Сочинение на тему быт и нравы русской провинции по пьесе гроза

9 вариантов

  1. Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире.
    Н. А. Добролюбов.
    Драма «Гроза» А. Н. Островского — одно из выдающихся произведений русской драматургии. В ней автор показал быт и нравы типичного провинциального городка, жители которого упорно держатся за давно сложившийся образ жизни с его патриархальными традициями и устоями. Описывая конфликт в купеческой семье, писатель обличает духовные и нравственные проблемы России середины XIX века.
    Действие пьесы происходит на берегу Волги, в небольшом городе Калинове.
    В этом городе основа взаимоотношений людей — материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала. Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинства калиновцев. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Даже передовой по своим взглядам механик-самоучка Кулигин, осознавая власть денег, мечтает о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами.
    Итак, деньги в Калинове дают власть. Перед богачами робеют все, поэтому их жестокости и самодурству нет предела. Дикой и Кабаниха, самые богатые люди в городе, угнетают не только своих работников, но и родных. Беспрекословное подчинение старшим, по их мнению, является основой семейной жизни, а все, что творится внутри дома, кроме семьи не должно никого касаться.
    Самодурство «хозяев жизни» проявляется по-разному. Дикой открыто груб и бесцеремонен, жить не может без ругани и брани. Человек для него — червяк: «Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Он обогащается, разоряя наемных рабочих, причем сам не считает это преступлением. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке с человека, а у меня из этого тысячи составляются», — хвастливо говорит он городничему, который сам находится от него в зависимости. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, при этом изводит придирками и упреками и своих детей, и невестку. Меткую характеристику дает ей Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
    Ханжество и лицемерие определяют поведение власть имущих. Добродетель и благочестивость Кабанихи фальшивы, религиозность выставляется напоказ. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличий. Кабаниху возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. А Дикой не против прикрыть свою жадность маской раскаяния. Сначала он «изругал» мужика, пришедшего за деньгами, а «после прощения просил, в ноги кланялся, … при всех кланялся».
    Мы видим, что Калинов веками живет по давно устоявшимся законам и традициям. Горожан не интересуют новые идеи и мысли, они суеверны, невежественны и необразованны. Жители Калинова страшатся различных нововведений, немногое знают о науке и об искусстве. Дикой не собирается ставить в городе громоотводы, считая, что гроза — Божье наказание, Кабанихе поезд кажется «огненным змием», на котором нельзя ездить, а сами горожане думают, что «Литва с неба упала». Но они охотно верят рассказам странниц, которые «по немощи своей» далеко не ходили, но «слыхать — много слыхали».
    Город Калинов стоит в очень живописном месте, но его жители равнодушны к окружающей их красоте. Построенный для них бульвар остается пустым, там «гуляют только по праздникам, да и то… ходят туда наряды показывать».
    Безразличны калиновцы и к окружающим их людям. Поэтому все просьбы и старания Кулигина остаются безответными. Пока у механика-самоучки денег нет, все его проекты не находят поддержки.
    Любое проявление искреннего чувства в Калинове расценивается как грех. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!» Любовь и замужество здесь несовместимы. Кабаниха вспоминает о любви лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают…»
    Вот в таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова. Это Варвара, Борис, Тихон. Каждый из них по-своему приспособился к жизни в условиях деспотизма, когда подавляется любое проявление личности. Тихон полностью подчиняется требованиям матери, шагу не может ступить без ее указаний. Материальная зависимость от Дикого делает бессильным и Бориса. Он не способен ни защитить Катерину, ни постоять за себя. Варвара же научилась лгать, изворачиваться, притворяться. Ее жизненный принцип: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
    Одним из немногих, кто осознает атмосферу, сложившуюся в городе, является Кулигин. Он прямо говорит о необразованности и невежестве горожан, о невозможности честным трудом заработать деньги, критикует жестокие нравы, царящие в Калинове. Но и он не способен выступить с протестом в защиту своего человеческого достоинства, считая, что лучше уж стерпеть, покориться.
    Таким образом, мы видим пассивность большинства жителей Калинова, их нежелание и неспособность бороться с устоявшимися порядками, с деспотизмом и произволом «хозяев жизни».
    Единственным человеком, не побоявшимся бросить вызов «темному царству», является Катерина. Она не хочет приспосабливаться к окружающей жизни, но единственный выход, который она видит для себя, — это смерть. По словам Добролюбова, гибель главной героини — это «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца».
    Таким образом, Островский мастерски показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, где подавляется любое стремление к свободе. Читая «Грозу», мы можем провести анализ купеческой среды того времени, увидеть ее противоречия, понять трагедию того поколения, которое больше не может и не хочет жить в рамках старой идеологии. Мы видим, что кризис деспотичного, невежественного общества неотвратим и конец «темного царства» неизбежен.

  2. Если говорить о нравственных законах, то в городе царит сила и власть денег. Тот, кто богат, является повелителем города. Таким человеком в Калинове был Дикой. Он мог небрежно обращаться со всеми, что беднее и ниже его, он грубил, постоянно со всеми ругался. Такой властный человек просто земли под ногами не чувствовал, ведь все в его положение решали деньги. Хотя, его внутренняя сущность была слабой.
    Кабаниха строго придерживается вековых традиций. В ее семье все подчиняются воле и желанию старших. Она указывает абсолютно всем жителям своей усадьбы, что и как делать. Кабаниха жутко невзлюбила Катерину за ее свободный, вольный характер. Молодая девушка не хотела подчиняться указаниям старухи, поэтому, между ими постоянно возникала ругонь.
    В городе Калинов торжествует материальная и денежная зависимость. Борис боится своего дядьку Дикого и не осмеливается спасти Катерину от беды. Тихон верно слушается свою маминьку и подчиняется любому ее капризу.
    В городе царит ложь и обман. Главным принципом Варвары была ложь. Только лишь при помощи нее девушка научилась жить в усадьбе Кабановой. Но, власть и безграничная воля самодуров на грани разрушения. Дух свободы парит в воздухе. Поэтому, богачи и купцы, чуя неладное, ведут себя наихудшим образом.

  3. Пьеса А.Н. Островского «Гроза» известна многим. Она состоит во многих школьных списках литературных произведений.
    Действие пьесы происходит недалеко от реки Волги в городе Калинове. В этом городе все друг друга знают, но все ограждаются друг от друга – строят заборы, чтобы огородиться. Они живут замкнутой жизнью и не знают, что происходит в других городах. Купцы узнают о жизни за пределом их города благодаря странникам, а те рассказывают им о мире.
    Его жители материально зависимы. В этом городе деньги играют огромную роль. Власть у того, у кого больше денег. Цель большинства жителей – разбогатеть. Они ссорятся из-за денег. Город Калинов стараются улучшить. Делают дорожки для прогулок, но там никого нет. Бедные рады этому, но им некогда гулять, потому что им нужно работать, чтобы прокормить себя и свою семью. Горожанам не интересны проблемы окружающих. Они не то что отказываются помогать людям, они даже не готовы выслушать об их сложных ситуациях. Когда жители проявляют искренние чувства – общество считает это грехом. В городе не знают о взаимосвязи замужества и любви. Богатые люди считают, что замуж нужно выходить для своей пользы, по расчету.
    Герои пьесы не несут ответственность за свои слова и поступки. Кулигин критикует жителей города, которые готовы бороться за деньги ценой своей жизни. Он старался изменить нравы жителей, но все безуспешно. Он переживает за то, что жители города Калинов необразованные. Кулигин очень переживает и расстраивается, потому что горожане не готовы зарабатывать деньги честным трудом. Дикой – самый богатый человек в городе. Свое богатство он нажил нечестным трудом, разоряя рабочих. Из-за больших денег не имеет никакой морали. Бедных и нищих жителей города он не считает людьми. Он грубый и всегда ругается с обществом. Он ни с кем не советуется и делает все, что вздумается. Еще одна богатая героиня пьесы – Кабаниха. Особых отличий от Дикого у нее нет. Она издевается над своими домашними и тиранит их, но на людях ведет себя иначе. От ее поступков и слов больше всего страдает Катерина. Она не может выслушивать постоянные упреки и хочет уйти из дома. Кабаниха хочет, чтобы все было так, как велит она.

  4. Гроза — явление в природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнурительной жары, живительную влагу после суши. Она несет очищающее, обновляющее действие. Таким “глотком свежего воздуха”, новым взглядом на жизнь стала в литературе середины XIX века пьеса А. Н. Островского “Гроза”. Великая русская река, самобытный народ, живущий на ней, дали автору богатый творческий материал. Драма прозвучала как трагический голос времени, как крик народной души, не желающей больше терпеть гнет и неволю. В “Грозе” Островский возвратился к своей излюбленной тематике, к изображению семейно-бытового конфликта в купеческой среде. Но осознал он этот конфликт в его внутреннем драматическом развитии, довел до решительной развязки и тем самым впервые вышел за пределы комедийного жанра.
    Жизнь Калинова и подобных ему городов России того времени Добролюбов назвал “темным царством”. Сонное, спокойное, размеренное существование. Большую часть времени калиновцы проводят дома, где за высокими стенами и крепкими замками неторопливо едят, занимаются какими-нибудь домашними делами, спят. “Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь”. По праздникам жители неторопливо, чинно прогуливаются по бульвару, но “и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать”. У обывателей Калинова нет стремления к познанию культуры, науки, их не интересуют новые идеи и мысли. Люди суеверны, покорны, по их мнению, “и Литва с неба упала”. Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, “калики перехожие”. “По немощи своей” они далеко не ходили, но “слыхать — много слыхали”.
    Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. Автор подчеркивает, что из-за наживы купцы портят друг другу торговлю, постоянно ссорятся между собой, вредят своим вчерашним друзьям: “Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку”. Борис не осмеливается защитить себя от оскорблений Дикого, так как по завещанию он может получить наследство только при условии, если будет почтителен к своему дяде.
    Характер Дикого — это новое и значительное проявление внутренней инертности и косности русской буржуазии. Дикой — сила. Власть его денег в условиях маленького города достигает уже таких пределов, что он позволяет себе “потрепать по плечу самого городничего”. В списке действующих лиц “Грозы” Савел Прокофьевич Дикой назван “значительным лицом в городе”. Такова же и Марфа Игнатьевна Кабанова. Хозяева жизни, властители и владельцы. На их примере показана власть денег, достигшая невиданных размеров.
    Однако Дикой — один из самых богатых людей Калинова — сам опускается до прямого жульничества: “Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!” Брань, ругань по любому поводу — это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, даже больше того — содержание жизни. Самодурство Дикого не знает границ. Он не дает спокойно жить своим домашним. Когда хозяин был не в духе, “все прятались по чердакам и чуланам”. Однако в типично самодурской логике его есть один интересный момент: ярый ругатель бывает сам не рад своему характеру: “Друг ты мне, а приди ты у меня просить — обругаю”. Не правда ли, мы ощущаем, что самодурство Дикого дает трещину?
    Твердо стоит на страже патриархальных, домостроевских порядков старины, ревностно охраняет жизнь своего дома от свежего ветра перемен Кабанова. В отличие от Дикого, она никогда не ругается, у нее свои методы устрашения: она, “как ржа железо”, точит своих близких, прикрываясь религиозными догмами и сожалениями о попранной старине. Она никогда не примирится с человеческими слабостями, никогда не пойдет на компромисс. Кабанова вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание, отстаивание уклада, она — блюститель окостеневшей формы патриархального мира. Кабановой надо, чтобы все казались, все выглядели соответственно ее правилам. Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей страшно подумать, что ее правила давно изжили себя.
    Любовь, сыновнее и материнское чувства не существуют в этом доме, они вытравлены, втоптаны в грязь произволом, ханжеством, злобой. Кабанихе покоя не дает то, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому.
    Дикой и Кабанова губительно действуют на окружающих, отравляя им жизнь, уничтожая в них светлые чувства, делая их своими рабами. И в этом — главная их вина. Поэтому среди действующих лиц нет никого, кто не принадлежал бы к калиновскому миру.
    Молодое поколение “Грозы” представляют Кудряш, Варвара, Борис, Тихон. В отличие от Катерины, все они стоят на позиции житейских компромиссов и никакой драмы в этом не видят. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его, каждый в меру своих характеров.
    Варвара мелка в своих чувствах и запросах. Она — наиболее приспособившаяся из всех. При всей своей неразвитости нашла для себя удобный образ жизни; она обладает необходимым запасом энергии и силы воли, чтобы в своей любви к Кудряшу обходить прямолинейные запреты домостроевского мира.
    Тихон — незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Он по-своему любит Катерину, но совсем не так, как требуют нормы идеальной патриархальной морали.
    Варвара с Кудряшом ведут разгульную жизнь, Тихон добывает отдохновение лишним стаканом водки, но внешнее почтение перед старшими они соблюдают.
    Из внешнего мира в пьесе только Борис. Он не принадлежит к калиновскому миру по рождению и воспитанию, не похож на других жителей города обликом и манерами, но по тому, как он ведет себя, он вполне калиновский. По словам Добролюбова, Борис относится “более к обстановке”, не нарушая замкнутости калиновского мира.
    Но жизнь не стоит на месте, самодуры ощущают, что их власть ограничивается. Добролюбов отмечает: “Все, кажется, по-прежнему, все хорошо: Дикой ругает кого хочет… Кабанова держит в страхе своих детей… невестку… А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и уже посылает нехорошие видения темному произволу самодурства”.

  5. 5
    Текст добавил: Вопрос интимного характера

    Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире.
    Н.А. Добролюбов.
    Драма «Гроза» А.Н.Островского – одно из выдающихся произведений русской драматургии. В ней автор показал быт и нравы типичного провинциального городка, жители которого упорно держатся за давно сложившийся образ жизни с его патриархальными традициями и устоями. Описывая конфликт в купеческой семье, писатель обличает духовные и нравственные проблемы России середины XIX века.
    Действие пьесы происходит на берегу Волги, в небольшом городе Калинове.
    В этом городе основа взаимоотношений людей – материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала. Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинства калиновцев. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Даже передовой по своим взглядам механик-самоучка Кулигин, осознавая власть денег, мечтает о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами.
    Итак, деньги в Калинове дают власть. Перед богачами робеют все, поэтому их жестокости и самодурству нет предела. Дикой и Кабаниха, самые богатые люди в городе, угнетают не только своих работников, но и родных. Беспрекословное подчинение старшим, по их мнению, является основой семейной жизни, а все, что творится внутри дома, кроме семьи не должно никого касаться.
    Самодурство «хозяев жизни» проявляется по-разному. Дикой открыто груб и бесцеремонен, жить не может без ругани и брани. Человек для него – червяк: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он обогащается, разоряя наемных рабочих, причем сам не считает это преступлением. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке с человека, а у меня из этого тысячи составляются», – хвастливо говорит он городничему, который сам находится от него в зависимости. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, при этом изводит придирками и упреками и своих детей, и невестку. Меткую характеристику дает ей Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
    Ханжество и лицемерие определяют поведение власть имущих. Добродетель и благочестивость Кабанихи фальшивы, религиозность выставляется напоказ. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличий. Кабаниху возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. А Дикой не против прикрыть свою жадность маской раскаяния. Сначала он «изругал» мужика, пришедшего за деньгами, а «после прощения просил, в ноги кланялся, … при всех кланялся».
    Мы видим, что Калинов веками живет по давно устоявшимся законам и традициям. Горожан не интересуют новые идеи и мысли, они суеверны, невежественны и необразованны. Жители Калинова страшатся различных нововведений, немногое знают о науке и об искусстве. Дикой не собирается ставить в городе громоотводы, считая, что гроза – Божье наказание, Кабанихе поезд кажется «огненным змием», на котором нельзя ездить, а сами горожане думают, что «Литва с неба упала». Но они охотно верят рассказам странниц, которые «по немощи своей» далеко не ходили, но «слыхать – много слыхали».
    Город Калинов стоит в очень живописном месте, но его жители равнодушны к окружающей их красоте. Построенный для них бульвар остается пустым, там «гуляют только по праздникам, да и то… ходят туда наряды показывать».
    Безразличны калиновцы и к окружающим их людям. Поэтому все просьбы и старания Кулигина остаются безответными. Пока у механика-самоучки денег нет, все его проекты не находят поддержки.
    Любое проявление искреннего чувства в Калинове расценивается как грех. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!» Любовь и замужество здесь несовместимы. Кабаниха вспоминает о любви лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают…»
    Вот в таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова. Это Варвара, Борис, Тихон. Каждый из них по-своему приспособился к жизни в условиях деспотизма, когда подавляется любое проявление личности. Тихон полностью подчиняется требованиям матери, шагу не может ступить без ее указаний. Материальная зависимость от Дикого делает бессильным и Бориса. Он не способен ни защитить Катерину, ни постоять за себя. Варвара же научилась лгать, изворачиваться, притворяться. Ее жизненный принцип: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
    Одним из немногих, кто осознает атмосферу, сложившуюся в городе, является Кулигин. Он прямо говорит о необразованности и невежестве горожан, о невозможности честным трудом заработать деньги, критикует жестокие нравы, царящие в Калинове. Но и он не способен выступить с протестом в защиту своего человеческого достоинства, считая, что лучше уж стерпеть, покориться.
    Таким образом, мы видим пассивность большинства жителей Калинова, их нежелание и неспособность бороться с устоявшимися порядками, с деспотизмом и произволом «хозяев жизни».
    Единственным человеком, не побоявшимся бросить вызов «темному царству», является Катерина. Она не хочет приспосабливаться к окружающей жизни, но единственный выход, который она видит для себя, – это смерть. По словам Добролюбова, гибель главной героини – это «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца».
    Таким образом, Островский мастерски показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, где подавляется любое стремление к свободе. Читая «Грозу», мы можем провести анализ купеческой среды того времени, увидеть ее противоречия, понять трагедию того поколения, которое больше не может и не хочет жить в рамках старой идеологии. Мы видим, что кризис деспотичного, невежественного общества неотвратим и конец «темного царства» неизбежен.
    Добавил: Arbel

  6. Написать сочинение на тему ” быт и нравы русской провинции” по драме Гроза

    Ответы:

    Написание Островским пьесы «Гроза» стало итогом его наблюдений во время путешествия по Волге. Быт и нравы жителей городов, посещённых драматургом, были переработаны в его творческой лаборатории и превратились в глубоко типичные картины русской жизни, с которой он знакомит нас в своей пьесе.Её события разворачиваются в маленьком глухом городке Калинове, расположенном на крутом берегу Волги, откуда открывается вид на далёкие луга и поля противоположного берега. Всё прекрасно, гармонично в природе. Но среди этой красоты мы видим Дикого, отчитывающего своего племянника только за то, что тот попался ему на глаза, и понимаем: гармонии, переполняющей природу, нет в жизни калиновцев. А чем дальше углубляемся в чтение пьесы, тем больше убеждаемся в правоте вывода, сделанного Кулигиным: «Жестокие нравы в нашем городе, жестокие».Вот мы видим одного из тех, кто является хозяином города, – Дикого. Грубый, жадный, глупый, он тем не менее держит в зависимости от себя жителей города. Да это не так и трудно. Живя замкнуто, калиновцы ничего не знают о том, что делается за пределами города, сведения об окружающем мире получают они от «сведущих» странниц вроде Феклуши, рассказывающих о бесах, искушающих людей, о стране Литве, которая «упала с неба», об «огненном змие», которого запрягают для скорости.Её нелепые рассказы вселяют в людей страх перед всем. Такими людьми легко управлять, особенно тем, у кого тугой кошелёк, ведь, как говорит Кулигин, «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба. А у кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег нажить»И Дикой закабаляет, из корысти не останавливаясь даже перед мошенничеством: присваивает себе наследство племянника, обманывает рабочих. «Много у меня в год-то народу перебывает…, не доплачу им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо»,- говорит он городничему.Сознание своей силы и безнаказанности даёт Дикому возможность издеваться над людьми. Они не знают, заплатит он им или нет. «Ведь уж знаю, что нужно отдать, и всё равно добром не могу… Я отдам, а обругаю»,- признаётся он сам.Но такое отношение «хозяев» не только к подчинённым. И между собой они ведут бесконечную вражду: из зависти подрывают друг у друга торговлю, строчат кляузы, судятся. А, когда там что-то не получается, срывают зло на домашних. У Дикого, например, дома часто «война идёт». Когда же он возвращается в плохом настроении, все у ужасе разбегаются по чердакам и чуланам. «И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых».Близка в своём деспотизме Дикому и Кабаниха, вдова купца, имеющая в городе большое влияние благодаря деньгам. Притворяясь женщиной, покорной богу, церковным правилам, смиренной, она «домашних совсем заела», точит их как «ржа железо», требуя выполнения старых патриархальных обычаев во всех случаях жизни. Не считаясь с чувствами и интересами собственных детей, преследует их упрёками в непочтительности к ней, непослушании, подозревает в обмане и лжи. Неуютно в этом доме. Даже тихому, безропотному Тихону жизнь здесь становится невыносимой, и он мечтает хотя бы на несколько дней вырваться на свободу из-под опеки матери.Но труднее всех Катерине. Воспитанная в атмосфере любви и понимания, она не находит этого в новой семье. Свекровь донимает её постоянными мелкими придирками, унижающими её достоинство, муж не может защитить от постоянных обид.В этой атмосфере, которую Добролюбов назвал «тёмным царством», под щитом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум.Ещё велики сила и власть «хозяев» жизни над окружающими. Но, читая пьесу, понимаешь: они не вечны. Как пишет Добролюбов, «выросла другая жизнь, с другими началами, и она даёт уже себя предчувствовать и посылает нехорошие видения тёмному произволу самодуров».

  7. Написание Островским пьесы «Гроза» стало итогом его наблюдений во время путешествия по Волге. Быт и нравы жителей городов, посещённых драматургом, были переработаны в его творческой лаборатории и превратились в глубоко типичные картины русской жизни, с которой он знакомит нас в своей пьесе.Её события разворачиваются в маленьком глухом городке Калинове, расположенном на крутом берегу Волги, откуда открывается вид на далёкие луга и поля противоположного берега. Всё прекрасно, гармонично в природе. Но среди этой красоты мы видим Дикого, отчитывающего своего племянника только за то, что тот попался ему на глаза, и понимаем: гармонии, переполняющей природу, нет в жизни калиновцев. А чем дальше углубляемся в чтение пьесы, тем больше убеждаемся в правоте вывода, сделанного Кулигиным: «Жестокие нравы в нашем городе, жестокие».Вот мы видим одного из тех, кто является хозяином города, – Дикого. Грубый, жадный, глупый, он тем не менее держит в зависимости от себя жителей города. Да это не так и трудно. Живя замкнуто, калиновцы ничего не знают о том, что делается за пределами города, сведения об окружающем мире получают они от «сведущих» странниц вроде Феклуши, рассказывающих о бесах, искушающих людей, о стране Литве, которая «упала с неба», об «огненном змие», которого запрягают для скорости.Её нелепые рассказы вселяют в людей страх перед всем. Такими людьми легко управлять, особенно тем, у кого тугой кошелёк, ведь, как говорит Кулигин, «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба. А у кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег нажить»И Дикой закабаляет, из корысти не останавливаясь даже перед мошенничеством: присваивает себе наследство племянника, обманывает рабочих. «Много у меня в год-то народу перебывает…, не доплачу им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо»,- говорит он городничему.Сознание своей силы и безнаказанности даёт Дикому возможность издеваться над людьми. Они не знают, заплатит он им или нет. «Ведь уж знаю, что нужно отдать, и всё равно добром не могу… Я отдам, а обругаю»,- признаётся он сам.Но такое отношение «хозяев» не только к подчинённым. И между собой они ведут бесконечную вражду: из зависти подрывают друг у друга торговлю, строчат кляузы, судятся. А, когда там что-то не получается, срывают зло на домашних. У Дикого, например, дома часто «война идёт». Когда же он возвращается в плохом настроении, все у ужасе разбегаются по чердакам и чуланам. «И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых».Близка в своём деспотизме Дикому и Кабаниха, вдова купца, имеющая в городе большое влияние благодаря деньгам. Притворяясь женщиной, покорной богу, церковным правилам, смиренной, она «домашних совсем заела», точит их как «ржа железо», требуя выполнения старых патриархальных обычаев во всех случаях жизни. Не считаясь с чувствами и интересами собственных детей, преследует их упрёками в непочтительности к ней, непослушании, подозревает в обмане и лжи. Неуютно в этом доме. Даже тихому, безропотному Тихону жизнь здесь становится невыносимой, и он мечтает хотя бы на несколько дней вырваться на свободу из-под опеки матери.Но труднее всех Катерине. Воспитанная в атмосфере любви и понимания, она не находит этого в новой семье. Свекровь донимает её постоянными мелкими придирками, унижающими её достоинство, муж не может защитить от постоянных обид.В этой атмосфере, которую Добролюбов назвал «тёмным царством», под щитом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум.Ещё велики сила и власть «хозяев» жизни над окружающими. Но, читая пьесу, понимаешь: они не вечны. Как пишет Добролюбов, «выросла другая жизнь, с другими началами, и она даёт уже себя предчувствовать и посылает нехорошие видения тёмному произволу самодуров».

  8. 8
    Текст добавил: **всё будет за*бись!!!**

    Основой конфликта пьесы А.Н. Островского «Гроза» является противостояние темной и невежественной купеческой среды со светлой личностью. В итоге побеждает «темное царство» города Калинова, которое, как показывает драматург, очень сильно и имеет огромное влияние.
    Что же представляет собой это «темное царство»? Каковы его обычаи и нравы? Всем в городе заправляют богатые купцы – Савел Прокофьевич Дикой и его кума Марфа Игнатьевна Кабанова.
    Дикой – типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах целого Калинова. Дикой считает себя вправе унижать людей, всячески над ними издеваться – ведь на него нет управы. Так этот герой поступает со своими домашними («с бабами воюет»), так ведет себя со своим племянником Борисом. Да и все жители города покорно терпят издевательства Дикого – ведь он очень богат и влиятелен.
    Лишь Марфа Игнатьевна Кабанова, а попросту Кабаниха, способна усмирить буйный нрав своего кума. Он не боится Дикого, потому что считает себя равной ему. И действительно, Кабаниха – тоже самодур, только в пределах семьи.
    Эта героиня считает себя хранительницей основ Домостроя. Для нее патриархальные законы – единственно верные и приемлемые, потому что это заветы предков. И Кабаниха особенно рьяно отстаивает их, видя, что приходит новое время с новыми порядками и нравами.
    В семье Марфы Игнатьевны все вынуждены жить так, как велит она. Ее сын, дочь, сноха приспосабливаются, ломают себя, идут на противоборство – делают все, чтобы выжить в «железных тисках» Кабанихи. Марфа Игнатьевна психологически уничтожает их, вынуждает ненавидеть себя, но не замечает этого: ей дороже те вековые устои, которые являются основой ее жизни.
    Но Дикой и Кабаниха – это лишь верхушка «темного царства». Их силу и могущество поддерживает невежественные «придворные», такие, как странница Феклуша. Эта женщина, живущая тем, что прикармливается в богатых домах купцов, поддерживает веру Кабанихи в Домострой, в религиозные предрассудки. Рассказы Феклуши о далеких землях, где живут люди с «песьими головами», о большом мире, где скоро наступит конец света, потому что люди позабыли законы предков, заставляют Кабаниху еще яростнее защищать свои взгляды.
    Помимо Феклуши, подданными «темного царства» являются Тихон Кабанов, Варвара, Борис, Кулигин, да и все остальные жители Калинова. Ведь все они воспитывались по старым патриархальным законам и все они живут по ним. Тихон стремится вырваться из-под опеки матери и почувствовать себя свободным в другом городе. Варвара живет так, как ей нравится, но тайком, изворачиваясь и обманывая. Борис, из-за наследства, вынужден во всем слушаться Дикого… Никто из этих людей не сумел открыто жить так, как он считает нужным, быть свободным, как-то измениться. Да и осуждают ли эти люди законы «темного царства»? Думаю, что нет. Именно поэтому, утверждает А.Н. Островский, патриархальные купеческие законы так сильны в провинции, именно поэтому так трудно и долго доходят до русской «глубинки» новые веянья, прогресс, просвещение.

  9. Вопрос:

    Написать сочинение на тему ” быт и нравы русской провинции” по драме Гроза

    Ответы:

    Написание Островским пьесы «Гроза» стало итогом его наблюдений во время путешествия по Волге. Быт и нравы жителей городов, посещённых драматургом, были переработаны в его творческой лаборатории и превратились в глубоко типичные картины русской жизни, с которой он знакомит нас в своей пьесе.Её события разворачиваются в маленьком глухом городке Калинове, расположенном на крутом берегу Волги, откуда открывается вид на далёкие луга и поля противоположного берега. Всё прекрасно, гармонично в природе. Но среди этой красоты мы видим Дикого, отчитывающего своего племянника только за то, что тот попался ему на глаза, и понимаем: гармонии, переполняющей природу, нет в жизни калиновцев. А чем дальше углубляемся в чтение пьесы, тем больше убеждаемся в правоте вывода, сделанного Кулигиным: «Жестокие нравы в нашем городе, жестокие».Вот мы видим одного из тех, кто является хозяином города, – Дикого. Грубый, жадный, глупый, он тем не менее держит в зависимости от себя жителей города. Да это не так и трудно. Живя замкнуто, калиновцы ничего не знают о том, что делается за пределами города, сведения об окружающем мире получают они от «сведущих» странниц вроде Феклуши, рассказывающих о бесах, искушающих людей, о стране Литве, которая «упала с неба», об «огненном змие», которого запрягают для скорости.Её нелепые рассказы вселяют в людей страх перед всем. Такими людьми легко управлять, особенно тем, у кого тугой кошелёк, ведь, как говорит Кулигин, «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба. А у кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег нажить»И Дикой закабаляет, из корысти не останавливаясь даже перед мошенничеством: присваивает себе наследство племянника, обманывает рабочих. «Много у меня в год-то народу перебывает…, не доплачу им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо»,- говорит он городничему.Сознание своей силы и безнаказанности даёт Дикому возможность издеваться над людьми. Они не знают, заплатит он им или нет. «Ведь уж знаю, что нужно отдать, и всё равно добром не могу… Я отдам, а обругаю»,- признаётся он сам.Но такое отношение «хозяев» не только к подчинённым. И между собой они ведут бесконечную вражду: из зависти подрывают друг у друга торговлю, строчат кляузы, судятся. А, когда там что-то не получается, срывают зло на домашних. У Дикого, например, дома часто «война идёт». Когда же он возвращается в плохом настроении, все у ужасе разбегаются по чердакам и чуланам. «И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых».Близка в своём деспотизме Дикому и Кабаниха, вдова купца, имеющая в городе большое влияние благодаря деньгам. Притворяясь женщиной, покорной богу, церковным правилам, смиренной, она «домашних совсем заела», точит их как «ржа железо», требуя выполнения старых патриархальных обычаев во всех случаях жизни. Не считаясь с чувствами и интересами собственных детей, преследует их упрёками в непочтительности к ней, непослушании, подозревает в обмане и лжи. Неуютно в этом доме. Даже тихому, безропотному Тихону жизнь здесь становится невыносимой, и он мечтает хотя бы на несколько дней вырваться на свободу из-под опеки матери.Но труднее всех Катерине. Воспитанная в атмосфере любви и понимания, она не находит этого в новой семье. Свекровь донимает её постоянными мелкими придирками, унижающими её достоинство, муж не может защитить от постоянных обид.В этой атмосфере, которую Добролюбов назвал «тёмным царством», под щитом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум.Ещё велики сила и власть «хозяев» жизни над окружающими. Но, читая пьесу, понимаешь: они не вечны. Как пишет Добролюбов, «выросла другая жизнь, с другими началами, и она даёт уже себя предчувствовать и посылает нехорошие видения тёмному произволу самодуров».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *