Сочинение на тему жизнь и смерть лермонтова

6 вариантов

  1. Раздумья о жизни и смерти, наверное, чуть ли не важнейшие в творчестве любого писателя. От способности правильно оценивать эти вопросы зависит и отношение к таким вещам, как любовь, добро, милосердие. Такие раздумья являются составляющей всех великих произведений литературы и искусства. В романе «Герой нашего времени», составленного из рассказов разных людей, Лермонтов подает и их представления о жизни и смерти. А они, жизнь и смерть, всегда рядом – и в курортных городках на водах, и среди бедных горных поселений, и среди контрабандистов. Романтический и одинокий герой Печорин, офицер, который видел много смерти, переживает все, что произошло с Белою. Он делает все для того, чтобы как-то облегчить ее страдание, а когда Бела все же таки умирает, больше никогда об этом не говорит – ни с кем. Максим Максимович очень сочувствует Беле, к которой относится, как к дочери. Когда Бела умирает, он поражен ее смертью: «Видел я много, когда люди умирают в госпиталях и на полях битв, только все это не то, совсем не то. » Максим Максимович сам делает для Бели гроб, украшает его черкесскими тайнами. Он сочувствует Печорину: «Я б на его месте умер из горя», – говорит он. И, подбивая итог в этой истории, он неожиданно отмечает: «Нет, она хорошо умерла, что умерла: что бы с ней произошло, если бы Григорий Александрович ее покинул? А это все одно бы состоялось, рано или поздно. »
    Максим Максимович воспринимает жизнь такой, какой она есть, ему нравится общаться, помогать людям. Он старательный и порядочный офицер, умеет хорошо и вкусно готовить (особенно фазанов), устраивать быт, любит красивые вещи, обожествляет охоту. Иногда говорят, что Печорин холодный одиночка, и это не так! Он любит дикарку Белу, возможно, не только как женщину, а и как ребенка, но просто не способен дарить ей много времени. Ему скучно с ней, поэтому Печорин постоянно оставляет ее дома саму, не считаясь с ее слезами. По-своему он любит и понимает Максима Максимовича, иронического, упрямого, сварливого штабс-капитана.
    А сам автор, тот, кто, рассказывает о Печорине, Максиме Максимовиче, Беле? Поскольку он писатель, итак любит разговаривать о своих героях, видеть новые края. Однако, развернув однажды «Героя нашего времени», можно прийти в изумление. В начале части, которая имеет название «Журнал Печорина» написано: «Недавно я услышал, что Печорин, возвращая из Персии, умер. Эта весть меня обрадывала. » Как же так? Неужели можно радоваться с того, что кто-то умер, хотя и не близкий или мало знакомый человек? Понятно, что автор не может дождаться, когда можно будет напечатать дневник Печорина, но не ощущать радость, же? Так, это автор – герой-одиночка, а Печорин – лишь его бледное отображение. В разделе, который имет название «Фаталист», устами Печорина Лермонтов рассказывает историю поручика Вулича, который решил подвергнуть испытанию на себе – может ли человек свободно распоряжаться собственной жизнью, или для каждого последняя минута уже определена? Это была известная русская игра, которую позднее было названо «русскою рулеткой». Вулич выиграл пари, так как ни разу не пострадал от выстрела и на следующий день тот, кто играл со смертью, был убит казаком. Именно этот случай стал причиной того, что Печорин стал называть себя фаталистом – человеком который верит в судьбу. «Мне нравится сомневаться во всем. я всегда иду вперед, когда не знаю, что меня ждет. Так как страшнее за смерть ничего нет, и может случиться – и смерть не обойдешь. »
    Интересно, что именно этими мыслями из дневника Печорина о смерти Лермонтов заканчивает свой роман о русском офицере-фаталисте. Сам Лермонтов, понимал, что именно фатализм помогают воинам преодолеть страх смерти. 8 июля 1841 г. Лермонтова вызвал на дуэль М. Мартинов. 15 июня возле подножия воспетой им горы Машук поэт был убит.
    Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru
    Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.
    Тема смерти в лирике М.Ю.Лермонтова Автор статьи: К.А. Кедров
    Но гораздо чаще в поэзии Лермонтова смерть предстает не как финал земного пути, а как провиденциальное ощущение гибели или близкой кончины: «Не смейся над моей пророческой тоскою; / Я знал: удар судьбы меня не обойдет; / Я знал, что голова, любимая тобою, / С твоей груди на плаху перейдет». Эта же тема звучит в стихотворении «Из Андрея Шенье», «Когда к тебе молвы рассказ» и др.
    Лермонтову не свойственно пушкинское гармоничное ощущение природного кругооборота, смены поколений, смягчающее трагизм смерти. Смерть переживается в его поэзии как бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности. Поэту чужда просветительская ирония над «тайнами гроба». Смерть для него — роковая тайна, не вмещаемая человеческим разумом, и он стремится не к разгадке, а к более глубокому ощущению тайны смерти. Трагизм ее Лермонтов видит прежде всего в невозможности личного бессмертия, в бесследном исчезновении духовного «Я», с уничтожением которого Лермонтову так трудно примириться: «В сырую землю буду я зарыт. / Мой дух утонет в бездне бесконечной. » [«Смерть»—«Закат горит огнистой полосою»]; «Боюсь не смерти я. О нет! / Боюсь исчезнуть совершенно» . Сама по себе смерть не страшит поэта; ужасно связанное с ней забвение и гибель любви: «Что смерть? — лишь ты не изменись душою!» («Настанет день — и миром осужденный»).
    Смерть и любовь связаны неразрывной роковой цепью («Демон», «Маскарад», «Герой нашего времени», баллады «Морская царевна», «Тамара», «Дары Терека»). Любовь демонического героя влечет за собой смерть прекрасной возлюбленной. Так гибнут Бэла, Тамара (в поэме «Демон»), Нина. Герой знает, что его любовь несет гибель, но не может противиться чарующему зову красоты. Как вариация этой коллизии возникает образ роковой женской красоты, несущей гибель возлюбленному (баллада «Тамара»).
    Для героя лирики Лермонтова смерть нередко предстает как событие, уже заранее пережитое. Отсюда появление темы «живого мертвеца»: герой чувствует себя мертвым среди живых или ожившим среди мертвых, что делает его равнодушным к факту собственной гибели. Так, в стихотворении «Челнок» («Воет ветер. ») смертельно раненный пленник не страшится бури: «Он смерть равнодушнее путников ждет, / Хотя его прежде она уведет. ». Заранее пережитое героем ощущение смерти переносит события его дальнейшей реальной жизни в иной план, где душа обречена быть немым, но не безучастным созерцателем земной жизни. Невозможность умереть для земли, забыть о земных страстях («Любовь мертвеца») становится для героя роковой обреченностью.
    В трех стихах, озаглавленных «Смерть», даны два противоположных образа смерти. В одном из них («Закат горит. ») поэт не сомневается в полном исчезновении для «земли». В двух других («Ласкаемый цветущими мечтами», «Оборвана цепь жизни молодой») душа после смерти напрасно ищет забвенья в муках ада, их заглушают муки неуничтожимых земных страданий, от которых нельзя укрыться в холодной бесконечности мироздания. В стихотворении «Ночь. I» и «Ночь. II» Лермонтов передает ужас перед неизбежностью биологической смерти, смерти-распада. Смерть возникает в них как чисто лермонтовский двойной образ сна-смерти, сна-пробуждения. Душа умершего обречена вернуться на землю к своему разлагающемуся телу. Духовный двойник умершего стремится оживить безжизненный скелет, но не может. В этот момент следует земное пробуждение, физически переживаемое героем как воскресение. Особым образом переживает свою смерть герой стихотворения «Сон».

    / Критика / Лермонтов М.Ю. / Разное / Тема смерти в лирике М.Ю.Лермонтова

    Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  2. Тема: Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Завещание», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»).
    Цели:
    показать поиск лирическим «я» гармонии с миром, трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, показать символический смысл стихотворений, наполненных философскими обобщениями.
    Ход урока
    Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например «И скучно и грустно», «Любовь мертвеца», «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы…»), «1830. Мая. 16 числа» («Боюсь не смерти я. О нет!..»), «Могила бойца», «Смерть». Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы «Героя нашего времени», будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.
    Стихотворения «Валерик» («Я к вам пишу: случайно! право…»), написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. «С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста „Журнала военных действий“ и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами „Журнала военных действий“ видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и самый стиль, целые предложения „Журнала“ и строки стихотворения. Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова»3.
    III. Чтение и анализ стихотворений.
    Вопросы и задания к стихотворению «Валерик»
    1. К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?
    Происходит смешение жанров: в послание включаются батальные сцены
    По форме «Валерик» – любовное послание, включающее и охватывающее, однако, стихотворную повесть. Первая и последняя части выдержаны в духе типичного любовного послания, в котором патетика и серьезность искреннего признания несколько снижены условностью жанра и ироничностью тона.
    2. Какова композиция стихотворения? Какие жанровые особенности характерны для основных частей текста?
    сложная композиция. Описанию кровопролитного сражения в нем предшествуют посвящение любимой женщине (ее имя не названо) и мирные картины жизни горцев:
    В стихотворном повествовании Лермонтова описывается тревога в русском лагере, вызванная горскими конниками, прискакавшими во главе с мюридом, одетым в красную черкеску… Короткий его поединок с гребенским1 казаком.
    Но уже из следующих строф стихотворения выясняется, что этот эпизод только «присказка», а главная «сказка» — впереди. И посвящена она сражению на «речке смерти» (91) — Валерике. Только находясь в самой гуще событий, мог поэт запомнить, а затем запечатлеть главные эпизоды жестокого боя, следовавшие один за другим. Его кульминацией была двухчасовая рукопашная схватка.
    Завершив рассказ о том, как прошел «этот день кровавый» (91), поэт обращается к любимой женщине с кратким напутствием.
    Посвящение (вступление) и послесловие, казалось бы, написаны лишь на глубоко личную тему — о любви и вынужденной разлуке. Они как бы заключают в «кольцо» главную часть стихотворения, где показаны ужасы войны, обнажена ее сущность.
    3. Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: Он и Она. В чем они противопоставлены?
    4. Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову?
    5. Какой в стихотворении изображена война? Что придает описаниям лирического «я» особую достоверность?
    6. Какой смысл привносят в текст описания картин природы?
    7. Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, «прозаической» речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту?
    8. Проанализируйте особенности рифмовки текста. Какой смысл создается нерегулярностью рифм?
    9. Докажите, что любовное послание и батальный рассказ наполнены философским содержанием. Какой смысл выявляет ирония его финала?
    Перерывы в военных действиях оставляют его наедине с природой, которая одновременно проста и прекрасна
    Зато лежишь в густой траве,
    И дремлешь под широкой тенью
    Чинар иль виноградных лоз,
    Кругом белеются палатки;
    Казачьи тощие лошадки
    Стоят рядком, повеся нос;
    У медных пушек спит прислуга,
    Едва дымятся фитили;
    Штыки горят под солнцем юга.
    В это спокойное и мерное описание внезапно вторгается война сначала сшибками удалыми, своей игрой напоминающими «трагический балет», а потом – «иными представленьями», «Каких у вас на сцене нет…» И вот тут рассказ лирического героя идет о войне, доселе нисколько не похожей на другие войны, например, на Отечественную: войну 1812 года, о которой вел рассказ солдат-артиллерист в стихотворении «Бородино».
    Повествование о кровавом сражении в стихотворении «Валерик» воспринимается на фоне героического, приподнятого изображения войны (ср. описание боя в «Полтаве» Пушкина), увиденного глазами поэта-историка и государственного мыслителя, и на фоне не менее героического, но лишенного патетики и увиденного рядовым-участником («Бородино» Лермонтова) . Тут имеет значение и точка зрения рассказчика, и время рассказывания. Лирический герой находится внутри сражения и отделен от него несколькими днями. Таким образом, переживание о событии не остыло, и сейчас сражение снова встает перед глазами. Лирический герой мысленно погружен в бой.
    Весь стиль и тон стихотворения резко меняется: нет иронии, нет условного книжного языка романтической лирики,
    нет спокойной изобразительно-описательной речи.
    Рассказ становится прерывистым, нервным,
    число переносов значительно возрастает, фраза не вмещается в стих,
    определение отрывается от определяемого слова,
    подлежащее от сказуемого,
    сказуемое от дополнения. И все это вместе создает, во-первых, впечатление уродливости происходящего, атмосферу хаоса, иррациональности, не подвластной разуму, а во-вторых, неразличимости.
    Когда идет бой, людей (личностей) нет – одна сплошная масса, не понимающая, что происходит, но автоматически делающая свою кровавую работу.
    Для воспроизведения картины сражения Лермонтов ввел множество глаголов действия, но носителем действия в стихотворении выступила не личность, а массаСкликались дико голоса», «в арьергард орудья просят», «Вот ружья из кустов выносят. Вот тащат за ноги людей И кличут громко лекарей», «Вдруг с гиком кинулись на пушки»).
    С этим связано и употребление слов с безличными и неопределенно-личными значениями дело началось», «всё спряталось»),
    отсутствие личных местоимений единственного или множественного числа («подходим ближе. Пустили несколько гранат; Еще подвинулись: молчат...»). Лирический герой тоже не вполне сознает, что происходит, а после боя выглядит опустошенным:
    Но не нашел в душе моей
    Я сожаленья, ни печали.
    Люди едва ли не перестали быть людьми:
    … и пошла резня.
    И два часа в струях потока
    Бой длился. Резались жестоко
    Как звери, молча, с грудью грудь,
    Ручей телами запрудили.
    Хотел воды я зачерпнуть…
    (И зной и битва утомили
    Меня), но мутная волна
    Была тепла, была красна.
    В дальнейшем, после окончания битвы снова различимы отдельные люди и среди них лирический герой:
    здесь можно увидеть солдата,
    умирающего капитана,
    генерала, сидящего в тени на барабане,
    чеченца Галуба.
    Картина войны нужна Лермонтову для того, чтобы передать ее бессмысленность, неестественность и уродливость. С этой целью ломается стих, который перестает быть мерно и плавно текущим, гармоничным и музыкальным.
    Прозаически нарисованной картине войны противостоит поэтически переданная природа. Началу перестрелок и сражений дважды предшествует описание природы, выдержанное во вполне конкретной стилистике с легким налетом романтического стиля. В первом пейзаже («Зато лежишь в густой траве...») романтический стиль почти не ощущается, во втором он проявляется резче и определеннее:
    Раз – это было под Гихами,
    Мы проходили темный лес;
    Огнем дыша, пылал над нами
    Лазурно-яркий свод небес.
    И дальше:
    Над допотопными лесами
    Мелькали маяки кругом;
    И дым их то вился столпом,
    То расстилался облаками;
    И оживилися леса:
    Скликались дико голоса.
    Под их зелеными шатрами.
    Наконец, романтическая стилистика торжествует в заключительном описании природы
    Окрестный лес, как бы в тумане,
    Синел в дыму пороховом.
    А там вдали грядой нестройной,
    Но вечно гордой и спокойной,
    Тянулись горы – и Казбек
    Сверкал главой остроконечной.
    Легко заметить, что здесь «перенос» («и Казбек /Сверкал главой остроконечной») не ломает стих, не делает его прозаичным, а напротив, подчеркивает величественность картины, выделяя ее центр. Военным командам, военной профессиональной лексике, грубому и точному разговорному языку противопоставлены высокие и торжественные обороты речи, восходящие к традиционно романтической поэтической стилистике. И это свидетельствует о том, что Лермонтова интересует не смысл данного эпизода и не смысл русско-чеченской войны, а враждебность человека природе, себе подобным и всему мирозданию. Он не может понять, в чем заключается смысл этой враждебности, этого всеобщего, нескончаемого в истории человечества бунта, какую цель преследует этот мятеж
    И с грустью тайной и сердечной:
    Я думал: жалкий человек.
    Чего он хочет!.. небо ясно,
    Под небом много места всем,
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он – зачем?
    Почему человек превращает прекрасную поэзию природы и жизни в безобразную прозу войны или разрушения?
    Любовное послание, включившее батальный «безыскусственный» рассказ, таким образом, наполняется серьезным философским содержанием, которое одновременно безнадежно-безысходно и иронично-саркастично («В самозабвеньи Не лучше ль кончить жизни путь? И беспробудным сном заснуть С мечтой о близком пробужденьи?»). В заключительных стихах философская романтическая ирония переведена в бытовой план: все описанное в стихотворении шутливо именуется «шалостью» «чудака», размышления которого над жизнью и смертью не стоят внимания. В лучшем случае они способны «развеселить» и не надолго занять мысль и воображение адресата послания.
    В стихотворении поэт полемизирует с официозным воззрением на войну с горцами, с поверхностным, бьющим на внешние эффекты её изображением. Трагизм ситуации, по мысли Лермонтова, в том, что горские племена и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве. В конце стихотворения возникают окрашенные в тона философской медитации размышления о бессмысленности “беспрестанной и напрасной” (91) вражды, о том, что война и кровопролитие враждебны лучшему в человеке и “вечно гордой и спокойной” жизни  природы
    Чтобы понять в полной мере отношение Лермонтова к чеченцам, необходимо вчитаться в каждую строчку. Важны не только слова, но и умолчания. Предваряя описание жестокой схватки, поэт считает необходимым прямо заявить о своей любви к горцам:
    “Люблю я цвет их желтых лиц,
    Подобный цвету ноговиц,
    Их шапки, рукава худые,
    Их темный и лукавый взор
    И их гортанный разговор.”
      На всем протяжении описания боя автор ни разу никак не обозначает противника. Дав четкие географические привязки: “Из гор Ичкерии далекой / Уже в Чечню на братний зов…”, врагов в предстоящем бою он обозначает нейтральным в этническом смысле понятием – “удальцы“, а после завершения схватки – “горцы“. Нежелание Лермонтова видеть врагов в уже знакомом ему народе подтверждает применение в стихотворении этнонима – “чеченец“. Если появление этого слова в ранней лирике поэта всегда было связано с описанием боя или предстоящей стычки, то здесь, в стихотворение, описывающем бой именно с чеченцами, это слово многозначительно появляется лишь после окончания сражения и в связи с другом – “он был / кунак2 мой“.
    Лермонтов явно не хотел создавать для русского читателя из чеченца “образ врага“. И скупо, но ясно давал понять, что видит будущее лишь в дружбе между русскими и чеченцами. Недаром его “кунак” носит многозначительное имя – Галуб, дающее отсылку к пушкинскому “Галубу”. Это незаконченная поэма, написанная вскоре после “Путешествия в Арзрум”. Герой поэмы, горский юноша Тазит, таинственным образом усваивает европейскую, а не горскую мораль и отказывается от кровной мести, от набегов и грабежей
    В основе взгляда Пушкина и Лермонтова на кавказскую драму лежала уверенность в неизбежности включения Кавказа в общероссийский мир. Это не фатализм, это понимание логики событий. И, не сомневаясь, что “силою вещей” Кавказ обречен стать частью империи, оба великих поэта старались вникнуть в сознание горца и объяснить особенности этого сознания русскому обществу, чтобы смягчить, гуманизиpовать тяжкий для обеих сторон, но неотвратимый процесс. Пушкина и Лермонтова волновала прежде всего не степень вины того или другого народа. Они стремились не проклясть и обличить, но отыскать возможность совмещения двух глубоко чуждых миров, видя в этом единственный выход из трагических коллизий.
    10. Задание. Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Валерик» со стихотворением «Бородино» и с рассказом Л. Толстого «Набег».
    Вопросы и задания к стихотворению «Завещание» Стихотворение «Завещание» Михаил Юрьевич Лермонтов написал за год до своей гибели.
    Стихи и поэмы последних лет его короткой жизни побуждают к размышлениям о личности и судьбе поэта. Темы одиночества, трагического ощущения бытия и мрачных предчувствий в его сочинениях занимают все большее место. В картинах природы: «На севере диком», «Утес», «Листок» – звучит мотив непонимания, отторжения и покинутости. Разочарование сквозит в стихах «Родина», «Пророк».
    Скорбное начало жизни с ранним сиротством, неприязнь окружающих и гонения властей сформировали его характер и отношения с людьми. В мемуарах современников Лермонтову даются прямо противоположные оценки. Природу противоречивости личности поэта точно выразил Александр Иванович Герцен в статье: «Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы, с кандалами на руках и ногах, высоко держать голову»
    Существуют воспоминания о том, что круг общения Лермонтова не ограничивался светскими или армейскими знакомыми. «Среди людей непривилегированных» (И. Андроников) у него были истинные друзья. Им он мог открыть страдающую, мятущуюся душу, не находящую выхода в затхлой атмосфере обыденной жизни. Наверное, и они открывались перед поэтом в простоте и жизненной правде.
    На эту мысль наводит анализ стихотворения «Завещание». Лирико-драматический герой его – простой солдат.
    По словам Виссариона Григорьевича Белинского, «…это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный…»
    Тяжелораненый в бою, на пороге смерти воин посылает со своим земляком последний привет родной стороне и тем, кто помнит или даже не помнит его. Первые слова: «Наедине с тобою, брат» создают атмосферу исповеди.
    Формально текст можно разбить на четверостишия с построчной или перекрестной рифмой в различной последовательности. Размер их также неоднороден: то четкий четырехстопный ямб, то разностопный.
    Первые четыре автор объединяет в одну строфу, скорее не по ритму, а по смыслу. Здесь вся нехитрая история служивого и итог его жизни. Читатель узнает немного: ранение в грудь, честная служба, плохое лечение – вот и все. В простых словах сквозит обреченность «На свете мало, говорят, Мне остается жить!» и в то же время покорность судьбе «Смотри ж… Да что? моей судьбой, / Сказать по правде, очень / Никто не озабочен». Строка: «А если спросит кто-нибудь… / Ну, кто бы ни спросил»перекликается с воспоминанием о соседке. Как будто не сразу решился солдат сказать о самом сокровенном.
    Вторая строфа объединяет два четверостишия и посвящена родителям. О родителях – особая забота: «Отца и мать мою едва ль / Застанешь ты в живых… / Признаться, право, было б жаль / Мне опечалить их». Пусть не знают, не испытывают горя.
    Третья, также восемь строк – о той самой соседке, единственной, кто может поплакать, вспомнив его.
    Такое, на первый взгляд, хаотичное построение стихотворения позволяет передать безыскусную простонародную речь.
    Сами рифмы усиливают это впечатление. Рифмуются частицы: «едва ль – жаль», местоименные существительные: «кто-нибудь – в грудь», неопределенные местоимения: «одна – она».
    В стихах практически отсутствует метафоричность. Устойчивый эпитет «родному краю» не нарушает общего языкового строя, близкого к бытовой лексике. Поэтому слова«Пустого сердца», характеризующие давнюю любовь, звучат так пронзительно и остро.
    Речевые обороты в народном стиле «Сказать по правде», «Ей ничего не значит!»дополняют образ лирического героя.
    Не надменный гордец, каким его видели в светском кругу, не язвительный острослов, каким он был среди офицеров, сочинил это стихотворение.
    Ираклий Луарсабович Андроников, с большой любовью относясь к Лермонтову, отмечал способность его перевоплощаться в своих героев.
    Просто, без изысков поведал Лермонтов историю умирающего воина, словно действительно перевоплотился в него, переняв и речь и образ мысли простого солдата. Так может написать только тонко чувствующий, искрений человек.
    Андроников поставил «Завещание» по значимости выше многих других творений поэта: «…стихотворения последнего года, в которых он поднимается еще выше, потому что «Валерик», «Завещание», «Любовь мертвеца», «Спор», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…» раскрывают новые стороны этой великой души».
    1. В чем драматизм рассказа смертельно раненного офицера? Как передается его душевное волнение?
    2. Какую роль играет в стихотворении прием умолчания, графически переданный многоточиями?
    3. Какой смысл стихотворению придают слова и выражения, характерные для разговорной речи?
    4. Докажите, что по ходу текста растет его эмоциональное напряжение.
    5. В чем отличие лирического «я» стихотворения «Завещание» от героя ранней лирики Лермонтова?
    6. Задание. Сопоставьте стихотворение «Завещание» 1840 г. с ранним стихотворением — переводом из Гёте — с тем же названием («Есть место: близ тропы глухой…»). Проследите, как изменился облик лирического «я» в ранней и зрелой лирике.
    Сон В полдневный жар в долине Дагестана
    С свинцом в груди лежал недвижим я;
    Глубокая еще дымилась рана,
    По капле кровь точилася моя.
    Лежал один я на песке долины;
    Уступы скал теснилися кругом,
    И солнце жгло их желтые вершины
    И жгло меня – но спал я мертвым сном.
    И снился мне сияющий огнями
    Вечерний пир в родимой стороне.
    Меж юных жен, увенчанных цветами,
    Шел разговор веселый обо мне.
    Но в разговор веселый не вступая,
    Сидела там задумчиво одна,
    И в грустный сон душа ее младая
    Бог знает чем была погружена;
    И снилась ей долина Дагестана;
    Знакомый труп лежал в долине той;
    В его груди, дымясь, чернела рана,
    И кровь лилась хладеющей струей.
    Вопросы и задания к стихотворению «Сон»
    1. В чем особенности композиции этого стихотворения?
    2. Докажите, что лирический субъект и его подруга одиноки и разлучены. Какие преграды лежат между ними?
    3. Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который «в родимой стороне» видит его подруга?
    4. В чем трагичность общения их душ?
    5. В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?
    Это стихотворение написано в трудный для поэта период: дуэль, вторая ссылка на Кавказ. После некоторого срока прохождения воинской службы, Лермонтов был оставлен военным врачом в Пятигорске для лечения. И вот когда дни поэта были уже сочтены, когда его терзали роковые предчувствия, и он как будто предвидел приближающую к нему смерть, он пишет несколько последних стихотворений, СОН в том числе.
    Стихотворение “Сон” не описывает биографических событий из жиз-
    ни поэта, а рассказывает о его настроениях на языке об-
    разов его поэзии.
    Герой, погибая, видит сон. Во сне ему грезится далекое, но родное существо (“она”) Таким образом, стихотворение “Сон” посвящено трагической для Лермонтова мечте – преодолению одиночества.
    Стихотворение “Сон” имеет зеркальную композицию: сначала герой видит во сне героиню, а затем героиня видит сон о нем:
    И снилась ей долина Дагестана;
    Знакомый труп лежал в долине той;
    В его груди дымясь чернела рана,
    И кровь лилась хладеющей струёй.
    Таким образом, сюжет развернут два раза – с точки зрения героя и с точки зрения героини.
    Стихотворение “Сон” делится на две части. Первая часть пей-
    зажна. Причем природа выступает здесь как враждебная герою, убивающая
    его, сила. Раненый герой стихотворения “Сон” погибает от зноя
    Нагромождение камней, голых и не прикрытых раститель-
    ностью, создает у Лермонтова всегда тягостный, “злой”
    пейзаж.
    Вторая часть стихотворения начинается откровенной
    параллелью:
    И снился мне.. .
    Следует обратить внимание не только на параллелизм
    смысла, но и на одинаковые синтаксические и интонацион-
    ные обороты – начало периода с союзом “и”. Если в пер-
    вой части стихотворения скалы Дагестана выступают как своего рода синонимы, то во второй в такой же роли оказывается “”вечерний пир в родимой стороне”. Мечта героя летит к родимой стороне. Героиня (“одна”) сидит задумчиво “меж юных жен, увенчанных цветами”. Т
    И в грустный сон душа ее младая
    Бог знает чем была погружена.. .
    Сон в употреблении Лермонтова по аналогии с фран-
    цузским “reve” может означать не только усыпление (сон
    в прямом смысле) , но и мечту. Таким образом, слово
    “сон” в стихотворении имеет следующие значения: 1)
    усыпление, 2) смерть, 3) мечта. Эти значения раскрывают
    смысл заглавия постепенно, Так, слова “Но спал я мертвым сном… ” в общея-
    зыковом употреблении могут означать просто крепкий сон;
    выражение “он спит мертвым сном” само по себе в разго-
    ворном языке образа смерти не вызывает. Но в сочетании
    с выражениями “с свинцом в груди”, “по капле кровь то-
    чилася” этот фразеологизм раскрывает свое второе значе-
    ние и начинает говорить о смерти. В этом контексте “И
    снилось мне… ” становится обозначением предсмертного
    бреда. Сон героини (“И снилось ей… “) имеет уже другое значение – это видение, которое уносит ее в далекий край. Стихотворение
    Лермонтова “Сон” посвящено романтической теме трагического одиночества.
    6. Задание. Сопоставьте стихотворение «Сон» (1841) со стихотворением 1830—1831 гг. с тем же названием («Я видел сон: прохладный гаснул день…»). В чем разница в содержании и стилистике этих стихотворений?
          IV. Итог урока. В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим «я» гармонии с миром оказывается тщетным: нельзя убежать от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни «в шумном граде», ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.
    В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает «чужое» сознание, мысли и чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни — это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?
    1
    2 Тот, кто связан с кем-л. обязательством взаимной дружбы, защиты, помощи, гостеприимства (у кавказских горцев); друг, приятель.

  3. Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например, “И скучно и грустно”, “Любовь мертвеца”, “Эпитафия” (“Простосердечный сын свободы…”), “1830. Мая. 16 числа” (“Боюсь не смерти я. О нет!..”), “Могила бойца”, “Смерть”, “Валерик”, “Завещание”, “Сон”.
    Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы “Героя нашего времени”, будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.
    В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим “я” гармонии с миром оказываются тщетным: нельзя убежать ни от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни “в шумном граде”, ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.
    В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает “чужое” сознание, мысли и чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни — это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в бессмертие и человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?
    Философская тема в лирике
    Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, оди­ночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени». Разрыв между реальной действительностью и идеалом представлялся непреодолимым, поэт не видел приложение не только собственным силам, но и силам всего поколения. Неприятие действительности, обличение пороков, жажда свободы – темы, которые занимают важное место в лирике Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим, объясняющим взгляды поэта является мотив одиночества.
    Уже в ранней лирике отражается мотив одиночества. Лирический герой испытывает разобщенность с действительностью, с землей и небом «Земля и небо», «Я не для ангелов и рая» он замкнут, угрюм, любовь его чаще безответна. Все это обусловило нарастающее чувство безысходного одиночества. Лермонтов создает горькие, проникнутые пессимизмом строки: «Гляжу назад – прошедшее ужасно; Гляжу вперед – так нет души родной». И парус, ставший символом лермонтовской лирики, отнюдь не случайно «одинокий». Даже в программном для автора стихотворении «Дума» уже звучит эта тема. Осуждая свое поколение, сознательно раскрывая его «грядущее», которое «иль пусто, иль темно», Лермонтов еще не отделяет и себя от сверстников, но уже смотрит на них несколько со стороны.
    Белинский, отмечавший, что «эти стихи напи­саны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа», был, безусловно, прав. И страдание поэта вызвано не только отсутствием в обществе «внутренней жизни», но и в том, что его ум, его душа тщетно искали отклика. Лермонтов пытался найти кого-либо, способного его понять, но ощущал лишь разочарование, растущее чувство одиночества. В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов не только говорит о своем разочаровании в обществе, людях, но и искренне сожалеет о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Именно об этом произведении Белинский писал: «Страшен… этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни».
    ⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒
    Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

  4. Автор статьи: К.А. Кедров
    Смерть — постоянный предмет философской рефлексии и поэтических переживаний Лермонтова, тесно связанный с размышлениями о вечности и времени, о бессмертии и о любви. Ожидание смерти как освобождения от земных мук и страданий — распространенный мотив романтической поэзии у Лермонтова он достигает наивысшей трагической кульминации в стихотворении «Пленный рыцарь», где смерть — желанное избавление от плена жизни: «Смерть, как приедем, подержит мне стремя; / Слезу и сдерну с лица я забрало».
    Но гораздо чаще в поэзии Лермонтова смерть предстает не как финал земного пути, а как провиденциальное ощущение гибели или близкой кончины: «Не смейся над моей пророческой тоскою; / Я знал: удар судьбы меня не обойдет; / Я знал, что голова, любимая тобою, / С твоей груди на плаху перейдет». Эта же тема звучит в стихотворении «Из Андрея Шенье», «Когда к тебе молвы рассказ» и др.
    Лермонтову не свойственно пушкинское гармоничное ощущение природного кругооборота, смены поколений, смягчающее трагизм смерти. Смерть переживается в его поэзии как бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности. Поэту чужда просветительская ирония над «тайнами гроба». Смерть для него — роковая тайна, не вмещаемая человеческим разумом, и он стремится не к разгадке, а к более глубокому ощущению тайны смерти. Трагизм ее Лермонтов видит прежде всего в невозможности личного бессмертия, в бесследном исчезновении духовного «Я», с уничтожением которого Лермонтову так трудно примириться: «В сырую землю буду я зарыт. / Мой дух утонет в бездне бесконечной!…» [«Смерть»—«Закат горит огнистой полосою»]; «Боюсь не смерти я. О нет! / Боюсь исчезнуть совершенно» . Сама по себе смерть не страшит поэта; ужасно связанное с ней забвение и гибель любви: «Что смерть? — лишь ты не изменись душою!» («Настанет день — и миром осужденный»).
    Смерть и любовь связаны неразрывной роковой цепью («Демон», «Маскарад», «Герой нашего времени», баллады «Морская царевна», «Тамара», «Дары Терека»). Любовь демонического героя влечет за собой смерть прекрасной возлюбленной. Так гибнут Бэла, Тамара (в поэме «Демон»), Нина. Герой знает, что его любовь несет гибель, но не может противиться чарующему зову красоты. Как вариация этой коллизии возникает образ роковой женской красоты, несущей гибель возлюбленному (баллада «Тамара»).
    Для героя лирики Лермонтова смерть нередко предстает как событие, уже заранее пережитое. Отсюда появление темы «живого мертвеца»: герой чувствует себя мертвым среди живых или ожившим среди мертвых, что делает его равнодушным к факту собственной гибели. Так, в стихотворении «Челнок» («Воет ветер…») смертельно раненный пленник не страшится бури: «Он смерть равнодушнее путников ждет, / Хотя его прежде она уведет…». Заранее пережитое героем ощущение смерти переносит события его дальнейшей реальной жизни в иной план, где душа обречена быть немым, но не безучастным созерцателем земной жизни. Невозможность умереть для земли, забыть о земных страстях («Любовь мертвеца») становится для героя роковой обреченностью.
    В трех стихах, озаглавленных «Смерть», даны два противоположных образа смерти. В одном из них («Закат горит…») поэт не сомневается в полном исчезновении для «земли». В двух других («Ласкаемый цветущими мечтами», «Оборвана цепь жизни молодой») душа после смерти напрасно ищет забвенья в муках ада, их заглушают муки неуничтожимых земных страданий, от которых нельзя укрыться в холодной бесконечности мироздания. В стихотворении «Ночь. I» и «Ночь. II» Лермонтов передает ужас перед неизбежностью биологической смерти, смерти-распада. Смерть возникает в них как чисто лермонтовский двойной образ сна-смерти, сна-пробуждения. Душа умершего обречена вернуться на землю к своему разлагающемуся телу. Духовный двойник умершего стремится оживить безжизненный скелет, но не может. В этот момент следует земное пробуждение, физически переживаемое героем как воскресение. Особым образом переживает свою смерть герой стихотворения «Сон».
    Добавил: trane2012
    Сохранить

    / Критика / Лермонтов М.Ю. / Разное / Тема смерти в лирике М.Ю.Лермонтова

    Смотрите также по
    разным произведениям Лермонтова:

    Сочинения

  5. 5
    Текст добавил: Одноклассница

    Лёгкость, ирония и бытовые подробности – вот, что было в поэзии того времени.
    «Царю небесный!
    Спаси меня
    От куртки тесной,
    Как от огня.
    От маршировки
    Меня избавь,
    В парадировки
    Меня не ставь».
    «Юнкерская молитва», 1833.
    Однако Лермонтов не был бы собой, если бы вовсе забросил образ демона, появившийся в его поэзии в стихотворении «Демон» (1828). Эта линия продолжается в неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и драме «Маскарад». На этом стоит остановиться подробнее, так как при анализе жизни и творчества Лермонтова этим произведениям не уделяется достаточно внимания.«Княгиня Лиговская» (1836) – роман, конфликт которого состоит в несоответствии реальной жизни и идеалов. Впервые в этом тексте появляется Печорин, но здесь он лишён каких-либо иллюзий. Другой герой, Красинский, хочет отомстить за нанесённое оскорбление, но вовсе не хочет рисковать жизнью. В этих двух образах Лермонтов воплотил раздвоенность романтической личности, что было характерно для второй волны романтизма.Драма «Маскарад» подвергалась двум существенным правкам, но трижды не прошла цензуру. Главный герой – Арбенин, одновременно связан с Отелло, но в отличие от последнего наделён аналитическим умом и уверен в своей правоте. С Чацким из «Горя от ума» Арбенина связывает странность и безумие, которое проявляется в результате столкновения героя с миром и разоблачения общественных пороков. Но Чацкий не чувствует конфликта долгое время, Арбенин же противопоставляет себя миру в целом. Он эгоцентричен в поисках возрождения любви, ставит себя над законами общества, нарушая при этом общечеловеческие. Возникает мотив маскарада и игры как символическое обозначение жизни. Светское общество оказывается не в состоянии познать глубинную сущность героя (это же тема появляется и в лирике писателя). Маска становится единственной возможностью освободиться и быть настоящим. В этой драме отражена бездонность внутреннего потенциала личности, мотив одиночества, возрождения через любовь, холод души. Это всё тот же герой Лермонтова, неизменный вечный бунтарь, но для которого самохарактеристика оказывается страшнее, чем уподобление демону (игрок равен демону).Писатель подводит некий итог: жизнь предстаёт шире субъективной сферы, не всё совпадает с индивидуальной волей, а у человека нет права судить и распоряжаться другими.

    Герой не того времени

    Слава пришла к Лермонтову в 1837 году после стихотворения «Смерть поэта», которое появилось как отклик на гибель Пушкина. Произведение было хорошо принято и критиками, и поэтами пушкинского круга. Но финальные строки не пришлись по нраву Николаю I, за что Лермонтов был сослан на Кавказ.
    «Пятою рабскою поправшие обломки
    Игрою счастия обиженных родов!
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда – всё молчи!….
    Но есть, есть божий суд, наперсники разврата!»
    Тут Лермонтов знакомится с декабристами, которые так же, как и он, были сосланы на Кавказ. Тогда же, в 1837 году, печатается «Бородино», и слава поэта окончательно закрепляется за Лермонтовым.
    Основной темой творчества Лермонтова, если рассматривать зрелую лирику поэта, становится тема общества, влачащего жалкое, бесцельное существование. Лирический герой постепенно теряет романтические черты, а сама лирика наполняется реалистическими тенденциями. Он больше не противостоит поколению, а является его частью (например, в «думе», 1838, где на место «я» приходит всеобъемлющее «мы»). Само существование творчества и поэзии ставится под сомнение («Пророк», «Журналист, читатель и писатель») – не нужно больше публике пространных размышлений о горестях и страданиях, о личных драмах и философских размышлениях. Поэт должен лишь потакать требованиям общества, прекращая быть Поэтом – избранником Небес. В стихотворении «Не верь себе» автор и вовсе уговаривает поэта отказаться от вдохновения, называя дар сочинительства ненужной глупостью:
    «Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
    Как язвы бойся вдохновенья…
    Оно – тяжёлый бред души твоей больной,
    Иль пленной мысли раздраженье.
    В нём признака небес напрасно не ищи:
    – То кровь кипит, то сил избыток!
    Скорее жизнь свою в заботах истощи,
    Разлей отравленный напиток!»
    «Не верь себе», 1838.
    Получилось так, что у Лермонтова биография и творчество тесно взаимосвязаны. Это видно и в этом стихотворении: ирония автора направлена не только на тех, кто пытается сочинять, но и на самого себя. Он будто «подтрунивает» над собой, но за таким отношением к своему таланту прослеживается настоящая личная драма: получается, что творчество самого Лермонтова оказалось ненужным и непризнанным. В строках М. Ю. Лермонтова всё чаще звучат скепсис, пессимизм, упаднические настроения.
    «Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную.

    Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
    Чужды вам страсти и чужды страдания;
    Вечно-холодные, вечно-свободные,
    Нет у вас родины, нет вам изгнания».
    «Тучи», 1839.
    «И скучно и грустно! – и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
    Такая пустая и глупая шутка!»
    «И скучно и грустно», 1840.
    Лермонтов пытается найти спокойствие в различных сферах. В поршлом – « Песня про купца Калашникова». В этом произведении отражён интерес Лермонтова к фольклору (написано в форме исторической песни с балладными элементами). Представлены два героя антагониста: Кирибеич – романтик, и Калашников – активный и мстительный человек. Причём, положительным героем оказывается последний. В образе Ивана Грозного отражены народные представления о деспотичном, но справедливом царе. В этой песни прослеживается важная для понимания всего творчества писателя мысль: человек не свободен от судьбы, но свободен в выборе добра и зла. В культуре народа:
    «Дам тебе я на дорогу
    Образок святой:
    Ты его, моляся богу,
    Ставь перед собой;
    Да готовясь в бой опасный,
    Помни мать свою…
    Спи, младенец мой прекрасный,
    Баюшки-баю».
    «Казачья колыбельная песня», 1838.
    В дружбе («Памяти А. И. Одоевского»), в мировоззрении человека, который сохранил детский взгляд на мир («М. А. Щербатовой»). Но поиски Лермонтова не увенчались успехом. Писатель колеблется от любви ко всему земному и одновременно отрицанием жизни, его лирический герой постоянно мечется меж двух огней, и ни один из вариантов решения его не устраивает. Мотив вечной свободы прослеживается в поэме «Мцыри». В поэме «Демон» роковая обречённость демона оборачивается ненавистью к Небесам, открытием зла и добра в Боге. Любовь Демона к Тамаре – единственная связь героя-бунтаря с миром. В образе Демона отражен процесс становления личности, которая переходит от гармонии к разладу с миром, а ранее утверждённое торжество индивидуализма перерастает в эгоизм.
    В 1840 годах появляется итоговый роман лермонтовского творчества – «Герой нашего времени». Романтизм в этом романе представляется не методом, а объектом изображения (отражено в образе Грушницкого). Сам текст представляет собой цикл новелл, расставленных, на первый взгляд, в случайном, не хронологическом порядке. Это история о человеке, который обречён на бездействие, хоть и пытается противостоять предначертанной ему участи. Жизнь Печорина дана фрагментарно. Каждый шаг Печорина – будто издевательская насмешка судьбы, доказательство того, что свобода человека невозможна без полноты чувства. А Печорин смеётся над всем, он ищет присутствие зла, не верит в добродетель, ничто и никто не заслуживает уважения и доверия. Скепсис Печорина исключает возможность идиллии, а его мизантропические отрицания препятствуют получению удовольствия от жизни. Печорину не суждено понять внутренний голос человеческой природы, он остаётся пленником своих убеждений. Лермонтов показывает, что путь индивидуализма противоречит природе человека. В романе дан ответ на ещё один важный вопрос: человек, даже такой, как Печорин, может обрести спокойствие, почувствовать подлинную полноту жизни, но только там, где связь и отношения между людьми строятся по законам справедливости, благородства и гуманизма.
    Жизнь и творчество Лермонтова кратко описать невозможно. Он слишком многогранная и сложная личность, опередившее своё время.

  6. Первую половину девятнадцатого века называют «золотым веком» русской культуры. В этот период творили многие поэты и писатели, относимые сегодня к разряду классиков. Но Пушкин и Лермонтов занимают среди них особое место.
    Михаила Юрьевича Лермонтова принято называть преемником Пушкина. Однако не верно считать, что их идеи, взгляд на мир, отношение к нему полностью совпадают. Пушкин, даже подмечая несовершенства окружающей действительности, не отделял себя от неё, он пребывал в некой гармонии с ней. В творчестве Лермонтова преобладающим мотивом является мотив одиночества, тоски и изгнанничества. Только в общении с природой он находит успокоение. Ярким примером тому служит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…».
    Тема одиночества, разлада с миром людей проходит сквозной нитью через все творчество поэта. Впервые появившись в ранних стихах («Один среди людского шума», 1830), она остается ведущей и в позднем творчестве («Выхожу один я на дорогу…», 1841).
    Своеобразным продолжением темы одиночества является тема смерти. Устав от своих душевных терзаний, лирический герой Лермонтова начинает искать смерти, порой даже бросая вызов Создателю. Как, например, в стихотворении «Благодарность», 1840 года. Лирический герой обращается к Богу, но его слова вместо заявленной благодарности полны едкой иронии. В финальных же строках звучит прямой вызов.
    Отказываясь от Бога, Лермонтов фокусирует свое внимание на образе Демона, который становится центральным и в лирических стихотворениях, и в одной из романтических поэм.
    В заключение хотелось бы сказать несколько слов о значении творчества Лермонтова для русской литературы. Он был во многом новатором. Так, мотив вызова, брошенного Богу, впоследствии использовал Достоевский при создании образа Ивана Карамазова. А после него многие писатели двадцатого века. Изображение войны глазами простого солдата (прием, использованный в «Бородино») стало обычным явлением в литературе более позднего периода, в частности, в романе Толстого «Война и мир» и произведениях о Великой Отечественной войне. А что стоит его психологизм, положенный в основу создания образа Печорина?! Вся литература второй половины ХIХ буквально училась на примере творчества Лермонтова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *