Сочинение на тему человек и среда в рассказе чехова ионыч

16 вариантов

  1. А. П. Чехов – мастер короткого рассказа, новеллы-миниатюры. В своих глубоко философских произведениях он протестовал против обыденности, выступал против “пошлости пошлого человека”. В рассказе “Ионыч” Чехов также затрагивает эту тему. Главной проблемой здесь является духовная деградация человека, столкнувшегося со средой обывателей.
    В начале рассказа Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач, противопоставлен обывателям губернского города С. С самого начала автор дает нам краткую и точную характеристику этого города: “приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни”, а местные говорили, что “в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы.” Первая точка зрения – объективная и верная, вторая – субъективная и самооправдательная, ложная.
    Местные жители имели также свои “достопримечательности”, главной из которых являлась семья Туркиных, “самая образованная и талантливая”. Туркины являются неотъемлемой частью среды обывателей города С. Неотъемлемой, потому что они не развиваются и даже не пытаются это делать. Образы Туркиных статичны. Что они делали, когда их в первый раз посетил Старцев? Они проявляли свою “образованность и талантливость”. Иван Петрович показывал свое неизменное остроумие, постоянно употребляя в речи “выработанные долгими упражнениями” фразы, как-то: “недурственно”, “здравствуйте пожалуйста”, покорчило вас благодарю”. Вера Иосифовна читала свой роман, роман “о том, чего никогда не бывает в жизни”.
    Автор, прибегая к иронии, выносит тонкий приговор ее таланту, говоря, что “когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали “Лучинушку”, которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни.”
    Дочь же ее, представляющая себя в будущем “великой пианисткой”, стучала что есть силы по клавишам, да, казалось, не перестанет, “пока не вобьет клавишей внутрь рояля”. В том, что бесталанная Екатерина Ивановна грезила о славе артистки, были виноваты ее родители. Они не сомневались в талантливости их рода, так же, как и весь город. Весь город такой же, как они, – кто им скажет, что все их творчество ничего не стоит? Разве что Старцев… Но тот вначале удивлялся, а потом просто начал сторониться, не высказывая своей неприязни открыто.
    Котик все же смогла выбраться на время из среды обывательщины и вне ее поняла, что так, как она, играют все: “ничего во мне не было особенного.” Екатерина Ивановна даже поняла, что она “такая же пианистка, как мама писательница.” Но, по всей вероятности, ничего ей не сказала. Да и если бы сказала, мама дочке просто “не поверила” бы. Слишком уж убеждены Туркины в своей талантливости.
    Что же мы видим при втором посещении их Старцевым? То же, что и при первом. Да и в конце рассказа автор описывает, как Туркины по-прежнему демонстрируют свои “таланты”. Екатерина Ивановна единственная, кто осознает посредственность своих способностей. Она продолжает стучать по клавишам, потому что другого применения для себя не нашла. Или “заботливые” родители “помогли” не найти.
    Итак, мы обнаруживаем в рассказе кольцевую композицию. Она подчеркивает неизменность жизни Туркиных и статичность их образов. На их фоне перемены в облике Старцева выглядят более отчетливо.
    Почему же этот герой, врач, интеллигентный человек, превратился в мумию, бездуховное существо? Причины этого – внутренние и социальные. Вина в деградации героя лежит как на самом Старцеве, так и на обществе, в котором ему пришлось жить, обществе обывателей. Чем же занимались дни напролет эти самые обыватели? Они играли в карты, пили, закусывали. Они “не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними.” Все, что обыватели говорили, было несправедливо, глупо. Старцев раздражался, но в винт все же с ними играл (главное, с наслаждением). Герои из-за того, что он не избегал клубов, общества раздражающих его картежников и выпивох, совсем забыл про театр и концерты. Он не уклонялся, а вливался в ненавистную ему среду.
    Старцева все больше и больше одолевала страсть к накопительству. Пересчитывание денег становилось для него одним из любимейших развлечений. Особо примечательно то, что Старцев сам осознавал, что он “старится, полнеет, опускается”. “День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?” – вот как оценивает герой свою жизнь. Но, несмотря на то, что Дмитрий Ионыч понимает ужас своего положения и что он способен умственно к изменениям, духовно герой слаб. И он выбрал для себя не путь морального становления, преображения. Старцев пошел по дороге, по которой прошли уже многие, по дороге, которая ведет к материальным благам. Герой чувствует, что опускается, но не пытается спастись. Возможно, он ищет спасения в одиночестве… Но это маловероятно. Ионыч достаточно умен, чтобы понимать, что в одиночестве нет спасения, одиночество – это не покой, это скучное и безрадостное существование.
    Надо заметить, что само развитие внутренних пороков Старцева происходило не по вине общества. Они в нем были изначально заложены. Вероятно, и в другой среде герой постепенно приобретал себе лошадей, кучеров к ним… Но, надо думать, именно общество сделало из него старика за такой короткий срок. В конце он сам уже ничем не отличался от городских обывателей: “пухлый, красный”, ездил на тройке с бубенчиками и был похож на “языческого бога”. Если раньше Ионыч считал деньги, то теперь ему впору считать свои дома. Его переставало интересовать почти все, от его интеллектуальности не осталось и следа. “Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?” – вот типичный вопрос обывателя, но произнесен он устами Старцева. Хотя нет, теперь уже Ионыча, человека, у которого нет имени. “Вот и все, что можно сказать про него,” – говорит автор, вынося окончательный приговор этому герою.

  2. А. П. Чехов – мастер короткого рассказа, новеллы-миниатюры. В своих глубоко философских произведениях он протестовал против обыденности, выступал против “пошлости пошлого человека”. В рассказе “Ионыч” Чехов также затрагивает эту тему. Главной проблемой здесь является духовная деградация человека, столкнувшегося со средой обывателей.
    В начале рассказа Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач, противопоставлен обывателям губернского города С. С самого начала автор дает нам краткую и точную характеристику этого города: “приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни”, а местные говорили, что “в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы.” Первая точка зрения – объективная и верная, вторая – субъективная и самооправдательная, ложная.
    Местные жители имели также свои “достопримечательности”, главной из которых являлась семья Туркиных, “самая образованная и талантливая”. Туркины являются неотъемлемой частью среды обывателей города С. Неотъемлемой, потому что они не развиваются и даже не пытаются это делать. Образы Туркиных статичны. Что они делали, когда их в первый раз посетил Старцев? Они проявляли свою “образованность и талантливость”. Иван Петрович показывал свое неизменное остроумие, постоянно употребляя в речи “выработанные долгими упражнениями” фразы, как-то: “недурственно”, “здравствуйте пожалуйста”, покорчило вас благодарю”. Вера Иосифовна читала свой роман, роман “о том, чего никогда не бывает в жизни”.
    Автор, прибегая к иронии, выносит тонкий приговор ее таланту, говоря, что “когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали “Лучинушку”, которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни.”
    Дочь же ее, представляющая себя в будущем “великой пианисткой”, стучала что есть силы по клавишам, да, казалось, не перестанет, “пока не вобьет клавишей внутрь рояля”. В том, что бесталанная Екатерина Ивановна грезила о славе артистки, были виноваты ее родители. Они не сомневались в талантливости их рода, так же, как и весь город. Весь город такой же, как они, – кто им скажет, что все их творчество ничего не стоит? Разве что Старцев… Но тот вначале удивлялся, а потом просто начал сторониться, не высказывая своей неприязни открыто.
    Котик все же смогла выбраться на время из среды обывательщины и вне ее поняла, что так, как она, играют все: “ничего во мне не было особенного.” Екатерина Ивановна даже поняла, что она “такая же пианистка, как мама писательница.” Но, по всей вероятности, ничего ей не сказала. Да и если бы сказала, мама дочке просто “не поверила” бы. Слишком уж убеждены Туркины в своей талантливости.
    Что же мы видим при втором посещении их Старцевым? То же, что и при первом. Да и в конце рассказа автор описывает, как Туркины по-прежнему демонстрируют свои “таланты”. Екатерина Ивановна единственная, кто осознает посредственность своих способностей. Она продолжает стучать по клавишам, потому что другого применения для себя не нашла. Или “заботливые” родители “помогли” не найти.
    Итак, мы обнаруживаем в рассказе кольцевую композицию. Она подчеркивает неизменность жизни Туркиных и статичность их образов. На их фоне перемены в облике Старцева выглядят более отчетливо.
    Почему же этот герой, врач, интеллигентный человек, превратился в мумию, бездуховное существо? Причины этого – внутренние и социальные. Вина в деградации героя лежит как на самом Старцеве, так и на обществе, в котором ему пришлось жить, обществе обывателей. Чем же занимались дни напролет эти самые обыватели? Они играли в карты, пили, закусывали. Они “не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними.” Все, что обыватели говорили, было несправедливо, глупо. Старцев раздражался, но в винт все же с ними играл (главное, с наслаждением). Герои из-за того, что он не избегал клубов, общества раздражающих его картежников и выпивох, совсем забыл про театр и концерты. Он не уклонялся, а вливался в ненавистную ему среду.
    Старцева все больше и больше одолевала страсть к накопительству. Пересчитывание денег становилось для него одним из любимейших развлечений. Особо примечательно то, что Старцев сам осознавал, что он “старится, полнеет, опускается”. “День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?” – вот как оценивает герой свою жизнь. Но, несмотря на то, что Дмитрий Ионыч понимает ужас своего положения и что он способен умственно к изменениям, духовно герой слаб. И он выбрал для себя не путь морального становления, преображения. Старцев пошел по дороге, по которой прошли уже многие, по дороге, которая ведет к материальным благам. Герой чувствует, что опускается, но не пытается спастись. Возможно, он ищет спасения в одиночестве… Но это маловероятно. Ионыч достаточно умен, чтобы понимать, что в одиночестве нет спасения, одиночество – это не покой, это скучное и безрадостное существование.
    Надо заметить, что само развитие внутренних пороков Старцева происходило не по вине общества. Они в нем были изначально заложены. Вероятно, и в другой среде герой постепенно приобретал себе лошадей, кучеров к ним… Но, надо думать, именно общество сделало из него старика за такой короткий срок. В конце он сам уже ничем не отличался от городских обывателей: “пухлый, красный”, ездил на тройке с бубенчиками и был похож на “языческого бога”. Если раньше Ионыч считал деньги, то теперь ему впору считать свои дома. Его переставало интересовать почти все, от его интеллектуальности не осталось и следа. “Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?” – вот типичный вопрос обывателя, но произнесен он устами Старцева. Хотя нет, теперь уже Ионыча, человека, у которого нет имени. “Вот и все, что можно сказать про него,” – говорит автор, вынося окончательный приговор этому герою.

  3. Сюжет рассказа “Ионыч” прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в “Евгении Онегине” А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно.
    Что же стало причиной того, что герой расстается со своими нравственными идеалами, погружается в пошлую обывательскую жизнь? В чем причина болезни, имя которой – деградация человеческой личности? В рассказе “Ионыч” А. П. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет, он первым вскрыл социальные причины этой болезни.
    В первую очередь писатель обращает наше внимание на общество губернского города С. Он косвенно характеризует, избегая прямых оценок, на примере семьи Туркиных – “самой образованной и талантливой”, по мнению местных жителей. Постепенно знакомясь с Туркиными, мы понимаем, как они бездарны и скучны в действительности. Весь талант Ивана Петровича заключается в том, что он говорит на своем необыкновенном языке: “большинский”, “недурственно”, “покорчило вас благодарю”. Его жена, Вера Иосифовна, пишет романы о том, чего нет и не может быть в действительности. Дочь, Екатерина Ивановна, которую домашние зовут Котик, собирается быть пианисткой и уверена, что ее ожидает великое будущее. Мы понимаем, что это не настоящая жизнь, а ее имитация: искренний, живущий полноценной духовной жизнью человек не будет манерно кокетничать, как Вера Иосифовна, и улыбаться одними глазами, как Иван Петрович. Пустоту ее дополняет и собирательный портрет остальных жителей города: с ними можно говорить только о чем нибудь съедобном. А. П. Чехов, показывая “лучшую” семью города, вынуждает нас вслед за Старцевым сделать вывод: “Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?” Еще примитивнее, чем Туркины, потому что в этом семействе еще остались признаки образованности и интеллигентности.
    И в эту жизнь губернского города С. судьба заносит молодого врача Дмитрия Ионыча Старцева. Он полон сил, увлечен своей работой, в его душе звучит музыка. Он живет, ожидая счастья, любви, всего того, что свойственно молодости. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он все свое время отдает работе земского врача, которая и составляет смысл его жизни.
    Он редко бывает в городе, почти ни с кем не общается. Обыватели раздражают его своей нескрываемой глупостью и ограниченностью. О чем бы он ни говорил, все воспринимается ими как личная обида: каждый чувствовал в его словах упрек себе, а все, о чем ведут разговоры они, “неинтересно, несправедливо, глупо”.
    Но проходит четыре года его жизни, и перед нами предстает уже совершенно иной доктор Старцев. Он охладевает к работе, деятельности земского врача предпочитает хорошо оплачиваемую частную практику. Увлечения молодости – как любовь, так и желание приносить общественную пользу – вырождаются в эгоистические хлопоты и полную нечувствительность к людям
    Испытание бытом и временем оказывается для героя самым тяжелым. Противостояние Старцева окружающему миру пошлости было временным, внешним, поверхностным. Чехов не показывает нам смены чувств своего героя, почти не использует внутренний монолог. Изменения характера Старцева показаны с помощью одной повторяющейся детали – это средство передвижения доктора. Первое время он ходил в город пешком, напевая романс, “своих лошадей у него еще не было”. Через год у него уже появилась своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке, а через четыре года – тройка с бубенчиками, признак роскоши в губернском городе С. Меняется вместе со своим хозяином и кучер Пантелеймон, что усиливает отрицательное впечатление от эволюции образа Старцева. Прежде обывателям чувствовалось в Старцеве что то “чужое”, теперь же его по свойски называют “Ионыч”. Такими же “свойскими” стали его интересы: он играет в карты, придя домой, с удовольствием считает полученные деньги, у него появилось два дома в городе, и он присматривает третий… Вот итог его жизни: “Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует”.
    Ответственность за то, что так сложилась судьба Старцева, лежит как на нем самом, так и на той среде, которая оказала на него тлетворное воздействие. Добрые задатки человека не смогут прорасти на почве пошлости и обывательщины, если человек не будет противостоять влиянию среды при помощи своих твердых убеждений и внутренней прочности.

  4. План
    1. Тема жизни «среднего» обывателя в прозе А. П. Чехова.
    2. Мещанство и пошлость в рассказе «Ионыч».
    3. В чем причина победы среды над человеком?
    Тема жизни «среднего», типичного городского обывателя-мещанина занимает одно из центральных мест в рассказах Антона Павловича Чехова. Образ жизни многих современников автор описывает с иронией, но в то же время и с определенной нотой грусти – ведь так, по мнению автора, живет почти вся огромная страна, а не отдельные ее представители: пошло, скучно, неинтересно. Жизнь проходит впустую – за бессмысленными разговорами, игрой в карты или игрой на рояле, чтением дешевых романов и обсуждением местных сплетен. Рассказ «Ионыч» является показательной иллюстрацией той ситуации, которая сложилась во многих больших и маленьких городах Российской империи. Описывая жизнь семьи Туркиных, автор делает акцент на том, что они являются еще лучшими представителями своего городка, считаясь самой культурной и достойной семьей в округе: отец семейства – шутник и балагур, его жена увлекается литературным творчеством, а дочь планирует сделать карьеру пианистки.
    Но на поверку оказывается, что члены семьи Туркиных так же невообразимо скучны и ординарны, как и большинство жителей города. Человек «со стороны», не живший в городе ранее, земский доктор Дмитрий Старцев, смотрит на вещи свежим взглядом. Он понимает, что шутки главы семейства Туркиных попахивают нафталином, романы, вышедшие из-под пера его жены, все, как один, являются скучными и лишенными малейшей художественной ценности, а пресловутый талант Екатерины Ивановны, дочери Туркина, далеко не так бесспорен, как могло бы показаться на первый взгляд. Да и большинство жителей города также не отличаются ни образованностью, ни трудолюбием, ни честностью. Пошлость и глупость здесь давно стали нормой жизни, что проявляется в повседневных разговорах местных жителей – с ними нельзя говорить ни о философии, ни об истории или политике, так как все их общение сводится до уровня пустых, бессмысленных разговоров и обсуждения сплетен. Поэтому молодой, энергичный доктор изначально резко отличается от других представителей местного общества – он пытается сопротивляться окружающей его пошлости и банальности. Но после того, как его личная жизнь дает трещину (Екатерина Ивановна отвечает отказом на его предложение руки и сердца), он постепенно перестает бороться – и становится одним из обывателей, которые так раздражали его раньше. Ограниченность и лень входят в его жизнь и кардинально меняют его характер в худшую сторону – он играет в карты, подсчитывает сумму своих гонораров, много пьет и ест, мало уделяет внимания своему развитию, общается с такими же, как он, мещанами – ведет с ними бестолковые разговоры на пустые темы.
    Мы видим, что человека безвольного, человека со слабым характером и недостаточной мотивацией к личностному росту очень легко выбить из нужного русла. Отброшенный на обочину жизни, такой человек моментально попадает в болото мещанства и обыденности, начинает лениться как физически, так и духовно, и деградация в этом случае практически неминуема. Шкала нравственных ценностей переворачивается с ног на голову, а смысл жизни постепенно утрачивается.

  5. А. П. Чехов — мастер короткого рассказа, новеллы-миниатюры. В своих глубоко философских произведениях он протестовал против обыденности, выступал против «пошлости пошлого человека». В рассказе «Ионыч» Чехов также затрагивает эту тему. Главной проблемой здесь является духовная деградация человека, столкнувшегося со средой обывателей.
    В начале рассказа Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач, противопоставлен обывателям губернского города С. С самого начала автор дает нам краткую и точную характеристику этого города: «приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни», а местные говорили, что «в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы.» Первая точка зрения — объективная и верная, вторая — субъективная и самооправдательная, ложная.
    Местные жители имели также свои «достопримечательности», главной из которых являлась семья Туркиных, «самая образованная и талантливая». Туркины являются неотъемлемой частью среды обывателей города С. Неотъемлемой, потому что они не развиваются и даже не пытаются это делать. Образы Туркиных статичны. Что они делали, когда их в первый раз посетил Старцев? Они проявляли свою «образованность и талантливость». Иван Петрович показывал свое неизменное остроумие, постоянно употребляя в речи «выработанные долгими упражнениями» фразы, как-то: «недурственно», «здравствуйте пожалуйста», покорчило вас благодарю”. Вера Иосифовна читала свой роман, роман «о том, чего никогда не бывает в жизни».
    Автор, прибегая к иронии, выносит тонкий приговор ее таланту, говоря, что «когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали „Лучинушку“, которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни.»
    Дочь же ее, представляющая себя в будущем «великой пианисткой», стучала что есть силы по клавишам, да, казалось, не перестанет, «пока не вобьет клавишей внутрь рояля». В том, что бесталанная Екатерина Ивановна грезила о славе артистки, были виноваты ее родители. Они не сомневались в талантливости их рода, так же, как и весь город. Весь город такой же, как они, — кто им скажет, что все их творчество ничего не стоит? Разве что Старцев… Но тот вначале удивлялся, а потом просто начал сторониться, не высказывая своей неприязни открыто.
    Котик все же смогла выбраться на время из среды обывательщины и вне ее поняла, что так, как она, играют все: «ничего во мне не было особенного.» Екатерина Ивановна даже поняла, что она «такая же пианистка, как мама писательница.» Но, по всей вероятности, ничего ей не сказала. Да и если бы сказала, мама дочке просто «не поверила» бы. Слишком уж убеждены Туркины в своей талантливости.
    Что же мы видим при втором посещении их Старцевым? То же, что и при первом. Да и в конце рассказа автор описывает, как Туркины по-прежнему демонстрируют свои «таланты». Екатерина Ивановна единственная, кто осознает посредственность своих способностей. Она продолжает стучать по клавишам, потому что другого применения для себя не нашла. Или «заботливые» родители «помогли» не найти.
    Итак, мы обнаруживаем в рассказе кольцевую композицию. Она подчеркивает неизменность жизни Туркиных и статичность их образов. На их фоне перемены в облике Старцева выглядят более отчетливо.
    Почему же этот герой, врач, интеллигентный человек, превратился в мумию, бездуховное существо? Причины этого — внутренние и социальные. Вина в деградации героя лежит как на самом Старцеве, так и на обществе, в котором ему пришлось жить, обществе обывателей. Чем же занимались дни напролет эти самые обыватели? Они играли в карты, пили, закусывали. Они «не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними.» Все, что обыватели говорили, было несправедливо, глупо. Старцев раздражался, но в винт все же с ними играл (главное, с наслаждением). Герои из-за того, что он не избегал клубов, общества раздражающих его картежников и выпивох, совсем забыл про театр и концерты. Он не уклонялся, а вливался в ненавистную ему среду.
    Старцева все больше и больше одолевала страсть к накопительству. Пересчитывание денег становилось для него одним из любимейших развлечений. Особо примечательно то, что Старцев сам осознавал, что он «старится, полнеет, опускается». «День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?» — вот как оценивает герой свою жизнь. Но, несмотря на то, что Дмитрий Ионыч понимает ужас своего положения и что он способен умственно к изменениям, духовно герой слаб. И он выбрал для себя не путь морального становления, преображения. Старцев пошел по дороге, по которой прошли уже многие, по дороге, которая ведет к материальным благам. Герой чувствует, что опускается, но не пытается спастись. Возможно, он ищет спасения в одиночестве… Но это маловероятно. Ионыч достаточно умен, чтобы понимать, что в одиночестве нет спасения, одиночество — это не покой, это скучное и безрадостное существование.
    Надо заметить, что само развитие внутренних пороков Старцева происходило не по вине общества. Они в нем были изначально заложены. Вероятно, и в другой среде герой постепенно приобретал себе лошадей, кучеров к ним… Но, надо думать, именно общество сделало из него старика за такой короткий срок. В конце он сам уже ничем не отличался от городских обывателей: «пухлый, красный», ездил на тройке с бубенчиками и был похож на «языческого бога». Если раньше Ионыч считал деньги, то теперь ему впору считать свои дома. Его переставало интересовать почти все, от его интеллектуальности не осталось и следа. «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?» — вот типичный вопрос обывателя, но произнесен он устами Старцева. Хотя нет, теперь уже Ионыча, человека, у которого нет имени. «Вот и все, что можно сказать про него,” – говорит автор, вынося окончательный приговор этому герою.

  6. Но на поверку оказывается, что члены семьи Тур­киных так же невообразимо скучны и ординарны, как и большинство жителей города. Человек «со стороны», не живший в городе ранее, земский доктор Дмитрий Стар­цев, смотрит на вещи свежим взглядом. Он понимает, что шутки главы семейства Туркиных попахивают нафтали­ном, романы, вышедшие из-под пера его жены, все, как один, являются скучными и лишенными малейшей худо­жественной ценности, а пресловутый талант Екатерины Ивановны, дочери Туркина, далеко не так бесспорен, как могло бы показаться на первый взгляд. Да и большинство жителей города также не отличаются ни образованнос­тью, ни трудолюбием, ни честностью. Пошлость и глу­пость здесь давно стали нормой жизни, что проявляется в повседневных разговорах местных жителей — с ними нельзя говорить ни о философии, ни об истории или поли­тике, так как все их общение сводится до уровня пустых, бессмысленных разговоров и обсуждения сплетен. Поэто­му молодой, энергичный доктор изначально резко отли­чается от других представителей местного общества — он пытается сопротивляться окружающей его пошлости и банальности. Но после того, как его личная жизнь дает трещину (Екатерина Ивановна отвечает отказом на его предложение руки и сердца), он постепенно перестает бороться — и становится одним из обывателей, кото­рые так раздражали его раньше. Ограниченность и лень входят в его жизнь и кардинально меняют его характер в худшую сторону — он играет в карты, подсчитывает сумму своих гонораров, много пьет и ест, мало уделяет внимания своему развитию, общается с такими же, как он, мещанами — ведет с ними бестолковые разговоры на пустые темы.
    Мы видим, что человека безвольного, человека со сла­бым характером и недостаточной мотивацией к личност­ному росту очень легко выбить из нужного русла. Отбро­шенный на обочину жизни, такой человек моментально попадает в болото мещанства и обыденности, начинает лениться как физически, так и духовно, и деградация в этом случае практически неминуема. Шкала нравствен­ных ценностей переворачивается с ног на голову, а смысл жизни постепенно утрачивается.

  7. План
    1. Тема жизни «среднего» обывателя в прозе А. П. Чехова.
    2. Мещанство и пошлость в рассказе «Ионыч».
    3. В чем причина победы среды над человеком?
    Тема жизни «среднего», типичного городского обывателя-мещанина занимает одно из центральных мест в рассказах Антона Павловича Чехова. Образ жизни многих современников автор описывает с иронией, но в то же время и с определенной нотой грусти – ведь так, по мнению автора, живет почти вся огромная страна, а не отдельные ее представители: пошло, скучно, неинтересно. Жизнь проходит впустую – за бессмысленными разговорами, игрой в карты или игрой на рояле, чтением дешевых романов и обсуждением местных сплетен. Рассказ «Ионыч» является показательной иллюстрацией той ситуации, которая сложилась во многих больших и маленьких городах Российской империи. Описывая жизнь семьи Туркиных, автор делает акцент на том, что они являются еще лучшими представителями своего городка, считаясь самой культурной и достойной семьей в округе: отец семейства – шутник и балагур, его жена увлекается литературным творчеством, а дочь планирует сделать карьеру пианистки.
    Но на поверку оказывается, что члены семьи Туркиных так же невообразимо скучны и ординарны, как и большинство жителей города. Человек «со стороны», не живший в городе ранее, земский доктор Дмитрий Старцев, смотрит на вещи свежим взглядом. Он понимает, что шутки главы семейства Туркиных попахивают нафталином, романы, вышедшие из-под пера его жены, все, как один, являются скучными и лишенными малейшей художественной ценности, а пресловутый талант Екатерины Ивановны, дочери Туркина, далеко не так бесспорен, как могло бы показаться на первый взгляд. Да и большинство жителей города также не отличаются ни образованностью, ни трудолюбием, ни честностью. Пошлость и глупость здесь давно стали нормой жизни, что проявляется в повседневных разговорах местных жителей – с ними нельзя говорить ни о философии, ни об истории или политике, так как все их общение сводится до уровня пустых, бессмысленных разговоров и обсуждения сплетен. Поэтому молодой, энергичный доктор изначально резко отличается от других представителей местного общества – он пытается сопротивляться окружающей его пошлости и банальности. Но после того, как его личная жизнь дает трещину (Екатерина Ивановна отвечает отказом на его предложение руки и сердца), он постепенно перестает бороться – и становится одним из обывателей, которые так раздражали его раньше. Ограниченность и лень входят в его жизнь и кардинально меняют его характер в худшую сторону – он играет в карты, подсчитывает сумму своих гонораров, много пьет и ест, мало уделяет внимания своему развитию, общается с такими же, как он, мещанами – ведет с ними бестолковые разговоры на пустые темы.
    Мы видим, что человека безвольного, человека со слабым характером и недостаточной мотивацией к личностному росту очень легко выбить из нужного русла. Отброшенный на обочину жизни, такой человек моментально попадает в болото мещанства и обыденности, начинает лениться как физически, так и духовно, и деградация в этом случае практически неминуема. Шкала нравственных ценностей переворачивается с ног на голову, а смысл жизни постепенно утрачивается.

  8. Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
    Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно.
    Что же стало причиной того, что герой расстается со своими нравственными идеалами, погружается в пошлую обывательскую жизнь? В чем причина болезни, имя которой – деградация человеческой личности? В рассказе «Ионыч» А. П. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет, он первым вскрыл социальные причины этой болезни.
    В первую очередь писатель обращает наше внимание на общество губернского города С. Он косвенно характеризует, избегая прямых оценок, на примере семьи Туркиных – «самой образованной и талантливой», по мнению местных жителей. Постепенно знакомясь с Туркиными, мы понимаем, как они бездарны и скучны в действительности. Весь талант Ивана Петровича заключается в том, что он говорит на своем необыкновенном языке: «большинский», «недурственно», «покорчило вас благодарю». Его жена, Вера Иосифовна, пишет романы о том, чего нет и не может быть в действительности. Дочь, Екатерина Ивановна, которую домашние зовут Котик, собирается быть пианисткой и уверена, что ее ожидает великое будущее. Мы понимаем, что это не настоящая жизнь, а ее имитация: искренний, живущий полноценной духовной жизнью человек не будет манерно кокетничать, как Вера Иосифовна, и улыбаться одними глазами, как Иван Петрович. Пустоту ее дополняет и собирательный портрет остальных жителей города: с ними можно говорить только о чем-нибудь съедобном. А. П. Чехов, показывая «лучшую» семью города, вынуждает нас вслед за Старцевым сделать вывод: «Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?» Еще примитивнее, чем Туркины, потому что в этом семействе еще остались признаки образованности и интеллигентности.
    И в эту жизнь губернского города С. судьба заносит молодого врача Дмитрия Ионыча Старцева. Он полон сил, увлечен своей работой, в его душе звучит музыка. Он живет, ожидая счастья, любви, всего того, что свойственно молодости. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он все свое время отдает работе земского врача, которая и составляет смысл его жизни.
    Он редко бывает в городе, почти ни с кем не общается. Обыватели раздражают его своей нескрываемой глупостью и ограниченностью. О чем бы он ни говорил, все воспринимается ими как личная обида: каждый чувствовал в его словах упрек себе, а все, о чем ведут разговоры они, «неинтересно, несправедливо, глупо».
    Но проходит четыре года его жизни, и перед нами предстает уже совершенно иной доктор Старцев. Он охладевает к работе, деятельности земского врача предпочитает хорошо оплачиваемую частную практику. Увлечения молодости – как любовь, так и желание приносить общественную пользу – вырождаются в эгоистические хлопоты и полную нечувствительность к людям
    Испытание бытом и временем оказывается для героя самым тяжелым. Противостояние Старцева окружающему миру пошлости было временным, внешним, поверхностным. Чехов не показывает нам смены чувств своего героя, почти не использует внутренний монолог. Изменения характера Старцева показаны с помощью одной повторяющейся детали – это средство передвижения доктора. Первое время он ходил в город пешком, напевая романс, «своих лошадей у него еще не было». Через год у него уже появилась своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке, а через четыре года – тройка с бубенчиками, признак роскоши в губернском городе С. Меняется вместе со своим хозяином и кучер Пантелеймон, что усиливает отрицательное впечатление от эволюции образа Старцева. Прежде обывателям чувствовалось в Старцеве что-то «чужое», теперь же его по-свойски называют «Ионыч». Такими же «свойскими» стали его интересы: он играет в карты, придя домой, с удовольствием считает полученные деньги, у него появилось два дома в городе, и он присматривает третий… Вот итог его жизни: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».
    Ответственность за то, что так сложилась судьба Старцева, лежит как на нем самом, так и на той среде, которая оказала на него тлетворное воздействие. Добрые задатки человека не смогут прорасти на почве пошлости и обывательщины, если человек не будет противостоять влиянию среды при помощи своих твердых убеждений и внутренней прочности.
    Следующая >

  9. Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно.
    Что же стало причиной того, что герой расстается со своими нравственными идеалами, погружается в пошлую обывательскую жизнь? В чем причина болезни, имя которой – деградация человеческой личности? В рассказе «Ионыч» А. П. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет, он первым вскрыл социальные причины этой болезни.
    В первую очередь писатель обращает наше внимание на общество губернского города С. Он косвенно характеризует, избегая прямых оценок, на примере семьи Туркиных – «самой образованной и талантливой», по мнению местных жителей. Постепенно знакомясь с Туркиными, мы понимаем, как они бездарны и скучны в действительности. Весь талант Ивана Петровича заключается в том, что он говорит на своем необыкновенном языке: «большинский», «недурственно», «покорчило вас благодарю». Его жена, Вера Иосифовна, пишет романы о том, чего нет и не может быть в действительности. Дочь, Екатерина Ивановна, которую домашние зовут Котик, собирается быть пианисткой и уверена, что ее ожидает великое будущее. Мы понимаем, что это не настоящая жизнь, а ее имитация: искренний, живущий полноценной духовной жизнью человек не будет манерно кокетничать, как Вера Иосифовна, и улыбаться одними глазами, как Иван Петрович. Пустоту ее дополняет и собирательный портрет остальных жителей города: с ними можно говорить только о чем?нибудь съедобном. А. П. Чехов, показывая «лучшую» семью города, вынуждает нас вслед за Старцевым сделать вывод: «Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?» Еще примитивнее, чем Туркины, потому что в этом семействе еще остались признаки образованности и интеллигентности.
    И в эту жизнь губернского города С. судьба заносит молодого врача Дмитрия Ионыча Старцева. Он полон сил, увлечен своей работой, в его душе звучит музыка. Он живет, ожидая счастья, любви, всего того, что свойственно молодости. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он все свое время отдает работе земского врача, которая и составляет смысл его жизни.
    Он редко бывает в городе, почти ни с кем не общается. Обыватели раздражают его своей нескрываемой глупостью и ограниченностью. О чем бы он ни говорил, все воспринимается ими как личная обида: каждый чувствовал в его словах упрек себе, а все, о чем ведут разговоры они, «неинтересно, несправедливо, глупо».

  10. Чехов является общепризнанным мастером короткого рассказа. Основной его творческий прием — максимальное количество информации при относительно малом объеме текста, отсюда такое внимание к деталям, способность сделать символичной самую обычную житейскую историю. В произведениях Чехова почти никогда нет сюжета как такового — или он не столь важен, или речь идет об одном эпизоде, или сразу о целой человеческой жизни.
    Одним из таких рассказов является «Ионыч». Его главная тема — взаимоотношение человека и среды. Собственно, с описания среды произведение и начинается. Это губернский город С. и семья Туркиных, «самая талантливая и образованная в городе». Иван Петрович Туркин, которого иначе как «массовиком-затейником» не назовешь. Вера Иосифовна, пишущая романы, подражая Жорж Санд, всегда начинающиеся с одной и той же фразы — «Мороз крепчал», их дочь, регулярно терзающая рояль, неизменный запах жареного лука — все это создает картину торжествующей пошлости. Если эта семья наиболее талантлива, то об остальных обитателях города и говорить не приходится. Кстати, само понятие «пошлость» было введено в русскую литературу именно Чеховым. (Интересная деталь: в других европейских языках вообще нет слова, адекватного этому понятию, и введено оно стараниями Набокова).
    Итак, среда в городе С. непоправимо пошлая. Пошлость здесь не просто «грубая безвкусица», по словарному определению, а стиль жизни. Но чтобы говорить о противостоянии личности и среды, как минимум должна появиться соответствующая личность. И личность появляется — это земский врач Дмитрий Ионыч Старцев, интеллигентный человек, водящий знакомство с семьей Туркиных. Он многое видит — и плохую игру Котика, и глупость Ивана Петровича, ему принадлежит прекрасная фраза: «Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».
    Но парадокс состоит в том, что Старцев точно так же пошл, как и Туркины, только пошл по-другому, незаметнее, и от этого он еще пошлее. Старцев смотрит на окружающее достаточно трезво, но никак не противостоит ему, а принимает его — с самого начала. Игра Котика ужасна, но ее приятно слушать, романы Веры Иосифовны маразматичны, но после них в «голову идут хорошие, покойные мысли». Обыватели и их разговоры раздражают Старцева, но он регулярно появляется на различных семейных праздниках и играет в винт, уклоняясь от таких развлечений, как театр и концерты. Его мысли постоянно перетекают от возвышенного к низменному.
    Старцев до конца жизни сохраняет позу человека, стоящего над средой, пытается, вероятно, из тщеславия внушать философские идеи либеральным обывателям, но истинное наслаждение доставляет ему лишь накопление денег. С каждым годом позу сохранять все труднее, и Ионыч становится просто странноватым, раздражительным и одиноким стариком. Он меняется и внешне — становится ожиревшим и уродливым. Но внутреннего изменения не произошло. Доктор Старцев не сдался и не переродился под влиянием среды. Противостояния не было, пошлость представлена «вещью в себе», не имеющей выхода во внешний мир, а Ионыч и Туркины были только двумя полюсами, создающими некоторое напряжение внутри нее. Трагедия Старцева состоит в том, что сам он искренне верит в то, что стоит над средой. Это мешает ему найти нравственную опору вне ее, так как этого «вне» просто не существует. Но и слиться со средой до конца он тоже не может, отсюда — постоянное ощущение дискомфорта. Он несчастен, так как слишком силен, чтобы успокоиться, и слишком слаб, чтобы действительно противопоставить себя обществу. Он — олицетворение пошлости и одновременно ее жертва.

  11. Чехов всей душой ненавидел обывательщину, которая засасывает человека, корежит его душу, убивает в нем все лучшее. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», — говорит Чехов устами доктора Астрова в пьесе «Дядя Ваня». За этого прекрасного человека он боролся всем своим творчеством.
    Страшную картину омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажает Чехов в рассказе «Ионыч». Страшную потому, что без ножа и кастета она губит человека, превращает его из существа одухотворенного в бездушного «языческого идола».
    События происходят в губернском городе С. Чтобы дать представление о здешней жизни, писатель знакомит нас с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой». Отец семейства «все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю». Призрачная, жутковатая имитация юмора. Мать, Вера Иосифовна, сочиняет бездарные опусы о том, «чего никогда не бывает в жизни», Дочь, Катерина, по воле родителей перекрещенная в мещанского Котика, играет на рояле так, что «Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться».
    Однако, постепенно узнавая членов этой семьи, мы понимаем, как они, в сущности, бездарны и скучны. Закономерно возникает вопрос: если самые талантливые люди во всем городе столь бездарны, то каков же должен быть город? Семья Туркиных действительно выделяется на общем фоне, но если она — вершина, то что же представляет собой низ!
    «…Пока с обывателем играешь в карты и закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти» — вот собирательный портрет жителей города.
    И в такую жизнь окунается герой рассказа, молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Чехов показал несколько ступеней в жизненном пути героя, но с каждой ступенью Старцев ниже и ниже падает на дно обывательщины.
    Вначале перед нами живой, деятельный молодой человек. Бедный разночинец, «дьяковский сын», он полон энергии и сил, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодого Старцева интересует литература, искусство. Он пытается войти в жизнь горожан. Но Старцев чувствует себя одиноко среди обывателей и в беседе с Котиком жалуется на окружающих его людей.
    Однако проходит несколько лет, около десятка, и мы видим перед собой уже другого человека. Старцев «пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».
    Прежде обыватели видели в докторе что-то чужое и звали его за спиной «поляк надутый». Теперь же его по-родственному зовут «Ионыч».
    Интересы Старцева становятся такими же, как и интересы других горожан. Он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. Ионычу уже ничто не сможет помочь выбраться из обывательского общества, так как «он одинок… ничто его не интересует», как и многих в городе. За короткий срок доктор потерял все, что отличало его от рядовых горожан, прошел такой жизненный путь, что сам стал воплощением обывательщины и мещанства.
    Почему же он опустился? Что заставило умного и интеллигентного врача стать идолоподобным существом? Это не только город и общество, куда попадает доктор Старцев. Причины нравственного падения героя следует искать в нем самом, ужасна мещанская среда, но человек достоин имени человека лишь в том случае, если он борется против ее влияния. Благородная цель в жизни, любимая работа не стали основой существования молодого человека. Стремление к сытости и покою оказалось сильнее. А итог этого — «глухая точка небытия», медленное умирание. Ионыч потерял человеческий облик. Когда он, «пухлый, красный», сидит в своей тройке, «кажется, что едет не человек, а языческий бог».
    Изображая падение Старцева под влиянием пошлости и мещанства, Чехов призывает не попадать под их власть, сопротивляться губительному влиянию среды, в которой эти пороки являются доминантами, и постараться сохранить в себе все хорошее и благородное, что бы отличало в тебе человека.

  12. Чехов является общепризнанным мастером короткого (и не очень) рассказа. Основной его творческий прием — максимальная концентрация информации на относительно малом объеме текста, отсюда такое внимание к деталям, отсюда способность сделать символикой самую обычную житейскую историю. В произведениях Чехова почти никогда нет сюжета как такового — или он не столь важен, а чаще всего идет рассказ об одном эпизоде, или сразу о том. что в простом сюжете не изложишь — о целой человеческой жизни.
    Как раз одним из таких рассказов является “Ионыч”. Его главная тема — обычная для автора тема взаимоотношений человека и среды.
    Собственно, с описания среды это произведение и начинается. Это губернский город С. и семья Туркиных, “самая талантливая и образованная в городе”. Иван Петрович Туркин, которого иначе как “массовиком-затейником” не назовешь. Вера Иосифовна, пишущая романы а’lа Жорж Санд. всегда начинающиеся с одной и той же фразы — “Мороз крепчал” (“Мороз”, как известно, впоследствии был заменен на “Маразм”, в таком виде фраза до сих пор гуляет в народе), дочь, регулярно терзающая рояль, неизменный запах жареного лука — все это создаст картину торжествующей пошлости. Если эта семья наиболее талантлива, то о городе и говорить не приходиться. Кстати, само понятие “пошлости” было введено в русскую литературу именно Чеховым. (Интересная деталь: в других европейских языках вообще нет слова, адекватного этому понятию, там теперь, стараниями Набокова, употребляется слово наше, русское).
    Итак, среда в городе С. непоправимо пошлая. Пошлость здесь не просто “грубая безвкусица”. по словарному определению, а стиль жизни.
    Но для того, чтобы говорить о противостоянии личности и среды, как минимум, должна появиться соответствующая личность. И личность появляется — это земский врач Дмитрий Ионыч Старцев, “интеллигентный человек”, водящий знакомство с семьей Туркиных. Он многое видит — и плохую игру Котика, и глупость Ивана Петровича, ему принадлежит прекрасная фраза: “Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого”. Но парадокс состоит в том, что Старцев точно так же пошл, как и Туркины, только пошл по-другому, незаметнее, пошлее. Он смотрит на окружающее достаточно трезво, но никак не противостоит ему, а принимает его — с самого начала. Игра Котика ужасна, но ее приятно слушать, романы Веры Иосифовны маразматичны, но после них в “голову идут хорошие, покойные мысли”. Обыватели и их разговоры раздражают Стариева, но он регулярно появляется на различных семейных праздниках и играет в винт, уклоняясь “от таких развлечений, как театр и концерты”. Его мысли постоянно съезжают с возвышенного на низменное. На кладбище он, как и всякий обыватель, размышляет об ужасе смерти, о телах прекрасных девушек, зарытых в землю, а потом с наслаждением садится в коляску и сетует %E

  13. В рассказе “Ионыч”, написанном в 1898 году, А.П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, — духовной деградации личности. Чехову больно было видеть, как повседневная пошлость и серость калечат человеческие души, постепенно опутывая человека своими сетями, лишают его активности, целеустремленности, интереса к жизни. В своем произведении он описал падение человека, наглядно изобразив его “дорогу вниз”.
    Рассказ “Ионыч” — это история жизни талантливого молодого врача, приехавшего в губернский город С. работать. Всех приезжих, усматривающих в повседневной жизни и нравах этого города скуку и однообразие, старались разуверить и в качестве доказательства знакомили с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе.
    Это семейство и в самом деле блистало “талантами”. Хозяин дома, Иван Петрович Туркин, развлекал гостей, говоря “на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у него в привычку…”. Жена его, Вера Иосифовна, читала гостям свои утомительные романы о том, “что не бывает в жизни”. А дочь Туркиных, которую все ласково звали “Котик”, по слухам, собиралась стать великой пианисткой и “удивляла” гостей своим умением “ударять изо всей силы” по клавишам. На фоне этого, в высшей степени “интеллигентного” и “одаренного”, семейства жизнь остальных обитателей города С. протекает однотонно в безделии, праздности да пустых разговорах за игрой в вист. Однако, вглядываясь в образ жизни и внутренний мир семьи Туркиных, мы видим, какие на самом деле это мелкие, ограниченные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает молодой врач Дмитрий Старцев.
    В начале повествования перед нами милый молодой человек, деятельный, полный сил и энергии, увлеченный своей работой. Он прекрасно видит глупость и ограниченность местных жителей, они раздражают его “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”, потому что сам он имеет достаточно серьезные интересы и высокие устремления, интересуется литературой, искусством (музыкой). Он искал интересного общества и потому потянулся к семье Туркиных, считая, что с ними сможет вести беседы об искусстве, свободе, о роли труда в жизни человека. Вскоре, однако, Старцев понимает, что представляют из себя Туркины, но не бежит от них, напротив, остается и вскоре становится одним из обывателей.
    Первые ростки деградации проявились, как это ни странно, в любви Старцева к Котику. Он наблюдал, как Котик, играя на рояле, “упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавиши внутрь рояля”. Но Старцеву было приятно “смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо”. И он перестал замечать доморощенные развлечения Туркиных.
    Во время любви к Котику Старцев переживает единственный для себя эмоциональный подъем: восторгается природой, любит людей, наделяет Екатерину Ивановну лучшими качествами: “она казалась ему очень умной и развитой не по летам”. Он восхищен начитанностью девушки, считает ее интеллигентной, достойной уважения, но к его “нежному, радостному, мучительному чувству…” примешивается испуг. “К чему поведет этот роман?” — размышляет Старцев, получив записку от Котика; да к тому же “что скажут товарищи, когда узнают?”. Собираясь сделать предложение любимой девушке, наш герой думает не столько о радостях семейной жизни, сколько о выгоде, о том, что Туркины за дочерью приданого “дадут, должно быть, немало”. Полученный отказ не приводит Старцева в отчаяние, а только обижает. “Дня три” Старцев “не ел, не спал”, а потом стал забывать свою любовь, лишь изредка лениво вспоминая, сколько хлопот она ему доставила: “как он бродил по кладбищу или ездил по всему городу и отыскивал фрак”. Мы видим, что любовь Старцева на самом деле была неглубока, хотя только она одна и удерживала его от духовной деградации.
    По мере роста материального благосостояния доктора Старцева (сначала он ходит пешком, потом у него появляется пара лошадей, а затем уже и “тройка с бубенчиками”) его духовное развитие останавливается, а к моменту финальной встречи с Екатериной Ивановной он опускается окончательно. Теперь обыватели города С. уже не видят в нем чужака, их интересы становятся одинаковыми. Продолжая жаловаться на окружающую среду, Ионыч, как теперь по-родственному называют его, растерял все, чем отличался от других жителей. “Старимся, полнеем, опускаемся… жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?” — жалуется он Екатерине Ивановне, которая, повзрослев, стала более умной, более серьезной.
    Показательно также отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные рассуждения “о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя…”. И сам Ионыч поначалу трудится каждый день. Однако его труд не одухотворен “общей идеей”, цель труда в одном — “по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой”, и периодически отвозить их в банк.
    Чехов дает понять, что духовное развитие героя не просто остановилось, оно пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к той же самой исходной точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя при этом свой человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.
    Как видим, деятельность, лишенная высокой цели, очень быстро оказала на Старцева свое пагубное воздействие. Прошло всего четыре года, а он уже не жалеет молодости, любви, несбывшихся надежд, его не смущает больше пошлость и бессмысленность окружающей жизни. “Мещанское болото” окончательно засосало его. Для него умерло все, умерло даже его единственное поэтическое воспоминание. Зато обратно пропорционально этим человеческим утратам возрастает степень богатства, интерес к деньгам и недвижимости становится основным содержанием жизни. Обрадовать Ионыча могут теперь только деньги, полученные от пациентов. И работать он продолжает только ради “бумажек”. Остальное время он играет в карты и ведет “светские” беседы с другими обывателями. В Старцеве не осталось ровным счетом ничего положительного. Деформируется и его внешний облик: Ионыч “еще больше пополнел, ожирел”, обрел внешнее безобразие, и когда он, “пухлый, красный”, проезжает на своей тройке с бубенчиками, “кажется, что едет не человек, а языческий бог”.
    В рассказе “Ионыч” А.П. Чехов, с присущим ему мастерством, показал, как губительно сказывается на человеке серая обывательская среда, если он отказывается противостоять ей, идет на поводу общественного мнения, образа жизни, своих собственных слабостей и не стремится к духовному росту. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, червоточина есть и в самом человеке, значит, у такого человека не было внутренней прочности и твердых убеждений, значит, он изначально был готов смириться с окружающим миром и слиться с ним.
    Мне кажется, проблемы, которые затрагивает Чехов в этом рассказе, всегда останутся актуальными. Писатель предупреждает об опасности обывательщины и житейской пошлости. Ведь незаметно для себя каждый из нас может попасть в “футляр” собственных предрассудков, перестав думать и трудиться, любить и мечтать, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к духовному опустошению и деградации.

  14. 14
    Текст добавил: Татьяна Пупынина

    Чехов является общепризнанным мастером короткого рассказа. Основной его творческий прием – максимальное количество информации при относительно малом объеме текста, отсюда такое внимание к деталям, способность сделать символичной самую обычную житейскую историю. В произведениях Чехова почти никогда нет сюжета как такового – или он не столь важен, или речь идет об одном эпизоде, или сразу о целой человеческой жизни.
    Одним из таких рассказов является «Ионыч». Его главная тема – взаимоотношение человека и среды. Собственно, с описания среды произведение и начинается. Это губернский город С. и семья Туркиных, «самая талантливая и образованная в городе». Иван Петрович Туркин, которого иначе как «массовиком-затейником» не назовешь. Вера Иосифовна, пишущая романы, подражая Жорж Санд, всегда начинающиеся с одной и той же фразы – «Мороз крепчал», их дочь, регулярно терзающая рояль, неизменный запах жареного лука – все это создает картину торжествующей пошлости. Если эта семья наиболее талантлива, то об остальных обитателях города и говорить не приходится. Кстати, само понятие «пошлость» было введено в русскую литературу именно Чеховым. {Интересная деталь: в других европейских языках вообще нет слова, адекватного этому понятию, и введено оно стараниями Набокова).
    Итак, среда в городе С. непоправимо пошлая. Пошлость здесь не просто «грубая безвкусица», по словарному определению, а стиль жизни. Но чтобы говорить о противостоянии личности и среды, как минимум должна появиться соответствующая личность. И личность появляется – это земский врач Дмитрий Ионыч Старцев, интеллигентный человек, водящий знакомство с семьей Туркиных. Он многое видит – и плохую игру Котика, и глупость Ивана Петровича, ему принадлежит прекрасная фраза: «Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».
    Но парадокс состоит в том, что Старцев точно так же пошл, как и Туркины, только пошл по-другому, незаметнее, и от этого он еще пошлее. Старцев смотрит на окружающее достаточно трезво, но никак не противостоит ему, а принимает его – с самого начала. Игра Котика ужасна, но ее приятно слушать, романы Веры Иосифовны маразматичяы, но после них в «голову идут хорошие, покойные мысли». Обыватели и их разговоры раздражают Старцева, но он регулярно появляется на различных семейных праздниках и играет в винт, уклоняясь от таких развлечений, как театр и концерты. Его мысли постоянно перетекают от возвышенного к низменному.
    Старцев до конца жизни сохраняет позу человека, стоящего над средой, пытается, вероятно, из тщеславия внушать философские идеи либеральным обывателям, но истинное наслаждение доставляет ему лишь накопление денег. С каждым годом позу сохранять все труднее, и Ионыч становится просто странноватым, раздражительным и одиноким стариком. Он меняется и внешне – становится ожиревшим и уродливым. Но внутреннего изменения не произошло.
    Доктор Старцев не сдался и не переродился под влиянием среды. Противостояния не было, пошлость представлена «вещью в себе», не имеющей выхода во внешний мир, а Ионыч и Туркины были только двумя полюсами, создающими некоторое напряжение внутри нее. Трагедия Старцева состоит в том, что сам он искренне верит в то, что стоит над средой. Это мешает ему найти нравственную опору вне ее, так как этого «вне» просто не существует. Но и слиться со средой до конца он тоже не может, отсюда – постоянное ощущение дискомфорта. Он несчастен, так как слишком силен, чтобы успокоиться, и слишком слаб, чтобы действительно противопоставить себя обществу. Он – олицетворение пошлости и одновременно ее жертва.

  15. Тема жизни «среднего», типичного городского обы­вателя-мещанина занимает одно из центральных мест в рассказах Антона Павловича Чехова. Образ жизни мно­гих современников автор описывает с иронией, но в то же время и с определенной нотой грусти — ведь так, по мнению автора, живет почти вся огромная страна, а не отдельные ее представители: пошло, скучно, не интересно. Жизнь проходит впустую — за бессмысленными раз­говорами, игрой в карты или игрой на рояле, чтением дешевых романов и обсуждением местных сплетен. Рас­сказ «Ионыч» является показательной иллюстрацией той ситуации, которая сложилась во многих больших и ма­леньких городах Российской империи. Описывая жизнь семьи Туркиных, автор делает акцент на том, что они являются еще лучшими представителями своего городка, считаясь самой культурной и достойной семьей в округе: отец семейства — шутник и балагур, его жена увлекает­ся литературным творчеством, а дочь планирует сделать карьеру пианистки.
    Но на поверку оказывается, что члены семьи Тур­киных так же невообразимо скучны и ординарны, как и большинство жителей города. Человек «со стороны», не живший в городе ранее, земский доктор Дмитрий Стар­цев, смотрит на вещи свежим взглядом. Он понимает, что шутки главы семейства Туркиных попахивают нафтали­ном, романы, вышедшие из-под пера его жены, все, как один, являются скучными и лишенными малейшей худо­жественной ценности, а пресловутый талант Екатерины Ивановны, дочери Туркина, далеко не так бесспорен, как могло бы показаться на первый взгляд. Да и большинство жителей города также не отличаются ни образованнос­тью, ни трудолюбием, ни честностью. Пошлость и глу­пость здесь давно стали нормой жизни, что проявляется в повседневных разговорах местных жителей — с ними нельзя говорить ни о философии, ни об истории или поли­тике, так как все их общение сводится до уровня пустых, бессмысленных разговоров и обсуждения сплетен. Поэто­му молодой, энергичный доктор изначально резко отли­чается от других представителей местного общества — он пытается сопротивляться окружающей его пошлости и банальности. Но после того, как его личная жизнь дает трещину (Екатерина Ивановна отвечает отказом на его предложение руки и сердца), он постепенно перестает бороться — и становится одним из обывателей, кото­рые так раздражали его раньше. Ограниченность и лень входят в его жизнь и кардинально меняют его характер в худшую сторону — он играет в карты, подсчитывает сумму своих гонораров, много пьет и ест, мало уделяет внимания своему развитию, общается с такими же, как он, мещанами — ведет с ними бестолковые разговоры на пустые темы.
    Мы видим, что человека безвольного, человека со сла­бым характером и недостаточной мотивацией к личност­ному росту очень легко выбить из нужного русла. Отбро­шенный на обочину жизни, такой человек моментально попадает в болото мещанства и обыденности, начинает лениться как физически, так и духовно, и деградация в этом случае практически неминуема. Шкала нравствен­ных ценностей переворачивается с ног на голову, а смысл жизни постепенно утрачивается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *