В русской культуре с давних времен существует огромное количество различных былин, сказаний, легенд о добрых молодцах, которые выделяются среди других людей своей огромной силой. В современном мире таких персонажей назвали бы супергероями. Мы знаем огромное количество зарубежных супергероев, однако о своих былинных традиционно русских героях, к сожалению, мы знаем немного. Хотя многие писатели, художники создавали произведения, основываясь на образах этих персонажей.
Русский народ знает о трех могучих богатырях: Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Илье Муромце. Естественно, в былинах и сказаниях образы этих героев преувеличены, но нельзя сказать о том, что эти герои не существовали в реальной жизни. Например, один из трех богатырей, который являлся самым известным богатырем на Руси, был Илья Муромец. В своей жизни он воевал, принял монашество, а после был причислен церковью к лику святых, и даже сейчас мощи Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской лавре. Как нам рассказывали в школе, один из самых известных богатырей был до 30 лет прикован к постели, но после он обрел свою истинную силу и стал великим воином. Он погиб, по мнению исследователей, на поле битвы: копье проткнуло ему сердце.
Еще одним богатырем является Добрыня Никитич. Он был так называемым воспитателем племянника князя Владимира, а когда Владимир стал князем, Добрыня был при нем регентом. Как рассказывает история, Добрыня Никитич тренировался в боевом искусстве, его множество раз испытывали: ставили против него сотни варяжских воинов, которых он с легкостью побеждал. Также Добрыню Никитича считают одним из основоположников христианства на Руси.
Епархиальный межрайонный конкурс «Русь святая живёт»
Сочинение
«Защитники Земли Русской»
Выполнила:Детцель Мария,
ученица 5-А класса (11 лет)
МБОУ СОШ №2 Карасукского района
Новосибирской области
Учитель-Сосова Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
Контактный телефон: 33-556
Сильна и могуча Земля Русская. Но веками приходилось нашему народу защищать ее от чужеземных захватчиков. Всегда Русь славилась своими защитниками, всегда на Руси были люди, которые стояли насмерть, защищая родную землю.Чтобы защитить себя от врагов, ставили в степи заставы богатырские. По степи разъезжали богатыри на богатырских конях. Зорко они всматривались вдаль – не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?
Впервые о богатырях я услышала, когда была совсем маленькой. С мамой была в гостях у знакомых и на стене увидела картину с изображением трех грозных воинов в шлемах, кольчугах, с копьями в руках. Я смотрела на них с удивлением, робостью и каким-то восторгом. Они казались мне такими сильными, мужественными – настоящими героями. Мама объяснила мне, кто изображен на картине.
Сейчас я знаю, что над картиной «Богатыри», которую я тогда видела, художник Васнецов работал около 25 лет, создав собирательный образ богатырей-витязей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Из былин узнала и о других славных богатырях: Вольге, Святогоре, Микуле Селяниновиче. Узналаи о том, что славились богатыри силой, смелостью, мудростью и отвагой, и своими подвигами заслужили у людей уважение и почёт.
Заслуживают уважения и Никита Кожемяка, герой народной сказки времен Киевской Руси, прославившийся своей богатырской силой, а также Александр Пересвет – легендарный воин-монах. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил татарского богатыря Челубея. В честь них были названы броненосцы Российского флота, участвовавшие в Русско-японской войне. Испокон веков были люди, которых любил народ, чьи имена хранил в своём сердце. Это те, кто бедных защищал, кто землю русскую оберегал, слабых в обиду не давал.
Во время Великой Отечественной войны наши дедушки и прадедушки тоже защищали Родину от фашистов. И пусть не было у них такой силы, как у богатырей, но они сражались с врагом, не жалея своей жизни, защищали нашу свободу и счастливое детство, проявляли истинное мужество, отвагу и стойкость, поражая врагов своей выносливостью. Разве нельзя назвать их богатырями? Разве не их заслуга в том, что мы живем в мирное время? Я считаю, что всех участников Великой Отечественной войны можно назватьРусскими богатырями, защитниками Земли Русской.
В наше время есть люди, которых тоже можно назвать русскими богатырями.Можно гордитьсяАлександром Муромским, рекордсменом книги рекордов Гиннесса, основателем и лидером силового шоу «Русские богатыри»; Александром Карелиным-могучим сибирским богатырём, покинувшим борцовский ковёр живой легендой греко-римской борьбы,русским витязем с железной несгибаемой волей и колоссальной силой; РоманомЗенцовым, двукратным чемпионом мира по боям без правил, который является настоящим образцом русского духа. И пусть им не приходится защищать нашу Родину от врагов, но они прославляют её своими достижениями. Я думаю, что такие люди всегда смогут стать на защиту Родины, если ей будет грозить опасность.
Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: « и я детям и внукам наказываю – не ходить войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется». Я уверена, что так будет всегда, потому что на Русской Земле живут люди, которым в наследство достались и сила, и мужество от далёких наших предков, былинных богатырей.
Сочинение по картине Васнецова «Богатыри»
Художнику-передвижнику Виктору Михайловичу Васнецову народное признание присвоило титул великого русского творца. Он вошел в историю культуры как автор бессмертных полотен на темы народных русских сказок и былин. Сюжеты многих картин навеяны шедеврами устного народного творчества, русского фольклора, а также произведениями русских поэтов и писателей, в особенности А. С. Пушкина.
Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина «Богатыри», над которой трудился художник более двадцати лет. На полотне изображены три русских воина: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Сюжет, по замыслу творца, обозначает преемственность на пороге нового ХХ столетия героического прошлого народа русского с великим его будущим.
В центре на вороном коне изображен седовласый богатырь Илья Муромец. Вся его стать – воплощение силы и бесстрашия. Есть у него и колчан со стрелами, и лук, и щит, но воевать он не собирается. Он – защитник.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он весь напряжен, меч его наполовину вынут из ножен, щит – наготове, ноги в стременах. Доспехи Добрыни – одежда и оружие – говорят о его богатстве, на них много украшений. И конь богатыря Белеюшко – под стать хозяину, в нарядной сбруе. В нем нет мощи Муромца, но Никитич – достойный собрат Ильи, защитник отечества своего.
Слева от Муромца – младший из трех богатырей – Алеша Попович. Весь его облик говорит о том, что юный богатырь мыслями где-то далеко, может быть у ног своей возлюбленной. По его посадке, взгляду, наклону головы видно, что Алеша хитер и смекалист. Он, не раздумывая, выступит против врага, но не будет безрассудно отдавать свою жизнь. Гусли, которые придерживает рукой Алеша, говорят о его уверенности в том, что давно уже последние враги изгнаны с земли русской. Весь облик богатыря показывает, что он истинный защитник своей земли.
Таким образом, в облике трех богатырей сумел воплотить Виктор Васнецов лучшие черты русского национального характера. Глядя на картину, не сомневаешься, что не одолеть врагам земли русской, пока стоят в дозоре Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В это глубоко верил и сам художник.
Храним в сердцах и помним подвиги героев и богатырей былин.
Автор – Капакли Дима
Московский район, школа № 509, 4Б класс
Руководитель – Фатыхова Елена Владимировна
Тел. 8-921-658-38-02
Однажды мама уехала в магазин, а я остался дома один. Через час мама позвонила мне и сказала: «Дима, спустись и помоги мне с сумками». Я спустился, взял сумки и понес, а мама сказала: «Спасибо, сынок, богатырь у меня растет, помощник!»
А я подумал: «Какое это приятное слово – «богатырь»! И сразу себе представил, что богатырь – это сильный и добрый такой человек, который не будет зря убивать, а только если убедился, что перед ним точно враг. А еще он должен любить и защищать детей, женщин и пожилых людей. В слове «богатырь» есть два других слова – Бог и богатый. Наверное, раньше богатым считался человек, у которого много хороших качеств, он этим и богат. А еще это, наверное, значит, что богатый – это тот, у кого Бог в душе. Однажды, когда мы с мамой путешествовали в Карелию, я увидел надпись на церкви: «Бог есть любовь». Значит, получается, что «богатырь» – это тот человек, у которого в душе любовь?
Самый известный и любимый в России богатырь – «старый казак» Илья Муромец. В былинах его часто так называют. Почему? Есть две версии: первая говорит о его старшинстве среди других богатырей, что он мудрый и справедливый, а вторая – что он был стар, потому что служить начал в тридцать лет и три года. И первым его подвигом был подвиг милосердия. Он не мог ходить и лежал на печи, когда мимо шли калики – слепые старцы, которые пели былины и духовные стихи. Они попросили у него милостыню (правда есть и другая версия – что они попросили воды). Илья ответил, что не может встать, но старцы продолжали просить. И он все-таки встал, открыл дверь и напоил стариков. А те сказали: «Испей и ты глоток» Он испил и почувствовал в себе силу богатырскую. Получается, что исцелением Илью наградили за доброе сердце и желание помочь. А в одном былинном тексте сказано так: «За терпение твое и веру исцелил тебя Господь, — сказал странник. — Будешь ты защитником Руси святой, веры нашей православной. И смерть тебя в бою не настигнет.»
И дальше Илья Муромец в боях за землю русскую проявлял смелость и отвагу -освободил Чернигов от врагов, избавил княжество от Соловья-разбойника, уничтожил татарского воина Идолища, побил Калина царя. Интересно, что когда Калин царь напал на Русь матушку, Илья Муромец был в ссоре с князем Владимиром. Но князь попросил его о помощи, чтобы защитил он Родину, и Илья сразу простил Владимира и пошел на Калина царя. Перед такими большими битвами Илья Муромец говорил о себе так: «Я – защитник сирот и вдов, защитник земли русской!»
Но есть самое удивительное, чем отличается наш богатырь от героев сказаний других стран! Последний подвиг Ильи был такой: проехав по «последней из трех дорог», он нашел клад, несметные сокровища, но не взял их себе! По одной версии
Построил он церковь соборную
Тут Илья и окаменел
И поныне его мощи нетленные.
По другой версии «нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки».
Всю свою жизнь провел Илья, сражаясь за отечество. А в конце жизни, устав от ратных подвигов, стал монахом, чтобы молиться за Русь до конца своих дней.
Его мощи до сих пор лежат в Киево-Печерской Лавре. Мама мне сказала, что нетленные мощи – это чудо, которое происходит со святыми, потому что душа их полна любви. Значит, не случайно такое чудо произошло с Ильей Муромцем – ведь он БОГАТЫРЬ! Он наш, русский богатырь! Может быть я, когда вырасту, стану похожим на него?
«Былины — жанр монументальной народной поэмы, сюжеты их отличаются масштабностью, величавостью изложения» — эти слова принадлежат В. Путилову. Величавые, смелые, сильные, могучие — такими нам представляются герои этих произведений — богатыри. Они являются главными, центральными героями всех былин и только им под силу спасти всю землю русскую от врагов, избавить народ от страхов. В русском народном эпосе существует три главных богатыря — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. У всех богатырей имеются общие черты сильного, справедливого, рослого человека. В. Путилов пишет: «Богатырство воплощает понятие народа о его собственных силах и возможностях». Действительно, ведь только Илья Муромец в одиночку смог справиться с силой черною под Черниговом.
Вся жизнь каждого из богатырей, прежде всего, посвящена своей Родине. Все мысли их заняты лишь тем, как помочь Руси-матушке, государю-батюшке и народу русскому. В образе богатыря русский народ собирал все положительные качества, такие как сила,…
доброта, патриотизм, вера в Бога. Существуют, конечно, в богатырском характере и отрицательные стороны: строптивость, нежелание подчиняться общепринятым правилам. Но, тем не менее, это можно объяснить, ведь «мы имеем дело с бытом и нравами далекой древности, с «языческими» нормами отношения». Но для народа, богатырь всегда остается идеалом поведения, с них берут пример маленькие дети, им отдают почет пожилые люди.
Богатыри всегда уверенны в своих поступках, это придает им решимости отстаивать свою позицию. К примеру, Алеша Попович, как только услышал о Тугарине Змеевиче, тут же надевает платье калеки прохожего. И в нем ни на минуту не возникает вопрос «Прав ли я?». Ведь только ему, Алеше Поповичу, богатырю русскому удалось победить Тугарина Змеевича.
Образы героев-богатырей олицетворяют мужество, силу и справедливость всего русского народа. Возможно, таких героев и не существовало в истории государства, а сказители, создавая образы богатырей, вкладывали народные представления о правильном русском человеке.
В далекие времена, когда правил Киевской Русью князь Владимир, создавались былины о богатырях, отражавших набеги кочевников и обладавших великой силой, среди этих богатырей был Илья Муромец. Много героев-богатырей в русских былинах, но Илья Муромец — первый среди них.
Илья Муромец — это не историческое лицо, это сам народ, творение народа, отражающее все лучшее, что было в нем самом. Народ верил в своего героя, награждая его своими лучшими качествами. В былинах мы видим мечты и желания народные. Недаром В.И. Ленин писал о фольклоре: «Какой интересный материал… на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных».
Богатырская застава. В разъезде три товарища-богатыря. На них кольчуги и боевые шлемы, они на конях-красавцах. В средине выделяется своей осанкой и телосложением любимый богатырь былин, старый казак Илья Муромец. Правая его рука поднята над глазами, на ней же висит колчан со стрелами, а в левой — щит. Тут же его острое копье. Он на прекрасном коне черной масти, с раскинутыми до земли прядями густой гривы.
Они вместе — как бы маленькая дружина из трех человек, охраняющая целый город от набегов врага. Это три богатыря: честный Добрыня Никитич, Илья Муромец и хитрый Алеша Попович. И числится старый казак Илья Муромец, сын Иванович, из города Мурома, «со славного с села Карачарова», атаманом среди своих товарищей.
«Сиднем сидел» Илья тридцать три года, да вдруг приходит к нему нищая братия, растормошили его, велели принести чашу вина, да потом чтоб он ее и выпил. «Говорят калики перехожие: «Будешь ты, Илья, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана»…
И стал Илья после этого богатырем и выполнил завет отца: не убивал даже врага понапрасну. А Илья сразу пошел к своему родителю, помочь ему очистить «пал от дубья-колодья». Потом едет к князю в Киев послужить и борется с врагами земли русской. Всех врагов побеждает Илья: побеждает он и Идолище поганое, и Соловья-разбойника (олицетворяющих южные дикие орды), и Калин-царя, и «нахвальщиков». Сильный и мужественный, он призывает и других богатырей сражаться за землю русскую, за народ, а сам выходит на единоборство с «нахвальщиком».
И народ относится к нему в былине ласково, жалея его, когда он был ранен в бою с «нахвальщиком», и называя Иленькой и Илюшенькой: «Ножка у Иленьки подвернулася». Симпатии народа на его стороне: когда его одолевает злой «нахвальщик», то сама земля русская — вливает в него силы: «Лежичи у Ильи втрое силы прибыло».
Интересны взаимоотношения богатыря Ильи с князем стольно-киевским Владимиром. Скромный, неподкупный и честный, он не терпит обиды даже от князя… Было раз — спрятал неумный князь Владимир Илью Муромца в погреб, да не кормил и не поил его. Но пришло время, когда ни Владимир, ни Русь не могут обойтиться без Ильи — наступал враг сильный. И сказал тогда Илья, что не вышел бы он для князя Владимира из погреба, а вышел он за родную землю русскую.
Илья Муромец не стремится к власти, когда черниговские мужики предлагают быть ему у них воеводой. Он также не горд и не кичится своим положением. Он храбр, смел и мужественен в бою. А вот перед глазами Ильи Муромца три пути-дороги. Он пренебрегает богатством, не хочет быть женатым и идет по третьей дороге, по которой кто-либо пойдет, то там и умрет. Там он и погибает (или должен погибнуть, как это водится в былинах).
Шли века за веками, но народ в своем устном творчестве донес до наших дней героический эпос, в котором Илья Муромец, любимец богатырь, борется со всеми врагами своего народа.
В русской культуре с давних времен существует огромное количество различных былин, сказаний, легенд о добрых молодцах, которые выделяются среди других людей своей огромной силой. В современном мире таких персонажей назвали бы супергероями. Мы знаем огромное количество зарубежных супергероев, однако о своих былинных традиционно русских героях, к сожалению, мы знаем немного. Хотя многие писатели, художники создавали произведения, основываясь на образах этих персонажей.
Русский народ знает о трех могучих богатырях: Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Илье Муромце. Естественно, в былинах и сказаниях образы этих героев преувеличены, но нельзя сказать о том, что эти герои не существовали в реальной жизни. Например, один из трех богатырей, который являлся самым известным богатырем на Руси, был Илья Муромец. В своей жизни он воевал, принял монашество, а после был причислен церковью к лику святых, и даже сейчас мощи Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской лавре. Как нам рассказывали в школе, один из самых известных богатырей был до 30 лет прикован к постели, но после он обрел свою истинную силу и стал великим воином. Он погиб, по мнению исследователей, на поле битвы: копье проткнуло ему сердце.
Еще одним богатырем является Добрыня Никитич. Он был так называемым воспитателем племянника князя Владимира, а когда Владимир стал князем, Добрыня был при нем регентом. Как рассказывает история, Добрыня Никитич тренировался в боевом искусстве, его множество раз испытывали: ставили против него сотни варяжских воинов, которых он с легкостью побеждал. Также Добрыню Никитича считают одним из основоположников христианства на Руси.
Епархиальный межрайонный конкурс «Русь святая живёт»
Сочинение
«Защитники Земли Русской»
Выполнила:Детцель Мария,
ученица 5-А класса (11 лет)
МБОУ СОШ №2 Карасукского района
Новосибирской области
Учитель-Сосова Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
Контактный телефон: 33-556
Сильна и могуча Земля Русская. Но веками приходилось нашему народу защищать ее от чужеземных захватчиков. Всегда Русь славилась своими защитниками, всегда на Руси были люди, которые стояли насмерть, защищая родную землю.Чтобы защитить себя от врагов, ставили в степи заставы богатырские. По степи разъезжали богатыри на богатырских конях. Зорко они всматривались вдаль – не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?
Впервые о богатырях я услышала, когда была совсем маленькой. С мамой была в гостях у знакомых и на стене увидела картину с изображением трех грозных воинов в шлемах, кольчугах, с копьями в руках. Я смотрела на них с удивлением, робостью и каким-то восторгом. Они казались мне такими сильными, мужественными – настоящими героями. Мама объяснила мне, кто изображен на картине.
Сейчас я знаю, что над картиной «Богатыри», которую я тогда видела, художник Васнецов работал около 25 лет, создав собирательный образ богатырей-витязей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Из былин узнала и о других славных богатырях: Вольге, Святогоре, Микуле Селяниновиче. Узналаи о том, что славились богатыри силой, смелостью, мудростью и отвагой, и своими подвигами заслужили у людей уважение и почёт.
Заслуживают уважения и Никита Кожемяка, герой народной сказки времен Киевской Руси, прославившийся своей богатырской силой, а также Александр Пересвет – легендарный воин-монах. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил татарского богатыря Челубея. В честь них были названы броненосцы Российского флота, участвовавшие в Русско-японской войне. Испокон веков были люди, которых любил народ, чьи имена хранил в своём сердце. Это те, кто бедных защищал, кто землю русскую оберегал, слабых в обиду не давал.
Во время Великой Отечественной войны наши дедушки и прадедушки тоже защищали Родину от фашистов. И пусть не было у них такой силы, как у богатырей, но они сражались с врагом, не жалея своей жизни, защищали нашу свободу и счастливое детство, проявляли истинное мужество, отвагу и стойкость, поражая врагов своей выносливостью. Разве нельзя назвать их богатырями? Разве не их заслуга в том, что мы живем в мирное время? Я считаю, что всех участников Великой Отечественной войны можно назватьРусскими богатырями, защитниками Земли Русской.
В наше время есть люди, которых тоже можно назвать русскими богатырями.Можно гордитьсяАлександром Муромским, рекордсменом книги рекордов Гиннесса, основателем и лидером силового шоу «Русские богатыри»; Александром Карелиным-могучим сибирским богатырём, покинувшим борцовский ковёр живой легендой греко-римской борьбы,русским витязем с железной несгибаемой волей и колоссальной силой; РоманомЗенцовым, двукратным чемпионом мира по боям без правил, который является настоящим образцом русского духа. И пусть им не приходится защищать нашу Родину от врагов, но они прославляют её своими достижениями. Я думаю, что такие люди всегда смогут стать на защиту Родины, если ей будет грозить опасность.
Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: « и я детям и внукам наказываю – не ходить войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется». Я уверена, что так будет всегда, потому что на Русской Земле живут люди, которым в наследство достались и сила, и мужество от далёких наших предков, былинных богатырей.
Сочинение по картине Васнецова «Богатыри»
Художнику-передвижнику Виктору Михайловичу Васнецову народное признание присвоило титул великого русского творца. Он вошел в историю культуры как автор бессмертных полотен на темы народных русских сказок и былин. Сюжеты многих картин навеяны шедеврами устного народного творчества, русского фольклора, а также произведениями русских поэтов и писателей, в особенности А. С. Пушкина.
Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина «Богатыри», над которой трудился художник более двадцати лет. На полотне изображены три русских воина: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Сюжет, по замыслу творца, обозначает преемственность на пороге нового ХХ столетия героического прошлого народа русского с великим его будущим.
В центре на вороном коне изображен седовласый богатырь Илья Муромец. Вся его стать – воплощение силы и бесстрашия. Есть у него и колчан со стрелами, и лук, и щит, но воевать он не собирается. Он – защитник.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он весь напряжен, меч его наполовину вынут из ножен, щит – наготове, ноги в стременах. Доспехи Добрыни – одежда и оружие – говорят о его богатстве, на них много украшений. И конь богатыря Белеюшко – под стать хозяину, в нарядной сбруе. В нем нет мощи Муромца, но Никитич – достойный собрат Ильи, защитник отечества своего.
Слева от Муромца – младший из трех богатырей – Алеша Попович. Весь его облик говорит о том, что юный богатырь мыслями где-то далеко, может быть у ног своей возлюбленной. По его посадке, взгляду, наклону головы видно, что Алеша хитер и смекалист. Он, не раздумывая, выступит против врага, но не будет безрассудно отдавать свою жизнь. Гусли, которые придерживает рукой Алеша, говорят о его уверенности в том, что давно уже последние враги изгнаны с земли русской. Весь облик богатыря показывает, что он истинный защитник своей земли.
Таким образом, в облике трех богатырей сумел воплотить Виктор Васнецов лучшие черты русского национального характера. Глядя на картину, не сомневаешься, что не одолеть врагам земли русской, пока стоят в дозоре Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В это глубоко верил и сам художник.
Храним в сердцах и помним подвиги героев и богатырей былин.
Автор – Капакли Дима
Московский район, школа № 509, 4Б класс
Руководитель – Фатыхова Елена Владимировна
Тел. 8-921-658-38-02
Однажды мама уехала в магазин, а я остался дома один. Через час мама позвонила мне и сказала: «Дима, спустись и помоги мне с сумками». Я спустился, взял сумки и понес, а мама сказала: «Спасибо, сынок, богатырь у меня растет, помощник!»
А я подумал: «Какое это приятное слово – «богатырь»! И сразу себе представил, что богатырь – это сильный и добрый такой человек, который не будет зря убивать, а только если убедился, что перед ним точно враг. А еще он должен любить и защищать детей, женщин и пожилых людей. В слове «богатырь» есть два других слова – Бог и богатый. Наверное, раньше богатым считался человек, у которого много хороших качеств, он этим и богат. А еще это, наверное, значит, что богатый – это тот, у кого Бог в душе. Однажды, когда мы с мамой путешествовали в Карелию, я увидел надпись на церкви: «Бог есть любовь». Значит, получается, что «богатырь» – это тот человек, у которого в душе любовь?
Самый известный и любимый в России богатырь – «старый казак» Илья Муромец. В былинах его часто так называют. Почему? Есть две версии: первая говорит о его старшинстве среди других богатырей, что он мудрый и справедливый, а вторая – что он был стар, потому что служить начал в тридцать лет и три года. И первым его подвигом был подвиг милосердия. Он не мог ходить и лежал на печи, когда мимо шли калики – слепые старцы, которые пели былины и духовные стихи. Они попросили у него милостыню (правда есть и другая версия – что они попросили воды). Илья ответил, что не может встать, но старцы продолжали просить. И он все-таки встал, открыл дверь и напоил стариков. А те сказали: «Испей и ты глоток» Он испил и почувствовал в себе силу богатырскую. Получается, что исцелением Илью наградили за доброе сердце и желание помочь. А в одном былинном тексте сказано так: «За терпение твое и веру исцелил тебя Господь, — сказал странник. — Будешь ты защитником Руси святой, веры нашей православной. И смерть тебя в бою не настигнет.»
И дальше Илья Муромец в боях за землю русскую проявлял смелость и отвагу -освободил Чернигов от врагов, избавил княжество от Соловья-разбойника, уничтожил татарского воина Идолища, побил Калина царя. Интересно, что когда Калин царь напал на Русь матушку, Илья Муромец был в ссоре с князем Владимиром. Но князь попросил его о помощи, чтобы защитил он Родину, и Илья сразу простил Владимира и пошел на Калина царя. Перед такими большими битвами Илья Муромец говорил о себе так: «Я – защитник сирот и вдов, защитник земли русской!»
Но есть самое удивительное, чем отличается наш богатырь от героев сказаний других стран! Последний подвиг Ильи был такой: проехав по «последней из трех дорог», он нашел клад, несметные сокровища, но не взял их себе! По одной версии
Построил он церковь соборную
Тут Илья и окаменел
И поныне его мощи нетленные.
По другой версии «нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки».
Всю свою жизнь провел Илья, сражаясь за отечество. А в конце жизни, устав от ратных подвигов, стал монахом, чтобы молиться за Русь до конца своих дней.
Его мощи до сих пор лежат в Киево-Печерской Лавре. Мама мне сказала, что нетленные мощи – это чудо, которое происходит со святыми, потому что душа их полна любви. Значит, не случайно такое чудо произошло с Ильей Муромцем – ведь он БОГАТЫРЬ! Он наш, русский богатырь! Может быть я, когда вырасту, стану похожим на него?
«Былины — жанр монументальной народной поэмы, сюжеты их отличаются масштабностью, величавостью изложения» — эти слова принадлежат В. Путилову. Величавые, смелые, сильные, могучие — такими нам представляются герои этих произведений — богатыри. Они являются главными, центральными героями всех былин и только им под силу спасти всю землю русскую от врагов, избавить народ от страхов. В русском народном эпосе существует три главных богатыря — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. У всех богатырей имеются общие черты сильного, справедливого, рослого человека. В. Путилов пишет: «Богатырство воплощает понятие народа о его собственных силах и возможностях». Действительно, ведь только Илья Муромец в одиночку смог справиться с силой черною под Черниговом.
Вся жизнь каждого из богатырей, прежде всего, посвящена своей Родине. Все мысли их заняты лишь тем, как помочь Руси-матушке, государю-батюшке и народу русскому. В образе богатыря русский народ собирал все положительные качества, такие как сила,…
доброта, патриотизм, вера в Бога. Существуют, конечно, в богатырском характере и отрицательные стороны: строптивость, нежелание подчиняться общепринятым правилам. Но, тем не менее, это можно объяснить, ведь «мы имеем дело с бытом и нравами далекой древности, с «языческими» нормами отношения». Но для народа, богатырь всегда остается идеалом поведения, с них берут пример маленькие дети, им отдают почет пожилые люди.
Богатыри всегда уверенны в своих поступках, это придает им решимости отстаивать свою позицию. К примеру, Алеша Попович, как только услышал о Тугарине Змеевиче, тут же надевает платье калеки прохожего. И в нем ни на минуту не возникает вопрос «Прав ли я?». Ведь только ему, Алеше Поповичу, богатырю русскому удалось победить Тугарина Змеевича.
Образы героев-богатырей олицетворяют мужество, силу и справедливость всего русского народа. Возможно, таких героев и не существовало в истории государства, а сказители, создавая образы богатырей, вкладывали народные представления о правильном русском человеке.
В далекие времена, когда правил Киевской Русью князь Владимир, создавались былины о богатырях, отражавших набеги кочевников и обладавших великой силой, среди этих богатырей был Илья Муромец. Много героев-богатырей в русских былинах, но Илья Муромец — первый среди них.
Илья Муромец — это не историческое лицо, это сам народ, творение народа, отражающее все лучшее, что было в нем самом. Народ верил в своего героя, награждая его своими лучшими качествами. В былинах мы видим мечты и желания народные. Недаром В.И. Ленин писал о фольклоре: «Какой интересный материал… на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных».
Богатырская застава. В разъезде три товарища-богатыря. На них кольчуги и боевые шлемы, они на конях-красавцах. В средине выделяется своей осанкой и телосложением любимый богатырь былин, старый казак Илья Муромец. Правая его рука поднята над глазами, на ней же висит колчан со стрелами, а в левой — щит. Тут же его острое копье. Он на прекрасном коне черной масти, с раскинутыми до земли прядями густой гривы.
Они вместе — как бы маленькая дружина из трех человек, охраняющая целый город от набегов врага. Это три богатыря: честный Добрыня Никитич, Илья Муромец и хитрый Алеша Попович. И числится старый казак Илья Муромец, сын Иванович, из города Мурома, «со славного с села Карачарова», атаманом среди своих товарищей.
«Сиднем сидел» Илья тридцать три года, да вдруг приходит к нему нищая братия, растормошили его, велели принести чашу вина, да потом чтоб он ее и выпил. «Говорят калики перехожие: «Будешь ты, Илья, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана»…
И стал Илья после этого богатырем и выполнил завет отца: не убивал даже врага понапрасну. А Илья сразу пошел к своему родителю, помочь ему очистить «пал от дубья-колодья». Потом едет к князю в Киев послужить и борется с врагами земли русской. Всех врагов побеждает Илья: побеждает он и Идолище поганое, и Соловья-разбойника (олицетворяющих южные дикие орды), и Калин-царя, и «нахвальщиков». Сильный и мужественный, он призывает и других богатырей сражаться за землю русскую, за народ, а сам выходит на единоборство с «нахвальщиком».
И народ относится к нему в былине ласково, жалея его, когда он был ранен в бою с «нахвальщиком», и называя Иленькой и Илюшенькой: «Ножка у Иленьки подвернулася». Симпатии народа на его стороне: когда его одолевает злой «нахвальщик», то сама земля русская — вливает в него силы: «Лежичи у Ильи втрое силы прибыло».
Интересны взаимоотношения богатыря Ильи с князем стольно-киевским Владимиром. Скромный, неподкупный и честный, он не терпит обиды даже от князя… Было раз — спрятал неумный князь Владимир Илью Муромца в погреб, да не кормил и не поил его. Но пришло время, когда ни Владимир, ни Русь не могут обойтиться без Ильи — наступал враг сильный. И сказал тогда Илья, что не вышел бы он для князя Владимира из погреба, а вышел он за родную землю русскую.
Илья Муромец не стремится к власти, когда черниговские мужики предлагают быть ему у них воеводой. Он также не горд и не кичится своим положением. Он храбр, смел и мужественен в бою. А вот перед глазами Ильи Муромца три пути-дороги. Он пренебрегает богатством, не хочет быть женатым и идет по третьей дороге, по которой кто-либо пойдет, то там и умрет. Там он и погибает (или должен погибнуть, как это водится в былинах).
Шли века за веками, но народ в своем устном творчестве донес до наших дней героический эпос, в котором Илья Муромец, любимец богатырь, борется со всеми врагами своего народа.