Сочинение на тему безударные гласные

2 варианта

  1. Гласные звуки полны коварства. Среди
    них есть такие, которые проверяются ударением,
    есть и такие, которые необходимо запомнить, и тут
    нас выручает словарь.
    Оформление тетради; упр. 425, стр. 144.
    3. Самостоятельная работа – «работа в парах».
    (Ученики используют памятки-алгоритмы, которые
    раздаются каждому, см. Приложение.)
    «Исследователи»
    1-й вариант – упр. 429.
    Сделайте вывод: какими способами можно
    проверить обозначение гласного в слабой позиции
    в корне существительного?
    2-й вариант – упр. 430.
    Сделайте вывод: какими способами можно
    проверить обозначение гласного в слабой позиции
    в корне прилагательного?
    Ученики после выполнения работы свои ответы
    сверяют с образцом (ключами), после чего
    обмениваются результатами своих «исследований»
    в парах и делают общий вывод по этим упражнениям.
    Физкультминутка
    4. «Найдите лишнее слово»:
    Хозяйка однажды с базара пришла,
    Хозяйка с базара домой принесла:
    Картошку, капусту,
    Морковку, горох,
    Петрушку и свёклу.
    Ох!..
    (Ю.Тувим. Овощной базар)
    – А откуда пришли к нам эти названия, расскажут
    девочки (заранее подготовленные) (см. Приложение).
    Откройте доску с записями слов: картофель,
    капуста, огурец, помидор, редис, редька, чеснок
    .
    – Почему именно об этих овощах мы с вами
    говорили?
    (В этих словах есть безударная гласная.)
    – Какое лишнее слово есть среди них? (Редька, в
    этом слове нет безударной гласной в корне.)

    – Сделайте транскрипцию этого слова.
    5. Развитие речи.
    – Придумайте и запишите по 5 слов на тему
    «Зима».
    – Устно составьте с одним или несколькими
    словами предложение.
    (При проверке его выбираем лучшее предложение и
    делаем его синтаксический разбор (см. памятку в
    конце Приложения).
    – А какое событие ожидает вас зимнею порою? (Каникулы.)
    Каникулы – любимое слово всех учеников.
    Но когда-то это латинское слово к школе не имело
    никакого отношения. В Древнем Риме «каникулой»
    называли самую яркую звезду в созвездии Большого
    Пса. В переводе слово буквально означает
    «собачка», «щенок». В период наиболее жарких дней
    в году (в июле–августе) солнце проходило через
    это созвездие, тогда и делали перерыв в занятиях
    и работе.
    Это время так и стали называть – «каникулы».
    Кроссворд (см. Приложение)
    – Впишите в данный кроссворд любые слова с
    безударной гласной, где ключевым словом является
    слово каникулы.
    Можно пользоваться орфографическим словарем.
    «Аукцион синонимов»
    В зимнюю стужу не помешает согреться в теплом
    жилище. Вспомните известные вам названия жилищ.
    Откройте доску с вариантом ответов (см.
    Приложение).
    Выпишите только те слова, в которых есть
    безударная гласная.
    6. Домашнее задание (оценка на выбор).
    1. «3» – зашифруйте выбранные вами слова,
    например: гнездо – «птичий домик», силач
    «очень сильный человек».
    2. «4» – зашифруйте три слова и с ними составьте
    предложения.
    3. «5» – напишите мини-сочинение на одну из тем:
    «Зима», «Каникулы».
    7. Итог урока:
    – Как вы будете действовать, чтобы правильно
    написать безударную гласную в корне слова?
    – Какой шаг будет первым? (Можно пользоваться
    памяткой.)
    В заключение читаю стихотворение:
    Безударный – хитрый гласный,
    Слышим мы его прекрасно.
    А в письме какая буква?
    Здесь поможет нам наука:
    Чтоб развеять все сомнения,
    Гласный ставь под ударение.
    ПРИЛОЖЕНИЕ
    1. Памятки-алгоритмы.
    Прочитайте слово.
    Поставьте ударение.
    Выделите корень.
    Подчеркните безударные гласные в корне.
    Подберите проверочные слова.
    (Сколько безударных гласных в корне, столько
    проверочных слов.)
    Напишите слово, вставьте букву.
    Обозначьте орфограмму.

  2. Безударные гласные в корне слова проверяемые ударение
    (фронтальное занятие, группа ФФНР)
    Цель: Показать ученикам разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Тренировать их в подборе проверочных слов.
    Оборудование:
    Ход занятия:
    I. Оргмомент.
    На доске написано:
    Е А И
    СЛ ДЫ К ВЁР СТ НА
    И О Е
    Логопед спрашивает:
    — ребята, а кто знает как правильно писать эти слова? (Следуют ответы детей). А давайте попробуем подобрать проверочное слово так, чтобы наши загадочные буквы стояли под ударением: слЕд, кОврик, стЕнка.
    Затем делается вывод: в безударном положении гласные звучат нечётко. Чтобы при письме такого слова правильно выбрать гласную букву, нужно подобрать родственное слово, в котором на сомнительный гласный падает ударение, т.е. проясняет его:
    след — следы, коврик — ковёр, стенка — стена и т.д.
    Вывод: «Если гласная вызвала сомнение
    Ты её скорее ставь под ударение!»
    В безударной позиции обычно сходно звучат гласные: а и о, е и и, е и я, и и я .
    II. Работа у доски
    Отобрать из данных ниже слов лишь те, которые являются
    проверочными к выделенным словам в начале строки:
    садовый — посадить, посадка, сады, садик, садовник;
    лесистый — лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы;
    лиса — лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька;
    снежок — снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник;
    синеет — синька, синица, синеватый, синий, посинел.
    Образец:садовый посадка, садик.
    Логопед объясняет, почему не все родственные слова являются проверочными.
    III. Работа в тетрадях.
    Перепишите слова, правильно вставьте безударную гласную, в скобках напишите проверочное слово.
    С…ДЫ, СН…ЖОК, ПОС…НЕЛ, М…РЯК, С…ЛАЧ, Х…ТРЕЦ, Д…БРОТА, М…РЩИНА, Т…ШИНА.
    IV. Физкультминутка.
    Тренировка в подборе проверочных слов — игры с пере­кидыванием мяча (ученики указывают ударную гласную).
    один — много вчера — сегодня
    стена — стены платил — платит
    сосна — сосны просил — просит
    гроза плясал
    страна носил
    плечо, ядро, коза, вода… сказал, вязал, чертил, тащил…
    много один сегодня вчера
    дела — дело везёт — вёз
    ряды — ряд цветёт — цвёл
    грибы… пасёт — пас
    поля, снега метёт, плетёт…
    V. Работа в тетрадях .
    Вставить безударную гласную в корне, подобрав проверочное
    слово.
    Образец:бой — боец.
    — м.ряк… — х.трец… — д.брота
    … — с.лач… — б.лье… — м.рщина
    … — н.члег… — тр.пье… — с.лонка
    …— ст.рик… — т.шина …— в.ренье
    VI. Игра.
    На больших карточках написано:
    ГР…ДА; Ц…НА; СК…ЛА; В…СНА; К…ЗА; СТР…ЛА; СТ…НА; С…СНА; М…СТА; З…МЛЯ; СТ…ЛЯР; С…ВА.
    Даются буквы. Дети должны подобрать проверочные слова, выяснить правильную букву и поставить ее на месте пропусков.
    Задание:
    Проверить надо все слова
    Чтоб развеять все сомнения
    Поставить звук под ударение!
    (гряды, цены, скалы, вёсны, козы, стрелы, стены, сосны, место, земли, стол, совы)
    Обмен карточками. Логопед читает слова, дети проверяют.
    грЯда, цЕна, скАла, вЕсна, кОза, стрЕла, стЕна,
    сОсна, мЕста, зЕмля, стОляр, сОва-
    мы пишем верно все слова.
    VIII. Итог: Рефлексия
    – Оцените свою работу цветом:
    Красный – хорошо усвоил материал
    Зеленый – не плохо, но могу лучше
    Синий – еще нужно работать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *