Как вы поняли слова, которые прозвучали после этого описания: «Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле…» Как вы думаете, зачем мы выделили слово «казалось»? Проследите, как следом за этим предостережением повторяется союз «но»: он сопровождает указание на роковые приметы. Найдите и перечислите приметы приближения бурана.
Проследим за тем, как нарастало беспокойство. «Все было великолепно… Но стаи тетеревов вылетали с шумом из любимой рощи искать себе ночлега на высоких и открытых местах; но лошади храпели, фыркали, ржали и как будто о чем-то перекликались между собою; но беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный, хотя и резкий, ветерок потянул с востока к западу…» Так автор говорит о поведении тетеревов, лошадей, а затем о небе и ветре. Приметы надвигающегося бурана заметны в поведении живых существ и в окружающей природе. Проследите за изменением описания снеговой тучи. Какие изобразительные приемы помогают ее нарисовать?
«Быстро поднималось и росло белое облако с востока…»;
«…уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба…»;
«Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою…»;
«Вдруг настала ночь… наступил буран…».
Описание тучи дано в ее движении. Она росла, и ее рост пугал, потому что показывал, что надвигается буран. Автор не только рассказывает о том, как менялась снеговая туча, но и показывает, как она росла; сначала облако росло, затем туча заволокла большую половину неба и, наконец, снеговая туча «обтянула весь горизонт». Опишите поведение возчиков во время бурана.
В беде возчики вели себя по-разному. Опытные старики решили остановиться и попытаться переждать буран на одном месте. Молодые возчики решили продолжить путь. Автор точно указал, как трудно было принять первое решение: «Совет был странен и страшен: но в нем заключалось единственное средство к спасению». Напомним, что буран бушевал более суток. Далее мы узнали о печальном конце бурана. Материал с сайта //iEssay.ru
Сцена бурана в степи из главы “Вожатый” служит завязкой событий исторической повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Основная сюжетная линия произведения связана с образом повествователя – русского дворянина Петра Андреевича Гринева, служившего когда-то в Белогорской крепости Оренбургского края. Разные обстоятельства приводят Гринева и предводителя крестьянского восстания Е. Пугачева на завьюженную метелью дорогу. Эпиграф, который взят автором из старинной народной песни, говорит об этом, но ставит перед читателем загадку: о ком пойдет речь – о Гриневе или неведомом “добром молодце”, которого завела в “сторону незнакомую” “прытость, бодрость молодецкая”. Для раскрытия характеров героев Пушкин использует различные приемы: пейзаж, диалог, портрет. Вот взволнованный проигрышем и мучимый стыдом перед верным Савельичем Гринев обращает внимание на окружающую местность: “Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами”. Это только предчувствие событий, и понять его помогает эпитет “печальный”. А сами события, как это часто бывает, начинаются со слова “вдруг: ямщик вдруг замечает облачко, предвещающее буран, и просит барина остановиться. Гринев молод, самонадеян, он и на этот раз не хочет слушать Савельича. И вот, наконец, сцена бурана. Пейзаж у Пушкина немногословен, точен и выразителен. Короткие предложения без пышных эпитетов и сравнений дают тем не менее образную картину: туча “тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо”. Метафора помогает почувствовать страх и беспомощность людей перед надвигающейся стихией: “В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем”. Образ метели, бурана в литературе не нов. Новым было символическое значение стихии, которое вслед за Пушкиным подхватили многие русские писатели (например, А. Блок в поэме “Двенадцать”) . Бушующее море, яростный ветер, метель – это символы стихийных эпохальных событий: восстаний, революций. В этом эпизоде есть “мрак и вихорь” и езда по полю, похожая “на плаванье судна по бурному морю”. Пушкинский буран в степи – это символ стихийности народного восстания под предводительством Пугачева. Отсюда – одушевленность в описании метели: “И ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным”. Но вот положение готовых погибнуть людей (и свое!) спасает случайный путник. Речь незнакомца успокаивает и завораживает; она рассудительна, уверенна и напевна: “Сторона мне знакомая, слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек … ” Здесь читатель вспоминает эпиграф и опять недоумевает: о ком он? Вожатому “сторона” оказывается “знакомой”. Этот случайный попутчик привлекает Гринева. В нем все располагает: “хладнокровие ободрило”, “сметливость и тонкость чутья…изумили”, а позже и “наружность его показалась… замечательной”. Портретная характеристика Пугачева позволит многое узнать об этом удивительном человеке: ему “сорок лет”, а в “бороде проседь”, у него “живые большие глаза”, говорящие об уме, “волосы обстрижены в кружок” по-казацки, но на нем был крестьянский оборванный армяк и татарские штаны”. Не это ли прообраз психологического портрета у Лермонтова и Достоевского? Примечателен и разговор вожатого с хозяином умета: из иносказательных фраз, напоминающих пословицы и поговорки, мы узнаем о каких-то готовящихся значительных событиях, о которых нельзя высказываться открыто. Прием иносказания прослеживается и в эпизоде сна Гринева. Пушкин был чрезвычайно суеверным человеком, верил в приметы и значения снов. Не случайно его герои часто видят “пророческие” сны (вспомним Татьяну Ларину, Германна в “Пиковой даме”) . Свой “вещий” сон видит и Гринев. Из дальнейшего содержания повести мы узнаем, что, действительно, дорога к счастью пройдет для Гринева и Маши через “мертвые тела” и “кровавые лужи”, а Пугачев станет им своего рода “посаженым отцом”. Топор в руках чернобородого мужика окажется символом возмездия. Таким образом, на степной дороге (другое ее значение – жизненный путь) судьба главного героя повести Гринева пересечется с судьбой Пугачева. Их пути будут перекрещиваться не раз, и не раз Пугачев спасет и самого Гринева, и его невесту. Пушкину важно подчеркнуть значимость этой сцены. Отсюда и символический образ бурана, и детали, воссоздающие облик Пугачева. И везде мы видим незримую симпатию, возникшую между двумя героями.
«Вдруг настала ночь… наступил буран…».
Описание тучи дано в ее движении. Она росла, и ее рост пугал, потому что показывал, что надвигается буран. Автор не только рассказывает о том, как менялась снеговая туча, но и показывает, как она росла; сначала облако росло, затем туча заволокла большую половину неба и, наконец, снеговая туча «обтянула весь горизонт». Опишите поведение возчиков во время бурана.
В беде возчики вели себя по-разному. Опытные старики решили остановиться и попытаться переждать буран на одном месте. Молодые возчики решили продолжить путь. Автор точно указал, как трудно было принять первое решение: «Совет был странен и страшен: но в нем заключалось единственное средство к спасению». Напомним, что буран бушевал более суток. Далее мы узнали о печальном конце бурана. Нарисуйте своими словами картину бурана. Какой вы ее представляете из описания Аксакова? Перескажите описание близко к тексту.
Вначале нужно перечитать текст с описанием бурана. «Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось». Близкий к тексту пересказ непременно должен содержать и бескрайность степи, силу и напор бушующего ветра.
Справка. Описание бурана С. Т. Аксаковым произвело такое впечатление на
А. С. Пушкина, что в повести «Капитанская дочка» он создал подобный пейзаж под влиянием этого очерка. Сам Пушкин зимой в оренбургской степи не бывал, и Аксаков во многом помог ему. Пушкин видел оренбургские степи в сентябре 1833 года. Как вы объясните трагический финал судьбы обоза?
Трагический финал, о котором рассказал С. Т. Аксаков, подстерегал не только этот обоз. Путешествия зимой по бескрайним и малонаселенным степям были в те времена связаны с риском для путешественников. Можно считать, что часть зимних поездок кончалась бедой. Степень риска была велика, и приходилось с ней считаться.
Описания природы в пушкинской прозе так же просты и кратки, как и описания внешности, домашней обстановки, быта героев. Вот, например, один из пейзажей в повести «Капитанская дочка»: «Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все было покрыто снегом. Солнце садилось». Другой пейзаж еще более краток: «Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи».
Основной пейзаж повести — картина бурана: «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»… Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь».
Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран — символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное.
Характерно, что подобный пейзаж мы встречаем в пушкинском стихотворении «Бесы». Там в бесконечном кружении метели герой неожиданно замечает бесов. В «Капитанской дочке» из метели так же неожиданно появляется Пугачев. Таким образом, Пушкин уже в этом пейзаже заявляет о своем отношении к описанным историческим событиям.
Образ Пугачева в поэме, безусловно, неоднозначен. В нем есть и ум, и отвага, и великодушие, но «жить убийством и разбоем» — значит «клевать мертвечину». А «шайки разбойников» Пугачева злодействуют повсюду, разоряют селения, крепости, самовластно казнят и милуют… «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка — копейка», — писал Пушкин.
Пугачев со своими казаками устраивает жестокие расправы по всей России, не щадя даже женщин и детей. Вот как описывает Пушкин убийство Василисы Егоровны, жены коменданта Белогорской крепости: «Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага. Один из них уже успел нарядиться в ее душегрейку …Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа. „Злодеи!” — закричала она в исступлении… Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца». Точно такая же участь ожидала бы и Машу, если бы ее не успели отправить из родного дома.
Пугачевцы — это анархическая вольница, безудержная, беспощадная и жестокая. Мятеж, устроенный ими, подобно бурану, сметает на своем пути человеческие жизни, играет судьбами. Человеку трудно выстоять и уцелеть посреди жестокой, свирепой метели. Точно так же трудно «устоять» и уцелеть Петру Гриневу в создавшейся ситуаций, в кровавой и безумной атмосфере мести и бесчисленных злодейств.
Однако значение сцены бурана в повести не исчерпывается тем, что в символической форме она изображает пугачевский мятеж. Это еще и напоминание о том, что человеку надлежит избрать свой, единственно верный в жизни путь и суметь не сбиться с него. Один неправильный шаг — и ты заблудился, погиб, замерз, занесенный вьюгой. Жизнь человеческая хрупка, в ней необыкновенно важны «правильные» поступки, источником которых может быть лишь любовь и милосердие. Именно эта философская мысль реализуется в пушкинском сюжете. Помня о встрече с молодым человеком, о подаренном Гриневым заячьем тулупчике, Пугачев спасает его от смертной казни, сохраняет жизнь Маше.
Однако, кроме определенного духовного дидактизма, в повести достаточно сильно звучит и идея судьбы, значения ее в человеческой жизни. Встреча с незнакомым чернобородым мужиком в страшный, смертельно опасный буран определяет всю дальнейшую судьбу героя. Вожатый выводит Гринева к постоялому двору, не дав молодому человеку погибнуть от снежной стихии. Точно так же впоследствии Пугачев «выводит» его из вихря исторических событий, не дав своим «молодцам» его повесить и пощадив Машу. Эти события в повести предваряет не только картина бурана, но и «пророческий» сон Гринева.
Похожий образ метели, бесовского вихря, сбивающего человека с ног, мы встречаем в поэме Блока «Двенадцать». Движение снежного вихря символизирует здесь Россию, охваченную революцией. Беспощадный ветер у Блока сбивает с ног прохожих, «подолы крутит», «рвет, мнет и носит Большой плакат», сопровождает «державный шаг» красногвардейцев. Двенадцать идут в поэме «без имени святого», «без крест,а», им «ничего не жаль». На своем «революционном пути» они убивают Катьку, грабят погреба, обещают «полоснуть ножичком» и «выпить кровушку». Впереди них — Иисус Христос, но как далеки до него блоковские герои! Пока они неразрывно слиты со стихией метели, с бесовской, античеловечной атмосферой. Но финал их пути, по Блоку, — это принятие Божественного начала в жизни, это раскаяние, добро и милосердие.
Таким образом, картина бурана в «Капитанской дочке» весьма многозначна. Это и элемент композиции, фон, на котором происходит действие, это и символ предстоящих событий, символ основной темы произведения.
М.А. Булгаков рос в благополучной семье. В детстве Михаила Афанасьевича влекло к сцене, к театру. Окончив гимназию, он поступил в университет на медфакультет. Стремление к искусству не слабело. Видно, свыше Булгакову суждено было быть не лекарем, а писателем. Он рано стал смотреть на вещи только свойственным ему взглядом, видя в чем-то драматизм, а в чем-то трагедийность. Путь Булгакова в литературу был труден. Дорога в писатели лежала через журналистскую работу. Он печатал газетные статьи. Нельзя не упомянуть о театре. Жизнь и с ним столкнула Булгакова. Переехал в Москву, Михаил Афанасьевич соединяет свою журналистикою работу с театром. Я думаю, что театр даже вдохновлял его на создание пьес. Но ставить свои пьесы приходилось с трудом. Особенно тяжелыми были дни 1929 года. К этому времени у Булгакова написано три пьесы, но ни одна не принесла успеха писателю. А к тому же ужасные нападки критики. Но вопреки всему Михаил Афанасьевич пишет, творит.
Ранние повести и рассказы Булгакова, такие как “Морфий”, “Роковые яйца”, “Дни Турбиных” — имели успех у читателей, но и, наверно, были встречены резкой критикой. Конечно, все эти беды и огорчения причиняли страдание писателю.
М.А. Булгаков просто ненавидел бюрократизм и мещанство. Он презрительно смотрел на новых буржуа. Его образная и сатирическая фантазия в “Роковых яйцах” высмеивает весь авантюризм и всю бескультурщину правящих кругов. Я думаю, что так никто не сможет, как Булгаков, красочно и образно показать всю гнусность людей.
На долю писателя выпали тяжелые годы гражданской войны. Он видел, как рушилось все старое. Михаил Афанасьевич не мог оставить свой народ. Он участвовал вместе с ним в создании новой культуры. Я считаю, ему было трудно сделать этот выбор. Чтобы запечатлеть годы войны, Михаил Булгаков пишет свой первый большой роман “Белая гвардия”.
“Белая гвардия” это роман, посвященный коренному явлению русской истории прошлого и настоящего, вечному источнику народных бедствий и государственных катастроф — междоусобице.
Война охватила не отдельные группы, слои, сословия, а всё население огромной страны. Она внесла вражду в семьи, породила кровавые расправы в городах и селах, колоссальные побоища армий и оставила веку наследие ненависти и террора.
В первой главе романа отчетливо развивается тема “заблудившихся в буране революции людей”, для которой характерны страшная обличительная сила и неизменная правдивость. Турбинным преподан урок истории, урок жестокий. Но, пройдя через кровь и смерть, им придется понять и принять его. Они должны будут сделать свой выбор, найти свое место в новой России.
Булгаков помещает своих героев в контекст мировой истории.
Масштабы повествования с самого начала намечены двумя эпиграфами — из пушкинской “Капитанской дочки” и “Откровения Святого Иоанна Богослова”. Эпиграфы сразу связали события Гражданской Войны на Украине в 1918-1919 годах с междоусобицами прошлых веков в России и с историей злодеяний человечества.
Картина бурана, запечатлённая в первом эпиграфе — символ исторической бури, разбушевавшейся стихии бунта. Образы “Откровения..” повествования о гибели греховного мира, мучительном очищении и возрождении человечества — пронизывают весь роман, начиная с предсказаний отца Александра, друга семьи Турбиных, о грядущих испытаниях. Он цитирует “Откровения…”: “Третий ангел вылил чашу свою в реки и источником вод, и сделалась кровь”.
Автор понимал свой роман именно как эпопею — повествование о судьбах не только отдельных персонажей, семьи, но и народа, страны. “Стать бесстрастно над красными и белыми” — вот основной замысел Булгакова. Эта позиция принципиально отличается от позиции большинства советских писателей, повествовавших о Гражданской войне: они безоговорочно стояли на стороне красных.
Автор воспринимает революцию и гражданскую войну как продолжение вечной борьбы добра и зла, как страшное возмездие за грехи и преступления. Прошлое, настоящее и будущее переходят из одного в другое: прошлое — причина начала страданий и бедствий народа, в свою очередь, настоящее предопределяет будущее.
Булгаков смотрит на современность, как на продолжение истории. Он рисует мир сплетений, сорванных “со своих винтов”, непредсказуемый. Он набрасывает сцены без очевидной последовательности, выхватывает лица и события разных планов. Все события происходят в Городе или на близких подступах к нему. Они охватывают период зимы 1918—1919 годов: от взятия Города петлюровцами до прихода войск.
Пламя событий гражданской войны равно освещает и оценивает жизнь прежнюю, её людей и новую революционную действительность, её деятелей. Так рождаются художественные образы. Семья Турбиных становится причастна великим событиям, преобразившим её, делается участницей дел страшных и удивительных.
Турбиным преподан урок истории, урок жестокий, но, пройдя через кровь и смерть, они, в конце концов, понимают и принимают его. Турбины остаются верны высоким идеалам. Каждый из героев романа совершает свой нравственный выбор.
Полковник Щеткин, спасая свою жизнь, посылает на смерть офицеров и юнкеров, капитан Тальбург делает карьеру, приспосабливается к смене властей.
Те, кто нарушил естественный ход истории, совершили преступление перед всеми, — в том числе перед усталым и замерзшим часовым у бронепоезда. В рваных валенках, в рваной шинели, зверски, не по-человечески, озябший человек засыпает на ходу, и снятся ему родная деревня и сосед, идущий навстречу. “И тотчас грозный сторожевой голос в груди выстукивал три слова:
“— Прости… часовой… замерзнешь…”
Зачем отдан этот человек бессмысленному кошмару?
Зачем отданы этому тысячи и миллионы других?
Можно не быть уверенным, что маленький Петька Щеглов, который жил во флигеле и увидел замечательный сон о сверкающем алмазном шаре, дождется того, что сон обещал ему, — счастья?
Кто знает? В эпоху битв и потрясений хрупка, как никогда, отдельная человеческая жизнь. Но тем и сильна Россия, что есть в ней люди, для которых понятие “жить” равносильно понятиям “любить”, “чувствовать”, “постигать”, “думать”, быть верным долгу и чести. Эти люди знают, что стены Дома — не просто жилище, а место связи поколений, место, где сохранена в нетленности душевность, где никогда не исчезает духовное начало, символ которого — главная часть Дома — книжные шкафы, наполненные книгами.
Верный исторической правде, Булгаков показывает обреченность своих героев. “Дружно живите..”, — говорит в начале романа мать, “светлая королева”,а “им придется умирать”. История захватывает всех, но большинство людей принимают участие, не осознав истинного смысла происходящего. Война не только рушит жизни людей, но и разрушает их изнутри, обрекая на моральную деградацию.
Из конкретных образов романа возникают образы символы, построенные на исторических ассоциациях. Дом — сквозной образ романа, присутствующий так или иначе на каждой странице романа. Это образ-символ, вместивший в себя разные конкретные дома в первую очередь, дом Турбиных, а затем — дом Василисы, дом Щегловых, дом Най-Турсов, дом Юлии Рейсс. И одновременно это дом вообще, семейный очаг условие человеческого благополучия и государственного благополучия. Образ Города — широкое обобщение. Нечто сходное совершалось во многих городах, может быть, и не только России: перед нами и конкретный город, и некий вечный Город, где разворачивается историческая трагедия.
1919 год ещё впереди. Мы видим только его начало. Что будет дальше? Стоит надеется и верить, что будет не одно страшное: будет и радость, и свет, и расцвет новых жизней и, как произнёс в начале романа отец Александр: “..тяжкое время, тяжкое, что говорить… но унывать-то не следует”. Но надежда всегда есть: “Всё пройдет страдания, муки, кровь, голод и ор”.
Как вы поняли слова, которые прозвучали после этого описания: «Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле…» Как вы думаете, зачем мы выделили слово «казалось»? Проследите, как следом за этим предостережением повторяется союз «но»: он сопровождает указание на роковые приметы. Найдите и перечислите приметы приближения бурана.
Проследим за тем, как нарастало беспокойство. «Все было великолепно… Но стаи тетеревов вылетали с шумом из любимой рощи искать себе ночлега на высоких и открытых местах; но лошади храпели, фыркали, ржали и как будто о чем-то перекликались между собою; но беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный, хотя и резкий, ветерок потянул с востока к западу…» Так автор говорит о поведении тетеревов, лошадей, а затем о небе и ветре. Приметы надвигающегося бурана заметны в поведении живых существ и в окружающей природе.
Проследите за изменением описания снеговой тучи. Какие изобразительные приемы помогают ее нарисовать?
«Быстро поднималось и росло белое облако с востока…»;
«…уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба…»;
«Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою…»;
«Вдруг настала ночь… наступил буран…».
Описание тучи дано в ее движении. Она росла, и ее рост пугал, потому что показывал, что надвигается буран. Автор не только рассказывает о том, как менялась снеговая туча, но и показывает, как она росла; сначала облако росло, затем туча заволокла большую половину неба и, наконец, снеговая туча «обтянула весь горизонт».
Опишите поведение возчиков во время бурана.
В беде возчики вели себя по-разному. Опытные старики решили остановиться и попытаться переждать буран на одном месте. Молодые возчики решили продолжить путь. Автор точно указал, как трудно было принять первое решение: «Совет был странен и страшен: но в нем заключалось единственное средство к спасению». Напомним, что буран бушевал более суток. Далее мы узнали о печальном конце бурана. Материал с сайта //iEssay.ru
Сцена бурана в степи из главы “Вожатый” служит завязкой событий исторической повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Основная сюжетная линия произведения связана с образом повествователя – русского дворянина Петра Андреевича Гринева, служившего когда-то в Белогорской крепости Оренбургского края. Разные обстоятельства приводят Гринева и предводителя крестьянского восстания Е. Пугачева на завьюженную метелью дорогу. Эпиграф, который взят автором из старинной народной песни, говорит об этом, но ставит перед читателем загадку: о ком пойдет речь – о Гриневе или неведомом “добром молодце”, которого завела в “сторону незнакомую” “прытость, бодрость молодецкая”. Для раскрытия характеров героев Пушкин использует различные приемы: пейзаж, диалог, портрет. Вот взволнованный проигрышем и мучимый стыдом перед верным Савельичем Гринев обращает внимание на окружающую местность: “Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами”. Это только предчувствие событий, и понять его помогает эпитет “печальный”. А сами события, как это часто бывает, начинаются со слова “вдруг: ямщик вдруг замечает облачко, предвещающее буран, и просит барина остановиться. Гринев молод, самонадеян, он и на этот раз не хочет слушать Савельича. И вот, наконец, сцена бурана. Пейзаж у Пушкина немногословен, точен и выразителен. Короткие предложения без пышных эпитетов и сравнений дают тем не менее образную картину: туча “тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо”. Метафора помогает почувствовать страх и беспомощность людей перед надвигающейся стихией: “В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем”. Образ метели, бурана в литературе не нов. Новым было символическое значение стихии, которое вслед за Пушкиным подхватили многие русские писатели (например, А. Блок в поэме “Двенадцать”) . Бушующее море, яростный ветер, метель – это символы стихийных эпохальных событий: восстаний, революций. В этом эпизоде есть “мрак и вихорь” и езда по полю, похожая “на плаванье судна по бурному морю”. Пушкинский буран в степи – это символ стихийности народного восстания под предводительством Пугачева. Отсюда – одушевленность в описании метели: “И ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным”. Но вот положение готовых погибнуть людей (и свое!) спасает случайный путник. Речь незнакомца успокаивает и завораживает; она рассудительна, уверенна и напевна: “Сторона мне знакомая, слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек … ” Здесь читатель вспоминает эпиграф и опять недоумевает: о ком он? Вожатому “сторона” оказывается “знакомой”. Этот случайный попутчик привлекает Гринева. В нем все располагает: “хладнокровие ободрило”, “сметливость и тонкость чутья…изумили”, а позже и “наружность его показалась… замечательной”. Портретная характеристика Пугачева позволит многое узнать об этом удивительном человеке: ему “сорок лет”, а в “бороде проседь”, у него “живые большие глаза”, говорящие об уме, “волосы обстрижены в кружок” по-казацки, но на нем был крестьянский оборванный армяк и татарские штаны”. Не это ли прообраз психологического портрета у Лермонтова и Достоевского? Примечателен и разговор вожатого с хозяином умета: из иносказательных фраз, напоминающих пословицы и поговорки, мы узнаем о каких-то готовящихся значительных событиях, о которых нельзя высказываться открыто. Прием иносказания прослеживается и в эпизоде сна Гринева. Пушкин был чрезвычайно суеверным человеком, верил в приметы и значения снов. Не случайно его герои часто видят “пророческие” сны (вспомним Татьяну Ларину, Германна в “Пиковой даме”) . Свой “вещий” сон видит и Гринев. Из дальнейшего содержания повести мы узнаем, что, действительно, дорога к счастью пройдет для Гринева и Маши через “мертвые тела” и “кровавые лужи”, а Пугачев станет им своего рода “посаженым отцом”. Топор в руках чернобородого мужика окажется символом возмездия. Таким образом, на степной дороге (другое ее значение – жизненный путь) судьба главного героя повести Гринева пересечется с судьбой Пугачева. Их пути будут перекрещиваться не раз, и не раз Пугачев спасет и самого Гринева, и его невесту. Пушкину важно подчеркнуть значимость этой сцены. Отсюда и символический образ бурана, и детали, воссоздающие облик Пугачева. И везде мы видим незримую симпатию, возникшую между двумя героями.
«Вдруг настала ночь… наступил буран…».
Описание тучи дано в ее движении. Она росла, и ее рост пугал, потому что показывал, что надвигается буран. Автор не только рассказывает о том, как менялась снеговая туча, но и показывает, как она росла; сначала облако росло, затем туча заволокла большую половину неба и, наконец, снеговая туча «обтянула весь горизонт».
Опишите поведение возчиков во время бурана.
В беде возчики вели себя по-разному. Опытные старики решили остановиться и попытаться переждать буран на одном месте. Молодые возчики решили продолжить путь. Автор точно указал, как трудно было принять первое решение: «Совет был странен и страшен: но в нем заключалось единственное средство к спасению». Напомним, что буран бушевал более суток. Далее мы узнали о печальном конце бурана.
Нарисуйте своими словами картину бурана. Какой вы ее представляете из описания Аксакова? Перескажите описание близко к тексту.
Вначале нужно перечитать текст с описанием бурана. «Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось». Близкий к тексту пересказ непременно должен содержать и бескрайность степи, силу и напор бушующего ветра.
Справка. Описание бурана С. Т. Аксаковым произвело такое впечатление на
А. С. Пушкина, что в повести «Капитанская дочка» он создал подобный пейзаж под влиянием этого очерка. Сам Пушкин зимой в оренбургской степи не бывал, и Аксаков во многом помог ему. Пушкин видел оренбургские степи в сентябре 1833 года.
Как вы объясните трагический финал судьбы обоза?
Трагический финал, о котором рассказал С. Т. Аксаков, подстерегал не только этот обоз. Путешествия зимой по бескрайним и малонаселенным степям были в те времена связаны с риском для путешественников. Можно считать, что часть зимних поездок кончалась бедой. Степень риска была велика, и приходилось с ней считаться.
Описания природы в пушкинской прозе так же просты и кратки, как и описания внешности, домашней обстановки, быта героев. Вот, например, один из пейзажей в повести «Капитанская дочка»: «Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все было покрыто снегом. Солнце садилось». Другой пейзаж еще более краток: «Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи».
Основной пейзаж повести — картина бурана: «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»… Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь».
Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран — символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное.
Характерно, что подобный пейзаж мы встречаем в пушкинском стихотворении «Бесы». Там в бесконечном кружении метели герой неожиданно замечает бесов. В «Капитанской дочке» из метели так же неожиданно появляется Пугачев. Таким образом, Пушкин уже в этом пейзаже заявляет о своем отношении к описанным историческим событиям.
Образ Пугачева в поэме, безусловно, неоднозначен. В нем есть и ум, и отвага, и великодушие, но «жить убийством и разбоем» — значит «клевать мертвечину». А «шайки разбойников» Пугачева злодействуют повсюду, разоряют селения, крепости, самовластно казнят и милуют… «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка — копейка», — писал Пушкин.
Пугачев со своими казаками устраивает жестокие расправы по всей России, не щадя даже женщин и детей. Вот как описывает Пушкин убийство Василисы Егоровны, жены коменданта Белогорской крепости: «Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага. Один из них уже успел нарядиться в ее душегрейку …Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа. „Злодеи!” — закричала она в исступлении… Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца». Точно такая же участь ожидала бы и Машу, если бы ее не успели отправить из родного дома.
Пугачевцы — это анархическая вольница, безудержная, беспощадная и жестокая. Мятеж, устроенный ими, подобно бурану, сметает на своем пути человеческие жизни, играет судьбами. Человеку трудно выстоять и уцелеть посреди жестокой, свирепой метели. Точно так же трудно «устоять» и уцелеть Петру Гриневу в создавшейся ситуаций, в кровавой и безумной атмосфере мести и бесчисленных злодейств.
Однако значение сцены бурана в повести не исчерпывается тем, что в символической форме она изображает пугачевский мятеж. Это еще и напоминание о том, что человеку надлежит избрать свой, единственно верный в жизни путь и суметь не сбиться с него. Один неправильный шаг — и ты заблудился, погиб, замерз, занесенный вьюгой. Жизнь человеческая хрупка, в ней необыкновенно важны «правильные» поступки, источником которых может быть лишь любовь и милосердие. Именно эта философская мысль реализуется в пушкинском сюжете. Помня о встрече с молодым человеком, о подаренном Гриневым заячьем тулупчике, Пугачев спасает его от смертной казни, сохраняет жизнь Маше.
Однако, кроме определенного духовного дидактизма, в повести достаточно сильно звучит и идея судьбы, значения ее в человеческой жизни. Встреча с незнакомым чернобородым мужиком в страшный, смертельно опасный буран определяет всю дальнейшую судьбу героя. Вожатый выводит Гринева к постоялому двору, не дав молодому человеку погибнуть от снежной стихии. Точно так же впоследствии Пугачев «выводит» его из вихря исторических событий, не дав своим «молодцам» его повесить и пощадив Машу. Эти события в повести предваряет не только картина бурана, но и «пророческий» сон Гринева.
Похожий образ метели, бесовского вихря, сбивающего человека с ног, мы встречаем в поэме Блока «Двенадцать». Движение снежного вихря символизирует здесь Россию, охваченную революцией. Беспощадный ветер у Блока сбивает с ног прохожих, «подолы крутит», «рвет, мнет и носит Большой плакат», сопровождает «державный шаг» красногвардейцев. Двенадцать идут в поэме «без имени святого», «без крест,а», им «ничего не жаль». На своем «революционном пути» они убивают Катьку, грабят погреба, обещают «полоснуть ножичком» и «выпить кровушку». Впереди них — Иисус Христос, но как далеки до него блоковские герои! Пока они неразрывно слиты со стихией метели, с бесовской, античеловечной атмосферой. Но финал их пути, по Блоку, — это принятие Божественного начала в жизни, это раскаяние, добро и милосердие.
Таким образом, картина бурана в «Капитанской дочке» весьма многозначна. Это и элемент композиции, фон, на котором происходит действие, это и символ предстоящих событий, символ основной темы произведения.
М.А. Булгаков рос в благополучной семье. В детстве Михаила Афанасьевича влекло к сцене, к театру. Окончив гимназию, он поступил в университет на медфакультет. Стремление к искусству не слабело. Видно, свыше Булгакову суждено было быть не лекарем, а писателем. Он рано стал смотреть на вещи только свойственным ему взглядом, видя в чем-то драматизм, а в чем-то трагедийность. Путь Булгакова в литературу был труден. Дорога в писатели лежала через журналистскую работу. Он печатал газетные статьи. Нельзя не упомянуть о театре. Жизнь и с ним столкнула Булгакова. Переехал в Москву, Михаил Афанасьевич соединяет свою журналистикою работу с театром. Я думаю, что театр даже вдохновлял его на создание пьес. Но ставить свои пьесы приходилось с трудом. Особенно тяжелыми были дни 1929 года. К этому времени у Булгакова написано три пьесы, но ни одна не принесла успеха писателю. А к тому же ужасные нападки критики. Но вопреки всему Михаил Афанасьевич пишет, творит.
Ранние повести и рассказы Булгакова, такие как “Морфий”, “Роковые яйца”, “Дни Турбиных” — имели успех у читателей, но и, наверно, были встречены резкой критикой. Конечно, все эти беды и огорчения причиняли страдание писателю.
М.А. Булгаков просто ненавидел бюрократизм и мещанство. Он презрительно смотрел на новых буржуа. Его образная и сатирическая фантазия в “Роковых яйцах” высмеивает весь авантюризм и всю бескультурщину правящих кругов. Я думаю, что так никто не сможет, как Булгаков, красочно и образно показать всю гнусность людей.
На долю писателя выпали тяжелые годы гражданской войны. Он видел, как рушилось все старое. Михаил Афанасьевич не мог оставить свой народ. Он участвовал вместе с ним в создании новой культуры. Я считаю, ему было трудно сделать этот выбор. Чтобы запечатлеть годы войны, Михаил Булгаков пишет свой первый большой роман “Белая гвардия”.
“Белая гвардия” это роман, посвященный коренному явлению русской истории прошлого и настоящего, вечному источнику народных бедствий и государственных катастроф — междоусобице.
Война охватила не отдельные группы, слои, сословия, а всё население огромной страны. Она внесла вражду в семьи, породила кровавые расправы в городах и селах, колоссальные побоища армий и оставила веку наследие ненависти и террора.
В первой главе романа отчетливо развивается тема “заблудившихся в буране революции людей”, для которой характерны страшная обличительная сила и неизменная правдивость. Турбинным преподан урок истории, урок жестокий. Но, пройдя через кровь и смерть, им придется понять и принять его. Они должны будут сделать свой выбор, найти свое место в новой России.
Булгаков помещает своих героев в контекст мировой истории.
Масштабы повествования с самого начала намечены двумя эпиграфами — из пушкинской “Капитанской дочки” и “Откровения Святого Иоанна Богослова”. Эпиграфы сразу связали события Гражданской Войны на Украине в 1918-1919 годах с междоусобицами прошлых веков в России и с историей злодеяний человечества.
Картина бурана, запечатлённая в первом эпиграфе — символ исторической бури, разбушевавшейся стихии бунта. Образы “Откровения..” повествования о гибели греховного мира, мучительном очищении и возрождении человечества — пронизывают весь роман, начиная с предсказаний отца Александра, друга семьи Турбиных, о грядущих испытаниях. Он цитирует “Откровения…”: “Третий ангел вылил чашу свою в реки и источником вод, и сделалась кровь”.
Автор понимал свой роман именно как эпопею — повествование о судьбах не только отдельных персонажей, семьи, но и народа, страны. “Стать бесстрастно над красными и белыми” — вот основной замысел Булгакова. Эта позиция принципиально отличается от позиции большинства советских писателей, повествовавших о Гражданской войне: они безоговорочно стояли на стороне красных.
Автор воспринимает революцию и гражданскую войну как продолжение вечной борьбы добра и зла, как страшное возмездие за грехи и преступления. Прошлое, настоящее и будущее переходят из одного в другое: прошлое — причина начала страданий и бедствий народа, в свою очередь, настоящее предопределяет будущее.
Булгаков смотрит на современность, как на продолжение истории. Он рисует мир сплетений, сорванных “со своих винтов”, непредсказуемый. Он набрасывает сцены без очевидной последовательности, выхватывает лица и события разных планов. Все события происходят в Городе или на близких подступах к нему. Они охватывают период зимы 1918—1919 годов: от взятия Города петлюровцами до прихода войск.
Пламя событий гражданской войны равно освещает и оценивает жизнь прежнюю, её людей и новую революционную действительность, её деятелей. Так рождаются художественные образы. Семья Турбиных становится причастна великим событиям, преобразившим её, делается участницей дел страшных и удивительных.
Турбиным преподан урок истории, урок жестокий, но, пройдя через кровь и смерть, они, в конце концов, понимают и принимают его. Турбины остаются верны высоким идеалам. Каждый из героев романа совершает свой нравственный выбор.
Полковник Щеткин, спасая свою жизнь, посылает на смерть офицеров и юнкеров, капитан Тальбург делает карьеру, приспосабливается к смене властей.
Те, кто нарушил естественный ход истории, совершили преступление перед всеми, — в том числе перед усталым и замерзшим часовым у бронепоезда. В рваных валенках, в рваной шинели, зверски, не по-человечески, озябший человек засыпает на ходу, и снятся ему родная деревня и сосед, идущий навстречу. “И тотчас грозный сторожевой голос в груди выстукивал три слова:
“— Прости… часовой… замерзнешь…”
Зачем отдан этот человек бессмысленному кошмару?
Зачем отданы этому тысячи и миллионы других?
Можно не быть уверенным, что маленький Петька Щеглов, который жил во флигеле и увидел замечательный сон о сверкающем алмазном шаре, дождется того, что сон обещал ему, — счастья?
Кто знает? В эпоху битв и потрясений хрупка, как никогда, отдельная человеческая жизнь. Но тем и сильна Россия, что есть в ней люди, для которых понятие “жить” равносильно понятиям “любить”, “чувствовать”, “постигать”, “думать”, быть верным долгу и чести. Эти люди знают, что стены Дома — не просто жилище, а место связи поколений, место, где сохранена в нетленности душевность, где никогда не исчезает духовное начало, символ которого — главная часть Дома — книжные шкафы, наполненные книгами.
Верный исторической правде, Булгаков показывает обреченность своих героев. “Дружно живите..”, — говорит в начале романа мать, “светлая королева”,а “им придется умирать”. История захватывает всех, но большинство людей принимают участие, не осознав истинного смысла происходящего. Война не только рушит жизни людей, но и разрушает их изнутри, обрекая на моральную деградацию.
Из конкретных образов романа возникают образы символы, построенные на исторических ассоциациях. Дом — сквозной образ романа, присутствующий так или иначе на каждой странице романа. Это образ-символ, вместивший в себя разные конкретные дома в первую очередь, дом Турбиных, а затем — дом Василисы, дом Щегловых, дом Най-Турсов, дом Юлии Рейсс. И одновременно это дом вообще, семейный очаг условие человеческого благополучия и государственного благополучия. Образ Города — широкое обобщение. Нечто сходное совершалось во многих городах, может быть, и не только России: перед нами и конкретный город, и некий вечный Город, где разворачивается историческая трагедия.
1919 год ещё впереди. Мы видим только его начало. Что будет дальше? Стоит надеется и верить, что будет не одно страшное: будет и радость, и свет, и расцвет новых жизней и, как произнёс в начале романа отец Александр: “..тяжкое время, тяжкое, что говорить… но унывать-то не следует”. Но надежда всегда есть: “Всё пройдет страдания, муки, кровь, голод и ор”.