Возможно ли было избежать смерти героини? Какой путь она могла для себя избрать? Тот, которого жаждала сама Катерина, был связан с Борисом – ее возлюбленным. Этот выход из сложившейся ситуации стал бы просто идеальным для женщины. Но, к сожалению, Борис не стал прекрасным принцем. Он оказался эгоистичным и слабохарактерным человеком. Бросив Катерину, Борис уехал в Сибирь один. Это нанесло ей страшный удар.
Еще одной альтернативой для Кати мог стать уход в монастырь, где она смогла бы посвятить свою жизнь служению Богу. Однако замужняя женщина никогда бы не смогла попасть туда. Ее обязательно вернули бы законному мужу. Сначала ей нужно было добиться развода, но это покрыло бы ее позором и грехом, ведь браки тогда заключали в церкви.
Не думаю, что смерть Катерины была случайностью. К этому все шло. Начиная с беспочвенных придирок свекрови и заканчивая равнодушием супруга. Все это губительно влияло на Катерину. Предательство Бориса окончательно сломило женщину и она совершила непоправимый поступок.
Катерина была светлым и добрым человеком, она пыталась сопротивляться устаревшим порядкам и все же, в какой-то степени, одержала победу, хоть и не смогла ею насладиться. Смерть героини стала первым шагом к крушению старого строя.
Я думаю, что в наше время тоже можно встретить таких людей, как Катерина. У них чистая и светлая душа, и они способны пожертвовать собой ради блага других.
Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона – не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.
Что можно еще написать в сочинении “Был ли иной путь у Катерины в “Грозе”? Другой вариант – это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно. Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли. Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.
Третий вариант – уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.
Четвертый, самый страшный – это избавиться от мужа и свекрови. Но такой поступок Катерина не смогла бы пойти: у нее слишком чистая, светлая душа, она очень набожная, поэтому не стала бы женщина нарушать заповеди.
В сочинении “Был ли иной путь у Катерины” можно упомянуть, что связь можно было скрыть – Варвара посоветовала ей хитрить. Но это противоречило бы принципам молодой женщины – она не смогла бы никого обманывать.
Вернуться в дом родителей тоже не представлялось возможным: ее бы нашли и вернули с позором обратно. Неужели для бедной женщины был только тот выход, который приготовил Островский?
Дальнейшая жизнь с Тихоном
Конечно, в сочинении “Был ли иной путь у Катерины” нельзя не рассмотреть вариант ее дальнейшей жизни в доме Кабановых. Да, молодая женщина могла попытаться продолжать жить с нелюбимым мужем. Но долго ли бы она выдержала постоянные упреки и издевательства свекрови? К тому же, познав настоящую любовь с Борисом, женщина такого склада, как Катерина, уже не могла бы жить с Тихоном.
Вот и получается, что броситься в Волгу – было единственным выходом для бедной женщины. Она не могла больше жить в деспотическом обществе, и самоубийство стало для нее спасением.
Это лишь некоторые мысли для сочинения “Был ли иной путь у Катерины в пьесе “Гроза”, кратко мы оговорили возможные варианты финала.
Катерина – одна из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Это молодая девушка, выросшая в любви и почитании Бога. Детство её было беззаботно и счастливо. Однако девушка была выдана за Тихона Кабанова, сына своенравной овдовевшей купеческой жены Кабанихи, которого она так и не смогла полюбить.
Катерина оказывается в городе Калинове. Хоть он и стоит на прекрасной реке Волге, почти никто не замечает её красоты. В городе царят “разврат и пьянство”, люди делятся на несчастных бедных и корыстных богатых, у купеческих домов стоят высокие заборы, за которыми купцы “семью тиранят”, стремятся “ограбить сирот”.
Обстановка города Калинова с его “жестокими нравами”, по словам жителя города – учёного Кулигина, уклад в семье Кабановых, при котором сын не смеет ни в чём перечить матери-тирану, – всё это чуждо свободолюбивой Катерине. И даже вера хоть сколько-нибудь не сможет объединить Катерину с новым окружением, потому что вера их совсем иная, не чистая, не светлая, но демонстративная и на страхе построенная.
Из безысходности Катерина решается на отчаянный шаг – она совершает самоубийство, зная при этом о греховности своего поступка.
Был ли шанс “лучу света в тёмном царстве”, как назвал Катерину критик Н. А. Добролюбов, оставаться жить, оставаться светить и дальше?
Я считаю, что иного выбора у Катерины не было.
Катерина нуждалась в поддержке и опоре и, казалось бы, могла бы найти всё это в своей любви, в Борисе. Но он не смог ей помочь, как и все прочие жители города, включая подругу Варвару, любящего Тихона и сострадающего Кулигина. Город и его жители погрязли в безнравственности и безнадёжности. И тайные встречи с любимым Борисом, с последней надеждой противоречат морали, и тяжело даются самой Катерины, совсем не облегчая её участь.
Действие драмы Островского “Гроза” происходит в девятнадцатом веке, в небольшом провинциальном городке, где царят патриархальные порядки. Катерина, главная героиня пьесы, живёт в зажиточном доме Кабановых вместе с мужем Тихоном и свекровью, прозванной Кабанихой за свой вздорный характер и самодурство. В своём произведении Островский показывает конфликт “тёмного царства”, которое олицитворяет уклад в доме Кабановых, и Катерины, которая хотела бы строить свою семью на принципах взаимной любви и уважения. Катерина,живя в семье Кабановых, вынуждена терпеть гнет самодурства Кабанихи. Обстановка в семье требует от неё лжи и обмана. “Без этого нельзя, ты вспомни, где ты живёшь; у нас на этом весь дом держится”,-говорит ей сестра её мужа Варвара. Всё, что окружает Катерину восстаёт против её естественных стремлений и желаний. В разговоре с Варварой она в пяти словах просто и в тоже время очень точно передаёт своё отношение к сложившейся ситуации. “Да здесь всё как будто из-под неволи!” Она рвётся из этой неволи к свободной жизни, даже если придётся умереть в этом порыве. Она не считает жизнью то существование, которое она ведёт в семье Кабановых. Катерина хочет жить, а не существовать, хочет жить свободно без какого-либо давления на неё. Её муж Тихон не может ей помочь в её стремлении жить свободно. Он так же как и Катерина много терпит от старой Кабанихи. Он простодушный и совсем не злой, но до крайности слабохарактерный. Он не способен защитить жену от нападок собственной матери. Катерина, понимая это, испытывает к нему чувство жалости. Это чувство в ней гораздо сильнее, чем её любовь к Тихону. В своём желании вырваться из тёмного царства она ищет человека, который бы понял её и разделил её взгляды. Им оказывается племянник богатого помещика Борис. Это прибывший из столицы и хорошо образованный человек, он не приемлет нравов, царящих в городе, и хорошо понимает Катерину. К тому же он материально зависим от дяди, так же, как и молодая женщина от своего мужа и свекрови. Она полюбила его больше от безысходности, чем за его душевные качества. Катерина не может определиться, не может найти выход из сложившегося положения.
Но из любой ситуации всегда есть выход и не один. Один из возможных вариантов- оставить всё как есть и продолжать терпеть и попытаться смириться в надежде, что что-то изменится в будущем. Если бы можно было измениться окружавшим её людям… Но не бывать этому. Кабанова не может оставить того, с чем она воспитана и её бесхарактерный сын не может вдруг, ни с того ни с сего, приобрести твёрдость и самостоятельность.
Менее невозможным представляется другой выход. Катерина могла бы бежать с Борисом от произвола и угнетения домашних. Тайно встретившись с Борисом, она просит его: “Возьми меня с собой отсюда”. Но и это невозможно, ведь Борис племянник Дикого и материально от него зависит. К тому же Дикой с Кабановым договорились, чтобы отправить его в Кляхту, и, конечно не дадут ему взять с собой Катерину. В сущности, Борис это тот же Тихон, только “образованный”. Образование отняло у него силу делать пакости, но и не дало силы сопротивляться им.
Просто уйти из дома Кабановых и вернуться к родителям или поселиться где-то у родственников она тоже не могла, так как в те времена у женщин было иное положение в обществе, чем сейчас. Этого не позволяли нормы морали. Согласно общественным нормам того времени жена должна была повиноваться мужу и, как правило, она материально от него зависела.
В концовке “Грозы” дан страшный вызов самодурной силе. Островский в завершении своей трагедии показывает читателю невозможность существования в среде, где царит самодурство с его насильственными и мертвящими началами. Его Катерина избирает единственный достойный выход из той ужасной сложившейся ситуации. Она довела свой протест до конца. Бросившись в пропасть, она обрела свободу, показала всем, что жизнь в “тёмном царстве” гораздо хуже смерти. Хотя, с точки зрения христианской морали катерина поступила неправильно(ведь церковь осуждает самоубийц), я считаю, что для неё это был единственный выход, так как долготерпение разрушило бы её личность,научило бы врать и изворачиваться, убило бы в ней всё хорошее и позитивное.
Был ли выход у Катерины Кабановой?
Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, в пору
общественного подъема накануне крестьянской реформы, как бы венчала первый этап
творческой деятельности Островского, цикл его пьес о “темном царстве”. Эта
пьеса была необыкновенно популярна. Драма была поставлена на сценах почти всех
театров России: от крупных столичных до театров маленьких, затерянных
городишек. И неудивительно, ведь Островский в пьесе показал новую героиню,
символизировавшую протест против старого уклада, символизировавшую ростки новой
жизни. А именно так пьеса была воспринята общественностью. Даже цензоры
восприняли “Грозу” именно как общественную пьесу, так как требовали от
Островского вовсе убрать Кабаниху: им почудилось, что Кабаниха пародия на царя,
“Николай Павлович в юбке”.
По словам В. Лакшина, “Гроза” поразила современников
Островского своей “поэтической силой и драматизмом рассказа о судьбе Катерины”.
Пьеса была воспринята как обличение купеческих норм нравственности и произвола,
господствовавших в стране.
Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что судьба
Катерины действительно драматична. Она, возможно, сама того не осознавая,
протестовала против самодурства и деспотизма общества, в котором жила. Ее
добровольная смерть как раз и есть вызов этой самодурной силе. Но возможен ли
был иной исход?
После некоторых размышлений можно прийти к мнению, что
теоретически у Катерины Кабановой все же был выбор. Попробуем проанализировать
возможные разрешения конфликта пьесы.
Первый и, пожалуй, самый желанный путь – это уехать с
Борисом. Именно на это надеется бедная женщина, когда идет на последнее
свидание с любимым человеком. Но Борис, этот “образованный Тихон”, не в
состоянии отвечать за свои поступки, не в состоянии взвалить ответственность на
себя. Он отказывает Катерине. Последняя надежда рушится.
Второй путь – получить развод. Но в то время, чтобы
получить развод, можно было прождать очень долго, да и нужно было пройти все
инстанции, испытать все унижения. Если развод был редок в дворянских семьях
(вспомним Анну Каренину), то для купеческой семьи он был просто невозможен.
Третий путь – уйти в монастырь. Но мужнюю жену не
могли принять в монастырь. Ее бы там все равно отыскали и вернули к мужу.
Четвертый и самый страшный путь — путь Катерины
Измайловой. Избавиться от мужа и свекрови, убить их. Но не может Катерина
Кабанова избрать этот путь, не может причинить другому человеку боль, не может
нарушить пятую заповедь “не убий”, так как необыкновенно набожна.
Не могла Катерина и жить по принципу Варвары: “Делай
что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Натура Катерины не может смириться
с ложью. Просто уйти от мужа и вернуться в родительский дом было нельзя, ее бы
нашли и вернули, а ее позор лег бы на всю семью.
Оставался еще один путь — жить с Тихоном по-прежнему,
ведь он ее по-своему любил и простил ее грех. Но могла ли Катерина выслушивать
ежедневные понукания и упреки свекрови? Да и главное не в этом. С Борисом
Катерина испытала настоящую любовь, познала прелесть близости с любимым
человеком, радость находиться в его объятиях. И разве можно после этого жить с
нелюбимым мужем, находящимся под каблуком Кабанихи, мужем, который даже не
способен защитить жену от оскорблений матери? Конечно же, нет! Полюбив Бориса,
Катерина уже не могла любить никого другого. Ее цельная натура, идущая на
поводу у чувства, не допускала даже мысли об этом. Она и думать о возвращении в
дом Кабановых не могла: “Мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что
домой, что в могилу!.. В могиле лучше… А об жизни и думать не хочется… И
люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!.. Жить нельзя! Грех!”
Таким образом, единственным выходом для Катерины было
самоубийство. Такое решение вовсе не слабость, а сила ее характера. Известно,
что самоубийство в христианской традиции – величайший грех. Самоубийц хоронят
за оградой церкви и не отпевают. Но и это не пугает набожную Катерину.
“Молиться не будут? – восклицает она. – Кто любят, тот будет молиться…” Такой
душевной одаренности и такой цельности, как у Катерины, одна награда – смерть.
Безусловно, Катерина – “луч света в темном царстве”,
но с ее смертью он не гаснет. Луч пробил брешь среди грозных туч – мира Диких и
Кабаних. Эта брешь- язва в “темном царстве”. Смерть Катерины служит немым
упреком как Борису, “слепо покоряющегося воле Дикого”, так и Тихону,
“безвольной жертве страха перед матерью”. Катерина заставляет внутренне
встрепенуться апатичного Тихона, который в исступлении обвиняет мать: “Вы ее
погубили! Вы! Вы!”
В. Лакшин писал об этой последней сцене драмы: “Эта,
хоть по всей видимости и непрочная, победа перед страхом авторитета составляет
содержание едва ли не самой психологически острой и смелой сцены, достойно
венчающей всю драму”.
Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана по личным впечатлениям драматурга после путешествия по верхней Волге, куда он отправился по поручению Морского министерства для сбора сведений об экономическом состоянии края и особенностях быта местного населения. Основная тема пьесы — столкновение между старыми традициями и новыми веяниями, между стремлениями к свободе и теми общественными и семейно-бытовыми порядками, которые господствовали в предреформенной России. Но, кроме общей темы, произведение раскрывает и ряд частных тем, в числе которых — семейно-бытовой уклад купеческо-мещанской среды и положение женщины в этой среде.
Бесправность женщины в семье мы видим на примере Катерины, главной героини пьесы. Катерина выросла в патриархальной, религиозной, любящей семье. О своем детстве она вспоминает: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу но ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью… Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, жития разные, либо стихи поют… Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!»
Выйдя замуж за Тихона, она попадает в чужую семью, где совсем другая атмосфера: «Да здесь все как будто из-под неволи». Н. Добролюбов пишет в статье «Луч света в темном царстве»: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало… Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный», но «убитая дневной работой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах…», ее энергии требуется иной выход.
Катя — духовно богатая, поэтически возвышенная натура, тонко чувствующая, немного экзальтированная. Полюбив Бориса, Катерина пугается силы и глубины своего чувства. Будучи воспитана в религиозных традициях, героиня понимает, что это большой грех — замужней женщине любить другого мужчину. Автор показывает душевные страдания своей героини, она пытается бороться со своим чувством: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти…». Возможно, если бы Варвара не устроила встречу Катерины с Борисом, измены бы и не случилось, ведь как героиня пытается сама себя отговорить от свидания: «Что она делает-то? Что она только придумывает?.. Вот погибель-то? Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда». Но «чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце, потребность нежных наслаждений…» сильнее женщины: «Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь…»
Не в силах противостоять любви, Катерина изменяет мужу с Борисом. Сознание своей вины тяжким грузом ложится на ее душу, хотя даже Варвара, сестра Тихона, учит ее жизни: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»
Измена Катерины — это жажда свободы и счастья. Ведь замуж ее отдали рано, как подмечает Варя: «Молоду замуж-то тебя отдали, погулять-то в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». В страсти к Борису «заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления… к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей беззапретной свободы».
Она не идет на нравственные компромиссы, как Варвара («только бы шито да крыто было»). Ведь Катерина могла бы и дальше встречаться с Борисом втайне от мужа. Но она испытывает отвращение ко лжи и обману и терзается чувством вины. На мой взгляд, даже не столько перед мужем, свекровью, сколько перед Богом, так как ее понятия о морали религиозно окрашены.
Я считаю, что самоубийство Катерины — не столько побег от деспотизма свекрови и способ избежать позора, косых взглядов горожан, сколько спонтанное решение, выход, который Катерина неожиданно открыла для себя. Это видно из ее монолога: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то? Что поют? Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! Друг мой! Радость моя! Прощай!»
Из монолога видно, что и мысль о побеге возникает, но отметается как неудачная. А будущая жизнь в доме Кабановых видится бессмысленной, лишенной радости. Муж, хоть и жалеет ее, не может защитить от нападок матери; Борис не смог (или не захотел) забрать Катерину с собой. Возможно, если бы у героини были дети, она не приняла бы такого страшного решения. Но тогда, наверное, и не случилось бы измены. «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это…»
Но, с другой стороны, с самого начала в разговоре с Варварой в речи Катерины появляются мысли о смерти. Возможно, Катерина покончила бы жизнь самоубийством, даже если бы и не случилось измены. Сама жизнь в доме свекрови была тягостной. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
Она не думает о том, что смерть — это тоже грех, возможно, даже более тяжкий, чем измена. После признания в измене положение в доме становится еще более тягостным, настолько, что и смерти Катерина уже не боится. Смерть ей представляется избавлением от ее беспросветной жизни: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие,… всякие… Так тихо! Так хорошо!..»
В поведении Катерины есть и слабые, и сильные стороны. Но Катерину нельзя ни осуждать, ни оплакивать, перед ее мужеством можно только преклоняться как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.
Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было ее избежать? И, наконец, был ли иной путь у героини? На все эти вопросы нет однозначного ответа.
Был ли другой путь? Я думаю, что был. Катерина могла стать монахиней и посвятить себя Богу, которого она так любила. Могла она, конечно же, и уйти от мужа, но покрыла бы себя позором и взяла на душу грех, потому что браки, в те времена, заключались перед Богом.
Случайна ли была смерть героини? Вряд ли. Все к этому и шло. Бесконечные придирки свекрови, равнодушие мужа сильно влияли на Катерину, терзали ее душу. Когда же девушку предал Борис, это стало последней каплей. Предательство любимого человека сломило Катерину, и она решилась на отчаянный поступок. Девушка все-таки «взлетела», шагнув высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело упала в бездну.
Добролюбов называл Катерину «лучом света в темном царстве». Девушка пыталась бороться со старыми порядками в Калинове. Она одержала победу, пусть печальную, но все же победу. Смерть Катерины послужила первым толчком к разрушению старых порядков и приходу нового поколения.
Можно ли встретить таких людей как Катерина в наше время? Я полагаю, что можно. Даже в самое «темное время» найдется человек с чистой и открытой душой, способный пожертвовать собой во благо других.
Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было ее избежать? И, наконец, был ли иной путь у героини? На все эти вопросы нет однозначного ответа.
Был ли другой путь? Я думаю, что был. Катерина могла стать монахиней и посвятить себя Богу, которого она так любила. Могла она, конечно же, и уйти от мужа, но покрыла бы себя позором и взяла на душу грех, потому что браки, в те времена, заключались перед Богом.
Случайна ли была смерть героини? Вряд ли. Все к этому и шло. Бесконечные придирки свекрови, равнодушие мужа сильно влияли на Катерину, терзали ее душу. Когда же девушку предал Борис, это стало последней каплей. Предательство любимого человека сломило Катерину, и она решилась на отчаянный поступок. Девушка все-таки «взлетела», шагнув высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело упала в бездну.
Добролюбов называл Катерину «лучом света в темном царстве». Девушка пыталась бороться со старыми порядками в Калинове. Она одержала победу, пусть печальную, но все же победу. Смерть Катерины послужила первым толчком к разрушению старых порядков и приходу нового поколения.
Можно ли встретить таких людей как Катерина в наше время? Я полагаю, что можно. Даже в самое «темное время» найдется человек с чистой и открытой душой, способный пожертвовать собой во благо других. Добавил: Moryana01
Возможно ли было избежать смерти героини? Какой путь она могла для себя избрать? Тот, которого жаждала сама Катерина, был связан с Борисом – ее возлюбленным. Этот выход из сложившейся ситуации стал бы просто идеальным для женщины. Но, к сожалению, Борис не стал прекрасным принцем. Он оказался эгоистичным и слабохарактерным человеком. Бросив Катерину, Борис уехал в Сибирь один. Это нанесло ей страшный удар.
Еще одной альтернативой для Кати мог стать уход в монастырь, где она смогла бы посвятить свою жизнь служению Богу. Однако замужняя женщина никогда бы не смогла попасть туда. Ее обязательно вернули бы законному мужу. Сначала ей нужно было добиться развода, но это покрыло бы ее позором и грехом, ведь браки тогда заключали в церкви.
Не думаю, что смерть Катерины была случайностью. К этому все шло. Начиная с беспочвенных придирок свекрови и заканчивая равнодушием супруга. Все это губительно влияло на Катерину. Предательство Бориса окончательно сломило женщину и она совершила непоправимый поступок.
Катерина была светлым и добрым человеком, она пыталась сопротивляться устаревшим порядкам и все же, в какой-то степени, одержала победу, хоть и не смогла ею насладиться. Смерть героини стала первым шагом к крушению старого строя.
Я думаю, что в наше время тоже можно встретить таких людей, как Катерина. У них чистая и светлая душа, и они способны пожертвовать собой ради блага других.
Лучшим выходом из ситуации для молодой женщины было уехать с Борисом. Именно на это она надеется во время их последнего свидания, что он заберет ее с собой. Но молодой человек был чем-то похож на Тихона – не имел своего мнения, боялся ослушаться дядю и не был готов защитить Катерину. Поэтому он уезжает, оставляя бедную женщину.
Что можно еще написать в сочинении “Был ли иной путь у Катерины в “Грозе”? Другой вариант – это развестись с Тихоном. Но не следует забывать, что в то время получить развод было практически невозможно. Для этого нужно было пройти множество инстанций, которые бы Катерине ничего кроме унижения не принесли. Если для дворянских сословий развод был долгим и трудоемким процессом, то для купечества это практически не представлялось возможным.
Третий вариант – уйти в монастырь. Но замужнюю ее отправили бы обратно в семью Кабановых.
Четвертый, самый страшный – это избавиться от мужа и свекрови. Но такой поступок Катерина не смогла бы пойти: у нее слишком чистая, светлая душа, она очень набожная, поэтому не стала бы женщина нарушать заповеди.
В сочинении “Был ли иной путь у Катерины” можно упомянуть, что связь можно было скрыть – Варвара посоветовала ей хитрить. Но это противоречило бы принципам молодой женщины – она не смогла бы никого обманывать.
Вернуться в дом родителей тоже не представлялось возможным: ее бы нашли и вернули с позором обратно. Неужели для бедной женщины был только тот выход, который приготовил Островский?
Дальнейшая жизнь с Тихоном
Конечно, в сочинении “Был ли иной путь у Катерины” нельзя не рассмотреть вариант ее дальнейшей жизни в доме Кабановых. Да, молодая женщина могла попытаться продолжать жить с нелюбимым мужем. Но долго ли бы она выдержала постоянные упреки и издевательства свекрови? К тому же, познав настоящую любовь с Борисом, женщина такого склада, как Катерина, уже не могла бы жить с Тихоном.
Вот и получается, что броситься в Волгу – было единственным выходом для бедной женщины. Она не могла больше жить в деспотическом обществе, и самоубийство стало для нее спасением.
Это лишь некоторые мысли для сочинения “Был ли иной путь у Катерины в пьесе “Гроза”, кратко мы оговорили возможные варианты финала.
Катерина – одна из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Это молодая девушка, выросшая в любви и почитании Бога. Детство её было беззаботно и счастливо. Однако девушка была выдана за Тихона Кабанова, сына своенравной овдовевшей купеческой жены Кабанихи, которого она так и не смогла полюбить.
Катерина оказывается в городе Калинове. Хоть он и стоит на прекрасной реке Волге, почти никто не замечает её красоты. В городе царят “разврат и пьянство”, люди делятся на несчастных бедных и корыстных богатых, у купеческих домов стоят высокие заборы, за которыми купцы “семью тиранят”, стремятся “ограбить сирот”.
Обстановка города Калинова с его “жестокими нравами”, по словам жителя города – учёного Кулигина, уклад в семье Кабановых, при котором сын не смеет ни в чём перечить матери-тирану, – всё это чуждо свободолюбивой Катерине. И даже вера хоть сколько-нибудь не сможет объединить Катерину с новым окружением, потому что вера их совсем иная, не чистая, не светлая, но демонстративная и на страхе построенная.
Из безысходности Катерина решается на отчаянный шаг – она совершает самоубийство, зная при этом о греховности своего поступка.
Был ли шанс “лучу света в тёмном царстве”, как назвал Катерину критик Н. А. Добролюбов, оставаться жить, оставаться светить и дальше?
Я считаю, что иного выбора у Катерины не было.
Катерина нуждалась в поддержке и опоре и, казалось бы, могла бы найти всё это в своей любви, в Борисе. Но он не смог ей помочь, как и все прочие жители города, включая подругу Варвару, любящего Тихона и сострадающего Кулигина. Город и его жители погрязли в безнравственности и безнадёжности. И тайные встречи с любимым Борисом, с последней надеждой противоречат морали, и тяжело даются самой Катерины, совсем не облегчая её участь.
Действие драмы Островского “Гроза” происходит в девятнадцатом веке, в небольшом провинциальном городке, где царят патриархальные порядки. Катерина, главная героиня пьесы, живёт в зажиточном доме Кабановых вместе с мужем Тихоном и свекровью, прозванной Кабанихой за свой вздорный характер и самодурство. В своём произведении Островский показывает конфликт “тёмного царства”, которое олицитворяет уклад в доме Кабановых, и Катерины, которая хотела бы строить свою семью на принципах взаимной любви и уважения. Катерина,живя в семье Кабановых, вынуждена терпеть гнет самодурства Кабанихи. Обстановка в семье требует от неё лжи и обмана. “Без этого нельзя, ты вспомни, где ты живёшь; у нас на этом весь дом держится”,-говорит ей сестра её мужа Варвара. Всё, что окружает Катерину восстаёт против её естественных стремлений и желаний. В разговоре с Варварой она в пяти словах просто и в тоже время очень точно передаёт своё отношение к сложившейся ситуации. “Да здесь всё как будто из-под неволи!” Она рвётся из этой неволи к свободной жизни, даже если придётся умереть в этом порыве. Она не считает жизнью то существование, которое она ведёт в семье Кабановых. Катерина хочет жить, а не существовать, хочет жить свободно без какого-либо давления на неё. Её муж Тихон не может ей помочь в её стремлении жить свободно. Он так же как и Катерина много терпит от старой Кабанихи. Он простодушный и совсем не злой, но до крайности слабохарактерный. Он не способен защитить жену от нападок собственной матери. Катерина, понимая это, испытывает к нему чувство жалости. Это чувство в ней гораздо сильнее, чем её любовь к Тихону. В своём желании вырваться из тёмного царства она ищет человека, который бы понял её и разделил её взгляды. Им оказывается племянник богатого помещика Борис. Это прибывший из столицы и хорошо образованный человек, он не приемлет нравов, царящих в городе, и хорошо понимает Катерину. К тому же он материально зависим от дяди, так же, как и молодая женщина от своего мужа и свекрови. Она полюбила его больше от безысходности, чем за его душевные качества. Катерина не может определиться, не может найти выход из сложившегося положения.
Но из любой ситуации всегда есть выход и не один. Один из возможных вариантов- оставить всё как есть и продолжать терпеть и попытаться смириться в надежде, что что-то изменится в будущем. Если бы можно было измениться окружавшим её людям… Но не бывать этому. Кабанова не может оставить того, с чем она воспитана и её бесхарактерный сын не может вдруг, ни с того ни с сего, приобрести твёрдость и самостоятельность.
Менее невозможным представляется другой выход. Катерина могла бы бежать с Борисом от произвола и угнетения домашних. Тайно встретившись с Борисом, она просит его: “Возьми меня с собой отсюда”. Но и это невозможно, ведь Борис племянник Дикого и материально от него зависит. К тому же Дикой с Кабановым договорились, чтобы отправить его в Кляхту, и, конечно не дадут ему взять с собой Катерину. В сущности, Борис это тот же Тихон, только “образованный”. Образование отняло у него силу делать пакости, но и не дало силы сопротивляться им.
Просто уйти из дома Кабановых и вернуться к родителям или поселиться где-то у родственников она тоже не могла, так как в те времена у женщин было иное положение в обществе, чем сейчас. Этого не позволяли нормы морали. Согласно общественным нормам того времени жена должна была повиноваться мужу и, как правило, она материально от него зависела.
В концовке “Грозы” дан страшный вызов самодурной силе. Островский в завершении своей трагедии показывает читателю невозможность существования в среде, где царит самодурство с его насильственными и мертвящими началами. Его Катерина избирает единственный достойный выход из той ужасной сложившейся ситуации. Она довела свой протест до конца. Бросившись в пропасть, она обрела свободу, показала всем, что жизнь в “тёмном царстве” гораздо хуже смерти. Хотя, с точки зрения христианской морали катерина поступила неправильно(ведь церковь осуждает самоубийц), я считаю, что для неё это был единственный выход, так как долготерпение разрушило бы её личность,научило бы врать и изворачиваться, убило бы в ней всё хорошее и позитивное.
Был ли выход у Катерины Кабановой?
Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, в пору
общественного подъема накануне крестьянской реформы, как бы венчала первый этап
творческой деятельности Островского, цикл его пьес о “темном царстве”. Эта
пьеса была необыкновенно популярна. Драма была поставлена на сценах почти всех
театров России: от крупных столичных до театров маленьких, затерянных
городишек. И неудивительно, ведь Островский в пьесе показал новую героиню,
символизировавшую протест против старого уклада, символизировавшую ростки новой
жизни. А именно так пьеса была воспринята общественностью. Даже цензоры
восприняли “Грозу” именно как общественную пьесу, так как требовали от
Островского вовсе убрать Кабаниху: им почудилось, что Кабаниха пародия на царя,
“Николай Павлович в юбке”.
По словам В. Лакшина, “Гроза” поразила современников
Островского своей “поэтической силой и драматизмом рассказа о судьбе Катерины”.
Пьеса была воспринята как обличение купеческих норм нравственности и произвола,
господствовавших в стране.
Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что судьба
Катерины действительно драматична. Она, возможно, сама того не осознавая,
протестовала против самодурства и деспотизма общества, в котором жила. Ее
добровольная смерть как раз и есть вызов этой самодурной силе. Но возможен ли
был иной исход?
После некоторых размышлений можно прийти к мнению, что
теоретически у Катерины Кабановой все же был выбор. Попробуем проанализировать
возможные разрешения конфликта пьесы.
Первый и, пожалуй, самый желанный путь – это уехать с
Борисом. Именно на это надеется бедная женщина, когда идет на последнее
свидание с любимым человеком. Но Борис, этот “образованный Тихон”, не в
состоянии отвечать за свои поступки, не в состоянии взвалить ответственность на
себя. Он отказывает Катерине. Последняя надежда рушится.
Второй путь – получить развод. Но в то время, чтобы
получить развод, можно было прождать очень долго, да и нужно было пройти все
инстанции, испытать все унижения. Если развод был редок в дворянских семьях
(вспомним Анну Каренину), то для купеческой семьи он был просто невозможен.
Третий путь – уйти в монастырь. Но мужнюю жену не
могли принять в монастырь. Ее бы там все равно отыскали и вернули к мужу.
Четвертый и самый страшный путь — путь Катерины
Измайловой. Избавиться от мужа и свекрови, убить их. Но не может Катерина
Кабанова избрать этот путь, не может причинить другому человеку боль, не может
нарушить пятую заповедь “не убий”, так как необыкновенно набожна.
Не могла Катерина и жить по принципу Варвары: “Делай
что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Натура Катерины не может смириться
с ложью. Просто уйти от мужа и вернуться в родительский дом было нельзя, ее бы
нашли и вернули, а ее позор лег бы на всю семью.
Оставался еще один путь — жить с Тихоном по-прежнему,
ведь он ее по-своему любил и простил ее грех. Но могла ли Катерина выслушивать
ежедневные понукания и упреки свекрови? Да и главное не в этом. С Борисом
Катерина испытала настоящую любовь, познала прелесть близости с любимым
человеком, радость находиться в его объятиях. И разве можно после этого жить с
нелюбимым мужем, находящимся под каблуком Кабанихи, мужем, который даже не
способен защитить жену от оскорблений матери? Конечно же, нет! Полюбив Бориса,
Катерина уже не могла любить никого другого. Ее цельная натура, идущая на
поводу у чувства, не допускала даже мысли об этом. Она и думать о возвращении в
дом Кабановых не могла: “Мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что
домой, что в могилу!.. В могиле лучше… А об жизни и думать не хочется… И
люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!.. Жить нельзя! Грех!”
Таким образом, единственным выходом для Катерины было
самоубийство. Такое решение вовсе не слабость, а сила ее характера. Известно,
что самоубийство в христианской традиции – величайший грех. Самоубийц хоронят
за оградой церкви и не отпевают. Но и это не пугает набожную Катерину.
“Молиться не будут? – восклицает она. – Кто любят, тот будет молиться…” Такой
душевной одаренности и такой цельности, как у Катерины, одна награда – смерть.
Безусловно, Катерина – “луч света в темном царстве”,
но с ее смертью он не гаснет. Луч пробил брешь среди грозных туч – мира Диких и
Кабаних. Эта брешь- язва в “темном царстве”. Смерть Катерины служит немым
упреком как Борису, “слепо покоряющегося воле Дикого”, так и Тихону,
“безвольной жертве страха перед матерью”. Катерина заставляет внутренне
встрепенуться апатичного Тихона, который в исступлении обвиняет мать: “Вы ее
погубили! Вы! Вы!”
В. Лакшин писал об этой последней сцене драмы: “Эта,
хоть по всей видимости и непрочная, победа перед страхом авторитета составляет
содержание едва ли не самой психологически острой и смелой сцены, достойно
венчающей всю драму”.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/
Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана по личным впечатлениям драматурга после путешествия по верхней Волге, куда он отправился по поручению Морского министерства для сбора сведений об экономическом состоянии края и особенностях быта местного населения. Основная тема пьесы — столкновение между старыми традициями и новыми веяниями, между стремлениями к свободе и теми общественными и семейно-бытовыми порядками, которые господствовали в предреформенной России. Но, кроме общей темы, произведение раскрывает и ряд частных тем, в числе которых — семейно-бытовой уклад купеческо-мещанской среды и положение женщины в этой среде.
Бесправность женщины в семье мы видим на примере Катерины, главной героини пьесы. Катерина выросла в патриархальной, религиозной, любящей семье. О своем детстве она вспоминает: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу но ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью… Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, жития разные, либо стихи поют… Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!»
Выйдя замуж за Тихона, она попадает в чужую семью, где совсем другая атмосфера: «Да здесь все как будто из-под неволи». Н. Добролюбов пишет в статье «Луч света в темном царстве»: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало… Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный», но «убитая дневной работой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах…», ее энергии требуется иной выход.
Катя — духовно богатая, поэтически возвышенная натура, тонко чувствующая, немного экзальтированная. Полюбив Бориса, Катерина пугается силы и глубины своего чувства. Будучи воспитана в религиозных традициях, героиня понимает, что это большой грех — замужней женщине любить другого мужчину. Автор показывает душевные страдания своей героини, она пытается бороться со своим чувством: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти…». Возможно, если бы Варвара не устроила встречу Катерины с Борисом, измены бы и не случилось, ведь как героиня пытается сама себя отговорить от свидания: «Что она делает-то? Что она только придумывает?.. Вот погибель-то? Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда». Но «чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце, потребность нежных наслаждений…» сильнее женщины: «Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь…»
Не в силах противостоять любви, Катерина изменяет мужу с Борисом. Сознание своей вины тяжким грузом ложится на ее душу, хотя даже Варвара, сестра Тихона, учит ее жизни: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»
Измена Катерины — это жажда свободы и счастья. Ведь замуж ее отдали рано, как подмечает Варя: «Молоду замуж-то тебя отдали, погулять-то в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». В страсти к Борису «заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления… к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей беззапретной свободы».
Она не идет на нравственные компромиссы, как Варвара («только бы шито да крыто было»). Ведь Катерина могла бы и дальше встречаться с Борисом втайне от мужа. Но она испытывает отвращение ко лжи и обману и терзается чувством вины. На мой взгляд, даже не столько перед мужем, свекровью, сколько перед Богом, так как ее понятия о морали религиозно окрашены.
Я считаю, что самоубийство Катерины — не столько побег от деспотизма свекрови и способ избежать позора, косых взглядов горожан, сколько спонтанное решение, выход, который Катерина неожиданно открыла для себя. Это видно из ее монолога: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то? Что поют? Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! Друг мой! Радость моя! Прощай!»
Из монолога видно, что и мысль о побеге возникает, но отметается как неудачная. А будущая жизнь в доме Кабановых видится бессмысленной, лишенной радости. Муж, хоть и жалеет ее, не может защитить от нападок матери; Борис не смог (или не захотел) забрать Катерину с собой. Возможно, если бы у героини были дети, она не приняла бы такого страшного решения. Но тогда, наверное, и не случилось бы измены. «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это…»
Но, с другой стороны, с самого начала в разговоре с Варварой в речи Катерины появляются мысли о смерти. Возможно, Катерина покончила бы жизнь самоубийством, даже если бы и не случилось измены. Сама жизнь в доме свекрови была тягостной. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
Она не думает о том, что смерть — это тоже грех, возможно, даже более тяжкий, чем измена. После признания в измене положение в доме становится еще более тягостным, настолько, что и смерти Катерина уже не боится. Смерть ей представляется избавлением от ее беспросветной жизни: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие,… всякие… Так тихо! Так хорошо!..»
В поведении Катерины есть и слабые, и сильные стороны. Но Катерину нельзя ни осуждать, ни оплакивать, перед ее мужеством можно только преклоняться как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.
Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было ее избежать? И, наконец, был ли иной путь у героини? На все эти вопросы нет однозначного ответа.
Был ли другой путь? Я думаю, что был. Катерина могла стать монахиней и посвятить себя Богу, которого она так любила. Могла она, конечно же, и уйти от мужа, но покрыла бы себя позором и взяла на душу грех, потому что браки, в те времена, заключались перед Богом.
Случайна ли была смерть героини? Вряд ли. Все к этому и шло. Бесконечные придирки свекрови, равнодушие мужа сильно влияли на Катерину, терзали ее душу. Когда же девушку предал Борис, это стало последней каплей. Предательство любимого человека сломило Катерину, и она решилась на отчаянный поступок. Девушка все-таки «взлетела», шагнув высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело упала в бездну.
Добролюбов называл Катерину «лучом света в темном царстве». Девушка пыталась бороться со старыми порядками в Калинове. Она одержала победу, пусть печальную, но все же победу. Смерть Катерины послужила первым толчком к разрушению старых порядков и приходу нового поколения.
Можно ли встретить таких людей как Катерина в наше время? Я полагаю, что можно. Даже в самое «темное время» найдется человек с чистой и открытой душой, способный пожертвовать собой во благо других.
Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было ее избежать? И, наконец, был ли иной путь у героини? На все эти вопросы нет однозначного ответа.
Был ли другой путь? Я думаю, что был. Катерина могла стать монахиней и посвятить себя Богу, которого она так любила. Могла она, конечно же, и уйти от мужа, но покрыла бы себя позором и взяла на душу грех, потому что браки, в те времена, заключались перед Богом.
Случайна ли была смерть героини? Вряд ли. Все к этому и шло. Бесконечные придирки свекрови, равнодушие мужа сильно влияли на Катерину, терзали ее душу. Когда же девушку предал Борис, это стало последней каплей. Предательство любимого человека сломило Катерину, и она решилась на отчаянный поступок. Девушка все-таки «взлетела», шагнув высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело упала в бездну.
Добролюбов называл Катерину «лучом света в темном царстве». Девушка пыталась бороться со старыми порядками в Калинове. Она одержала победу, пусть печальную, но все же победу. Смерть Катерины послужила первым толчком к разрушению старых порядков и приходу нового поколения.
Можно ли встретить таких людей как Катерина в наше время? Я полагаю, что можно. Даже в самое «темное время» найдется человек с чистой и открытой душой, способный пожертвовать собой во благо других.
Добавил: Moryana01