Сочинение на тему ботинки ван гога

9 вариантов

  1. Не показал Винсент Виллем Ван Гог на своей известной картине «Едоки картофеля», что надето на ногах этих едоков, сидящих по сторонам сколоченного из грубых необтёсанных досок то ли стола, то ли ящика. Так как колени мужчин и женщин по правую и левую стороны прижаты к этому столу-ящику и не видны вовсе. Да и низок этот стол, чуть повыше стульев. Едоки сосредоточены на еде, размеренном и основательном ритуале поедания её.
    «Едоки картофеля». 1885. Музей Ван Гога. Амстердам.
    Крестьяне, уставшие и севшие к столу после краткой молитвы, бережно достают, кто вилкой, кто ложкой, а кто руками, картофелины из общего блюда. Тихая вечерняя скудная трапеза. А пахнувшие потом и телом каждого из них ботинки уже сушатся, тоже отдыхают и разносят своё крестьянское и индивидуальное амбре вокруг того места, куда их поставили до завтра. Но художник не забыл об этих ботинках. Он нарисовал их на отдельных холстах. Все пять пар, по числу едоков картофеля. И даже больше – десять картин. В этой серии полотен, изображающих ботинки, туфли и сабо (деревянные кломпы) бедняков, что, по словам Ван Гога, есть «говорящая» натура. Труд и пот, а также отражение времени, погоды, даже отпечатки формы стоп в результате их длительного ношения с анатомическими особенностями каждого, теми или иными отклонениями в фалангах пальцев, выраженности высоты свода стопы, возможными признаками плоскостопия владельцев обуви – всё оставило на этих ботинках свои следы. Самой популярной и знаменитой картиной с нарисованной обувью, отнюдь не относящейся к числу общепризнанных шедевров художника, является полотно под названием «Башмаки» (Иногда под этой картиной пишут название «Ботинки»). Натурой, якобы, послужила купленная Ван Гогом на парижском блошином рынке в 1886 году пара изношенных ботинок. В одних источниках – это крестьянская обувь, по другим – приобретена у работяги. Цель их приобретения тоже разниться. То ли они были куплены по – случаю, то ли специально для задуманного полотна. Известность этой картины возникла по разным причинам. Первая состоит в том, что изображение обуви, вообще довольно эксклюзивный проект, вызвало несколько дискуссионных статей с анализом рисунка и вторичным искусствоведческим и философским анализом предполагаемого замысла автора. Вторая причина, более современная – это коммерческая сторона вопроса после того, как картина была выставлена на продажу на аукционе. Надо отметить, что не так давно (в 2007 г.) состоялась мини выставка с экспозицией только этой одной картины: «Башмаки» Ван Гога» в Кёльнском Музее Вальрафа – Рихарца (Wallraf-Richartz-Museum). Франсуа Гози, бывший учеником в парижском ателье Кормона в 1886-1887 гг., написал о том, как Ван Гог, в своей парижской мастерской, показал ему картину, изображающую пару башмаков. Тогда работа над ней близилась к завершению. Гози писал о Ван Гоге: «На блошином рынке он приобрел пару старых башмаков, башмаков возчика (charretier). Они были тяжелыми и толстыми, но чистыми и начищенными до блеска. Это были забавные башмаки (croquenots riches). В одно дождливое утро он, якобы, надел их и пошел прогуляться. Заляпанные грязью, они стали еще интереснее… Винсент правдиво изобразил их на картине».
    Картина «БАШМАКИ» (нидерл. Ein Paar Schuhe) — картина Винсента ван Гога. Она была написана летом 1886 года в Париже. Холст, масло. Музей Винсента ван Гога, Амстердам. Эта картина, якобы, была продана на одном из аукционов «Сотбис» в Лондоне 7 ноября 2006, за $8,976,000.
    Заказать репродукцию картины Ван Гога – Башмаки!
    На картине Ван Гога «Ботинки» изображены два измятых, вконец исхоженных, ботинка, причём кажущиеся, что оба с левой ноги, в то же время равные друг другу в своей принадлежности одному хозяину. Они как сироты жмутся посреди свободного пространства, где, казалось бы, достаточно места для менее тесного их расположения. Но они привыкли топтать землю, пашню, пол мастерской, всегда, будучи рядом, «впряженными» в тело и в работу одного человека, надетыми на его обе неразлучные ноги – труженицы. Их истерзанные насилием шнурования и стягивания, уплотнённые шнурки – верёвки, возможно, уже были заменены, не выдержав испытания временем, выглядят весьма плачевно и нечисто, как и сами ботинки. На картине нет даже земли, налипшей на башмаки в поле или по дороге с поля, а эта приставшая к башмакам земля могла бы, по крайней мере, указать на их применение. Нет частиц опилок или мелкой стружки, которые могли бы рассказать о работе их хозяина в мастерской, где выстругивали кломпы. Нет и мучной пыли на них или шелухи с зерён, попавших на мельнице. Просто стоят крестьянские башмаки, и, кроме них, нет ничего. Такова была задумка художника…Некоторые исследователи творче ства Ван Гога находили разные причины, вызвавшие у художника идею натюрмортов с ботинками. К одной из них относят описание Флобером, которого Ван Гог весьма ценил, своих старых башмаков в письме к Луизе Коле: – «В обычной старой паре башмаков есть что-то очень грустное. Когда ты думаешь обо всех шагах, которые ты сделал в этой обуви, Бог знает где, обо всей траве, которую вытоптал, обо всей грязи, которую собрал, о треснувшей коже, которая щерится, то как бы хочется сказать: – Остолоп, купи себе новую пару башмаков из блестящей, поскрипывающей кожи. – И она однажды станет похожей на меня, на тебя, после того, как ты несколько раз запятнаешь верх и промочишь носок». Поскольку это письмо с датой «13 декабря 1846 г.» было опубликовано в 1887 г., оно могло быть прочитано художником. Идея нарисовать свои башмаки могла зародиться у Ван Гога и после того, как он увидел набросок, воспроизведенный в книге Сансье (Sensier) о художнике Милле. Книга эта называется «Художник и крестьянин», она была напечатана в 1864 г. На Ван Гога эта книга произвела глубокое впечатление, о чём он не раз ссылался на нее в своих письмах. Сравнение наброска Милле, изображающего его башмаки с деревянными подошвами с картиной Ван Гога, подтверждает предположение о возможном желании написать свой вариант ботинок.Майер Шапиро предполагает, что немногие осмелились бы посвятить целое полотно собственным башмакам, обращенное к образованной публике. Вряд ли это сделали бы Мане, Сезанн, Ренуар или Милле.
    И никто из них не изобразил бы башмаки так, как это сделал Ван Гог.
    «Пара ботинок». Париж, 1887. Холст, масло, 34х41
    Балтимор. Балтиморский музей изобразительных искусств. Коллекция Кона
    Заказать “Пара ботинок”!
    На этом полотне, более позднем этюде, тяжелые, подбитые гвоздями ботинки, по-видимому, рабочего человека, занятого на «чистом» производстве стоят словно близнецы – братья, один из которых небрежно скинутый с уставшей ноги, перевернулся подошвой кверху. А Ван Гог всю свою беспокойную жизнь был усталым, надломленным человеком с неустойчивой психикой. Трудно сказать, какую из картин с единственной парой башмаков друг Ван Гога Гоген видел в Арле. Он описал об этом несколькими годами позже и с некоторыми литературными преувеличениями: «….Видишь ли, эти башмаки стойко перенесли все трудности дороги».
    Заказать картину “Обувь”!
    Присмотришься к этим поношенным, растоптанным, повидавшим всё и хлебнувшим вдоволь лиха обувкам – ботинкам, и тогда прочувствуешь сам или увидишь целую гамму отраженного в них бытия вплоть до момента снятия их с усталых крестьянских ног. После этого обоюдного облегчения они уже только и способны, молча отдыхать и не двигаясь, поведать и передать зрителю свои чувства, ощущения и переживания в их оригинальном и неповторимом художественном воплощении на холсте. Рассматривая картину, мы не можем даже сказать, где стоят эти башмаки. Вокруг них нет ничего, к чему они могли бы относиться, есть только неопределенное пространство. Художник предусмотрительно создал пустой фон, не отвлекающий смотрящего на посторонние предметы, чтобы он получше рассмотрел главный его объект – поношенные ботинки.
    Менее известны ещё пять картин Вансента Ван Гога, на которых изображена обувь. На одной он нарисовал кожаные сабо.
    Пара кожаных сабо. Арль, март 1888
    Холст, масло. 32.5 x 40.5 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
    Заказать копию картины “Пара кожаных сабо”!
    Семён Талейсник

  2. СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ ВИНСЕНТА ВАН ГОГА «БОТИНКИ»
    Мы
    – старые и поношенные ботинки. Наш хозяин – фермер. Всю жизнь он много трудился, а мы верой и правдой служили ему. Но нам не только приходилось работать в любую погоду, но и проходить многие километры по полям и пашням. Времени свободного, чтобы ухаживать за нами, у него не было. Он нас не мыл, не сушил, не смазывал кремом, поэтому мы быстро износились. Наш хозяин продал урожай и купил себе новую обувь, а мы так и остались мокнуть под дождем, бедные и несчастные.
    (Ладыгин Тимофей, 3 класс)
    Мы, ботинки, стоим в углу за дверью. Из – за того, что нас давно не носили, мы запылились и заскучали. Наш хозяин забыл о нас, ведь мы старые и рваные. А было время, когда хозяин носил нас осенью и зимой, весной и летом, в дождливое время. Мы бегали по лужам, было весело и интересно. Но мы порвались и стали протекать. Поэтому хозяин кинул нас в угол и забыл, что мы у него есть.
    (Левченко Полина, 3 класс)
    Я – ботинок, меня зовут Петя. У меня есть брат – близнец, его зовут Коля. А вместе мы – ботинки. Мы любим зимой ходить в магазин. Больше всего мы любим весну и осень. Когда идет дождь, можно побегать по лужам. Мы летом живем в коробке в сарае. Лето – самое грустное время года, потому что о нас никто не вспоминает. Но когда приходит осень, нас достают из коробки, моют, чистят, и мы снова счастливы.
    (Якубова Алие, 3 класс)
    На картине я вижу два ботинка. Один ботинок большой, а другой – маленький. Оба ботинка на одну ногу. Видно, что ботинки долго носили. По виду ботинок видно, что их носили разные люди. Когда – то ботинки были красивые и теплые. Может, эти ботинки носили солдаты, охотники, путешественники. Ботинки износились, порвались, и их выкинули.
    (Гармашов Данила, 3 класс)
    Мы – несчастные помятые
    ботинки, нас никто не любит. У одного ботинка загнуты вниз углы. Шнурки у нас порваны и развязаны. Подошва
    у нас порванная.Мы живем у бедняка. Он нас везде бросает. Наш хозяин очень
    много
    работает и устает. Он работает огородником.
    На картине мы видим ботинки. Вид у них замученный, изношенный. Они очень долго служили хозяину. В ботинках можно гулять, а можно ходить на работу. Они так и говорят нам, что уже устали и сослужили хорошую службу. Черные ботинки хотят на покой.
    (Шаповалов Роман, 3 класс)
    Я – левый ботинок, меня зовут Артем. У меня есть брат, его зовут Илья. Я со своим братом Ильей люблю ходить на улицу в солнечную погоду, и совсем нам не нравится ходить на улицу в дождливую погоду по лужам. Наш хозяин любит нас и после прогулки протирает тряпкой и ставит нас на коврик. Когда мы постарели, хозяин купил себе новые ботинки, а нас положил в коробку и убрал ее в сарай.
    (Цибисова Анастасия, 3 класс)

  3. Ван Гог не раз выбирал для натюрморта весьма необычные предметы. Такой сюжет, как старые ботинки, нашел воплощение на шести полотнах, которые составили целую серию. Один из знакомых Ван Гога вспоминал, как художник специально искал на блошином рынке старую потрепанную обувь.
    Ботинки, изображенные на этой картине, ранее принадлежали какому-то рабочему. Когда Ван Гог их приобрел, они были старыми и ношеными, но при этом имели довольно чистый и опрятный вид. Дождавшись, когда пойдет дождь, Ван Гог одел их и отправился ходить по грязным городским улицам. Залепленная грязью обувь показалась художнику достойным сюжетом, и он принялся за натюрморт.
    Возможно, старые ботинки служили для Ван Гога олицетворением тяжелого труда простых людей. Жизнь крестьян и рабочих вдохновляла художника, даря ему бесконечное количество тем и сюжетов для картин.
    Ван Гог изображает старую грязную обувь со всей правдивостью и прямотой, без малейшего стремления романтизировать и приукрасить сюжет. Объемы сношенных ботинок моделируются жесткими черными тенями, а вся картина написана практически одним цветом. Как будто поникшие очертания ботинок подчеркивают их «усталость» и негодность.
    Картина художника Винсента Ван Гога «Пара ботинок II» 1886 г.
    Холст, масло. 37.5 x 45.0 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.

  4. Натюрморт «Башмаки» Ван Гог написал в 1887 году в Париже. Кроме этой картины, он создал еще пять подобных изображений старых ботинок. Вместе эти работы составили целую серию.
    Композиция картины предельно проста. Ваг Гог изобразил пару поношенных башмаков, расположив их в центре полотна на синем фоне.  Видимо, обувь принадлежит рабочему человеку. Один ботинок, как будто быстро скинутый с уставшей ноги, перевернут подошвой кверху.  Художник тщательно и правдиво изображает потерявшую форму обувь, ее стоптанные подошвы, истрепанные грубые шнурки.
    Колорит картины строится на сочетании красно-коричневого, темно-синего и черного цветов. Несмотря на свою композиционную простоту и отсутствие сюжета, полотно выглядит очень гармоничным.
    Почему же Ван Гог изобразил именно башмаки? Этот вопрос для искусствоведов до сих пор открыт. Возможно, он хотел показать, что для достижения цели человек должен не щадя усилий преодолевать препятствия и идти вперед. Возможно, поношенные ботинки являются олицетворением тяжелого непосильного труда рабочего человека.
    А может быть, художник не преследовал цели что-либо сказать. Просто, как настоящий творец, вдруг увидел какую-то необъяснимую гармонию в такой невзрачной вещи, как поношенные башмаки. И с легкостью мастера перенес ее на холст.
    Картина художника Винсента Ван Гога «Пара обуви» 1887 г.
    Холст, масло. 34.0 x 41.5 см. Художественный музей Балтимора, США

  5. Винсент Ван Гог. «Обувь». Музей Метрополитен.
    Присмотришься к этим поношенным, растоптанным, повидавшим всё и хлебнувшим вдоволь лиха обувкам – ботинкам, отдалённо напоминающим нам поношенные современные кеды или кроссовки, и тогда прочувствуешь сам или увидишь целую гамму отраженного в них бытия вплоть до момента снятия их с усталых крестьянских ног. После этого обоюдного облегчения они уже только и способны, молча отдыхать и не двигаясь, поведать и передать зрителю свои чувства, ощущения и переживания в их оригинальном и неповторимом художественном воплощении на холсте. Рассматривая картину, мы не можем даже сказать, где стоят эти башмаки. Вокруг них нет ничего, к чему они могли бы относиться, есть только неопределенное пространство. Художник предусмотрительно создал пустой фон, не отвлекающий смотрящего на посторонние предметы, чтобы он получше рассмотрел главный его объект – поношенные ботинки.
    «Три пары ботинок». Кембридж, Массачусетс, Музей искусств.
    Вот перед нами целая шеренга ботинок-горемык, которые просят не мешать им отдыхать и в то же время безнадежно-привычно демонстрируют свою разящую изношенность, нищету и усталость, слегка лениво и незаметно для нас, передвигая шнурки-руки, но не сплетая их, лишь в изнеможении опущенных и уложенных расслаблено вразброс. Особенно жалок крайний слева – вконец растоптанный с вывернутыми голенищами и загнутым навечно передним концом, а в перевёрнутом другом ботинке видна намечающаяся дыра в подошве, треснувшей на сгибе.
    Н.А.Дмитриева в своей моногрфии о Винсенте Ван Гоге “Человек и художник” (М. Художник, 1980), касаясь изображённых на холстах ботинок, пишет: – «Они словно говорят: на нас еще никто никогда как следует не смотрел – так посмотрите же! И мы смотрим и неожиданно для себя видим многое: долгие, долгие дороги, исхоженные упорным путником, покрытые угольной пылью, снегом и лужами, дороги с колдобинами и булыжниками, колючками и комьями земли; видим внутренним зрением и самого путника, который, подобно этим ботинкам, изрядно поизносился, побит и помят, но не потерял способность идти дальше – подметки сделаны на диво прочно и только отполировались от странствий, даже и шнурки не порвались, хоть и расшнуровались наполовину, а язычки башмаков вывалились и повисли набок, как язык у тяжело дышащей усталой собаки.»
    Ещё одно изображение ботинок без обнаруженного названия. На этом, предпоследнем в этой серии картин, второй ботинок тоже повёрнут кверху подошвой. Ван Гог явно хотел этим показать, до чего же они изношены, так как состояние подошвы говорит о скором соприкосновении стопы с матушкой – землёй через будущую, уже начинающую протираться дыру в ней. Хотя каблук, судя по его мало скошенным, местами ровным краям и сохранившемуся узору головок сапожных гвоздей ещё не стоптался, а может и был наново подбит деревенским сапожником. Выпирающие, участки кожи ботинка, после того как хозяин почистил их, сняв с ноги, отблескивают среди потёртостей чёрным цветом и отображают слепок натруженных мозолистых, огрубевших пальцев и неровности самой стопы… Пришло время показать и безымянную пару старых ботинок, стоящих на выщербленных досках, причём один из них уже даже без шнурка. Но кант подмёток ещё вроде не отстаёт и они ещё «каши не просят»… Всё же они кажутся уже сношенными.
    Ван Гогу не прощали новаторства в его склонности к мастерству, не ограниченному в выборе натуры. Его изображения возвышенного и прекрасного, которое пробивалось через понимание внутренней сути предметов и явлений: от ничтожных, рваных башмаков, до золотистых подсолнухов или фиолетовых ирисов, разноцветных букетов, ярко зелёных полей, ураганных ветров и мрачных заброшенных строений, вызывали непонимание у собратьев по цеху. Умение изображать, порой совершенно несопоставимые в художественном масштабе контрасты, поставило Ван Гога не только вне официальной эстетической концепции художников академического направления, но и заставило его выйти за рамки импрессионистической живописи, стать «попутчиком импрессионистов». Он умел концентрировать своё внимание на, казалось бы, мелочах, превратив, к примеру, персонажи с картины «Едоки картофеля» в символ «униженных и оскорблённых», и заставить стоптанные, рваные ботинки кричать о мучениках нищеты.
    Если бы авторы закрытия оконных проёмов дома в Нюэнене фрагментами картины «Едоки картофеля», добавили «такую мелочь», как все пять холстов с ботинками, как бы снятыми с ног этих едоков, вместо окон на обратной стороне фасада, то композиция в тематическом оформлении дома могла завершиться ещё более оригинально. Тогда и туристы обходили бы весь дом по окружности, а не проходили только вдоль его фасада.
    Пока Ван Гог жил, или как пишут, прозябал в голландской провинции, он любил тихую грусть этой страны и вдохновенно там творил… Рассказывают, что однажды в Эйндховене, сравнительно крупном промышленном городе, расположенном неподалеку от Нюэнена, и славившемся текстильными изделиями, шляпами и кружевами, местный торговец красками свел его с художником любителем – кожевником Керссемакерсом. В Эйндховене Винсент смотрел работы Керссемакерса, одобрил их, а тот нанес ему ответный визит в Нюэнен, где в ту пору проживал художник. Картины Винсента, развешанные и разбросанные где попало в неприбранной мастерской, показались кожевнику грубыми и аляповатыми. Они настолько отличались от всего, что он до сей поры привык понимать под живописью, что он простился с Винсентом довольно холодно и даже не пообещал зайти в другой раз.
    Винсент понимал, что его тяга к изображению быта и вещей бедняков не является популярной темой продаваемых и покупаемых полотен и их рыночная стоимость невелика, но взгляды на коммерческую выгоду никогда не довлели над Ван Гогом. Он был и умер нищим. Возможно, что его ботинки имели такой же вид, как и изображённые им на его пяти холстах. Знаете, сколько сотен миллионов долларов теперь стоят эти ботинки на картине? Не самая дорогая, но, безусловно, интересная работа недавней коллекции аукциона Кристи – «Пара ботинок» (38х42; 1886-1887; 8-12 млн. долл.) кисти Винсента Ван Гога. Четыре из пяти картин серии находятся в разных музеях мира, лишь одна – у частного коллекционера, который и выставил ее не так давно на продажу. Менее известны ещё пять картин Вансента Ван Гога, на которых изображена обувь. На одной он нарисовал кожаные сабо. А на другой – полусапожки…
    “ПАРА КОЖАНЫХ САБО”. Арль, март 1888. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам.
    Кожаные начищенные сабо никакого отношения к крестьянским или рабочим ботинкам не имеют. Это обувь другого класса людей, другой социальной группы. Они нарядны, не стоптаны, смазаны ваксой и готовы к воскресному выхода их хозяина на прогулку в парк, приходу в гости, приёму приглашённых гостей дома.
    Наименования и место экспозиции этих полусапожек определить мне не удалось. Обувь, по-видимому, кожаная, далеко не новая, возможно женская. Думаю, что она не крестьянская, а городского владельца, работника какой-нибудь мастерской или фабрики. Возможно, домохозяйки. Сброшены небрежно, так как стоят перепутано по стороне ног, на грубо крашенном полу.
    Ещё на трёх натюрмортах художник нарисовал деревянные кломпы рядом с овощами, кухонной посудой, бутылками с вином и хлебом….
    Натюрморт с капустой и деревянными башмаками”.1881. Музей Ван Гога. Амстредам.
    В 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), ван Гог создает свою одну из двух первых живописных работ : «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками». Это один из ранних натюрмортов Ван Гога, выполненный во время обучения у Антона Мауве в Гааге. Потемневший кочан капусты, лежащие рядом клубни картофеля, либо свёкла с морковью, соседствуют почему-то с парой деревянных кломпов, то ли на полке с неплотно пригнанными досками, то ли на полу сарая или кухни…
    “Натюрморт с сабо и горшками”. Нюэнен, ноябрь 1884. Центральный музей, Нидерланды.
    В сентябре 1855 он пишет «Натюрморт с глиняной посудой, бутылью и двумя деревянными башмаками». Это одна из самых ярких картин по применённым краскам
    Натюрморт с глиняным горшком, бутылкой и сабо. Оттерло. Музей Кроллер-Мюллер.
    На этих картинах деревянная обувь не выписана, а просто как бы является показателем крестьянского быта, наряду с утварью и другими атрибутами его. Поэтому и я не стал останавливать внимание читателя на деталях полотен. Просто на них изображена деревянная обувь кломпы (кломпены) или сабо, распространённая прежде в Фламандии, Фландрии и Скандинавии.
    Закончить своё эссе о «ботинках» Ван Гога мне бы хотелось словами крупного немецкого философа Мартина Хайдеггера, который в своём трактате «Истоки художественного творения» (1935/36) писал об этих картинах следующее: «Из темного истоптанного нутра этих башмаков неподвижно глядит на нас упорный труд тяжело ступающих ног во время работы в поле. Тяжелая и грубая прочность башмаков собрала в себе все упорство неспешных шагов вдоль широко раскинувшихся и всегда одних и тех же борозд, над которыми стоит пронизывающий, резкий ветер. На этой коже осталась сытая серость почвы. Одиночество забралось под подошвы этих башмаков, одинокий путь возвращения с поля домой вечерней порой. Немотствующий зов земли отдается в этих башмаках, земли, щедро дарящей зрелость зерна, земли с необъяснимой самоотверженностью ее пустынных полей в глухое зимнее время. Тревожная забота о будущем хлебе насущном сквозит в этих башмаках…».
    Лучше не скажешь. И Винсент Ван Гог всё это показал на своих десяти холстах с разнообразными башмаками…
    На посошок, позвольте привести неожиданное для меня стихотворение, посвящённое башмакам Ван Гога:
    Арсений ТАРКОВСКИЙ
    Пускай меня простит Винсент Ван Гог
    За то, что я помочь ему не мог,
    За то, что я травы ему под ноги
    Не постелил на выжженной дороге,
    За то, что я не развязал шнурков
    Его крестьянских пыльных башмаков,
    За то, что в зной не дал ему напиться,
    Не помешал в больнице застрелиться.
    Стою себе, а надо мной навис
    Закрученный, как пламя, кипарис.
    Лимонный крон и темно-голубое, –
    Без них не стал бы я самим собою;
    Унизил бы я собственную речь,
    Когда б чужую ношу сбросил с плеч.
    А эта грубость ангела, с какою
    Он свой мазок роднит с моей строкою,
    Ведет и вас через его зрачок
    Туда, где дышит звездами Ван Гог.
    1958

  6. Творчество знаменитого художника Ван Гога многими людьми воспринимается неоднозначно, но редко кого оставляет равнодушным. Практически любая его картина вызывает вокруг себя многочисленные споры, во время которых мнения порой разделяются на прямо противоположные. Не стала исключением и довольно известная картина Ван Гога “Пара ботинок”, которая была написана в 1887 году в Париже.
    Эта картина является одним из шести сюжетов целой серии под названием “Старая обувь”. Сюжет этой серии до сих пор кажется странным и непонятным, и есть мнение, что он представляет собой продолжение одного из известнейших полотен Ван Гога под названием “Едоки Картофеля””, на котором изображена группа крестьян во время ужина. Примечательным в данной картине является то, что ни у одного из её персонажей не видны ноги и, в частности, их обувь, что возможно побудило художника написать серию полотен посвящённую старой обуви, которая может быть отражением жизненного пути её владельца.
    Сюжет картины “Пара ботинок” незамысловат и сама картина заставляет скорее вдумчиво всматриваться в неё, нежели любоваться ею. На полотне изображена пара достаточно тяжёлых мужских ботинок, изрядно поношенных, но ещё довольно крепких, подбитых двумя рядами блестящих гвоздей. Судя по внешнему виду обуви её хозяином является рабочий человек не имеющий большого достатка, не смотря на то, что вынужден тяжело трудиться. О тяжёлой усталости владельца ботинок можно судить по тому, с какой небрежностью они стоят, словно их скинул с ног человек, для которого каждое движение является болезненно – мучительным. Небрежно разбросанные шнурки, перевёрнутый подошвой кверху один из ботинков – всё это говорит о том, что человек снявший их со своих усталых ног изнурён и, возможно, подавлен.
    Кто-то глядя на это полотно может увидеть жизнь владельца этой обуви – жизнь полную изнурительного физического труда и лишений, в которой единственной радостью является снять вечером с натруженных и гудящих ног ботинки и забыться до утра, уйдя от реалий окружающей действительности в мир грёз и сновидений .
    Кому-то сюжет картины может навеять мысли о нужде хозяина ботинок, которая выражается в необходимости экономии на всём, в том числе и на обуви, донашивая её до самой последней возможности. В то же время не смотря на потрёпанный вид ботинки выглядят достаточно крепкими и это говорит в пользу того, что их хозяин привык покупать обувь из расчёта длительной носки, ставя перед собой цель экономии средств.
    Кто-то может подумать о тех дорогах, по которым ходил владелец обуви. Судя по блестящим гвоздям походил он немало и, возможно, также немало повидал. А быть может попросту в силу необходимости он вынужден регулярно проходить длинный путь, чтоб оказаться дома, в постели.
    Возможно кто-то не увидит на картине ничего, кроме старых потрёпанных ботинок, и тоже по своему будет прав. Ведь о том, какую цель преследовал сам автор в процессе написания этого полотна можно только догадываться, и каждый человек имеет право на своё мнение, но в любом случае ничьё мнение не сможет ни в коей мере умалить гениальность Ван Гога.

  7. February 7th, 2011 (01:44 am)
    Tags: живопись, музеи
    10
    Это была любимая картина Чарли Чаплина. Не уверен, что именно эти ботинки, их у Ван-Гога несколько, но сути это не меняет.
    «Из темного истоптанного нутра этих башмаков неподвижно глядит на нас упорный труд тяжело ступающих ног во время работы в поле. Тяжелая и грубая прочность башмаков собрала в себе все упорство неспешных шагов вдоль широко раскинувшихся и всегда одних и тех же борозд, над которыми стоит пронизывающий, резкий ветер. На этой коже осталась сытая серость почвы. Одиночество забралось под подошвы этих башмаков, одинокий путь возвращения с поля домой вечерней порой. Немотствующий зов земли отдается в этих башмаках, земли, щедро дарящей зрелость зерна, земли с необъяснимой самоотверженностью ее пустынных полей в глухое зимнее время. Тревожная забота о будущем хлебе насущном сквозит в этих башмаках»
    Мартина Хайдеггер, «Истоки художественного творения» (1935/36)

    Вверху цвета картины явно перенапряжёны, а тут наоборот:
    Но и это сути не меняет.
    *
    гугловский артпроект в музее Ван Гога (Амстердам) (тут можно сесть на холст мухой и разглядывать мазки и трещинки)
    Сайт музея, постоянная экспозиция, очень внятный, простая навигация. Тоже есть возможность мухой ползать по любой картине, но при этом невозможно скопировать ни одной картинки. Сделано ловко и тактично: у вас есть всё и ничего.
    Я там был, в музее, увёз вот этот постер, недавно повесил дома, наконец:
    большая
    Но постеры и фото неточно передают насыщенность жёлтых, холодных и горячих, оттенки, от лимонного до почти оранжевого . Натюрморт искрится и светится, и рама выкрашена щедрыми мазками.

  8. СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ ВИНСЕНТА ВАН ГОГА «БОТИНКИ»

    Мы – старые и поношенные ботинки. Наш хозяин – фермер. Всю жизнь он много трудился, а мы верой и правдой служили ему. Но нам не только приходилось работать в любую погоду, но и проходить многие километры по полям и пашням. Времени свободного, чтобы ухаживать за нами, у него не было. Он нас не мыл, не сушил, не смазывал кремом, поэтому мы быстро износились. Наш хозяин продал урожай и купил себе новую обувь, а мы так и остались мокнуть под дождем, бедные и несчастные.
    (Ладыгин Тимофей, 3 класс)
    Мы, ботинки, стоим в углу за дверью. Из – за того, что нас давно не носили, мы запылились и заскучали. Наш хозяин забыл о нас, ведь мы старые и рваные. А было время, когда хозяин носил нас осенью и зимой, весной и летом, в дождливое время. Мы бегали по лужам, было весело и интересно. Но мы порвались и стали протекать. Поэтому хозяин кинул нас в угол и забыл, что мы у него есть.
    (Левченко Полина, 3 класс)
    Я – ботинок, меня зовут Петя. У меня есть брат – близнец, его зовут Коля. А вместе мы – ботинки. Мы любим зимой ходить в магазин. Больше всего мы любим весну и осень. Когда идет дождь, можно побегать по лужам. Мы летом живем в коробке в сарае. Лето – самое грустное время года, потому что о нас никто не вспоминает. Но когда приходит осень, нас достают из коробки, моют, чистят, и мы снова счастливы.
    (Якубова Алие, 3 класс)
    На картине я вижу два ботинка. Один ботинок большой, а другой – маленький. Оба ботинка на одну ногу. Видно, что ботинки долго носили. По виду ботинок видно, что их носили разные люди. Когда – то ботинки были красивые и теплые. Может, эти ботинки носили солдаты, охотники, путешественники. Ботинки износились, порвались, и их выкинули.

    (Гармашов Данила, 3 класс)
    Мы – несчастные помятые ботинки, нас никто не любит. У одного ботинка загнуты вниз углы. Шнурки у нас порваны и развязаны. Подошва у нас порванная.Мы живем у бедняка. Он нас везде бросает. Наш хозяин очень много работает и устает. Он работает огородником.
    ( )
    На картине мы видим ботинки. Вид у них замученный, изношенный. Они очень долго служили хозяину. В ботинках можно гулять, а можно ходить на работу. Они так и говорят нам, что уже устали и сослужили хорошую службу. Черные ботинки хотят на покой.
    (Шаповалов Роман, 3 класс)
    Я – левый ботинок, меня зовут Артем. У меня есть брат, его зовут Илья. Я со своим братом Ильей люблю ходить на улицу в солнечную погоду, и совсем нам не нравится ходить на улицу в дождливую погоду по лужам. Наш хозяин любит нас и после прогулки протирает тряпкой и ставит нас на коврик. Когда мы постарели, хозяин купил себе новые ботинки, а нас положил в коробку и убрал ее в сарай.
    (Цибисова Анастасия, 3 класс)
    ХОККУ

    ОСЕННИЙ ДЕНЬ

    Идет дождь За большим окном. Он такой холодный!
    (Левченко Полина, 3 класс)
    Дождь капает. Тучи хмурые стоят. Сижу я дома одна.
    (Измайлова Екатерина, 3 класс)
    Красные рябины. Осень золотая. Птицы потянулись на юг.
    (Секереш Данил, 3 класс)
    Куст за окном облетел. Птицы на юг улетели. Настала осенняя пора.
    (Сивков Артем, 3 класс)
    На золотой паутине лист сверкает. Птицы, улетая на юг, кричат. Пошел дождь. ( 3 класс )
    Птицы улетели на юг. Наступила осень. Пошли дожди.
    (Цибисова Анастасия, 3 класс)
    Дожди идут, И небо хмурое. Эх, как хочется погулять!

    (Сысоева Юлия, 3 класс)
    Желтые листья Падают на землю, Словно дождь золотой.
    (Чурикова Анна, 3 класс)
    Начался урок. Нет, не ко мне, К Юле подошла учительница. (Гармашов Данила, 3 класс)

    ПРИШЛА ОСЕНЬ

    На пороге золотая осень. Слышен крик печальных птиц. И душу заполнила печаль.

    ОСЕННИЙ ЛИСТ

    Прилетела осень, Улетели птицы, Плачет природа упавшим листом.

    СЛЕЗЫ ОСЕНИ

    Печальна музыка дождя. По луже проплывает лист. У осени заплаканы глаза.

    ТИШИНА ОСЕНИ

    Слышны шаги По мокрому асфальту. Бредет среди опавших листьев осень.
    (Коваленко Александр, 3 класс)
    Осень – Это листья золотые, Это радость и дожди.
    (Мирошниченко Анна, 3 класс)

    ИСТОРИИ О ПРЕДМЕТАХ, ЖИВУЩИХ РЯДОМ С НАМИ

    ХОЛОДИЛЬНИК

    На кухне стоит холодильник, в нем живут продукты, которые без холода не смогут жить. Они проживают на разных этажах. А некоторые даже поселились в морозильнике. Рядышком на одной полочке живут сыр, колбаса, молоко и вода. А на первом этаже общаются помидоры, огурцы и даже большой арбуз. Вместе им очень весело. Это большая дружная семья.
    (Сейтоплаева Алиме, 3 класс)

    КУКЛА ТАНЯ

    В моей комнате живет кукла. Ее зовут Таня. Она, как настоящая, умеет плакать. Ее можно кормить, поить из бутылочки. У моей Тани есть соски. Когда ее надо уложить спать, ей надо дать одну соску. Она закроет глазки и будет спать. Другую соску я ей даю, когда с ней гуляю. У моей куклы красивая коляска и много одежды. Мне так интересно с ней гулять, ведь она как живая! Я ее очень люблю.
    (Цибисова Анастасия, 3 класс)

    СТОЛИК

    У меня дома есть кухонный стол. Он большой и деревянный. За ним собирается вся наша семья. Мы завтракаем, обедаем и ужинаем за этим столом. Но иногда папа нервничает и бьет по столу кулаком. И стол начинает покачиваться и скрипеть. Когда никого дома нет, он стоит один, печальный и пустой. Но когда все снова соберутся дома, стол оживает и с гордостью продолжает служить людям.
    (Левченко Полина, 3 класс)

    МОИ КНИЖКИ

    Я люблю читать свои книги. У меня есть школьные и домашние книги. Больше везет школьным книгам, потому что я ношу их в школу. Их я больше читаю, потому что по ним нам задают задание. Когда я читаю книжку, то узнаю много интересного из жизни.
    (Осипова Анна, 3 класс)

    ИСТОРИЯ БУЛАВКИ

    У меня в доме живут булавки. Они лежат в коробке. У булавок есть соседи – иголки и нитки. Булавки, как матрешки, от большой до самой маленькой. Если что – то порвалось, булавка выручает. Булавка сделана из прочного металла.

  9. Прямо скажем, не самый веселый человек был Винсент Ван Гог. С детства отличался молчаливостью и мрачным восприятием действительности, довольно неуравновешенным характером, пессимизмом. И не удивительно. Наверное, не самое веселое дело — быть старшим сыном в многодетной семье голландского священника. Образовывался Винсент то тут, то там, то в гимназии, то с домашними учителями. Лучше всего ему давались языки, он хорошо освоил английский, немецкий и французский. В конце концов поступил на работу в фирму к родному дяде, который занимался торговлей живописью. Там он научился отличать «зерна от плевел», разбираться в искусстве. Поработал-поработал, потом повалила его депрессуха и ушел в священники, поступил на теологический факультет. Но не доучился и стал простым миссионером. При чем вовлекся в процесс по самые, тогда ещё целые-невредимые, уши. Переводил священные тексты на ранее освоенные языки, отдавал все сбережения беднякам и нищим, сам жил впроголодь. Вот, например, как скромно выглядела его спальня в Арле, где он творил в последние годы жизни:
    Состраданием к страданиям, а так же сочувствию тяжелой жизни крестьян и ремесленников пронизаны многие его работы. Вот, например, одна из самых известных, «Поедатели картофеля»:
    Думаю, картошка, как и подсолнухи, очень нравилась художнику. Вот та же картоха, но ещё не сваренная:
    В 80-х годах позапрошлого столетия Ван Гог вернулся к искусству, но уже не как ценитель, а как творец. Посещал Академию художеств в Брюсселе (1880—1881) и Антверпене (1885—1886), особенно любил изображать простой люд: шахтеров, крестьян, ремесленников. Вот, например, «Портрет папаши Танги»:
    Кстати, про подсолнухи. Они у Ван Гога существуют в разнообразном количестве: есть картины с двумя, тремя, четырьмя, пятью, двенадцатью и пятнадцатью подсолнухами. Вероятно потому, что любил он желто-оранжевые цвета.
    Сей факт (преобладание желтых тонов) считается в среде специалистов-искусствоведов ещё одним подтверждением сумасшествия живописца. Лично мне такое заключение кажется чрезмерным (иначе и меня тоже можно упечь в желтый дом — люблю всё оранжевенькое).
    Безумие Ван Гога — любимейшая тема для обсуждения. Действительно, перемены в его настроении легко можно проследить в работах, сделанных в небольших временных отрезках. Вот те же подсолнухи. Весёлые:
    И грустные:
    Или ботинки. Веселые ботинки:
    И печальные ботинки:
    Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *