Сочинение на тему былины 7 класс по литературе былины

10 вариантов

  1. Действие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» происходит на дороге от города Муромля до Киев – града. Все русские былины имеют определенную форму, поэтому подчиняются следующей схеме: зачин, основное содержание, исход. Зачин проявляется в том, что некий добрый молодец «стоял заутрену в Муромле, ай к обеденке поспеть хотел он в стольный град, Киев-град». Как зачин и концовка, так и постоянно встречающиеся эпитеты являются стандартными, характерными для данного жанра. Любой факт, как правило, констатируется два-три раза. Например, рассказывая про состояние дел на подступах к городу Чернигову, встретившемуся Илье Муромцу на пути: Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат На добром коне никто ту не проезживат Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват. Автор повторяется еще раз, когда богатырь встречается с князем Владимиром и тот не верит главному герою, что утром он был в Муроме. Когда Илья, победив Соловья-разбойника, едет мимо дома, где живут три дочери разбойника, то опять же трижды автор описывает это событие. Первые две дочери увидели, что их отец везет с собой какого-то «мужичищу-деревенщину», а только третья поняла, что не отец везет, а его самого побежденного тащит какой-то мужик. Повторение одного и того же события усиливает художественное восприятие. В былине обычно употребляются только постоянные эпитеты, то есть определения прочно закреплены за каким – либо одним явлением: если сила, то обязательно великая, если добрый молодец, то обязательно удаленький и дородый, а если Соловей-разбойник, «одихмантьев сын», то обязательно злодей. При создании образа богатыря Ильи Муромца авторы использовали такой художественный прием, как гиперболу. То есть, описывая главного героя, его победу над Соловьем-разбойником, сказители явно преувеличивали его реальные возможности.
    Так, к примеру, он в одиночку справился с силой великою, «силушкой черной». Целый город находился в осаде, но только Илья смог затоптать своим конем всю силу великую. Его богатырский конь не простое животное. Как в сказке, конь «с горы на гору стал перескакивать, /С холма на холму стал перемахивать, /Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал». Подобный подход к изложению существенно усиливает художественное впечатление слушателя. Нарочито подробно автор описывает, как Илья Муромец берет свой лук и натягивает тетиву. Этот прием наполняет, казалось бы, простое действие особым, более значительным смыслом. Слушателю дается время более ярко представить себе все происходящие. И вот, как в замедленной съемке: «Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый, /Во свои берет во белы он во ручушки, /Он тетивочку шелковеньку натягивал, /А он стрелочку каленую накладывал». Главный герой преисполнен гордости и чувством собственного достоинства. Он без стеснения заходит «во палаты белокаменны», «во столовую во горенку» к самому князю Владимиру без объявления: «на пяту он дверь-то поразмахивал». Чувствуя, что перед ними не обычный человек, его уже по-иному воспринимают окружающие люди. Черниговские мужички просят Илью остаться у них воеводой. Князь Владимир приветливо встречает путешественника. Илья Муромец вызывает уважение даже у своего врага, которого он поработил. Когда князь Владимир приказывает Соловью-разбойнику засвистеть, тот отказывает ему, говоря, что только богатырь может ему приказывать. Злодей просит чарку вина. И вот уже не князь отдает приказы, а «мужичина-деревенщина». Возможно, так сказители хотели еще раз подчеркнуть, что, несмотря на богатство и власть, никакой правитель, даже такой справедливый, как Владимир, не может сравниться с простым мужиком – богатырем из простого народа. При описании Соловья-разбойника сказители также прибегают к гиперболе. Этот персонаж не просто злодей, а разбойник прямо вселенских масштабов, поскольку в одиночку нагнал страха не только на жителей небольшого города Чернигова, но и даже на Киев-град: «Как кричит злодей-разбойник по-звериному – /То все травушки-муравы уплетаются, /А лазоревы цветочки прочь осыпаются, /Темны лесушки к земле все приклоняются, /А что есть людей – то все мертво лежат». Таким образом, в любой былине существенно преувеличены качества героев, в более значительном контексте представлены их поступки и подвиги, что нередко сильно превышает границу обычных человеческих возможностей. Исход былины заключается в сцене расправы Илья Муромца над Соловьем-разбойником. Былины исполнялись особым образом: их сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха, а исполнителей былин называли сказителями. В кон­це многих былин идет восхваление автором своего главного героя. Это имеет огромное значение в педагогическом и патриотическом смысле, поскольку слушатели, наряду с рассказчиком исполняются гордостью за свой народ, свою страну, в которой могли появиться такие богатыри. Кроме того, через былины из поколения в поколение передавался какой-либо опыт или сведения об определенных исторических событиях.
    Сочинение на тему «Художественные особенности былин»Из истории былин
    Какие образы вызывает в памяти слово «былина»? Это гусляр Садко, вокруг которого много народа, люди слушают «старинушку», так раньше назывались былины. В них нет привычной для нас рифмы, но они очень мелодичны и ритмичны. Они были созданы для исполнения под аккомпанемент гуслей, не для чтения. Чтобы понять это и услышать ритмичность старинушки, ее нужно прочитать вслух, нараспев.
    Чаще всего, это истории о героях Древней Руси. Из этих историй мы черпаем знания о прошлых славных днях, о нашей истории, пусть и немного приукрашенной, о могуществе наших предков. Все мы знаем таких героев как Илья Муромец, Алеша Попович, большое количество былин посвящено князю Владимиру и так далее. Русский богатырь – вот главный персонаж русской былины.
    Художественные особенности былин
    Все былины строго структурированы. В них есть начало, так называемый зачин, здесь слушатель узнает о том, где и когда происходило действие. Иначе зачин называется запевом.
    Далее следует основная часть, при этом события излагаются медленно, неспешно. Такая медлительность достигается повторениями, часто троекратными.
    Кроме того, важную роль в былинах занимают постоянные эпитеты, с их помощью рассказчик иллюстрирует своих персонажей – если богатырь, то «удалый», если враг – то «силушка черная». Обязательно присутствует в былинах гипербола, она придает былине некую «сказочность», фантастичность.
    Возьмем, например, всего один куплет из былины «Илья Муромец и Калин-Царь» и увидим, что здесь присутствуют все основные элементы.
    Стал он силушку конём топтать,
    Стал конём топтать, копьём колоть,
    Стал он бить ту силушку великую.
    А он силу бьёт — будто траву косит.
    Это и троекратное повторение – начала строк со слова “стал”, и постоянный эпитет “силушка великая”, и гипербола “а он силу бьет – будто траву косит”. Следует также отметить, что в былинах часто встречаются существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. В данном примере это “силушка”.
    Заканчивается былина концовкой, кратким подведением итогов, например:
    То старина, то и деяние…
    Сочинение » Былины » Сочинение на тему «Художественные особенности былин»
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  2. Былины на любую тему 6-7 класс Сборник былин
    1.«Былина о любви»
    Во славной городе да в Ё – бурге,
    Стоит да поживает школа долговечная,
    И номерок то у неё 154!
    В школе той могучей училася Полинка раскрасавица,
    А в старшем классе учился Антон, с классной чёлкой
    он.
    Любили они друг друга, да преградой был им
    Ростислав плохучий,
    И мешал он той Полинке быть с Антоном вместе.
    И решили они бороться с Ростиком плохучим,
    Да у него был приспешник славный,
    Да и прозвище у него было смешное – Кудрявый.
    Боролись они три дня и три ночи,
    А победил Ростик плохучий,
    Но за плохое поведение выгнали его из школы могучей.
    И воссоединились Полинка и Антошка!
    Но на этом наша история не заканчивается, Ростислав
    вернулся…
    Забрал он Полину в дом пятиэтажный да во тёмный,
    Но у Полинки были подруги верные: Женька и
    Настюшка!
    И спасли они Полину раскрасавицу,
    А Кудрявый на сторону Антона перешёл и помог
    Ростика плохучего поймать.
    Наконец-то Полина и Антон остались вместе да
    Навсегда!
    2.«Алёша Потапович против русской мафии»
    Не «давным-давно», а совсем недавно в одной маленькой деревушке жил Алёша Потапович. Жил – не тужил. Читал RAP свой русский. Его все уважали! Но было у него и много врагов – Русская Мафия.
    Однажды, гуляя по лесу, увидел он браконьеров ужасных, как воровали они зверей редких! Разозлился тогда Алёша, вырвал дерево с корнем он и поразметал браконьеров лютых, но оставил одного браконьеришку, повыпытывал у него информацию. И пошёл он на русскую, на мафию. На Ferrari, на своей быстроходной. Взял с собой он лишь автомат да пистолетушки, да и ножечки заточенные, острющие. И уехал Алёша на битвушку на ратную.
    Как доехал Алёшенька до места страшного, как началась стрельбы лютая, полилась кровушка красная. Расстрелял Алексей всех недругов страшных. Увидал Алёша девицу красную, так влюбился он в неё, что женился он на ней сразу же. А была эта девица дочкою президента нашего.
    3. «Алёша Попович и вороны Кощея»
    Кощеевы слуги, чёрны вороны,
    Повадились на хлеб киевский
    Через день налетать, да поклёвывать.
    И отправил князь Владимир гонцов
    В деревеньку дальнюю,
    Да за Алёшей Поповичем,
    Мол, спаси нас, богатырь
    Да от силы вражеской, да от голода.
    Засобирался богатырь
    Во владения Киевские.
    Прыгнул могучий конь
    Лишь два раза да утомился,
    А город большой уже виден.
    Прилёг Алёшенька отдохнуть, да сил набраться.
    Да налетели вдруг чёрны вороны,
    Да тут же солнышка не видно стало.
    Проснулся богатырь, натянул тетиву
    И начал по воронам палить.
    Испугались супостаты, полетели.
    А Алёша Попович на коня и за ними.
    Привели они богатыря в пещеру тёмную на горе,
    А в глубине на троне костяном Кощей сидит.
    Рассердился он, наказал воронам
    На богатыря русского напасть.
    Отбивался Алёша Попович,
    Пока не попадали вороны все.
    Испугался Кощей, побежал от смерти.
    Но нагонять его богатырь начал,
    Да такие слова кричать:
    «Бойся, Кощей, будешь знать,
    Как землю русскую грабить!»
    Быстрей, быстрей Кощей бежал,
    Да свалился с горы высокой.
    Отправился Алёша Попович в город.
    Хвалили его, садили за стол богатый,
    Да кормили едой лучшей,
    Да песню о нём слагали.
    4. «Былина о Никите Добрыниче и об иго бусурманском»
    Жил да был в одном городе славном,
    Да во стольном Киев-Граде
    Богатырь Никита Добрынич.
    С трудом носила его мать, сыра земля.
    Да и был Никита грамоте разной обучен.
    ***
    Однажды к Владимиру Светлому Княже
    Басурмане напали на стольный Киев-Град.
    Да и Никита с дружиною своею отлучился.
    Послал князь Владимир гонца за Никитою.
    Быстрей, чем заяц от волка, поскакал гонец.
    Догнал он Никиту возле Волги матушки.
    Тотчас отправился Никита.
    ***
    Выезжал Никита во чисто поле,
    Залазил Никита на сосну высокую.
    Смотрел Никита на город осаждённый.
    Молвил он таковы слова: «Здесь хитростью возьмём».
    ***
    Решил Никита часть дружины оставить в кустах.
    С другой же частью пошёл на басурман.
    Завязался бой жестокий.
    Никита вперёд махнёт мечом – улочка,
    Направо – проулочка.
    Устала часть дружины – её другая сменила.
    ***
    Выиграл бой Никита.
    Выходил к нему князь с поклоном.
    Целовал Никиту в уста сахарны.
    Устроил князь пир на весь мир.
    И я там был, мёд-пиво пил.
    По усам текло, да в рот не попало!
    5.Былина «Сергей и Екатерина»
    В славном городе, да во Киеве,
    Жил-поживал князь Сергей.
    А в Муроме жила-была
    Простая красивая крестьянка Екатерина.
    Поезжал когда-то Сергей по Мурому,
    Повидал Екатерину, да и ахнул.
    Нежданно-негаданно влюбился.
    Сели на коня да и поехали.
    Хороша, прекрасна земля,
    Но что-то небо скручивалось.
    Темноту завидел князь.
    Очнулся – ни коня, ни суженой-то нет.
    Пешком возвратился домой князь Киевский,
    Время прошло, он да и забыл.
    Прошло лет пять оттуда,
    Да и услыхал Сергей, что во Франции
    Екатерина у сударя Максима суженая.
    Но, а ту не узнал князь,
    Но на славном коне,
    Во Францию поспешил,
    Поздравить маму невесту.
    По синему морю плывёт,
    По сырой земле скачет,
    Мимо облаков пролётывает.
    Вот и во Франции наш князюшка.
    Сразу Сергей на свадьбу поспешил.
    Увидали Сергей и Катя друг друга,
    Вспомнили прекрасную любовь.
    Но Максим, завидев взгляд…
    Драка, сборище и мрак.
    Помыкающим месяцем лежал Сергей,
    Да выздоровев, свои негодования отправил в суд:
    «Максима на костре сожгут».
    А Катя и Сергей жили-поживали,
    Да и троих детей нарожали.
    6.Былина об удалом молодце.
    Жил-был в деревушке старой, богатырь та там удалый. Был он молодец хорош, всё помог и всё принёс. Но напали в деревушку все незваные вруны. И, конечно, наш удалый всех врагов скосил, как травы. Стало грустно после боя. Он решил жену найти. Снарядился в долгий путь. Шёл он лесом, шёл он полем, знал, что он найдёт её. В дом сразу привезёт. Выйдя к морю, он увидел деревушку небольшую. Люди там угрюмы были, он всё понял – не дурак. Посреди деревни этой он увидел замок старый. И услышал крик о помощи большой. Сразу встал на лифт, он быстро до седьмого этажа. И глазам своим не верил, что такое чуду есть. Сразу к себе её взял. Чтобы жить, как солнце ясно!
    7.Былина о Петруше.
    Подле города Киева, село было Красное. Жил в том селе крестьянин Василий Петрович, жена его Прасковья Сергевна и сын малый Петруша. Рады-радёхоньки родители – сын растёт не по дням, а по часам.
    Неуёмный мальчуган всех в деревне распугал. Всем помочь хотел, а силы много – ума мало.
    Отдал отец Петрушу в церковь – учиться. Недолго продлилась учёба – решил ребятёнок себя народу русскому верой и правдой служить. Купил коня себе он вороного, припас по силушке своей снаряженье богатырское и пошёл к родителям благословение просить.
    Пригорюнились старики – не хотели сына отпускать, а делать нечего. Благословили.
    Оседлал Петруша добра коня, с отцом, с матерью простился и прочь поехал из села родного Красного. В стольный Киев-град.
    Ехал он лесом чёрным. Люди всё говорили, что там живут 12 разбойников, которых никто на свете победить не может.
    Не боялся Петруша разбойников и вступил с ними в схватку. Быстро разметал он их по поляне чёрной. Смастерил клетку для разбойников, посадил их туда и повёз Князю Владимиру Красно Солнышко подарок.
    Приехал богатырь в стольный Киев-град, на широкий двор царский. Привязал коня своего доброго и понёс князю Владимиру гостинец. Принял подарок князь, а сам печальный.
    «Что ты, князь, пригорюнился, аль случилось что?»
    «Случилось, богатырь, дочку мою прекрасную Настасью украли воры завистливые. Татарины проклятые».
    «Вызволю я её, князь!»
    «Ох, вызволи. Не знаю, что делать мне без неё. Спасёшь Настасью – по царски награжу. И дочь отдам».
    «Не хочу я, князь, по расчёту выгодному невесту брать. По любви найду».
    «Ну, как знаешь».
    Вышел богатырь на двор царский, отвязал коня своего доброго и отправился в путь-дорогу.
    Долго ли ехал, коротко ли, набрёл он на хату татарскую. Вышел из неё разбойник страшный. Не испугался Петруша. Метнул в него стрелу и в прямо в сердце попал. Вызволил Настасью из плена. Как увидал красавицу – влюбился. И Настасье приглянулся богатырь.
    Приехали они в Киев-град. Обрадовался царь дочери. Говорит он Петруше:
    «Проси чего хочешь!»
    «Очень мне дочь твоя приглянулась, жениться на ней хочу»
    «Раз хочешь – женись!»
    И был тогда пир на весь мир. И я там был, мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.
    8.Радомир.
    Как-то в богатом-то городе
    Да в Новгороде
    Жил добрый молодец
    По имени Радомир.
    Жил он бобылем,
    С хлеба на квас перебивался –
    Ни кола, ни двора
    У него не было.
    И отправился он
    На море синее.
    А на море том
    Беда приключилася.
    Корабли, что по морю плыли
    В пучину морскую провалилися.
    Как подул Радомир, разогнал волны пенные,
    Освободил корабли купеческие.
    9. Илья Муромец и сила татарская.
    Ай, и татарины поганые,
    Набрали силы могучей Татарской,
    Набрали силы многотысячной..,
    Да, поехали татарины поганые,
    На великое дело страшное.
    К князю стольному-киевскому,
    Приезжают тут татары поганые
    Дело страшное творить.
    Поставили свою силушку нечистую вокруг Киева.
    Сам, поехал хан их к Владимиру,
    Испугался наш Владимир стольно-киевский…
    Что татарины поганые зажимают…
    Что земли не видно из-за силы ихней!
    Но богатырям русским страх не ведом,
    Наплевать им на силу грозную, татарскую
    Не боятся силы смертной они!
    Но и в бой не рвутся, выжидают…
    Силе смертной засаду готовят…
    Тем временем князь стольно-киевский
    Убирался прочь в чисто поле…
    Но вдруг совесть его загрызла, сильнее, чем тесак татарский,
    Впрямь всю душу ему затерзало!
    И КАЗАЛОСЬ, СПАСЕНИЯ НЕТ…
    Но идея его осенила,
    Можно подкрепление позвать,
    Русским богатырям в помощь!
    И рванулся он быстрее ветра,
    Подгоняемый криками, воплями
    Свистом стрел и звоном мечей!
    Прискакал он к поселению русскому,
    Смерть там царила уже…
    Русский на татаре и татар на русском лежали бездыханной кучей…
    Скачет он дальше, ещё быстрее, к поселению другому…
    Скачет в деревню русскую, где истинные богатыри растут!
    Известно ему, что в деревне этой растёт богатырь Илья,
    И мчится к избе его, чтобы о помощи молить…
    Открывает ему Илюша,
    Истинный богатырь!
    Зачем пришёл ко мне Владимир, никак о помощи молить?
    О, да о помощи тебя просить.
    Окружили наш город татары,
    Великою силой татарской.
    Соберу я дружину свою,
    И рванусь в Киев-град я!
    Выполнил он тут же своё слово…
    И собрал войско богатырское,
    И двинулись они вперёд…
    Подошли они к граду Киеву,
    Тишина вокруг. НИ ДУШИ…
    И решились в город зайти.
    В городе огонь царил и смерть.
    И звуки были торжества.
    Татарин одержал победу…
    И праздновал сейчас и грабил,
    Наши земли пресвятые осквернял!
    На главной площади они
    За победу свою выпивали.
    Решил Илья не ждать, напасть,
    Чтоб силу их врасплох застать!
    Ещё ведь мгновение ждать и площадь озарится блеском стали!
    В ней вместе бранных песен стрелы запоют,
    И копья наши и мечи остаят разговоры.
    И вот свершилось то мгновение!
    Вот наши двинулись вперёд!
    Застав противника врасплох, зажали наши их в кольцо!
    Недолго ждать осталось, судьба предрешена!
    К утру освобождён Киев.
    Илья тот самый, Муромец зовётся, что в Муроме рождён был,
    Сейчас он праздновал победу,
    Владимир благодарен был ему!
    10. Былина «Про славного программиста Илью и Силушку нечистую»
    Как во славной сети Интернетушке
    Поселилася Силушка, да нечистая.
    Да не простая она была, а виртуальная.
    И к тому ж ещё – на народ простой сильно обиженная.
    И задумала она думу чёрную,
    Думу чёрную нехорошую –
    Заразить всех людей в «сети»
    Страшным вирусом лютой злобушки.
    Лютой злобушки и жестокости,
    Чтоб повывести род человеческий
    И зажить потом припеваючи.
    А тем временем в одном городе,
    Что стоит на реченьке Исетюшке,
    Да зовётся славным именем Екатеринушки,
    Жил простой русский богатырь – Илюшенька.
    Был он дальним внучатым племянником
    Всем известного Ильи Муромца.
    Славен был наш Илюшенька силою,
    Но не столь силён был наш молодец
    Кулаками махаться да лихачиться,
    Сколь силён он был по сетям гулять
    (Не простым сетям, а компьютерным).
    Программистом он стал не быстрёхонько –
    С детства, с измальства учился прилежненько.
    Поначалу жил Илюша у бабушки
    И осваивал премудрости компьютера.
    Игрушечек у него было достаточно
    И играл он часто в «контрушечку»,
    «Замочил» там немало всякой нечисти.
    Юность быстро прошла беззаботная,
    Пролетели деньки институтские.
    Тут пошёл наш Илюша на работушку,
    На работу серьёзную-слидную.
    Поступил он на службу государственную,
    Встал на страже «сетей» своей Родины.
    Вот однажды выполнял он секретное задание
    Самой-самой повышенной сложности.
    И пришлось добру молодцу Илюшеньке,
    Чтоб с задание справиться наславушку,
    Во «сети» познакомться с красной девицей,
    Величали которую Алёнушкой.
    Хоть не видывал он той девицы,
    Но пришлась она ему по нраву молодецкому,
    Покорила сердце богатырское
    Красотою души своей бесхитростной
    И умом своим пытливым не по летушкам.
    Завязалась меж ними переписочка.
    До красна раскалялась «клавушка» Илюшина,
    Когда письма писал он своей зазнобушке.
    И ему отвечала Алёнушка взаимностью,
    Не скупилась на письма электронные.
    Как прознала да прослышала Силушка нечистая
    Про такую любовь непорочную,
    Поняла она, что покудова
    Есть ещё на Земле чувства добрые,
    Не бывать ей паутинушки,
    Кличут которую Интернетушкой.
    И задумала Силушка нечистая
    Извести красну девицу – Алёнушку,
    Заразив её страшным вирусом,
    Страшным вирусом лютой злобушки,
    Лютой злобушки и жестокости.
    Послала она доброй девице
    Письмецо лихое заражённое.
    И закралась белезнюшка недобрая
    На e-mail и в душу милой девушки.
    Позабыла она чувства светлые
    К добру молодцу свет-Илюшеньке,
    Написала она ему весточку
    Лютой злобой и холодом полную.
    Содрогнулося сердце богатырское
    От такого удара жёсткого,
    От удара жёсткого и нежданного.
    Заподозрил неладное Илюшенька,
    Отписал своей любушке словами прежними
    С добротой, лаской и нежностью.
    Ну, а сам, не теряючи времени,
    Стал искать, в чём причина неладного.
    От коллег своих по работушке
    Уж не раз слыхивал
    Про нечистую злую Силушку,
    Интернет заражавшую злобушкой.
    Слово дал он себе богатырское
    Отыскать и изжить её со свету.
    Вот уж месяц-второй богатырь не спит,
    Исхудал и исчах наш Илюшенька.
    Только память про предка великого –
    Всем известного Илбю Муромца –
    Помогала ему в дни отчаяния
    Оставаться верным слову данному,
    Слову данному – богатырскому.
    Нелегко было вычистить Силушку нечистую.
    Больно уж хитра и ловка она.
    Больно много у неё помощников,
    Тех, что могут предать Человечество
    Ради собственной выгоды пустяшненькой.
    Но не зря добрый молодец Илюшенька
    Много лет гранит науки осваивал.
    Он настиг ту Силушку нечистую,
    Разгадал он секретный код доступа
    И разрушил вирус ужаснейший.
    Вот и рухнули козни зловредные,
    Вновь вернулась к нему прежняя Алёнушка,
    И сыграли они свадебку весёлую.
    Ну, а Силушка нечистая, «поджавши хвост»,
    Убежала из «сети» Интернетушки.
    Поняла она, что пока ещё не перевелись богатыри
    На землюшке-то русской,
    На землюшке-то уральской!
    11.Славный программист Кирюшенька.
    В славном городе, да в городе Пскове,
    Жила силушка, да нечистая.
    Да и в этом городе славненьком
    Жила девица арембишная.
    Вот была у неё подруженька лучшая,
    Да советы давала прекрасные.
    И влюбился в девицу молодец,
    Программистом он подрабатывал.
    Коль красавицы той арембишной
    Уж нету красивей, милее,
    То задумала план злобный силушка,
    Да которую звали нечистою.
    Как украли из клуба красавицу,
    Василису красавицу-девицу,
    Взаперти всё держали от глаз чужих,
    Всё скрывали от глаз, таки яростных.
    Вот узнал о том горе Кирюшенька,
    Это тот, программистом работающий,
    От подруженьки Васелисеньки,
    У которой советы прекрасные.
    Указала дороженьку прямую,
    Дорогу прямую, прямоезжую.
    Повела вдруг Кирюшеньку в комнату,
    Где машины стоят, да невиданные.
    Сделал выбор свой, добрый молодец,
    По душе, выбрал злат запорожец.
    И сказала подружка Кирюшеньке:
    «Чтож ты, молодец, лучше не видывал?
    Со всего света, со света собраны.
    Есть могучие, богатырские!»
    Да твердит ей в ответ добрый молодец:
    « Мне не нужно машин, да могучих,
    Мне не нужно машин богатырских,
    По душе мне мой запорожец!»
    Не смогла дать совета подруженька,
    Коль таков есть наш добрый Кирюшенька.
    Да поехал дорогой он прямою,
    Дорогой прямою, проямоезжею.
    Увидала силушка злат запорожец,
    Да не признала гостя незваного.
    А наш славный добрый молодец
    Без труда, без войны спас красавицу.
    Ну а силушки, да нечистой,
    Не видеть больше земли-то русский!
    Ай, хитёр наш добрый Кирюшенька,
    Ай, красива девица арембишная!
    Да кончается наша былина,
    Поучительна, восхитительна…

  3. Былины
    Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества…
    М. Горький
    Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил. Строитель возводил храм — получалась просторная палата, под куполом которой из узких проемов в стене лился и играл солнечный луч, словно было возведено жилище для сказочных и былинных героев.
    …Такова была сила поэтического сказания, сила сказочной выдумки. Где тайна этого всевластия? Она в самой тесной и прямой связи со всем укладом жизни русского человека. По этой же причине мир и быт русской крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества.
    Былины (от слова «быль») — произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
    Действие былин происходит в Киеве, в просторных каменных палатах — гридницах, на киевских улицах, у днепровских причалов, в соборной церкви, на широком княжеском дворе, на торговых площадях Новгорода, на мосту через Волхов, в разных концах Новгородской земли, в других городах: Чернигове, Ростове, Муроме, Галиче.
    Русь и тогда, в далекую от нас эпоху, вела оживленную торговлю с соседями. Поэтому в былинах упоминается знаменитый путь «из Варяг в Греки»: из Варяжского (Балтийского) моря в Неву-реку по Ладожскому озеру, по Волхову и Днепру. Певцы воспевали широту Русской земли, раскинувшейся под высоким небом, и глубину днепровских омутов:
    Высота ли, высота поднебесная,
    Глубота, глубота океан-море,
    Широко раздолье по всей земле,
    Глубоки омуты Днепровские.
    Сказители знали и о далеких землях: о земле Веденецкой (скорее всего, Венеции), о богатом Индийском царстве, Царьграде, разных городах Ближнего Востока.
    Множество достоверных черт древнего быта и жизни придает былинам документальную ценность. В них рассказывается об устройстве первых городов. За городскими стенами, которые защищали селение, сразу начиналось раздолье чистого поля: богатыри на сильных конях не дожидаются, пока отворят ворота, а скачут через башню наугольную и сразу оказываются на просторе. Лишь позднее города обстроились незащищенными «пригородками».
    Хороший конь был в большом почете на Руси. Заботливый владелец холил его, знал ему цену. Один из былинных героев, Иван — гостиный сын, бьется о «велик заклад», что на своем трехлетнем Бурочке-косматочке обскачет всех княжеских жеребцов, а Микулина кобылка обошла княжеского коня вопреки пословице «Лошадь пашет, конь под седлом». Верный конь предупреждает своего хозяина об опасности — ржет «во всю голову», бьет копытами, чтобы разбудить богатыря.
    Сказители поведали нам о настенных украшениях в парадных жилищах. Нарядна одежда героев. Даже на оратае Микуле нерабочая одежда — рубаха и порты, как бывало в действительности:
    У оратая шляпа пуховая,
    А кафтанчик у него чёрна бархата.
    Это не выдумка, а реальность древнерусского праздничного быта. Подробно говорится о конской упряжи и ладьях-кораблях. Певцы стараются не упустить ни одной мелочи…
    Сколь ни ценны эти черты древнего быта, еще более ценны воплощенные в былинах думы и чувства народа. Людям XXI века важно понять, ради чего народ пел о богатырях и об их славных делах. Кто они, русские богатыри, во имя чего совершают подвиги и что защищают?
    Илья Муромец едет через непроходимые, непроезжие леса ближней, прямой, а не окольной, долгой дорогой. Ему неведом страх перед загородившим проезд Соловьем-разбойником. Это не выдуманная опасность и не выдуманная дорога. Северо-Восточную Русь с городами Владимиром, Суздалем, Рязанью, Муромом некогда отделяли от Приднепровья со стольным Киевом и прилегающими землями дремучие леса. Лишь в середине XII столетия через лесные дебри проложили дорогу — с Оки к Днепру. До этого приходилось объезжать леса, направляясь в верховья Волги, а оттуда — к Днепру и по нему — к Киеву. Однако и после того, как прямоезжая дорога была проложена, многие предпочитали ей прежнюю: новая дорога была неспокойной — на ней грабили, убивали… Илья сделал дорогу свободной, и его подвиг был высоко оценен современниками. В былине развита мысль о едином сильном государстве, способном навести порядок внутри страны и отразить нашествия врагов.
    Пример верности воинскому долгу являет и другой воин-богатырь, прославленный в былинах под именем Добрыни Никитича. В схватках с огненным Змеем он дважды одерживает победу. Богатыри сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягал на ее свободу.
    Гусляры. худ. В. Васнецов
    Как творения крестьянской Руси, былины охотно делали предметом изображения не только события героической обороны страны, но дела и события повседневной жизни: рассказывали о работе на пашне, сватовстве и соперничестве, конных состязаниях, торговле и далеких путешествиях, о случаях из городского быта, о споре и кулачных боях, об увеселениях и скоморошьей игре. Но и такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, делился со слушателями сокровенными думами о том, как жить. В былине о землепашце Микуле и князе Вольге крестьянская идея выражена со всей ясностью. Будничный труд крестьянина поставлен выше воинского. Неоглядна пашня Микулы, тяжела его соха, но он легко управляется с нею, а дружина князя не знает, как и подступиться к ней — не умеет выдернуть ее из земли. Симпатии певцов всецело на стороне Микулы.
    Время Древней Руси сказалось и на самом художественном строе, ритмах, строении стиха былин. От поздних песен русского народа они отличаются грандиозностью образов, важностью действия, торжественностью тона. Былины возникли во времена, когда пение и рассказывание еще не сильно отошли друг от друга. Пение придавало рассказу торжественность.
    Былинный стих особенный, он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций:
    Из того ли то из города из Мурома,
    Из того села да Карачарова
    Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
    Песенные строки легки и естественны: повторения отдельных слов и предлогов не мешают передаче смысла. В былинах, как и в сказках, есть зачины (в них рассказывается о времени и месте действия), концовки, повторы, преувеличения (гиперболы), постоянные эпитеты («поле чистое», «добрый молодец»).
    Рифмы в былинах нет: она затрудняла бы естественное течение речи, но все же певцы не отказались совсем от созвучий. В стихах созвучны однородные окончания слов:
    Так все травушки-муравы уплеталися
    Да й лазоревы цветочки осыпалися…
    Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях. Музыканты считают, что гусли — самый подходящий инструмент для подыгрывания словам: мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былины. Красоту былинных напевов ценили композиторы. М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков использовали их в операх и симфонических произведениях.
    В искусстве былины как бы осуществилась связь времен Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков не стало музейным, интересным только немногим специалистам, оно влилось в поток переживаний и мыслей современного человека.
    В. П. Аникин

    Вопрос и задание

    В чем «тайна всевластия» былин? Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание М. Горького об устном народном творчестве и рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина.

  4. Былина «Вольга и Микула Селянинович» рисует образ богатыря, чем-то похожий, а чем-то не похожий на традиционный.
    В народных былинах положительный герой — это всегда боец и работник, сильный духом и телом. Микула Селянинович именно такой — он крепкий, веселый и красивый. Это воплощение настоящего хозяина в народном понимании. А весь образ богатыря описывается в свойственной былинам манере — с преувеличениями, со множеством эпитетов и повторов. Одежда и орудия труда пахаря описаны с любовью и восторгом. Соха отделана золотом и серебром, а сам Микула трудится на поле в сафьяновых сапогах и бархатном кафтане.
    Пахарь Микула Селянинович в какой-то степени противопоставляется в былине князю Вольге Святославичу. Молодой князь, отправившись с дружиной за данью в русские города, встречает в поле Микулу. Сила и возможности главного героя в былине преувеличены многократно — два дня дружина слышала только посвистывание пахаря и скрип его сохи. И лишь на третьи сутки князю и дружине удалось проехать через вспаханное Микулой поле и встретить его самого.
    Вольга поражен силой пахаря и предлагает ему отправиться с ним. У Микулы все лучше, чем у Вольги. Чтобы это подчеркнуть, используется гипербола: лошадь оратая ступью пошла, а у Вольги — поскакивает. А лошадь, которую князь хотел выкупить за 500 рублей, стоила столько жеребенком.
    Затем Микула вспоминает, что он оставил свое орудие труда в поле. Пахарь предлагает Вольге достать ее из земли и бросить за ракитовый куст, чтобы она не досталась чужому. Князь посылает выполнить задание сначала пятерых человек, следом десятерых, а потом и всю дружину. Но никто не может справиться с кленовой сохой богатыря.
    Это центральный момент в былине — недюжинная сила позволила богатырю одной рукой выдернуть кленовую сошку из земли там, где 30 человек не справились.
    Когда же князь интересуется: «Как его зовут?», богатырь рассказывает, что зовут его Микула Селянинович — так называют его уважительно крестьяне, когда он устраивает пиры для них.
    Микула — воплощение народного героя, который уважает и любит родную землю. Крестьянин-труженик всегда сможет защитить Родину, и былина подчеркивает, что, когда есть такие богатыри, русским людям можно ничего не опасаться.

  5. Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.
    Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.
    Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.
    Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.
    В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.
    В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови. да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.
    Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей. Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.
    Былины являются прекрасными произведениями народного творчества, которые увлекают читателя и в наше время.

    Художественные особенности русских былин

    Несколько интересных сочинений

    Небольшой по размерам рассказ Ивана Сергеевича Тергенева «Муму» тревожит русских и зарубежных читателей и по сей день. Несмотря на то, что данная проблема была актуальна в середине девятнадцатого века, современные люди также читают
    Человек слова довольно весомое словосочетание. Несет огромный смысл, значение для общества. Сегодня редкость найти человека, умеющего держать слово.
    В нём идет речь о горце, который по сути можно считать примером свободы и непокорности. Несколькими строками автор описал детство и юношество главного героя. Мцыри был взят в плен и его увозили в Россию
    В повести «Алые паруса», главный герой – Артур, богатый и знатный, единственный ребенок в семье. Живет в огромном красивом дворце. Но в его голове сложился свой мир, свое представление о таком
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  6. 1 Сочинение на тему художественные особенности русских былин 7 класс Подготовка к сочинению Художественные особенности русских. 7 класс. Универсальное * Подготовка к сочинению на тему История России. Учебная программа по литературе для 7 класса Подготовка к сочинению Художественные особенности русских былин. 1 Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею, характеризовать героев и их. Учебник по Литературе за 7 класс Курдюмовой Т.Ф. Поурочные планы по учебникам Коровиной Подготовка к сочинению Художественные особенности русских былин 19 Тест по теме Русская литература XVIII века Художественные особенности русской былины. Если Вам понравилось сочинение на тему: Художественное своеобразие русской былины Илья. 7 КЛАСС. (УМК под редакцией В. Я. Коровиной). урока. Тема Учебник литературы, иллюстрация к былине И.Архипова. Знать: Текст, художественные особенности произведения, нравственные заветы Древней Руси Уметь: Видеть веру Ломоносова в будущее русской науки и ее творцов. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса. Иллюстрации к произведениям, портреты русских писателей. характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему Тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой. Сочинение на тему художественные особенности русских былин 7 класс >>>Перейти<<< Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе написание сочинений по литературным произведениям и на основе Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. 3. Сочинения по русской литературе Зарубежная литература Сочинения. Тема сострадания раскрывается в рассказе через образ Кусаки. Рабочая программа по литературе для 7 класса * 24 янв класс литература * 2 Подготовка к сочинению Художественные особенности русских былин. Учебник по Литературе за 7 класс Курдюмовой Т.Ф. Поурочные * Подготовка к сочинению Художественные особенности русских былин 19. Для этой былины характерны свои художественные особенности. Если Вам понравилось сочинение на тему: Былина Вольга и Микула. защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказка, былина, Сочинение по литературе 10 класс Сочинение по литературе 7 класс. ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5-11 КЛАСС. 5 КЛАСС. Сочинения на свободную тему ШКОЛЬНЫЙ РЮКЗАК (художественное описание) 7 КЛАСС ОБРАЗЫ БОГАТЫРЕЙ В РУССКИХ БЫЛИНАХ (Илья Муромец и Соловейразбойник и Вольга. Ведущая тема при изучении литературы в 7 классе особенности труда писателя, работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады Художественные особенности русских былин или Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе Сочинение по иллюстрации В.Васнецова Песня про купца Проект. Составление электронного иллюстрированного сборника Пословицы разных стран на общую тему. Какие художественные особенности русских былин? 2. Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2012г.) Данный Юшка. Смотрите также по произведению Неизвестный цветок:.7 класс * Юшка Подготовка к сочинению Художественные особенности русских былин. 3 Сочинение картина Герасимова После дождя В русской глубинке лето. Только Сочинение по картине Бродского Летний сад осенью 7 класс Осень Сочинение на тему: Художественные особенности былин сочинение. Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе Примерной программы? устные и письменные сочинения-характеристики героев, на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, Формирование представления о художественных особенностях былины.?учебнотематический план 7 класс Распределение часов Количество Сентябрь Введение Изображение человека в художественной литературе. Устное народное творчество Особенности сюжета былины Вольга и поэту и гражданину Тест по теме Произведения русских писателей XVIII века 13. Решебник и готовые домашние задания по литературе 7 класс к учебнику: Какой теме посвящена былина и кого можно назвать ее подлинным героем? Напишите сочинение по одной из пословиц (на выбор): Бесполезно Какая особенность русской речи проявилась в словах и словосочетаниях во. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса Учащиеся должны Образ главного героя как отражени е нравстве нных идеалов русского былин, определять эпический устное словесное художественные герой. Особенности отрывка, ответы на Тема композиции вопросы, судьбы в Песни. идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе особенности труда итоговый (за полугодие): сочинение наоснове литературного Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе особенности труда Формирование представления о художественных особенностях былины Сочинение на тему Петр I и

  7. Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.
    Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.
    Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.
    Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.
    Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.
    В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.
    В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови… да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.
    Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей. Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.

  8. Многие люди спрашивают, где же находится истинная душа русского народа. Вариантов ответов на этот сложный вопрос нашлось много, на моя точка зрения вполне определенная. Душа русского народа заключена в его устном народном творчестве: в былинах, сказках, преданиях и легендах. В простых, на первый взгляд, произведениях собрана вековая мудрость нашего народа, которая передавалась из поколения в поколения, пока не была закреплена на бумаге.
    Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом. Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений. Большое количество старославянской лексики, которая давно вышла из употребления, показывает нам, что события происходили много столетий назад. Также часто можно встретить церковные выражения. Данный факт говорит не об уровне составителя, а о том, что записывал былину служитель церкви. Дело в том, что почти все произведения старины записывались и переписывались служителями церкви, так как другие люди грамоты просто не знали.
    Былины пронизаны необычными сравнениями, символикой, когда о беде человека предупреждает природа. При этом часто авторы обращают внимание на поведение зверей, на состояние солнца или на воду. Просто раньше люди считали, что природа – это живое существо, к которому нужно прислушиваться. Подобные верования находили отражение также в сказках и других произведениях наших предков.
    Былины – это уникальные произведения, которые создавались ни одним поколением людей. В них заложена вековая мудрость, с которой мы просто обязаны познакомиться.

  9. Многие люди спрашивают, где же находится истинная душа русского народа. Вариантов ответов на этот сложный вопрос нашлось много, на моя точка зрения вполне определенная. Душа русского народа заключена в его устном народном творчестве: в былинах, сказках, преданиях и легендах. В простых, на первый взгляд, произведениях собрана вековая мудрость нашего народа, которая передавалась из поколения в поколения, пока не была закреплена на бумаге.
    Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом. Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений. Большое количество старославянской лексики, которая давно вышла из употребления, показывает нам, что события происходили много столетий назад. Также часто можно встретить церковные выражения. Данный факт говорит не об уровне составителя, а о том, что записывал былину служитель церкви. Дело в том, что почти все произведения старины записывались и переписывались служителями церкви, так как другие люди грамоты просто не знали.
    Былины пронизаны необычными сравнениями, символикой, когда о беде человека предупреждает природа. При этом часто авторы обращают внимание на поведение зверей, на состояние солнца или на воду. Просто раньше люди считали, что природа – это живое существо, к которому нужно прислушиваться. Подобные верования находили отражение также в сказках и других произведениях наших предков.
    Былины – это уникальные произведения, которые создавались ни одним поколением людей. В них заложена вековая мудрость, с которой мы просто обязаны познакомиться.

  10. Былины — неотъемлемая часть русского фольклора. Богатырь Илья Муромец — один из самых любимых героев русских былин. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» рассказывает нам о том, кто такой Илья Муромец, откуда он родом и как стал могучим богатырем.
    Илья Муромец — это реальный, а не выдуманный, человек, что отличает былину от сказки. По преданию, родился он в небольшом селе Карачарове, под городом Муромом. Илья был единственным сыном у немолодых родителей — простых крестьян. Он тридцать три года просидел не выходя из дому, не в силах подняться с места. Сидел бы он сиднем и дальше, но судьба приготовила для Ильи другой путь… Проходили через село Карачарово старцы, калики перехожие, благодаря которым и стал Илья защитником Руси. Напившись заговоренной воды и сделав первый шаг, Илья, можно сказать совершил первый свой подвиг — победив самого себя, свои страхи и сомнения.
    На пути к «стольному Киеву-граду», ко дворцу Владимира Красна Солнышка, Илья в одиночку побеждает целое войско, осадившее Чернигов. Вопреки уговорам жителей города стать черниговским воеводой, Илья решает продолжить свой путь в Киев. Он разгромил врагов не ради награды, а из сострадания к осажденным людям. Оказав помощь черниговцам, Илья продолжает свой путь, следуя своему предназначению: сражаться со злом.
    Любой герой не был бы таковым, если б ему не пришлось на своем пути совершать героические поступки, наказывая разных злодеев. Первый из них, с которым пришлось вступить в поединок Илье Муромцу — Соловей-Разбойник. Если образ Ильи олицетворяет добрую силу, то Соловей-Разбойник — концентрация силы злой. В отличие от героя-богатыря, образ Соловья — полностью вымышленный, сказочный. Он вобрал в себя заботы русского народа, которому в конце X — начале XI веков, приходилось противостоять набегам степных кочевников. «Свищет злодей по-соловьему, кричит по-звериному, и от посвиста соловьего да от крику звериного трава-мурава пожухла вся, лазоревы цветы осыпаются, темные леса к земле клонятся, а люди замертво лежат!» — в этих словах словно слышется дыхание степного ветра-суховея, несущего смерть и разруху.
    Победив Соловья-Разбойника, Илья привозит плененного злодея в Киев. Мне очень нравится эпизод, когда по настоянию князя Владимира, Илья приказывает Соловью-Разбойнику «свиснуть в пол-свиста» и все бояре, да и сам князь начинают прятаться со страху. По-моему, в этом эпизоде русские люди, передававшие былину из уст в уста, отразили свое отношение к власти и мнение о том, что никакой правитель не сможет защитить свое государство без поддержки народа.
    Илья Муромец совершает свои подвиги не ради княжеской награды, а ради Руси-матушки. В служении русскому народу он находит свое призвание. Потому-то, очутившись на перекрестке трех дорог, он едет в ту сторону, которая пророчит погибель. Но могучему богатырю «смерть в бою не писана». «Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский народ!» Этими словами заканчивается один из пересказов былины об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике. Но на самом деле, это не конец, а только начало ратного пути легендарного богатыря, удел которого — вечно сражается со злом, воплощенным в разных обличьях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *