Сочинение на тему борьба катерины за свои человеческие права

12 вариантов

  1. Борьба личности за право быть свободной, за право жить и любить (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»).
    В драме «Гроза» Островский показывает борьбу нового прогрессивного строя со старыми порядками. В пьесе только Катерина открыто протестует против «Темного царства». У других героев это протест смирения.
    Образ Катерины – наиболее сложный из всех образов «Грозы». Островский показывает девушку, как героическую натуру, которая борется против устоев «Темного царства».
    У Катерины сильный и цельный характер. Девушка терпит неволю до поры до времени. «А уж коли очень мне здесь опостынет, – говорит она, – так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!». Это человек, который имеет открытый и честный характер.
    Проснувшаяся любовь – это смысл жизни Катерины, но она любила не так, как другие жертвы «Темного царства». Ради своей любви девушка готова на все. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» – говорит она Борису о своем чувстве. Во имя свободной любви Катерина вступает в неравную борьбу не только с окружающей средой, но и с собой.
    Катерина любит свободу. «Я жила ни о чем не тужила, точно птичка на воле», – вспоминает она жизнь в родительском доме. Но свободная птица попала в клетку и не может снова жить на воле. Однако самодурная сила не согнула ее, не заставила идти на подлость и лицемерие, но девушка отравлена религиозными предрассудками. Эти предрассудки заставляют молодую женщину воспринимать любовь как наваждение, соблазн. Если бы пьеса окончилась покаянием Катерины, то победили бы темные силы. И все же молодая женщина побеждает внешние силы, сковывающие ее свободу, и темные представления, сковывающие ее разум и волю. Кончая жизнь самоубийством, Катерина таким образом протестует против взглядов Кабанихи. Совершая страшный грех, она думает о своей любви. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» – вот ее последние слова.
    Своей гибелью Катерина пробудила протест против «Темного царства» даже у забитого Тихона. «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…!» – кричит Тихон. Кулигин же протестует открыто: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее хздесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
    Решимость Катерины, сила ее характера вызывают уважение. Уход из жизни – это единственный вид протеста, который могла избрать молодая женщина. Ненавидя деспотизм, Катерина не захотела жить на коленях. В этом поступке и сказалась огромная воля ее характера.

  2. В основу пьесы А. Н. Островского “Гроза” положен конфликт “темного царства” и светлого начала, представленного автором в образе Катерины Кабановой. Гроза — это символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагичной любви, и то же время — воплощение бремени страха, под игом которого живут люди.
    В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых и “старших”. “Темное царство” — это зловещая среда бессердечности и тупого, рабского преклонения перед старыми порядками. Царству покорности и слепого страха противостоят силы разума, здравого смысла, просвещения, представленные Кулигиным, а также чистая душа Катерины, которая, пусть и бессознательно, искренностью и цельностью своей натуры этому миру враждебна.
    Детство и юность Катерины прошли в купеческой среде, но дома ее окружали ласка, любовь матери, взаимоуважение в семье. Как она сама говорит, “… жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”.
    Отданная замуж за Тихона, она очутилась в зловещей среде бессердечности и тупого, рабского преклонения перед могуществом старых, давно прогнивших порядков, за которые так жадно хватаются “самодуры русской жизни”. Кабанова тщетно пытается внушить Катерине свои деспотические законы, составляющие, по ее мнению, основу домашнего благополучия и прочность семейных уз: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, исполнительность и уважение к старшим. Так воспитан ее сын.
    Кабанова и из Катерины намеревалась слепить нечто подобное тому, во что превратила она свое чадо. Но мы видим, что для молодой женщины, очутившейся в доме свекрови, такая участь исключается. Диалоги с Кабанихой показывают, что “натура Катерины не примет низменных чувств”. В доме мужа ее окружает атмосфера жестокости, унижения, подозрительности. Она пытается отстаивать свое право на уважение, не хочет никому угождать, хочет любить и быть любимой. Катерина одинока, ей не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности распознать внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется единственным, кто решится увезти ее из “темного царства” в сказочный мир.
    Катерина религиозна, но ее искренность в вере отличается от религиозности свекрови, для которой вера лишь орудие, позволяющее ей держать в страхе и повиновении окружающих. Катерина же воспринимала церковь, иконопись, христианское песнопение как встречу с чем-то таинственным, прекрасным, уносящим ее далеко от мрачного мира Кабановых. Катерина, как человек верующий, старается не обращать особого внимания на поучения Кабановой. Но это до поры до времени. Терпению даже самого терпеливого человека всегда приходит конец. Катерина же “терпит до тех пор… пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною”. Для героини этим “требованием ее натуры” стало стремление к личной свободе. Жить, не прислушиваясь к глупым советам со стороны всяких кабановых и прочих, думать так, как думается, разбираться во всем самостоятельно, без всяких посторонних и никчемных увещеваний, — вот то, что для Катерины имеет наибольшую важность. Вот то, что она никому не позволит топтать. Ее личная свобода — это самая дорогая ценность. Даже жизнь Катерина ценит гораздо меньше.
    Героиня поначалу смирилась, надеясь обнаружить хоть какое-то сочувствие, понимание со стороны окружающих. Но это оказалось невозможным. Даже сны Катерине стали сниться какие-то “грешные”; будто мчится она тройке резвых лошадей, упоенная счастьем, рядом с любимым человеком… Катерина протестует против соблазнительных видений, но человеческая природа отстояла свои права. В героине проснулась женщина. Желание любить и быть любимой нарастает с неумолимой силой. И это вполне естественное стремление. Ведь Катерине всего 16 лет — самый расцвет молодых, искренних чувств. Но она сомневается, размышляет, и все мысли ее таят в себе панический страх. Героиня ищет объяснение своим чувствам, в душе желает оправдаться перед мужем, пытается отторгнуть от себя смутные желания. Но действительность, реальное положение вещей вернули Катерину самой себе: “Перед кем я притворяюсь-то…”
    Самая важная черта характера Катерины — честность перед собой, мужем и другими людьми; нежелание жить во лжи. Она говорит Варваре: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена, когда Катерина признается мужу в измене.
    Ее самая большая ценность — свобода души. Катерина, привыкшая жить, по ее признанию в разговоре с Варварой, “точно птичка на воле”, тяготится тем, что в доме Кабановой все исходит “будто из-под неволи!”. А раньше было иначе. День начинался и кончался молитвой, а остальное время занимали прогулки по саду. Ее молодость овеяна таинственными, светлыми снами: ангелы, золотые храмы, райские сады — может ли все это сниться обыкновенному земному грешнику? А Катерине снились именно такие загадочные сны. Это свидетельствует о незаурядности натуры героини. Нежелание принять мораль “темного царства”, способность сохранить чистоту своей души — свидетельство силы и цельности характера героини. Она сама о себе говорит: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь”.
    С таким характером не могла Катерина после измены Тихону оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и нравоучения Кабанихи, потерять свободу. Ей трудно находиться там, где ее не понимают и унижают. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше…” Она действует по первому зову сердца, по первому душевному порыву. И в этом, выходит, ее беда. Такие люди не приспособлены к жизненным реалиям, и все время чувствуют, что они лишние. Их духовная и моральная сила, которая способна противостоять и бороться, никогда не иссякнет. Добролюбов справедливо отметил, что “самый сильный протест бывает тот, который поднимается … из груди самых слабых и терпеливых”.
    И Катерина, сама того не сознавая, бросила вызов самодурной силе: правда, он привел ее к трагическим последствиям. Героиня погибает, отстаивая независимость своего мира. Она не хочет становиться обманщицей и притворщицей. Любовь к Борису лишает характер Катерины цельности. Она изменяет не мужу, а себе самой, поэтому ее суд над собой так жесток. Но, умирая, героиня спасает свою душу и обретает желанную свободу.
    Смерть Катерины в финале пьесы закономерна — для нее нет иного выхода. Она не может присоединиться к тем, кто исповедует принципы “темного царства”, стать одним из его представителей, так как это означало бы уничтожить в себе, в собственной душе все самое светлое и чистое; не может смириться с положением зависимой, примкнуть к “жертвам” “темного царства” — жить по принципу “лишь бы все шито да крыто было”. С такой жизнью Катерина решает расстаться. “Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!” — говорит Кулигин Кабановой после трагической гибели героини, подчеркивая, что Катерина обрела желанную, выстраданную свободу.
    Таким образом А. Н. Островский показал протест ханжеству, лжи, пошлости и лицемерию окружающего мира. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом.

  3. Трагедия главной героини случается на глазах у жителей Калинова. Она признается публично в измене мужу, она сводит счеты с жизнью у всех на виду.
    Островский показывает нам Катерину, как очень чуткую натуру с богатым внутренним миром. На страницах произведения мы видим главную героиню в различных эмоциональных состояниях. Она, то грустить, то радуется, то тоскует, то находится в смятении чувств, то в порыве страсти. Катерина словно возрождается, влюбляясь в Бориса. Конечно же, она пытается гнать от себя любовные мысли, она не готова предать своего мужа, но потом признается сама себе, что образ Бориса постоянно находится перед ее глазами. В конечном итоге, главная героиня остается верна своим принципам. Она продолжает терпеть издевательства Кабанихи.
    В сцене прощания с Тихоном, Катерине снова пришлось испытать силу своего терпения. Девушка была обижена отношением своего мужа, ведь в его речах были слышны слова его матери. В этот момент Катерина почувствовала, что произойдет непоправимое после отъезда Тихона.
    В эпизоде с ключом девушка пытается разобраться в своих чувствах. Но понимает, что себя не обмануть. В этом мы видим всю силу характера Катерины. Она не хочет и не может притворяться, быть не честной с собой. Девушка сетует на горечь своего положения. Именно оно и подтолкнуло Катерину на решительные действия. Главная героиня принимает окончательное решение быть с Борисом, а последствия ее уже не волнуют.
    Находясь у калитки в сад, Катерина все еще сомневается в правильности своего поступка, но потом идет по зову своего сердца.
    Главная героиня не испугалась общественной молвы. Она публично заявила о своей измене мужу. Катерина понимала всю греховность своего поступка, но готова была переступить через свои принципы и быть с любимым человеком.
    В финале пьесы Катерина погибает. Ее поступок можно оценивать по-разному. Она не смогла реализовать свою мечту – быть с любимым человеком, но смогла показать всю трагедию «темного царства», что погубило ее.
    Катерина смогла предать свои принципы ради любви. Для нас она никогда не будет падшей женщиной. Мы запомним ее как человека, который боролся за свою мечту пусть даже таким образом.

  4. Кабанова — грузная, тяжёлого характера женщина. Кабанова неслучайно носит имя Марфа – «госпожа, хозяйка дома»: она действительно держит дом полностью в своих руках, все домочадцы вынуждены ей подчиняться. В Новом Завете Марфа – сестра Марии и Лазаря, в доме которых останавливался Христос. Когда Христос приходит к ним, обе сестры старались оказать почтение высокому Гостю. Марфа, отличавшаяся живым и деятельным нравом, сразу начала заботиться о приготовлении угощения. Её сестра Мария, человек тихий и созерцательный, в глубоком смирении села у ног Спасителя и слушала Его слова. Различный характер сестер – практической Марфы и созерцательной Марии – стали символом различных установок в жизни христиан. Эти две установки можно увидеть и в пьесе Островского: Кабаниха воспринимает в основном формальную сторону патриархального мира, сложившегося веками жизненного уклада, поэтому она так старается сохранить давно отжившие обычаи, смысла которых она уже не понимает. Катерина же, подобно Марии, воплощает иной подход к жизни: она видит поэтичность патриархального мира, неслучайно в ее монологе воссоздаются идеальные патриархальные отношения, основанные на взаимной любви: «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, – у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!» Разница Кабанихи и Катерины во взглядах на жизнь отчетливо проявляется в сцене отъезда Тихона.

  5. А. Н. Островский — драматург, с именем которого связано появление подлинно русского национального театра, автор многочисленных, разнообразных в жанровом отношении пьес. В художественно 1 правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник перед нами проходят представители самых разных сословий, люди различных профессий, происхождения, воспитания.
    Быт, нравы, характеры мещан, дворян, чиновников, купцов — от «очень важных господ», богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных — с удивительной широтой отражены в его творчестве. Пьесы написаны не равнодушным бытописателем, а гневным обличителем мира «темного царства», где ради наживы человек способен на все, где старшие властвуют над младшими, богатые — над бедными, где государственная власть, церковь и общество всячески поддерживают веками сложившиеся жестокие нравы. Об этом — пьеса Островского «Гроза», которая по праву считается одним из шедевров русской реалистической драматургии и которую сам автор оценивал как большую творческую удачу.
    В «Грозе» изображены не только мертвящие условия темного царства, но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение в пьесе естественно слилось с утверждением растущих в жизни новых сил — положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Чувства недовольства и стихийного возмущения выразились в пьесе в решительном протесте Катерины Кабановой. Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении. Противоборство обостряется и усугубляется в душе Катерины: мучительно сталкиваются темный предрассудок и поэтическое озарение, самоотверженная отвага и отчаяние, безоглядная любовь и неуступчивая совесть.
    В образе Катерины Островский нарисовал новый тип русской женщины — самобытной, самоотверженной, решительностью своего протеста предвещавшей наступление конца «темного царства». Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. На слова Варвары: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена» Катерина отвечает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу жить здесь, так не стану, хоть ты меня режь!» У Катерины — открытый характер, сильный и свободолюбивый. Ей присущи смелость и прямота: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживешь.
    По своему душевному настрою Катерина — «вольная птица». «…Отчего люди не летают? — обращается она к Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Потому и проснувшееся чувство для Катерины сливается с, тоской по воле, с мечтой о настоящей, человеческой жизни. Она любит не так, как робкие жертвы «темного царства». Катерина отдается любви до конца, ничего не требуя взамен и ничего не желая скрывать. На слова Бориса: «Никто и не узнает про нашу любовь…» Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» И во имя этой свободной, не знающей границ любви она вступает в неравный бой с силами «темного царства» и погибает.
    Кто же виноват в ее смерти? Чем является самоубийство Катерины — ее нравственной победой над «темным царством», где властвуют грубость, насилие, невежество и безразличие к окружающим, или трагическим поражением? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к такому финалу. Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского — один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой — ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон. «Ах, Варя, — жалуется она, — грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю? »
    Если не умом, то сердцем ощутила Катерина неотвратимую правоту иных законов — свободы, любви, человечности. Эти законы жестоко нарушены, не героиней, а по отношению к ней: ее отдали замуж за нелюбимого, ее предает муж ради пьяного разгула, неотступно тиранит свекровь, ее вынуждают жить в неволе. Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, Катерина думает не о спасении своей души, а о любви, которая ей открылась: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. В ее сердце исчезает страх, она чувствует себя готовой предстать перед нравственным судом. Ведь в народе говорят: «Смерть по грехам страшна».
    Если Катерина не боится, значит, ее грехи искуплены. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней. В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы…» —восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал. Он впервые решается на протест против удушающих устоев своей семьи:
    * «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
    Таким образом, гроза, приближение которой чувствовалось на протяжении всей пьесы, разразилась в финале. И гроза эта — не просто явление природы, это — потрясение всех существующих устоев, символ свободы. Это дало критику Добролюбову повод назвать Катерину «русским, сильным характером», национальным «светлым лучом в темном царстве», имея в виду действенное выражение в героине непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его общенародное значение, критик писал, что образ Катерины представляет «художественное соединение народных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи ». По его мнению, Катерина отразила в своих чувствах и поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных, сковывающих условий темного царства.
    Цельность, решительность характера Катерины, ее «русской живой натуры» выразилась в том, что она отказалась подчиняться распорядкам дома Кабанихи с его «насильственными, мертвящими началами» и предпочла смерть жизни в неволе. Она, по словам Добролюбова, «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…». И это решение Катерины было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости.

  6. Драма «Гроза», опубликованная в 1860 г., явилась своеобразным итогом творческих достижений Островского. В ней более отчетливо раскрылась и его сатирическая мощь, и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.
    В пьесе «Гроза» драматург изобразил не только мертвящие условия «темного царства», но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение естественно слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права.
    Чувства недовольства и стихийного возмущения выразились в решительном протесте главной героини пьесы – Катерины Кабановой. Но протест Катерины перерастает в душевную драму. Замуж она вышла не по любви, ее выдали за Тихона Кабанова только потому, что у его маменьки имелся капитал. Да, Катерина, будучи сильной и цельной натурой, и не смогла бы полюбить такого человека, безвольного, слабого, не имеющего своего мнения, во всем слушающегося только своей маменьки. И когда на пути Катерины встречается Борис, то в ее душе сталкивается два разновеликих и равнозаконных побуждения. С одной стороны, отказаться от любви, оставшись несчастной на всю жизнь, с другой стороны, последовать естественному влечению своего сердца и стать преступницей в собственных глазах (не говоря уже об общественности).
    В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ведь до замужества она «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». Поэтому ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине нужно слишком много. Но судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости. Борис едва ли лучше Тихона по своей бесхарактерности, по своему безволию. Тихон по-настоящему любит Катерину и готов простить ей любые обиды, а Борис, несмотря на свою любовь к Катерине, не задумывается о будущем, не собирается ничего менять. Он живет одним днем, ему сегодня хорошо – и этого вполне хватает для счастья. Более того, Борис не хочет предавать огласке свои отношения с Катериной, он боится, что об их любви узнают. Остается удивляться, почему Катерина полюбила этого человека, к тому же в отличие от робкого Бориса она не желает скрывать свою любовь: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?». Островский противопоставляет высокий любовный полет Катерины бескрылому увлечению Бориса.
    Этот контраст наиболее очевиден в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: «Еще кабы с ним жить, может быть радость бы какую-нибудь я и видела». «Кабы», «может быть», «какую-нибудь»… слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о себе. Это Катерина просит прощения у любимого за причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое прийти не может: «Кто ж знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!». Но разве не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!… Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите…» а сама Катерина разве не об этом говорила Борису? Увы, герой ничего этого просто не услышал. Дело в том, что душевная культура просвещенного Бориса совершенно лишена нравственного «приданого». Калинов для него – трущоба, здесь он чужой человек. У него не хватает смелости даже дослушать Катерину: «Не застали бы нас здесь!». Не такая любовь нужна Катерине.
    Катерина равно героична как в страстном, безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом покаянии. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться». В народе говорят: «Смерть по грехам страшна». И если Катерина смерти не боится, то ее грехи искуплены.
    Добролюбов считал образ Катерины близким «к положению к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе».
    ?

  7. 30
    Катерина в борьбе за свои человеческие права в пьесе «Гроза».
    Уметь, работая с текстом, составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа
    Совершенствование ЗУН.
    Исследовательская работа
    подготовить сжатый пересказ.
    Готовиться к сочинению.
    31
    Лексические средства вырази-
    тельности
    Знать:понятие метафора уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    32
    Обличие «хозяев жизни» в драме А.Н.Островского «Гроза».
    Уметь давать характеристику персонажей пьесы
    Совершенствование ЗУН.
    Исследовательская работа
    1. Подготовиться к сочинению.
    33
    Сочинение по пьесе А.Н.Островского «Гроза».
    Уметь писать сочинение на литературную тему, осмыслить, определить ее границы, полно раскрыть, обнаружить правильность речевого оформления и степень усвоения материала
    Систематизация ЗУН.
    Сочинение
    1. Оформить сочинение в тетради.
    34
    Зачет
    Уметь:применять полученные ЗУН на практике
    Контроль ЗУН
    Анализ текста
    35
    Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова.
    Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии
    Изучение нового материала.
    Урок-лекция, беседа.
    Прочитать перые 2 главы романа.
    Сделать сообщения на темы:
    36
    Образ главного героя. Понятие «обломовщина». По роману Гончарова «Обломов».
    Уметь: давать характеристику Обломову, видеть сложность и противоречивость его образа, роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа
    1.Прочитать 2 гл.
    1.Ответить на вопросы.
    37
    Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов».
    Уметь составлять сравнительную характеристику Обломова и Штольца, Обломова и Ольги Ильинской,
    1. Подготовиться к зачёту..
    38
    Лексические средства вырази-
    тельности
    Знать:понятие метонимия уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    39
    Художественное мастерство Гончарова в романе.
    Уметь раскрыть роль ИВС
    Подготовиться к сочинению.
    40
    Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов».
    Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить
    Ознакомиться со вступ. Ст на стр.271, читать «Отцы и дети»
    41
    Лексические средства вырази-
    тельности
    Знать:понятие синекдоха уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    42
    И.С.Тургенев. Этапы биографии и творчества.
    Знать о личности и судьбе Тургенева. Его творчестве, эстетических и этических принципах, глубоком психологизме его произведений. Уметь делать индивидуальные сообщения
    Изучение нового материала.
    Урок-лекция, беседа.
    Родственные корни Тургенева
    Читать роман «Отцы и дети».
    43
    Лексические средства вырази-
    тельности
    Знать:понятие антономазия уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    44
    Творческая история. Эпоха и роман «Отцы и дети».
    Знать, как отражены в романе политическая борьба 60-х годов, положение пореформенной России; смысл названия романа. Нравственную и философскую проблематику романа. Уметь выявлять нравственную и философскую проблематику романа в работе с текстом.
    Изучение нового материала.
    Урок-лекция, беседа.
    заполнить таблицу
    сообщения на темы
    45
    Взаимоотношения Базарова с Н.П. и П.П.Кирсановыми по роману Тургенева «Отцы и дети»
    Уметь выявлять общественные, нравственные, культурные, духовные ориентиры Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия, выполняя проблемные задания по тексту
    Совершенствование ЗУН.
    Исследовательская работа
    дать характеристику Одинцовой
    сообщения на темы
    46
    Базаров и Одинцова по роману Тургенева «Отцы и дети»
    Уметь, анализируя текст, видеть авторский замысел о Базарове как натуре могучей, незаурядной, но ограниченной естественнонаучными рамками, отрицающей любовь, искусство, философию, религию
    Совершенствование ЗУН.
    Исследовательская работа
    Сообщения на темы
    47
    Лексические средства вырази-
    тельности
    Знать:понятие олицетворение, персонификация уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    48
    Базаров и его родители по роману Тургенева «Отцы и дети»
    Посмотреть в словаре значение слова «нигилизм»
    49
    Нигилизм и его последствия по роману Тургенева «Отцы и дети»
    Сделать сообщение на тему «Е.Базаров»
    50
    Образ Е.Базарова по роману Тургенева «Отцы и дети»
    Уметь видеть, работая с текстом, как автор заставляет героя пройти второй круг испытаний, повторяя прежний маршрут: Марьино-Никольское – родной дом, эволюцию и трагизм личности Базарова, тайный психологизм
    Совершенствование ЗУН.
    Исследовательская работа
    готовиться к сочинению
    читать повесть «Первая любовь»
    51
    И.С.Тургенев. «Первая любовь»
    Изучение нового материала
    беседа
    Подготовиться к итоговому уроку
    52
    Итоговый урок по творчеству И.С.Тургенева
    Подготовиться к сочинению
    53
    Зачёт
    Уметь:применять полученные ЗУН на практике
    Контроль ЗУН
    Анализ текста
    54
    Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
    Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно оформить текст
    Развитие речи.
    Письменная работа
    Читать «Что делать?»
    55
    56
    Н.Г.Чернышевский. «Что делать?»
    Знать понятия нравственно-психологический и общественно-психологический роман
    Изучение нового материала.
    Урок-лекция, беседа.
    Ознакомиться с биографией Некрасова, подготовить сообщения
    57
    Лексические средства вырази-
    тельности
    Знать:понятие аллегория уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    58
    Н.А.Некрасов. Биография и творчество
    Знать биографию Некрасова, своеобразие художественного таланта. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии
    Изучение нового материала.
    Урок-лекция, беседа.
    59
    Лексические средства вырази-
    тельности
    Знать:понятие гипербола, литота уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    60
    Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова
    Знать основные мотивы лирики, новаторство, трехсложные размеры стиха. Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы
    Изучение нового материала.
    Выступления учащихся
    61
    Душа народа русского в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
    Знать историю создания поэмы, о проблеме нравственного идеала счастья, нравственного долга, греха, покаяния в поэме. Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней, выявлять лучшие черты русского национального характера в образе Матрены Тимофеевны, роль фольклора в характеристике героини, характеризовать образ Гриши Добросклонова как народного заступника
    Изучение нового материала.
    Урок-лекция, беседа.
    62
    Народ в споре о счастье в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
    Комбинированный
    63
    Идейный смысл рассказов о грешниках в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
    Комбинированный
    64
    Народ и Гриша Добросклонов в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Комбинированный
    65
    Письменная работа по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Развитие речи.
    Письменная работа
    66
    Лексические средства вырази-
    тельности
    Знать:понятие оксюморон уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    67
    Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева
    Знать о романтической литературе второй половины 19 в., ее представителях. Об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об ИВС их произведений; о философском характере лирики Тютчева. Уметь анализировать стихотворение в единстве формы и содержания, определять авторский стиль
    Изучение нового материала.
    Урок-лекция, беседа.
    68
    Основные темы и идеи лирики Тютчева. Лирика природы
    Комбинированный
    69
    Любовная лирика Тютчева
    Комбинированный
    70
    Философская лирика Тютчева
    Комбинированный
    71
    Лексические средства вырази-
    тельности
    Знать:понятие перифраз уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    72
    Этапы биографии и творчества А.А.Фета
    Знать о глубоком психологизме лирики Фета и Толстого, об ИВС их произведений. Уметь анализировать стихотворения
    Изучение нового материала.
    Урок-лекция, беседа.
    73
    Основные мотивы творчества Фета
    Изучение нового материала.
    Урок-лекция, беседа.
    74
    Лирика Фета
    Комбинированный
    75
    Лирика А.Толстого
    Комбинированный
    76
    Лексические средства вырази-
    тельности
    Знать:понятие ирония уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    77
    Н.С.Лесков. «Однодум»
    Знать особенности творчества, уметь объяснять смысл названия повести, определять элементы композиции, жанра
    Изучение нового материала.
    Урок-лекция, беседа.
    78
    Н.С.Лесков. «Кадетский монастырь»
    79
    Биография и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина
    Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта, особенностях сатиры автора. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии
    Изучение нового материала.
    Урок-лекция, беседа.
    80
    зачёт
    Уметь:применять полученные ЗУН на практике
    Контроль ЗУН
    Анализ текста
    81
    «История одного города» как сатирическое произведение
    Уметь в процессе анализа определять особенности жанра, композиции. проблематику произведения. Роль художественных средств (гротеск, фантастика, иносказание) в раскрытии его идейного содержания
    Изучение нового материала.
    82
    Синтаксические средства выразительности
    Знать:понятие антитеза уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    83
    Этапы биографии и творчества Ф.М.Достоевского
    Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта: авантюрность сюжета, психологизм. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии
    Изучение нового материала.
    Урок-лекция, беседа.
    84
    Роман «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
    Знать историю создания , тематику. Проблематику, идейное содержание, композицию романа. Уметь видеть в тексте романа художественные приемы создания образов
    Изучение нового материала.
    85
    «Потрясённый, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорблённых
    Уметь выявлять в процессе анализа место Раскольникова в системе образов романа, проследить, как в столкновениях с героями Раскольников обнаруживает крушение своей теории, всю ее безнравственность, борьбу добра и зла в душе главного героя,
    Комбинированный
    86
    Преступление Раскольникова и его теория «сильной личности» в романе Достоевского «Преступление и наказание»
    Комбинированный
    87
    Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой
    Комбинированный
    88
    Воскрешение человека в Раскольникове через любовь и веру в бога в романе Достоевского «Преступление и наказание»
    Комбинированный
    89
    Итоговый урок по творчеству Ф.М.Достоевского
    Систематизация ЗУН
    90
    Синтаксические средства выразительности
    Знать:понятие инверсия уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    91
    Письменная работа по роману Достоевского «Преступление и наказание»
    Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно оформить текст
    Развитие речи.
    Письменная работа
    92
    Синтаксические средства выразительности
    Знать:понятие градация, зевгма уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    93
    По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель
    Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии
    Изучение нового материала.
    Урок-лекция, беседа.
    94
    95
    «Война и мир» – роман-эпопея. Проблематика, образы, жанр
    Знать историю создания романа и смысл названия, уметь формулировать тему, идею, проблематику
    Изучение нового материала.
    96
    Синтаксические средства выразительности
    Знать:понятие повтор уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    97
    Эпизод «Вечер в салоне Шерер» по роману Л.Толстого «Война и мир»
    Уметь видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя, делать сравнительную характеристику семей Ростовых, Болконских, Курагиных.
    Совершенствование ЗУН.
    Исследовательская работа
    98
    Именины у Ростовых. Лысые горы по роману Л.Толстого «Война и мир»
    Комбинированный
    99
    Изображение войны 1805-1807 г. по роману Л.Толстого «Война и мир»
    Комбинированный
    100
    Зачёт
    Уметь:применять полученные ЗУН на практике
    Контроль ЗУН
    Анализ текста
    101
    Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского
    Уметь характеризовать путь нравственных исканий А.Болконского и П.Безухова, выявлять, средства характеристики персонажей.
    Комбинированный
    102
    Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа
    Комбинированный
    103
    Синтаксические средства выразительности
    Знать:понятие анафора, эпифора, симплока, анадиплозис уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    104
    Отечественная война 1812 г. по роману Л.Толстого «Война и мир»
    Комбинированный
    105
    Кутузов и Наполеон в роману Л.Толстого «Война и мир»
    Уметь видеть роль антитезы в изображении истинного патриотизма. Подлинного величия Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона. Делать сравнительную характеристику героев
    Совершенствование ЗУН.
    Исследовательская работа
    106
    107
    Партизанская война в романе «Война и мир»
    «Мысль народная» в романе Л.Толстого «Война и мир»
    Уметь видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чем видит Толстой величие русского народа, понимать, что образы Т.Щербатого и П.Каратаева – воплощение противоположных сторон рус.национ.характера
    Комбинированный
    Комбинированный
    108
    Синтаксические средства выразительности
    Знать:понятие многосоюзие, бессоюзие уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    109
    Женские образы по роману Л.Толстого «Война и мир»
    Уметь характеризовать путь нравственных исканий женских образов, выявлять средства характеристики персонажей, видеть прием «диалектики души» в изображении героинь
    Комбинированный
    110
    Семья в романе «Война и мир»
    Комбинированный
    111
    Итоговый урок по роману Л.Толстого «Война и мир»
    Комбинированный
    112
    Зачёт
    Уметь:применять полученные ЗУН на практике
    Контроль ЗУН
    Анализ текста
    113
    Письменная работа по роману Л.Толстого «Война и мир»
    Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно оформить текст
    Развитие речи.
    Письменная работа
    114
    Этапы биографии и творчества А.П.Чехова
    Знать биографию писателя, своеобразие художественного таланта. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии
    Изучение нового материала.
    Урок-лекция, беседа.
    115
    Синтаксические средства выразительности
    Знать:понятие эллипсис, умолчание уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    116
    Рассказ А.П.Чехова «Студент»
    Изучение нового материала.
    117
    А.П.Чехов. «Ионыч»
    118
    Синтаксические средства выразительности
    Знать:понятие риторическое восклицание, вопрос, обращение, вопросно-ответное единство уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    119
    История создания пьесы «Вишнёвый сад»
    Знать историю создания пьесы. Уметь определять жанровое своеобразие, основной конфликт (внешний, внутренний), принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей. Видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время
    Изучение нового материала.
    Комментированное чтение
    120
    «Подводное течение» в пьесе. Особенности чеховского диалога
    Изучение нового материала.
    121
    122
    Система образов и главный образ пьесы «Вишнёвый сад» А.П.Чехова
    Комбинированный
    123
    Итоговый урок по творчеству А.П.Чехова
    Комбинированный
    124
    Синтаксические средства выразительности
    Знать:понятие синтаксический параллелизм уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    125
    Письменная работа по творчеству А.П.Чехова
    Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно и грамотно оформить текст
    Развитие речи
    Письменная работа
    126
    Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»
    Изучение нового материала.
    127
    128
    Трагедия В.Шекспира «Гамлет»
    Изучение нового материала.
    129
    Синтаксические средства выразительности
    Знать:понятие парцелляция, именительный представления уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    130
    Поэма Байрона «Корсар»
    Изучение нового материала.
    131
    Синтаксические средства выразительности
    Знать:понятие период уметь:находить в тексте
    Совершенствование ЗУН
    Комбинированный
    Анализ текста
    132
    133
    Трагедия И.С.Гёте «Фауст»
    Осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть добро и зло, жизнь и судьба
    Изучение нового материала.
    134
    135
    Зачёт
    Уметь:применять полученные ЗУН на практике
    Контроль ЗУН
    Анализ текста
    136
    137
    Повесть Оноре де Бальзака «Евгения Гранде». Изображение губительной силы и власти денег
    Уметь видеть в повести общечеловеческие проблемы; закрепить и углубить представление о композиции и литературном характере
    Изучение нового материала.
    138
    Мировое значение литературы 19 века
    Знать основных писателей и их произведения, опред.их роль в мировой культуре
    Совершенствование ЗУН.
    Исследовательская работа
    139-140
    Урок-викторина
    Урок -концерт
    Систематизировать полученные знания
    Систематизация ЗУН

  8. А. Н. Островский — драматург, с именем которого связано появление подлинно русского национального театра, автор многочисленных, разнообразных в жанровом отношении пьес. В художественно 1 правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник перед нами проходят представители самых разных сословий, люди различных профессий, происхождения, воспитания.
    Быт, нравы, характеры мещан, дворян, чиновников, купцов — от «очень важных господ», богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных — с удивительной широтой отражены в его творчестве. Пьесы написаны не равнодушным бытописателем, а гневным обличителем мира «темного царства», где ради наживы человек способен на все, где старшие властвуют над младшими, богатые — над бедными, где государственная власть, церковь и общество всячески поддерживают веками сложившиеся жестокие нравы. Об этом — пьеса Островского «Гроза», которая по праву считается одним из шедевров русской реалистической драматургии и которую сам автор оценивал как большую творческую удачу.
    В «Грозе» изображены не только мертвящие условия темного царства, но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение в пьесе естественно слилось с утверждением растущих в жизни новых сил — положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Чувства недовольства и стихийного возмущения выразились в пьесе в решительном протесте Катерины Кабановой. Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении. Противоборство обостряется и усугубляется в душе Катерины: мучительно сталкиваются темный предрассудок и поэтическое озарение, самоотверженная отвага и отчаяние, безоглядная любовь и неуступчивая совесть.
    В образе Катерины Островский нарисовал новый тип русской женщины — самобытной, самоотверженной, решительностью своего протеста предвещавшей наступление конца «темного царства». Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. На слова Варвары: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена» Катерина отвечает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу жить здесь, так не стану, хоть ты меня режь!» У Катерины — открытый характер, сильный и свободолюбивый. Ей присущи смелость и прямота: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживешь.
    По своему душевному настрою Катерина — «вольная птица». «…Отчего люди не летают? — обращается она к Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Потому и проснувшееся чувство для Катерины сливается с, тоской по воле, с мечтой о настоящей, человеческой жизни. Она любит не так, как робкие жертвы «темного царства». Катерина отдается любви до конца, ничего не требуя взамен и ничего не желая скрывать. На слова Бориса: «Никто и не узнает про нашу любовь…» Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» И во имя этой свободной, не знающей границ любви она вступает в неравный бой с силами «темного царства» и погибает.
    Кто же виноват в ее смерти? Чем является самоубийство Катерины — ее нравственной победой над «темным царством», где властвуют грубость, насилие, невежество и безразличие к окружающим, или трагическим поражением? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к такому финалу. Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского — один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой — ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон. «Ах, Варя, — жалуется она, — грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю? »
    Если не умом, то сердцем ощутила Катерина неотвратимую правоту иных законов — свободы, любви, человечности. Эти законы жестоко нарушены, не героиней, а по отношению к ней: ее отдали замуж за нелюбимого, ее предает муж ради пьяного разгула, неотступно тиранит свекровь, ее вынуждают жить в неволе. Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, Катерина думает не о спасении своей души, а о любви, которая ей открылась: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. В ее сердце исчезает страх, она чувствует себя готовой предстать перед нравственным судом. Ведь в народе говорят: «Смерть по грехам страшна».
    Если Катерина не боится, значит, ее грехи искуплены. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней. В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы…» —восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал. Он впервые решается на протест против удушающих устоев своей семьи:
    * «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
    Таким образом, гроза, приближение которой чувствовалось на протяжении всей пьесы, разразилась в финале. И гроза эта — не просто явление природы, это — потрясение всех существующих устоев, символ свободы. Это дало критику Добролюбову повод назвать Катерину «русским, сильным характером», национальным «светлым лучом в темном царстве», имея в виду действенное выражение в героине непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его общенародное значение, критик писал, что образ Катерины представляет «художественное соединение народных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи ». По его мнению, Катерина отразила в своих чувствах и поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных, сковывающих условий темного царства.
    Цельность, решительность характера Катерины, ее «русской живой натуры» выразилась в том, что она отказалась подчиняться распорядкам дома Кабанихи с его «насильственными, мертвящими началами» и предпочла смерть жизни в неволе. Она, по словам Добролюбова, «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…». И это решение Катерины было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости.

  9. (По пьесе “Гроза” Александра Островского)
    Версия для печати
    “Гроза”- наиболее сильное и решительное произведение А. Н. Островского, в котором ярко описаны картины мрачной действительности России дореформенного периода. Центральный конфликт драмы – столкновение героини, отстаивающей свои человеческие права, с миром ” тёмного царства”, с царством лжи, лицемерия, ханжества, невежества, власти денег, в котором правят “хозяева”, сильные и властные люди. Именно им противопоставлена светлая и чистая душа главной героини Катерины Кабановой.
    С самых первых сцен она привлекает к себе особое внимание. Катерина отличается от всех представителей “тёмного царства” глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, поэтичностью натуры. В её образе автор запечатлел всю красоту народной души. Свои думы и чувства Катерина выражает простым народным языком, не употребляя обычных в купеческой среде искажённых слов и выражений. Речь героини музыкальна , напевна, напоминает народные песни. В ней много ласкательных и уменьшительных слов: солнышко, водица, дождичек, травка. А какое чистосердечие звучит в рассказе о её вольной жизни в родном доме, среди цветов, икон, молитв. “Я жила ,ни об чём не тужила, точно птичка на воле”. Образ птицы помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица-символ воли. И Катерина ,как “вольная птица” ,верна чувству свободы, лишь в ней она видит содержание и смысл жизни. “Отчего люди не летают так, как птицы? – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. “Но эта вольная птица попала в железную клетку. И она бьётся, тоскует в неволе.
    Со своей мечтательной и романтической душой Катерина чужая в доме Кабановых. С таким характером она не может жить там, где всё держится на лжи, лицемерии, тирании. Не может жить в доме, где жизненная философия хозяйки – пугать, унижать и держать всех в страхе. Ей тяжело терпеть унизительные упрёки свекрови. Но цельная ,сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. “А уж коли очень мне здесь опостынет, -говорит она, – так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” Среди жертв “тёмного царства” она выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу,” -отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживёшь. Самодурная сила “тёмного царства” не согнула Катерину, не отравила её сознания, не заставила лицемерить и лгать. Она живёт с мечтой о настоящей, человеческой жизни.
    Её попытка вырваться из “опостылевшего” мира сливается с проснувшимся чувством любви. И в этот момент происходит столкновение любви и долга. Ведь Катерина не может любить так, как робкие жертвы “тёмного царства”. Она хочет открытости, свободы, “честного” счастья. Борис говорит ей: “Никто и не узнает про нашу любовь…” А Катерина отвечает: “Пусть все знают ,пусть все видят, что я делаю!” Она изменяет своему мужу Тихону, но при этом воспринимает своё светлое чувство любви как смертный грех. И здесь перед нами открывается трагедия женской души, её муки и страдания. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и с самой собою. Она не может выбрать между долгом и любовью. Героиня находится в мучительном разладе со своей совестью. Она мечется, тоскует, пытается подавить в себе радость любви, озарившей её жизнь, пытается запретить себе любить и быть счастливой. Но эта борьба с собой, со своими чувствами оказывается героине не по силам. Законы окружающего мира, его уклад и порядок давят на неё. И Катерина жаждет очистить свою совесть покаянием. Она не может больше терпеть. И когда видит на стене галереи в церкви картину “Страшного суда” ,то не выдерживает, падает на колени и принародно кается в грехе. Но это не приносит облегчения. Трагизм заключается в том ,что героиня нигде не находит поддержки. Даже у любимого человека. “Возьми меня с собой отсюда!” -молит она Бориса. Но слаб и забит её друг. “Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду…” -таков его ответ. Борис -не герой, он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину. Невозможность найти поддержку и опору в любимом человеке, травля со стороны деспотичной свекрови, столкновение любви и долга -всё это приводит к трагическому концу, ломает судьбу Катерины, толкает её к обрыву.
    Она уже не представляет своей жизни без любви и счастья, поэтому жить в доме Кабановой, для которой эти понятия чужды, Катерина не может. И единственный возможный выход для себя героиня находит в самоубийстве. Мысль о будущем только пугает её, а могила кажется спасением от душевных мук. Катерина уходит из жизни. Но в этом проявляется скорее её сила, чем слабость. Потому что она не захотела пользоваться жалким прозябанием, которое ей предлагали в обмен за её живую душу, не захотела жить в обществе, где нет истинной любви, доброты, религии, а есть лишь семья-клетка.
    Смерть героини не была бесполезной. Нравственная победа Катерины над “тёмным царством” несомненна. Она озарила царящий в душах и сердцах людей мрак, открыла им глаза, побудила к действию. Её смерть-это страшный вызов самодурной силе, это приговор всему “тёмному царству”. Жизнь героини была коротка, но она, как “луч света”, полыхнула во мраке и оставила зарево над царством тьмы и безумия.
    Текст сочинения перенесён на наш новый сайт – Душевная трагедия Катерины.
    Версия для печати

  10. Драма Островского “Гроза” – самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называться “Ночи на Волге”. Но, к сожалению, весь замысел так и не был осуществлен. В 1859 году была написана первая драма из этого цикла – драма
    “Гроза”, и только 10 лет спустя – “Бесприданница”.
    Вся прелесть драмы заключается в образе Катерины… Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала.
    Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе.
    Свобода и любовь – вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека – грех еще более страшный, чем измена, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие
    Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.
    Автор сравнивает Катерину с птичкой, потому что она жила в доме у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная птичка, не знающая пределов в свободном полете, попадает в железную клетку, в дом Кабановой. Как птица, тоскующая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей и будет бороться за свою свободу до конца, даже если погибнет, Катерина сразу поняла, что в доме Кабановой долго жить не сможет.
    Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается… Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над
    “темным царством”.
    Варвара, сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова. Она – оппонент Катерины.
    Главное ее правило: “делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”.
    Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости, до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”.
    Ложь для нее – норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: Катерина: ”Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”.
    Варвара: ”Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.
    Муж Катерины Кабановой Тихон – безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени – Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке бесчеловечно относиться к его жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и тем самым становился еще более безвольным и тихим, но в Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа.
    Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по- настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает
    Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой.
    Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала:
    “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет.
    Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу” – такова
    Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог – ее совесть.
    Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести.
    Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу – все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо” Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.
    То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов
    Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.

  11. Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”, жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с “темным царством”, царством самодуров, деспотов и невежд.
    Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: “Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю”. Но это была “воля”, совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины – безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: “Да ведь у нас то же самое”. “Да здесь все как будто из под неволи”, – роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.
    Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь (“Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…” – говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: “Мне жалко его очень!” И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.
    Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.
    Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
    Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.
    Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть – ее освобождение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *