Сочинение на тему бумажная победа улицкая

6 вариантов

  1. Вступительное слово
    Людмила Улицкая https://www.personbio.com/view_post.php?id_info=6922
    Людмила Евгеньевна Улицкая — прозаик, сценарист, драматург. Её называют гранд-дамой в литературе, считают самой титулованной из российских писательниц. Она лауреат престижных французских и итальянской литературных премий Медичи и Джузеппе Ачерби, лауреат премии «Букер». Зарубежные читатели давно признали талант Улицкой. Печататься она начала во Франции и только потом в России. Это было в конце 80-х. Сегодня Л. Улицкая — одна из читаемых отечественных писательниц.
    Родилась писательница 21 февраля 1943 года в городе Давлеканово (Башкирия). Сейчас живёт в Москве. По профессии — биолог, но она давно оставила свою специальность. На рубеже 1980-х и 1990-х годов вышли два фильма, снятые по созданным Улицкой сценариям — «Сестрички Либерти» (1990, режиссер – Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссер – Анатолий Матешко). Широкую известность писательница приобрела в 1992 году, после появления в «Новом мире» ее повести «Сонечка». В 1996 году, в том же «Новом мире», был опубликован роман «Медея и ее дети», который вывел ее в число финалистов Букеровской премии 1997 года.
    Книги писательницы переведены на 25 языков. Людмила Улицкая названа лучшей писательницей 2004 года. Многие произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом. Это, в большинстве своём, то, что она пережила в детские годы. С 1989г. по 2000 г. Улицкая создает цикл произведений «Детство-49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа».
    Л. Улицкая характеризует свое творчество так: «Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жёсткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни». При этом Людмила Евгеньевна – человек сомневающийся, она не скрывает, что до сих пор испытывает «ощущение дилетантизма»: «Я как бы временный писатель, вот напишу все и пойду делать что-то другое».
     «Детство сорок девять»
    Художник Владимир Любаров
    Людмила Улицкая о своей книге «Детство сорок девять»: «В биологии есть такое понятие «импринтинг» — первое острое впечатление живого существа. Например, если только что вылупившемуся цыплёнку показать валенок, то он будет считать этот валенок своим родителем. И в жизни человека есть периоды, когда он очень чувствителен. Прежде всего — время детства, когда всё укрупнено, усилено, имеет дополнительные краски, как будто существует еще один спектр цветов, звуков… Стереоскопическое зрение ребенка срабатывает и до сих пор: меня так и не отпускают мои детские воспоминания».
    «Детство сорок девять» — это и есть книга воспоминаний автора о детстве. Это словно сновидения взрослого человека о давно ушедшем детстве. Все спят и видят один общий сон, утягивающий на полвека назад, в голодную послевоенную Москву, к очередям за капустой, в снесенные временем московские дворы, где светятся таинственным светом окна деревянных домишек, где толстая кошка переходит улицу, а за углом злые мальчишки…
    Рассказы, вошедшие в сборник, впервые были опубликованы в газете «Пионерская правда».
    Система вопросов к рассказу «Бумажная победа»:
    1. Какое впечатление произвел на вас рассказ?
    Заставил задуматься об отношениях друг с другом.
    2. Почему Л. Улицкая сводит описание природы и появление героя в одно предложение?
    Изображение природы помогает лучше понять душевное состояние главного героя.
    3. Почему главный герой рассказа Геня Пираплетчиков был чужим для всех ребят во дворе?
    Все ребята во дворе не любили Геню, поскольку он очень от них отличался: нелепый, болезненный, несамостоятельный мальчик, который не может постоять за себя. Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других он не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Причиной постоянных насмешек были нелепая фамилия Гени, и его смешная походка, и то, что у него всегда был заложен нос, и как нелепо из-за постоянных простуд, был одет мальчик, и то, что старенькая бабушка водила его за ручку в школу и из школы.
    4. Когда происходили события, описанные в рассказе? 
    В послевоенное время.
    5. Найдите в рассказе приметы послевоенного времени. 
    Понять, что в рассказе описаны события, происходящие в послевоенное время можно по тому, как ребята одеты, какие подарки они дарят («Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков»). То, что на праздничном столе («К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом»), и какая мебель в доме, и отношение к немцам в связи с войной. Какое скромное угощение в доме Гени (карамельки и подушечки — единственное лакомство для детей), бедная одежда ребят, настороженное отношение к тому, что Бетховен — немецкий композитор.
    — Теть Мусь! А этот кто? Пушкин?
    Мать улыбнулась и ласково ответила:
    — Это Бетховен, Женя. Был такой немецкий композитор. Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку.
    — Немецкий?- бдительно переспросил Айтыр.
    Но мама поспешила снять с Бетховена подозрения:
    — Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма.
    В тексте также есть указание на то, что у половины ребят отцы погибли на фронте.
    6. С какой целью Геня делал игрушки: чтобы показать, на что он способен, или чтобы обеспечить игроков фантами?
    Геня не хвастается своим искусством, своим талантом, которому сам он не придавал никакого значения. Для него важно то, что это пустяковое, с его точки зрения, умение позволило ему по-новому взглянуть на ребят («Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые…») и изменило отношение ребят к нему («Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили»).
    7. Какова роль музыки в этом рассказе?  Произведения каких композиторов тут звучат? Каково отношение автора к музыке? Какими средствами это показано?
    Музыка удивляет детей, завораживает. Она примиряет Геню и детей. Звучит музыка Шуберта, Бетховена. Автор подчеркивает легкость звучания музыки, исполнения произведений («легко бегущие звуки», «руки, порхающие над клавишами»).
    8. Какое открытие сделали для себя ребята? Как они слушали музыку?
    Они узнали о том, что мама и Геня прекрасно играют на пианино. Геня оказался великим мастером по изготовлению игрушек из бумаги. «Генечка, пожалуйста!», — все его благодарили. Музыка, как и природа, помогает изменить непримиримых врагов. Мир, который окружает детей, серый, бедный, в нем мало ярких красок. И вот в их жизни появляется музыка, яркая, богатая, красивая, и наполняет их мир цветом. Музыка укрепила силу духа Гени.
    «Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. Он, сам того не замечая, вынул из кармана платок, утер нос — и никто не обратил на это внимания, даже он сам».
    9. Победа, о которой идёт речь в рассказе «бумажная». Выходит, она ненастоящая, хрупкая?
    Геня одержал настоящую победу, потому что овладеть искусством оригами непросто. К любому таланту нужно относиться с уважением. Каждый из нас умеет делать что-то лучше других, только не все это видят и замечают, не все это умеют оценить, нужно обязательно этому учиться.
    А бумажная она вовсе не потому что ненастоящая, а потому, что именно умение создавать бумажные фигурки изменило мироощущение самого Гени и отношение ребят к нему.
    «Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения».
    10. Как про­бу­дить в че­ло­ве­ке гу­ман­ное от­но­ше­ние к тем, кто на него не похож?
    Мы жи­вём в об­ще­стве, и мно­гие лю­ди, в том чис­ле и дети, от­ли­ча­ют­ся от дру­гих. Но от­но­ше­ние к этим «дру­гим» долж­но быть та­ким же, как и к осталь­ным. Лю­ди, не об­ла­да­ю­щие ми­ло­сер­ди­ем по от­но­ше­нию к непо­хо­жим на них окру­жа­ю­щим, ста­но­вят­ся агрес­сив­ны­ми и злоб­ны­ми. Нуж­но объ­яс­нить та­ким лю­дям, что ко всем на­до от­но­сить­ся по-че­ло­ве­че­ски.
    История, рассказанная в «Бумажной победе», учит нас не обращать особого внимания на внешность человека, советует лучше приглядеться к его душе. Ведь все литературные произведения, так или иначе, чему-то учат. Вспомним, к примеру, русскую пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают».
    11. В каком еще художественном произведении автор поднимает тему толерантного отношения? 
    В сказке «Гадкий утенок» Х.К. Андерсен преподносит читателям важный урок толерантного отношения к тем, кто отличается от окружающих своей внешностьюТо, что один не похож на другого, не означает, что он заслуживает пренебрежительного отношения.
    Гадкий утенок даже сам себе казался безобразным. Лишь тогда осознал, что он другой, когда встретил лебедей и понял, что он один из них. Ведь эти грациозные птицы приняли его в свое сообщество, заботливо и уважительно отнеслись к молодому лебедю, которого среди уток и кур долго считали некрасивым переростком.
    Так и в рассказе «Бумажная победа» главный герой, которого дети со двора считали изгоем, сумел доказать ребятам, что он ничуть не хуже них, он интересный, у него есть талант.
    Список использованных источников:
    Биография Людмилы Улицкой [Электронный ресурс]. URL: https://www.personbio.com/view_post.php?id_info=6922
    Людмила Улицкая «Бумажная победа» [Электронный ресурс]. URL: https://www.rulit.me/books/bumazhnaya-pobeda-read-113045-1.html
    Иллюстрация Владимира Любарова к книге Людмилы Улицкой «Детство сорок девять» [Электронный ресурс]. URL: http://www.lubarov.ru/main.aspx
    Рецензент: Мишутина Ирина, ФЛ-РЛБ-51.

  2. Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.
    Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.
    Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.
    Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
    Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.
    На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.
    И воздух, и земля – все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.
    Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.
    Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул – брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:
    – Генька хромой, сопли рекой!
    Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
    Геня кинулся к своей двери – с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.
    …Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
    – Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.
    – Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,ответила мать.
    – Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.
    – Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.
    – Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.
    – У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.
    Старушка промолчала.
    – Твои старые ботики никому не нужны.
    – При чем тут ботики?..- тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.
    Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.
    Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами – это “разбойники”, убегая от “казаков”, оставляли свои знаки.
    Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо – боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.
    Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.
    Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.
    – Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.
    – Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.
    – Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.
    Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:
    – И ты, Женя, приходи.
    Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.
    – А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.
    И мать пошла ставить тесто.
    Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино – такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке – это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: “А это твой дедушка? Или папа?”
    Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:
    – Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница…- И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию…
    К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.
    Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги… Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
    Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась “Веселый час”, написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей – некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось…
    Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков.
    Все чинно расселись вокруг стола, мать разлила по стаканам самодельную шипучку с коричневыми вишенками и сказала:
    – Давайте выпьем за Геню – у него сегодня день рождения.
    Все взяли стаканы, чокнулись, а мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла “Турецкий марш”. Сестрички завороженно смотрели на ее руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется.
    Невозмутимый Айтыр ел винегрет с пирожком, а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки.
    Мать играла песни Шуберта. Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей, в полном молчании поедавших угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки.
    Хозяин праздника, с потными ладонями, устремил глаза в тарелку. Музыка кончилась, выпорхнула в открытое окно, лишь несколько басовых нот задержались под потолком и, помедлив, тоже уплыли вслед за остальными.
    – Генечка,- вдруг сладким голосом сказала бабушка,- может, тоже поиграешь?
    Мать бросила на бабушку тревожный взгляд. Генино сердце едва не остановилось: они ненавидят его за дурацкую фамилию, за прыгающую походку, за длинный шарф, за бабушку, которая водит его гулять. Играть при них на пианино!
    Мать увидела его побледневшее лицо, догадалась и спасла:
    – В другой раз. Геня сыграет в другой раз.
    Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищенно произнесла:
    – А он умеет?
    …Мать принесла сладкий пирог. По чашкам разлили чай. В круглой вазочке лежали какие угодно конфеты: и подушечки, и карамель, и в бумажках. Колька жрал без зазрения совести и в карман успел засунуть. Сестрички сосали подушечки и наперед загадывали, какую еще взять. Боброва Валька разглаживала на острой коленке серебряную фольгу. Айтыр самым бесстыжим образом разглядывал комнату. Он все шарил и шарил глазами и, наконец, указывая на маску, спросил:
    – Теть Мусь! А этот кто? Пушкин?
    Мать улыбнулась и ласково ответила:
    – Это Бетховен, Женя. Был такой немецкий композитор. Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку.
    – Немецкий?- бдительно переспросил Айтыр.
    Но мама поспешила снять с Бетховена подозрения:
    – Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма.
    Бабушка уже открыла рот, чтобы рассказать, что эту маску подарила тете Мусе ее учительница, но мать строго взглянула на бабушку, и та закрыла рот.
    – Хотите, я поиграю вам Бетховена?- спросила мать.
    – Давайте,- согласился Айтыр, и мать снова выдвинула табурет, крутанула его и заиграла любимую Генину песню про сурка, которого почему-то всегда жалко.
    Все сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились. Ужасное напряжение, в котором все это время пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеется, а все слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки. Мать кончила играть.
    – Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь. Во что вы любите играть?
    – Можно в карты,- простодушно сказал Колюня.
    – Давайте в фанты,- предложила мать.
    Никто не знал этой игры. Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. Лилька, девочка со сложно заплетенными косичками, всегда носила в кармане гребенку, но отдать ее не решилась – а вдруг пропадет? Айтыр положил на стол кораблик и сказал:
    – Это будет мой фант.
    Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку.
    – Геня, сделай девочкам фанты,- попросила мать и положила на стол газету и два листа плотной бумаги. Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб…
    Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. Лодка… кораблик… кораблик с парусом… стакан… солонка… хлебница… рубашка…
    Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука.
    – И мне, и мне сделай!
    – Тебе он уже сделал, бессовестная ты! Моя очередь!
    – Генечка, пожалуйста, мне стакан!
    – Человечка, Геня, сделай мне человечка!
    Все забыли и думать про фанты. Геня быстрыми движениями складывал, выравнивал швы, снова складывал, загибал уголки. Человек… рубашка… собака…
    Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. Он, сам того не замечая, вынул из кармана платок, утер нос – и никто не обратил на это внимания, даже он сам.
    Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые…
    Айтыр на подоконнике крутил газетный лист, он распустил кораблик и пытался сделать заново, а когда не получилось, он подошел к Гене, тронул его за плечо и, впервые в жизни обратившись к нему по имени, попросил:
    – Гень, посмотри-ка, а дальше как…
    Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слезы в мыльную воду.
    Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…

  3. Людмила Евгеньевна Улицкая
    Бумажная победа
    Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.
    Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.
    Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.
    Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
    Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.
    На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.
    И воздух, и земля – все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.
    Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.
    Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул – брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:
    – Генька хромой, сопли рекой!
    Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
    Геня кинулся к своей двери – с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.
    …Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
    – Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.
    – Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,ответила мать.
    – Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.
    – Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.
    – Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.
    – У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.
    Старушка промолчала.
    – Твои старые ботики никому не нужны.
    – При чем тут ботики?..- тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.
    Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.
    Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами – это “разбойники”, убегая от “казаков”, оставляли свои знаки.
    Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо – боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.
    Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.
    Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.
    – Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.
    – Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.
    – Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.
    Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:
    – И ты, Женя, приходи.
    Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.
    – А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.
    И мать пошла ставить тесто.
    Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино – такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке – это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: “А это твой дедушка? Или папа?”
    Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:
    – Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница…- И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию…
    К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.
    Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги… Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
    Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась “Веселый час”, написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей – некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось…

  4. Прочитала я сейчас рассказ Людмилы Евгеньевны Улицкой “Бумажная победа” о мальчике Гене. Для читательского дневника нужно 5-6 предложений, попробую вместить.
    Геня Пираплетчиков – мальчик с кривыми ногами, часто болел вследствие чего нос у него был постоянно заложен, фамилию свою воспринимал как унижение.
    Наступила весна, Геня вышел на улицу, а Колька Клюквин бросил в него грязь и начал дразниться, после чего Геня убежал домой.
    Мама с бабушкой чтобы помочь сыну наладить отношения с ребятами решили позвать всех домой на день рождение мальчика.
    В назначенный день все пришли, после того как они покушали и послушали музыку на фортепиано, мама предложила поиграть в фанты.
    Однако фантов ни у кого не оказалось и Женя Айтыр, увидев кораблик из газеты взял его вместо фанта.
    Все дети начали просить Геню сделать им тоже фанты из газеты, кому лодку, кому собаку, стакан, человечка. Так ребята и зауважали Геню. К слову сказать Геня в этом деле был мастером, пока лежал в больнице научился делать разные фигурки из газеты.
    Главная мысль рассказа в том, что несмотря на какие то физические недостатки или нелады со здоровьем, человек может оказаться очень достойным.

  5. 1 Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Псковской области «Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества» Областной конкурс «Юные дарования» 2014/2015 «Юный знаток литературы» Финал 6 класс Задания Задание 1. Соотнесите автора и название произведения. Ответ оформите в столбик вот так: 1-А 2-Б 3-В и т.д. 1 А.И. Куприн А “Синяя птица” 2 П.П. Бажов Б “Приключения Оливера Твиста” 3 Д.Р.Р. Толкин В “Уроки французского” 4 М. Метерлинк Г “Малахитовая шкатулка” 5 А.П. Платонов Д “Остров сокровищ” 6 Ч. Диккенс Е “Хоббит, или Туда и обратно” 7 Р.Л. Стивенсон Ж “Белый пудель” 8 В.Г. Распутин З “Неизвестный цветок” Задание 2. Внимательно прочитайте текст. 8 баллов Людмила Улицкая Бумажная победа Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение. Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой. Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать. Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком. Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи. На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо. И воздух, и земля – все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой. Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор. Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул – брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо.
    2 Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок: – Генька хромой, сопли рекой! Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр. Геня кинулся к своей двери – с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече….вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом. – Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка. – Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, – ответила мать. – Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты. – Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник. – Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка. – У тебя есть что красть?- холодно спросила мать. Старушка промолчала. – Твои старые ботики никому не нужны. – При чем тут ботики?..- тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко. Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым. Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами – это “разбойники”, убегая от “казаков”, оставляли свои знаки. Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо – боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели. Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой. Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник. – Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она. – Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня. – Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться. Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру: – И ты, Женя, приходи. Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась. – А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр. И мать пошла ставить тесто. Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино – такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке – это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: “А это твой дедушка? Или папа?” Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась: – Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница…- И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию… К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.
    3 Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги… Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом. Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась “Веселый час”, написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей – некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось… Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков. Все чинно расселись вокруг стола, мать разлила по стаканам самодельную шипучку с коричневыми вишенками и сказала: – Давайте выпьем за Геню – у него сегодня день рождения. Все взяли стаканы, чокнулись, а мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла “Турецкий марш”. Сестрички завороженно смотрели на ее руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется. Невозмутимый Айтыр ел винегрет с пирожком, а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки. Мать играла песни Шуберта. Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей, в полном молчании поедавших угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки. Хозяин праздника, с потными ладонями, устремил глаза в тарелку. Музыка кончилась, выпорхнула в открытое окно, лишь несколько басовых нот задержались под потолком и, помедлив, тоже уплыли вслед за остальными. – Генечка,- вдруг сладким голосом сказала бабушка,- может, тоже поиграешь? Мать бросила на бабушку тревожный взгляд. Генино сердце едва не остановилось: они ненавидят его за дурацкую фамилию, за прыгающую походку, за длинный шарф, за бабушку, которая водит его гулять. Играть при них на пианино! Мать увидела его побледневшее лицо, догадалась и спасла: – В другой раз. Геня сыграет в другой раз. Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищенно произнесла: – А он умеет?…мать принесла сладкий пирог. По чашкам разлили чай. В круглой вазочке лежали какие угодно конфеты: и подушечки, и карамель, и в бумажках. Колька жрал без зазрения совести и в карман успел засунуть. Сестрички сосали подушечки и наперед загадывали, какую еще взять. Боброва Валька разглаживала на острой коленке серебряную фольгу. Айтыр самым бесстыжим образом разглядывал комнату. Он все шарил и шарил глазами и, наконец, указывая на маску, спросил: – Теть Мусь! А этот кто? Пушкин? Мать улыбнулась и ласково ответила: – Это Бетховен, Женя. Был такой немецкий композитор. Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку. – Немецкий?- бдительно переспросил Айтыр. Но мама поспешила снять с Бетховена подозрения: – Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма. Бабушка уже открыла рот, чтобы рассказать, что эту маску подарила тете Мусе ее учительница, но мать строго взглянула на бабушку, и та закрыла рот. – Хотите, я поиграю вам Бетховена?- спросила мать. – Давайте,- согласился Айтыр, и мать снова выдвинула табурет, крутанула его и заиграла любимую Генину песню про сурка, которого почему-то всегда жалко.

  6. Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://ulitskayaludmila.ru/ Приятного чтения!
    Бумажная победа. Людмила Евгеньевна Улицкая
    Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.
    Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.
    Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.
    Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
    Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.
    На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.
    И воздух, и земля – все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.
    Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.
    Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул – брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:
    – Генька хромой, сопли рекой!
    Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
    Геня кинулся к своей двери – с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.
    …Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
    – Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.
    – Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,ответила мать.
    – Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.
    – Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.
    – Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.
    – У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.
    Старушка промолчала.
    – Твои старые ботики никому не нужны.
    – При чем тут ботики?..- тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.
    Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.
    Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами – это “разбойники”, убегая от “казаков”, оставляли свои знаки.
    Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо – боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.
    Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.
    Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.
    – Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.
    – Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.
    – Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.
    Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:
    – И ты, Женя, приходи.
    Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.
    – А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.
    И мать пошла ставить тесто.
    Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино – такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке – это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: “А это твой дедушка? Или папа?”
    Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:
    – Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница…- И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию…
    К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.
    Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги… Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
    Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась “Веселый час”, написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей – некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось…
    Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков.
    Все чинно расселись вокруг стола, мать разлила по стаканам самодельную шипучку с коричневыми вишенками и сказала:
    – Давайте выпьем за Геню – у него сегодня день рождения.
    Все взяли стаканы, чокнулись, а мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла “Турецкий марш”. Сестрички завороженно смотрели на ее руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется.
    Невозмутимый Айтыр ел винегрет с пирожком, а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки.
    Мать играла песни Шуберта. Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей, в полном молчании поедавших угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки.
    Хозяин праздника, с потными ладонями, устремил глаза в тарелку. Музыка кончилась, выпорхнула в открытое окно, лишь несколько басовых нот задержались под потолком и, помедлив, тоже уплыли вслед за остальными.
    – Генечка,- вдруг сладким голосом сказала бабушка,- может, тоже поиграешь?
    Мать бросила на бабушку тревожный взгляд. Генино сердце едва не остановилось: они ненавидят его за дурацкую фамилию, за прыгающую походку, за длинный шарф, за бабушку, которая водит его гулять. Играть при них на пианино!
    Мать увидела его побледневшее лицо, догадалась и спасла:
    – В другой раз. Геня сыграет в другой раз.
    Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищенно произнесла:
    – А он умеет?
    …Мать принесла сладкий пирог. По чашкам разлили чай. В круглой вазочке лежали какие угодно конфеты: и подушечки, и карамель, и в бумажках. Колька жрал без зазрения совести и в карман успел засунуть. Сестрички сосали подушечки и наперед загадывали, какую еще взять. Боброва Валька разглаживала на острой коленке серебряную фольгу. Айтыр самым бесстыжим образом разглядывал комнату. Он все шарил и шарил глазами и, наконец, указывая на маску, спросил:
    – Теть Мусь! А этот кто? Пушкин?
    Мать улыбнулась и ласково ответила:
    – Это Бетховен, Женя. Был такой немецкий композитор. Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку.
    – Немецкий?- бдительно переспросил Айтыр.
    Но мама поспешила снять с Бетховена подозрения:
    – Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма.
    Бабушка уже открыла рот, чтобы рассказать, что эту маску подарила тете Мусе ее учительница, но мать строго взглянула на бабушку, и та закрыла рот.
    – Хотите, я поиграю вам Бетховена?- спросила мать.
    – Давайте,- согласился Айтыр, и мать снова выдвинула табурет, крутанула его и заиграла любимую Генину песню про сурка, которого почему-то всегда жалко.
    Все сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились. Ужасное напряжение, в котором все это время пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеется, а все слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки. Мать кончила играть.
    – Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь. Во что вы любите играть?
    – Можно в карты,- простодушно сказал Колюня.
    – Давайте в фанты,- предложила мать.
    Никто не знал этой игры. Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. Лилька, девочка со сложно заплетенными косичками, всегда носила в кармане гребенку, но отдать ее не решилась – а вдруг пропадет? Айтыр положил на стол кораблик и сказал:
    – Это будет мой фант.
    Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку.
    – Геня, сделай девочкам фанты,- попросила мать и положила на стол газету и два листа плотной бумаги. Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб…
    Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. Лодка… кораблик… кораблик с парусом… стакан… солонка… хлебница… рубашка…
    Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука.
    – И мне, и мне сделай!
    – Тебе он уже сделал, бессовестная ты! Моя очередь!
    – Генечка, пожалуйста, мне стакан!
    – Человечка, Геня, сделай мне человечка!
    Все забыли и думать про фанты. Геня быстрыми движениями складывал, выравнивал швы, снова складывал, загибал уголки. Человек… рубашка… собака…
    Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. Он, сам того не замечая, вынул из кармана платок, утер нос – и никто не обратил на это внимания, даже он сам.
    Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они
    1
    2
    »

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *