Сочинение на тему бунин одиночество

11 вариантов

  1. Особенность поэзии И. А. Бунина прежде всего в том, что он в своих стихах всегда остается художником. Это означает, что поэт стремился поэтически преобразовать отведенную ему судьбой жизнь. События этой жизни, попадая в стихи, приобретали строгие очертания поэтической формы, созвучной личности Бунина. Стихотворение «Одиночество» (1903) только на первый взгляд кажется мелодраматической жанровой зарисовкой. На самом деле это не просто лирические излияния какого-то абстрактного героя, не изображение сложных душевных переживаний современного человека, а способ раскрыть духовное самочувствие именно художника в широком смысле слова, стремление творческой личности сохранить себя в неблагоприятных обстоятельствах. Герой стихотворения — человек искусства, мастер, не знающий мертвой точки покоя. Первоначально Бунин посвятил это стихотворение своему другу художнику П. Нилусу (отсюда упоминание о том, что герою «темно за мольбертом»).
    Начинается стихотворение просто и почти монотонно. Мы словно слышим, как стучат по кровлям дождевые капли:
    И ветер, и дождик, и мгла
    Над холодной пустыней воды.
    Здесь жизнь до весны умерла,
    До весны опустели сады.
    Герой стихотворения с болью и печалью думает о своем любовном романе, так неожиданно оборвавшемся:
    Вчера ты была у меня,
    Но тебе уж тоскливо со мной.
    Под вечер ненастного дня
    Ты мне стала казаться женой.
    Он пытается разумом преодолеть свалившиеся на него душевное ненастье, опустошенность, безразличие к жизни:
    Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
    Проживу и один — без жены…
    И в эту злую минуту он не спешит подстроиться под лад обыденной жизни, жить дальше как ни в чем не бывало. Он пока еще лелеет свою печаль, свою раненую душу. Поэтому для него так важны все трогательные бытовые детали, связанные с ушедшей женщиной:
    Твой след под дождем у крыльца
    Расплылся, налился водой.
    И мне больно глядеть одному
    В предвечернюю тьму.
    Его попытки вернуть любимую женщину бесплодны — герой сам это понимает:
    Мне крикнуть хотелось вослед:
    «Воротись, я сроднился с тобой!»
    Но для женщины прошлого нет:
    Разлюбила — и стал ей чужой.
    Тихая печаль героя смягчается самоиронией:
    Что ж! Камин затоплю, буду пить…
    Хорошо бы собаку купить.
    Поскольку желание человека иметь рядом с собой верную и преданную душу не сбылось: любимая женщина его покинула, то остается завести бессловесно преданного друга, который не оставит в трудную минуту.
    Все стихотворение пронизано атмосферой осенней грусти. Мы словно видим низкие серые тучи, заколоченные мокрые дачи, откуда давно выехали жильцы, ощущаем, как дует из окна, за которым рано сгущаются сумерки. Конечно, мы сочувствуем герою «Одиночества ». Но есть камин, а как известно, ровное гудение огня успокаивает душу. Поэтому хочется верить, что художник непременно справится с хандрой (особенно, если все-таки заведет собаку!). А когда все вокруг расцветет, воспрянет и он. К тому же только художник может превратить личную драму в произведение искусства и тем избавиться от ее груза.
    Хотя Бунин показывает героя, переживающего душевные муки, в стихах не чувствуется безысходности. Поэт находит поэтическую прелесть уже в самом изображении окружающей жизни, даже если действительность на первый взгляд обыденно скучна. Он не просто описывает неяркий среднерусский пейзаж, но одухотворяет его, пропуская через призму собственного сознания. Поэтому стихотворение «Одиночество» покоряет нас строгой простотой формы, завораживает элегической тональностью.

  2. Особенность поэзии И. А. Бунина прежде всего в том, что он в своих стихах всегда остается художником. Это означает, что поэт стремился поэтически преобразовать отведенную ему судьбой жизнь. События этой жизни, попадая в стихи, приобретали строгие очертания поэтической формы, созвучной личности Бунина. Стихотворение “Одиночество” (1903) только на первый взгляд кажется мелодраматической жанровой зарисовкой. На самом деле это не просто лирические излияния какого-то абстрактного героя, не изображение сложных душевных переживаний современного человека, а способ раскрыть духовное самочувствие именно художника в широком смысле слова, стремление творческой личности сохранить себя в неблагоприятных обстоятельствах. Герой стихотворения — человек искусства, мастер, не знающий мертвой точки покоя. Первоначально Бунин посвятил это стихотворение своему другу художнику П. Нилусу (отсюда упоминание о том, что герою “темно за мольбертом”).
    Начинается стихотворение просто и почти монотонно. Мы словно слышим, как стучат по кровлям дождевые капли:
    И ветер, и дождик, и мгла
    Над холодной пустыней воды.
    Здесь жизнь до весны умерла,
    До весны опустели сады.
    Герой стихотворения с болью и печалью думает о своем любовном романе, так неожиданно оборвавшемся:
    Вчера ты была у меня,
    Но тебе уж тоскливо со мной.
    Под вечер ненастного дня
    Ты мне стала казаться женой.
    Он пытается разумом преодолеть свалившиеся на него душевное ненастье, опустошенность, безразличие к жизни:
    Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
    Проживу и один — без жены…
    И в эту злую минуту он не спешит подстроиться под лад обыденной жизни, жить дальше как ни в чем не бывало. Он пока еще лелеет свою печаль, свою раненую душу. Поэтому для него так важны все трогательные бытовые детали, связанные с ушедшей женщиной:
    Твой след под дождем у крыльца
    Расплылся, налился водой.
    И мне больно глядеть одному
    В предвечернюю тьму.
    Его попытки вернуть любимую женщину бесплодны — герой сам это понимает:
    Мне крикнуть хотелось вослед:
    “Воротись, я сроднился с тобой!”
    Но для женщины прошлого нет:
    Разлюбила — и стал ей чужой.
    Тихая печаль героя смягчается самоиронией:
    Что ж! Камин затоплю, буду пить…
    Хорошо бы собаку купить.
    Поскольку желание человека иметь рядом с собой верную и преданную душу не сбылось: любимая женщина его покинула, то остается завести бессловесно преданного друга, который не оставит в трудную минуту.
    Все стихотворение пронизано атмосферой осенней грусти. Мы словно видим низкие серые тучи, заколоченные мокрые дачи, откуда давно выехали жильцы, ощущаем, как дует из окна, за которым рано сгущаются сумерки. Конечно, мы сочувствуем герою “Одиночества “. Но есть камин, а как известно, ровное гудение огня успокаивает душу. Поэтому хочется верить, что художник непременно справится с хандрой (особенно, если все-таки заведет собаку!). А когда все вокруг расцветет, воспрянет и он. К тому же только художник может превратить личную драму в произведение искусства и тем избавиться от ее груза.
    Хотя Бунин показывает героя, переживающего душевные муки, в стихах не чувствуется безысходности. Поэт находит поэтическую прелесть уже в самом изображении окружающей жизни, даже если действительность на первый взгляд обыденно скучна. Он не просто описывает неяркий среднерусский пейзаж, но одухотворяет его, пропуская через призму собственного сознания. Поэтому стихотворение “Одиночество” покоряет нас строгой простотой формы, завораживает элегической тональностью.

  3. “Изящный человек, худой, тонкий, барин средней России” (Б.Зайцев), “…один из последних лучей какого-то чудного русского дня” (Г.Адамович). Таким представляют, так оценивают Ивана Бунина современники. Этот русский художник особняком стоял в литературе своей эпохи. “Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам”, – писал Бунин Н.Телешову (1900). И тут же: “Как ни кинь, всё тяжко одиночество…”
    Одиночество… А ведь это, пожалуй, основное состояние лирического героя И.Бунина. «Одиночество» – именно так называется известное стихотворение поэта, датированное 1903 годом. По свидетельству В.Муромцевой-Буниной, написал его поэт летом того года: “Лето было урожайное, он написал 33 стихотворения. Особенно имело успех «Одиночество», посвящённое художнику Нилусу”.
    И сразу же встаёт вопрос: почему столь “осеннее” стихотворение рождается летом? И вновь обращаемся к мемуарам В.Муромцевой-Буниной (конец 1902 – начало 1903 года): “Душевного покоя у И.А. не было”; “Он стал чувствовать своё литературное одиночество”. А весной 1903 года, как известно, Бунин, так любивший странствовать (удел всех мятежных и чувствующих себя одинокими людей), плывёт в Константинополь. Вот строки из письма И.Бунина старшему брату: “Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что-то всё-таки было новое”. Не забудем и о разрыве с женой – А.Цакни, – который очень болезненно переживал Бунин.
    Необходимо также посмотреть и на “литературное окружение” стихотворения «Одиночество». О чём стихи Бунина 1902–1903 годов?
    И только ночью, когда бушует
    Осенний ветер, всё чуждо снова…
    И одинокое сердце тоскует:
    О, если бы близость сердца родного!
    («Как всё спокойно…», 1902)
    …и веет на вершине
    Дыханьем смерти, холодом пустыни.
    («Кондор», 1902)
    Усадьба по-осеннему молчала.
    Весь дом был мёртв в полночной тишине…
    («Проснулся я внезапно, без причины…», 1903)
    А название стихотворения «Запустение» говорит само за себя:
    Нам жутко здесь. Мы все в тоске, тревоге…
    Пора свести последние итоги.
    ……………………………………….
    Я изнемог, и мёртвый стук часов
    В молчании осенней долгой ночи
    Мне самому внимать нет больше мочи!
    Как видим, состояние лирического героя кризисное. (Пожалуй, настолько – впервые.) И всё же отчётливо проступает желание избавиться от этой удручённости, прорваться в мир света, надежды, обрести утраченную гармонию с самим собой и миром:
    И сердце жаждет блеска дня и счастья.
    («Запустение»)
    Несомненно, оптимистично звучит стихотворение «Голуби» (1903), расположенное в сборнике непосредственно перед «Одиночеством». И тем контрастнее воспринимается это исполненное глубокого трагизма лирическое произведение.
    Стихотворение обращено к женщине. Это как бы ненаписанное письмо. Прощальное письмо, не запечатлённое на бумаге, а только высказанное про себя и во многом самому себе.
    О чём этот маленький шедевр? Об одиночестве? Да. И о душе. Об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни. Здесь Бунин предельно верен экзистенциальной теме.
    Стихотворение состоит из четырёх строф-шестистиший. Первая строка звучит ритмично-однообразно:
    И ветер, и дождик, и мгла…
    И сразу представляешь, ощущаешь почти физически это до боли знакомую осеннюю заунывность. Поражаюсь: как же удалось поэту так ненавязчиво и быстро погрузить читателя в атмосферу своего стихотворения? Конечно, благодаря многосоюзию (и…, и…, и…) и точно выбранному размеру – амфибрахию.
    Огромную роль играют здесь и ключевые слова “ветер”, “дождь”, “мгла”, создающие настроение бесприютности. Во второй строке это ощущение усугубляется “холодной” метафорой “пустыня воды”. Третья строка, кажется, звучит трагичнее:
    Здесь жизнь до весны умерла…
    “Жизнь умерла” – какой оксюморон! Страшно. Но есть, оказывается, временной предел этой смерти: “до весны”. И это имеет важное значение, не случайно автор использует повтор. И если в третьей строке “до весны” “потерялось” где-то в середине, то в четвёртой строке именно на это слово падает логическое ударение.
    Далее изобразительное начало уступает место медитативному:
    Я на даче один. Мне темно
    За мольбертом, и дует в окно.
    Итак, герой одинок. Это одиночество бесприютно (“темно”, “дует”). Мольберт – атрибут художника. Но и творчество не спасает.
    Таким образом, определяющее состояние и героя, и природы – холод, опустошённость (запустение). Что же здесь причина, что – следствие? Герой тоскует оттого, что природа затосковала, или ему тяжело от чего-то иного, и поэтому мир видится таким бесприютным? (Ведь есть же у Бунина стихи, где осень, дождь пропущены сквозь иную призму.)
    В последующих строках мы легко находим ответ:
    Вчера ты была у меня…
    Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что “она была” и “казалась женой”. Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания. Причём за этими многоточиями – противоположные думы: первая – что было бы, если бы она осталась? Вторая – что теперь будет и как прожить одному?
    И опять возникает этот верхний предел опустошённости, омертвелости – весна. Почему весна? Быть может, всё просто: весной можно одному, так как сложно ощущать себя одиноким среди многоцветья, многоголосья, солнечности пробудившейся (воскресшей) природы.
    А как же тяжело будет прожить до весны, если сейчас ещё только осень, а невозможно прожить даже этот день (сегодня)… Образ “сегодня” в третьей строфе раздвигается до бесконечности:
    Сегодня идут без конца
    Те же тучи – гряда за грядой…
    И вдруг – от туч, от неба, от бесконечности – к совершенно конкретной земной детали:
    Твой след под дождём у крыльца
    Расплылся, налился водой.
    Образ следа ушедшей навсегда женщины раскрывает всю глубину страданий лирического героя. И вот он смотрит и на небо, и на этот “тонущий” след. Это страшно, когда и следа не остаётся. А остаётся только рана на сердце героя. Оттого и больно ему глядеть в “серую тьму”. Образ тьмы, как и образ холода, многозначен:
    Тотальные тьма и холод! – и внутри, и снаружи…
    Мне крикнуть хотелось вослед:
    “Воротись, я сроднился с тобой!”
    “Сроднился”. А ведь это сильнее, чем “люблю”… “Воротись” – не только в дом, в пространство, но и (прежде всего) в прошлое, чтобы повторять его в настоящем. Но не крикнул: знал, что не вернётся. Почувствовал: чужой. Это, пожалуй, третья антонимичная пара в пределах этого стихотворения (осень – весна, вчера – сегодня, родной – чужой). Но в целом стихотворение не контрастное. Напротив, оно очень цельное по настроению, по эмоциональному тону. Только три всплеска-восклицания да три паузы-умолчания.
    Концовка стихотворения внешне вроде бы снимает трагизм. Может, и правда герой примиряется с действительностью, находит силы, чтобы продолжать жить:
    Что ж! Камин затоплю, буду пить…
    И уж совсем, казалось бы, прозаичное:
    Хорошо бы собаку купить.
    Давайте подумаем: затоплю камин… Чтобы стало теплей и светлей? А может, затоплю – заодно с этим вселенским наводнением? Да ведь герой один в этом холодном доме посреди пустынного океана. Он не видит земли! Он видит тьму, мглу и… воду… А дом, усадьба – остров? Или тонущий корабль? А может, всё же ковчег? И родовая связь с прошлым (не случайно это ощущение родства), и память о ней окажутся спасительными в юдоли земной?..
    Лирическая ситуация стихотворения традиционна для поэзии Бунина: во-первых, время года и время дня (осень, вечер), во-вторых, герой наедине с миром Божиим (чаще, правда, это соотношение гармонично).
    Именно в общении с природой (часто ночью, когда тихо, не слышно житейских звуков) лирический герой Бунина постигает Бога, переживая истинное счастье. (Здесь поэт близок Лермонтову: «Выхожу один я на дорогу…», «Когда волнуется желтеющая нива…») Скорбные мотивы также не редкость в лирике Бунина. И скорбь эта неизбежная (экзистенциальная скорбь):
    …Как эта скорбь и жажда – быть вселенной!..
    (1916)
    …я обречён
    Познать тоску всех стран и всех времён.
    (1909)
    На лирическую ситуацию стихотворения «Одиночество» можно посмотреть и с другой стороны: прощание с любимой (правда, без самой любимой). Как нам кажется, до такого глубокого трагизма подобная ситуация в лирике Бунина не доведена нигде. Причина этого, вероятно, в состоянии самого поэта в 1903 году (об этом говорилось выше) – стечение обстоятельств, определённое распутье, которое ощущал поэт, переживавший личную драму.
    Тема любви, отношений между мужчиной и женщиной, безусловно, значительно глубже осмыслена в прозе Бунина, особенно в поздней. А в стихотворении «Одиночество» завязался узелок этой столь волнующей автора темы (мысль о том, что земная любовь имеет предел).
    Почему же современникам Бунина так понравилось именно это стихотворение? Может быть, потому, что это “песня последней встречи”. А может, современникам Бунина близким оказалось именно состояние души лирического героя – это ощущение перепутья (или распутья?), то смятение, возможно, неясное, которое испытывали многие в смутное предгрозовое время накануне страшных потрясений?

  4. Особенность поэзии И. А. Бунина прежде всего в том, что он в своих стихах всегда остается художником. Это означает, что поэт стремился поэтически преобразовать отведенную ему судьбой жизнь. События этой жизни, попадая в стихи, приобретали строгие очертания поэтической формы, созвучной личности Бунина. Стихотворение «Одиночество» (1903) только на первый взгляд кажется мелодраматической жанровой зарисовкой. На самом деле это не просто лирические излияния какого-то абстрактного героя, не изображение сложных душевных переживаний современного человека, а способ раскрыть духовное самочувствие именно художника в широком смысле слова, стремление творческой личности сохранить себя в неблагоприятных обстоятельствах. Герой стихотворения — человек искусства, мастер, не знающий мертвой точки покоя. Первоначально Бунин посвятил это стихотворение своему другу художнику П. Нилусу (отсюда упоминание о том, что герою «темно за мольбертом»).
    Начинается стихотворение просто и почти монотонно. Мы словно слышим, как стучат по кровлям дождевые капли:
    И ветер, и дождик, и мгла
    Над холодной пустыней воды.
    Здесь жизнь до весны умерла,
    До весны опустели сады.
    Герой стихотворения с болью и печалью думает о своем любовном романе, так неожиданно оборвавшемся:
    Вчера ты была у меня,
    Но тебе уж тоскливо со мной.
    Под вечер ненастного дня
    Ты мне стала казаться женой.
    Он пытается разумом преодолеть свалившиеся на него душевное ненастье, опустошенность, безразличие к жизни:
    Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
    Проживу и один — без жены…
    И в эту злую минуту он не спешит подстроиться под лад обыденной жизни, жить дальше как ни в чем не бывало. Он пока еще лелеет свою печаль, свою раненую душу. Поэтому для него так важны все трогательные бытовые детали, связанные с ушедшей женщиной:
    Твой след под дождем у крыльца
    Расплылся, налился водой.
    И мне больно глядеть одному
    В предвечернюю тьму.
    Его попытки вернуть любимую женщину бесплодны — герой сам это понимает:
    Мне крикнуть хотелось вослед:
    «Воротись, я сроднился с тобой!»
    Но для женщины прошлого нет:
    Разлюбила — и стал ей чужой.
    Тихая печаль героя смягчается самоиронией:
    Что ж! Камин затоплю, буду пить…
    Хорошо бы собаку купить.
    Поскольку желание человека иметь рядом с собой верную и преданную душу не сбылось: любимая женщина его покинула, то остается завести бессловесно преданного друга, который не оставит в трудную минуту.
    Все стихотворение пронизано атмосферой осенней грусти. Мы словно видим низкие серые тучи, заколоченные мокрые дачи, откуда давно выехали жильцы, ощущаем, как дует из окна, за которым рано сгущаются сумерки. Конечно, мы сочувствуем герою «Одиночества ». Но есть камин, а как известно, ровное гудение огня успокаивает душу. Поэтому хочется верить, что художник непременно справится с хандрой (особенно, если все-таки заведет собаку!). А когда все вокруг расцветет, воспрянет и он. К тому же только художник может превратить личную драму в произведение искусства и тем избавиться от ее груза.
    Хотя Бунин показывает героя, переживающего душевные муки, в стихах не чувствуется безысходности. Поэт находит поэтическую прелесть уже в самом изображении окружающей жизни, даже если действительность на первый взгляд обыденно скучна. Он не просто описывает неяркий среднерусский пейзаж, но одухотворяет его, пропуская через призму собственного сознания. Поэтому стихотворение «Одиночество» покоряет нас строгой простотой формы, завораживает элегической тональностью.

  5. Страница: [ 1 ] 2
    “Изящный человек, худой, тонкий, барин средней России” (Б.Зайцев), “…один из последних лучей какого-то чудного русского дня” (Г.Адамович). Таким представляют, так оценивают Ивана Бунина современники. Этот русский художник особняком стоял в литературе своей эпохи. “Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам”, – писал Бунин Н.Телешову (1900). И тут же: “Как ни кинь, всё тяжко одиночество…”
    Одиночество… А ведь это, пожалуй, основное состояние лирического героя И.Бунина. «Одиночество» – именно так называется известное стихотворение поэта, датированное 1903 годом. По свидетельству В.Муромцевой-Буниной, написал его поэт летом того года: “Лето было урожайное, он написал 33 стихотворения. Особенно имело успех «Одиночество», посвящённое художнику Нилусу”.
    И сразу же встаёт вопрос: почему столь “осеннее” стихотворение рождается летом? И вновь обращаемся к мемуарам В.Муромцевой-Буниной (конец 1902 – начало 1903 года): “Душевного покоя у И.А. не было”; “Он стал чувствовать своё литературное одиночество”. А весной 1903 года, как известно, Бунин, так любивший странствовать (удел всех мятежных и чувствующих себя одинокими людей), плывёт в Константинополь. Вот строки из письма И.Бунина старшему брату: “Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что-то всё-таки было новое”. Не забудем и о разрыве с женой – А.Цакни, – который очень болезненно переживал Бунин.
    Необходимо также посмотреть и на “литературное окружение” стихотворения «Одиночество». О чём стихи Бунина 1902–1903 годов?
    И только ночью, когда бушует
    Осенний ветер, всё чуждо снова…
    И одинокое сердце тоскует:
    О, если бы близость сердца родного!
    («Как всё спокойно…», 1902)
    …и веет на вершине
    Дыханьем смерти, холодом пустыни.
    («Кондор», 1902)
    Усадьба по-осеннему молчала.
    Весь дом был мёртв в полночной тишине…
    («Проснулся я внезапно, без причины…», 1903)
    А название стихотворения «Запустение» говорит само за себя:
    Нам жутко здесь. Мы все в тоске, тревоге…
    Пора свести последние итоги.
    ……………………………………….
    Я изнемог, и мёртвый стук часов
    В молчании осенней долгой ночи
    Мне самому внимать нет больше мочи!
    Как видим, состояние лирического героя кризисное. (Пожалуй, настолько – впервые.) И всё же отчётливо проступает желание избавиться от этой удручённости, прорваться в мир света, надежды, обрести утраченную гармонию с самим собой и миром:
    И сердце жаждет блеска дня и счастья.
    («Запустение»)
    Несомненно, оптимистично звучит стихотворение «Голуби» (1903), расположенное в сборнике непосредственно перед «Одиночеством». И тем контрастнее воспринимается это исполненное глубокого трагизма лирическое произведение.
    Стихотворение обращено к женщине. Это как бы ненаписанное письмо. Прощальное письмо, не запечатлённое на бумаге, а только высказанное про себя и во многом самому себе.
    О чём этот маленький шедевр? Об одиночестве? Да. И о душе. Об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни. Здесь Бунин предельно верен экзистенциальной теме.
    Стихотворение состоит из четырёх строф-шестистиший. Первая строка звучит ритмично-однообразно:
    И ветер, и дождик, и мгла…
    И сразу представляешь, ощущаешь почти физически это до боли знакомую осеннюю заунывность. Поражаюсь: как же удалось поэту так ненавязчиво и быстро погрузить читателя в атмосферу своего стихотворения? Конечно, благодаря многосоюзию (и…, и…, и…) и точно выбранному размеру – амфибрахию.
    Огромную роль играют здесь и ключевые слова “ветер”, “дождь”, “мгла”, создающие настроение бесприютности. Во второй строке это ощущение усугубляется “холодной” метафорой “пустыня воды”. Третья строка, кажется, звучит трагичнее:
    Здесь жизнь до весны умерла…
    “Жизнь умерла” – какой оксюморон! Страшно. Но есть, оказывается, временной предел этой смерти: “до весны”. И это имеет важное значение, не случайно автор использует повтор. И если в третьей строке “до весны” “потерялось” где-то в середине, то в четвёртой строке именно на это слово падает логическое ударение.
    Далее изобразительное начало уступает место медитативному:
    Я на даче один. Мне темно
    За мольбертом, и дует в окно.
    Итак, герой одинок. Это одиночество бесприютно (“темно”, “дует”). Мольберт – атрибут художника. Но и творчество не спасает.
    Таким образом, определяющее состояние и героя, и природы – холод, опустошённость (запустение). Что же здесь причина, что – следствие? Герой тоскует оттого, что природа затосковала, или ему тяжело от чего-то иного, и поэтому мир видится таким бесприютным? (Ведь есть же у Бунина стихи, где осень, дождь пропущены сквозь иную призму.)
    В последующих строках мы легко находим ответ:
    Вчера ты была у меня…
    Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что “она была” и “казалась женой”. Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания. Причём за этими многоточиями – противоположные думы: первая – что было бы, если бы она осталась? Вторая – что теперь будет и как прожить одному?
    И опять возникает этот верхний предел опустошённости, омертвелости – весна. Почему весна? Быть может, всё просто: весной можно одному, так как сложно ощущать себя одиноким среди многоцветья, многоголосья, солнечности пробудившейся (воскресшей) природы.
    А как же тяжело будет прожить до весны, если сейчас ещё только осень, а невозможно прожить даже этот день (сегодня)… Образ “сегодня” в третьей строфе раздвигается до бесконечности:
    Сегодня идут без конца
    Те же тучи – гряда за грядой…
    И вдруг – от туч, от неба, от бесконечности – к совершенно конкретной земной детали:
    Твой след под дождём у крыльца
    Расплылся, налился водой.
    Образ следа ушедшей навсегда женщины раскрывает всю глубину страданий лирического героя. И вот он смотрит и на небо, и на этот “тонущий” след. Это страшно, когда и следа не остаётся. А остаётся только рана на сердце героя. Оттого и больно ему глядеть в “серую тьму”. Образ тьмы, как и образ холода, многозначен:
    Тотальные тьма и холод! – и внутри, и снаружи…
    Мне крикнуть хотелось вослед:
    “Воротись, я сроднился с тобой!”
    “Сроднился”. А ведь это сильнее, чем “люблю”… “Воротись” – не только в дом, в пространство, но и (прежде всего) в прошлое, чтобы повторять его в настоящем. Но не крикнул: знал, что не вернётся. Почувствовал: чужой. Это, пожалуй, третья антонимичная пара в пределах этого стихотворения (осень – весна, вчера – сегодня, родной – чужой). Но в целом стихотворение не контрастное. Напротив, оно очень цельное по настроению, по эмоциональному тону. Только три всплеска-восклицания да три паузы-умолчания.
    Концовка стихотворения внешне вроде бы снимает трагизм. Может, и правда герой примиряется с действительностью, находит силы, чтобы продолжать жить:
    Что ж! Камин затоплю, буду пить…
    И уж совсем, казалось бы, прозаичное:
    Хорошо бы собаку купить.
    Давайте подумаем: затоплю камин… Чтобы стало теплей и светлей? А может, затоплю – заодно с этим вселенским наводнением? Да ведь герой один в этом холодном доме посреди пустынного океана. Он не видит земли! Он видит тьму, мглу и… воду… А дом, усадьба – остров? Или тонущий корабль? А может, всё же ковчег? И родовая связь с прошлым (не случайно это ощущение родства), и память о ней окажутся спасительными в юдоли земной?..
    Лирическая ситуация стихотворения традиционна для поэзии Бунина: во-первых, время года и время дня (осень, вечер), во-вторых, герой наедине с миром Божиим (чаще, правда, это соотношение гармонично).
    Именно в общении с природой (часто ночью, когда тихо, не слышно житейских звуков) лирический герой Бунина постигает Бога, переживая истинное счастье. (Здесь поэт близок Лермонтову: «Выхожу один я на дорогу…», «Когда волнуется желтеющая нива…») Скорбные мотивы также не редкость в лирике Бунина. И скорбь эта неизбежная (экзистенциальная скорбь):
    .
    Страница: [ 1 ] 2

  6. Одним из ключевых направлений в творчестве великого русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина было раскрытие темы одиночества. Многие лирические герои его творений знакомы с этим чувством. Они стали зеркалом души автора, который долгое время прожил в одиночестве, был не понятым ни у себя на родине, ни за ее пределами.
    Вчитываясь в строки стихотворения «Одиночество», складывается впечатление, что оно носит автобиографичный характер, но это не так. Свое творение Иван Алексеевич посвятил своему близкому другу Петру Нилусу, который был одесским художником по прозвищу «поэт живописи».
    Работу над стихотворением «Одиночество» Бунин начал в 1903 году, находясь в Константинополе. Стоит отметить, что хотя этот отрезок времени является одним из самых плодотворных в творчестве автора, эго душа была наполнена грустью и печалью. Иван Алексеевич так же, как и герой его творения страдал от одиночества. Именно поэтому, посвящая «Одиночество» своему другу, Бунин словно объединяет его судьбу со своей и говорит, что одиночество это удел всех талантливых людей, которые остаются непонятыми даже близкими и родными людьми.
    Перед отъездом в Константинополь, Иван Алексеевич пережил личную драму, расставание с любимой супругой Анной Цакни. Это событие не могло пройти не замеченным и нашло свое отражение в творчестве поэта и писателя.

  7. «Что ж! Камин затоплю, буду пить…
    Хорошо бы собаку купить».
    Лаконизм впервые стал использоваться поэтами в начале XX века, когда полное смятение и душевные метания передаются при помощи одной равнодушной фразы, смысл которой не имеет отношения к предмету страданий поэта. Человек, который обречен на одиночество из-за ухода любимой, не торопится выплескивать свои переживания и эмоции. Выражение «затоплю камин» говорит о том, что главный герой хочет как-то разогнать мрак и тоску, которые овеяли его душу. Но фраза «буду пить» свидетельствует, что он прибегает к извечному способу избавления от страданий, попытке «утопить» их в вине.
    Это говорит о том, что в его душе поселилось отчаяние, преодолеть которое не каждому под силу. Поэт пишет о том, что хотел бы купить собаку. Это также свидетельствует о душевной потребности в близком существе. Верный пес никогда не оставит своего хозяина, в отличие от женщины. Однако пока что он еще не совсем готов вернуться к нормальной жизни после своего потрясения. Ведь «купить собаку» – это уже означает начать существовать, предпринимая действия. Однако лирический герой добавляет частицу «бы», которая используется для выражения надежды на то, что его жизнь образуется.

    Концовка

    В последней строфе этого стихотворения-исповеди внезапно на миг оживает последняя надежда поэта. Он пишет о том, что хотел крикнуть любимой: «Воротись!» Однако осознает, что прошлое для нее навсегда забыто, она больше не чувствует к нему любви. Полностью осознав свое одиночество, лирический герой с иронией планирует купить собаку. В стихотворении Бунин использовал и такой литературный прием, как градация. Накал переживаний происходит постепенно. Однако, достигая своей наивысшей точки, в последних строфах страсти стихают. Иван Бунин изображает тоску одиночества печально, однако лаконично.

  8. Анализ стихотворения Бунина «Одиночество»
    У каждого литературного произведения, да и вообще у любого произведения искусства всегда найдётся свой читатель или зритель. Тот человек, у которого прочтение или просмотр шедевра вызовет громкий отклик в сердце и душе. Во многом это зависит от нашего душевного состояния, настроения, окружающей нас обстановки, состояния природы. Когда прочитанное вами произведение соответствует вашему душевному состоянию, оно обязательно найдёт отклик в вашем сердце.
    Именно так и было со мной, когда я прочёл стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Одиночество». Я испытал небывалое чувство тоски, сложилось такое впечатление, будто бы одиноким был не поэт, написавший это произведение, а я, всего лишь раз прочитавший его. Передо мной вставала красивая и печальная картина – поздняя осень, когда уже вовсю чувствуется приход зимы и холодов. Природа вокруг посеревшая, моросит дождь, а в душе селится какая-то необъяснимая грусть. Вдобавок ко всему происходит расставание с близким и любимым человеком. Лирического героя стихотворения Бунина «Одиночество» оставляет любимая женщина, и он остаётся один на один со своими нелёгкими мыслями.
    При этом я чувствую, что нынешнее состояние его душе не вечно, пройдёт время, наступит весна и он оживёт. Но сейчас всё пространство захватила осень, природа оцепенела, отдалась её власти. О хорошей погоде, тепле и ярких красках остаётся только вспоминать. Впрочем, также, как и о любимой женщине. Именно таким воспоминаниям и предаётся лирический герой стихотворения Бунина «Одиночество». Ему хочется вернуть её, просить остаться с ним. Но он понимает, что теперь они совсем чужие друг для друга люди. И решает, что лучше будет завести себе собаку – верного друга, который никогда не предаст и не уйдёт от него.
    Стихотворение «Одиночество» — моё любимое произведение Ивана Алексеевича Бунина. Оно печально и искренне.

  9. 1. Природная пустота.
    2. Тайна грусти и тоски.
    3. Звуковое наполнение.
    В своей поэзии Бунин сумел сделать много прекрасного. Как ие быть ему благодарным?
    В. Ф. Ходасевич
    Лирическое наследие И. А. Бунина наполнено различными красками. Это природные зарисовки, раздумья поэта о деревне, описание различных чувств. По мнению А. Т. Твардовского, он умело прикасается к тончайшей ткани, способной отразить в произведении краски, запахи, звуки. Поэт наполняет свои стихи особой мелодикой. Иногда их просто хочется петь. Они вспоминаются в моменты грусти или печали, как например лирическая зарисовка «Одиночество», написанная в 1903 году.
    Такое чувство у поэта возникает неслучайно. Он как-то пишет об этом Н. Д. Телешову: «Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам… Как ни кинь, все тяжкое одиночество…». Душа И. А. Бунина наполнена этим чувством, поэтому он решает выложить его в стихотворные строчки, чтобы поделиться и, может быть, разделить это состояние с кем-нибудь еще-, например с нами.
    Такое увядание в душе непременно связывается с осенью. У И. А. Бунина не мало стихотворений, в которых осень имеет свой прекрасный золотистый наряд. Но в этом произведении природа согласуется с внутренним миром, который царит в душе лирического героя. А там поселились дождик, ветер и мгла. Они словно пеленой закрывают те чувства, что скопились в душе поэта и не дают им выхода. Ведь если на улице не было хотя бы мглы, то дождик, возможно, дарил утешение, унося вместе с потоками воды все беды и печали.
    Но в следующей строке появляется водное пространство, которое лирический герой называет пустыней. Мы не видим здесь ни птичек, ни листвы. Оно холодно и безжизненно. Так создается очень мрачная картина, в которую мы погружаемся с первых же строк произведения.
    И ветер, и дождик, и мгла
    Над холодной пустыней воды.
    А. Т. Твардовский писал о том, что И. А. Бунин предельно конкретен и точен в деталях и подробностях описаний. Мы понимаем, что это пространство, которое окружает лирического героя, пустое. В нем нет никого и ничего, кроме природных проявлений. Однако лирический герой все равно указывает на то, что жизни в этом месте нет. Даже сады опустели до весны. В них мы не услышим пения птиц, поэтому они не смогут добавить в печальную картину своих звуков, которым всегда придавал большое значение И. А. Бунин. Так перед нами предстает немая картина, полная тоски и разочарования.
    Здесь жизнь до весны умерла,
    До весны опустели сады.
    В этих строках слово «весна» повторяется два раза. Кажется, что лирический герой уверен, что именно это время года способно принести облегчение. Но раз за. окном осень, то до весны еще далеко. И значит, мы не скоро увидим и услышим радостные нотки в речи лирического героя.
    После такой природной композиции он сам появляется в повествовании. Поэтическое произведение позволяет говорить о внутренних душевных чувствах. Но использование местоимения «я» усиливает эффект. И нам хочется присоединиться к герою, чтобы ему было не так одиноко на даче. Позднее в стихотворении появляется один друг — мольберт, которому лирический герой хотел бы излить свои чувства. Но в этой части комнаты темно, поэтому в произведении не говорится о том, что на мольберте что-нибудь будет нарисовано. Тогда к лирическому герою проникает новый посетитель — ветерок. Но и он не способен развеять печаль. Наоборот, кажется, что ветерок приносит с собой тот холод, который витал над водой и теперь решил добраться до души лирического героя.
    Я на даче один. Мне темно
    За мольбертом, и дует в окно.
    Так почему же в душе лирического героя живет одиночество? Кто нарушил его покой? По воспоминаниям жены поэта В. Н. Муромцевой-Буниной стихотворение было написано летом: «Лето было урожайное, он написал 33 стихотворения. Особенно имело успех “Одиночество”, посвященное художнику Нилусу». Тогда возникают новые вопросы: как в царстве света и красоты можно создавать такие темные и мрачные стихотворения. Поднимемся в воспоминаниях еще на один временной отрезок выше. Вот, например, письмо к старшему брату весной этого же года: «Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что-то все-таки было новое».
    В жизнь поэта вторгается много печальных переживаний. Это и разрыв с его первой женой, А. Н. Цакни, и «литературное одиночество». Все это предпосылки для написания подобного стихотворения.
    Лирический герой, наконец, раскрывает нам тайну своей грусти и тоски. Вчера у него была посетительница, которая дорога его сердцу. Но она ушла, потому что ей теперь с ним тоскливо. Значит, грусть лирического героя была настолько большой, что ложилась тяжким бременем и на любимого человека. Хрупкая женщина, которую он, возможно, когда-то любил не захотела наполнить свое сердце тоской. Она предпочла оставить его одного, наедине со своими мыслями и чувствами.
    Вчера ты была у меня,
    Но тебе уж тоскливо со мной.
    Определенную безысходность задает в стихотворении и музыкальность письма Бунина, о которой говорил еще А. Т. Твардовский. Так, первая строчка стихотворения заканчивается буквой «а» (слово «мгла»). Она словно расширяет пространство, способное вместить в себя все одиночество лирического героя. Когда же в произведении появляется он сам, то несколько строк заканчивается на букву «о» (слова «темно», «окно»). И в этом момент пространство вокруг лирического героя словно смыкается. Он закрывает свой душевный мир от посторонних.
    И мы узнаем, что весь день ему пришлось быть наедине с печальной природы, поэтому под вечер любимая стала казаться ему женой. Вероятно, этого очень жаждало сердце, поэтому возникает в воображении лирического героя подобная картина.
    Под вечер ненастного дня
    Ты мне стала казаться женой…
    Лирический герой словно обрывает себя на полуфразе и ставит многоточие. Некоторые исследователи творчества поэта отмечали, что его поэзия «строга и эмоционально сдержанна». Может поэтому лирический герой и перестает рассказывать нам о том, что ему представилось в такой ненастный день. Он прощается с образом любимой, который непременно должен вернуться весной. То есть такому весеннему и радостному человеку нет места в его холодной осенней душе.
    Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
    Проживу и один — без жены…
    И снова лирический герой останавливается. В стихотворении появляется многоточие. Но в этот раз нам кажется, что он пытается не выплеснуть на любимого человека свою злобу. Ведь последние слова, которые сообщаются нам о том, что он снова остался один, лирический герой произносит с каким-то ожесточением.
    И единственное, что остается с ним рядом, — природа. А вот в ней постоянно происходит движение, она не застывает несмотря на то, что на землю спустилась осень. Лирический герой пытается в этой картине найти свое великолепие.
    Сегодня идут без конца
    Те же тучи — гряда за грядой.
    Но в его мир снова вторгается образ любимого человека и тут же исчезает, так как дождик смывает даже ее следы.
    Твой след под дождем у крыльца
    Расплылся, налился водой.
    Наконец, в стихотворении появляются краски, которые всегда в большом количестве разлиты по лирическому наследию поэта. Но для своего одиночества он использует только одну — серую. За этим определением следует существительное «тьма», что добавляет новый оттенок в такой цвет.
    И мне больно глядеть одному
    В предвечернюю серую тьму.
    Так, тьма становится последней каплей в море грусти и тоски. Лирический герой решает наконец разомкнуть свой круг с помощью крика. Он хочет вернуть того, кто ему был безумно дорог, кто стал частичкой его души.
    Мне крикнуть хотелось вослед:
    «Воротись, я сроднился с тобой!»
    Но он понимает, что вернуть женщину невозможно:
    раз она разлюбила, то навсегда. Лирический герой становится для нее чужим, и соответственно, она не сможет освободить его от того одиночества, которое заполнило бы сердце и душу.
    Но для женщины прошлого нет:
    Разлюбила — и стал ей чужой.
    Тогда он решает согреться у камина. Это единственный друг, который остался с ним рядом. Он сможет, хотя бы своими языками пламени, внести веселые нотки в пошатнувшееся душевное равновесие.
    Что ж! Камин затоплю, буду пить…
    Хорошо бы собаку купить.
    В конце произведения после описания всех оттенков одиночества появляются конкретные бытовые детали. Так, эмоциональный накал словно уравновешивается: лирический герой решает просто купить собаку.
    В небольшом стихотворении об одиночестве И. А. Бунин поднимает множество проблем. Оно говорит о том, что природа и друзья (мольберт, ветерок) не всегда могут исцелить душу, что любовь имеет свои пределы. И все это вместе позволяет создать не менее выразительную картину одиночества, которую поэт и запечатлевает в стихотворных строках.

  10. На мой взгляд, Иван Алексеевич Бунин – один из крупнейших поэтов 20 века. Сегодня это общепризнанно, однако долгое время заслуженная известность Бунина-прозаика затмевала для читателей его поэзию. Но нужно заметить, что в таланте И. А. Бунина, необыкновенно гармоничном, все уравновешено: проза этого писателя вспахана плугом поэта, его стихи зачастую предвосхищают проблематику и даже стилистику рассказов и повестей.
    Любовь… Эта тема, к которой обращался не один поэт и писатель. И. А. Бунин – не исключение. Любовная лирика его невелика по количеству. Но именно в ней разрабатываются многие вопросы, волновавшие писателя и позже, особенно проблема одиночества. Бунин считает, что даже любовь не спасает от одиночества, от этого «страшного недуга». Исчерпав «земные» возможности, оно ввергает героя в состояние спокойного отчаяния.
    Таким настроением сдержанного трагизма пронизано едва ли не самое известное стихотворение Бунина – «Одиночество». Оно было напечатано в девятой книге сборника «Знание» за 1904 с посвящением художнику и приятелю Бунина П. А. Нилусу. В 1910 году это стихотворение в исполнении автора было записано на пластинку:
    И ветер, и дождик, и мгла
    Над холодной пустыней воды.
    Здесь жизнь до весны умерла,
    До весны опустели сады,
    Я на даче один. Мне темно
    За мольбертом, и дует в окно.
    Заметим, что уже в начале стихотворения автор использует градацию, нагнетая тем самым тягостное впечатление, настраивая читателя на пронзительно-трагический лад.
    «Одиночество» начинается с описания тоскливой осенней природы: «и ветер, и дождик, и мгла…». Для создания минорного настроения Бунин использует яркую метафору: «над холодной пустыней воды», показывая отчужденность лирического героя, неприятие им окружающей реальности. Недаром герой чувствует, что «здесь жизнь до весны умерла», имея в виду жизнь природы, а вместе с ней и свою. Лирическому герою неуютно в этом мире. «Мне темно», – говорит он, но темно не из-за отсутствия света за окном, а от отсутствия «света» в жизни.
    Осознание того, что он мог быть счастлив «вчера», а «Сегодня идут без конца Те же тучи – грядя за грядой…», гнетет лирического героя. Он с кажущейся легкостью говорит «прощай». Но это происходит не от безразличия, а от понимания неизбежности происходящего:
    Твой след под дождем у крыльца
    Расплылся, налился водой.
    И мне больно глядеть одному
    В предвечернюю серую мглу.
    Здесь поэт уже открыто говорит об одиночестве. По его мнению, любовь не вечна, а «для женщины прошлого нет». Любовь могла бы заполнить пустоту в душе лирического героя, но этому не суждено случиться. Она оставила лишь след в его душе, который «расплывется» под дождем и исчезнет. Лишь одиночество будет безраздельно царствовать в душе и жизни героя. Боль от своего одиночества герой не может ни преодолеть, ни заглушить. Можно подумать, что судьба его обречена, а тоска одиночества безысходна. Но, возможно, это и не так. Недаром лирический герой ждет весны: «Как-нибудь до весны Проживу и один – без жены…» Может быть, в жизнь героя еще придет весна, и его сердце оживет, как каждый год оживает природа…
    Но пока желание счастья и осознание его невозможности выражены в нарочито спокойной концовке:
    Что ж! Камин затоплю, буду пить…
    Хорошо бы собаку купить.
    Этот лаконизм – достояние литературы уже нового, 20 века, когда смятенность чувств передается равнодушной, «посторонней», фразой. Такой фразой является и последняя строчка стихотворения. Обреченный на одиночество среди людей, непонятый, покинутый любимой женщиной, лирический герой, тем не менее, не выплескивает наружу своих эмоций. О них мы догадываемся только по каким-то деталям или отдельным словам. «Затоплю камин» – герой пытается разогнать «мглу», «серую тьму», окутавшую его душу. «Буду пить» – извечный способ «утопить» свое горе в вине – признак отчаяния, справиться с которым суждено не каждому. «Хорошо бы собаку купить», ведь верный пес никогда не бросит, в отличие от разлюбившей женщины, он будет со своим хозяином до конца жизни.
    Купить собаку – это значит уже как-то начать действовать, существовать, жить. На данном этапе лирический герой к этому не готов, поэтому автор и употребляет частицу «бы» – мы не всегда осуществляем то, что задумали. Но эта строка – надежда на то, что все измениться к лучшему.
    Примечательно, что в «Одиночестве» очень мало художественно-изобразительных средств.
    «
    1
    2
    »

  11. Стихотворение
    И.Бунина «Одиночество»

    Марина Лазарева
    средняя школа №41, г.Иваново
    “Изящный
    человек, худой, тонкий, барин средней России” (Б.Зайцев), “…один из последних
    лучей какого-то чудного русского дня” (Г.Адамович). Таким представляют, так
    оценивают Ивана Бунина современники. Этот русский художник особняком стоял в
    литературе своей эпохи. “Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам”, – писал
    Бунин Н.Телешову (1900). И тут же: “Как ни кинь, всё тяжко одиночество…”
    Одиночество…
    А ведь это, пожалуй, основное состояние лирического героя И.Бунина.
    «Одиночество» – именно так называется известное стихотворение поэта,
    датированное 1903 годом. По свидетельству В.Муромцевой-Буниной, написал его
    поэт летом того года: “Лето было урожайное, он написал 33 стихотворения.
    Особенно имело успех «Одиночество», посвящённое художнику Нилусу”.
    И сразу же
    встаёт вопрос: почему столь “осеннее” стихотворение рождается летом? И вновь
    обращаемся к мемуарам В.Муромцевой-Буниной (конец 1902 – начало 1903 года):
    “Душевного покоя у И.А. не было”; “Он стал чувствовать своё литературное
    одиночество”. А весной 1903 года, как известно, Бунин, так любивший
    странствовать (удел всех мятежных и чувствующих себя одинокими людей), плывёт в
    Константинополь. Вот строки из письма И.Бунина старшему брату: “Сидел долго
    один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не
    ощущал, но что-то всё-таки было новое”. Не забудем и о разрыве с женой –
    А.Цакни, – который очень болезненно переживал Бунин.
    Необходимо
    также посмотреть и на “литературное окружение” стихотворения «Одиночество». О
    чём стихи Бунина 1902–1903 годов?
    И только ночью,
    когда бушует
    Осенний ветер,
    всё чуждо снова…
    И одинокое
    сердце тоскует:
    О, если бы близость
    сердца родного!
    («Как всё
    спокойно…», 1902)
    …и веет на
    вершине
    Дыханьем
    смерти, холодом пустыни.
    («Кондор»,
    1902)
    Усадьба
    по-осеннему молчала.
    Весь дом был
    мёртв в полночной тишине…
    («Проснулся я
    внезапно, без причины…», 1903)
    А название стихотворения
    «Запустение» говорит само за себя:
    Нам жутко
    здесь. Мы все в тоске, тревоге…
    Пора свести
    последние итоги.
    ……………………………………….
    Я изнемог, и
    мёртвый стук часов
    В молчании
    осенней долгой ночи
    Мне самому
    внимать нет больше мочи!
    Как видим,
    состояние лирического героя кризисное. (Пожалуй, настолько – впервые.) И всё же
    отчётливо проступает желание избавиться от этой удручённости, прорваться в мир
    света, надежды, обрести утраченную гармонию с самим собой и миром:
    И сердце жаждет
    блеска дня и счастья.
    («Запустение»)
    Несомненно,
    оптимистично звучит стихотворение «Голуби» (1903), расположенное в сборнике
    непосредственно перед «Одиночеством». И тем контрастнее воспринимается это
    исполненное глубокого трагизма лирическое произведение.
    Стихотворение
    обращено к женщине. Это как бы ненаписанное письмо. Прощальное письмо, не
    запечатлённое на бумаге, а только высказанное про себя и во многом самому себе.
    О чём этот
    маленький шедевр? Об одиночестве? Да. И о душе. Об одинокой душе, которая
    пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это
    стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни. Здесь
    Бунин предельно верен экзистенциальной теме.
    Стихотворение
    состоит из четырёх строф-шестистиший. Первая строка звучит
    ритмично-однообразно:
    И ветер, и
    дождик, и мгла…
    И сразу
    представляешь, ощущаешь почти физически это до боли знакомую осеннюю
    заунывность. Поражаюсь: как же удалось поэту так ненавязчиво и быстро погрузить
    читателя в атмосферу своего стихотворения? Конечно, благодаря многосоюзию
    (и…, и…, и…) и точно выбранному размеру – амфибрахию.
    Огромную роль
    играют здесь и ключевые слова “ветер”, “дождь”, “мгла”, создающие настроение
    бесприютности. Во второй строке это ощущение усугубляется “холодной” метафорой
    “пустыня воды”. Третья строка, кажется, звучит трагичнее:
    Здесь жизнь до
    весны умерла…
    “Жизнь умерла”
    – какой оксюморон! Страшно. Но есть, оказывается, временной предел этой смерти:
    “до весны”. И это имеет важное значение, не случайно автор использует повтор. И
    если в третьей строке “до весны” “потерялось” где-то в середине, то в четвёртой
    строке именно на это слово падает логическое ударение.
    Далее
    изобразительное начало уступает место медитативному:
    Я на даче один.
    Мне темно
    За мольбертом,
    и дует в окно.
    Итак, герой
    одинок. Это одиночество бесприютно (“темно”, “дует”). Мольберт – атрибут
    художника. Но и творчество не спасает.
    Таким образом,
    определяющее состояние и героя, и природы – холод, опустошённость (запустение).
    Что же здесь причина, что – следствие? Герой тоскует оттого, что природа
    затосковала, или ему тяжело от чего-то иного, и поэтому мир видится таким
    бесприютным? (Ведь есть же у Бунина стихи, где осень, дождь пропущены сквозь
    иную призму.)
    В последующих
    строках мы легко находим ответ:
    Вчера ты была у
    меня…
    Оказывается,
    вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что “она
    была” и “казалась женой”. Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания.
    Причём за этими многоточиями – противоположные думы: первая – что было бы, если
    бы она осталась? Вторая – что теперь будет и как прожить одному?
    И опять
    возникает этот верхний предел опустошённости, омертвелости – весна. Почему
    весна? Быть может, всё просто: весной можно одному, так как сложно ощущать себя
    одиноким среди многоцветья, многоголосья, солнечности пробудившейся
    (воскресшей) природы.
    А как же тяжело
    будет прожить до весны, если сейчас ещё только осень, а невозможно прожить даже
    этот день (сегодня)… Образ “сегодня” в третьей строфе раздвигается до бесконечности:
    Сегодня идут
    без конца
    Те же тучи –
    гряда за грядой…
    И вдруг – от
    туч, от неба, от бесконечности – к совершенно конкретной земной детали:
    Твой след под
    дождём у крыльца
    Расплылся,
    налился водой.
    Образ следа
    ушедшей навсегда женщины раскрывает всю глубину страданий лирического героя. И
    вот он смотрит и на небо, и на этот “тонущий” след. Это страшно, когда и следа
    не остаётся. А остаётся только рана на сердце героя. Оттого и больно ему
    глядеть в “серую тьму”. Образ тьмы, как и образ холода, многозначен:
    Тотальные тьма
    и холод! – и внутри, и снаружи…
    Мне крикнуть
    хотелось вослед:
    “Воротись, я
    сроднился с тобой!”
    “Сроднился”. А
    ведь это сильнее, чем “люблю”… “Воротись” – не только в дом, в пространство,
    но и (прежде всего) в прошлое, чтобы повторять его в настоящем. Но не крикнул:
    знал, что не вернётся. Почувствовал: чужой. Это, пожалуй, третья антонимичная
    пара в пределах этого стихотворения (осень – весна, вчера – сегодня, родной –
    чужой). Но в целом стихотворение не контрастное. Напротив, оно очень цельное по
    настроению, по эмоциональному тону. Только три всплеска-восклицания да три
    паузы-умолчания.
    Концовка
    стихотворения внешне вроде бы снимает трагизм. Может, и правда герой
    примиряется с действительностью, находит силы, чтобы продолжать жить:
    Что ж! Камин
    затоплю, буду пить…
    И уж совсем,
    казалось бы, прозаичное:
    Хорошо бы
    собаку купить.
    Давайте
    подумаем: затоплю камин… Чтобы стало теплей и светлей? А может, затоплю –
    заодно с этим вселенским наводнением? Да ведь герой один в этом холодном доме
    посреди пустынного океана. Он не видит земли! Он видит тьму, мглу и… воду…
    А дом, усадьба – остров? Или тонущий корабль? А может, всё же ковчег? И родовая
    связь с прошлым (не случайно это ощущение родства), и память о ней окажутся
    спасительными в юдоли земной?..
    Лирическая
    ситуация стихотворения традиционна для поэзии Бунина: во-первых, время года и
    время дня (осень, вечер), во-вторых, герой наедине с миром Божиим (чаще,
    правда, это соотношение гармонично).
    Именно в
    общении с природой (часто ночью, когда тихо, не слышно житейских звуков)
    лирический герой Бунина постигает Бога, переживая истинное счастье. (Здесь поэт
    близок Лермонтову: «Выхожу один я на дорогу…», «Когда волнуется желтеющая
    нива…») Скорбные мотивы также не редкость в лирике Бунина. И скорбь эта
    неизбежная (экзистенциальная скорбь):
    …Как эта
    скорбь и жажда – быть вселенной!..
    (1916)
    …я обречён
    Познать тоску
    всех стран и всех времён.
    (1909)
    На лирическую
    ситуацию стихотворения «Одиночество» можно посмотреть и с другой стороны: прощание
    с любимой (правда, без самой любимой). Как нам кажется, до такого глубокого
    трагизма подобная ситуация в лирике Бунина не доведена нигде. Причина этого,
    вероятно, в состоянии самого поэта в 1903 году (об этом говорилось выше) –
    стечение обстоятельств, определённое распутье, которое ощущал поэт,
    переживавший личную драму.
    Тема любви,
    отношений между мужчиной и женщиной, безусловно, значительно глубже осмыслена в
    прозе Бунина, особенно в поздней. А в стихотворении «Одиночество» завязался
    узелок этой столь волнующей автора темы (мысль о том, что земная любовь имеет
    предел).
    Почему же
    современникам Бунина так понравилось именно это стихотворение? Может быть,
    потому, что это “песня последней встречи”. А может, современникам Бунина
    близким оказалось именно состояние души лирического героя – это ощущение
    перепутья (или распутья?), то смятение, возможно, неясное, которое испытывали
    многие в смутное предгрозовое время накануне страшных потрясений?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *