Сочинение на тему человек на войне

13 вариантов

  1. Война — вечная трагедия человечества, и литература всегда отзывалась болью на эту трагедию. Особенно актуальной эта тема стала в двадцатом веке, после двух мировых войн, когда стало ясно, что война может погубить всё человечество.
    Советская литература сороковых годов не поднимала проблем, а несла скорее пропагандистскую функцию. Её главной задачей было прославление подвига как высшего акта духовной деятельности человека. И катаевский «Флаг», и соболевский «Батальон четырех» характеризуются пафосной интонацией и прославлением героизма.
    Настоящие проблемы литература стала поднимать уже в последние годы войны. Так называемая «лейтенантская проза», начинавшаяся с повести Казакевича «Звезда», уже не так проста, а действительная, большая литература о войне начинается с романа В.Некрасова, «В окопах Сталинграда». Война в этом произведении показана с изнанки, в нем описываются не только подвиги и битвы, но и грязь, пот, тяжелые условия существования. Некрасов затрагивает и проблему цены победы. Если раньше с этим все было ясно — победа должна доставаться любой ценой, то в своем романе Некрасов впервые ставит вопрос об ответственности командиров за своих бойцов.
    Война — это всегда экстремальная ситуация, все нравственные проблемы на войне обостряются. В частности, о ненависти — повесть В.Тендрякова «Люди и нелюди», автор пишет о том, что борьба ведет к взаимопроникновению психологий и ведется одинаковыми методами с обеих сторон, война стирает границу Добра и Зла и обесценивает единственную реальную ценность — человеческую жизнь.
    Писатели все больше внимания уделяют психологии человека на войне. Например, повесть В.Быкова «Сотников» показывает нам психологический анализ предательства, описывает путь к нему, ступень за ступенью.
    Одной из главных проблем для военной прозы всегда была проблема ответственности командира за жизни подчиненных ему людей. Это — главная тема повести В.Быкова «Его батальон». Действие повести занимает всего два дня, и в центре её находится небольшой эпизод одного из крупнейших сражений, но за это время перед нами проходят живые и яркие характеры. Комбат Волошин вынужден решать проблему: начинать ли бой за высоту, когда нет ни людей, ни боеприпасов, но когда таков приказ начальства? Быков пишет о том, что стремиться к победе любой ценой безнравственно: Волошин, чувствуя ответственность за жизни людей, отступает. Но когда его отстраняют от командования, то во время следующего наступления он первым идет в атаку. Это вызвано всё тем же обостренным чувством ответственности: не сумел спасти бойцов, сумей погибнуть рядом с ними.
    Военная проза поднимает ещё множество тем: женщина и война, дети и война… И все — побывавшие и не побывавшие в бою — пишут о том, что война — это ужасно, и люди должны делать все, чтобы не допустить Этого ужаса.
    Особое место занимает откровенно антивоенная литература, в особенности — фантастика, где ужас войны доведен до такого накала, что становится абсурдом. Словом, литература всеми силами призывает: «Люди! Прекратите воевать, иначе вы погубите свою планету!».

  2. 2
    Текст добавил: Женя Хулиган

    Человек на войне.
    Конкурсное сочинение
    ученицы 10 в класса  Вещиковой Анатолии.
    «Война – … самое гадкое дело в жизни», – писал Лев Толстой. К сожалению, не все понимают эту неоспоримую истину. Когда же человечество скажет «нет» войне, которая способна превратить в диких зверей людей, рождённых для того, чтобы жить братьями?
    Возвращаясь с фронтов Великой Отечественной, наши прадеды и деды не могли представить себе, что воевать придётся их правнукам и внукам. Но уже позади афганские события, в которых погибло свыше пятнадцати тысяч солдат и офицеров, две войны в Чечне. Разве  на полях сражений под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Курском советские бойцы умирали  для того, чтобы  спустя десятилетия после окончания Великой Отечественной войны гибли люди? Нет, каждый из нас рождается на Земле для жизни. Надо всеми силами бороться за мир, который, по мнению Анатоля Франса, нужен  для того,  чтобы  «человек мог вырасти в человека».
    Много книг о различных войнах написано русскими и зарубежными классиками, но наиболее сильное впечатление произвела на меня повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка».
    В этом произведении нет масштабных картин Великой Отечественной войны, хотя книга посвящена «всем воевавшим подо Ржевом – живым и мёртвым». В повести мало батальных сцен, внимание писателя сосредоточено на отдельном человеке. Кондратьев стремится выяснить, как удаётся рядовому бойцу наперекор тяжёлым обстоятельствам сохранить высокие нравственные качества.
    Главному герою повести писатель не даёт даже фамилии. Кондратьев хочет показать, что Сашка не выделяется из толпы, он лишь один из многих защитников Отечества, а не исключительная личность.
    На мой взгляд, образ Сашки – большая  творческая удача автора произведения. Когда читаешь повесть, невольно ловишь себя на мысли, что кондратьевский герой – человек светоносный, располагающий к себе, внушающий полное доверие.
    Впервые мы встречаемся с Сашкой, когда тот заступает на ночной пост, имея «никудышнего напарника», у которого «то там колет, то в другом месте свербит». Но верит боец, что товарищ не симулянт, а «вправду недужный да ослабший от голодухи человек», поэтому и отправляет его отдыхать в шалаш. Человечность Сашки сразу подкупает читателя. Находясь в дозоре, солдат думает о своём командире, оставшемся без обуви, и хочет боец снять с убитого немца валенки для  своего  лейтенанта.  Сашка способен не только позаботиться о ротном, но и выручить его  в трудную минуту. Так во время боя видит солдат растерянное лицо командира, который взводит на ходу затвор автомата, а тот «молчит». Понимает Сашка, что ротный расстрелял диск, вот и отдаёт свои боеприпасы офицеру, не думая о том, что самому патронов может не хватить.
    Герой В. Кондратьева – мыслящий человек. Ему понятны причины неудач Красной Армии на фронте: «сильнее немец пока и воюет осторожно, людьми не раскидывается, ночами бережётся». Сашке ясно, что отступление советских войск вызвано не только «недохватом снарядов и мин», но и неумением воевать как следует командиров и рядовых. Понимая это, герой повести  всё же верит в победу, честно выполняет свой солдатский долг, хотя воспринимает сначала войну романтически.
    Сашка мечтает совершить подвиг, ещё «сидя в глубоком тылу» на Дальнем Востоке. Тщеславные мысли покидают героя лишь только тогда, когда он попадает на фронт. На передовой Сашке становится ясно, что война – тяжёлый, напряжённый труд,  постоянные встречи лицом к лицу со смертью. Страшно солдату на фронте, но не дрожит за свою жизнь Сашка, не стремится спрятаться за чужую спину. Меньше всего он думает о себе. Автор так описывает поведение героя в экстремальных ситуациях,  что читатель воспринимает Сашкины поступки как нечто само собой разумеющееся. По мнению бойца, мужчина – защитник всех, кто физически слабее.  Сашка не видит ничего героического в том, что спасает  от верной смерти медсестру Зину, прикрыв её во время бомбёжки своим телом. Девушка нравится бойцу, но она любит другого человека. Сашка признаёт за всеми право строить жизнь по-своему. Узнав о том, что Зине дорог не он, герой повести В.Кондратьева находит в себе силы, чтобы уйти с дороги любимой женщины, не держит на неё зла: «…неосудима Зина… Просто война…».
    Автор, на мой взгляд, очень удачно использует в повести один художественный приём. О Сашкиных фронтовых буднях рассказывает писатель, но на всё происходящее он смотрит глазами героя. Когда-то Фёдор Михайлович Достоевский наблюдал за действиями Раскольникова, как бы находясь в его беспокойном внутреннем мире. В. Кондратьев продолжает традицию великого классика и глубоко проникает в психологию героя, хотя диалогов Сашки самим с собой писатель даёт совсем немного.
    Самым ярким эпизодом в повести является допрос комбатом пленного немца, доставленного Сашкой в штаб. Фашист молчит, и капитан отдаёт приказ расстрелять гитлеровца. Боец хватает пленного за грудки и кричит: «Да говори ты, гад! Убивать же будут!». Сашка не думает в данный момент о себе. Солдат, который в присутствии офицера пытается спасти жизнь врагу, рискует  попасть под трибунал. Что же заставляет героя повести пойти на такой шаг? Русский солдат не хочет быть лжецом даже в глазах фашиста. Ведь Сашка показывал немцу листовку, в которой было написано, что пленных в Красной Армии не расстреливают. Советский солдат знает цену человеческой жизни. Он не может убить  безоружного врага. На какую же нравственную высоту должен подняться человек, чтобы,рискуя, отстаивать собственную правоту! А Сашка борется за правду и побеждает. Комбат отменяет своё решение и приказывает вести фашиста в штаб дивизии.
    О герое В.Кондратьева можно говорить много. Ярким, запоминающимся получился у писателя этот образ. Когда читаешь повесть, невольно ловишь себя на мысли, что наш народ выиграл войну  с фашистами потому, что таких людей, как Сашка, было большинство. Нелегка их фронтовая судьба, но и в тяжелейших ситуациях следует оставаться человеком.
    Сашка, как гоголевский герой Тарас Бульба, для которого «нет уз святее товарищества», за друга пойдёт на любое испытание. Мне бы хотелось иметь такого товарища, как Сашка, но, к сожалению, он литературный герой, а не реальный человек.
    У повести открытый финал. С Сашкой мы расстаёмся, когда он приезжает  в Москву, откуда  предстоит ему неблизкий путь домой. Уцелеет ли этот замечательный человек в войне? Вернётся ли домой после победы? Хочется надеяться, что он выживет, выстоит. Сашка – сильный духом человек, храбрый воин, патриот. Если суждено бойцу  погибнуть, то смерть он примет, по-моему, как настоящий герой, не уронит чести и достоинства русского солдата. И тогда люди будут помнить Сашку, потому что, как сказал Джеймс Олдридж, «…человек, который умирает за правое дело, оставляет свой след. И мы отчасти живём за его счёт, оплачиваемый его кровью, его смертью. Поэтому он, в сущности, продолжает жить, ибо мы слишком многим ему обязаны, чтобы его забыть… Никто не забыт и ничто не забыто».

  3. 3
    Текст добавил: сегодня не реально не мой день

    Война – страшное время. Она постоянно испытывает человека на прочность, требует полной отдачи сил. Если ты трус, если не способен к терпеливому и самоотверженному труду, если не готов пожертвовать своим удобством или даже жизнью ради общего дела – грош тебе цена.
    Наша страна часто была вынуждена воевать. Самые страшные войны, выпавшие на долю предков, – гражданские. Они требовали самого трудного выбора, порой полностью ломали сложившуюся у человека систему ценностей, так как часто непонятно было, с кем и за что воевать.
    Так называемые отечественные войны – это защита страны от внешнего нападения. Тут все ясно – есть враг, угрожающий всем, готовый стать хозяином на земле твоих предков, диктовать на ней свои правила, а тебя сделать рабом. В такие моменты наш народ всегда демонстрировал редкостное единодушие и обычный, повседневный героизм, проявлявшийся в любой мелочи, будь это жестокий бой или дежурство в медсанбате, изнуряющие пешие переходы или рытье окопов.
    Каждый раз, когда враг хотел победить Россию, он питал иллюзии, что народ недоволен своим правительством, что вражеские войска будут встречены с радостью (и Наполеон, и Гитлер, скорее всего, были в этом убеждены и рассчитывали на легкую победу). Упорное сопротивление, которое оказывал им народ, должно было их сначала удивлять, а затем – страшно бесить. Они ведь на него не рассчитывали. Но наши люди никогда не были поголовно рабами. Они чувствовали себя частью родной земли и не могли отдать ее на поругание чужакам. Героями становились все – и мужчины – бойцы, и женщины, и дети. Каждый внес свой вклад в общее дело, каждый участвовал в войне, все вместе отстояли Родину.

  4. Великая Отечественная война 1941-1945 годов – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролития наложили огромный отпечаток на сознание людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения.
    Со времени окончания войны прошло более пятидесяти лет. Почему же многие писатели продолжали и продолжают писать о ней? “Потому что тот подвиг, память о нем, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах”, – говорит В. Быков. “Лично я пишу о ней не только потому, что война – тяжелейшее испытание для человечества, – пишет Ю. Бондарев, – а потому, что мне чрезвычайно важно увидеть свой персонаж в самых сложных, самых драматических обстоятельствах, где нравственные ценности проверяются в предельной обостренности”.
    В целом, в литературе, посвященной теме Отечественной войны, можно выделить две тенденции. Часть произведений дает широкое, панорамное видение войны (трилогия К. Симонова “Живые и мертвые”, роман А. Чаковского “Блокада”). Другие произведения посвящены изображению частных событий, в них война показана глазами рядового бойца. Существует и определенная традиция изображения человека на войне. Воспитанных на русской гуманистической литературе писателей интересует, существует ли на войне, в бесчеловечных условиях, возможность оставаться человеком, сохранить свое достоинство и моральные принципы. Этой проблеме посвящены многие произведения белорусского писателя В. Быкова.
    Главная тема писателя – внутреннее содержание человека, его нравственные качества. И именно война, по мнению автора, является тем катализатором, который позволяет обнажить истинную сущность человека. “Во время войны, как никогда ни до ни после нее, обнаружилась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев. Меня интересует в первую очередь не сама война, даже не ее быт и не психология быта… но, главным образом, нравственный мир человека, возможности его духа”.
    Основным предметом изображения В. Быкова является партизанская война. Она особенно интересна для писателя, потому что именно на оккупированных территориях извечная проблема выбора стояла особенно остро и имела более разнообразные решения, мотивировки человеческих поступков были более сложными, а судьбы людей – богаче и зачастую трагичнее, чем в любом организованном армейском подразделении, где многие вопросы разрешаются назначенными командирами или по уставу.
    Партизанской войне со всеми ее сложностями и трагизмом посвящена одна из самых замечательных повестей В. Быкова “Сотников”. Центральной проблемой повести стала проблема нравственного выбора перед лицом смерти. На страницах повести сталкиваются взгляды двух людей, по-разному понимающих смысл жизни, свое назначение в ней и степень своей ответственности за все, что происходит в мире. Сюжет повести прост: Сотников и Рыбак, два разведчика, принимающих участие в деятельности одного из партизанских отрядов, сражающегося на белорусской земле, получают задание – достать еду для членов отряда. Задание оказывается непростым, потому что в округе не осталось ни одной неоккупированной деревни, повсюду расположены фашистские посты. Сотников и Рыбак решают спрятаться в одной из изб, чтобы дождаться ночи, но их обнаруживает полиция. Так герои попадают в плен. И именно здесь, на допросе у следователя, расходятся дороги двух партизан. Рыбак, в надежде спасти свою жизнь, дает согласие сотрудничать с немцами. Сотников же выбирает героическую смерть. Он уверен, что он несет ответственность за свои поступки не только перед собой, но и перед другими людьми и всей страной. И писатель не сомневается – только такой поступок мог совершить по-настоящему нравственный человек.
    Б. Васильев писал о войне и о людях на войне не понаслышке. Он принадлежит к поколению тех молодых людей, которые попали на фронт, едва окончив школу. А потому героями многих его произведений стали юноши и девушки, которые только вчера строили планы начинающейся жизни, а вместо этого шагнули навстречу опасности и смерти. Самым известным произведением писателя является, несомненно, повесть “А зори здесь тихие…”. Она поражает читателей изображением того, как юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. Писатель сумел убедительно показать, какими были люди, отдавшие жизнь за победу, их героизм, причем именно в рядовой, казалось бы, не решающей исход войны ситуации. Героями повести становятся пять девушек, которые вызываются задержать немецких диверсантов, и их командир, старшина Васков. Ситуация оказывается гораздо более серьезной, чем казалось: отряд состоит не из двух немцев, которых увидела одна из девушек, а из шестнадцати вооруженных до зубов солдат. Да, враг задержан, но ни одной из добровольцев не остается в живых. Эта маленькая победа далась ценой пяти юных жизней. Повесть становится гимном женственности и обаянию молодых героинь. Автор с горечью показывает, как суровая действительность войны вступает в непримиримое противоречие со всем прекрасным, что есть в этих милых девушках. И вероятно, именно этот удачно найденный контраст стал причиной того, что повесть “А зори здесь тихие…” не могут читать без слез миллионы благодарных потомков.
    Война – это великий урок для всех людей. И произведения современных писателей позволяют нам, людям, родившимся в мирное время, понять, насколько тяжелы испытания войны, сколько горя несет она людям, как тяжело переосмысливать нравственные ценности перед лицом смерти и насколько ужасна смерть. А потому я считаю, что гуманистическое значение произведений о войне, особенно тех, в которых главное внимание уделяется проблеме человека, огромно.

  5. Самые ранние памятники поэтического слова — «Эпос о Гильгамеше», «Слово о полку Игореве» — поют о главных ценностях Человечества: о мире, о спокойном времени. Как хорошо, когда не льётся кровь, когда нет вражды и ненависти, когда царят благополучие и покой.
    «Жив смертью на земле один шакал», — утверждает чилиец Пабло Неруда.
    Но шакалы приходят в дом! Матери и жёны хоронят своих сыновей и мужей. Дети сиротеют. Земля родная стонет от боли и горя. В такие минуты «… можно ль жить спокойною судьбою?… Где порой сверкают выстрелы во мгле…» — писал Эдуард Асадов в произведении «Всегда в бою».
    О человеке на войне много рассказано в стихах и в прозе. Много выведено разных характеров и поступков в полных драматизма произведениях. А.Толстой, Э.Асадов, К. Симонов, В.Пикуль, В.Быков, М.Джалиль, Е.Носов…Список этих имён велик! Они не по слухам знали о войне. В грозную годину они встали с винтовкой в руках в ряды защитников своего Отечества. Дожили до Победы. И покуда их сердца стучали, они говорили миру:
    … Не забудьте, люди: Лев, даже в горе, все равно он – лев,
    А вот шакалом никогда не будет!
    (Э.Асадов)
    Я считаю, одно из самых сильных произведений на эту тему есть — рассказ Алексея Толстого «Русский характер».
    Главный персонаж – русский парень Егор Дрёмов. Красивый, статный, тихий и простой. Колхозник из обыкновенной деревни Саратовской области. До войны он честно трудился, чтил традиции предков. С глубоким почтением и уважением относился к своему батюшке. Проявлял огромную нежность к матери. Отец напутствовал героя, чтобы тот гордился везде и всегда званием сына русской земли.
    И настал тот грозный и ответственный час, когда пришлось показать Егору всю силу своего русского характера. Ушёл Дрёмов на войну, отстаивать независимость своей великой державы. Честно и храбро воюет он с неприятелем. В одной из стычек с немецким танком «Тигром» показал Егор бесстрашие и героизм. Подбив машину врага, уничтожил весь его экипаж. Потом направился в деревню, где засели гитлеровцы. Своими чётко рассчитанными действиями Дрёмов направил на дома танк и положил неприятеля, забрав в плен живых. На войне как на войне!
    Богом Войны называли товарищи Егора Дрёмова за неустрашимость, за отвагу в бою, за холодный рассудок в тяжёлых ситуациях. А ещё за то, что был хорошим товарищем и командиром своим солдатам. Он – воплощение защитника Земли Русской.
    В боях на Курской дуге танк Дрёмова был подбит, сам командир — тяжело ранен. Восемь месяцев поправлял своё здоровье воин. А потом попросился на фронт — война продолжалась. «Я — урод, но не инвалид», — ответил солдат генералу.
    Командование дало ему кратковременный отпуск. И поехал Егор домой повидать мать и отца. И свою любимую невесту, которая обещала во что бы то ни стало дождаться его с войны. Ожоги так изувечили лицо воина, что не узнали сначала его ни мать, ни невеста. А Егор Дрёмов, не открылся, что под этим теперешним страшным лицом их сын. Так и уехал назад, на фронт.
    Без слёз нельзя читать строки, где старший лейтенант, весь в орденах, рассказывал о себе и не о себе. Как кричало сердце о желании, чтобы его признали в этом уроде. Но русская душа, закалённая в горниле жесточайших боёв, осталась чуткой и милосердной, промолчала. Не стал сын пугать своих родителей, связывать жалостью свою невесту.
    Много тел и лиц увечит любая война. «А придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота», — заключает своё повествование А. Толстой.

  6. Человек на войне
    (По одному из произведений современной литературы.)
    Великая Отечественная война была самой тяжёлой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Война была также и серьёзнейшим испытанием для всей советской литературы, которая в дни войны показала всем миру, что у неё нет и не может быть интересов выше интересов народа.
    Замечательные произведения были написаны М.Шолоховым, А.Фадеевым, А.Толстым, К.Симоновым, А.Твардовским и многими другими писателями.
    Особое место среди произведений периода Великой Отечественной Войны занимает рассказ М.Шолохова «Наука ненависти», опубликованный в июне 1942 года.
    В этом рассказе автор показывает, как мужает и крепнет в советских людях чувство любви к Родине и народу, как зреет презрение и ненависть к врагу. Писатель создаёт типичный образ участника войны – лейтенанта Герасимова, в котором воплощает лучшие черты воюющего советского народа.
    Шолохов в предыдущих своих произведениях рисовал изумительные картины русской природы, которая у него никогда не была фоном для действия, а всегда помогала раскрыть глубже и полнее человеческий характер, психологические переживания героев.
    Рассказ начинается с описания природы. Уже первой фразой Шолохов сближает человека с природой и этим как бы подчёркивает, что она не осталась безучастной к начавшийся тяжёлой борьбе: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Символическое значение имеет в этом рассказе образ искалеченного снарядом дуба, который, несмотря на зияющую рану продолжает жить: «Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текущей воде, а верхние — всё ещё жадно притягивают к солнцу сочные тугие листья…» Разбитый снарядом дуб, но сохранивший жизненные соки, даёт возможность лучше раскрыть и понять характер основного героя рассказа лейтенанта Герасимова.
    Уже первое знакомство читателей с героем, позволяет сделать вывод о том, что это мужественный человек с огромной силой воли, очень много перенёсший и передумавший.
    Виктор Герасимов – потомственный рабочий. До войны он работал на одном из заводов Западной Сибири. В армию был призван в первые месяцы войны. Вся семья поручает ему сражаться с врагами до победы.
    Трудового человека Герасимова с самого начала войны охватило чувство ненависти к врагу, разрушившему мирную жизнь народа и ввергнувшего страну в пучину кровавой войны.
    Вначале к пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами», угощали папиросами, кормили из своих котелков. Затем Шолохов показывает, как наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу ненависти.
    Страшные следы фашистского хозяйничанья находили наши войска, изгонявшие гитлеровцев с временно оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания чудовищных злодеяний врагов: «… Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…» Эти зверства потрясли бойцов, которые поняли, что фашисты – не люди, а осатаневшие от крови изуверы.
    Тяжёлые, нечеловеческие испытания выпали на долю лейтенанта Герасимова, попавшего в плен. Описывая поведение героя в плену, писатель раскрывает новые черты характера, присущие русскому человеку. Раненый, потерявший много крови, Герасимов сохраняет чувство собственного достоинства и полон презрения и ненависти к врагу.
    Одно желание владеет лейтенантом – не умереть. В колонне пленных, еле передвигая ноги, он думает о побеге. Огромная радость охватывает Герасимова и заставляет его забыть о жажде и физических страданиях, когда фашисты не находят у него партбилета, это придаёт ему мужество и стойкость в самые тяжелые дни неволи.
    В рассказе изображается лагерь, в котором немцы держали пленных, где «их подвергали жесточайшим мучениям, где не было уборной и люди испражнялись здесь же и стояли и лежали в грязи и в зловещей жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали. Воду и пищу давали раз в сутки. Иной день совсем забывали что-либо дать…» Но никакие зверства, пишет Шолохов, не смогли сломить могучий дух в русском человеке, погасить упорную жажду мести.
    Многое вынес лейтенант, много раз смотрел он смерти в глаза, и сама смерть, побеждённая мужеством этого человека, отступала. «Фашисты могли убить нас, безоружных и обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не смогли, и никогда не сломят!» Это упорство русского человека и несокрушимое мужество помогли Герасимову совершить побег из плена. Лейтенанта подобрали партизаны. Недели две он восстанавливал силы, участвовал вместе с ними в боевых операциях.
    Затем его переправили в тыл, в госпиталь. После лечения он вскоре вновь попадает на фронт.
    «Наука ненависти» заканчивается словами Герасимова о ненависти и любви: «… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу немцев за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, приведут к нам победу».
    Образ лейтенанта Герасимова – один из первых обобщающих образов в литературе периода Великой Отечественной Войны.
    Особенность его характера заключается в том, что он всегда чувствует себя сыном народа, сыном Родины. Именно это чувство принадлежности к великой армии русского народа, чувство беззаветной любви к своей Родине и ответственности за её судьбу придают Герасимову силы не только перенести все ужасы плена, но и бежать, чтобы снова вступить в ряды мстителей за все злодеяния, которые фашисты принесли нашей стране.
    И вполне убедительно дано в рассказе сравнение судьбы лейтенанта с судьбой могучего дуба, искалеченного снарядом, но сохранившего силы и волю к жизни. И как величественно прекрасен образ русского человека, прошедшего сквозь тяжёлые испытания, выпавшие на его долю, и сохранившего неиссякаемую веру в победу и стремление продолжить войну до победного разгрома фашизма!

  7. Человек на войне
    (По одному из произведений современной литературы.)
    Великая Отечественная война была самой тяжёлой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Война была также и серьёзнейшим испытанием для всей советской литературы, которая в дни войны показала всем миру, что у неё нет и не может быть интересов выше интересов народа.
    Замечательные произведения были написаны М.Шолоховым, А.Фадеевым, А.Толстым, К.Симоновым, А.Твардовским и многими другими писателями.
    Особое место среди произведений периода Великой Отечественной Войны занимает рассказ М.Шолохова «Наука ненависти», опубликованный в июне 1942 года.
    В этом рассказе автор показывает, как мужает и крепнет в советских людях чувство любви к Родине и народу, как зреет презрение и ненависть к врагу. Писатель создаёт типичный образ участника войны – лейтенанта Герасимова, в котором воплощает лучшие черты воюющего советского народа.
    Шолохов в предыдущих своих произведениях рисовал изумительные картины русской природы, которая у него никогда не была фоном для действия, а всегда помогала раскрыть глубже и полнее человеческий характер, психологические переживания героев.
    Рассказ начинается с описания природы. Уже первой фразой Шолохов сближает человека с природой и этим как бы подчёркивает, что она не осталась безучастной к начавшийся тяжёлой борьбе: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Символическое значение имеет в этом рассказе образ искалеченного снарядом дуба, который, несмотря на зияющую рану продолжает жить: «Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текущей воде, а верхние – всё ещё жадно притягивают к солнцу сочные тугие листья…» Разбитый снарядом дуб, но сохранивший жизненные соки, даёт возможность лучше раскрыть и понять характер основного героя рассказа лейтенанта Герасимова.
    Уже первое знакомство читателей с героем, позволяет сделать вывод о том, что это мужественный человек с огромной силой воли, очень много перенёсший и передумавший.
    Виктор Герасимов – потомственный рабочий. До войны он работал на одном из заводов Западной Сибири. В армию был призван в первые месяцы войны. Вся семья поручает ему сражаться с врагами до победы.
    Трудового человека Герасимова с самого начала войны охватило чувство ненависти к врагу, разрушившему мирную жизнь народа и ввергнувшего страну в пучину кровавой войны.
    Вначале к пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами», угощали папиросами, кормили из своих котелков. Затем Шолохов показывает, как наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу ненависти.
    Страшные следы фашистского хозяйничанья находили наши войска, изгонявшие гитлеровцев с временно оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания чудовищных злодеяний врагов: «… Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…» Эти зверства потрясли бойцов, которые поняли, что фашисты – не люди, а осатаневшие от крови изуверы.
    Тяжёлые, нечеловеческие испытания выпали на долю лейтенанта Герасимова, попавшего в плен. Описывая поведение героя в плену, писатель раскрывает новые черты характера, присущие русскому человеку. Раненый, потерявший много крови, Герасимов сохраняет чувство собственного достоинства и полон презрения и ненависти к врагу.
    Одно желание владеет лейтенантом – не умереть. В колонне пленных, еле передвигая ноги, он думает о побеге. Огромная радость охватывает Герасимова и заставляет его забыть о жажде и физических страданиях, когда фашисты не находят у него партбилета, это придаёт ему мужество и стойкость в самые тяжелые дни неволи.
    В рассказе изображается лагерь, в котором немцы держали пленных, где «их подвергали жесточайшим мучениям, где не было уборной и люди испражнялись здесь же и стояли и лежали в грязи и в зловещей жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали. Воду и пищу давали раз в сутки. Иной день совсем забывали что-либо дать…» Но никакие зверства, пишет Шолохов, не смогли сломить могучий дух в русском человеке, погасить упорную жажду мести.
    Многое вынес лейтенант, много раз смотрел он смерти в глаза, и сама смерть, побеждённая мужеством этого человека, отступала. «Фашисты могли убить нас, безоружных и обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не смогли, и никогда не сломят!» Это упорство русского человека и несокрушимое мужество помогли Герасимову совершить побег из плена. Лейтенанта подобрали партизаны. Недели две он восстанавливал силы, участвовал вместе с ними в боевых операциях.
    Затем его переправили в тыл, в госпиталь. После лечения он вскоре вновь попадает на фронт.
    «Наука ненависти» заканчивается словами Герасимова о ненависти и любви: «… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу немцев за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, приведут к нам победу».
    Образ лейтенанта Герасимова – один из первых обобщающих образов в литературе периода Великой Отечественной Войны.
    Особенность его характера заключается в том, что он всегда чувствует себя сыном народа, сыном Родины. Именно это чувство принадлежности к великой армии русского народа, чувство беззаветной любви к своей Родине и ответственности за её судьбу придают Герасимову силы не только перенести все ужасы плена, но и бежать, чтобы снова вступить в ряды мстителей за все злодеяния, которые фашисты принесли нашей стране.
    И вполне убедительно дано в рассказе сравнение судьбы лейтенанта с судьбой могучего дуба, искалеченного снарядом, но сохранившего силы и волю к жизни. И как величественно прекрасен образ русского человека, прошедшего сквозь тяжёлые испытания, выпавшие на его долю, и сохранившего неиссякаемую веру в победу и стремление продолжить войну до победного разгрома фашизма!

  8. О Великой Отечественной войне 1941-1945 годов написано немало книг. Война 1812 года — в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», Первая мировая и гражданская война — в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Для двух этих авторов характерен своеобразный подход к теме «человек на войне». Обычно тема «человек на войне» подразумевает именно Великую Отечественную войну. Одно из первых произведений о Второй мировой войне, приходящее на ум, — поэма «Василий Теркин» А. Т. Твардовского. Герой поэмы — простой русский солдат. Его образ — это воплощение всех солдат, всех их качеств и свойств характера. Поэма представляет собой ряд зарисовок: Теркин в бою, Теркин в рукопашной схватке с немецким солдатом, Теркин в госпитале, Теркин на отдыхе. Все это складывается в единую картину фронтового быта. Теркин, будучи «простым парнем», тем не менее, совершает подвиги, но не ради славы и почестей, а ради исполнения своего долга. Наделяя Теркина многими располагающими к себе чертами русского национального характера, Твардовский подчеркивает, что этот человек — лишь отражение народа. Не Теркин совершает подвиги, а весь народ. Если Твардовский разворачивает перед нами широкую картину войны, то Юрий Бондарев, например, в своих повестях («Батальоны просят огня», «Последние залпы») ограничивается описанием одного боя и очень короткого промежутка времени. При этом бой сам по себе не имеет особого значения — это лишь один из неисчислимых боев за очередной населенный пункт. Об этом сказал все тот же Твардовский: Пусть тот бой не упомянут В списке славы золотой. День придет — еще повстанут Люди в памяти живой. Неважно, идет ли бой местного или общего значения. Важно, как себя в нем проявит человек. Об этом и пишет Юрий Бондарев. Его герои — это молодые люди, почти мальчики, попавшие на фронт прямо со школьной скамьи или из студенческой аудитории. Но война делает человека взрослее, сразу старит его. Неестественно быть столь юным и иметь такие полномочия: распоряжаться не только действиями, но и судьбами людей, их жизнью и смертью. Бондарев и сам говорил о том, что человек на войне оказывается в положении неестественном, поскольку сама война — неестественный способ разрешения конфликтов. Но, тем не менее, будучи поставлены в такие условия, герои Бондарева проявляют лучшие человеческие качества: благородство, смелость, решительность, честность, стойкость. Поэтому мы испытываем жалость, когда герой «Последних залпов» Новиков умирает, только что обретя любовь, почувствовав жизнь. Но писатель как раз и стремится утвердить мысль, что такими жертвами оплачивается победа. Очень многие положили свои жизни на то, чтобы День Победы все же наступил. А есть писатели, у которых совсем иной подход к теме войны. Например, у Валентина Распутина. В повести «Живи и помни» именно война движет развитие сюжета. Но она как будто проходит стороной, лишь косвенно влияя на судьбы героев. В повести «Живи и помни» мы не встретим описания боев, как у Твардовского или Бондарева. Здесь затрагивается иная тем^ — тема предательства. Действительно, дезертиры существовали в Великую Отечественную войну, как и в любую другую, и нельзя закрывать на это глаза. Андрей Гуськов самовольно уходит с фронта, тем самым навсегда отделяя себя от людей, ведь он предал свой народ, свою Родину. Да, он остается жить, но жизнь его куплена слишком дорогой ценой: он уже никогда не сможет открыто, с высоко поднятой головой войти в дом своих родителей. Он отрезал для себя этот путь. Более того, он отрезал его для своей жены Настены. Она не может радоваться Дню Победы с другими жителями Атамановки, ведь ее муж — не герой, не честный солдат, а дезертир. Вот что гложет Иастену и подсказывает ей последний выход — броситься в Ангару. Женщина на войне — это еще более неестественно, чем мужчина. Женщина должна быть матерью, женой, но никак не солдатом. Но, к сожалению, многим женщинам в Великую Отечественную войну приходилось надевать военную форму и идти в бой наравне с мужчинами. Об этом говорится в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» Пять девушек, которым надо было бы учиться в институте, флиртовать, нянчить детей, оказываются лицом к лицу с врагом. Все пятеро погибают, ие все пятеро геройски, но, тем не менее, то, что они Совершили все вместе, — подвиг. Они погибли, положив свои юные жизни на то, чтобы еще чуть-чуть приблизить победу. Должна ли быть женщина на войне? Вероятно, да, ведь если женщина чувствует, что обязана защища
    ть свой дом от врага наравне с мужчинами, то было бы неправильным ей препятствовать. Такие жертвы жестоки, но необходимы. В конце концов не только женщина на войне — неестественное явление. Неестественен вообще человек на войне. У всех авторов, затрагивавших тему «человек на войне», есть общая черта: они стремятся изобразить не подвиги отдельных людей, а всенародный подвиг. Не героизм отдельного человека восторгает их, а героизм всех русских людей, вставших на защиту Родины.

  9. 9
    Текст добавил: Пабло Эспиноса Forever

    Советских людей не сломила даже внезапность нападения 22 июня 1941 года, немецкие фашисты напали ранним утром. Гитлер рассчитывал на быструю победу, как во многих странах Европы,сдавшимся и покорившимся ему практически без сопротивления.
    У наших людей не было никакого вооружения, но это никого не испугало и они шли уверенно вперед, не сдавая позиции, защищая своих близких и Родину. Дорога к победе пролегала через множество препятствий. Воинственные бои развивались и на земле и в небе. Не было ни одного человека, который не внес бы свою лепту в эту Победу. Молодые девчонки, служившие медиками и тащившие с поле боя на себе раненых солдат, сколько же в них было сил и мужества. Сколько веры они несли за собой, даря ее раненным! Мужчины шли смело в бой, закрывая своими спинами тех, кто был в тылу, свои дома и семьи! Дети и женщины трудились на заводах у станков, производя боеприпасы, принесшие заветные успехи в умелых руках!
    И вот не смотря ни на что, наступил тот миг, миг долгожданной победы. Армия советских солдат спустя долгие годы сражений смогла прогнать фашистов с родной земли. Наши герои-солдаты дошли до границ Германии, и штурмом взяли Берлин – столицу фашисткой страны. Все это происходило в 1945 году. В мае месяце 8 числа Германия подписала полную капитуляцию. Именно в то самое время, наши предки подарили нам один из великих праздников отмечающийся 9 мая – это День Победы! День поистине со слезами на глазах, огромной радостью в душе и с искренней улыбкой на лице!
    Вспоминая рассказы дедов, бабушек и людей, участвовавших в этих боевых действиях, можно сделать вывод, что лишь сильный духом, смелый и готовый идти насмерть народ, мог прийти к победе!
    Для молодого поколения Великая Отечественная Война – это лишь история из далекого прошлого. Но эта история будоражит все внутри и заставляет задуматься о происходящем в современном мире. Задуматься о тех войнах, которые мы видим сейчас. Задуматься о том, что мы не должны допустить еще одной войны и доказать героям-солдатам, что они не зря полегли в землю, что не зря их кровью пропитана почва! Я хочу, чтобы каждый помнил, какой ценой досталась эта не легкая Победа и тот мир над головой, который сейчас у нас есть!
    И в заключении мне очень хочется сказать: «Спасибо вам, Великие воины! Я помню! Я горжусь!»

    Ещё больше сочинений на тему: «Война»

  10. Тех, которые, мало заботясь о славе,
    Были первыми в каждом бою,
    Знали мы…
    Ю. Друнина
    Человек, переживший войну, никогда не забудет уви­денного, услышанного, прочувствованного за это время. Именно суровая школа войны позволила талантливому писателю В. Быкову воссоздать на страницах своих про­изведений такие живые и разнообразные характеры, кото­рые делают незабываемыми героев его романов, повестей, рассказов. «Каждый художник приходит в искусство прежде всего с правдой собственного опыта, с собственным пони­манием мира», — писал Василь Быков, но чем ближе этот опыт и эта правда народу, тем больший резонанс произво­дят они, тем больше понимания и признания встречает писатель. Я думаю, именно этим можно объяснить широ­кую популярность произведений В. Быкова, сумевших не затеряться в массе литературы на военную тематику, а занять в ней достойное место.
    Война… Даже от слова этого веет чем-то холодным, на­гоняющим тоску и ужас. Война всегда была суровым ис­пытанием не только для всего народа, но и для каждого человека в отдельности, потому что победа или поражение всегда зависели от суммы усилий и веры людей.
    В произведениях В. Быкова мы сталкиваемся с различ­ными людьми, которые по-разному и проявляют себя в жестокой действительности военных будней. Но это время не прощает слабости, неуверенности, безволия. Поэтому на наших глазах происходит нравственная эволюция героев, уверенно сделавших свой выбор (Алесь Иванович Мороз из повести «Обелиск», Зося из повести «Пойти и не вер­нуться», Сотников из одноименной повести), готовых на самопожертвование, лишения и даже смерть ради прибли­жения Великой Победы, а также внутренняя деградация испугавшихся за свою шкуру, эгоистичных, слабовольных, готовых на предательство (Антон из повести «Пойти и не вернуться», Рыбак из повести «Сотников», Каин из повести «Обелиск»).
    Читая произведения Быкова о войне, понимаешь, что для общей победы была важна прежде всего победа чело­века над самим собой, способность поставить инстинкт самосохранения на службу устремлениям сердца и воли, а вовсе не возраст и жизненный опыт, которые, конечно, мог­ли играть важную роль в проявлениях природы человека. Совсем юные девушки из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», только что покинувшие школьную скамью, превозмогая страх и жертвуя собой, самоотверженно ста­раются выполнить важное задание по обнаружению и лик­видации немецких диверсантов. Зося Норейко из повести «Пойти и не вернуться», «маленький человек на этой зем­ле», с достоинством проходя через различные испытания, верит, что именно военное время предъявляет к людям повышенные требования, когда нельзя трусить, лгать пе­ред собой, нельзя поступаться совестью, нельзя идти про­тив своих, потому что все это играет на руку врагам и отдаляет миг долгожданной победы.
    Предательство же во время войны не требует ни объяс­нений, ни оправданий, потому что человек, ступивший на эту дорогу, будет идти по ней до конца, не беспокоясь о жизни друзей, о судьбе Родины, заботясь лишь о своем обесцененном и обессмысленном существовании. Рыбак из повести «Сотников» не только выдает врагам местона­хождение отряда, но и подводит к виселице своего боевого товарища — нуждается ли его поведение в дополнитель­ных объяснениях?! И Быков, погружаясь в глубины чело­веческой души, утверждает, что люди, совершившие преда­тельство по отношению к Родине и своим друзьям, преда­ют в первую очередь себя, те нравственные и моральные устои, на которых прежде держалась их жизнь, и поэтому они обречены на мучительные угрызения совести и страх перед настоящим и будущим. Так стоит ли такая рабская жизнь достойной смерти?
    У В. Быкова нет произведений со «счастливым» кон­цом, потому что он на собственном опыте убедился, что стойкость и бескомпромиссность в военное время слиш­ком часто оплачивались ценой человеческой жизни. И все же повести этого писателя жизнеутверждающи, потому что в них раскрываются героические характеры русских лю­дей, способных идти на самопожертвование, бесконечно любящих свою Родину, сохраняющих преданность ей до последнего вздоха и завоевавших у своих врагов победу не только для себя, но и для своих детей и внуков, а значит — для нас.

  11. Человек на
    войне

    (По одному
    из произведений современной литературы.)

    Великая
    Отечественная война была самой тяжёлой из войн, какие только пришлось пережить
    нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и
    проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Война была
    также и серьёзнейшим испытанием для всей советской литературы, которая в дни
    войны показала всем миру, что у неё нет и не может быть интересов выше
    интересов народа.
    Замечательные
    произведения были написаны М.Шолоховым, А.Фадеевым, А.Толстым, К.Симоновым,
    А.Твардовским и многими другими писателями.
    Особое место
    среди произведений периода Великой Отечественной Войны занимает рассказ
    М.Шолохова «Наука ненависти», опубликованный в июне 1942 года.
    В этом рассказе
    автор показывает, как мужает и крепнет в советских людях чувство любви к Родине
    и народу, как зреет презрение и ненависть к врагу. Писатель создаёт типичный
    образ участника войны – лейтенанта Герасимова, в котором воплощает лучшие черты
    воюющего советского народа.
    Шолохов в
    предыдущих своих произведениях рисовал изумительные картины русской природы,
    которая у него никогда не была фоном для действия, а всегда помогала раскрыть
    глубже и полнее человеческий характер, психологические переживания героев.
    Рассказ
    начинается с описания природы. Уже первой фразой Шолохов сближает человека с
    природой и этим как бы подчёркивает, что она не осталась безучастной к
    начавшийся тяжёлой борьбе: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою
    судьбу». Символическое значение имеет в этом рассказе образ искалеченного
    снарядом дуба, который, несмотря на зияющую рану продолжает жить: «Рваная,
    зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к
    воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня,
    наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текущей воде, а верхние –
    всё ещё жадно притягивают к солнцу сочные тугие листья…» Разбитый снарядом дуб,
    но сохранивший жизненные соки, даёт возможность лучше раскрыть и понять
    характер основного героя рассказа лейтенанта Герасимова.
    Уже первое
    знакомство читателей с героем, позволяет сделать вывод о том, что это
    мужественный человек с огромной силой воли, очень много перенёсший и
    передумавший.
    Виктор
    Герасимов – потомственный рабочий. До войны он работал на одном из заводов
    Западной Сибири. В армию был призван в первые месяцы войны. Вся семья поручает
    ему сражаться с врагами до победы.
    Трудового
    человека Герасимова с самого начала войны охватило чувство ненависти к врагу,
    разрушившему мирную жизнь народа и ввергнувшего страну в пучину кровавой войны.
    Вначале к
    пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами»,
    угощали папиросами, кормили из своих котелков. Затем Шолохов показывает, как
    наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу
    ненависти.
    Страшные следы
    фашистского хозяйничанья находили наши войска, изгонявшие гитлеровцев с
    временно оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания
    чудовищных злодеяний врагов: «… Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных
    женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев,
    изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…» Эти зверства
    потрясли бойцов, которые поняли, что фашисты – не люди, а осатаневшие от крови
    изуверы.
    Тяжёлые,
    нечеловеческие испытания выпали на долю лейтенанта Герасимова, попавшего в
    плен. Описывая поведение героя в плену, писатель раскрывает новые черты характера,
    присущие русскому человеку. Раненый, потерявший много крови, Герасимов
    сохраняет чувство собственного достоинства и полон презрения и ненависти к
    врагу.
    Одно желание
    владеет лейтенантом – не умереть. В колонне пленных, еле передвигая ноги, он
    думает о побеге. Огромная радость охватывает Герасимова и заставляет его забыть
    о жажде и физических страданиях, когда фашисты не находят у него партбилета,
    это придаёт ему мужество и стойкость в самые тяжелые дни неволи.
    В рассказе
    изображается лагерь, в котором немцы держали пленных, где «их подвергали
    жесточайшим мучениям, где не было уборной и люди испражнялись здесь же и стояли
    и лежали в грязи и в зловещей жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали.
    Воду и пищу давали раз в сутки. Иной день совсем забывали что-либо дать…» Но
    никакие зверства, пишет Шолохов, не смогли сломить могучий дух в русском
    человеке, погасить упорную жажду мести.
    Многое вынес
    лейтенант, много раз смотрел он смерти в глаза, и сама смерть, побеждённая
    мужеством этого человека, отступала. «Фашисты могли убить нас, безоружных и
    обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не смогли, и никогда
    не сломят!» Это упорство русского человека и несокрушимое мужество помогли
    Герасимову совершить побег из плена. Лейтенанта подобрали партизаны. Недели две
    он восстанавливал силы, участвовал вместе с ними в боевых операциях.
    Затем его
    переправили в тыл, в госпиталь. После лечения он вскоре вновь попадает на
    фронт.
    «Наука
    ненависти» заканчивается словами Герасимова о ненависти и любви: «… И воевать
    научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война,
    все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу немцев за всё, что они
    причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой
    народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и
    заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два
    чувства, воплощённые в действие, приведут к нам победу».
    Образ
    лейтенанта Герасимова – один из первых обобщающих образов в литературе периода
    Великой Отечественной Войны.
    Особенность его
    характера заключается в том, что он всегда чувствует себя сыном народа, сыном
    Родины. Именно это чувство принадлежности к великой армии русского народа,
    чувство беззаветной любви к своей Родине и ответственности за её судьбу придают
    Герасимову силы не только перенести все ужасы плена, но и бежать, чтобы снова
    вступить в ряды мстителей за все злодеяния, которые фашисты принесли нашей
    стране.
    И вполне
    убедительно дано в рассказе сравнение судьбы лейтенанта с судьбой могучего
    дуба, искалеченного снарядом, но сохранившего силы и волю к жизни. И как
    величественно прекрасен образ русского человека, прошедшего сквозь тяжёлые
    испытания, выпавшие на его долю, и сохранившего неиссякаемую веру в победу и
    стремление продолжить войну до победного разгрома фашизма!

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

  12. В помощь выпускнику. Образец итогового сочинения на тему «Как на войне раскрывается характер человека?»
    Как на войне раскрывается характер человека? Я думаю, что по-разному. Ведь характер представляет собой совокупность всех психических и духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. А от чего зависят психические и духовные свойства человека? Я думаю, что от воспитания. А воспитание начинается в семье с любви к матери,  любви к малой родине,  любви к своему народу.  Как  в условиях войны раскроется характер человека? Мы не знаем. Возможно, один человек проявит на войне лучшие стороны своего характера и погибнет за Родину, а другой струсит, потому что боится физической боли и хочет остаться в живых. Ведь война явление страшное! Это теперь, спустя 70 лет после Великой Отечественной войны, мы можем привести примеры истинного героизма русских людей в борьбе с фашизмом и сказать, что у нас, русских, особенный характер.
    В литературе немало примеров произведений, в которых поднимается эта тема. Например, рассказ Алексея Николаевича Толстого «Русский характер». Писатель утверждает, что «на войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке – ядро». Вот это ядро – русский характер! Русский характер Егора Дрёмова, главного героя данного рассказа, во всей своей красоте проявился во время войны: «Бывало, заглядишься, когда он вылезает из башни танка, – Бог войны!» «Бог войны» – это лучшее определение характера русского солдата, которое я читал. Ещё я запомнил наказ отца Егора Дрёмова, Егора Егоровича: «Ты, сынок,…русским званием – гордись…» Всегда помнил слова отца Егор Дрёмов, особенно, когда бил немцев! Удивительным образом проявился его русский характер и тогда, когда его танк загорелся во время боя, когда он выжил «и даже не потерял зрения, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости». И после госпиталя он решил вернуться в полк. Вот это русский характер! Получив небольшой отпуск, он приехал домой, но не смог раскрыться матери, чтобы она не переживала. И опять русский характер! Но мать не обманешь! Она почувствовала, что это её сын и написала ему письмо. Я так переживал, когда читал строчки из её письма! И был несказанно рад, когда они встретились. И ещё больше радовался встрече Егора Дрёмова с любимой девушкой Катей! И навсегда запомнил последние слова Алексея Толстого: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда,  в большом или малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота». Вот вам незабываемый пример человеческой красоты! Настоящие русские характеры у всех героев рассказа. Вот так раскрывается русский характер на войне. Благодаря силе духа таких людей Россия победила во время Великой Отечественной войны.
    Ещё пример. Это рассказ Михаила Александровича Шолохова «Наука ненависти». Ещё один сильный русский характер! Много пришлось пережить главному герою рассказа лейтенанту Герасимову, когда он попал в плен к фашистам: голод, унижения, смерть товарищей. Но немцам не удалось сломить силу духа этого человека! Наука ненависти помогла ему выжить! Дождавшись удобного момента, он убил лопатой часового и бежал из фашистского плена, а потом в партизанском отряде продолжал бить врага и даже открыл счёт убитых им немцев. Герой правдиво признавался в том, что ненавидел фашистов за всё, что они причинили его родине и ему самому. Он жестоко дрался с врагом, чтобы его народу не пришлось страдать под фашистским игом. Несгибаемый характер, силу духа проявил лейтенант Герасимов на войне! Благодаря таким людям Россия победила во Второй мировой войне.
    Вот так поведение лучших героев литературных произведений помогло мне понять, как на войне раскрывается характер человека. Да, у нас, русских, особенный характер!  Я надеюсь, что сумел ответить на заданный вами вопрос.

  13. Грянул год, пришел черед,
    Нынче мы в ответе
    За Россию, за народ
    И за все на свете.
    А. Твардовский
    Поэт-фронтовик сказал: «Война — жесточе нету слова…» Уже для многих поколений оно олицетворяет ненависть if страх, боль и смерть. Пятьдесят лет прошло с тех пор, как окончилась самая жестокая и кровопролитная из войн. И очень приятно, что люди не забыли тех страшных уроков, что преподнесла нам история. Так случилось, что испокон веков наша Родина требовала от своих сынов подвига во имя самой жизни, во имя всего человечества. И они поднимались, эти русские чудо-богатыри, и несокрушимой стеной вставали на пути зловещего врага. И конечно же, как могла литература оставить без внимания сей ратный подвиг, как могла не воспеть его для грядущих поколений? Множество литераторов брали на себя этот труд. Среди них были и неизвестные ныне авторы древних летописей, и признанные классики русской литературы. Мужество и героизм российского воина нашли отражение как в летописном «Слове о полку Игореве», так и в грандиозной эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
    Подвиг человека на войне, каков он? Он такой разный, как трудно его порой определить. У него нет ни возраста, ни пола, ни национальности. В свои восемнадцать лет Александр Матросов вряд ли думал о подвиге, бросаясь на амбразуру и закрывая своим телом вражеский пулемет, чтобы товарищи могли пойти в атаку. И это войдет в историю, как и подвиг Николая Гастелло, который направил свой охваченный пламенем самолет на танки врага. Эти герои, а с ними и великое множество других не будут забыты. Подчас же подвиг человека остается неизвестным. Пример именно такого героизма мы видим в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека». Его герой, Андрей Соколов, проходит через все круги ада в фашистском плену, война отбирает у него жену и дочь, а потом и сына. Все эти несчастья тяжелым грузом ложатся на сердце Андрея. Казалось бы, человек не может выдержать такой тяжести, его душа должна навечно опуститься в пучину отчаяния и ожесточения. Этого не происходит с Соколовым, все пережитое рождает лишь временное отчуждение, тонкий ледяной покров, ограждающий его от красот мира. Но Андрей сумел сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир, богатство своей души: «Человек всегда должен бороться за жизнь, за справедливость, но при этом он должен оставаться человеком». Нравственно Андрей крепок, и, чтобы навсегда прогнать тот леденящий душу холод, ему нужна лишь небольшая помощь, маленький толчок. И этим толчком к новой жизни становится Ванюшка — маленький мальчик, встреча с которым освобождает душу Соколова, спавшую до этого в ледяном забытьи. Ну разве остаться самим собой, перенеся все ужасы войны, это не подвиг?
    В том же рассказе Шолохов показывает нам еще один пример людского подвига, и это пример мужества и верности своему долгу. Военврач, запертый вместе с Соколовым и другими пленными в церкви, даже не считает возможным остаться в тени, не выполнить свой врачебный долг, не помочь раненым товарищам. Как глубоко уважение автора к такому мужеству и самоотверженности: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал».
    Еще один подвиг душевный, внутренний — это подвиг Алексея Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Человек, оставшийся без ног, передвигающийся на протезах, сумел сделать практически невозможное. Он заставил почувствовать самого себя полноценным человеком. Алексей обладает настолько сильной жаждой жизни, желанием действовать, что не может смириться с ролью калеки, уготованной ему безжалостной судьбой. Мересьев, пройдя через боль и страдания, достигает своей заветной Цели, он вновь поднимается в небо. Алексей совершает подвиг силы воли и упорства в достижении поставленной цели.
    Подвигом может быть преодоление себя, своего страха, эгоизма, способность ощущать свою ответственность за то, что происходит в мире, готовность к самопожертвованию во имя любви к людям, способность выбора пути перед лицом смерти. Именно этим проблемам посвящена одна из лучших повестей В. Быкова — «Сотников».
    Быков подробно прослеживает поведение Рыбака и Сотникова в плену. Он показывает, как слепая жажда жизни приводит к измене, как сильный, ловкий и смелый человек может оказаться предателем. Рыбак — это «не враг по убеждению и не подлец по натуре». Он смелый и мужественный партизан. Но все эти качества сохраняются в нем до того момента, пока не нужно заплатить за убеждения жизнью. Одной из причин, которые привели Рыбака к предательству, Быков считает его нравственную неразвитость. Об этом думает перед смертью Сотников: «Рыбак был неплохим партизаном. Но как человек и гражданин, безусловно, не добрал чего-то. Впрочем, откуда было и добрать Рыбаку, который после своих пяти классов вряд ли прочитал хотя бы десяток хороших книг…» В Рыбаке сильна жажда жизни, но в нем нет способности оценивать себя, свои поступки, и поэтому легко его сломать. В этой повести автор раскрывает и рождение подвига. С момента ареста Сотников перестает думать о себе, о своей жизни. До самой смерти его мысли заняты тем, чтобы спасти женщину, у которой они прятались. Определяющей чертой характера Сотникова автор показал верность гражданскому долгу. Он не прячется за спину другого, не перекладывает долю своей ответственности на чужие плечи. Ответственность перед людьми — это и есть, по мнению автора, проявление той высокой моральной силы, которая заключена в человеке. Подвигом было поведение Сотникова в фашистском застенке, подвигом была и его смерть. Он остался человеком до конца своей жизни и умирает непокоренным. Быков показывает, что путь к подлинному мужеству и героизму труден. Готовность к подвигу воспитывает вся жизнь.
    Великолепна повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Невозможно читать ее без слез. Как страшно, когда девушки, которых сама природа предназначила для жизни, вынуждены с оружием в руках защищать свою Отчизну. Именно в этом и заключена основополагающая мысль повести Бориса Васильева. Она повествует о подвиге, о подвиге девушек, защищающих свою любовь и юность, свою семью, свою Родину и не пожалевших жизни ради этого.
    Вспоминая историю Великой Отечественной войны, нельзя забывать еще об одной форме героизма, еще об одном подвиге. Это! подвиг труда, который, не жалея сил, свершали старики, женщины, дети. Они, как и их отцы, сыновья, мужья на фронте, сражались с врагом в тылу, сражались, не щадя свою жизнь.
    Великая Отечественная война ушла в прошлое, но нам и нашим потомкам никак нельзя забыть тот бессмертный подвиг, который совершил наш народ, каждый солдат в отдельности. Подвиг ради будущего своих детей, ради мира на нашей планете. И так жаль, что для достижения всего этого потребовалось так много жизней и так много подвигов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *