Сочинение на тему бог не в силе а в правде

10 вариантов

  1. Эссе (Св. Благоверный Кн. А. Невский)
    Бог является началом всех начал. Автор слов «Не в силе Бог, а в правде», великий полководец и  великий человек, канонизированный Русской православной церковью как Святой, связывает Бога с  такой моральной категорией как правда.   Александр Ярославич ставит правду выше силы. Точка зрения Александра Невскгого мне вполне понятна, она не противоречит моим убеждениям.
    Считаю правильным расмотреть тему с двух позиций:
    С общей позиции. То есть как суждение, применимое ко всем сторонам жизни человека и общества.
    С позиции применимости авторской позиции в экономических науках и хозяйственной деятельности.
    Высказывание, принадлежащее Святому князю, не обращает нас к религиозной тематике, даже не смотря на то, что в данном суждении слово «Бог» несет основную смысловую нагрузку. И рассуждать я собираюсь не о сущности Бога, хотя человеком считаю себя верующим.  Не думаю, что именно  вера в Бога может влиять на оценку суждения Святого Благоверного князя. Оно понятно и может быть принято даже атеистом. Вера в Бога не столь значима при обращении к суждению, как теме эссэ.
    Считаю уместным напомнить, что слова, вынесенные в название эссе, были произнесены князем в момент угрожавшей Руси беды, когда к Новгороду шли рыцари, чья победа могла привести не только к потери земель, но и установлению католической веры. Александр выступил как спаситель православия. Из «Жития Александра Невского»: «Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: “Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо”». Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на святую троицу».
    Что же такое правда?  Обратимся к  «Словаре» В.И. Даля:  «вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота». И далее: «Правда — истина на деле, истина во образе, во благе: правосудие, справедливость.Творите суд и правду. Стоять за правду».
    Вспомним: правовой кодекс древней Руси носил название «Русская Правда».          Суждение Александра Невского становится еще более понятным: «Не в силе Бог, а в правдивости, справедливости, правосудии, правоте». Сам Александра Ярославича жил, думал и действовал в соответствии с этими нравственными категориями. Поиск правды должен быть связан не с силой. Правда — это внутренний закон для человека. А для верующего человека правда — это Бог.
    Применимо ли понимание правды, как высочайшей моральной категории, к экономике?
    В экономической науке понятие правда не употребляется. Экономические законы не имеют нравственной оценки.
    А в экономической деятельности, я думаю, следует учитывать морально-этические моменты. Например, в современном бизнесе его участники в погоне за прибылью не должны забывать о правдивости и справедливости.
    Примером искателя христианской правды является экономист Иван Посошков. В социально-экономическом трактате “Книга о скудости и богатстве”, созданном в 1724, году он пишет: «Паче же вещественного богатства надлежит всем нам обще пещися о невещественном богатстве, то есть, о истинной правде; правде – отец Бог, и правда вельми богатство и славу умножает, и от смерти избавляет; а неправде отец диявол, и неправда не токмо вновь богатит, но и древнее богатство оттончевает, и в нищету приводит, и смерть наводит”.
    Видим, насколько его выводы созвучны словам Александра Невского. Великий полководец и великий экономист, жившие в разные эпохи, одинаково размышляют.  Отец правде  – Бог!
    Думал ли Святой Благоверный князь Александр, что его слова, сказанные дружинникам накануне сражения со шведскими рыцарями, заставят задуматься и размышления над ними принесут пользу потомкам.
    Все мы учимся у великих. Согласимся, что самое главное в жизни — это правда, а не сила. И жить нужно по правде. И в решении экономических, хозяйственных вопросов исходить из принципов правдивости и справедливости.
    ИВАН ПОСОШКОВ – СТРАДАЛЕЦ ЗА “ИСТИННУЮ ПРАВДУ”

  2. Эссе
    ученицы 10 класса Мустайкиной Анжелики
    «Не в силе Бог, а в правде».
    Издавна люди обращаются к Богу. Чаще всего они упоминают его имя в те моменты, когда им нужна помощь, когда не хватает сил доказать свою правоту. Просьбы людей бывают услышаны, происходят чудеса.
    В одном знаменитом изречении князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде» противопоставляются  правда с силой, а не как принято с ложью. А есть ли сила в правде, которую в нас воспитывают с детства? Ведь именно с детства в нашем сознании вместе с понятием «правда» формируется и вера в Бога.
    Верить в Бога или нет – дело каждого, отдельно взятого человека. Но ещё в давние времена вера вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. Практически все воины верили в Бога, и в минуты самых серьёзных сражений обращались к нему за помощью. Даже великие полководцы перед  военными походами всегда просили благословения у Бога.
    Одним из наиболее почитаемых и любимых в народе героев-защитников Земли Русской является Александр Невский. Мы знаем его как одного из самых успешных правителей Руси, причиной тому были его многочисленные военные успехи, а самый главный его успех – это, пожалуй, победа в «Ледовом побоище». Исходя из вышеупомянутого нами изречения Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде» невольно задумываешься о существовании Бога, ведь немногочисленное войско Александра побило огромную армию тевтонских рыцарей. Может быть именно поэтому, зачастую, побеждает не сила, а справедливость. В сердцах людей живёт вера на которую люди опираются даже в самые тяжёлые моменты своего жизненного пути.
    Одним из примеров может служить фильм известного режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятый в 1938 году. Этот фильм был создан для того, чтобы вселить в людей веру, вдохновить на защиту Отечества от нависшей угрозы фашизма.
    Слышится героическая музыка композитора Сергея Прокофьева, которая усиливает эмоциональное воздействие на зрителя.
    Два великих художника, С. Эйзенштейн и С. Прокофьев, сумели добиться впечатляющей связи между зрительными и музыкальными образами.
    Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что изречение Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде» затронуло не только военную тему, но и области искусства, в частности кино и музыку. Например, в опере Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» мы встречаемся с такими понятиями как «сила» и « правда». Сила была на стороне польских захватчиков, а правда на стороне русского героя Ивана Сусанина. Определённо в этом произведении мы наблюдаем победу правды над силой, а это свидетельствует о том, что Бог на стороне справедливости и правды.
    В современном мире наблюдается тот факт, что правда всегда оказывается в меньшинстве, но, практически, всегда побеждает. Мне кажется, что это вселяет в каждого человека надежду на то, что не столь важно есть ли у тебя сподвижники или ты один в своих убеждениях, но если ты прав, то справедливость всё равно будет на твоей стороне.

  3. 6 декабря (23 ноября) день памяти  святого благоверного князя Александра Невского.
    “Царей благочестивых держава,и князей православных похвала”
    Святой князь Александр Невский родился 30 мая 1219 года в Переяславле-Залесском. Отцом его был Ярослав – младший сын Всеволода Большое Гнездо, прадедом – Владимир Мономах. Мать святого князя Александра Феодосия происходила из южно-русских князей и была наследницей их лучших качеств. Прадедом матери был князь Мстислав Храбрый, причисленный к лику святых, мощи которого находятся сейчас в Софийском соборе. Дед матери, Мстислав Мстиславич Удалой в конце своей жизни стал схимником.
    С самого раннего детства св. князь принял благословение на ратное служение во Имя Бога на защиту Русской земли. На третьем или четвертом году жизни совершался постриг в воины.
    Княжеских сыновей обычно постригали епископы. Обряд происходил в храме. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие. Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После совершения обряда отрока сажали на коня – это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно – лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов.
    Этот обряд был совершен над Александром святителем Симоном, епископом Суздальским, в Спасо-Преображенском соборе города Переяславля, где проходило детство великого князя. С молодых лет князей учили грамоте. При обучении старались ознакомить юношу с книгами Священного Писания, главным образом с Евангелием и Псалтирью.
    Юный Александр с юных лет отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга. Серьезный не по летам характер его не позволял ему предаваться пустым забавам. Кроме чтения священных книг, любил он церковное пение.
    Приобретали юные князья и светские знания. Они изучали иностранные языки, преимущественно латинский и греческий, и на этих языках читали античную литературу. Наряду с книжным воспитанием обращалось большое внимание и на воспитание физическое: езда верхом, стрельба из лука, владение другим оружием.
    Выдающимся событием в жизни князей было “посажение на стол”. Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению “вокняжился” обычно прибавляется: “и сел на столе”.
    “Вокняжение” молодого Александра Ярославича происходило в Софийском Новгородском соборе в 1236 году. Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович сказал ему: “Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч – твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий – старейшее княжение во всей земле Русской!” Архипастырь, возложив руки на главу князя, молился Царю царей, чтобы он “из Своего жилища” благословил верного раба Своего Александра, укрепил его “силою свыше”, утвердил его на “престоле правды”, показал его доблестным защитником святой соборной церкви и сподобил его “небесного царства”.
    В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, а затем она была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом Василием Ярославичем Костромским и перенесена в Кострому.
    Начиналось самое трудное время в истории Руси. С востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада угрожали крестоносцы, которые, воспользовавшись нашествием Батыя, вторглись в пределы Отечества. В 1240 году войско шведов на кораблях под командованием зятя шведского короля Биргера вторглось в Неву. Гордый швед прислал в Новгород к князю Александру гонцов со словами: “Если можешь, сопротивляйся – я уже здесь и пленяю твою землю”.
    Но этот надменный вызов не смутил юного князя, хотя у него была только малочисленная дружина. Отдав приказание наличным военным силам быть готовыми к походу, Александр пришел в Софийский собор. Там он вместе со святителем и новгородским народом горячо молился.
    Окончив молитву и приняв благословение от святителя Спиридона, вышел князь Александр из Софийского собора к своей дружине и новгородскому народу и обратился к ним со словами: “Братья! Не в силе Бог, а в правде!”
    Его святое воодушевление передалось дружине и народу. С небольшой дружиной, уповая на Бога, князь сразу же направился навстречу врагу.
    Перед битвой случилось чудное предзнаменование. Воин Пелгуй, во святом крещении Филипп, был в ночном дозоре. Он всю ночь провел без сна, следил за шведским войском, которое прибывало на кораблях по Неве до устья реки Ижоры, где высаживалось на сушу. Этот воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по Неве, и в ней святых князей мучеников Бориса и Глеба. И сказал Борис: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру”.
    Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр по благочестию своему повелел никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов, которые были застигнуты врасплох. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском ударили на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в середину врагов юный князь и с неукротимой отвагой бросился на Биргера и нанес ему тяжкий удар по лицу – “возложил ему печать на лицо”. Была страшная битва. Ангел Божий незримо помогал православному воинству. Когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, было обнаружено множество перебитых врагов.
    За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.
    Опасным врагом оставались немецкие рыцари-крестоносцы.
    В 1240 году немцам удалось захватить Копорье, Псков и Изборск.
    Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: “Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка”. По его молитве помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.
    Западные пределы Русской земли были ограждены, но с восточной стороны против бесчисленных полчищ монголов требовалась мудрая дипломатия, “кротость голубя и мудрость змеи”. Поскольку невозможно было противостоять военной силой против монголов, нужно было искать компромисс.
    Князь Александр пять раз ездил к хану татарскому, кланялся, унижался, вымаливал милость и пощаду. Однажды пришлось святому Александру ехать в самое гнездо татарского царства, в Монголию, к пределам Дальнего Востока, к истокам Амура, среди невыразимых трудностей и опасностей тогдашнего путешествия. Надо было кланяться хану, надо было унижаться и смиряться, надо было переносить потерю независимости русского народа. Много золота и серебра уплатил князь хану, выкупая пленных русских, смягчая его гнев данью и подарками. Одного он не хотел отдать, одним не мог пожертвовать: святою православною верою.
    Русский летописей передает нам картину приема ханом князя Александра. У хана Батыя был такой обычай: приезжающих к нему на поклонение сразу не допускали к хану, а отправляли к волхвам, которые заставляли их пройти сквозь огонь, затем надо было поклониться кусту, огню и идолам. Александру Ярославичу также предстояло исполнить эти обряды.
    Благочестивый князь наотрез отказался подчиниться требованиям, противным христианской совести. “Смерть, смерть ему”, – закричали волхвы. Но приближенные хана пошли к Батыю, чтобы узнать решение своего господина. Прошло несколько минут напряженного ожидания. Наконец, явились ханские слуги и, к общему удивлению, принесли приказ хана не принуждать Александра к исполнению обрядов. Александр предстал пред лицо Батыя.
    Величественный вид князя поразил хана. Батый сразу понял, что перед ним – князь, далеко превосходивший других князей своим умом и достоинствами. Самодовольная улыбка проскользнула по лицу хана, когда князь Александр склонил перед ним свою голову и сказал: “Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться+ Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь!” Батый некоторое время любовался героем, наконец, произнес, обратясь к окружающим: “Правду говорили мне, нет князя, равного этому”.
    Верность Православию святой князь Александр показал, когда посланные в 1248 году Римским папой Иннокентием IV два кардинала пытались склонить князя в католичество, обещая помощь в борьбе с монголами. На это князь ответил, что мы верны Христовой Церкви и Православной вере, которая зиждется на Семи Вселенских Соборах, а “от вас учения не принимаем”.
    Святой Александр, вдохновляемый верой Христовой, чувствовал великую ответственность пред Богом и историей за судьбу Святой Церкви и своей Родины. В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.
    В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, что “татар бити”. Восставший народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, ограничился только убийством наиболее свирепых хищников, поэтому и убитых было немного. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства.
    Святой князь Александр в своей последней поездке в Сарай исполнил свой долг пред Богом, спасая Русь от возмездия татар за восстание против них. Но и силы его были отданы все, жизнь его была положена на служение своей Родине и вере. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где митрополит Кирилл с духовенством совершил погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: “Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле”.
    При погребении было явлено Богом чудо. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. “И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело его было привезено издалека в зимнее время”.
    Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра Невского.
    Читайте также:

  4. РЕФЕРАТ
    Человек – звучит гордо.  Он утверждает себя как существо общественное, жизнь которого одухотворяется высокими целями, нравственным смыслом. Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червем. Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Бессмысленность жизни приводит к деградации человека, превращению его в животное и преступника. Когда нет веры и правды, нет смысла жизни и существования человека. Жизнь сурова. Она преподносит человеку много сюрпризов. Порою, он находится между двух полюсов – правдой и ложью. Иногда эти два понятия синтезируются, и бывает трудно понять, где правда, а где ложь. А нужна ли, правда? Я считаю, что вера в человеке и правда взаимосвязаны. И если их соединить воедино, то получится вера, мечта и реальность. Я  думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильней! Вот ты обманул кого-то, денег нажил, и чего — ты сильней стал? Нет, не стал, потому что правды за тобой нет! А тот, кого обманул, за ним правда! Значит, он сильней! А Махатма Ганди писал: «Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык». В моём понимании человек, неконтролирующий свой язык,- это человек, который говорит, не обдумавши, сгоряча. Есть такое суждение, что фраза, сказанная случайно, обычно и есть правда, но я думаю, что это заблуждение. Сгоряча можно оскорбить человека, но это совершенно не свидетельствует о том, что данное оскорбление является правдой. Я соглашусь с  высказыванием Махатма Ганди и назову имена великих композиторов, жизненный путь и творчество которых основывается на правдивости, а музыкальные произведения пронизаны любовью к простому народу, победой высоких человеческих идеалов.
    В музыке Модеста Петровича Мусоргского, который является одним из крупнейших и самобытнейших русских композиторов XIX века, нашли отражение острые социальные конфликты русской действительности 60—70-х годов. Непримиримый к несправедливости, чутко отзывавшийся на человеческие страдания, он занял среди композиторов «Могучей кучки» особое место как гневный обличитель общественных пороков. Основным творческим принципом Мусоргского было: «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона». Он считал священной обязанностью художника произносить свой приговор отрицательным явлениям действительности. Показывая картины народной нищеты, голода, бесправия, обнажая острые социальные конфликты, Мусоргский значительно раздвигал рамки привычной для его времени тематики музыкальных произведений. Он искал в истории ответов на жгучие, наболевшие вопросы современности. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача» — так сам он определил свое отношение к историческим сюжетам. В своих народных музыкальных драмах «Борис Годунов» и «Хованщина» он воскресил картины напряженной общественной борьбы в наиболее драматические эпохи отечественной истории. Он старался, как можно чётче отобразить правдивую картинку жизни, и непременно у него это получалось. Верный жизненной правде, Мусоргский не мог не показать жестокий обман народа, каким явилась крестьянская реформа 1861 года, свирепые правительственные расправы над восставшими, усиливавшиеся народные бедствия — все это заставляло Мусоргского с глубокой тревогой и душевной болью задумываться о судьбах горячо любимой родины, окрашивало его музыку в трагедийные тона.
    Горячая любовь к человеку — вот что было характерной особенностью Мусоргского. Он писал: «…И теперь, и вчера, и недели тому назад, и завтра всё дума — одна дума выйти победителем и сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое и во всю ширь русских полян, правдой звучащее слово скромного музыканта, но бойца за правую мысль искусства». Он мечтал создать искусство, «любящее человека, живущее его отрадой, его горем и страдой», заставляющее трепетать самые сокровенные струны человеческой души. Эта любовь к людям вдохновляла Мусоргского на создание образов большой душевной красоты. Лживости и испорченности верхов он противопоставлял цельность натуры, свойственную выходцам из народа, чистоту и непосредственность ребенка. Вместе с тем он умел ценить подлинную человечность даже там, где она была заслонена грубой или отталкивающей внешностью, либо сложной борьбой противоречивых чувств.
    Тема правды звучит и в музыкальных произведениях  С.Прокофьева. Всюду композитор сталкивает лицом к лицу светлые образы и образы жестокости и насилия. И всегда утверждает победу высоких человеческих идеалов. Смелость, присущая Прокофьеву-композитору, поражает во всех этих сочинениях. Он пишет музыку не только для театра, но и для кино. Например, Александр Невский (1938 год). Вместе с кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном Прокофьев воспевает благородный патриотический подвиг дружины Александра Невского, защищавшей родную землю от тевтонских завоевателей. Сюжет исторический, но музыка звучит современно, словно предвосхищая острый драматизм и победный исход битвы советского народа с фашизмом. Прокофьев старается воодушевить в своих произведениях, мудрую симфоническую сказку, утверждающую красоту и радость жизни.
    А например, в музыке Хачатуряна, композитора привлек образ человека, возглавившего беспримерное в истории Древнего мира восстание рабов. В героическом сопротивлении угнетенных композитор увидел много общего с современной борьбой народов за свою независимость.
    Вот как пишет об этом сам автор: «…Сочиняя музыку своего балета, стремясь мысленно постигнуть атмосферу Древнего Рима, я всегда ощущал духовную близость Спартака к нашей эпохе, нашей борьбе против всяческой тирании, борьбе угнетенных народов против империалистов-агрессоров».
    Я  думаю, рассматривая тему правды среди композиторов и музыкантов, стоит упомянуть имя Владимира Высоцкого. Он поистине гениальный композитор и поэт. Все его произведения пропитаны любовью к родине и правде. Высоцкий в своих произведениях именно ищет правду, идёт к ней всеми силами, при этом, убеждая своих поклонников, в том, что правда и справедливость действительно существуют.
    В одном из своих произведений он использует такую цитату: “Чистая Правда со временем восторжествует, если проделает то же, что явная Ложь!”. По – моему, это лишь подтверждает тот факт,  что Высоцкий всё же верит в правду и надеется, что она будет царить на земле.
    Борясь за правду, очень важно понимать значение этого понятия. Оно зачастую связано с чем – то неприятным, и может быть, даже чем – то болезненным, но всё же, думаю, не стоит поддаваться искушению и врать.
    «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, пытающийся их скрыть», — говорил Леонардо да Винчи, великий художник эпохи Возрождения. Самому человеку трудно заметить ошибки в своих делах, последствия которых, например, на войне, могут быть ужасны. Поэтому надо быть благодарным тому, кто показывает тебе твои ошибки. Доводы льстец старается приуменьшить, друзья скрывают твои ошибки, и ты не думаешь об их последствиях, противник же замечает малейшие промахи, ты их узнаёшь и не допускаешь больших. Предположим, что лесть лучше, чем, правда. Тогда ты теряешь самоконтроль и думаешь, что у тебя, непогрешимого, ошибок нет, но так в жизни не бывает. Следовательно, наше предположение неверно.
    В электричестве, как известно, заряды двух знаков; чтобы понять свет, нужна тьма, чтобы были друзья, нужны и враги; для равновесия какого-то вида в природе нужны его враги, например олени, вырождаются, если нет волков.
    Современной истории Иван Грозный известен   из переписки со своим врагом Курбским. Если бы её не было, все считали бы государя, лишь невежественным извергом.
    В Евангелии сказано: «Возлюби врага своего», так как враг лучше, чем кто-либо покажет, где твоя слабость, и ты избежишь больших грехов.
    Хочется упомянуть имя композитора Кристофа Виллибальда Глюка, который также как и вышеназванные композиторы стояли за правду и боролись за неё. Одна из его главных положительных черт- это именно правдивость. Но Глюк не просто писал о правде в своих произведениях, а именно боролся за правду. Естественно, это не были какие – то радикальные меры, но он старался проводить реформы в театре. Он хотел, что бы композиторы и поэты в своих произведениях были честны, чтобы не было фальши, которая лишь прикрывала тот ужас, который творился в жизни. Стиль его музыки – это классицизм, проникнутый вольнодумством, самоиронией и духом терпимости. Едва ли не главные свойства этой музыки — бодрость и веселость, основанные на вере в конечное торжество добра. Бог никуда не уходит из этой музыки, но центром ее становится человек. В первую очередь Глюк требовал от  своего творчества и творчества своих коллег правдивости и простоты. Он писал: «Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства».
    Русский писатель Л.Н.Толстой говорил: «Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий, до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе, и к другим».
    Я думаю, сколько лет существует человечество, столько же существует и обман. Правда подается как ложь, а ложь выдается за правду. Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов. Человечество привыкло уже подсчитывать убытки от природных катаклизмов и стихийных бедствий. Но почему-то никто никогда не задумывался о том, какое количество вреда и потерь от путаницы в понятиях “правда-ложь”.
    Свою работу я хочу закончить строками из  стихотворения Генриха Акулова:
    Уж лучше самому благотворить,
    Чем брать,
    И лучше правду говорить,
    Чем врать.
    А посему, мой друг,
    Не лги и не бери,
    Ты лучше сам благотвори
    И правду говори.

  5. Эссе
    Мне 12 лет и я, как и множество мальчишек и девчонок, никогда не задумывалась о том, что главнее в нашей жизни: сила или правда? Мы обижаем друг друга, бывает, что и деремся, не всегда побеждает тот, кто прав. Иногда нам становится стыдно, за то, что прошли мимо и не пришли на помощь, не защитили слабого, просто не заметили происходящего. Ведь это не касается меня или моей семьи.  Мы живем по законам, которые придумали сами для себя, ведь так удобнее и спокойнее. Дорогие телефоны, компьютеры,  без них для нас  жизнь становится скучна и неинтересна.  Каждый сам за себя. Мы редко задумываемся  о последствиях своих поступков.
    А  правильно ли  мы  живем?
    И лишь когда нам становится плохо и нам нужна помощь, мы обращаемся за ней к другим людям, Богу.
    Сама тема эссе заставляет задуматься о многом: своих принципах, взглядах. Посмотреть на тех, кто рядом с тобой и кто, может быть, нуждается в твоей помощи. И неважно, верит человек в бога или нет,  правдивые поступки обычно влияют на его жизнь и судьбу положительно.
    Силу правды я, наш класс, и вся школа ощущаем, когда ежегодно участвуем в акции 1 канала «Добро» и «Подари жизнь детям». Все вместе мы дарим надежду на жизнь и будущее больным детям, желаем им выздоровления, отдаем частицу своей Веры, души и сердца. И чудеса происходят на наших глазах! Дети выздоравливают.
    Наш класс шефствует над маленькой девочкой Леной, у неё врожденный порок сердца. Сколько радости и счастья мы видим в ее глазах, когда приносим новогодние подарки от нас и наших родителей. Все ребята нашего класса чувствуем себя немного волшебниками и Дедами Морозами. Мы можем творить маленькие чудеса.
    Бог всегда помогает тому, кто просит его о помощи. И тому огромное количество примеров в истории нашей страны и  других стран.
    Ведь история человечества – это история противостояния правды и силы.
    Так было и с Александром Невским. Окончив молитву и приняв благословение от святителя Спиридона, он вышел из Софийского собора к своей дружине и новгородскому народу и обратился к ним со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!».
    А победа над Наполеоном? Кутузов – гений, это да. Но он был лишь орудием в руках Господа. И без молитв святых,  ни о какой победе речь идти не могла.
    Мы были научены этому и во время Великой Отечественной войны, когда открывались храмы, были всенародные молитвы множества людей. Без их молитв было бы поражение.  И опять правда торжествует, потому что есть святые, которые творят эту правду.  Примеров подобных много.
    Правда – это та мощь, которая сможет сокрушить любые преграды на своем пути.
    Слово «правда» для меня ассоциируется со словом «Истина». Истина высшего состояния, чего- то самого сокровенного, святого. И если каждый, кто соприкоснется с темой Форума,  хоть чуть-чуть откроет свою душу и задумается над смыслом жизни, то мир станет светлее, чище и правдивее.    Ведь  жизнь, наполненная правдой, никогда не кончается. Она найдет отражение в далеких потомках, следующих по пути правды, честности, самодисциплины.
    Если все люди будут стремиться к правде, то мире будут царить гармония и красота.

  6. «Не в силе Бог, а в правде» — фраза, сказанная русским святым Александром Невским, князем, которого мы призываем в молитвах, который почитается ангелом-хранителем нашей северной столицы. Еще в юности Александр отличался своей любовью к Богу и именно в нем, Господь воздвиг непобедимого защитника Православной веры, против которого ничего не могли сделать католики. С горячей молитвой на устах Александр вел свою дружину против многочисленных сил врага с уверенностью в своей правоте.
    Еще из Ветхого Завета мы знаем про Давида и Голиафа. Несмотря на неравные силы, Давид, любя Бога и уповая на Его милость, смог камнем сразить великана Голиафа, доказав всем, что не мечом и копьем спасает Господь. Гедеон прославился тем, что с малым войском, с Божьей помощью, избавил евреев от врагов мадианитян, которые угнетали евреев семь лет. Несколько раз он обращался с просьбой к Богу дать ему знамение, чтобы убедиться в том, что он действительно творит не свою волю, а волю Господа.
    Преподобный Серафим Саровский и помещик Мотовилов в разговоре затронули тему о силе бесов, самый маленький из которых одним когтем может перевернуть землю, но остается бессилен перед Богом, и ничего не может сделать без Его разрешения. Недаром в Евангелие от Матфея говорится о том, что ни один волос не упадет с головы человека без ведома Господа. Во время Второй мировой войны фашисты шли по нашей земле с лозунгом « Бог с нами», при этом творили беззаконие. А ведь мы знаем, что вера без дел мертва. А значит и Господа с ними быть не могло, так как «Не в силе Бог, а в правде».
    Бог – это любовь.
    «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и знание упразднится» (1Кор. 13:4-8).
    Ради каждого из нас Господь готов снова пойти на крест, но насильно Бог никого не спасает. И каждый из нас выбирает сам, быть ли ему с Богом или нет. Но я уверен, что вне Бога невозможно найти настоящей радости и, конечно, истинной правды.
    Кузеев Дмитрий,
    ученик хоровой студии

  7. Ажно понимать, откуда взялись эти слова. Это было сказано Александром Невским в тяжелое для России время, во время нашествия иноземцев и их желания поколебать чистоту Православия. И действительно правда восторжествовала, возликовала на Ледовом побоище. Победило меньшинство, верное Богу, победило “малое стадо”. А Пастырь этого стада – Христос.
    Александр Невский был святой и по его молитвам, по молитвам других святых, по молитвам всего народа, по великой милости Божьей. Бог особо покровительствует “своим людям”, людям, которые не забывают Юога, но не только когда им плохо, но и когда хорошо; людям, которые, постоянно помнят о Господе. Но почему именно так бывает, что правда святых, правда добродетельных людей торжествует?
    Почему именно побеждает праведное меньшинство? Вот часть ответа на этот вопрос: Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (1 Кор. 1, 27-28). Действительно, когда мы видим, что правда праведных торжествует, мы прославляем за это Творца.
    А если бы побеждали мы всё время сильное, то нам бы не видна была милость Божья к любящим Его. А Господь рядом своих людей, всегда печется о них, не оставляет их: Близок Господь к призывающим Его, к призывающим Его в силе истинны (Пс. 114, 18). И примеров подобных много. Многие помнят гибель фараона, когда Моисей хотел спасти людей, вывести их из Египта.
    Были колесницы, полчища вражеские, фараон был уже мысленно победителем, он вкушал свою победу. И чем всё закончилось? Моисей провёл своих людей через Чермное море, а враги были посрамлены. И слава Богу, что правда восторжестовала!
    Псалом 135 13 Разделил Он надвое Чермное море, ибо вовеки милость Его, 14 и провел Израиля посреди него, ибо вовеки милость Его; 15 и низринул Фараона и войско его в море Чермное, ибо вовеки милость Его! 16 Провел Он народ Свой в пустыне, ибо вовеки милость Его! В этом псалме после каждой строчки добавляется «ибо вовеки милость Его» и мы видим, какова неизреченная милость Господа и какой надёжный покров любящим Его! А враги так и остались ни с чем, они были бессильны против тех, на чьей стороне был Господь. И мы будем брать с этого пример, чаще призывать имя Господа и Господь нас укрепит.

  8. св благ вел.кн Александр Невский «Не в силе Бог, а в правде»!
    “Не в силе Бог, а в правде»[/I]. Многим известно это замечательное изречение, ставшее давно как бы поговоркой, но мало кто знает, кому оно принадлежит. Принадлежит оно святому благоверному великому князю Александру Невскому, память которого Российская Церковь празднует 23 ноября по старому стилю (день его отпевания) и вторично – 30 августа по старому стилю (день перенесения его святых мощей из г. Владимира в царствующий град св. Петра).
    Святой благоверный великий князь Александр Невский – подлинное воплощение русской православно-христианской государственности. Это – светлый образ возвышенной, благородной, детски-чистой души народного вождя-правителя, мужественно-обнажающего свой меч в защиту поругаемой веры. Это – безстрашный исповедник истинной веры Христовой, самоотверженный и доблестный защитник Православной Церкви от грубого насилия иноплеменников иноверцев.
    «Не в силе Бог, а в правде» – так твердо веровал святый князь, а потому защищая только правду, всегда побеждал, даже тогда, когда по человеческим соображениям, нельзя было надеяться на победу. Призванный управлять народом по воле Божией, он во всей своей государственной деятельности руководился только правдой Божией, а потому Бог был с ним. Он не обнажал меча, не проливал крови зря, подобно многим диким своим современникам – иноверным правителям. Поэтому Бог был с ним и тогда, когда он одержал славную победу при реке Неве над шведами, желавшими поработить русский народ римскому папскому престолу (в 1240 г.), и тогда, когда он отбил нашествие немецких ливонских рыцарей на льду Чудского озера (в 1242 г.), и тогда, когда уничтожил грабительские рати диких литовцев (в 1245 г.).
    Радостно встречали своего князя-победителя преданные ему русские люди, как доблестного защитника веры своей от покушений папских полчищ, стремившихся огнем и мечом подчинить русский народ пап. Слышались восторженные восклицания: «Господь, пособивший кроткому Давиду победить Голиафа, помог и благоверному князю нашему постоять за веру православную, за «Дом Пресвятыя Богородицы»», как благоговейно именовала себя Святая Русь.
    Много страдала в то время русская земля от тяжкого монгольского ига, но не решались русские люди, ни сам благоверный князь Александр бороться со столь сильным врагом, так ужасно опустошившим во время Батыева нашествия русские города и селения. И вот, римские папы, видя безуспешность своих попыток силою оружия подчинить себе русский народ, задумали лестью взять его. Один из них Иннокентий IV прислал св. князю Александру (в 1251 г.) двух ученых кардиналов-проповедников и с ними свое послание. Начав послание ложью, будто отец Александра князь Ярослав «обещал повиновение Римской церкви», папа, убеждая св. князя «вступить под сень римского престола», писал: «просьба наша обещает тебе выгоды. Мы заступаем вместо Бога на земле. В повиновении нам нет никакого унижения для чести государя: напротив этим путем возрастает временная и вечная свобода. Мы будем считать тебя самым знаменитым между всеми католическими князьями, и всегда будем с особой заботливостью стараться об увеличении твоей славы». В заключение папа обещал св. князю за подчинение себе помощь против татар, тишину и спокойствие для всей земли Русской.
    Но не соблазнился этим льстивым предложением ревнитель истинной веры – веры православной святой благоверный князь Александр.
    «Мы знаем истинное учение Церкви», отвечал он папе: «а вашего не приемлем». Папе было послано православное изложение веры.
    Слухи о мужественном князе и его славных победах дошли до татарского хана. После татарского нашествия и страшного погрома, который они учинили, все русские князья ездили в Золотую Орду на поклон хану, но святой Александр долгое время там не был, пока сам Батый не пожелал его видеть. Понимая, что борьба с таким грозным завоевателем невозможна, святой князь Александр, подкрепившись молитвою и напутствием Новгородского святителя, отправился в Орду, и тут показал свое безстрашие в исповедании истинной веры. Волхвы и жрецы идольские потребовали от святого князя, чтобы он, прежде чем предстать пред очи хана, по обычаю татарскому, поклонился солнцу и пройдя чрез очистительный огонь, поклонился войлочным идолам и изображением ханских предков. Св. Александр решительно отказался сделать это, и, не боясь смертной кары, мужественно заявил: «Я – христианин: не подобает мне кланяться твари – поклоняюсь я Богу Единому, в Троице славимому». Ответ этот он повторил и перед самим ханом, и мужество исповедника победило гордость жестокого властителя: хан не причинил ему никакого вреда и с честью отпустил его.
    Любвеобильный и милостивый князь, видя бедствия своего народа, страждущего под тяжким игом татар, неоднократно потом ездил в Золотую Орду к хану, перенося все трудности дальнего и опасного пути, холод, голод и зной, подвергаясь смертной опасности – ездил для того, чтобы умилостивлять гнев хана и уговаривать его быть милосердным к порабощенному русскому народу.
    Все эти многотрудные подвиги, совершенные для блага отечества, рано истощили телесные силы святого князя. Однажды, возвращаясь из Орды, он тяжко занемог. Принял пострижение в великую схиму с именем Алексея и скончался, всего на 45-м году своей жизни.
    «Чада моя милая, разумейте, яко зайде солнце земли русския» – «закатилось солнце земли русской» – в таких словах объявил народу о кончине всеми горячо любимого князя митрополит Кирилл. Народ не понял или, вернее, не хотел понять всего мрачного значения этих слов, и только, когда сокрушенный скорбью святитель добавил: «Благоверный Великий Князь Александр ныне преставился», разразился неописуемыми рыданиями. Послышались вопли: «мы погибаем!»
    За десять верст вышел весь Владимир встретить погребальное шествие с телом «печальника земли Русской». И к утешению осиротевших русских людей при отпевании его Господь показал великое знамение. Когда митрополит Кирилл в конце отпевания подошел к усопшему, чтобы вложить в его руку разрешительную грамоту, блаженный князь сам простер свою руку, принял хартию и сложил опять крестообразно свои руки. Благоговейный ужас объял при этом сердца присутствующих. Это было 23 ноября 1263 года.
    В 1380 году, когда благоверный великий князь Димитрий, прозванный позже Донским, готовился к решительной битве с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле, благоговейный инок молился ночью в храме Рождественской обители, где погребено было тело блаженного князя Александра. И вот он видит: у гроба его сами собой зажглись свечи, ко гробу подошли два святолепных старца и говорили святому князю: «Возстань, Александр, поспеши на помощь сроднику своему великому князю Димитрию, ибо его одолевают иноплеменники». Св. Александр встал, и все стали невидимы. Смиренный инок, пораженный страхом, умолчал было о видении. Но когда оказалось, что видение было именно в самую ночь славной Куликовской битвы, он разсказал обо всем Митрополиту. Святитель возвестил о том великому князю и распорядился открыть гробницу святого. Тело оказалось нетленным, хотя прошло целых 117 лет. Тогда с честью положили св. тело в раке поверх земли. Множество дивных чудес совершилось от новоявленных св. мощей: слепые прозирали, разслабленные укреплялись, бесноватые освобождались от мучивших их духов нечистых.
    Так увенчал Правосудный Господь мужественного поборника Правды Своей нетленным венцом святости, и даровал русскому народу в лице его нового заступника и молитвенника перед престолом Божиим!
    Нетленные мощи его при императоре Петре I (30 августа 1724 года) были торжественно перенесены из г. Владимира в царствующий град Санкт-Петербург и помещены в Александро-Невской Лавре.
    «Не в силе Бог, а в правде» – вот великий завет, который оставил нам наш дивный печальник св. благоверный великий князь Александр Невский, и до тех пор, пока верен был русский народ этому великому завету, ширилась и росла Русь могучая православная, процветал и благоденствовал народ русский. Попрана была Правда Божия, и величайшие бедствия обрушились на головы несчастных заблудившихся русских людей, потоки крови и слез потекли по Русской Земле.
    Правда Божия, а не преступное безразличие, индифферентность, безпринципность и искание только своей личной корысти, своих собственных узко-эгоистических, карьерных и материалистических интересов, – вот что должно быть положено в основу строительства не только нашей личной и семейной, но и общественной и государственной жизни будущей России, если только суждено ей Богом воскреснуть. Только тогда вновь станет она Святою Русью, а без этого никакая будущая Россия не будет настоящей Россией, в которой отрадно, легко и радостно будет жить настоящему русскому человеку.
    Прежде всего – Правда Божия, а потом уже – все остальное.
    Так было – так должно быть, или России никакой не будет.
    altМногие теперь понимают, что без Святой Руси, руководимой Правдой Божией, не будет и мира в мире, о чем сейчас так усердно, одни искренно, а другие лицемерно, хлопочут. Но сколь многие, продавшие душу свою сатане, все силы свои прилагают, чтобы Святая Русь не воскресла, стремясь похоронить ее навсегда. Таких в наше время больше, и в их руках – все средства «мира сего, во зле лежащего»: власть и капитал.
    Вместо Правды Божией, ложь воцарилась в мире. Это господство лжи именно в переживаемое время замечательно хорошо отметил наш выдающийся государственный деятель К. П. Победоносцев. За это и возненавидели его так все служители и поборники лжи. Вот его весьма глубокомысленные слова: «С тех пор как пало человечество, ложь водворилась в мире, в словах людских, в делах, в отношениях и учреждениях. Но никогда еще, кажется, отец лжи не изобретал такого сплетения лжей всякого рода, как в наше смутное время, когда столько слышится отовсюду лживых речей о правде. По мере того как усложняются формы быта общественного, возникают новые лживые отношения и целые учреждения, насквозь пропитанные ложью. На всяком шагу встречаем великолепное здание, на фронтоне коего написано: «здесь истина». Входишь, и ничего не видишь кроме лжи. Выходишь, и когда пытаешься разсказывать о лжи, которою душа возмущалась, – люди негодуют, и велят верить и проповедовать, что это – истина, вне всякого сомнения» («Московский Сборник» – «Печать» стр. 60).
    Поистине гениально-сказанные слова, так ярко и сильно характеризующие господство лжи в современном мире. Если так было в конце прошлого XIX столетия, то во сколько раз больше приложимы эти замечательные слова правды к переживаемым нами дням, когда это ужасающее торжество лжи достигло, кажется уже своего апогея.
    Правды сейчас многие не любят и даже слышать ее не хотят, а с ложью так свыклись, что охотно принимают ее за истину.
    Самое ужасное, конечно, в том, что ложь господствует теперь даже там, где ей казалось бы, совсем не должно быть места – в религиозной жизни людей, а в последнее время, после крушения нашей Родины, как Святой Руси, даже в Православной Церкви. Мы имеем в виду современное направление церковной жизни и высказывания многих видных иерархов разных поместных Православных Церквей.
    Разве не величайшая и не отвратительнейшая ложь – мирное сосуществование с явными безбожниками и богоборцами, гонителями веры и Церкви и даже полное сотрудничество с ними и поддержка, оказываемая им пред лицом всего света?
    Разве не величайшая ложь сокрыта в современном так называемом «экуменизме», который хочет соединить несоединимое – Истину с ложью?
    Разве не величайшая ложь и лицемерие во всех этих объятиях и лобзаниях «Вселенского Патриарха» с Папой Римским, в этих постоянных встречах и совместных съездах и конференциях православных с неправославными, во время которых говорится очень много и очень красноречиво и трогательно о чем угодно, но только – не о самом главном: не об Истине Православия и о необходимости для спасения всем вступить в Православную Церковь?
    А нам, православным русским людям, давно пора понять, что от этой именно диавольской лжи рухнула наша несчастная Родина-Россия, которая была носительницей и оплотом истинной Христовой веры в мире, и потому мешала всем служителям лжи: Святую Русь надо было уничтожить для того, чтобы дивольская ложь скорее и безпрепятственнее могла разлиться по всему миру.
    И вот теперь эта торжествующая победу ложь подтачивает основы существования и всего остального мира, который уже весь погряз во лжи, и отравленный ложью, воображая, что идет к какому-то «прогрессу», быстро стремится в бездну к своей окончательной погибели, которая не дремлет.
    Нам, православным русским людям, имеющим такой богатый духовный опыт в нашем великом историческом прошлом пора также понять, что безплоден всякий национализм и всякий патриотизм там, где нет речи о Правде Божией – где Правда Божия отсутствует. После всего нами пережитого необходимо отдать себе в этом ясный отчет и окончательно убедиться в непререкаемой истине великого завета, оставленного нам нашим святым благоверным великим князем Александром Невским: «Не в силе Бог, а в Правде». Аминь.
    Архиепископ Аверкий (Таушев)
    [/I] Св. Димитрий Ростовский Житие *
    святого благоверного князя
    Александра Невского

    Дни памяти: 23 мая/5 июня; 30 августа/12 сентября;
    23 ноября/6 декабря
    Святой благоверный великий князь Александр Ярославич родился в 1219 году, 30 мая, в городе Переяславле.
    Отец Александра Ярославича, великий князь Ярослав Всеволодович, по отзывам его современников, был кроткий, милостивый, благочестивый, всеми любимый князь. Мать благоверного Александра, благоверная княгиня Феодосия, своим благочестием и подвижничеством еще при жизни своей приобрела от современников имя святой княгини. Под надзором благочестивых, нежно любивших его родителей и проходили детские годы жизни благоверного князя Александра.
    По тогдашнему обычаю его рано начали учить, и так как при воспитании больше всего заботились тогда о развитии в душе ребенка страха Божия и благочестия, то и учили благоверного князя прежде всего священным книгам — Евангелию, Псалтири, любимой в святой Руси священной книге, в мудрых словах которой наши благочестивые князья искали и находили себе утешение в самые тяжелые минуты своей жизни, когда ни от кого, кроме Господа, нельзя было ожидать ни помощи, ни утешения.
    Господь с детских лет готовил в благоверном князе Александре светильник, горящий верой и добродетелями. По свидетельству древнего описателя жизни благоверного князя, никогда он не предавался детским забавам и развлечениям. Любимым его занятием было чтение священных книг, любимым отдыхом — пламенная молитва к Господу, пример которой он постоянно наблюдал в лице своей благочестивой матери. Пением церковных песнопений услаждал он свою душу, постом и воздержанием укреплял и развивал свои телесные силы.
    Наряду с книжным обучением в княжеской древнерусской семье много внимания обращалось и на воспитание физическое: на развитие силы и ловкости, умение владеть мечом и копьем, ездить на коне и т.п., так как князь должен был быть опытным не только в подвигах духовных, но и в подвигах ратных, должен быть не только воином Христовым, но и воином земным, уметь защитить Святую Церковь и силой слова и, когда это требовалось, силой меча. И благоверный князь Александр, непобедимый витязь, как называли его современники, в совершенстве усвоил эту сторону княжеского воспитания и для своих соратников был не только руководителем, но и образцом воинской доблести.
    Рано начинали подготовлять юных князей и к предстоящей им правительственной деятельности. И здесь для благоверного Александра высоким примером и образцом для подражания мог служить знаменитый отец, этот, по отзыву современников, страдалец за Русскую землю, положивший душу свою за вверенную ему Богом в управление страну.
    Но недолго благоверному князю Александру пришлось жить под родительским кровом и попечением; очень рано пришлось ему вступить на самостоятельный жизненный путь.
    Богатый в то время Великий Новгород, владевший почти всем теперешним севером Руси, — вольный город, сам предписывавший себе законы и порядки, сам выбиравший себе князей и удалявший их, — предложил княжеский стол отцу благоверного князя Александра — Ярославу. Ярослав Всеволодович принял это предложение; но он не смог примириться с тем подчиненным положением, в каком находился князь у новгородцев. По примеру некоторых из своих предшественников он стремился усилить значение княжеской власти в Новгороде, устранить беспорядки в жизни этого вольного города и этим скоро вызвал против себя недовольство новгородцев. В 1228 году, разгневавшись на новгородцев за их непокорность, Ярослав Всеволодович удалился в свой Переяславль, оставив в Новгороде, на попечении доверенных своих бояр, двух малолетних своих сыновей — Феодора и Александра. 5 июня 1233 года совершенно неожиданно скончался старший из княжичей, в то время как шли приготовления к его свадьбе, и благоверный князь Александр остался обиноким в чужом для него городе.
    Нелегко было его положение здесь. С одной стороны, свободолюбивые новгородцы хотели, чтобы молодой князь не выходил из под их воли, послушно исполнял их желания, считался с их вольностями и обычаями. С другой стороны, твердый в своих стремлениях, Ярослав Всеволодович требовал от сына идти той же дорогой, какой шел он, заботиться о возвышении в Новгороде княжеской власти, не считаясь со вспышками недовольства этим новгородцев. Сколько от юного князя требовалось твердости воли, осторожности и в то же время умения обращаться с людьми, снисходительно относиться к их взглядам и привычкам, чтобы, выполняя план отца, привлечь к себе доверие и любовь новгородцев, не хотевших поступиться чем-либо из своих вольностей. Он жил здесь как бы между двух огней, всегда настороже, успешно обходя все трудности. Им доволен был отец; его полюбили новгородцы, называли его «наш князь» и гордились тем, что у них княжит Александр, которого каждая русская область хотела бы видеть своим князем.
    И не одним умом, мудрым управлением привлекал к себе умы и сердца новгородцев благоверный князь Александр. Привлекали их к святому князю и его редкие душевные качества, а также наряду с духовной красотой необычайная красота телесная, которая поражала всех, кто хоть раз видел благоверного князя. О том неотразимом впечатлении, которое производил благоверный князь Александр своей внешностью, в древнем его житии сохранилось следующее известие.
    В Новгород прибыл один из немецких рыцарей, по мени Андриаш. Пораженный дивной красотой благоверного князя Александра, он, по возвращении на родину, в следующих словах передавал своим соотечественникам свои впечатления: «Я прошел многие страны, видел много людей, но ни среди царей, ни среди князей я не встретил ни одного, который мог бы сравняться с князем Александром».
    Такое же впечатление произвел величественный образ благоверного князя Александра и на страшного завоевателя Руси — Батыя. Что же касается русских людей, современников святого Александра, то они, описывая внешний вид своего князя, подобно немецкому рыцарю, не могли подыскать сравнений из современной жизни. По красоте они сравнивали благоверного князя с патриархом Иосифом, которого фараон поставил начальником над всей Египетской страной, по силе — с ветхозаветным судьей Самсоном, по уму — с царем Соломоном, по мужеству и военным доблестям с древним римским императором Веспасианом.
    Когда благоверный князь говорил с народом или отдавал приказания своим воинам, то — замечает современник — описатель жития князя, его голос звучал как труба.
    Но еще больше привлекал к себе благоверный князь своей духовной красотой, которая современникам его казалась такой же необыкновенной, как и красота телесная. «Он был милостив паче меры», — заметил летописец.
    Милосердие представляло собой отличительную, наследственную черту в княжеской семье благоверного князя Александра. Ею отличались его родители — Ярослав и Феодосия, ею стяжал себе общую любовь дядя благоверного Александра великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, ее заповедал предок святого Александра великий князь Киевский Владимир Всеволодович Мономах, великий древний милостивец, привлекавший к себе всех своей щедростью и готовностью помочь каждому нуждавшемуся.
    События новгородские, при которых проходила юность благоверного князя Александра, особенно должны были содействовать развитию в святом князе этой унаследованной им от предков черты. Богатый, торговый Новгород, вследствие не вполне благоприятных почвенных условий для земледелия, нередко страдал от недорода и безхлебья. В такое время цена на хлеб поднималась высоко, и бедному люду иной раз угрожала голодная смерть. Подобное несчастье и произошло в первые годы жизни благоверного князя Александра в Новгороде.
    В 1230 году, вследствие раннего мороза, в новгородской области погибли все озимые посевы. Подвоза хлеба не было, так как и в других местах Руси был недород. Незначительную помощь новгородцы могли получить от западных своих соседей — немецких купцов, с которыми Новгород вел оживленную торговлю. Но того, что могли доставить иностранные купцы, было слишком мало. За недостатком хлеба начали есть мох, липовую и сосновую кору, желуди, потом принялись за конину, собак и кошек; но и этой пищи не хватало. Множество непогребенных трупов людей, умерших от голода, валялось ро улицам; некому было позаботиться о их погребении, каждый жил под страхом такой же ужасной смерти. Голод, казалось,заглушал в сердцах людей все человеческие чувства. Брат брату, отец сыну, мать дочери отказывали в куске хлеба. родители продавали детей в рабство, только бы добыть себе этот несчастный кусок. Наконец, обезумев от голода и отчаяния, начали есть человеческие трупы, а некоторые доходили до такого неистовства, что нападали на живых людей, убивали их и поедали. дороги и улицы опустели, каждый боялся выходить или выезжать из дома. Никакие казни не останавливали пойманных и уличенных; голод пересиливал страх наказания и смерти. Всякий гражданский порядок приходил в разрушение: начались грабежи, поджоги жилищ, с целью отыскать какие-нибудь запасы хлеба; началась братоубийственная резня. Благоверный князь Александр, тогда почти еще ребенок, переживал вместе с новгородцами все эти ужасы, и нужно представить, как они повлияли на его впечатлительную детскую душу. Но это несчастье не было единственным. Не один раз повторялись, в меньшей лишь степени, такие же бедствия и позднее; напоминая собой пережитое, они вселяли страх и за будущее.
    В благоверном князе эти несчастья бедного люда вызывали к нему особую жалость. По свидетельству древнего жизнеописания, Александр Ярославич был истинным другом всех нуждающихся и обездоленных, отцом вдовицам и сиротам, питателем нищих и убогих. Памятуя заповедь Спасителя: не собирать себе сокровищ на земле, он щедро оделял нуждающихся, и из княжеского дома никто не уходил неудовлетворенным в своей просьбе.
    Наряду со страшными бедствиями Божиего наказания, благоверному князю Александру, живя в Новгороде, приходилось много наблюдать и бедствий, происходивших от человеческого произвола и несправедливости.
    Свободный город, так дороживший своей вольностью, не всегда и не ко всем был одинаково справедлив и заботлив. В народных собраниях, на которых решались все государственные дела, нередко под влиянием богатых людей проходили такие постановления, которые тяжело отзывались на судьбе людей бедных и справедливо вызывали с их стороны ропот и недовольство. Обиженные не всегда могли найти защиту у людей, стоявших у власти, так как о

  9. 9
    Текст добавил: Оч.ЗаБаВнАя.Я

    Я так понимаю это эссе.
    Я полностью согласен с выражением Евтушенко о том что Человек- это знание, которое познает самое себя.
    ведь по сути дела, всю жизнь человек занимается самопознанием, но не всегда отдает себе отчет в этом.
    Самопознание, утверждают учёные, начинается в младенчестве и завершается нередко с последним вздохом. Самопознание начинается с самоузнавания, отличения себя от внешнего мира.
    Ребенок в 2—3 года уже активно и разнообразно действует с предметами, может подолгу заниматься ими сам, без участия взрослого. Но взрослый остаётся основным источником знаний о самом ребенке — он дает ему имя, учит откликаться на него, реагировать на знакомые лица.
    В итоге ребенок уже говорит ” я сам”, а это значит что он перешол на новую ступень в самопознании. .. Образ «Я» начинает формироваться на основе ощущений и восприятия. У молодых людей этот образ складывается, прежде всего, из представлений о собственной внешности. Тем, кто обладает приятной внешностью, люди склонны приписывать достоинства, даже отсутствующие у них на самом деле. Когда говорят: «У него на лице написано. ..», имеют в виду определенную связь между обликом и внутренними свойствами человека.
    Еще в древности предпринимались попытки создать типичные характеристики человека, основанные на внешних признаках, особенностях телосложения, строении лица. Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, отношении к себе других людей формируется в самооценку.
    Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу: «Я талантлив. ..», «Я — абсолютная бездарность», «Я не хуже других. ..» и т. д. Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других.
    Так что чем лучше вы познаете себя и других тем больше у вас шансов на успех, вы большего добьетесь. .. Ведь знание это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
    что-то вроде того. ..

  10. Напишите особенности либерального движения!
    Ответьте на вопросы.
    Do you watch or do sports? Why do you love it? What do you know about the history of this sport?
    ЗАПИШИ ВЫРАЖЕНИЯ И ВЫЧЕСЛИ ИХ ЗНАЧЕНИЯ. 1) ИЗ ЧИСЛА 86 ВЫЧЕСТЬ СУММУ ЧИСЕЛ 42 И 4. 2) К РАЗНОСТИ ЧИСЕЛ 54 И 20 ПРИБАВИТЬ 60.
    Какое прозвище получили модели жигулей 8 и 9 выпуска за форму кузова
    Когда у Димы спросили сколько отличников в нашем классе он ответил есть ли из наибольшего трехзначного числа вычесть наибольшее двузначное число и результат разделить на наименьшее трехзначное число. то и получится сколько отличников сколько девочек в классе
    решите уравнение (x+2,1)*4=15,2 умаляю
    усть у меня внучка.однажды она говорит:
    -У ВЕРЫ В СУББОТУ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.ОНА ПРИГЛАСИЛА МЕНЯ В ГОСТИ.НУЖНО КУПИТЬ ЕЙ КАКОЙ НИБУДЬ ПОДАРОК.ЧТО БЫ ЕУ ПОДАРИТЬ?
    МАМА НАЧАЛА ДАВАТЬ СОВЕТЫ,НО ТУТ В РАЗГОВОР ВМЕШАЛСЯ Я:
    -A У МОИХ ДРУЗЕЙ В ДЕТСТВЕ БЫЛ НЕПИСАНЫЙ ЗАКОН.В ДНИ РОЖДЕНИЯ ДАРИТЬ ТОЛЬКО ТО,ЧТО СДЕЛАНО СВОИМИ РУКАМИ.
    -НУ,ЗНАЕШЬ ДЕДУШКА!В НАШЕМ КЛАССЕ СКАЖУТ,ЧТО Я ЖАДНАЯ И ЧТО Я ПЛОХАЯ ПОДРУГА,-СКАЗАЛА ВНУЧКА.
    НАПИШИТЕ КТО ПРАВ ДЕД ИЛИ ВНУЧКА.ОЗАГЛАВЬТЕ СОЧИНЕНИЕ,СОСТАВЬТЕ ПЛАН.СВОЁ МНЕНИЕ ПОСТАРАЙТЕСЬ ДОКАЗАТЬ.ИСПОЛЬЗУЙТЕ В СОЧИНЕНИИ,ЕСЛИ ПОТРЕБУЕТСЯ,СИНОНИМЫ(ВОЗРАЖАТЬ,ПРОТИВОРЕЧИТЬ,УБЕДИТЬ,УВЕРИТЬ,ЗАВЕРИТЬ)
    за счёт чего осуществляется гуморальная регуляция дыхания
    Центры двух пересекающихся окружностей расположены по разные стороны от их общей хорды. Хорда равна а и служит в одной окружности стороной правильного вписанного треугольника, а в другой – вписанного квадрата. Найдите расстояние между центрами этих окружностей.
    Напишите решение.
    Ответ: а/6 · (3 + v3)
    В пробирках 1;2;3 распознать глюкозу,глицерин,сахарозу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *