Сочинение на тему биология наука о живой природе

8 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: СеРДцЕ_РаЗБиТо_ТоБоЙ



    Биология — наука о живой природе.
    Биология изучает разнообразие живых существ, строение их тел и работу их органов, размножение и развитие организмов, а также влияние человека на живую природу.
    Название этой науки произошло от двух греческих слов «биос» — «жизнь» и «логос» — «наука, слово».
    Одним из основателей науки о живых организмах был великий древнегреческий учёный Аристотель (384 – 322 до н. э.). Он первым обобщил биологические знания, полученные до него человечеством. Учёный предложил первую классификацию животных, объединив в группы живые организмы, сходные по строению, и обозначил в ней место для человека.
    В дальнейшем вклад в развитие биологии внесли многие учёные, которые изучали разные виды живых организмов, населяющих нашу планету.
    Семья биологических наук
    Биология — это наука о природе. Область исследований учёных-биологов огромна: это различные микроорганизмы, растения, грибы, животные (в том числе человек), строение и функционирование организмов и т. д.
    Таким образом, биология — это не просто наука, а целая семья, состоящая из многих отдельных наук.
    Исследуйте интерактивную схему о семье биологических наук и выясните, что изучают различные разделы биологии.
    Анатомия — наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом.
    Физиология — наука о жизнедеятельности организмов, их систем, органов и тканей, о процессах идущих в организме.
    Цитология — наука о строении и жизнедеятельности клетки.
    Зоология — наука, изучающая животных.
    Разделы зоологии:
    Энтомология — наука о насекомых.
    В ней выделяют несколько разделов: колеоптерология (изучает жуков), лепидоптерология (изучает бабочек), мирмекология (изучает муравьёв).
    Ихтиология — наука о рыбах.
    Орнитология — наука о птицах.
    Териология — наука о млекопитающих.
    Ботаника — наука, изучающая растения.
    Микология — наука, изучающая грибы.
    Протистология — наука, изучающая простейших.
    Вирусология — наука, изучающая вирусы.
    Бактериология — наука, изучающая бактерии.
    Значение биологии
    Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека – сельским хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной.
    Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных.
    Благодаря достижениям биологии была создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, кормовые добавки, средства защиты растений от вредителей и болезней, удобрения и многое другое.
    Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.
    С каждым годом человек всё шире использует природные ресурсы. Мощная техника так быстро преобразует мир, что сейчас на Земле почти уже не осталось уголков с нетронутой природой.
    Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии, а также биологическая наука экология помогает нам решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на планете.
    Выполните интерактивное задание –

  2. Биология – система наук о живой природе. Среди различных биологических наук одними из первых, более двух тысяч лет назад, возникли науки, изучающие растения – ботаника (от греч. ботанэ – зелень) – и животных – зоология (от греч. зоон – животное – и логос). Успехи в развитии биологии со временем обусловили возникновение различных ее направлений, с которыми вы познакомитесь в старших классах.
    Каждый организм обитает в определенной среде. Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы, с которой они взаимодействуют. Вокруг нас существует множество живых организмов. Это – растения, животные, грибы, бактерии. Каждую из этих групп изучает отдельная биологическая наука.
    Значение биологии в жизни человека. В наше время перед человечеством особенно остро встают такие общие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, в частности пищевой и легкой и т. д.
    Вы все знаете, что, заболев, человек использует лекарства. Большинство лекарственных веществ получают из растений или продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Например, жизнь сотен миллионов людей сохранило применение антибиотиков (от греч. анти – против – и биос). Их вырабатывают определенные виды грибов и бактерий. Антибиотики убивают возбудителей многих опасных заболеваний человека и животных.
    Биология играет важную роль и в обеспечении человечества продовольствием. Ученые создают новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов питания. Исследования биологов направлены на сохранение и повышение плодородия почв, что обеспечивает высокие урожаи. Живые организмы широко используются и в промышленности. Например, простоквашу, кефир, сыры человек получает благодаря деятельности определенных видов бактерий и грибов.
    Однако активная и часто непродуманная хозяйственная деятельность человека привела к значительному загрязнению окружающей среды веществами, вредными для всего живого, к уничтожению лесов, целинных степей, водоемов. За последние столетия исчезли тысячи видов животных, растений и грибов, а десятки тысяч находятся на грани вымирания. А ведь исчезновение даже одного какого–нибудь вида организмов означает безвозвратную потерю для биологического разнообразия нашей планеты. Поэтому ученые создают списки видов растений, животных и грибов, нуждающихся в охране (так называемые Красные книги), а также выделяют территории, где эти виды взяты под охрану (заповедники, национальные природные парки и т. д.).
    Таким образом, биология – наука, призванная своими исследованиями убедить людей в необходимости бережного отношения к природе, соблюдения ее законов. Поэтому ее считают наукой будущего.

  3. Биология — наука о жизни, одна из естественных наук, предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.
    Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда учёные обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками. В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов: клеточная теория, эволюция, генетика, гомеостаз и энергия. В наше время биология — стандартный предмет в средних и высших учебных заведениях всего мира. Ежегодно публикуется более миллиона статей и книг по биологии и медицине.
    В биологии выделяют следующие уровни организации:
    Клеточный, субклеточный и молекулярный уровень: клетки содержат внутриклеточные структуры, которые строятся из молекул.
    Организменный и органно-тканевой уровень: у многоклеточных организмов клетки составляют ткани и органы. Органы же в свою очередь взаимодействуют в рамках целого организма.
    Популяционный уровень: особи одного и того же вида обитающие на части ареала образуют популяцию.
    Видовой уровень: свободно скрещивающиеся друг с другом особи обладающие морфологическим, физиологическим, биохимическим сходством и занимающие определённый ареал (район распространения) формируют вид.
    Биогеоценотический и биосферный уровень: на однородном участке земной поверхности складываются биогеоценозы, которые, в свою очередь, образуют, биосферу.
    Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология — животных, микробиология — одноклеточные микроорганизмы. Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические основы жизни, молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки, гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей, физиология — физические и химические функции органов и тканей, этология — поведение живых существ, экология — взаимозависимость различных организмов и их среды.
    Передачу наследственной информации изучает генетика. Развитие организма в онтогенезе изучается биологией развития. Зарождение и историческое развитие живой природы — палеобиология и эволюционная биология.
    На границах со смежными науками возникают: биофизика (изучение живых объектов физическими методами), биометрия и т. д. В связи с практическими потребностями человека возникают такие направления как космическая биология, социобиология, физиология труда, бионика.
    Биологов интересует величайшая тайна: как вообще жизнь впервые появилась на Земле и какие формы она имела. Поэтому они изучают все условия, необходимые для жизни. И точно так же, как детективное бюро ведет архив, они стараются классифицировать все организмы, существующие на планете.
    В поисках ответов на свои вопросы биологи прибегают к помощи природы. Они опускаются на ледяные глубины океанов, поднимаются на самые высокие вершины в поисках разгадок. Они прокладывают дорогу сквозь непроходимые джунгли и часами смотрят в микроскопы. Иногда они проводят странные эксперименты, чтобы добраться до тайн жизни.
    Биология как наука о живом Нынешняя биология – прикладная физика, хотя ученые являются, несомненно, живыми людьми. Четыре Откровения указывают путь построения биологии как общения живых людей с разнообразными другими проявлениями жизни. При этом материя и разного рода приборы лишь создают оптимальные условия для этого общения.
    Нынешняя биология изучает физические и химические структуры, связанные с явлениями жизни. Но сама жизнь остается вне биологии и относится, скорее, к сфере искусства.
    В итоге «физика вырывает у природы ее тайны», а молекулярная биология является прикладной наукой, такой же, как, скажем, теория твердого тела.
    В действительности же главной тайной природы является само явление жизни – как и стоящие за жизнью явление сознания и явление последних смыслов. Физические структуры создаются жизнью в ее интересах.
    В настоящее время эта иерархия заслонена образом ученого, имеющего дело с реальной материей. Жизнь, сознание, смыслы остаются в сфере неуловимых эмоций.
    Овладение же сферой жизни (это истинная цель биологии) превращает в ничто окружающие нас массы материи, а освоение сознания и смыслов продолжает эту линию освобождения.
    Т.е. истинная биология является столбовой дорогой нашей эволюции.
    И, что самое интересное, – первые шаги по этой дороге уже сделаны. Ниже я опишу эти шаги, надеясь, что кто-то ко мне присоединится.
    Прежде всего, замечу, что первыми биологами были первобытные люди, населившие окружающий мир духами дерева, зайца, ручья и т.п. и создавшие процедуры взаимодействия с этими духами. Сейчас как ученые, так и представители религии и мистики дружно объявляют эти представления детскими фантазиями. Только деятели искусства чувствуют здесь какую-то правду.
    Позже алхимики ввели систему эмоциональных образов для описания химических реакций – и тоже были высмеяны, особенно после того, как Лавуазье ввел в практику химически чистые вещества. Однако алхимики и химики имеют дело с разными веществами и с разными состояниями сознания.
    Достоинство этих двух направлений – оперирование с яркими, эмоционально захватывающими образами. Т.е. речь тут шла о жизни. Однако эти образы должны быть спроектированы на окружающий нас мир, и эта задача не была решена.
    Ниже я дам решение этой задачи. Я опишу процедуру восстановления эмоциональных образов, стоящих за материей, и процедуру вывода материальной динамики из динамики образов.
    Если теперь вам что-то не нравится в сфере материи, вы можете обратиться к существам, создающим и регулирующим материю. Это выход из власти материи.
    Какой должна быть биология Чтобы пояснить эту ситуацию, я напомню один из эпизодов русской революции. Когда возникла опасность прихода к власти большевиков, с фронта были посланы в Петроград эшелоны с солдатами. В Петрограде их встретили не войска, а всего лишь горстка агитаторов со словами: «Братья солдаты, будете ли вы стрелять в таких же, как вы, рабочих и крестьян?» Солдаты разошлись по домам.
    Т.е. солдаты прибыли в Петроград как носители общественных норм, а агитаторы обратились к стоящей за этими нормами динамике живого.
    Я предлагаю подобным же образом поступать с законами физики.
    Тут читатель может заволноваться: «Законы физики подтвержены точнейшими измерениями!»
    По этому случаю я расскажу другую историю. Ленин, будучи студентом, принял участие в студенческих волнениях и был препровожден в полицейский участок. Там ему сказали: «Молодой человек, что вы бунтуете? Перед вами стена». «Стена, да гнилая. Ткни – и развалится», – ответил Ленин.
    Так же обстоит дело и с законами физики.
    Нынешнюю физику не следует брать в качестве образца науки Слабое место законов физики, их ахиллесова пята – использование в физике только одного знака времени. Дело в том, что основные законы физики допускают два знака времени (частицы и волны могут двигаться как из прошлого в будущее, так и из будущего в прошлое), но выбор только одного знака правильно описывает результаты опытов.
    Другими словами, наш мир имеет одну заданную стрелу времени.
    Однако имеются разнообразные философские, эстетические, религиозные, мистические соображения в пользу существования (пусть в неких высших мирах) двух знаков времени.
    Возникает противоречие, мучившее творцов физики, – они чувствовали тут великую тайну.
    Меня эта проблема захватила еще в школьные годы, и после 25 лет напряженного труда и разнообразных продвижений мне было дано Откровение:
    «Возьми два тесно связанных мира с двумя стрелами времени».
    Точнее, я взял такую комбинацию по ошибке (не понимая, что я делаю) при выводе одной из формул теории электричества для нашего обычного мира.
    В дополнение к известному результату я неожиданно получил формулы из других областей физики и некоторые новые формулы.
    Я истолковал этот факт как указание на существование за нашей физикой некоей истинной физики – я назвал ее небесной физикой.
    После следующих 33-х лет ежедневного труда я восстановил небесную физику – она оказалась простой, красивой, со множеством новых эффектов. Я понял простые принципы, порождающие эту физику.
    Тут читатель может заметить: «Хорошо, поздравляю, но при чем тут биология?»
    Но я напоминаю, что речь идет об Откровении и беседую я с Богом.
    Симметрия двух стрел времени и двух стрел причинности объясняет, почему мы не видим Бога и что надо сделать, чтобы Его увидеть.
    Надо просто повторить то, что я сделал в случае этой симметрии: я взял симметричную физику и посмотрел, не следует ли из нее обычная физика. Оказалось: следует.
    То же для Бога: надо взять динамику образа Бога и посмотреть, не следует ли из нее сознание, жизнь и обычная физика. Ответ: следует.
    Тут читатель может заволноваться: «Откуда взять этот образ? Что с ним надо делать?»
    Ответ: Можно идти от традиционных образов Бога, но надо учитывать механизмы нашего восприятия, языка и деятельности и общения с более высокими сферами.
    Как учитывать?
    Надо использовать еще три Откровения:
    Общий план мира.
    Механизмы порождения формальных систем эмоциональными динамиками.
    Эволюция как движение Послания в психике Бога.
    Все это слишком обще, и я возвращаюсь к биологии.
    Что такое жизнь
    У всех живых существ есть одна общая черта: в них выполнено условие существования области обратной причинности. В этих областях энтропия не растет, как обычно, а падает.
    Трудность в другом. Согласно общему плану мира, духи являются сгустками эмоций и совершенно не ясно, как их учесть в какой-либо физике.
    Здесь и начинается самое главное.
    Сгустки эмоций нематериальны. Я называю их фюзонами, чтобы отличить от духов: фюзоны стоят за каждой частицей, а духи стоят за макроскопическими объектами.
    Фюзоны не имеют определенной индивидуализации – как, скажем, в первобытном обществе человек не выделял себя из сообщества (хотя и не во всех отношениях).
    Фюзоны (их образы) задаются произведениями искусства, где они являются героями. И взаимодействие фюзонов задается сюжетами этих произведений искусства.
    Как возникает материя Эти сюжеты можно выбрать таким образом, что фюзоны будут существовать в двух состояниях:

  4. Биология относится к теоретическим наукам, однако результаты исследований биологов часто имеют прикладной характер. Где же могут использоваться биологические открытия?
    Сельское хозяйство – с целью увеличения уровня сбора урожая, роста продуктивности животноводства, изобретение способов борьбы с вредителями.
    Медицина – изучение полезных свойств объектов живой и неживой природы помогает изобретать новые лекарственные средства.
    Охрана окружающей среды – биология показывает, в каких направлениях человек разрушает существующий в природе порядок вещей и помогает находить способы борьбы с этими явлениями.

    4. Представители живого мира

    В живом мире сегодня, как и 4 млрд. лет назад, выделяют:
    Доклеточные организмы – вирусы. Они становятся живыми только тогда, когда имеют возможность проявиться в клетках живых организмов.
    Прокариоты. У них есть клетка, у клетки нет ядра. Другое название бактерий – бактерии.
    Эукариоты. Сюда относят грибы, растения и животных. У них в клетках есть сформированные ядра.
    Бактерии, грибы, растения и животные образуют 4 царства живых организмов.
    Практическое задание:
    Какие вирусы Вы знаете? (вирус, вызывающий ОРВИ, различные виды гриппа и т.д.).

    5. Чем живые организмы отличаются от неживых?

    Если об объектах живой природы мы уже говорили, то вопросов о том, что представляют собой объекты неживой природы, пока еще не касались. К ним, прежде всего, относятся камни, лед, песок и прочее. Каковы же отличительные свойства живых существ?
    Они дышат.
    Они питаются. Ни один живой организм не может существовать без того, чтобы черпать энергию извне. А вот что он будет потреблять и перерабатывать – мясо, молоко, крупу или морковь – уже и не столь важно.
    Они размножаются, то есть воспроизводят себе подобных. Каждый Без этого жизнь на планете давно бы уже иссякла и закончилась. Именно в этом свойстве проявляется бесконечность жизни на планете Земля.
    Они реагируют на воздействия окружающей среды и зависят от тех условий, в которых живут. Вот почему медведи на зиму залегают в спячку, а зайцы меняют свой окрас.
    У живых организмов есть клеточная структура. Они могут состоять из одной клетки (есть специальный класс одноклеточных), а могут из многих (например, животные или человек). Клеток нет только у вирусов, поэтому они могут жить исключительно в организмах других животных, растений или человека.
    Живые существа сходны по химическому составу – в их строении присутствуют органические соединения (белки. Жиры, углеводы), а также неорганические (самый распространенный из них – вода).
    В большинстве своем живые организмы способны к передвижению. О такой возможности животных знают все, а вот что с растениями? Наличие корней и нахождение в почте делает их неспособными к проявлению такого свойства. Однако это не совсем так. Подсолнечник, к примеру, меняет свое положение в зависимости от движения Солнца. Точно также листья многих растений реагируют на солнечный свет.
    По этим признакам их можно различить, однако в состоянии покоя некоторые живые объекты не проявляют признаков жизнедеятельности (например, семена растений, пыльца цветков).
    Оценивание: Попросите учеников ответить на проверочные вопросы. По их ответам можно будет определить, насколько они усвоили материал урока:
    Что такое биология?
    Что изучает биология?
    Какие подразделы биологии Вы знаете?
    Какие царства живых организмов Вы знаете?
    Каковы главные отличия живого организма от объектов неживой природы.

    6. Итоги урока:

    В ходе проведённого урока ученики познакомились:
    С тем, что такое биология, какие вопросы она изучает, на что направлено ее основное внимание.
    Какие есть разделы биологии и чем они занимаются.
    В каких сферах используются достижения биологии.
    Чем отличаются живые организмы от неживых.
    Домашнее задание:
    В качестве домашнего задания следует дать ученикам возможность написать творческую работу «Где используются достижения биологии», поскольку данный вопрос в рамках урока был рассмотрен очень поверхностно.

  5. Аристотель 384-322 pp. до н. е.
    систематические группы, например, в пределах зоологии выделяют энтомологию (наука о насекомых), ихтиологию (науку о рыбах), батрахологию ( науку о земноводных), герпетологию (науку о пресмыкающихся), орнитологию (науку о птицах), териологии (науку о млекопитающих) в пределах ботаники – альгология ( науку о водорослях), бриология (науку о мхи) и др. В зависимости от исследования проявлений жизни выделяют физиологию, анатомию, систематике, генетике, биологии развития, филогению, эволюционное учение, этологию, экологии и др. В связи с изучением живого на разных уровнях его организации выделяют молекулярную биологию и генетику, цитологию, гистологию, популяционной экологии и генетики, биогеоценология, ноосферология и др.
    Биология как естественная наука очень тесно сотрудничает с другими естественными науками. Для описания и исследования биологи применяют химические, физические, географические, математические методы, благодаря чему возникают новые дисциплины: биохимия, биофизика, биогеография, биоинформатика и др. Вследствие проникновения биологии в различные области науки и техники развиваются такие кардинально новые направления деятельности и науки, как виотехнология, генная инженерия, биокибернетика, криобиология, радиобиология, космическая биология и др. Таким образом, современная биология – это преимущественно экспериментальная и точная наука, вооруженная новейшими методами , приемами, техническими средствами исследования и тесно связана с достижениями физики, химии, географии, математики, техники.
    БИОЛОГИЯ + Аристотель ( 384 до н. Есть, -322 до //. Е. ) – Древнегреческий ученый-энциклопедист, философ и логик, на долю которого выпала миссия подытожить достижения ученых и философов античной Греции, обобщить их и передать следующим поколениям. Им были заложены основы биологии, физики, этики, логики, психологии, социологии. Отца Аристотеля звали Пиком ах, он сам был врачом при дворе македонского царя и происходил из семьи врачей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, впоследствии сыграло не последнюю роль в назначении ученого воспитателем малого. Долгое время Аристотель провел в Академии Платона как ученик и преподаватель. Дружеские отношения между Платоном и Аристотелем, как между хорошим учителем и способным учеником, не мешали Аристотелю критически относиться к словам учителя. Отсюда пошла легендарная фраза: “Платон мне друг, но истина дороже”. Свои взгляды на явления природы Аристотель изложил в произведениях “История животных”, “О возникновении животных” и др.
    Исторический очерк развития биологии. Важнейшие этапы истории биологии совпадают с изменениями социально-экономической структуры общества. С этих позиций все длительный путь развития биологии можно разделить на эпохи.
    I . Эпоха практических донаучный знаний – от каменного века до XV-XVI вв. Выдающиеся ученые этой эпохи – Гиппократ, Аристотель, Теофраст и др.
    II. Эпоха возникновения основных биологических наук – с XV-XVI вв. до середины XIX в. Выдающиеся ученые этой эпохи – Джон Рэй, К. Линней, М. Мальты, Р. Декарт и др.
    III . Эпоха синтеза научных биологических знаний – с середины XIX в. до середины XX в. Выдающиеся ученые этой эпохи – Дарвин, Т. X. Морган, И. П. Павлов и др.
    IV. Эпоха проникновения в биологический микромир и раскрытия сути жизненных процессов – биология настоящего и будущего времени. Выдающиеся ученые этой эпохи: Д. Уотсон, Ф. Крик, X. Корана и др.
    Выдающимися учеными-биологами Украины являются такие известные ученые как И. И. Мечников, А. О. Ковалевский, С. Г. Навашин, В. И. Вернадский, И. И. Шмальгаузен, С. М. Гершензон, В. А. Бец, А. А. Богомолец, А. В. Палладий, Д. К. Заболотный, ?. Г. Холодный и многие другие.
    ученые
    Вклад в развитие биологии
    В. А. Бец (1834-1894)
    Анатом и гистолог, изучал строение головного мозга, описал гигантские нервные клетки (клетки Беца)
    А. А. Богомолец (1881-1946)
    Патофизиолог, разработал основы геронтологии, создал учение о физиологической системе соединительной ткани
    В. I. Вернадский (1863-1945)
    Биогеохимик, создал учение о биосфере, сфомулював закон биогенной миграции элементов, является одним из основателей биогеохимии
    С. М. Гершензон (1906)
    Генетик, основные научные труды касаются генетики и молекулярной биологии, открыл мутагенное действие экзогенных ДНК, роль генетического полиморфизма в видообразовании
    Д. К. Заболотный (1866-1929)
    Микробиолог и эпидемиолог, изучал возбудителей холеры, сифилиса, дифтерии и др; создал учение о природные очаги чумы
    А. А. Ковалевский (1840-1901)
    Биолог-эволюционист, основоположник (совместно с И. И. Мечниковым) филогенетического теории зародышевых листков
    II Мечников (1845-1916)
    Биолог, один из основоположников эмбриологии, иммунологии и микробиологии, лауреат Нобелевской премии (1908), которую сдержав за открытие явления фагоцитоза, создал теорию клеточного иммунитета (1883), теорию фагоцителлы (1886)
    С. Г. Навашин (1857-1930)
    Цитолог и эмбриолог растений, открыл двойное оплодотворение у цветковых, заложил основы учения о кариологии
    А. В. Палладий (1885-1972)
    Биохимик, изучал биохимию нервной системы, мышечной деятельности, витаминов; синтезировал водорастворимый аналог витамина К
    Н.Г.Холодный (1882-1953)
    Ботаник, физиолог растений и микробиолог, основоположник учения о фитогормоны, на котором основывается современное представление о химической природе ростовых реакций (фитогормонального теория Холодного – Вента)
    I. И. Шмальгаузен (1884-1963)
    Зоолог, морфолог, основные исследования посвящены филогении животных, эволюционному учению и биокибернетици, создал теорию стабилизирующего отбора

  6. ВСТУПЛЕНИЕ
     
    Птицы и звери, цветы и деревья умоляют к человеку: сохрани, где стоишь, где живешь, на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки! И твое личное активное пространство, помноженное на миллионы, станет охранным пространством Отечества, умноженным на миллиарды – охранным пространством мира.
    «Экологический манифест»
    §1. БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
     
    Мир живых организмов чрезвычайно разнообразен, удивителен и совершенен. Поэтому он всегда интересовал людей. Первые сведения о живых организмах начал накапливать еще первобытный человек. Живая природа давала ему еду, материал для одежды и жилья. Уже в древние времена человек не мог обойтись без знаний о свойствах растений, места их произрастания, распространения и привычки животных, на которых она охотилась, о хищных животных и ядовитые растения, которые могли угрожать ее жизни.
    Со временем возникает наука, цель которой заключается в познании сущности жизни и закономерностей его проявлений. В 1802 году французский ученый-естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744-1829) впервые называет эту науку термином «биология» (от греч. «биос» – «жизнь» и «логос» – «учение»).
    Биология – система наук о живой природе, изучающая строение живых организмов, их происхождение, развитие и распространение, взаимоотношения между собой и с неживой природой.
    Предметом изучения биологии являются живые природные системы (биосфера, лес, луг, живые организмы) и их элементы (клетки, ткани, органы, системы органов), закономерности строения и жизнедеятельности живых систем.
    Что мы видим в окружающей среде? Преимущественно, это живые организмы или предметы, изготовленные из них. То, что мы едим, – это продукты переработки растений и животных. Нашим утешением и смыслом жизни является общение с живым. Жизнь есть повсюду – в водах рек, озер, морей, океанов, в воздухе и почве, на голых скалах и ледяных просторах Арктики и Антарктики. И везде есть люди, которые изучают живые организмы, их особенности и разнообразие.
    Биология — многоотраслевая наука. Согласно предмету изучения различают области учения о жизни, которые со временем стали самостоятельными биологическими науками. К ним относятся ботаника, зоология, генетика, палеонтология, физиология, анатомия и тому подобное.
    Ботаника (от греч. «ботане» – «трава», «растение») – наука о растениях. Греческое слово «ботане» означает «зелень», «трава», «растение». Король ботаники, шведский ученый Карл Линней (1707-1778) посвятил свою жизнь изучению растений и считал себя счастливым человеком.
    Зоология – одна из интереснейших биологических наук. «Зоо» на греческом означает «животное», «логос» – «учение». Жану Фабру (1823-1915) изучение живого позволило не только наслаждение, но и мировое признание. Он заинтересовался особенностями поведения насекомых еще мальчиком. Позже, работая учителем биологии, Фабр увлекся изучением жизни насекомых и стал одним из известнейших специалистов в этой области. Французская академия наук долго не признавала его трудов, но это не помешало ему быть самым популярным ученым-биологом. Не признать этого было невозможно. Когда Фабру исполнилось уже более 90 лет, ученые пригласили его на заседание академии, чтобы присвоить звание академика. Фабр отказался. Тогда академики сами приехали к ученому. Он принял их там, где жили те, кто принес ему мировую славу, – осы, пчелы, другие насекомые.
    Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Достижением генетики является выведение новых сортов растений и пород животных, изучение наследственных болезней человека.
    Биология пользуется не только биологическими методами исследования, но и химическими, физическими, математическими. Это способствует появлению таких молодых наук, как биохимия, биофизика, биометрия, радиобиология.
    Биология имеет большое практическое и теоретическое значение. Она является базой для развития растениеводства, животноводства, медицины, бионики и биотехнологии. Результаты биологических исследований лежат в основе многих производственных процессов питания, текстильной, кожевенной, фармацевтической промышленностей.
    Уровне организации биосистемы. Живая природа Земли представляет собой сложно организованную целостную биологическую систему. Каждый живой организм, включая растения, является биологической системой, которая построена из менее сложных биосистем. Все компоненты живой природы – биологические системы разного уровня сложности.
    Живые системы характеризуются внешними и внутренними связями. Внутренние связи биосистем проявляются во взаимодействии их составных элементов; внешние связи – во взаимосвязи с окружающей средой.
    Внутренние связи биосистемы преобладают над внешними, обеспечивая этим единство системы. Благодаря внешним связям технология является открытой. Живой организм существует до тех пор, пока в него поступают энергия и вещество из внешней среды.
    Рис. 1. Уровни организации живых систем
    Рассмотрите рис. 1, на котором представлены биосистемы различного уровня сложности, которые тесно связаны между собой. их можно свести к клеточному, організменого и надорганізменого уровней организации.
    Методы изучения живой природы. Во время изучения природоведения вы ознакомились с такими методами изучения природы, как исследования и наблюдения, эксперимент, описание результатов исследования; измерение, сравнение, моделирование; теоретическое объяснение явлений на основе законов природы. Этими методами вы будете пользоваться и при изучении биологии в 7 классе.
    Кроме того, вы продолжите ознакомление с методом микроскопии. Он основан на использовании оптических приборов (лупы, микроскопа) при работе с очень малыми биологическими объектами. Все эти методы помогут вам понять сложные процессы, которые происходят в живых организмах.
    Биология — наука о живой природе. Она изучает взаимосвязанные системы живой природы, уровни организации которых можно свести к клеточному, організменого, надорганізменого. Биология охватывает систему биологических наук, среди которых ботаника — наука о растениях.
    Для любознательных
    Естественно-научная картина мира
    В 7 классе вы изучаете отдельные естественные предметы. В совершенстве познать явления и объекты природы можно, «углубившись» в сущность физических, химических, биологических, географических явлений, то есть познав законы, которые объясняют. Поэтому, как и во время изучения природоведения, вы будете объединять биологические, физические, химические, географические знания в систему с помощью общих закономерностей природы. Эта система знаний называется естественно-научной картиной мира, а ее личностно значима для человека составляющая – образ природы.
    Система знаний о живой природе – неотъемлемая составляющая естественно-научной картины мира и образа природы.
    Для человека, его деятельности большое значение имеет образ природы. Чтобы его создать, вы будете использовать такие закономерности природы: сохранения, направленности самочинных процессов к равновесному состоянию, периодичности процессов в природе.
    Рис. 2. Модель образа природы:
    1 – закономерность сохранения: 2 – закономерность направленности самочинных процессов; 3 – закономерность периодичности
    Каждое растение, каждая экосистема обменивается веществом и энергией со средой жизни. Каждая система растения (клетка, ткань, орган) обменивается энергией и веществом между собой. Эти процессы происходят в соответствии с законами сохранения массы вещества, сохранения и превращения энергии. Живые системы получают кислород, питательные вещества, освобождаются от ненужных продуктов жизнедеятельности благодаря явлению диффузии, которое подлежит закону направленности самочинных процессов к равновесному состоянию. Жизнедеятельности растений, как и всех живых организмов, свойственны биоритмы (сезонные, суточные и другие), которые являются проявлением закономерности периодичности.
    Объясняя строение, процессы жизнедеятельности растений, составляющих систем растительного организма с помощью общих закономерностей природы, вы будете формировать систему знаний о живой природе и составляющую образа природы (рис. 2). Использование структурно-логических схем (с. 97, 179, 227) поможет каждому из вас создать свой образ природы. В нем будут иметь место системы физических, химических, биологических, географических знаний.

  7. Биология как наука о живой природе зародилась еще в античные времена, то есть до начала нашей эры. Само название «биология» в переводе с древнегреческого означает «наука о жизни» (от греч. биос – жизнь и логос – слово, учение). Биология изучает строение, химический состав, процессы жизнедеятельности живых организмов, их сообщества, связи с окружающей средой, то есть исследует различные проявления жизни.
    Отличия живого от неживого. Мы постоянно сталкиваемся с разнообразным миром живых существ, которых объединяют в отдельные царства: Растения, Грибы, Животные, Бактерии, Цианобактерии, Вирусы, а также с объектами неживой природы – камнями, льдом, песком и т. д. Всем известно, что живые существа растут, питаются, дышат, размножаются, воспринимают воздействия окружающей среды и определенным образом на них реагируют. Поэтому на первый взгляд отличить живое от неживого вроде бы и не сложно, но это не совсем так. Например, есть живые организмы, которые могут длительное время находиться в состоянии покоя (в частности, семена или пыльца растений), когда проявления их жизнедеятельности незаметны, и напоминать тем самым неживые предметы.
    Что же объединяет все живое и отличает его от неживой природы? Каждый живой организм состоит из отдельных частиц – клеток – подобно тому, как дома построены из множества кирпичей. Тела неживой природы (за исключением отмерших организмов) клеточного строения не имеют. Есть организмы, состоящие только из одной клетки (например, бактерии, одноклеточные животные, некоторые водоросли и грибы), другие образованы большим количеством клеток (например, цветковые растения, многоклеточные животные). Только вирусы, вызывающие разнообразные заболевания человека (СПИД, грипп, желтуху), животных и растений, не имеют клеточного строения. О них вы узнаете в старших классах.
    Все живые организмы сходны по химическому составу, то есть построены из одних и тех же химических соединений (органических – белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот – и неорганических – воды, различных минеральных солей).
    Ни один живой организм не может длительное время существовать без поступления энергии извне. Главным источником энергии для всех обитателей нашей планеты является Солнце. Солнечную энергию способны улавливать зеленые растения и преобразовывать ее в форму, доступную для использования другими живыми организмами. Создавая органические соединения из неорганических (воды и углекислого газа), они преобразуют поглощенную энергию солнечных лучей в химическую энергию созданных ими органических веществ. Другие организмы, поедая зеленые растения, одновременно получают и запасенную ими энергию.
    Все живые организмы зависят от условий среды обитания. Из окружающей среды они получают необходимые им вещества, то есть питаются. Соединения, поступающие в живые организмы с пищей, претерпевают в них изменения. Часть их используется для собственных потребностей организма в энергии, которая выделяется в результате расщепления сложных соединений до более простых в процессе дыхания.
    Питание является характерной особенностью всех живых организмов, поскольку обеспечивает их необходимыми веществами и энергией. В свою очередь, организмы выделяют в окружающую среду продукты своей жизнедеятельности. Итак, необходимое условие существования живых организмов – обмен веществ с окружающей средой и преобразование в них энергии.
    Живые организмы способны воспринимать влияния окружающей среды и определенным образом на них реагировать. Это явление называют раздражимостью. Например, при малейшем прикосновении первых капель дождя к листьям мимозы стыдливой они сразу же складываются и провисают.
    Характерной особенностью живых организмов является также способность к движению. О том, что двигаться способны животные, известно всем. Но могут ли двигаться растения? Ведь они в основном ведут прикрепленный образ жизни и на первый взгляд к движению не способны. Но это не так. Многие из вас знают, что подсолнечник изменяет положение побега с соцветием соответственно движению Солнца по небосводу. В зависимости от направления падения лучей света растения могут изменять положение листьев. Чтобы убедиться в этом, понаблюдайте за комнатными растениями (традесканцией, бегонией, фикусом).
    Все живые организмы растут и развиваются, увеличивая свои размеры и массу. При этом одни из них (например, деревья, кусты, рыбы) могут расти на протяжении всей жизни, тогда как другие – только определенное время.
    Живые организмы способны воспроизводить подобных себе. Это явление называется размножением. Каждый организм существует только определенное время – от рождения до смерти. Если бы живые организмы не размножались, то есть не воспроизводили себе подобных, жизнь на нашей планете через определенное время исчезла бы.

    Листаем страницы биологии:

    Значение биологии в жизни человека
    Разнообразие живых организмов и их классификация
    Характеристика царства растения
    Увеличительные приборы
    Химический состав клетки
    Строение растительной клетки
    Ткани растений
    Органы растений
    Биология (содержание)

  8. § 1. Биология — наука о живой природе

    Вспомните

    Чем живое отличается от неживого?
    Где обитают живые организмы?
    Совокупность живых организмов на Земле составляет органический мир, или живую природу. Изучением всех проявлений жизни занимается наука биология (от греч. биос — жизнь, логос — учение). Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития. Живые организмы на нашей планете очень разнообразны и многочисленны. Они живут на суше, в воде, в почве, в воздухе. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли — биосферу (от греч. биос и сфера — шар) (рис. 1).
    Рис. 1. Границы биосферы
    Значение биологии. В наше время перед человечеством особенно остро встают такие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека — сельским хозяйством, медициной, различными отраслями промышленности (пищевой, легкой и т. д.).
    Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, создающих новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов питания.
    Благодаря достижениям биологической науки в промышленности широко применяют современные биотехнологии. С их помощью предприятия выпускают высокоэффективные лекарства, витамины, кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, химической и других отраслей промышленности и для научных целей. Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.
    Активная и часто непродуманная хозяйственная деятельность человека привела к значительному загрязнению окружающей среды веществами, вредными для всего живого, к уничтожению лесов, водоемов. На нашей планете практически уже не осталось уголков с нетронутой природой. Перед человечеством встала грандиозная задача — сохранить природную среду, чтобы поддержать условия существования и развития цивилизации. Решить ее могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете, составляет неотъемлемую часть культуры каждого жителя.

    Ответьте на вопросы

    Что изучает биология?
    Что называют биосферой?
    Какое значение имеет изучение биологии для человека?

    Новые понятия

    Биология. Биосфера.

    Подумайте!

    Почему биологию считают наукой будущего?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *