Сочинение на тему чацкий и молчалин вывод

12 вариантов

  1. Комедия «Горе от ума» – гениальное произведение А. Грибоедова. В нем автор повествует о жизни дворянской Москвы 19-ого века. В это время начали меняться устои старой эпохи, зарождались новые, прогрессивные декабристские идеи. В комедии отображен конфликт двух эпох «века нынешнего и века минувшего». Представителями века нынешнего являлись прогрессивно мыслящие люди, такие как главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. А представителями века минувшего были непримиримые консерваторы, например, Алексей Степанович Молчалин. Таким образом, Чацкий и Молчалин – представители двух разных общественных лагерей.
    Чацкий и Молчалин по возрасту принадлежат одному поколению, они молоды, имеют определенные взгляды на жизнь. Каждый из них по-своему умен. Чацкий с детства воспитывался в доме Фамусова, но сейчас там не живет. А Молчалин является коллежским секретарем и на данный момент живет в доме Фамусова. Стоит отметить, что Молчалин, в отличие от Чацкого, принадлежит Фамусовскому обществу.
    Алексей Андреевич Чацкий – небогатый дворянин, получивший хорошее образование. С малых лет воспитывался в доме Фамусова в связи с гибелью родителей. В детстве хорошо дружил с Софьей. Вернувшись из заграницы понял, что влюблен в девушку, но она в свою очередь не отвечала ему взаимностью. Да и отец Софьи был против брака, ведь он считал, «кто беден, тот тебе не пара», а Чацкий имел лишь 400 душ, что, по мнению Фамусова, мало. По характеру Александр Андреевич революционер, мечтающий о бескорыстном служении Отечеству. Яркий представитель «века нынешнего». К Фамусовскому обществу Чацкий относится неприязненно, ведь представители этого общества страдают чинопочитанием, карьеризмом и лицемерием. Люди, совершенно противоположные Чацкому по характеру, жизненным целям. И именно поэтому его в этом обществе не понимают и принимают за сумасшедшего. Образ Чацкого – это тип просвещенного человека, свободно выражающего свое мнение.
    Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова. По происхождению он крестьянин, но стремится добиться успехов в обществе, получить высокий чин, стать влиятельным человеком. Он следует наставлению его отца. С виду Молчалин кажется скромным, кротким, тихим и уступчивым. Но это всего лишь маска, которую он создал для достижения своей цели, а цель его – это чин и богатство. В Молчалина влюблена Софья, а он в то же время без ума от служанки Лизы, а с Софьей встречается только ради чинов. Молчалин везде и каждому пытается услужить, ведь он считает, что лишь одного слова, сказанного влиятельному человеку, достаточно для получения чина или хорошего расположения. Главный жизненный принцип Молчалина – низкопоклонство и угодничество вышестоящим, именно поэтому он является членом «фамусовского общества». Молчалин – угодник нового времени, действующий тонко и очень успешно.
    Таким образом, Чацкий и Молчалин – люди, совершенно противоположные. А.С.Грибоедов создал типичные характеры: Чацкий – тип борца, революционера, не боящегося выражать свою точку зрения. Молчалин же – тип льстеца, главная цель которого – угодничество вышестоящим для достижения цели. А.Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, ведь и в наше время мы можем найти подобных героев. Поэтому мы должны задуматься и поставить себе правильные жизненные цели. С одной стороны, добиваться своих целей лестью и угодничеством эффективно, но важнее оставаться человеком с большими нравственными принципами. Чацкий – именно тот человек, у которого мы можем этому научиться.

  2. 2
    Текст добавил: СаМыЙ КаЙфОвЫй ЧеЛкАсТыЙ

    Алексей Молчалин – это типичный представитель дворянства. Этот парень не имеет собственного мнения, а даже, если оно у него есть, то скорее промолчит в корыстных целях. Абсолютное отсутствие чести и гордости подчеркивается этими строками: «… в мои лета не должно сметь своё суждение иметь». Он прислуживает и всегда льстит тем, от кого сможет возыметь какую-нибудь выгоду.  Главной задачей своей жизни считает сделать отличную карьеру и разбогатеть. Автор подчеркивает, что в данном обществе он на правильном пути к своим целям: «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…».
    Абсолютной противоположностью Молчалину выступает Александр Чацкий. Он умен и образован, даже сам Фамусов подчеркивает, что «… он малый с головой. И славно пишет, переводит». Чацкий в гордом одиночестве выступает против идеалов общества, он не разделяет корысти и меркантильных интересов людей, которые его окружают. Он смелый, обладает чувством собственного достоинства, честный и не готов запятнать свою репутацию ни за какие деньги. Очень точно этого героя описывают высказывания: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!», «Опасный человек!». Для дворянского общества Александр был действительно опасным человеком, ведь имел смелость противостоять его главным идеалам.

  3. Можно сопоставить персонажей по ряду аспектов:
    Чацкий
    Молчалин
    Характер
    Искренний, пылкий, прямолинейней молодой человек. чувства часто мешают ему трезво оценивать ситуацию.
    Услужливый, осторожный и очень скрытный. Главная цель – карьера и высокое положение в обществе.
    Общественное положение
    Московский дворянин без большого состояния. Его принимают тепло из-за происхождения и связей.
    Мещанин из провинции. Известен в свете, но не имеет никакого веса.
    Образование
    Очень просвещенный и умный. Получил хорошее образование.
    Очень ограниченный человек, суждения которого примитивны. Не получил достойного образования.
    Сфера деятельности
    Не имеет должности. Есть упоминания о том, что он служил в армии.
    Секретарь, обычный служащий. Зарекомендовал себя исполнительным чиновником, поэтому ему пророчат карьерный рост.
    Социальные взгляды
    Вольнодумец и патриот. Не боится возмущаться порядками, царящими в обществе.
    Абсолютно приемлет и уважает существующий строй.
    Карьерные воззрения
    Убежден, что высокого чина могут добиться только подхалимы. Считает, что перспектив у него нет.
    Готов на все ради карьеры – терпеть унижения, заводит связи. Очень серьезно относится к своей службе.
    Особенности речи
    Красноречив и остроумен. Говорит на русском языке, но может вставлять и французские предложения.
    Чиновничья, весьма почтительная речь. Общаясь со старшими по званию, начинает льстить и лебезить.
    Отношение друг к другу
    Относится с презрением к Молчалину. Считает, что у того нет никаких достоинств. Старается высмеять при любом удобном случае.
    Нейтрально воспринимает Чацкого. Обращается с почтением. Но для себя в этом человеке пользы не видит.
    Финал
    Униженный и оскорбленный уезжает из Москвы. Он разочарован в любви и отвергнут обществом.
    Его судьба не определена, так как Фамусов не узнает о связи Молчалина со своей дочерью. Герой может продолжить службу.
    Роль в комедии
    Главный герой, вокруг которого развиваются все конфликты пьесы.
    Основной антагонист. Является воплощением закостенелости.

    Итоги

    Подходит к концу наше сочинение. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» противопоставлены друг другу. Автор делает это для того, чтобы ярче проявились характеры героев. Грибоедов на примере этих персонажей дает характеристику веку нынешнему и веку минувшему, а выводы должен сделать читатель. Позиция автора при этом ясна – он принимает сторону Чацкого.
    Несмотря на то, что с момента написания шедевра прошло уже два века, комедия сохранила свою актуальность и сегодня.

  4. Эти герои совершенно разные по всем показателем. По мировоззрению, воспитанию, характеру, в стремлении заслужить свое место под солнцем. Молчалину приемлема лесть, унижение и все низменные качества человека.
    Чацкий по происхождению дворянин, вот в нем и отражены все лучшие черты благородного человека. Молчалин же не имеет знатных корней, своего положения в обществе, он добился благодаря своему начальнику.
    Благодаря своему происхождению Чацкий образованный и всесторонне развит как личность. Молчалин же наоборот, глуп и не образован в своих стремлениях кроме получения нового чина, его больше ничего не интересует.
    Чацкий же противоположен во всех взглядах. В стремлениях и по характеру совсем другой человек. Чацкий любит свою родину и страну, очень пылкий и яркий молодой человек.
    Молчалин же наоборот совсем незаметный и безликий, главная цель его жизни получить должность. И чем престижнее, тем лучше, это бесчестный, двуличный человек, который не остановится ни перед чем для достижения своих целей.
    Чацкий не любит изжитое прошлое, он стремиться к светлому будущему. И надеется, что общество измениться в лучшую сторону. Чацкий служил в армии, дослужился до звания офицера, сейчас он в отставке.
    В обществе при обсуждении разных тем интересующих общество, Чацкий открыто, и откровенно делиться своими умозаключениями.
    Молчалин напротив не высказывает своих мыслей, а соглашается с мыслями чиновников, которые выше его по чину, чтобы расположить их к себе и продвинуться по служебной лестнице.
    Чацкий не будет подчиняться и льстить для того чтобы его любили в обществе, Молчалин же готов на все унижения ради карьерного роста. И признания его в обществе.
    В ходе чтения произведения выясняется, что Чацкий откровенный и смелый человек. Молчалин же абсолютная его противоположность, лгун, трус и карьерист.
    В доме Фамусова, Чацкого считают непонятным человеком. Вскоре из-за этого он уезжает. Молчалин же наоборот хорошо вписался в это общество. В итоге Чацкий покидает Москву, а Молчалин остается здесь жить и зарабатывать себе новый чин.

  5. Главное дело жизни А. С. Грибоедова, комедию “Горе от ума”, А. А. Блок назвал “гениальнейшей русской драмой”. Пьеса “Горе от ума” сюжетно построена на конфликте одновременно личном и общественном. При этом одно с другим оказывается тесно связанным, общественная проблематика комедии прямо вытекает из личной. В “Горе от ума” существенно важным для развития действия оказывается и неразделенная любовь героя, и еще более — неразрешимое противоречие умного и честного героя с безумным обществом, в котором он живет. Грибоедов так говорил об этом в письме к Катенину: “…девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку {не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного умного человека)”, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…”
    Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, одного времени, живущие в одной стране, городе. Но насколько они различны! Чацкий — само красноречие, правдивость, ум… “Он обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь. Он требует места своему веку”, — пишет Гончаров в статье “Мильон терзаний”. Молчалин же — лицемер, подхалим-хамелеон с головы до пят. Во всем, всегда и везде мнения^ действия Чацкого и Молчалина различны, почти противоположны. Это понимает и Софья. Любя Молчалина, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого — недостатки: “Веселость ваша не скромна, у вас тотчас уж острота готова… Грозный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна; а над собой гроза куда не бесполезна”. Молчалин же: “При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием его обезоружит… Веселостей искать бы мог; ничуть; от старичков не ступит за порог; мы резвимся, хохочем, он с ними целый день засядет, рад не рад, играет… Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума, который скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал, чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал; да эдакий ли ум семейство осчастливит?”
    Кажется, Софья чувствует, что Молчалин глуп и потому молчалив, тих, у него отсутствует свое мнение и достоинство. Но “чудеснейшего свойства он наконец: уступчив, скромен, тих. В лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких; чужих и вкривь и вкось не рубит, — вот я за что его люблю”. И Софья предпочитает его Чацкому. Может, ее пугает “особенностей бездна”, может быть, это обида. Ведь, уехав, Чацкий оставил девушку одну в этом безликом, сером и ничтожном мире.
    О том, что Чацкий — “век новый”, а Молчалин — питомец фамусовской Москвы, свидетельствуют их идеалы. Чацкий требует “службы делу, а не лицам”, не смешивать “веселье или дурачество с делом”, он тяготится среди толпы “мучителей, зловещих старух, вздорных стариков”, отказываясь преклоняться перед их авторитетом дряхлости, чинопочитания, лизоблюдства. Он “служить бы рад, прислуживаться тошно”.
    Заповеди Молчалина: “Во-первых, угождать всем людям без изъятья”. “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”. Его талант — умеренность и аккуратность. И все это: страсть к чинам, низкопоклонство, пустота — нераздельно связывает Молчалина с “веком минувшим”.
    Чацкий — воитель. Он борется против идеалов, целей, стремлений старой Москвы, клеймит позором шутовство, бездумную роскошь и отвратительные нравы “разливанья в пирах и мотовстве”. Образ Чацкого — идея, мораль пьесы, а Молчалин — одно из воплощений силы старого мира. В них не может быть ни малейшего сходства. Даже в чувство любви Чацкий “бросается”, как в живую, непосредственную и глубокую стихию жизни. В любви Молчалина к Софье нет фактически ничего, кроме корысти.
    Так сравнивать можно очень долго, анализируя каждый жест или реплику героев. Но даже из нескольких примеров видно, что сама комедия — это борьба противоположностей: Чацкого с “веком минувшим” — Фамусовыми, скалозубами, молчалиными. Он жертва, но победитель. Фамусовское общество в борьбе с Чацким применяет сплетни, слухи, ложные обвинения — а это не оружие сильных. И поэтому Чацкий одерживает нравственную победу над ними, он оказался выше всей окружающей его серости и бездарности.
    И самое важное: пьеса остается актуальной во все времена. Пока существует подхалимство, взяточничество, чинопоклонство, будут существовать такие же — разве что в слегка усовершенствованной форме — тугоуховские, загорецкие, хлестовы… А противостоять им, борясь всеми силами с отжившим миром, будут вечные чацкие.

  6. Где-то очень далеко от Молчалина, на противоположном полюсе общества, находится Чацкий. Он умён, язвителен и уверен в себе. Острый язык героя выражает резко ненавистное отношение к существующим порядкам Москвы. Почти каждого он обличает в притворстве и оказывается не так уж далеко от правды. Разгоряченная душа Чацкого требует свободы, искренности и справедливости. После безрезультатных попыток внушить людям свои ценности он покидает Фамусовый дом в надежде найти более понимающее отношение.

    Чацкий и Молчалин

    Одинаковые по возрасту личности, Молчалин и Чацкий, пошли столь разными дорогами возможно потому, что выросли в совершенно непохожих друг на друга мирах. Окружение юного Молчалина утверждало его зависимость от людей, находящихся выше в сложной иерархии государственной службы. Скорее всего, эта семья была небогата, и, насмотревшись море примеров поднятия в чине за счет простого подлизывания, он не мог иметь другой картины мира. Семья Чацкого, наоборот, была материально независимой. Тот факт, что герой занимался переводами, указывает на его образованность. Именно знание познакомило юношу с многообразием окружающего мира. И вот уже «тот, который для затей на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», не кажется Чацкому нормальным, приемлемым явлением общества, а превращается в то, о чем нельзя молчать.
    В итоге, такая поляризация взглядов на жизнь может объясняться большим различием в среде, вырастившей героев.

  7. План
    1. Противопоставление персонажей – прием автора-художника.
    2. Сходство и различие двух героев.
    3. Кто лишний?
    Почти в каждом литературном произведении есть персонажи, которых можно сравнить друг с другом. Часто один герой противопоставлен другому. Они различны по характеру, по поступкам, иногда даже по внешнему виду. Автор выбирает такой прием сравнения для того, чтобы читатель лучше понимал главную мысль произведения, его суть, проблему, сюжет, отношения персонажей. Вот и в произведении А.С.Грибоедова «Горе от ума» есть герои, которые противопоставлены друг другу. Это Чацкий и Молчалин.
    Сочинение – сравнение, которое я представлю, будет посвящено им. Нельзя сказать, что А.Грибоедов открыто заявляет, что Чацкий – хороший герой, а Молчалин – плохой. Читатель многое должен прочитать между строк. Характеристику качеств их натуры, поведения автор представляет через речь. Их реплики, монологи раскрывают характер и дают читателю понять, кто чего стоит.
    Начнем со сходства этих двух героев. Они оба входят в общество Фамусова и знакомы с ним. Здесь их сходство и заканчивается. А вот различий между персонажами предостаточно. Во-первых, происхождение. Чацкий был из богатого дворянского рода, а про Молчалина автор сказал: «Безродного пригрел…», то есть, Фамусов дал ему чин коллежского асессора, после чего Молчалин может претендовать на титул дворянина. Во-вторых, Чацкий – умный, образованный, интеллигентный человек. Молчалин же глуп и недалек. «Конечно, нет в нем этого ума…», – говорит А.Грибоедов.
    В-третьих, Чацкий понимает, что чин – это не главное в жизни. Можно жить и другими «вершинами», например, увлечься наукой или искусством. Можно быть творческим человеком и сопровождать службу интересным увлечениями. А Молчалин считает, что чин – это первостепенное в жизни человека. Строить карьеру – вот стезя, по которой должен идти каждый. Молчалин этим и занимается – он усердно взбирается по карьерной лестнице, чтобы получить в жизни все. Он обманывает Софью, прикидываясь влюбленным только для того, чтобы завладеть ее наследством. Прислуживая Фамусову, он преследует только одну цель – получить дворянский титул.
    В-четвертых, Чацкий смел в своих суждениях. Он не боится высказать обществу собственное мнение. Он вступает в спор со всеми умными людьми московского света. Он резок и принципиален. Молчалин же, наоборот, тих и скромен. Он говорит Чацкому: «…не должно сметь свои суждения иметь». Фамилия героя полностью соответствует его характеру. Он зависит от чужого слова, взгляда, движения руки. Полная подчиненность людям выше рангом и состоянием помогает Молчалину пристраиваться к нужным чинам и продвигаться по службе.
    Ну и в-пятых, Чацкий – честный, искренний человек. Герой открыто заявляет всему обществу, что он думает о нем. Он признается Софье в любви и открыто выражает непонимание ее отношения к нему. Он гневно выказывает недовольство и не скрывает своих чувств. Молчалин же все время притворяется. Он лжет и лицемерит. Совершает подлый поступок в отношении Софьи и нисколько этого не стесняется.
    Чацкий и Молчалин – два главных персонажа пьесы, не случайно показаны автором в противопоставлении. Это подчеркивает черты характера героя и антигероя. Два типажа столь различны между собой. Общество живет и с Чацкими и с Молчалиными, только кто из них оказывается лишним, мы видим в финале пьесы. Вывод остается сделать самому читателю.

  8. В комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедова наблюдается два конфликта: любовный и социальный. Эти линии плавно переплетаются, и их дополняют некоторые персонажи комедии. Чацкий и Молчанин – герои комедии, претенденты на руку и сердце Софьи Фамусовой.
    Чацкий – главные герой комедии, возвращается на родину после длительного пребывания за рубежом. Здесь у него осталась любимая девушка – Софья, и молодой человек идет с серьезными намерениями. Но за три года утекло много воды, и Софья не испытывает к Чацкому прежних чувств. У нее появилась новая любовь – Молчанин.
    Чацкий не понимает, что такого могло произойти за три года. До главного героя не доходит, как Софья могла предпочесть Молчанина.
    Софья по происхождению из дворянской семьи. Девушка не отличается консервативными нравами, но воспитание отца дало о себе знать.
    В разговоре между Елизаветой и Софьей становиться понятно, что девушка не испытывает прежних чувств, к Чацкому. Она отмечает, что у Чацкого есть чувство юмора, это немало важно, но и не самое главное для претендента на руку и сердце. Девушка не считает себя виновной, что смогла полюбить другого человека.
    Софья влюблена в Молчанина по уши. Она видит в нем романтического героя и желает продолжения отношений.
    В комедии есть эпизод, где Чацкий и Молчанин ведут беседу, здесь все становиться на свои места и до читателя доводят мысль, что не такой уж Молчанин и простой, как может показаться на первый взгляд.

  9. Текст сочинения:
    Среди героев комедии А. С. Грибоедова Горе от
    ума Чацкий и Молчалин обращаю? на себя особое
    внимание читателя. Это молодые люди, ровесники,
    герои любовного треугольника, так как оба они
    ухаживаю? за Софьей. Но дальнейшее сопоставление
    показывает, что на этом и заканчивается их
    сходство. В героях гораздо больше различий, и
    именно э?ими различиями вызван один из основ-
    ных конфликтов комедии.
    Чацкий после долгого отсу?ствия возвращается = то общество, где его хорошо знаю?, помнят его родителей, он свой. Андрея Ильича покойного сынок, говори? о нем Фамусов Скалозубу. Я за уши его дирала, только мало, вспоминает Хлестова. Молчалин человек иного круга, только Фамусову он обязан тем, что оказался в этом обществе. И будь не я, коптел бы ?ы в Твери! напоминает ему об этом Фамусов. Поэтому если Чацкий даже не задумывается об окружающих его людях, то для Молчалина главное удержаться в этом обществе, стать своим для э?их людей, пробиться. Поэтому все его помыслы и действия направлены на службу, достижение положения в обществе, карьеру, У Чацкого блестящее образование, он славно пишет, переводи?, но он не хочет служить, угождая начальству: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Молчалин своим успехом по службе обязан, конечно же, уму и способностям, но он понимает, что без покровительства сильных он ничего не добьется, и свято выполняет завет отца: Угождать всем людям без изъятья. Чацкий обладает чувством собственного достоинства, он независим и не считается с общественным мнением. Поэтому,
    выйдя из военной службы, он не смог служить и в статской, разорвав отношения с министрами, не находя для себя возможным подчиняться таким людям, как Фома Фомич, которого он считает пустейшим человеком. А Молчалин восхищается и тем же Фомой Фомичом: При трех министрах был начальник отделенья, и Татьяной Юрьевной: Чиновные и должностные все ей друзья и все родные. И его угодничество, и чинопочитание приноси? свои результаты: Фамусов дал Молчалину чин асессора (дающий право на потомственное дворянство), взял в секретари, с тех пор как Молчалин числи?ся по архивам, он получил три награжденья. А все окружающие в доме Фамусова считаю? его приятным и любезным молодым человеком, в то время как Чацкий вызывает у всех полное неприятие своей резкостью и вольнодумством.
    Интересна беседа двух героев и их отношение друг к другу. Чацкий даже не скрывает своего насмешливого отношения к Молчалину, считая его глупцом: Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало? А Молчалин любезен, спокоен, сочувствует герою и даже дает ему советы, как най?и покровительство: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам. Молчалин считает Чацкого неудачником, но не смеет его осуждать: В мои лета не должно сметь свои суждения иметь.
    Ведь надобно же зависеть от других такова исходная позиция Молчалина, сознание своей незначительности и зависимости. Этого Чацкий не поймет и не примет никогда: его свободная натура не признает такого самоуничижения, такого отказа от собственной точки зрения. Когда он види? это в Молчалине, он окончательно убеждается в его ничтожестве. При анализе этой сцены закономерно поднимается вопрос об уме героев: кто умнее Чацкий или Молчалин? Но не может быть на этот вопрос однозначного ответа, так как в понятие ума героями вкладываю?ся совершенно разные критерии. Для Чацкого ум – это образование, кри?ическая направленность при анализе социального устройства общества, система передовых взглядов. Для Молчалина понятие ума чисто житейское, бытовое, помогающее ему добиться своей конечной цели: вый?и в люди, стать в этом обществе уважаемым человеком.
    Но различие героев не только в их отношении к службе и карьере, не только в их положении в обществе. Они соперники в любви, и здесь их различие особенно ярко. Чацкий люби? Софью искренне и глубоко, но она оскорблена его отъездом, его невниманием: Три года не писал двух слов. Молчалин кажется Софье совсем иным: Молчалин за других себя забыть готов. Он внимательный, робкий, послушный. Но по своей наивности Софья не разглядела, что нет в душе ее героя любви, а только страх, что они себя выдаду?. Молчалин угождает Софье, следуя тому же завету отца: Любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека. Он ухаживает за Лизой, но нельзя у?верждать, что это настоящее чувство: уж слишком откровенно он ее подкупает, предлагая подарки за, свидание. И когда Софья застает его во время объяснения с Лизой, он униженно ползает у ее ног, умоляя о прощении. И особенно интересен финал: Молчалин скрывается к себе в комнату, а Чацкий, застигну?ый Фамусовым и слугами во время свидания с Софьей, станови?ся в глазах отца героем тайного романа Софьи и виновником всего происходящего. Это еще раз говори? о горячности Чацкого, о его неумении контролировать свои чувства, и лирикому сочинение с оллсоч кажется закономерным сделанный им вывод: Молчалины блаженствую? на свете!
    Действительно, человеку искреннему и честному, с открытой душой, не умеющему скрывать свои мысли и дорожащему своей независимостью, очень трудно приходи?ся в жизни, в обществе, где главными ценностями являю?ся карьера и материальное благополучие. В это же время Молчалин делает все, чтобы к этому обществу приспособиться и в нем преуспеть, направляя на это все свои силы и незаурядные способности, но, не считая для себя необходимым иметь такие нравственные ценности, как честность или собственное достоинство.
    В жизни часто происходи? так, что добро не торжествует, а порок не наказан, и изгнанный из общества Чацкий, не изменивший своих взглядов, разумеется, еще встрети?ся с преуспевшим в этом обществе Молчалиным, а значи?, противостояние героев будет продолжаться.
    Права на сочинение “Чацкий и Молчалин” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  10. Главное дело жизни А. С. Грибоедова, комедию «Горе от ума», А. А. Блок назвал «гениальнейшей русской драмой». Пьеса «Горе от ума» сюжетно построена на конфликте одновременно личном и общественном. При этом одно с другим оказывается тесно связанным, общественная проблематика комедии прямо вытекает из личной. В «Горе от ума» существенно важным для развития действия оказывается и неразделенная любовь героя, и еще более — неразрешимое противоречие умного и честного героя с безумным обществом, в котором он живет. Грибоедов так говорил об этом в письме к Катенину: «…девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного умного человека)», и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…»
    Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, одного времени, живущие в одной стране, городе. Но насколько они различны! Чацкий — само красноречие, правдивость, ум… «Он обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь.
    Он требует места своему веку», — пишет Гончаров в статье «Мильон терзаний». Молчалин же — лицемер, подхалим-хамелеон с головы до пят. Во всем, всегда и везде мнения, действия Чацкого и Молчалина различны, почти противоположны. Это понимает и Софья. Любя Молчалина, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого — недостатки: «Веселость ваша не скромна, у вас тотчас уж острота готова… Грозный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна; а над собой гроза куда не бесполезна». Молчалин же: «При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием его обезоружит… Весел остей искать бы мог; ничуть; от старичков не ступит за порог; мы резвимся, хохочем, он с ними целый день засядет, рад не рад, играет… Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума, который скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал, чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал; да эдакий ли ум семейство осчастливит?»
    Кажется, Софья чувствует, что Молчалин глуп и потому молчалив, тих, у него отсутствует свое мнение и достоинство. Но «чудеснейшего свойства он наконец: уступчив, скромен, тих. В лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких; чужих и вкривь и вкось не рубит, — вот я за что его люблю». И Софья предпочитает его Чацкому. Может, ее пугает «особенностей бездна», может быть, это обида. Ведь, уехав, Чацкий оставил девушку одну в этом безликом, сером и ничтожном мире.
    О том, что Чацкий — «век новый», а Молчалин — питомец фамусовской Москвы, свидетельствуют их идеалы. Чацкий требует «службы делу, а не лицам», не смешивать «веселье или дурачество с делом», он тяготится среди толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их’ авторитетом дряхлости, чинопочитания, лизоблюдства. Он «служить бы рад, прислуживаться тошно».
    Заповеди Молчалина: «Во-первых, угождать всем людям без изъятья». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Его талант — умеренность и аккуратность, И все это: страсть к чинам, низкопоклонство, пустота — нераздельно связывает Молчалина с «веком минувшим».
    Чацкий — воитель. Он борется против идеалов, целей, стремлений старой Москвы, клеймит позором шутовство, бездумную роскошь и отвратительные нравы «разливанья в пирах и мотовстве». Образ Чацкого — идея, мораль пьесы, а Молчалин — одно из воплощений силы старого мира. В них не может быть ни малейшего сходства. Даже в чувство любви Чацкий «бросается», как в живую, непосредственную и глубокую стихию жизни. В любви Молчалина к Софье нет фактически ничего, кроме корысти.
    Так сравнивать можно очень долго, анализируя каждый жест или реплику героев. Но даже из нескольких примеров видно, что сама комедия — это борьба противоположностей: Чацкого с «веком минувшим» — Фамусовыми, скалозубами, молчалиными. Он жертва, но победитель. Фамусовское общество в борьбе с Чацким применяет сплетни, слухи, ложные обвинения — а это не оружие сильных. И поэтому Чацкий одерживает нравственную победу над ними, он оказался выше всей окружающей его серости и бездарности.
    И самое важное: пьеса остается актуальной во все времена. Пока существует подхалимство, взяточничество, чинопоклонство, будут существовать такие же — разве что в слегка усовершенствованной форме — тугоуховские, загорецкие, хлестовы… А противостоять им, борясь всеми силами с отжившим миром, будут вечные Чацкие.

  11. Чацкий и Молчалин. Среди героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий и Молчалин обращают на себя особое внимание читателя. Это молодые люди, ровесники, герои «любовного треугольника», так как оба они ухаживают за Софьей. Но дальнейшее сопоставление показывает, что на этом и заканчивается их сходство. В героях гораздо больше различий, и именно этими различиями вызван один из основных конфликтов комедии.
    Чацкий после долгого отсутствия возвращается в то общест­во, где его хорошо знают, помнят его родителей, он свой. «Анд­рея Ильича покойного сынок», — говорит о нем Фамусов Скало­зубу. «Я за уши его дирала, только мало», — вспоминает Хлесто- ва. Молчалин — человек иного круга, только Фамусову он обязан тем, что оказался в этом обществе. «И будь не я, коптел бы ты в Твери!» — напоминает ему об этом Фамусов. Поэтому ес­ли Чацкий даже не задумывается об окружающих его людях, то для Молчалина главное — удержаться в этом обществе, стать своим для этих людей, пробиться. Поэтому все его помыслы и действия направлены на службу, достижение положения в об­ществе, карьеру. У Чацкого блестящее образование, он «славно пи­шет, переводит», но он не хочет служить, угождая начальству: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Молчалин своим ус­пехом по службе обязан, конечно же, уму и способностям, но он понимает, что без покровительства сильных он ничего не добьет­ся, и свято выполняет завет отца: «Угождать всем людям без изъятья». Чацкий обладает чувством собственного достоинства, он независим и не считается с общественным мнением. Поэтому, выйдя из военной службы, он не смог служить и в статской, разо­рвав отношения с министрами, не находя для себя возможным подчиняться таким людям, как Фома Фомич, которого он счита­ет «пустейшим» человеком. А Молчалин восхищается и тем же Фомой Фомичом: «При трех министрах был начальник отде­ленья», и Татьяной Юрьевной: «Чиновные и должностные — все ей друзья и все родные». И его угодничество и чинопочитание приносит свои результаты: Фамусов дал Молчалину чин асессора (дающий право на потомственное дворянство), взял в секретари, с тех пор как Молчалин «числится по архивам», он получил три награжденья. А все окружающие в доме Фамусова считают его приятным и любезным молодым человеком, в то время как Чац­кий вызывает у всех полное неприятие своей резкостью и «воль­нодумством».
    Интересна беседа двух героев и их отношение друг к другу. Чацкий даже не скрывает своего насмешливого отношения к Молчалину, считая его глупцом: «Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?» А Молчалин любезен, спокоен, сочувствует герою и даже дает ему советы, как найти покровительство: «К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам». Молчалин счи­тает Чацкого неудачником, но «не смеет» его осуждать: «В мои лета не должно сметь свои суждения иметь». «Ведь надобно же зависеть от других» — такова исходная позиция Молчалина, со­знание своей незначительности и зависимости. Этого Чацкий не поймет и не примет никогда: его свободная натура не признает такого самоуничижения, такого отказа от собственной точки зрения. Когда он видит это в Молчалине, он окончательно убеж­дается в его ничтожестве. При анализе этой сцены закономерно поднимается вопрос об уме героев: кто умнее — Чацкий или Молчалин? Но не может быть на этот вопрос однозначного отве­та, так как в понятие ума героями вкладываются совершенно разные критерии. Для Чацкого ум —- это образование, критиче­ская направленность при анализе социального устройства обще­ства, система передовых взглядов. Для Молчалина понятие ума — чисто житейское, бытовое, помогающее ему добиться своей ко­нечной цели: выйти в люди, стать в этом обществе уважаемым человеком.
    Но различие героев не только в их отношении к службе и карьере, не только в их положении в обществе. Они соперники в любви, и здесь их различие особенно ярко. Чацкий любит Со­фью искренне и глубоко, но она оскорблена его отъездом, его не­вниманием: «Три года не писал двух слов». Молчалин кажется Софье совсем иным: «Молчалин за других себя забыть готов». Он внимательный, робкий, послушный. Но по своей наивности Софья не разглядела, что нет в душе ее героя любви, а только страх, что они себя выдадут. Молчалин угождает Софье, следуя тому же за­вету отца: «Любовника я принимаю вид в угодность дочери тако­го человека». Он ухаживает за Лизой, но нельзя утверждать, что это настоящее чувство: уж слишком откровенно он ее «подкупа­ет», предлагая подарки за свидание. И когда Софья застает его во время объяснения с Лизой, он униженно ползает у ее ног, умо­ляя о прощении. И особенно интересен финал: Молчалин скры­вается к себе в комнату, а Чацкий, застигнутый Фамусовым и слугами во время свидания с Софьей, становится в глазах отца героем тайного романа Софьи и виновником всего происходяще­го. Это еще раз говорит о горячности Чацкого, о его неумении контролировать свои чувства, и поэтому кажется закономерным сделанный им вывод: «Молчалины блаженствуют на свете!» Дей­ствительно, человеку искреннему и честному, с открытой ду­шой, не умеющему скрывать свои мысли и дорожащему своей независимостью, очень трудно приходится в жизни, в обществе, где главными ценностями являются карьера и материальное благополучие. В это же время Молчалин делает все, чтобы к это­му обществу приспособиться и в нем преуспеть, направляя на это все свои силы и незаурядные способности, но не считая для себя необходимым иметь такие нравственные ценности, как чест­ность или собственное достоинство.
    В жизни часто происходит так, что добро не торжествует, а по­рок не наказан, и изгнанный из общества Чацкий, не изменив­ший своих взглядов, разумеется, еще встретится с преуспевшим в этом обществе Молчалиным, а значит, противостояние героев будет продолжаться.

    читать похожие:

    Чацкий и Молчалин (По комедии Грибоедова «Горе от ума»)
    Чацкий и Молчалин. Характер и смысл противостояния
    Чацкий и Молчалин как герои-антиподы (По комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)
    Чацкий и Молчалин: герой и антигерой в «Горе от ума».

  12. Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи
    Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?
    Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?
    Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?
    Выводы

    Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи

    Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в ней двух конфликтов: любовного и социального. Обе сюжетные линии тесно связаны между собой, а также их объединяют некоторые герои. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» являются как соперниками в борьбе за сердце Софьи, дочери Фамусова, так и противоборствующими сторонами по многим общественным вопросам.
    Главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий возвращается в дом Фамусова после трехлетнего пребывания за границей. Он оставил здесь свою возлюбленную Софью и теперь едет к ней с серьезными намерениями, влюбленный и полный надежд. Но во время отсутствия Чацкого Софья стала по-другому смотреть на их юношеский роман и теперь называет его ребячеством. Ее сердце занято Молчалиным, скромным и немногословным секретарем ее отца, который живет в их доме.
    Трагедия Чацкого начинается с того, что он не понимает, почему Софья охладела к нему, и пытается найти причину этого.
    Вторым ударом для главного героя становится то, что ему предпочли Молчалина, о котором Чацкий язвительно говорил: «Ума в нем только мало». Характеристика Молчалина и Чацкого поможет разобраться, почему Софья делает такой выбор.

    Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?

    Софья Фамусова, хотя и не относится к рьяным защитникам «века минувшего», все же дочь своего отца. Идеалы дворянского общества прививались ей с детства. Хоть она и не похожа на консервативных дворян своего круга, многие принципы их жизни она впитала с воспитанием отца.
    Когда в первом действии комедии между Софьей и Лизой заходит разговор о Чацком. Становится понятно, что для нее их любовь осталась лишь детским воспоминанием. Из достоинств Чацкого она выделяет только его способность всех пересмеять, но ведь «делить со всяким можно смех». Этими словами она как бы снимает с себя ответственность за то, что теперь ведет любовную игру с Молчалиным.

    Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?

    Сама Софья характеризует Чацкого так: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» Но девушка не может понять и поверить, как может влюбленный человек покинуть свою возлюбленную на три года ради непонятных целей: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»
    Прибыв в Москву, Чацкий вызывает гнев Софьи не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Он еще начинает разговор с Софьей с нападок на ее родных и близких: «Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
    Сам же Чацкий не понимает, почему его слова задевают Софью. Он не находит в них ничего дурного. Оправдывается герой тем, что у него «ум с сердцем не в ладу».
    Но больше всего Софью уязвляют слова Чацкого о Молчалине.
    Она в нем видит персонажа из романов, которыми зачитывается. В ее воображении он наделен чертами романтического героя. Чацкий же сразу раскусил Молчалина и его роль в фамусовском обществе. Молчалин «услужлив, скромненький», а значит, «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

    Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?

    В одном из эпизодов комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин сталкиваются в словесном поединке, и перед читателем постепенно начинает открываться истинное лицо Молчалина, который оказывается не таким простым, каким кажется на первый взгляд.
    Молчалин, как и все ненавистные Чацкому представители «века минувшего», стремится любой ценой заполучить высокий чин и положение в обществе. Так как пока он всего этого не имеет, ему «надобно зависеть от других». Чацкому это непонятно: «Зачем же надобно?» Но Молчалин, похоже, имеет четкий жизненный план. Он старается всячески услужить гостям Фамусова, хвалит шерстку собаки Хлестовой, что выглядит нелепо и унизительно. Он живет по принципу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
    Даже своими небольшими успехами по службе Молчалин очень гордится и хвалится ими перед Чацким: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин даже смеет выражать сочувствие Чацкому из-за того, что тот не служит. Он рекомендует Чацкому наладить отношения с Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче». Она может посодействовать в получении очередного чина или награды, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные». Именно так привыкли зарабатывать положение в обществе люди фамусовского круга. Таков и Молчалин.
    Сторонникам «века минувшего» не понять стремления Чацкого служить «делу, а не лицам». Если Молчалин использует бал в качестве возможности найти каналы для продвижения по служебной лестнице, то Чацкий предпочитает разделять время для веселья и для дела: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».
    Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» совершенно не похожи. Чацкий обладает свежим, деятельным умом. Он смел и в любви, и в защите своих взглядов. Молчалин же неспешен и осторожен как в обществе, так и в чувствах. В отношениях с Софьей он постоянно задумывается о том, как отреагирует свет на их связь, если она вдруг откроется, ведь «злые языки страшнее пистолета». Удивительно, что такие разные герои могли вызвать любовь к себе у одной и той же женщины.
    Эта загадка раскроется в финале пьесы. Молчалин добивается расположения Софьи обманом. Под маской молчаливого и скромного человека скрывается двуличный герой, который принимает вид любовника только «в угоду дочери такого человека». В нем нет любви к Софье и нет серьезных намерений по отношению к ней, в отличие от Чацкого.
    Однако и Чацкий, проведя один день в обществе московских дворян, понимает, что его взгляды навсегда разошлись со взглядами фамусовского общества. И Софья для него теперь – часть, детище того мира, куда ему нет входа. Он рекомендует ей помириться с Молчалиным, которого она разоблачила. Ведь этот герой полностью соответствует идеалу мужа, принятому в свете: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

    Выводы

    Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» – совершенно разные по натуре и по ценностным ориентирам герои. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, значит, оно характеризует себя в соответствии этому герою. Московские дворяне хотят, чтобы перед ними преклонялись, выслуживались, завоевывали их расположение. У них в почете чинопоклонничество и карьеризм. Этим идеалам как нельзя лучше соответствует Молчалин. Чацкий же в этом обществе «страстных к чинам» людей лишний.
    Характеристика образов Молчалина и Чацкого, противопоставление этих персонажей могут быть использованы учениками 9 классов в своих сочинениях на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»
    Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика образов для сочинения по теме | источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *