Сочинение на тему бездействия

9 вариантов

  1. Главный герой романа Гончарова «Обломов».
    Отношение к жизни.
    Трагедия главного героя.
    Мудрое высказывание Ф. М. Достоевского о том, что нет счастья в бездействии, как нельзя лучше соответствует проблематике романа Гончарова «Обломов». Главный герой романа своим серым существованием показывает нам, что бездействие, отказ от активной жизни никого и никогда не сможет сделать счастливым. Обломов живет в своем тесном и узком мирке, не стремясь сделать хотя бы попытки выйти из него. Обломов не живет, а существует. Все его дни похожи друг на друга.
    Главный герой романа живет, подобно растению. Он целые дни проводит на своем уютном диване и противится каждому, кто пытается хоть как-то изменить его жизнь. Все в жизни вполне устраивает Обломова. Как показывает писатель, «лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием»…
    Активность, деятельность может и должна проявляться не только на физическом, но и на духовном, интеллектуальном уровне. «Жизнь требует движения», – эти слова Аристотеля вполне’ можно применить к умственному развитию человека. Постоянная смена впечатлений, жажда чего-то нового, стремление к позитивным изменениям, – вот что отличает гармоничную личность. Безусловно, далеко не каждый человек может совершить что-то значительное, но это отнюдь не умаляет необходимости действовать. Иначе теряется смысл жизни.
    Бездействие в романе проявляется во всем, даже в быту. Обломов постоянно находится в неухоженной комнате и абсолютно равнодушен к этому. «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною… Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание только кое-как соблюсти йекогит неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них… По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память… Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой •      и с обглоданной КОСТОЧКОЙ да не валялись хлебные крошки».
    Илья Ильич не может даже заставить своего слугу выполнять свои прямые обя-занности. Он упрекает Захара, но тот вполне охотно возражает своему хозяину. Захар не считает, что грязь и пыль нужно убирать: «чего ее убирать, если она снова наберется»; а клопов и тараканов не он выдумал, они есть у всех.
    Обломов много и охотно мечтает о том, как можно было бы все переустроить в деревне. Но его размышления настолько оторваны от жизни, что их нельзя считать чем-нибудь серьезным. Мечты являются единственным украшением серой и унылой жизни главного героя. «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности…»
    Обломов считает себя совершенно счастливым человеком. Он ни о чем не бес-покоится, его не терзают печальные мысли. Илья Ильич доволен абсолютно всем, ему не нужна насыщенная светская жизнь, он устает от общения. Но жизнь Обломова лишена гармонии, и поэтому объективно его нельзя назвать счастливым человеком. Его жизнь бедна, в ней нет цели. Бесплодные мечты не могут заменить реальных жизненных успехов и свершений.
    Обломов медленно, но верно деградирует. Роман Гончарова как нельзя лучше показывает нам, что может случиться с человеком, если основными его качествами являются мечтательность и лень. Илья Ильич получил прекрасное образование. От природы он был наделен блестящим умом. Однако все его лучшие качества оказываются невостребованными. Можно сказать, что герою «не повезло» с воспитанием. Уже с раннего детства мальчик оказался лишен свободы, которая необходима каждому. Безусловно, в детстве Обломова очень любили, о нем заботились. Но навязчивая забота превратилась в настоящие оковы, которые в дальнейшем непозволили Илье Ильичу стать по-настоящему активным и деятельным человеком. Его мать «отпускала гулять в сад, по двору, на луг. с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией». Нужно ли удивляться, что мальчик привык к навязчивой опеке, так что у него пропало желание стремиться к свободе и проявлять активность.
    Обломову не нужно было заботиться о хлебе насущном, и это также повлияло на его поведение. Он мог позволить себе не работать, так что его беспечность была вполне объяснимой. У Ильи Ильича очень богатое воображение. В детстве няня часто читала ему сказки, и они ему очень нравились. Уже став взрослым, Обломов по-прежнему продолжает относиться к жизни по-детски. «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка»…
    Мечтательность и богатое воображение сами по себе не могут являться недо-статками. Многие люди обладают такими качествами. Однако у Обломова мечты являются единственной деятельностью, которую он предпринимает. «Его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».
    Обломов Илья Ильич живет в придуманном мире. Он становится все более вялым, аморфным. У него мало-помалу теряются последние стремления активно действовать. Трудности закаляют человека. В жизни Обломова нет трудностей, поэтому он постепенно становится все более и более слабым. Любые неприятности выбивают его из колеи. Показательным является момент, когда Обломов пошел на службу. Если бы служба была занятием необременительным и необязательным, то Илью Ильича это бы вполне устраивало. Однако как только главный герой романа понял, что его мечты не соответствуют действительности, он сразу отказывается от службы. Первая же ошибка Обломова показала ему, что он не сможет работать далее. Поэтому «Обломов не дожидался заслуженной кары, ушел домой и прислал медицинское свидетельство», в котором говорилось, что ему нужно «воздержание от умственного занятия и всякой деятельности».
    Обломов старательно оберегает себя от трудностей, не сознавая, что тем самым делает свою жизнь по-настоящему убогой. Он избегает даже общения с женщинами, потому что боится лишних проблем и хлопот. Со временем даже встречи с друзьями кажутся ему ненужными, он начинает уставать от их общества. Гончаров говорит о своем главном герое: «Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире».
    Бездействие становится причиной жизненной трагедии Обломова. Человек отказывается от всего, что может дать жизнь, становится жертвой своей лени. В свое время у него было опасение, что служба отнимет у него радость жизни. Не случайно он все время беспокоился: «Когда же жить? Когда жить?» Такие мысли возникали у него из-за необходимости тратить свою жизнь на службе. Но отказавшись от всего, Обломов не получает ничего взамен. Он хотел бы быть свободным и счастливым. Однако результат оказался прямо-таки противоположным. Обломов не становится счастливым именно из-за отказа от реальной жизни со своими трудностями и радостями. У него нет цели, и все его существование постепенно теряет смысл.

  2. Отвечая на вопрос, поставленный в заглавии поэмы, – «Кому на Руси жить хорошо», -Некрасов создает образ разночинца, «народного заступника», революционера-демократа. Таков Гриша Добросклонов. О нем рассказывается в последней части поэмы, названной «Пир на весь мир». Гриша Добросклонов вырос в глухом селе, в бедной семье сельского дьячка; мать была батрачкой. Безрадостное и голодное детство. Потом семинария, где тоже была очень тяжелая жизнь. Гриша Добросклонов еще очень молод, ему нет девятнадцати лет, но в нем уже определились черты будущего революционера: «…и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастья Убогого и темного Родного уголка». Гриша мечтает о народном счастье как о своем собственном, личном счастье. Ему не надо «…ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно – весело На всей святой Руси!» Гриша стремится к знаниям и наукам, он хочет попасть в Москву «в новосимет». Но он тесно связан с мужиками родной вахлачины, и в этой связи с народом он чувствует свою силу. Мысль о родной вахлачине сливалась у Гриши с мыслью о всей России. В нем созревал великий поэт, мыслитель, народный заступник. Он знает, что жизнь его, жизнь борца-революционера, будет тяжела. Сильный духом, свободолюбивый, он идет по трудному, но честному пути, по которому идут «Лишь души сильные, Любвеобильные, На бой, на труд». Гриша борется за обойденных и угнетенных, и они, видя в нем своего посланца, благословляют его на борьбу: «Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь».
    Гриша был любящим сыном, но поэт не преминет сообщить, что патриотические чувства тоже сильны у Гриши, как «в сердце мальчика с любовью к бедной матери любовь ко всей вахлачине слилась». Семнадцатилетний Гриша обладает поэтическим даром. Под впечатлением народных песен Гриша пишет свои песни, не менее прекрасные. В песнях Гриши выражена вера в счастливое будущее своей страдающей и борющейся родины. К отчизне обращается юный поэт-гражданин: «Еще ты в семействе покуда раба, но мать уже вольного сына!» Песни Гриши Добросклонова полны оптимизма, очень характерного для революционного мировоззрения. Любовь к Родине и народу – основной мотив его песен и жизненных подвигов, к которым себя готовит Гриша.
    Образ Гриши Добросклонова продолжает и существенно дополняет образы его литературных предшественников – Базарова и Рахметова. Но автор подчеркивает, что в отличие от Базарова Гриша не одинок. Некрасов в песне Гриши «Русь» говорит, что в России начался революционный подъем: «… загорелась в ней Искра сокрытая… Рать подымается_ Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!» Образ Гриши Добросклонова -художественное воплощение высоких дум Некрасова о том, что по-настоящему счастливым в России, еще не освободившейся от пережитков старого, может быть только человек-борец. Простой деревенский парень, сын приходского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Григорий оказался тем счастливцем, которого безуспешно искали странники на протяжении всей поэмы: «Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею, Слушал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного – Пел он воплощение счастия народного!» Гриша Добросклонов – самый любимый герой Некрасова. Автор вложил в этот образ все свои горячие чувства и душевную теплоту. Он воскресил в герое дорогие его сердцу черты Добролюбова, Чернышевского, Белинского. В то же время в Григории Добросклонове воплощен собирательный образ революционной русской молодежи, в которой поэт видел светлое будущее России. Образом Гриши поэт отвечает на основной вопрос, поставленный в поэме: кто счастлив на Руси? Счастлив тот, кто борется за интересы народа.

  3. Высказывание «Триумф зла – бездействие доброго человека» очень справедливо. Если человек, который является добрым по своей природе, бездействует и не принимает участия в борьбе со злом, это можно считать победой злых начал. В мире всегда будут существовать добрые и злые силы, и конфликт между ними будет вечен. Но если добрый человек перестанет бороться, то зло сделает шаг вперед, что увеличит количество зла.
    Данной проблеме посвящены различные произведения отечественных и зарубежных писателей.
    В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» рассказывается об одном случае из жизни семейства Мерцаловых. Все произведение построено с помощью приема антитезы. В начале рассказа показано царствование злых начал. Семья Мерцаловых живет очень бедно, у них нет денег для лечения маленькой Машутки, у них нет денег даже для того, чтобы вкусно и обильно питаться. Главу семейства Емельяна Мерцалова уволили с работы, не желая даже слушать о том, что ему нечем содержать свою многодетную семью. Окружающие люди равнодушны к проблемам Мерцаловых. А когда отец семейства пытается выпросить деньги на улице, люди вокруг относятся к нему негативно.
    Равнодушие и жестокость – вот какими чувствами наполнено начало произведения. Но все изменяется, когда Емельян Мерцалов случайно встречает доктора Пирогова. Герой совершает настоящее чудо, когда помогает семье. Одним маленьким добрым поступком было повержено целое зло. Теперь у Мерцаловых есть надежда на лучшую жизнь. Если бы доктор Пирогов не вступил в схватку со злом, оно бы победило: Емельян Мерцалов кончил бы жизнь самоубийством, о котором стал задумываться, а состояние его семьи бы ухудшилось. Такой возможный финал истории показывает, что если человек бездействует в поединке со злом, то зло одерживает победу.

  4. Пример итогового сочинения по направлению “НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ” 
    Тема сочинения: “К чему может привести отчаяние?”

    К чему может привести отчаяние? Отчаяние – это состояние полного опустошения, когда человек “выгорает” изнутри и не видит смысла двигаться вперед и жить дальше. Это эмоциональный кризис, ведь все чувства сводятся к нулю. Многие люди с таком состоянии считают, что единственный выход из этой ситуации – самоубийство. Поэтому отчаяние – опасное ощущение, которое может привести к неотвратимым последствиям.
    В прекрасном произведении М.А.Шолохова “Тихий Дон” примером отчаявшегося человека является Наталья. Всем сердцем полюбив Григория, девушка не смогла принять то, что он ей не отвечает взаимностью. Наталья решила, что на этом её жизнь кончена, ведь по хутору пошли слухи, что с ней что-то не так, да и горячо любимый муж не жил с ней в одном доме, а уходил к Аксинье. Девушка стала постепенно угасать: перестала ходить на гуляния, похудела, стала бледной и еле держалась на ногах. Не выдержав мук, терзавших её душу, поздним вечером Наташа отправилась в сарай, где вонзила себе в грудь острие косы. Только чудом ей удалось выжить, но при том она осталась калекой. Из-за полного отчаяния, заполнявшего её, красивая, здоровая и весёлая девушка превратилась в тень, уже совсем непохожую на ту, что всегда вызывала восхищение окружающих.
    А в романе-эпопее “Война и мир” Л.Н.Толстого чуть не погибла одна из главных героинь – Наташа Ростова. Юная, прекрасная, как едва распустившийся цветок, девушка только начала познавать чувство любви, знакомиться с ним, как оно сразу же решило столкнуть её в пропасть. Высокомерный, но статный Анатоль Курагин был светским сердцеедом, и в один из вечеров взгляд его пал на Наташу. Начав свои ухаживания, он, словно змей-искуситель, стал уводить девушку, которая на тот момент являлась невестой другого, с правильного пути. В итоге Анатоль опорочил имя Ростовой-младшей, обманул её и сбежал. А Наташа, уставшая слышать сплетни за своей спиной, сломленная тем, что её бросил любимый, решила покончить жизнь самоубийством и приняла дозу мышьяка. Благо до того, как он успел подействовать, юной дворянке помогли. Отчаяние заставило девушку, что только начинала жить, предпринять опасный шаг, который мог привести к неисправимым последствиям.
    Таким образом, на основе данных примеров, можно сделать вывод, что отчаяние – эмоциональное опустошение, которое заставляет людей совершать необдуманные поступки, вредить себе. В такие моменты очень важно, чтобы рядом с человеком находился тот, кто его поддержит, выслушает, поможет. Иначе всё это может очень плохо закончиться.
    ПРИМЕРЫ ИТОГОВЫХ СОЧИНЕНИЙ

  5. Сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.
    Пример сочинения на тему: Надежда и отчаяние.
    Отчаяние и надежда две стороны одной медали – бездействия. Да, вы не ослышались -именно бездействия. Надежда – это состояние человека, который не готов брать на себя ответственность и действовать в достижении какой – либо цели. Это состояние бездейственного ожидания действий извне. Надежда на чудо, на Бога и тд. Любое ожидание есть зона риска страдания. Ибо по сути своей, большая часть страданий в основе своей имеют не сбывшееся ожидания, на чей либо счет. Отчаяние-отказ от чаяний. Чаяние =ожидание, надежда
    Например. Женщина, выходя замуж, ожидает от своей семейной жизни счастья, любви и заботы со стороны мужа и тд. При этом ей самой не ведомо состояние счастья, сама не умеет и не проявляет заботу о муже, но в ответ, ожидает всё это получить. Идёт время, надежды на счастье не оправдываются. Женщина начинает высказывать мужу свои претензии, а он не понимает чего от него хотят. Женщина впадает в отчаяние. Она с отчаянием всё больше и больше требует от мужа, и всё больше и больше отчаивается получить от него любовь. Задаешь этой женщине вопросы: – а что ты сама делаешь для своего счастья, как ты заботишься о муже, как проявляешь свою любовь к нему? Она затрудняется отвечать, а то и вовсе не понимает -а что она делать то должна -это муж должен.
    Ещё один пример. Сразу обозначу – нет цели – задеть чьи- либо религиозные чувства. У человека не всё ладно в жизни складывается, и он приходит в церковь. Он искренне надеется на помощь Бога, и образно и реально. Он регулярно ходит в церковь, регулярно читает молитвы, соблюдает посты, ходит на исповедь, и всё, по сути, он больше ничего не делает для изменения ситуации, которая его привела в церковь. Ситуация лишь ухудшается, но человек искренне надеется, что его страдание и есть его очищение, и что вот вот всё измениться в его жизни. Но увы и ах, всё становится лишь хуже и человек впадает в отчаяние.
    Рассуждение на тему: Отчаяние.
    Отчаяние это состояние отсутствия надежды и способности увидеть перспективы, тяжелое эмоциональное состояние, сопровождающееся упадком физических сил. Если разобраться в происхождении самого слова, то оно отражает долгое ожидание, сопровождаемое тревогой, имеющее в себе большие надежды. В древности такое ожидание было на охоте, когда человек находился в постоянном напряжении сил и внимания, сидя в засаде, а зверь все не появлялся – от исхода этого мероприятия могла зависеть жизнь племени, поэтому уйти не представлялось возможным, и чем дольше времени человек проводил в засаде, тем больше сил он тратил, и тем меньше ресурса в нем оставалось, чтобы покинуть место ожидания.
    Отчаяние является производным слова чаяние, что является синонимом надежды и этот аспект сохранился и в данном слове, но приобрел свои отличительные моменты для современного мира, где не нужно сидеть в засаде. Однако слово отражает человеческие надежды на позитивный исход какой-либо ситуации (это может не грозить смертью всем роду, но подсознательно воспринимается примерно с тем же уровнем тревоги, запуская те же биохимические механизмы, что и у далеких предков).
    Приравнивать отчаяние к надежде можно лишь для очень грубого сравнения, поскольку это понятие содержит огромное количество аспектов, часть из которых (а именно надежду на благополучие) человек способен осознавать и регулировать, а часть находится глубоко в подсознательной сфере, где руководят архаичные процесс психики, закрепившиеся как инстинкты выживания.
    Отчаяние включает в себя страх (осознаваемый или нет), причем ощущение ужаса может продиктовано реальными событиями и возможностями, а может находиться исключительно в сфере фантазий и бессознательных реакций психики. Так, в отчаянии при смерти мужа может главную скрипку играть страх собственной смерти, не являясь осознаваемым женщиной, поскольку она прожила зависимую жизнь и не знает, что делать с окружающей реальностью, когда фактически муж был для нее и защитой и кормильцем (навык самообеспечения не выработан, а значит, мир угрожающ).
    Отчаяние может содержать стыд, чаще всего произрастающий из неспособности позаботиться об окружающих (так мужчины могут впадать в отчаяние из-за неспособности обеспечить свою семью должным уровнем существования, ведь на архаичном уровне это воспринимается, как подвергание их смертельной угрозе и невыполнение собственной роли вожака).
    Таким образом, моментом начала отчаяния является крушение надежд, но потом подключаются довольно древние механизмы, погружающие человека в переживания, не имеющие непосредственной связи с ситуацией, но усугубляющие ее переживание до предельного, иначе это было бы простое разочарование.
    —————————
    Отчаяние – это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном. Оно возникает тогда, когда человек чувствует, что он оказался в тупике и не знает, что ему делать. Он не может решить какую-то важную проблему, не способен удовлетворить свою потребность, не в состоянии реализовать свое желание. И если человек откажется от дальнейшей борьбы, он впадает в отчаянное состояние. Довольно часто отчаяние приводит людей к депрессии, из которой они долго не могут выйти без посторонней помощи. В этой статье мы поговорим с вами о том, как справиться с отчаянием и вернуть себе уверенность в собственных силах.
    Чтобы справляться с такими состояниями, как отчаяние, а еще лучше, вообще не допускать их возникновения, человеку необходимо знать о своих возможностях. Обычно мне приходилось наблюдать такую последовательность эмоционального состояния у отчаявшихся людей: паника, гнев, злость, затем снова паника, страх, ужас, а в конце безысходность, уныние и апатия. Это показывает, как люди вначале пытаются бороться, а потом просто сдаются и угасают. Следовательно, человеку нужно знать, какие чувства он испытывает чаще всего, когда оказывается в тупиковой ситуации и как они на него влияют. Разозлиться может каждый, каждый может запаниковать – это нормальная реакция, ее сложно избежать. Вопрос лишь в том, как научиться контролировать эту реакцию, чтобы не позволить ей погрузить вас в еще менее контролируемое эмоциональное состояние. Например, в тех ситуациях, когда человека одолевает гнев – ему необходимо возвращать себя в спокойное состояние, ловя себя на мысли, что гнев им управляет и нужно от него освободиться. То есть, необходимо перестать отождествлять себя с гневом. А когда человек испытывает страх – ему нужно начать его анализировать. Страх нуждается в изучении – чем больше вы будете о нем узнавать, тем быстрее он начнет терять свою силу. Когда же человек приходит к состоянию безысходности, ему следует подумать о тех возможностях, которые он в силу сложившихся обстоятельств приобрел. Другими словами, переживать те или иные события, при которых люди обычно впадают в отчаяние, можно иначе – не так, как вынуждают нас это делать наши мысли и чувства. Важно не позволить первичной реакции и первичным эмоциям запустить цепочку новых эмоций и негативных мыслей, которые начнут расти как снежный ком, погружая человека во все более глубокое состояние отчаяния. Ведь самое главное, что требуется человеку, чтобы не впасть в это болезненное состояние – это продолжать бороться, или, в тех случаях, когда это невозможно – принять новую реальность, смириться с ней и начать искать в ней свои радости и свое счастье.

    Аргументы к итоговому сочинению по направлению “Надежда и отчаяние”.

    Отчаяние.
    Иногда отчаяние можно оправдать, ведь в жизни бывают действительно безвыходные ситуации. Например, герои пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» из среды московского дворянства полностью убедили Чацкого в невозможности перемен в России. Фамусовское общество не только не слушало критики в свой адрес, но и объявило критика сумасшедшим, признав все его доводы бредом. Такое непроходимое и беспринципное невежество ошеломило героя: он не был готов к такому приему. Убедившись в бесполезности своих прогрессивных речей и аргументов, он махнул рукой на Москву и зарекся туда возвращаться. Его можно понять, ведь все попытки образумить этих людей свелись к ненужным спорам в гостиных, которые все равно ничего не изменят, так как в фамусовском обществе нет самого главного – желания развиваться.
    Нельзя отчаиваться на пути к цели, иначе она никогда не будет достигнута. Так, герой повести Н.В. Гоголя «Шинель», став жертвой кражи, не стал добиваться справедливости. Когда он получил вместо помощи грубый крик должностного лица, он потерял веру в решение проблемы и ушел ни с чем. От горя и потрясений, а также от холода северной столицы, он скончался, так и не добившись справедливости, хотя чиновник после своей выходки осознал неправоту и готов был бы помочь просителю. Если бы Акакий Акакиевич боролся за свою вещь и за свои гражданские права, а не убегал при первой же неудаче, он мог бы стать не маленьким, а значительным человеком. Именно отчаяние свело его в могилу еще при жизни, когда он не мог за себя постоять и бездействовал в любой непонятной ситуации.
    Отчаяние – не выход из ситуации, а вход в тупик. Это доказывает А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель». Самсон Вырин, потеряв дочь, поехал искать ее, но наткнулся на грубость Минского и непонимание Дуни. Ротмистр, совративший его дочь, просто дал ему денег и отправил прочь. Герой выбросил деньги за позор дочери, нашел ее квартиру и наведался туда, но оттуда его выгнали на улицу. Не вняв совету жаловаться на Минского, Самсон вернулся домой. Постепенно он опустился и спился, ведь дочь не писала и не приезжала к нему. Старика погубило его отчаяние, и вскоре он умер. А ведь если бы он сам проявил инициативу, то смог бы добиться ответа от Минского и уважения дочери.
    Отчаявшееся люди не могут обрести счастья и гармонии с собой. Так, герой повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» много лет безответно любил одну женщину, но после его подарка в день именин ему запретили досаждать ей письмами. Брат и муж Веры пришли к нему и попросили не компрометировать княгиню. Желтков согласился на это из любви к избраннице и попросил лишь возможности попрощаться. После прощания и последнего письма Георгий покончил с собой. Он отчаялся, потеряв последнюю нить, связывающую его с дамой сердца. В таком эмоциональном состоянии он просто не мог продолжать жить.
    Иногда человеку необходимо пережить отчаяние, чтобы возродиться из пепла разочарования к новой жизни. Так произошло и с героиней романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна полюбила мужчину и решила сама признаться ему в любви в письме. Однако избранник не смог ответить ей взаимностью, потому что не хотел связывать себя семейными узами и портить жизнь молодой девушки своей холодностью. Он отказал Татьяне, вернув письмо. Героиня очень переживала и едва могла владеть собой, ведь удар был слишком болезненным. Но прошли годы, и она вышла замуж за доброго и ласкового человека, который полюбил ее. Пережив отчаяние, Татьяна смогла стать твердой, мудрой и самодостаточной женщиной, которая знала цену любви. Пережив тяжелое признание, она сама смогла отказать Евгению, зная по опыту, что он утешится и сможет найти себе вторую половинку.

  6. В чем заключается истинное счастье? Этим вопросом каждый человек, наверняка, задается хотя бы один раз в жизни, но, к сожалению, крайне редко находит точный ответ. Ведь даже для самого себя очень трудно выбрать единственно верный путь. В конце концов трудно точно определить то, чего хочется на самом деле. С другой стороны, никто не утверждает, что исполнение всех желаний приносит счастье. Не зря же часто повторяют: «Бойтесь своих желаний, ведь они могут и сбыться». Слишком часто человек, выбирая, казалось бы, меньшую из зол, внезапно осознает, что сделал наихудший выбор.
    Но это вопросы больше о желании и характере человека, то есть то, что делает его выбор и представление о счастье особенными. Но есть ведь то, что если не является первостепенно важным, однако все же необходимо для полноценной жизни. Размышляя о различных добродетелях человека, я пришла к выводу, что более всего человеку необходимо развитие, действие. Мне кажется, нормальный человек не может провести целую жизнь, ленясь и не желая сталкиваться с реальностью.
    В литературе есть множество персонажей, не представляющих свою жизнь в бездействии. Если присмотреться, то это каждый счастливый персонаж, но обратимся к тому, в ком энергия действительно кипит.
    Дома новы, но предрассудки стары.
    Порадуйтесь, не истребят
    Ни годы их, ни моды, ни пожары.
    Так говорит Чацкий в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Этот герой не раз доказывал, что жизнь счастливая не возможна в лености и безделье. Чацкий, как представитель нового поколения, не может и секунды провести в бездействии.
    Что нового покажет мне Москва?
    Вчера был бал, а завтра будет два,
    Тот сватался — успел, а тот дал промах,
    Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
    Чацкий смело осуждает и старые нравы, и их представителей. Он не терпит праздного времяпрепровождения. Путешествует, много читает, он постоянно в движении.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!..
    Чацкий вернулся в Москву из длительного путешествия, в неизвестные страны же он и удаляется. За свое короткое пребывание в Москве он многое смог изменить силой духа и своей энергией.
    Конечно, Чацкого нельзя назвать совершенно счастливым человеком, но в постоянном действии он находит определенное удовлетворение. А в лености и праздности он бы вовсе увял.
    Но Чацкий так же доказывает нам, что для счастья все же мало деятельной натуры и жизни в постоянном движении. Счастья достичь очень трудно, а бесцельная трата времени вовсе не способствует этому.
    Однако, есть в литературе один весьма необычный персонаж, который, казалось бы, является прямым опровержением высказывания Достоевского.
    Илья Ильич Обломов совершенно не любил действовать. Полежать, подумать, помечтать — любимое его занятие, а решится на что-то, вести деятельную жизнь… Это далеко не то, что делает Обломов.
    Однако, стоит присмотреться внимательней к повседневной жизни Обломова, настолько ли уж она статична? Ведь и человек, который не приспособлен к физическому труду, все же может найти возможности к развитию, к каким-то действиям. Пусть они будут лишь плодом его воображения. Человек активный не может сидеть, сложа руки, ему необходима работа, движение. Другому же наоборот не нужно ничего более спокойного разговора с другом, интересной книги, а иному и собственного воображения достаточно. Ведь и действие оно для каждого свое, все-таки все в этом мире относительно.
    «Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием», — так описывает своего героя Гончаров в романе «Обломов».
    Обломов в литературе является персонажем, хотя и необычным, однако очень, если можно так сказать, милым, уютным и домашним. С ним никак не сочетается слово «движение», «действие». Скорее «покой» и «умиротворенность».
    Пусть жизнь их была сосредоточена на безучастном созерцании мира, пусть не стремились они его изменить и улучшить, не бежали и никуда не спешили. Однако это никак не мешало им быть счастливыми, даже наоборот, именно такой уклад жизни основу того самого «обломовского» счастья и составлял.
    Дело в том, что движение и развитие присущи даже таким Богом забытым местам. В Обломовке все идет своим чередом: одно время года сменяет другое, солнце невозмутимо вершит свой путь, а обитатели этого края устраивают жизнь. Завтрак, молитвы, обед и послеобеденный сон… они не могут представить свою жизнь без этих привычных хлопот.
    «Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе».
    У каждого определенное дело, своя обязанность, то, без чего жизнь его станет скучной и бессмысленной, счастье упорхнет, махнув на прощанье прозрачным крылышком.
    Стереотип жизни, схему будущего своего существования и понятия о счастье формировались в Обломове соответственно тому порядку жизни, к которому он был приучен с детства. Однако же, вряд ли он смог жить, не делая абсолютно ничего. Не будь его «плана», который постоянно надо обдумывать, или Захара, за которым все время нужно следить, или тех гостей, с которыми и поговорить, и помолчать можно. Обломов тоже не мог бездействовать, потому и был счастлив, по-своему, но счастлив.
    Счастье — неверный спутник, и не стоит гнаться за ним всю свою жизнь, порой лучше ловить момент. Но если человек умеет приручить этого невиданного зверя, то многие проблемы решаются сами собой. Но для этого нельзя сидеть, сложа руки, и ждать чуда. Никто не добудет тебе удачи или ума, кроме тебя самого, никто не сделает тебя счастливым без твоего участия. Бездействовать и лениться — значит обречь себя на безрадостную тусклую жизнь.

  7. 7
    Текст добавил: Талантливые Нюшата

    Для того, чтобы справиться с первым испытанием экзаменационного марафона  2019-2020 года, опытные педагоги рекомендуют тщательно проработать все возможные темы итогового сочинения. Но, если вы понимаете, что не успеете качественно подготовиться по всем пяти направлениям, выберите два наиболее близких и понятных, и максимально подготовьтесь именно по ним.
    Почему именно два? Все просто – в рамках каждого из направлений есть как простые и легкие темы, так и более сложные, с «подводными камнями». Если готовиться целенаправленно по одному направлению, не исключена возможность того, что выпадет именно не самая удачная тема, но выбора уже не будет.
    Итак, предлагаем ознакомиться с тем, какие направления и темы могут встретится 11-классникам на экзамене 2019-2020 года, а также списком литературы, который эксперты рекомендуют рассматривать в качестве источников аргументов для итогового сочинения.

    Добро и зло

    Разбор тем мы не случайно начнем именно этого направления. Если вы ищите максимально простой путь, то рассуждение о добре и зле – ваш вариант.
    Все просто – практически в каждом литературном произведении, большом или маленьком, пера отечественного или зарубежного автора, поднимается проблематика борьбы добра и зла. А это значит, что подобрать аргументы будет максимально просто.
    Среди тем данного направления, которые могут быть вынесены на итоговое сочинение 2020 года, представлены:
    Что такое добро?
    Доброе – это объективное или субъективное понятие?
    Добрыми рождаются или становятся?
    Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
    Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
    Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
    Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причиненное другим?
    Может ли зло помочь человеку понять себя?
    Можно ли оправдать зло?
    Всегда ли зло совершается намеренно?
    Могут ли злые люди совершать добрые поступки?
    Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
    Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
    Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
    Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений (по 1-2 произведениям).
    Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского Родиона Раскольникова?
    Как вы понимаете смысл фразы: «Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели».
    Согласны ли вы с Сократом в том, что «высшая мудрость – различать добро и зло»?
    Согласны ли вы с утверждением: «Триумф зла – бездействие доброго человека»?
    Согласны ли вы со словами У. Шекспира «путем зла не доходят до добра?»
    В качестве источника аргументов можно использовать такие произведения:

  8. Добрый вечер. Есть вещь, которую природа не терпит — это бездействие человека. Если, мы перестаем использовать какую — нибудь мышцу тела, то она атрофируется и становится бесполезной. Этот же закон применим и к нашему мозгу. Так вот, либо мы используем свой ум для достижения своих целей, либо природа вмешивается и использует его для выращивания урожая негативных обстоятельств.
    И здесь Вы можете сделать свой выбор: либо взять под контроль силу своих мыслей, либо попасть под влияние нежелательных случайностей.
    Но, сидеть и не двигаться с места, думая, что Вы сможете оградите себя от этих двух пунктов, то ошибаетесь, Вы не сможете. Это будет заблуждением.
    Природа дает нам возможность самим составить план для достижения целей. И за все приложенные усилия, она обязательно вознаградит. Но природа не поощряет бездействие и всегда наказывает за него.
    А теперь, давайте рассмотрим какие есть вознаграждения и наказания:
    ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ, для тех кто контролирует свои мысли.
    1. возможность двигаться вперед
    2. крепкое здоровье
    3. финансовая независимость
    4. любимая работа, которая позволяет реализовать свой потенциал
    5. душевное спокойствие
    6. вера
    7. дружба
    8. долголетие
    9. мудрость, чтобы понять себя и других
    НАКАЗАНИЕ, которые могут понести те, кто не хочет контролировать свои мысли
    1. бедность и страдания
    2. душевные и физические недуги
    3. самоограничения, которые вынуждают Вас оставаться посредственностью до конца своих дней
    4. страх
    5. неприязнь к работе, которой Вы занимаетесь
    6. много врагов, мало друзей
    7. постоянные тревоги
    8. подчинение людям, которые управляют и манипулируют Вами
    9. бесцельная жизнь, которая не помогает сделать людей лучше и счастливее
    Есть пословица, которая гласит, что «Успех притягивает успех, а неудача притягивает новые неудачи».
    Теперь, Вы знаете куда приводит бездействие человека. А также ознакомились с перечнем вознаграждений и наказаний, осталось только решить, что выберите Вы?
    ИСТОЧНИК

  9. когда два крестьянина вынуждены стеречь мертвое тело, во втором повествуется о скучной поездке на почтовой тройке, в третьем — о длинном и ничем не примечательном путешествии старика и его сына с целью продать быков.
    Эти рассказы лишены ярких, запоминающихся, «острохарактерных» персонажей, наоборот, героями их становились самые простые люди, не отличающиеся ни незаурядными талантами, ни возвышенным образом мыслей, ни даже сколько-нибудь широким кругозором. События этих рассказов подчеркнуто случайны, малоинтересны, мало замечательны. Общее настроение мрачное, даже угрюмое…
    В чем же специфика этих рассказов, в чем их ценность? Думается, именно в том, что посредством эстетики, кратко охарактеризованной нами выше, и соответствующего отбора материала Чехов стремился показать, что большая часть русского народа живет в таких условиях, которые способны погасить в человеке любые возвышенные устремления, в условиях, которые отупляют ум, огрубляют сердце, заставляют думать лишь о сиюминутном. Спустя десятилетие Чехов выразил эту же мысль, вложив в уста художника — героя рассказа «Дом с мезонином» — такие слова: «Весь ужас их [крестьян] положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своем образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые завалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить»12. Именно эти тревожные черты русской жизни особенно остро проявились, когда Чехов совершил путешествие на остров Сахалин, где тяжелые условия жизни людей были доведены до высшей степени.
    Разумеется, при таких обстоятельствах и в такой среде редко может появиться человек, готовый бросить этому вызов, готовый подняться над толпой, увлечься большими идеями и устремиться к отдаленным целям. Таким образом, в указанной серии рассказов Чехов коснулся серьезной проблемы, размышления над которой постепенно привели его к мыслям о том, что одно из важных достоинств человека — эта внутренняя энергия («желать»), которая не позволит ему сдаться и отказаться от стремления к идеалам.
    Другой тип рассказов середины 1880-х годов — это рассказы, где Чехов касается проблемы активности человека в стремлении обрести настоящую любовь. Сюда можно отнести произведения «Верочка» (1887) и «Рассказ госпожи (1887).
    В рассказе «Верочка» сюжет построен на том, что молодая одинокая девушка-дворянка объясняется в любви приехавшему из города статистику Огневу. Однако Огнев, незадолго до взволнованного признания Верочки говоривший именно о том, что до сих пор не встретил свою любовь и что с ним не приключалось никаких романтических историй, при искренних словах девушки теряется, не знает, что ему делать, говорит сухие, книжные фразы: «…должен сказать, что… счастье основано на равновесии, то есть когда обе стороны… одинаково любят…»13. Обидев Верочку своим неловким отказом, Огнев, опомнившись и поняв, что Верочка — прекрасная девушка и что таких, как она, он никогда не встречал и вряд ли встретит, пытается объяснить себе, в чем же причина его неуверенности, отсут-
    12 Чехов, 1974-1983ЛХ, 184.
    13 Чехов 1974-1983/У1, 79.
    ствия готовности пойти навстречу любви. И он приходит к мысли, что причина всего в том, что он рано отказался от поисков счастья («Старость в 30 лет!»)14, а также «в бессилии души, неспособности воспринимать глубоко красоту, ранней старости, приобретенной путем воспитания, беспорядочной борьбы из-за куска хлеба, номерной бессемейной жизни»15.
    То есть Чехов для объяснения человеческого несчастья и пассивности пытается найти не только психологические причины, но и причины социальные, что роднит рассказ «Верочка» с упомянутой выше серией произведений о беспросветно-однообразной жизни, куда входят «Холодная кровь» и др.
    Другое произведение на ту же тему, на которую написана «Верочка», — «Рассказ госпожи №№>. Здесь повествуется о более трагическом положении, нежели в первом рассказе. В «Верочке» мы видим только неудавшуюся любовь молодых людей, но их дальнейшая судьба читателю неизвестна, а в «Рассказе госпожи перед нами разворачивается целая жизнь, которая прошла без счастья для двух людей — исправляющего должность судебного следователя Петра Сергеича и дворянки — госпожи NN от лица которой ведется повествование. Упустившие в молодости возможность обрести счастье и семью, эти люди медленно стареют, лишь предаваясь приятным воспоминаниям. Каждый из них виноват по-своему: Петр Сергеевич в том, что не проявил достаточно активности в борьбе за свою любовь, а госпожа NN — в том, что вела себя слишком высокомерно и по молодости ценила больше не любовь, а дающие ей чувство покоя и комфорта знатность и богатство: «…главное, что я знатна и богата, — знатна и богата — как это хорошо, боже мой!..»16.
    Уже в старости, пытаясь найти причины их неудавшейся жизни, госпожа NN обвиняет и себя, и Петра Сергеича в безынициативности: «В городе мы сильнее чувствовали стену, которая была между нами: я знатна и богата, а он беден, он не дворянин даже, сын дьякона, он исправляющий должность судебного следователя и только; оба мы — я по молодости лет, а он бог знает почему — считали эту стену очень высокой и толстой… Нет такой стены, которой нельзя было бы пробить, но герои современного романа, насколько я их знаю, слишком робки, вялы, ленивы и мнительны, и слишком скоро мирятся с мыслью о том, что они неудачники, что личная жизнь обманула их; вместо того чтобы бороться, они лишь критикуют…»17. Чехов снова заостряет здесь внимание на социальных причинах, но они все же преодолимы: все зависит от активности человека, его решимости и готовности бороться за свое счастье. Однако автор указывает и на другие причины: психологические особенности его современников: «робки, вялы, ленивы и мнительны»18. Опять же — что это: следствие особенностей эпохи («герои современного романа» — курсив наш — Н.Т.)? Ответ не может быть дан однозначно. (Интересно, что Михаил Павлович Чехов, тоже писатель, хотя и не столь талантливый и знаменитый, как его брат, обращался к этой же теме в рассказе «Осень» (1902), где изобразил стареющую женщину, которая поняла, что в молодости по своей вине упустила большую любовь.)
    14 Чехов 1974-1983/У1, 79.
    15 Чехов 1974-1983/У1, 80.
    16 Чехов 1974-1983/У1, 451-452.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *