Сочинение на тему человечность по тексту яковлева игра в красавицу

11 вариантов

  1. (41)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, а Нинка из седьмой квартиры” src=”https://present5.com/presentacii/20170505/12-oge_15.2_-15.3_(dobrota)_sochinenie,_svyazannoe_s_analizom_tek.ppt_images/12-oge_15.2_-15.3_(dobrota)_sochinenie,_svyazannoe_s_analizom_tek.ppt_4.jpg” alt=”>(41)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, а Нинка из седьмой квартиры” />
    (41)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, а Нинка из седьмой квартиры стояла под окном новенького. (42)Мы кричали ей из подворотни: (43)- Иди к нам, Нинка! (44)Она не шла. (45)Потом мы увидели, как к Нинке подошла ее мать и уговаривала её уйти. (46)Наконец ей удалось увести девчонку из-под дождя в подъезд, где горела тусклая лампочка. (47)Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала: (48)- Посмотри на меня. (49)Я, по-твоему, красивая? (50)Нинка удивленно посмотрела на мать: разве мать может быть красивой или некрасивой? (51)- Я некрасивая, – жестко сказала Нинкина мать. (52)- И ничего страшного. 53)Счастье приходит не только к красивым. (54)Нинка прижалась к матери и заплакала. (55)Девочка как бы увидела маму в безжалостном зеркале такой, какая она есть, какой видели ее мы, чужие ребята. (56)Потом Нинка совершенно спокойным голосом сказала: (57)- Мама, давай с тобой сыграем в красавицу. (58)- Глупости! (59)- Нет, давай сыграем. (60)Я тебя научу. (61)Ты стой и слушай, что я буду говорить. (62)Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей: (63)- Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море. (64)У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы… (65)Сквозь пронизывающий холод живой, теплой струйкой текли слова, заглушающие горе: (66)- У тебя атласная кожа… соболиные брови… жемчужные зубы… (67)И они зашагали спокойно и уверенно дальше, крепко прижавшись друг к другу…. (По Ю.Яковлеву )

  2. (1)Мы любили свой двор. (2)В нём никогда не было скучно. (З)Были у нас игры и собственного изобретения. (4)Например, игра в красавицу.
    (5)Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. (6)И, когда наша компания собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал:
    (7)— Сыграем в красавицу?
    (8)Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры. (9)Она опускала глаза и разглаживала руками платье: заранее знала, что ей придётся выходить на круг и быть красавицей.
    (10)Теперь мы вспоминаем, что Нинка была на редкость некрасивой: у неё был широкий приплюснутый нос, бесцветные глаза, прямые жидкие волосы и большие грубые губы, вокруг которых и на лбу рассыпались веснушки. (11)Но мы этого не замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым — дрянной.
    (12)Нинка была стоящей девчонкой — мы выбирали красавицей её.
    (13)Когда она выходила на середину круга, по правилам игры, мы начинали «любоваться» — каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова.
    (14)— У неё лебединая шея, — заученно говорил один.
    (15)Другой подхватывал:
    (16)— У неё коралловые губы и жемчужные зубы…
    (17)— У неё золотые кудри и атласная кожа…
    (18)— У неё глаза синие, как море, и соболиные брови…
    (19)Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей.
    (20)Нам самим начинало казаться, что красивее нашей Нинки нет. (21) Как-то в наш дом переехали новые жильцы и во дворе появился новенький.
    (22)Мы предложили ему сыграть с нами в красавицу. (23)Нинка приблизилась к новенькому и сказала:
    (24)— Когда играют в красавицу, всегда выбирают меня.
    (25)— Почему тебя? — удивился новенький.
    (26)— Разве ты красивая?
    (27)У Нинки вытянулось лицо, веснушки у рта и на лбу стали ещё заметнее.
    (28)— А меня выбирают.
    (29)— Очень глупо, — сказал новенький.
    (30)С появлением новенького с Нинкой вообще стало твориться что-то странное. (31)Он заходил в булочную — она стояла напротив и не отрывала глаз от стеклянных дверей. (32)Она и утром обречённо поджидала его у подъезда и шла за ним до школы.
    (33)Новенький не сразу сообразил, что Нинка ходит за ним как тень, а когда обнаружил это, очень рассердился.
    (34)— Не смей ходить! — крикнул он Нинке.
    (35)— Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало!
    (З6)Нинка знала только то зеркало, которым были для неё мы, когда играли в красавицу. (37)Она верила нам, а этот тип разбил наше зеркало, и вместо живого, весёлого, доброго появилось холодное, гадкое, злое. (38)Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него — и зеркало убило красавицу.
    (39)Но мы тогда не понимали этого и ломали себе голову: что это с ней? (40)Мы не узнавали свою подружку: она стала чужой и непонятной.
    (41)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, а Нинка из седьмой квартиры стояла под окном новенького. (42)Мы кричали ей из подворотни:
    (43)— Иди к нам, Нинка!
    (44)Она не шла. (45)Потом мы увидели, как к Нинке подошла её мать и уговаривала Нинку уйти.
    (46)Наконец ей удалось увести девчонку из-под дождя в подъезд, где горела тусклая лампочка.
    (47)Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала:
    (48)— Посмотри на меня. (49)— Я, по-твоему, красивая?
    (50)Нинка удивлённо посмотрела на мать: разве мать может быть красивой или некрасивой?
    (51)— Я некрасивая, — жёстко сказала Нинкина мать. (52)— И ничего страшного. (53)Счастье приходит не только к красивым.
    (54)Нинка прижалась к матери и заплакала. (55)Девочка как бы увидела маму в холодном, безжалостном зеркале такой, какая она есть, какой видели её мы, чужие ребята. (56)Потом Нинка совершенно другим, спокойным голосом сказала:
    (57)— Мама, давай с тобой сыграем в красавицу.
    (58)— Глупости!
    (59)— Нет, нет, давай сыграем. (60)Я тебя научу. (61)Ты стой и слушай, что я буду говорить.
    (62)Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей:
    (63)— Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море. (64)У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы…
    (65)Сквозь гудящий ветер, сквозь пронизывающий холод живой, тёплой струйкой текли слова, заглушающие горе:
    (66)— У тебя атласная кожа… соболиные брови… жемчужные зубы…
    (67)И они зашагали спокойно и уверенно дальше, крепко прижавшись друг к другу…
    (По Ю. Яковлеву)

  3. Опубликовано 29.09.2017 по предмету Русский язык от Гость
    >> < <
    Помогите написать сочинение 15.2 по тексту
    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, почему Нинка заставила маму играть в красавицу?Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    (1)Мы любили свой двор. (2)В нём никогда не было скучно. (З)Были у нас игры и собственного изобретения. (4)Например, игра в красавицу.
    (5)Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. (6)И, когда наша компания собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал:
    (7)— Сыграем в красавицу?
    (8)Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры. (9)Она опускала глаза и разглаживала руками платье: заранее знала, что ей придётся выходить на круг и быть красавицей.
    (10)Теперь мы вспоминаем, что Нинка была на редкость некрасивой: у неё был широкий приплюснутый нос, бесцветные глаза, прямые жидкие волосы и большие грубые губы, вокруг которых и на лбу рассыпались веснушки. (11)Но мы этого не замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым — дрянной.
    (12)Нинка была стоящей девчонкой — мы выбирали красавицей её.
    (13)Когда она выходила на середину круга, по правилам игры, мы начинали «любоваться» — каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова.
    (14)— У неё лебединая шея, — заученно говорил один.
    (15)Другой подхватывал:
    (16)— У неё коралловые губы и жемчужные зубы…
    (17)— У неё золотые кудри и атласная кожа…
    (18)— У неё глаза синие, как море, и соболиные брови…
    (19)Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей.
    (20)Нам самим начинало казаться, что красивее нашей Нинки нет. (21)Как-то в наш дом переехали новые жильцы и во дворе появился новенький.
    (22)Мы предложили ему сыграть с нами в красавицу. (23)Нинка приблизилась к новенькому и сказала:
    (24)— Когда играют в красавицу, всегда выбирают меня.
    (25)— Почему тебя? — удивился новенький.
    (26)— Разве ты красивая?
    (27)У Нинки вытянулось лицо, веснушки у рта и на лбу стали ещё заметнее.
    (28)— А меня выбирают.
    (29)— Очень глупо, — сказал новенький.
    (30)С появлением новенького с Нинкой вообще стало твориться что-то странное. (31)Он заходил в булочную — она стояла напротив и не отрывала глаз от стеклянных дверей. (32)Она и утром обречённо поджидала его у подъезда и шла за ним до школы.
    (33)Новенький не сразу сообразил, что Нинка ходит за ним как тень, а когда обнаружил это, очень рассердился.
    (34)— Не смей ходить! — крикнул он Нинке.
    (35)— Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало!
    (З6)Нинка знала только то зеркало, которым были для неё мы, когда играли в красавицу. (37)Она верила нам, а этот тип разбил наше зеркало, и вместо живого, весёлого, доброго появилось холодное, гадкое, злое. (38)Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него — и зеркало убило красавицу.
    (39)Но мы тогда не понимали этого и ломали себе голову: что это с ней? (40)Мы не узнавали свою подружку: она стала чужой и непонятной.
    (41)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, а Нинка из седьмой квартиры стояла под окном новенького. (42)Мы кричали ей из подворотни:
    (43)— Иди к нам, Нинка!
    (44)Она не шла. (45)Потом мы увидели, как к Нинке подошла её мать и уговаривала Нинку уйти.
    (46)Наконец ей удалось увести девчонку из-под дождя в подъезд, где горела тусклая лампочка.
    (47)Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала:
    (48)— Посмотри на меня. (49)— Я, по-твоему, красивая?
    (50)Нинка удивлённо посмотрела на мать: разве мать может быть красивой или некрасивой?
    (51)— Я некрасивая, — жёстко сказала Нинкина мать. (52)— И ничего страшного. (53)Счастье приходит не только к красивым.
    (54)Нинка прижалась к матери и заплакала. (55)Девочка как бы увидела маму в холодном, безжалостном зеркале такой, какая она есть, какой видели её мы, чужие ребята. (56)Потом Нинка совершенно другим, спокойным голосом сказала:
    (57)— Мама, давай с тобой сыграем в красавицу.
    (58)— Глупости!
    (59)— Нет, нет, давай сыграем. (60)Я тебя научу. (61)Ты стой и слушай, что я буду говорить.
    (62)Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей:
    (63)— Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море. (64)У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы…
    (65)Сквозь гудящий ветер, сквозь пронизывающий холод живой, тёплой струйкой текли слова, заглушающие горе:
    (66)— У тебя атласная кожа… соболиные брови… жемчужные зубы…
    (67)И они зашагали спокойно и уверенно дальше, крепко прижавшись друг к другу…
    (По Ю. Яковлеву)

  4. (134 слова) Человечностью называют качество, которое присуще людям доброжелательным и снисходительным к чужим ошибкам. Человечность – это сочувствие ближнему, готовность помочь нуждающимся. На мой взгляд, в современном обществе люди должны быть добрее друг к другу, ведь сегодня в мире, итак, много зла.
    Поведение детей из текста Бориса Васильева не получается назвать человечным. Дети украли из шкатулки слепой старушки фронтовые письма её сына. Поступок ребят можно назвать бесчеловечным, ведь письма сына были очень дороги старушке, душа которой после утраты «ослепла и оглохла».
    В нашей школе принято помогать ветеранам войны, а также вдовам ветеранов. Я считаю, что это необходимо не только самим ветеранам, но и нам, как новому поколению. Нужно помогать людям, ведь именно так мы проявляем свою человечность.
    Доброте нужно учить детей с самого детства, объясняя им, насколько важно совершать хорошие поступки. Именно человечность отражает нашу душевную красоту.

    по тексту Алексина

    (210 слов) Человечность – это качество, которым обладают только по-настоящему добрые люди. Она проявляется в заботе об окружающих и волнении за ближнего. К сожалению, в повседневной жизни бывают ситуации, когда люди поступают бесчеловечно.
    В тексте А. Алексина идёт повествование о добрых поступках мальчика Коли, который спасает раненую птичку от неминуемой гибели (предложение 7). Мальчик по возвращению из детского лагеря приносит птичке, названной Чёрной Спинкой, мальков, которых он ловит для неё самостоятельно. Но, однажды, Коля видит, что птички нет на прежнем месте, и это становится для него серьёзным потрясением (предложение 21), ведь он является очень добродушным, милосердным, заботливым и добрым ребёнком. Чёрная Спинка для мальчика умерла, а не «сдохла», как сказали бы другие его ровесники. Ему была чужда та жестокость, с которой его близкие люди воспринимали всё происходящее (предложение 45).
    Константин Георгиевич Паустовский в своём рассказе «Телеграмма» описывает жизнь Катерины Петровны, старушки, чья дочь живёт очень далеко. У дочки нет времени навещать мать. Даже когда Катерина Петровна сообщает ей о своём недуге, дочь не спешит приехать домой. Этот бесчеловечный поступок становится причиной того, что хоронить Катерину Петровну в итоге вынуждены посторонние люди.
    Таким образом, человечностью необходимо называть прежде всего способность откликнуться на просьбы окружающих, проявить доброту по отношению к тем, кто в этом нуждается. К сожалению, не каждый из нас способен на такие поступки.
    Дополнительные аргументы по теме:
    Из литературы: Русский писатель Андрей Платонович Платонов в рассказе «Юшка» описывает поступок главного героя произведения, который откладывал свои сбережения, чтобы помочь девочке-сироте прожить в пансионе. Все окружающие постоянно издевались над Юшкой, который выглядел очень слабо, будучи больным чахоткой человеком. Только после смерти Юшки люди узнали, что он всё время помогал сироте, отдавая ей все свои деньги. О человечности Юшки всегда знала только та самая девушка, которой он помогал на протяжении своих последних лет.
    Из литературы: В «Капитанской дочке» Александра Сергеевича Пушкина тоже есть пример человечности. Емельян Пугачёв, которого все вокруг считали злым и бессердечным человеком, проявил милость по отношению к смелому и преданному своей стране Петру. Пугачёв уважает своего врага, поэтому сохраняет ему жизнь. Именно в этом поступке проявляется человечность атамана.
    Из жизни: Человечному отношению к окружающим в моей семье учат с детства. Мои родители всегда вносят пожертвования в различные благотворительные фонды, помогают нашим малоимущим соседям. Если у кого-то из пожилых людей тяжёлые сумки, мы всегда поможем их донести. Когда я стану большим, я тоже буду помогать людям.
    Из кино: В картине Тома Хупера «Отверженные» человечностью наделён преступник и бывший каторжанин, который в глубине души является очень добрым и милосердным. Он опекает сироту, успевая не только помогать девочке, но и постоянно убегать от полиции. Ради сироты этот мужчина постоянно идёт на риск. Его поступки можно считать по-настоящему человечными.

  5. Прочтите текст и выполните задания 2-14.
    (1)Мы любили свой двор. (2)В нем никогда не было скучно. (3)Были у нас игры и собственного изобретения. (4)Например, игра в красавицу.
    (5)Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. (6)И, когда наша компания собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал:
    (7)— Сыграем в красавицу?
    (8)Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры. (9)Она опускала глаза и разглаживала руками платье: заранее знала, что ей придется выходит в круг и быть красавицей.
    (10)Теперь мы вспоминаем, что Нинка была не редкость некрасивой: у нее был слишком широкий приплюснутый нос, бесцветные глаза, прямые жидкие волосы и большие грубые губы, вокруг которых и на лбу рассыпались веснушки. (11)Но мы этого не замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым — дрянной.
    (12)Нинка была стоящей девчонкой — мы выбирали красавицей ее.
    (13)Когда она выходила на середину круга, по правилам игры, мы начинали «любоваться» — каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова.
    (14)— У нее лебединая шея, — заученно говорил один.
    (15)Другой подхватывал:
    (16)— У нее коралловые губы и жемчужные зубы…
    (17)— У нее золотые кудри и атласная кожа…
    (18) — У нее глаза синие, как море, и соболиные брови…
    (19)Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей.
    (20)Нам самим начинало казаться, что красивее нашей Нинки нет.
    (21)Как-то в наш дом переехали новые жильцы и во вдоре появился новенький. (22)Мы предложили ему сыграть в нами в красавицу. (23)Нинка приблизилась к новенькому и сказала:
    (24)— Когда играют в красавицу, всегда выбирают меня.
    (25)— Почему тебя? — удивился новенький. — (26)Разве ты красивая?
    (27)У Нинки вытянулось лицо, веснушки у рта и на лбу стали еще заметнее.
    (28)— А меня выбирают.
    (29)— Очень глупо, — сказал новенький.
    (30)С появлением новенького в Нинкой вообще стало твориться что-то странное. (31)Он заходил в булочную — она стояла напротив и не отрывала глаз от стеклянных дверей. (32)Она и утром обреченно поджидала его у подъезда и шла за ним до школы.
    (33)Новенький не сразу сообразил, что Нинка ходит за ним как тень, а когда обнаружил это, очень рассердился.
    (34)— Не смей ходить! — крикнул он Нинке. — (35)Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало!
    (36)Нинка знала только то зеркало, которым были для нее мы, когда играли в красавицу. (37)Она верила нам, а этот тип разбил наше зеркало, и вместо живого, веселого, доброго появилось холодное, гадкое, злое. (38)Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него — и зеркало убило красавицу.
    (39)Но мы тогда не понимал этого и ломали себе голову: что с ней? (40)Мы не узнавали свою подружку: она стала чужой и непонятной.
    (41)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, а Нинка из седьмой квартиры стояла под окном новенького. (42)Мы кричали ей из подворотни:
    (43)— Иди к нам, Нинка!
    (44)Она не шла. (45)Потом мы увидели, как к Нинке подошла ее мать и уговаривала Нинку уйти. (46)Наконец ей удалось увести девочку из-под дождя в подъезд, где горела тусклая лампочка. (47)Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала:
    (48)— Посмотри на меня. (49)— Я, по-твоему, красивая?
    (50)Нинка удивленно посмотрела на мать: разве мать может быть красивой или некрасивой?
    (51)— Я некрасивая, — жестко сказал Нинкина мать. — (52)И ничего страшного. (53)Счастье приходит не только к красивым.
    (54)Нинка прижалась к матери и заплакала. (55)Девочка как бы увидела маму в холодном, безжалостном зеркале такой, какая она есть, какой видели ее мы, чужие ребята. (56)Потом Нинка совершенно другим, спокойным голосом сказала:
    (57)— Мама, давай с тобой сыграем в красавицу.
    (58)— Глупости!
    (59)— Нет, нет, давай сыграем. (60)Я тебя научу. (61)Ты стой и слушай, что я буду говорить.
    (62)Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов говорили ей:
    (63)— Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море. (62)У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы…
    (65)Сквозь гудящий ветер, сквозь пронизывающий холод живой, теплой струйкой текли слова, заглушающие горе:
    (66)— У тебя атласная кожа… соболиные брови… жемчужные зубы…
    (67)И они зашагали спокойно и уверенно дальше, крепко прижавшись друг к другу…
    (По Ю. Яковлеву)
    Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание).
    2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему ребята не замечали Нинкиной внешней некрасивости?»
    1) Ребятам в играх некогда было обращать внимания на внешность Нинки.
    2) Нинка в играх расцветала, становилась красавицей.
    3) Ребятя деликатно старались не замечать ее некрасивости.
    4) Нинка была «стоящей девчонкой», ребята любили с ней играть.
    3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.
    1) Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу.
    2) Нинка в первый раз в жизни пристально взглянуло в него — и зеркало убило красавицу.
    3) Она и утром поджидала его у подъезда и шла за ним из школы.
    4) Счастье приходит не только к красивым.
    4. Из предложений 54—57 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки на –З и –С следует звонкий согласный, то на конце ее пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».
    5. Из предложений 30—32 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях на –О и –Е пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы».
    6. Замените разговорное слово ДРЯННОЙ в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    7. Замените словосочетание МАМИНУ РУКУ (предложение 62), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
    9. Среди предложений 63—67 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
    10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
    Нинкина мама повернула лицо к свету,(1) и мы услышали,(2) как она сказала:
    — Посмотри на меня. Я,(3) по-твоему,(4) красивая?
    11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.
    12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
    Она сильней сжала мамину руку,(1) приблизилась к ней и тихо стала произносить знакомые слова из нашей игры,(2) которые мы до приезда новых жильцов дарили ей:
    — Мама,(3) у тебя лебяжья шея и большие глаза,(4) синие,(5) как море.
    13. Среди предложений 36—38 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
    14. Среди предложений 18—20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
    Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3.
    15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога Л. Сухорукова: «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».
    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. Сухорукова.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, почему Нинка заставила маму играть в красавицу?
    Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    15.3. Как вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение на тему «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное вами определение.
    Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: одни пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из вашего жизненного опыта.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Ответы
    Источник: Ликбез. Русский язык.

  6. 6
    Текст добавил: **..ЧьЯ-тО ПрЕлЕсТь..**

    (1)Барка, которую бурлаки поздней осенью тянули по реке Чусовой, вышла на большую воду, все отдыхали, но опасность плавания осложнялась осенними дождями.
    (2)Из шестнадцати бурлаков Яков выделялся сразу как непутёвый человек. (З)Среднего роста, какой-то весь взъерошенный, кривой на один глаз — одним словом, не настоящий мужик, а так, как мякина в зерне.
    (4)Однажды проснулся я от страшного шума, происходившего на барке. (5)Первая мысль была, что барка тонет. (6)Я выскочил из балагана и замер от изумления: происходило что-то невероятное до последней степени…
    (7)Над баркой с гоготаньем тяжело кружились дикие гуси. (8)Обессилевшая птица, застигнутая ранним снегом, падала в воду. (9)До десятка гусей с какой-то отчаянной решимостью сели прямо на барку. (10)Последнее было тем более удивительно, что дикий гусь — очень осторожная птица и не подпустит охотника на несколько выстрелов.
    (11)— Лови, робя, бей!— галдели бурлаки, гоняясь за обессилевшей птицей.
    (12)Работа была брошена, и на барке происходила настоящая свалка. (13)Меня поразил отчаянный вопль Яшки, который бегал по барке, как сумасшедший.
    (14)— Братцы! (15)Родимые мои! (16)Што вы делаете? (17)Братцы, миленькие, не трожьте божью тварь! (18)Разве можно её трогать в этакое время? (19)Креста на вас нет, на окаянных… (20)Ах, братцы, грешно! (21)Вот как грешно!
    (22)Проворнее всех оказалась одна из баб. (23)Она поймала уже двух гусей и лежала на них пластом. (24)Яшка накинулся на неё и отнял помятую, обезумевшую от ужаса птицу.
    (25)— Што ты делаешь-то, дурья голова? (26)Вот я тебя расчешу… (27)Братцы! (28)Черти!
    (29)Яшка ругался, как остервенелый, и в то же время гладил отнятых у баб гусей. (ЗО)Бурлаки смутились, и некоторые уже выпустили пойманную птицу.
    (31)— А сам-то, небось, стреляешь всякую птицу, — ответно ругалась обиженная баба. (32)— Сбесился, деревянный чёрт!
    (33)— И стреляю, да! — орал Яшка, закипая новой яростью. (34)— Только не на перелётах… (35)Я вольную птицу бью, которая в полной силе, а эта замёрзлая. (Зб)Вот ты бурчишь, дура-баба, а того не знаешь, что убить человека грешно, а за убитого странника вдесятеро взыщется. (37)Так и с птичкой перелётной. (38)Птичка-то к нам насела — дескать: «Дадут передохнуть, а может, и накормят», — а ты навалилась на неё, как жернов. (39)В другое-то время разве она подпустила бы тебя?
    (40)— В самом деле, братцы, не троньте божью птицу! — поддержал уже хрипевшего от волнения и крика Яшку старый сплавщик Лупан. (41)— Нехорошо! (41)Пускай передохнёт, а потом сама улетит. (42)Яшка-то правду говорит…
    (43)— Ах, боже мой, да ведь грех-то какой! — умилённо повторял Яшка, обращаясь ко всем вообще. (44)— Вон какая смирная птичка… (45)Сама в руки идёт. (46)Только вот не говорит: «Устала, мол, я, притомилась, иззябла…» (47)А вы её бить!
    (48)Выбившийся из сил гусиный косяк теперь покрывал Чусовую, точно живой снег. (49)Гуси не сторонились больше своего страшного врага — человека. (50)Те, которые попали на барку, успели отдохнуть и торжественно были спущены на воду к призывно гоготавшим товарищам.
    (51)Яшка торжествовал и даже перекрестился, спуская последнего гуся.

  7. Юрий Яковлевич Яковлев
    ИГРА В КРАСАВИЦУ
    ШКОЛЬНЫЕ КОРИДОРЫ
    В то время мы думали, что по Караванной улице, побрякивая колокольчиками, бредут пыльные усталые верблюды, на Итальянской улице живут черноволосые итальянцы, а на Поцелуевом мосту все целуются. Потом не стало ни караванов, ни итальянцев, да и сами улицы теперь называются иначе. Правда, Поцелуев мост остался Поцелуевым.
    Наш двор был вымощен щербатым булыжником. Булыжник лежал неровно, образуя бугры и впадины. Когда шли затяжные дожди, впадины заливала вода, а бугры возвышались каменными островами.
    Чтобы не замочить ботинок, мы прыгали с острова на остров. Но домой все равно приходили с мокрыми ногами.
    Весной наш двор пах горьковатой тополиной смолкой, осенью – яблоками. Яблочный дух шел из подвалов, где было овощехранилище.
    Мы любили свой двор. В нем никогда не было скучно. К тому же мы знали множество игр. Мы играли в лапту, в прятки, в штандар, в чижика, в ножички, в испорченный телефон. Эти игры оставили нам в наследство старшие ребята. Но были у нас игры и собственного изобретения. Например, игра в красавицу.
    Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. И когда наша честная компания собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал:
    – Сыграем в красавицу?
    Все становились в круг, и слова считалочки начинали перебегать с одного на другого:
    – Эна, бена, рее…
    Эти слова из какого-то таинственного языка были для нас привычными.
    – Квинтер, контер, жес…
    Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры, и старались, чтобы считалочка кончалась на ней. Она опускала глаза и разглаживала руками платье. Она заранее знала, что ей придется выходить на круг и быть красавицей.
    Теперь мы вспоминаем, что Нинка из седьмой квартиры была на редкость некрасивой: у нее был широкий приплюснутый нос и большие грубые губы, вокруг которых хлебными крошками рассыпались веснушки. Лоб – тоже в хлебных крошках. Бесцветные глаза. Прямые жидкие волосы. Ходила она, шаркая ногами, животом вперед. Но мы этого не замечали. Мы пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым – дрянной.
    Нинка из седьмой квартиры была стоящей девчонкой – мы выбирали красавицей ее.
    Когда она выходила на середину круга, по правилам игры, мы начинали “любоваться” – каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова.
    – У нее лебединая шея, – говорил один.
    – Не лебединая, а лебяжья, – поправлял другой и подхватывал: – У нее коралловые губы…
    – У нее золотые кудри.
    – У нее глаза синие, как… как…
    – Вечно ты забываешь! Синие – как море.
    Нинка расцветала. Ее бледное лицо покрывалось теплым румянцем, она подбирала живот и кокетливо отставляла ногу в сторону.
    Наши слова превращались в зеркало, в котором Нинка видела себя красавицей.
    – У нее атласная кожа.
    – У нее соболиные брови.
    – У нее зубы… зубы…
    – Что зубы? Жемчужные зубы!
    Нам самим начинало казаться, что у нее все лебяжье, коралловое, жемчужное. И красивее нашей Нинки нет.
    Когда запас нашего красноречия иссякал, Нинка принималась что-нибудь рассказывать.
    – Вчера я купалась в теплом море, – говорила Нинка, поеживаясь от холодного осеннего ветра. – Поздно вечером в темноте море светилось. И я светилась. Я была рыбой… Нет, не рыбой – русалкой.
    Не рассказывать же красавице, как она чистила картошку, или зубрила формулы, или помогала матери стирать.
    – Рядом со мной кувыркались дельфины. Они тоже светились.
    Тут кто-нибудь не выдерживал:
    – Не может быть!
    Нинка протягивала ему руку:
    – Понюхай, чем пахнет?
    – Мылом.
    Она качала головой:
    – Морем! Лизни – рука соленая.
    Стояли мутные влажные сумерки, и было непонятно, идет дождь или нет. Только на стекле возникали и лопались пузырьки. Но мы чувствовали близость несуществующего моря – теплого, светящегося, соленого.
    Так мы играли.
    Лил дождь – устраивались в подворотне. Темнело – толпились под фонарем. Даже самые крепкие морозы не могли нас выжить со двора.
    …Как-то в наш дом переехали новые жильцы. И во дворе появился новенький. Он был рослый и слегка сутулился, словно хотел казаться ниже ростом. На щеке у него проступало крупное продолговатое родимое пятно. Он стеснялся этого пятна и поворачивался к нам другой щекой. У него был нос с горбинкой и большие – прямотаки девичьи – ресницы. Ресниц он тоже стеснялся.
    Новенький держался в стороне. Мы его подозвали и предложили сыграть с нами в красавицу. Он не знал, в чем дело, и согласился. Мы переглянулись и выбрали красавицей… его. Едва заговорили про лебяжью шею и коралловые губы, как он густо покраснел и выбежал из круга.
    Мы посмеялись и крикнули вдогонку:
    – Сыграем и без тебя!
    Но когда снова встали в круг, Нинка неожиданно попятилась:
    – Я тоже не буду…
    Мы взорвались:
    – Что за новости? Почему ты не будешь?
    – Так. – Нинка отошла от нас.
    И сразу расхотелось играть. Мы заскучали. А Нинка приблизилась к новенькому и сказала:
    – Когда играют в красавицу, всегда выбирают меня.
    – Тебя? Почему тебя? – удивился новенький. – Разве ты красивая?
    Мы не стали с ним спорить. Мы посмеялись над ним. А у Нинки вытянулось лицо, хлебные крошки у рта и на лбу стали еще заметнее.
    – А меня выбирают.
    – Очень глупо, – сказал новенький. – И вообще ваши детские игры меня не интересуют.
    – Конечно. – Нинка почему-то сразу согласилась с ним.
    С появлением новенького с ней вообще стало твориться чтото странное. Она, например, ходила за ним по улице. Шла тихо, по другой стороне, чтоб никто не заметил, что она идет за ним. Но мы, конечно, заметили и решили, что Нинка спятила или во чтото играет. Например, в следопыта. Он заходил в булочную – она стояла напротив и не отрывала глаз от стеклянных дверей. Она и утром поджидала его у подъезда и шла за ним до школы.
    Новенький не сразу сообразил, что Нинка из седьмой квартиры ходит за ним как тень. А когда обнаружил это, очень рассердился.
    – Не смей ходить! – крикнул он Нинке.
    Она ничего не ответила. Побледнела и пошла прочь. А он крикнул ей вдогонку:
    – Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало!
    Он приказал ей посмотреться в зеркало.
    Нас не интересовало, какие у нас носы, рты, подбородки, куда торчат волосы, где вскочил прыщ. И Нинка знала только то зеркало, которым были для нее мы, когда играли в красавицу. Она верила нам.
    Этот тип с родимым пятном на щеке разбил наше зеркало. И вместо живого, веселого, доброго появилось холодное, гладкое, злое. Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него – зеркало убило красавицу. Каждый раз, когда она подходила к зеркалу, чтото умирало в ней. Пропали лебяжья шея, коралловые губы, глаза, синие, как море.
    Но мы тогда не понимали этого. Мы ломали себе голову: что это с ней? Мы не узнавали свою подружку. Она стала чужой и непонятной. Мы сторонились ее. Она и не стремилась к нам, молча проходила мимо. А когда ей встречался новенький с большим родимым пятном на щеке, она убегала прочь.
    В нашем городе часто идут дожди. Могут лить круглые сутки.
    И все так привыкают к ним, что не обращают внимания. Взрослые ходят под зонтами. Ребята делают короткие перебежки от одной подворотни к другой, прыгают по булыжным островам.
    В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер. Говорили, что на окраинах города начиналось наводнение. Но мы крепились, жались в подворотне, не хотели расходиться по домам. А Нинка из седьмой квартиры стояла под окном новенького. Зачем ей понадобилось стоять под его окном? Может быть, она решила позлить его? Или сама с собой поспорила, что простоит под дождем, пока не сосчитает до тысячи? Или до двух тысяч. Она была в коротеньком пальто, из которого давно выросла, без косынки. Ее прямые волосы вымокли и прилипли к щекам, и от этого лицо вытянулось. Глаза блестели, как две застывшие капли. Гремели водосточные трубы, дребезжали подоконники, трещали перепончатые купола зонтов. Она ничего не видела и не слышала. Не чувствовала холодных струй. Она стояла под окном, охваченная отчаянной решимостью.
    Мы кричали ей из подворотни.
    Она не шла. Мы выбежали под дождь. Схватили ее за руки: не пропадать же человеку.
    – Отойдите! – Она прямо-таки прикрикнула на нас.
    Мы отошли. Повернулись спиной и стали смотреть на улицу. Люди спешили, подняв над головами зонты, словно на город спустился целый десант на угрюмых черных парашютах. Десант прохожих.
    Потом мы увидели, как к Нинке подошла ее мать. Она долго уговаривала Нинку уйти. Наконец ей удалось увести девчонку изпод дождя в подъезд. Там горела тусклая лампочка. Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала:
    – Посмотри на меня. Я, по-твоему, красивая?
    Нинка удивленно посмотрела на мать и, конечно, ничего не увидела. Разве мать может быть красивой или некрасивой?
    – Не знаю, – созналась Нинка.
    – Тебе пора бы знать, – жестко сказала Нинкина мать. – Я некрасивая. Просто дурная.
    – Нет, нет! – вырвалось у Нинки.
    Она прижалась к матери и заплакала. Мы так и не поняли, кого она жалела: мать или себя.
    – И ничего страшного, – уже спокойно сказала Нинкина мать. – Счастье приходит не только к красивым. И некрасивые выходят замуж.
    – Я не хочу замуж! – резко ответила Нинка, и мы были согласны с ней.
    – Да, да, конечно, – как бы спохватилась мать. – Не обязательно замуж…
    Потом они вышли на дождь и пошли по улице. Мы не сговариваясь двинулись за ними. Нет, не из любопытства. Нам казалось, что мы можем понадобиться Нинке.
    Неожиданно мы услышали, как Нинка спросила:
    – У тебя был муж?
    – Нет.
    – Но у меня был отец?
    Мать не ответила. Она как бы не расслышала вопроса. Нинка рассердилась и сказала довольно грубо:
    – Что ж, меня аист принес?
    – Да, аист, – глухо прошептала мать. – Прилетел, понимаешь, аист. И улетел. А ты осталась.
    Они шли по темному переулку, и у них не было зонта. Но им было все равно: дождь так дождь. А нас трясло от холодной сырости.
    – Значит, мой отец аист? – произнесла Нинка и тихо засмеялась. – Очень хорошо. Когда я стану учительницей, меня будут называть Нина Аистовна. И может быть, у меня вырастут крылья…
    Вот если бы ты нашла меня в капусте, было бы куда скучнее.
    – Не смейся, – сказала мать.
    – Я не смеюсь. – Она и в самом деле уже не смеялась, но голос ее дрожал, дробился. – А где он… аист?
    Мать отвернулась в сторону и вытерла со щеки бороздку дождя.
    – Он тоже был некрасивый?
    Нинка остановилась, крепко сжала мамину руку выше локтя и заглянула ей в лицо. Она смотрела на мать так, как будто произошла ошибка и рядом с ней оказалась чужая, незнакомая женщина.
    Девочка как бы увидела маму в холодном, безжалостном зеркале.
    Такой, как она есть. Какой видели ее мы – чужие ребята, жавшиеся к темной стене дома. Мы были так близко от них, что чувствовали запах мыла и ношеной одежды. И, не видя нас, Нинка из седьмой квартиры как бы почувствовала наше присутствие и совершенно другим, спокойным голосом сказала:
    – Мама, давай с тобой сыграем в красавицу.
    – Глупости!
    – Нет, нет, давай сыграем. Я тебя научу. Ты стой и слушай, что я буду говорить.
    Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней, тихо, одними губами стала произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей:
    – Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море.
    У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы…
    Потоки дождя тянулись из невидимых туч. Под ногами разливались холодные моря. И все железо города гремело и грохотало. Но сквозь гудящий ветер, сквозь пронизывающий холод поздней осенней мглы живой, теплой струйкой текли слова, заглушающие горе:
    – У тебя атласная кожа… соболиные брови… жемчужные зубы…
    И они зашагали дальше, крепко прижавшись друг к другу.
    И уже ни о чем не говорили. И были спокойны. Им помогла придуманная нами игра. Эна, бена, рее… А мы стояли у стены, держа друг друга за рукава. И провожали их взглядом, пока они не скрылись в темной мгле. Квинтер, контер, жес…
    Нинка из седьмой квартиры погибла в 1942 году на фронте под Мгой. Она была санитаркой.

  8. Пояснение.15.1 От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь – это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Именно об этом и говорит высказывание русского писателя И. А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Попробуем подтвердить наше предположение примерами из текста Юрия Яковлева. В предложении 56 (Что же, я теперь памятник ему должна поставить? — ответила Сергеева) передаются слова актрисы. Вроде бы речь её построена правильно, не изобилует словами с отрицательной экспрессивной окраской, но тем не менее звучащий в нём вопрос сформулирован так, что читателю сразу становится понятным, что за человек Сергеева: в вопросе звучит издёвка, акцентируемая наличием вопросительного местоимения с частицей «что же». Героиня производит на нас отталкивающее впечатление: от такого человека не дождёшься доброты и отзывчивости.Другое впечатление производит Назаров. Речь его не отличается богатством, порой сбивчива, но нам сразу становится понятным, что эта сбивчивость от его застенчивости, нежелания кого-то беспокоить, доставлять хлопоты. Так, предложение 36 заканчивается многоточием: парень не стал напоминать Сергеевой о том, что когда-то спас ей жизнь, словно стесняясь своего геройства.
    Таким образом, нам удалось подтвердить примерами, что речь человека – показатель его ума, души, его сути.
    15.2 Понятия «хорошо» или «плохо» являются абстрактными для каждого человека, несмотря на общепринятые нормы. Но в любом обществе нравственность человека рассматривают через его поведение, поступки, отношение к тем или иным вещам, к свободе его выбора. В финале текста Юрия Яковлева Алиса увела незнакомого парня «не только от позора и неблагодарности», но ещё и от разочарования, разочарования в людях.Назаров, не раздумывая, бросился спасать Сергееву, сделав свой нравственный выбор. Он мог погибнуть, но рисковать или не рисковать, вопрос для него не стоял. Он и рассказывает-то об этом просто, как бы немножко стесняясь: предложения под номерами 24 — 29.Сродни поступку Назарова поступок Алисы. Она, конечно, не бросилась за ним в ледяную воду, но сделала не менее важный шаг: она не позволила ему стерпеть чёрствое отношение избалованной актрисы. «А когда спасают, то долго не думают, а раз — и в холодную воду!» — говорит автор.Нравственный выбор — это выбор человека в пользу добра или зла, выбор этической альтернативы. Ситуация нравственного выбора позволяет выявить истинную сущность человека: одни при этом руководствуются общечеловеческими ценностями, другие — корыстью, эгоизмом, инстинктом самосохранения.
    15.3 Понятия «хорошо» или «плохо» являются абстрактными для каждого человека, несмотря на общепринятые нормы. Но в любом обществе нравственность человека рассматривают через его поведение, поступки, отношение к тем или иным вещам, к свободе его выбора. Именно в этих сферах человек показывает себя, проявляясь при этом как личность.Назаров, герой текста Юрия Яковлева, не раздумывая, бросился спасать Сергееву, сделав свой нравственный выбор. Он мог погибнуть, но вопрос — рисковать или не рисковать— для него не стоял. Сродни поступку Назарова поступок Алисы. Она, конечно, не бросилась за ним в ледяную воду, но сделала не менее важный шаг: она не позволила юноше стерпеть чёрствое отношение избалованной актрисы. «А когда спасают, то долго не думают, а раз — и в холодную воду!» — говорит автор.Когда случилась беда на Алтае (наводнение смыло дома, уничтожило имущество несчастных людей), для моей мамы не возникло вопроса, приютить или не приютить у себя пострадавших, пока не будут построены дома для них. Зачем она это сделала, ведь наверняка они бы не остались на улице? Просто так она привыкла жить, по-человечески относиться к людям.Свой выбор, каким бы трудным он ни был, мы должны совершать по совести. При этом следует помнить, что за каждый поступок придется отвечать перед собой и окружающими, и от того, каким будет этот выбор, зависит не только наша жизнь, но и жизнь тех, кто с нами рядом.

  9. 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного психолога Г.Г. Граник: «В устной речи чувства передают не только слова, но и выражение лица, жесты, звучание голоса. В письменной речи носителем самых разнообразных чувств служит восклицательный знак» …
    Средства, при помощи которых мы выражаем свои чувства, различаются в зависимости от разновидности речи. При устном общении для этой цели используется мимика, жесты, повышение и понижение голоса. В письменной речи передача человеческих чувств осуществляется при помощи средств пунктуации. Так, восклицательный знак может выразить целую гамму эмоций, настроений, переживаний. Думаю, именно таков смысл высказывания Г.Г. Граник.
    Мысль психолога можно проиллюстрировать примерами из текста Юрия Яковлева. Писатель активно пользуется восклицательными предложениями для передачи чувств героев.
    Мама Таборки против того, чтобы сын приютил в доме четвероногого друга. «От собак одна только грязь!» — заявляет женщина. В этом предложении её неприязнь по отношению к животным выражена при помощи восклицательного знака.
    Как ни странно, Таборка нашёл понимание у директора школы. Мужчина неожиданно предлагает ученику подарок – немецкую овчарку. Восклицательный знак в предложении 49 передаёт внезапный порыв чувств, который испытал директор, слушая рассказ ребёнка.
    Итак, приведённые примеры подтверждают мысль о том, что восклицательный знак в письменной речи служит«носителем самых разнообразных чувств».
    15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «- А что ты будешь делать, когда вырастешь? — Я буду защищать собак» …
    Отец Таборки убил бездомную собаку, которую мальчик успел полюбить всей душой. Ребёнок потрясён. Вряд ли он когда-нибудь забудет об этом бесчеловечном деянии, хотя внешнее примирение с отцом, возможно, произойдёт. Директор интересуется, что Таборка будет делать, когда вырастет. Мальчик отвечает: «Я буду защищать собак». Он не станет таким жестоким, как отец, и, повзрослев, будет давать отпор всем, кто обижает животных. Думаю, именно в этом заключён смысл финальных фраз текста Юрия Яковлева.
    Ответ директору характеризует Таборку как человека неравнодушного, способного на сочувствие и сострадание по отношению к животным. Он в полной мере осознаёт ответственность за собаку. Это подтверждается в предложении 7: мальчик, не желая оставлять четвероногого друга одного, на свой страх и риск берёт его с собой в школу. А в предложениях 41-44 рассказывается о том, с какой любовью ребёнок заботился о собаке: постоянно думал о ней, подкармливал.

  10. Текст для работы
    (1)Мы любили свой двор. (2)В нём никогда не было скучно. (З)Были у нас игры и собственного изобретения. (4)Например, игра в красавицу.
    (6)Неизвестно,    кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. (6)И, когда наша компания собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал:
    (7)—    Сыграем в красавицу?
    (8)Мы    почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры. (9)Она опускала глаза и разглаживала руками платье: заранее знала, что ей придётся выходить на круг и быть красавицей.
    (Ю)Теперь мы вспоминаем, что Нинка была на редкость некрасивой: у неё был широкий приплюснутый нос, бесцветные глаза, прямые жидкие волосы и большие грубые губы, вокруг которых и на лбу рассыпались веснушки. (11)Но мы этого не замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым — дрянной.
    (12)Нинка    была стоящей девчонкой — мы выбирали красавицей её.
    (13)Когда    она выходила на середину круга, по правилам игры, мы начинали «любоваться» — каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова.
    (14)—    У неё лебединая шея, — заученно говорил один.
    (15)Другой    подхватывал:
    (16)—    У неё коралловые губы и жемчужные зубы…
    (17)—    У неё золотые кудри и атласная кожа…
    (18)—    У неё глаза синие, как море, и соболиные брови…
    (19)Нинка    расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей.
    (20)Нам    самим начинало казаться, что красивее нашей Нинки нет.
    (21)Как-то    в наш дом переехали новые жильцы и во дворе появился новенький. (22)Мы предложили ему сыграть с нами в красавицу. (23)Нинка приблизилась к новенькому и сказала:
    (24)—    Когда играют в красавицу, всегда выбирают меня.
    (25)—    Почему тебя? — удивился новенький. (26)— Разве ты красивая?
    (27)У    Нинки вытянулось лицо, веснушки у рта и на лбу стали ещё заметнее.
    (28)—    А меня выбирают.
    (29)—    Очень глупо, — сказал новенький.
    (30)С    появлением новенького с Нинкой вообще стало твориться что-то странное. (31)Он заходил в булочную — она стояла напротив и не отрывала глаз от стеклянных дверей. (32)Она и утром поджидала его у подъезда и шла за ним до школы.
    (33)Новенький    не сразу сообразил, что Нинка ходит за ним как тень, а когда обнаружил это, очень рассердился.
    (34)—    Не смей ходить! — крикнул он Нинке. (35)— Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало!
    (Зб)Нинка знала только то зеркало, которым были для неё мы, когда играли в красавицу. (37)Она верила нам, а этот тип разбил наше зеркало, и вместо живого, весёлого, доброго появилось холодное, гладкое, злое. (38)Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него — и зеркало убило красавицу.
    (39)Но мы тогда не понимали этого и ломали себе голову: что это с ней? (40)Мы не узнавали свою подружку: она стала чужой и непонятной.
    (41)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, а Нинка из седьмой квартиры стояла под окном новенького. (42)Мы кричали ей из подворотни:
    (43)—    Иди к нам, Нинка!
    (44)Она    не шла. (45)Потом мы увидели, как к Нинке подошла её мать и уговаривала Нинку уйти. (46)Наконец ей удалось увести девчонку из-под дождя в подъезд, где горела тусклая лампочка. (47)Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала:
    (48)— Посмотри на меня. (49)— Я, по-твоему, красивая?
    (50)Нинка    удивлённо посмотрела на мать: разве мать может быть красивой или некрасивой?
    (51)—    Я некрасивая, — жёстко сказала Нинкина мать. (52)— И ничего страшного. (53)Счастье приходит не только к красивым.
    (54)Нинка прижалась к матери и заплакала. (55)Девочка как бы увидела маму в холодном, безжалостном зеркале такой, какая она есть, какой видели её мы, чужие ребята. (56)Потом Нинка совершенно другим, спокойным голосом сказала:
    (57)—    Мама, давай с тобой сыграем в красавицу.
    (58)—    Глупости!
    (59)—    Нет, нет, давай сыграем. (60)Я тебя научу. (61)Ты стой и слушай, что я буду говорить.
    (62)Она    сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей:
    (63)—    Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море. (64)У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы…
    (65)Сквозь    гудящий ветер, сквозь пронизывающий холод живой, тёплой струйкой текли слова, заглушающие горе:
    (66)—    У тебя атласная кожа… соболиные брови… жемчужные зубы…
    (67)И    они зашагали спокойно и уверенно дальше, крепко прижавшись друг к другу…
    {По Ю. Яковлеву)
    Вариант 1
    Доброта — это такое человеческое качество, которое позволяет не делать зла и не мыслить плохо, быть открытым людям, сопереживать им. Добрый человек не оскорбит других, его сердце полно любви к тому, что его окружает.
    Например, в рассказе Ю. Яковлева компания рассказчика по-настоящему добрая: дети «видели» Нинку сердцем, и для них она была хорошей, а потому и красивой (предл. 11).
    Им даже начинало казаться, что красивее девочки никого нет.
    Добрым я считаю и поступок самой Нинки, когда она предложила маме сыграть в красавицу (предл. 62-66). Девочке хотелось утешить её, переубедить, дать понять, что любимый человек не может быть некрасивым.
    Доброта — одна из основ тёплых человеческих отношений.
    Вариант 2
    Скажите, кому из нас не придаёт сил тёплое отношение окружающих? Кто не вспоминает с благодарностью друзей или близких, поддержавших в трудную минуту?
    Таких хороших людей объединяет доброта — удивительное свойство человека, проявляющееся в мирном настрое, тёплых взаимоотношениях, умении при необходимости выслушать и помочь. Доброта сближает людей, объединяет их.
    Именно она сплотила компанию ребят в рассказе Ю. Яковлева и помогла им увидеть в Нинке настоящую, душевную, красоту (предл. 12). А добрые слова мальчишек, как волшебные краски, преображали девочку, превращали в красавицу, и всем было хорошо (предл. 19).
    Добрым я могу назвать и своего десятилетнего брата Антона. Он щедро делится игрушками и книгами с друзьями, от него не услышишь злого слова. Я думаю, Антон с удовольствием присоединился бы к игре в «красавицу» и тоже бы восхищался Нинкой.
    Доброта обладает волшебными свойствами. Она не только преображает самого человека, но и делает светлее жизнь окружающих его людей.
    Вариант 3
    Добрым человеком я могу называть того, чьи действия и слова не оскорбляют человека, а помогают ему стать лучше, сильнее. В истоках доброты — желание поддержать, защитить.
    О том, что Нинка, героиня рассказа Ю. Яковлева, добрая, читатель узнаёт из её диалога с мамой. Чтобы утешить родного человека, разбить «безжалостное» зеркало реальности, девочка предлагает матери сыграть в красавицу (предл. 55-61).
    В жизни много примеров доброго отношения людей друг к другу. Всех добровольцев, участвующих в благотворительной помощи людям, пострадавшим, например, от природных катастроф, как это было на Дальнем Востоке во время наводнения, я считаю по-настоящему добрыми.
    Без доброты вся наша жизнь была бы «холодным, гладким, злым» зеркалом.

  11. По­яс­не­ние.1. От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит вос­при­я­тие его окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Одним из средств при­вле­ка­тель­но­сти со­бе­сед­ни­ка яв­ля­ет­ся вы­ра­зи­тель­ность его речи, ко­то­рая не­воз­мож­на без вла­де­ния нор­ма­ми куль­ту­ры речи.В тек­сте Юрия Яко­вле­ва в мо­но­ло­ге шофёра зву­чат бран­ные слова, его речь об­ры­воч­на, эмо­ци­о­наль­но окра­ше­на, по­то­му что шофёр на­пу­ган по­ступ­ком маль­чи­ка и злит­ся на него: «23)Ка­ко­го чёрта! (24)Шан­тра­па! (25)Жить на­до­е­ло? (26)Под ма­ши­ну ле­зешь! (27)Герой!» Ка­жет­ся, что шофёр — гру­би­ян, злой, же­сто­кий че­ло­век. Но его речь ме­ня­ет­ся, когда он узнаёт ис­тин­ную при­чи­ну по­ступ­ка маль­чиш­ки: «41)Ар­се­ний Ива­но­вич, — ска­зал шофёр, за­гля­ды­вая в от­кры­тую двер­ку, — тут у ма­ло­го с отцом плохо. (42)А у нас вы­зо­вов нет. (43)По­едем?» Таким об­ра­зом, на при­ме­ре при­ве­ден­но­го тек­ста под­твер­жда­ет­ся вы­ска­зы­ва­ние из­вест­но­го пси­хо­ло­га Д. Кар­не­ги: «О нас судят на ос­но­ва­нии того, что мы де­ла­ем, что мы го­во­рим, как мы го­во­рим».
    2. Герой тек­ста Юрия Яко­вле­ва — обык­но­вен­ный маль­чиш­ка, спе­шив­ший на каток, со­вер­шил на­сто­я­щий, до­стой­ный ува­же­ния по­сту­пок. Он не стал объ­яс­нять, что нуж­да­ю­щий­ся в по­мо­щи че­ло­век — не его отец, а про­сто не­зна­ко­мец, ко­то­ро­му нужно было по­мочь. Об этом при­ведённый фраг­мент тек­ста.Маль­чик со­вер­шил два по­ступ­ка: помог ра­не­но­му бойцу Бах­тю­ко­ву и не по­бо­ял­ся бро­сить­ся под колёса ско­рой по­мо­щи, чтобы при­влечь вни­ма­ние. Эти по­ступ­ки не яв­ля­ют­ся ге­рой­ским, ка­ки­ми-то за­пре­дель­ны­ми. У маль­чиш­ки воз­ник­ла есте­ствен­ная по­треб­ность ока­зать по­мощь, ведь для про­яв­ле­ния вза­и­мо­вы­руч­ки не нужны ни­ка­кие ко­ман­ды и при­зы­вы. Каж­дый че­ло­век дол­жен быть спо­со­бен на со­стра­да­ние, как этот маль­чик, тогда жить в мире ста­нет легче.
    3. Вза­и­мо­вы­руч­ка — вза­им­ная, обо­юд­ная по­мощь, вы­руч­ка в каком-либо деле, под­держ­ка. Для про­яв­ле­ния вза­и­мо­вы­руч­ки не нужны ни­ка­кие ко­ман­ды и цен­тра­ли­зо­ван­ное управ­ле­ние. У че­ло­ве­ка воз­ни­ка­ет внут­рен­няя по­треб­ность ока­зать по­мощь.Герой тек­ста Юрия Яко­вле­ва — обык­но­вен­ный маль­чиш­ка, спе­шив­ший на каток, со­вер­шил на­сто­я­щий, до­стой­ный ува­же­ния по­сту­пок: помог ра­не­но­му бойцу Бах­тю­ко­ву и не по­бо­ял­ся бро­сить­ся под колёса ско­рой по­мо­щи, чтобы при­влечь вни­ма­ние. Эти по­ступ­ки не яв­ля­ют­ся ге­рой­ским, ка­ки­ми-то за­пре­дель­ны­ми. У маль­чиш­ки воз­ник­ла есте­ствен­ная по­треб­ность ока­зать по­мощь, ведь для про­яв­ле­ния вза­и­мо­вы­руч­ки не нужны ни­ка­кие ко­ман­ды и при­зы­вы. В по­ве­сти Б. Ва­си­лье­ва «А зори здесь тихие…» и де­вуш­ки-зе­нит­чи­цы, и ка­пи­тан Вас­ков живут по за­ко­нам вза­и­мо­вы­руч­ки, от­вет­ствен­но­сти друг за друга. Меня по­ра­зил по­двиг Риты Ося­ни­ной, ко­то­рая за­стре­ли­лась ради того, чтобы Вас­ков выжил, она дала то­ва­ри­щу шанс остать­ся живым, ото­мстить за по­гиб­ших по­друг.Сей­час в мире все боль­ше и боль­ше людей, ко­то­рые не по­хо­жи на Риту Ося­ни­ну. Миром пра­вят день­ги, вы­го­да. Но всё равно от­рад­но, что люди со­хра­ни­ли уме­ние объ­еди­нять­ся перед лицом опас­но­сти и беды, могут прий­ти на по­мощь и под­дер­жать в труд­ную ми­ну­ту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *