Интересно, есть ли человек, который с первого же раза даст точное определение на термин — духовности человек. Думаю, это вопрос ни так легок, как кажется на первый взгляд. Вокруг этого качества всегда витало много вопросов, споров и пререканий, но найти одно подходящее объяснение не возможно. Каждый человек понимает духовность по своему, однозначно можно лишь утверждать, что это что-то хорошее и правильное.
И пусть мы не можем точно сказать, что значит быть духовным, вместо этого лишь приводим общие критерии вроде — образования, доброты и гуманности, за то каждый из нас может сказать, что такое бездуховность.
В последнее время к этому вопросу уделяли большое внимание. Ведь много столетий назад, духовность не являлась главной составляющей характера человека. О ее существовании не догадывались, люди жили инстинктами и своими страхами. Время шло, десятилетия сменялись столетиями, ценности людей подверглись сильным изменениям. Человечество пришло к пониманию морали, уже после появилось слово духовность. В нашем, современном мире, мы можем наблюдать стремительный спад духовности человека. Но как с этим бороться и существует ли лекарство от мерзкой хвори?!
В реальной жизни мы можем увидеть тысячи примеров бездуховного поведения человека. Но на данные примеры мы привыкли смотреть с одной стороны, исключая объективность и не понимая причины проблемы. Другое дело литература, в которой авторы во всех красках могут показать нам примеры бездуховности личности. Данная проблема всегда волновала умы русских поэтов и прозаиков, одним из таких писателей является Д.И. Фонизин со своим великим произведением «Недоросль».
Комедия рассказывает о жизни обыкновенной дворянской семьи 18 века. Тогда образование ценилось очень низко, оно было лишь поводом похвастаться и выделиться среди остальных. Митрофанушка, мальчик, который совершенно ни на что не способен. Он постоянно отвлекается от уроков, не признает доброты и считает себя лучше чем он есть на самом деле. Такая личность служит ярким примером бездуховности человека, но все же Митрофанушка слишком молод, что бы самостоятельно прийти к безнравственности и жестокости. Большое влияние в этом, ему оказывает родная мать, госпожа Простакова. Она является наилучшим примером абсолютной потери духовности. Женщина — зла, несправедлива, глупа и жестока. То, как она обращается со своими слугами собственным мужем, показывает нам ее самой худшей стороны.
Главная проблема этого персонажа в том, что она выросла в подобной обстановке, где не ценились человеческие качества. В ее семье, как в любой дворянской, огромное внимание уделялось титулам и состоянию кошелька, только эти две составляющие могли показать человека с лучшей стороны. Прошло два столетия, а мир ни на шаг не сдвинулся с мертвой точки.
В наше время молодежь привыкла уделять внимание совсем ни тем качествам, которыми должен обладать человек. Такое отношение в будущем может привести к большим проблемам, ведь именно в младшем поколении состоит наше с вами будущее. Дети перестали читать, они не видят примеров настоящей духовности человека. Не понимаю, какое великое добро оно несет за собой.
Как я считаю, добиться духовности очень сложно. В мире существует сотни соблазнов, которые мешают человеку смотреть на все ясными глазами. Но изменит это возможно, главное очень сильно стараться. Для начало нужно определить для себя, что по моему мнению является духовность. Только обретя ее, человек будет состоять в гармонии с собой и со всем миром. Давайте же не будет пропускать бездуховность в наши жизни, будем больше читать и учиться у великих русских классиков, как нужно жить правильно и честно.
Бездуховность – одна из самых больших проблем современного общества. Традиционно под бездуховностью принято понимать отсутствие у человека высоких жизненных стремлений, принципов, идеалов бытия, чувство возвышенности. К сожалению, при взгляде на многих современных людей складывается впечатление, что они совершенно бездуховные, это имеет много разных проявлений.
Самым ярким примером бездуховности в жизни человека является приоритет личного над общественным. Сегодня жизнь складывается так, что очень многие люди совершенно не задумываются
о всеобщем благе. Все стремятся стать успешными лично – хотят обеспечить себе сытую и довольную жизнь любой ценой, не задумываются о большие ценности современности и о других людях, которые иногда чего-то сильно нуждаются.
Например, люди не уделяют достаточно внимания тем, кому нужна их помощь. Бездуховные люди стараются спрятаться от уплаты налогов, не хотят участвовать в общественно полезных мероприятиях, всегда удаляются от общества, чтобы быть только наедине и не чинить никаких полезных действий в обществе. Впрочем, общество очень быстро определяет таких людей и применяет по отношению к
ним справедливые меры ответственности. Нередко бездуховность ассоциируются с моральными правилами нашего общества. В этом есть определенная логика.
Действительно, аморальные люди зачастую также является и бездуховними, такими, которые нарушают естественные правила общежития людей. Например, одним из основных правил современного украинского общества является чрезвычайное уважение к старости и пожилых людей. Но бездуховные люди не только не показывают достаточно уважения старшим людям.
Более того, они очень часто забывают о собственных родителей, когда те так сильно нуждаются в их помощи. В целом бездуховные люди очень часто демонстрируют полное пренебрежение к любым правилам морали.
Вряд ли стоит считать ярким примером бездуховности отсутствие веры в Бога. Все дело в том, что в современном мире вера в Бога сильно атрофировалось. Многие люди не просто верят в Бога и одновременно с этим совершают преступление против человека и общества, они еще и прикрываются своей верой, чтобы уйти от заслуженной ответственности. В то же время среди атеистов сегодня действительно очень много моральных людей, которые несут ответственность за себя и за общество. Бездуховность вредит обществу, особенно если учесть ее современные размеры.
В то же время достаточно сложно бороться с ней, ведь бездуховные люди обычно не нарушают законов и прямо не вредят государству. Единственное эффективное средство для борьбы с бездуховностью – бойкот бездуховных людей, отказ от коммуникации и взаимодействия с ними.
Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно. Я не берусь давать точные определения того, что такое «бездуховность». Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомленности.
Техника заполонила собой все и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. Но природа не терпит пустоты. Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить ее. Заменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. Это многое обладает одним свойством — страшной агрессивностью. Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии.
Лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности — спокойно противопоставить ей духовность, культуру. Агрессивность происходит от потребности в деятельности. Это деятельность в чистом виде, без содержания. Жажда деятельности — естественное свойство человека. Ее нужно вооружить полноценным содержанием. Именно культура дает достойное, высокое содержание этой жажде активности. Благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает полезные формы — полезные и для общества в целом, и для отдельной личности. Необходимо противопоставить агрессивности неагрессивную но своей природе культуру. Настоящая культура не нуждается для своего развития в насилии. Она сама в себе несет притягательность. Она никого не отталкивает, но всех приглашает. Поэтому-то культура вечна и дает выход жаждущему деятельности человеку.
Что такое культура, которую можно противопоставить агрессивной «массовой» полукультуре? Есть понятия, которые с трудом поддаются определению. Тем более неоднозначно такое явление, как культура. Культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества. Сколько различных оттенков в понимании культуры во всех этих словосочетаниях!
Возьмем только одно, необходимое нам в дальнейшем словосочетание — «классическая культура» или даже проще: «классика» — и остановимся на классических произведениях. Классические произведения — это те, что прошли испытание временем, те, что остались современны и для нас.
Классика — это то, что остается постоянным в мировой культурной традиции, продолжает участвовать в жизни культуры. А самое главное — она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека, который к ней приобщается, причащается ей. В каком смысле «содержательнее»? Содержательнее культурным опытом. Классические произведения литературы позволяют прожить не одну жизнь. Классическая поэзия обогащает человека своим лирическим опытом, обладает врачующими свойствами.
Культурный человек — это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т. д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому, стал это чужое понимать. Отсюда приобрел уважение к другим народам, к их культуре, верованиям.
Итак, люди, ставшие терпимее к чужому на основании знаний бессмертного в искусстве и в философии, умеющие открывать на основании своих знаний и культурного опыта новые ценности в прошлом и настоящем, — это и есть люди культуры, интеллигенты. Интеллигенты — это не просто люди, занятые умственным трудом, имеющие знания или даже просто высшее образование, а воспитанные на основе своих знаний классической культуры, исполненные духа терпимости к чужим ценностям, уважения к другим. Это люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность. Интеллигента можно узнать по отсутствию в нем агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения. Агрессивен только полуинтеллигент, теряющий себя в шаманизме «массовой культуры».
1. Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»
В пьесе поднимается проблема бездуховности подрастающего поколения. Выпускники приходят к учителю математики с целью получить ключ от сейфа, в котором хранятся экзаменационные работы. У каждого веская причина исправить и подменить работы, обоснованная желанием лучшей жизни завтра. Их лицемерие просто зашкаливает. Они приносят торт, цветы и подарок, чтобы поздравить учительницу с днём рождения. Рассчитывая, что Елена Сергеевна от обилия подношений посчитает себя обязанной пойти навстречу выпускникам, они удивлены, что учитель вдруг категорически откажется участвовать в подобном мероприятии. Раззадорившись, они подвергают учителя обыску, обшаривая её одежду и квартиру. Они не понимают, какому унижению подвергают немолодую женщину, какую боль причиняют человеку. Ключ не найден. Но поступок заканчивается трагично: женщина не выдерживает подобного издевательства. Она умирает.
2. Р. Брэдбери «Вельд»
Привыкшие получать только удовольствия, наслаждения, живущие за счёт родителей в доме, который делает всё, вплоть до зашнуровывания ботинок, Питер и Венди потеряли нравственные ориентиры. Они считают требования родителей необоснованными. Их мыслями и чувствами владеет детская комната, которая отражает детское сознание и каким-то удивительным образом реализует мечты. Дети возненавидели родителей, решивших выключить комнату и увезти их подальше от технологического прогресса поближе к природе. Обманом они заманили родителей в комнату и скормили их львам, которые стали реальными.
3. В.П. Астафьев «Людочка»
Главная героиня волею судеб оказывается в городе, где царствует расчёт. Ежевечерне она проходит через парк Вэпэвэрзэ, насаженный в пятидесятые годы, заброшенный и загаженный в семидесятые. Какие-то чиновники решили проложить через парк трубу вырыли канаву, трубу проложили, а закопать забыли.
Черная, с кривыми коленами, будто растоптанный скотом уж, лежала труба в распаренной глине, шипела, парила, бурлила горячей бурдой.
Вокруг образовалась огромная лужа, в которую сбрасывали котят, дохлых поросят и прочую нечисть и отходы. На фоне такого «парка» проходило детство и жизнь людей этого городка. Здесь среди смрада и нечистот было совершено преступление: изнасилование девушки. Стрекач и его подопечные словно пропитались этим воздухом. Среди нечистот и отбросов не может быть светлых и правильных чувств. На помойке не живут люди, только паразиты.
4. Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро»
Одноклассники ненавидят девочку, ученицу своего класса. Их презрение – слепо. Они видят её заношенную одежду, её рыжие волосы, и всё это раздражает их. Особенно её пение, когда она на лодке выплывает на середину озера и начинает петь высоким голосом, который им кажется завыванием. Никто не видит в ней человека. А она прощает им всё. Удивительно то, что девочка не сломалась, ей было тяжело: с ней никто не общался, все презирали, издевались как-то мелочно, гадко. Все считали себя людьми первого сорта, Светка вне общности людей. Она не подходила под их вещный мир. Счастье в том, что девочка сумела подняться над бездуховностью, пустотой своего класса, «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».
5. А.И.Солженицын «Матрёнин двор»
Центром повествования в рассказе является Матрёна – женщина, прожившая трудную неоднозначную жизнь. Автор в конце рассказа называет Матрёну праведником. Не праведницей, а праведником! Она прожила жизнь, отдавая людям всё, что она имела: добро своего сердца, чистые помыслы, труд, щедрость души. После её смерти, набежавшие соседки делят оставшееся добро: тряпки, фикусы, козу и кота. Они не стесняются говорить о ней нелестно, что не накопила благосостояния, не обзавелась добром, скарбом. Никто не говорит о том, сколько времени она отработала на их огородах, помогая по хозяйству, сколько здоровья потеряла. Вещи заменяют память о добром и щедром душевно человеке. Так вещное заменяет духовное.
Бездуховность — одна из самых больших проблем современного общества. Традиционно под бездуховностью принято понимать отсутствие у человека высоких жизненных стремлений, принципов, идеалов бытия, чувство возвышенности. К сожалению, при взгляде на многих современных людей складывается впечатление, что они совершенно бездуховные, это имеет много разных проявлений.
Самым ярким примером бездуховности в жизни человека является приоритет личного над общественным. Сегодня жизнь складывается так, что очень многие люди совершенно не задумываются о всеобщем благе. Все стремятся стать успешными лично — хотят обеспечить себе сытую и довольную жизнь любой ценой, не задумываются о большие ценности современности и о других людях, которые иногда чего-то сильно нуждаются. Например, люди не уделяют достаточно внимания тем, кому нужна их помощь. Бездуховные люди стараются спрятаться от уплаты налогов, не хотят участвовать в общественно полезных мероприятиях, всегда удаляются от общества, чтобы быть только наедине и не чинить никаких полезных действий в обществе. Впрочем, общество очень быстро определяет таких людей и применяет по отношению к ним справедливые меры ответственности.
Нередко бездуховность ассоциируются с моральными правилами нашего общества. В этом есть определенная логика. Действительно, аморальные люди зачастую также является и бездуховними, такими, которые нарушают…
естественные правила общежития людей. Например, одним из основных правил современного украинского общества является чрезвычайное уважение к старости и пожилых людей. Но бездуховные люди не только не показывают достаточно уважения старшим людям. Более того, они очень часто забывают о собственных родителей, когда те так сильно нуждаются в их помощи. В целом бездуховные люди очень часто демонстрируют полное пренебрежение к любым правилам морали.
Вряд ли стоит считать ярким примером бездуховности отсутствие веры в Бога. Все дело в том, что в современном мире вера в Бога сильно атрофировалось. Многие люди не просто верят в Бога и одновременно с этим совершают преступление против человека и общества, они еще и прикрываются своей верой, чтобы уйти от заслуженной ответственности. В то же время среди атеистов сегодня действительно очень много моральных людей, которые несут ответственность за себя и за общество.
Бездуховность вредит обществу, особенно если учесть ее современные размеры. В то же время достаточно сложно бороться с ней, ведь бездуховные люди обычно не нарушают законов и прямо не вредят государству. Единственное эффективное средство для борьбы с бездуховностью — бойкот бездуховных людей, отказ от коммуникации и взаимодействия с ними.
Сочинение по тексту:
Свойственна ли людям абсолютная бездуховность? Над этим вопросом размышляет А. Добрович в предложенном для анализа тексте.
Раскрывая данную проблему, автор дает нам несколько «примет бездуховности». Главные из них – нарушение личных границ, выражающееся в навязывании советов, оценке мотивов поведения, бестактности. Некоторым людям даже не приходит в голову, что кому-то может быть больно от их бесцеремонности. Они меряют всех на свой аршин и не сомневаются, что такой-то ваш поступок продиктован, например, жаждой наживы, и ничем иным. По мнению Добровича Анатолия Борисовича, «абсолютная бездуховность» – большая редкость, наиболее часто мы сталкиваемся с людьми, «сорвавшимися» в это состояние.
Позиция автора выражена довольно ясно: бездуховность – это состояние одной и той же личности, один из её возможных обликов. Абсолютно бездуховные люди встречаются достаточно редко. Чаще мы сталкиваемся с проявлением бесцеремонности в поведении человека в какой-либо ситуации.
Я, конечно, согласна с мнением автора. Примеров отсутствия духовности мы видим множество как в жизни, так и в литературе.
Таковы родители девочки в повести А.Алексина «Раздел имущества». В целом – люди хорошие, но их поведение по отношению к бабушке, которая в буквальном смысле поставила их дочку на ноги, бездуховно и возмутительно.
В повести «Безумная Евдокия» того же автора мы видим, что Евдокия Савельевна живет ради своих учеников. Настоящий подвижник дела, человек большой души,- такой А.Алексин представляет нам учительницу. Но в какой-то момент ее поведение являет собой пример бездуховности: в присутствии мамы Оленьки Евдокия обзванивает морги в поисках потерявшейся девочки. Не стоило это делать при матери, у которой тяжелое заболевание сердца…
Таким образом, действительно, чаще мы сталкиваемся не с полностью бездуховными людьми, а с теми, кто проявляют это качество лишь в отдельных ситуациях. Текст А. Добровича:
(1)Что такое духовность?.. (2)Может быть, для начала следует задать вопрос полегче? (3профессиональные размышления врача-психиатра время от времени приводят меня к вопросу о бездуховности. (4)3а этим, тоже, кстати, весьма смутным понятием стоит уже нечто поддающееся охвату мыслью. (5)В отличие от духовности – явления, по всей видимости, необъятного.(б)Выслушиваю историю пациентов, и странный диагноз приходит в голову: невроз от столкновения с бездуховностью! (7)Попробую развернуть приметы бездуховности.(8)Проявляется она прежде всего в отношениях между людьми.(9)В том, что человек не может или не хочет поставить себя на место другого. (10)Но здесь требуется оговорка: мы иногда путаем способность разобраться в другом со способностью понять его. (П)Разобраться – значит попросту установить, что, например, вашему знакомому тоскливо. (12)При этом у вас могут возникнуть разные предположения о причинах его тоски, и вы будете довольно бесстрастно перебирать в уме эти предположения.(13)Всё это ещё далеко от понимания, понять – это не только установить, что кому-то не очень хорошо, но и почувствовать это. (14)Понимание бывает в двух случаях. (15)Либо вы по натуре отзывчивый человек и вам представляется, что всё происходящее с окружающими происходит и с вами.(16)Либо вы человек каких угодно качеств, а всё дело в том, что ваш знакомый вам дорог, тогда он стал как будто частью вашего «я». (17)Это превращение другого в неотъемлемую часть вашего духовного мира психологи с начала XX века называют интроекцией.(18)Дружба и любовь в истинном понимании слова немыслимы без интроекции, иначе это только яркий суррогат этих чувств. (19)Нет интроекции – остаётся наполовину осознанный, наполовину интуитивный поиск «выгод», которые нам может дать дружба с тем или иным лицом.(20)Сам по себе этот поиск нормален и составляет некую сторону приспособительной деятельности человека. (21)Но если мы ищем только выгод, мы не вполне люди.(22)Бездуховность обнаруживает себя, когда люди не испытывают ни малейшего смущения, вторгаясь в ваши личные дела, объясняя вам мотивы ваших действий, порицая вас и давая советы. (23)Когда они фантастически бестактны. (24)Когда им не приходит в голову, что кому-то может быть больно от их бесцеремонности. (25)Они меряют всех на свой аршин и не сомневаются, что такой-то ваш поступок продиктован, например, жаждой наживы, и ничем иным. (26)Ну а если иным? (27)Тогда они вертят пальцем у виска и громко смеются.(28)Итак, ещё одна примета бездуховности – неспособность понимать какие бы то ни было мотивы, кроме самых элементарных.(29)Все эти проблемы обсуждает наша пресса. (ЗО)Но мне хотелось выделить более узкое понятие, с которым может работать психолог, врач.(31 )Абсолютно бездуховные люди – большая редкость. (32)Бездуховность, скорее, состояние, которое представляет собой одну из многих форм существования одной и той же личности, один из её возможных обликов.(ЗЗ)Есть люди, побуждаемые обстоятельствами войти именно в эту «роль».(34)Это своего рода срыв, и потом они возвращаются к своему обычному облику. (35)Но человек, которому пришлось столкнуться с «сорвавшимся»,уже не забудет, каким тот выглядел тогда. (36)Не забудет и, возможно, не простит.(37)Рецепта против бездуховности нет. (38)3ато мы можем понять её истоки, объяснить людям, с чем они имеют дело.
Интересно, есть ли человек, который с первого же раза даст точное определение на термин — духовности человек. Думаю, это вопрос ни так легок, как кажется на первый взгляд. Вокруг этого качества всегда витало много вопросов, споров и пререканий, но найти одно подходящее объяснение не возможно. Каждый человек понимает духовность по своему, однозначно можно лишь утверждать, что это что-то хорошее и правильное.
И пусть мы не можем точно сказать, что значит быть духовным, вместо этого лишь приводим общие критерии вроде — образования, доброты и гуманности, за то каждый из нас может сказать, что такое бездуховность.
В последнее время к этому вопросу уделяли большое внимание. Ведь много столетий назад, духовность не являлась главной составляющей характера человека. О ее существовании не догадывались, люди жили инстинктами и своими страхами. Время шло, десятилетия сменялись столетиями, ценности людей подверглись сильным изменениям. Человечество пришло к пониманию морали, уже после появилось слово духовность. В нашем, современном мире, мы можем наблюдать стремительный спад духовности человека. Но как с этим бороться и существует ли лекарство от мерзкой хвори?!
В реальной жизни мы можем увидеть тысячи примеров бездуховного поведения человека. Но на данные примеры мы привыкли смотреть с одной стороны, исключая объективность и не понимая причины проблемы. Другое дело литература, в которой авторы во всех красках могут показать нам примеры бездуховности личности. Данная проблема всегда волновала умы русских поэтов и прозаиков, одним из таких писателей является Д.И. Фонизин со своим великим произведением «Недоросль».
Комедия рассказывает о жизни обыкновенной дворянской семьи 18 века. Тогда образование ценилось очень низко, оно было лишь поводом похвастаться и выделиться среди остальных. Митрофанушка, мальчик, который совершенно ни на что не способен. Он постоянно отвлекается от уроков, не признает доброты и считает себя лучше чем он есть на самом деле. Такая личность служит ярким примером бездуховности человека, но все же Митрофанушка слишком молод, что бы самостоятельно прийти к безнравственности и жестокости. Большое влияние в этом, ему оказывает родная мать, госпожа Простакова. Она является наилучшим примером абсолютной потери духовности. Женщина — зла, несправедлива, глупа и жестока. То, как она обращается со своими слугами собственным мужем, показывает нам ее самой худшей стороны.
Главная проблема этого персонажа в том, что она выросла в подобной обстановке, где не ценились человеческие качества. В ее семье, как в любой дворянской, огромное внимание уделялось титулам и состоянию кошелька, только эти две составляющие могли показать человека с лучшей стороны. Прошло два столетия, а мир ни на шаг не сдвинулся с мертвой точки.
В наше время молодежь привыкла уделять внимание совсем ни тем качествам, которыми должен обладать человек. Такое отношение в будущем может привести к большим проблемам, ведь именно в младшем поколении состоит наше с вами будущее. Дети перестали читать, они не видят примеров настоящей духовности человека. Не понимаю, какое великое добро оно несет за собой.
Как я считаю, добиться духовности очень сложно. В мире существует сотни соблазнов, которые мешают человеку смотреть на все ясными глазами. Но изменит это возможно, главное очень сильно стараться. Для начало нужно определить для себя, что по моему мнению является духовность. Только обретя ее, человек будет состоять в гармонии с собой и со всем миром. Давайте же не будет пропускать бездуховность в наши жизни, будем больше читать и учиться у великих русских классиков, как нужно жить правильно и честно.
Бездуховность – одна из самых больших проблем современного общества. Традиционно под бездуховностью принято понимать отсутствие у человека высоких жизненных стремлений, принципов, идеалов бытия, чувство возвышенности. К сожалению, при взгляде на многих современных людей складывается впечатление, что они совершенно бездуховные, это имеет много разных проявлений.
Самым ярким примером бездуховности в жизни человека является приоритет личного над общественным. Сегодня жизнь складывается так, что очень многие люди совершенно не задумываются
о всеобщем благе. Все стремятся стать успешными лично – хотят обеспечить себе сытую и довольную жизнь любой ценой, не задумываются о большие ценности современности и о других людях, которые иногда чего-то сильно нуждаются.
Например, люди не уделяют достаточно внимания тем, кому нужна их помощь. Бездуховные люди стараются спрятаться от уплаты налогов, не хотят участвовать в общественно полезных мероприятиях, всегда удаляются от общества, чтобы быть только наедине и не чинить никаких полезных действий в обществе. Впрочем, общество очень быстро определяет таких людей и применяет по отношению к
ним справедливые меры ответственности. Нередко бездуховность ассоциируются с моральными правилами нашего общества. В этом есть определенная логика.
Действительно, аморальные люди зачастую также является и бездуховними, такими, которые нарушают естественные правила общежития людей. Например, одним из основных правил современного украинского общества является чрезвычайное уважение к старости и пожилых людей. Но бездуховные люди не только не показывают достаточно уважения старшим людям.
Более того, они очень часто забывают о собственных родителей, когда те так сильно нуждаются в их помощи. В целом бездуховные люди очень часто демонстрируют полное пренебрежение к любым правилам морали.
Вряд ли стоит считать ярким примером бездуховности отсутствие веры в Бога. Все дело в том, что в современном мире вера в Бога сильно атрофировалось. Многие люди не просто верят в Бога и одновременно с этим совершают преступление против человека и общества, они еще и прикрываются своей верой, чтобы уйти от заслуженной ответственности. В то же время среди атеистов сегодня действительно очень много моральных людей, которые несут ответственность за себя и за общество. Бездуховность вредит обществу, особенно если учесть ее современные размеры.
В то же время достаточно сложно бороться с ней, ведь бездуховные люди обычно не нарушают законов и прямо не вредят государству. Единственное эффективное средство для борьбы с бездуховностью – бойкот бездуховных людей, отказ от коммуникации и взаимодействия с ними.
Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно. Я не берусь давать точные определения того, что такое «бездуховность». Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомленности.
Техника заполонила собой все и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. Но природа не терпит пустоты. Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить ее. Заменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. Это многое обладает одним свойством — страшной агрессивностью. Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии.
Лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности — спокойно противопоставить ей духовность, культуру. Агрессивность происходит от потребности в деятельности. Это деятельность в чистом виде, без содержания. Жажда деятельности — естественное свойство человека. Ее нужно вооружить полноценным содержанием. Именно культура дает достойное, высокое содержание этой жажде активности. Благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает полезные формы — полезные и для общества в целом, и для отдельной личности. Необходимо противопоставить агрессивности неагрессивную но своей природе культуру. Настоящая культура не нуждается для своего развития в насилии. Она сама в себе несет притягательность. Она никого не отталкивает, но всех приглашает. Поэтому-то культура вечна и дает выход жаждущему деятельности человеку.
Что такое культура, которую можно противопоставить агрессивной «массовой» полукультуре? Есть понятия, которые с трудом поддаются определению. Тем более неоднозначно такое явление, как культура. Культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества. Сколько различных оттенков в понимании культуры во всех этих словосочетаниях!
Возьмем только одно, необходимое нам в дальнейшем словосочетание — «классическая культура» или даже проще: «классика» — и остановимся на классических произведениях. Классические произведения — это те, что прошли испытание временем, те, что остались современны и для нас.
Классика — это то, что остается постоянным в мировой культурной традиции, продолжает участвовать в жизни культуры. А самое главное — она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека, который к ней приобщается, причащается ей. В каком смысле «содержательнее»? Содержательнее культурным опытом. Классические произведения литературы позволяют прожить не одну жизнь. Классическая поэзия обогащает человека своим лирическим опытом, обладает врачующими свойствами.
Культурный человек — это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т. д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому, стал это чужое понимать. Отсюда приобрел уважение к другим народам, к их культуре, верованиям.
Итак, люди, ставшие терпимее к чужому на основании знаний бессмертного в искусстве и в философии, умеющие открывать на основании своих знаний и культурного опыта новые ценности в прошлом и настоящем, — это и есть люди культуры, интеллигенты. Интеллигенты — это не просто люди, занятые умственным трудом, имеющие знания или даже просто высшее образование, а воспитанные на основе своих знаний классической культуры, исполненные духа терпимости к чужим ценностям, уважения к другим. Это люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность. Интеллигента можно узнать по отсутствию в нем агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения. Агрессивен только полуинтеллигент, теряющий себя в шаманизме «массовой культуры».
1. Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»
В пьесе поднимается проблема бездуховности подрастающего поколения. Выпускники приходят к учителю математики с целью получить ключ от сейфа, в котором хранятся экзаменационные работы. У каждого веская причина исправить и подменить работы, обоснованная желанием лучшей жизни завтра. Их лицемерие просто зашкаливает. Они приносят торт, цветы и подарок, чтобы поздравить учительницу с днём рождения. Рассчитывая, что Елена Сергеевна от обилия подношений посчитает себя обязанной пойти навстречу выпускникам, они удивлены, что учитель вдруг категорически откажется участвовать в подобном мероприятии. Раззадорившись, они подвергают учителя обыску, обшаривая её одежду и квартиру. Они не понимают, какому унижению подвергают немолодую женщину, какую боль причиняют человеку. Ключ не найден. Но поступок заканчивается трагично: женщина не выдерживает подобного издевательства. Она умирает.
2. Р. Брэдбери «Вельд»
Привыкшие получать только удовольствия, наслаждения, живущие за счёт родителей в доме, который делает всё, вплоть до зашнуровывания ботинок, Питер и Венди потеряли нравственные ориентиры. Они считают требования родителей необоснованными. Их мыслями и чувствами владеет детская комната, которая отражает детское сознание и каким-то удивительным образом реализует мечты. Дети возненавидели родителей, решивших выключить комнату и увезти их подальше от технологического прогресса поближе к природе. Обманом они заманили родителей в комнату и скормили их львам, которые стали реальными.
3. В.П. Астафьев «Людочка»
Главная героиня волею судеб оказывается в городе, где царствует расчёт. Ежевечерне она проходит через парк Вэпэвэрзэ, насаженный в пятидесятые годы, заброшенный и загаженный в семидесятые. Какие-то чиновники решили проложить через парк трубу вырыли канаву, трубу проложили, а закопать забыли.
Черная, с кривыми коленами, будто растоптанный скотом уж, лежала труба в распаренной глине, шипела, парила, бурлила горячей бурдой.
Вокруг образовалась огромная лужа, в которую сбрасывали котят, дохлых поросят и прочую нечисть и отходы. На фоне такого «парка» проходило детство и жизнь людей этого городка. Здесь среди смрада и нечистот было совершено преступление: изнасилование девушки. Стрекач и его подопечные словно пропитались этим воздухом. Среди нечистот и отбросов не может быть светлых и правильных чувств. На помойке не живут люди, только паразиты.
4. Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро»
Одноклассники ненавидят девочку, ученицу своего класса. Их презрение – слепо. Они видят её заношенную одежду, её рыжие волосы, и всё это раздражает их. Особенно её пение, когда она на лодке выплывает на середину озера и начинает петь высоким голосом, который им кажется завыванием. Никто не видит в ней человека. А она прощает им всё. Удивительно то, что девочка не сломалась, ей было тяжело: с ней никто не общался, все презирали, издевались как-то мелочно, гадко. Все считали себя людьми первого сорта, Светка вне общности людей. Она не подходила под их вещный мир. Счастье в том, что девочка сумела подняться над бездуховностью, пустотой своего класса, «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».
5. А.И.Солженицын «Матрёнин двор»
Центром повествования в рассказе является Матрёна – женщина, прожившая трудную неоднозначную жизнь. Автор в конце рассказа называет Матрёну праведником. Не праведницей, а праведником! Она прожила жизнь, отдавая людям всё, что она имела: добро своего сердца, чистые помыслы, труд, щедрость души. После её смерти, набежавшие соседки делят оставшееся добро: тряпки, фикусы, козу и кота. Они не стесняются говорить о ней нелестно, что не накопила благосостояния, не обзавелась добром, скарбом. Никто не говорит о том, сколько времени она отработала на их огородах, помогая по хозяйству, сколько здоровья потеряла. Вещи заменяют память о добром и щедром душевно человеке. Так вещное заменяет духовное.
Бездуховность — одна из самых больших проблем современного общества. Традиционно под бездуховностью принято понимать отсутствие у человека высоких жизненных стремлений, принципов, идеалов бытия, чувство возвышенности. К сожалению, при взгляде на многих современных людей складывается впечатление, что они совершенно бездуховные, это имеет много разных проявлений.
Самым ярким примером бездуховности в жизни человека является приоритет личного над общественным. Сегодня жизнь складывается так, что очень многие люди совершенно не задумываются о всеобщем благе. Все стремятся стать успешными лично — хотят обеспечить себе сытую и довольную жизнь любой ценой, не задумываются о большие ценности современности и о других людях, которые иногда чего-то сильно нуждаются. Например, люди не уделяют достаточно внимания тем, кому нужна их помощь. Бездуховные люди стараются спрятаться от уплаты налогов, не хотят участвовать в общественно полезных мероприятиях, всегда удаляются от общества, чтобы быть только наедине и не чинить никаких полезных действий в обществе. Впрочем, общество очень быстро определяет таких людей и применяет по отношению к ним справедливые меры ответственности.
Нередко бездуховность ассоциируются с моральными правилами нашего общества. В этом есть определенная логика. Действительно, аморальные люди зачастую также является и бездуховними, такими, которые нарушают…
естественные правила общежития людей. Например, одним из основных правил современного украинского общества является чрезвычайное уважение к старости и пожилых людей. Но бездуховные люди не только не показывают достаточно уважения старшим людям. Более того, они очень часто забывают о собственных родителей, когда те так сильно нуждаются в их помощи. В целом бездуховные люди очень часто демонстрируют полное пренебрежение к любым правилам морали.
Вряд ли стоит считать ярким примером бездуховности отсутствие веры в Бога. Все дело в том, что в современном мире вера в Бога сильно атрофировалось. Многие люди не просто верят в Бога и одновременно с этим совершают преступление против человека и общества, они еще и прикрываются своей верой, чтобы уйти от заслуженной ответственности. В то же время среди атеистов сегодня действительно очень много моральных людей, которые несут ответственность за себя и за общество.
Бездуховность вредит обществу, особенно если учесть ее современные размеры. В то же время достаточно сложно бороться с ней, ведь бездуховные люди обычно не нарушают законов и прямо не вредят государству. Единственное эффективное средство для борьбы с бездуховностью — бойкот бездуховных людей, отказ от коммуникации и взаимодействия с ними.
Сочинение по тексту:
Свойственна ли людям абсолютная бездуховность? Над этим вопросом размышляет А. Добрович в предложенном для анализа тексте.
Раскрывая данную проблему, автор дает нам несколько «примет бездуховности». Главные из них – нарушение личных границ, выражающееся в навязывании советов, оценке мотивов поведения, бестактности. Некоторым людям даже не приходит в голову, что кому-то может быть больно от их бесцеремонности. Они меряют всех на свой аршин и не сомневаются, что такой-то ваш поступок продиктован, например, жаждой наживы, и ничем иным. По мнению Добровича Анатолия Борисовича, «абсолютная бездуховность» – большая редкость, наиболее часто мы сталкиваемся с людьми, «сорвавшимися» в это состояние.
Позиция автора выражена довольно ясно: бездуховность – это состояние одной и той же личности, один из её возможных обликов. Абсолютно бездуховные люди встречаются достаточно редко. Чаще мы сталкиваемся с проявлением бесцеремонности в поведении человека в какой-либо ситуации.
Я, конечно, согласна с мнением автора. Примеров отсутствия духовности мы видим множество как в жизни, так и в литературе.
Таковы родители девочки в повести А.Алексина «Раздел имущества». В целом – люди хорошие, но их поведение по отношению к бабушке, которая в буквальном смысле поставила их дочку на ноги, бездуховно и возмутительно.
В повести «Безумная Евдокия» того же автора мы видим, что Евдокия Савельевна живет ради своих учеников. Настоящий подвижник дела, человек большой души,- такой А.Алексин представляет нам учительницу. Но в какой-то момент ее поведение являет собой пример бездуховности: в присутствии мамы Оленьки Евдокия обзванивает морги в поисках потерявшейся девочки. Не стоило это делать при матери, у которой тяжелое заболевание сердца…
Таким образом, действительно, чаще мы сталкиваемся не с полностью бездуховными людьми, а с теми, кто проявляют это качество лишь в отдельных ситуациях.
Текст А. Добровича:
(1)Что такое духовность?.. (2)Может быть, для начала следует задать вопрос полегче? (3профессиональные размышления врача-психиатра время от времени приводят меня к вопросу о бездуховности. (4)3а этим, тоже, кстати, весьма смутным понятием стоит уже нечто поддающееся охвату мыслью. (5)В отличие от духовности – явления, по всей видимости, необъятного.(б)Выслушиваю историю пациентов, и странный диагноз приходит в голову: невроз от столкновения с бездуховностью! (7)Попробую развернуть приметы бездуховности.(8)Проявляется она прежде всего в отношениях между людьми.(9)В том, что человек не может или не хочет поставить себя на место другого. (10)Но здесь требуется оговорка: мы иногда путаем способность разобраться в другом со способностью понять его. (П)Разобраться – значит попросту установить, что, например, вашему знакомому тоскливо. (12)При этом у вас могут возникнуть разные предположения о причинах его тоски, и вы будете довольно бесстрастно перебирать в уме эти предположения.(13)Всё это ещё далеко от понимания, понять – это не только установить, что кому-то не очень хорошо, но и почувствовать это. (14)Понимание бывает в двух случаях. (15)Либо вы по натуре отзывчивый человек и вам представляется, что всё происходящее с окружающими происходит и с вами.(16)Либо вы человек каких угодно качеств, а всё дело в том, что ваш знакомый вам дорог, тогда он стал как будто частью вашего «я». (17)Это превращение другого в неотъемлемую часть вашего духовного мира психологи с начала XX века называют интроекцией.(18)Дружба и любовь в истинном понимании слова немыслимы без интроекции, иначе это только яркий суррогат этих чувств. (19)Нет интроекции – остаётся наполовину осознанный, наполовину интуитивный поиск «выгод», которые нам может дать дружба с тем или иным лицом.(20)Сам по себе этот поиск нормален и составляет некую сторону приспособительной деятельности человека. (21)Но если мы ищем только выгод, мы не вполне люди.(22)Бездуховность обнаруживает себя, когда люди не испытывают ни малейшего смущения, вторгаясь в ваши личные дела, объясняя вам мотивы ваших действий, порицая вас и давая советы. (23)Когда они фантастически бестактны. (24)Когда им не приходит в голову, что кому-то может быть больно от их бесцеремонности. (25)Они меряют всех на свой аршин и не сомневаются, что такой-то ваш поступок продиктован, например, жаждой наживы, и ничем иным. (26)Ну а если иным? (27)Тогда они вертят пальцем у виска и громко смеются.(28)Итак, ещё одна примета бездуховности – неспособность понимать какие бы то ни было мотивы, кроме самых элементарных.(29)Все эти проблемы обсуждает наша пресса. (ЗО)Но мне хотелось выделить более узкое понятие, с которым может работать психолог, врач.(31 )Абсолютно бездуховные люди – большая редкость. (32)Бездуховность, скорее, состояние, которое представляет собой одну из многих форм существования одной и той же личности, один из её возможных обликов.(ЗЗ)Есть люди, побуждаемые обстоятельствами войти именно в эту «роль».(34)Это своего рода срыв, и потом они возвращаются к своему обычному облику. (35)Но человек, которому пришлось столкнуться с «сорвавшимся»,уже не забудет, каким тот выглядел тогда. (36)Не забудет и, возможно, не простит.(37)Рецепта против бездуховности нет. (38)3ато мы можем понять её истоки, объяснить людям, с чем они имеют дело.