Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно.»
    Задание 5.
    Прочитайте сочинение, согласны ли вы с приведенными аргументами?
    Сочинение
    Необозримые богатства кроются в русской лексике. Наш язык способен передать различные чувства, настроение. Знатоку не составит труда подобрать множество названий для одного и того же явления природы, действий человека. Но всегда ли мы бережно относимся к речи? Русский литературный язык надо беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от грубых и непристойных выражений. Но «самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи» – засорение канцелярской лексикой.
    Подчеркивая одухотворенность русского языка, К. Д. Ушинский писал: “В языке своем народ, в продолжение многих тысячелетий и в миллионах  индивидуумов, сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка… Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и эти чувства”.
    Такое злоупотребление иноязычной лексикой не единственная болезнь современной речи. Я имею в виду молодежный жаргон, вернее, жаргонную лексику. Ведь появление молодежных словечек связано со стремлением в чем-нибудь противопоставить себя взрослым, с желанием подчеркнуть свою взрослость, мнимую независимость. Это проявляется в одежде, общении друг с другом и, конечно, в языке. Взрослые говорят «автомобиль», «машина», подростки называют автомобиль «конем», «телегой», а иногда «тачкой». В последнее время появились новые модные жаргонные словечки: casual, reception.
    В нашей стране сейчас о русском языке люди заботятся плохо и мало. Как мусором загрязняют окружающую среду, так и наш язык засоряют «грязными» словами. Давайте удалим «мусор» из языка, чтобы наконец вздохнуть полной грудью! Я верю, что все молодое поколение XXI века  станет благоразумнее и я смогу  сказать словами поэта Н. Брауна: «… И я в эту речь ныряю, как в речку, и там, со дна, сокровища добываю, в которых поет весна».
    Ключ: Нет, не согласна, потому что в тезисе речь идет о засорении канцелярской лексикой, а в аргументе 1 приведена цитата, повествующая об одухотворенности русского языка, аргумент 2 тоже не может использоваться в качестве примера, так как в нем идет речь о злоупотреблении иноязычной лексикой.
    Задание 6.
    Прочитайте сочинение по высказыванию, подберите другие аргументы.
    Сочинение
    Когда слушаешь молодежные передачи на телевидении, читаешь статьи в популярных газетах, начинаешь понимать, что «соль разговора», особый шик его молодежь видит в «ненормативной лексике», другими словами, в жаргоне и сквернословии. Жаргон – это испорченный язык. А сквернословие? А.С. Макаренко писал: «Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое, хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте».
    В последнее время «блеснуть» такими словечками могут даже известные артисты и писатели. И вот читаю в газете интервью Льва Дурова, известного актера, а там… То, что я здесь написать не могу, там черным по белому. Читай, учись, пополняй словарный запас. Ведь вот, оказывается, какие образные слова есть в языке, жаль, что непечатные (но напечатанные!).
    Владимир Даль считал, «что культурный человек должен уметь играть синонимами, он должен знать, когда, например, назвать зеленый побег растением, когда злаком, а когда — травинкой». А у нас даже по телевидению язык часто упрощают: «Ну, в общем, эта штука…».
    Я думаю, что богатому, сильному, русскому языку, по большому счету, беда не грозит. Этот могучий ствол не подрубят ни жаргонизмы, ни иностранные слова, ни даже сквернословие. Беда грозит не языку, а людям. Словесная убогость свидетельствует о душевной нищете. А это уже не языковая проблема, а нравственная.
    Аргумент 1.
    Развитие этого языкового явления и его распространение среди всё большого числа носителей русского языка обуславливается внедрением «забугорности» в жизнь современного общества. И молодежный сленг начинают употреблять не только молодые, но и люди, совсем не имеющие никакого отношения к ним. Однажды одна бабушка в магазине сказала другой: «Вот видишь, какие ХАКНУТЫЕ яблоки продают!» Единственно, что с появлением сленга резко снизился языковой уровень.
    Аргумент 2.
    Сленг проникает во все области деятельности, и даже в литературу. Для отдельного примера можно взять известного и популярного сейчас автора Виктора Пелевина. В его произведениях прослеживаются жаргонизмы: урка залётная, заточка, сленгизмы: неклевое дело, беспонт, и даже вульгаризмы. Но, несмотря на все это, Пелевин считается серьёзным автором. Его произведениями зачитывается практически вся молодёжь и люди среднего возраста. Все его произведения абстрактны – то есть весь смысл скрыт, и его нужно понять самому.
    Задание 7.
    Прочитайте сочинение-рассуждение по высказыванию И.С.Тургенева и проанализируйте его по критериям, приведенным в сборниках по ГИА.
    Сочинение
    Всем известно, что русский язык – это язык великой классической литературы, язык Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого. Но, к сожалению, мы очень безответственно ведём себя по отношению к такому богатству: не ценим, не бережём. Досадно, когда слышишь, как временами  люди искажают наш язык такими словами, которых не найдешь ни в одном из словарей.
    В комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» полное отсутствие каких-либо духовных интересов, наглое и воинствующее невежество сказываются в  речи героев. Так, например, госпожа Простакова, обращаясь к слугам, пересыпает свою речь ругательствами («А ты,скот..,воровская харя…,а ты, бестия, не впилась… в харю… не раздернула ему рыла по уши»), что делает речь корявой, убогой и примитивной.
    А современный человек? Одарен ли он умом и «речью благой»? Совсем недавно я стала свидетелем одного разговора и была крайне удивлена. В парке, куда люди приходят отдохнуть, погулять, на скамейке сидели две девочки. Вроде все как у всех: джинсы, футболочки. Интересное началось, когда к ним подбежала третья подруга и сказала:
    – О, хай, телки!
    – Здорово, овца, – захихикали девицы.
    – Ну, чё, мы сёдня мутим или нет?
    – Да … шнурки запонтились!
    – Шлите их!
    – Не канает, предки не врубаются.
    Не стал ли привычным  нам образ такого человека, имеющего скудный словарный запас?
    Если наше поколение не одумается, то в будущем человечество деградирует, мы вернемся к первобытному строю. Будем заново учиться говорить. Поэтому необходимо развиваться, бережно сохраняя культурные ценности. Давайте начнем любить, ценить и беречь родной язык! Об этом писал и поэт Н. Доризо:
    Любой язык – по-своему велик –
    Бесценное наследство вековое.
    Так берегите свой родной язык,
    Как самое на свете дорогое.
    Анализ сочинения
    Критерии оценивания
    Комментарий эксперта
    Оценка эксперта
    К1
    Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
    Экзаменуемый дал верное объяснение цитаты И.С.Тургенева. Поэтому из возможных 2 баллов автор сочинения получает 2.
    2
    К2
    Наличие примеров-аргументов
    Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента, подтверждающие тезис. Поэтому из возможных 2 баллов учащийся получает 2.
    2
    КЗ
    Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
    Нет нарушений абзацного членения. Поэтому из 2-х возможных баллов учащийся получает 2.
    2
    К4
    Композиционная
    стройность
    работы
    Ошибок в построении текста нет. Сочинение отличается композиционной стройностью и завершённостью. Поэтому выставляем максимальный балл.
    1
    Итого:
    7
    Задание 8.
    Прочитайте аргументы по высказыванию И.С.Тургенева, напишите вступление и заключение.
    Аргумент 1.
    Читаю у К.И.Чуковского в книге «Живой как жизнь» о борьбе с жаргоном. Где и когда боролись с ним? У нас в стране в шестидесятые годы! Вместо «классного, круто» говорили «мировецки», «железно». Тот жаргон вымер, появился новый. Тут, значит, и борьба напрасна? Я не могу судить о шестидесятых, но по старым кинофильмам становится ясно, что с экрана телевизора такие слова тогда почти не звучали. А в наши дни реклама, молодежные песни : даже мультфильмы полны этими словечками. Их будто узаконили.
    Аргумент 2.
    Надо что-то делать. А что?
    Необходимо менять такую структуру языка, пока это не зашло слишком далеко. На мой взгляд, необходимо сначала пересмотреть язык рекламы, убрать из рекламных роликов все жаргонные слова, потому что с утра до вечера, не один раз, показывают рекламу со  словами «Не тормози — сникерсни». Здесь нет ни одного русского слова, разве только частица. Редкий рекламный ролик обходится без жаргона.
    Ключ:
    Вступление
    Необозримые богатства кроются в русской лексике. Наш язык способен передать различные чувства, настроение. Знатоку не составит труда подобрать множество названий для одного и того же явления природы, действий человека. Но всегда ли мы бережно относимся к речи? Русский литературный язык надо беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от грубых и непристойных выражений.
    Заключение
    Так что если наше поколение не одумается, то в будущем человечество деградирует, мы вернемся к первобытному строю. Будем заново учиться говорить. Поэтому необходимо развиваться, бережно сохраняя культурные ценности. Давайте начнем любить, ценить и беречь родной язык!
    Задание 9.
    Прочитайте сочинение по высказыванию И. С. Тургенева, разделите его на абзацы.
    Сочинение
    Русский язык-это язык, который все время развивается.  Нам известно, что в результате социального развития общества наш язык настолько обогатился, и, причем, в основном иностранными словами, что иногда кажется, что русские слова совсем затерялись среди них. Заимствования, несомненно, обогащают язык, но в то же время нашу речь портит неуместное употребление модных  слов-пришельцев. Я считаю, что использование иностранных слов в родном языке оправданно только в том случае, если нет эквивалента. С засорением русского языка заимствованиями боролись многие наши писатели. Так, например, М.Горький указывал: «Затрудняет нашего читателя втыкание в русскую фразу иностранных слов. Нет смысла писать концентрация, когда мы имеем свое хорошее слово – сгущение». А в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: «…Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу…» Видимо, слово хандра для современников (как, впрочем, и для нас) писателя было понятнее. В последнее время стало модно на вопрос «Как дела?» отвечать избитым примитивом «Ok!». Вместо того, чтобы ответить «Хорошо», «Нормально», «Замечательно», отвечаем «Ok!». Это лишь сокращает словарный запас. Такой импорт слов наносит урон русской речи, вступает в противоречие с духом патриотизма и защитой национальных культурных ценностей. Таким образом, как бы мы ни относились к словам – иностранцам, ясно одно: они не должны портить язык. Использование заимствований в языке неизбежно. Этого требует научный и технический прогресс, политика, искусство. Если новые иноязычные слова необходимы русскому языку, то они займут своё место в нём, как заняли его слова телефон, школа, тетрадь и многие другие. Если они не нужны, то мода на них скоро пройдёт, как проходят болезни. При этом человек, заботящийся о сохранности языка, должен помнить слова А.Н.Толстого: «Там, где можно найти коренное русское слово, – нужно его находить».
    Ключ:  Абзац 1- « Русский язык-это язык… если нет эквивалента.»
    Абзац 2- « С засорением русского языка… писателя было понятнее.»
    Абзац 3–« В последнее время стало модно… национальных культурных ценностей.»
    Абзац 4-« Таким образом, как бы… нужно его находить».
    Задание 10.
    Составьте план сочинения-рассуждения.
    Сочинение
    Всем известно, что русский язык – это язык великой классической литературы, язык Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого. Но, к сожалению, мы очень безответственно ведём себя по отношению к такому богатству: не ценим, не бережём. Досадно, когда слышишь, как временами  люди искажают наш язык такими словами, которых не найдешь ни в одном из словарей.
    В комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» полное отсутствие каких-либо духовных интересов, наглое и воинствующее невежество сказываются в  речи героев. Так, например, госпожа Простакова, обращаясь к слугам, пересыпает свою речь ругательствами («А ты,скот..,воровская харя…,а ты, бестия, не впилась… в харю… не раздернула ему рыла по уши»), что делает речь корявой, убогой и примитивной.
    А современный человек? Одарен ли он умом и «речью благой»? Совсем недавно я стала свидетелем одного разговора и была крайне удивлена. В парке, куда люди приходят отдохнуть, погулять, на скамейке сидели две девочки. Вроде все как у всех: джинсы, футболочки. Интересное началось, когда к ним подбежала третья подруга и сказала:
    – О, хай, телки!
    – Здорово, овца, – захихикали девицы.
    – Ну, чё, мы сёдня мутим или нет?
    – Да … шнурки запонтились!
    – Шлите их!
    – Не канает, предки не врубаются.
    Не стал ли привычным  нам образ такого человека, имеющего скудный словарный запас?
    Если наше поколение не одумается, то в будущем человечество деградирует, мы вернемся к первобытному строю. Будем заново учиться говорить. Поэтому необходимо развиваться, бережно сохраняя культурные ценности. Давайте начнем любить, ценить и беречь родной язык! Об этом писал и поэт Н. Доризо:
    Любой язык – по-своему велик –
    Бесценное наследство вековое.
    Так берегите свой родной язык,
    Как самое на свете дорогое.
    Ключ:
    План
    1. Вступление. Безответственное отношение к языку.
    2. Аргумент 1. Грубая и примитивная речь Простаковой, героини комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
    3. Аргумент 2. Диалог подруг.
    4. Заключение. Берегите свой родной язык!
    Задание 11.
    Составьте текст, расположив абзацы в логической последовательности.
    Сочинение
    1. В последнее время «блеснуть» такими словечками могут даже известные артисты и писатели. И вот читаю в газете интервью Льва Дурова, известного актера, а там… То, что я здесь написать не могу, там черным по белому. Читай, учись, пополняй словарный запас. Ведь вот, оказывается, какие образные слова есть в языке, жаль, что непечатные (но напечатанные!).
    2. Я думаю, что богатому, сильному, русскому языку, по большому счету, беда не грозит. Этот могучий ствол не подрубят ни жаргонизмы, ни иностранные слова, ни даже сквернословие. Беда грозит не языку, а людям. Словесная убогость свидетельствует о душевной нищете. А это уже не языковая проблема, а нравственная.
    3. Когда слушаешь молодежные передачи на телевидении, читаешь статьи в популярных газетах, начинаешь понимать, что «соль разговора», особый шик его молодежь видит в «ненормативной лексике», другими словами, в жаргоне и сквернословии. Жаргон – это испорченный язык. А сквернословие? А.С. Макаренко писал: «Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое, хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте».
    4. Владимир Даль считал, «что культурный человек должен уметь играть синонимами, он должен знать, когда, например, назвать зеленый побег растением, когда злаком, а когда — травинкой». А у нас даже по телевидению язык часто упрощают: «Ну, в общем, эта штука…».
    Ключ:  3, 1, 4, 2.
    Задание 12.
    Какие из приведенных ниже мудрых мыслей можно использовать в качестве аргументов к вашему высказыванию?
    1.«По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну.» (А.М. Жемчужников.)
    2. «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.» (В. Белинский)
    3. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев)
    4.  Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас (И. Тургенев).
    5. Знание точного значения слов и их различия между собою, хотя бы и самого легкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления, ибо слова суть выражение понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия от другого? (В. Белинский).
    6. «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Михайло Васильевич Ломоносов.
    7. Повторение одних и тех же мыслей, одетых только другими словами без чувств, не токмо бывает ненужно, но и неприятно (Г. Державин).
    8. Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия (Л. Толстой).
    Ключ: 1, 2, 4.

  2. Сочинение
    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…
    Билюкина Валерия, 7 Б класс, МОБУ СОШ № 15 г. Якутска
    Наш русский язык прекрасен и без модных иностранных слов, без новопридуманных молодежных словечек. Только подумайте, сколько пришло в наш язык слов, которые его совсем не украшают, как, например,  телевизионные слова реклам (Амбробене, Энфамил, Проктер энд Гэмбл, Кока Кола, смски).
    Неужели русский язык будет объявлен мёртвым языком? Мониторинг, ежегодно проводимый сотрудниками института лингвистики, показал, что русский язык перестал соответствовать минимальным требованиям о богатстве словарного запаса и сфере применения. По их  мнению, если в течение 2013 года картина не изменится, то русский язык будет объявлен мертвым языком. А все потому, что мы образуем новые слова от иностранных корней, они являются заимствованными, так как больше нравятся и являются модными.
    В России царит «рунглиш», когда русские понятия передают английскими словами.  Так, “мессэдж” часто используют вместо “сообщение”. А как мы часто говорим односложно, не используя образность:
    —  Чё?
    — Ничё!
    — А он чё?
    — А она чё?
    — Ну, ничё себе!
    Из языка вымываются слова общего значения, предпочтение отдается синонимам местоимениям «тот» и «этот». Общение между людьми сводится к ситуативно-контекстному словообразованию, часто на основе одного корня.
    — Дай эту фиговину.
    — На фига?
    — Я ею прифигачу вот эту фигню.
    — Так ведь фигня получится!
    — А тебе не по фигу?
    Надо помнить: русский язык создавался веками, а мы горазды его разрушить за несколько десятилетий. Сколько ученых, таких как М.В. Ломоносов, учили русский язык, занимались его развитием, изучением. Мы должны гордиться, что мы знаем именно этот русский язык, ведь для иностранцев он сложен.
    В русском языке множество окончаний лишь для одного слова (существительного, например), а сколько для других. Наш язык также уникален по произношению и звучанию и конечно, по написанию. Вы только представьте: наш язык заполонили иностранные слова (не очень приятные для нашего слуха слова).
    Я задаю вопрос, что же останется в языке? Так что берегите наш русский язык, ведь он уникален и передан этот клад нам для бережного к нему отношения.
    Сочинение на городской конкурс
    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…
    Штремова Кристина, 6 б класс, МОБУ СОШ № 15 г. Якутска
    Все знают, как плохо замарать, например, белую блузку, и еще такими пятнами, которые не отстирываются. Вот так и с нашим русским языком. Он как эта блузка, только чистая, с такими красивыми деталями – это красивые слова – от них на душе радостно!  А когда на ней появляется пятно – это очень плохие слова – так неприятно становится! Я прошу, чтобы Вы не пачкали наш язык плохими словами (жаргоном, ругательствами). Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – так сказал о нем великий Иван Сергеевич Тургенев.
    Надо помнить, что в языке нашем не только плохие слова, но и прекрасные. Их очень много. Это МИР, ДОБРОТА, ЧУДО, СОЛНЦЕ, РАДОСТЬ, СЧАСТЬЕ, УДАЧА, ЛЮБОВЬ, СЕМЬЯ… Это только малая часть чудесных слов русского языка. Но я хочу, чтобы этих слов стало еще больше, чтобы такие слова звучали чаще.  И поэтому я прошу, береги наш язык, наш прекрасный русский язык!

  3. Русский язык один из самых богатых языков в мире.  Он имеет многозначные слова, то есть слова, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения, а также у них одна статья в толковом словаре. Также в русском языке есть и  слова синонимы, которые имеют одинаковое значения, они украшают и обогащают нашу речь, но они бывают разной тональности, например: слово идти, можно назвать литературным языком, а слово топать, просторечьем. У каждого слова, большое количество синонимов, у слова идти их целых 12. Это ещё раз доказывает, что русский язык очень богат.  Часто авторы используют, такие слова для своих героев, что сразу можно определить характер, действия и даже внешность персонажа. Такие слова называют стилистически окрашенными. Например в басне «Ворона и лисица» для лисицы автор подбирает свистящие слова фальшивой восторженности – хороша, голубушка, перушки. Грамматическое богатство русского языка обеспечивает многообразие склонений, спряжений, родов, падежей и тому подобное.. Благодаря суффиксам и приставкам слово ПЛАВАТЬ может получить 20 оттенков одного и того же действия – подплыть, расплаваться, заплыть… С помощью интонации, с которой автор произносит слова, мы можем понять какие эмоции, чувства и смысл хотел вложить в сказанное. Можно чуть слышно, шепотом читать строки про бесшумно шуршащие камыши. Богатство языка обеспечивают и слова омонимы, то есть слова с переносными значениями,  у которых в толковом словаре разные статьи, а связи в их смыслах совсем нет.    Русский язык богат и обогащается каждую минуту и все слова нашего языка не собрать даже в огромный словарь!

  4. Дидактический материал по русскому языку по теме
    «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»»
    Учителя высшей квалификационной категории
    МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа
    №1 им. В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов»
    Герасимовой Елены Семеновны
    Ноябрь 2011 года
    Задание 1.
    Прочитайте сочинение по высказыванию И. С. Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса», выделите тезис, доказательства, вывод.
    Сочинение
    Всем известно, что русский язык – это язык великой классической литературы, язык Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого. Но, к сожалению, мы очень безответственно ведём себя по отношению к такому богатству: не ценим, не бережём. Досадно, когда слышишь, как временами  люди искажают наш язык такими словами, которых не найдешь ни в одном из словарей.
    В комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» полное отсутствие каких-либо духовных интересов, наглое и воинствующее невежество сказываются в  речи героев. Так, например, госпожа Простакова, обращаясь к слугам, пересыпает свою речь ругательствами («А ты,скот..,воровская харя…,а ты, бестия, не впилась… в харю… не раздернула ему рыла по уши»), что делает речь корявой, убогой и примитивной.
    А современный человек? Одарен ли он умом и «речью благой»? Совсем недавно я стала свидетелем одного разговора и была крайне удивлена. В парке, куда люди приходят отдохнуть, погулять, на скамейке сидели две девочки. Вроде все как у всех: джинсы, футболочки. Интересное  началось, когда к ним подбежала третья подруга и сказала:
    – О, хай, телки!
    – Здорово, овца, – захихикали девицы.
    – Ну, чё, мы сёдня мутим или нет?
    – Да … шнурки запонтились!
    – Шлите их!
    – Не канает, предки не врубаются.
    Не стал ли привычным  нам образ такого человека, имеющего скудный словарный запас?
    Если наше поколение не одумается, то в будущем человечество деградирует, мы вернемся к первобытному строю. Будем заново учиться говорить. Поэтому необходимо развиваться, бережно сохраняя культурные ценности. Давайте начнем любить, ценить и беречь родной язык! Об этом писал и поэт Н. Доризо:
    Любой язык – по-своему велик –
    Бесценное наследство вековое.
    Так берегите свой родной язык,
    Как самое на свете дорогое.
    Ключ: Тезис: Досадно, когда слышишь, как временами  люди искажают наш язык такими словами, которых не найдешь ни в одном из словарей.
    Доказательства: 2,3 абзацы
    Вывод: 4 абзац
    Задание 2.
    Выберите из предложенных вступлений одно к высказыванию, напишите сочинение.
    Вступление 1.
    Необозримые богатства кроются в русской лексике. Наш язык способен передать различные чувства, настроение. Знатоку не составит труда подобрать множество названий для одного и того же явления природы, действий человека. Но всегда ли мы бережно относимся к речи? Русский литературный язык надо беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от грубых и непристойных выражений. Но «самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи» – засорение канцелярской лексикой.
    Вступление 2.
    Судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного человека. Очевидно, что язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения. Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их?
    Вступление 3.
    Задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство — русский язык — досталось нам от прошедших веков? Ведь язык — основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений. Русский язык отличается поразительной жизнестойкостью.
    Вступление 4.
    Что слышит ребёнок, едва родившись? Русскую речь. Что напевают ему перед сном? Старые русские колыбельные напевки. Какие первые слова он говорит? Это русские слова. Знание языка позволяет ребёнку развиваться, взрастить свой талант, найти дело жизни.
    Ключ: Вступление 1.
    Сочинение
    Необозримые богатства кроются в русской лексике. Наш язык способен передать различные чувства, настроение. Знатоку не составит труда подобрать множество названий для одного и того же явления природы, действий человека. Но всегда ли мы бережно относимся к речи? Русский литературный язык надо беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от грубых и непристойных выражений. Но «самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи» – засорение канцелярской лексикой.
    Прошло много времени с той поры, когда К. Чуковский в книге «Живой как жизнь» обратил внимание на эту проблему и заклеймил ее точным определением. Помните фразу «Ты по какому вопросу плачешь?»,ставшую хрестоматийной? Искоренить этот недостаток речи до сих пор не удалось, но «есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь слова».
    Так, современная переводчица Н. Галь  в статье «Слово живое и мертвое»  рассуждает о  канцеляризмах, убивающих живую речь. Эти слова не безвредны, они ничего не сообщают, ничему не учат, это – словесный мусор, который наносит вред нашему языку, нашей культуре. На мой взгляд, только неуверенный человек думает, что штампы добавят вес его словам: «Поставь в известность меня или маму», «Выражаю вам благодарность». На самом деле такие высказывания звучат более чем абсурдно. Канцелярит «наступает, ширится», с тревогой сообщает автор.    Как разрешить эту проблему? Кто должен бороться за чистоту языка? «Кто если не мы сами?» – подводит итог размышлениям Н. Галь.
    В нашей стране сейчас о русском языке люди заботятся плохо и мало. Как мусором загрязняют окружающую среду, так и наш язык засоряют «грязными» словами. Давайте удалим «мусор» из языка, чтобы наконец вздохнуть полной грудью! Я верю, что все молодое поколение XXI века  станет благоразумнее и я смогу  сказать словами поэта Н. Брауна: «… И я в эту речь ныряю, как в речку, и там, со дна, сокровища добываю, в которых поет весна».
    Задание 3.
    Выберите из предложенных заключений одно, напишите сочинение.
    Заключение 1.
    Наша речь – это показатель нашего интеллекта, нашей воспитанности. Культурный человек должен пользоваться языком классической литературы, в этом проявляется его отношение не только к собеседнику, но и к себе. Говорящий несет ответственность за свою речь, значит, он должен выражаться правильно, а неумело подобранные фразы, незнание точного лексического значения слов говорит о низком уровне культуры человека.
    Заключение 2.
    К сожалению, мы отучаемся от красоты слова, как отвыкаем от красоты и обустроенности своего дома, от красоты напевной русской мелодии, традиционного обряда… И так ли уж плохо стать на пути этого “отвыкания” сознательным охранителем родного языка, его красоты и образности? Конечно же, нет. Мы очень долго разбрасывали родные камни, не заботясь о будущем. Приходит время их собирать. Экология языка и — шире — экология культуры становится одной из актуальнейших задач современности, когда экологизация науки, поведения человека и самого мышления выступают важной приметой времени.
    Заключение 3.
    XX век приучил нас к тому, что на стыке наук, казалось бы, далеких друг от друга, возникают общие интересы и проблемы, которые не решаются в ограниченных рамках той или иной сферы человеческой деятельности. Языку учат общие интересы и проблемы, которые предполагают диалог: диалог личностей, интересов, культур. Языку учат не только на уроках литературы и словесности… Надо везде и всюду бороться за чистоту языка, воспитывать любовь к слову — мудрому, чистому, родному. Это очень важно.
    Заключение 4.
    Таким образом, как бы мы ни относились к словам – иностранцам, ясно одно: они не должны портить язык. Использование заимствований в языке неизбежно. Этого требует научный и технический прогресс, политика, искусство. Если новые иноязычные слова необходимы русскому языку, то они займут своё место в нём, как заняли его слова телефон, школа, тетрадь и многие другие. Если они не нужны, то мода на них скоро пройдёт, как проходят болезни. При этом человек, заботящийся о сохранности языка, должен помнить слова А.Н.Толстого: «Там, где можно найти коренное русское слово, – нужно его находить».
    Ключ: Заключение 4.
    Сочинение
    Русский язык-это язык, который все время развивается.  Нам известно, что в результате социального развития общества наш язык настолько обогатился, и, причем, в основном иностранными словами, что иногда кажется, что русские слова совсем затерялись среди них. Заимствования, несомненно, обогащают язык, но в то же время нашу речь портит неуместное употребление модных  слов-пришельцев. Я считаю, что использование иностранных слов в родном языке оправданно только в том случае, если нет эквивалента.
    С засорением русского языка заимствованиями боролись многие наши писатели. Так, например, М.Горький указывал: «Затрудняет нашего читателя втыкание в русскую фразу иностранных слов. Нет смысла писать концентрация, когда мы имеем свое хорошее слово – сгущение». А в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: «…Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу…» Видимо, слово хандра для современников (как, впрочем, и для нас) писателя было понятнее.
    В последнее время стало модно на вопрос «Как дела?» отвечать избитым примитивом «Ok!». Вместо того, чтобы ответить «Хорошо», «Нормально», «Замечательно», отвечаем «Ok!». Это лишь сокращает словарный запас. Такой импорт слов наносит урон русской речи, вступает в противоречие с духом патриотизма и защитой национальных культурных ценностей.
    Таким образом, как бы мы ни относились к словам – иностранцам, ясно одно: они не должны портить язык. Использование заимствований в языке неизбежно. Этого требует научный и технический прогресс, политика, искусство. Если новые иноязычные слова необходимы русскому языку, то они займут своё место в нём, как заняли его слова телефон, школа, тетрадь и многие другие. Если они не нужны, то мода на них скоро пройдёт, как проходят болезни. При этом человек, заботящийся о сохранности языка, должен помнить слова А.Н.Толстого: «Там, где можно найти коренное русское слово, – нужно его находить».
    Задание 4.
    Подберите два аргумента к сочинению-рассуждению по высказыванию.
    Аргумент 1.
    Читаю у К.И.Чуковского в книге «Живой как жизнь» о борьбе с жаргоном. Где и когда боролись с ним? У нас в стране в шестидесятые годы! Вместо «классного, круто» говорили «мировецки», «железно». Тот жаргон вымер, появился новый. Тут, значит, и борьба напрасна? Я не могу судить о шестидесятых, но по старым кинофильмам становится ясно, что с экрана телевизора такие слова тогда почти не звучали. А в наши дни реклама, молодежные песни :даже мультфильмы полны этими словечками. Их будто узаконили.
    Аргумент 2.
    Надо ли в наше время пополнять свой словарный запас, чтобы выразиться образно и ярко?! Берем из молодежного лексикона  слово «отпад!» — и все сказано. Без всяких метафор и эпитетов. «Погода? Отпад!», «Фильм? Отпад!» Одним словом обо всем. Как говорится: «Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно.»
    Задание 5.
    Прочитайте сочинение, согласны ли вы с приведенными аргументами?
    Сочинение
    Необозримые богатства кроются в русской лексике. Наш язык способен передать различные чувства, настроение. Знатоку не составит труда подобрать множество названий для одного и того же явления природы, действий человека. Но всегда ли мы бережно относимся к речи? Русский литературный язык надо беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от грубых и непристойных выражений. Но «самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи» – засорение канцелярской лексикой.
    Подчеркивая одухотворенность русского языка, К. Д. Ушинский писал: “В языке своем народ, в продолжение многих тысячелетий и в миллионах  индивидуумов, сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка… Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и эти чувства”.
    Такое злоупотребление иноязычной лексикой не единственная болезнь современной речи. Я имею в виду молодежный жаргон, вернее, жаргонную лексику. Ведь появление молодежных словечек связано со стремлением в чем-нибудь противопоставить себя взрослым, с желанием подчеркнуть свою взрослость, мнимую независимость. Это проявляется в одежде, общении друг с другом и, конечно, в языке. Взрослые говорят «автомобиль», «машина», подростки называют автомобиль «конем», «телегой», а иногда «тачкой». В последнее время появились новые модные жаргонные словечки: casual, reception.
    В нашей стране сейчас о русском языке люди заботятся плохо и мало. Как мусором загрязняют окружающую среду, так и наш язык засоряют «грязными» словами. Давайте удалим «мусор» из языка, чтобы наконец вздохнуть полной грудью! Я верю, что все молодое поколение XXI века  станет благоразумнее и я смогу  сказать словами поэта Н. Брауна: «… И я в эту речь ныряю, как в речку, и там, со дна, сокровища добываю, в которых поет весна».
    Ключ: Нет, не согласна, потому что в тезисе речь идет о засорении канцелярской лексикой, а в аргументе 1 приведена цитата, повествующая об одухотворенности русского языка, аргумент 2 тоже не может использоваться в качестве примера, так как в нем идет речь о злоупотреблении иноязычной лексикой.
    Задание 6.
    Прочитайте сочинение по высказыванию, подберите другие аргументы.
    Сочинение
    Когда слушаешь молодежные передачи на телевидении, читаешь статьи в популярных газетах, начинаешь понимать, что «соль разговора», особый шик его молодежь видит в «ненормативной лексике», другими словами, в жаргоне и сквернословии. Жаргон – это испорченный язык. А сквернословие? А.С. Макаренко писал: «Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое, хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте».
    В последнее время «блеснуть» такими словечками могут даже известные артисты и писатели. И вот читаю в газете интервью Льва Дурова, известного актера, а там… То, что я здесь написать не могу, там черным по белому. Читай, учись, пополняй словарный запас. Ведь вот, оказывается, какие образные слова есть в языке, жаль, что непечатные (но напечатанные!).
    Владимир Даль считал, «что культурный человек должен уметь играть синонимами, он должен знать, когда, например, назвать зеленый побег растением, когда злаком, а когда — травинкой». А у нас даже по телевидению язык часто упрощают: «Ну, в общем, эта штука…».
    Я думаю, что богатому, сильному, русскому языку, по большому счету, беда не грозит. Этот могучий ствол не подрубят ни жаргонизмы, ни иностранные слова, ни даже сквернословие. Беда грозит не языку, а людям. Словесная убогость свидетельствует о душевной нищете. А это уже не языковая проблема, а нравственная.
    Аргумент 1.
    Развитие этого языкового явления и его распространение среди всё большого числа носителей русского языка обуславливается внедрением «забугорности» в жизнь современного общества. И молодежный сленг начинают употреблять не только молодые, но и люди, совсем не имеющие никакого отношения к ним. Однажды одна бабушка в магазине сказала другой: «Вот видишь, какие ХАКНУТЫЕ яблоки продают!» Единственно, что с появлением сленга резко снизился языковой уровень.
    Аргумент 2.
    Сленг проникает во все области деятельности, и даже в литературу. Для отдельного примера можно взять известного и популярного сейчас автора Виктора Пелевина. В его произведениях прослеживаются жаргонизмы: урка залётная, заточка, сленгизмы: неклевое дело, беспонт, и даже вульгаризмы. Но, несмотря на все это, Пелевин считается серьёзным автором. Его произведениями зачитывается практически вся молодёжь и люди среднего возраста. Все его произведения абстрактны – то есть весь смысл скрыт, и его нужно понять самому.
    Задание 7.
    Прочитайте сочинение-рассуждение по высказыванию И.С.Тургенева и проанализируйте его по критериям, приведенным в сборниках по ГИА.
    Сочинение
    Всем известно, что русский язык – это язык великой классической литературы, язык Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого. Но, к сожалению, мы очень безответственно ведём себя по отношению к такому богатству: не ценим, не бережём. Досадно, когда слышишь, как временами  люди искажают наш язык такими словами, которых не найдешь ни в одном из словарей.
    В комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» полное отсутствие каких-либо духовных интересов, наглое и воинствующее невежество сказываются в  речи героев. Так, например, госпожа Простакова, обращаясь к слугам, пересыпает свою речь ругательствами («А ты,скот..,воровская харя…,а ты, бестия, не впилась… в харю… не раздернула ему рыла по уши»), что делает речь корявой, убогой и примитивной.
    А современный человек? Одарен ли он умом и «речью благой»? Совсем недавно я стала свидетелем одного разговора и была крайне удивлена. В парке, куда люди приходят отдохнуть, погулять, на скамейке сидели две девочки. Вроде все как у всех: джинсы, футболочки. Интересное началось, когда к ним подбежала третья подруга и сказала:
    – О, хай, телки!
    – Здорово, овца, – захихикали девицы.
    – Ну, чё, мы сёдня мутим или нет?
    – Да … шнурки запонтились!
    – Шлите их!
    – Не канает, предки не врубаются.
    Не стал ли привычным  нам образ такого человека, имеющего скудный словарный запас?
    Если наше поколение не одумается, то в будущем человечество деградирует, мы вернемся к первобытному строю. Будем заново учиться говорить. Поэтому необходимо развиваться, бережно сохраняя культурные ценности. Давайте начнем любить, ценить и беречь родной язык! Об этом писал и поэт Н. Доризо:
    Любой язык – по-своему велик –
    Бесценное наследство вековое.
    Так берегите свой родной язык,
    Как самое на свете дорогое.
    Анализ сочинения
    Критерии оценивания
    Комментарий эксперта
    Оценка эксперта
    К1
    Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
    Экзаменуемый дал верное объяснение цитаты И.С.Тургенева. Поэтому из возможных 2 баллов автор сочинения получает 2.
    2
    К2
    Наличие примеров-аргументов
    Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента, подтверждающие тезис. Поэтому из возможных 2 баллов учащийся получает 2.
    2
    КЗ
    Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
    Нет нарушений абзацного членения. Поэтому из 2-х возможных баллов учащийся получает 2.
    2
    К4
    Композиционная
    стройность
    работы
    Ошибок в построении текста нет. Сочинение отличается композиционной стройностью и завершённостью. Поэтому выставляем максимальный балл.
    1
    Итого:
    7
    Задание 8.
    Прочитайте аргументы по высказыванию И.С.Тургенева, напишите вступление и заключение.
    Аргумент 1.
    Читаю у К.И.Чуковского в книге «Живой как жизнь» о борьбе с жаргоном. Где и когда боролись с ним? У нас в стране в шестидесятые годы! Вместо «классного, круто» говорили «мировецки», «железно». Тот жаргон вымер, появился новый. Тут, значит, и борьба напрасна? Я не могу судить о шестидесятых, но по старым кинофильмам становится ясно, что с экрана телевизора такие слова тогда почти не звучали. А в наши дни реклама, молодежные песни : даже мультфильмы полны этими словечками. Их будто узаконили.
    Аргумент 2.
    Надо что-то делать. А что?
    Необходимо менять такую структуру языка, пока это не зашло слишком далеко. На мой взгляд, необходимо сначала пересмотреть язык рекламы, убрать из рекламных роликов все жаргонные слова, потому что с утра до вечера, не один раз, показывают рекламу со  словами «Не тормози — сникерсни». Здесь нет ни одного русского слова, разве только частица. Редкий рекламный ролик обходится без жаргона.
    Ключ:
    Вступление
    Необозримые богатства кроются в русской лексике. Наш язык способен передать различные чувства, настроение. Знатоку не составит труда подобрать множество названий для одного и того же явления природы, действий человека. Но всегда ли мы бережно относимся к речи? Русский литературный язык надо беречь от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, от грубых и непристойных выражений.
    Заключение
    Так что если наше поколение не одумается, то в будущем человечество деградирует, мы вернемся к первобытному строю. Будем заново учиться говорить. Поэтому необходимо развиваться, бережно сохраняя культурные ценности. Давайте начнем любить, ценить и беречь родной язык!
    Задание 9.
    Прочитайте сочинение по высказыванию И. С. Тургенева, разделите его на абзацы.
    Сочинение
    Русский язык-это язык, который все время развивается.  Нам известно, что в результате социального развития общества наш язык настолько обогатился, и, причем, в основном иностранными словами, что иногда кажется, что русские слова совсем затерялись среди них. Заимствования, несомненно, обогащают язык, но в то же время нашу речь портит неуместное употребление модных  слов-пришельцев. Я считаю, что использование иностранных слов в родном языке оправданно только в том случае, если нет эквивалента. С засорением русского языка заимствованиями боролись многие наши писатели. Так, например, М.Горький указывал: «Затрудняет нашего читателя втыкание в русскую фразу иностранных слов. Нет смысла писать концентрация, когда мы имеем свое хорошее слово – сгущение». А в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: «…Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу…» Видимо, слово хандра для современников (как, впрочем, и для нас) писателя было понятнее. В последнее время стало модно на вопрос «Как дела?» отвечать избитым примитивом «Ok!». Вместо того, чтобы ответить «Хорошо», «Нормально», «Замечательно», отвечаем «Ok!». Это лишь сокращает словарный запас. Такой импорт слов наносит урон русской речи, вступает в противоречие с духом патриотизма и защитой национальных культурных ценностей. Таким образом, как бы мы ни относились к словам – иностранцам, ясно одно: они не должны портить язык. Использование заимствований в языке неизбежно. Этого требует научный и технический прогресс, политика, искусство. Если новые иноязычные слова необходимы русскому языку, то они займут своё место в нём, как заняли его слова телефон, школа, тетрадь и многие другие. Если они не нужны, то мода на них скоро пройдёт, как проходят болезни. При этом человек, заботящийся о сохранности языка, должен помнить слова А.Н.Толстого: «Там, где можно найти коренное русское слово, – нужно его находить».
    Ключ:  Абзац 1- « Русский язык-это язык… если нет эквивалента.»
    Абзац 2- « С засорением русского языка… писателя было понятнее.»
    Абзац 3–« В последнее время стало модно… национальных культурных ценностей.»
    Абзац 4-« Таким образом, как бы… нужно его находить».
    Задание 10.
    Составьте план сочинения-рассуждения.
    Сочинение
    Всем известно, что русский язык – это язык великой классической литературы, язык Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого. Но, к сожалению, мы очень безответственно ведём себя по отношению к такому богатству: не ценим, не бережём. Досадно, когда слышишь, как временами  люди искажают наш язык такими словами, которых не найдешь ни в одном из словарей.
    В комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» полное отсутствие каких-либо духовных интересов, наглое и воинствующее невежество сказываются в  речи героев. Так, например, госпожа Простакова, обращаясь к слугам, пересыпает свою речь ругательствами («А ты,скот..,воровская харя…,а ты, бестия, не впилась… в харю… не раздернула ему рыла по уши»), что делает речь корявой, убогой и примитивной.
    А современный человек? Одарен ли он умом и «речью благой»? Совсем недавно я стала свидетелем одного разговора и была крайне удивлена. В парке, куда люди приходят отдохнуть, погулять, на скамейке сидели две девочки. Вроде все как у всех: джинсы, футболочки. Интересное началось, когда к ним подбежала третья подруга и сказала:
    – О, хай, телки!
    – Здорово, овца, – захихикали девицы.
    – Ну, чё, мы сёдня мутим или нет?
    – Да … шнурки запонтились!
    – Шлите их!
    – Не канает, предки не врубаются.
    Не стал ли привычным  нам образ такого человека, имеющего скудный словарный запас?
    Если наше поколение не одумается, то в будущем человечество деградирует, мы вернемся к первобытному строю. Будем заново учиться говорить. Поэтому необходимо развиваться, бережно сохраняя культурные ценности. Давайте начнем любить, ценить и беречь родной язык! Об этом писал и поэт Н. Доризо:
    Любой язык – по-своему велик –
    Бесценное наследство вековое.
    Так берегите свой родной язык,
    Как самое на свете дорогое.
    Ключ:
    План
    1. Вступление. Безответственное отношение к языку.
    2. Аргумент 1. Грубая и примитивная речь Простаковой, героини комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
    3. Аргумент 2. Диалог подруг.
    4. Заключение. Берегите свой родной язык!
    Задание 11.
    Составьте текст, расположив абзацы в логической последовательности.
    Сочинение
    1. В последнее время «блеснуть» такими словечками могут даже известные артисты и писатели. И вот читаю в газете интервью Льва Дурова, известного актера, а там… То, что я здесь написать не могу, там черным по белому. Читай, учись, пополняй словарный запас. Ведь вот, оказывается, какие образные слова есть в языке, жаль, что непечатные (но напечатанные!).
    2. Я думаю, что богатому, сильному, русскому языку, по большому счету, беда не грозит. Этот могучий ствол не подрубят ни жаргонизмы, ни иностранные слова, ни даже сквернословие. Беда грозит не языку, а людям. Словесная убогость свидетельствует о душевной нищете. А это уже не языковая проблема, а нравственная.
    3. Когда слушаешь молодежные передачи на телевидении, читаешь статьи в популярных газетах, начинаешь понимать, что «соль разговора», особый шик его молодежь видит в «ненормативной лексике», другими словами, в жаргоне и сквернословии. Жаргон – это испорченный язык. А сквернословие? А.С. Макаренко писал: «Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое, хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте».
    4. Владимир Даль считал, «что культурный человек должен уметь играть синонимами, он должен знать, когда, например, назвать зеленый побег растением, когда злаком, а когда — травинкой». А у нас даже по телевидению язык часто упрощают: «Ну, в общем, эта штука…».
    Ключ:  3, 1, 4, 2.
    Задание 12.
    Какие из приведенных ниже мудрых мыслей можно использовать в качестве аргументов к вашему высказыванию?
    1.«По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну.» (А.М. Жемчужников.)
    2. «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.» (В. Белинский)
    3. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев)
    4.  Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас (И. Тургенев).
    5. Знание точного значения слов и их различия между собою, хотя бы и самого легкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления, ибо слова суть выражение понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия от другого? (В. Белинский).
    6. «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Михайло Васильевич Ломоносов.
    7. Повторение одних и тех же мыслей, одетых только другими словами без чувств, не токмо бывает ненужно, но и неприятно (Г. Державин).
    8. Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия (Л. Толстой).
    Ключ: 1, 2, 4.

  5. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками!
    И.С. Тургенев
    Как часто мы размышляем об изменениях в нашем родном языке! И иностранные заимствования, и людская безграмотность, и преобразования в нормах речи часто становятся предметами споров. Однако нельзя не заметить и так называемые «символьные вставки» среди этих проблем, которые стали сейчас как никогда популярны. Поэтому автор текста размышляет над тем, что: «Обогащается или портится речь благодаря заимствованиям – вопрос непростой и неоднозначный».
    Действительно, такие красочные «вставки» символов в обычные слова не могут остаться без внимания: вряд ли обывателю не запомнятся такие названия, как «Allигатор», «Zемфира», «Бiблiотека». Несмотря на это, автор считает, что «когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведет не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм». С.Казначеев уверен: если посторонние символы и буквы оказываются внутри слова, значит они «ломают его изнутри». Использование такой метаморфозы языка в коммерческих целях он называет «выпендрежем» и «ненужным искажением письменной формы»: «На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное – становится банальным».
    С позицией автора невозможно не согласиться. С моей точки зрения, внедрение неподходящих символов в написание слов совершенно неоправданно. Возможно, кому-то покажется это отличным продюсерским ходом, однако не стоит забывать: «Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, Алфавит»».
    Подобная тема была затронута и в произведениях русских писателей. Например, в эссе «На липовой ноге», Т.Толстая осуждает всякие проявления заимствований, считая, что именно они ведут к фактическому исчезновению речи. Неслучайно здесь используется выражение «липовая нога»: именно таким образом Т.Толстая называет иностранные слова, имеющие аналоги в русском языке. К.Чуковский тоже не остался в стороне от темы осквернения речи: он написал о русском языке книгу «Живой как жизнь», в которой были освещены многие проблемы в области лингвистики.
    Конечно, от некоторых заимствований в нашем языке нельзя отказаться. Однако стоит помнить, что некоторые преобразования речи не только «ломают» ее, но и являются моветоном. Только грамотное использование родного языка способно его сохранить для будущих поколений.
    Добавил: lilidela

  6. Наша Родина – Россия. Как много она значит для нас! Россия – это наш дом, улица, на которой мы выросли, и наш русский хлеб с солью. Русская душа – добрая, широкая, эмоциональная, поэтому и язык наш “богатый”, “могучий”, “красивый”.
    Давно известно, что наш русский язык – один из богатейших языков мира. Он имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, действия, но и выразить самые разнообразные оттенки и значения. Для нас русский язык является родным. Каждый человек должен учить свой родной язык, чтобы владеть им в совершенстве. Нужно не просто уметь говорить, читать и писать, важно делать это правильно и грамотно.
    Без хорошего знания русского языка очень трудно изучать другие предметы, общаться с людьми, добиваться своих целей после окончания школы. Неграмотному очень трудно в жизни. Особенно сейчас, когда так много информации и сложной техники. Если человек свободно владеет родным языком, то это позволяет ему выразить любую мысль. Он кого угодно может убедить в своей правоте. Ему легко находить себе друзей. С ним всегда интересно. Он найдет выход из самой сложной ситуации. Не даром говорят: “Язык до Киева доведет”.
    Мы, русские люди, должны гордиться своей историей, своим языком; должны бороться за его чистоту и нравственность.
    Язык – это душа народа, его радость, боль, память, поэтому и относиться к нему надо бережно, трепетно, с любовью; беречь этот бесценный дар. Константин Дмитриевич Ушинский сказал однажды, что “язык каждого народа создан самим народом”. И это действительно так. Наш язык такой же порывистый и дивно красивый; такой же безмятежный и “могучий”; такой же разный в своих проявлениях, как и русский человек.

  7. Берегите наш бесценный дар – речь!
    (сочинение-рассуждение)
    Вначале было Слово.. . Так начинается книга книг – Библия. Именно в слове берет все свое начало.
    Сегодня мы не придаем слову такого большого значения, как в древности. Человек мало обеспокоен тем, как он говорит. Ему важнее то, что он говорит. Важно передать в слове побольше информации. Наша речь стала однообразной, неэмоциональной, в ней много вульгаризмов, а то и непечатных слов и выражений.
    Среди молодежи сейчас очень популярен свой особый язык. Его называют молодежным сленгом, или жаргоном. Мне кажется, что такие наши словечки, как “врубаться”, “замолодь”, “прикид”, “отмороженный” и другие, нужны иногда как протест против стандартности, языковых штампов, против словесной пышности и пустословия.
    Иногда хочется общаться со своими сверстниками так, чтобы взрослые не проникали в мир наших интересов, хочется просто поболтать о своем на “своем” языке.
    Но набор слов молодежного сленга небольшой. Некоторые ученые-филологи утверждают, что, если человек постоянно пользуется таким языком, он глупеет, даже голос его не развивается, а становится монотонным, утрачивая свое звуковое многообразие.
    Человеку, чтобы выразить сложный мир своей души, нужен целый мир слов, а не тесный круг сленга. И рука тянется к томику Пушкина, Блока, Толстого. Вот уж где удивительное Царство Слова! Начинаешь по-новому понимать значение библейской строки: “Сначала было Слово… ” Прекрасные слова наполняют наши души высокими чувствами. А еще в слове запечатлена История. Вот как писал о слове большой писатель И. А. Бунин:
    Молчат гробницы, мумии и кости, –
    Лишь слову жизнь дана:
    Из древней тьмы, на мировом погосте,
    Звучат лишь Письмена

  8. 1
    БЕРЕГИТЕ НАШ ЯЗЫК Презентация 9в
    2
    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Неиссякаемое богатство русской речи это наше народное достояние. Русский язык – это национальный язык великого русского народа. Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты.
    3
    Бережно относитесь к русскому языку и цените его. Знание русского языка является чрезвычайно важным фактором в развитии человека. Нет у нас иного достиженья! Умейте же беречь, Хоть в меру сил, злобы и страданья Наш дар бесценный- речь!!!
    4
    Ц ИТАТЫ НАШИХ ПИСАТЕЛЕЙ. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта – говорил К.Чуковский «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» писал И.С. Тургенев «Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа, Его душа и быт родной…» – написал известный русский критик и поэт Х1Х века Пётр Андреевич Вяземский. Поэт хотел подчеркнуть, что язык открывает нам все свои тайники, отражает всё, что было в жизни народа.
    5
    Л ЮБИТЕ НАШ РУССКИЙ ЯЗЫК Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г.Паустовский «Нет слова, которое было бы, так замашисто, бойко, так вырывалось из самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово»
    6
    Мы любим русский язык наш язык- ведь он певуч. Русский язык! Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами! Язык, он один из самых сильных и самых богатых из живых языков. Мы должны любить, беречь и приумножать русский язык, чтобы оставить его потомкам, чтобы они тоже любили и уважали ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ язык!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *