Бой с барсом является одной из кульминационных сцен поэмы “Мцыри”. Это последние испытание, которое встречает Мцыри.
Встреча с сильным хищником происходит в тот миг, когда Мцыри кажется сломленным. Он плачет, не стыдясь слез, которые никто не может увидеть в пустом диком лесу. Мцыри заблудился, он не знает дороги, он не знает куда идет и эта безнадежность положения героя оказывается очень важной для понимания смысла этой сцены.
Когда Мцыри погружается в пучину отчаяния, он вдруг встречает барса. Довольного, веселого хищника, грызущего сырую кость. Барс находится у себя дома, лес – его родные пенаты, где он почти всесилен. И тот же лес отнял у Мцыри надежду увидеть дом. Поэтому Мцыри встретив живое воплощение силы леса решает обязательно победить его, тем самым победив и самого себя, свои страхи и неуверенность, и наказав лес, который не пускает его домой.
И Мцыри снова обретает жажду жизни, жажду борьбы, в нем пробуждается надежда. Он уже не кажется сломленным, напротив, он полон сил и с грозным нетерпением ждет зверя, вооружившись только рогатым суком.
В этот момент эмоции Мцыри зашкаливают, он сам становится зверем. Он кричит и визжит от ярости. И решимость Мцыри перевешивает звериную силу барса. Он побеждает, но как сам признается:
Даже победа над барсом не помогла Мцыри найти верный путь. Он блуждал по кругу и вновь оказался у монастыря. Его победа оказалась напрасной.
Данная сцена занимает центральное место в анализе поэмы «Мцыри», написанной М. Ю. Лермонтовым.
На текстовом уровне сам эпизод выделен Лермонтовым в отдельную главку.
Эпизод построен на выраженном контрасте: два сильных героя противопоставлены друг другу по нескольким параметрам:
Ожидание. И Мцыри, и барс ожидают друг друга в ночи. Хотя барс – это животное, ему свойственны природные инстинкты в большей мере, нежели человеку, однако, Мцыри также как бы превращается в животное. Он также ждет, причем его поведение напоминает поведение животного. Об этом говорит характер его ожидания – он ждет затаившись.
Что касается барса, то он принял вызов, как и подобает любому, кто попадет в дикую природу.
Призыв барса сравнивается со стоном, что сразу намекает на исход битвы: раз барс стонет в самом начале поединка, значит, обязательно будет повержен.
Мцыри – это все же человек, его душа также взывает к барсу, но стон барса означал для него ожидание свободы.
Тема поединка в прямом и метафорическом смысле – универсальная лермонтовская находка для выражения актуальной мысли.
Метафоричность сцены боя. Сам бой символизирует собой сражение Мцыри с самим собой. Его характер – дикий, неукротимый, жаждущий свободы и счастья, преодоления всяких трудностей, – сродни повадкам барса. Победив барса, Мцыри победил себя. Тем самым он вырвался на свободу не только из монастырских стен в прямом значении, но и избавился от предрассудков, ведь как долго он готовился к побегу.
Получается, что Мцыри отрекся от Бога и верит теперь только в себя и в случай.
Эпилог сцены смертельного боя с барсом – это изученное явление в литературе. Однако в исследовании текста остается еще немало «белых пятен», к примеру, как через сцену боя транспонируется типичный образ романтического героя во всей литературе начала XIX века.
В данном отрывке очень четко передана динамичность боя Мцыри с барсом. Указанный отрывок имеет огромное значение для максимального раскрытия характера главного героя. При первой встрече с хищником Мцыри не испугался, как на его месте сделал бы другой человек. Он словно завороженный смотрел на дикого зверя, любуясь и восхищаясь его красотой. У него не было страха перед ним. Юноша видел в нем достойного соперника. Воина, такого же, как он сам.
Барс совсем молодой. Его поведение сродни ребенку. Он играет с костью, визжит от радости, в полной мере наслаждаясь процессом. Учуяв человека, добродушный зверь преобразился на глазах. Кость его больше не интересовала. Барс готов к нападению и цель у него одна победить.
Они бились за жизнь с полной самоотдачей, до последней капли крови. Мцыри сам от себя не ожидал, что ему удастся одержать верх над барсом, выйдя из смертельной схватки победителем. Он привык, что его все считают слабым, способным лишь молиться да поститься. Это было настоящее испытание для него, проверка сил, открытие новых возможностей. В момент победы произошло полное перерождение главного героя. Он был уже не беспомощный юноша, которого все оберегали. Он стал настоящим мужчиной, способным на поступки.
Мцыри наконец-то понял, что такое настоящая жизнь, наполненная эмоциями, чувствами, ранее ему незнакомыми. Монастырь не мог ему подарить подобных ощущений. Свобода далась ему дорогой ценой. Но эти дни, проведенные на воле, стали самыми счастливыми в его жизни, несмотря на трагичный финал. Пройдя через все трудности, достойно преодолев их, Мцыри наконец-то обрел свободу в душе и гармонию в сердце.
Бой с барсом является одной из кульминационных сцен поэмы “Мцыри”. Это последние испытание, которое встречает Мцыри.
Встреча с сильным хищником происходит в тот миг, когда Мцыри кажется сломленным. Он плачет, не стыдясь слез, которые никто не может увидеть в пустом диком лесу. Мцыри заблудился, он не знает дороги, он не знает куда идет и эта безнадежность положения героя оказывается очень важной для понимания смысла этой сцены.
Когда Мцыри погружается в пучину отчаяния, он вдруг встречает барса. Довольного, веселого хищника, грызущего сырую кость. Барс находится у себя дома, лес – его родные пенаты, где он почти всесилен. И тот же лес отнял у Мцыри надежду увидеть дом. Поэтому Мцыри встретив живое воплощение силы леса решает обязательно победить его, тем самым победив и самого себя, свои страхи и неуверенность, и наказав лес, который не пускает его домой.
И Мцыри снова обретает жажду жизни, жажду борьбы, в нем пробуждается надежда. Он уже не кажется сломленным, напротив, он полон сил и с грозным нетерпением ждет зверя, вооружившись только рогатым суком.
В этот момент эмоции Мцыри зашкаливают, он сам становится зверем. Он кричит и визжит от ярости. И решимость Мцыри перевешивает звериную силу барса. Он побеждает, но как сам признается:
Даже победа над барсом не помогла Мцыри найти верный путь. Он блуждал по кругу и вновь оказался у монастыря. Его победа оказалась напрасной.
Данная сцена занимает центральное место в анализе поэмы «Мцыри», написанной М. Ю. Лермонтовым.
На текстовом уровне сам эпизод выделен Лермонтовым в отдельную главку.
Эпизод построен на выраженном контрасте: два сильных героя противопоставлены друг другу по нескольким параметрам:
Ожидание. И Мцыри, и барс ожидают друг друга в ночи. Хотя барс – это животное, ему свойственны природные инстинкты в большей мере, нежели человеку, однако, Мцыри также как бы превращается в животное. Он также ждет, причем его поведение напоминает поведение животного. Об этом говорит характер его ожидания – он ждет затаившись.
Что касается барса, то он принял вызов, как и подобает любому, кто попадет в дикую природу.
Призыв барса сравнивается со стоном, что сразу намекает на исход битвы: раз барс стонет в самом начале поединка, значит, обязательно будет повержен.
Мцыри – это все же человек, его душа также взывает к барсу, но стон барса означал для него ожидание свободы.
Тема поединка в прямом и метафорическом смысле – универсальная лермонтовская находка для выражения актуальной мысли.
Метафоричность сцены боя. Сам бой символизирует собой сражение Мцыри с самим собой. Его характер – дикий, неукротимый, жаждущий свободы и счастья, преодоления всяких трудностей, – сродни повадкам барса. Победив барса, Мцыри победил себя. Тем самым он вырвался на свободу не только из монастырских стен в прямом значении, но и избавился от предрассудков, ведь как долго он готовился к побегу.
Получается, что Мцыри отрекся от Бога и верит теперь только в себя и в случай.
Эпилог сцены смертельного боя с барсом – это изученное явление в литературе. Однако в исследовании текста остается еще немало «белых пятен», к примеру, как через сцену боя транспонируется типичный образ романтического героя во всей литературе начала XIX века.
В данном отрывке очень четко передана динамичность боя Мцыри с барсом. Указанный отрывок имеет огромное значение для максимального раскрытия характера главного героя. При первой встрече с хищником Мцыри не испугался, как на его месте сделал бы другой человек. Он словно завороженный смотрел на дикого зверя, любуясь и восхищаясь его красотой. У него не было страха перед ним. Юноша видел в нем достойного соперника. Воина, такого же, как он сам.
Барс совсем молодой. Его поведение сродни ребенку. Он играет с костью, визжит от радости, в полной мере наслаждаясь процессом. Учуяв человека, добродушный зверь преобразился на глазах. Кость его больше не интересовала. Барс готов к нападению и цель у него одна победить.
Они бились за жизнь с полной самоотдачей, до последней капли крови. Мцыри сам от себя не ожидал, что ему удастся одержать верх над барсом, выйдя из смертельной схватки победителем. Он привык, что его все считают слабым, способным лишь молиться да поститься. Это было настоящее испытание для него, проверка сил, открытие новых возможностей. В момент победы произошло полное перерождение главного героя. Он был уже не беспомощный юноша, которого все оберегали. Он стал настоящим мужчиной, способным на поступки.
Мцыри наконец-то понял, что такое настоящая жизнь, наполненная эмоциями, чувствами, ранее ему незнакомыми. Монастырь не мог ему подарить подобных ощущений. Свобода далась ему дорогой ценой. Но эти дни, проведенные на воле, стали самыми счастливыми в его жизни, несмотря на трагичный финал. Пройдя через все трудности, достойно преодолев их, Мцыри наконец-то обрел свободу в душе и гармонию в сердце.