Сочинение на тему челкаш

14 вариантов

  1. Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве.
    Рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей, живущих в рабском труде. Горький сравнивает шум порта со звуками «страстного гимна Меркурию» и показывает, как этот шум и каторжный труд подавляет людей, не только иссушая их души, но и изнуряя тела.
    Развернутый портрет главного героя произведения мы ви­дим уже в первой части. В нем М. Горький особенно ярко под­черкивает такие черты, как холодные серые глаза и горбатый хищный нос. К жизни Челкаш относится легко, не скрывая от людей своего воровского промысла. Едко высмеивает он сто­рожа, который не пускает его в гавань и корит в воровстве. Вместо заболевшего подельника Челкаш приглашает себе в по­мощники случайного знакомого — молодого добродушного парня с большими голубыми глазами. Сопоставляя портреты двух героев (Челкаша, похожего на хищную птицу, и доверчивого Гаврилы), читатель первоначально думает, что молодой крестьянский парень стал по доверчивости жертвой вероломно­го мошенника. Гаврила мечтает подработать, чтобы жить своим хозяйством, а не идти к тестю в дом. Из разговора мы узнаем, что парень верит в бога, кажется доверчивым и беззлобным, и Челкаш даже начинает испытывать к нему отеческие чувства.
    Своеобразным индикатором отношения героев к жизни являются их мысли о море. Челкаш любит его, а Гаврила бо­ится. Для Челкаша море олицетворяет собой жизненную силу и свободу: «Его кипучая нервная натура, жадная на впечатле­ния, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широ­ты, бескрайной, свободной и мощной».
    Гаврила с самого начала понимает, что ночная рыбалка, на которую приглашает его Челкаш, может оказаться недобрым делом. Впоследствии убеждаясь в этом, герой дрожит от стра­ха, начинает молиться, плакать и просит отпустить его.
    После совершения Челкашом кражи настроение Гаврилы несколько меняется. Он даже дает зарок отслужить молебен Николаю Чудотворцу, как вдруг видит перед собой огромный огненно-голубой меч-символ возмездия. Переживания Гаври­лы достигают кульминации. Однако Челкаш объясняет ему, что это всего лишь фонарь таможенного крейсера.
    Важную роль в рассказе играет пейзаж, который Гаврила воссоздает при помощи олицетворения («…Тучи были непод­вижны и точно думали какую-то серую, скучную думу», «Мо­ре проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль», «Пена, тая, шипела и вздыхала»),
    Умертвляющему голосу порта противостоит живительная сила музыкального шума морской стихии. И на фоне этой жи­вотворящей стихии разворачивается отвратительная человече­ская драма. И причиной этой трагедии становится элементар­ная жадность Гаврилы.
    М. Горький намеренно ставит читателя в известность о том, что герой планировал заработать на Кубани двести рублей. Челкаш дает ему сорок за одну ночную поездку. Но тому эта сумма показалась слишком маленькой, и он на коленях умоляет отдать ему все деньги. Челкаш с омерзением отдает их, но вдруг узнает, что Гаврила, который еще несколько часов назад трясся во время ночной поездки как осиновый лист, хотел убить его, считая никчемным, никому не нужным человеком. В гневе Челкаш отбирает деньги и жестоко избивает Гаврилу, желая проучить. В отместку же тот бросает в него камень, потом, оче­видно, вспоминая о душе и о Боге, начинает просить прощения. Раненый Челкаш отдает ему почти все деньги и, пошатываясь, уходит. Гаврила же прячет деньги за пазуху и идет в другую сторону широкими, твердыми шагами: ценой унижений, а по­том и силой он, наконец, получил ту желанную свободу, о ко­торой так мечтал. Море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе бого­боязненного Гаврилы. Эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры. Не случайно, когда Челкаш перед де­лежкой денег спрашивает, пошел бы он еще раз на преступле­ние за двести рублей, Гаврила выражает свою готовность сде­лать это, хотя чуть раньше искренне раскаивался в том, что согласился. Таким образом, М. Горький-психолог показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о че­ловеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.

  2. “Гордый человек” М. Горького (по рассказу М. Горького “Челкаш”)
    Анализ рассказа М. Горького «Челкаш»
    Босяки – герои или жертвы?(по рассказу «Челкаш» )
    Герои ранней романтической прозы М.Горького.
    Образ босяка в рассказе М. Горького «Челкаш»
    Образ Челкаша в рассказе Горького “Челкаш”
    Образы Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького “Челкаш” )
    Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).
    Роль пейзажа в рассказах И.А.Бунина «Кавказ» и М.Горького «Челкаш»
    Роль пейзажа в рассказах Л.Н. Толстого “После бала”, И.А.Бунина”Кавказ”, М.Горького”Челкаш”.
    Роль пейзажа в рассказе
    Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького на примере одного из рассказов (“Челкаш”).
    Сочинение по рассказу Горького «Челкаш»
    Сравнение Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького “Челкаш” )
    Сходство героев М.Горького и В.Г.Короленко
    Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш».
    Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш».
    Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш».
    Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш».
    Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш».
    Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш».
    Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш».
    Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш».
    Человек в творчестве М. Горького
    Человек в творчестве М. Горького

  3. Горький М.

    Сочинение по произведению на тему: Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». (5)

    Много разных мыслей и переживаний возникло у меня, когда я читала рассказ М. Горького “Чел-каш”. Писатель смог точно передать всю картину нищенского существования людей, проникнуть в их сокровенные мечты.
    Он показал, в кого превращаются люди, доведенные до отчаяния, до безысходности при виде чужого счастья и богатства. “Гришка Челкаш — заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. Но этому человеку не чужды жалость и сострадание к своим собратьям, обреченным на нищету и бесправие. Даже в самые тяжелые моменты Челкаш любуется морем, которое “вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты”. Недоверие, зависть, покорная готовность услужить, страх, подобострастие Гаврилы противостоят снисходительности, презрению, уверенности в себе, смелости, любви к свободе Челкаша. Однако к совершению преступления каждого подталкивают свои причины: одного подталкивает на дорогу преступления привычка, другого — случай. Оба они оказываются перед испытанием — искушением деньгами.
    Автор показывает нам духовное превосходство Челкаша, который хотя и изводит Гаврилу, но сам оказывается человечнее этого малого. Гаврила, обуреваемый чувством собственничества, готов убить “не нужного на земле человека” ради денег. Горько и больно Челкашу видеть искаженное восторгом жадности лицо скулящего Гаврилы. Мысль о том, что он “никогда не будет таким жалким, низким, не помнящим себя”, заставила Челкаша задуматься об истоках рабской психологии такого человека. Неудовлетворенность своей жизнью, чувство собственного достоинства, не позволяющие мириться с долей рабов, — вот что характеризует таких людей, как Челкаш. Однако такие люди не нужны обществу в отличие от маленького хозяина Гаврилы.
    “Челкаш” — один из лучших ранних рассказов М. Горького, который несет в себе высокие моральные качества.
    gorkiy/chelkash7
    История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе

  4. У Максима Горького с раннего детства была тяжелая жизнь «в людях». Он работал в разных местах, что позволяло ему наблюдать за жизнью людей, за их судьбами. Его интересовало все, что происходило в России. И, по мере возможности, он старался во всем участвовать. Горький много путешествовал по Италии. Наблюдал за жизнью итальянского народа, он создал книгу «Итальянские сказки». Возвратившись на Родину, Горький совершает
    хождение по глубинке России, а увиденное и услышанное издает в сборнике «По Руси». Он показал судьбы людей, которые забыты государством.
    В раннем творчестве Горького широкую известность ему принес рассказ «Челкаш», напечатанный в 1895 году. В рассказе мы видим маленькую часть из всей жизни бедного крестьянина Гаврилы и вора Челкаша, который тоже когда-то был крестьянином.
    В самом начале произведения мы испытываем пренебрежение к Челкашу, а к Гавриле — симпатию и жалость. Ведь бедный молодой крестьянин, который пришел на заработки, попал под влияние вора и пьяницы, который напоил парня и уговорил пойти на воровство. Но чем ближе конец рассказа, тем неприятнее становится нам Гаврила. Когда они вместе плывут на лодке, то Гаврила боится за свою жизнь и обвиняет Челкаша в том, что это он его погубил. Крестьянин в чем-то прав, но в чем-то и не прав. Да, Челкаш напоил его, да, уговорил, но, ведь, не вливал же он водку насильно, не тянул за руку на лодку. Он просто сказал, что можно немного заработать. Гаврила мог развернуться и уйти, но жажда денег сыграла свою роль, и он остался. Он сам выбирал. А когда Гаврила узнал, сколько денег осталось после продажи ворованного у Челкаша, то он утратил все человеческое, что было у него, и мы видим, каков он на самом деле. За маской бедного и простенького крестьянина скрывался алчный и бездушный человек, который готов ради денег убить товарища. И он делает такую попытку, а когда это ему не удается, то начинает униженно умолять Челкаша отдать все деньги на обзаведение хозяйством. В этот момент Челкаш испытывает отвращение к тому, кто валяется на песке у его ног. Гаврилу трудно назвать человеком, да и не хочется, так как им двигала только одна мысль — деньги. И все его существо превратилось в руку, которая тянется к Челкашу и ноет, молит, просит, требует, угрожает и снова просит.
    Очень точно смог передать автор внутреннее состояние каждого через отношение к морю. Челкаш любил море, ему нравилось плыть по спокойной и гладкой воде, окутанной черной пеленой ночи и ощущать соленый привкус на губах. Он «любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха». Он верил, что спокойствие моря, его глубина вливают «в душу человека спокойствие, и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты». За загрубевшей от пьянки и тяжелой жизни оболочкой еще теплится вера в прекрасное, умение увидеть и ощутить это прекрасное. А Гаврила, охваченный только практическим интересом и страхом, оказавшись в море, чувствовал себя «раздавленным этой мрачной тишиной». Для него море — это вода и опасность, а в данный момент — возможность легко заработать деньги.
    Мы видим, что Челкаш не жадный, он не умеет собирать деньги. Для него деньги ничего не значат. Они нужны ему, чтобы напиться, так как пьяным он забывает о своей тяжелой жизни и чувствует себя хозяином всего мира. Поэтому он все время пьян. Гаврила же реально смотрит на мир и отлично понимает, что деньги в этой жизни значат очень многое. Чем больше у тебя денег, тем больше тебя уважают.
    В своем произведении автор не обвиняет ни Челкаша, ни Гаврилу. Он показал нам две разные судьбы, которые начинались одинаково, но в какой-то момент их пути разошлись. Автор жалеет своих героев. Челкаша — за то, что государство не помогло ему стать на правильный путь и найти себя в другом деле, а не в воровстве. Гаврилу — за то, что государство создало его таким жестким, жадным и алчным.

  5. Для начала перескажу рассказ, потом скажу о его месте в творчестве писателя и озвучу основную мысль.
    Рассказ начинается с описания гавани: “Звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извозчих телег…” Далее автор описывает появление в гавани Челкаша, старого травленного волка, хорошо знакомого гаванскому люду, заядлого пьяницу и ловкого, смелого вора. Чтобы пойти на очередное “дело”, он ходил по гавани и искал своего поплечника Мишку, но сторож сказал, что Мишку увезли в больницу. Но тут Челкашу попадается парень: “широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами”. Этого молодого парня звали Гаврила. Поговорив с ним, Челкаш приходит к выводу, что Гаврила сможет заменить Мишку. Челкаш предлагает Гавриле работу. Но на вопрос “какую?” Челкаш ответил:
    — Рыбу ловить поедем. Грести будешь…
    Гаврила соглашается, ничего не подозревая. И, оказавшись в море, он, захваченный чисто практическими интересами, “чувствует себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой”. Вор Челкаш все еще не потерял светлой “памяти, этого бича несчастных”. Поэтому он “любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха”. Но все-таки великая сила природы противостоит, хотя по-разному, ночной жизненной практике обоих героев.
    После “дела” Челкаш дал Гавриле несколько “бумажек”. Но Гавриле нужны были все деньги, и он, обняв ноги Челкаша, просит отдать ему все деньги:
    — Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?..
    Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, оттолкнул Гаврилу, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки.
    — На! Жри… — крикнул он злобно.
    Но потом, выслушав рассказ о замыслах Гаврилы: “…думаю… хвачу я его — тебя — веслом… рраз!.. денежки — себе”, сказал:
    — Дай сюда деньги!
    Отобрав их, он пошел прочь.
    Ради денег Гаврила готов был пойти и на преступление. Что он благополучно и сделал, пробив голову Челкашу камнем. Но денег не взял, испугавшись самого себя, убежал.
    И заканчивается рассказ тем, что Челкаш прощает Гаврилу и отдает ему деньги.
    Для начала скажу, что «Челкаш» – один из первых горьковских рассказов, написан он был в ранние 90-е годы. Отличается он вот какими деталями, но сразу скажу, что они относятся к разряду характерных особенностей творчества Горького. Это такие детали как: тяга героя к какой-то неведомой и абсолютной красоте (в данном случае к морю) и истолкование авторского представления отчуждения личности от мира. Следует отметить, что каждый рассказ у Горького отражает особую судьбу и психологию. В данном рассказе мы видим судьбу бывшего военного офицера, опустившегося на дно жизни. Четко прорисован его психологический портрет. Но вот основная деталь: главный герой несет в себе разорванные между собой, противоположные человеческие начала. Эта деталь позволяет нам понять цель творческого поиска писателя на этом этапе его развития. Горьким, в силу его убеждений – деление людей на «мошек с кишками» и самых «лучших, сложных, интересных» существ на свете, наблюдались в личности неразвитые способности и странные побуждения. Ос
    новным же стремлением автора было поставить героев в такую ситуацию, в которой ярко проявлялись врожденные человеческие устремления. По этим устремлениям и по тому, каким способом они выражались и определялось кто – «мошка с кишками», а кто – самое «лучшее, сложное, интересное» существо на свете. В нашем рассказе устремления и способы такие – Челкаш для того, чтобы напиться ворует, Гаврила, чтобы создать своё хозяйство, построить дом, завести семью – топчет свою гордость, свое самолюбие и совершает покушение на убийство. В «маленькой драме» на «пустынном берегу» мы как раз и наблюдаем ту ситуацию, в которой ярко проявляются все человеческие качества. Ее итогом было вот что: не у кого не вызывает сомнений тот факт, что Горькому были не чужды моральные нормы гуманизма. Делаем вывод – что такое хорошо и что такое плохо он знал… причем лучше, чем мы с вами. А тут попробуйте ответить себе на вопрос: кто олицетворял «мошку с кишками», а кто – самое «лучшее, сложное, интересное» существо в жизни, описанной в рассказ
    е? Ответили? Или затрудняетесь ответить? Не можете прийти к однозначному решению? Ну вот видите – в этом-то и была «болезнь души» писателя – нерешаемая дилемма мучила его – нельзя однозначно ответить – кто есть человек в целом. В этом рассказе Горький и дал нам почувствовать, что в каждом из нас есть черты «мошки с кишками» и одновременно – мы – самые «лучшие, сложные, интересные» существа на свете.

  6. Рассказ начинается с описания гавани: «Звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извозчих телег…» Далее автор описывает появление в гавани Челкаша, старого травленного волка, хорошо знакомого гаванскому люду, заядлого пьяницу и ловкого, смелого вора. Чтобы пойти на очередное «дело», он ходил по гавани и искал своего поплечника Мишку, но сторож сказал, что Мишку увезли в больницу. Но тут Челкашу попадается парень: «широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами». Этого молодого парня звали Гаврила. Поговорив с ним, Челкаш приходит к выводу, что Гаврила сможет заменить Мишку. Челкаш предлагает Гавриле работу. Но на вопрос «какую?» Челкаш ответил:
    – Рыбу ловить поедем. Грести будешь…
    Гаврила соглашается, ничего не подозревая. И, оказавшись в море, он, захваченный чисто практическими интересами, «чувствует себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой». Вор Челкаш все еще не потерял светлой «памяти, этого бича несчастных». Поэтому он «любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха». Но все-таки великая сила природы противостоит, хотя по-разному, ночной жизненной практике обоих героев.
    После «дела» Челкаш дал Гавриле несколько «бумажек». Но Гавриле нужны были все деньги, и он, обняв ноги Челкаша, просит отдать ему все деньги:
    – Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?..
    Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, оттолкнул Гаврилу, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки.
    – На! Жри… – крикнул он злобно.
    Но потом, выслушав рассказ о замыслах Гаврилы: «…думаю… хвачу я его – тебя – веслом… рраз!.. денежки – себе», сказал:
    – Дай сюда деньги!
    Отобрав их, он пошел прочь.
    Ради денег Гаврила готов был пойти и на преступление. Что он благополучно и сделал, пробив голову Челкашу камнем. Но денег не взял, испугавшись самого себя, убежал.
    И заканчивается рассказ тем, что Челкаш прощает Гаврилу и отдает ему деньги.
    Для начала скажу, что «Челкаш» – один из первых горьковских рассказов, написан он был в ранние 90-е годы. Отличается он вот какими деталями, но сразу скажу, что они относятся к разряду характерных особенностей творчества Горького. Это такие детали как: тяга героя к какой-то неведомой и абсолютной красоте (в данном случае к морю) и истолкование авторского представления отчуждения личности от мира. Следует отметить, что каждый рассказ у Горького отражает особую судьбу и психологию. В данном рассказе мы видим судьбу бывшего военного офицера, опустившегося на дно жизни. Четко прорисован его психологический портрет.
    Но вот основная деталь: главный герой несет в себе разорванные между собой, противоположные человеческие начала. Эта деталь позволяет нам понять цель творческого поиска писателя на этом этапе его развития. Горьким, в силу его убеждений – деление людей на «мошек с кишками» и самых «лучших, сложных, интересных» существ на свете, наблюдались в личности неразвитые способности и странные побуждения. Основным же стремлением автора было поставить героев в такую ситуацию, в которой ярко проявлялись врожденные человеческие устремления. По этим устремлениям и по тому, каким способом они выражались и определялось кто – «мошка с кишками», а кто – самое «лучшее, сложное, интересное» существо на свете.
    В нашем рассказе устремления и способы такие – Челкаш для того, чтобы напиться ворует, Гаврила, чтобы создать своё хозяйство, построить дом, завести семью – топчет свою гордость, свое самолюбие и совершает покушение на убийство. В «маленькой драме» на «пустынном берегу» мы как раз и наблюдаем ту ситуацию, в которой ярко проявляются все человеческие качества. Ее итогом было вот что: не у кого не вызывает сомнений тот факт, что Горькому были не чужды моральные нормы гуманизма. Делаем вывод – что такое хорошо и что такое плохо он знал… причем лучше, чем мы с вами. А тут попробуйте ответить себе на вопрос: кто олицетворял «мошку с кишками», а кто – самое «лучшее, сложное, интересное» существо в жизни, описанной в рассказе? Ответили? Или затрудняетесь ответить? Не можете прийти к однозначному решению? Ну вот видите – в этом-то и была «болезнь души» писателя – нерешаемая дилемма мучила его – нельзя однозначно ответить – кто есть человек в целом. В этом рассказе Горький и дал нам почувствовать, что в каждом из нас есть черты «мошки с кишками» и одновременно – мы – самые «лучшие, сложные, интересные» существа на свете.
    Он ходил босым, в старых, вытертых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом. Он был человеком никому не нужным, у него не было друзей, грубо говоря, он был отбросом общества. Его не интересовало завтра, он жил сегодняшним днём: «Лишь бы было хорошо сегодня, а на завтра – мы подумаем завтра».
    Челкаш не работал нигде, его не допускали даже на гавань грузчиком, его не хотели нигде видеть. Челкаш не хотел признавать, что он – отбросок, никому не нужное жалкое существо, человек, отпустившись на «дно жизни». От этих чувств он освобождался с помощью выпивки, но и море играло в этом большую роль.
    На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство, – охватывая всё его душу, оно немного очищало её от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. На море он чувствовал себя владыкой всего, забывал о жизни на суше…
    Но, несмотря на нищету и т.д., Челкаш не теряет всякие человеческие качества, хотя он и вор, но душевные ценности в нём присутствуют.
    По разговорам с Гаврилой можно понять, что Челкаш когда-то жил в деревне, у него был отец, мать, своя земля, на которой он когда-то жил и работа…Он старался никогда не вспоминать о них, но Гаврила заставил его всё вспомнить, несмотря на то, что Челкаш о них, о деревенской жизни говорил неохотно, с волнением.
    Гаврила заставил Челкаша вспомнить всё своё прошлое, осознать, что он ничего не стоит, что он никому не нужен….Поэтому Челкашу он чуть не нравился, но всё равно Челкаш жалел его. Челкашу было приятно лидерствовать над ним, смотреть, как он [ГАВРИЛА] боится его, страдает…. Челкаш в это время чувствовал себя человеком, лидером…

  7. Челкаш… Нищий.
    Он ходил босым, в старых, вытертых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом. Он был человеком никому не нужным, у него не было друзей, грубо говоря, он был отбросом общества. Его не интересовало завтра, он жил сегодняшним днём: “Лишь бы было хорошо сегодня, а на завтра – мы подумаем завтра”.
    Челкаш не работал нигде, его не допускали даже на гавань грузчиком, его не хотели нигде видеть. Челкаш не хотел признавать, что он – отбросок, никому не нужное жалкое существо, человек, отпустившись на “дно жизни”. От этих чувств он освобождался с помощью выпивки, но и море играло в этом большую роль.
    На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство, – охватывая всё его душу, оно немного очищало её от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. На море он чувствовал себя владыкой всего, забывал о жизни на суше…
    Но, несмотря на нищету и т.д., Челкаш не теряет всякие человеческие качества, хотя он и вор, но душевные ценности в нём присутствуют.
    По разговорам с Гаврилой можно понять, что Челкаш когда-то жил в деревне, у него был отец, мать, своя земля, на которой он когда-то жил и работа…Он старался никогда не вспоминать о них, но Гаврила заставил его всё вспомнить, несмотря на то, что Челкаш о них, о деревенской жизни говорил неохотно, с волнением.
    Гаврила заставил Челкаша вспомнить всё своё прошлое, осознать, что он ничего не стоит, что он никому не нужен.…Поэтому Челкашу он чуть не нравился, но всё равно Челкаш жалел его. Челкашу было приятно лидерствовать над ним, смотреть, как он [ГАВРИЛА] боится его, страдает…. Челкаш в это время чувствовал себя человеком, лидером…

  8. Челкаш… Нищий.
    Он ходил босым, в старых, вытертых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом. Он был человеком никому не нужным, у него не было друзей, грубо говоря, он был отбросом общества. Его не интересовало завтра, он жил сегодняшним днём: “Лишь бы было хорошо сегодня, а на завтра – мы подумаем завтра”.
    Челкаш не работал нигде, его не допускали даже на гавань грузчиком, его не хотели нигде видеть. Челкаш не хотел признавать, что он – отбросок, никому не нужное жалкое существо, человек, отпустившись на “дно жизни”. От этих чувств он освобождался с помощью выпивки, но и море играло в этом большую роль.
    На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство, – охватывая всё его душу, оно немного очищало её от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. На море он чувствовал себя владыкой всего, забывал о жизни на суше…
    Но, несмотря на нищету и т.д., Челкаш не теряет всякие человеческие качества, хотя он и вор, но душевные ценности в нём присутствуют.
    По разговорам с Гаврилой можно понять, что Челкаш когда-то жил в деревне, у него был отец, мать, своя земля, на которой он когда-то жил и работа…Он старался никогда не вспоминать о них, но Гаврила заставил его всё вспомнить, несмотря на то, что Челкаш о них, о деревенской жизни говорил неохотно, с волнением.
    Гаврила заставил Челкаша вспомнить всё своё прошлое, осознать, что он ничего не стоит, что он никому не нужен.…Поэтому Челкашу он чуть не нравился, но всё равно Челкаш жалел его. Челкашу было приятно лидерствовать над ним, смотреть, как он [ГАВРИЛА] боится его, страдает…. Челкаш в это время чувствовал себя человеком, лидером…

  9. Раннее творчество Горького (90 е гг. XIX в.) создавалось под знаком “собирания” истинно человеческого: “Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку”, – писал в это время Горький.
    Рассказы 1890 х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их сочиняет; другие рисуют характеры и сцены из реальной жизни босяков.
    В основу рассказа “Челкаш” положен действительный случай. Позднее писатель вспоминал о босяке, послужившим прообразом Челкаша. С этим человеком Горький познакомился в больнице города Николаева (Херсонеса). “Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе “Челкаш”. Хорошо помню его улыбку, обнажавшую его великолепные белые зубы, – улыбку, которой он заключил повесть о предательском поступке парня, нанятого им на работу…”
    В рассказе – два главных героя: Челкаш и Гаврила. Оба босяки, бедные, оба деревенские мужики, крестьянского происхождения, приучены к труду. Челкаш с этим парнем познакомился случайно, на улице. Челкаш в нем узнал “своего”: Гаврила был “в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе”. Он был плотного телосложения. Горький несколько раз обращает наше внимание на большие голубые глаза, смотрящие доверчиво и добродушно. С психологической точностью парень определил “профессию” Челкаша – “мы закидываем сети по сухим берегам да по амбарам, по плетям”.
    Горький ставит в противопоставление Челкашу Гаврилу. Челкаш вначале “презирал”, а потом, “возненавидел” парня за его молодость, “чистые голубые глаза”, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет свой дом в деревне, что хочет обзавестись семьей, но самое главное, как мне кажется, это то, что Гаврила еще не познал той жизни, которую ведет этот бывалый мужчина, за то, что смеет любить свободу, которой не знает цены, и которая ему не нужна.
    Челкаш кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного парнем, от того, что тот смел возразить взрослому мужчине.
    Гаврила очень боялся идти на промысел, ведь это было его первое дело такого плана. Челкаш был как всегда спокоен, его забавлял страх парня, и он им наслаждался и упивался тем, какой он, Челкаш, грозный человек.
    Челкаш греб медленно и ровно, Гаврила – быстро, нервно. Это говорит о стойкости характера. Гаврила – новичок, поэтому ему так тяжело дается первый поход, для Челкаша это очередной поход, обычное дело. Здесь проявляется отрицательная сторона мужчины: он не проявляет терпения и не понимает парня, кричит на него и запугивает. Однако на обратном пути завязался разговор, в процессе которого Гаврила спросил у мужчины: “Что ты теперь такое без земли?” Эти слова заставили Челкаша задуматься, всплыли картины детства, прошлое, та жизнь, что была до воровской. Разговор смолк, но на Челкаша даже от молчания Гаврилы веяло деревней. Эти воспоминания заставили почувствовать себя одиноким, вырванным, выброшенным из той жизни.
    Кульминационным моментом рассказа является сцена драки из за денег. На Гаврилу напала жадность, он стал страшным, непонятное возбуждение двигало им. Жадность овладела молодым человеком, который стал требовать все деньги. Челкаш прекрасно понимал состояние своего подопечного, пошел ему навстречу – отдал деньги.
    Но Гаврила поступил низко, жестоко, унизил Челкаша, сказав, что тот ненужный человек и что его никто не хватился бы, если бы Гаврила его убил. Это, естественно, ударило по самооценке Челкаша, любой бы на его месте поступил так же.
    Челкаш, бесспорно, является положительным героем, в противовес ему Горький ставит Гаврилу.
    Челкаш, несмотря на то что он ведет разгульный образ жизни, ворует, никогда бы не поступил так низко, как этот парень. Мне кажется, что главными для Челкаша являются жизнь, свобода, и никому бы он не сказал, что его жизнь ничего не стоит. Ему в отличие от молодого человека известны радости жизни и, самое главное, жизненные и моральные ценности.

  10. Для начала перескажу рассказ, потом скажу о его месте в творчестве писателя и озвучу основную мысль.
    Рассказ начинается с описания гавани: “Звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извозчих телег…” Далее автор описывает появление в гавани Челкаша, старого травленного волка, хорошо знакомого гаванскому люду, заядлого пьяницу и ловкого, смелого вора. Чтобы пойти на очередное “дело”, он ходил по гавани и искал своего поплечника Мишку, но сторож сказал, что Мишку увезли в больницу. Но тут Челкашу попадается парень: “широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами”. Этого молодого парня звали Гаврила. Поговорив с ним, Челкаш приходит к выводу, что Гаврила сможет заменить Мишку. Челкаш предлагает Гавриле работу. Но на вопрос “какую?” Челкаш ответил:
    — Рыбу ловить поедем. Грести будешь…
    Гаврила соглашается, ничего не подозревая. И, оказавшись в море, он, захваченный чисто практическими интересами, “чувствует себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой”. Вор Челкаш все еще не потерял светлой “памяти, этого бича несчастных”. Поэтому он “любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха”. Но все-таки великая сила природы противостоит, хотя по-разному, ночной жизненной практике обоих героев.
    После “дела” Челкаш дал Гавриле несколько “бумажек”. Но Гавриле нужны были все деньги, и он, обняв ноги Челкаша, просит отдать ему все деньги:
    — Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?..
    Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, оттолкнул Гаврилу, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки.
    — На! Жри… — крикнул он злобно.
    Но потом, выслушав рассказ о замыслах Гаврилы: “…думаю… хвачу я его — тебя — веслом… рраз!.. денежки — себе”, сказал:
    — Дай сюда деньги!
    Отобрав их, он пошел прочь.
    Ради денег Гаврила готов был пойти и на преступление. Что он благополучно и сделал, пробив голову Челкашу камнем. Но денег не взял, испугавшись самого себя, убежал.
    И заканчивается рассказ тем, что Челкаш прощает Гаврилу и отдает ему деньги.
    Для начала скажу, что «Челкаш» – один из первых горьковских рассказов, написан он был в ранние 90-е годы. Отличается он вот какими деталями, но сразу скажу, что они относятся к разряду характерных особенностей творчества Горького. Это такие детали как: тяга героя к какой-то неведомой и абсолютной красоте (в данном случае к морю) и истолкование авторского представления отчуждения личности от мира. Следует отметить, что каждый рассказ у Горького отражает особую судьбу и психологию. В данном рассказе мы видим судьбу бывшего военного офицера, опустившегося на дно жизни. Четко прорисован его психологический портрет. Но вот основная деталь: главный герой несет в себе разорванные между собой, противоположные человеческие начала. Эта деталь позволяет нам понять цель творческого поиска писателя на этом этапе его развития. Горьким, в силу его убеждений – деление людей на «мошек с кишками» и самых «лучших, сложных, интересных» существ на свете, наблюдались в личности неразвитые способности и странные побуждения. Ос
    новным же стремлением автора было поставить героев в такую ситуацию, в которой ярко проявлялись врожденные человеческие устремления. По этим устремлениям и по тому, каким способом они выражались и определялось кто – «мошка с кишками», а кто – самое «лучшее, сложное, интересное» существо на свете. В нашем рассказе устремления и способы такие – Челкаш для того, чтобы напиться ворует, Гаврила, чтобы создать своё хозяйство, построить дом, завести семью – топчет свою гордость, свое самолюбие и совершает покушение на убийство. В «маленькой драме» на «пустынном берегу» мы как раз и наблюдаем ту ситуацию, в которой ярко проявляются все человеческие качества. Ее итогом было вот что: не у кого не вызывает сомнений тот факт, что Горькому были не чужды моральные нормы гуманизма. Делаем вывод – что такое хорошо и что такое плохо он знал… причем лучше, чем мы с вами. А тут попробуйте ответить себе на вопрос: кто олицетворял «мошку с кишками», а кто – самое «лучшее, сложное, интересное» существо в жизни, описанной в рассказ
    е? Ответили? Или затрудняетесь ответить? Не можете прийти к однозначному решению? Ну вот видите – в этом-то и была «болезнь души» писателя – нерешаемая дилемма мучила его – нельзя однозначно ответить – кто есть человек в целом. В этом рассказе Горький и дал нам почувствовать, что в каждом из нас есть черты «мошки с кишками» и одновременно – мы – самые «лучшие, сложные, интересные» существа на свете.

  11. Для начала перескажу рассказ, потом скажу о его месте в творчестве писателя и озвучу основную мысль.
    Рассказ начинается с описания гавани: “Звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извозчих телег…” Далее автор описывает появление в гавани Челкаша, старого травленного волка, хорошо знакомого гаванскому люду, заядлого пьяницу и ловкого, смелого вора. Чтобы пойти на очередное “дело”, он ходил по гавани и искал своего поплечника Мишку, но сторож сказал, что Мишку увезли в больницу. Но тут Челкашу попадается парень: “широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами”. Этого молодого парня звали Гаврила. Поговорив с ним, Челкаш приходит к выводу, что Гаврила сможет заменить Мишку. Челкаш предлагает Гавриле работу. Но на вопрос “какую?” Челкаш ответил:
    — Рыбу ловить поедем. Грести будешь…
    Гаврила соглашается, ничего не подозревая. И, оказавшись в море, он, захваченный чисто практическими интересами, “чувствует себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой”. Вор Челкаш все еще не потерял светлой “памяти, этого бича несчастных”. Поэтому он “любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха”. Но все-таки великая сила природы противостоит, хотя по-разному, ночной жизненной практике обоих героев.
    После “дела” Челкаш дал Гавриле несколько “бумажек”. Но Гавриле нужны были все деньги, и он, обняв ноги Челкаша, просит отдать ему все деньги:
    — Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?..
    Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, оттолкнул Гаврилу, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки.
    — На! Жри… — крикнул он злобно.
    Но потом, выслушав рассказ о замыслах Гаврилы: “…думаю… хвачу я его — тебя — веслом… рраз!.. денежки — себе”, сказал:
    — Дай сюда деньги!
    Отобрав их, он пошел прочь.
    Ради денег Гаврила готов был пойти и на преступление. Что он благополучно и сделал, пробив голову Челкашу камнем. Но денег не взял, испугавшись самого себя, убежал.
    И заканчивается рассказ тем, что Челкаш прощает Гаврилу и отдает ему деньги.
    Для начала скажу, что «Челкаш» – один из первых горьковских рассказов, написан он был в ранние 90-е годы. Отличается он вот какими деталями, но сразу скажу, что они относятся к разряду характерных особенностей творчества Горького. Это такие детали как: тяга героя к какой-то неведомой и абсолютной красоте (в данном случае к морю) и истолкование авторского представления отчуждения личности от мира. Следует отметить, что каждый рассказ у Горького отражает особую судьбу и психологию. В данном рассказе мы видим судьбу бывшего военного офицера, опустившегося на дно жизни. Четко прорисован его психологический портрет. Но вот основная деталь: главный герой несет в себе разорванные между собой, противоположные человеческие начала. Эта деталь позволяет нам понять цель творческого поиска писателя на этом этапе его развития. Горьким, в силу его убеждений – деление людей на «мошек с кишками» и самых «лучших, сложных, интересных» существ на свете, наблюдались в личности неразвитые способности и странные побуждения. Основным же стремлением автора было поставить героев в такую ситуацию, в которой ярко проявлялись врожденные человеческие устремления. По этим устремлениям и по тому, каким способом они выражались и определялось кто – «мошка с кишками», а кто – самое «лучшее, сложное, интересное» существо на свете. В нашем рассказе устремления и способы такие – Челкаш для того, чтобы напиться ворует, Гаврила, чтобы создать своё хозяйство, построить дом, завести семью – топчет свою гордость, свое самолюбие и совершает покушение на убийство. В «маленькой драме» на «пустынном берегу» мы как раз и наблюдаем ту ситуацию, в которой ярко проявляются все человеческие качества. Ее итогом было вот что: не у кого не вызывает сомнений тот факт, что Горькому были не чужды моральные нормы гуманизма. Делаем вывод – что такое хорошо и что такое плохо он знал… причем лучше, чем мы с вами. А тут попробуйте ответить себе на вопрос: кто олицетворял «мошку с кишками», а кто – самое «лучшее, сложное, интересное» существо в жизни, описанной в рассказе? Ответили? Или затрудняетесь ответить? Не можете прийти к однозначному решению? Ну вот видите – в этом-то и была «болезнь души» писателя – нерешаемая дилемма мучила его – нельзя однозначно ответить – кто есть человек в целом. В этом рассказе Горький и дал нам почувствовать, что в каждом из нас есть черты «мошки с кишками» и одновременно – мы – самые «лучшие, сложные, интересные» существа на свете.

  12. Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве.
    Рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей, живущих в рабском труде. Горький сравнивает шум порта со звуками «страстного гимна Меркурию» и показывает, как этот шум и каторжный труд подавляет людей, не только иссушая их души, но и изнуряя тела.
    Развернутый портрет главного героя произведения мы ви­дим уже в первой части. В нем М. Горький особенно ярко под­черкивает такие черты, как холодные серые глаза и горбатый хищный нос. К жизни Челкаш относится легко, не скрывая от людей своего воровского промысла. Едко высмеивает он сто­рожа, который не пускает его в гавань и корит в воровстве. Вместо заболевшего подельника Челкаш приглашает себе в по­мощники случайного знакомого — молодого добродушного парня с большими голубыми глазами. Сопоставляя портреты двух героев (Челкаша, похожего на хищную птицу, и доверчивого Гаврилы), читатель первоначально думает, что молодой крестьянский парень стал по доверчивости жертвой вероломно­го мошенника. Гаврила мечтает подработать, чтобы жить своим хозяйством, а не идти к тестю в дом. Из разговора мы узнаем, что парень верит в бога, кажется доверчивым и беззлобным, и Челкаш даже начинает испытывать к нему отеческие чувства.
    Своеобразным индикатором отношения героев к жизни являются их мысли о море. Челкаш любит его, а Гаврила бо­ится. Для Челкаша море олицетворяет собой жизненную силу и свободу: «Его кипучая нервная натура, жадная на впечатле­ния, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широ­ты, бескрайной, свободной и мощной».
    Гаврила с самого начала понимает, что ночная рыбалка, на которую приглашает его Челкаш, может оказаться недобрым делом. Впоследствии убеждаясь в этом, герой дрожит от стра­ха, начинает молиться, плакать и просит отпустить его.
    После совершения Челкашом кражи настроение Гаврилы несколько меняется. Он даже дает зарок отслужить молебен Николаю Чудотворцу, как вдруг видит перед собой огромный огненно-голубой меч-символ возмездия. Переживания Гаври­лы достигают кульминации. Однако Челкаш объясняет ему, что это всего лишь фонарь таможенного крейсера.
    Важную роль в рассказе играет пейзаж, который Гаврила воссоздает при помощи олицетворения («…Тучи были непод­вижны и точно думали какую-то серую, скучную думу», «Мо­ре проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль», «Пена, тая, шипела и вздыхала»),
    Умертвляющему голосу порта противостоит живительная сила музыкального шума морской стихии. И на фоне этой жи­вотворящей стихии разворачивается отвратительная человече­ская драма. И причиной этой трагедии становится элементар­ная жадность Гаврилы.
    М. Горький намеренно ставит читателя в известность о том, что герой планировал заработать на Кубани двести рублей. Челкаш дает ему сорок за одну ночную поездку. Но тому эта сумма показалась слишком маленькой, и он на коленях умоляет отдать ему все деньги. Челкаш с омерзением отдает их, но вдруг узнает, что Гаврила, который еще несколько часов назад трясся во время ночной поездки как осиновый лист, хотел убить его, считая никчемным, никому не нужным человеком. В гневе Челкаш отбирает деньги и жестоко избивает Гаврилу, желая проучить. В отместку же тот бросает в него камень, потом, оче­видно, вспоминая о душе и о Боге, начинает просить прощения. Раненый Челкаш отдает ему почти все деньги и, пошатываясь, уходит. Гаврила же прячет деньги за пазуху и идет в другую сторону широкими, твердыми шагами: ценой унижений, а по­том и силой он, наконец, получил ту желанную свободу, о ко­торой так мечтал. Море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе бого­боязненного Гаврилы. Эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры. Не случайно, когда Челкаш перед де­лежкой денег спрашивает, пошел бы он еще раз на преступле­ние за двести рублей, Гаврила выражает свою готовность сде­лать это, хотя чуть раньше искренне раскаивался в том, что согласился. Таким образом, М. Горький-психолог показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о че­ловеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.

  13. После совершения Челкашом кражи настроение Гаврилы несколько меняется. Он даже дает зарок отслужить молебен Николаю Чудотворцу, как вдруг видит перед собой огромный огненно-голубой меч-символ возмездия. Переживания Гаври­лы достигают кульминации. Однако Челкаш объясняет ему, что это всего лишь фонарь таможенного крейсера.
    Важную роль в рассказе играет пейзаж, который Гаврила воссоздает при помощи олицетворения («…Тучи были непод­вижны и точно думали какую-то серую, скучную думу», «Мо­ре проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль», «Пена, тая, шипела и вздыхала»),
    Умертвляющему голосу порта противостоит живительная сила музыкального шума морской стихии. И на фоне этой жи­вотворящей стихии разворачивается отвратительная человече­ская драма. И причиной этой трагедии становится элементар­ная жадность Гаврилы.
    М. Горький намеренно ставит читателя в известность о том, что герой планировал заработать на Кубани двести рублей. Челкаш дает ему сорок за одну ночную поездку. Но тому эта сумма показалась слишком маленькой, и он на коленях умоляет отдать ему все деньги. Челкаш с омерзением отдает их, но вдруг узнает, что Гаврила, который еще несколько часов назад трясся во время ночной поездки как осиновый лист, хотел убить его, считая никчемным, никому не нужным человеком. В гневе Челкаш отбирает деньги и жестоко избивает Гаврилу, желая проучить. В отместку же тот бросает в него камень, потом, оче­видно, вспоминая о душе и о Боге, начинает просить прощения. Раненый Челкаш отдает ему почти все деньги и, пошатываясь, уходит. Гаврила же прячет деньги за пазуху и идет в другую сторону широкими, твердыми шагами: ценой унижений, а по­том и силой он, наконец, получил ту желанную свободу, о ко­торой так мечтал. Море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе бого­боязненного Гаврилы. Эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры. Не случайно, когда Челкаш перед де­лежкой денег спрашивает, пошел бы он еще раз на преступле­ние за двести рублей, Гаврила выражает свою готовность сде­лать это, хотя чуть раньше искренне раскаивался в том, что согласился. Таким образом, М. Горький-психолог показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о че­ловеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.

  14. 14
    Текст добавил: Всему миру на диво

    Рассказ “Челкаш”, написанный в 1894 году, принес автору широкую известность.
    Рассказ начинается с описания гавани: “Звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извоз-чих телег…” Далее автор описывает появление в гавани Челкаша, старого травленного волка, хорошо знакомого гаванскому люду, заядлого пьяницу и ловкого, смелого вора. Чтобы пойти на очередное “дело”, он ходил по гавани и искал своего поплечника Мишку, но сторож сказал, что Мишку увезли в больницу. Но тут Челкашу попадается парень: “широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами”. Этого молодого парня звали Гаврила. Поговорив с ним, Челкаш приходит к выводу, что Гаврила сможет заменить Мишку. Челкаш предлагает Гавриле работу. Но на вопрос “какую?” Челкаш ответил:
    – Рыбу ловить поедем. Грести будешь…
    Гаврила соглашается, ничего не подозревая. И, оказавшись в море, Гаврила, захваченный чисто практическими интересами, оказавшись в море, “чувствует себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой”. Вор Челкаш все еще не потерял светлой “памяти, этого бича несчастных”. Поэтому он “любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха”. Но все-таки великая сила природы противостоит, хотя по-разному, ночной жизненной практике обоих героев.
    После “дела” Челкаш дал Гавриле несколько “бумажек”. Но Гавриле нужны были все деньги, и он, обняв ноги Челкаша, просит отдать ему все деньги:
    – Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?..
    Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, оттолкнул Гаврилу, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки.
    – На! Жри… – крикнул он злобно.
    Но потом, выслушав все радостные вопли Гаврилы, сказал:
    – Дай сюда деньги!
    Ради денег Гаврила готов был пойти и на преступление. Даже Челкаш говорил ему:
    -…Разве из-за денег можно так истязать себя?
    Дурак!
    И заканчивается рассказ тем, что “море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену…”
    Автор показывает, что даже природа восстает против нечестной жизни, против злобы, против того, что человек устраивает свою жизнь за счет жизни другого.
    М. Горький был писателем-реалистом, но все его ранние рассказы пронизаны духом романтизма. В них главные герои обычно тесно связаны с природой. Горький отождествляет человека и природу. В своих произведениях писатель отдает явное предпочтение людям, свободным от законов общества. Они интересны своими взглядами, поведением. И, как правило, у главного героя всегда есть антагонист – человек, придерживающийся противоположного взгляда на жизнь. Между ними возникает конфликт, на основе которого и разворачивается сюжет произведения.
    Как и во многих своих рассказах, в “Челкаше” Горький также затрагивает тему человеческих взаимоотношений, описывает природу, взаимосвязь природы с душевным состоянием своих героев.
    События, описанные Горьким в рассказе “Чел-каш”, происходили в портовом городе на берегу моря. Главные действующие лица – Челкаш и Гаврила. Челкаш – уже немолодой бездомный пьяница и вор. Гаврила – молодой крестьянский парень, попавший в это место после неудачной попытки найти работу и заработать денег.
    Все в порту знают Гришку Челкаша как заядлого пьяницу и ловкого вора. Внешне, казалось бы, схожий со всеми “босяцкими фигурами” в порту, он сразу обращал на себя внимание сходством со “степным ястребом”. Он был “длинным, костлявым, немного сутулым, с горбатым хищным носом и холодными серыми глазами. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Его с виду спокойная, но зоркая и возбужденная походка напоминала полет птицы, на которую он был так похож”. Челкаш промышлял воровством в порту, а когда сделка удавалась и появлялись деньги, он тут же пропивал их.
    Встреча Челкаша и Гаврилы произошла в тот момент, когда Челкаш, идя по гавани, обдумывал, как ему быть с предстоящим сегодня ночью “делом”. Его напарник сломал себе ногу, и это обстоятельство осложняло все дело и вызывало в Челкаше чувство досады.
    Гаврила же, после неудачной попытки заработать денег на Кубани, возвращался домой. Он был очень огорчен и расстроен, так как после смерти отца ему оставался только один путь выбраться из нищеты – “идти в зятья в хороший дом”. А это означало – идти в батраки.
    Челкаш случайно обратил внимание на сидевшего прямо у тротуара, на мостовой, молодого крепкого парня в лаптях и оборванном рыжем картузе.
    Челкаш затронул парня, а потом, разговорившись с ним, внезапно решил взять с собой на “дело”.
    Горький подробно описал их встречу, их разговор, мысли и внутренние переживания каждого. Чел-кашу Горький уделяет особое внимание. Он подмечает каждый штрих, малейший нюанс в поведении своего героя. Тут и мысли о прежней жизни, о Гавриле, который волею судьбы оказался в его “волчьих лапах”. Чувство господства над кем-то, вызывающее в нем гордость за самого себя, его бесконечно меняющееся настроение, когда ему хотелось то ударить и обругать Гаврилу, то пожалеть. Когда-то имевший дом, родителей, жену, он стал вором и отпетым пьяницей, но, тем не менее, он не кажется нам законченным человеком. Это гордая и сильная натура. Несмотря на обшарпанный внешний вид, в нем видна неординарная личность. У Челкаша ко всем есть подход, он везде сможет договориться. У него особое отношение к природе, морю. Челкаш, вор, любил море. “Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не прельщалась содержанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной… На море в нем всегда поднималось широкое теплое чувство, которое охватывало всю его душу, очищая ее от житейской скверны. Чел-каш любил видеть себя лучшим среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь теряли остроту и ценность”.
    Гаврила предстает перед нами совсем в другом свете. Сначала – это “забитый” жизнью, не слишком доверчивый деревенский парень, потом – до смерти перепуганный раб. А уж когда “дело” успешно завершилось и он впервые в своей жизни увидел такие большие деньги, вот тут-то его и “прорвало”. Горький очень точно описывает, какие чувства обуревали Гаврилу в тот момент, как они сказались на его поведении. Мы со всей ясностью увидели ничем не прикрытую алчность. Моментально исчезли жалость и сострадание к бедному деревенскому парню. Когда Гаврила, упав на колени перед Челкашом, стал вымаливать у того все деньги, перед нами предстал совсем другой человек – это был “подлый раб”, забывший обо всем в своем желании выклянчить побольше денег у своего хозяина. И Челкаш, преисполненный чувством острой жалости и ненависти к этому жадному рабу, бросил ему все деньги. В этот момент он почувствовал себя героем. Челкаш знал, что никогда не станет таким, пусть даже он вор и пьяница.
    Но когда Гаврила рассказал Челкашу, как он хотел убить его и сбросить в море, того обуяла ярость – его еще никогда не били так больно, и никогда он не был так зол. Челкаш забрал деньги и, повернувшись к Гавриле спиной, пошел прочь.
    Гаврила не мог этого пережить, он схватил камень и бросил его в голову уходящего Челкаша. Но когда увидел, что натворил, опять стал скулить и просить у Челкаша прощения.
    Челкаш и в этой ситуации оказался на высоте. Он понял, какая мелкая и подлая душонка оказалась у этого парня, и кинул деньги ему прямо в лицо. Сначала, когда, пошатываясь и держась за голову, Челкаш пошел прочь, Гаврила смотрел ему вслед. А потом свободно вздохнул, перекрестился, спрятал деньги и пошел в противоположную сторону.
    В своем произведении Горький отдал явное предпочтение Челкашу – человеку высоких моральных качеств, человеку, не утратившему чувства собственного достоинства ни при каких обстоятельствах.
    В русской литературе существует много имен, которые по праву могут называться великими. Среди таких имен и М. Горький – человек, который прожил сложную жизнь, испытав все тяготы судьбы. Но несмотря на все трудности, преследовавшие его, он оставался верен себе и писал замечательные произведения.
    Из раннего творчества Горького известны такие рассказы, как “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Емельян Пиляй”. Но произведением, которое принесло автору широкую известность, является “Челкаш”.
    Челкаш – один из главных героев одноименного рассказа. Это “старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. На данный момент у него нет ни гроша, так как наворованные раньше вещи были уже давно пропиты и проиграны в карты, и поэтому Чел-каш замышляет новое дело. Одному ему не справиться – нужен напарник. И этим напарником становится Гаврила. “Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими доверчиво и добродушно”. Челкаш заметил, что это по-детски глупый наивный мальчишка, который приехал из провинции, чтобы заработать денег для восстановления отцовского хозяйства, который любит свободу и хочет вырваться из нищеты, но у которого ничего пока не получается.
    Челкаш предлагает юнцу работу: грести веслами во время рыбалки. И парень соглашается. Ночью, когда они отплыли уже от берега, Гаврила заметил, что в лодке нет рыболовных сетей, и понял, что едут не на рыбалку. Многое пережил он за это время: боязнь, что поймают, страх перед смертью, ненависть и злобу к Челкашу. Забыв про деньги, он думал только об одном: скорее бы добраться до берега и убежать от этого жестокого человека. Но когда опасность миновала и Гаврила узнал о сумме награбленных денег, он резко изменился. Не помня себя, он падает в ноги Челкашу, просит по-хорошему отдать награбленное, чем унижает сам себя. Он способен на подлость, которую и совершает ради денег.
    В рассказе “Челкаш” Горький отображает одно из наиболее страшных качеств человека: жадность. Он говорит, что человек, воровавший всю свою жизнь и пропивающий все, что есть, который груб и неотесан, ведет себя благороднее молодого деревенского парня, охваченного приступом жадности. И именно из-за этого порока совершаются многие нелепые поступки.
    Горький в своих произведениях мастерски умел раскрывать личностный характер. Ставя своих героев в экстремальные ситуации, автор показывает суть человеческую. Говорит читателю о том, что не всегда нужно верить первому впечатлению, нужно уметь распознать истину.
    У Максима Горького с раннего детства была тяжелая жизнь “в людях”. Он работал в разных местах, что позволяло ему наблюдать за жизнью людей, за их судьбами. Его интересовало все, что происходило в России. И, по мере возможности, он старался во всем участвовать. Горький много путешествовал
    по Италии. Наблюдая за жизнью итальянского народа, он создал книгу “Итальянские сказки”. Возвратившись на Родину, Горький совершает хождение по глубинке России, а увиденное и услышанное издает в сборнике “По Руси”. Он показал судьбы людей, которые забыты государством.
    В раннем творчестве Горького широкую известность ему принес рассказ “Челкаш”, напечатанный в 1895 году. В рассказе мы видим маленькую часть из всей жизни бедного крестьянина Гаврилы и вора Челкаша, который тоже когда-то был крестьянином. В самом начале произведения мы испытываем пренебрежение к Челкашу, а к Гавриле – симпатию и жалость. Ведь бедный молодой крестьянин, который пришел на заработки, попал под влияние вора и пьяницы, который напоил парня и уговорил пойти на воровство. Но чем ближе конец рассказа, тем неприятнее становится нам Гаврила. Когда они вместе плывут на лодке, то Гаврила боится за свою жизнь и обвиняет Челкаша в том, что это он его погубил. Крестьянин в чем-то прав, но в чем-то и не прав. Да, Челкаш напоил его, да, уговорил, но ведь не вливал же он водку насильно, не тянул за руку на лодку. Он просто сказал, что можно немного заработать. Гаврила мог развернуться и уйти, но жажда денег сыграла свою роль, и он остался. Он сам выбирал. А когда Гаврила узнал, сколько денег осталось после продажи ворованного у Челкаша, то он утратил все человеческое, что было у него, и мы видим, каков он на самом деле. За маской бедного и простенького крестьянина скрывался алчный и бездушный человек, который готов ради денег убить товарища. И он делает такую попытку, а когда это ему не удается, то начинает униженно умолять Челкаша отдать все деньги на обзаведение хозяйством. В этот момент Челкаш испытывает отвращение к тому, кто валяется на песке у его ног. Гаврилу трудно назвать человеком, да и не хочется, так как им двигала только одна мысль – деньги. И все его существо превратилось в руку, которая тянется к Челкашу и ноет, молит, просит, требует, угрожает и снова просит.
    Очень точно смог передать автор внутреннее состояние каждого через отношение к морю. Челкаш любил море, ему нравилось плыть по спокойной и гладкой воде, окутанной черной пеленой ночи, и ощущать соленый привкус на губах. Он “любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха”. Он верил, что морская тишина вносит “в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты”. За загрубевшей от пьянки и тяжелой жизни оболочкой еще теплится вера в прекрасное, умение увидеть и ощутить это прекрасное. А Гаврила, охваченный только практическим интересом и страхом, оказавшись в море, чувствовал себя “раздавленным этой мрачной тишиной”. Для него море – это вода и опасность, а в данный момент – возможность легко заработать деньги.
    Мы видим, что Челкаш не жадный, он не умеет собирать деньги. Для него деньги ничего не значат. Они нужны ему, чтобы напиться, так как пьяным он забывает о своей тяжелой жизни и чувствует себя хозяином всего мира. Поэтому он все время пьян. Гаврила же реально смотрит на мир и отлично понимает, что деньги в этой жизни значат очень многое. Чем больше у тебя денег, тем больше тебя уважают.
    В своем произведении автор не обвиняет ни Челкаша, ни Гаврилу. Он показал нам две разные судьбы, которые начинались одинаково, но в какой-то момент их пути разошлись. Автор жалеет своих героев. Чел каша – за то, что государство не помогло ему стать на правильный путь и найти себя в другом деле, а не в воровстве. Гаврилу – за то, что государство (создало его таким жестким, жадным и алчным.
    Основной чертой творчества Максима Горького является разоблачение буржуазной морали и индивидуализма. В его произведениях воспевается героический подвиг во имя свободы и счастья. Он реализовывает мысль о человеке-деятеле, борце, герое. Его произведения с романтическими героями потрясли русского читателя верой во всемогущество свободного человеческого духа, страстной, всезахватывающей жаждой обновления, жизнеутверждающей верой в подвиг.
    Главными героями произведения Горького “Челкаш” являются Челкаш и Гаврила. Челкаш – вор, пьяница, который не имеет ни семьи, ни крыши над головой. Он живет тем, что крадет, а затем краденые вещи продает скупщикам. Гаврила – сельский парень, который приехал в город в поисках лучшей жизни. У него была одна цель – заработать большую сумму денег, чтобы суметь построить дом в деревне и жениться на богатой девушке. Встретившись случайно, главные герои договариваются ночью выйти на работу. Челкашу нужен был помощник, чтобы он помог ему совершить его обычное дело. И он, пообещав Гавриле, что даст ему много денег, избирает его на эту должность, не зная о его действительном характере.
    Истинные лица Гаврилы и Челкаша мы видим в конце рассказа, когда они делят заработанные деньги. Челкаш мог бы не дать Гавриле и гроша, потому что он оказался совсем не годным для этой работы.
    Но Чел каш щедро награждает своего “ночного” помощника, несмотря на то что Гаврила ему только мешал и показал себя трусом, человеком, который всего боится и не имеет своего мнения. И когда Гаврила набросился на деньги, которые дал ему Челкаш, а потом попросил отдать ему еще и свои деньги, Чел-каш увидел, что перед ним стоит жадный, алчный человек. И если бы Гаврила не признался Челкашу, что если бы тот не отдал ему все деньги, он бы убил его, а потом сам их забрал, Челкаш, может быть, попытался понять его. Но, как человек открытый, никогда не скрывающий своих мыслей и действий, он, конечно же, не смог простить предательства.
    В начале рассказа никто не испытывает к Челкашу особой симпатии. Но после того, как мы узнаем о его судьбе, и после эпизода с Гаврилой сразу видим, что этот человек обладает такими качествами, как внутренняя красота, энергия и сила жизни, сострадание к ближнему, любовь к свободе и независимости. Гаврила же, забрав эти деньги, все-таки не сможет жить с чистой совестью, и если он не поймет, что не деньги делают человека счастливым, а человек сам должен искать свое счастье, не унижаясь и не причиняя боль другим людям, он не сможет прожить по-настоящему счастливую жизнь.
    В своем творчестве Горький противопоставляет людям рабской души свободного и гордого героя, способного на самопожертвование во имя блага людей.
    Много разных мыслей и переживаний возникло у меня, когда я читала рассказ М. Горького “Чел-каш”. Писатель смог точно передать всю картину нищенского существования людей, проникнуть в их сокровенные мечты.
    Он показал, в кого превращаются люди, доведенные до отчаяния, до безысходности при виде чужого счастья и богатства. “Гришка Челкаш – заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. Но этому человеку не чужды жалость и сострадание к своим собратьям, обреченным на нищету и бесправие. Даже в самые тяжелые моменты Челкаш любуется морем, которое “вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты”. Недоверие, зависть, покорная готовность услужить, страх, подобострастие Гаврилы противостоят снисходительности, презрению, уверенности в себе, смелости, любви к свободе Челкаша. Однако к совершению преступления каждого подталкивают свои причины: одного подталкивает на дорогу преступления привычка, другого – случай. Оба они оказываются перед испытанием – искушением деньгами.
    Автор показывает нам духовное превосходство Челкаша, который хотя и изводит Гаврилу, но сам оказывается человечнее этого малого. Гаврила, обуреваемый чувством собственничества, готов убить “не нужного на земле человека” ради денег. Горько и больно Челкашу видеть искаженное восторгом жадности лицо скулящего Гаврилы. Мысль о том, что он “никогда не будет таким жалким, низким, не помнящим себя”, заставила Челкаша задуматься об истоках рабской психологии такого человека. Неудовлетворенность своей жизнью, чувство собственного достоинства, не позволяющие мириться с долей рабов, – вот что характеризует таких людей, как Челкаш. Однако такие люди не нужны обществу в отличие от маленького хозяина Гаврилы.
    “Челкаш” – один из лучших ранних рассказов М. Горького, который несет в себе высокие моральные качества.
    В 1894 году великий русский писатель М. Горький пишет свой рассказ “Челкаш”. Уже в 1895 году “Челкаш” был напечатан в журнале “Русское богатство”. Этот рассказ принес автору широкую известность. Впервые в русской литературе главным героем произведения является вор, Челкаш. При этом автор не критикует своего героя, а показывает, что существуют такие “правильные” люди, которые в духовном плане намного ниже Челкаша.
    Как сказано выше, Гришка Челкаш – главный герой рассказа. Вначале произведения “он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе”. Зарабатывал на жизнь тем, что воровал. Вот и теперь он украл и спрятал две мануфактуры. Чтобы их вывезти, ему нужен был помощник. Помощником был Мишка, но он попал в больницу.
    В поисках замены Мишки Челкаш встретился с парнем. “На мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе” – это был Гаврила. Простой крестьянский парень “широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами” приехал на заработки.
    Не понимая, какую работу предлагает ему Чел-каш, идет с ним на дело. Задачей Гаврилы было грести веслами. Ночью они пошли за мануфактурой. Когда Гаврила осознал, что это дело опасное, он сильно испугался, “всхлипывал, плакал, сморкался, ерзал по лавке”. Он просился, чтоб Челкаш отпустил его. Пройдя все препятствия, они “заработали” пятьсот сорок рублей. Гришка отделил парню сорок рублей. Когда пришла пора расставаться, Гаврила стал упрашивать Челкаша отдать ему все деньги: “Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе? Ведь в одну ночь – только в ночь. А мне года нужны…”. Гришка отдал ему все деньги и, смотря на него, чувствовал, что сам “он – вор, гуляка, оторванный от всего родного – никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя”.
    Получив деньги, Гаврила рассказал о своих замыслах: “…думаю… хвачу я его – тебя – веслом… рраз!.. денежки – себе”. Челкаш был потрясен таким признанием и забрал все деньги назад. Челкаш уходил, но тут Гаврила показал себя подлым человеком, он схватил камень и бросил в вора. Парень убежал, но опомнившись, вернулся. Челкаш очнулся и оттолкнул от себя Гаврилу. Парень умолял Гришку простить его. Челкаш простил его и отдал ему деньги.
    Сравнивая простого парня и Гришку, видно, что хоть Челкаш и вор, но он не такой жадный и подлый, как Гаврила. Челкаш ворует не для богатства, а для того, чтобы жить нормально, а не так, как этот парень, который работает “задарма”. Я думаю, что если бы рабочий человек, тот же Гришка, получал столько денег, чтобы ему хватало жить нормально, он, может, и не стал бы воровать. Конечно, большое влияние на поведение человека оказывает общество. Челкаша все называли вором, тем самым подталкивали его на это ремесло. Украв однажды, человек на этом не остановится, он видит легкий путь, как можно заработать деньги, и идет по нему всю жизнь, если его не остановят.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *