Сочинение на тему пословицы о языке и речи 4 класс

12 вариантов

  1. У меня очень много родственников и друзей. Мы часто ездим с родителями к бабушке и дедушке, к тетям, дядям. Я люблю такие поездки. Ведь могу повидаться со своими братьями и сестрами, поиграть новыми игрушками. … Дальше

    Век живи век учись

    В наше время необразованному приходится туго. И это не в материальном смысле, в плане трудоустройства и обеспечения своего благополучия, хотя тоже играет значительную роль…. Дальше

    Дело мастера боится

    Я много-много раз слышала эту пословицу: «Дело мастера боится». И только недавно поняла ее смысл. Помогла мне бабушка. В школе нам сказали принести на благотворительную ярмарку вкусную домашнюю выпечку…. Дальше

    Делу — время потехе — час

    Моя бабушка любила повторять, что «Делу — время, а потехе – час». Данная пословица известна нам с раннего детства. А в школе нам рассказали, что это слова одного из российских царей Алексея Михайловича,… Дальше

    Друг познается в беде

    У каждого человека есть самый лучший друг. Одни с самого детства вместе, другие приобрели такого верного товарища в школе или университете, третьи познакомились совсем недавно, но знают друг друга, как будто с самого младенчества. А как же узнать,… Дальше

    Жизнь прожить — не поле перейти

    Жизнь человека, очень сложная штука и только от него самого зависит, как он ее проживет и чего он сможет добиться в этой жизни. Еще с самого своего рождения, он обречен на постоянный поиск и различного рода страдания, которые… Дальше

    Ученье — свет а неученье — тьма

    Сочинение-рассуждение по теме: ученье-свет, а не ученье-тьма.На самом деле, эту замечательную пословицу родители повторяют нам чуть ли не каждую неделю. Естественно, она не несет прямого смысла,… Дальше

    Язык мой — враг мой

    Всем с раннего детства известна фраза «Язык мой – враг мой». Кому-то даже на собственном горьком опыте приходится испытывать ее актуальность. Выражение используется в том случае, если человек, не подумав, произнес то, о чем стоило бы промолчать…. Дальше

    Язык мой – друг мой

    Ежедневно общаемся с другими людьми, делимся мыслями, чувствами и событиями, произошедшим в нашей жизни. Мы с самого от начала и до конца дня используем слова практически без перерыва. Но мы редко задумываемся о том… Дальше
    Язык… Сколько значения несет в себе одно слово из пяти букв. С помощью языка человек с раннего детства получает возможность познавать мир, передавать эмоции, сообщать о своих потребностях, общаться.
    Возник язык в далеком доисторическом периоде, когда появилась потребность у наших предков, во время совместного труда, передать свои мысли, чувства, желания своим сородичам.
    С его помощью мы теперь можем изучать любые предметы, явления, окружающий мир, а со временем усовершенствовать свои знания. У нас появилась возможность обмениваться с другими людьми опытом и информацией.
    Также язык научил людей передавать свои эмоции другому человеку. Ведь владея таким инструментом, как язык мы можем радоваться, огорчаться, удивляться и даже бояться чего-либо.
    Выражая свои мысли и знания человек учится думать, рассуждать и создавать что-то новое, поэтому стало возможным улучшить мир, в котором мы живем.
    Язык – это большое сокровище человечества. Культура и искусство народов невозможны были бы без знания родного языка. Для этого и возникли такие науки, как литература, история, ведь очень важно не только знать язык, а и сохранить его, передать другим поколениям. Человек покидает этот мир, а слово, переданное потомкам, остается навсегда. М.А Шолохов верно подметил: «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».
    Современным школьникам нужно знать и беречь свой родной язык. Ведь очень приятно слушать человека, когда он говорит правильно и внятно. При общении нужно не забывать, что словом можно обидеть другого человека, поэтому нужно осторожно пользоваться этим тонким инструментом.
    Язык – это не только средство общения для подростков, но и первая ступенька в выборе своего места в обществе. И только подружившись с языком, их выбор может стать обдуманным и верным.

  2. формирование умения выделять микротемы в описании;
    формирование умения использовать в речи пословицы, толковать и показать их красоту, выразительность и точность.
    развитие коммуникативно-речевых умений;
    воспитание интереса к родной природе.
    Оборудование: интерактивная доска.
    Оформление: на интерактивной доске:
    репродукции картин (А. Пластов «Первый снег», В.Д. Поленов «Ранний снег»);
    запись трех пословиц «Первая пороша — не санный путь», «Поздняя осень — перемен восемь», «Ноябрь — ворота зимы».
    Ход работы
    I. Вступительная беседа.
    Какое время года? Какая осень?
    — Назовите признаки поздней осени.
    1. Время самых коротких дней в году.
    2. Изменения в неживой природе: дождь, мокрый снег, тяжелое низкое небо, водоемы, покрыты тонкой корочкой льда, заморозки.
    3. Неустойчивость погоды. Поздняя осень — перемен восемь. Схожесть с ранней весной. Резкие похолодания сменяются оттепелью.
    4. Изменения в живой природе: последние перелётные птицы торопливо покидают родные места. Прибыли зимние гости — снегири. Возле домов прибавилось зимующих птиц.
    — Назовите последний месяц осени (ноябрь).
    — Объясните странные названия этого месяца (листонос, грудень, курятник).
    — Ноябрь также называют предзимьем. Почему?
    Художники изображали это время года (А. Пластов «Первый снег», В.Д. Поленов «Ранний снег»). Поэты посвящали свои стихи. Так, А.С. Пушкин очень по-разному относился к этому времени года:
    «Дни поздней осени бранят обычно вечно
    Но мне она мила, читатель дорогой,
    Красою тихою, блистающей смиренной…»
    Но в другом своем произведении поэт писал:
    «Ложится на поля туман,
    Гусей крикливых караван
    Тянулся к югу, приближалась
    Довольно скучная пора,
    Стоял ноябрь уж у двора.»
    — А как вы относитесь к предзимью? Какое настроение у вас вызывают ноябрьские деньки?
    II. Анализ поговорок.
    III. Составление устного рассказа о ноябре.
    Ноябрь — последний месяц осени. Стоят короткие пасмурные дни. Серое, хмурое небо низко висит над землей. Холодный, порывистый ветер гонит темные свинцовые тучи. Часто идут моросящие дожди со снегом. Мокрый снег падает крупными хлопьями и быстро тает. Недаром в народе говорят: «Первая пороша — не санный путь».
    Погода в ноябре неустойчивая и капризная. То мороз, то дождь и вдруг снег, как зимой. Метель белая с воем, и опять солнце, опять тепло уж давно люди подметили: «Поздняя осень — перемен восемь».
    Не успел ноябрь проводить в теплые края последних пернатых странников, а к нам уже прибыли зимние гости — снегири. Зимующие птицы держатся ближе к жилью человека.
    «Ноябрь — ворота зимы» — гласит народная мудрость. Вот, вот в эти ворота влетит белая вьюга, шагнет трескучий мороз, вползет белая поземка. Природа замерла, затаилась в ожидании зимы.
    Дрожащие от холода деревья ждут теплых зимних шубок, поля — белого снежного покрывала, река — толстого белого льда.
    Приходи зима! Мы ждем тебя!
    IV. Выбор эпиграфа.
    V. Словарная работа.
    1. Подобрать определения: ветер (резкий, порывистый, холодный), погода (неустойчивая, капризная, переменчивая), небо (хмурое, низкое, серое, пасмурное).
    2. Разобрать по составу: оттепель, снегирь, заморозки.
    Объяснить значения: пороша, позёмка, санный (путь).
    VI. Написание первого варианта сочинения.
    VII. Редактирование сочинения.
    VIII. Написание окончательного варианта сочинения.
    Анализ творческих работ учащихся.
    Литература
    1. Безденежных Н. В. Изложения, сочинения, мини-эссе для начальной школы. — 4-е издание. — М.: Феникс, 2013. — 288с.
    2. Горлова М. А. Обучение написанию сочинения. // Начальная школа. — 2006., №6. — с. 51-53.
    3. Есенина С. А. Как научить писать сочинения. — М.: Грамотей, 2010. — 49с.
    4. Зимин В. И. Русские пословицы и поговорки — М.: Школа-Пресс, 2004. — 320 с.
    5. Константинова Л. Б. Развитие творческих способностей младших школьников.// Начальная школа. — 2000., №7 — с. 47-51.
    6. Микушова Т. П. Работа с разными жанрами сочинений художественного и публицистического стиля.// Начальная школа. — 2006., №7. — с.40-48.

  3. Культура речи — сочинение-рассуждение ЕГЭ
    Культура народа – это его традиции и мораль, а культура языка – его правила, причем не только грамматические. Зачем же нам беречь русский? Вот не выучу я параграф, он что от этого, исчезнет.
    Сочинение на тему Вид из окна зимой 6 класс
    В этом году зима наступила рано и уже, который день, крупными хлопьями идет снег. Я пришел из школы, а родители еще не вернулись с работы. Чтобы согреться, я решил поставить на газовую плиту чайник.
    Анализ поэмы Мцыри Лермонтова сочинение
    Михаил Юрьевич Лермонтов наиболее предпочитал писать в жанре поэмы. Им написано достаточно много поэм, но одним из самых любимых его творений было произведение «Мцыри». Именно эту поэму он с удовольствием декламировал по случаю именин Гоголя,
    Велик и богат русский язык. С его помощью можно выразить все, что хочется. Устное народное творчество переходит из поколения в поколение. Это песни и былины, романсы и баллады, частушки и потешки, ну и, разумеется, пословицы и поговорки. Именно в них отражается вся мудрость русского народа, собранная за многие века. С помощью пословиц и поговорок мы имеем возможность перенять опыт, знания наших предков. Буквально на каждую жизненную ситуацию можно вспомнить пословицу.
    Мне очень нравится пословица «Делу время, потехе час». Она учит нас правильно распределять свое время, рационально его использовать, чтобы все успеть. Очень часто мы слышим от своих друзей или знакомых, якобы у них столько дел, что они ничего не успевают сделать. А иные при таком же объеме работы, при такой же загруженности успевают все, и даже остается время на отдых. Разница именно в том, как человек распределяет свое время. Если мы занимаемся тем или иным делом, не нужно отвлекаться на другие дела, нужно быть максимально сосредоточенным.
    К примеру, одни мои одноклассники успевают и в общеобразовательной школе хорошо учиться, и в музыкальной, еще и танцами заниматься. Нагрузка, конечно, большая, но им все удается, а все потому, что их родители приучили грамотно распределять свое время и жить «по часам». А другие товарищи едва успевают справляться с учебной программой в школе. Эти навыки прививаются нам с самого раннего детства и сопровождают нас в течение всей жизни, очень помогая нам.
    К тому же, смена работы и отдыха станет едва ли не праздником для нас. Ведь нельзя все время либо только работать, либо только отдыхать. Нужно чередовать занятия. Недаром говорят, что лучший отдых – это смена вида деятельности. Время очень быстротечно. Иногда нам кажется, что мы все успеем сделать и даже исправить. Но на деле оказывается все иначе. Один день сменяет другой, месяц бежит за месяцем, год за годом…
    Понравилось сочинение? Почитайте ещё эти:
    Сочинение на тему «Первый снег»
    Сочинение на тему «О чем мечтает молодое поколение»
    Комментарии:
    Сочинение-рассуждение на тему «верный способ узнать человека его моральный облик его характер прислушаться к тому как он говорит»
    5 (100%) 1 vote
    Речь отражает внутренний мир человека. Все душевные качества проявляются в разговоре. Если мы хотим узнать кого-то, то наблюдаем за поведением, спрашиваем о поступках, разговариваем. Именно разговор дает информацию о человеке из первых уст, и о том, что его волнует.
    Воспитанность, начитанность, образованность – все это становится понятно по словам, которые употребляются в речи. Используемый словарный запас и выбор слов ясно показывают, насколько хорошо человек знает родной язык. Жаргонные, сложные или простонародные выражения позволяют судить о воспитанности. С моральными качествами и характером сложнее, хотя и в них без труда можно разобраться, если прислушаться к разговору.
    Человек образованный и мыслящий говорит всегда точно, четко и понятно. Сумбурность в словах свидетельствует о такой же путанице в мыслях. С помощью речи люди не только говорят, с ее же помощью они и думают. Мысль может быть окрашена эмоциями, чувствами, но выразить ее можно именно с помощью слова.
    Речь – это способ самовыражения. Мягкая, плавная или, наоборот, отрывистая, шершавая и истеричная манера говорить показывает эмоциональное состояние. По звучанию можно судить о спокойном или вздорном характере.
    Смысл же слов отражает человеческие качества. Отношение к собеседнику ясно видно по обращению. Сострадание, сочувствие, отстраненность, заинтересованность, презрение всегда можно почувствовать по манере речи. Русский язык необычайно богат на выразительные средства, передающие чувства. Именно по таким эмоциям можно оценить моральный облик человека.
    То, как каждый конкретный человек пользуется родным языком, показывает его культуру и мысли. Если хорошенько прислушаться к чужой речи, то собственные чувства и мысли подскажут, какой внутренний мир находит отражение в словах собеседника.
    Пословицы и поговорки – это формы русского народного творчества. Невозможно представить русский язык без этих коротких, но очень мудрых высказываний.
    Мы всю жизнь сталкиваемся с пословицами и поговорками. Пословица обычно побуждает нас к действию, несет мораль и важную мысль. С самого детства мы читаем сказки, где главные герои получают умные советы и наставления именно в этой форме. Например, известная пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Каждый человек понимает: чтобы получить то, чего сильно хочешь, надо упорно работать.
    Поговорка объясняет какие-то закономерности, то, что происходит вокруг нас. Все знают поговорку «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Тут мы видим, что человек, у которого много друзей, намного богаче всех остальных. Деньги никогда не заменят нам верных и преданных друзей.
    Люди веками передают народную мудрость своим детям, с помощью коротких высказываний объясняют, что хорошо, а что – плохо. Но русский язык не стоит на месте, он постоянно развивается, и появляются фразы, которые навсегда остаются в памяти у каждого.
    А моя самая любимая пословица – «Сделал дело – гуляй смело». Сделал уроки – можно и отдохнуть!

  4. 4
    Текст добавил: Mr.Хайнзерберг

    Публикация: October 23rd, 2015 10:01 AM
    В сказках и мифах с самого раннего времени отражались надежды и верования народов, их вера в чистоту и надежду на лучший мир. В каждой легенде, песне, басне или сказке…
    Сочинение по пословице «Делу время потехе час»
    Публикация: January 24th, 2014 09:09 PM
    Существует пословица – «Делу время, потехе час». О чем она говорит? Эта пословица предупреждает нас о том, что повеселиться – «потешиться» можно. Час-другой….
    Сочинение по пословице «Друзья познаются в беде»
    Публикация: January 21st, 2014 07:06 AM
    Друг познается в беде. Да, так и есть. Если у вас случилась беда, то первым, кто придет на помощь, будет именно друг. Он попытается сделать все, что угодно, чтобы помочь,…
    Сочинение по пословице «Семь Раз отмерь один раз отрежь»
    Публикация: January 11th, 2014 12:26 PM
    Говорят люди: «Семь раз отмерь – один отрежь». Пословица эта означает то, что нужно сперва подумать, проверить, перепроверить и уже потом приниматься за дело….
    Сочинение по пословице «Не будь скор на обещания, а скор на исполнения»
    Публикация: December 26th, 2013 03:22 PM
    Сколько надежд и людских чаяний разбито напрасным ожиданием невыполненного обещания! Сколько судеб разбито легковесными, поспешными словами и предложениями. Людей,…
    Сочинение по пословице «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
    Публикация: December 24th, 2013 12:16 PM
    Такой речевой оборот поговорки присущ нашему народу, потому она успешно вошла в учебники, ее знает каждый школьник. Без усилий ничего не достичь – простым языком вещает…
    сочинение на пословицу что на уме то и на языке

    Ответы:

    1.Есть такой тип людей,которые тебя поучают,советуют как правильно себя показать,вести в той или иной ситуации.При беседи с ними ты набираешься большого жизниного опыта.Такие люди безценны в наше время. 2.Когда у человека поставлена правильная речь,интонация,спокойствие в разговоре,то человека слушаешь с восхищением. 3.Редко,но метко встречаются люди,которые могут обидеть словами человека,довести до слез,сказав,что платье старое,почему ребёнок в обносках,а ведь люди не виноваты,что такая жизнь.Поэтому нужно подумать прежде,чем сказать. 4.По речи можно узнать в какой среде человек живёт.Если человек разговаривает к разному событию,дерзко,с отвращёным видом,то лучше с человеком разговор не вести.Человек не одыкватен.Есть тип людей которые разговаривают медленно,спокойно иногда складывается ощущение, что обдумывает каждое слово.Таких людей называют тихонями,и т.д. 5.Люди с такими языками очень язвительные.Если на встречу идёт или едет инвалид и просит тебя о помощи,то должен помочь. А есть люди которые не то,что не помогут,так ещё столько грязи выльют.Не понимая,что обидел человека. 6.С помощью языка мы можем описать наш удивительный мир,познать разные страны и другие иностранные языки,вести разговоры. час делал что бы помочь Тебе
    2. Прочитайте пословицы о языке и речи. Объясните, как вы поняли их смысл.

  5. В правдивости этого высказывания я убедился ещё в детстве. К сожалению, часто случается так, что будучи детьми мы не можем понять, где же нас подстерегают неприятности. Это случилось и со мной, а тот день я запомнил ещё на долгие годы.

    Сочинение В доброй беседе всяк ума копит (по пословице 4 класс)

    В доброй беседе всяк ума копит – так гласит пословица. Но какая беседа является «доброй»? Наверное, не только такая, которая рождает приятные ощущения и кажется «доброй».

    Сочинение Cделал дело – гуляй смело по пословице

    Людей не могут воспринимать, такими образами, какими являются их дела. Дела имеют осмысление и результаты, которыми могут гордиться те люди, которые их сделали. Если имеется взаимодействие с материальными и моральными стимулами

    Сочинение по пословице Делу – время, потехе – час 4 класс

    Все мечтают о хорошем отдыхе после тяжелой работы. Если упорный труд принес плоды, а результатом можно гордиться, то отдыхать еще приятнее. Но, и перерабатывать не стоит. Нужно правильно дозировать

    Сочинение Умные речи приятно и слушать

    В наше время, в мир современных развитых технологий люди стали все меньше и меньше уделять времени чтению различной литературы. На смену этому пришла массовая компьютеризация, наступило время цифровых технологий

    Сочинение Ученье – свет, а неученье – тьма 5 класс

    Сочинение Яблоко от яблони недалеко падает

    Эту пословицу многие слышат с самого детства, но не многие действительно размышляют над смыслом этих слов. Поэтому постараемся понять, какие значения тут скрыты.

    Сочинение Посеешь привычку пожнешь характер

    Многим известна поговорка: Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу

    Сочинение на тему Что посеешь, то и пожнешь!

    Народная мудрость часто собирает самые мудрые мысли в короткие изречения, которые становятся поговорками и пословицами. Благодаря этому представители народа могут легко

    Сочинение на тему Дал слово – держи рассуждение

    Люди достаточно часто обещают друг другу, дают «честное слово», что придет, вернется или выполнит. Еще чаще все это не выполняется. Бывало в детстве в разговоре со старшими, они обещают исполнить твою просьбу или сами предлагают что-то

    Сочинение по пословице Гнев твой враг твой для 7 класса

    Согласен с этой фразой, так как гнев заставляет нас делать то, о чем часто приходится после жалеть. Я слышал, что многие преступления совершаются в гневе

    Сочинение по пословице В гостях хорошо а дома лучше

    Вообще-то, я убедилась в правдивости этой фразы… Мне многие люди говорили, мол, дома лучше. Но мне всегда ка-то не очень верилось. Как так может быть? Идёшь в гости, там тебя встречают, вкусно кормят, развлекают…

    Сочинение по пословице Безделье мать всех пороков 7 класс

    Не могу сказать с уверенностью, что именно безделье мать всех пороков. Конечно, когда у человека слишком много свободного времени, когда ему скучно, он мается… Он не знает (счастливчик), чем себя занять. Ходит из угла в угол, звонит друзьям

    Сочинение по пословице Без труда не выловишь и рыбку из пруда 7 класс

    У каждого человека есть свои цели, которые он хочет достичь. Стоит понимать, что, если не прикладывать никаких усилий, то результата должного добиться весьма трудно. Человек создан для работы, ибо, усердствуя, прогрессируешь

    Сочинение по пословице Не имей сто рублей, а имей сто друзей

    В русском языке существует очень много пословиц, и каждая имеет свой смысл. Какой же смысл несет пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

    Сочинение Человек кузнец своего счастья 5 класс рассуждение по пословице

    Совершая что-либо, человек должен понимать, что каждый последующий шаг зависит только от него самого. Римский консул Аппий Клавдий говорил: Всяк своего счастья кузнец

    Сочинение по пословице Бесполезно носить дрова в лес 7 класс

    Если разбирать пословицу по ее смысловым составляющим, то суть ее станет ясной. Первое слово, используемое в пословице, – «бесполезно». Мы сразу можем видеть, что речь пойдет о неком действии

    Сочинение по пословице В радости знай меру, в беде не теряй веру

    В этой пословице говорится о двух аспектах жизни человека – радости и горе, счастье и несчастье. Это очень мудрая пословица, потому что советует сохранять человеку меру в радости, а в беде – веру.

    Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение

    В пословицах концентрируется народная мудрость – наблюдения за жизнью. они краткие, меткие, запоминающиеся. И в этой самой пословице говорится как раз о пользе пословиц, о том, что они не даром говорятся.

    Сочинение по пословице Под лежачий камень вода не течет

    Русский народ употребляет в своей речи огромное количество пословиц и поговорок. В них заключена мудрость веков. Люди с давних пор подмечали особенности человеческой натуры и выражали все в одной небольшой фразе, которая имеет глубокий смысл

    Сочинение по пословице Будь не скор на обещания, а скор на исполнение

    Как все же много мудрости заложено в наших пословицах и поговорках. Ведь они так незаметно нас учат жизни, спасают от неповторимых ошибок.

    Сочинение по пословице Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить

    Пословицы на то и придуманы, что в будничной жизни люди сталкиваются с похожими ситуациями. Передаются мудрые изречения из уст в уста ровно столько, сколько мы живем со времени появления речи

    Сочинение Пословицы и поговорки – зерна народной мудрости рассуждение

    Как часто слышим мы от окружающих, да и сами нередко употребляем в речи, множество поговорок и пословиц. Не зря их называют зернами мудрости народа. Ведь и правда: высказывания коротенькие – зерна тоже небольшие, а из зерна вырастает плод

    Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

    Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом

    Сочинение на тему Дело мастера боится 7 класс рассуждение по пословице

    Какой смысл содержит пословица: дело мастера боится? Есть, к примеру, дело, которое вас заинтересовало и хочется увидеть результат работы. Если результат получился и он понравился самому мастеру, это и значит, что ему подчинилось дело.

    Сочинение Друга за деньги не купишь рассуждение по пословице

    Как говорят: «Друга за деньги не купишь». Так ли это?..
    Настоящего друга найти очень сложно. Хотя, если у тебя много денег, тебя могут окружать люди, которые и похвалят тебя, и поддержат словом ласковым. Но в этом ли дружба?

    Сочинение по пословице Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

    Пословица «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» говорит о том, что необходимо следить за тем что сказано вслух. Можно сказать, что-то необдуманно и обидеть человека.

    Сочинение на тему Язык мой друг мой по пословице

    Речь – это то, что дала человеку Природа, и что тот смог развить себе во благо. Человек должен развивать свой словарный запас, обогащать его чтением художественной литературы

  6. В доброй беседе всяк ума копит – так гласит пословица. Но какая беседа является «доброй»? Наверное, не только такая, которая рождает приятные ощущения и кажется «доброй».
    К примеру, мы можем хвастаться, а родители или просто старшие будут хвалить нас, повторяя «какой молодец, умница», или мы можем сделать нечто не совсем верно, но взрослые снисходительно посмотрят и скажут «ну как ты старался».
    Все эти слова могут казаться добрыми и если мы не отдаем себе отчета в действиях, то будем считать такую беседу доброй, но ума точно не накопим. Иногда даже если не поймем смысл такой «похвальбы», то можем даже стать немного хуже.
    Под доброй беседой, мне кажется, подразумевается такое общение, в котором есть высокая цель. Например, педагог говорит с ребятами из класса, объясняет какой-либо трудный вопрос и хочет, чтобы дети его поняли. Он всячески старается и приводит примеры, может говорить строго или нужно, такое не всегда приятно и иногда даже скучно, но если все стараются, то общение в итоге действительно становится добрым.
    Каждый приобретает себе добра. Дети становятся умнее, педагог выполняет свою работу.
    Также хорошо, когда мы можем учиться друг у друга. Не всегда наше общение с одноклассниками имеет какую-то высокую цель, но нужно чтобы оно было понимающим и чутким. Если мы по-доброму относимся к другому, то можем чему-то у него обучиться, а он сможет взять какой-то опыт у нас.
    Мне кажется, суть доброго общения и доброй беседы не только в приятных ощущениях и эмоциях, но в том чтобы давать нечто другим и держать себя достойным образом. Если все участники общения проявляют свои лучшие качества, то и беседа становится доброй и каждый действительно развивает собственный ум. Также имеет значение искренность, нужно чтобы все относились друг к другу честно и не строили из себя ничего, не запутывали другого.
    Самое вредное, когда мы врем другому или пытаемся запутать. Многие умеют врать и благодаря этому могут делать всякое, но ума от такого общения точно не накопить, только разочаруешься в товарищах, которые пользуются доверием других. Наверное, лучше выбирать добрую беседу, чем приятную.

  7. 1.Есть такой тип людей,которые тебя поучают,советуют как правильно себя показать,вести в той или иной ситуации.При беседи с ними ты набираешься большого жизниного опыта.Такие люди безценны в наше время.
    2.Когда у человека поставлена правильная речь,интонация,спокойствие в разговоре,то человека слушаешь с восхищением.
    3.Редко,но метко встречаются люди,которые могут обидеть словами человека,довести до слез,сказав,что платье старое,почему ребёнок в обносках,а ведь люди не виноваты,что такая жизнь.Поэтому нужно подумать прежде,чем сказать.
    4.По речи можно узнать в какой среде человек живёт.Если человек разговаривает к разному событию,дерзко,с отвращёным видом,то лучше с человеком разговор не вести.Человек не одыкватен.Есть тип людей которые разговаривают медленно,спокойно иногда складывается ощущение, что обдумывает каждое слово.Таких людей называют тихонями,и т.д.
    5.Люди с такими языками очень язвительные.Если на встречу идёт или едет инвалид и просит тебя о помощи,то должен помочь. А есть люди которые не то,что не помогут,так ещё столько грязи выльют.Не понимая,что обидел человека.
    6.С помощью языка мы можем описать наш удивительный мир,познать разные страны и другие иностранные языки,вести разговоры.

  8. Пословицы и поговорки – это формы русского народного творчества. Невозможно представить русский язык без этих коротких, но очень мудрых высказываний.
    Мы всю жизнь сталкиваемся с пословицами и поговорками. Пословица обычно побуждает нас к действию, несет мораль и важную мысль. С самого детства мы читаем сказки, где главные герои получают умные советы и наставления именно в этой форме. Например, известная пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Каждый человек понимает: чтобы получить то, чего сильно хочешь, надо упорно работать.
    Поговорка объясняет какие-то закономерности, то, что происходит вокруг нас. Все знают поговорку «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Тут мы видим, что человек, у которого много друзей, намного богаче всех остальных. Деньги никогда не заменят нам верных и преданных друзей.
    Люди веками передают народную мудрость своим детям, с помощью коротких высказываний объясняют, что хорошо, а что – плохо. Но русский язык не стоит на месте, он постоянно развивается, и появляются фразы, которые навсегда остаются в памяти у каждого.
    А моя самая любимая пословица – «Сделал дело – гуляй смело». Сделал уроки – можно и отдохнуть!

  9. Дано:
    m (Cr2O3) = 19 г
    ? вых. = 90%
    Найти:
    m практ. (Cr) — ?
    Гость
    Читать ответ
    1) H2SO4 + K2CO3 => K2SO4 + CO2 ^ + H2O;
    K2SO4 + Ba(OH)2 => BaSO4 v + 2KOH
    Гость
    Читать ответ
    Уравнение реакции верное. Во-первых,при взаимодействии щелочи, а KOH — это ще
    Гость
    Читать ответ
    2. Прочитайте пословицы о языке и речи. Объясните, как вы поняли их смысл.
    1. В доброй беседе всяк ума копит.
    2. Умные речи приятно и слушать.
    3. Сперва подумай, а потом скажи.
    4. По речам узнают человека.
    5. Что на уме, то и на языке.
    6. Язык мой — друг мой.
    Запишите по памяти любые две пословицы. Проверьте себя.
    Подготовьтесь к конкурсу «Проба пера». Выберите любую пословицу и составьте на эту тему текст. Подготовьтесь представить своё сочинение в классе.
    В доброй беседе всяк ума копит. Беседуя с различными людьми мы узнаём что-то новое и увеличиваем свои знания.
    Умные речи приятно и слушать. Говорится тогда, когда услышали то, чего ждали, с чем согласны, что приятно слышать.
    Сперва подумай, а потом скажи. При ведении диалога следует продумать ситуацию наперёд. Неаккуратно сказанное слово способно оскорбить чувства человека.
    По речам узнают человека. От того что и как говоришь: грамотно или безграмотно, глупости или умные вещи, вежливо или невежливо, люди составляют свое мнение о тебе.
    Что на уме, то и на языке. О простодушном, открытом человеке.
    Язык мой — друг мой. Родной язык может помогать в общении с окружающими людьми.
    Сперва подумай, а потом скажи
    Сочинение

    Одно неверное слово может оскорбить, ранить или обидеть человека. «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь» — эту пословицу знают все. Каждый из нас в своей жизни сталкивался с такой ситуацией, когда хочется забрать свои слова обратно. Всем известна фраза: «Сначала подумай, а потом скажи». Может, действительно, стоит сначала подумать о последствии сказанных слов, а потом говорить? Ведь произнести слово совсем не сложно, намного сложнее ответить за последствие сказанного. Все люди разные и каждый по-своему относится к словам. Человека легче всего обидеть словом. Мы не всегда задумываемся о других людям, не боимся их обидеть, нас не заботит его реакция на наши насмешки. А зря.
    Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П., Горецкий В. Г.
    Ответы по русскому языку. 4 класс
    Канакина. 4 класс. Учебник №1, упр. 2, с. 6
    Rate this post

  10. В окружении каждого из нас присутствуют десятки и сотни людей и ежедневно практически всем приходится вести не один и даже не два диалога.
    Но вот только далеко не каждого человека можно долго слушать.
    Для примера возьмём любое высшее учебное заведение (институт, университет).
    Все преподаватели, работающие там, имеют высшее педагогическое образование, а некоторые могут похвастаться учёными степенями.
    Но вот парадокс, на лекции у одного преподавателя полтра часа проходят как 10 минут, настолько интересен его рассказ, а информация, преподнесенная в лекции ясна, понятна и запоминается на ура.
    А на лекции второго либо засыпаешь от скуки, либо вообще не понимаешь о чем идёт речь, потому что весь материал либо зачитан с листа, либо преподаватель так плохо доносит информацию, что слушать его одна мука.
    А все дело в том, что первый отдает рассказу часть своей души, знаний и опыта.
    Он дополняет рассказ примерами и своими комментариями. Он действительно хочет раскрыть тему и объяснить её другим.
    А задача второго просто выложить информацию и выполнить свой долг и его не волнует, интересно ли то, что он рассказывает другим.
    Несмотря на то, что образование есть у обоих, настоящий ум, знания и опыт есть только у первого и именно поэтому первого преподавателя приятно слушать.
    Так и за приделами учебных стен: одни рассказывают, чтобы рассказать, а другие чтобы донести и поделиться своими знаниями.

  11. Без русского языка не сколотишь и сапога.
    Без языка и колокол нем.
    Блюди хлеб на обед, а слово – на ответ.
    Будь своему слову господин.
    Где слова редки, там они вес имеют.
    Глупые речи – что пыль на ветру.
    Говори по делу, живи по совести.
    Говорит про тебя, забыв себя.
    Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
    Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
    Долго не говорит – ум копит, а вымолвит – слушать нечего.
    Думай дважды, говори раз.
    Жало остро, а язык — острей того.
    Каков ум, такова и речь.
    Какова речь, таков и склад.
    Колокольный звон не молитва, крик не беседа.
    Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
    Красно поле пшеном, а беседа умом.
    Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает (пожинает).
    Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
    Лучше недосказать, чем пересказать.
    Лучше скажи мало, но хорошо.
    Лучше споткнуться ногою, нежели словом.
    Мал язык, да всем телом владеет.
    Молва без крыльев, а летает.
    Не всякая пословица при всяком молвится.
    Не пройми копьем, пройми языком!
    Невысказанное слово порой гремит, как гром.
    Недолгая речь хороша, а долгая – поволока.
    Неискренние слова, как спутанные волосы на голове: распутать их – трудное дело.
    Острый язык — дарование, а длинный — наказание.
    Острый язык змею из гнезда выманит.
    Перо всегда смелее языка.
    Песнь не околица, глупая речь не пословица.
    Правдивое слово – как лекарство: горько, зато излечивает.
    Проврался, что прокрался.
    Сердце громче стонет, когда молчишь.
    Сказанное слово – потерянное, не сказанное – свое.
    Слово – олово (т.е. тяжело, веско.)
    Слово держать – не по ветру бежать.
    Слово не стрела, а сердце язвит.
    Сперва подумай, а там и нам скажи.
    Старинная пословица не мимо молвится.
    У дурака язык опаснее кинжала.
    Что написано пером, не вырубишь топором.
    Что сказано, то свято.
    Язык — стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает.
    Язык поит и кормит, и спину порет.
    Язык разум открывает.
    Язык языку ответ даёт, а голова смекает.
    Язык – телу якорь.

    Иностранные пословицы и поговорки

    Белоснежная гора от лунного света еще белее становится, разумный человек от хороших слов еще умнее делается (монгольская пословица).
    Быстро открывай глаза, медленно открывай рот (китайская пословица).
    Глухой учит немого – один не умеет говорить, другой не умеет слушать (китайская пословица).
    Говори там, где слушают, лей воду туда, где она впитывается (киргизская пословица).
    Говори, подумавши, садись, оглядевшись (адыгейская пословица).
    Говорить слова человеку, не понимающему их, то же, что бросать зерно на рога коровы (калмыцкая пословица).
    Говорящий не боится, боящийся не говорит (китайская пословица).
    Даже если молчать, можно ошибиться (английская пословица).
    Для каждого сказанного слова есть слушающее ухо (арабская пословица).
    Достойному слову и ответа нет (персидская пословица).
    Дурного не спрашивай: сам скажет (калмыцкая пословица).
    Если боишься – не говори, если сказал – не бойся (арабская пословица).
    Если говоришь слишком много, то теряешь разумные слова (вьетнамская пословица).
    Если ошибся дорогой, то можно вернуться; если ошибся словом – ничего нельзя сделать (китайская пословица).
    Есть слова – говори понимающему (китайская пословица).
    Есть слово, которое и с пудом меда не проглотишь (армянская пословица).
    Зарубки на дереве не изглаживаются, сказанное слово не забывается (калмыцкая пословица).
    И хорошую арию не поют три раза подряд (китайская пословица).
    К неугодному слуху ухо глухо (узбекская пословица).
    Каждое слово имеет триста шестьдесят пять граней (таджикская пословица).
    Карета, даже запряженная четверкой, не догонит сказанного слова (китайская пословица).
    Когда говоришь, обернись назад и погляди вперед (китайская пословица).
    Когда истощается ум, не хватает слов (арабская пословица).
    Крик не признак силы (таджикская пословица).
    Кто говорит – тот сеет, кто слушает – тот собирает (таджикская пословица).
    Кто не взвешивает вопроса, того покоробит ответ (таджикская пословица).
    Лошадь издохнет – поле останется, человек умрет – слово останется (абхазская пословица).
    Людская речь – завеса, а за ней порою клад, порою жало змей (персидская пословица).
    Много ешь – не будешь чувствовать вкуса, много говоришь – обесцениваешь слова (китайская пословица).
    На справедливое слово только дурак сердится (бенгальская пословица).
    Над несказанным словом человек – хозяин, а сказанное слово – хозяин человека (таджикская пословица).
    Надо уметь и говорить и слышать (японская пословица).
    Не сей того, что пожинать не рад, те не болтай слова, что самому претят.
    Неискренние слова, как спутанные волосы на голове: распутать их – трудное дело (бенгальская пословица).
    Одна речь – еще не ученость, одна буря – еще не сезон дождей (бенгальская пословица).
    Одного слова мало, а двух много (туркменская пословица).
    От приятных слов язык не отсохнет (бенгальская пословица).
    От сказанного до сделанного пятнадцать лет пути (курдская пословица).
    От хорошего слова миру светло (туркменская пословица).
    Речь громкая порой ничем не блещет, речь тихая бывает речью вещей (азербайджанская пословица).
    Слова и перья делаются достоянием ветра (испанская пословица).
    Слова налогом не обложишь (японская пословица).
    Слова несведущих несут войну (персидская пословица).
    Слова человека – мерило его ума (арабская пословица).
    Стрелять – еще не значит быть стрелком; не тот речист, кто треплет языком (узбекская пословица).
    То, чего не достанешь саблей, достанешь добрым словом (лакская пословица).
    Услышанное береги: время придет – пригодится (лакская пословица).
    Уста клялись; ум клятвою не связан (латинская пословица).
    Хороший рассказчик в пути – это полпути (украинская пословица).
    Язык длинен у того, чьи доводы коротки (арабская пословица).
    http://slovarick.ru/ Здесь Вы можете найти пословицы и поговорки, наиболее часто употребляемые в русской речи и зафиксированные в письменных литературных источниках. Представленные старинные пословицы и поговорки снабжены подробным толкованием и примерами употребления этих выражений в литературе.

  12. 12
    Текст добавил: ВлЮбЛёнНаЯ_В_Солнце

    Краснодарский край
    Гулькевичский район
    МОУ СОШ №14
    Доклад
    «Использование пословиц и поговорок для развития речи на уроках русского языка и чтения»
    Учитель
    Пахомова О.В.
    с. Соколовское
    Организация работы с пословицами и поговорками
    Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к русскому языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе.
    Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять пословицам. В 1-4 классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами , их заучиванию. Кроме того учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи. Основными источниками, откуда учащиеся берут пословицы и поговорки являются «Азбука», учебники русского языка и литературного чтения, а также детская художественная литература. Хорошо, если учащиеся начальной школы заводят специальные тетради и альбомы, в которые они  выписывают пословицы и поговорки. Особое внимание следует уделять художественному оформлению таких тетрадей и альбомов. К каждой записанной в тетрадь пословице можно подобрать открытку или иллюстрацию, раскрывающую содержание пословицы. Дети также сами могут сделать рисунки. Особенно доступны детям так называемые условные рисунки. Например, записывается пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» и к ней делается рисунок: ведёрко, из которого виден хвост рыбы. Наконец, написанные в тетради пословицы можно заключать в цветные рамки, различные по рисунку и форме. Чем разнообразнее художественное оформление альбома с пословицами и поговорками, тем интереснее эта работа для учеников.
    Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в 1 классе. Лучше всего это сделать , когда ученики уже изучат алфавит, т.е. овладеют письмом. Так , знакомя с буквой Ь , учитель обращает внимание детей на поговорку «Береги нос в большой мороз» и велит найти слово с нужной буквой. Ученики читают поговорку, раскрывают её смысл, находят слово с нужной буквой. После этого учитель предлагает детям завести тетради , в которые они будут записывать пословицы и поговорки, и даёт задание: к следующему уроку на первой странице наклеить открытку или картинку с изображением зимы или самим нарисовать, как дети делают снежную бабу или катаются с горы.
    На следующий день на уроке русского языка дети вспоминают поговорку. Учитель спрашивает, какие ещё пословицы и поговорки о зиме они знают. Если никто не знает, то учитель сам приводит поговорку «Мороз не велик, да стоять не велит», в которой также есть буква Ь. Обе поговорки учащиеся записывают в свои тетради под рисунком.
    В таком плане работа продолжается и дальше. Встретив пословицу в книге для чтения или в учебнике русского языка, учащиеся объясняют её смысл, разбирают и объясняют написание отдельных слов. Дома пословицу записывают в тетрадь, подобрав соответствующую картинку или сделав рисунок.
    Работа с пословицами и поговорками продолжается и во 2 классе. Учащиеся также заводят тетради, в которые они выписывают пословицы и поговорки. Можно ограничиться выбором и использованием тех пословиц  и поговорок, которые встречаются в учебниках русского языка и литературного чтения, т.к. их количество там довольно значительно.
    В 3-4 классах, продолжая работу с пословицами, можно предложить учащимся завести так называемые тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем не должно быть больше 5-6 в 3 классе и больше 10 в 4 классе.
    Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой уч-ся должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Уч-ся даётся задание : подобрать 1-2 пословицы по этой теме. Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы.
    Затем даётся новая тема, по которой также подбираются пословицы. Время от времени, учитывая содержание рассказов, а также характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам подобрать новые пословицы.
    В 4 классе , если уч-ся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предлагаемые темы. В таком случае уч-ся, найдя пословицы, должны сами определить , к каким из тем они относятся. В качестве примера можно рекомендовать следующие темы для альбома с пословицами:
    3 класс – 1) времена года, 2) явления природы, 3) домашние и дикие животные, 4)книга, письмо, 5) труд, 6) о матери, об отце.
    4 класс – 1) Родина, Москва, 2) дружба, 3) речь ,слово, 4) знание , невежество, 5) смелость, трусость, 6) о сельском хозяйстве, 7) здоровье, болезнь и т.д.
    Использование пословиц при работе над сочинением
    В данном случае следует различать два вида работы: во-первых , сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение.
    Сочинение по пословице бывает устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки уч-ся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа. Если дети имеют специальные тетради с пословицами, к которым они подбирают соответствующие картинки, то их следует использовать при обучении устно составлять рассказ по пословице. Сам вид работы, т.е. сочинение по картинке. Не является новым. Однако сочинение по картинке с пословицей несколько усложняет этот вид работы. Пословица, которая в таком случае служит заглавием, делает рассказ целенаправленным; различные картинки, подобранные учащимися к одной и той же пословице, позволяют по-разному раскрыть её содержание, предоставляется наибольшая свобода воображению детей.
    Методика проведения уроков по составлению устных рассказов по пословице должна быть разнообразной и постепенно усложняться. Так, в начале дети учатся строить рассказ по картинкам , которые они подобрали к пословице. Причём следует сразу же приучать их не только описывать сюжет картинки, но и раскрывать общее в содержании пословицы и картинки. Затем рассказ составляется так же по картинке, но уже по воображаемой. Уч-ся ,записав новую пословицу  и разобрав её смысл, рассказывают какую картинку можно нарисовать к этой пословице.
    Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Здесь требуется большая предварительная подготовка. Разберём на конкретном примере. В 3 классе планируется сочинение «Зима» с включением соответствующих пословиц. Учитель даёт детям задание подобрать пословицы о зиме. Затем учитель сообщает, что они  будут писать сочинение, в котором они должны использовать все известные пословицы о зиме. Всем классом составляется план. По плану сочиняют коллективно примерный рассказ, включая отдельные пословицы.
    Примерное сочинение.
    Зима.
    Декабрь год кончает, зиму начинает. Кончилось осеннее ненастье. Наступила холодная, вьюжная зима. Сильные морозы сковали пруды, реки, озёра.  Деревья стоят в белых шапках. Солнце встаёт поздно и не греет. Воздух чистый и свежий.
    Деревья стоят голые. Только сосны и ели зеленеют в лесу. На выдумку природа таровата. Тихо в лесу. Медведь в берлоге лапу сосёт. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц под ёлкой сидит. Только голодные волки бродят по лесу, ищут пищу.
    Много снегу на дворе. Спасибо, мороз, что снегу нанёс. Ребята вышли на улицу играть. Мороз не велик, да стоять не велит. Малыши катаются с горки на санках, лепят снеговика. Школьники катаются на коньках и лыжах.
    Старики смотрят в окно и говорят: «Снега много – хлеба много». Хорошо зимой!
    Рекомендую следующие темы, при написании которых используются пословицы и поговорки:
    3 класс
    «Наша школа» (пословицы о школе, книге, учении); «Моя мама» ( пословицы о маме); «Школьная мастерская» (пословицы о труде); «Уборка урожая» ( пословицы о колхозе, уборке урожая).
    4 класс
    «Времена года» (пословицы о временах года, о календарных месяцах); «Москва – столица» (пословицы о Москве); «Наша Родина» (пословицы о Родине); «Мои друзья» (пословицы о дружбе).
    Работа над сочинением, в котором используются пословицы, учит детей вводить их в свою речь. Однако, чтобы добиться в этом известного успеха, одного названного вида работы мало. Следует использовать материал и задания, которые имеются в учебнике литературного чтения. Так на уроках чтения уч-ся составляют близкий к тексту или вольный пересказ прочитанного. Такую работу можно усложнить, предложив при пересказе применить пословицу, которая приведена в учебнике или учителем, или самими уч-ся.
    Если такую работу проводить систематически, то дети постепенно начинают сами вводить в свою речь пословицы и поговорки.
    Сочинение пословиц и поговорок
    Особым видом работы является сочинение пословиц и поговорок. Учащимся 3-4 классов такое задание вполне доступно и весьма полезно. Сочиняя пословицы. Они учатся кратко, сжато выражать свои мысли. Кроме того, эта работа имеет и практическое значение. Удачно созданные изречения следует использовать в школьной или классной газете.
    Работая на уроках с пословицами. Следует особое внимание уделять работе над словом, т.к. в начальный период обучения уч-ся наиболее интенсивно развивается и обогащается их словарь. Пословицы для словарной работы дают богатейший материал. Созданные в течение веков, они сохраняют слова, вышедшие в наше время из употребления. Если учитель не обратит внимания на эти слова, не разъяснит их значения, то уч-ся неправильно поймут или не поймут смысла пословицы.
    В нач. школе при работе над словарём следует обращать внимание на народное словотворчество. Известно, что дети сами любят создавать  новые слова, поэтому они особенно легко и живо воспринимают необычные слова, встречающиеся в пословицах. Задача учителя разъяснить ученикам, что в таких словах заключается особая смысловая ёмкость, образность, что они делают пословицу или поговорку красочной и выразительной. Например: Лето – припасиха, а зима – подбериха. Знайка бежит, а незнайка лежит. И швец, и жнец, и на дуде игрец.
    Наконец ,работа над пословицами и поговорками на уроках чтения должна быть увязана с работой над орфограммами. Из приведённых учителем или учениками пословиц всегда следует отбирать лучшие и записывать, объясняя написание отдельных слов.
    В 4 классе в конце учебного года проводится урок, на котором подводят итоги изучения пословиц и поговорок. К этому уроку уч-ся должны подготовить выставку своих работ с пословицами. На выставке помещается плакат с пословицами  о пословицах, красочные монтажи-плакаты с пословицами об Армии, о героях, об учёбе, календари погоды с пословицами, классные и лучшие индивидуальные альбомы пословиц. Хорошо организовать выставку печатных сборников пословиц и поговорок, которые имеются в школьной библиотеке и у учащихся.
    Отдельным ученикам даётся задание подготовить небольшие сообщения о русских пословицах, об исторических или на какую-нибудь другую тему, связанную с пословицами. Эти сообщения ребята готовят под руководством учителя или с пом. родителей.
    Все дети , кроме того, повторяют пословицы и поговорки, которые им известны.
    Образец итогового урока
    Учитель. «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – так говорил о русских пословицах А.С.Пушкин. Действительно, пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа , учат любить свою Родину, быть честным и трудолюбивым. Они порицают лень, невежество и др. отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной. Вот почему мы с вами на уроках русского языка и литературного чтения знакомились с пословицами, заучивали их. У каждого из вас есть альбом, в который  вы записывали очень много пословиц и поговорок. Сегодня мы проведём итоговый урок по изучению пословиц, посмотрим, что нам дало их изучение, как мы знаем пословицы.
    Ваши товарищи подготовили небольшие выступления о пословицах. Предоставим им слово.
    Ученик 1. История русского народа – одна из героических в мире. Поэтому так богато устное творчество русского народа.
    Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Пословица – это короткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь поучение. В пословицах отражаются многовековые наблюдения, трудовой опыт народа. Своё глубокое уважение к пословицам народ выразил такими словами (читает плакат) : «Пословица – всем делам помощница», «Пословица не даром молвится», «Красна речь пословицей», «Глупая речь не пословица»,  «Без пословицы не проживёшь».
    Учитель. Ребята, а кто ещё знает пословицы, в которых говорится о пословицах?
    («Пословица не на ветер молвится. Старая пословица век не сломится. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.»)
    Ученик 1. Пословицы  многому учат нас. Они говорят, как надо относиться с Родине, как жить, как обходиться с людьми. Пословица величает труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. Пословицы живут очень долго, они не стареют. Пословиц очень много. Даль, современник Пушкина, 50 лет собирал пословицы и поговорки. (Показывает сборник.) Большое значение пословицам придавали наши писатели: Крылов, Гоголь, Некрасов, Горький. Мы тоже любим пословицы за их меткость, красочность,
    выразительность.
    Учитель. У русского народа много исторических пословиц.
    Ученик 2. Пословицы возникают в определённую историческую эпоху и отмечают всё то новое, что вносит жизнь. Тяжело жилось крестьянам в царской России. Работали от зари до зари, а всё , что добывалось тяжёлым трудом, отбирали богачи. Вот и сложилась пословица: Один с сошкой, а семеро с ложкой.
    На много лет закабаляла людей военная служба. Служили во время крепостного права 25 лет. Пословицы говорят нам об этом тяжёлом времени: Солдатская голова, что в поле трава.
    Учитель. Все вы охотно и с большим интересом собирали, выписывали, заучивали пословицы. Лучшие альбомы с пословицами представлены на нашей выставке. Кто из вас расскажет, как вы собирали, какие вам особенно понравились, когда вы их вспоминали и использовали в своей речи?
    Учитель. Теперь, ребята, проведём интересную игру. Она называется «У кого вторая часть пословицы?».Я раздам несколько карточек. На каждой написана вторая часть пословицы. Я буду читать первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот её и закончит. Будьте внимательны.
    Пословицы, используемые для игры:
    Труд при ученье скучен, да плод от учения вкусен. Работай боле, тебя и помнить будут доле. Лес сечь – не жалеть плеч. Любишь кататься – люби и саночки возить. Лучше горькая правда друга, чем лесть врага. Кто в Москве не бывал – красоты не видал. Работай до поту, так и поешь в охоту. Без дела жить – только небо коптить. Кто за всё берётся – тому ничего не даётся. Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда. Раз соврал – навек лгуном стал. Кто за Родину горой – тот истинный герой.
    Учитель. Теперь  проверим , как вы знаете пословицы. Кто скажет при изучении каких тем мы использовали пословицы?
    (О Родине , о зиме, о весне и т.д.)
    – Кто назовёт пословицы о Родине?
    – Кто из вас хочет привести пословицы на какую-нибудь тему?
    – Молодцы. Пословиц вы знаете много, понимаете их смысл. У нас даже времени не хватает, чтобы выслушать всех желающих. А сейчас опять поиграем. Я буду называть вторую часть пословицы, а вы отгадывайте первую.
    Пословицы, используемые для игры:
    Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Труд кормит, а лень портит. С кем поведёшься, о того  и наберёшься. Кончил дело – гуляй смело. Как аукнется, так и откликнется. Всё хорошо, что хорошо кончается. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться. Взялся за гуж – не говори, что не дюж. Старый друг лучше новых двух. Семь раз примерь, один раз отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Ученье – свет, а неученье – тьма. Ростом мал, да удал.
    Учитель. Теперь кто-нибудь из вас назовёт первую часть пословицы, а все будут отгадывать вторую часть.
    – Давайте подведём итог урока.
    Внеклассная работа с пословицами и поговорками
    Составление иллюстрированных альбомов с пословицами
    В работе над альбомом участвует весь класс или звено. Альбомы с пословицами бывают общие или тематические. Во 2 классе рекомендуется делать общий альбом. В него записываются особенно понравившиеся детям пословицы, которые художественно оформляются.
    В 3-4 классах можно рекомендовать уч-ся составлять тематические альбомы.
    Приблизительные темы для подбора пословиц:
    3 класс: 1.Времена года в пословицах.
    2.Пословицы о полеводстве или полевых культурах.
    4 класс:  1. Природа в пословицах.
    2. Пословицы о земледелии.
    3. Исторические пословицы.
    В последнем случае пословицы, помещаемые в альбом, следует не только иллюстрировать, но и пояснять, т.е. написать, какие исторические события послужили поводом к их созданию. Например, пословицу «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» можно пояснить так: во времена крепостного права крестьяне в Юрьев день могли уходить от помещика. Это право в 1597 году Борис Годунов отменил.
    К каждой пословице, отражающей какое-то историческое событие в жизни нашего народа, уч-ся подбирают ил-ции и приклеивают их в альбом.
    Приведу пример содержания тематического альбома пословиц о временах года, календарных месяцах, природе. К каждой пословице подобран рисунок
    Альбом начинается с пословиц о временах года.
    Рады люди лету, а пчёлы цвету. Летом день год кормит. Лето работает на зиму, а зима на лето. Лето собирает, а зима поедает. Осенью и воробей богат. Весна днём красна. Весна красна цветами, а осень плодами.
    Затем идут пословицы о календарных месяцах.
    Холоден сентябрь, да сыт. Октябрь землю покроет – где ледком, где снежком. Вьюги да метели под февраль налетели. Март с водой, апрель с травой. Июль – пора сенокоса.
    Альбом заканчивается пословицами и поговорками о природе.
    На выдумки природа таровата. Дождик вымочит – красно солнышко высушит. Лес вода – брат и сестра. Лес от ветра защищает, урожаю помогает.
    Оформление плакатов-монтажей с пословицами.
    Плакат составляется по какой-либо теме. Например: «Нет краше Родины нашей», «Спокон века книга растит человека», «Книга – источник знаний», «Родину – мать учись защищать».
    По каждой теме уч-ся подбирают пословицы и соответствующие ил-ции. Затем лучшие картинки приклеивают на большой лист бумаги, а под ними пишутся пословицы.
    Выставка работ с пословицами
    Большое место во внеклассной работе занимает организация различных выставок. Среди них определённое место должны занять выставки работ с пословицами. Они организуются на уроках или утренниках, посвящённых изучению пословиц и поговорок. Выставки могут быть организованы одним звеном, классом или всеми классами начальной школы. На выставке помещаются лучшие сочинения по пословице или с пословицами, индивидуальные, звеньевые, классные альбомы с пословицами; изготовленные школьниками наглядные пособия, а также монтажи-плакаты с пословицами; составленные уч-ся ребусы по пословице.
    Если в оформлении выставки принимает участие вся нач. школа , то выставочный материал лучше представить по классам, чтобы нагляднее была видна работа каждого класса.
    Игры с пословицами
    1.Знаешь ли ты пословицы и поговорки?
    1-й вариант
    Играющие делятся на две-три  группы. Ведущий называет тему, на которую дети должны вспомнить пословицу. За каждую пословицу засчитывают очко. Выигрывают те, которые набрали больше очков, т.е. назвали больше пословиц и поговорок.
    2-й вариант
    Играющие делятся на две группы. Ведущий поочерёдно каждой группе называет слово. Школьники должны вспомнить пословицы, в которых есть это слово.
    В1-2 классах эту игру следует упростить. Ведущий называет слово, а группа приводит одну пословицу с этим словом. Затем задаётся слово другой группе.
    3-й вариант
    Ведущий называет любые три рядом стоящие буквы алфавита (а, б, в) и предлагает назвать пословицы, начинающиеся с этих букв. Например: Аккуратность человека красит. Белые ручки чужие труды любят. Воля народа сильнее атома и водорода.
    2. Скажи пословицу.
    1-й вариант. Закончи пословицу.
    Играющим раздаются карточки. На каждой написана вторая часть какой-то пословицы. Ведущий читает первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот её и заканчивает.
    2-й вариант. Скажи начало пословицы.
    Ведущий говорит конец известной пословицы, а играющие должны сказать её первую часть.
    3. Числа в пословицах.
    Ведущий предлагает  играющим назвать пословицы и поговорки, в которых встречаются какие-либо числа.
    Например: Все за одного, один за всех. Семь раз примерь. Один раз отрежь. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Семеро ворот, да все в огород. В трёх соснах заблудился. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один в поле не воин. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. Один с сошкой, а семеро с ложкой. Семи смертям не бывать, а одной не миновать. Лучше один раз увидеть, чем сто  раз услышать. Смелый умирает один раз, а трус тысячу раз. Одним выстрелом двух зайцев не убьёшь. Ум хорошо, два лучше. Лжецу верят не больше одного раза. Кто после трёх шагов жалеет, что пошёл в гору, тот не поднимется и на маленький холм. Один день заменяет три тому, кто всё умеет делать вовремя. Обещанного три года ждут. Конь на четырёх ногах, да спотыкается. У семи нянек дитя без глаза. Двое пашут, семеро руками машут. Для друга семь вёрст не околица. Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений. Расставшийся с другом плачет семь лет, расставшийся с Родиной – всю жизнь. У лодыря все десять пальцев бездельничают. Одного храброго и тысяча трусов не заменит. Одна книга тысячу людей учит. У кого сильны мышцы, тот победит одного, кто силён знаниями – победит тысячи. Мала ласточка , а за тысячи миль летает. Дорог – тысячи, правда – одна. Дорога в тысячу миль начинается с одного шага. И через тысячи преград вода всё равно течёт в море.
    4. Назови пословицу.
    Ведущий предлагает назвать пословицы, в которых встречаются оба названных слова: свет – тьма, дело – потеха, коса – камень, труд – пруд, телега – сани, дело – мастер.
    Ученье – свет, неученье – тьма. Делу – время, потехе – час. Нашла коса на камень. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Готовь летом сани , а зимой телегу. Дело мастера боится.
    Друг – враг.
    Неверный друг – опасный враг. Вода друга лучше мёда врага. Трусливый друг опаснее врага. Лучше умереть возле друга, чем жить у врага. Кипит суп – котелок – друг, стук-бряк – котелок – враг.
    Старый – новый.
    Одежда лучше новая, друзья лучше старые. Новых друзей наживай, а старых не теряй. Старый мир разрушили, новый построили.
    Лето – зима.
    Кто летом жары боится, тот зимой без хлеба насидится. Зима лето пугает, а всё равно тает. Лето собирает, а зима поедает. Помни это, что зима не лето. Зима без снега, лето без хлеба. Лето работает на зиму, а зима на лето. Зима спросит, что летом припасено. Готовь летом сани, а зимой телегу.
    Весна – осень.
    Весна не мясна, осень не молочна. Весна красна цветами, осень плодами. Весной дождь парит, осенью – мочит. Корми с осени коров сытнее – весна будет прибыльнее. Весной: ведро воды – ложка грязи, осенью: ложка воды – ведро грязи. Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
    5. Угадай пословицу.
    Играющих должно быть до десяти человек. Один выходит из комнаты. Остальные загадывают какую-нибудь пословицу. Все слова пословицы распределяются между участниками игры. Затем вызывают водящего, который должен отгадать пословицу. Ему дано право спросить у двух или трёх играющих их слова. Если по этим словам водящий угадал пословицу, то назначают другого водящего, и игра продолжается. Если не угадал, то его снова посылают водить.
    Постоянная систематическая работа с пословицами  очень много даёт уч-ся. Они учатся собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь уч-ся , повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса.
    Разнообразная и интересная работа с пословицами не только прививает любовь к устному народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу, создавшему эти сокровища, и гордость за него.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *