Сочинение на тему части речи в русском языке 4 класс

11 вариантов

  1. “У каждой части речи свои достоинства” – считал А.М.Пешковский. Нельзя не согласиться с его мнением.
    Части речи в русском языке отличаются своим многообразием. Каждая часть речи обладает присущими только ей грамматическими категориями и, конечно же, стилистически выразительными «достоинствами».
    В тексте автор употребил, например, много глаголов, потому что Маша умела все: рисовать, петь, изобретать, писать стихи, играть на гитаре. С помощью них подчеркиваются разнообразные способности девочки. Если представить текст без глаголов «сочиняла», «перелагала», «исполняла», то теряется выразительность речи, которую ей придают именно данные глаголы.
    Не менее важны имена прилагательные в речи: их роль – указать отличительные признаки, придать яркость, выразительность, образность. В предложении №15 употреблено прилагательное «жертвенному», достоинство которого в том, чтобы создать наиболее яркий образ и придать эмоциональную окраску всему предложению. Ляля – первая красавица, и ожидает такого преклонения перед своей красотой, которое требует жертв со стороны поклонников. Не случайно рассказчица гордилась Лялиной красотой «более громко, чем собственными достоинствами».
    Следовательно, каждая часть речи имеет свое предназначение и служит для выразительного описания действий, создания ярких образов, то есть обладает «своими достоинствами».

  2. Части речи позволяют нам группировать, классифицировать языковые средства (слова), используемые для обозначения действий, предметов и явлений, признаков, выделять общие семантические (смысловые, понятийные), а ткакже грамматические свойства, или категории, которые присущи словам, относящимся к одной и той же части речи.
    Глагол и имя существительное – это основные части речи, к ним также обычно относят имя прилагательное (обозначает свойства, признаки или принадлежность), наречие (обозначает место, время, образ действия и т. п.), местоимение (указывает на лицо, предмет или свойство, но не называют его).
    Все они отвечают на соответствующие вопросы, большинство из них являются изменяемыми (кроме наречий и некоторых местоимений).
    Причастия – это, как бы, отглагольные прилагательные, а деепричастия – отглагольные наречия. Они сочетают свойства тех и других.
    Предлоги, союзы, частицы и междометия – это служебные части речи, они не выражают каких либо смысловых понятий, и служат для выражения пространственных или временны&#146х отношений, соединения слов или предложений, или для выражения отдельных звуков и чувств.
    Нужно посмотреть определения частей речи, то, на какие вопросы отвечают слова, к ним относящиеся, уточнить, запомнить и написать, какие из них имеют категорию рода, числа, падежа, склонения, лица, времени, вида, залога и т. п.

    Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.
    Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.
    Так, все слова русского языка можно разделить на междометия и немеждометныеслова. Междометия — это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери), волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.
    Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные. Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение), союзы (и, как будто, несмотря на то что), частицы (именно, только, вовсе не).
    Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол — он, удобный — такой, легко — так, пять — сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи — местоимение.
    Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:
    1) обобщенное значение,
    2) морфологические признаки,
    3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).
    Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.
    Таким образом, части речи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

  3. 115. Вспомните по таблице грамматические признаки частей речи. Слова какой части речи могут относиться к разряду одушевлённых? неодушевлённых? собственных? нарицательных? Приведите примеры.
    Какие части речи могут иметь род; число; падеж; время; лицо?
    Как изменяются имена существительные? имена прилагательные? глаголы? глаголы в прошедшем времени? местоимения 3-го лица?
    Каким членом предложения может быть каждая из частей речи?
    116. Прочитайте.
    Что такое вышина?
    Тучи, ветер, тишина,
    А за тучами гуляют
    Солнце, звёзды и луна.
    Эту чудную картину
    Я увидел из окна!
    (Ю. Мориц)
    А как бы вы ответили на вопрос первого предложения? Можно ли на рисунке изобразить тишину? Почему?
    Какими частями речи являются выделенные слова? Какие грамматические признаки можно у них определить?
    Спишите. Укажите род имён существительных.
    117. Прочитайте.
    Доброе, два, дело, живёт, века.
    Он, а, ты, бьёт, развесил, баклуши, уши.
    Пёс, не, старый, ветер, на, лает.
    Не, имей, друзей, сто, рублей, а, имей, сто.
    Все ли изученные части речи есть среди данных слов? Объясните свой ответ.
    Составьте из слов каждой группы предложения-пословицы. Запишите их.
    Укажите знаком , с какими словами связаны по смыслу имена прилагательные и имена числительные.
    118. Прочитайте.
    1. На путях я вижу сорок резво скачущих сорок. 2. Снежное покрывало всё поле покрывало. 3. Рабочий пришёл в заводской цех. Начался рабочий день. 4. Не три руками глаза! На грядке выросли три тыквы.
    Чем интересны выделенные слова? Какой частью речи является каждое из них?
    119. Прочитайте. Спишите.
    Цветная вьюга листопада —
    Предзимья пышный карнавал.
    (Л. Татьяничева)
    Как вы поняли эти поэтические строки? Какую картину вы представили?
    Укажите над именами прилагательными род.
    120. Прочитайте.
    В М..сковском Кр..мле бер..жно хр..нится память о древних вр..менах. Ст..ит там Царь-пушка и Царь-колокол. Эти памятники русской ст..рины созданы руками ч..десных м..стеров и умельцев: пушку отлил Андрей Чохов, а колокол — ..тец и сын Моторины.
    Найдите имена собственные. Что они обозначают?
    Спишите, вставляя пропущенные буквы и подчёркивая заглавную букву в именах собственных.
    Какие древние памятники есть в вашем городе (посёлке)? Составьте о них текст.
    121. Прочитайте выразительно.
    Часы идут за днями дни.
    Часы бегут за веком век…
    — Куда торопитесь, часы? —
    Спросил однажды человек.
    Часы ужасно удивились.
    Задумались. Остановились.
    (А. Усачёв)
    Найдите в предложениях многозначные слова. В каких значениях они употреблены?
    Выпишите из предложений глаголы. Укажите время каждого глагола.
    122. Прочитайте.

    Кто что умеет

    1. Сурок — мастер спать! (За)ляжет (в)норку (с)осени и спит (без)просыпа (до)весны. 2. Жёлтый суслик может девять месяцев (в)году (не)есть и (не)пить. 3. Ящерица-круглоголовка (в)одну секунду (за)рылась (в)песок. 4. Песчаный удавчик умеет ползать (под)песком так же легко, как рыба плавать (в)воде.
    (Н. Сладков)
    Спишите, раскрывая скобки. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
    Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Укажите время других глаголов.
    Устно образуйте формы времени от выделенных глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).
    Произносите слова правильно:
    шесть [т’]
    шестнадцать [сн]
    семь [м’]
    семнадцать [м]
    восемь [м’]
    восемнадцать [м]
    123. Рассмотрите запись чисел и букв. Расшифруйте правило правописания имён числительных от пяти (5) до двадцати (20) и числительного тридцать (30).
    Запишите словами числа: 6, 8, 11, 12, 16, 20.
    оди?ннадцать шестна?дцать два?дцать

  4. Часть речи
    Е. В. Клобуков
    Грамматическая категория частей речи находит свое выражение
    в противопоставлении грамматических классов слов, которые различаются своим
    общим категориальным грамматическим значением, специфическими для каждого
    разряда частными морфологическими категориями, особенностями синтаксического
    функционирования, словообразовательными свойствами. Например, слова школа и
    книга относятся к одной части речи, так как обнаруживают: 1) одинаковое категориальное
    значение – “предметность”; 2) одинаковую систему частных
    морфологических категорий – одушевленность~неодушевленность, род, число, падеж;
    3) одинаковое синтаксическое “поведение” в словосочетании и
    предложении; эти слова могут подчинять себе согласуемые формы имени
    прилагательного или глагола и управляемые формы другого имени существительного:
    новая школа, хорошая книга; школа города, книга учителя; в предложении они
    могут быть подлежащим или дополнением: Всякая школа славна не числом, а славою
    своих учеников (Пир.); …Любите книгу всей душой! (Ш.); 4) одинаковые
    словообразовательные свойства; так, от этих слов можно образовать
    прилагательные при помощи суффикса -к-: школьный, книжный. Напротив, слова
    школа и школьный относятся к разным частям речи, что легко доказывается, если
    сравнить эти слова по всем четырем признакам, указанным выше.
    Являясь центральньм звеном в системе морфологических
    категорий, части речи сами по себе представляют сложную, упорядоченную систему.
    В.В. Виноградов выделил четыре семантико-грамматических класса слов;
    самостоятельные части речи, служебные части речи, модальные слова и междометия.
    Самостоятельные (полнозначные, знаменательные) части речи обозначают существующие в объективной действительности
    предметы, признаки, количества, процессы, состояния. В русском языке семь
    самостоятельных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя
    числительное, местоимение, глагол, категория состояния (безлично-предикативные
    слова), наречие.
    Служебные части речи (связочные слова, “частицы
    речи”) называют отношения,
    существующие между явлениями объективной действительности. К служебным частям
    речи относятся частицы, предлоги и союзы. Противопоставление самостоятельных и
    служебных частей речи составляет основу категории частей речи.
    Самостоятельным и служебным частям речи противопоставлены
    модальные слова (кстати, вероятно, конечно, следовательно и др.), которые
    выражают субъективное отношение говорящего к тому, о чем говорится; в
    предложении они являются вводными элементами.
    Отдельно рассматриваются междометия (ах!, эй!, ура!, ох!,
    о-о… и др.), которые выражают (но не называют) эмоции говорящего. Нередко
    слова переходят из одной части речи в другую.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://rusjaz.da.ru/

  5. В сочинение на тему о достоинствах частей речи следует сделать упор на то, какую функцию несет каждая из них.
    Потому что каждая из частей речи важна сама по себе и не может ни одна другая ее заменить, в этом ее достоинство.
    Только имя существительное отвечает на вопрос “кто?”, “что?”, подразумевая предмет и позволяет писать предложения и фразы, словосочетания с этими предметами. В предложении имя существительное выступает, как подлежащее, являясь частью основы предложения. Далее в сочинении можно перечислить те функции, которые несут и что означают другие части речи.
    Все части речи важны и чтобы выразить мысль, описать что-либо в сочинении, рассказать, невозможно обойтись без каждой из них.
    Особенно важные части речи, казалось бы, существительное и прилагательное или глагол. Но без союзов невозможно связать две части сложного предложения или же, напротив, разъединить и противопоставить что-то сказанное. При этом две части предложения могут отделяться запятой или тире. Так что части речи часто сопровождаются постановкой определенных знаков пунктуации, при этом становясь еще более важными и достойными.
    Каждая часть речи очень важная, она несет определенный смысл в предложении, выделяется знаками пунктуации и без нее невозможно обойтись или заменить другой частью речи. Каждая из частей речи отвечает на свои вопросы и выступает в предложении определенным образом: подлежащее (имя существительное, сказуемое (глагол), определение (имя прилагательное), обстоятельство (наречие) и др.
    Все части речи важны, каждое достойно само по себе или в целом в предложении. Только все вместе части речи помогают построить предложение со смыслом.

  6. Без имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом понимали друг друга. Не смогли бы объяснить куда идти, что принести или подать. Об этом обычно не задумываешся. Но если обратить на это внимание, становится понятно, как важны имена существительные в нашей жизне.
    Имя существительное, в отличии от имени прилагательного или глагола, указывает на сам предмет, не называя его характеристик или действий, которые он выполняет. Примерами им служат самые обычные слова, так часто употребляемые в нашей речи: “солнце”, “дерево”, “яблоко”, “саксофон” и т.д. Поскольку имя существительное можно охарактеризовать как важнейшую часть русского языка, школьники с начальных классов начинают изучать эту часть речи сразу же после завершения изучения алфавита.
    Имя существительное – это грамматическая единица речи в русском языке, которая отвечает на вопросы кто?, что? и является наиболее распространенной и важнейшей. В предложении эта часть языка наиболее часто представляет собой подлежащее либо же дополнения, однако часто встречается и в роли сказуемого, а в редких случаях – и других частей предложения. Имя существительное может быть как составляющей большого предложения, так и само составлять целое предложение.
    Имя существительное имеет определенные персональные характеристики, например, число, исчисление – оно может быть единственным и множественным. Например, слово “стол” принадлежит к единственному числу, а “столы” – ко множественному. Также эта часть речи подразделяется на роды: мужской (он), женский (она) и средний (оно). Все слова, принадлежащие к имени существительному подразделяются на шесть падежей.
    Стоит отметить, что имена существительные имеют 3 склонения. К самому первому, как правило, причисляются абсолютно все существительные мужского и женского рода, завершающиеся на окончание “-а” или “-я”. Второе включает в себя слова мужского рода сочетающиеся с нулевым окончанием, а также мужские и средние роды существительных, завершающихся на “-о” и “-е”. Третье склонение состоит из существительных, относящихся к женскому роду, сочетающихся с нулевым окончанием либо мягким знаком на конце.

  7. Одна из основных частей речи – это имя существительное. Оно имеет большую важность, ведь обозначает практически все названия предметов, веществ, явлений, действия и процессы, свойства, имена. К примеру, гроза, дорога, кошка, Елена, холод – все это имена существительные. Примеры можно приводить бесконечно, потому что человек склонен всему давать названия.
    Так как все объекты делятся на одушевленные и неодушевленные (живые и неживые), то и существительные, соответственно, отвечают на вопрос: «кто?» или «что?». Допустим, к слову «человек» применим вопрос «кто?», потому что он живой, а значит – одушевленный. А существительное «автобус» отвечает на вопрос «что», потому что он неодушевленный.
    Также эта часть речи изменяется в зависимости от рода, падежа или числа. Как мы видим, она очень разнообразна и имеет центральное значение в любом предложении. Не зря изучение русского языка начинают именно с существительных. Все вопросы, которые задаются предложению, так или иначе отталкиваются от объекта. Вокруг него формируется смысл повествования, а все остальные слова находятся в прямой зависимости от имени существительного. Иногда целое предложение можно составить только из существительного, смысл его все равно будет понятен.
    Даже людям, не очень глубоко изучающим язык, понятно, что существительное – это важнейшая часть речи. Без него невозможно полноценно построить предложение, выразить свою мысль. Речь без существительных будет невнятной и бессвязной. Поэтому очень важно все время пополнять и расширять свой словарный запас.

  8. Части речи.
    Часть речи
    Обозначает
    Отвечает на вопросы
    Пример
    Изменяется
    Имя существительное
    Предмет
    Кто? Что?               (кого?чего?кому?чему?и др.)
    Брат,стена.
    По числам                  и падежам
    Имя прилагательное
    Признак предмета
    Какой?Какая?
    Какое?Какие?       Чей?
    Высокий, синяя,    бабушкин.
    По родам,числам и падежам в зависимости от существительно-го
    Глагол
    Действие предмета
    Что делать?           Что сделать?         Что делает?           Что сделает?и др.
    Думать, читает.
    Н.вр.  По лицам  Б.вр .   и  числам Пр.вр.-по родам и числам.
    Имя числительное
    Число, количест-во предметов, поря-док их при счёте.
    Сколько?
    Который?
    Пять, второй.
    Количественные числительные-по падежам(два ученика,двух учеников).            Порядковые числ.-по родам,числам,па-дежам(первый дом).
    Местоимение
    Указывает на предметы, признаки, количесто, но не называет их.
    Кто?Что?               Кокой?Чей?          Как?Где?Когда? Сколько?и др.
    Я,он,мы.                Этот,наш.              Так,там,тогда.       Столько,много.
    По падежам,         мест.3 лица-по родам в ед.ч. И по числам.
    Наречие
    Признаки действий (громко петь) или признаки признаков(очень интересный).
    Как?Куда?Когда?Где?Почему?
    Для чего?
    В какой степени?
    Быстро, далеко,     завтра, назло, се-годня, поневоле, внизу.
    Неизменяемая часть речи.
    Предлог
    Выражает зависимость сущ-ных,               числ-ных и местоимений от др.слов в словосочетании и предложении.
    В,на,от,за,над,до,через,перед,под,  после,около.
    Союз
    Связывает члены предложения,       простые предло-жения в составе сложного.
    И,а,но,да,или,       ни-ни,не только-но и,тоже,зато.
    Частица
    Придаёт различные дополнительные оттенки словам.
    Да,пусть,пускай,  давай,ну,а ну,ли,разве,           неужели,ишь как,-то,-либо,        -нибудь,кое-,не,    ни и др.                 Неужели в самом деле все сгорели карусели.              В лесу не слышно ни звука.
    Междометие
    Особые слова,которые выражают различные чувства.
    Эх,ах,ох,эй,ну,     ага,эге,бай-бай,    гав-гав-гав.

  9. Части речи — это грамматические классы слов, в которые слова объединяются на основании следующих признаков:
    1) общее грамматическое значение (предмета, действия, признака предмета, признака действия, количества);
    2) общая система изменения (существительные склоняются, прилагательные склоняются, глаголы спрягаются и т. д.);
    3) общая синтаксическая функция. По этим признакам выделяют такие части речи:
    1. Имя существительное (обозначает предмет в широком смысле; имеет род, изменяется по числам и падежам; в предложении обычно бывает подлежащим или дополнением).
    2. Имя прилагательное (обозначает признаки предмета; изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным; в предложении выполняет функцию определения или именной части составного сказуемого).
    3. Имя числительное (обозначает количество; изменяется по падежам; может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, определением).
    4. Местоимение как часть речи выделяется в школьной традиции на основе присущей ему указательной функции. Местоимения — это слова, которые ничего не называют, но указывать могут и на предметы (ты, никто, некто, он), и на признаки (какой-то, некоторый, тот), и на количество (сколько, несколько).
    5. Глагол обозначает действие или состояние; спрягается (изменяется по лицам и числам); чаще всего в предложении является сказуемым.
    6. Наречие (обозначает признак действия или признака, т. е. прилагательного; не изменяется; является обстоятельством, реже — определением), Это самостоятельные, или знаменательные, части речи. Они могут быть в предложении его членами. Выделяют также служебные части речи, которые не способны самостоятельно быть членами предложения:
    1. Предлог служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях (в, из- за, через, в течение, вследствие).
    2. Союз служит для связи однородных членов предложения и предложений (а, но, ибо, как будто и др.)
    3. Частица вносит дополнительное значение в предложение (отрицание, сомнение, вопрос, усиление и т. д.: не знал об этом; Неужели ты не знал об этом.?; Даже он не знал об этом; Знал ли он об этом?). Выделяется также группа звукоподражательных слов и междометий, которые не являются членами предложения, ничего не называют, но выражают чувства и побуждения. В речи они выступают как не членимые предложения: Ах! Да! Hy! Ура! Мяу-мяу, кис-кис.
    Одним из средств создания образа героя художественного произведения является его имя. Экспрессивное использование имен собственных свойственно многим писателям. Опираясь на внутреннюю форму слова, положенного в основу фамилии героя, писатели в эпоху классицизма награждали своих героев выразительными именами-характеристиками. Одно чтение списка действующих лиц комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» дает прекрасное представление о персонажах: Вральман, Скотинин, Стародум, Простаков, Правдин, Цифиркин, Кутейкин (от кутья — кушанье, которое едят на поминках и насмешливое название лица из духовного сословия). В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» многие фамилии героев также «говорящие», опирающиеся на внутреннюю форму слова: Тугоуховский — он действительно туг на ухо, ходит со слуховой трубкой; Молчалин — не произносит лишних слов (в мои лета не должно сметь свое суждение иметь, да к тому же он помнит, что нынче любят бессловесных); Скалозуб — зубоскал, пошлый остряк. Фамилия Фамусов трактуется, с одной сто-роны, как знаменитый, известный (от фр. fameus),сдругой — боящийся молвы (от лат. fame — молва): Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна! Второстепенный персонаж Релетилов не имеет своих мыслей, все время повторяет чужие, таким образом, целиком оправдывая внутреннюю форму своей фамилии (лат. repeto — довторяю).Говорящие фамилии помогают читателю понять отношение автора к герою: Макар Девушкин, князь Мышкин (Ф. Достоевский); врач Гибнер, судья Ляпкин-Тяпкин (Н. Гоголь). Любил использовать говорящие фамилии А. П. Чехов. Чего стоят, например: унтер Пришибеев, чиновник Червяков, актер Унылов… В пьесах. А. Н. Островского встречаются герои с фамилиями, основанными на звуковых аналогиях с привычными значениями знакомых слов: Дикой, Глумов, Большов, Подхалюзин. Иногда эти ассоциации не лежат на поверхности, и требуются этимологические розыски, чтобы понять, почему фамилия героя Бальзаминов? Оказывается, бальзамин — комнатное растение, символ мещанства. И фамилия героя характеризует его мещанские идеалы, мечты о богатой невесте, голубом плаще на черной подкладке, о серой лошади и беговых дрожках. В. Г. Белинский обратил внимание на близость фамилии Печорина его литературному предшественнику Онегину: Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою.
    Соня Мармеладова (ох, и «сладкая» же у нее жизнь!) живет в квартире портного по фамилии Капернаумов — от известного евангельского города Капернаум, где часто проповедовал Христос. Примеры можно продолжить, но ясно, что для автора выбор имен героев не случаен: подчас он дает их, опираясь на внутреннюю форму слова, и раскрыть их значение — значит глубже понять героя, замысел автора.

  10. СКАЗКА О СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
    Жило-было в книжке одно предложение, которое читалось так: В большом красивом лесу живут зайцы, белки, лисы и многие другие животные.
    И вот захотели существительные из этого предложения встать впереди всех. Никак не хотели они стоять на своем месте. Но прилагательные и глагол стали им грозить, что выгонят их из предложения. Существительные знали, что без них предложение будет неполным и незаконченным. Тогда решили союз, глагол и прилагательные пойти к царю страны Русского языка, чтобы он рассудил их. Царь долго думал и принял решение, что если существительные не одумаются, то он переделает предложение так, что обойдется без существительных и заменит их картинками. Существительные испугались и быстро встали на свои места.
    А вот в стихотворной форме:
    Добавьте словечко:
    Такое удивительное я имя – (существительное),
    Я и в басне, я и в сказке,
    Я склоняюсь и пою,
    Я меняюсь, но живу.
    Хочешь – буду подлежащим,
    Хочешь – стану устаревшим.
    У меня полно друзей,
    Правда, есть один злодей.
    – Как зовется тот злодей? (Лень).\
    И живет он каждый день.
    Мы его загоним в пень.
    Не нужна нам эта …(лень).
    Разве можете, друзья,
    Обойтись вы без меня? –
    Говорит опять оно,
    Наше умное словцо.
    Я любовь, надежда, ..(вера),
    Я Алина, Коля, Света,
    Я жучок и паучок,
    Я веселый – (огонек).
    Разве можно без меня?
    Нет! Нигде и никогда!
    Вот какое я, друзья,
    Удивительное я – (существительное)!
    Бал в сказочной стране.
    Однажды ученики пятого класса решили отправиться в страну Русского языка. Принцесса Морфологии устроила в честь ребят бал в королевском дворце.
    Первым принцесса представила маленького аккуратного и очень серьёзного старичка. Его звали Существительным. Старичок сказал: “Я самая нужная часть речи”. Принцесса только улыбнулась. Вместе с принцессой заулыбался молодой и очень красивый юноша: “Я, Прилагательное, а рядом со мною Глагол”. Ребята с интересом посмотрели на подвижного дяденьку, который не мог спокойно стоять на месте. Тут подбежали Местоимения и хором заявили: “Мы, ты, я — лучшие друзья”. Затем пришла очередь знакомиться с Числительным — это была пожилая женщина в платье, вышитом цифрами, в руках она держала счёты. Тут раздался шум, и расталкивая всех на своём пути, к ученикам подбежал Глагол. Он тащил за собой улыбающегося человека: “Вот, познакомьтесь, мой лучший друг. Его зовут Наречие. Только он может обозначать признак действия, которое я произвожу”. Подошла последняя гостья— её звали Междометие. Она сразу заохала: “Ах, какие прекрасные дети”.
    Праздник подошёл к концу. Ребята поблагодарили принцессу и сказали, что они навсегда запомнят её подданных — самостоятельные части речи.
    ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА Родились Прилагательные с очень покладистым характером, но вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. – А если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, мечтали Прилагат5ельные и решили поговорить об этом с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. Тем пришлось по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласоваться с ССказка о прилагательных.
    Это было много лет тому назад, лет сто, а может и больше.
    В городе Морфология жили два Существительных: День и Ночь.
    Жили они, поживали, никаких бед не знали.
    Все говорили о них только:
    – День.
    – Ночь.
    И стало им скучно. Решили они подружиться с другими словами. Сначала они предложили дружбу глаголам.
    – Давайте попробуем подружиться, – сказали они глаголам. Глаголы согласились. Они перепробовали много вариантов и, наконец, нашли себе друзей. Теперь про них говорили:
    – Наступил День.
    – Пришла Ночь.
    Шло время. И опять заскучали наши Существительные. Решили они найти себе ещё друзей. Стали они пробовать, «прилагать» к себе новые слова. Как было бы здорово, если бы про нас говорили: «Какой ясный День!», «Какая темная Ночь!».
    Им это понравилось. Но они не знали, как называют их новых друзей. Друзья тоже не знали, к какой части речи себя отнести.
    – А давайте, вы будете называться Прилагательными. Мы же «прилагали» вас к себе, – предложили они своим новым друзьям.
    Тем понравилось это слово. И стали их новые друзья называться Прилагательными. Теперь про них говорили:
    – Наступил Ясный День!
    – Пришла Тёмная ночь!
    И ещё много подобных друзей нашли они, которые отвечали на вопрос «Какой?»
    А кто знает: может быть, всё так и было?уществительными, берут у них напрокат формы рода, число и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.
    Сказка на лингвистическую тему «Как родилось имя прилагательное».
    (первый урок по теме «Имя прилагательное» 6 класс)
    В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи:
    « Господа мои великие да самостоятельные. Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
    Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!» А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали.
    И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… А Существительному это ой как нравилось. Так и жить стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

  11. Оглавление
    Введение
    Глава I. Из истории учения о частях речи
    Глава II. Критерии выделения частей речи в трудах различных ученых
    Глава III. Части речи в русском языке
    Выводы
    Список литературы
    Введение
    Вопрос о частях речи занимает умы ученых с древнейших времен. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон, Яска, Панини, в русской лингвистике этим вопросом занимались Л. В. Щерба, В. В.
    Виноградов, А. А. Шахматов и др.
    Наиболее общими и необходимыми категориями в грамматике каждого языка являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка. Говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т.е. выделение в лексике языка определенных групп или разрядов, характеризуемых теми или иными признаками. Но на каком основании выделяют группировки слов, называемые частями речи, какова их роль?
    Проблема, касающаяся сущности частей речи и принципов их выделения в различных языках мира, – одна из наиболее дискуссионных проблем общего языкознания.
    Выделяются отдельные части речи на основании присущего словам, относимым к данной группировке слов, одного ведущего признака, или они выделяются на основании совокупности разнообразных признаков, из которых не один нельзя назвать ведущим? Если верно первое, то, что является ведущим признаком? Лексическое значение слова? Заключенная в нем логическая категория? Его связь с грамматической категорией? Его морфологическая природа? Его синтаксическая функция? Его роль в речи?
    Познания в области природы слова, в частности его грамматической природы, еще недостаточно глубоки для того, чтобы можно было построить грамматическую классификацию слов в научном смысле этого слова, и постепенно возникшее и закрепившееся в традиции распределение слов по частям речи – еще не классификация, а только констатация того, что среди слов есть группировки, объединенные теми или другими общими и более или менее существенными, но не всегда ясными признаками.
    В определении роли, сущности частей речи есть еще одна проблема. Это проблема универсальной природы частей речи, т.е. во всех ли языках выделяются части речи, одинаков ли набор частей речи во всех языках.
    Анализируя исследования в области частей речи цель данной контрольной работы – определить роль частей речи.
    Глава I. Из истории учения о частях речи
    Уже очень давно люди интуитивно, на основе самых разнообразных критериев устанавливали определенные классы слов, которые оказывалось удобно установить при описании языков с делением словарного состава по частям речи. В истории науки о языке, начиная с древнеиндийских языковедов и Аристотеля, постоянно наблюдается стремление охарактеризовать определенные классы слов, выяснить их роль.
    Яска и Панини (V – III в. до н. э.) устанавливали в древнеиндийских языках четыре части речи: имя, глагол, предлог и частицу. Они объединялись попарно по признаку сохранения значения вне предложения (имя, глагол) или утраты значения вне предложения (предлог, частица). Имя и глагол в предложении, т.е. как словоформы речевой цепи, назывались ”падеж” и ”действие”. Как подгруппу имен Яска выделял местоимения. Смысловой критерий был ведущим при установлении частей речи в древнеиндийском языкознании.
    Аристотель (IV в до н. э.) устанавливал три части речи в древнегреческом языке: имя, глагол и союзы (к которым относили также артикли, местоимения, связки). Позже александрийские грамматики установили восемь частей речи: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, наречие, предлог, союз. Римские языковеды, изъяв из числа частей речи артикль (артикля не было в латинском языке), прибавили междометие. В средние века стали особо выделять прилагательное. Классификация частей речи в античном языкознании составлялась в тесной связи с развитием логики: части речи отождествлялись с членами предложения и сближались с членами суждения, т.е. с категориями логики. Но все же эта классификация была частично грамматической, так как некоторые части речи устанавливались по наличию определенных грамматических форм и значений (например, глаголы – это слова, изменяющиеся по числам, временам, лицам и т.д. и обозначающие действие).
    Грамматика античного мира, средневековья и даже эпохи Возрождения имела в основном дело с греческим и латинским языками; при разработке грамматик новых западноевропейских языков языковеды исходили из норм латинского языка.
    В XIX – XX вв. традиционная система частей речи перестает удовлетворять ученых.
    В XIX вв. в связи с интенсивным развитием языкознания, в частности морфологии, с изучением множества новых языков встает вопрос, на основе каких критериев следует выделять части речи и различны ли они в разных языках. Выделение частей речи начинают основывать на морфологическом критерии, т.е. на общности грамматических форм, присущих тем или иным разрядам слов. Примером выделения частей речи с формально-грамматической точки зрения может служить определение частей речи у Ф. Ф. Фортунатова. Части речи, называемые им ”формальными классами”, Ф. Ф. Фортунатов выделял по наличию у соответствующих слов тех или иных форм словоизменения: слова склоняемые, слова спрягаемые слова несклоняемые и неспрягаемые. Исходя из этого, существительное – такой формальный класс (согласно Фортунатову), который имеет форму падежа, а прилагательное – такой формальный класс, который характеризуется формой рода, числа и падежа.
    Наряду с морфологическим продолжал развиваться логико-синтаксический критерий подхода к характеристике частей речи. С синтаксической точки зрения в одну и ту же часть речи объединяются слова, которые выступают в роли одного и того же члена предложения. Например, те слова, которые могут выступать в качестве определений, являются прилагательными. Основываясь на узкоморфологических или синтаксических особенностях слов, всегда так или иначе связанных с их собственно лексическим значением, части речи начали обозначать как ”лексико-грамматические разряды слов”.
    Глава II. Критерии выделения частей речи в трудах различных ученых
    По Ф. И. Буслаеву в языке девять частей речи: глагол, местоимение, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие, предлог, союз и междометие. Последнее Ф. И. Буслаев выделяет в особый отдел.
    Остальные части речи делятся на знаменательные (существительное, прилагательное и глагол) и служебные (местоимение, числительное, предлог, союз и глагол вспомогательный); наречия по этой классификации (как, впрочем, и глаголы) попадают в две группы: произведенные от служебных частей речи относятся к служебным частям речи, а произведенные от знаменательных – к знаменательным. Тем самым получается, что членение слов на знаменательные и служебные не совпадает с их делением по частям речи.
    Интересно наблюдение Ф. И. Буслаева над закрытым характером списка служебных слов и открытым характером списка глаголов, существительных, прилагательных и наречий, которых, по его словам, ”бесчисленное множество”; но он отрицает открытый характер списка числительных.
    Наиболее важным в отношении определения частей речи (которые Ф. И. Буслаев рассматривал в синтаксисе) представляется его утверждение о том, что ”для того, чтобы составить себе полное понятие об отдельных словах, употребляемых в речи, их нужно рассмотреть в двояком отношении: 1) в отношении к словарю 2) в отношении грамматическом. В первом отношении обращается внимание на выражение представлений и понятий в отдельном слове, а в последнем – на значение и принадлежности каждой части речи в отдельности”. Эта констатация является, в сущности, ключевой для определения понятия частей речи в современной лингвистике.
    В. В. Виноградов отстаивал синтетический подход к частям речи на базе углубленного анализа понятия слов, его формы и структуры в языке.
    Классификация не может игнорировать ни одной стороны в структуре слова, хотя лексические и грамматические критерии, по его мнению, должны играть решающую роль, причем морфологические своеобразия сочетаются с синтаксическими в ”органическое единство”, так как нет ничего в морфологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе и лексике. Анализ смысловой структуры слова привел В. В. Виноградова к выделению четырех основных грамматико-семантических категорий слов:
    1. Слова-названия, к которым примыкают местоимения, образуют предметно смысловой, лексический и грамматический фундамент речи и являются частями речи.
    2. Частицы речи, т.е. связочные, служебные слова, лишенные номинативной функции, ближайшим образом связанные с техникой языка, причем их лексические значения тождественны с грамматическими, слова, лежащие на грани словаря и грамматики.
    3. Модальные слова и частицы, лишенные, как и связочные слова, номинативной функции, но более ”лексичные”: ”вклинивающиеся” в предложение, отмечающие отношение речи к действительности с точки зрения субъекта речи. Присоединенные к предложению, модальные слова оказываются за пределами и частей речи и частиц речи, хотя ”по внешности” могут походить и на те и на другие.
    4. Междометия в широком смысле слова, не имеющие познавательной ценности, синтаксически неорганизованные, неспособные сочетаться с другими словами, обладающие аффективной окраской, близкие к мимике и жестам.
    В. В. Виноградов отмечает, что способы выражения грамматических значений и сам характер этих значений неоднородны у разных семантических типов слов. В системе частей речи, по В. В. Виноградову, наиболее резко и определенно выступают грамматические различия между разными категориями слов. Членение частей речи на основные грамматические категории обусловлено:
    1. Различиями тех синтаксических функций, которые выполняют разные категории слов в связной речи, в структуре предложения;
    2. Различиями морфологического стоя слов и форм слов;
    3. Различиями вещественных (лексических) значений слов;
    –PAGE_BREAK–4. Различиями в способе отражения действительности;
    5. Различиями в природе тех соотносительных и соподчинительных категорий, которые связаны с той или иной частью речи.
    В. В. Виноградов, отмечая, что в разных языках может быть разный состав частей речи, подчеркивал динамизм системы частей речи в одном языке.
    Глава III. Части речи в русском языке
    Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности их признаков. Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.
    По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.
    Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол — он, удобный — такой, легко — так, пять — сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи — местоимение.
    Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:
    1) обобщенное значение;
    2) морфологические признаки;
    3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).
    Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.
    Таким образом, части речи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.
    Выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:
    1. Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие.
    2. Служебные части речи: предлог, союз, частица.
    3. Междометие.
    Современный русский язык располагает большим числом морфологических вариантных форм. Одни из них закрепились в литературном языке, признаны нормативными, другие же воспринимаются как речевые ошибки. Варианты форм могут быть связаны с различными значениями слова. Так же вариантные формы могут различаться стилистической окраской. Стилистически окрашенными могут быть и варианты форм, связанные с категориями рода и числа.
    Морфология – ( греч. «морфе» – форма, «логос» – наука, слово) – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. А это значит изучать общие значения и изменение слов. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т.д. Например, существительное обозначает предмет и изменяется по числам и падежам, прилагательное обозначает признак предмета и изменяется по родам, числам и падежам. Но, есть слова, которые не изменяются, например, предлоги, союзы и наречия.
    В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разную работу. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т.д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще всего служат для связи самостоятельных слов.
    Имя существительное
    Имя существительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:
    1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;
    2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;
    3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.
    Существительное — это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.
    Имя прилагательное
    Имя прилагательное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:
    1) обозначают непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;
    2) изменяются по родам, числам и падежам, а некоторые — по полноте / краткости и степеням сравнения;
    3) в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого.
    Прилагательные зависят от существительных, поэтому вопросы к прилагательным задаются от существительных. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из множества одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину написанную, серой краской. Прилагательные делают нашу речь более точной и образной, так как позволяют показать различные признаки предмета.
    Имя числительное
    Имя числительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой?.
    Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения — отношение к числу. Грамматические признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.
    Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. В документах необходимо чтобы сумма была написана и словами, а не только цифрами.
    Местоимение как часть речи
    Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.
    Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.
    Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам.
    Местоимения употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов в речи.
    Наречие
    Наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на -о/-е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.
    В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.
    Классификация наречий осуществляется по двум основаниям — по функции и по значению.
    Глагол
    Глагол — это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться).
    Грамматические признаки глагола неоднородны у разных групп глагольных форм. Глагольное слово объединяет: неопределенную форму (инфинитив), спрягаемые (личные и безличные) формы, неспрягаемые формы — причастные и деепричастные.
    Глаголы для речи очень важны поскольку позволяют называть различные действия.
    Причастие
    Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи, в других — особой формой глагола.
    Причастие обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. В устной речи причастия употребляются реже, чем в письменной.
    Деепричастие
    продолжение
    –PAGE_BREAK–Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола.
    Деепричастие — это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:
    1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
    2. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.
    Служебные части речи
    Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.
    Предлог
    Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).
    Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.
    Связывая самостоятельные слова друг с другом, предлоги выражают вместе с окончаниями самостоятельных слов различные смысловые значения.
    Союз
    Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.
    Союзы не изменяются, не являются членами предложения.
    Частица
    Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
    В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.
    Частицы не изменяются, не являются членами предложения.
    Междометие
    Междометие — особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных.
    Междометие — это часть речи, которая объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета).
    Выводы
    В заключение данной работы можно сделать следующие выводы:
    Вопрос о частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи — это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи. Но наиболее продуктивным и универсальным представляется подход к частям речи как к лексико-грамматическим разрядам слов с учетом их синтаксической роли.
    Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. Будучи средством общения людей, язык тесно связан с жизнью общества. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке: в грамматике, в фонетике, в лексике, в морфологии языка. Язык служит для передачи определенной информации. Роль частей речи в языке бесспорно велика, поскольку с помощью них мы можем обмениваться информацией, выражать эмоции, описывать действия, называть предметы и т.д.
    Список литературы:
    1. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М.,
    Высшая школа, 1986. 639с.
    2. Кочергина В. А. Введение в языковедение. М., Изд. МГУ, 1970. 526 с.
    3. Маслов М. Ю. Введение в языкознание. М., Высшая школа, 1997. 272с.
    4. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов.Учебн. пособие. М., Высшая школа, 1998. 239с.
    5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Учебник для вузов. М., Высшая школа, 1977. 316с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *