Сочинение на тему бесприданница с планом

10 вариантов

  1. А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью. В любой жизненной ситуации, особенно в трагической, он находил самую суть и мастерски отражал ее в своих пьесах.
    Наилучшим драматическим произведением Островского по праву считается пьеса «Бесприданница», сюжет которой во многом напоминает сюжет «Грозы», но гораздо сложнее, шире и современнее. На смену невежественным диким и кабановым приходят промышленники и негоцианты, управляющие фирмами и торговыми домами. Бурлацкие песни на Волге сменяются пронзительными гудками пароходов. В мире наступило « торжество буржуазии », где в моде театр, выставки, романсы. «… Теперь искусство на вес золота». Более «цивилизованными», «европеизированными», степенными стали герои. Но это только внешне. На самом же деле, если проникнуть в глубину этого «блистающего» мира, можно увидеть ту же пошлость, низость, подлость, что и раньше. За показным спокойствием таятся грубые денежные расчеты, корыстные стремления, нешуточные страсти. Откровенный, бессовестный цинизм, холодная расчетливость, нагло идущая в наступление, уверенная в абсолютной и непререкаемой власти банкнот и чековых книжек, определяют психологию героев «Бесприданницы».
    В этой удушливой обстановке эгоизма, отсутствия истинных чувств, в этом мире, в котором кипят борьба самолюбий и мелкие желания, оказывается главная героиня пьесы, Лариса Огудалова — девушка чуткая и впечатлительная, наделенная неповторимым характером, «горячим сердцем» и стремлением к настоящей жизни и любви: «Я вас всех люблю…», «Когда же меня любить будут?» Лариса чувствует себя неуютно в этом продажном мире, где ее окружают люди, постоянно готовые или покупать, или продаваться. Ее собственная мать, озабоченная лишь тем, как бы выгоднее пристроить дочерей, не задумываясь, берет деньги у купцов. Девушка не хочет повторить судьбу своих сестер, «проданных» родной матерью.
    Она устала от «цыганского табора» в доме. И потому, стремясь хоть каким-то образом сохранить человеческое достоинство, соглашается выйти замуж за Карандышева и уговаривает его уехать в деревню, не рисковать своим хрупким счастьем. Однако ее жених отравлен тем же цинизмом, что и остальные герои. Его любовь оказывается на деле лишь жаждой самоутверждения. Потому и затевает он званый вечер, на котором собирает бывших поклонников Ларисы. Устремленная к высокому романтическому идеалу, мечтающая о достойной человеческой жизни и стремящаяся вырваться из давящей на нее пошлой повседневности, героиня Островского рвется «за Волгу», «на ту сторону», «в лес» или «в деревню», где она сможет найти душевное спокойствие. Но все ее попытки порвать с окружающим миром: сватовство Карандышева, «дружба» с Вожеватовым, «любовь» Паратова или «содержание» у Кнурова приводят ее к тупику. Все эти «прорывы» замкнутого вокруг Ларисы круга не могут дать ей счастья и не могут изменить ее судьбу.
    Героиня пьесы, человек с богатой душой, цельная натура, наполненная музыкой и лиризмом, даже в этой невыносимой «рыночной» обстановке, в этом прозаическом мире все же сохраняет способность любить, одухотворенность, искренность. Она свято верит в свой идеал мужчины — мужественного человека широкого размаха и сильных страстей. Таким идеалом для нее становится Паратов. Лариса слепо доверяет ему и, спрашивая: «Я — жена ваша?», ничуть не сомневается в его честности.
    Когда же она понимает, как жестоко ошиблась, когда ей открывается истинное отношение к ней ее избранника, подлинная натура Паратова, живущего по принципу «Другие дела, другие расчеты…» или «Найду выгоду, так все продам», — рушится вера героини в высокий идеал, ее жизнь теряет смысл. Для нее наступает момент трагического прозрения: она разыграна в орлянку и вынуждена признать правоту жестоких слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Лариса окончательно теряет почву под ногами. И все-таки она не принимает правил этого эгоистичного мира.
    Отправляясь на заведомо скандальную прогулку на катере с Паратовым, она говорит матери: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Смерть для героини — единственный достойный выход из сложившейся ситуации, единственная возможность освободиться и сохранить душу чистой и незапятнанной. А восклицание Ларисы: «Если быть вещью, то очень дорогой», — это лишь крик отчаяния. Она ни за что не согласится быть вещью, даже дорогой, она никогда не продаст свою душу. Именно потому выстрел Карандышева не случаен. Он дает героине эту единственную возможность сохранить себя. И за это Лариса благодарит убийцу. Теперь она смягчена и успокоена, она всех прощает и счастлива, потому что вырвалась из тисков удушливого, пошлого мира. А еще потому, что наконец-то вызвала вспышку настоящего чувства — безрассудный, лишенный какого-либо расчета поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.
    В пьесе «Бесприданница» перед нами раскрывается драма незаурядной женской натуры, отвергнувшей законы несправедливого мира и нашедшей в смерти свое освобождение от неволи. Финал произведения Островского трагичен. Но иначе и не могло быть. Нет иного выхода для человека, жаждущего любви в « безлюбовном мире», который несет в душе музыку, живя в прозаичном окружении, который стремится сохранить живую, пылкую душу, находясь в среде, где человек воспринимается как вещь, в лучшем случае дорогая, подобная ценному бриллианту, заслуживающему соответствующей оправы. Создавая образы таких людей, как Катерина из «Грозы», Лариса из «Бесприданницы», героиня сказки «Снегурочка» и многие другие, А. Н. Островский стремился вскрыть перед нами все язвы жестокого общества, основанного на жажде наживы и власти, лишенного света, тепла, чистоты, правды; общества, где люди забыли, что такое любовь, дружба, достоинство, настоящая яркая жизнь.
    Автор показал, насколько губительным оказывается такой мир для любого, кто несет в себе хоть маленькую частичку того, что называют справедливостью, для любого, в чьем сердце горит огонь добра и света, для любого, кто стремится жить и быть счастливым. Поднятые писателем вопросы и проблемы остаются актуальными во все времена и поэтому сохраняют свое огромное художественное значение для нашей современности.

  2. В чем причина драмы героини пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»?
    В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница»?
    В чём состоит драма Ларисы Огудаловой
    В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского “Бесприданница”)
    Гроза, разразившаяся в двух драмах А.Н. Островского – «Бесприданница»и «Гроза»
    Драма «Бесприданница»
    Драма «Горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
    Драма «Горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» – вариант 2
    Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    За что я не люблю пьесу А.Н. Островского «Бесприданница»
    Знакомство Паратова и Карандышева
    Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»)
    Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») – вариант 2
    Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»?
    Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)
    Любовь или неспособность выстоять в мире «золотого тельца»? (по пьесе А. И. Островского «Бесприданница»)
    Мать и дочь в драме А. Н. Островского “Бесприданница”
    Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса»
    Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница»
    Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере “Бесприданницы”
    Образ города в произведениях А.Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”
    Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)
    Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница»)
    Образы купцов в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    Образы купцов в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» – вариант 2
    Особенности конфликта в драме А. Н. Островского «Бесприданница»
    Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского “Бесприданница” )
    Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)
    Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница») – вариант 2
    Психологизм драмы А. Н. Островского “Бесприданница”
    Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым
    Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»)
    Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»)
    Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»
    Судьба бесприданницы
    Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница»
    Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» – вариант 2
    Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского “Бесприданница”
    Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» – вариант 2
    Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире «золотого тельца» (Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница»)
    Трагическая судьба Ларисы в «темном царстве» (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)
    Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского «Бесприданница»

  3. А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью. В любой жизненной ситуации, особенно в трагической, он находил самую суть и мастерски отражал ее в своих пьесах.
    Наилучшим драматическим произведением Островского по праву считается пьеса «Бесприданница», сюжет которой во многом напоминает сюжет «Грозы», но гораздо сложнее, шире и современнее. На смену невежественным диким и кабановым приходят промышленники и негоцианты, управляющие фирмами и торговыми домами. Бурлацкие песни на Волге сменяются пронзительными гудками пароходов. В мире наступило « торжество буржуазии », где в моде театр, выставки, романсы. «… Теперь искусство на вес золота». Более «цивилизованными», «европеизированными», степенными стали герои. Но это только внешне. На самом же деле, если проникнуть в глубину этого «блистающего» мира, можно увидеть ту же пошлость, низость, подлость, что и раньше. За показным спокойствием таятся грубые денежные расчеты, корыстные стремления, нешуточные страсти. Откровенный, бессовестный цинизм, холодная расчетливость, нагло идущая в наступление, уверенная в абсолютной и непререкаемой власти банкнот и чековых книжек, определяют психологию героев «Бесприданницы».
    В этой удушливой обстановке эгоизма, отсутствия истинных чувств, в этом мире, в котором кипят борьба самолюбий и мелкие желания, оказывается главная героиня пьесы, Лариса Огудалова — девушка чуткая и впечатлительная, наделенная неповторимым характером, «горячим сердцем» и стремлением к настоящей жизни и любви: «Я вас всех люблю…», «Когда же меня любить будут?» Лариса чувствует себя неуютно в этом продажном мире, где ее окружают люди, постоянно готовые или покупать, или продаваться. Ее собственная мать, озабоченная лишь тем, как бы выгоднее пристроить дочерей, не задумываясь, берет деньги у купцов. Девушка не хочет повторить судьбу своих сестер, «проданных» родной матерью.
    Она устала от «цыганского табора» в доме. И потому, стремясь хоть каким-то образом сохранить человеческое достоинство, соглашается выйти замуж за Карандышева и уговаривает его уехать в деревню, не рисковать своим хрупким счастьем. Однако ее жених отравлен тем же цинизмом, что и остальные герои. Его любовь оказывается на деле лишь жаждой самоутверждения. Потому и затевает он званый вечер, на котором собирает бывших поклонников Ларисы. Устремленная к высокому романтическому идеалу, мечтающая о достойной человеческой жизни и стремящаяся вырваться из давящей на нее пошлой повседневности, героиня Островского рвется «за Волгу», «на ту сторону», «в лес» или «в деревню», где она сможет найти душевное спокойствие. Но все ее попытки порвать с окружающим миром: сватовство Карандышева, «дружба» с Вожеватовым, «любовь» Паратова или «содержание» у Кнурова приводят ее к тупику. Все эти «прорывы» замкнутого вокруг Ларисы круга не могут дать ей счастья и не могут изменить ее судьбу.
    Героиня пьесы, человек с богатой душой, цельная натура, наполненная музыкой и лиризмом, даже в этой невыносимой «рыночной» обстановке, в этом прозаическом мире все же сохраняет способность любить, одухотворенность, искренность. Она свято верит в свой идеал мужчины — мужественного человека широкого размаха и сильных страстей. Таким идеалом для нее становится Паратов. Лариса слепо доверяет ему и, спрашивая: «Я — жена ваша?», ничуть не сомневается в его честности.
    Когда же она понимает, как жестоко ошиблась, когда ей открывается истинное отношение к ней ее избранника, подлинная натура Паратова, живущего по принципу «Другие дела, другие расчеты…» или «Найду выгоду, так все продам», — рушится вера героини в высокий идеал, ее жизнь теряет смысл. Для нее наступает момент трагического прозрения: она разыграна в орлянку и вынуждена признать правоту жестоких слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Лариса окончательно теряет почву под ногами. И все-таки она не принимает правил этого эгоистичного мира.
    Отправляясь на заведомо скандальную прогулку на катере с Паратовым, она говорит матери: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Смерть для героини — единственный достойный выход из сложившейся ситуации, единственная возможность освободиться и сохранить душу чистой и незапятнанной. А восклицание Ларисы: «Если быть вещью, то очень дорогой», — это лишь крик отчаяния. Она ни за что не согласится быть вещью, даже дорогой, она никогда не продаст свою душу. Именно потому выстрел Карандышева не случаен. Он дает героине эту единственную возможность сохранить себя. И за это Лариса благодарит убийцу. Теперь она смягчена и успокоена, она всех прощает и счастлива, потому что вырвалась из тисков удушливого, пошлого мира. А еще потому, что наконец-то вызвала вспышку настоящего чувства — безрассудный, лишенный какого-либо расчета поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.
    В пьесе «Бесприданница» перед нами раскрывается драма незаурядной женской натуры, отвергнувшей законы несправедливого мира и нашедшей в смерти свое освобождение от неволи. Финал произведения Островского трагичен. Но иначе и не могло быть. Нет иного выхода для человека, жаждущего любви в « безлюбовном мире», который несет в душе музыку, живя в прозаичном окружении, который стремится сохранить живую, пылкую душу, находясь в среде, где человек воспринимается как вещь, в лучшем случае дорогая, подобная ценному бриллианту, заслуживающему соответствующей оправы. Создавая образы таких людей, как Катерина из «Грозы», Лариса из «Бесприданницы», героиня сказки «Снегурочка» и многие другие, А. Н. Островский стремился вскрыть перед нами все язвы жестокого общества, основанного на жажде наживы и власти, лишенного света, тепла, чистоты, правды; общества, где люди забыли, что такое любовь, дружба, достоинство, настоящая яркая жизнь.
    Автор показал, насколько губительным оказывается такой мир для любого, кто несет в себе хоть маленькую частичку того, что называют справедливостью, для любого, в чьем сердце горит огонь добра и света, для любого, кто стремится жить и быть счастливым. Поднятые писателем вопросы и проблемы остаются актуальными во все времена и поэтому сохраняют свое огромное художественное значение для нашей современности.

  4. Анализ произведения
    В этой пьесе купцы практически ничем не напоминают тех, с которыми мы встречались в «Грозе». Это дельцы нового време­ни, приобретшие внешний лоск просвещенности. Они являются владельцами торговых фирм, а не лавок, носят европейские кос­тюмы вместо купеческих поддевок, живут уже не баснями Фек­луши, а последними новостями из парижских газет.
    Уже не власть авторитета и устоявшихся традиций, не бо­язнь «старших» решают дело в данной среде. Откровенный ци­низм и бессовестная расчетливость — вот что определяет психо­логию этих героев.
    Пробным камнем в данном произведении снова становится лю­бовь. Все четыре героя в той или иной степени соперничают, же­лая добиться благосклонности Ларисы Огудаловой. Но здесь в тек­сте менее всего любви.
    По особой сложности и напряженности скрытых душевных переживаний «Бесприданница» является новым словом в творчестве Островского и в таком своем качестве предвосхищает чехов­скую психологическую драму. Наверное, сам Островский тоже осознавал ее необычность, поэтому так писал о ней: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений». Это обвинение всему строю ложных нравственных понятий, которые царят в совре­менном драматургу обществе.
    План
    1. Разговор Кнурова и Вожеватова, из которого читатели узнают о Паратове, Карандышеве, семействе Огудаловых.
    2. Приезд Паратова в город Бряхимов.
    3. Визит Паратова к Огудаловым.
    4. Обед в доме Карандышева.
    5. Поездка за Волгу.
    6. Паратов благодарит Ларису за приятно проведенное время и признается, что обручен.
    7.Кнуров и Вожеватов разыгрывают Ларису в «орлянку».
    8. Убийство Ларисы Карандышевым.

  5. Перу русского драматурга А.Н.Островского принадлежит множество произведений, в том числе и драма в четырех действиях Бесприданница. Ее герои – Харита Огудалова – вдова, ее дочь Лариса, делец Кнуров, представитель торговой фирмы Вожеватов, небогатый чиновник Карандышев, барин Паратов.
    Действие первое. Вожеватов беседует с Кнуровым о делах, и заодно затрагивают городские новости. Выясняется, что Лариса Огудалова собирается выходить замуж за Карандышева. Причина – ей больше не хочется терпеть присутствие бесконечных женихов, которых приглашает мать – хитрая и расчетливая вдова. Но никто не готов жениться на бесприданнице Ларисе. Кнуров, возможно, женился бы на Ларисе, тем более, что она барышня хорошенькая, но отсутствие приданного всему мешает. Далее А.Н.Островский повествует о Паратове – блестящем барине лет тридцати, в которого еще недавно Лариса была без памяти влюблена, а он ездил к ней два месяца, после чего вдруг исчез. Именно после этого Лариса и решила выйти замуж за первого, кто попадется. Первым оказывается Карандышев – самодовольный, нищий и в то же время себялюбивый человек. Он принимается появляться в свете со своей невестой, ей же очень стыдно, и она мечтает об одном: после свадьбы уехать в деревню.
    Второе действие драмы изображает дом Огудаловых, и все, что в нем происходит. Кнуров беседует с матерью Ларисы, говоря, что ничем хорошим этот брак не кончится. На обеде Карандышев заявляет Ларисе: Приехал Ваш Паратов. Лариса в шоке, ей хочется скрыться подальше от глаз Паратова, но это не удается. Увидев Ларису, Паратов спрашивает, долго ли она его ждала, зачем решила вдруг выйти замуж за такого никчемного человека, как Карандышев… Лариса очень расстроена, она признается, что все так же любит его, а ее замужество – это желание вырваться из дома, где во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать и улыбаться. Вскоре Карандышев объявляет всем о званном обеде, который состоится вскоре в честь его женитьбы на Ларисе Огудаловой.
    В третьем действии драмы читатель попадает на прием, о котором говорил Карандышев. Он безумно горд и невестой, и обедом. Гости же над ним подтрунивают – на столе дешевое вино с поддельными этикетками, в коробке – якобы дорогие сигареты. У Паратова появляется план: напоить Карандашева, а самому увести Ларису на Ласточку – свой пароход, и пригласить остальных гостей. Паратов просит уже пьяного Карандышева принести еще этого великолепного, и тот, поматываясь, идет. Вернувшись, жених видит, что никого нет, он начинает понимать глубину своего позора и унижения, и решает отомстить, для чего даже хватает пистолет.
    Заключительное действие драмы начинается с момента, где Кнуров и Вожеватов обсуждают положение Ларисы после ночи на пароходе. Они играют в орлянку на судьбу Ларисы, и она достается Кнурову. Тот надеется уговорить ее поехать с ним содержанкой в Париж. В то же время Паратов прощается с Ларисой, говоря, что приезжал на один день, к тому же он обручен на той, в приданное от которой получил золотые прииски. Лариса – нравственно униженная, опозоренная идет домой, встречает Кнурова, и он предлагает ей обеспечить на всю жизнь, дает ей время подумать. Дома она видит Карандышева и понимает, что тот готов дальше унижаться за нее, ради нее. Главной героине горько – теперь она точно убедилась, что всего лишь красивая игрушка для мужчин, и тут Карандышев кричит: Так не доставайся ж ты никому! – и стреляет в Ларису.
    В заключении Лариса благодарит его за этот поступок, шепчет прибежавшим: Я сделала это сама, я никого не обвиняю, я всех люблю.
    Так заканчивается драма А.Н.Островского Бесприданница.

  6. Пьеса “Бесприданница” великого русского драматурга А.Н.Островского, написанная в 1878 году, – художественное изображение царства хищных, цепких и умных купцов, которые из мелких торговцев превращаются в богатых миллионеров. В этом мире лжи и пошлости обитает юная девушка, наделенная чистой и светлой душой, девушка, чьей судьбой распоряжаются посторонние или даже самые близкие люди. На примере жизни этой женщины автор пьесы показал, насколько бездуховным был этот мир, где купля-продажа человека и его души считалась нормальным явлением. Выгодное замужество было целью молодых девушек того времени, навязанной обществом и родной семьей, но согласны ли они сами на такую участь? Осталось ли в этом грязном царстве место для искренних чувств и любви, или же людей поработила идея о том, что в мире все можно купить и продать? Кто же будет бороться за то, чтобы светлое и доброе не погибло, не оказалось затоптанным ногами вечно спешаших предпринимателей, пренебрегающих любым проявлением чувств и уверенных в своей власти?
    Кто же была эта чистая и светлая душа? Лариса Дмитриевна Огудалова – мягкая, жизнелюбивая и мечтательная девушка, оказавшаяся непонятой окружающими. Вокруг нее все покупается и продается, а любовь и красота внутреннего мира обесцениваются. Что же делать Ларисе, жаждущей свободы и правды? Ей хотелось выйти замуж за человека, которого она бы любила и который любил бы ее. Однако в то время наступал расцвет капитализма, и деньги становились единственной ценностью для людей. Что делать ей, бесприданнице? Ларисе бы не хотелось остаться одной, но меньше всего она желала выйти замуж за человека, которого не любит. Однако у девушки нет другого выхода, ведь если она не найдет мужа, то встретит неодобрение со стороны общества и даже собственной матери, неспособной понять родную дочь. Такова нравственная установка того времени, внушавшаяся людям: девушка – лишь красивая вещица, предмет, служащий украшением жизни мужчины, безделушка, не имеющая чувств и способности к саморазвитию. Влияние этой установки настолько сильно, что прекрасная Лариса сама начинает верить в то, что она вещь: Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, а Паратов меняет некогда любимую девушку на женитьбу на богатой женщине. Ларисой играют, будто игрушкой; даже самые близкие люди готовы ради денег переступить через человеческое достоинство. Похожая ситуация сложилась в пьесе того же Островского “Свои люди – сочтемся”. По сюжету Самсон Большов отдает свою дочь Липочку замуж против ее воли, подтверждая широкую распространенность идеи о купле-продаже человеческой души. Тема бездуховности также раскрывается в рассказе В.П.Астафьева “Людочка”, где с главной героине играют, издеваются над ней, как будто у нее нет чувств.
    Островский в своей пьесе затронул целое множество очень важных тем, которые остаются актуальными по сей день. Он призвал читателей задуматься над сложившейся бездуховностью и отношениями купли-продажи человека, показал, что в таком темном царстве выход для светлой души лишь один – смерть… Станем ли мы продолжать угнетать и доводить до духовной и физической смерти эти чистые души, или прекратим ставить деньги выше всего человеческого, что в нас осталось?
    Добавил: kindadesperate

  7. В чем причина драмы героини пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»?
    В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница»?
    В чём состоит драма Ларисы Огудаловой.
    В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского “Бесприданница”)
    Гроза, разразившаяся в двух драмах А.Н. Островского – «Бесприданница»и «Гроза»
    Драма «Бесприданница»
    Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
    Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
    Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    За что я не люблю пьесу А.Н. Островского «Бесприданница»
    Знакомство Паратова и Карандышева
    Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»).
    Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»).
    Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»?
    Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)
    Любовь или неспособность выстоять в мире «золотого тельца»? (по пьесе А. И. Островского «Бесприданница»)
    Мать и дочь в драме А. Н. Островского
    Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса»
    Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница»
    Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере “Бесприданницы”
    Образ города в произведениях А.Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”
    Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)
    Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница»)
    Образы купцов в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    Образы купцов в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
    Особенности конфликта в драме А. Н. Островского «Бесприданница»
    Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского “Бесприданница” )
    Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского “Бесприданница” )
    Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)
    Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)
    Психологизм драмы А. Н. Островского “Бесприданница”
    Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым.
    Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»)
    Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»).
    Сочинение по пьесе “Бесприданница”
    Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»
    Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»
    Судьба бесприданницы
    Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница»
    Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница»
    Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского “Бесприданница”
    Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
    Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире «золотого тельца» (Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница»)
    Трагическая судьба Ларисы в «темном царстве» (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)
    Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского «Бесприданница»

  8. Человек сам располагает своей судьбой.
    А. Н. Островский
    Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма “Бесприданница”. Задуманная в 1874 году, она была завершена в 1878-м и в том же году поставлена в Москве и Петербурге. Лучшие актеры столичных театров — М. Ермолова, М. Савина, а позднее В. Комиссаржевская взялись за исполнение роли Ларисы Огудаловой. Чем же так пленила их эта героиня?
    Героиня Островского отличается правдивостью, искренностью, прямотой характера. В этом отношении она чем-то напоминает Катерину из “Грозы”. По словам Вожеватого, в Ларисе Дмитриевне “хитрости нет”. С героиней “Грозы” сближает ее и высокая поэтичность. Ее влекут заволжская даль, леса за рекой, манит сама Волга с ее простором. Кнуров замечает, что в Ларисе “земного, этого житейского нет”. И в самом деле, она вся словно приподнята над грязью действительности, над пошлостью и низостью жизни. В глубине души ее, словно птица, бьется мечта о красивой и благородной, честной и тихой жизни. Да и сама она похожа на птицу. Не случайно зовут ее Лариса, что в переводе с греческого означает “чайка”.
    Меня привлекает в героине Островского ее музыкальность. Она играет на фортепьяно и на гитаре, к тому же она великолепно поет, глубоко переживает исполняемое, так что приводит в трепет и восторг своих слушателей. Ей близки цыгане, в которых она ценит жажду воли и склонность к волнующей песне. Островский так изобразил в своей пьесе Ларису, что в сознании читателя ее образ неразрывно сливается с романсом:
    Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей! Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней!
    Лариса, правда, еще далеко не разочарована (это придет к ней позже), но “обольщений”, “искушений” у нее множество. Она, по ее словам, “стоит на распутье”, находится перед “выбором”.
    Не предпочесть ли стиль жизни матери? Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принимает их подачки. Она устроила в своем доме настоящий шумный “цыганский табор”, чтобы создать видимость красоты и блеска жизни. И все это для того, чтобы под прикрытием этой мишуры промышлять живым товаром. Двух дочек она уже загубила, теперь пришла очередь торговать третьей. Но Лариса не может принять такого образа жизни матери, он чужд ей. Мать велит дочери улыбаться, а той плакать хочется. И она просит жениха, чтобы он вырвал ее из этого окружающего ее “базара”, где немало “всякого сброду”, чтобы увез подальше, за Волгу.
    Однако Лариса — бесприданница, бедная, безденежная невеста. Ей приходится с этим считаться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску Лариса лишена цельности характера, ее душевная жизнь довольно противоречива. Пошлость и цинизм окружающих ее людей она не хочет видеть и — довольно долго — не может разглядеть. Это все отличает ее от Катерины. Отказываясь от стиля жизни матери, она существует среди пошлых поклонников.
    Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно не хочет этого неравного брака, но “любезничать надо было: маменька приказывает”. Потом “набегал” разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный Ларисе не до него, но в доме и его принимают: “положение ее незавидное. Затем “появился” некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами. Этот отбил всех, да недолго покуражился. Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали.
    Но вот на сцене появляется в качестве поклонника Вожеватов. Лариса ему явно симпатизирует, тем более, что он друг ее детства. Он приветлив, молод, весел, богат Но может ли Лариса остановить на нем выбор? Конечно, нет. Сердцем ощущает героиня, что этот молодой купчик далеко пойдет со своей жадностью, расчетливостью и самодовольством Правильно сравнивает его Гаврила с Кнуровым: “В лета войдет — такой же идол будет” На глазах черствеет его сердце. Это хорошо видно в его издевательствах над Робинзоном. Вожеватов уже и сейчас каким-то жалким выглядит рядом с другими. А пройдет немного времени, и он предаст погибающую Ларису, ссылаясь на своё гнусное купеческое слово. Нет, не выберет героиня Островского этого кавалера, у которого вдобавок и любви-то к ней совсем не замечается.
    А вот перед ней Кнуров. Этот намного богаче, он ворочает большими делами, читает французскую газету и готовится ехать в Париж, на промышленную выставку. Он умен, не суетлив, как Вася Вожеватов, обстоятелен. А главное — он сильно увлечен Ларисой, страстно любит ее и готов многое положить к ее ногам. Она это видит и чувствует. Но уж больно нелюдимый и молчаливый он. Ну о чем она говорить с ним будет, что будет петь, когда он всяких сантиментов начисто лишен? Не зря называют его “”идолом”. А тут еще он ей цинично предлагает стать содержанкой, то есть попросту покупает ее, убеждая: “Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит”. Она еще не знает, что он только что выиграл ее в орлянку. И еще не ведает, что это он, Кнуров, давно ведет игру и весь спектакль, рассматривая ее как “дорогой бриллиант”, который оправы требует, ювелира и покупателя. Не зная всего, Лариса все же отказывается от этого выбора. В своем монологе у решетки она отвергает “роскошь, блеск” и “разврат”, трижды повторяя слово “нет”.
    Лариса всем существом своим тянется к идеалу. Она ищет его, устремляется к нему, не отдавая себе большого отчета в том, каков он в ее конкретном случае. Таким идеалом ей видится Паратов. Но отвечает ли он ее представлениям об идеале?
    Паратов — богатый столичный барин, пустившийся в предпринимательство в судоходном деле. На первый взгляд, он необычен. Его отличает размах, блеск, любовь к шику. Он ценит песню и “волюшку”, щедр и дерзок. Цыгане в нем души не чают. Любит его и Лариса. Она наглядеться на него не может, на его мужскую красоту и удаль Вожеватов восклицает: “А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная! Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила”. Вот на нем было и остановила свой выбор Лариса.
    Но Паратов совсем не такой, каким он ей кажется. Всех ее женихов отбил, “да и след его простыл”. А потом вернулся, снова обманывает, забавляясь и развлекаясь ею. Лариса становится игрушкой в его руках. А сам он расчетлив, коварен и жесток. Его благородство и широта натуры показные. За ними — развратный и циничный кутила, который не забывает в своем мотовстве о выгодных продажах судов и богатой невесте с золотыми приисками. И когда в очередной раз Лариса оказывается обманутой, она делает свой отчаянный выбор. Она принимает предложение Карандышева, который давно вертелся у нее в доме. Лариса идет за него замуж, страдая, мучаясь, не любя и презирая этого случайного жениха.
    Кто же такой Карандышев? Это мелкий чиновник, над которым в циничном обществе все издеваются и смеются. Но он не смирился и, будучи завистливым и болезненно самолюбивым человеком, претендует на самоутверждение и даже значительность. И вот теперь этот мещанин хочет женитьбой на красавице Ларисе одержать “победу” над богачами, посмеяться над ними и, может быть, выбиться в люди. Его и жалко, как унижаемого бедняка, но он и презрение вызывает, как мелкий завистник, жалкий мститель и надутый “пузырь”. Возможно, он и любит Ларису, но оценить ее по достоинству он не может. Для этого нет у него ни таланта, ни души, ни вкуса. Нет у него человечности и поэтичности, о которых мечтает героиня. Что же делать? Приходится ей довольствоваться этим заурядным избранником. Может быть, он все-таки создаст ей тихую жизнь? Но все больше ее отвращают его мелочность, злобность и шутовство Сама любовь его стала какой-то дикой и нелепой, превратившись в самодурство. Поэтому, когда он падает перед Ларисой на колени и клянется в своем чувстве, она произносит: “Лжете. Я любви искала и не нашла…” Измена Ларисы и осознание того, что ее разыгрывают, как вещь, просветляют Карандышева, отрезвляют его, что-то меняют в нем. Но он остается самим собой и мстит героине, не пожелавшей достаться ему, сообщая ей жестокую правду.
    Но и сама Лариса только что узнала об обмане Паратова, пережила новое надругательство над нею. Оказывается, что она вещь. Ей все время казалось, что она выбирает, а выходит, что выбирают ее. И не просто выбирают, а передают друг другу, передвигают, как марионетку, бросают, как куклу.
    Что же делать? Может быть, согласиться с предложением Кнурова? Она посылает за ним. Сам он ей, конечно, не нужен. Но, может, предпочесть золото? “Каждой вещи своя цена есть, — горько иронизирует она — Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты”. Раз она не нашла любви, она будет искать золота. Ведь мог же Паратов найти золотые прииски. Иного выбора уже не существует. Но нет, и от этого исхода Лариса отказывается. Пьеса завершается вовсе не дорогой оправой для бриллианта.
    Уход из этого мира — вот истинный выход. Лариса пытается сначала сама покончить с жизнью. Она подходит к обрыву и смотрит вниз, но в отличие от Катерины, у нее не хватило решимости и сил на самоубийство. Тем не менее гибель ее предрешена. Она подготовлена всей пьесой В начале ее раздается выстрел с пристани (его пугается Лариса). Потом упоминается топор в руках Карандышева. Верной смертью называет он падение с обрыва. Лариса рассказывает о “равнодушном выстреле” Паратова в монету, которую она держала в руках. Сама она думает о том, что здесь на каждом сучке удавиться можно”, а в Волге “везде утопиться легко”. Робинзон говорит о возможном убийстве. Наконец, Лариса мечтает: “Кабы теперь меня убил кто-нибудь?”
    Гибель героини становится неизбежной. И она настает. Карандышев убивает ее в безумном припадке собственника, совершая для нее великое благодеяние. Таков последний невольный выбор бесприданницы. Так завершается ее трагедия.
    Комедийное шутовство актера Робинзона и цыганский хор в конце пьесы словно бы оттеняют трагизм происшедшего, вводя одновременно народное мнение о случившейся катастрофе. Грозя кулаком, заезжий автор произносит: “О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!”
    Эту необыкновенную пьесу попытался перенести на экран Э. Рязанов. В своей книге “Неподведенные итоги” он пишет о работе над фильмом “Жестокий романс”, говорит о “трагизме ситуации” пьесы, о введение в картину тумана, который усугубил “трагизм происходившего”, о “безжалостной истории” в драме. Но поставил свой фильм режиссер как мелодраму и этим, мне кажется, исказил смысл пьесы. Просчет, на мой взгляд, таится уже в намерении придать сценарию “романную форму”. Уже это обрекло картину на исчезновение из нее трагизма. А тут еще явный перебор с романсами. К тому же мелодраматически одноцветны персонажи: чрезмерно обольстителен “белоснежный” Паратов и слишком омерзителен “серый” Карандышев.
    Непонятно, чем могла очаровать всех героев такая бесцветная, непоэтичная Лариса? И зачем несколько песен поет сам Паратов? Хотелось бы спросить, почему героиня фильма отправляется за кнуровским золотом и отчего Карандышев стреляет ей в спину? Ведь этим снимается тема благодеяния и отказ Ларисы от выбора в духе Кнурова. И последнее — зачем так весело и лихо отплясывают цыгане в момент, когда погибает героиня? Это уже не хор, не народное мнение, а дикое кощунство в угоду внешней красивости. Отказ от трагедии, раскрытой в пьесе, на мой взгляд, не оправдан.
    “Бесприданница” великого русского драматурга А. Н. Островского — это драма о катастрофе личности в бесчеловечном мире. Это пьеса о трагедии обычной бесприданницы с горячим сердцем.

  9. Конфликт в пьесе строится иначе, чем в «Грозе». Там и речи не было о бедности Катерины как основе ее трагедии. Судьба же Ларисы с самого начала предопределена ее бедностью: это как клеймо, которое нельзя скрыть, как рок, неукротимо преследующий человека. Происходит крушение веры в любовь (Паратов), дружбу (Вожеватов), семью (Карандышев).
    В пьесах последнего периода социально-психологическая характеристика действующих лиц у Островского усложняется. Так, в отличие от Кабанихи и тем более Дикого персонажи, окружающие Ларису в «Бесприданнице», вовсе не выглядят прямыми злодеями, характеры их более сложные, порою противоречивые (таков, например, Карандышев, своеобразный вариант «маленького человека», с присущим ему комплексом социальной неполноценности), они могут быть наделены даже привлекательными чертами, как Паратов, являющийся в глазах Ларисы идеалом настоящего мужчины. Но как бы они ни отличались друг от друга, для них всех (не исключая даже родной матери) Лариса — прежде всего красивая игрушка, вещь, которую можно купить или продать.
    Образ Ларисы создан Островским по законам реалистического искусства. Отмечая поэтическую чуткость, глубину внутреннего мира, даже талантливость своей героини, драматург все же не идеализирует ее. В Ларисе нет простой, естественной цельности Катерины, напротив, чувствуется в ней ранняя усталость от жизни, какая-то опустошенность, разочарованность. Трагедия человеческого одиночества, сознание всеобщей разобщенности выражали идеи и настроения, характерные для новой исторической эпохи. (В советском литературоведении уже было обращено внимание, что в «Грозе» действие происходит как бы на фоне народных песен, а»в «Бесприданнице» таких песен уже нет: их заменяет романс, цыганский хор, который звучит даже в финале, в момент кровавой развязки.)
    Тлетворное влияние среды уже затронуло героиню «Бесприданницы», отравило ее чистую душу. Драма происходит не только вокруг нее, но и в ней самой. Она в конечном счете сама осознает себя вещью и готова уже принять циничное предложение Кнурова. Вот почему выстрел Карандышева Лариса принимает как избавление от позора, который неминуемо ожидал ее в близком будущем.
    Как и в «Грозе», так и в «Бесприданнице» действие в значительной части происходит на улице, на берегу Волги. Это укрупняло конфликт, помогало воспринимать трагическую участь героини на широком фоне русской природы, символизирующей устремленность к иной, светлой, свободной жизни, к полету. Лариса в переводе с греческого означает «чайка». Отсюда — прямой путь к известной пьесе Чехова, во многом строившейся на основе драматургических находок Островского последнего периода.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *