Сочинение на тему бородино

10 вариантов

  1. Сражение при Бородино было центральным событием Отечественной войны 1812 года. Именно оно окончательно поставило крест на планах Наполеона победить Россию. Бородинское сражение стало началом конца и Великой Армии Бонапарта, в которую вошли представители большинства европейских государств.
    Первым крупным сражением русских войск с французскими стала битва под Смоленском. Но, несмотря на всю стойкость русских солдат и их самоотверженность, командование решило отступать вглубь территории страны. Это делалось не из трусости или признания малой боеспособности войск, а согласно составленному еще до начала войны плану. По нему главным подспорьем русской армии должны были стать просторы страны. И вторгшийся противник должен растянуть свои коммуникации, тратить силы на охранение тылов. Сами же сражения должны изматывать врага, выбивать наиболее боеспособных из его солдат и офицеров.
    Но для людей далеких от таких нюансов военного дела это поведение русского командования выглядело как слабость. Сам главнокомандующий подвергался огульной критике не только в среде простого народа, но и среди приближенных к императору Александру. В итоге он принял решение о замене главнокомандующего. Им был назначен на эту должность авторитетный и прославленный не только в военных кругах, но и среди простого народа — Михаил Илларионович Кутузов.
    Будучи опытным военачальником и патриотом России Кутузов нашел в себе силы не идти на поводу массовых настроений. Он продолжил исполнять ранее принятый план. Благодаря предпринятым им действиям Наполеон вынужден был идти по смоленской дороге в сторону Москвы.
    Сам Наполеон не подозревал никакого подвоха, ведь Москва тогда хоть и не была столицей, но являлась крупнейшим транспортным узлом европейской части России, кроме того она была важным символом для всех жителей страны.
    Неподалеку от предместий Москвы, чуть более чем в сотне километров у села Бородино 22 августа было выбрано место будущей битвы. По решению Кутузова русские войска должны были сражаться от обороны. Для этого подготавливались укрепленные позиции — флеши и редуты. Зная о том, что Наполеон форсируют движение своих войск, чтобы не дать русским закрепиться в выгодном для них месте, Кутузов начал с постройки и подготовки передового укрепления — Шевардинского редута.
    Этот редут смог сбить наступательный порыв наполеоновских войск 24 августа. И хотя к исходу дня французам позволили завладеть редутом, но их наступлении было сбито, а русские войска отошли организованно и нанесли противнику намного большие потери, чем понесли сами.
    К этому времени русские войска заняли восьми километровую полосу, там под командованием генералов Багратиона, Барклая-де-Толли и Тучкова они оборудовали позиции для артиллерии и пехоты, кроме передовых укреплений были построены и запасные линии. В резерве Кутузов держал гвардейские и кавалерийские части.
    Если говорить о соотношении сил, то здесь нужно заметить следующее. Подсчитывая войска, которыми командовал Наполеон историки практически всегда не включают в их состав вспомогательные части. Считая же русских аналогичные части учитывают. По своей боеспособности и степени участия в битве эти части примерно равны и у тех и у других. Таким образом, при объективной оценке можно утверждать, что армейские части французов при Бородино составляли не менее 130 тысяч человек при примерно 600 орудиях.
    У русских же под командованием Кутузова было не более 70 тысяч при пятисот с небольшим пушек. Превосходство французов почти в два раза над русскими в числе давало первым большие надежды не просто на победу, а на молниеносный слом обороны русских войск. Но все пошло совсем иначе.
    Сражение было начато в пять утра атакой французских кавалеристов в центр русских укреплений — село Бородино. Оборону там держали несколько полков егерей. Они смогли нанести превосходившим их в числе французам серьезные потери метким ружейным огнем и сорвать их планы прорыва центра позиций. Более того, егеря заманили противника в засаду своим мнимым бегством.
    После этих событий накал сражения перешел на левый фланг. Там держали оборону части под командованием генерала Багратиона. Позиции несколько раз переходили из рук в руки и только к одиннадцати часам их смогли занять французы. Русские организованно отошли на вторую линию обороны.
    Следующей частью сражения стали схватки за батарею Раевского. Здесь развернулись ожесточенные ружейные и штыковые схватки. Только к трем часам русские оставили эти позиции. Они перешли на вторую линию укреплений. А, казалось бы, достигшие успеха на двух направлениях из трех французы не решились идти на новый штурм. Более того — они не заняли и оставленные русскими позиции.
    Анализируя в конце дня сложившееся положение Наполеон был в отчаянии. Его армия понесла огромные потери – 58 тысяч только убитыми. Почти пять десятков лучших его генералов было убито. Артиллерия почти уполовинена. Наступательный порыв французов иссяк. У русских войск потери тоже были не малы, но они значительно уступали французским как по количеству, так и по качеству – 30 тысяч убитых, большинство из них новобранцы. Генералов погибло 39 человек. И самое главное — боевой дух русской армии не был подорван. Все — от рядового до генерала горели жаждой мести и не собирались ни то, что сдаваться, а даже идти на переговоры.
    Кутузов трезво оценил сложившееся положение — ведь у Наполеона еще сохранялось как количественное, так и отчасти качественное преимущество — он не использовал свою “Старую гвардию”. Поэтому Кутузов решил отступить, оставить Москву и подготовить новое сражение (под Малоярославцем), где окончательно и без лишних потерь своих людей уничтожить “Великую армию”.
    Так и получилось в итоге. Формально в битве при Бородино ни одна из сторон не выиграла. Но даже Москва была занята французами только потому, что ее оставили по приказу Кутузова. В итоге французы проиграли — они оказались заперты в ловушке на разоренных территориях вдоль старой смоленской дороги. Многие их лучшие части погибли именно при Бородино, а последние — при Малоярославце. Сами войска были деморализованы и разложены мародерством. А русский народ начал с захватчиками народную — партизанскую войну.
    Бородинская битва стала началом поражения французов не только в России, но и в европе. Из огромной, 660 тысячной армии, пришедшей летом 1812 года – в начале января 1813 года смогло бежать из России едва больше 10 тысяч. Это было начало крушения наполеоновской империи.

  2. В произведении описывается одна из важнейших битв Отечественной войны 1812 года. Повествование ведется от лица старого солдата, прошедшего Бородино. Он окунается в воспоминания, словно переживая те события вновь.
    Лермонтов одним из первых описал подвиг простого народа, заслуги солдат. Другие поэты выдвигали на передний план вклад в общую победу полководцев и императоров. Герои Лермонтова решительные и отважные, они рвутся в бой больше, чем их командиры. Они полны самоотверженной любви к родной земле и готовы защищать ее до последнего вздоха. Показательно, что рассказчик ни разу не упомянул о своей собственной заслуге в сражении, говоря вместо «я» – «мы». Это говорит о его скромности и отсутствии самолюбования и напыщенности.
    Полковник обращается к солдатам, называя их «ребята», в этом сразу чувствуется его родство и близость с ними. Он призывает их отдать родине долг и защитить ее от неприятеля.
    Автору удалось так живо передать события, что мы как будто вместе с ним наблюдаем происходящее: природу, лагерь в ночь перед битвой, бурю сражения. Также нам передаются и чувства рассказчика. Лермонтов дает читателю возможность вместе с солдатом пережить все, что пережил он, и преисполниться гордости за великий отважный народ, единство и мощь которого отложились в памяти поколений.
    Еще одна мысль прослеживается в стихотворении. Оно противопоставляет старое поколение, не пожалевшее себя для защиты отчизны, новому, прозябающему в бездействии. Думаю, это важная деталь, которую хотел донести поэт.

  3. Левильен Даня
    Бородино – это тяжелая битва, которая произошла в 1812 году и которая являлась решающей битвой в борьбе с Наполеоном Бонапартом, у которого была отличная армия.
    Русские ценой своих жизней старались защитить Москву. Они готовились к бою, заранее поставили редуты, расставили орудия, расставили воинов и вырыли окопы.
    И вот показались французы. Сначала была перестрелка, мы стреляли оружием, стреляли пушками. Но через два дня, поскольку по всему полю шел дым, пришлось вступить в рукопашный бой. Тогда все было в дыму, русские уставали, орудия стреляли наобум, земля тряслась от взрывов, и кровавые тела мешали пролетать ядрам. Залпы слились в протяжный вой, из-за которого ничего не было слышно.
    Русские отступили и отдали Москву, чтобы набраться сил. И тогда французы вошли в спаленный пожаром, мертвый, разоренный город, такой же, как Чернобыль сейчас, после катастрофы в четвертом энергоблоке на городской АЭС, где ликвидаторы тоже, как и русские воины в Бородинской битве, отдали свои жизни ради того, чтобы люди жили.
    Бородино является ценой общей победы в борьбе с Наполеоном Бонапартом. Русские отдали свои жизни за то, что они любили, во что они верили, и если бы не они и их мужество, мы бы никогда не выиграли в этой битве.
    Тарасова Кристина
    Почти двести лет назад была Бородинская битва. В этой битве погибло много солдат. Против нас бился Наполеон.
    Русские воины долго отступали, но когда дошли до Москвы, начали сражение. Русские воины нашли поле и начали устанавливать пушки, редуты, выкапывать окопы. Ведь Наполеон отставал, и русские успели подготовиться.
    Сначала русские первые два дня бились в перестрелке, но потом поняли, что это бесполезно и начали драться копьями, мечами, ружьями, пистолетами, перейдя врукопашную. Ядрам пролетать мешали горы кровавых тел. В дыму огонь блестел. Земля тряслась от взрывов, ударов, от топота копыт. Русские устали драться. Французы тоже. И они начали отступать.
    Русские отдали спаленную Москву, чтобы Наполеону она не досталась, а сами ушли к Туле, чтобы воины набрались сил и могли сражаться.
    Я считаю, что русские просто герои, хитрецы. Они не сдались, ведь с ними сражался Наполеон, который все время выигрывал. Цена нашей победы – Бородинская битва.
    Чернова Маша
    Бородино – это кровопролитная битва между Россией и Францией.
    Французы пытались завоевать Россию, но потерпели поражение благодаря храбрости и героизму русских солдат.
    В начале русские воины долго отступали. И наконец нашли воины поле и решили там отпор французам дать. На поле построили редуты, расставили солдат, установили оружие, выкопали ямы.
    Два дня длилась перестрелка. На третий день схлестнулись в рукопашный бой. Смешались дни и ночи. Смешались воины с двух сторон, в дыму ничего не было видно, убивали всех подряд. И ядрам пролетать мешали горы мертвых солдат.
    Битва долго длилась, и поняли солдаты, что силы их равны. Тогда Россия отступила, чтобы набрать побольше войска. Мы спалили Москву, чтобы французам достался холодный, спаленный город.
    Если бы не храбрость и смелость русских солдат, французы победили.
    Некрасова Лена
    Бородино – это великая кровопролитная битва, в которой участвовали две армии: русская и французская.
    Наши солдаты вели себя очень смело. Они оставили на поле битвы много своих товарищей, а все для того, чтобы дать отпор самому великому полководцу Наполеону.
    И вот русские нашли Бородинское поле, расставили редуты, выкопали окопы, поставили пушки и разные другие орудия и стали ждать французскую армию. Два дня войска бились в перестрелке, но силы были одинаковы.
    В дыму ничего не было видно. Пушки били наугад, руки бойцов колоть устали, горы кровавых тел мешали пролетать ядрам. Кони, люди смешались в кучу, ничего не было слышно.
    У наших силы стали слабеть – у французов тоже. Тогда армии разошлись. Мы подожгли Москву и отступили для того, чтобы набрать силы и оружие, а французы вошли в разоренный, пылающий город.
    Нам была очень важна победа над могучими армиями Наполеона, но за победу мы отдали очень много жизней опытных солдат на Бородинском поле.
    Берина Аня
    Бородино – это очень страшная битва. В этой битве наши солдаты проявили большое мужество. Они возмущались, почему не могут командиры дать приказ идти на французов?
    Наконец русские нашли большое поле, построили редуты и расставили свои многочисленные пушки. Сначала была перестрелка из пушек, потом армии перешли к рукопашной битве. Иногда ядрам пролетать мешали горы кровавых тел. Дым застилал все поле. Над полем ничего не было слышно. Кони, люди были смешанны, нельзя было разобрать кто где. Силы армий были на исходе. Наши решили отступить за город, чтобы набраться сил, собрать воинов и оружие. Русские сожгли Москву. И французы вошли в спаленный город.
    Наши напали на французов и разгромили их, но ценой победы была Бородинская битва, где наши потеряли очень много солдат.

  4. 26 августа 1812 года около села Бородино недалеко от города Можайска Московской области произошла самая кровопролитная битва Русско-французской войны 1812 года получившая название Бородинское сражение. После того как 6 августа французы взяли Смоленск это сражение было неизбежно. Командующий армией Баркла?й-де-То?лли больше не делал попыток избежать этой битвы, а выдвигал войска для занятия удобных позиций для ведения боя.
    17 августа войска русской армии прибыли к Царёво-Займищу, где и сделали остановку ожидая прибытия князя Кутузова. Князь Кутузов был назначен новым главнокомандующим. Хотя Кутузов и понимал, что выгодней уклониться от прямого столкновения и завлечь армию противника вглубь страны, где та более ослабнет, но смотря на общее настроение, решает принять бой. Занятые позиции около Царёво-Займища полководец посчитал не очень выгодными в связи с этим 22 августа войска передислоцировались к деревне Бородино.
    24 августа Наполеоновские войска начали первое наступление и атаковали Шевардинский редут, находящийся на переднем крае, и уже 26 числа 1812 года была атакована главная позиция русской армии у Бородина. Русская армия в основном расположилась протяжённостью в семь вёрст (около 8 километров) и стояла от Москва-реки до деревни Утицы. Недалеко от правого края их позиции протекала небольшая река Колоча, левый же край располагался можно сказать в чистом поле. В центре располагалась батарея Раневского. Построена батарея была на холме и с неё было очень хорошо видно русскую армию от Багратионовых флешей до Новой Смоленской дороги. У деревеньки Псарёво расположили резерв артиллерии, который насчитывал около трёхсот орудий.
    Ранним утром 26 августа началось Бородинское сражение. Наполеоновская артиллерия открыла шквальный огонь. Наполеон решил атаковать сразу с трёх направлений:
    – часть армии пошла в атаку со стороны Бородина и пыталась перейти реку Колоча, но была встречена яростным сопротивлением полками корпуса Дохтурова, была оттеснена назад, а мосты через реку были уничтожены.
    -три дивизии под командованием Даву атаковали Семёновские позиции, но там их встретили шквальным огнём русские солдаты.
    -Понятовский же пытался прорвать левую сторону Кутузовских позиций, но смог прорваться только до деревни Утицы.
    В 7 часов утра корпуса Нея и Жюно выдвинулись в помощь дивизиям Даву. За ними примкнуло ещё и три кавалерийстских полка. Таким образом, кавалерия вкупе с пехотой вознамерились атаковать Смоленские укрепления. Несмотря на шквальный огонь и огромные потери французы прорвали оборону и захватили позицию, уничтожив при этом целую дивизию под командованием Воронцова. Но радовались французы недолго, вскоре пришло подкрепление в виде двух пехотных дивизий, посланных Тучковым. Русские войска несколько раз пытались захватить укрепления, но у них ничего не вышло, более того был ранен Багратион.
    Уже к 11 часам русским солдатам пришлось отступить на пушечный выстрел от Смоленских укреплений. Французы наконец-то смогли занять эту выгодную для себя позицию, установив на ней артиллерию открыли мощнейший пушечный огонь по врагу. Вторая группа войск Наполеона под прикрытием артиллерии наконец-то смогла форсировать реку Колочу и направилась к центральным позициям войск Кутузова. В центре у русских было около 8 батальонов пехоты. И первая атака французов не прошла, однако во второй атаке у русской артиллерии не хватило зарядов и на какое-то время ей пришлось прекратить огонь, чем незамедлительно и воспользовался враг, и прорвал оборону. Но героически проявил себя начальник штаба Ермолов, он взял командование над одним батальоном, и каким-то чудом смог захватить укрепление обратно.
    В около часа дня Наполеон разработал новую стратегию и решил нанести сокрушительный удар по укреплениям Раевского. Но атака казаков на левый фланг его армии, помешала осуществлению его планов, и драгоценное время было потеряно. Но всё же в 3 часа укрепления были захвачены и около них завязалась жестокая битва кавалеристов. Остальные русские войска в это время отступали.
    В четыре часа дня Наполеон лично приехал на Семёновские высоты и оценив плачевное состояние своей армии, понял что продолжать бой не имеет смысла. Он выставил на высотах артиллерийские орудия, и они по его приказу вели беспорядочную канонаду до девяти вечера. А ночью остатки французской армии отступили на свои старые позиции, оставив на высотах посты охраны.
    Ни на одной войне того времени не было столь жестокой и кровопролитной битвы, каким было Бородинское сражение. Хоть этосражение и никак не повлияла на ход войны(наступление Наполеона продолжилось), но всё же дало русской армии преимущество, так как французская армия была ослаблена и ей не приходилось ждать пополнения, тогда как к русским подходило подкрепление.
    После окончания войны приказом царя на месте, где находились укрепления Раевского установили памятник.
    ?Сочинение на тему: Бородинское сражение (вариант 2)???

  5. Битва при селе Бородино стала переломным моментом в ходе Отечественной войны 1812 года. Бесконечные мужество и отвага, проявленные русскими солдатами в этой битве, были отражены не только в исторических хрониках, но и в произведениях многих поэтов и писателей, вдохновленных великим подвигом своего народа.
    Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Бородино” — это, в основном, бесхитростный рассказ старого бывалого воина, принимавшего участие в легендарном бою. В словах этого человека звучит неприкрытая гордость и восхищение своими товарищами по оружию, из которых, к сожалению, “немногие вернулись с поля”. Вынужденное отступление многими воспринималось с досадой и горечью, но когда схватка с французами стала неизбежной, русские солдаты с радостью высказали готовность “постоять головою” за свою родину. И они с честью сдержали клятву верности, данную перед началом Бородинского боя. Выдержка, неустрашимость, боевая удаль, выносливость и напористость простых русских солдат помогли не только одержать долгожданную победу, но и изменить весь ход войны. Ярко и живо описывает бывалый воин эту битву: “смешались в кучу кони, люди”, “рука бойцов колоть устала”, “залпы тысячи орудий слились в протяжный вой”. И все же, несмотря на усталость и многочисленные потери, солдаты “были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять”.
    С тех пор прошло уже очень много времени, но и сегодня мы гордимся и восхищаемся доблестью русского народа.

  6. Стихотворение «Бородино», написанное в 1837 году к двадцатипятилетию Бородинской битвы, стало первым опубликованным стихотворением Лермонтова, появившимся на страницах журнала современник. Но впервые к этой теме поэт обратился еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» в 1830 году. Из этой первоначальной зарисовки Бородинского сражения и выросло знаменитое стихотворение поэта, воплотившее его размышления об историческом прошлом России и ее дальнейшей судьбе, поставившее проблему национального характера и выразившее отношение автора к современному ему поколению.
    Вместе с тем стихотворение «Бородино» стало новым этапом в развитии поэзии Лермонтова, связанным с появлением в нем реалистических тенденций. С этой точки зрения очень показательно сравнение его со стихотворением «Поле Бородина», написанным шестнадцатилетним поэтом-романтиком. Там еще чувствовались отголоски классической оды, но в целом стиль его был приподнято-романтическим.
    Так, явно под влиянием стилистики торжественной оды дается общая оценка исторического значения Бородинской битвы:
    Однако же в преданьях славы
    Все громче Рымника, Полтавы
    Гремит Бородино.
    Скорей обманет глас пророчий,
    Скорей небес погаснут очи,
    Чем в памяти сынов полночи
    Изгладится оно.
    В этом юношеском стихотворении чувствуется склонность к эффектным положениям, столь характерным для романтических поэм. Ночь перед битвой представляется в шуме бури, которая «дика, как песнь свободы»; после страшного сражения герой склоняет голову «на труп застывший, как на ложе». Один из эпизодов битвы передается рассказчиком в таких ярко романтических красках:
    Мой пал товарищ, кровь лилася,
    Душа от мщения тряслася,
    И пуля смерти понеслася
    Из моего ружья.
    Ничего подобного уже не будет в стихотворении 1837 года, где точность описания каждой детали боя создает подлинно реалистическую картину. Более того, вместо неопределенно-романтического образа «вождя» из раннего стихотворения в «Бородине» мы видит конкретный и достоверный образ «полковника», который получает емкое определение «слуга царю, отец солдатам», показывающее основные черты этого характера. Также вместо неопределенного «противника» в позднем стихотворении появляется вполне реальный противник – «француз».
    Но самое главное изменение касается центрального образа героя-рассказчика. В раннем стихотворении это романтический персонаж, вполне соотносимый с романтическим лирическим героем ранней лирики Лермонтова. Достаточно привести в качестве примера характерной для него приподнято-возвышенной, эмоциональной речи следующие строки:
    «Брат, слушай песню непогоды:
    Она дика, как песнь свободы».
    Вместо подобных патетически-возвышенных выражений в стихотворении «Бородино» звучит простая народно-разговорная речь, присущая обычному русскому солдату, который и становится главным героем и рассказчиком, с точки зрения которого описывается великое сражение русской армии. Именно с ним связана в стихотворении патриотическая тема и проблема национального характера.
    Стихотворение «Бородино» имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев войны 1812 года. Такая форма позволила включить в стихотворение не только простой и вместе с тем удивительный по яркости и точности рассказ старого солдата-артиллериста, но и одну из важнейших для лермонтовской поэзии тем, связанную с проблемой личности.
    Начинается стихотворение с разговора о том, что в прошлом России были героические страницы, показывающие силу характера, стойкость, мужество и достоинство русского человека. Именно такую личность мечтал видеть среди своих современников поэт, но находил ее только в прошлом. И вот в ответ на вопрос юного собеседника старый солдат отвечает:
    Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри – не вы!
    Как справедливо отмечал Белинский, «вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата… Эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».
    И все же тринадцать из четырнадцати куплетов стихотворения – это и есть «ответ старого солдата», эпически спокойно, даже несколько сурово, и вместе с тем трогательно и задушевно ведущего свой рассказ о битве, в которой он принимал непосредственное участие. Для него это не просто яркое воспоминание, это «звездная минута» его жизни. Как потом покажет в своем романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой, Бородинское сражение стало такой «звездной минутой» для всей русской нации в целом. Недаром писатель, создавший огромное полотно романа-эпопеи, утверждал, что именно небольшое стихотворение Лермонтова явилось ее зерном.
    Вот почему в стихотворении «Бородино» мы видим как бы сплетение двух стилистических тенденций. С одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, прозаизмами и фразеологическими оборотами («у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат, мусью», «полковник наш рожден был хватом» и др.). С другой стороны, здесь присутствует высокий стиль, яркая образность, которые призваны подчеркнуть особую значимость изображаемых событий для всего русского народа, всей нации («поле грозной сечи», «французы двинулись, как тучи», «сражен булатом, он спит в земле сырой» и др.).
    Эту стилистическую особенность очень хорошо уловил Белинский: «Стихотворение отличается простотою, безыскусственностию: в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».
    Такому звучанию способствует и стихотворная форма, использованная Лермонтовым: четырехстопный ямб чередуется с трехстопным, который с безупречной точностью появляется в каждой третьей и седьмой строках. Это позволяет выделить важные в смысловом отношении строки и в то же время сообщает всему стихотворению характер живой, непринужденной разговорной речи.
    Психологически точен Лермонтов и в использовании местоимения «мы»: действительно, в стихотворении возникает не просто образ отдельного человека, но коллективного героя – русского народа, частью которого и ощущает себя «дядя»-рассказчик: «мы долго молча отступали»; «и вот нашли большое поле»; «тогда считать мы стали раны» и т.д.
    Лишь тогда, когда рассказчик описывает свои чисто индивидуальные действия, он употребляет местоимение «я»: «забил заряд я в пушку туго», «прилег вздремнуть я у лафета» и под. Но и в этих немногочисленных случаях его образ является типизированным, собирающим в себе все самые главные качества русского солдата: храбрость, отвагу, преданность командирам и непоказную любовь к родине – ту «скрытую теплоту патриотизма», о которой потом будет писать Толстой.
    Как и все русские люди, этот солдат расстроен долгим отступлением армии: «Досадно было, боя ждали». Он радостно-возбужден, когда, наконец, найдено место для решающего сражения – «есть разгуляться где на воле». Он спокоен перед боем, в котором, может быть, ему суждено умереть, и даже шутит: «Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат, мусью!». Но при этом солдат трезво оценивает силы противника, отдает ему должное: «Сквозь дым летучий /Французы двинулись, как тучи».
    Эта последняя особенность очень важна, поскольку позволяет Лермонтову, который сам участвовал во многих сражениях русской армии на Кавказе, передать не абстрактное представление, а реальное ощущение участника боя. Именно ему, солдату, защищающему свой редут, представляется, что вся мощь противника устремлена на него:
    Уланы с пестрыми значками,
    Драгуны с конскими хвостами,
    Все промелькнули перед нами,
    Все побывали тут.
    Но это отнюдь не узость взгляда, а точность оценки и видения поля сражения. Всю его грандиозную мощь и грозную силу прекрасно осознает этот рядовой участник сражения, как и всякий другой русский солдат:
    Вам не видать таких сражений!..
    Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролететь мешала
    Гора кровавых тел. …
    Земля тряслась – как наши груди,
    Смешались в кучу кони, люди,
    И залпы тысячи орудий
    Слились в протяжный вой…
    Это они, простые русские солдаты и офицеры, подобные полковнику, готовому умереть за родину и призывающему своих «ребят»: «Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!» — все они воплотили в себе тот героический дух русского народа, который позволил ему одолеть страшного противника. Это действительно было «могучее, лихое племя», настоящие «богатыри».
    Стихотворение завершается перекличкой второго и четырнадцатого куплетов, в которых дается сопоставление двух поколений русских людей – прежних «богатырей», одержавших великую победу на Бородинском поле, и современников Лермонтова – так не похожих на этих стойких и мужественных солдат. Стихотворение получает четкое обрамление, а его главная мысль логическое завершение.
    «Бородино» Лермонтова стало подлинным шедевром русской поэзии и не только отразило патриотические чувства поэта, но и явилось настоящим гимном русской нации и русскому народу.

  7. Стихотворение «Бородино», написанное в 1837 году к двадцатипятилетию Бородинской битвы, стало первым опубликованным стихотворением Лермонтова, появившимся на страницах журнала современник. Это знаменитое стихотворение поэта, воплотившее его размышления об историческом прошлом России и ее дальнейшей судьбе, поставившее проблему национального характера и выразившее отношение автора к современному ему поколению.
    Стихотворение «Бородино» имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев войны 1812 года. Такая форма позволила включить в стихотворение не только простой и вместе с тем удивительный по яркости и точности рассказ старого солдата-артиллериста, но и одну из важнейших для лермонтовской поэзии тем, связанную с проблемой личности.
    Начинается стихотворение с разговора о том, что в прошлом России были героические страницы, показывающие силу характера, стойкость, мужество и достоинство русского человека. Именно такую личность мечтал видеть среди своих современников поэт, но находил ее только в прошлом. И вот в ответ на вопрос юного собеседника старый солдат отвечает:
    Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри – не вы!
    И все же тринадцать из четырнадцати куплетов стихотворения – это и есть «ответ старого солдата», эпически спокойно, даже несколько сурово, и вместе с тем трогательно и задушевно ведущего свой рассказ о битве, в которой он принимал непосредственное участие. Для него это не просто яркое воспоминание, это «звездная минута» его жизни.
    Вот почему в стихотворении «Бородино» мы видим как бы сплетение двух стилистических тенденций. С одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, прозаизмами и фразеологическими оборотами («у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат, мусью», «полковник наш рожден был хватом» и др.). С другой стороны, здесь присутствует высокий стиль, яркая образность, которые призваны подчеркнуть особую значимость изображаемых событий для всего русского народа, всей нации («поле грозной сечи», «французы двинулись, как тучи», «сражен булатом, он спит в земле сырой» и др.).
    Психологически точен Лермонтов и в использовании местоимения «мы»: действительно, в стихотворении возникает не просто образ отдельного человека, но коллективного героя – русского народа, частью которого и ощущает себя «дядя» -рассказчик.
    Лишь тогда, когда рассказчик описывает свои чисто индивидуальные действия, он употребляет местоимение «я»: «забил заряд я в пушку туго», «прилег вздремнуть я у лафета» и под. Его образ является типизированным, собирающим в себе все самые главные качества русского солдата: храбрость, отвагу, преданность командирам и непоказную любовь к родине – ту «скрытую теплоту патриотизма».
    Солдат расстроен долгим отступлением армии: «Досадно было, боя ждали». Он радостно-возбужден, когда, наконец, найдено место для решающего сражения – «есть разгуляться где на воле». Он спокоен перед боем, в котором, может быть, ему суждено умереть, и даже шутит: «Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат, мусью!». Но при этом солдат трезво оценивает силы противника, отдает ему должное: «Сквозь дым летучий /Французы двинулись, как тучи».
    Это они, простые русские солдаты и офицеры, подобные полковнику, готовому умереть за родину и призывающему своих «ребят»: «Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!» – все они воплотили в себе тот героический дух русского народа, который позволил ему одолеть страшного противника.
    Смешались в кучу кони, люди,
    И залпы тысячи орудий
    Слились в протяжный вой…
    Это действительно было «могучее, лихое племя», настоящие «богатыри».
    Стихотворение завершается перекличкой второго и четырнадцатого куплетов, в которых дается сопоставление двух поколений русских людей – прежних «богатырей».

  8. Читая стихотворение “Бородино” мне становится страшно, какая там была битва и сколько пролито крови русских солдат.
    Бородино – это великая кровопролитная битва, в которой участвовали две армии: русская и французская.
    Русские солдаты ценой своих жизней старались защитить Москву. Против нас бился непобеждённый Наполеон. Русские воины долго отступали и дошли до Москвы. Они готовились к бою, заранее расставили орудия, воинов и вырывали окопы. Наши солдаты увидели французов. Началось великое Бородинское сражение. Сначала была стрельба, наши солдаты стреляли оружием, пушками. После двухдневной битвы от оружия битвы был дым, из-за него солдатам не было видно врага, воинам пришлось вступить в рукопашный бой. Дымом было окутано всё, русские уставали, силы были на исходе, земля тряслась от взрывов, всё перемешалось, всюду лежали окровавленные тела. Пушки без конца стреляли, ничего не было слышно.
    Русским солдатам было очень тяжело, они отступали и отдали французам Москву, чтобы набраться сил и сражаться. После чего русские солдаты, набравшись сил, победили Наполеона.
    Я считаю, что русские воины просто так не сдаются, они просто герои. Многие отдали свою жизнь за эту победу. Только мужество и отвага русских солдат победили великую Бородинскую битву. Держи я уже такое проходила

  9. Стихотворение «Бородино», написанное в 1837 году к двадцатипятилетию Бородинской битвы, стало первым опубликованным стихотворением Лермонтова, появившимся на страницах журнала современник. Но впервые к этой теме поэт обратился еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» в 1830 году. Из этой первоначальной зарисовки Бородинского сражения и выросло знаменитое стихотворение поэта, воплотившее его размышления об историческом прошлом России и ее дальнейшей судьбе, поставившее проблему национального характера и выразившее отношение автора к современному ему поколению.
    Вместе с тем стихотворение «Бородино» стало новым этапом в развитии поэзии Лермонтова, связанным с появлением в нем реалистических тенденций. С этой точки зрения очень показательно сравнение его со стихотворением «Поле Бородина», написанным шестнадцатилетним поэтом-романтиком. Там еще чувствовались отголоски классической оды, но в целом стиль его был приподнято-романтическим.
    Так, явно под влиянием стилистики торжественной оды дается общая оценка исторического значения Бородинской битвы:
    Однако же в преданьях славы
    Все громче Рымника, Полтавы
    Гремит Бородино.
    Скорей обманет глас пророчий,
    Скорей небес погаснут очи,
    Чем в памяти сынов полночи
    Изгладится оно.
    В этом юношеском стихотворении чувствуется склонность к эффектным положениям, столь характерным для романтических поэм. Ночь перед битвой представляется в шуме бури, которая «дика, как песнь свободы»; после страшного сражения герой склоняет голову «на труп застывший, как на ложе». Один из эпизодов битвы передается рассказчиком в таких ярко романтических красках:
    Мой пал товарищ, кровь лилася,
    Душа от мщения тряслася,
    И пуля смерти понеслася
    Из моего ружья.
    Ничего подобного уже не будет в стихотворении 1837 года, где точность описания каждой детали боя создает подлинно реалистическую картину. Более того, вместо неопределенно-романтического образа «вождя» из раннего стихотворения в «Бородине» мы видит конкретный и достоверный образ «полковника», который получает емкое определение «слуга царю, отец солдатам», показывающее основные черты этого характера. Также вместо неопределенного «противника» в позднем стихотворении появляется вполне реальный противник – «француз».
    Но самое главное изменение касается центрального образа героя-рассказчика. В раннем стихотворении это романтический персонаж, вполне соотносимый с романтическим лирическим героем ранней лирики Лермонтова. Достаточно привести в качестве примера характерной для него приподнято-возвышенной, эмоциональной речи следующие строки:
    «Брат, слушай песню непогоды:
    Она дика, как песнь свободы».
    Вместо подобных патетически-возвышенных выражений в стихотворении «Бородино» звучит простая народно-разговорная речь, присущая обычному русскому солдату, который и становится главным героем и рассказчиком, с точки зрения которого описывается великое сражение русской армии. Именно с ним связана в стихотворении патриотическая тема и проблема национального характера.
    Стихотворение «Бородино» имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев войны 1812 года. Такая форма позволила включить в стихотворение не только простой и вместе с тем удивительный по яркости и точности рассказ старого солдата-артиллериста, но и одну из важнейших для лермонтовской поэзии тем, связанную с проблемой личности.
    Начинается стихотворение с разговора о том, что в прошлом России были героические страницы, показывающие силу характера, стойкость, мужество и достоинство русского человека. Именно такую личность мечтал видеть среди своих современников поэт, но находил ее только в прошлом. И вот в ответ на вопрос юного собеседника старый солдат отвечает:
    Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри – не вы!
    Как справедливо отмечал Белинский, «вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата… Эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».
    И все же тринадцать из четырнадцати куплетов стихотворения – это и есть «ответ старого солдата», эпически спокойно, даже несколько сурово, и вместе с тем трогательно и задушевно ведущего свой рассказ о битве, в которой он принимал непосредственное участие. Для него это не просто яркое воспоминание, это «звездная минута» его жизни. Как потом покажет в своем романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой, Бородинское сражение стало такой «звездной минутой» для всей русской нации в целом. Недаром писатель, создавший огромное полотно романа-эпопеи, утверждал, что именно небольшое стихотворение Лермонтова явилось ее зерном.
    Вот почему в стихотворении «Бородино» мы видим как бы сплетение двух стилистических тенденций. С одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, прозаизмами и фразеологическими оборотами («у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат, мусью», «полковник наш рожден был хватом» и др.). С другой стороны, здесь присутствует высокий стиль, яркая образность, которые призваны подчеркнуть особую значимость изображаемых событий для всего русского народа, всей нации («поле грозной сечи», «французы двинулись, как тучи», «сражен булатом, он спит в земле сырой» и др.).
    Эту стилистическую особенность очень хорошо уловил Белинский: «Стихотворение отличается простотою, безыскусственностию: в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».
    Такому звучанию способствует и стихотворная форма, использованная Лермонтовым: четырехстопный ямб чередуется с трехстопным, который с безупречной точностью появляется в каждой третьей и седьмой строках. Это позволяет выделить важные в смысловом отношении строки и в то же время сообщает всему стихотворению характер живой, непринужденной разговорной речи.
    Психологически точен Лермонтов и в использовании местоимения «мы»: действительно, в стихотворении возникает не просто образ отдельного человека, но коллективного героя – русского народа, частью которого и ощущает себя «дядя»-рассказчик: «мы долго молча отступали»; «и вот нашли большое поле»; «тогда считать мы стали раны» и т.д.
    Лишь тогда, когда рассказчик описывает свои чисто индивидуальные действия, он употребляет местоимение «я»: «забил заряд я в пушку туго», «прилег вздремнуть я у лафета» и под. Но и в этих немногочисленных случаях его образ является типизированным, собирающим в себе все самые главные качества русского солдата: храбрость, отвагу, преданность командирам и непоказную любовь к родине – ту «скрытую теплоту патриотизма», о которой потом будет писать Толстой.
    Как и все русские люди, этот солдат расстроен долгим отступлением армии: «Досадно было, боя ждали». Он радостно-возбужден, когда, наконец, найдено место для решающего сражения – «есть разгуляться где на воле». Он спокоен перед боем, в котором, может быть, ему суждено умереть, и даже шутит: «Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат, мусью!». Но при этом солдат трезво оценивает силы противника, отдает ему должное: «Сквозь дым летучий /Французы двинулись, как тучи».
    Эта последняя особенность очень важна, поскольку позволяет Лермонтову, который сам участвовал во многих сражениях русской армии на Кавказе, передать не абстрактное представление, а реальное ощущение участника боя. Именно ему, солдату, защищающему свой редут, представляется, что вся мощь противника устремлена на него:
    Уланы с пестрыми значками,
    Драгуны с конскими хвостами,
    Все промелькнули перед нами,
    Все побывали тут.
    Но это отнюдь не узость взгляда, а точность оценки и видения поля сражения. Всю его грандиозную мощь и грозную силу прекрасно осознает этот рядовой участник сражения, как и всякий другой русский солдат:
    Вам не видать таких сражений!..
    Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролететь мешала
    Гора кровавых тел. …
    Земля тряслась – как наши груди,
    Смешались в кучу кони, люди,
    И залпы тысячи орудий
    Слились в протяжный вой…
    Это они, простые русские солдаты и офицеры, подобные полковнику, готовому умереть за родину и призывающему своих «ребят»: «Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!» – все они воплотили в себе тот героический дух русского народа, который позволил ему одолеть страшного противника. Это действительно было «могучее, лихое племя», настоящие «богатыри».
    Стихотворение завершается перекличкой второго и четырнадцатого куплетов, в которых дается сопоставление двух поколений русских людей – прежних «богатырей», одержавших великую победу на Бородинском поле, и современников Лермонтова – так не похожих на этих стойких и мужественных солдат. Стихотворение получает четкое обрамление, а его главная мысль логическое завершение.
    «Бородино» Лермонтова стало подлинным шедевром русской поэзии и не только отразило патриотические чувства поэта, но и явилось настоящим гимном русской нации и русскому народу.

  10. Бородино – это тяжелая битва, которая произошла в 1812 году и которая являлась решающей битвой в борьбе с Наполеоном Бонапартом, у которого была отличная армия.
    Русские ценой своих жизней старались защитить Москву. Они готовились к бою, заранее поставили редуты, расставили орудия, расставили воинов и вырыли окопы.
    И вот показались французы. Сначала была перестрелка, мы стреляли оружием, стреляли пушками. Но через два дня, поскольку по всему полю шел дым, пришлось вступить в рукопашный бой. Тогда все было в дыму, русские уставали, орудия стреляли наобум, земля тряслась от взрывов, и кровавые тела мешали пролетать ядрам. Залпы слились в протяжный вой, из-за которого ничего не было слышно.
    Русские отступили и отдали Москву, чтобы набраться сил. И тогда французы вошли в спаленный пожаром, мертвый, разоренный город, такой же, как Чернобыль сейчас, после катастрофы в четвертом энергоблоке на городской АЭС, где ликвидаторы тоже, как и русские воины в Бородинской битве, отдали свои жизни ради того, чтобы люди жили.
    Бородино является ценой общей победы в борьбе с Наполеоном Бонапартом. Русские отдали свои жизни за то, что они любили, во что они верили, и если бы не они и их мужество, мы бы никогда не выиграли в этой битве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *