Сочинение на тему беседа 7 класс

6 вариантов

  1. Этическая беседа «Что я значу для людей».
    Цели:
    познакомить детей с понятиями “достоинства” и “недостатки”;
    развивать у детей способность анализировать свои поступки;
    учить с достоинством принимать критику и похвалу;
    учить ставить перед собой выполнимые задачи по самовоспитанию.
    Ход беседы:
    Каждый из нас в повседневной жизни имеет много различных обязанностей. Назовите, пожалуйста, обязанности, которые вы имеете.
    Вот видите, как много у вас различных обязанностей. Выполняя ту или иную обязанность, мы с вами выполняем разные социальные роли. Давайте попробуем в этом разобраться.
    В школе вы – ученики. – Какая ваша обязанность? (… прилежно учиться, …).
    Дома вы – дети своих родителей! – И что вы обязаны как дети?
    В библиотеке вы – читатели. – Какие обязательства у вас есть как у читателя?
    В театре, кино вы – зрители. – Какие у вас появляются обязанности, когда вы становитесь зрителями?
    На улице вы – пешеходы. – Какие обязанности есть у пешеходов?
    Вот сколько разных ролей выполняет каждый из нас почти ежедневно. Мы и дети, и родители, и читатели, и зрители, и пешеходы, и покупатели… И обязанности каждый раз у нас, как вы уже называли, разные.
    Давайте подумаем и ответим на вопрос: одинаково ли мы относимся к своим обязанностям, например пешехода?
    Конечно, нет.
    Что нам мешает хорошо выполнять обязанности пешехода?
    Почему вы иногда не справляетесь с обязанностями учеников? Что мешает?
    Какие чувства пришлось ему испытать?
    Страдал ли он от своего поступка?
    Что дал ему разговор со сторожем?
    Останутся ли мальчики друзьями после этой истории?
    Как бы вы поступили на месте обоих приятелей? Правильно, нельзя поддаваться дурным намерениям, советам, уговорам даже друзей; жить надо своим умом, своими принципами. Мы с вами говорили о достоинствах и недостатках вообще людей. А сейчас я попрошу вас сделать очень трудную работу. Вспомните, не было ли в вашей жизни некрасивого поступка, который вам “помогли ” совершить ваши недостатки? Вслух говорить об этом не надо, поэтому будьте откровенны сами с собой. (Я даю время ребятам посидеть и подумать). Исправили ли вы этот поступок?
    Если не исправили, то подумайте, как это сделать, и, не дожидаясь другого, более подходящего времени, исправьте его. А сейчас я с вами хотела бы поговорить о том, как избавиться от недостатком и умножить свои достоинства.
    Что значит избавиться от недостатков? Можно ли это сделать?
    Как это можно сделать?
    Значит, избавиться от каких – либо недостатков можно, воспитывая себя. А воспитание самого себя называется самовоспитанием. Вообще воспитывать самого себя гораздо приятнее. Ведь в этом случае ты слушаешь самого себя, выполняешь свои собственные приказания.
    Как вы думаете, трудно выполнять свои приказы, слушаться самого себя?
    Что нужно для того, чтобы воспитывать себя самому?
    Сейчас мы с вами послушаем пластинку, на которой записана забавная история, а называется она “С понедельника возьмусь”.
    Итак, стоит ли откладывать задуманное до “очередного понедельника”?
    Конечно, нельзя, так как откладывая любое дело на “потом”, легко отложить его надолго и забыть о нем вовсе. Умение не откладывать дело на “потом” – тоже самовоспитание. Но начинать всегда надо с малого и простого.
    Простейшее средство самовоспитания – режим.
    Как вы понимаете это слово?
    А вот в словаре записано: режим – установленный порядок чего – нибудь.
    Можно ли установить порядок своей жизни, т.е. свой режим?
    Что дает человеку режим?.. (… человек организует свой день, много успевает, …).
    Режим формирует привычку упорядочивать жизнь – жить “по порядку”.
    У каждого может быть свой режим, но существуют общие простые “заповеди” режима.
    Вы могли бы назвать какие – то из них?
    Да, это трудно, и я вам снова помогу. (Все заповеди записываются на доске).
    1-я заповедь – “Не будь страусом” (психологический термин). Утром вставай, не жалей себя. Ведь подниматься все равно придется. Поэтому не подражай страусу, пряча голову под одеяло, как страус в песок. Оно тебя все равно не спасет. Если просыпаться трудно, сделай еще в постели “гимнастику для лежебок”. (Мы вместе с детьми придумываем гимнастику для глаз, рук, ног, которую можно делать прямо в постели и которая поможет проснуться).
    2-я заповедь – “Готовь утро с вечера “.
    Что это означает? Почему это важно?
    Что значит собраться в школу, когда вы это делаете?
    Давайте попробуем написать сочинение – миниатюру “Советы школьнику” о том, как надо собираться в школу. (Ребятам дается небольшое время для написания сочинения, а затем желающие зачитывают свои сочинения или фрагменты из них).
    3-я заповедь – “Всему свое место “.
    Разве это так важно? Почему?
    Масса времени уходит на поиски вещей, лежащих не на своем месте. Это касается всех твоих вещей. Привыкнув соблюдать порядок, ты удивишься, сколько появится свободных минут, свободного времени, которое можно потратить на интересное занятие.
    Но вернемся к школьным проблемам. Я предлагаю вам конкурс. Суть его заключается в том, чтобы быстро найти в своем портфеле нужную вещь. (Учитель предлагает положить на стол портфели и поочередно просит вынуть ту или иную вещь.)
    Я предлагаю достать ручку, резинку, карандаш, тетрадь по математике, учебник… каждый раз на выполнение моего задания вы тратили разное количество времени.
    Почему одним достаточно было нескольких секунд на выполнение задания, а другим..?
    Конечно, каждая вещь должна знать свое место.
    4-я заповедь – “Не теряй время на пустопорожнюю болтовню “.
    Как вы понимаете эту заповедь?
    Что значит пустопорожняя болтовня?
    Помните, время убегает быстро и безвозвратно. Берегите время.

  2. Беседа:
    «Как себя вести»
    для 7 класса
    Провела учитель
    Захарова Наталья Владимировна
    Правила поведения учащихся в школе:
    I. Внешний вид учащихся
    1.  Учащийся обязан являться в школу опрятно (чисто, аккуратно, не пестро) одетым, обязан иметь и  переодевать в школе сменную обувь. Уличная и сменная обувь должна быть чистой.
    2.   Учащийся в школе должен быть аккуратно и не вызывающе причесан (не допускается стрижка под «ноль», под «панка» и т.п.), иметь чистый носовой платок.
    3.   Учащийся должен следить за чистотой тела,  рук, зубов, носа, не разрешается произносить бранные и нецензурные слова и выражения.
    4.   При разговоре со старшими учащийся должен встать. Руки в карманах  держать нельзя. Переход в свободный режим общения допускается с разрешения учителя.
    5.   В торжественных случаях одежда учащихся должна соответствовать моменту. Мальчики и   юноши должны быть в светлых рубашках, темных костюмах, темных полуботинках, для юношей старше  14 лет обязателен  галстук.  Девочки и девушки должны быть в темных строгого покроя костюмах и светлых блузках,    яркие и вызывающего вида украшения и косметика запрещены. Обувь – туфли на небольшом каблуке, в тон костюму.
    6.   На уроках физической культуры, хореографии, технологии, ОБЖ одежда и обувь учащихся регламентируется специальными приказами директора.
    7.  Учащимся категорически запрещено курение.
    За нарушение п.п. 1-6 учащиеся могут быть направлены домой для приведения себя в порядок, за нарушение п.7 учащиеся вызываются в учебную часть для принятия решения.
    II.      Приход учащихся в школу.
    1.  При входе в школу учащиеся здороваются с дежурным администратором, учителем, товарищами,   вытирают ноги, переобувают обувь и сдают верхнюю одежду и сменную обувь в гардероб (обувь учащиеся хранят в специальных сумках – мешках)
    2.  В   раздевалке   учащиеся   ведут   себя тихо, раздеваются быстро, не задерживаясь,   игры   и   возня   в   раздевалке   запрещены, посещение раздевалки в течение учебного дня  допускается только в присутствии дежурного.
    3.  Внешний вид учащегося оценивает при выходе из раздевалки дежурный учитель или администратор и предъявляет к учащимся требования в соответствии с п.1 (1-6) настоящих правил.
    4.  Все учащиеся обязаны быть в учебных кабинетах не позднее, чем за пять минут до начала занятий.
    5.  Опоздавшие учащиеся регистрируются дежурным администратором или учителем, получают запись об опоздании в дневник.
    6.  Учащимся  категорически запрещено приносить в школу вещи, не имеющие отношения к занятиям.
    7.   За нарушение п.п. 1-2, 4 классный руководитель применяет к учащемуся следующие меры воздействия: уведомление родителей;  вызов родителей в школу; направление на беседу с психологом или социальным педагогом школы;
    III.      Требования к учащимся на уроке
    1.Учащиеся до звонка должны приготовить все необходимое к уроку.
    2.Учащиеся со звонком должны немедленно занять свои места за учебными столами.
    3.При входе учителя учащиеся встают.
    4.Перед началом урока дежурные подают учителю список учащихся, отсутствующих на данном уроке.
    5.Опоздавшие ученики допускаются на урок  с разрешения заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
    6.Учитель начинает урок только при наличии всего необходимого для нормальной учебной работы – мел, чистая доска, тряпка тщательно  вымыта и отжата. Класс должен быть чисто убран и проветрен. Дежурные по классу обеспечивают такую готовность к  каждому уроку.
    7.Ничего лишнего на учебном   столе не должно быть у учащегося. Перечень необходимого на каждом уроке и  в определенные моменты урока (например, на самостоятельной работе) определяется учителем.
    8.При вызове для ответа учащийся должен встать и выйти  к доске. Дневник он обязан передать учителю для выставления оценки.
    9.В некоторых случаях возможен  ответ ученика  с места, как стоя, так и сидя. Порядок ответа с места определяет учитель.
    10.Учащиеся, желающие отвечать или спросить у учителя, обязаны   поднять  руку. Каким – либо другим способом пытаться  обратить на себя внимание учителя нельзя.
    11.Отвечая,  учащийся стоит у доски лицом к классу или при ответе с места лицом к учителю. Отвечая, учащийся говорит громко, внятно, не спеша. Пишет на доске аккуратно, разборчиво. При ответе с использованием плаката, карты,  схемы и т.п. стоит вполоборота к классу, показывая указкой то, что необходимо,  правой или левой рукой, в зависимости от расположения наглядного материала.
    12.Во время урока, сидя за учебным столом, учащийся обязан следить за осанкой, постановкой ног, наклоном головы. Учащийся обязан выполнять распоряжения учителя относительно правильной осанки.
    13.Учащиеся по окончании урока встают и по распоряжению учителя выходят из класса спокойно.
    14.Подсказки и списывание на уроках категорически воспрещаются.
    15.В классе ведется журнал успеваемости. Ответственный   за  журнал обязан его представлять учителю в начале урока и  забирать по окончании урока и носить его между уроками. По окончании учебных занятий ответственный сдает журнал в учебную часть. Ответственный отвечает за сохранность журнала во время учебных занятий. Всем остальным учащимся брать журнал, смотреть оценки категорически запрещается.
    16. Нарушение    настоящих правил учащимися во время урока фиксируются учителем в дневниках нарушителей.
    Цели: рассказать о правилах поведения детей и подростков в общественных местах; изучить
    историю этикета.
    Ход беседы:
    I часть
    Правила поведения детей и подростков в общественных местах.
    1. Дети и подростки (до 16 лет), находясь в школе и на улице, в государственных учреждениях, в городском транспорте, самолете, в магазинах, кинотеатре, музее, выставочном зале, парке отдыха, лагерях обязаны:
    1.1. Строго соблюдать правила поведения учащихся в школе, правила уличного движения, правила внутреннего распорядка государственных учреждений, установленных для посетителей, выполнять требования администрации, обслуживающего персонала..
    1.2. Бережно относиться к муниципальной и частной собственности (не пачкать стены в подъездах, лифты, лестничные клетки, не устраивать игры в подъездах, соблюдать чистоту на улицах, во дворе, подъезде, проявлять доброе отношение к животным).
    1.3.  Соблюдать правила этикета: вести себя так, чтобы не доставлять неудобства и неприятностей окружающим, быть вежливым со старшими, внимательным, предусмотрительным к лицам преклонного возраста, к маленьким детям, уступать им место в общественном транспорте, при необходимости, оказать помощь.
    2.    Детям и подросткам запрещается:
    2.1. Нарушать тишину и покой граждан с 23-00 часов до 7-00 часов.
    2.2. Умышленно причинять легкие телесные повреждения или наносить побои.
    2.3. Курить в общественных  помещениях (школах, училищах, на их территории, в библиотеках, магазинах, в подъездах жилых домов, в общественном транспорте)
    2.4.  Выбрасывать какие – либо предметы с балконов многоэтажных зданий, из окон домов и транспорта.
    2.5.  Употреблять наркотические средства без назначения врача в общественных, в служебных и подсобных помещениях.
    2.6.  Сбрасывать мусор и другие отходы в не установленных местах.
    2.7. Ломать кустарники и деревья.
    2.8. Торговать несовершеннолетним спиртными напитками, сигаретами.
    2.9.Несовершеннолетним (до 16 лет) находиться на улице без присмотра взрослых в зимнее время не позднее 21-00, в летнее время – не позднее  22-00 часов.
    3.  За административное нарушение, совершённое несовершеннолетними до 16 летнего возраста работниками милиции составляется протокол на родителей (или лиц их заменяющих) и направляется на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних для принятия мер административного воздействия.
    Правила поведения в общественных местах
    Представление о культурном человеке связано не только с его образованием, успехами в труде, знаниями и внешним видом, но и с его поведением. Самый образованный человек не может считаться культурным, если он не знает правила поведения в общественных местах, не умеет себя вести, если не уважает ни себя, ни окружающих его людей.
    А как часто нас коробит мелкое невнимание, грубость и резкость тона, размашистое и разухабистое поведение, вульгарная речь, неумение вести себя в общественном месте или у себя дома за столом и многие, многие другие проявления невоспитанности! Мы легко замечаем эти недостатки у других, но подчас не умеем контролировать себя, как важно быть по – настоящему воспитанным, вежливым человеком.
    Быть вежливым, это не только знать правила вежливости, вежливость отличает истинно культурного человека, она выражает доброе отношение и уважение к людям, уменье считаться с их удобствами и интересами.
    Вежливый человек можно быть вежлив по- разному. Можно не делать вещей, заведомо неприятных окружающим, и только: не шуметь, не включать на полную громкость радио, не переговариваться с соседями в театре, не толкать прохожих на улице или в автобусе.
    Но еще более важно активно проявить свое желание быть вежливым – уступить место старшему, поднять оброненный предмет, рассказать, как пройти по городу приезжему. Проводить старого человека. Манеры поведения служат как бы внешним выражением вежливости.
    Подтянутость, четкость в движениях и походке, уважение к чужому труду и времени, спокойствие в разговоре, уменье вести себя в общественном месте, за столом – все это свидетельствует о том, что у человека хорошие манеры поведения. Этого слова не надо бояться и думать, что “хорошие манеры” – ушедшие в область предания предрассудки.
    Когда хорошие манеры выражают внутреннюю культуру человека, тогда они не имеют ничего общего ни с мещанским жеманством, заставляющим человека стыдиться всякого естественного движения ни с показным “аристократическим” лоском.
    Многие правила и проявления вежливости зародились в давние годы, передавались из поколения в поколение, подчас утратили свой первоначальный смысл (например, поклон), но те из них, которые отмечены доброжелательством, разумностью и удобством, стали нашим достоянием, нашим обычаем.
    Наше культурное поведение и  отношение к правилам поведения такое же, как и ко всему культурному наследию прошлого, – принимать все, что является подлинным достижением человечества, все, что служит прогрессу, все, что улучшает жизнь людей.
    Быть вежливым не составляет большого труда, но много значит в общении людей. Недаром великий испанский писатель Сервантес писал: “Ничто не стоит нам так дешево и не ценится людьми так дорого, как вежливость”.
    II часть
    История
    Термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.
    Слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Однажды на одном придворном приеме во время правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран. Правила поведения возникли очень давно. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона.
    Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы. Древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов. Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме формируется общегражданский этикет.
    Итак, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний. Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Таким образом, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета.
    Многие современные правила поведения первоначально имели совсем другой смысл при своем возникновении (как правило, они берут свое начало из всевозможных ритуалов, которыми была пронизана жизнь древнего человека). Некоторые этикетные нормы прошлого изменились так, что сложно найти их исторические корни. Другие просто исчезли, как исчезли породившие их явления, но, так или иначе, все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие этикета. Считается, что современный этикет наследует лучшие из обычаев прошлого, традиций поведения всех народов. Но! следует помнить об известной относительности требований этикета, они не являются абсолютными: условия их соблюдения зависят от места, времени, обстоятельств. Часто бывает, что поведение, не допустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть вполне уместным в иных условиях.
    Вспомним, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь двести-триста лет назад мужчины имели правило носить на левом боку оружие — саблю, шпагу или кинжал. Чтобы это оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слева от нее. Теперь такая помеха при променаде с дамой возможна лишь среди военных. Но обычай, тем не менее, сохранился для всех.
    Есть обычаи, чье происхождение выяснить практически невозможно. Они, что называется, переходят из поколения в поколение. Но если уж они сохранились в неизменном виде, то, вряд ли стоит оспаривать народную мудрость, благодаря которой они и сохранились. Самым почетным гостям предоставляют места посредине стола, рядом с хозяевами или напротив них. В дом или в квартиру всегда первыми входят хозяева, а затем гости, если они пришли вместе.
    Итак, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета, пусть и в соответствии со своими представлениями о добре, справедливости, человечности.
    Но даже самое строгое следование безликим схемам поведения не есть корень истинно правильного поведения, главным всегда остается искреннее, радушное и доброе отношение к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.
    Правила поведения в общественных местах
    Общественные места. Сегодня редко можно наблюдать картину, когда, стоя возле открытой двери, двое уговаривают друг друга: «Пожалуйста, проходите» — «Нет, пожалуйста, проходите вы». Обычно, когда нас пропускают вперед, мы проходим без излишних церемоний. И, в принципе, это правильно. Традиционно мужчина пропускает вперед женщину; младший уступает дорогу старшему; подчиненный начальнику. Из двух людей равного возраста, занимающих одинаковое положение, первым проходит тот, кто ближе к двери. Если вы привели в дом гостя. Первой входит хозяйка, за нею гость. Если хозяин мужчина — первым входит гость. Ну а если он не знает дороги или за дверью темно? В таком случае хозяин входит первым, говоря: «Позвольте, я вас проведу» или: «Пожалуйста, за мной». Точно также следует поступить, если гость — женщина.
    Лестница. Раньше было принято, чтобы мужчина, поднимаясь по лестнице с женщиной, непременно шел впереди нее. В настоящее время определился несколько иной порядок: целесообразно и потому оправданно, чтобы мужчина стремился опередить даму только в тех случаях, когда лестница темная, крутая или шаткая. Если обстоятельства складываются иначе, впереди идет женщина. При спуске первым идет мужчина, за ним женщина. Если кто-то учтиво уступает вам дорогу, проходя мимо, либо слегка поклонитесь, либо скажите: «Благодарю вас». Если вы на узкой лестнице и навстречу идет пожилой человек, начальник или дама, нужно приостановиться и сделать небольшой шаг в сторону, пропуская идущего.
    Когда на лестнице сталкиваются мужчина и женщина, идущие в разных направлениях, женщина не обязана отходить от перил, даже если это противоречит правилу «правостороннего движения», стороны лестницы с перилами — привилегия слабого пола, пожилых и детей.
    Лифты, эскалаторы. Лифт — это такая же «общественная территория», как улица или лестница, здесь можно не снимать головной убор. В лифте, как и в любом другом месте, здороваемся с теми, кого приветствуем всегда. В переполненном общественном лифте мужчина не снимает шляпу, если даже он сопровождает женщину. В лифте жилого здания или гостиницы жилого типа он, пожалуй, снимет шляпу, когда войдет женщина, если руки у него не заняты свертками.
    В автоматических лифтах женщина, если она едет без сопровождающего, сама нажимает нужную кнопку. Находящийся в лифте мужчина, если он стоит близко к панели, спрашивает остальных (прежде всего женщин), какой этаж им нужен, и нажимает кнопки. В полных лифтах воспитанные люди отступают в сторону или на время выходят, чтобы дать возможность выйти стоящим сзади.
    В лифтах служебных зданий мужчины стоят в стороне, давая женщине войти, если только они не сопровождают их. Мужчина, сопровождающий женщину, дает ей первой войти на движущийся вверх эскалатор. При случае он обычно сходит с эскалатора первым, чтобы помочь женщине, если она оступится.
    Магазин. В дверях магазина или учреждения прежде пропустите выходящих, а уж затем входим сами, таким образом, вы не станете причиной образования «пробки» внутри помещения. В больших магазинах или других учреждениях массового сервиса мужчина может не снимать головной убор. Однако там, где клиент обслуживается индивидуально полезно не забывать во время снять шляпу и поздороваться с тем, кто будет вами заниматься. Делая покупку в магазине, нелишне помнить о том, чтобы не утомлять продавца мелкими капризами или затянувшейся нерешительностью.
    Подходя к кассе, нужно иметь наготове приблизительную сумму денег, необходимых для покупки, а не искать их в кошельке или карманах в последний момент.
    Кафе и рестораны. В ресторан мужчина входит первый. Тому есть несколько причин. Во-первых, так он оберегает свою спутницу от неожиданных столкновений и предупреждает ее о ступеньках или пороге, не забывая при этом придержать дверь и подать даме руку. Во-вторых, по этому признаку метрдотель вправе сделать вывод о том, кто является инициатором прихода в ресторан, т. е. будет делать заказ и оплачивать счет.
    В гардеробе мужчина раздевается, а затем помогает раздеться даме. Выбрав столик, мужчина, слегка выдвинув стул, помогает даме сесть. Если дама приходит без спутника, эта галантная обязанность возлагается на обслуживающий персонал. Никогда не вступайте в пререкания с официантом. Предложение покинуть ресторан должно исходить от инициатора встречи. Правила этикета не позволяют официанту приносить вам счет до тех пор, пока вы его об этом не попросите. Но ни в коем случае не требуйте счет в момент, когда ваши гости или дама еще едят — это невежливо по отношению к ним. Деньги, кредитную или бонусную карточку нужно положить в папку или на поднос вместе со счетом и оставить на краю стола. Традицией ресторанов практически во всем мире являются чаевые. Минимальный размер чаевых составляет 10 % от счета.
    Транспорт. Прежде чем войти в транспорт, дайте возможность выйти из него. Стойте при этом так, чтобы не мешать выходящим пассажирам. При поездке в общественном транспорте с дамой мужчина входит после нее, но выходит первым и подает своей спутнице руку. За проезд обычно каждый платит сам, но мужчина по своей инициативе может оплатить проезд своей хорошей знакомой. Приличия обязывают его уступить место уставшей матери с маленьким или грудным ребенком, беременной женщине, старику или инвалиду, женщине с тяжелой сумкой или знакомой. По отношению к молодым, здоровым посторонним женщинам такой жест — добровольная вежливость. Женщина, которой уступили место, должна тотчас за это поблагодарить. Молоденькая девушка может уступить место пожилому родственнику. Не следует громко разговаривать в транспорте, смеяться, включать музыку. Совершенно недопустимо находиться в транспорте с мороженым или открытой бутылкой. Нельзя стоять в дверях, мешая входу и выходу других пассажиров. Если вы не можете сами передать деньги за проезд или прокомпостировать билет, попросите это сделать других. Неприлично через плечо заглядывать в книгу, газету или журнал, читаемый другим пассажиром. Неприлично пристально разглядывать своих попутчиков. В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину. Если один из пассажиров случайно задел другого, надо извиниться. При выходе из транспорта мужчина должен выйти первым, а затем помочь своей спутнице.
    Беседа
    К юношам или девушкам после 18 лет следует обращаться на «вы». Важно также управлять своим голосом, потому как он вполне может выдать ваше самочувствие, настроение, мысли, которые вам хотелось бы скрыть. Речь должна быть не слишком громка, иначе вы можете поставить себя в неловкое положение.
    Хороший тон требует, чтоб мы избегали таких разговоров, которые неприятны собеседнику или которые приводят его в уныние. Чтобы стать разговорным ассом, прежде всего, необходимо усвоить несколько правил: в разговоре нужно избегать крикливого «Я»; учитывать заинтересованность других и скрывать собственную личность. Говорить с кем-либо на незнакомом остальному обществу языке весьма неприлично. Следует проявить любезность и деликатность в том случае, если в ваш разговор вмешался третий оппонент, а тема разговора сугубо интимна.
    Важно также управлять своим голосом (можно прибегнуть к помощи специалиста), потому как он вполне может выдать ваше самочувствие, настроение, мысли, которые вам хотелось бы скрыть. В состоянии стресса говорить еще тяжелее, мешает учащенное прерывистое дыхание, дрожь в голосе, поэтому также важно управлять своим дыханием.
    Задумайтесь, быстро ли вы говорите? Если да, то насколько четко? Четко? Хорошо, а умеете ли вы правильно расставлять паузы в разговоре? Зачем нужны паузы? Все очень просто — паузы — это знак воспитанности. Паузы должны быть достаточно продолжительными, чтобы ваши собеседники могли вдуматься в сказанное. Если ваша речь медленна, и вы не делаете пауз в разговоре, вы рискуете утомить своего собеседника. Каждое слово в разговоре должно быть отчетливо и понятно собеседнику.
    В обществе говорят обо всем, но не углубляются в вопросы, не разбирают какой-нибудь предмет всесторонне, а рассуждают кратко, но не поверхностно. Не следует показывать вида, что разговор вам скучен или утомляет вас, или что вы бы хотели беседовать с другими, не нужно смотреть в другую сторону во время разговора или смотреть на часы, руки должны быть в спокойном состоянии, не допустимо вертеть предметы.
    Для общества нет ничего лучше, чем хорошая тема для разговора. Выбирайте такие темы для разговора, которые вашему собеседнику ближе и интересней. Если общество вам не знакомо, то с чужими людьми не следует начинать разговор о присутствующих, а лучше наблюдать и ориентироваться во взаимоотношениях их между собою.
    Круг обсуждаемых проблем может быть широк, но все же лучше вести разговор на темы, где вы «как рыба в воде» — но это не значит, что следует утомлять собеседников жалобами на свое здоровье. Для того чтобы разговор получился действительно интересным, содержательным и привлек внимание, надо призвать на помощь всю вашу изобретательность и чувство юмора.
    Не преувеличивайте и не превозносите свою деятельность, свои исследования, свои владения, не хвастайтесь своим кругом знакомств — такие фразы дают рассказчику право на получение свидетельства о скудоумии.
    Помните, что в любом обществе ваше поведение должно быть естественным. Притворство — враг всякой увлекательной беседы. Чтобы, общаясь с незнакомыми людьми, чувствовать себя легко и непринужденно, чтобы без усилия завязать беседу и свободно вести ее (а не просто поддакивать), необходима определенная подготовка.
    О чем разговаривать с человеком малознакомым, когда взаимное молчание становится неудобным? Правильно — о погоде! Это тема, интересует в той или иной степени каждого, она безопасна и бесконфликтна. Неинтересная? Это верно. Но совсем не обязательно сразу заговаривать о чем-то серьезном. Это может показаться претенциозным.
    В беседе лучше не касаться проблем личного характера, не склонять к этому партнера, не рассказывать доверительно о себе. Когда тема погоды будет исчерпана, можно поговорить, например, о телевидении, газетных новостях, спорте. В конце концов, обязательно найдется вопрос, способный увлечь обоих собеседников. Следует осторожно употреблять различные вариации слов из молодежного сленга.
    Умейте слушать! Умеете? А как? Молчите, смотря на собеседника «пустыми глазами», в которых отражаются собственные заботы. Это совсем не то! Следует смотреть на собеседника заинтересованно и время от времени вставлять какие-либо замечания, которые будут свидетельством того, что вы понимаете, о чем идет речь. В то время, когда кто-нибудь говорит с вами, некрасиво рыться в сумке, обшаривать собственные карманы, поглядывать на телевизор, ловить свой небесной красоты образ в зеркале напротив. Если рассказ вы уже один раз слышали, лучше сразу заметить: «Знаю, слышал», чем потом в нетерпении прерывать на полуслове. Вежливый человек редко прерывает чужой рассказ, даже если слышал его добрую сотню раз.
    В дружеской дискуссии нет места, например, таким выражениям: «Неправда!», «Что?!», «Тебя не поймешь!» Ведь можно то же самое сказать по-другому: «А мне кажется, что…», «Прости, я не расслышал…»,
    «Я не совсем понял тебя…» Воспитанный человек редко рассказывает в обществе о своих личных делах, отношениях на работе, своих детях, недомоганиях, заботах, привычках, вкусах. Без особой надобности он не поделится и тем, что делал с утра.
    Сплетни не лучший способ произвести положительное впечатление. Если вам навязывают подобную тему, лучше отвечать: «Полагаю, что нас это не касается». Нередко собеседников занимает обсуждение внешнего вида знакомых. Подобные разговоры тоже не украшают. Не обращайте внимания на сплетни о вас. Сплетня, как только ею пренебрегают,
    погибает естественной смертью. Объяснения и опровержения «на всякий случай», никогда себя не оправдывают. Ведь часто бывает, что свою правоту вы доказываете человеку, который еще не в курсе щекотливой темы. Однако сказанное вами же невольно настораживает, и может сложиться мнение, что за слухом что-то кроется.
    Если общество насчитывает менее семи человек, необходимо поощрять общий разговор, а не отдельные беседы. Сегодня трудно разделить темы разговоров на «мужские» и «женские». Но иногда дамы хотят поговорить о модах, а мужчины — о новой марке машины. Тогда стоит разделиться. Решительно не рекомендуется рассказывать о снах и предчувствиях, предаваться продолжительным воспоминаниям о прошлом, произносить в обществе длинные монологи.
    Выступления с одним и тем же репертуаром анекдотов и «забавных случаев» утомляет даже самых стойких слушателей. Анекдотами не следует сыпать, не давая слушателям опомниться. Лучше всего вспомнить анекдот к месту. Всегда мешает в полной мере оценить остроумный анекдот взрыв неуместного веселья в устах самого рассказчика. Как реагировать на неуместный анекдот или бестактность? Ничто в таких случаях не действует лучше, чем минута общего молчания, которая воцаряется после неудачного высказывания. Затем кому-нибудь стоит начать разговор на другую тему. Если «острослов» без конца рассказывает или повторяет анекдоты, которые приводят слушателей в замешательство, хозяину стоит его остановить: «Кажется, ты сегодня не в ударе».
    Не рекомендуется злоупотреблять в обществе колкостями. Незадачливый умник, который старается с их помощью блеснуть в ущерб выбранным для этой цели «жертвам», обычно производит удручающее впечатление. Подчеркиваю, что колкости часто выглядят наивно и скорее фиксируют общее внимание на слабостях самого «острослова».
    Не перебивайте, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонного возраста. Не исправляйте чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово. Не следует подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу и, тем более, вслух исправлять стилистические ошибки.
    Вообще взрослым людям постарайтесь не делать никаких замечаний. Молодежь между собой иногда может себе это позволить, но только в дружеской форме.
    Опасная тема — возраст! В обществе пожилых людей, говоря о ком-то другом, не говорите «Он уже старый» или «Ну, в этом возрасте». Вообще интересоваться возрастом не следует. Если женщине говорят: «Вы уже немолоды» (иногда ведь так случается), она справедливо может ответить: «Зато хорошо воспитана». Публичное самобичевание, постоянные жалобы на неудачи и тяжелую жизнь, на физические недостатки не украсят вас. Редко привлекает к себе симпатии и человек, повествующий в обществе о своих успехах, высоких качествах, талантах.
    В обществе не следует выспрашивать у партнера подробности его болезни, если он мельком заметил, что плохо себя чувствует или что лежал в больнице. Можно вежливо вставить: «Да, это малоприятно». Если партнер захочет, он расскажет сам, что его беспокоит. Если ваш знакомый говорит: «Жена болеет», не спрашивайте: «Что с ней?» Лучше спросить: «Что-нибудь серьезное?»
    Не допытывайтесь, кто сколько зарабатывает. Не спрашивайте профессионального совета у врача или юриста, которого случайно встретили в гостях, на улице или в транспорте. Вы допустите большую бестактность, пожелав барышне, возраст которой за 25, выйти замуж. Некрасиво выспрашивать у знакомой, почему она не вышла замуж, удивляться этому, вообще делать на эту тему какие бы то ни было намеки.
    В компании мужчина обязан говорить женщинам любезности, но при этом нужно быть корректным и ненавязчивым. Поток неловких любезностей лучше остановить как можно раньше и тише. «Простите, я не расположена к шуткам», «Вы повторяетесь», «Не лучше ли досмотреть передачу» — примерно так лучше всего ответить в подобных случаях. Говорить нужно спокойно, негромко, но достаточно категорично, не вдаваясь в дискуссию. На комплимент следует отвечать коротким «спасибо».
    Если кто-нибудь ссылается на занятость, уходит раньше или отказывается от встречи, не требуйте подробных объяснений. Если вам называют причину, не принимайтесь разубеждать, что она не так важна, не давайте советов, как ее преодолеть, и тем более не показывайте всем своим видом, что не принимаете весомость названного довода.
    поведение этикет беседа разговор
    Обращение и приветствие
    По этикету, приветствовать человека нужно словами: «Здравствуйте!» «Доброе утро!» «Добрый день!» «Добрый вечер!» Во время приветствия не следует опускать глаза, нужно встретиться взглядом с тем, кого вы приветствуете. А вот неотрывный чужой взгляд ощущается человеком даже в том случае, если он сидит к вам боком или спиной. Поэтому не стоит никого «гипнотизировать». Считается неприличным пристально смотреть на человека, когда он ест, подолгу останавливать взгляд на незнакомых женщинах, разглядывать человека, которого вам представляют. Очень важна интонация. Приветствие, высказанное грубым или сухим тоном, может обидеть человека, с которым вы здороваетесь. Приветствовать людей нужно тепло и дружелюбно. А «добавленная» к приветствию улыбка улучшит общее настроение. И не забудьте про поклон, кивок головы, рукопожатие, объятия, поцелуй руки — выбирайте любое исходя из обстоятельств. На «ты» обращаются только к самым близким друзьям.
    Ко всем остальным (к старшим по возрасту, к незнакомым ровесникам) обращаются на «вы». Не принято здороваться через порог, через стол, через какую-либо перегородку. Рукопожатие — традиционный, символический жест-приветствие. Подавайте руку жестом свободным, уверенным. Пожатие должно быть коротким.
    Но не следует также изо всех сил жать руку партнера, потрясая ею в воздухе несколько раз. Если вы заметили знакомого вдалеке и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого кивком головы, взмахом руки, поклоном, улыбкой. Кричать во весь голос не следует! Если вы увидели знакомого, который приближается к вам, не нужно кричать «здравствуйте!» издалека.
    Дождитесь, когда расстояние между вами сократится до нескольких шагов. Обязательно нужно приветствовать тех людей, с которыми часто встречаетесь, даже если вы с ними и не знакомы, например, с продавцом ближайшего магазина, с почтальоном, соседями из подъезда.
    Телефон
    Преимущества мобильного телефона трудно переоценить. И все же, в определенных ситуациях он способен создавать неудобства, а то и вызвать досаду. С телефоном в кармане можно находиться в общественном месте, в ресторане, в парикмахерской; но в кинотеатре, в театре, во время концерта он будет несомненной помехой — в таких местах нужно отключить его совсем или включить вибрацию вместо звукового сигнала.
    Подготовила и провела
    Классный руководитель
    7 класса
    Захарова Н.В.
    2011-2012 уч.год.
    Анкета для детей
    “Считаете ли вы себя культурным человеком?”
    Отметьте в данном списке знаком “+” действия, которые вы считаете приличными, а знаком “-” выделите действия, которые вы считаете неприличными:
    громко кричать;
    драться;
    быть отзывчивым к другим людям;
    перебивать в разговоре другого человека;
    задавать неуместные вопросы;
    быть правдивым;
    ругаться;
    жадничать;
    быть добрым;
    ябедничать;
    быть откровенным;
    быть любознательным;
    врать;
    навязываться в друзья;
    не обращать внимания, если кого-то обижают;
    молчать, если кто-то совершил плохой поступок;
    быть требовательным к себе;
    отвечать за свои поступки;
    быть равнодушным к чужой беде.

  3. 3
    Текст добавил: Мысль по Древу

    Тема: урок развития речи в 7 классе. Сочинение-интервью. «Профессии всякие важны».
    Цели:  1. обучение составлению вопросов по определенной теме, их последовательность, четкость, формирование навыков правильной постановки вопроса.
    развитие и закрепление навыков составления текста интервью, формирование навыков его редактирования, подготовка учащихся к контрольной работе – сочинению-интервью, развитие логического мышления.
    воспитание чувства восхищения людьми труда, расширение кругозора.
    развитие правильной, выразительной речи, навыков делового общения, умения не только говорить, но и слушать.
    Форма урока: деловая игра.
    Дидактическое пространство урока: стенд «К уроку» заполнен текстами интервью из газет для детей и юношества, стенд «Пиши правильно» заполнен словами, связанными с понятием интервью, памятки для учащихся «Как работать над сочинением в жанре интервью», «Слова вежливого обращения и правильного ведения интервью», на стенде помещены схемы обращения, прямой речи, стенгазета «Все профессии хороши – выбирай на вкус».
    Эпиграф к уроку: « Прежде чем писать, я задаю себе три вопроса: что писать, как писать и для чего писать.» М. Горький.
    Ход урока
    Оргмомент.
    Сегодня у нас, ребята, необычный урок – деловая игра – урок развития речи. На уроках в пятых, шестых классах мы работали над сочинением описанием природы, описанием помещения, описанием внешности человека. Сегодня мы с вами поработаем над сочинением-интервью. Интервью – слово английское. На доске записаны слова, которые связаны с понятием интервью. Давайте познакомимся с ними (читают вслух).
    Интервью – предназначенная для печати, беседа с каким – нибудь лицом.
    Интервьюер – журналист, интервьюирующий кого-нибудь.
    Интервьюируемый – человек, у которого берётся интервью.
    Интервьюировать – получать интервью у кого-нибудь.
    Редактор – лицо, которое редактирует текст.
    Редактировать – проверять и исправлять текст при подготовке к печати.
    Подготовка к уроку проходила в три этапа:
    –   самостоятельная работа ( выбор темы, интервьюируемого);
    –    корректировка, обсуждение текстов интервью;
    –    самостоятельная работа над сочинением.
    Сегодня мы остановимся на втором этапе работа:  анализ текстов интервью,  которые вы получили у некоторых работников нашей школы и записали в тетрадях для самостоятельной работы.
    Ровно неделю назад вы получили задание – определить тему и цель интервью и оформить его для сегоднешнего обсуждения. Это был первый этап работы. Вы работали группами, всего 6 по 4, в некоторых 5 человек.
    В ходе – подготовки к этому уроку вы пользовались памятками «Как работать над сочинением в жанре интервью»,(Приложение1)          « Слова вежливого обращения и правильного ведения интервью» (Приложение2). Памятки эти находятся у вас на столах, не забывайте о них, она вам пригодятся и сегодня.
    К концу урока мы узнаем, кому из вас понравилась работа журналиста, и кто может стать хорошим редактором.
    №228-575-689
    Цель урока – получить навыки оформления и редактирования текста интервью и подготовиться к контрольному сочинению – интервью. Лучшие работы будут вывешены в нашей стенгазете «Все профессии хороши – выбирай на вкус».
    Сначала вы поработаете в группах. За 10 минут вы должны выяснить, чьё интервью в вашей группе получилось удачным, то есть тема раскрыта полно, заглавие соответствует теме, во вступительной части  корреспондент удачно представляет своего собеседника, объясняет цель интервью, вопросы поставлены четко, язык интервью богатый, синтаксические конструкции разнообразны, речь выразительна. После указанного времени двое из группы будут защищать лучший текст интервью: один – в роли журналиста, второй – в роли интервьюируемого. Каждое выступление будет оценено баллами. После прослушивания текста интервью одной группы выставляют баллы за ответ.  Постарайтесь стать победителем.
    Приступаем к работе. На стенде помещены схемы обращения и диалога, которыми вы будете руководствоваться при работе. Давайте вспомним, что такое обращение, диалог? В памятке у нас есть раздел «Повторение пройденного материала», обратимся к ней (чтение памятки) (Приложение3).
    Обращение – слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью.
    Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.
    Итак, вынесите в свои тексты добавления, изменения, если в этом есть необходимость, обсудите тексты, выберите для защиты самый лучший.
    Самостоятельная работа.
    ( 10 минут).
    Защита представителями групп лучшего текста интервью.
    Выступление групп. Защита проходит в форме ролевой игры. После прослушивания текста интервью одной группы, другие группы выставляют баллы. Ведёт защиту текстов учитель.
    1 группа.
    Интервью взято у завхоза школы Любовь Владимировны на тему обязанности заведующей по хозяйственной части.
    2 группа.
    Интервью взято у учителя биологии Аблязизовой Риммы Раисовны на тему экология города.
    3 группа.
    Интервью взято у заместителя директора по учебно-воспитательной работе Гайнутдиновой Ольги Александровны на тему организации учебного процесса.
    4 группа.
    Интервью взято у психолога школы Волковой Оксаны Владимировны на тему решения подростковых проблем.
    5 группа.
    Интервью взято у библиотекаря школы Малышевой Галины Ивановны на тему посещаемости учащимися школьной библиотеки и их читательских интересов.
    6 группа.
    Интервью взято у логопеда школы Каллаур Ильгизы Галеевны на тему нарушения речи учащихся.
    Подведение итогов интервью.
    Учитель получает сведения о баллах, выставленных группами самими учащимися, определяет группу-победительницу, объявляет оценки за работу на уроке. Обращается к эпиграфу: « Подходит ли эпиграф к уроку?».
    Обсуждение.
    Домашнее задание.
    написать контрольное сочинение-интервью;
    взять небольшое интервью у родителей.

  4. Как не стать рабом табака?
    Беседа №1
    Классный час для учащихся  7-го класса.
    Цель: познакомить учеников с историей распространения табака по планете, рассказать о вреде этого вещества, сформулировать правила противостояния групповому давлению и неприятия данного психоактивного вещества.
    Ни одно животное не додумалось до того, чтобы добровольно себя травить. Это пришло в голову только «царю природы» – человеку.
    Откуда же пришла к нам эта напасть?
    О курение табака европейцам стало известно после открытия Христофором Колумбом Америки. Первые путешественники увидели туземцев, которые держали во рту свертки из высохших листьев. Европейцы были страшно удивлены. Свои трубки туземцы называли «тобако». Индейцы стали угощать путешественников. Отказ расценивался как акт недружелюбия. Так постепенно испанские моряки привыкли к курению табака.
    В 16 веке табак распространился во Франции, где ему приписывали целебные свойства. Французская королева нюхала его, полагая, что это – средство от головной боли. Вначале  в Европе табак только нюхали, потом стали курить. Но после частых случаев отравления власти некоторых стран начали преследовать курение. В Англии за курение подвергали телесным наказаниям, курильщиков водили по улицам с петлей на шее. В Турции курящих сажали на кол,  в Италии папа Урбан 7  отлучал от церкви.
    Но, несмотря на преследования, курение распространилось среди населения почти всей Европы.
    В Россию табак привезли в начале 17 века английские купцы. Его окрестил «чертовым  зельем». Курение строго преследовалось: курящих подвергали палочным ударам, а торговцев табаком отправляли в ссылку.
    Петр 1 разрешил продажу табака, и постепенно вредная привычка прочно вошла  в быт россиян. Но в первой половине 19 века курение на улицах и в общественных местах еще считалось неприличным, и было запрещено почти во всем мире. Нынче же курение является самой распространенной вредной привычкой.
    О вреде курения.
    Никотин плохо действует на здоровье человека, подтачивает его психику. При курении может случиться отравление. Уже после нескольких затяжек начинает кружиться голова, выступает холодный пот, появляются тошнота, головная боль, слабеют руки и ноги.
    При тяжелых формах отравления возникают слабость, слюноотделение, обильная рвота, понос, сужение зрачков, судороги. Может даже наступить смерть от паралича дыхательных центров головного мозга.
    Курение опасно для дыхательной системы, в том числе и для неокрепшего голоса. Содержащиеся в табачном дыме вещества, особенно табачный деготь, оказывают сильное раздражающее влияние на слизистые оболочки дыхательных путей, делая их рыхлыми. На их поверхности легко оседают и размножаются болезнетворные микроорганизмы. По этой причине простудные и инфекционные заболевания у курящих людей бывают заметно чаще. Нёбные миндалины (гланды) у них воспаляются, увеличиваются в размерах, и развивается тонзиллит. У курящих подростков голосовые связки становятся более жесткими, и голос оказывается хриплым. У девушек голос становится  более низким, похожим на мужской. Изо рта курильщика идет неприятный запах, разрушаются зубы, язык обложен серым налетом (один из показателей неправильной деятельности желудочно–кишечного тракта). Раздражая слюнные железы, никотин вызывает усиленное слюноотделение. Курильщик не только выплевывает излишнюю слюну, но и проглатывает ее, усугубляя вредное действие никотина на пищеварительный аппарат.      Табачный дым снижает остроту обоняния и вкусовых ощущений, поэтому курящие нередко плохо различают вкус горького, сладкого, соленого, кислого. Изменения в дыхательной системе, вызванные курением, ведут к нарушениям усвоения кислорода организмом. Занятия спортом становятся ограниченными. Как показывают опросы, обычно подростки испытывают от курения неприятные ощущения, но продолжают курить, чтобы выглядеть в глазах других людей, как им кажется более взрослыми. Однако на самом деле курящий подросток производит неприятное впечатление.
    В 1850 году во Франции судили врача Бокарме, который отравил больного табаком, введенным в клизме с целебной целью. Известен случай, когда 40 – летний мужчина умер, выкурив за ночь 14 сигар и 40 сигарет.
    Полезные советы.
    Советы тем, кто твердо решил не курить
    1. На отдельном листочке запиши личные причины, побудившие тебя отказаться от курения.
    2. Замени сигарету какой – нибудь  вкусной едой.
    3.Если тебе предложили закурить, отвечай, что сейчас пока не хочешь.
    4. Дружи с теми, кто тоже не курит.
    Советы курящим
    1. Постарайся сократить количество выкуренных сигарет.
    2. Заранее наметь дату, когда бросишь курить.
    3. Никогда не объявляй приятелям: « Я бросил курить!» или « Я бросаю курить!»
    4. Когда возникло желание курить, не доставай сигарету сразу, подожди несколько минут. За это время найди себе занятие.
    5. Попробуй откладывать те деньги, что должен был потратить на сигареты. В конце недели сможешь купить что – нибудь дельное.
    Во всех цивилизованных странах в последние годы усердно пропагандируют отказ от курения. Курильщиков не желают брать на работу.
    Одним словом, не модно сегодня гробить здоровье!
    Плиева Э.Ф.
    Педагог дополнительного образования
    МБОУ «СОШ№23» п. Айхал.
    Вредные привычки
    Беседа № 2
    Для учащихся 7 – 8 ых классов.
    Задачи
    1.Дать представление о вредных привычках.
    2.Рассмотреть последствия влияния вредных привычек на растущий организм.
    3.Выявить причины, способствующие возникновению вредных привычек.
    4. Рассмотреть меры противодействия вредным привычкам.
    Вредные привычки и здоровье.
    Привычка – это действие, постоянное осуществление которого стало для человека потребностью.
    Вредные привычки – это привычки, которые мешают  или не дают возможности человеку в течение его жизни полностью использовать свой потенциал.
    Особую группу вредных привычек составляют   употребление алкоголя, табака, наркотиков и токсических веществ. Их относят к так называемым пагубным пристрастиям:
    1. Употребление алкоголя, наркотиков и курение вредны,  как для здоровья самого подверженного им человека, так и для здоровья окружающих его людей.
    2. Вредные привычки, в конечном счете, обязательно подчиняют себе все остальные действия человека, всю его деятельность.
    3. Отличительной чертой вредных привычек является привыкание, невозможность без них прожить.
    4. Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно.
    Почему учащиеся начинают курить, употреблять алкоголь, наркотики? Чаще всего из–за стремления подражать взрослым, любопытства или баловства, желания выглядеть модным. Определенная категория подростков прибегает к подражанию из–за нежелания показаться слабым. Они скрывают от товарищей неприятные ощущения при выкуривании первых сигарет или употреблении первых доз спиртного. Учащиеся даже не предполагают, к чему могут привести эти вредные привычки.
    Влияние табака на молодой организм очень неблагоприятно, потому что чувствительность человека к его токсическому действию тем выше, чем он моложе.
    Табак –  травянистое растение. В табачном дыму содержится более 4200 различных веществ, из которых свыше 200 являются  опасными для организма человека. Среди них особенно вредны никотин, окись углерода (угарный газ), табачный деготь, тяжелые металлы и др. Сильными  отравляющими и  разрушающими организм подростка свойствами обладают радиоактивные вещества. У курильщиков они накапливаются в бронхах, легких, печени и почках.
    До трети общей токсичности табачного дыма приходится на никотин. Это маслянистая прозрачная жидкость с неприятным запахом и горьким вкусом. Никотин является наркотиком – именно он вызывает пристрастие к табаку и является одним из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином; кролик погибает от ? капли никотина, а собака – от ? капли. Для человека смертельная доза составляет от 50 до 100 мг, или 2 – 3 капли. Именно такая доза  и поступает в кровь человека после выкуривания 20 – 25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза  вводится постепенно, не в один прием. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, поглощая в среднем 800 г никотина, каждая частичка которого наносит непоправимый вред его здоровью. Обезвреживание никотина происходит в основном в печени, почках и легких, а продукты его распада выделяются из организма на протяжении 10 – 15 часов после курения.
    Табачный деготь является исключительно сильным канцерогеном, то есть веществом, вызывающим раковые заболевания. Поэтому рак легких у курящих встречается в 67 раз, а рак желудка – в 12 раз чаще, чем у некурящих. После выкуривания сигареты табачный деготь хорошо виден на фильтре в виде коричневого налета. Но, выкуривая в день по пачке даже так называемых  «легких» сигарет  (в которых содержание табачного дегтя понижено), за год человек вводит в свой организм до 700 – 800 г табачного дегтя.
    Угарный газ  нарушает способность крови переносить кислород от легких ко всем органам и тканям и у человека наступает удушье. При  курении регулярное поступление в организм угарного газа ведет к снижению возможностей дыхательной системы и ограничению физической активности. По этой причине при  курении мозговые клетки получают меньше кислорода  и умственная работоспособность снижается. Понятно, что курение несовместимо с занятиями физической культурой и спортом.
    Влияние курения на организм
    В организме человека нет ни одного органа, ни одной системы, на которые бы не оказывали вредного влияния табачный дым и его составные части. Основные осложнения, связанные с курением:
    – возникновение раковых заболеваний;
    – развитие многих заболеваний системы кровообращения (повышенное давление, нарушение деятельности сердца, вплоть до инфаркта миокарда);
    –  нарушения обмена веществ, включая сахарный диабет;
    –   повышенная возбудимость нервной системы, ведущая к недостаточному  кровоснабжению головного мозга, снижению умственной работоспособности, раздражительности, плохому засыпанию и качеству сна;
    –  развитие заболеваний миндалин (гланд), долее частые случаи ангин и других простудных заболеваний;
    – портится эмаль зубов, разрыхляются и кровоточат десны, развивается кариес, а на зубах появляется желтый налет;
    – разрушение поступающих с пищей витаминов и т.д.
    Кроме этих общих влияний необходимо отметить пагубное воздействие табачного дыма на дыхательную систему. Имеющиеся в табачном дыме вредные вещества вызывают раздражение слизистых оболочек полости рта, носа, гортани, трахеи и бронхов. В результате развивается хроническое воспаление дыхательных путей. Кроме того, они затормаживают действие маленьких ресничек,  которые своим быстрым мерцанием выгоняют вредные вещества, попавшие в дыхательные пути. Продолжительное курение приводит к раздражению голосовых связок и сужению голосовой щели, из–за чего изменяются тембр и окраска произносимых звуков, голос утрачивает чистоту и звучность, становится хриплым.
    Типичная примета курильщика – кашель с выделением слизи темного цвета, особенно мучающий по утрам. Кашель вызывает расширение легких, проявляющееся в виде одышки, затруднения дыхания. Легкие курильщика менее эластичны, более загрязнены и раньше стареют. Длительное  хроническое воспаление дыхательных путей и легких приводит к понижению их сопротивляемости и появлению острых и хронических заболеваний. А именно к воспалению  легких и  бронхиальной астме.
    Частота сердечных сокращений во время курения возрастает на 10 – 18 ударов в минуту и восстанавливается лишь через 15 – 20 минут. Но даже когда курильщик не курит, частота пульса у него больше, чем у некурящего. И за сутки сердце у него  делает  около 10 – 15 тысяч лишних сокращений. Если учесть, что последствия выкуривания одной сигареты сохраняются в течение 30 – 40 минут после прекращения курения, то это означает, что, выкуривая каждые полчаса новую сигарету, курильщик постоянно держит систему кровообращения в состоянии напряжения.
    Изо рта курильщика неприятно пахнет, язык обложен серым налетом (один из показателей неправильной деятельности желудочно-кишечного тракта).
    Раздражая слюнные железы, никотин вызывает усиленное слюноотделение. Курильщик не только выплевывает излишнюю слюну, но и проглатывает ее, усугубляя вредное действие никотина на пищеварительный тракт.
    Во время курения сосуды желудка сужаются, количество желудочного сока повышено, а его состав изменен; аппетит снижается, пищеварение задерживается. Именно эта причина часто приводит к развитию язвенной болезни желудка.
    Табачный дым снижает остроту обоняния и вкусовых ощущений, поэтому курящие нередко плохо различают вкус горького, сладкого, соленого, кислого.
    Лишь 25% табачного дыма поступает в легкие курильщика, остальные75% отравляют воздух, нанося вред окружающим. Это явление получило название пассивного курения. Опасная концентрация табачного дыма в воздухе закрытых помещений создается при выкуривании всего нескольких сигарет.  Некурящие члены семьи, в которой курит лишь один человек, пассивно «выкуривают» до 10 сигарет в сутки.
    Учитывая широкое распространение вредных привычек в молодежной среде, тема имеет исключительную актуальность. При ее рассмотрении следует особое внимание обращать на те причины, которые приводят подростка к пагубным пристрастиям, и на несовместимость их с реальным представлением о здоровом и красивом взрослом человеке. Особое внимание следует обратить на поведение подростка, которого провоцируют к вредным пристрастиям. Для этого необходимо моделировать соответствующие ситуации и предлагать учащимся искать правильную линию поведения.
    Плиева Э.Ф.
    Педагог дополнительного образования
    МБОУ «СОШ№23» п. Айхал.

  5. Первое четкое разделение форм речевого общения было произведено Аристотелем. Большая роль в выделении бытовых речевых жанров принадлежит М.М. Бахтину, который, не употребляя термина прагматика, охарактеризовал необходимые прагматические составляющие речевого общения, подчеркнул важность роли адресата (Другого, в его терминологии), предвосхищения его ответной реакции. М.М. Бахтин определил речевые жанры как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями. Диалог он определил как классическую форму речевого общения.
    По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка, сообщение на пейджер, дневник.
    1. Беседа.  Это жанр речевого общения (диалог или полилог), в котором, при кооперативной стратегии, происходит: а) обмен мнениями по каким-либо вопросам; б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников – для установления типа отношений; в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фатическое общение). Разные виды беседы характеризуются соответствующими видами диалогической модальности.
    При обмене мнениями по каким-либо вопросам участники выражают свою точку зрения, руководствуясь социокультурными стереотипами, выработанными веками приоритетами и ценностными ориентирами, общечеловеческими абсолютными истинами и нормами жизни. Поэтому данный вид диалогической модальности называется аксиологической. Иллюстрацией такого типа беседы может быть разговор двух друзей о достоинствах того или иного направления в живописи, о вкусах; полилог о качестве изделий. Литературными аналогами такого типа беседы могут быть разговоры пикейных жилетов о политиках в 12 стульях И. Ильфа и Е. Петрова, алогичный, на первый взгляд, разговор о выборе раков (маленькие – по три, большие, но по пять) в известной миниатюре, исполняемой Р. Карцевым и В. Ильченко. Как считает Н.Д. Арутюнова, наиболее паразитическая форма разговора о ценностях – сплетни; ср. разговор двух дам о губернаторской дочке в Мертвых душах.
    Второй тип беседы предполагает душевное созвучие, похвалы, одобрение, комплименты, искренние признания.
    Третий тип жанра беседы – праздноречевое общение, в котором участники снимают эмоциональное перенапряжение, упражняются в остроумии, рассказывая анекдоты, делают политические прогнозы, делятся своими заботами, ищут сочувствия, рассказывают шутки и истории. Для этого типа бесед характерна эмоциональная модальность.
    Жанр беседы – это тот тип разговора, в котором, при различных тактиках, доминирует стратегия солидарности во мнениях и согласия. Обмен информацией в беседе может быть одной из фаз речевого взаимодействия, вспомогательной тактикой, поэтому модальность может выражаться вводными словами типа: Знаешь; Ты не можешь себе представить; И что ты думаешь там было?; Представь себе, что; эти модальные слова и реакция на них адресата (адресатов) – Не могу себе представить; Неужели; Разве; Откуда мне знать; Понятия не имею; – играют роль регуляти-вов в ходе беседы, обусловливающих вектор речевого общения. Поэтому именно к беседе правомерно отнести слова Н. Абрамова (Дар слова, 1901 г.) о том, что разговор есть обмен симпатий.
    Все вышеизложенные сведения о соотношении и взаимовлиянии прагматических факторов на ход речевого взаимодействия могут быть применены к беседе, этому базисному виду общения.

  6. Тема: Подготовка к сочинению по личным впечатлениям «Вы с ним знакомы»
    Цель: проанализировать тексты, содержащие описание человека, составить портретный словарь, продумать план сочинения, развивать речь учащихся, умение строить логические высказывания, умение работать с текстом, находить изобразительно-выразительные средства,  умение составлять собственные тексты.
    Ход урока:
    Организационный момент.
    Проверка домашнего задания.
    Слово учителя:
    – Сегодня на уроке мы будем собирать материал к сочинению «Вы с ним знакомы», в которое включим описание внешности человека. Образцом для нас послужат художественные тексты непревзойденных мастеров слова: И.А. Бунина, М. Горького, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева. Язык художественной литературы отличается образностью, в нем сочетаются языковые средства разных стилей и используются изобразительно-выразительные средства языка.
    Работа с текстами. Прочитайте отрывки из художественных произведений и ответьте на вопросы:
    1) Какова основная мысль описания, его замысел?
    2) Что именно описывается во внешности конкретного лица? (Таким образом выясняются элементы (компоненты) описания внешности).
    3) Какие детали особенно важны для раскрытия основной мысли описания?
    4) Какие речевые средства использованы автором с этой целью?
    Текст №1
    Отец мой похож был на ворона. Мне пришло это в голову, когда я был еще мальчиком: увидал однажды в “Ниве” картинку, какую-то скалу и на ней Наполеона с его белым брюшком и лосинами, в черных коротких сапожках, и вдруг засмеялся от радости, вспомнив картинки в “Полярных путешествиях” Богданова, – так похож показался мне Наполеон на пингвина, – а потом грустно подумал: а папа похож на ворона… Отец занимал в нашем губернском городе очень видный служебный пост, и это еще более испортило его; думаю, что даже в том чиновном обществе, к которому принадлежал он, не было человека более тяжелого, более угрюмого, молчаливого, холодно-жестокого в медлительных словах и поступках. Невысокий, плотный, немного сутулый, грубо-черноволосый, темный, с длинным бритым лицом, большеносый, был он и впрямь совершенный ворон – особенно когда бывал в черном фраке на благотворительных вечерах нашей губернаторши, сутуло и крепко стоял возле какого-нибудь киоска в виде русской избушки, поводил своей большой вороньей головой, косясь блестящими вороньими глазами на танцующих, на подходящих к киоску, да и на ту боярыню, которая с чарующей улыбкой подавала из киоска плоские фужеры желтого дешевого шампанского крупной рукой в бриллиантах, – рослую даму в парче и кокошнике, с носом настолько розово-белым от пудры, что он казался искусственным. Был отец давно вдов, нас, детей, было у него лишь двое, – я да маленькая сестра моя Лиля, – и холодно, пусто блистала своими огромными, зеркально-чистыми комнатами наша просторная казенная квартира во втором этаже одного из казенных домов, выходивших фасадами на бульвар в тополях между собором и главной улицей. К счастью, я больше полугода жил в Москве, учился в Катковском лицее, приезжал домой лишь на святки и летние каникулы. В том году встретило меня, однако, дома нечто совсем неожиданное.
    И. Бунин «Ворон»
    Текст №2
    Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами. Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже “неприлично красив”, как сказал мне однажды один знаменитый актер, чудовищно толстый человек, великий обжора и умница. “Черт вас знает, кто вы, сицилианец какой-то”, — сказал он сонно; и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке. А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застежками (а на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в вегетарианской столовой на Арбате); и насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала; лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно глядела перед собой: я это видел, заезжая иногда к ней и днем, потому что каждый месяц она дня три-четыре совсем не выходила и не выезжала из дому, лежала и читала, заставляя и меня сесть в кресло возле дивана и молча читать.
    И. Бунин «Чистый понедельник»
    Текст № 3
    Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и зоркими зелеными глазами, и боялся его. Помню, мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз. Мне казалось, что дед злой; он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого.
    В час отдыха, во время вечернего чая, когда он, дядья и работники приходили на кухню из мастерской, усталые, с руками, окрашенными сандалом, обожженными купоросом, с повязанными тесемкой волосами, все похожие на темные иконы в углу кухни, – в этот опасный час дед садился напротив меня и, вызывая зависть других внуков, разговаривал со мною чаще, чем с ними. Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а все-таки он казался одетым и чище, и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шелковые косынки на шеях.
    М. Горький «Детство»
    Текст №4
    Да, я избегал русских, но Гагин мне понравился тотчас. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается.
    Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. Она нисколько не походила на своего брата.
    Она улыбнулась и немного спустя уже сама заговаривала со мной. Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.
    И. Тургенев «Ася»
    Текст №5
    Сестры радостно поцеловались. Они с самого раннего детства были привязаны друг к другу теплой и заботливой дружбой. По внешности они до странного не были схожи между собою. Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Младшая — Анна, — наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя, дед которого крестился только в начале XIX столетия и древний род которого восходил до самого Тамерлана, или Ланг-Темира, как с гордостью называл ее отец, по-татарски, этого великого кровопийцу. Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе, — лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры.
    А. Куприн «Гранатовый браслет»
    Текст №6
    Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо. Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
    Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! — Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен. Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление; но так как вы о нем не услышите ни от кого, кроме меня, то поневоле должны довольствоваться этим изображением. Скажу в заключение, что он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским.
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Составление  «портретного» словаря. Заполнение таблицы примерами из текстов, добавление своих примеров.
    Примеры из художественных текстов
    Другие примеры
    Глаза, взгляд
    блестящими вороньими глазами; черные, как бархатный уголь, глаза; умными и зоркими зелеными глазами; обжигающих глаз; с большими мягкими глазами; черными, светлыми глазами; взор ее внезапно становился глубок и нежен; с узенькими глазами; блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый.
    ясный, умный взор; небольшие, темные глаза; бегающие, карие; длинные ресницы; любящий взгляд; прямой добрый взгляд; светлые, добрые, широко расставленные, прищуренные, голубые глаза; испуганные; бутылочного цвета с рыжеватым отливом; пушистые рыжие ресницы.
    Лицо, брови, нос
    с длинным бритым лицом; с чарующей улыбкой; смугло-янтарное лицо; милое, ласковое; ее смугловатого, круглого лица; нежным, но холодным и гордым лицом; лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью; в его улыбке было что-то детское; мягко блестящие, как черный соболий мех, брови; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот; с небольшим тонким носом, почти детскими щечками; с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе; бледный, благородный лоб.
    смуглое, круглое; загорелое; белое, как снег; загорелое, с  золотистым загаром; продолговатое; улыбающееся; краснощекое; конопатое; усеянное веснушками.
    Волосы
    грубо-черноволосый; великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы; мягкими курчавыми волосами; белокурые волосы, вьющиеся от природы
    черноволосые; темно-русые с проседью, густые; русые; белокурые, пепельного цвета; тщательно причесанные; длинные; растрепаны; гладко причесаны; черноголовый; огненные, ярко-рыжие.
    Осанка, фигура, рост
    невысокий, плотный, немного сутулый; весь он был складный, точеный, острый; грациозно сложена; своей высокой гибкой фигурой; той очаровательной покатостью плеч; в глубокой женственности всех черт;  грациозная некрасивость; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение; худобой его бледных пальцев
    важная осанка; худощавый, стройный; длинный; высокий, толстый; небольшого роста, изящно сложенная, как выточенная; приземистый; худенький; долговязый.
    Общее впечатление
    не было человека более тяжелого, более угрюмого, молчаливого, холодно-жестокого в медлительных словах и поступках; были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой; ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась; живая и легкомысленная, насмешница; он был вообще очень недурен
    Приятное (лицо), ослепительная (красота), довольно красивый; ничего не выражающее лицо; недурна собой; выражение лица было просто и кротко
    Перечислите, какие изобразительно-выразительные средства используют авторы этих текстов.
    Эпитеты: блестящими, милое…
    Сравнения: черные, как бархатный уголь, глаза…
    Лексический повтор: большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами…
    Оксюморон (сочетание несочетаемого): грациозная некрасивость.
    Сформулируйте основные функции изобразительно-выразительных средств:
    -усиливают выразительность, образность языка произведения;
    -придают художественную, поэтическую яркость речи;
    -обогащают содержание;
    -выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
    -создают живое представление о предмете;
    -оценивают предмет или явление;
    -вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
    -помогают увидеть авторское отношение.
    Составление плана сочинения.
    О ком я буду писать.
    Самое примечательное во внешности этого человека.
    Как меняется внешность этого человека.
    Общее впечатление, которое производит этот человек.
    Подведение итогов.
    Домашнее задание: написать сочинение «Вы с ним знакомы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *