Благовещенский собор
Я очень люблю бывать в Московском Кремле, одной из жемчужин которого является Благовещенский собор. Он был возведён в XV веке русскими мастерами и служил домовым храмом вначале русским князьям, а потом царям.
В Благовещенском соборе сохранился уникальный ансамбль фресок середины XVI века, времени Ивана Грозного. На сводах галерей располагается композиция «Древо Иесеево» — библейская родословная Христа, на столпах представлена генеалогия московских государей, на стенах изображены сцены из Апокалипсиса — евангелической книги в конце мира и Страшном суде. Впечатляет и многоярусный иконостас собора, представляющий огромную историческую и художественную ценность. Большую его часть составляют древние иконы конца XIV — начала XV века, авторами которых, возможно, являются Феофан Грек и Андрей Рублёв. Фрески, иконостас, убранство собора делают его необыкновенно торжественным, устремлённым к небу. И мысли, и чувства во время пребывания в соборе особенные. Особое впечатление производят лики Христа и Богоматери, на которые я обычно с благоговением подолгу смотрю.
Благовещенский собор — замечательный памятник древнерусского искусства, вошедший в историю мировой культуры.
Перед вами сочинение на тему: Благовещенский собор.
Я очень люблю бывать в Московском Кремле, одной из жемчужин которого является Благовещенский собор. Он был возведён в XV веке русскими мастерами и служил домовым храмом вначале русским князьям, а потом царям.
В Благовещенском соборе сохранился уникальный ансамбль фресок середины XVI века, времени Ивана Грозного. На сводах галерей располагается композиция «Древо Иесеево» — библейская родословная Христа, на столпах представлена генеалогия москов- ских государей, на стенах изображены сцены из Апокалипсиса — евангелической книги в конце мира и Страшном суде. Впечатляет и многоярусный иконостас собора, представляющий огромную историческую и художестнную ценность. Большую его часть составляют древние иконы конца XIV — начала XV века, авторами которых, возможно, являются Феофан Грек и Андрей Рублёв. Фрески, иконостас, убранство собора делают его необыкновенно торжественным, устремлённым к небу. И мысли, и чувства во время пребывания в соборе особенные. Особое впечатление производят лики Христа и Богоматери, на которые я обычно с благоговением подолгу смотрю.
Благовещенский собор — замечательный памятник древнерусского искусства, вошедший в историю мировой культуры. (153 слова)
Датировка и предшественники собора
Благовещенский собор имеет сложную историю строительства и реконструкции и состоит из разновременных частей: древнейшая часть относится к XIV в., наиболее поздняя — к XIX в.
В описаниях собора XIX века опубликовано не подтвержденное источниками предание о строительстве деревянной церкви Благовещения в 1291 г. князем Андреем Александровичем, сыном Александра Невского (См. Извеков Н.Д. Московский придворный Благовещенский собор. М., 1911). Поскольку в Москве в это время существовал княжеский двор, на нем обязательно должен был быть храм. Но на страницах русских летописей упоминание о Благовещенском соборе появляется лишь под 1397 г. в связи с привозом в Москву из Византии иконы «Спас в ризице белой». Поэтому исследователи и относили строительство каменного здания собора к концу XIV века, датируя его 1397 (Извеков, Забелин, Суслов) или 1393 годом (Красовский, Скворцов). Вторая дата опиралась на сведения о создании в 1395 году княгиней Евдокией домовой церкви Рождества Богоматери. Считалось, что княжеский храм должен был появиться несколько раньше. Под 1405 г. летописи сообщают: “… начаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великого двора, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончиша ю”, причем автор наиболее ранней, Троицкой летописи, созданной в начале XV в., прибавляет: “… не ту, иже ныне стоит”. А под 1416 г. появляется новая запись, о создании «церкви каменой на великого князя дворе, Благовещенье, месяца июля в 18 день». Следующие сведения о памятнике связаны с перестройкой всего кремлевского ансамбля на рубеже XV-XVI вв. В “…1482 г. почаша рушити церковь на площади Благовещение, верх сняша и лубьем покрыша”, а в 1483 г. “… разруши князь великый Благовещение на своем дворе, подписанную только, по казну и по подклет, и заложи казну около того подклета и палату кирпичную с казнами”. Шестого мая 1484 г. состоялась закладка нового здания каменного собора, а спустя пять лет, девятого августа 1489 г., новый храм был освящен.
После раскопок, проведенных в 60-х годах XX века, появились новые данные, проливающие свет на строительную историю храма. В.И. Федоров и Н.С. Шеляпина в своей статье «Древнейшая история Благовещенского собора Московского Кремля» говорят, что хорошо документируются три хронологически последовательных периода в строительстве и реконструкции здания, предшествующего современному собору: первый, который они относят к концу XIII — началу XIV в., от которого сохранился нижний ряд кладки, второй — конца XIV-го века, от него сохранился подклет собора и третий период начала XV века, возможно, эта перестройка и отразилась в записи летописи под 1416 г. (см. выше).
В конце XV века Иван III начал строительство новой, великолепной великокняжеской резиденции. В это время строятся новые кремлевские стены, новый Успенский собор. Первая попытка мастеров Кривцова и Мышкина построить Успенский собор оказалась неудачной — стены обрушились. Под 1474 г. летописец отметил: «Посла же князь великий Иван Васильевич во Псков и повеле прислати мастеров церковных и приведоша их; они же дела их (строителей Успенского собора) похвалиша, что гладко делали, да похулиша дело извести, занеже жидко растворяху, ино неклеевита. Тогда же князь великий отпусти; иже последе делаша святую Троицу в Сергиеве монастыре, и Ивана Златоустаго на Москве, и Сретение на поле, и Ризположенье на митрополичьем дворе, и Благовещенье на великого князя дворе». На основании этой записи считается, что благовещенский собор строили псковские мастера. Из перечисленных в летописи зданий сохранились церковь Ризположения в Кремле и Духовская (в летописи Троицкая) в Троицко-Сергиевой Лавре. Во всех этих зданиях можно найти характерные признаки псковского зодчества: квадратные в плане столбы, повышенные подпружные арки, но встречаются и раннемосковские элементы: узорчатые пояса, украшающие стены, килевидная форма закомар и порталов. Кроме того, собор построен из кирпича, в то время как основным строительным материалом в Пскове был белый камень. Поэтому несмотря на то, что большинство исследователей благовещенский собор относят к псковским постройкам, некоторые из них (Максимов П.Н.) считают его созданием московских мастеров.
Благовещенский собор
План
По Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади. М., 1983, стр. 319. Архитектурные особенности
Современный Благовещенский собор Московского Кремля включает в себя части, построенные в разное время.
Типологическая основа — четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. Основной объем, построенный в конце XV века, повторял план, а возможно, и габариты ранее существовавшего храма начала XV-го столетия. Отличие нового храма от предыдущего заключалось в том, что он был окружен со всех сторон галереями-папертями. Считалось, что все галереи, кроме восточной, сооружены одновременно с собором, но до середины XVI века были открытыми. Однако исследования 60-х годов XX века показали, что своды северной и западной галерей выложены из того же кирпича, что и сам собор, что позволяет предположить, что они одновременны или близки по времени основному объему храма. С восточной стороны к храму примыкала Казенная палата, возведенная одновременно с собором и разобранная в XVIII веке.
Стены собора членятся лопатками на три неравные части и завершаются килевидными закомарами, не соответствующими форме сводов. В центральной части мастера применили ступенчатую систему сводов (повышенные подпружные арки под центральным барабаном), что повлекло за собой появление ряда кокошников в основании главы.
Первоначально собор венчали три главы — центральная и две над восточными углами храма. Во второй половине XVI века на сводах галерей были устроены четыре придела со своими главами и также добавлены еще две главы на основном объеме. В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав приделов до центральной главы, которое подчеркивают килевидные закомары и кокошники у центрального барабана. В 1508 году была вызолочена центральная глава, а во второй половине XVI века все главы и крышу покрыли золоченой медью, из-за чего собор стали называть «златоверхим».
Здание богато декорировано. Стены собора украшены аркатурным поясом, в который были вписаны щелевидные окна. Истоки этого пояса лежат во владимирских традициях, но он также гармонировал с таким же аркатурным поясом соседнего Успенского собора. На апсидах аркатурного пояса не было — его добавил во время реставрации 1860-х годов архитектор Ф.Ф. Рихтер. Апсиды украшал ранее только пояс терракотовых балясин (которые были заменены Рихтером на белокаменные). Широкое окно в центральной апсиде тоже позднего происхождения — к его переделке, предпринятой для лучшего освещения алтаря, приложил руку В.И. Баженов. Первоначально в центральной апсиде было два узких окна, а окно жертвенника (северная апсида) и сейчас смещено к северу. Сделано это было из-за пристроенной Казенной палаты, которая мешала расположить окна привычно. В итоге алтарь оказывался недостаточно освещен, возможно, что именно поэтому над ним были устроены дополнительные главы. В центральных, повышенных пряслах стен были размещены киоты с двускатными или килевидными завершениями, обрамленные полуваликами. Киот на западной стене (над хорами) сохранился до наших дней, остальные известны по старым изображениям здания. Аркатурно-колончатый пояс перенесен также на главы храма. На большом барабане он обрамляет окна. На малых главах в арочном пояске чередуются полуколонки и консоли. Верх барабанов украшают декоративные нишки, пояски бегунка и поребрика, излюбленные в псковском и новгородском зодчестве. Наружный декор одноглавых приделов по углам галерей близок декору столпов церкви Иоанна Предтечи в Дьякове. Кокошники приделов перекликаются с закомарами основного объема.
Благовещенский собор невелик, так как был предназначен прежде всего для семьи великого князя. К восточным столпам изначально примыкал иконостас, лишь незначительно ниже существующего. Центральное пространство храма отличает подчеркнутый вертикализм пропорций — коробовые своды рукавов креста, ступенчатые подпружные арки, высокий барабан центральной главы. Это движение по вертикали усиливалось освещением — нижняя часть была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света. В западной части расположены широкие хоры, опирающиеся на массивные низкие своды. Устройство хор уже архаично для конца XV века. Скорее всего, оно связано с предназначением храма, как семейного храма великого князя. Возможно также, что их устройство объясняется стремлением сохранить план предшествующего здания. Существовали предположения (в XIX веке), что хоры были предназначены во время богослужений для женщин царской семьи. Но выяснено, что первоначально хоры отделяла от основного объема стена высотой около двух метров и толщиной в два кирпича, таким образом они превращались в закрытое пространство, непригодное для слушания литургии. Более вероятно, что на хорах размещались приделы. На хоры ведут два хода: снизу — винтовая лестница в толще кладки юго-западного угла собора. Другой ход — непосредственно из дворца, опирающийся на арку.
Со всех сторон при постройке здание собора было окружено папертями. Время их возникновения и первоначальный облик изучены недостаточно. Восточная паперть была разобрана вместе с Казенной палатой, а южная почти полностью утратила свой первоначальный облик. На южную паперть ведет украшенное резьбой крыльцо. По преданию, оно построено для Ивана Грозного: якобы лишенный права находиться в храме после четвертого брака, царь повелел пристроить к нему крыльцо, на котором стоял во время службы. (На самом деле крыльцо существовало до Ивана Грозного, а царю не запрещали посещать церковь). С Иваном грозным предание связывает и появление существующего и сейчас пола собора из мелких блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. Она утверждает, что пол был привезен Грозным из Ростова Великого, куда он некогда попал из Византии. Современные исследователи спорят о происхождении и составе этого пола. Выходящее на северо-восточную площадь крыльцо было парадным. Когда в 1564 г. на его сводах был построен придел Собор архангела Михаила, для укрепления конструкции крыльца под его свод подвели мощные столпы и древние формы оказались утраченными. Первоначально оно было более легким и похожим на южное. Его своды поддерживали колонны с резными капителями. Одна из таких колонн сохранилась в толще столпа. Сама лестница тоже перестроена — сначала он была более короткой и крутой.
С папертей в храм ведут порталы. Северный и западный выполнены итальянскими резчиками: дверной проем обрамляют две пары отдельно стоящих колонн с коринфскими капителями и развитым антаблементом, несущим пышно украшенный архивольт. Южный портал был уничтожен во время переделок южной паперти в 1836 г. и восстановлен по сохранившимся остаткам в 1949 г. Он выполнен в традициях раннемосковского зодчества: перспективный по форме, с чередующимися прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и сноповидными капителями. Килевидное завершение портала соответствовало оформлению верха стен. Технические особенности
Древнейшей частью собора является подклет, который был впервые изучен и опубликован в 1960-х годах Н.Н. Ворониным, а в 1970-х годах появились работы о нем В.И. Федорова, Н.С. Шеляпиной, М.Х. Алешковского и Б.Л. Альтшуллера. Подклет значительно меньше площади существующего здания Он состоит из двух помещений: квадратного основного (7,00×6,96 м) и отделенной от него простенком с дверным проемом широкой, приложенной впритык «апсидой» (3,86 м). В центре основного помещения — квадратный столб, несущий перекинутые на северную и южную стены арки. На них опираются два коробовых свода с шелыгой, идущей по оси север — юг. В апсиде одно щелевидное окно, расположенное не по оси, но повернутое к югу. Подобное же, обращенное на юг окно освещало восточный отсек основного помещения; в узкой части окна сохранилась старая кованая железная решетка из центрального круглого стержня с надетыми на него горизонтальными пластинками, концы которых заведены в кладку. В западной отсек с юга вводила арка входа; он запирался изнутри: от двери сохранились справа две железных навески, а слева-штырь для накладки. Почти вся древняя поверхность в северной стене скрыта под позднейшей кирпичной кладкой. Существующий вход в подклет с севера выложен кирпичом (6x13x27 см). Подклет сложен из квадров белого камня, местами сохранивших ложчатые борозды их отески. Вышина квадров различна; преобладает размер, близкий к 30 см (29-34 см), но есть и более крупные (до 40 и даже 47 см), и более постелистые (21 — 24 см). Более крупные камни, как правило, уложены в нижних частях стены. В связи с разномерностью камня, кладка не очень регулярна, горизонтальность рядов не всегда выдерживается, есть подтески и врубка в зуб.
Данные о фундаментах были получены при исследовании 1970-х годов. При исследованиях северо-западной стены подклета выяснилось, в основании стены находились деревянные лежни размером около 35 X 23-25 см. Продольные и поперечные брусья были положены в перпендикулярном направлении друг к другу на слой известковой подготовки толщиной 6-8 см. Пространство между ними забутовано булыжником, известковым раствором серого цвета с крупными включениями сколов белого камня и угольков. Лежни полностью сгнили, в результате чего образовались пустоты. Облицовочный ряд белокаменных блоков западной стены, ранее опиравшийся на брус, лежавший вдоль ее обреза, в настоящее время фундамента не имеет. Кирпичная кладка конца XV века лежит на белокаменном бутовом фундаменте, имеющим уширение, равное 32 см. В подошве сохранились остатки сгнивших свай, крайний ряд которых отстоит от фундамента на 23 см. Сваи перемежаются через интервалы 0,35 — 0,40 м и расположены в шахматном порядке.
Стены собора, включая галереи и внешние стены цокольного этажа сложены из кирпича, размером 27 Х 13 Х 7 см., что говорит об одновременности их возведения. Внешние стены цокольного этажа представляют сплошную кладку, прорезанную небольшими окнами для освещения помещений, образовавшихся под ходовыми папертями (одно подлинное окно сохранилось на северном фасаде, два — на западном). В перестройках XVI века во времена Ивана Грозного (сооружение двух западных глав над четвериком, четырех приделов над сводами папертей и переделка юго-восточного крыльца в закрытое с установлением нового декора) использовался маломерный (грозненский) кирпич (20 Х 10 Х 4 см). Весь фасад южной галереи Благовещенского собора в настоящее время сохраняет архитектурную обработку, приданную ему в начале XIX века с использованием кирпича с маркой «ИФ» в рамке размером 26 Х 11 Х 7 см. Список литературы
И.Л. Бусева-Давыдова. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. Стр. 139-170.
Н.Н. Воронин Два памятника архитектуры XIV в. в Московском кремле. // Из истории русского и западноевропейского искусства. М., 1960, стр. 23 — 32
И.Я. Качалова, Н.А. Маясова, Л.А. Щенникова. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. Ил. (текст об иконах пророческого и праотеческого рядов иконостаса, с. 59-61, написан И.А. Журавлевой, об иконах верхних приделов, с. 68 — 74, — Н.Д. Маркиной).
Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1983 с 318-320.
Федоров В.И. Благовещенский собор Московского Кремля в свете исследований 1960-1972 гг. // Советская археология, 1974, №2, стр. 112-129
Федоров В.И., Шеляпина Н.С. Древнейшая история Благовещенского собора Московского Кремля. // Советская археология, 1972, №4 стр. 223 — 235.
Благовещенский собор
Я очень люблю бывать в Московском Кремле, одной из жемчужин которого является Благовещенский собор. Он был возведён в XV веке русскими мастерами и служил домовым храмом вначале русским князьям, а потом царям.
В Благовещенском соборе сохранился уникальный ансамбль фресок середины XVI века, времени Ивана Грозного. На сводах галерей располагается композиция «Древо Иесеево» — библейская родословная Христа, на столпах представлена генеалогия москов-
ских государей, на стенах изображены сцены из Апокалипсиса — евангелической книги в конце мира и Страшном суде. Впечатляет и многоярусный иконостас собора, представляющий огромную историческую и художестнную ценность. Большую его часть составляют древние иконы конца XIV — начала XV века, авторами которых, возможно, являются Феофан Грек и Андрей Рублёв. Фрески, иконостас, убранство собора делают его необыкновенно торжественным, устремлённым к небу. И мысли, и чувства во время пребывания в соборе особенные. Особое впечатление производят лики Христа и Богоматери, на которые я обычно с благоговением подолгу смотрю.
Благовещенский собор — замечательный памятник древнерусского искусства, вошедший в историю мировой культуры. (153 слова)
Я очень люблю бывать в Московском Кремле, одной из жемчужин которого является Благовещенский собор. Он был возведён в XV веке русскими мастерами и служил домовым храмом вначале русским князьям, а потом царям.
В Благовещенском соборе сохранился уникальный ансамбль фресок середины XVI века, времени Ивана Грозного. На сводах галерей располагается композиция «Древо Иесеево» — библейская родословная Христа, на столпах представлена генеалогия московских государей, на стенах изображены сцены из Апокалипсиса — евангелической книги в конце мира и Страшном суде. Впечатляет и многоярусный иконостас собора, представляющий огромную историческую и художественную ценность. Большую его часть составляют древние иконы конца XIV — начала XV века, авторами которых, возможно, являются Феофан Грек и Андрей Рублёв. Фрески, иконостас, убранство собора делают его необыкновенно торжественным, устремлённым к небу. И мысли, и чувства во время пребывания в соборе особенные. Особое впечатление производят лики Христа и Богоматери, на которые я обычно с благоговением подолгу смотрю.
Благовещенский собор — замечательный памятник древнерусского искусства, вошедший в историю мировой культуры.
Благовещенский собор
Я очень люблю бывать в Московском Кремле, одной из жемчужин которого является Благовещенский собор. Он был возведён в XV веке русскими мастерами и служил домовым храмом вначале русским князьям, а потом царям.
В Благовещенском соборе сохранился уникальный ансамбль фресок середины XVI века, времени Ивана Грозного. На сводах галерей располагается композиция «Древо Иесеево» — библейская родословная Христа, на столпах представлена генеалогия московских государей, на стенах изображены сцены из Апокалипсиса — евангелической книги в конце мира и Страшном суде. Впечатляет и многоярусный иконостас собора, представляющий огромную историческую и художественную ценность. Большую его часть составляют древние иконы конца XIV — начала XV века, авторами которых, возможно, являются Феофан Грек и Андрей Рублёв. Фрески, иконостас, убранство собора делают его необыкновенно торжественным, устремлённым к небу. И мысли, и чувства во время пребывания в соборе особенные. Особое впечатление производят лики Христа и Богоматери, на которые я обычно с благоговением подолгу смотрю.
Благовещенский собор — замечательный памятник древнерусского искусства, вошедший в историю мировой культуры.
Перед вами сочинение на тему: Благовещенский собор.
Я очень люблю бывать в Московском Кремле, одной из жемчужин которого является Благовещенский собор. Он был возведён в XV веке русскими мастерами и служил домовым храмом вначале русским князьям, а потом царям.
В Благовещенском соборе сохранился уникальный ансамбль фресок середины XVI века, времени Ивана Грозного. На сводах галерей располагается композиция «Древо Иесеево» — библейская родословная Христа, на столпах представлена генеалогия москов- ских государей, на стенах изображены сцены из Апокалипсиса — евангелической книги в конце мира и Страшном суде. Впечатляет и многоярусный иконостас собора, представляющий огромную историческую и художестнную ценность. Большую его часть составляют древние иконы конца XIV — начала XV века, авторами которых, возможно, являются Феофан Грек и Андрей Рублёв. Фрески, иконостас, убранство собора делают его необыкновенно торжественным, устремлённым к небу. И мысли, и чувства во время пребывания в соборе особенные. Особое впечатление производят лики Христа и Богоматери, на которые я обычно с благоговением подолгу смотрю.
Благовещенский собор — замечательный памятник древнерусского искусства, вошедший в историю мировой культуры. (153 слова)
Датировка и предшественники собора
Благовещенский собор имеет сложную историю строительства и реконструкции и состоит из разновременных частей: древнейшая часть относится к XIV в., наиболее поздняя — к XIX в.
В описаниях собора XIX века опубликовано не подтвержденное источниками предание о строительстве деревянной церкви Благовещения в 1291 г. князем Андреем Александровичем, сыном Александра Невского (См. Извеков Н.Д. Московский придворный Благовещенский собор. М., 1911). Поскольку в Москве в это время существовал княжеский двор, на нем обязательно должен был быть храм. Но на страницах русских летописей упоминание о Благовещенском соборе появляется лишь под 1397 г. в связи с привозом в Москву из Византии иконы «Спас в ризице белой». Поэтому исследователи и относили строительство каменного здания собора к концу XIV века, датируя его 1397 (Извеков, Забелин, Суслов) или 1393 годом (Красовский, Скворцов). Вторая дата опиралась на сведения о создании в 1395 году княгиней Евдокией домовой церкви Рождества Богоматери. Считалось, что княжеский храм должен был появиться несколько раньше. Под 1405 г. летописи сообщают: “… начаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великого двора, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончиша ю”, причем автор наиболее ранней, Троицкой летописи, созданной в начале XV в., прибавляет: “… не ту, иже ныне стоит”. А под 1416 г. появляется новая запись, о создании «церкви каменой на великого князя дворе, Благовещенье, месяца июля в 18 день». Следующие сведения о памятнике связаны с перестройкой всего кремлевского ансамбля на рубеже XV-XVI вв. В “…1482 г. почаша рушити церковь на площади Благовещение, верх сняша и лубьем покрыша”, а в 1483 г. “… разруши князь великый Благовещение на своем дворе, подписанную только, по казну и по подклет, и заложи казну около того подклета и палату кирпичную с казнами”. Шестого мая 1484 г. состоялась закладка нового здания каменного собора, а спустя пять лет, девятого августа 1489 г., новый храм был освящен.
После раскопок, проведенных в 60-х годах XX века, появились новые данные, проливающие свет на строительную историю храма. В.И. Федоров и Н.С. Шеляпина в своей статье «Древнейшая история Благовещенского собора Московского Кремля» говорят, что хорошо документируются три хронологически последовательных периода в строительстве и реконструкции здания, предшествующего современному собору: первый, который они относят к концу XIII — началу XIV в., от которого сохранился нижний ряд кладки, второй — конца XIV-го века, от него сохранился подклет собора и третий период начала XV века, возможно, эта перестройка и отразилась в записи летописи под 1416 г. (см. выше).
В конце XV века Иван III начал строительство новой, великолепной великокняжеской резиденции. В это время строятся новые кремлевские стены, новый Успенский собор. Первая попытка мастеров Кривцова и Мышкина построить Успенский собор оказалась неудачной — стены обрушились. Под 1474 г. летописец отметил: «Посла же князь великий Иван Васильевич во Псков и повеле прислати мастеров церковных и приведоша их; они же дела их (строителей Успенского собора) похвалиша, что гладко делали, да похулиша дело извести, занеже жидко растворяху, ино неклеевита. Тогда же князь великий отпусти; иже последе делаша святую Троицу в Сергиеве монастыре, и Ивана Златоустаго на Москве, и Сретение на поле, и Ризположенье на митрополичьем дворе, и Благовещенье на великого князя дворе». На основании этой записи считается, что благовещенский собор строили псковские мастера. Из перечисленных в летописи зданий сохранились церковь Ризположения в Кремле и Духовская (в летописи Троицкая) в Троицко-Сергиевой Лавре. Во всех этих зданиях можно найти характерные признаки псковского зодчества: квадратные в плане столбы, повышенные подпружные арки, но встречаются и раннемосковские элементы: узорчатые пояса, украшающие стены, килевидная форма закомар и порталов. Кроме того, собор построен из кирпича, в то время как основным строительным материалом в Пскове был белый камень. Поэтому несмотря на то, что большинство исследователей благовещенский собор относят к псковским постройкам, некоторые из них (Максимов П.Н.) считают его созданием московских мастеров.
Благовещенский собор
План
По Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади. М., 1983, стр. 319.
Архитектурные особенности
Современный Благовещенский собор Московского Кремля включает в себя части, построенные в разное время.
Типологическая основа — четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. Основной объем, построенный в конце XV века, повторял план, а возможно, и габариты ранее существовавшего храма начала XV-го столетия. Отличие нового храма от предыдущего заключалось в том, что он был окружен со всех сторон галереями-папертями. Считалось, что все галереи, кроме восточной, сооружены одновременно с собором, но до середины XVI века были открытыми. Однако исследования 60-х годов XX века показали, что своды северной и западной галерей выложены из того же кирпича, что и сам собор, что позволяет предположить, что они одновременны или близки по времени основному объему храма. С восточной стороны к храму примыкала Казенная палата, возведенная одновременно с собором и разобранная в XVIII веке.
Стены собора членятся лопатками на три неравные части и завершаются килевидными закомарами, не соответствующими форме сводов. В центральной части мастера применили ступенчатую систему сводов (повышенные подпружные арки под центральным барабаном), что повлекло за собой появление ряда кокошников в основании главы.
Первоначально собор венчали три главы — центральная и две над восточными углами храма. Во второй половине XVI века на сводах галерей были устроены четыре придела со своими главами и также добавлены еще две главы на основном объеме. В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав приделов до центральной главы, которое подчеркивают килевидные закомары и кокошники у центрального барабана. В 1508 году была вызолочена центральная глава, а во второй половине XVI века все главы и крышу покрыли золоченой медью, из-за чего собор стали называть «златоверхим».
Здание богато декорировано. Стены собора украшены аркатурным поясом, в который были вписаны щелевидные окна. Истоки этого пояса лежат во владимирских традициях, но он также гармонировал с таким же аркатурным поясом соседнего Успенского собора. На апсидах аркатурного пояса не было — его добавил во время реставрации 1860-х годов архитектор Ф.Ф. Рихтер. Апсиды украшал ранее только пояс терракотовых балясин (которые были заменены Рихтером на белокаменные). Широкое окно в центральной апсиде тоже позднего происхождения — к его переделке, предпринятой для лучшего освещения алтаря, приложил руку В.И. Баженов. Первоначально в центральной апсиде было два узких окна, а окно жертвенника (северная апсида) и сейчас смещено к северу. Сделано это было из-за пристроенной Казенной палаты, которая мешала расположить окна привычно. В итоге алтарь оказывался недостаточно освещен, возможно, что именно поэтому над ним были устроены дополнительные главы. В центральных, повышенных пряслах стен были размещены киоты с двускатными или килевидными завершениями, обрамленные полуваликами. Киот на западной стене (над хорами) сохранился до наших дней, остальные известны по старым изображениям здания. Аркатурно-колончатый пояс перенесен также на главы храма. На большом барабане он обрамляет окна. На малых главах в арочном пояске чередуются полуколонки и консоли. Верх барабанов украшают декоративные нишки, пояски бегунка и поребрика, излюбленные в псковском и новгородском зодчестве. Наружный декор одноглавых приделов по углам галерей близок декору столпов церкви Иоанна Предтечи в Дьякове. Кокошники приделов перекликаются с закомарами основного объема.
Благовещенский собор невелик, так как был предназначен прежде всего для семьи великого князя. К восточным столпам изначально примыкал иконостас, лишь незначительно ниже существующего. Центральное пространство храма отличает подчеркнутый вертикализм пропорций — коробовые своды рукавов креста, ступенчатые подпружные арки, высокий барабан центральной главы. Это движение по вертикали усиливалось освещением — нижняя часть была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света. В западной части расположены широкие хоры, опирающиеся на массивные низкие своды. Устройство хор уже архаично для конца XV века. Скорее всего, оно связано с предназначением храма, как семейного храма великого князя. Возможно также, что их устройство объясняется стремлением сохранить план предшествующего здания. Существовали предположения (в XIX веке), что хоры были предназначены во время богослужений для женщин царской семьи. Но выяснено, что первоначально хоры отделяла от основного объема стена высотой около двух метров и толщиной в два кирпича, таким образом они превращались в закрытое пространство, непригодное для слушания литургии. Более вероятно, что на хорах размещались приделы. На хоры ведут два хода: снизу — винтовая лестница в толще кладки юго-западного угла собора. Другой ход — непосредственно из дворца, опирающийся на арку.
Со всех сторон при постройке здание собора было окружено папертями. Время их возникновения и первоначальный облик изучены недостаточно. Восточная паперть была разобрана вместе с Казенной палатой, а южная почти полностью утратила свой первоначальный облик. На южную паперть ведет украшенное резьбой крыльцо. По преданию, оно построено для Ивана Грозного: якобы лишенный права находиться в храме после четвертого брака, царь повелел пристроить к нему крыльцо, на котором стоял во время службы. (На самом деле крыльцо существовало до Ивана Грозного, а царю не запрещали посещать церковь). С Иваном грозным предание связывает и появление существующего и сейчас пола собора из мелких блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. Она утверждает, что пол был привезен Грозным из Ростова Великого, куда он некогда попал из Византии. Современные исследователи спорят о происхождении и составе этого пола. Выходящее на северо-восточную площадь крыльцо было парадным. Когда в 1564 г. на его сводах был построен придел Собор архангела Михаила, для укрепления конструкции крыльца под его свод подвели мощные столпы и древние формы оказались утраченными. Первоначально оно было более легким и похожим на южное. Его своды поддерживали колонны с резными капителями. Одна из таких колонн сохранилась в толще столпа. Сама лестница тоже перестроена — сначала он была более короткой и крутой.
С папертей в храм ведут порталы. Северный и западный выполнены итальянскими резчиками: дверной проем обрамляют две пары отдельно стоящих колонн с коринфскими капителями и развитым антаблементом, несущим пышно украшенный архивольт. Южный портал был уничтожен во время переделок южной паперти в 1836 г. и восстановлен по сохранившимся остаткам в 1949 г. Он выполнен в традициях раннемосковского зодчества: перспективный по форме, с чередующимися прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и сноповидными капителями. Килевидное завершение портала соответствовало оформлению верха стен.
Технические особенности
Древнейшей частью собора является подклет, который был впервые изучен и опубликован в 1960-х годах Н.Н. Ворониным, а в 1970-х годах появились работы о нем В.И. Федорова, Н.С. Шеляпиной, М.Х. Алешковского и Б.Л. Альтшуллера. Подклет значительно меньше площади существующего здания Он состоит из двух помещений: квадратного основного (7,00×6,96 м) и отделенной от него простенком с дверным проемом широкой, приложенной впритык «апсидой» (3,86 м). В центре основного помещения — квадратный столб, несущий перекинутые на северную и южную стены арки. На них опираются два коробовых свода с шелыгой, идущей по оси север — юг. В апсиде одно щелевидное окно, расположенное не по оси, но повернутое к югу. Подобное же, обращенное на юг окно освещало восточный отсек основного помещения; в узкой части окна сохранилась старая кованая железная решетка из центрального круглого стержня с надетыми на него горизонтальными пластинками, концы которых заведены в кладку. В западной отсек с юга вводила арка входа; он запирался изнутри: от двери сохранились справа две железных навески, а слева-штырь для накладки. Почти вся древняя поверхность в северной стене скрыта под позднейшей кирпичной кладкой. Существующий вход в подклет с севера выложен кирпичом (6x13x27 см). Подклет сложен из квадров белого камня, местами сохранивших ложчатые борозды их отески. Вышина квадров различна; преобладает размер, близкий к 30 см (29-34 см), но есть и более крупные (до 40 и даже 47 см), и более постелистые (21 — 24 см). Более крупные камни, как правило, уложены в нижних частях стены. В связи с разномерностью камня, кладка не очень регулярна, горизонтальность рядов не всегда выдерживается, есть подтески и врубка в зуб.
Данные о фундаментах были получены при исследовании 1970-х годов. При исследованиях северо-западной стены подклета выяснилось, в основании стены находились деревянные лежни размером около 35 X 23-25 см. Продольные и поперечные брусья были положены в перпендикулярном направлении друг к другу на слой известковой подготовки толщиной 6-8 см. Пространство между ними забутовано булыжником, известковым раствором серого цвета с крупными включениями сколов белого камня и угольков. Лежни полностью сгнили, в результате чего образовались пустоты. Облицовочный ряд белокаменных блоков западной стены, ранее опиравшийся на брус, лежавший вдоль ее обреза, в настоящее время фундамента не имеет. Кирпичная кладка конца XV века лежит на белокаменном бутовом фундаменте, имеющим уширение, равное 32 см. В подошве сохранились остатки сгнивших свай, крайний ряд которых отстоит от фундамента на 23 см. Сваи перемежаются через интервалы 0,35 — 0,40 м и расположены в шахматном порядке.
Стены собора, включая галереи и внешние стены цокольного этажа сложены из кирпича, размером 27 Х 13 Х 7 см., что говорит об одновременности их возведения. Внешние стены цокольного этажа представляют сплошную кладку, прорезанную небольшими окнами для освещения помещений, образовавшихся под ходовыми папертями (одно подлинное окно сохранилось на северном фасаде, два — на западном). В перестройках XVI века во времена Ивана Грозного (сооружение двух западных глав над четвериком, четырех приделов над сводами папертей и переделка юго-восточного крыльца в закрытое с установлением нового декора) использовался маломерный (грозненский) кирпич (20 Х 10 Х 4 см). Весь фасад южной галереи Благовещенского собора в настоящее время сохраняет архитектурную обработку, приданную ему в начале XIX века с использованием кирпича с маркой «ИФ» в рамке размером 26 Х 11 Х 7 см.
Список литературы
И.Л. Бусева-Давыдова. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. Стр. 139-170.
Н.Н. Воронин Два памятника архитектуры XIV в. в Московском кремле. // Из истории русского и западноевропейского искусства. М., 1960, стр. 23 — 32
И.Я. Качалова, Н.А. Маясова, Л.А. Щенникова. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. Ил. (текст об иконах пророческого и праотеческого рядов иконостаса, с. 59-61, написан И.А. Журавлевой, об иконах верхних приделов, с. 68 — 74, — Н.Д. Маркиной).
Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1983 с 318-320.
Федоров В.И. Благовещенский собор Московского Кремля в свете исследований 1960-1972 гг. // Советская археология, 1974, №2, стр. 112-129
Федоров В.И., Шеляпина Н.С. Древнейшая история Благовещенского собора Московского Кремля. // Советская археология, 1972, №4 стр. 223 — 235.
Благовещенский собор
Я очень люблю бывать в Московском Кремле, одной из жемчужин которого является Благовещенский собор. Он был возведён в XV веке русскими мастерами и служил домовым храмом вначале русским князьям, а потом царям.
В Благовещенском соборе сохранился уникальный ансамбль фресок середины XVI века, времени Ивана Грозного. На сводах галерей располагается композиция «Древо Иесеево» — библейская родословная Христа, на столпах представлена генеалогия москов-
ских государей, на стенах изображены сцены из Апокалипсиса — евангелической книги в конце мира и Страшном суде. Впечатляет и многоярусный иконостас собора, представляющий огромную историческую и художестнную ценность. Большую его часть составляют древние иконы конца XIV — начала XV века, авторами которых, возможно, являются Феофан Грек и Андрей Рублёв. Фрески, иконостас, убранство собора делают его необыкновенно торжественным, устремлённым к небу. И мысли, и чувства во время пребывания в соборе особенные. Особое впечатление производят лики Христа и Богоматери, на которые я обычно с благоговением подолгу смотрю.
Благовещенский собор — замечательный памятник древнерусского искусства, вошедший в историю мировой культуры. (153 слова)
Я очень люблю бывать в Московском Кремле, одной из жемчужин которого является Благовещенский собор. Он был возведён в XV веке русскими мастерами и служил домовым храмом вначале русским князьям, а потом царям.
В Благовещенском соборе сохранился уникальный ансамбль фресок середины XVI века, времени Ивана Грозного. На сводах галерей располагается композиция «Древо Иесеево» — библейская родословная Христа, на столпах представлена генеалогия московских государей, на стенах изображены сцены из Апокалипсиса — евангелической книги в конце мира и Страшном суде. Впечатляет и многоярусный иконостас собора, представляющий огромную историческую и художественную ценность. Большую его часть составляют древние иконы конца XIV — начала XV века, авторами которых, возможно, являются Феофан Грек и Андрей Рублёв. Фрески, иконостас, убранство собора делают его необыкновенно торжественным, устремлённым к небу. И мысли, и чувства во время пребывания в соборе особенные. Особое впечатление производят лики Христа и Богоматери, на которые я обычно с благоговением подолгу смотрю.
Благовещенский собор — замечательный памятник древнерусского искусства, вошедший в историю мировой культуры.