Сочинение на тему человек долга и чести

7 вариантов

  1. Полным противопоставлением Гриневу в произведении является Швабрин, молодой, светски блестящий, но поверхностно образованный офицер, сосланный в Белогорскую крепость за “смертоубийство”, где он не видит, кроме Гринева, ни одного “человеческого лица”. В крепости его никто не любит. Маша Миронова, за которую он сватается, отказывает ему. Он пытается отомстить ей, рассказывая Гриневу (который, как он считает, является единственным, кто способен ему поверить) небылицы про девушку. Как только в его судьбе появляется Пугачев, он, не теряя ни минуты, переходит на сторону бунтовщиков, хотя цели восстания ему чужды. Он глубоко презирает народ, боится и ненавидит Пугачева. Перейдя на сторону восставших, он пытается что-нибудь изменить в своей судьбе. Швабрин до последнего остается верен себе, заставляя Марью Ивановну выйти за него замуж. Когда же его разоблачают, он делает все, чтобы помешать счастью Петра Андреевича и бедной девушки, а впоследствии, “раскаявшись” перед государством, предает Гринева, давая против него ложные показания в суде.
    Где бы ни появлялся Петр Гринев, за ним всегда следует его дядька Савельич, крепостной Гриневых, приставленный следить за “барским дитятей”. Для него ухаживать и везде следовать за молодым барином — долг и обязанность. Он, что бы ни случилось, везде сопровождает своего барина, оберегая его от всяких напастей. Узнав о том, что Гринев проиграл Зурину сто рублей, он искренне переживает и волнуется о том, что старик Гринев может осудить его за невнимательное отношение к сыну. Он считает своей обязанностью следить за барским добром. Савельич сердится на Петра Андреевича за то, что тот отдает заячий тулуп бродяге-вожатому, при этом даже не посчитавшись с мнением своего дядьки. Что бы он ни делал, постоянно чувствуется его искренняя преданность своему барину.
    Капитан Иван Кузьмич Миронов, отец Марьи Ивановны, погибает от рук Пугачева, при этом также проявляет высокое понимание чести и долга. Он до последней минуты остается верен данной им присяге и даже на вопрос, ответ на который решает его судьбу, он, “изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!” Так же поступает и Иван Игнатьич, повторяя слова коменданта крепости, чего не скажешь об уряднике Максимыче, который переходит на сторону Пугачева.
    Итак, проблема чести и долга является центральной в исторической повести “Капитанская дочка”. Каждый из героев поступает в соответствии со своим пониманием этих высоких качеств.
    96672 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

    Смотрите также по произведению “Капитанская дочка”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    сочинение люди чести и долга
    Дорогие друзья! Газета «Красная звезда» и журнал «Костер9raquo; приглашают вас принять участие в добром и нужном проекте.

    Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)

    Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.
    Потеря чести &#151 это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.
    Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе.
    Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев в детстве получил хорошее воспитание. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: “Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего. ” Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.
    Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но дело еще и в том, что люди помнят добро, &#151 значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.
    Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. Дело доходит до поединка. Швабрин во всем противоположен Гриневу. Это человек корыстный и неблагородный. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу.
    Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как нарушившего присягу офицера. На примере Швабрина Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был даже образованнее Гринева, Он хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Поэтому напрашивается вывод, что решающее значение имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.
    Во время пугачёвского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость бунтовщиков. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания не был чужд понятиям чести. Более того. Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.
    Швабрин оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему донять, что он бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.
    Молодой Гринев имел влияние даже на самого Пугачева. Так, атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон в сказке символизируют разный подход к проблемам революционного преобразования страны. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев &#151 смело ответил атаману: “Затейлива. Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину”. Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления.
    Интересен финал повести. Казалось бы, связь с Пугачевым станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Мария Миронова сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче добиться. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.
    Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Таков финал повести Пушкина.
    Итак, пословица “береги честь смолоду” имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  2. Честь, долг эти нравственные категории, бесспорно, очень важны в жизни людей. Для многих героев произведений писателей-классиков честь и долг слова, наполненные глубоким смыслом. Петр Гринев, Пьер Безухов наделены бесстрашием, чувством справедливости и долга, ответственностью, добротой. Проходит время, меняется все вокруг. Долг и честь остаются либо необходимыми человеку, либо нет. Двадцатый век Ч эпоха войн и разрушений. На мой взгляд, в экстремальных ситуациях человек показывает свое истинное лицо. Василий Быков Ч семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести, которыми руководствуется герой одноименной повести Сотников.
    Двух партизанских разведчиков Ч Сотникова и Рыбака направил писатель в смертный путь. Они должны были доставить продовольствие для укрывшегося отряда в лесу. Вначале герои предстают перед нами как товарищи в партизанском отряде, как единомышленники. Рыбак привлекает внимание больше, чем Сотников, физической силой, удачливостью, жизненной энергией. Сотников же показан человеком хмурым, раздражительным. События повести постепенно разворачиваются, и мы видим, как характеры людей проявляются в их поступках. Рыбак становится нам неприятен, вызывает ненависть, так как он способен на предательство. Сотников же открывается как натура волевая, мужественная. Писатель гордится Сотниковым, последним подвигом которого стала попытка взять всю вину на себя, сняв ее со старосты и Демчихи, попавших к фашистам за помощь партизанским разведчикам. Долг перед Родиной, перед людьми, как главнейшее проявление собственного я Ч вот на что обращает внимание автор. Сознание долга, человеческое достоинство, солдатская честь, любовь к людям Ч такие ценности существуют для Сотникова. Именно о людях, попавших в беду, думает он. Герой жертвует собой, зная о том, что жизнь Ч единственная реальная ценность. А у Рыбака была просто жажда жизни. И главное для него Ч выжить любой ценой. Конечно, многое зависит от человека, его принципов, убеждений.
    У Рыбака много достоинств: ему свойственно чувство товарищества, он сочувствует заболевшему Сотникову, делится с ним остатками пареной ржи, в бою ведет себя достойно. Но как же случилось, что он становится предателем и участвует в казни своего товарища На мой взгляд, в сознании Рыбака нет четкой границы между нравственным и безнравственным. Находясь со всеми в строю, он добросовестно несет все тяготы партизанской жизни, глубоко не задумываясь ни о жизни, ни о смерти. Долг, честь Ч эти категории не тревожат его душу. Столкнувшись же один на один с бесчеловечными обстоятельствами, он оказывается духовно слабым человеком. Если Сотников думал только о том, как умереть достойно, то Рыбак хитрит, обманывает себя и в результате сдается врагам. Он считает, что в минуты опасности каждый думает только о себе. Сотников, несмотря на неудачи: плен, побег, затем опять плен, побег, а потом партизанский отряд, не ожесточился, не стал равнодушным к людям, а сохранил в себе верность, ответственность, любовь.
    Автор не обращает внимание на то, как однажды в бою Сотников спасает жизнь Рыбаку, как больной Сотников все же идет на задание. Отказаться Сотников не мог, так как это противоречило его жизненным принципам. В последнюю ночь своей жизни герой вспоминает юность. Ложь отцу в детстве стало для него уроком мук совести. Поэтому герой строго судит себя и держит ответ перед совестью. Он остался человеком в жестоких условиях войны. В этом подвиг Сотникова.
    Мне кажется, что в трагических ситуациях войны трудно остаться верным себе, своим нравственным принципам. Но именно такие люди долга и чести борются со злом, делают жизнь прекраснее, а нас они заставляют задуматься: умеем ли мы жить посовести
    Понравилось сочинение » Люди чести и долга в современной отечественной литературе, тогда жми кнопку Put this script tag to the of your page

  3. На ум приходит исторический роман Пушкина «Капитанская дочка». В нем отношение к чести описывается как возможность оценить людские достоинства. Во время нападения армии Пугачева на Белогорскую крепость можно рассмотреть характеры многих персонажей Пушкина. Капитан Миронов умирает, но все равно не изменяет офицерскому долгу, а его примеру следует и Гринев. Василиса Егоровна разделяет судьбу своего мужа, считая, что именно в этом заключается долг жены. Савельич упрашивает Пугачева спасти Петра, причем делает это, рискуя своей жизнью, но зато следует обязанностям слуги и до конца остается верным господину. Эти герои отлично показывают верность своим принципам, именно поэтому их смело можно называть людьми чести, заслуживающих уважения.
    В романе Толстого «Война и мир» замечательный пример человека чести – князь Андрей Болконский. Он не способен разделить понятия жизнь и честь. Герой являлся честным человеком не только в отношениях с людьми, которые его окружали, но и перед самим собой. Он мечтал совершить подвиг и защитить отечество, именно поэтому без раздумий решил отправиться на войну. Кутузов был уверен, что дорога Болконского – это дорога чести, советовал идти по ней, не раздумывая.
    Честь – это понятие, у которого много граней и оно может иметь различные проявления. В сложных жизненных ситуациях следует всегда помнить о нравственных ориентирах. Следует всегда помнить о чести и достоинстве, стараться преодолевать душевную слабость и не позволять себе пасть морально.

  4. Долг… Честь… Совесть… В наше время эти слова часто произносят, когда хотят выразить сарказм. Для некоторых людей, а иногда и для определенных сообществ, они настолько отвлеченны и нежизнеспособны, что кажутся архаизмом.
    Многие связывают их с «прошлым веком»: дуэли, осуждение обществом из-за неблаговидного поступка, совестливый «идиот» князь Мышкин и прочее, прочее, прочее. Сегодня, считают эти люди, придерживаться устаревших норм поведения неактуально. Действительно ли совесть, долг и честь в наше время – абстрактные понятия и как относиться к ним?
    В словарях можно найти определение этих слов. Долг – это обязанность, которую человек берет на себя сам. Совесть – «внутренняя оценка, сознание моральности своих поступков». Честь – «социальное или моральное достоинство», качество человека, которое вызывает уважение. Все три понятия относятся к области нравственности.
    Трудно представить человека, которого называют нравственным, не обладающего хотя бы одним из качеств, рассматриваемых здесь. А встречаются ли в жизни люди совестливые, но бесчестные и необязательные? Как чувствует себя человек, имеющий честь и достоинство, чувство долга, но при всем этом бессовестный? Можно ли такого вообще встретить?

  5. Честь и совесть не позволили героям повести «А зори здесь тихие…» не выполнить задание, отступить. Они знали, что погибнут, но верили, что выиграют время. Так оно и получилось. Все пять девушек погибли, а старшина Басков мучился из-за того, что не смог уберечь их. Оборвалась ниточка. Нет продолжения, но есть память и есть сын Риты Осяниной, который стал честным человеком, способным защитить свое Отечество.
    А что было бы, если бы девушки испугались, дрогнули, отступили? Была бы тогда возможна победа? Из маленьких подвигов складывается единый подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Мы благодарны всем тем, кто защищал нашу честь, нашу совесть на полях сражений и выстоял. Хочется верить, что люди с чистой совестью и честью не исчезнут в нашей стране. И наконец таки их оценят. На них будут равняться, их будут прославлять.
    Но не для славы нужны человеку честь и совесть. И не только на войне или в каких-либо других экстремальных ситуациях. Обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Мне приходят на ум строчки из «Капитанской дочки» Пушкина, наказ отца Петру Гриневу: «Береги честь смолоду». Видимо, это самое главное пожелание для человека. И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный. Есть и другой, полегче, попроще. Но там низость, подлость, бесчестье!
    Мне бы хотелось не свернуть с первого.
    Честь и совесть?! Многие люди употребляют эти слова в повседневной жизни. А ведь если спросить их, каково значение этих слов, то ответят далеко не все. Да и ответы будут совершенно разными.
    Почему? Да потому, что вопрос этот гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. И вот сейчас этот вопрос передо мной. И найти на него однозначный ответ сразу я не могу. Открываю энциклопедический словарь на слове «совесть, и читаю:
    «Совесть — понятие морального сознания, убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение». Я полностью согласен с определением автора данного словаря, но все-таки особенно выделил бы конец этой формулировки: «совесть — сознание нравственной ответственности за свое поведение». С совестью стало уже чуть-чуть яснее, осталось разобраться со словом «честь». Переворачиваю еще несколько страниц, нахожу слово «честь» и читаю: «честь — достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности». И с этим определением можно согласиться. Но от себя я поставил бы вопросительный знак рядом со словом «гордость».
    По моему мнению, которое я не хочу никому навязывать, слова «гордость» и «честь» немного противоречат друг другу, но это лишь мое мнение.
    Однако все определения, написанные выше, являются очень общими. Понимание как совести, так и чести претерпевало изменение со временем. Корни этих слов уходят далеко в прошлое, однако, как мне кажется, их стоит начинать рассматривать со средневековья. Не одно произведение посвящено этой эпохе, но одним из наиболее значительных и ярких я считаю произведение Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот».
    Читая этот роман, невольно проникаешься духом средневековья, духом благородных рыцарей, которым присущи и совесть, и конечно же честь. Мне кажется, что сложилось такое мнение, что понятия «рыцарь» и «честь» неразделимы. В романе действительно Дон Кихот защищает более слабых, а уж чего стоят подвиги этого бесстрашного рыцаря ради своей возлюбленной. В нашей стране этой эпохи не было Именно этим в свое время было вызвано такое отношение Гитлера к нашей стране. Но отсутствие этой эпохи в истории нашей страны нельзя назвать недостатком. Да, Мигель де Сервантес описал Дон Кихота, показав его воплощением чести, достоинства и благородства. Но, вопреки сложившемуся мнению, на одного такого «Дон Кихота» приходилось, по меньшей мере, двадцать «рыцарей», которым понятия «совести» и «чести» были совершенно чуждыми и которые только и занимались тем, что пьянствовали и портили» деревенских девушек.
    Как и все, эпоха средневековья прошла, и пришли другие времена, совершенно другие, и вместе с ними изменилось значение чести и совести. Чтобы проследить это время, я выбрал произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». В этом романе на суд читателя представляются уже совершенно другие люди, с совершенно другой системой ценностей. И в большинстве своем они обладают и честью, и совестью, если следовать определению, данному в начале сочинения. Доказать? Пожалуйста, на примере южан.
    Совесть — убежденность в том, что является добром и злом. Читая сцены, происходящие на пикнике в «Двенадцати дубах», понимаешь, что все южане одобряют Конфедерацию и все, происходящее в ней, считая это добром, северян же они считают злом. Совесть — сознание нравственной ответственности за свое поведение. Почти все южане уверены, что, воюя с северянами, они выполняют то, что должны делать, выполняют свой долг. Честь — достойные уважения и гордости моральные и этические принципы личности. Но ведь так оно и есть. Уважаются люди, борющиеся за свободу Конфедерации, а люди, выступающие против или даже сомневающиеся, встречают не понимание, а презрение. У северян же совершенно другая система ценностей, но можно также легко доказать, что и они обладают честью и совестью. Главные же герои стоят несколько особняком на фоне остальных, и такие понятия, как честь и совесть, к ним неприменимы. И Ретт Батлер, и Скарлетт немного опередили свою эпоху…
    Но Гражданская война в Америке прошла, южане и северяне также ушли в историю. Пришла новая эпоха, замечательно описанная Теодором Драйзером. Мое любимое литературное произведение — трилогия Теодора Драйзера «Трилогия желания», и особенно ее первая часть «Финансист». Читая это произведение, невольно убеждаешься, что совесть и честь у людей отходят даже не на второй план, а куда-то очень-очень далеко. Действия людей, в особенности Фрэнка Каупервуда, диктуются прежде всего своими желаниями, сложившейся ситуацией, симпатией, неприязнью, да чем угодно, только не совестью и честью. Ведь не совесть же подсказала Фрэнку «ограбить» городское казначейство! Конечно, не все люди были такими, как главный герой, Фрэнк Каупервуд являлся все-таки воплощением Америки того времени.
    Так получилось, что в своем сочинении я использовал только зарубежную литературу, но сейчас я попробую исправить этот недостаток. Надо сказать, что наша страна в своем развитии шла по совершенно другому пути, поэтому и понятия чести и совести были совсем другими.
    Это очень хорошо видно на примере одного из моих любимых произведений русской литературы «Судьба человека», написанного Михаилом Шолоховым. Главный герой рассказа Андрей Соколов предстает перед читателем человеком бесконечной воли, чести и совести. Разве мог бы тот же Фрэнк Каупервуд или Ретт Батлер перенести испытания, выпавшие на долю простого русского солдата? Разве могли бы они пожертвовать лучшими годами своей жизни, здоровьем, семьей ради своей родины? Вряд ли! Да никогда, потому что не было у них никогда ни чести, ни совести. Именно честь и совесть помогли главному герою перенести весь ужас войны и выжить.
    Наша страна всегда будет оставаться самой богатой, самой сильной, самой-самой, потому что нигде вы не встретите таких людей, как Андрей Соколов! Пусть в России и стали появляться люди, которые готовы плевать на честь и совесть, их число всегда будет небольшим по сравнению с числом порядочных людей, которым честь и совесть не чужды. Так можно размышлять до бесконечности. Сейчас, перечитав написанное, я понял, что понятия чести и совести очень условны, очень субъективны. Они зависят от системы ценностей, принятой в какой-либо стране, в каком-либо кругу. В разных странах, у разных людей совесть и честь имеют совершенно неодинаковые толкования, значения. И очень хочется надеяться, что когда-нибудь в будущем понятия чести и совести во всем мире будут одинаковыми, объединяющими в разных странах сейчас и тех, которые были раньше, но не дошли до нашего времени.
    И очень хочется, чтобы как можно больше людей обладали такими достоинствами, как честь и совесть.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  6. Вечная память
    Живой человек носит в своем духе,
    в своем сердце, в своей крови жизнь общества:
    он болеет его недугами, мучится его страданиями,
    цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем,
    вне своих собственных, своих личных обстоятельств.
    В.Г.Белинский
    Писать о Валерии Мухамедовиче Кокове в прошедшем времени, трудно, потому что все в нашей жизни напоминает о нем. Мы до сих пор невольно ищем глазами его колоритную фигуру среди больших политиков на экране телевизора, забыв о том, что наша улица носит его имя. И этому есть объяснение. Алексей Толстой сказал, что «…у великих людей не две даты их бытия в истории – рождение и смерть, а только одна дата: их рождение».
    Бессмертие – вот смысл этих слов. Смысл глубокий и огромный. Бессмертие нашего первого президента в его политическом и гражданском подвиге, в том деле,  которому он служил, понимая, что «история не знает сослагательного наклонения».
    В одном из своих выступлений он сам определил тот путь, по которому шли живущие на этой благодатной земле народы: «Для нас нет большей ценности, чем честь, чем верность единожды данному слову. И я горд тем, что мой народ никогда не изменил клятве братства и верности России. Горд тем, что за тысячелетия беда никогда не приходила в Россию через Кабардино-Балкарию». Мудрые слова политика, думающего о своем народе, и в них весь Валерий Мухамедович.
    Я, как и тысячи моих земляков, не могу представить сегодня «свое» время без В.М.Кокова. Он вошел составной частью в понятие «наше время», в мою жизнь, в жизнь тех, кто готовил Перестройку и смену экономических формаций. Он принадлежал нам всем. Попробуйте отнять у нас эту собственность, и вы почувствуете, как сиротлива станет жизнь в мире, в котором его нет.
    Но факты – вещь серьезная, а это значит, что Коков Валера, как просто называли его в народе, умер. Умер, я уверена, только физически, а душа его осталась в каждом, кто хочет жить в мире, дружбе и согласии, кто мечтает, чтобы наша республика нашла достойное место в ряду «цивилизованных, высокоразвитых регионов европейского уровня».
    В день святой памяти Валерия Мухамедовича, Большого гражданина и патриота, хочется вспомнить все лучшее, что связано с его именем. Слова благодарности хочу сказать в адрес В.Ж.Кудаева, автора и составителя книги «Человек долга и чести» о первом президенте КБР, куда вошли воспоминания политиков республики и России.
    Но, к сожалению, в ней нет ничего личного, что рассказывало бы о Кокове –  Человеке, чей образ живет в сердцах простых людей, трепетно хранящих память о нем. Это объясняется тем, что он никогда не возвышался над людьми, был открыт и прям. К нему за советом могли подойти прямо на улице, в его родительском доме, в перерывах между совещаниями. И каждому он помогал. Максим Горький точно  определил эту черту характера, говоря о вожде мирового пролетариата: «Прост, как правда». Эти слова в полной мере относятся и к нашему Валерию Мухамедовичу, который пришел в большую политику, пройдя открыто весь путь от районного руководителя до главы республики, крепко стоял на той земле, которая его вскормила.
    Ему не чужды были интересы простых людей, широта его кругозора и познаний  поражала всех. С одинаковым профессионализмом он общался с медиками, учителями, профессорами университета, хлеборобами и рабочими, прокладывающими дорогу от Приэльбрусья, и газовиками Верхней Балкарии. И не просто говорил, он умел пробуждать к себе интерес всех, кто с ним когда-то соприкасался. И этому есть масса примеров.
    Что касается меня, то я никогда не встречалась с ним в личной беседе, хотя получала награды из его рук и слышала слова благодарности в свой адрес. Встречаясь, на августовском педсовете, испытывала особую радость, что проблемы школы очень, волнуют этого занятого Человека и Политика, удивляясь: в Чечне идет война, а он строит детские сады при школах, думая о том, что цепь воспитания и образования не должна прерываться.
    Была у Валерия Мухамедовича какая-то особая аура, которая захватывая тебя без остатка, подчиняя высоким интересам служения своему главному делу в жизни. Он знал почти всех в лицо, смотрел прямо и проникновенно, предлагая ответную  открытость.
    Он глубоко осознавал, что мелочей в политике не бывает, поэтому в равной  степени ответственно относился и к государственному проекту, и к чествованию ветеранов Великой Отечественной, к поздравлению олимпийцев и к юбилею сотрудников.
    В подтверждение хочу привести пример. Много лет Светлана Данилова. возглавляла работу Еврейского Национального центра «Туваши». Работала самозабвенно. Вся ее семья давно уехала в Канаду, а она осталась. А когда решила уехать, не могла продать дом. Так вот, Валерий Мухамедович, заметив как-то ее беспокойство, поинтересовался, в чем заключается ее проблема. Узнав, он сказал: «Света, а у Вас ведь хороший дом!» Ее это удивило и обрадовало: значит, он знает то,
    о чем никто не подозревал. Валерий Мухамедович не только помог продать дом, а в присутствии всех собравшихся на ответственное совещание, подошел и поблагодарил ее за вдохновенный труд, уважение к нашей национальной культуре. Мало того, в назначенный день отъезда ее у дома ждала посланная им машина, которая отвезла ее в аэропорт.
    Сегодня Светлана Данилова живет за океаном, но и в Америке, и в Канаде она пропагандирует наши обычаи и традиции, рассказывает о том, каким должен быть президент, чтобы о нем хранила память, чтобы имя его было визитной карточкой страны, каким стало имя Валеры Кокова.
    Один рядовой случай, Каких в жизни нашего первого президента было тысячи, по каждой из них свидетельствует – Коков В.М. был настоящим народным избранником, кому люди доверяли свои судьбы и судьбы своих детей.
    Я уверена, что под этими словами подпишется каждая мать, которая в сердце носит благодарность ему за то, что мы не втянулись в большую Кавказскую Войну, за то, что сон детей был спокойным, что мир нам бал гарантирован. Как, каким путем он сохранял этот мир – остается тайной большой политики. А я от имени всех матерей хочу сказать ему запоздалое «спасибо». Как жаль, что не умеем мы сказать этих слов вовремя!!!
    Валерия Мухамедовича нет, стоит бюст на постаменте, на обыкновенном мусульманском кладбище в селе, где он родился и мужал… Тысячи сельчан гордятся,
    что и в смерти он рядом с ними. Приходят с букетами осенних цветов почтить его память. А он, отлитый из металла, смотрит в будущее и на горы, понимая, что только он и память человеческая вечны.
    Кенетова Л.Х., заслуженный учитель КБР

  7. Честь и совесть… На мой взгляд, это важнейшие  человеческие  достоинства. Именно они являются движущей силой развития личности. Страшно представить, что было бы с людьми, если бы они не обладали этими качествами. Но  я начну  по порядку…
    Честь издавна считалась нашими мудрыми предками главным человеческим качеством. Вспомним такую пословицу, как «Береги платье снову, а честь смолоду». Уже с ранних лет нас приучают быть честными, порядочными, справедливыми, и это неслучайно! Честь – не простое слово, оно несет в себе огромной силы значение и необъяснимое  чувство. Её нельзя отнять, ее можно только потерять.
    Примером честности и порядочности всегда в нашей стране были служивые люди, солдаты и офицеры русской армии.  Вспомним повесть  А.С Пушкина «Капитанская дочка». Важный момент в произведении – освобождение Маши Мироновой с помощью Пугачева. Мы с вами прекрасно знаем, что Пугачев был предводителем бунтовщиков  и не был обязан помогать Петру Андреевичу, но он же поступил по совести. По моему мнению, честь и совесть сплетены между собой крепкой цепью. Невозможно представить одно без другого. После того, как Машу вырвали из чудовищных  лап Швабрина, Гринев сказал Пугачеву, врагу: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы и заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй от меня того, что противно чести моей и христианской совести». Вот эти заветные слова! Пройдя столько испытаний, герой не забыл о своем долге, долге перед Отечеством.
    А есть ли в нынешнее время такие люди?! Что происходит сейчас с честью и совестью людей? На первый взгляд, можно вообще утверждать, что эти понятия сейчас устарели, никому не нужны. Вспомним, например, наших чиновников. Люди все далеко не бедные, по должности и не должны являться таковыми, впрочем, это не столь важно, сколько личных средств у каждого, больше всего интересует: почему и куда деваются те деньги, которые выделяются на различные потребности населения, но не достаются им в полной мере?! И где же тут справедливость? Где совесть и честь людей, которые по долгу своему обязаны служить народу?
    Можно до бесконечности приводить такие примеры, только, дорогие друзья, давайте не будем забывать, что наше общество не без добрых людей. Есть и такие, которые помогают бедным, работают на  добровольных началах, люди, спонсирующие детские дома. И наряду с бесчестными «единицами», о которых не останется и доброго слова, в нашей памяти навечно будут имена многих, настоящих, честных и совестливых людей, героев, таких,  например, как майор Сергей Солнечников, спасший ценой своей собственной жизни солдата-новобранца.
    Нет, не исчезли из нашей жизни эти высокие слова – «честь» и «совесть»! Иначе погибло бы человечество!
    В заключение процитирую стихотворение Юлии Оленек, оно мне очень близко:
    Вот совесть. Светлое понятье.
    Ты нас от бед не раз спасала,
    Ты за проступки нас карала.
    Но совесть вовсе не проклятье.
    Она мораль диктует людям
    И очерняет слово месть.
    И верю я, её мы не забудем,
    Как не забыли мы когда-то честь.
    Она чиста, прозрачна и невинна,
    Её храним мы с детских лет,
    И потерять нам честь противно,
    Иначе наша жизнь сойдет на нет.
    А если ты живешь не по закону:
    На совесть и на честь ты наплевал,
    И чувство долга  если незнакомо,
    То сам поймёшь, зачем так много ты страдал…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *