Сочинение на тему человек как духовное существо

10 вариантов

  1. На тему духовного мира человека можно рассуждать бесконечно, так как эта тема остается изученной довольно поверхностно. В чем заключается духовность, а в чем – бездуховность? Почему один человек считается духовно развитым, а другой – нет?

    Человека как духовное существо и духовный мир

    Чем взрослее становится человек, тем чаще задумывается о своем саморазвитии и об уровне осознанности в своей жизни. Чем больше опыта и впечатлений получает сознание человека, тем шире и ярче становится его духовным мир.
    Дать конкретное определение понятию «духовный мир» практически невозможно. Духовный мир означает его внутреннюю духовную жизнь, включающую в себя чувства, знания, веру и высокие цели человека.
    Можно описать духовную жизнь людей, как богатство достижений разума и чувств, которые объединены в духовные ценности и ведут к созиданию новых и более высоких ценностей.
    Если говорить о человеке, который духовно развит, то о нем можно сказать, что он стремится к высоте помыслов и идеалов, и соответственно своему духовному развитию и поступает. Потому что о духовности нельзя говорить только в сознательном ключе, духовность также означает и практику.
    А человек, который слабо развит духовно, не может оценить красоту окружающего мира, и его внутренняя жизнь бедна и бесцветна.
    Таким образом, духовность означает высший уровень развития человека и саморегуляцию зрелой личности. Он руководствуется высшими духовными ценностями, а не своими личными потребностями и желаниями.

    Мировоззрение

    Мировоззрением называют совокупность взглядов человека на мир, окружающий его. От других элементов духовного мира человека мировоззрение отличается тем, что оно представляет собой взгляд на целый мир, а не только на какую-то его часть.
    В мировоззрении заключается отношение человека ко всему окружающему, мировоззрение отображает те чувства, которые мир дает человеку. Поэтому мировоззрение можно назвать целостным представлением человека об обществе, человеке, природе и то, в какие моральные ценности и идеалы эти представления формируются.
    Каждому историческому периоду присуще определенно мировоззрение, как и каждому отдельному человеку – тоже. Так как каждой эпохе были свойственны определенные проблемы и доступны лишь некоторые знания, но и общее мировоззрение людей отвечало этим параметрам.
    Но независимо от общества или вида государства, в котором живет человек, его мировоззрение – это индивидуально. Но люди могут быть со сходными мировоззрениями, ведь есть факторы, которые обстоятельственно объединяют людей и их представления о жизни становятся похожими.

    Ценностные ориентиры человека

    Если говорить о духовности человека и о его духовном мире, то следует обратить внимание и на ценностные ориентиры человека. Это как раз то, что является наиболее дорогим и даже святым для определенного человека. Ценностные ориентиры отражают отношение человека к событиям, явлениями и фактам, ко всей действительности.
    Поэтому ценностные ориентиры совершенно разные для различных обществ, наций и стран. При помощи ценностных ориентиров формируются жизненные приоритеты и цели деятельности. Выделяют такие виды ценностей, как нравственные, политические, религиозные, профессиональные и художественные.

    Нужна помощь в учебе?

    Форма автор24

  2. У р о к  6
    ЧЕЛОВЕК КАК ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО
    Цель: помочь учащимся в осознании духовно-нравственных ориентиров человека и их роли в деятельности.
    Тип урока: изучение нового материала.
    Х о д   у р о к а
    П л а н:
    1. Духовный мир человека.
    2. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы.
    3. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
    I. Работа по теме урока.
    – Как вы можете объяснить, что такое «духовность»? Что значит «человек – существо духовное»?
    – Правильно ли живет человек, чтобы считать себя духовным существом?
    З а д а н и е. Запишите, какие качества присущи духовному существу. Составьте словесный портрет такого человека.
    – Что такое духовный мир человека? Что мы в него включаем?
    – Что значит «человек бездуховен»? Составьте словесный портрет бездуховного человека.
    С раннего возраста мы слышим, что какие-то поступки хорошие, а какие-то – плохие.
    Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения ее соответствия принятым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными и безнравственными.
    – Что такое мораль? (Применяется прием методики развития критического мышления – «корзина идей». Учащиеся наговаривают все, что они знают о морали.)
    Мораль многообразна, она может пониматься и как опыт житейской мудрости, как исполнение божественных заветов, как инструмент сохранения порядка в обществе, как честность во взаимоотношениях людей, как высший смысл человеческой жизни, как внутренний голос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.
    Ж. Фурье, французский философ, считал мораль прибежищем слабых и выражением бессилия человека.
    К. Маркс утверждал, что нравственные установки отражают господство в обществе одной группы людей и стремление этой группы навязать свои взгляды всему обществу.
    – Согласны ли вы с Ш. Фурье и К. Марксом? Свой ответ обоснуйте.
    – Как вы думаете, когда возникли первые моральные установки и каковы они были?
    В древности законов не существовало, люди поступали по обычаю. Постепенно в сознании человека появилось два элемента, на которых строится мораль, – совесть и долг.
    – Что такое совесть?
    Совесть – нравственное чувство, позволяющее человеку определять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла.
    – Что такое долг?
    Долг – нравственное веление, готовность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении.
    З а д а н и е. Проанализируйте высказывания о долге и совести. Какое высказывание ближе вам и почему? Ответ обоснуйте.
    «Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть применение наших поступков к этому закону» (И. Кант, немецкий философ).
    «Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце» (А. С. Пушкин).
    «Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и обезьяной» (Ч. Дарвин).
    «Человек в силе уступает быку, в способности бегать уступает лошади, однако он заставляет людей жить сообща, в то время как бык и лошадь не обладают этой способностью. Благодаря чему люди могут жить сообща?
    Отвечаю: благодаря разделению обязанностей.
    Благодаря чему возможно это разделение?
    Отвечаю: благодаря чувству долга» (Сюнь-Цзы, китайский философ).
    «Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга» (М. Т. Цицерон, римский оратор).
    З а д а н и е. Прочитайте сказку. Придумайте ее окончание.
    У одного короля был сын. Звали его принц Фредерик. Принцу уже исполнилось 18 лет, но никто не учил его правильному поведению и добрым поступкам. Его очень избаловали, потому что других детей в семье не было. От природы у Фредерика было доброе сердце, и ничего особо плохого он не делал, просто не думал о других, никому не помогал, да и вести себя не умел: сидел развалясь, перебивал старших, надменно говорил с придворными.
    Вдруг король получил известие, что его сосед созывает к себе молодых царевичей на смотр. У него не было наследника, и он хотел найти жениха для своей прекрасной дочери Эльзы. Он дал слово, что Эльза выйдет замуж за того, кто будет не только хорошо воспитан, но и понравится ей своим характером.
    До смотра оставалось десять дней, и решено было созвать всех лучших учителей хороших манер, чтобы день и ночь заниматься с принцем. С утра до вечера принца постоянно учили, но  него была плохая память, а правил было столько, что запомнить их не представлялось возможным. До отъезда оставалось только три дня, а поведение и манеры принца ничуть не улучшились. Тогда король созвал своих министров, и было решено обратиться к старому-старому мудрецу с просьбой выделить 50 самых главных правил, которые принц должен запомнить. Мудрец на это ответил так: «Можно сократить число этих правил до одного. Я научу принца Фредерика за один час».
    Мудрец сказал принцу: «Для того чтобы быть не только хорошо воспитанным, но и просто хорошим человеком, ты должен запомнить только одно: другие ничуть не хуже тебя, поэтому всех их надо любить и уважать. Если ты будешь так думать, то все правила станут исполняться сами собой». Принц долго не мог понять, как, например, можно считать равным себе и даже полюбить противного карлика-шута или неприятного лакея. «А ты сделай так, – сказал мудрец, – ты помни, что они в действительности прекрасные принцы, которых заколдовала злая волшебница, не обращай внимания на горб и другие физические недостатки».
    С этого момента принц Фредерик сильно изменился. Он поднял оброненный придворной дамой платок, поговорил с карликом, перестал кричать на лакея. Все заметили, что он стал скромным, ласковым, внимательным, не говорил того, что могло обидеть, а, наоборот, старался каждому сделать что-нибудь приятное…
    В качестве домашнего задания учащиеся должны были подготовить материал о заповедях, существующих в мировых религиях. Можно заслушать сообщения учащихся о Конфуции, Будде, Моисее, Иисусе Христе.
    З а д а н и е. Прочитать, что такое категорический императив и чем он характеризуется, записать в тетрадь.
    Класс делится на 3 группы.
    З а д а н и е. Каждая группа выступает с сообщением, подготовленным на уроке (что им известно, как бы они это объяснили, подтвердить фактами, примерами):
    1-я группа – сообщение о понятии «идеал»;
    2-я группа – сообщение о понятии «ценность»;
    3-я группа – сообщение о понятии «мораль».
    II. Закрепление изученного.
    1) Работа с документом, с. 44–45.
    2) Ответить на вопросы к документу.
    Домашнее задание: §4, с. 45, вопросы № 1–4.
    У р о к  7
    ЧЕЛОВЕК КАК ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО
    (продолжение)
    Цель: сформировать представление учащихся о роли мировоззрения в жизни человека.
    Тип урока: изучение нового материала.
    Х о д   у р о к а
    I. Работа по теме урока.
    Духовный мир личности (микрокосм человека) – целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:
    1) духовные потребности в познании окружающего мира;
    2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
    3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении, и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
    4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
    5) способность к различным формам социальной деятельности;
    6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;
    7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой;
    8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
    Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни.
    – Как вы думаете, меняются ли ценности на протяжении истории или остаются неизменными? Что влияет на их изменение? Приведите примеры.
    Современная цивилизация выработала общечеловеческие ценности, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов, обеспечивают полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.
    Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение.
    Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, определенные моральные представления, верования, установки, свойственные личности и используемые в качестве фундамента при построении отношений с окружающим миром.
    Мировоззрение – совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.
    Мировоззрение воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на быт, вкусы, интересы.
    Наше мировоззрение складывается под влиянием окружающих нас людей и того опыта, который передают нам старшие. В семье ребенок учится ходить, говорить, понимать окружающий его мир, пытается разобраться в добре и зле, усваивает простейшие правила поведения.
    – Существует ли конфликт поколений? В чем его причина? Можно ли его преодолеть?
    Молодежи следует понимать и уважать находящихся рядом, помня о том, что старая мудрость направляет юную бодрость, а юная бодрость и сила поддерживает старую мудрость. Не следует полностью отказываться от опыта предков, забывать древние традиции и обычаи, смеяться над прежними представлениями. Только тот народ способен сохранить себя и быть счастливым, который чтит свою историю, берет из нее все самое лучшее и извлекает уроки из прошлых ошибок.
    Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.
    Р а б о т а   в   г р у п п а х.
    З а д а н и е:
    1-я группа – с. 45, № 5 (вопросы для самопроверки);
    2-я группа – с. 45, № 6 (вопросы для самопроверки);
    3-я группа – с. 45, № 7 (вопросы для самопроверки);
    4-я группа – с. 45, № 8 (вопросы для самопроверки).
    II. Закрепление изученного.
    З а д а н и е. Изучив с. 40–44, выписать, какую роль играет мировоззрение в деятельности людей.
    Домашнее задание: § 4.

  3. Учебник для 10 класса
    § 4. Человек как духовное существо
    Чем духовный человек отличается от бездуховного?
    Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»?
    Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?
    Человек, взрослея, все чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс один из философов назвал «человеческим самостроительством». Объект такого строительства — духовный мир человека.
    Что же такое духовный мир человека? Начнем со слова «мир». Оно многозначно. В данном случае оно обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.
    В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.
    Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.
    Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.
    Итак, духовность, согласно современным философским взглядам,— это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких, как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т. е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.
    Нет двух людей с абсолютно одинаковой судьбой, одинаковым духовным миром. Каждый человек индивидуален и неповторим. Но означает ли это, что каждый человек «сам по себе» и его ничто не объединяет с другими? Разумеется, нет. Людей объединяет многое: родина, язык, положение в обществе, возраст. Но зачастую то, что объединяет, одновременно и разъединяет: люди различаются и по языку, на котором говорят, и по возрасту, и по своему социальному положению. Духовный мир также весьма разнообразен: у разных людей — разные духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень знаний. Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследования духовного мира наших современников, показывает, что важнейшими элементами человеческой духовности являются ценности, мораль, мировоззрение.
    § 4.1. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы
    § 4.2. Мировоззрение и его роль в жизни человека
    Практические выводы к § 4

  4. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
    Появление человека
    Научное исследование происхождения человека (Дарвин, Энгельс); 20в. – концепция биосоциальной природы человека
    Сегодня исследование антропогенеза идет по трем направлениям:
    связь с геологическими процессами, сопоставление этапов эволюции человека с этапами эволюции земной коры(восстановление недостающих звеньев эволюции до современнного вида)
    биологические предпосылки и генетические механизмы эволюции человеческих предков в соответствии с появлением у них отл. признаков(прямохождения, использование рук как рук, развитие речи и мышления и т. д.)
    Уточнение общей теории антропогенеза как сложного процесса взаимодействия биологических и социальных факторов.
    Начало становления
    рамапитек(14-20 млн лет назад) — саванна, орудия
    австралопитеки(5-8 млн лет назад) — подобранные и отчасти подработанные орудия
    человек умелый(Homo habilis)(2 млн лет назад)
    человек прямоходящий(Homo erectus)(1-1.3 млн лет назад) — орудия охоты, огонь, мб речь
    человек разумный(Homo sapiens)(150-200 тыс лет назад)
    на стадии корманьонца(40-50 тыс лет назад) — приближен к современным людям по физ. облику, интеллекту.
    Мог: организовать коллект. деятельность, строить жилища, делать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, имел интерес к прекрасному, чувство сострадания и т. д.
    В общем теории антропогенеза 20в. выделяла труд как ведущий фактор становления человека и человеческого общества. Но потом пошли изменения, добавили к труду:
    развитие речи
    сознания
    формирование нравственных представлений
    Только все вместе обеспечивают общественное развитие и находят свое воплощение в культуре.
    Цель и смысл жизни человека
    Отличительная особенность человека — стремление к философскому осмыслению жизни. Поиск смысла жизни занятие чисто человеческое.
    Субъективная сторона: Зачем, собственно, живет человек? – не имеет однозначного решения, каждый решает его индивидуально.
    Объективная сторона(не зависящая от человека) — осознание единства человека и человечества со всем живым на планете — имеет огромное мировоззренческое значение.
    В истории философии можно выделить два подхода к проблеме смысла жизни:
    Смысл жизни связывается с моральными установлениями земного существования человека.
    Смысл жизни связан с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна.
    Позиции некоторых философов
    Аристотель. Смысл жизни — счастье.
    Эпоха Возрождения. Смысл жизни в самом человеческом существовании.
    Классическая немецкая философии(Кант и Гегель) – связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа.
    Фромм(20в.) – есть два вида людей. Одним нужно брать, иметь. Другим — творить, любить, отдавать, жертвовать собой.
    Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Вместе с тем индивид имеет имеет возможность вечного, т.е. относительно бесконечного существования в социальном отношении. Сколько существует род человеческий — столько и существует личность.
    Науки о человеке
    рассматривают его в четырех измерениях:
    Биологическое. Биология, генетика.
    Психическое. Психология
    Социальное. Социальная психология, социология, мифология, религия, философия, право, политика, мистика, культурология.
    Космическое. Мифология, религия, астрология, философия.
    Человек как духовное существо
    Понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума. Ч, у которого высока развита духовная жизнь, обладает важным личностным качеством — духовностью(стремление к высоте идеалов). Ч, у которго духовная жизнь мало развита бездуховен. Итак, духовность — высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности Ч становятся высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей(истина) создает ценностные ориентации.
    Ч, являясь существом общественным подчиняется определенным правилам, это необходимое условие выживания человеческого рода. Установленнные нормы и правила призваны защитить интересы и достоинства каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общ и личн интересов. Нормы и правила морали формируются естественно и извлекаются из массовой житейской практики.
    Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них-Кант. Он сформуриловал категорический императив морали — это безусловное принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей. Категорический императив и «золотое правило» утверждают личную ответственность Ч за совершенные им деяния. Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории.
    Идеал — это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в Ч. Ценности — это то, что наиболее дорого, свято как для одного Ч, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение Ч к действительности, к другим людям, к самому себе. На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, строятся человеческие отношения, определяются приоритеты. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными. Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации Ч, неразрывно связанную с категорией морали. Моральные категории носят парносоотносительный характер, например добро и зло.
    Также одно из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть — это способность личности познавать этические ценности, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль. Без совести нет нравственности. К числу важнейших ценностных ориентиров относится патриотизм. Этим понятием обозночается ценностное отношение Ч к своему отечеству. С патриотическими ориентирами Ч связаны и качества гражданственности(и чувство любви к родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, осознание себя как полноправного гражданина).
    Моральные начала не заложены в Ч от рождения, некоторые из них он должен выработать в себе самостоятельно. Самовоспитание в сфере нравственности — самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по все видам деятельности.
    Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, Ч, находящее выражение в системе ценностей и идиалов личночти, соц группы, общества. Разделяют различные классификации типов мировоззрения:
    одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм)
    природе (природоцентризм)
    Ч (антропоцентризм)
    Но более всего распространена следущая классификация типов мировоззрения.
    обыденное (возникает в жизни Ч в процессе его деятельности)
    религиозное (мировоззрение, основой которого являются религиозные учения)
    научное (научная картина мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принятые взаимоотношения Ч со средой обитания)
    Мировоззрение дает Ч ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Именно мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций Ч получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры. Именно в мировоззрении содержится понимание Ч мира, добра и зла, красоты и безобразия.
    123456789Следующая ⇒

  5. Областное государственно бюджетное профессиональное образовательное учреждение
    КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ, ТОРГОВЛИ И СФЕРЫ УСЛУГ
    РЕФЕРАТ
    на тему «Человек как духовное существо»
    Выполнила: Порошина Александра
    Студентка 1 курса
    Группа ТХ-16/2
    Проверил: Каримов Ришат Ринатович
    г. Томск
    2017г
    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
    Что включает в себя понятие «духовная жизнь людей»?………………..4
    Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы………….6
    Мировоззрение и его роль в жизни человека………………………..11
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….13
    Список использованной литературы……………………………………..14
    ВВЕДЕНИЕ
    Духовность человека – это сила чувств, убеждений и богатство мысли. В полной мере оно становится настоящим достоянием человека.
    Духовный человек – это человек, который одарен в художественном творчестве, и способен построить свою жизнь по законам красоты.
    Все произведения искусства и литературы помогают глубже познать и понять жизнь, воспитывают чувства, развивают творческую активность.
    Все основы духовного развития ребенка закладываются еще в семье. С самого раннего детства у детей начинают создаваться, какие – либо, представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. От родителей, от их поведения и общения с детьми зависит насколько широки будут  эти представления, как быстро они будут развиваются. Известно, что духовный облик ребенка формируется под влиянием духовного облика родителей. В каждой семье много своих больших и различных духовных интересов. Стремление взрослых быть в курсе всего того, что происходит вокруг,  в стране и во всем мире, что волнует людей в политике, народном хозяйстве, науке, технике, искусстве, спорте, – это стремление непременно передается детям, становится источником детской любознательности и пытливости. Повседневная обязанность родителей – следить за тем, как учатся их дети, что читают, что делают, в какие игры играют, насколько они любознательны, родители должны поддерживать всякую инициативу детей, направленную на обогащение ума и души, получение новых знаний и умений растущего ребенка.

  6. Духовность в наши дни одно из востребованных понятий. О ней говорят философы, политики и публицисты. Недавно японский премьер Наото Кан сказал: “Если бы нам удалось соединить наши технологические успехи с такой духовностью, которая отличала Серебряный век русской культуры, вряд ли другие страны могли бы обеспечить столь быстрое продвижение, какое в этом случае мы бы, то есть японцы, обрели”. Нередко пишут и о бездуховности в обществе, об отсутствии идеалов как очевидном феномене наших дней.
    Но вот беда. Почти ни в одном психологическом словаре нет статьи, посвященной духовности. Нет этого понятия и в культурологических словарях. Итак, едва ли не все осознают, что это важный фактор развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни. Все тоскуют о желаемом преобладании в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных ценностях. Но в то же время дальше общих слов современная общественная мысль не продвигается.
    Духовность – понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому (“материальному”, “природному”) существованию человека или по меньшей мере отличные от него. Исторически сложилось два направления в понимании духовности: религиозное и секулярное. Сокровенный смысл религиозного истолкования духовности обнаруживается в прямом богообщении. “Мы не “верим” только… Мы духовно уже видим (как видим солнце), что Хозяин мира есть Бог, и Он есть духовное Солнце всей жизни. Если бы не было Его, не было бы ничего. Без вечности и бессмертия все, что в мире, – ни к чему и незачем. С Богом все осмысленно, получает свой смысл и свою цель. Все трудности, все труды и страдания человека озаряются смыслом, и сама смерть несет в себе свет вечного бытия”.

    Понятие трансцендентности

    Человек и животные исследуют окружающую среду при помощи органов чувств: они слушают, нюхают, смотрят и трогают, в результате у них формируются связные представления об этой среде, они запоминают и связывают эти представления, и на основе прошлых впечатлений, у них развиваются ожидания. Итак, человек замкнут в пространстве физического мира. Он может познавать этот мир и добиваться огромных успехов в познании. Однако люди смутно догадываются, что за пределами физического мира есть какой-то другой мир. Мы получаем сигналы из этого мира. Более того, многие духовидцы, мистики, эзотерики обретали способность выходить в этот духовный мир и передавать собственные впечатления от встречи с ним. В истории философии такой переход из области посюстороннего в область потустороннего получил название трансценденции. В философии так обозначается переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, которая лежит по другую его сторону.

  7. По­яс­не­ние.Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та(до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла).При ана­ли­зе от­ве­та учи­ты­ва­ют­ся:- кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме;- пол­но­та от­ра­же­ния ос­нов­но­го со­дер­жа­ния в плане;- со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа. Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:1) Ду­хов­ный мир че­ло­ве­ка: зна­ния, вера, чув­ства, стрем­ле­ния.2) Мо­раль, цен­но­сти, иде­а­лы че­ло­ве­ка:а) «зо­ло­тое пра­ви­ло» нрав­ствен­но­сти;б) ка­те­го­ри­че­ский им­пе­ра­тив И. Канта;в) со­весть, пат­ри­о­тизм, граж­дан­ствен­ность.3) Ми­ро­воз­зре­ние и его роль в жизни че­ло­ве­ка:а) типы ми­ро­воз­зре­ния;б) ми­ро­воз­зре­ние как ори­ен­тир и цели де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка.Воз­мож­но дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в на­зыв­ной, во­прос­ной или сме­шан­ной фор­мах.

  8. 1.Духовная сфера деятельности человека.
    а)искусство. б)религия. в)наука. г)нравственность.
    2.Мораль. Духовный ориентир, система норм социального регулирования.
    3.Ценности личности и общества.
    4.Патриотизм и гражданственность.
    5.Мировоззрение.
    Человек, индивид, личность
    1. Что такое человек? Что такое индивид? Что такое личность?
    2. Человек – биосоциальное существо:
    а) биологическая природа человека б) социальная природа человека
    4. Индивид как конкретный человек. Различия индивидов благодаря:
    а) темпераменту б) характеру
    в) психике
    г) самосознанию
    5. Личность. Виды личности:
    а) трудовой
    б) политический в) эстетический г) социальный
    д) религиозный
    6.Личность характеризуется:
    а) принадлежностью к разным социальным общностям б) сознанием
    в) мировоззрением
    г) социальной индивидуальностью д) неповторимостью
    7.Ее ядро – мировоззрение. Типология мировоззрения:
    а) мифологическое б) религиозное
    в) философское
    7 Становление личности в российском обществе.
    Внутренний мир человека
    1.Понятие внутреннего мира человека (Что такое внутренний мир человека?)
    2.Структура внутреннего мира человека:
    А) познание
    Б) эмоции
    В) чувства
    Г) мировоззрение
    3. Мировоззрение и его структура
    4. Пути формирования мировоззрения: А) стихийный
    Б) осознанный
    Изменение взаимодействия человека и природы в процессе общественного развития
    1. Определение природы и человека.
    2. Определение культуры
    3. Концепции взаимодействия общества и природы.
    3.а) История развития отношений человечества и природы
    3.б) Точки зрения на роль человека в природе.
    3.в) Примеры взаимодействия общества и природы.
    4. “Глобальные проблемы” человечества.
    5. Общие подходы к решению экологических проблем.
    5.а) Пути решения проблем в разных странах.
    5.б) Всемирные организации по защите окружающей среды.
    5.в) Идея коэволюции.
    Цель и смысл жизни
    1.Понятие цель жизни
    2.Содержание цели жизни
    3.Понятие смысла жизни на протяжении человеческой истории
    3.1. В античные времена
    3.2. В Средние века
    3.3. В эпоху Ренессанса
    3.4. В новое время
    4. Три измерения смысла жизни
    4.1. Прошлое (ретроспекция)
    4.2. Настоящее (актуализация)
    4.3. Будущее (проспекция)
    5. Концепция смысла жизни
    5.1. Аскетизм
    5.2. Гедонизм
    5.3. Прагматизм
    5.4. Утилитаризм
    5.5. Эвдемонизм
    5.6. Этика долга
    6. Проблемы смысла жизни
    6.1. Объективная сторона
    6.2. Субъективная сторона
    7.Изменчивость цели и смысла жизни на протяжении жизни человека

  9. Античные мыслители уделяли огромное внимание человеку как телесно-духовному существу. Ориентация древнегреческих мыслителей на человека и его разум связана с общей установкой древнегреческой культуры – призывом к самопознанию. Изречение «Познай самого себя» было высечено на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах.
    Исследуя причины, заставляющие человека поступать так или иначе, античные мыслители говорили о «вожделеющих началах», отождествляя их по сути дела с потребностями. Более того, они видели внутреннюю противоречивость побудителей человеческой деятельности. Размышляя над началами человеческой деятельности, выдающийся античный философ Платон считал их «двойственными и отличными друг от друга…: одно из них, с помощью которого человек способен рассуждать, мы назовем разумным началом души, а второе, из- за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений» (Человек. – М.: Политиздат, 1991. – С.94). По мнению Платона, на вожделеющее начало оказывает влияние не только разум, но и «яростное начало». Поэтому каждый человек нуждается в гармоническом воспитании разума и ярости, которые «обученные и подлинно понявшие свое назначение, будут управлять началом вожделеющим – а оно составляет большую часть души каждого человека и по своей природе жаждет богатства. За ним надо следить, чтобы оно не умножилось и не усилилось за счет так называемых телесных удовольствий и не перестало бы выполнять свое назначение: иначе оно может попытаться поработить и подчинить себе то, что ему не родственно, и таким образом извратить жизнедеятельность всех начал»
    Центральной проблемой в исследовании человека и его желаний античные мыслители полагали проблему счастья. И это понятно. Ведь все они были представителями класса рабовладельцев, который, утопая в роскоши, практически сталкивался с проблемой человеческого счастья. Когда любое твое желание тотчас удовлетворяется, тогда скучно становится жить, и чувствуешь себя несчастным человеком. Вот тут и возникает вопрос: что надо делать, чтобы стать счастливым?
    Античная мысль выработала, прежде всего, общий подход к проблеме человеческого счастья, связывая его достижение с осуществлением таких добродетелей, как благо, мудрость, справедливость. Одним из последовательных проводников этих добродетелей в жизни был Сократ. Он считал, что человек достоин счастья только тогда, когда согласует свои желания и стремления с нуждами всего общества. Сократ учил людей управлять своими вожделениями и демонстрировал это личной жизнью.
    Самый простой, очевидный ответ на этот вопрос дал Эпикур. Он утверждал, что полное удовлетворение своих желаний, вожделений (потребностей), т.е. жизнь в наслаждении – вот единственный путь обретения счастья. Наслаждение Эпикур провозглашал в качестве высшего человеческого блага, мерила человеческого поведения. Удовлетворение любых желаний разумно, полагали эпикурейцы (последователи Эпикура), если оно приносит удовлетворение. При этом Эпикур призывал к соблюдению меры в удовольствиях. Он писал: «Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, но знающие, или не соглашающиеся, или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения мальчиками и женщинами, не наслаждения рыбою и прочими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и… изгоняющее (лживые) мнения, которые производят в душе величайшее смятение». античный философия человек счастье
    Таким образом, Эпикур не только провозглашал меру в телесных наслаждениях, но и не ограничивал ими получение удовольствий. Критерием удовольствия у него выступает отсутствие страданий и безмятежное состояние души.
    Вместе с тем в жизни очень трудно соблюдать меру в удовольствиях. Их хочется все больше и больше. И часто люди превращаются в рабов своих страстей (особенно пагубных). Для мыслителя – рабовладельца, у которого на первом месте всегда стоит свобода как противоположность рабству, путь к счастью через наслаждения оказывался сомнительным.
    Поэтому в античном мире возникло направление, которое избрало путь к достижению счастья через самоограничение в потребностях, через презрение к удовлетворению материальных потребностей. Наиболее ярко иллюстрировал эти идеи своим образом жизни знаменитый Диоген. Он, как известно, жил в глиняной бочке, ходил в рубище, питался отбросами ради того, чтобы быть свободным от всех и заниматься духовным самосовершенствованием. Древнеримский мыслитель Сенека проповедовал в своих сочинениях: «Я рожден для высших устремлений, и я выше того, чтобы быть рабом моего тела; в теле своем я увижу не что иное, как цепи, сковывающие мою свободу».
    Идеи смиренной бедности и воздержания в удовлетворении материальных потребностей были восприняты впоследствии ранним христианством. В эпоху средневековья утвердился единственный путь достижения человеком счастья – посредством подавления человеческих потребностей, их сдерживания ради внутреннего самоусовершенствования духа. Христианство стало проповедовать идеал счастья в смиренной материальной скудости, в уповании на загробное блаженство. В эпоху средневековья естественные, жизненные потребности считались низменными, поскольку земное существование человека рассматривалось как подготовка к потусторонней жизни. По словам Августина, в молитвах своих к богу человек должен просить Христа «низложить тяжесть плотских желаний и земных похотей». Высшими считались духовные потребности, а главнейшая из них – потребность любви к богу. Все потребности восходят к душе как их основе и носителю. Душа в свою очередь порождается богом, вкладывается им в человеческое тело, а после смерти человека покидает тело, ибо она вечна. Потребности человека существуют как потенции души. Фома Аквинский подчеркивал: «Потенциями мы именуем способность роста, способность чувственного восприятия, способность желания, способность пространственного движения, способность умопостижения».
    Достижение человеком высшего счастья на земле возможно, с позиции христианства, только посредством познания души и приобщения через нее к богу. В этом и цель, и смысл человеческого существования.
    Размещено на Allbest.ru

  10. 7
    Одной из важнейших моральных категорий является совесть. Одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть – это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми. Совесть – это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.
    8
    К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Патриотизм – это отношение человека к свому Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей. Патриотизм – это отношение человека к свому Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей. Качества гражданственности – это социально – психологические и нравственные качества личности, сочетающие в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. Качества гражданственности – это социально – психологические и нравственные качества личности, сочетающие в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей.
    9
    Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Самовоспитание в сфере нравственности – это, прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности. Самовоспитание в сфере нравственности – это, прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.
    10
    Мировоззрение и его роль в жизни человека. Мировоззрение- это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Мировоззрение- это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности. Мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.
    11
    Классификация типов мировоззрения. Обыденное мировоззрение. Обыденное мировоззрение. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Такое мировоззрение формируется стихийно. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Такое мировоззрение формируется стихийно. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека.
    12
    Религиозное мировоззрение. Религиозное мировоззрение-мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Религиозное мировоззрение-мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. В религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души. В религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души.
    13
    Научное мировоззрение Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.
    14
    1.Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. 1.Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. 2.Мировоззрение через свою философию «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. 2.Мировоззрение через свою философию «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. 3.На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет. 3.На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет.
    15
    Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
    16
    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *