Сочинение на тему чехов художник жизни

10 вариантов

  1. «Чехов был несравненный художник… художник жизни». Произведения Чехова привлекают к себе большой точностью, четкостью, емкостью изложения, чем под­купают к себе и вызывают желание снова и снова от­крывать сборники произведений этого писателя. В маленьких рассказах Чехова с большой точностью и глубиной передается вся жизнь человека. А так как героями его рассказов являются обыкновенные лю­ди, одни из многих, то чеховский маленький рассказ передает и течение самого потока жизни. Чехов стал творцом нового вида литературы — маленького рас­сказа, вбирающего в себя с точки зрения глубины и полноты идейно-художественного содержания по­весть и роман.
    Писатель добился необычайной в литературе вмес­тительности, емкости формы. За его пейзажами, на­рисованными часто одной точной и меткой деталью, за короткими диалогами, маленькими подробностя­ми, как будто незначительными репликами читатель всегда различает не названные автором, но ясно ви­димые глубины жизни.
    Чехов презирает самые основы собственнического строя жизни и упорно, со всей своей художественной силой разоблачает в целом цикле своих произведений все ничтожество, всю презренность эгоистического, своекорыстного, собственнического счастья, осно­ванного на несчастьях и унижениях множества лю­дей.
    Мечта Чехова — это мечта о таком устройстве жизни, когда будет уничтожено извечное противо­речие: лучше всех живется тому, кто хуже всех. Пи­сатель мечтает о тех временах, когда естественные стремления человека сольются в одно целое, когда лучше будет житься тому, кто стремится быть луч­ше. Л пока этого нет, счастье возможно только и стремлении к справедливому будущему, только а поисках путей борьбы за него. И хотя герои Чехо­ва, как и сам автор, не знают этих путей, все же они ясно понимают, что всякое иное счастье безнравст­венно, уродливо.
    Произведения Чехова учат читателя многому. Они учат отличать правду от лжи, презирать и ненави­деть ложь. Они воспитывают отвращение к пошлости и грубости, хамству и холопству, учат уважать чело­века в себе и других, учат человеческому достоин­ству. Они воспитывают понимание красоты труда, творчества, созидания. Произведения Чехова воспи­тывают умение видеть красоту в жизни — в самом обыденном, повседневном — и отличать от красоты душевное уродство, каким бы нарядом оно ни при­крывалось.
    Среди юмористических рассказов Чехова есть не­сколько рассказов о детях.
    Два из них мы рассматриваем в этом сочинении: «Гриша» и «Кухарка женится». Юмористические рас­сказы, главными героями которых являются дети, характеризуют творчество Чехова с новой стороны. Они отличаются мягким юмором, доброй авторской улыбкой.
    Рассказ «Гриша» пронизан удивительным ощуще­нием детских впечатлений. Маленький мальчик Гриша впервые попал на улицу со своей няней, и Чехов описывает впечатления ребенка. Если рань­ше Гриша видел вокруг лишь ограниченное про­странство, в которое входили мама, няня, папа и за­гадочная тетя, причем «няня и мама понятны: они одевают Гришу, кормят и укладывают его спать, но для чего существует папа — неизвестно», то те­перь кругом «столько пап, мам и теть, что не зна­ешь, к кому и подбежать». Вернувшись домой, Гри­ша рассказывает «маме, стенам и кровати, где он был и что видел. Говорит он не столько языком, сколько лицом и руками. Показывает он, как блестит солнце, как бегают лошади, как глядит страшная печь и как пьет кухарка…»
    Второй рассказ — «Кухарка женится» — описы­вает восприятие ребенком одного из событий взрос­лой жизни.
    Мальчик Гриша наблюдает за тем, как пытаются сосватать кухарку из их дома извозчику. Ребенок не понимает, зачем нужно жениться, особенно на крас­ноносом извозчике.
    И когда кухарку Пелагею выдают замуж, маль­чик размышляет: «…жила Пелагея на воле, как хоте­ла, не отдавая никому отчета, и вдруг ни с того ни с се­го явился какой-то чужой, который откуда-то получил право на ее поведение и собственность! Гри­ше стало горько».
    Антон Павлович Чехов — мастер психологиче­ских зарисовок. С удивительной точностью в этих рассказах он описывает впечатления детей от этого огромного мира.

    читать похожие:

    «Чехов — странный писатель, бросает слова как будто некстати…» (Л. Толстой)
    ЧЕМ МНЕ БЛИЗОК А. ЧЕХОВ?
    ЧЕХОВ — ОБЛИЧИТЕЛЬ МЕЩАНСТВА
    «…Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…» (А. П. Чехов) (по роману Пушкина «Евгений Онегин)

  2. Сочинение на тему « детские рассказы Чехова». Врач по профессии, писатель по призванию, Антон Павлович Чехов (1860-1904) вошел в нашу литературу как «несравненный художник жизни» (Л. Н. Толстой). За свою недолгую жизнь он подарил читателям много замечательных произведений самых различных жанров: повести и рассказы, драмы и комедии, очерки, фельетоны и путевые записки. Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя. Свыше двадцати рассказов о детях написано им. Герои этих произведений -обычные дети. Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой и реальностью характер ребенка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы. Становление характера, приобщение ребенка к сложному, противоречивому миру взрослых прослеживает Чехов в своих произведениях.
    Гриша, герой одноименного рассказа, «маленький, пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев тому назад», знал до сих пор только один «четырехугольный мир» своей комнаты. Но вот на улице он оказывается в новом, неведомом мире. С изумительной чуткостью автор передает восприятие ребенком этого «нового мира». Дома он рассказывает «маме, стенам, кровати, где он был и что видел», «не столько языком, сколько лицом и руками». Впечатления «собрались в кучу и давят его мозг». Он возбужден и начинает плакать. А его мать, не понимая состояние ребенка, лечит его касторкой. Конечно, Гриша еще слишком мал, чтобы можно было проследить становление его характера. Писатель скорее говорит о пробуждении сознания ребенка, с том влиянии, которое оказывает на него окружающая обстановка. Подчеркивает, как важно родителям понимать, что происходит с их детьми, быть внимательными к ним. Вопросы воспитания детей глубоко волновали Чехова. Во многих рассказах он раскрывает свои воззрения на современное воспитание, порицая родителей, учителей, взрослых людей, безразличных к детям, к их интересам, особенностям психики. Дети у Чехова – выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих установившимся шаблонам житейского поведения, обывательским предрассудкам.
    Именно таковы четырехлетняя Нина и ее брат Ваня, мальчик лет шести («Событие»). Событие же, оставившее глубокий след в их душе, может показаться на первый взгляд незначительным: собака съела новорожденных котят. Для взрослых это забавное происшествие. Для детей – трагедия. «Наивные» дети оказываются куда более человечными, чем многоопытные взрослые, и родители совершили серьезную ошибку, не придав никакого значения случившемуся. Обычно избегающий прямых авторских высказываний в своих произведениях, Чехов на этот раз посчитал уместным в короткой реплике прокомментировать педагогическую проблему «События»: «…терпение, верность, всепрощение и искренность, какие присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребенка гораздо сильнее и положительнее, чем длинные нотации… или же туманные разглагольствования…»
    Бесполезность нотаций и «туманных разглагольствований» раскрыта писателем в рассказе «Дома». Семилетний Сережа уличен в курении. Его отец-прокурор пытается логическими доводами убедить мальчика, что курить вредно. Однако он терпит фиаско: сын не воспринимает его речей. По просьбе Сережи отец импровизирует для него незатейливую сказку на сон грядущий. Заканчивает ее он «смешно и наивно», «от курения царевич заболел чахоткой и умер». Эффект сказки превосходит все ожидания. Мальчик обещает отцу: «Не буду больше курить». Случай этот помог прокурору, а вместе с ним и нам, читателям, многое понять. «Мораль и истина должны подноситься» детям «не в сыром виде, а с примесями…». У ребенка в голове «свой мирок, и он по-своему знает, что важно и не важно. Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер…».
    Сам Чехов, изображая мир детей, прекрасно воспроизводил не только внешние черты поведения ребенка, особенности его речи, но и умел «мыслить на его манер». Может показаться непонятным его признание: «Писать для детей вообще не умею… и так называемой детской литературы не люблю и не признаю». Дело в том, что под «так называемой детской литературой» Чехов разумел адресованные детям нехудожественные сентиментально-моралистические книжки того времени. Поясняя свою позицию, писатель продолжает: «Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т. е. из настоящих художественных произведений», подобно тому как нет надобности «выдумывать для больного какое-то особое лекарство только потому, что он ребенок», достаточно «уметь выбирать лекарство и дозировать его». Девятилетний Ванька Жуков – сирота, отданный в ученье к сапожнику («Ванька»). Композиционное ядро рассказа – письмо мальчика к дедушке, оставшемуся в родной деревне. Письмо это-крик детской души, мольба о помощи: «Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… увези меня отсюда, а то помру». Страшен бесхитростный рассказ Ваньки о своей жизни у сапожника: непосильный труд, жестокие побои, издевательства, вечное недоедание… «Пропащая моя жизнь, – заключает мальчик,- хуже собаки всякой…» Сочинение письма перемежается светлыми воспоминаниями Ваньки о жизни с дедом в деревне. Но и они не смягчают тяжелого впечатления от нынешней судьбы мальчика, а скорее подчеркивают ее безысходность. В этом чужом и враждебном для него мире Ванька одинок и беспомощен. И его письмо, наивно адресованное «на деревню дедушке», не облегчит его участь.
    В рассказе «Спать хочется» Варька, девочка лет тринадцати, как и Ванька Жуков, находится в услужении у хозяина-сапожника. Невозможно и перечислить все ее обязанности. Она топит печи, ставит самовар, готовит обед и подает его хозяевам, чистит обувь, моет полы, стирает, шьет, бегает в лавку… А по ночам ей приходится нянчить крикливого хозяйского младенца. Трагический финал рассказа только на первый взгляд кажется неоправданно жестоким. Он объясняется невыносимыми обстоятельствами Варькиной жизни. В один ряд с Ванькой Жуковым и Варькой можно поставить и семилетнего крестьянского мальчика Пашку («Беглец»). Правда, ему пока что не пришлось еще испытать тягот жизни «в людях». Однако и его судьба не представляется радужной. Невежественная мать слишком поздно привела ребенка в больницу, и теперь ему грозит тяжелая операция: ампутация руки. А без руки какой он работник! Драматическая концовка рассказа имеет в большей мере психологический, чем социально-обличительный смысл. Столкнувшись впервые в жизни со страданиями тяжело больных людей, увидев смерть человека, ребенок испытывает глубокое потрясение.

  3. Сочинение на тему « детские рассказы Чехова». Врач по профессии, писатель по призванию, Антон Павлович Чехов (1860-1904) вошел в нашу литературу как «несравненный художник жизни» (Л. Н. Толстой). За свою недолгую жизнь он подарил читателям много замечательных произведений самых различных жанров: повести и рассказы, драмы и комедии, очерки, фельетоны и путевые записки. Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя. Свыше двадцати рассказов о детях написано им. Герои этих произведений -обычные дети. Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой и реальностью характер ребенка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы. Становление характера, приобщение ребенка к сложному, противоречивому миру взрослых прослеживает Чехов в своих произведениях.
    Гриша, герой одноименного рассказа, «маленький, пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев тому назад», знал до сих пор только один «четырехугольный мир» своей комнаты. Но вот на улице он оказывается в новом, неведомом мире. С изумительной чуткостью автор передает восприятие ребенком этого «нового мира». Дома он рассказывает «маме, стенам, кровати, где он был и что видел», «не столько языком, сколько лицом и руками». Впечатления «собрались в кучу и давят его мозг». Он возбужден и начинает плакать. А его мать, не понимая состояние ребенка, лечит его касторкой. Конечно, Гриша еще слишком мал, чтобы можно было проследить становление его характера. Писатель скорее говорит о пробуждении сознания ребенка, с том влиянии, которое оказывает на него окружающая обстановка. Подчеркивает, как важно родителям понимать, что происходит с их детьми, быть внимательными к ним. Вопросы воспитания детей глубоко волновали Чехова. Во многих рассказах он раскрывает свои воззрения на современное воспитание, порицая родителей, учителей, взрослых людей, безразличных к детям, к их интересам, особенностям психики. Дети у Чехова – выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих установившимся шаблонам житейского поведения, обывательским предрассудкам.
    Именно таковы четырехлетняя Нина и ее брат Ваня, мальчик лет шести («Событие»). Событие же, оставившее глубокий след в их душе, может показаться на первый взгляд незначительным: собака съела новорожденных котят. Для взрослых это забавное происшествие. Для детей – трагедия. «Наивные» дети оказываются куда более человечными, чем многоопытные взрослые, и родители совершили серьезную ошибку, не придав никакого значения случившемуся. Обычно избегающий прямых авторских высказываний в своих произведениях, Чехов на этот раз посчитал уместным в короткой реплике прокомментировать педагогическую проблему «События»: «…терпение, верность, всепрощение и искренность, какие присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребенка гораздо сильнее и положительнее, чем длинные нотации… или же туманные разглагольствования…»
    Бесполезность нотаций и «туманных разглагольствований» раскрыта писателем в рассказе «Дома». Семилетний Сережа уличен в курении. Его отец-прокурор пытается логическими доводами убедить мальчика, что курить вредно. Однако он терпит фиаско: сын не воспринимает его речей. По просьбе Сережи отец импровизирует для него незатейливую сказку на сон грядущий. Заканчивает ее он «смешно и наивно», «от курения царевич заболел чахоткой и умер». Эффект сказки превосходит все ожидания. Мальчик обещает отцу: «Не буду больше курить». Случай этот помог прокурору, а вместе с ним и нам, читателям, многое понять. «Мораль и истина должны подноситься» детям «не в сыром виде, а с примесями…». У ребенка в голове «свой мирок, и он по-своему знает, что важно и не важно. Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер…».
    Сам Чехов, изображая мир детей, прекрасно воспроизводил не только внешние черты поведения ребенка, особенности его речи, но и умел «мыслить на его манер». Может показаться непонятным его признание: «Писать для детей вообще не умею… и так называемой детской литературы не люблю и не признаю». Дело в том, что под «так называемой детской литературой» Чехов разумел адресованные детям нехудожественные сентиментально-моралистические книжки того времени. Поясняя свою позицию, писатель продолжает: «Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т. е. из настоящих художественных произведений», подобно тому как нет надобности «выдумывать для больного какое-то особое лекарство только потому, что он ребенок», достаточно «уметь выбирать лекарство и дозировать его». Девятилетний Ванька Жуков – сирота, отданный в ученье к сапожнику («Ванька»). Композиционное ядро рассказа – письмо мальчика к дедушке, оставшемуся в родной деревне. Письмо это-крик детской души, мольба о помощи: «Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… увези меня отсюда, а то помру». Страшен бесхитростный рассказ Ваньки о своей жизни у сапожника: непосильный труд, жестокие побои, издевательства, вечное недоедание… «Пропащая моя жизнь, – заключает мальчик,- хуже собаки всякой…» Сочинение письма перемежается светлыми воспоминаниями Ваньки о жизни с дедом в деревне. Но и они не смягчают тяжелого впечатления от нынешней судьбы мальчика, а скорее подчеркивают ее безысходность. В этом чужом и враждебном для него мире Ванька одинок и беспомощен. И его письмо, наивно адресованное «на деревню дедушке», не облегчит его участь.
    В рассказе «Спать хочется» Варька, девочка лет тринадцати, как и Ванька Жуков, находится в услужении у хозяина-сапожника. Невозможно и перечислить все ее обязанности. Она топит печи, ставит самовар, готовит обед и подает его хозяевам, чистит обувь, моет полы, стирает, шьет, бегает в лавку… А по ночам ей приходится нянчить крикливого хозяйского младенца. Трагический финал рассказа только на первый взгляд кажется неоправданно жестоким. Он объясняется невыносимыми обстоятельствами Варькиной жизни. В один ряд с Ванькой Жуковым и Варькой можно поставить и семилетнего крестьянского мальчика Пашку («Беглец»). Правда, ему пока что не пришлось еще испытать тягот жизни «в людях». Однако и его судьба не представляется радужной. Невежественная мать слишком поздно привела ребенка в больницу, и теперь ему грозит тяжелая операция: ампутация руки. А без руки какой он работник! Драматическая концовка рассказа имеет в большей мере психологический, чем социально-обличительный смысл. Столкнувшись впервые в жизни со страданиями тяжело больных людей, увидев смерть человека, ребенок испытывает глубокое потрясение.

  4. Толстой – все сочинения
    А.П. Чехов прекрасный писатель конца второй половины 19 века. Он внес огромный вклад в великую русскую литературу своими замечательными рассказами и пьесами. Все произведения Чехова направлены на описание повседневной жизни людей. Писатель рассказывает нам не о конкретных героях, а о всех вместе, показывая их обыденные проблемы, скучное существование. Антон Павлович в своих трилогиях и пьесах высмеивает пошлость людей и мещанство как социальную болезнь. В рассказе “Ионыч” автор показывает нам деятельного человека, доктора Старцева, который приехал в губернский городок, чтобы работать. Но, с его привыканием к рутинной повседневной жизни, он деградирует как личность. Сначала Старцеву нравилось ходить в дом Туркиных, самой образованной семье города, где и Вера Иосифовна рассказывает “о том, что никогда не бывает в жизни”, и Котик с “талантом” пианистки, и Иван Петрович с его “негосударственно” и, здравствуйте пожалуйста”, – все это привлекло и нравилось Старцеву по началу. Спустя какое-то время он влюбляется в Котика, но получает отказ. Старцев быстро успокоился и именно тогда встал на путь полного духовного падения. У него появляются мысли о большом приданом, и мысли вроде: “А к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам?..” Вообщем Старцев все больше и больше погружался в пошлую, однообразную жизнь губернского городка. Чтобы ярче показать падение героя, Чехов изображает Старцева через четыре года, акцентируя внимание на внешности: “Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой”. К тому времени героя уже не интересовали окружающие, он снисходил до них только для того, чтобы поиграть в карты. Его любимым занятием стало перебирание денег, полученных за день. Даже в городе заметили, что Старцев изменился не в лучшую сторону. Можно сделать вывод, что существование в такой теплой среде, может затянуть любого умного, деятельного человека, сделать из него обыкновенное, духовно опустошенное существо, а именно таким стал герой рассказа “Ионыч”. Другое, не менее привлекательное и правдивое произведение – “Вишневый сад”. В котором автор показывает обывательскую жизнь людей. В пьесе сочетаются хороший юмор и трагедия. Чехов говорит о вымирании дворянства, изображая Раневскую, которая бросается деньгами, и ее брата Гаева, который все свое состояние проел на леденцах. Но, вообще, Чехов большое внимание уделяет в пьесе времени, она является центральной в комедии. Самое интересное, что автор как бы делит героев на живущих только прошлым, настоящим и будущим. Писатель также показывает и мелочные интересы героев. Раневская, Гаев, Фирс – все они живут воспоминаниями о былых временах, о том как было хорошо им тогда. Привыкшие к ничегонеделанью, они даже не могут принять правильное предложение Лопахина, касающееся их имения, а именно от них зависит дальнейшая судьба вишневого сада. В этой пьесе Чехов также очень ярко показывает деградацию отдельных героев, говоря о том, что прошел их век, и наступило время для нового поколения, с прогрессивными мыслями, умных и деятельных людей. Особенностью А.П. Чехова является то, что он один из немногих умел так точно, ярко изобразить повседневное существование людей своей современности. За свою жизнь писатель написал множество прекрасных произведений, которые внесли огромный вклад в русскую литературу.

  5. А.П. Чехов был не только мастером рассказа, его талант распространялся и на другие жанры. Так, давно стали бессмертными пьесы Чехова, наполненные тонким символизмом и жизненностью. Одним из самых лучших и известных произведений этого жанра считается «Вишневый сад». Эта пьеса была написана в 1903 году, почти перед смертью писателя. В «Вишневом саде» Чехов раскрывает свои взгляды на прошлое, настоящее и будущее России. Как и большинство его произведений, эта пьеса уникальна своим сюжетом, точнее – отсутствием ярко выраженных сюжетных линий.
    Сюжет пьесы достаточно прост. Раневская и Гаев обладают имением, главное достоинство которого заключается в прекрасном вишневом саде. Оба персонажа отличаются легкомыслием, из-за которого довели имение до плачевного состояния. Предстоит его продажа с торгов. Лопахин, разбогатевший крестьянский сын, друг семьи, предупреждает хозяев о грядущей потере. Он предлагает им варианты спасения имения, но хозяева не желают сдавать сад в аренду под дачи. В итоге происходят торги, и Лопахин сам покупает имение. Когда беда свершилась, Раневская и Гаев чувствуют определенное облегчение, оба примиряются со случившимся.
    На самом деле пьеса, безусловно, намного глубже. Все основные действия в ней происходят за сценой (продажа сада, вырубка деревьев). Мы видим лишь героев, их переживания и вишневый сад, который является равноправным персонажем пьесы. Образ сада зримо и незримо присутствует в каждом действии, в каждой сцене. Он находится в центре переживаний, споров, надежд, тревог.
    Реализм Чехова-художника ярко виден в персонажах пьесы. Автор не применяет к ним однобокой оценки, здесь нет только плохих и хороших. При внимательном прочтении произведения можно увидеть всю глубину чеховских персонажей.
    Вот мы видим перед собой старых владельцев сада. На первый взгляд, Раневская и Гаев способны вызвать у читателя определенную симпатию. Радость и слезы Любови Андреевны при воспоминании о детстве, о погибшем сыне искренни и трогательны. Но Чехов несколькими штрихами дает почувствовать поверхностность переживаний Раневской. Чувства ее выражаются преувеличенно, и это позволяет усомниться в их силе и глубине.
    Раневская достаточно умна и способна иногда сказать горькую правду о самой себе. Но она не может ничего изменить, исправить в своей судьбе. Любовь Андреевна с самого рождения жила за чужой счет. Это сделало ее рабой обстоятельств, собственных капризов. Она безвольна, не может отказаться от негодяя, который обманул и обобрал ее. Раневская упрекает себя за то, что бессмысленно тратит деньги, в то время, как бедная Варя «из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох». Но тут же продолжает растрачивать последние финансы.
    Ее брат Гаев похож на шута. В его образе очень много гротеска. Чехов подчеркивает его болтливость, невероятную лень, неспособность к какому бы то ни было труду. Легкомыслие и непрактичность Гаева доходят до карикатурных размеров. Он произносит перед старым шкафом пафосную речь и, взвинченный собственным красноречием, впадает в слезливый восторг.
    Этого героя невозможно воспринимать серьезно. Жизнь Гаева и его сестры полна воспоминаний о детстве, и это неслучайно: они сами все еще дети, не желающие взрослеть. Из-за их безответственности и гибнет вишневый сад, который оба так любят. Но что такое для Гаева и Раневской любовь к саду? Это тоска по ушедшему прошлому, по времени крепостничества. Ведь с каждого вишневого дерева, по словам Пети Трофимова, глядят «человеческие существа». Это души тех, благодаря кому был посажен этот чудесный сад.
    Очень важно то, что Раневская и Гаев не похожи на яростных крепостников, жестоких и бесчеловечных. Нет! Они милы, забавны, добродушны, рассеянны и, казалось бы, совершенно безопасны. Но из-за их милой рассеянности старый Фирс оставлен умирать в заколоченном доме.
    Через образы Раневской и Гаева Чехов показал полный крах дворянского мира.
    Тем не менее, автор не обрушивается на своих героев с разгромной сатирой. Ему дорого то, что они не предали и не продали своего сада. Герои отказываются превратить свой прекрасный сад в торгашескую пошлость. Они не захотели стать участниками разрушения красоты во имя наживы. В этом сказалось их своеобразное рыцарство.
    Человеком настоящего можно в какой-то мере назвать дельца Лопахина. Он прямой потомок тех, чьи лица «глядят с каждого вишневого дерева в саду». Его отец, дед, прадед были подневольными мужиками, которых не пускали даже в кухню. И вот этот человек становится обладателем вишневого сада. Но у него не достает внутренней тонкости, чтобы разглядеть всю красоту своего приобретения. Сад для него – средство обогащения. И он преступает к вырубке деревьев.
    Лопахин – это «хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути». Этот персонаж нужен для «обмена веществ», для того, чтобы «сожрать» то, что уже отжило.
    Людьми будущего принято называть дочь Раневской Аню и студента Петю Трофимова. Трофимов раскрывает девушке глаза на то темное, страшное, что таилось за поэзией дворянства. Именно ему принадлежат слова о том, что с каждого вишневого дерева «глядят человеческие существа». Он призывает в своем монологе искупить прошлое, покончить с ним и, наконец, начать жить в настоящем.
    Трофимов зовет Аню к красоте будущего: «Я предчувствую счастье. Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!». Но я не думаю, что сам Петя способен на борьбу за светлое будущее. Его мечты широки, но… он всего лишь мечтатель. Он недостаточно силен для настоящей борьбы. Но слова Трофимова меняют мировоззрение Ани. Я думаю, что у нее хватит сил на борьбу, она желает быть вместе с людьми, которые превратят всю родину в новый волшебный сад.
    Важно заметить, что все произведение Чехова проникнуто печалью расставания. Но это светлая грусть. Чехов, как мудрый художник жизни, понимал, что расставаться с прошлым необходимо. Печаль расставания является предвестником чего-то нового и радостного.

  6. А. П. Чехов – писатель, творчество которого приходится на рубеж XIX и XX веков, что определяет своеобразие его произведений: они сочетают в себе черты обоих временных пластов. Создается ощущение, что Чеховым заканчивается одна эпоха и начинается другая. Из всех литераторов нового времени Лев Толстой только в Чехове увидел серьезного соперника – автора, который делал что-то безусловно новое и безусловно важное. Необходимо сказать о том, что и Чехов в свою очередь относился к Толстому не менее серьезно. Однако, с другой стороны, известно много негативных высказываний писателей друг о друге. Так, Толстой всегда порицал Чехова за отсутствие какой-либо этической программы, а Чехов Толстого – за морализаторство, проповеди во многих его произведениях, этический пафос – чрезмерный, с точки зрения Чехова. Центральным моментом, таким образом, становится отношение к жизни и человеку, изображению их непростых взаимоотношений. Чехов смог совершенно по-другому, чем это было в классических произведениях русской литературы до него, подойти к изображению жизни, стать художником жизни как таковой.
    Чеховские рассказы и повести не поддаются прямолинейному истолкованию, сопротивляются «железному аршину» шаблонных схем и канонических воззрений. Герой повести «Три года» Костя Кочевой самоуверенно говорит: «…Те же романы, где ах да ох, да она его полюбила, а он ее разлюбил, – такие произведения, говорю я, ничтожны и черт их побери». Однако столь пренебрежительно предложенная фабула как раз и лежит в основе этой повести, где горько «разминулись» чувства Алексея Лаптева и Юлии. «Она его полюбила», когда он, истомленный сознанием, что Юлия вышла за него лишь потому, что тяготилась жизнью с отцом, «ее разлюбил». «Ничтожная» фабула, претворенная в судьбах конкретных персонажей, неповторимо преображает «вечный» сюжет.
    Наследник богатейшей купеческой семьи, Лаптев глубоко несчастен. Он и его брат – такие же рабы «дела», как и бесправные приказчики и прочие служащие их предприятия. И выхода из тягостного круга не находится, хотя объективных причин для тоски Лаптева, не сложившейся в итоге судьбы Юлии совершенно никаких нет – они оба умные и тонко чувствующие люди, вполне благополучные – и в социальном плане в том числе. Так, вместо любовной идиллии с благополучным концом формируется полная драматизма повесть. Собственно, почему? Потому что никаких внешних причин для счастья или, наоборот, несчастья Чехов не привносит в создаваемый им сюжет. Рассказ оказывается максимально приближен к реальной жизни, в которой счастье, понимание между людьми и благополучные финалы – явления крайне редкие и, по большому счету, случайные. Рассказ очень схож с жизнью, и именно поэтому Чехов не обнаруживает здесь никаких оснований для выведения какой-либо морали – она слишком далека и неприменима к жизни, не подчиняющейся внешним законам, навязываемым ей со стороны.
    В самых обычных, заурядных и приземленных людях в рассказах Чехова могут обнаружиться внезапно огромный потенциал и богатый внутренний мир. Так происходит в рассказе «Душечка». Героиня простодушно вторит и даже, на первый взгляд, бездумно вторит всем высказываниям каждого своего нового избранника. Она утверждает, что нет ничего важнее и значительнее театра, будучи замужем за содержателем увеселительного заведения, где ставили спектакли. Став женой управляющего лесным складом, домоседа по характеру, она удивляется: «В театрах этих чего хорошего?» Она кажется пустой формой, которая может принять абсолютно любое содержание, которое на нее саму никак не повлияет. Однако в финале рассказа она безгранично привязана к чужому ребенку, который оказывается совсем не нужен своим собственным родителям, и во многом заменяет ему мать. Таким образом, это отнюдь не пустая форма, героиня способна на действительно глубокую и искреннюю привязанность и заботу к другому человеку – даже не родному ей.
    Но очень часто в рассказах Чехова происходят изменения человека совсем в другую сторону – тоже никак не мотивированные внешними причинами. Так, счастье Никитина с Машей Шелестовой в рассказе «Учитель словесности» постепенно сменяется тоской и скукой. Мечтавший о любви доктор Старцев, не получив взаимности в своей любви к поверхностной и эгоцентричной девушке, входит во вкус накопительства, становится груб с больными, которые даже перестают быть людьми в его глазах, убивает время за карточной игрой. Во время второй встречи с бывшей возлюбленной в нем внезапно просыпается тот, другой Старцев, но возрождения не происходит: герои расходятся навсегда, а перемены, произошедшие в Старцеве, который уже превратился в Ионыча, оказываются фатальными для его личности. Но часто Чехов не торопится давать однозначную оценку своим персонажам, угадывая в них какие-то иные возможности, пусть и далеко не всегда реализуемые. Так, Никитину «страстно, до тоски» захотелось какой-то иной жизни.
    Разительная перемена происходит в самодовольном Гурове после встречи с Анной Сергеевной («Дама с собачкой»): жизнь, казалось, уже была для него безнадежно прожитой. Кроме того, герой думал, что он знает о своей курортной знакомой, как и о любой женщине, абсолютно все. Единственное, что ему оставалось, – это безнадежная скука. Однако случайная встреча с женщиной, которую он внезапно полюбил, переворачивает и его жизнь, и его представления о ней. Повстречав Анну Сергеевну на курорте, Гуров рассматривает ее как одну из многих – она же оказывается единственной, и вместо курортного романа, на который он рассчитывал, герой встречает свою настоящую любовь.
    Персонаж рассказа «Скрипка Ротшильда» гробовщик Яков после смерти жены совершенно по-другому начинает смотреть на прежде всецело занимавшие его материальные вопросы. И внезапно открываются простые, но ошеломляющие истины. Примечательно то, что этого прозрения также могло и не случиться – в соответствии с совершенно непредсказуемой сущностью самой жизни.
    Человек в рассказах Чехова проявляет себя с разных сторон: он может быть возвышенным, духовным и не понимающим самых элементарных истин о себе, способным к разительным внутренним переменам и духовному росту, но одновременно и к полной деградации. К одному только Чехов относился с непримиримой и нескрываемой враждой – к упрощенным геометрическим формулам, в которые слишком прямолинейные люди часто пытаются вписать всю жизнь и будущее, но за которыми на самом деле скрываются незрелость и абсолютное непонимание жизни. Именно поэтому Чехов смог стать настоящим художником жизни.

  7. А. П. Чехов был не только мастером рассказа, его талант распространялся и на другие жанры. Так, давно стали бессмертными пьесы Чехова, наполненные тонким символизмом и жизненностью. Одним из самых лучших и известных произведений этого жанра считается «Вишневый сад». Эта пьеса была написана в 1903 году, почти перед смертью писателя. В «Вишневом саде» Чехов раскрывает свои взгляды на прошлое, настоящее и будущее России. Как и большинство его произведений, эта пьеса уникальна своим сюжетом, точнее — отсутствием ярко выраженных сюжетных линий.
    Сюжет пьесы достаточно прост. Раневская и Гаев обладают имением, главное достоинство которого заключается в прекрасном вишневом саде. Оба персонажа отличаются легкомыслием, из-за которого довели имение до плачевного состояния. Предстоит его продажа с торгов. Лопахин, разбогатевший крестьянский сын, друг семьи, предупреждает хозяев о грядущей потере. Он предлагает им варианты спасения имения, но хозяева не желают сдавать сад в аренду под дачи. В итоге происходят торги, и Лопахин сам покупает имение. Когда беда свершилась, Раневская и Гаев чувствуют определенное облегчение, оба примиряются со случившимся.
    На самом деле пьеса, безусловно, намного глубже. Все основные действия в ней происходят за сценой (продажа сада, вырубка деревьев). Мы видим лишь героев, их переживания и вишневый сад, который является равноправным персонажем пьесы. Образ сада зримо и незримо присутствует в каждом действии, в каждой сцене. Он находится в центре переживаний, споров, надежд, тревог.
    Реализм Чехова-художника ярко виден в персонажах пьесы. Автор не применяет к ним однобокой оценки, здесь нет только плохих и хороших. При внимательном прочтении произведения можно увидеть всю глубину чеховских персонажей.
    Вот мы видим перед собой старых владельцев сада. На первый взгляд, Раневская и Гаев способны вызвать у читателя определенную симпатию. Радость и слезы Любови Андреевны при воспоминании о детстве, о погибшем сыне искренни и трогательны. Но Чехов несколькими штрихами дает почувствовать поверхностность переживаний Раневской. Чувства ее выражаются преувеличенно, и это позволяет усомниться в их силе и глубине.
    Раневская достаточно умна и способна иногда сказать горькую правду о самой себе. Но она не может ничего изменить, исправить в своей судьбе. Любовь Андреевна с самого рождения жила за чужой счет. Это сделало ее рабой обстоятельств, собственных капризов. Она безвольна, не может отказаться от негодяя, который обманул и обобрал ее. Раневская упрекает себя за то, что бессмысленно тратит деньги, в то время, как бедная Варя «из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох». Но тут же продолжает растрачивать последние финансы.
    Ее брат Гаев похож на шута. В его образе очень много гротеска. Чехов подчеркивает его болтливость, невероятную лень, неспособность к какому бы то ни было труду. Легкомыслие и непрактичность Гаева доходят до карикатурных размеров. Он произносит перед старым шкафом пафосную речь и, взвинченный собственным красноречием, впадает в слезливый восторг.
    Этого героя невозможно воспринимать серьезно. Жизнь Гаева и его сестры полна воспоминаний о детстве, и это неслучайно: они сами все еще дети, не желающие взрослеть. Из-за их безответственности и гибнет вишневый сад, который оба так любят. Но что такое для Гаева и Раневской любовь к саду? Это тоска по ушедшему прошлому, по времени крепостничества. Ведь с каждого вишневого дерева, по словам Пети Трофимова, глядят «человеческие существа». Это души тех, благодаря кому был посажен этот чудесный сад.
    Очень важно то, что Раневская и Гаев не похожи на яростных крепостников, жестоких и бесчеловечных. Нет! Они милы, забавны, добродушны, рассеянны и, казалось бы, совершенно безопасны. Но из-за их милой рассеянности старый Фирс оставлен умирать в заколоченном доме.
    Через образы Раневской и Гаева Чехов показал полный крах дворянского мира.
    Тем не менее, автор не обрушивается на своих героев с разгромной сатирой. Ему дорого то, что они не предали и не продали своего сада. Герои отказываются превратить свой прекрасный сад в торгашескую пошлость. Они не захотели стать участниками разрушения красоты во имя наживы. В этом сказалось их своеобразное рыцарство.
    Человеком настоящего можно в какой-то мере назвать дельца Лопахина. Он прямой потомок тех, чьи лица «глядят с каждого вишневого дерева в саду». Его отец, дед, прадед были подневольными мужиками, которых не пускали даже в кухню. И вот этот человек становится обладателем вишневого сада. Но у него не достает внутренней тонкости, чтобы разглядеть всю красоту своего приобретения. Сад для него — средство обогащения. И он преступает к вырубке деревьев.
    Лопахин — это «хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути». Этот персонаж нужен для «обмена веществ», для того, чтобы «сожрать» то, что уже отжило.
    Людьми будущего принято называть дочь Раневской Аню и студента Петю Трофимова. Трофимов раскрывает девушке глаза на то темное, страшное, что таилось за поэзией дворянства. Именно ему принадлежат слова о том, что с каждого вишневого дерева «глядят человеческие существа». Он призывает в своем монологе искупить прошлое, покончить с ним и, наконец, начать жить в настоящем.
    Трофимов зовет Аню к красоте будущего: «Я предчувствую счастье. Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!». Но я не думаю, что сам Петя способен на борьбу за светлое будущее. Его мечты широки, но… он всего лишь мечтатель. Он недостаточно силен для настоящей борьбы. Но слова Трофимова меняют мировоззрение Ани. Я думаю, что у нее хватит сил на борьбу, она желает быть вместе с людьми, которые превратят всю родину в новый волшебный сад.
    Важно заметить, что все произведение Чехова проникнуто печалью расставания. Но это светлая грусть. Чехов, как мудрый художник жизни, понимал, что расставаться с прошлым необходимо. Печаль расставания является предвестником чего-то нового и радостного.

  8. Апр
    29 2015

    «Чехов был величайший художник — художник жизни» (Л. Н. Толстой)

    А. П.Чехов прекрасный писатель конца второй поло­вины XIX века. Он внес огромный вклад в великую рус­скую литературу своими замечательными рассказами и пьесами. Все произведения Чехова направлены сочинение с аллсоч. ру © 2005 на опи­сание повседневной жизни людей. Писатель рассказы­вает нам не о конкретных героях, а о всех вместе, пока­зывая их обыденные проблемы, скучное существование. Антон Павлович в своих трилогиях и пьесах высмеива­ет пошлость людей и мещанство как социальную бо­лезнь.
    В рассказе «Ионыч» автор показывает нам дея­тельного человека, доктора Старцева, который приехал в губернский городок, чтобы работать. Но, с его при­выканием к рутинной повседневной жизни, он дегради­рует как личность. Сначала Старцеву нравилось ходить в дом Туркиных, самой образованной семье города, где и Вера Иосифовна рассказывает «о том, что никогда не бывает в жизни», и Котик с «талантом» пианистки, и Иван Петрович с его «негосударственно» и «здравствуй­те пожалуйста», — все это привлекло и нравилось Стар­цеву поначалу. Спустя какое-то время он влюбляется в Котика, но получает отьсаз.
    Старцев быстро успокоился и именно тогда встал на путь полного духовного паде­ния. У него появляются мысли о большом приданом и мысли вроде: «А к лицу ли ему, земскому доктору, умно­му, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам?..» Старцев все больше и боль­ше погружался в пошлую, однообразную жизнь губерн­ского городка. Чтобы ярче показать падение героя, Че­хов изображает Старцева через четыре года, акцентируя внимание на внешности: «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой».
    К тому времени героя уже не интересовали окружаю­щие, он снисходил до них только для того, чтобы поиг­рать в карты. Его любимым занятием стало перебира-ние денег, полученных за день. Даже в городе замети­ли, что Старцев изменился не в лучшую сторону. Мож­но сделать вывод, что существование в такой теплой среде, может затянуть любого умного, деятельного че­ловека, сделать из него обыкновенное, духовно опус­тошенное существо, а именно таким стал герой расска­за «Ионыч». Другое, не менее привлекательное и прав­дивое произведение — «Вишневый сад». В котором ав­тор показывает обывательскую жизнь людей.
    В пьесе сочетаются хороший юмор и трагедия. Чехов говорит о вымирании дворянства, изображая Раневскую, кото­рая бросается деньгами, и ее брата Гаева, который все свое состояние проел на леденцах. Но, вообще, Чехов большое внимание уделяет в пьесе времени, она явля­ется центральной в комедии.
    Самое интересное, что автор как бы делит героев на живущих только прошлым, настоящим и будущим. Писатель также показывает и мелочные интересы героев. Раневская, Гаев, Фирс — все они живут воспоминаниями о былых временах, о том как было хорошо им тогда. Привыкшие к ничегонеде-ланыо, они даже не могут принять правильное предло­жение Лопахина, касающееся их имения, а именно от них зависит дальнейшая судьба вишневого сада.
    В этой пьесе Чехов также очень ярко показывает деградацию отдельных героев, говоря о том, что прошел их век, наступило время для нового поколения, с прогрессив­ными мыслями, умных и деятельных людей. Особенностью А. П.Чехова является то, что он один из немногих умел так точно, ярко изобразить повсед­невное существование людей своей современности. За свою жизнь писатель написал множество прекрасных произведений, которые внесли огромный вклад в рус­скую литературу.
    Предыдущие Сочинения: «Век нынешний и век минувший»
    Следующие Сочинения: Тема «страшного мира» в поэзии А. Блока
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » «Чехов был величайший художник — художник жизни» (Л. Н. Толстой) . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Изображение повседневной жизни в произведениях А. П. Чехова
    Куррикулум по русскому языку и литературе для V – IX классов – часть 2
    Изображение повседневной жизни в произведениях А. П. Чехова.
    Изображение повседневной жизни в произведениях А. П. Чехова
    Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова
    ОСУЖДЕНИЕ РАВНОДУШИЯ, БЕЗДУХОВНОСТИ И МЕЩАНСТВА В РАССКАЗАХ ЧЕХОВА 90-Х ГОДОВ.
    Новаторство А. П. Чехова в драматургии (по пьесе “Вишневый сад”)
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  9. Творчество Чехова спустя век продолжает оставаться актуальным и привлекает внимание читателей не только русских, но и зарубежных. В чем же особенность чеховского мира, что позволяет ему оставаться в числе одних из самых читаемых писателей в мире? Думаю, дело тут в удивительной естественности и глубине его произведений, в тонком юморе, в стремлении автора к правдивости, его чуткость к красоте. Но основное, на мой взгляд, достоинство произведений Чехова – это правдивость изображения героев, в которых мы нередко узнаем себя.
    Пристально вглядывался Антон Павлович в существование рядовых людей. И поступки, и мысли, и чувства, и события людские попадали в поле зрения автора. Чехов находил, что человеческое существование зачастую однообразно, серо, убого. Его произведения доказывают нам, что всякий человек в силах преодолеть такое унылое существование, стоит ему только по-настоящему этого захотеть. Внутреннее движение человеческой души – вот что привлекало автора в первую очередь. В каждом конкретном случае эти движения освещались, конечно, по-разному, но практически всегда – с присущим Чехову мягким юмором.
    Вот, например, один из первых рассказов Чехова «Толстый и тонкий». На первый взгляд – это обычная зарисовка общественных нравов. Милый непринужденный тон беседы давно не встречавшихся сокурсников резко меняется в тот момент, когда обнаруживается огромная пропасть в социальном положении обоих. Однако это всего лишь ситуация. Интересно то, что скрывается за ней, за внешним поведением героев. Мы видим, что и Толстый и Тонкий искренне рады встрече. Они не только помнят о детских годах, но и способны к непринужденному, живому общению. Но душевные порывы очень быстро перетекают во внешнюю позу – несовместимость социальная заставляет Тонкого подобострастно извиваться, а Толстый, в свою очередь, презрительно смотрит в сторону более низшего по чину. Оба смешны и одинаково ничтожны. Мы видим, что нормальные человеческие устремления растаяли, как дым.
    По мере развития творчества Чехова его интерес к порывам, побуждениям лич-ностей возрастает. Он продолжает писать о несчастливых людских судьбах, но и одновременно проникает все глубже в человеческую сущность, извечно стремящуюся к красоте и чистоте. Именно это и позволяет автору наиболее глубоко отразить внутренний мир своих героев. Устремления персонажей, их совсем незначительные движения души, – все это играет немалую роль в раскрытии подлинного психологического состояния.
    В связи с вышесказанным обратимся к более поздним произведениям Чехова, например, рассказу «Анна на шее», написанном в 1895 году. В рассказе сразу выделяется поэтический мотив музыки, который вначале повествования передает про-тивоестественность брака молоденькой девушки и пожилого почти человека—Анну, «которой едва минуло 18», выдали замуж за чиновника 52-х лет. «Скучно слушать музыку» было на их свадьбе. Образ музыки сопутствует героине на протяжении всего повествования, приобретая при этом разное значение. В первый вечер молодоженов, например, Анна слышит как «из-за высоких берез и тополей, из-за дач, залитых лунным светом, доносились звуки военного оркестра». Звуки музыки навевают на героиню мысли о том, что она «будет счастлива, непременно, несмотря ни на что». Анна очень молода и, как любой юный человек, мечтает о будущем счастье, и мечты эти волнуют девушку, как волнует музыка.
    «Предчувствие счастья» ощущает героиня и на первом балу, и чувства эти вновь порождает музыка. Танцуя, Анна словно «отлетела от мужа, и ей показалось, будто она плыла на парусной лодке, в сильную бурю, а муж остался на берегу». Этот душевный порыв, отрывающий героиню1 от реальности, прекрасен и естественен. Но здесь звучит и авторское предостережение о том, что истинная красота жизни легко может быть заменена в сознании столь юного существа мнимыми ценностями.
    К сожалению, так и происходит. Поэтичная душа героини гибнет – она отдается «шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, поклонниками». То есть подлинная красота в сознании героини была объединена с «впечатлениями света, пестроты, музыки и шума». Она незаметно для самой себя отступила от своих романтических мечтаний. Душа героини мельчает, она погружается в пошлость окружающей действительности.
    Таким образом, при помощи мотива музыки автор передает метаморфозы, которым подвергается душа героини. Прослеживая сюжетные действия, нам кажется, что Чехов рисует обычную бытовую картину, вполне конкретно рассказывает историю Анны. Но при более внимательном отношении к штрихам, которые дополняют повествование, мы можем отследить, при помощи каких средств автор изображает душевное движение героев. Чехов размышляет о том, почему люди оказываются лишены истинных ярких жизненных событий, почему они оказываются душевно бедными. Чехов дает ответы на эти вопросы – в рассказе «Анна на шее», например, он объясняет духовное обнищание героини средой, в которую она попадает, и неспособностью сопротивляться окружающему обществу, в котором гибнут все лучшие порывы души. В каждом конкретном произведении, разумеется, автор дает свое объяснение.

  10. А.П. Чехов был не только мастером рассказа, его талант распространялся и на другие жанры. Так, давно стали бессмертными пьесы Чехова, наполненные тонким символизмом и жизненностью. Одним из самых лучших и известных произведений этого жанра считается «Вишневый сад». Эта пьеса была написана в 1903 году, почти перед смертью писателя. В «Вишневом саде» Чехов раскрывает свои взгляды на прошлое, настоящее и будущее России. Как и большинство его произведений, эта пьеса уникальна своим сюжетом, точнее – отсутствием ярко выраженных сюжетных линий.
    Сюжет пьесы достаточно прост. Раневская и Гаев обладают имением, главное достоинство которого заключается в прекрасном вишневом саде. Оба персонажа отличаются легкомыслием, из-за которого довели имение до плачевного состояния. Предстоит его продажа с торгов. Лопахин, разбогатевший крестьянский сын, друг семьи, предупреждает хозяев о грядущей потере. Он предлагает им варианты спасения имения, но хозяева не желают сдавать сад в аренду под дачи. В итоге происходят торги, и Лопахин сам покупает имение. Когда беда свершилась, Раневская и Гаев чувствуют определенное облегчение, оба примиряются со случившимся.
    На самом деле пьеса, безусловно, намного глубже. Все основные действия в ней происходят за сценой (продажа сада, вырубка деревьев). Мы видим лишь героев, их переживания и вишневый сад, который является равноправным персонажем пьесы. Образ сада зримо и незримо присутствует в каждом действии, в каждой сцене. Он находится в центре переживаний, споров, надежд, тревог.
    Реализм Чехова-художника ярко виден в персонажах пьесы. Автор не применяет к ним однобокой оценки, здесь нет только плохих и хороших. При внимательном прочтении произведения можно увидеть всю глубину чеховских персонажей.
    Вот мы видим перед собой старых владельцев сада. На первый взгляд, Раневская и Гаев способны вызвать у читателя определенную симпатию. Радость и слезы Любови Андреевны при воспоминании о детстве, о погибшем сыне искренни и трогательны. Но Чехов несколькими штрихами дает почувствовать поверхностность переживаний Раневской. Чувства ее выражаются преувеличенно, и это позволяет усомниться в их силе и глубине.
    Раневская достаточно умна и способна иногда сказать горькую правду о самой себе. Но она не может ничего изменить, исправить в своей судьбе. Любовь Андреевна с самого рождения жила за чужой счет. Это сделало ее рабой обстоятельств, собственных капризов. Она безвольна, не может отказаться от негодяя, который обманул и обобрал ее. Раневская упрекает себя за то, что бессмысленно тратит деньги, в то время, как бедная Варя «из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох». Но тут же продолжает растрачивать последние финансы.
    Ее брат Гаев похож на шута. В его образе очень много гротеска. Чехов подчеркивает его болтливость, невероятную лень, неспособность к какому бы то ни было труду. Легкомыслие и непрактичность Гаева доходят до карикатурных размеров. Он произносит перед старым шкафом пафосную речь и, взвинченный собственным красноречием, впадает в слезливый восторг.
    Этого героя невозможно воспринимать серьезно. Жизнь Гаева и его сестры полна воспоминаний о детстве, и это неслучайно: они сами все еще дети, не желающие взрослеть. Из-за их безответственности и гибнет вишневый сад, который оба так любят. Но что такое для Гаева и Раневской любовь к саду? Это тоска по ушедшему прошлому, по времени крепостничества. Ведь с каждого вишневого дерева, по словам Пети Трофимова, глядят «человеческие существа». Это души тех, благодаря кому был посажен этот чудесный сад.
    Очень важно то, что Раневская и Гаев не похожи на яростных крепостников, жестоких и бесчеловечных. Нет! Они милы, забавны, добродушны, рассеянны и, казалось бы, совершенно безопасны. Но из-за их милой рассеянности старый Фирс оставлен умирать в заколоченном доме.
    Через образы Раневской и Гаева Чехов показал полный крах дворянского мира.
    Тем не менее, автор не обрушивается на своих героев с разгромной сатирой. Ему дорого то, что они не предали и не продали своего сада. Герои отказываются превратить свой прекрасный сад в торгашескую пошлость. Они не захотели стать участниками разрушения красоты во имя наживы. В этом сказалось их своеобразное рыцарство.
    Человеком настоящего можно в какой-то мере назвать дельца Лопахина. Он прямой потомок тех, чьи лица «глядят с каждого вишневого дерева в саду». Его отец, дед, прадед были подневольными мужиками, которых не пускали даже в кухню. И вот этот человек становится обладателем вишневого сада. Но у него не достает внутренней тонкости, чтобы разглядеть всю красоту своего приобретения. Сад для него – средство обогащения. И он преступает к вырубке деревьев.
    Лопахин – это «хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути». Этот персонаж нужен для «обмена веществ», для того, чтобы «сожрать» то, что уже отжило.
    Людьми будущего принято называть дочь Раневской Аню и студента Петю Трофимова. Трофимов раскрывает девушке глаза на то темное, страшное, что таилось за поэзией дворянства. Именно ему принадлежат слова о том, что с каждого вишневого дерева «глядят человеческие существа». Он призывает в своем монологе искупить прошлое, покончить с ним и, наконец, начать жить в настоящем.
    Трофимов зовет Аню к красоте будущего: «Я предчувствую счастье. Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!». Но я не думаю, что сам Петя способен на борьбу за светлое будущее. Его мечты широки, но… он всего лишь мечтатель. Он недостаточно силен для настоящей борьбы. Но слова Трофимова меняют мировоззрение Ани. Я думаю, что у нее хватит сил на борьбу, она желает быть вместе с людьми, которые превратят всю родину в новый волшебный сад.
    Важно заметить, что все произведение Чехова проникнуто печалью расставания. Но это светлая грусть. Чехов, как мудрый художник жизни, понимал, что расставаться с прошлым необходимо. Печаль расставания является предвестником чего-то нового и радостного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *