Сочинение на тему блок символист

16 вариантов

  1. Я вам поведал неземное.
    Я все сковал в воздушной мгле.
    В ладье — топор.
    В мечте — герои.
    Так я причаливал к земле.
    А. Блок
    Творчество А. Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала его А.Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.
    Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70—80-е годы прошлого века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса — мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописные” элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное — с помощью изобразительного. К примеру, у Брюсова:
    В гармонии тени мелькнуло безумие,
    Померкли аккорды мечтательных линий,
    И громкие краски сгустились угрюмее,
    Сливаясь в напев темно-синий.
    связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане — любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.
    В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки:
    Ты в белой вьюге, в снежном стоне
    Опять волшебницей всплыла,
    И в вечном свете, вечном звоне
    Церквей смешались купола.
    Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она — идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов — ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать — значит, определить, а определить — значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной:
    О, Святая, как ласковы свечи,
    Как отрадны
    Твои черты!
    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
    Но я верю: Милая — Ты.
    Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждым общественным интересам:
    Что буря жизни, если розы
    Твои цветут мне и горят!
    Что человеческие слезы,
    Когда румянится закат!
    Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего:
    Я встал и трижды поднял руки.
    Ко мне по воздуху неслись
    Зари торжественные звуки,
    Багрянцем одевая высь.
    Когда позднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события даны автором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении “Фабрика” поэт рисует фигуру некоего чудовища с “медным” голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальной тематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.
    Россия в поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать:
    .Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне — ты почиешь, Русь.
    Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме “Двенадцать”:
    Мы на горе всем буржуям
    Мировой пожар раздуем…
    Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.
    Музыкальность — одно из свойств лирики Блока.
    Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы:
    Ни любви, ни тоски, ни обиды.
    Все померкло, прошло, отошло… Или:
    Вот лицо возникает из кружев,
    Возникает из кружев лицо.
    В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма (“Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен”), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо:
    О, я хочу безумно жить:
    Все сущее — увековечить,
    Безличное — учеловечить,
    Несбывшееся — воплотить!

  2. Я вам поведал неземное.
    Я все сковал в воздушной мгле.
    В ладье — топор.
    В мечте — герои.
    Так я причаливал к земле.
    А. Блок
    Творчество А. Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала его А. Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.
    Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70—80-е годы прошлого века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса — мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописные” элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное — с помощью изобразительного. К примеру, у Брюсова:
    В гармонии тени мелькнуло безумие,
    Померкли аккорды мечтательных линий,
    И громкие краски сгустились угрюмее,
    Сливаясь в напев темно-синий.
    связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане — любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.
    В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки:
    Ты в белой вьюге, в снежном стоне
    Опять волшебницей всплыла,
    И в вечном свете, вечном звоне
    Церквей смешались купола.
    Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она — идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов — ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать — значит, определить, а определить — значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной:
    О, Святая, как ласковы свечи,
    Как отрадны Твои черты!
    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
    Но я верю: Милая — Ты.
    Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждым общественным интересам:
    Что буря жизни, если розы
    Твои цветут мне и горят!
    Что человеческие слезы,
    Когда румянится закат!
    Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего:
    Я встал и трижды поднял руки.
    Ко мне по воздуху неслись
    Зари торжественные звуки,
    Багрянцем одевая высь.
    Когда позднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события даны автором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении “Фабрика” поэт рисует фигуру некоего чудовища с “медным” голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальной тематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.
    Россия в поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать:
    .Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне — ты почиешь, Русь.
    Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме “Двенадцать”:
    Мы на горе всем буржуям
    Мировой пожар раздуем…
    Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.
    Музыкальность — одно из свойств лирики Блока.
    Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы:
    Ни любви, ни тоски, ни обиды.
    Все померкло, прошло, отошло… Или:
    Вот лицо возникает из кружев,
    Возникает из кружев лицо.
    В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма (“Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен”), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо:
    О, я хочу безумно жить:
    Все сугцее — увековечить,
    Безличное — врчеловечить,
    Несбывшееся — воплотить!

  3. Я вам поведал неземное.
    Я все сковал в воздушной мгле.
    В ладье — топор.
    В мечте — герои.
    Так я причаливал к земле.
    А. Блок
    Творчество А. Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала его А. Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.
    Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70—80-е годы прошлого века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса — мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописные” элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное — с помощью изобразительного. К примеру, у Брюсова:
    В гармонии тени мелькнуло безумие,
    Померкли аккорды мечтательных линий,
    И громкие краски сгустились угрюмее,
    Сливаясь в напев темно-синий.
    связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане — любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.
    В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки:
    Ты в белой вьюге, в снежном стоне
    Опять волшебницей всплыла,
    И в вечном свете, вечном звоне
    Церквей смешались купола.
    Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она — идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов — ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать — значит, определить, а определить — значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной:
    О, Святая, как ласковы свечи,
    Как отрадны Твои черты!
    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
    Но я верю: Милая — Ты.
    Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждым общественным интересам:
    Что буря жизни, если розы
    Твои цветут мне и горят!
    Что человеческие слезы,
    Когда румянится закат!
    Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего:
    Я встал и трижды поднял руки.
    Ко мне по воздуху неслись
    Зари торжественные звуки,
    Багрянцем одевая высь.
    Когда позднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события даны автором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении “Фабрика” поэт рисует фигуру некоего чудовища с “медным” голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальной тематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.
    Россия в поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать:
    .Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне — ты почиешь, Русь.
    Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме “Двенадцать”:
    Мы на горе всем буржуям
    Мировой пожар раздуем…
    Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.
    Музыкальность — одно из свойств лирики Блока.
    Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы:
    Ни любви, ни тоски, ни обиды.
    Все померкло, прошло, отошло… Или:
    Вот лицо возникает из кружев,
    Возникает из кружев лицо.
    В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма (“Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен”), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо:
    О, я хочу безумно жить:
    Все сугцее — увековечить,
    Безличное — врчеловечить,
    Несбывшееся — воплотить!

  4. Я вам поведал неземное.
    Я все сковал в воздушной мгле.
    В ладье — топор. В мечте — герои.
    Так я причаливал к земле.
    А. Блок
    Творчество А. Блока, гениального поэта, «трагического тенора эпохи», как назвала его А. Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.
    Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70—80-е годы прошлого века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса — мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда «музыкальный» и «живописные» элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное — с помощью изобразительного. К примеру, у Брюсова:
    В гармонии тени мелькнуло безумие,
    Померкли аккорды мечтательных линий,
    И громкие краски сгустились угрюмее,
    Сливаясь в напев темно-синий.
    Реальность как таковая изгоняется из поэзии: перед нами открывается зыбкий и неуловимый мир образов, для которого трудно найти логические связи, который подчинен произвольным авторским ассоциациям, насквозь субъективным и требующим дополнительных объяснений. Божественная интуиция, творческое озарение — вот основа всякого искусства, и его цель — выразить, изобразить миг этого прозрения, прорыва за пределы реального, познаваемого.
    Формирование, развитие и творческий рост Блока связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане — любовь к JI. Д. Менделеевой и определили во многом мистико- элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.
    В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки:
    Ты в белой вьюге, в снежном стоне
    Опять волшебницей всплыла,
    И в вечном свете, вечном звоне
    Церквей смешались купола.
    Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она — идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов — ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать —- значит, определить, а определить — значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной:
    О, Святая, как ласковы свечи,
    Как отрадны Твои черты!
    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
    Но я верю: Милая — Ты.
    Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждым общественным интересам:
    Что буря жизни, если розы
    Твои цветут мне и горят!
    Что человеческие слезы,
    Когда румянится закат!
    Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего:
    Я встал и трижды поднял руки.
    Ко мне по воздуху неслись
    Зари торжественные звуки,
    Багрянцем одевая высь.
    Когда позднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события даны автором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении «Фабрика» поэт рисует фигуру некоего чудовища с «медным» голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальной тематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.
    Россия в поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать:
    Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне — ты почиешь, Русь.
    Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме «Двенадцать»:
    Мы на горе всем буржуям
    Мировой пожар раздуем…
    Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.
    Музыкальность — одно из свойств лирики Блока.
    Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы:
    Ни любви, ни тоски, ни обиды.
    Все померкло, прошло, отошло…
    Или:
    Вот лицо возникает из кружев,
    Возникает из кружев лицо.
    В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма («Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен»), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо:
    О, я хочу безумно жить:
    Все сущее — увековечить,
    Безличное — вочеловечитъ,
    Несбывшееся — воплотить!

  5. Я вам поведал неземное.
    Я все сковал в воздушной мгле.
    В ладье — топор.
    В мечте — герои.
    Так я причаливал к земле.
    А. Блок
    Творчество А. Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала его А.Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.
    Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70—80-е годы прошлого века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса — мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописные” элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное — с помощью изобразительного. К примеру, у Брюсова:
    В гармонии тени мелькнуло безумие,
    Померкли аккорды мечтательных линий,
    И громкие краски сгустились угрюмее,
    Сливаясь в напев темно-синий.
    связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане — любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.
    В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки:
    Ты в белой вьюге, в снежном стоне
    Опять волшебницей всплыла,
    И в вечном свете, вечном звоне
    Церквей смешались купола.
    Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она — идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов — ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать — значит, определить, а определить — значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной:
    О, Святая, как ласковы свечи,
    Как отрадны Твои черты!
    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
    Но я верю: Милая — Ты.
    Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждым общественным интересам:
    Что буря жизни, если розы
    Твои цветут мне и горят!
    Что человеческие слезы,
    Когда румянится закат!
    Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего:
    Я встал и трижды поднял руки.
    Ко мне по воздуху неслись
    Зари торжественные звуки,
    Багрянцем одевая высь.
    Когда позднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события даны автором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении “Фабрика” поэт рисует фигуру некоего чудовища с “медным” голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальной тематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.
    Россия в поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать:
    .Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне — ты почиешь, Русь.
    Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме “Двенадцать”:
    Мы на горе всем буржуям
    Мировой пожар раздуем…
    Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.
    Музыкальность — одно из свойств лирики Блока.
    Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы:
    Ни любви, ни тоски, ни обиды.
    Все померкло, прошло, отошло… Или:
    Вот лицо возникает из кружев,
    Возникает из кружев лицо.
    В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма (“Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен”), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо:
    О, я хочу безумно жить:
    Все сугцее — увековечить,
    Безличное — врчеловечить,
    Несбывшееся — воплотить!

  6. Я вам поведал неземное.
    Я все сковал в воздушной мгле.
    В ладье — топор.
    В мечте — герои.
    Так я причаливал к земле.
    А. Блок
    Творчество А. Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала его А.Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.
    Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70—80-е годы прошлого века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса — мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописные” элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное — с помощью изобразительного. К примеру, у Брюсова: В гармонии тени мелькнуло безумие, Померкли аккорды мечтательных линий, И громкие краски сгустились угрюмее, Сливаясь в напев темно-синий.
    связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане — любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.
    В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки: Ты в белой вьюге, в снежном стоне Опять волшебницей всплыла, И в вечном свете, вечном звоне Церквей смешались купола.
    Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она — идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов — ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать — значит, определить, а определить — значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной: О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты.
    Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждым общественным интересам: Что буря жизни, если розы Твои цветут мне и горят! Что человеческие слезы, Когда румянится закат! Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего: Я встал и трижды поднял руки.
    Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь.
    Когда позднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события даны автором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении “Фабрика” поэт рисует фигуру некоего чудовища с “медным” голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальной тематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.
    Россия в поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать: .Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь.
    Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме “Двенадцать”: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем… Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.
    Музыкальность — одно из свойств лирики Блока.
    Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы: Ни любви, ни тоски, ни обиды.
    Все померкло, прошло, отошло… Или: Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо.
    В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма (“Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен”), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо: О, я хочу безумно жить: Все сугцее — увековечить, Безличное — врчеловечить, Несбывшееся — воплотить!

  7. А. Блок
    —символист

    Я вам поведал
    неземное.
    Я все сковал в
    воздушной мгле.
    В ладье —
    топор.
    В мечте —
    герои.
    Так я
    причаливал к земле.
    А. Блок
    Творчество А.
    Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала его
    А.Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских
    литературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные
    темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для
    того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в
    творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и
    поэтики данного течения.
    Символизм как
    направление в искусстве сложился во Франции уже в 70—80-е годы прошлого века.
    Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое
    вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из
    проявлений декаданса — мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым
    индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных
    ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и
    мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в
    мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ,
    наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством
    художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне
    он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он
    принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности,
    неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких
    красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное
    настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная
    организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза
    различных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописные” элементы в
    поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового,
    музыкальное — с помощью изобразительного. К примеру, у Брюсова: В гармонии тени
    мелькнуло безумие, Померкли аккорды мечтательных линий, И громкие краски
    сгустились угрюмее, Сливаясь в напев темно-синий.
    связаны с
    воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было
    влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений
    Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе
    или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в
    биографическом плане — любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом
    мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и
    отрешенность от мира.
    В наибольшей
    степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом
    автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена
    на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней
    преобразуются в следующие строки: Ты в белой вьюге, в снежном стоне Опять
    волшебницей всплыла, И в вечном свете, вечном звоне Церквей смешались купола.
    Невесту,
    любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной
    Женственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она —
    идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов
    — ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать —
    значит, определить, а определить — значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы
    остается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он
    явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность,
    Владычица Вселенной: О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне
    не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты.
    Лирический
    герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только
    одиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждым
    общественным интересам: Что буря жизни, если розы Твои цветут мне и горят! Что
    человеческие слезы, Когда румянится закат! Пейзажи стихов Блока полны
    отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое
    соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего: Я встал и трижды
    поднял руки.
    Ко мне по
    воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь.
    Когда позднее в
    поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения
    по-прежнему остается форма символическая: реальные события даны автором
    условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении “Фабрика”
    поэт рисует фигуру некоего чудовища с “медным” голосом, согнутые спины рабочих,
    желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальной тематики в
    творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов.
    Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во
    времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.
    Россия в поэзии
    Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать: .Дремлю — и
    за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь.
    Воплощением
    революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме
    “Двенадцать”: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем… Глубоко символичен
    в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос
    идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва,
    или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражение
    страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.
    Музыкальность —
    одно из свойств лирики Блока.
    Он добивается
    ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические,
    звуковые, лексические) повторы: Ни любви, ни тоски, ни обиды.
    Все померкло,
    прошло, отошло… Или: Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо.
    В кругу
    символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические
    убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма (“Сотри
    случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен”), проповедником
    искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию.
    Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не
    только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое
    творческое кредо: О, я хочу безумно жить: Все сугцее — увековечить, Безличное —
    врчеловечить, Несбывшееся — воплотить!

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  8. Текст сочинения:
    Я вам поведал неземное. Я все сковал в воздушной мгле. В ладье – топор. В мечте – герои. Так я причаливал к земле.
    А. Блок
    Творчество Александра Блока, гениального поэта, трагического тенора эпохи, как звала его А.Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие символистских мотивов в ?ворчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэ?ики данного течения.
    Символизм как направление в искусстве возник во Франции в 7080-е годы XIX века. Именно в ?ворчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение и русские поэ?ы. Символизм принято считать проявлением декаданса.
    Для символистов символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. О?ныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения никаких красок, только оттенки.
    Формирование, разви?ие и ?ворческий рост Блока связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл.Соловьева. Именно все сочинения на из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе, или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане любовь к Л.Д.Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.
    В наибольшей степени это относи?ся к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа собы?ий ?щательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразую?ся в следующие строки:
    Ты в белой вьюге, снежном стоне Опять волшебницей всплыла, И в вечном свете, вечном звоне Церквей смешались купола.
    Невесту, любимую девушку поэ? изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы один из ключевых в поэзии Блока. Она для него идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэ? не дает ее портрета ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать значи? определить, а определить значи? ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковском ?ворчестве нераскры?ым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной:
    О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои чер?ы! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая Ты.
    Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но и жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, которая чужда общественным интересам:
    Что буря жизни, если розы Твои цвету? мне и горят! Что человеческие слезы, Когда румяни?ся закат!
    Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего:
    Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь.
    Когда позднее в ?ворчестве Блока появляю?ся социальные мотивы, основной формой их изложения по-прежнему остается символическая форма. Образы размы?ы, характеры неопределенны.
    В стихотворении Фабрика поэ? рисует нам фигуру некоего чудовища, согну?ые спины рабочих, жел?ые окна, в которых смею?ся над обману?ыми:
    В соседнем доме окна жел?ы. По вечерам по вечерам Скрипят задумчивые бол?ы, Подходят люди к воротам. И глухо запер?ы ворота, А на стене а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в ?ишине.
    В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма, проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предыдущую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэ? сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, жизнь России, чтобы навсегда остаться одним из лучших ее поэтов.
    Права на сочинение “Символизм А.Блока” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  9. Я вам поведал неземное.
    Я все сковал в воздушной мгле.
    В ладье — топор.
    В мечте — герои.
    Так я причаливал к земле.
    А. Блок
    Творчество А. Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала его А.Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.
    Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70—80-е годы прошлого века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса — мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописные” элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное — с помощью изобразительного. К примеру, у Брюсова:
    В гармонии тени мелькнуло безумие,
    Померкли аккорды мечтательных линий,
    И громкие краски сгустились угрюмее,
    Сливаясь в напев темно-синий.
    связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане — любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.
    В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки:
    Ты в белой вьюге, в снежном стоне
    Опять волшебницей всплыла,
    И в вечном свете, вечном звоне
    Церквей смешались купола.
    Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она — идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов — ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать — значит, определить, а определить — значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной:
    О, Святая, как ласковы свечи,
    Как отрадны Твои черты!
    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
    Но я верю: Милая — Ты.
    Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждым общественным интересам:
    Что буря жизни, если розы
    Твои цветут мне и горят!
    Что человеческие слезы,
    Когда румянится закат!
    Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего:
    Я встал и трижды поднял руки.
    Ко мне по воздуху неслись
    Зари торжественные звуки,
    Багрянцем одевая высь.
    Когда позднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события даны автором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении “Фабрика” поэт рисует фигуру некоего чудовища с “медным” голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальной тематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.
    Россия в поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать:
    Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне — ты почиешь, Русь.
    Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме “Двенадцать”:
    Мы на горе всем буржуям
    Мировой пожар раздуем…
    Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.
    Музыкальность — одно из свойств лирики Блока.
    Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы:
    Ни любви, ни тоски, ни обиды.
    Все померкло, прошло, отошло… Или:
    Вот лицо возникает из кружев,
    Возникает из кружев лицо.
    В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма (“Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен”), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо:
    О, я хочу безумно жить:
    Все сущее — увековечить,
    Безличное — вочеловечить,
    Несбывшееся — воплотить!

  10. Я вам поведал неземное.
    Я все сковал в воздушной мгле.
    В ладье — топор.
    В мечте — герои.
    Так я причаливал к земле.
    А. Блок
    Творчество Александра Блока, гениального поэта, «трагического тенора эпохи», как звала его А. Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.
    Символизм как направление в искусстве возник во Франции в 70—80-е годы XIX века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение и русские поэты. Символизм принято считать проявлением декаданса.
    Для символистов символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки.
    Формирование, развитие и творческий рост Блока связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе, или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.
    В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки:
    Ты в белой вьюге, снежном стоне
    Опять волшебницей всплыла,
    И в вечном свете, вечном звоне
    Церквей смешались купола.
    Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она для него — идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портрета — ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать — значит определить, а определить — значит ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковском творчестве нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной:
    О, Святая, как ласковы свечи.
    Как отрадны Твои черты!
    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
    Но я верю: Милая — Ты.
    Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но и жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, которая чужда общественным интересам:
    Что буря жизни, если розы
    Твои цветут мне и горят!
    Что человеческие слезы.
    Когда румянится закат!
    Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы, и мира внутреннего:
    Я встал и трижды поднял руки.
    Ко мне по воздуху неслись
    Зари торжественные звуки,
    Багрянцем одевая высь.
    Когда позднее в творчестве Блока появляются социальные мотивы, основной формой их изложения по-прежнему остается символическая форма. Образы размыты, характеры неопределенны.
    В стихотворении «Фабрика» поэт рисует нам фигуру некоего чудовища, согнутые спины рабочих, желтые окна, в которых смеются над обманутыми:
    В соседнем доме окна желты.
    По вечерам — по вечерам
    Скрипят задумчивые болты,
    Подходят люди к воротам.
    И глухо заперты ворота,
    А на стене — а на стене
    Недвижный кто-то, черный кто-то
    Людей считает в тишине.
    В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма, проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предыдущую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, жизнь России, чтобы навсегда остаться одним из лучших ее поэтов.

  11. Я вам поведал неземное.
    Я все сковал в воздушной мгле.
    В ладье – топор.
    В мечте – герои.
    Так я причаливал к земле.
    А. Блок
    Творчество А. Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала его А.Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени – символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.
    Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70-80-е годы прошлого века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса – мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения – никаких красок, только оттенки. Задача поэта – внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописные” элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное – с помощью изобразительного. К примеру, у Брюсова:
    В гармонии тени мелькнуло безумие,
    Померкли аккорды мечтательных линий,
    И громкие краски сгустились угрюмее,
    Сливаясь в напев темно-синий.
    связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане – любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.
    В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки:
    Ты в белой вьюге, в снежном стоне
    Опять волшебницей всплыла,
    И в вечном свете, вечном звоне
    Церквей смешались купола.
    Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы – один из ключевых в поэзии Блока. Она – идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов – ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать – значит, определить, а определить – значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной:
    О, Святая, как ласковы свечи,
    Как отрадны Твои черты!
    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
    Но я верю: Милая – Ты.
    Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждым общественным интересам:
    Что буря жизни, если розы
    Твои цветут мне и горят!
    Что человеческие слезы,
    Когда румянится закат!
    Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего:
    Я встал и трижды поднял руки.
    Ко мне по воздуху неслись
    Зари торжественные звуки,
    Багрянцем одевая высь.
    Когда позднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события даны автором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении “Фабрика” поэт рисует фигуру некоего чудовища с “медным” голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальной тематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.
    Россия в поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать:
    .Дремлю – и за дремотой тайна,
    И в тайне – ты почиешь, Русь.
    Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме “Двенадцать”:
    Мы на горе всем буржуям
    Мировой пожар раздуем…
    Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа – выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.
    Музыкальность – одно из свойств лирики Блока.
    Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы:
    Ни любви, ни тоски, ни обиды.
    Все померкло, прошло, отошло… Или:
    Вот лицо возникает из кружев,
    Возникает из кружев лицо.
    В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма (“Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен”), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо:
    О, я хочу безумно жить:
    Все сугцее – увековечить,
    Безличное – врчеловечить,
    Несбывшееся – воплотить!

  12. Блок, Александр Александрович –
    Биография и творчество
    Я вам поведал неземное.
    Я все сковал в воздушной мгле.
    В ладье — топор.
    В мечте — герои.
    Так я причаливал к земле.
    А. Блок
    Творчество А. Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала его А.Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.
    Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70—80-е годы прошлого века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса — мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописные” элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное — с помощью изобразительного. К примеру, у Брюсова: В гармонии тени мелькнуло безумие, Померкли аккорды мечтательных линий, И громкие краски сгустились угрюмее, Сливаясь в напев темно-синий.
    связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане — любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.
    В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки: Ты в белой вьюге, в снежном стоне Опять волшебницей всплыла, И в вечном свете, вечном звоне Церквей смешались купола.
    Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она — идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов — ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать — значит, определить, а определить — значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной: О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты.
    Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждым общественным интересам: Что буря жизни, если розы Твои цветут мне и горят! Что человеческие слезы, Когда румянится закат! Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего: Я встал и трижды поднял руки.
    Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь.
    Когда позднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события даны автором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении “Фабрика” поэт рисует фигуру некоего чудовища с “медным” голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальной тематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.
    Россия в поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать: .Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь.
    Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме “Двенадцать”: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем… Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.
    Музыкальность — одно из свойств лирики Блока.
    Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы: Ни любви, ни тоски, ни обиды.
    Все померкло, прошло, отошло… Или: Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо.
    В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма (“Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен”), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо: О, я хочу безумно жить: Все сугцее — увековечить, Безличное — врчеловечить, Несбывшееся — воплотить!

    Список литературы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *