Сочинение на тему бетховен

8 вариантов

  1. Мы часто слышим имя Бетховен. Наряду с другими выдающимися музыкальными классиками — Шопеном, Штраусом, Бахом, Чайковским — он сделал очень много для развития музыкального искусства. Это немецкий композитор XIX века, который представляет так называемую венскую школу — вместе с Гайдном и Моцартом. В его творчестве есть симфонии и увертюры, сонаты и концерты для разных музыкальных инструментов. Интересно, что Бетховен проявлял интерес и к украинскому песенному искусству. Он обработал для голоса в сопровождении фортепиано народную песню “Їхав козак за Дунай”.
    Наверное, ни для кого не будет неожиданностью, если любимым произведением Бетховена я назову “Лунную сонату”. Здесь все удивительно — и история создания, и история музыкальной жизни произведения. Бетховен был безответно влюблен, каждое утро он просыпался с именем возлюбленной на устах. Понимая, что они никогда не смогут быть вместе, душа рвалась на части. Боль выливалась в аккордах. В музыке ощущается борьба, желание человека преодолеть трудности, передать свою боль, излить ее до предела, чтобы избавиться от непосильной ноши. Написав сонату, Бетховен как бы завершил определенный этап своей жизни, одержав победу над бедой.

  2. Биографии
    Биография Пушкина кратко для детей
    Краткая биография Александра Твардовского
    Краткая биография Бетховена
    Краткая биография Блока
    Краткая биография Булгакова
    Краткая биография Бунина
    Краткая биография Вивальди
    Краткая биография Гоголя
    Краткая биография Горького
    Краткая биография Есенина
    Краткая биография Жуковского
    Краткая биография Л.Н.Толстого
    Краткая биография Лермонтова
    Краткая биография Ломоносова
    Краткая биография Моцарта
    Краткая биография Некрасова
    Краткая биография Пастернака
    Краткая биография Пришвина
    Краткая биография Тараса Шевченко
    Краткая биография Фета
    Краткая биография Цветаевой
    Краткая биография Чайковского
    Краткая биография Шекспира
    Краткая биография Шопена
    Краткая биография Шумана
    Вокруг света
    Великие Американские озера
    Замаскированный рекордсмен
    Моря Атлантического океана
    Моря Индийского океана
    Моря Северного Ледовитого океана
    Моря Тихого океана
    Моря Южного океана
    Океаны мира
    Самое большое в мире. Самые большие сооружения
    Самые большие моря
    Федеральные земли Германии
    Списки произведений
    Александра Маринина
    Анна и Сергей Литвиновы
    Дарья Донцова
    Марина Крамер
    Марина Серова
    Самые известные произведения Бетховена
    Самые известные произведения Моцарта
    Самые известные произведения Пушкина
    Татьяна Полякова
    Татьяна Устинова
    Татьяна Устинова рекомендует
    Тесты
    Тест “Столицы мира”
    Фильмы
    Фильмы по книгам Устиновой
    Архив
    Архив статей
    Обратная связь
    Обратная связь

  3. Будущий композитор появился на свет в 1770 году. Его родина — Германия, город Бонн. Музыкальный дар мальчик получил по наследству. Дед и отец Людвига служили придворными певцами. Мама не имела отношения к музыке, но была очень заботливой и нежной к своим троим сыновьям.
    Отец Бетховена обучал наследника игре на фортепиано и скрипке. Он хотел сделать из него артиста и возить по городам, чтобы тот зарабатывал концертами деньги для семьи. Но отцовское воспитание было жестоким и суровым.
    Первое выступление Людвига состоялось в возрасте 8 лет. А в 10 он познакомился со своим первым учителем Кристианом Нефе. Обучение помогло Бетховену уже в 12 лет написать и издать первые сочинения.

    Юность. Первая известность

    В 17 лет юный талант поехал в Вену учиться у великого композитора Моцарта. И получил от него одобрение и похвалу. Но учёба не состоялась. Вскоре пришло сообщение о болезни матери, и Людвигу пришлось вернуться домой.
    Бетховен в молодости.
    Мама умерла, и Бетховен стал заботиться о подрастающих братьях. Он начал давать уроки музыки, одновременно играл в оркестре и не переставал писать новую музыку. Из юношеских трудов особенно известна песня «Сурок». Её слова принадлежат немецкому поэту Гёте.
    Юноша снова уехал в Вену, он очень хотел учиться дальше. Моцарт к тому времени уже умер, поэтому Бетховен стал заниматься с другими известными композиторами.
    В этот период раскрылся его дар как пианиста. Публика полюбила эмоциональную игру молодого исполнителя. Бетховена считают первым музыкантом в истории, который сумел зарабатывать на жизнь своими выступлениями.

    Расцвет творчества и лучшие сочинения

    Особенно Бетховен любил писать сонаты. Так называется музыка, которую исполняет один или несколько инструментов. Весь мир знает фортепианную «Лунную сонату». Её композитор создал, когда расстался с любимой девушкой. Другие знаменитые сонаты — «Аппассионата» (что значит «страстная») и Патетическая («взволнованная»).
    Автор исполняет свою музыку.
    Ещё Бетховен был мастером симфоний. Симфония — музыкальное сочинение для большого оркестра. Создание такой сложной музыки под силу только настоящему таланту.
    Интересна история сочинения одной из симфоний, Третьей. Сначала автор посвятил её французскому полководцу Наполеону. Но позже разочаровался в нём и дал симфонии название «Героическая».
    Любима слушателями и пианистами также пьеса «К Элизе». Она была найдена в архивах композитора и сыграна на публике уже после его смерти.

    Борьба с глухотой. Последние годы и смерть.

    В 26 лет Людвиг стал терять слух. Это привело его в отчаяние. Глухота значила, что он уже не сможет быть пианистом. Но она не отнимала возможности творчества.
    Бетховен со всей страстью принялся сочинять и записывать музыку, которую представлял и слышал у себя в голове.
    Людвиг Ван Бетховен — знаменитый композитор.
    Он делал это почти 30 лет. Писал не только произведения для инструментов, но и для голоса. А ещё обрабатывал по-своему песни разных народов мира.
    Когда композитору исполнилось 54 года, он создал лучшую и последнюю свою Симфонию № 9 для оркестра и хора. После её исполнения зал встал и приветствовал автора долгими аплодисментами.
    Бетховен умер в 56 лет от болезни печени. Его провожала на кладбище толпа из 20 тысяч человек.

    Факты из жизни композитора

    Как многие гении, этот человек имел сложный и противоречивый характер. Современники рассказывали о нём следующее:
    Людвиг был от природы открытым, благородным и жизнерадостным человеком. Но жестокое воспитание отца и неизлечимая болезнь сделали его угрюмым и раздражительным.
    Он мог прекратить играть и уйти, если зрители разговаривали.
    Бетховен считал всех людей равными и не терпел несправедливости. Очень любил своих друзей и всегда помогал им, чем мог. А друзья поддерживали его в самые трудные годы.
    Композитор не имел собственной семьи: у него не было жены и детей.
    Полжизни Бетховен общался с людьми с помощью «разговорных книг». Ему писали вопросы, он писал ответы. Таких книг было около 400. Часть из них опубликована, и мы можем лучше понять мысли композитора.

    Наследие и память

    Мастер оставил нам великие работы в разных жанрах и для многих инструментов. В их числе 9 симфоний, 7 концертов, опера, 48 сонат, церковные произведения, музыкальные пьесы и песни. Их исполняют лучшие оркестры и музыканты.
    Памятник композитору в родном Бонне на площади Munsterplatz.
    В мире насчитывается около сотни памятников Бетховену. В Бонне находится музей его имени. Там же проводится ежегодный фестиваль «Бетховенфест».
    Когда в космос отправляли лучшие образцы земной культуры, в них включили и отрывки из музыки Бетховена.

  4. Немецкий композитор, пианист, дирижёр. Первоначальное музыкальное образование получил у отца, певчего Боннской придворной капеллы, и его сослуживцев. С 1780 ученик К. Г. Нефе, воспитавшего Бетховена в духе немецкого просветительства. С 13-летнего возраста органист Боннской придворной капеллы. В 1787 Бетховен посетил в Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство фортепьянной импровизации. После окончательного переезда в Вену (1792) Бетховен как композитор совершенствовался у И. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера, пользовался советами И. Шенка, А. Сальери, Э. Фёрстера. Концертные выступления Бетховена в Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Буде проходили с огромным успехом.
    К началу 1800-х гг. Бетховен — автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепьянные сонаты № 8 («Патетическая») и 14 (т. н. Лунная), первые 6 струнных квартетов. В 1800 была исполнена 1-я симфония Бетховена. Прогрессирующая глухота, первые признаки которой появились в 1797, заставила Бетховена впоследствии постепенно сократить концертную деятельность, а после 1815 от неё отказаться. В произведениях 1802—12 полностью выявились характерные признаки зрелого стиля Бетховена. В последний период творчества появились его величайшие создание — 9-я симфония с заключительным хором на слова оды «К радости» Шиллера и Торжественная месса, а также шедевры его камерной музыки — сонаты для фортепьяно № 28—32 и квартеты № 12—16.

  5. Тема: Творчество Бетховена.
    План:
    1. Вступление.
    2. Раннее творчество.
    3. Героическое начало в творчестве Бетховена.
    4. На склоне жизни по-прежнему новатор.
    5. Симфоническое творчество. Девятая симфония
    1. Вступление
    Людвиг ван БЕТХОВЕН – немецкий композитор, представитель венской классической школы. Создал героико-драматический тип симфонизма (3-я «Героическая», 1804, 5-я, 1808, 9-я, 1823, симфонии; опера «Фиделио», окончательная редакция 1814; увертюры «Кориолан», 1807, «Эгмонт», 1810; ряд инструментальных ансамблей, сонат, концертов). Полная глухота, постигшая Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воли. Поздние сочинения отличаются философским характером. 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром; 16 струнных квартетов и другие ансамбли; инструментальные сонаты, в т. ч. 32 для фортепиано, (среди них т. н. «Патетическая», 1798, «Лунная», 1801, «Аппассионата», 1805), 10 для скрипки с фортепиано; «Торжественная месса» (1823).

    2. Раннее творчество

    Начальное музыкальное образование Бетховен получил под руководством своего отца, певчего придворной капеллы курфюрста Кельнского в Бонне. С 1780 он учился у придворного органиста К. Г. Нефе. В неполных 12 лет Бетховен с успехом заменял Нефе; тогда же вышла его первая публикация (12 вариаций для клавира на марш Э. К. Дреслера). В 1787 Бетховен посетил в Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство пианиста-импровизатора. Первое пребывание Бетховена в тогдашней музыкальной столице Европы было недолгим (узнав, что его мать при смерти, он вернулся в Бонн).
    В 1789 он поступил на философский факультет Боннского университета, однако проучился там недолго. В 1792 Бетховен окончательно переехал в Вену, где он вначале совершенствовался в композиции у Й. Гайдна(с которым у него отношения не сложились), затем у И. Б. Шенка, И. Г. Альбрехтсбергера и А. Сальери. До 1794 он пользовался финансовой поддержкой курфюрста, после чего нашел богатых покровителей среди венской аристократии.
    Вскоре Бетховен стал одним из самых модных в Вене салонных пианистов. Публичный дебют Бетховена-пианиста состоялся в 1795. Тем же годом датированы его первые крупные публикации: три фортепианных трио соч. 1 и три сонаты для фортепиано соч. 2. По отзывам современников, в игре Бетховена бурный темперамент и виртуозный блеск сочетались с богатством воображения и глубиной чувства. Неудивительно, что его самые глубокие и оригинальные произведения этого периода предназначены для фортепиано.
    До 1802 Бетховен создал 20 фортепианных сонат, в том числе «Патетическую» (1798) и так называемую «Лунную» (№2 из двух «сонат-фантазий» соч. 27, 1801). В ряде сонат Бетховен преодолевает классическую трехчастную схему, помещая между медленной частью и финалом дополнительную часть – менуэт или скерцо тем самым сонатный цикл уподобляется симфоническому. Между 1795 и 1802 были написаны также первые три фортепианных концерта, первые две симфонии (1800 и 1802), 6 струнных квартетов (соч. 18, 1800), восемь сонат для скрипки и фортепиано (в том числе «Весенняя соната» соч. 24, 1801), 2 сонаты для виолончели и фортепиано соч. 5 (1796), Септет для гобоя, валторны, фагота и струнных соч. 20 (1800), множество других камерно-ансамблевых сочинений. К этому же периоду относится единственный балет Бетховена «Творения Прометея» (1801), одна из тем которого впоследствии была использована в финале «Героической симфонии» и в монументальном фортепианном цикле 15 вариаций с фугой (1806). Смолоду Бетховен поражал и восхищал своих современников масштабностью замыслов, неистощимой изобретательностью их воплощения и неутомимым стремлением к новому.
    3. Героическое начало в творчестве Бетховена.
    В конце 1790-х у Бетховена начала развиваться глухота; не позднее 1801 он осознал, что эта болезнь прогрессирует и грозит полной потерей слуха. В октябре 1802, находясь в деревне Гейлигенштадт под Веной, Бетховен направил своим двум братьям документ крайне пессимистического содержания, известный как «Гейлигенштадтское завещание». Вскоре, однако, он сумел преодолеть душевный кризис и вернулся к творчеству. Новый — так называемый средний — период творческой биографии Бетховена, начало которого принято относить к 1803, а конец к 1812 г., ознаменован усилением драматических и героических мотивов в его музыке. В качестве эпиграфа ко всему периоду мог бы служить авторский подзаголовок Третьей симфонии – «Героическая» (1803); первоначально Бетховен предполагал посвятить ее Наполеону Бонапарту, однако узнав, что тот объявил себя императором, отказался от этого намерения. Героическим, мятежным духом проникнуты и такие произведения, как Пятая симфония (1808) с ее знаменитым «мотивом судьбы», опера «Фиделио» на сюжет о плененном борце за справедливость (первые 2 редакции 1805-1806, окончательная — 1814), увертюры «Кориолан» (1807) и «Эгмонт» (1810), первая часть «Крейцеровой сонаты» для скрипки и фортепиано (1803), фортепианная соната «Аппассионата» (1805), цикл 32 вариаций до минор для фортепиано (1806).
    Стиль Бетховена среднего периода характеризуется беспрецедентным размахом и интенсивностью мотивной работы, возросшими масштабами сонатной разработки, яркими тематическими, динамическими, темповыми, регистровыми контрастами. Все эти признаки присущи и тем шедеврам 1803-12 годов, которые трудно отнести к собственно «героической» линии. Таковы Симфонии №№ 4 (1806), 6 («Пасторальная», 1808), 7 и 8 (обе 1812), Концерты для фортепиано с оркестром №№4 и 5 (1806, 1809) Концерт для скрипки с оркестром (1806), Соната соч. 53 для фортепиано («Вальдштейновская соната» или «Аврора», 1804), три струнных квартета соч. 59, посвященные графу А. Разумовскому, по чьей просьбе Бетховен включил в первый и второй из них русские народные темы (1805-1806), Трио для фортепиано, скрипки и виолончели соч. 97, посвященное другу и покровителю Бетховена эрцгерцогу Рудольфу (так называемое «Эрцгерцог-трио», 1811).
    К середине 1800-х Бетховен уже пользовался всеобщим почитанием как безусловно первый композитор своего времени. В 1808 он дал свой фактически последний концерт в качестве пианиста (более позднее благотворительное выступление 1814 года оказалось неудачным, так как к тому времени Бетховен был уже почти полностью глух). Тогда же ему был предложен пост придворного капельмейстера в Касселе. Не желая допустить отъезда композитора, трое венских аристократов выделили ему высокое денежное содержание, которое, впрочем, вскоре обесценилось из-за обстоятельств, связанных с наполеоновскими войнами. Тем не менее Бетховен остался в Вене.
    4. На склоне жизни по-прежнему новатор
    В 1813-1815 Бетховен сочинял мало. Он испытывал упадок нравственных и творческих сил в связи с глухотой и расстройством матримониальных планов. Кроме того, в 1815 на его плечи легла забота о племяннике (сыне покойного брата), который обладал весьма тяжелым нравом. Как бы то ни было, в 1815 начался новый, условно говоря, поздний период творчества композитора. За 11 лет из-под его пера вышли 16 произведений крупного масштаба: две сонаты для виолончели и фортепиано (соч. 102, 1815), пять сонат для фортепиано (1816-22), фортепианные Вариации на вальс Диабелли (1823), Торжественная месса (1823), Девятая симфония (1823) и 6 струнных квартетов (1825-1826).
    В музыке позднего Бетховена сохраняется и даже обостряется такая черта его прежнего стиля, как богатство контрастов. Как в своих драматичных и экстатически-ликующих, так и в лирических или молитвенно-медитативных эпизодах эта музыка взывает к экстремальным возможностям человеческого восприятия и сопереживания. Для Бетховена акт сочинения заключался в борьбе с косной звуковой материей, о чем красноречиво свидетельствуют торопливые и часто неразборчивые записи его черновиков; эмоциональная атмосфера его поздних опусов в значительной мере определяется ощущением мучительно преодолеваемого противодействия.
    Поздний Бетховен мало считается с принятыми в исполнительской практике условностями (характерный штрих: узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности в его квартете, Бетховен воскликнул: «Какое мне дело до их скрипок, когда во мне говорит вдохновение!»). Он испытывает особое пристрастие к крайне высоким и крайне низким инструментальным регистрам (что, несомненно, связано с сужением спектра звуков, доступных его слуху), к сложным, часто в высшей степени изощренным полифоническим и вариационным формам, к расширению традиционной схемы четырехчастного инструментального цикла путем включения в него дополнительных частей или разделов.
    Один из самых смелых экспериментов Бетховена по обновлению формы – огромный по объему хоровой финал Девятой симфонии на текст оды Ф. Шиллера «К радости». Здесь, впервые в истории музыки, Бетховен осуществил синтез симфонического и ораториального жанров. Девятая симфония служила образцом для художников эпохи романтизма, увлеченных утопией синтетического искусства, способного преобразовать человеческую природу и духовно сплотить массы людей.
    Что касается эзотерической музыки последних сонат, вариаций и особенно квартетов, то в ней принято усматривать предвестие некоторых важных принципов организации тематизма, ритма, гармонии, получивших развитие в 20 веке. В Торжественной мессе, которую Бетховен считал своим лучшим творением, пафос вселенского послания и утонченное, местами почти камерное письмо с элементами стилизации в архаическом духе составляют уникальное в своем роде единство.
    В 1820-х слава Бетховена вышла далеко за пределы Австрии и Германии. Торжественная месса, написанная по заказу, поступившему из Лондона, впервые была исполнена в Петербурге. Хотя творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдавшей свои симпатии Дж. Россини и облегченным формам камерного музицирования, сограждане осознавали истинный масштаб его личности. Когда Бетховен умер, в последний путь его провожало около десяти тысяч человек.
    5. Симфоническое творчество
    Симфония – самый серьезный и ответственный жанр оркестровой музыки. Подобно роману или драме, симфонии доступен круг самых разнообразных явлений жизни во всей их сложности и многоплановости.
    Бетховенские симфонии возникли на почве, подготовленной всем ходом развития инструментальной музыки 18 века, в особенности непосредственными его предшественниками – Гайдном и Моцартом. Сложившийся окончательно в их творчестве сонатно-симфонический цикл, его разумные стройные конструкции оказались прочным основанием массивной архитектуры симфоний Бетховена.
    Но бетховенская симфония могла стать тем, что она есть, лишь в результате взаимодействия множества явлений и их глубокого обобщения. Большая роль в развитии симфонии принадлежала опере. Оперная драматургия оказала существенное влияние на процесс драматизации симфонии, – это было явно уже в творчестве Моцарта. У Бетховена же симфония вырастает в подлинно драматический инструментальный жанр.
    Принципы оперной драматургии, примененные к симфонии, способствовали углублению контрастов и укрупнению общего плана симфонии; они диктовали необходимость большей последовательности и закономерности в отношении частей цикла, большей их внутренней связи. Следуя по пути, проложенному Гайдном и Моцартом, Бетховен создавал в симфонических инструментальных формах величественные трагедии и драмы.
    Художник иной исторической эпохи, он вторгается в те области духовных интересов, которые с опаской обходили его предшественники и только косвенно могли их затронуть.
    Грань между симфоническим искусством Бетховена и симфонией 18 века проведена прежде всего тематикой, идейным содержанием, характером музыкальных образов. Бетховенская симфония, обращенная к огромным человеческим массам, нуждалась в монументальных формах “соразмеренно числу, дыханию, зрению собравшихся тысяч”. И действительно, Бетховен широко и свободно раздвигает границы своих симфоний. Так, Allegro Героической почти в два раза превышает Allegro самой большой из симфоний Моцарта – “Юпитер”, а исполинские размеры Девятой вообще несоизмеримы ни с одним из ранее написанных симфонических произведений.
    Высоким сознанием ответственности художника, дерзновенностью замыслов и творческих концепций можно объяснить тот факт, что Бетховен до тридцати лет не решался писать симфонии. Теми же причинами по-видимому вызваны медлительность, суровая изобретательность, напряжение, с которым он отделывал каждую тему. Любое симфоническое произведение Бетховена – плод долгого, подчас многолетнего труда: Героическая создавалась в течение полутора лет, Пятую Бетховен начал в 1805 году и закончил в 1808 году, а работа над Девятой симфонией растянулась почти на десять лет. Следует добавить, что большинство симфоний, от Третьей до Восьмой, не говоря о Девятой, приходится на период расцвета и самого высокого подъема бетховенского творчества.
    В Первой симфонии C-dur черты нового бетховенского стиля проступают еще очень робко и скромно. По мнению Берлиоза, Первая симфония – “превосходно написанная музыка, но это еще не Бетховен”. Заметно движение вперед во Второй симфонии D-dur, появившейся в 1802 году. Уверенно-мужественный тон, стремительность динамики, вся ее поступательная энергия значительно ярче раскрывают лицо создателя будущих триумфально-героических творений. “В этой симфонии все благородно, энергично, гордо. Все в этой симфонии дышит весельем, и даже воинственные порывы первого Allegro совершенно лишены какого бы то ни было неистовства”, – пишет Г.Берлиоз. Но подлинный, хотя и подготовленный, но всегда изумляющий творческий взлет, произошел в Третьей симфонии. Только здесь по-настоящему “раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена, который в своих первых двух симфониях еще является не более, как хорошим последователем своих предшественников – Гайдна и Моцарта”.
    Пройдя через лабиринт духовных исканий, Бетховен в Третьей симфонии нашел свою героико-эпическую тему. Впервые в искусстве с такой глубиной обобщений преломился страстный драматизм эпохи, ее потрясения и катастрофы. Показан и сам человек, завоевывающий право на свободу, любовь и радость.
    Начиная с Третьей симфонии, героическая тема вдохновляет Бетховена на создание самых выдающихся симфонических произведений – Пятой симфонии, увертюр “Эгмонт”, “Кориолан”, “Леонора № 3”. Уже под конец жизни эта тема возрождается с недосягаемым художественным совершенством и размахом в Девятой симфонии.
    Но всякий раз поворот этой центральной для Бетховена темы другой. Если Третья симфония по духу своему приближается к эпосу античного искусства, то Пятая симфония с ее лаконизмом, динамичностью драматургии воспринимается как стремительно развивающаяся драма.
    Одновременно поднимает Бетховен в симфонической музыке и иные пласты. Поэзия весны и юности, радость жизни, ее вечного движения – таким представляется комплекс поэтических образов Четвертой симфонии B-dur. Теме природы посвящена Шестая (Пасторальная) симфония. В “непостижимо превосходной”, по словам Глинки, Седьмой симфонии A-dur жизненные явления предстают в обобщенно танцевальных образах; динамика жизни, ее чудодейственная красота скрывается за ярким сверканием сменяющихся ритмических фигур, за неожиданными поворотами танцевальных движений. Даже глубочайшая печаль знаменитого Allegretto не в состоянии погасить искрометность танца, умерить огненный темперамент пляса окружающих Allegretto частей.
    Рядом с могучими фресками Седьмой – тонкая и изящная камерная живопись Восьмой симфонии F-dur.
    Девятая симфония
    Девятая симфония – одно из самых выдающихся творений в истории мировой музыкальной культуры. По величию идеи и глубине ее эстетического содержания, по широте замысла и мощной динамике музыкальных образов Девятая симфония превосходит все созданное самим же Бетховеном.
    Хотя Девятая симфония – далеко не последнее творение Бетховена, именно она явилась сочинением, завершившим долголетние идейно-художественные искания композитора. В ней нашли высшее выражение бетховенские идеи демократизма и героической борьбы, в ней с несравненным совершенством воплощены новые принципы симфонического мышления.
    В Девятой симфонии Бетховен ставит центральную для своего творчества жизненно важную проблему: человек и бытие, тираноборчество и сплоченность всех для победы справедливости и добра. Эта проблема ясно определилась в Третьей и Пятой симфониях, но в девятой она приобретает характер всечеловеческий, вселенский. Отсюда – масштабы новаторства, грандиозность композиции, форм.
    Идейная концепция симфонии привела к принципиальному изменению самого жанра симфонии и ее драматургии. В область чисто инструментальной музыки Бетховен вводит слово, звучание человеческих голосов. Это изобретение Бетховена не раз использовали композиторы 19 и 20 веков.
    Изменилась и сама организация симфонического цикла. Обычный принцип контраста (чередование быстрых и медленных частей) Бетховен подчиняет идее непрерывного образования развития. Вначале следует одна за другой две быстрые части, где концентрируются самые драматические ситуации симфонии, а медленная часть, перемещенная на третье место, подготавливает – в лирико-философском плане – наступление финала. Таким образом, все движется к финалу – итогу сложнейших процессов жизненной борьбы, различные этапы и аспекты которой даны в предшествующих частях.
    В Девятой симфонии Бетховен по-новому разрешает проблему тематического объединения цикла. Он углубляет интонационные связи между частями и, продолжая найденное в Третьей и Пятой симфониях, идет еще дальше по пути музыкальной конкретизации идейного замысла, или, иначе говоря, по пути к программности. В финале повторяются все темы предыдущих частей – своего рода музыкальное разъяснение замысла симфонии, за которым следует и словесное.

    Список литературы:

    1. Е.Царева. Музыкальная литература зарубежных стран.
    2. Г.Берлиоз. Критический очерк о симфониях Бетховена.
    3. БольшаяСоветскаяэнциклопедия.
    4. Прусс И.Е. Малая история искусств.

  6. Начало XIX века Бетховен встречает симфониями. В 1800 году он окончил работу над Первой симфонией, а в 1802 году была написана Вторая. Тогда же наступает тяжелейший период в жизни композитора. Признаки развивающейся глухоты усиливаются и приводят Людвига в состояние глубочайшего душевного кризиса. В 1802 году Бетховен пишет «Гейлигенштадтское завещание», в котором обращается к людям и делится своими переживаниями. Несмотря ни на что композитор в очередной раз сумел найти выход из тяжелейшей ситуации, научился творить со своим тяжелым недугом, хотя подчеркивал, что был очень близок к самоубийству.
    Период 1802-1812 гг. – время расцвета в карьере Бетховена. Победа над собой и события Французской революции находят отражение в Третьей симфонии, названной «Героической», Симфонии №5, и «Аппассионате». Светом и гармонией наполнены Четвертая и «Пасторальная» симфонии. К Венскому конгрессу композитором были написаны кантаты «Битва при Виттории» и «Счастливое мгновение», принесшие ему ошеломительный успех.
    Бетховен был новатором и искателем. В 1814 году впервые увидела свет его первая и единственная опера «Фиделио», а год спустя он создал первый вокальный цикл под названием «К далекой возлюбленной». А судьба тем временем продолжает бросать ему вызовы. После смерти брата Людвиг забирает к себе на воспитание племянника. Юноша оказался азартным игроком и даже предпринял попытку суицида. Переживания за племянника серьезно подорвали здоровье Людвига.
    Тем временем усиливалась глухота композитора. Для повседневного общения Людвиг завел «разговорные тетради», а для создания музыки ему приходилось улавливать вибрацию инструмента с помощью деревянной палочки:один кончик Бетховен держал в зубах, а другой прикладывал к инструменту. Судьба испытывала гения и забирала у него самое дорогое – возможность творить. Но Бетховен вновь побеждает обстоятельства и открывает новый этап в своем творчестве, который стал эпилогом. В период с 1817 по 1826 год композитор пишет фуги, 5 сонат и столько же квартетов. В 1823 году Бетховен завершил работу над «Торжественной мессой», к которой относился с особым трепетом. Прозвучавшая в 1824 году Симфония №9 вызвала настоящий восторг у слушателей. Зал стоя приветствовал композитора, но он маэстро смог лишь увидеть овации, когда одна из певиц повернула его к сцене.
    В 1826 году Людвиг ван Бетховен заболел пневмонией. Состояние осложнялось болями в желудке и другими сопутствующими заболеваниями, с которыми ему так и не удалось справиться. Бетховен скончался в Вене 26 марта 1827 года. Считается, что смерть композитора наступила в результате отравления препаратом, содержащим свинец. Проститься с гением пришли более 20 тыс. человек.
    Людвиг ван Бетховен писал свои самые знаменитые произведения в наиболее сложные периоды жизни. Ученые установили, что ритм произведения композитора – это частота его сердечных сокращений. Великий гений отдал свое сердце и жизнь музыке, чтобы она смогла проникнуть в наши сердца.

    Вариант 3

    Наверное, нет ни одного человека в мире, который бы не слышал имя величайшего во все времена композитора, последнего из представителей «венской классической школы», Людвига ван Бетховена.
    Бетховен – один из самых талантливейших деятелей в истории музыки. Он писал музыку на всех жанрах, в том числе оперные произведения и хоровые сочинения. Симфонии Бетховена пользуются популярностью до сих пор: многие музыканты записывают кавер версии в различных стилях. Необходимо познакомиться с биографией композитора.
    Детство.
    Точно не известно, когда Людвиг появился на свет. Скорее это случилось 16 декабря 1770 года, так как точно известно, его крестины выпали на 17 декабря того же года. Отец Людвига хотел сделать из сына талантливым музыкантом. Первым серьезным учителем маленького Бетховина стал Кристиан Готлоб Неф, который сразу увидел в мальчике музыкальный талант и стал знакомить его с произведениями Моцарта, Баха и Генделя. В 12 лет Бетховен стал автором своего первого произведения, вариаций на тему марша Дресслера.
    Будучи семнадцатилетним юношей, Людвиг впервые посетил Вену, где импровизация была прослушана Моцартом и оценена им по достоинству. В том же возрасте Бетховен теряют мать, она умирает. Людвигу пришлось взять главенство семьи и ответственность за младших братьев на себя.
    Расцвет карьеры.
    В 1789 году Бетховен решает ехать в Вену и учиться у Гайдна. Вскоре благодаря произведениям Людвига, композитор получает первую славу. Он пишет Лунную и Патетическую сонаты, а затем Первую и Вторую симфонии и «Творение Прометея». К сожалению, великого композитора одолевает болезнь уха. Но даже с полной глухотой Бетховен продолжать сочинять.
    Последние годы.
    В начале 19 века Бетховен писал с особым энтузиазмом. В 1802-1812 года были созданы Девятая симфония и Торжественная месса. В те годы Бетховен пользовался популярностью и всеобщим признанием, однако вследствие попечительства за племянника, которое взял на себя композитор, он незамедлительно состарился. Весной 1827 года Людвиг скончался от болезни печени.
    Несмотря на то, что композитор прожил относительно не долго, он признан величайшим музыкантом всех времен. Память о нем жива и сейчас и будет жить всегда.
    Для детей. 5 класс, 7, 6, 3, 4 класс.
    Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  7. Это началось уже давно. Сначала лёгкая, даже приятная глухота — с ней легче сосредоточиться.
    Показать весь текст
    Сочинение
    Не каждому столетию дано родить великого гения. Со своими причудами, страхами, особенностями. 17-18 века можно считать веками великого классического композиторства. Одним из ключевых представителей того времени был Людвиг ван Бетховен.
    Это была сложная судьба интересного человека. Автор поднимает будоражащую проблему – проблему сложности человеческого гения. Опираясь на текст, можно сказать, что сам Рубинштейн считает, что природа гениальности сложна и многогранна; человек, наделенный таким грандиозным талантом, может как притягивать, так и отталкивать своими манерами, привычками, поведением. Нельзя не согласиться с автором, ведь каждый талантливый человек талантлив по-своему. И я считаю, эти особенности – плата за индивидуальность.
    Найти подтверждение данным словам можно как в личном жизни, так и в литературе. Мне сразу на ум приходит роман Булгакова “Мастер и Маргарита”. Мастер неистово творит и пытается найти признание в обществе лицемеров и трусов. Но шедевры того времени, не проходившие цензуру, не могли найти признание.
    Я далека от искусства. Но иногда, читая новости или посещая выставки, я вижу такие абстракции, которые просто не могу поднять, но которые могут быть для кого-то смыслом жизни и проявлением творческого “я”.
    Бетховен умер, не дожив до 60 лет. Но после его смерти тысячи последователей прониклись его музыкой. “Он знал, что многое из того, что он создал, станет понятно только будущим, далеким поколениям”. И он был прав.

  8. 8
    Текст добавил: ..:::КнОпосьКа:::

    Биография

    Происхождение

    Дом, где родился композитор
    Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён 17 декабря 1770 года в Бонне, в католической церкви Святого Ремигия.
    Его отец, Иоганн Бетховен (1740—1792), был певцом, тенором в придворной капелле. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1748—1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце. Они поженились в 1767 году.
    Дед, Людвиг (1712—1773), служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, басом, затем капельмейстером. Он был родом из Мехелена в Южных Нидерландах, отсюда и приставка «ван» перед фамилией.

    Ранние годы

    Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой — на скрипке.
    В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена — вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.
    После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Уже став взрослым, композитор в одном из писем признался:
    «Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи.»
    Среди любимых писателей Бетховена — древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гёте и Шиллер.
    В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок».
    В 1787 году Бетховен посетил Вену. Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул:
    «Он всех заставит говорить о себе!»
    Но занятия так и не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. Она умерла 17 июля 1787 года. Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста. Здесь ставятся итальянские, французские и немецкие оперы. Особенно сильное впечатление на юношу произвели оперы Глюка и Моцарта.
    В 1789 году Бетховен, желая продолжить образование, начинает посещать лекции в университете. Как раз в это время в Бонн приходит известие о революции во Франции. Один из профессоров университета издаёт сборник стихов, воспевающих революцию. Бетховен подписывается на него. Тогда же он сочиняет «Песню свободного человека», в которой есть слова: «Свободен тот, для кого ничего не значат преимущества рождения и титул».
    Проездом из Англии в Бонне остановился Гайдн. Он с одобрением отзывался о композиторских опытах Бетховена. Юноша решает ехать в Вену, чтобы брать уроки у прославленного композитора, так как, вернувшись из Англии, Гайдн становится ещё известнее. Осенью 1792 года Бетховен покидает Бонн.

    Первые десять лет в Вене (1792—1802)

    Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Однажды Гайдн написал Бетховену:
    «Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам.»
    Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника — Антонио Сальери.
    Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей.
    Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль, далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.
    Этот стиль можно найти в его фортепианных сонатах № 8 «Патетической» (название дано самим композитором), № 13 и № 14. Обе имеют авторский подзаголовок Sonata quasi una Fantasia («в духе фантазии»). Сонату № 14 поэт Л.Рельштаб впоследствии назвал «Лунной», и, хотя это название подходит лишь к первой части, а не к финалу, оно закрепилось за всем произведением.
    Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричёсанным.
    Бетховен отличался крайней резкостью. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил: «Таким свиньям я играть не буду!». И никакие извинения и уговоры не помогли.
    В другой раз Бетховен гостил у князя Лихновского. Лихновский очень уважал композитора и был поклонником его музыки. Он захотел, чтобы Бетховен сыграл перед собравшимися. Композитор отказался. Лихновский стал настаивать и даже приказал выломать дверь комнаты, где заперся Бетховен. Возмущённый композитор покинул имение и вернулся в Вену. Наутро Бетховен отправил Лихновскому письмо: «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же — только один!»
    Однако, несмотря на столь суровый характер, друзья Бетховена считали его довольно добрым человеком. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. Одна из его цитат:
    «Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст и я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды.»
    Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии.
    В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит — воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству:
    «Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным.»
    В Хайлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической.
    В результате глухоты Бетховена сохранились уникальные исторические документы: «разговорные тетради», куда друзья Бетховена записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи.
    Однако музыкант Шиндлер, у которого остались две тетради с записями бесед Бетховена, по всей вероятности, сжёг их, так как «в них содержались самые грубые, ожесточённые выпады против императора, а также наследного принца и других высокопоставленных лиц. Это, к сожалению, была излюбленная тема Бетховена; в разговоре Бетховен постоянно возмущался власть предержащими, их законами и постановлениями».

    Поздние годы (1802—1815)

    Бетховен сочиняет Шестую симфонию
    Когда Бетховену было 34 года, Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и объявил себя императором. Поэтому Бетховен отказался от намерений посвятить ему свою Третью симфонию: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном».
    В фортепианном творчестве собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах, но в симфоническом зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского, лишь в третьей симфонии «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена».
    Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине.
    Джульетта Гвиччарди, которой композитор посвятил Лунную сонату
    Незадолго до смерти композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…»

    Последние годы (1815—1827)

    После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена — «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.
    Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.
    В Австрии, после поражения Наполеона, был установлен полицейский режим. Напуганное революцией правительство пресекало любые «свободные мысли». Многочисленные тайные агенты проникали во все слои общества. В разговорных тетрадях Бетховена то и дело встречаются предупреждения: «Тише! Осторожно, здесь шпион!» И, вероятно, после какого-то особенно смелого высказывания композитора: «Вы кончите на эшафоте!»
    Однако популярность Бетховена была так велика, что правительство не решалось его тронуть. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини, просматривает сборник песен Шуберта, знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Волшебный стрелок» и «Эврианта». Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем.
    После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Карлу Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал учёным или артистом, но того привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен очень переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось. У композитора развивается тяжёлое заболевание печени.
    Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шли за его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена Реквием до-минор Луиджи Керубини. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Францем Грильпарцером:
    «Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного.»

    Причины смерти

    Бетховен на смертном ложе (рисунок Йозефа Эдуарда Тельчера)
    29 августа 2007 года венский патолог и эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины Венского медицинского университета) предположил, что неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы вывести жидкость), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец. Проведённые Рейтером исследования волос показали, что уровень содержания свинца в организме Бетховена резко возрастал каждый раз после визита врача.

    Бетховен-педагог

    Бетховен начал давать уроки музыки ещё в Бонне. Его боннский ученик Стефан Брейнинг до конца дней оставался самым преданным другом композитора. Брейнинг помог Бетховену в переделке либретто «Фиделио». В Вене ученицей Бетховена стала юная графиня Джульетта Гвиччарди. Джульетта была родственницей Брунсвиков, в семье которых композитор бывал особенно часто. Бетховен увлёкся своей ученицей и даже думал о женитьбе. Лето 1801 года он провёл в Венгрии, в имении Брунсвиков. По одной из гипотез, именно там была сочинена «Лунная соната». Композитор посвятил её Джульетте. Однако Джульетта предпочла ему графа Галленберга, посчитав именно его талантливым композитором. О сочинениях графа критики писали, что в них можно точно указать, из какого произведения Моцарта или Керубини заимствована та или другая мелодия. Ученицей Бетховена была и Тереза Брунсвик. Она обладала музыкальной одарённостью — прекрасно играла на рояле, пела и даже дирижировала.
    Познакомившись с известным швейцарским педагогом Песталоцци, она решила посвятить себя воспитанию детей. В Венгрии Тереза открыла благотворительные детские сады для детей бедняков. До самой смерти (Тереза умерла в 1861 году в преклонном возрасте) она осталась верна избранному делу. Бетховена связывала с Терезой длительная дружба. После смерти композитора было найдено большое письмо, которое получило название «Письмо к бессмертной возлюбленной». Адресат письма неизвестен, но некоторые исследователи считают «бессмертной возлюбленной» Терезу Брунсвик.
    Ученицей Бетховена была и Доротея Эртман, одна из лучших пианисток Германии. Один из современников так отзывался о ней:
    «Высокая, статная фигура и прекрасное, полное одушевления лицо, вызвали во мне… напряжённое ожидание, и все-таки я был потрясён, как никогда, её исполнением бетховенской сонаты. Я ещё никогда не встречал соединения такой силы с проникновенной нежностью — даже у величайших виртуозов.»
    Эртман славилась исполнением бетховенских произведений. Композитор посвятил ей Сонату № 28. Узнав, что у Доротеи умер ребёнок, Бетховен долго играл ей.
    В конце 1801 года в Вену приехал Фердинанд Рис. Фердинанд был сыном боннского капельмейстера, друга семьи Бетховенов. Композитор принял юношу. Как и другие ученики Бетховена, Рис уже владел инструментом и к тому же сочинял. Однажды Бетховен сыграл ему только что законченное адажио. Музыка так понравилась юноше, что он запомнил её наизусть. Зайдя к князю Лихновскому, Рис сыграл пьесу. Князь выучил начало и, придя к композитору, сказал, что хочет сыграть ему своё сочинение. Бетховен, мало церемонившийся с князьями, категорически отказался слушать. Но Лихновский все-таки заиграл. Бетховен сразу догадался о проделке Риса и страшно рассердился. Он запретил ученику слушать свои новые сочинения и действительно никогда больше ему ничего не играл. Однажды Рис сыграл свой марш, выдав его за бетховенский. Слушатели пришли в восторг. Оказавшийся тут же композитор не стал разоблачать ученика. Он лишь сказал ему:
    «Видите, милый Рис, каковы эти большие знатоки. Дай им только имя их любимца, и больше им ничего не нужно!»
    Однажды Рису довелось услышать новое создание Бетховена. Как-то на прогулке они заблудились и вернулись домой к вечеру. По пути Бетховен рычал бурную мелодию. Придя домой, он сразу сел за инструмент и, увлечённый, совсем забыл о присутствии ученика. Так родился финал «Аппассионаты».
    В одно время с Рисом у Бетховена начал заниматься и Карл Черни. Карл был, пожалуй, единственным ребёнком среди бетховенских учеников. Ему исполнилось только девять лет, но он уже выступал с концертами. Его первым учителем был отец, известный чешский педагог Венцель Черни. Когда Карл впервые попал в квартиру Бетховена, где, как всегда, царил беспорядок, и увидел человека с тёмным небритым лицом, в жилете из грубой шерстяной ткани, то принял его за Робинзона Крузо.
    Черни прозанимался у Бетховена пять лет, после чего композитор выдал ему документ, в котором отмечал «исключительные успехи ученика и его достойную удивления музыкальную память». Память у Черни действительно была поразительной: он знал наизусть все фортепианные сочинения учителя.
    Черни рано начал педагогическую деятельность и вскоре стал одним из лучших педагогов Вены. Среди его учеников был Теодор Лешетицкий, которого можно назвать одним из основателей русской фортепианной школы. С 1858 года Лешетицкий жил в Петербурге, а с 1862 по 1878 год преподавал в только что открытой консерватории. Здесь у него учились А. Н. Есипова, впоследствии профессор той же консерватории, В. И. Сафонов, профессор и директор Московской консерватории, С. М. Майкапар.
    В 1822 году к Черни пришли отец с мальчиком, приехавшие из венгерского местечка Доборьян. Мальчик не имел понятия ни о правильной посадке, ни об аппликатуре, но опытный педагог сразу понял, что перед ним необыкновенный, одарённый, может быть, гениальный ребёнок. Звали мальчика Ференц Лист. Лист прозанимался у Черни полтора года. Успехи его были столь велики, что учитель разрешил ему выступать перед публикой. На концерте присутствовал Бетховен. Он угадал одарённость мальчика и поцеловал его. Лист всю жизнь хранил память об этом поцелуе.
    Не Рис, не Черни, а Лист унаследовал бетховенскую манеру игры. Подобно Бетховену, Лист трактует рояль как оркестр. Во время гастролей по Европе он пропагандировал творчество Бетховена, исполняя не только его фортепианные произведения, но и симфонии, которые он адаптировал для рояля. В те времена музыка Бетховена, особенно симфоническая, была ещё неизвестна широкой аудитории. В 1839 году Лист приехал в Бонн. Здесь уже несколько лет собирались поставить памятник композитору, но дело продвигалось медленно.
    «Какой позор для всех! — писал возмущённый Лист Берлиозу. — Какая боль для нас! … Недопустимо, чтобы на эту еле сколоченную скаредную милостыню был построен памятник нашему Бетховену. Этого не должно быть! Этого не будет!»
    Лист восполнил недостающую сумму выручкой от своих концертов. Только благодаря этим усилиям памятник композитору был поставлен.

    Ученики

    Ференц Лист
    Карл Че?рни
    Фердинанд Рис
    Рудольф Иоганн Иосиф Райнер фон Габсбург-Лотарингский

    Семья

    Иоганн ван Бетховен (1740-1792) – отец
    Мария-Магдалина Кеверих (1746-1787) – мать
    Ludovicus Van Beethoven (1712-1773) – дед по отцу
    Maria Josepha Poll (1714-1775) – бабушка по отцу
    Johann Heinrich Keverich (1702-1759) – дед по матери
    Anna Clara Westorff (1707-1768) – бабушка по матери
    Каспар Антон Карл ван Бетховен (1774-1815) – брат
    Франц Георг ван Бетховен (1781-1783) – брат
    Иоганн Николаус ван Бетховен (1776-1848) – брат
    Людвиг Мария ван Бетховен (1769-1769) – сестра
    Анна Мария Франциска ван Бетховен (1779-1779) – сестра
    Мария Маргарита ван Бетховен (1786-1787) – сестра
    Johann Peter Anton Leym (1764-1764) – сводная сестра по матери. Отец Johann Leym (1733-1765).

    Образ Бетховена в культуре

    В литературе

    Бетховен стал прототипом главного героя — композитора Жана Кристофа — в одноимённом романе, одном из наиболее известных произведений французского автора Ромена Роллана. Роман стал одним из произведений, за которое Роллану в 1915 году была присвоена Нобелевская премия по литературе.
    В кинематографе
    Главный герой культового фильма «Заводной апельсин» Алекс очень любит слушать музыку Бетховена, поэтому фильм насыщен ею.
    В фильме «Запомните меня такой» снятом в 1987 году на Мосфильме Павлом Чухраем звучит музыка Бетховена.
    Фильм-комедия «Бетховен» не имеет ничего общего с композитором, кроме того, что в его честь назвали собаку.
    В фильме «Героическая симфония» Бетховена сыграл Ян Харт.
    В советско-германском фильме «Бетховен. Дни жизни» Бетховена сыграл Донатас Банионис.
    В фильме «Знaмение» главный герой любил слушать музыку Бетховена, а в конце фильма, когда начинался конец света, все погибали под вторую часть Седьмой симфонии Бетховена.
    В фильме «Переписывая Бетховена» рассказывается о последнем годе жизни композитора (в главной роли Эд Харрис).
    Художественный 2-серийный фильм «Жизнь Бетховена» (СССР, 1978, режиссёр Б. Галантер) основан на сохранившихся воспоминаниях о композиторе его близких друзей.
    Фильм «Лекция 21» (Италия, 2008), дебют в кино итальянского писателя и музыковеда Алессандро Барикко, посвящён «Девятой симфонии».
    В фильме «Эквилибриум» (США, 2002 год, режиссёр Курт Уиммер) главный герой Престон обнаруживает несметное количество грампластинок. Одну из них он решает прослушать. В фильме звучит фрагмент девятой симфонии Людвига Ван Бетховена.
    В фильме «Солист» (США, Франция, Великобритания режиссёр Джо Райт) Сюжет основан на реальной истории жизни музыканта Натаниеля Айерса. Карьера молодого виртуоза-виолончелиста Айерса прерывается, когда он заболевает шизофренией. Многие годы спустя о бездомном музыканте узнаёт журналист Los Angeles Times, результатом их общения становится серия статей. Айерс просто бредит Бетховеном, он постоянно исполняет его симфонии на улице.
    В фильме “Бессмертная возлюбленная” выясняют, кому именно принадлежит наследство Бетховена. Сам он в завещании все свои сочинения передает некой бессмертной возлюбленной. В фильме звучат произведения композитора.
    В неакадемической музыке
    Американский музыкант Чак Берри в 1956 году написал песню Roll Over Beethoven, вошедшую в список 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone. Помимо самого Бетховена, в песне упоминается также и Чайковский. Позже (В 1973 году) в альбоме ELO-2 эту песню исполнила группа Electric Light Orchestra, причём в начале композиции используется фрагмент 5-й симфонии.
    Композитору посвящена песня «Бетховен» из альбома «Раздвоение личности» группы Сплин.
    Композитору посвящена песня «Тишина» группы Aella.
    Голландская группа Shocking Blue использовала отрывок из «К Элизе» в песне «Broken heart» c альбома Attila 1972 года.
    В 1981 году группа Rainbow под руководством экс-гитариста группы Deep Purple Ричи Блэкмора выпустила альбом Difficult to Cure («Трудноизлечимый»), одноимённая композиция в котором создана по мотивам 9-й симфонии Бетховена;
    В альбоме Metal Heart 1985 года немецкой хеви-метал-группы Accept гитарное соло заглавной композиции представляет собой интерпретацию бетховенской «К Элизе».
    В 2000 году нео-классик металл-коллектив Trans-Siberian Orchestra выпустил рок-оперу Beethoven’s Last Night, посвящённую последней ночи композитора.
    В композиции Les Litanies De Satan с альбома Bloody Lunatic Asylum (англ.) итальянского готик-блэк-метал-коллектива Theatres des Vampires в качестве аккомпанемента к стихам Шарля Бодлера использована Соната № 14.
    В популярной культуре
    Согласно популярному мему, один из родителей Бетховена был болен сифилисом, старшие братья Бетховена были слепыми, глухими или умственно отсталыми. Эта легенда используется как аргумент против абортов:
    «Вы знакомы с беременной женщиной, которая уже имеет 8 детей. Двое из них — слепые, трое — глухие, один — умственно недоразвитый, сама она больна сифилисом. Посоветуете ли Вы ей сделать аборт?
    Если Вы посоветовали сделать аборт, Вы только что убили Людвига ван Бетховена.»
    Ричард Докинз опровергает эту легенду и критикует подобную аргументацию в своей книге «Бог как иллюзия».
    Родители Бетховена поженились в 1767 году. В 1769 году родился их первый сын, Людвиг Мария, который умер через 6 дней, что было довольно обычным для того времени. Не сохранилось данных о том, был ли он слепым, глухим, умственно отсталым и т. п. В 1770 году родился Людвиг ван Бетховен. В 1774 году родился третий сын, Каспар Карл ван Бетховен, скончавшийся в 1815 году от туберкулёза лёгких. Ни слепым, ни глухим, ни умственно отсталым он не был. В 1776 году родился четвёртый сын, Николаус Иоганн, обладавший завидным здоровьем и скончавшийся в 1848 году. В 1779 году родилась дочь Анна Мария Франциска, она умерла через четыре дня. Про неё также не сохранилось данных о том, была ли она слепой, глухой, умственно отсталой и т. п. В 1781 году родился Франц Георг, который умер через два года. В 1786 году родилась Мария Маргарита, она умерла через год. В том же году мать Людвига умирает от туберкулёза, распространённой в то время болезни. Оснований предполагать, что она страдала венерическими заболеваниями, нет. Отец, Иоганн ван Бетховен, скончался в 1792 году.

    Памятники

    Мемориальная табличка в Праге
    Мемориальная доска в Вене
    Памятник в Бонне

    Факты

    Однажды Бетховен и Гёте, гуляя вместе в Теплице, встретили находящегося там в это время императора Франца в окружении его свиты и придворных. Гёте, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошёл сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе.
    В 2011 году профессор Манчестерского университета Брайан Купер сообщил, что ему удалось восстановить 72-тактовый опус для струнного квартета, написанный Бетховеном в 1799 году, отбракованный и впоследствии утерянный: «Бетховен был перфекционистом. Любой другой композитор был бы счастлив, сочинив этот отрывок». Вновь обретённая музыка прозвучала 29 сентября в исполнении струнного квартета Манчестерского университета.
    Изображен на австрийской почтовой марке 1995 года, к 200-летию Бетховена были выпущены серии марок в Албании

    Исполнения музыки Бетховена

    Среди дирижёров, осуществивших записи всех симфоний Бетховена, — Клаудио Аббадо (дважды), Эрнест Ансерме, Николаус Арнонкур, Даниэль Баренбойм, Леонард Бернстайн (дважды), Карл Бём, Бруно Вальтер (дважды), Гюнтер Ванд, Феликс Вейнгартнер, Джон Элиот Гардинер, Карло Мария Джулини, Курт Зандерлинг, Ойген Йохум (трижды), Герберт фон Караян (четырежды), Отто Клемперер, Андре Клюитанс, Виллем Менгельберг, Пьер Монтё, Джордж Селл, Артуро Тосканини (дважды), Вильгельм Фуртвенглер, Бернард Хайтинк (трижды), Герман Шерхен, Георг Шолти (дважды).
    Среди пианистов, осуществивших записи всех фортепианных сонат Бетховена, — Клаудио Аррау (дважды, второй цикл не завершён), Владимир Ашкенази, Вильгельм Бакхауз (дважды, второй цикл не завершён), Даниэль Баренбойм (трижды), Альфред Брендель (трижды), Мария Гринберг, Фридрих Гульда (трижды), Вильгельм Кемпф (дважды), Татьяна Николаева, Анни Фишер, Артур Шнабель. Начинали записывать полные циклы сонат, но умерли, не успев завершить эти проекты, Вальтер Гизекинг, Эмиль Гилельс, Рудольф Серкин.

    Произведения

    9 симфоний: № 1 (1799—1800), № 2 (1803), № 3 «Героическая» (1803—1804), № 4 (1806), № 5 (1804—1808), № 6 «Пасторальная» (1808), № 7 (1812), № 8 (1812), № 9 (1824).
    8 симфонических увертюр, среди которых «Леонора» № 3.
    5 концертов для фортепиано с оркестром.
    музыка к драматическим спектаклям: «Эгмонт», «Кориолан», «Король Стефан»
    6 юношеских сонат для фортепиано.
    32 сонаты для фортепиано, «32 вариации до-минор» и около 60 пьес для фортепиано.
    10 сонат для скрипки и фортепиано.
    концерт для скрипки с оркестром, концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром («тройной концерт»).
    5 сонат для виолончели и фортепиано.
    16 струнных квартетов.
    6 трио.
    Балет «Творения Прометея».
    Опера «Фиделио».
    Торжественная месса.
    Вокальный цикл «К далёкой возлюбленной».
    Песни на стихи разных поэтов и обработки народных песен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *