Сочинение на тему человек существо биосоциальное существо

10 вариантов

  1. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу определённых причин оторванный с рожде­ния от общества, остаётся животным. Поскольку человеческая деятельность может существовать только как общественная, сущность человека предстаёт как совокупность общественных отношений.
    Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и субъект, своей активностью воздействующий на окружающую среду. Социальная сущность человека прояв­ляется через такие свойства, как способность и готовность к об­щественно полезному труду, сознание и разум, свобода, ответ­ственность и др.
    Исходя из вышеизложенного, укажем на основные отличия человека от животных. Во-первых, человек способен изготав­ливать орудия труда и использовать их как средство производ­ства материальных благ. Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.
    Во-вторых, человек способен к сознательной целенаправ­ленной творческой деятельности. Животное в своём поведе­нии подчинено инстинкту, его действия изначально запрог­раммированы. Человеческая деятельность целенаправленна, имеет сознательно-волевой характер. Человек сам моделирует своё поведение и может выбирать различные социальные ро­ли. Человек обладает способностью предвидеть отдалённые последствия своих действий, характер и направленность раз­вития природных и социальных процессов. Человеку свой­ственно ценностное отношение к действительности, а живот­ное не отделяет себя от природы.
    Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования. Они приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Человек же преобразует действительность в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создаёт мир материальной и духовной культуры.
    В-третьих, в процессе своей деятельности человек преоб­разует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.
    В-четвёртых, человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.

  2. С высказыванием Аристотеля трудно не согласиться. Человек вне общества по-настоящему может превратиться в зверя, чему существует множество примеров. Наверное, каждый ребенок знает “Книгу Джунглей” Р.Киплинга и ее главного персонажа, мальчика Маугли, воспитанного волками. Но эту историю нельзя назвать абсолютной выдумкой, ведь есть много примеров из жизни, иллюстрирующих ее. Так, подобный случай произошел с девочкой, воспитывающейся в неблагополучной семье. В 1992 года в Одесский интернат для детей с дефектами развития привезли непонятное существо. В медицинской карточке значилось, что это девочка восьми лет, звали ее Оксана. Родом девочка-собака была из села Новая Благовещенка, что в Херсонской области. Она ходила на четвереньках, легко запрыгивала на кровать и на стол, никого к себе не подпускала, скаля зубы и рыча. Оказалось, что родители не обращали внимание на ребенка, совершенно не заботились о ее потребностях. Тогда она решила поселиться в будке со своей собакой, которая заботилась о ней, и жила там несколько лет. Что же произошло с ней в результате? Она стала вести себя так же, как собака, и это неудивительно. Более того, когда ее поместили в лечебное заведение, к другим детям, оказалось, что восьмилетняя девочка находится на той же ступени развития, что и трехлетний ребенок. Этот пример доказывает основную мысль Аристотеля: человеком рождаются, а личностью, обладающую сознанием, целями и принципами, становятся. Конечно, никто из нас не может стать богом в прямом смысле этого слова. Я думаю, Аристотель подразумевает, что вне общества человек может пойти либо по пути “зверя”, который был описан выше, либо по пути “бога” как существа, находящегося на высшей стадии развития, способного подчинять себе окружающий мир, быть творцом культуры. Существует огромное количество примеров того, как люди, отказываясь от социального бытия в пользу добровольного отшельничества, не превращались в диких зверей, а наоборот, становились моральными авторитетами и примерами для подражания. Все мы знаем о тибетских монахах, которые покидают общество, становятся отшельниками и посвящают свою жизнь взращиванию в себе высоких духовных качеств, таких как смирение, умиротворение, чистота сознания, великодушие, доброта и мудрость. Однако жизнь вне социума – тяжелое испытания для человека, особенно если учесть, что он является биосоциальным существом, и далеко не все могут его пройти. Многие люди попросту теряют рассудок, вырвавшись из привычного им социального окружения. Именно поэтому я могу сделать вывод, что жизнь человека как личности немыслима без общества, ведь именно благодаря ему он развивается и приобретает все те черты, что отличают людей от животных.

  3. ЧЕЛОВЕК – КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО.
    Актуальность. Человек, как разумное существо, производящее материальные средства производства, существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменения самого человека. Философские споры о природе человека имеет многовековую историю. Наиболее часто природу человека называют двойственной, а самого человека определяют, как биосоциальное существо, обладающее мышлением, членораздельной речью, сознанием. Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид – Homo sapiens. Определяющим условием перевоплощением в человека был труд, который возможен лишь в коллективе. Труд повлек за собой формирование новых человеческих качеств (язык, мышление) лишь в обществе, в общении между людьми.
    Исходя из обозначенной актуальности поставим цель, состоящую в определении взаимодействия биологических и социальных свойств человека.
    Поставленная цель предполагает решение ряда задач:                                                                1.Выявить изменения биологических свойств человека в процессе эволюции.                                                                                                         2. Определить социальные свойства человека и проанализировать влияние биологических свойств на становление личности.                                                                                                                    3. Определить   соотношение    биологических   и       социальных     свойств.
    Далее рассмотрим обозначенные задачи более подробно:
    1.Выявление изменений биологических свойств человека в процессе эволюции. Биологические качеств человека, под воздействием социальных факторов, продолжают развиваться и достигают большего совершенства, чем животные. Биология человека самая развитая и совершенная, поэтому часто говорят, что человек – «самое живое из всех живых существ». Это все выражается в том, что человек, в биологическом отношении, приспособлен к занятию в любой среде обитания, а также он обладает наибольшей в животном мире физической активностью. Согласно некоторым подсчетам, человек, в течении жизни, тратит на 1 кг живого веса в 6 раз больше энергии, чем наиболее активные хищники. [1].

  4. 1)Люди строят плотины, чтобы выжить и не утонуть, а бобры строят их, чтобы и выжить, и пропитаться, и где-то жить.
    2) паук по той же причине плетёт паутину-ему нужно питаться и где-то жить. В домах, особенно й бабушек и дедушек пауки живут прямо в домах-они не только дают свободу от комаров и мух, но и дают счастье. .. Выкидывать паука из дома-потерять счастье из дома. Ну а то, что человеческие сети отличаются от паучьих-правда. Ведь человек все выращивает сам. Т. е. человек создает сети с помощью трав, лепестков и корней. Так же и шторы-они тоже составляют из себя не чистый продукт, а  собранный урожай. Паук же САМ плетет паутину не собирая урожая. Паутина-это его собственное достоинство.
    3)Мысль- результат работы мозга. Без мысли человек не смог бы принять решение или чего-то добиться в жизни. Не иметь мысли, значит, не иметь рассудка. Ну а чистота души, то это внутреннее состояние человека-боль, радость, грусть и т. д…т. е. душа-это отражение твоего настроения и твоих намерений. По всему понятому-это человек, состоящий из души и мысли, силу воли и настроения. Всех животных он сильнее и умнее. Разве не человек придумал ружьё, которое может убить даже слона. Если человек не живет мирно, и всегда жаждет крови других-то это уже не человек. Он уже зверь.
    4)не знаю)
    5)Природой заложена его форма, мысль и личность, родителей и похожих на него, людей. А вот общество дало ему имя, характер, язык, друзей и многое другое.
    6)Это тоже не знаю)
    7)Из человеческих качеств нужно ценить- целеустремленность, верность, честность и дружелюбие.
    8)Любой человек может создать свою историю. Создавать можно по разному. Вот почему известен так Сталин, Петр 1? Потому что они проводили ряд важных реформ в России. А так как мы живем в этом веке. То историю можно создать написав книгу, повесть. Можно сделать что-то главное в жизни(Не обязательно спасать мир от нашествия чужих). Нужно всего лишь сделать человеку что-то доброе, и он это запомнить на всю жизнь. Т. е. в его памяти уже будет короткий эпизод, добрый эпизод, из твоей жизни.
    9)С помощью истории мы можем представить себе картину, представить жизнь того или иного человека. Воображение-это наш помощник. И он может помочь лучше понять историю, лучше принять картину, а может и создать это картину. Вот почему нам снятся сны.

  5. УРОК 1-2. ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ.
    · Человек – биосоциальное существо;
    · Понятие личности;
    · Сознание и деятельность;
    · Самопознание личности.

    Человек как биосоциальное существо.

    ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.
    Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
    Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы.
    Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества. Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств.
    Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:
    а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;
    б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

  6. Я полностью
    согласна с высказыванием Аристотеля и думаю, его рассуждение вполне справедливо.
    Истории известны факты, когда человек становился «зверем». Так, например, был
    случай, когда девочка, воспитывающаяся в неблагополучной семье, решила
    поселиться в будке вместе со своей собакой. Животное заботилось о ней, и через
    некоторое время выяснилось, что ребенок прекрасно владеет «собачим» языком, но
    вот на человека, как социального существа, совсем не похож. Она действовала
    согласно инстинктам и передвигалась на четырех «лапах». Этот пример иллюстрирует нам непосредственное становление человека животным, а значит, доказывают первую часть высказывания Аристотеля. Что
    касаемо становления «Богом», то, скорее всего, в буквальном смысле это
    невозможно. Но существуют и примеры выживания человека вне общества. На ум
    сразу приходит известное имя Робинзон Крузо, который смог выжить на необитаемом
    острове. Но у этого литературного персонажа есть реальный прототип – Александр Селькирк,
    боцман судна «Cinque Ports» («Сэнк Пор»), отличавшийся крайне неуживчивым и
    склочным характером. Селькирка высадили в 1704 году, по его требованию, на
    необитаемый остров, снабдив оружием, продовольствием, семенами и инструментами.
    На этом острове Селькирк прожил до 1709 года. В любом случае, жизнь вне социума
    – тяжелое испытания для любого человека, и далеко не каждый способен с ним
    справиться.

  7. Выбранное мною для рассмотрения высказывание известного древнегреческого философа Аристотеля можно отнести к такой науке, как философия. Философия — наука о всеобщих законах развития природы, общества и человека, исследующая познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к окружающему миру и имеющая целью выработку обобщенной системы взглядов на мир и место человека в нем.
    На мой взгляд, общая тема затронутая Аристотелем в его высказывании – взаимосвязь человека и общества и их взаимодействие. Человек является биосоциальным существом, а значит он является частью как общества, так и природы. Он является частью природы, что проявляется в его схожем строении с животными и физиологических потребностях, которые даны ему природой. Но в тоже время человек неразрывно связан с обществом. Его социальная сущность проявляется, к примеру, через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и пр. Именно этот факт позволяет человеку возвысится над животными и почувствовать себя вне общества богом.
    “Создает человека природа, но развивает и образует его общество.” – эти слова Белинского объясняют, что природа дает человеку лишь основу, базу для его развития, а общество делает из человека высокоразвитое существо, которое выше любого животного. Английский журналист и философ В. Годвин говорил о роли общества в развитии человека: “Все, чем человек со своим разумом отличается от животного, является результатом жизни в обществе.” Так Н.С. Хрущев утверждал: “Человек – общественное существо, его жизнь немыслима, невозможна без коллектива, в отрыве от общества, с которым он связан множеством самых разнообразных отношений.”
    Действительно, тема взаимодействия человека и общества весьма многогранна. Человек тесно связан с социумом и не может жить и развиваться вне его пределов. Человек не может жить без взаимодействия с другими людьми.
    Я считаю, что в своем высказывании Аристотель рассуждает о том, как поведет себя человек за приделами общества, кем он будет. Возможно в нем возобладает его животная сущность, а возможно он совладает со своим природным началом и станет высшим существом среди остальных – Богом. Безусловно, человек и общество неотделимы от природы, они ее продолжение, ее часть. Но именно общество дает человеку сознание, умения и развивает его до высшего существа.

  8. 1.6. Потребности и интересы человека
    Основные понятия: потребность, виды потребностей, эстетика, пирамида А. Маслоу
    В процессе деятельности человеку необходимо удовлетворять возникающие потребности. Потребности являются основным источником активности живых существ. Фактически, с помощью потребностей живые существа осваивают окружающую среду. Чем больше потребностей у живого организма, тем более он активней. Из всех существ, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Чаще всего именно потребности являются мотивом любой человеческой деятельности.
    Потребностьнужда человека в чём-либо, что составляет необходимое условие его существования.
    Классификация потребностей 1:
    Вид потребности (сущность)
    Пример
    Биологические (естественные; физиологические; органические)
    Связаны со всем, что необходимо для существования и воспроизводства.
    1) потребность в пище (ощутив чувство голода, Алексей зашёл в «Мастер-кебаб» и скушал шаверму);
    2) потребность в тепле (с наступлением осенних холодов Пётр купил куртку потеплее);
    3) потребность в гигиене (чтобы не отравиться шавермой в «Мастер-кебаб» Алексей тщательно вымыл руки перед едой).
    Социальные
    Связаны с общественной (социальной) природой человека, то есть определяются принадлежностью человека к обществу.
    1) потребность в общении (родители Алины уехали на дачу; чтобы не скучать в одиночестве Алина позвала в гости свою подругу, с которой они проболтали всю ночь);
    2) потребность в общественной деятельности и общественном признании (Иван со своими коллегами по работе вышел на субботник, чтобы доказать окружающим своё небезразличное отношение к проблемам городской экологии).
    3) потребность в вовлечении в производственную деятельность (Костя со своими одноклассниками на уроке труда сделал рукоять для топора
    4) потребность быть включенным в семью и другие многочисленные социальные группы (Воспитанник детского дома Виталий женился на девушке Юли, создав крепкую дружную семью о которой он всегда мечтам)
    Духовные (идеальные; познавательные; культурные)
    Связаны с познанием окружающего мира, самого себя, поиском смысла существования; то, что необходимо для развития человеческой индивидуальности и духовного мира.
    1) потребность в знаниях (Евгения в поисках материалов для реферата по истории наткнулась на интересную статью в википедии, за изучением которой провела 3 часа);
    2) потребность познавать окружающий мир (три раза в год Олег путешествует по странам Азии и Африки, так как ему доставляет удовольствие познавать новое о культуре этих стран);
    3) потребность в ответе на вопросы о смысле жизни и понимании того, что будет после смерти (Ибрагим очень религиозен. Чтобы не попасть в ад после смерти Ибрагим старается вести праведную безгреховную жизнь. Целью своей земной жизни Ибрагим видит попадание в рай после смерти.
    4) Потребность в гармонии и красоте (эстетические) (Роман работает педагогом, невежество учеников разрушает его духовный мир, чтобы как-то восстановить душевное равновесие Роман Валерьевич слушает классическую музыку и рассматривает репродукции картин любимых живописцев)
    Таблица 5

  9. Муниципальное образовательное учреждение
    «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

    Групповая консультация по биологии в 12 классе
    Тема : «Человек – биосоциальное существо».
    Учитель: Черноморова А.В.
    Г.Константиновск
    2010 г
    Тема: «Человек – биосоциальное существо»
    Вид учебного занятия: групповая работа.
    Методы: частично-поисковые.
    Тип занятия: комбинированное.
    Ведущая деятельность учителя: организация групповой и индивидуальной работы, постановка системы перспектив.
    Познавательная деятельность учащихся: групповая работа, творческая работа (моделирование дальнейшего антропогенеза)
    Цель: Показать сложность и противоречивость действия биологических и социальных факторов на современном этапе антропогенеза.
    Задачи: Обобщить, углубить, систематизировать знания о роли биологических и социальных факторов в ходе антропогенеза. Способствовать выработке у учащихся гуманного отношения ко всему живому, ответственности за будущее человечества. Формировать научное мировоззрение.
    Оборудование: листы сотворчества; информационные листы; тесты; терминологический словарь; портреты Дарвина (с названием научного труда), Экзюпери (с цитатой); высказывания; карточки для конструирования темы; карточки для моделирования схемы «Положение человека в системе живого мира», карточки для моделирования схемы «Движущие факторы антропогенеза».
    Содержание занятия:
    1 Организационный момент
    2 Конструирование темы. Определение цели занятия.
    Тема нашего занятия записана не полностью. (Человек –   …   существо)
    Какого слова не хватает в формулировке нашей темы на ваш взгляд: непостижимое, высшее, биосоциальное?
    Аргументируйте свой выбор. Напишите тему в своих схемах-конспектах.
    Я предлагаю сравнить два высказывания и определить противоречат ли они друг другу.
    «Изучая сравнительную физиологию, начинаешь испытывать величайшее презрение к идеалистическому возвеличиванию человека над всеми другими животными».
    «Обезьяна не почти что человек, а совсем не человек».
    Как вы понимаете первое высказывание? А – второе?
    Ч.Дарвин в книге «Происхождение человека» (1871г) убедительно доказал, что человек представляет последнее высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет далёких предков, общих с человекообразными обезьянами.
    По морфофизиологическим признакам можно определить положение человека в системе живой природы. Эти выводы подкрепляются и данными генетических исследований.
    Вспомним положение человека в системе живой природы (работа с карточками у доски)
    1. Вид
    2. Род
    3. Семейство
    4. Отряд
    5. Класс
    6. Тип
    7. Царство
    Человек разумный
    Человек
    Гоминиды
    Приматы
    Млекопитающие
    Хордовые
    Животные
    Homo sapiens
    Homo
    Hominidae
    Primates
    В своей работе Дарвин отметил и значение социальных факторов в эволюции человека. Ведущими и определяющими стали общественно-трудовые взаимоотношения как основа организованного общества. Законы общественной жизни играют направляющую роль в социальном прогрессе человечества. В этом качественное своеобразие эволюции человека по сравнению с эволюцией животных.
    Являются ли эти высказывания противоречивыми?
    Цель нашего с вами занятия: выявить единство и противоречие действия биологических и социальных законов в обществе.
    Работа по теме: Составление схемы «Движущие факторы антропогенеза», заполнение учащимися листа сотворчества
    У вас на столах лежат листы с основными понятиями, которые помогут вам работать на данном этапе занятия. По ходу обсуждения вопросов темы вы будете заполнять свой лист сотворчества.
    «Человек – биосоциальное существо». Как можно объяснить такое выражение?
    Слово «биосоциальное» простое или сложное? Сколько корней в этом слове? Какие? (составление схемы «Движущие факторы антропогенеза»).
    Каково лексическое значение слова антропогенез? Оно простое или сложное? В нём один корень или два? Что они означают?
    Антропос – человек; генезис – происхождение, возникновение.
    А как называется наука, изучающая происхождение человека? Ответьте на 1 и 2 вопросы листа сотворчества.
    У меня листы с названием движущих факторов, какие из них биологические, а какие – социальные? (Работает один учащийся у доски)
    К основным биологическим факторам  эволюции органического мира относятся: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
    Кто первым определил эти факторы? (в своём эволюционном учении Ч.Дарвин)
    Социальные факторы антропогенеза были проанализированы Ф.Энгельсом: общественный образ жизни, трудовая деятельность, речь и сознание. (Ответьте на 3 и 4 вопросы листа сотворчества)
    Как вы думаете, какие факторы преобладают на современном этапе антропогенеза? (Ответьте на 5 вопрос листа)
    Значит ли это, что биологические факторы утратили своё значение?
    Результативность вашей работы будет видна при проведении следующего этапа нашего занятия – беседы.
    Отложите пока листы сотворчества, для дальнейшей работы нам понадобятся информационные листы.
    Беседа с использованием информационных листов
    Утратили ли биологические факторы  своё значение на современном этапе антропогенеза? Предлагаю решить эту проблему, ответив на вопросы.
    1. Согласны ли вы, что действие естественного отбора на современного человека ослаблено по сравнению с первыми этапами антропогенеза? Объясните свою позицию. При затруднении в ответе на вопросы используйте информационные листы. Найдите соответствующий материал.
    2. Какой из биологических факторов эволюции сохраняет значение в человеческом обществе?
    3. К чему может приводить действие этого фактора в условиях ослабления действия естественного отбора?
    4. Кем из учёных  было изучено действие социальных факторов в антропогенезе? Зачитайте этот материал вслух.
    6. Известно следующее высказывание: «Рука не только орган труда, но и его продукт». Как можно его объяснить?
    5. На каком этапе эволюции человека социальные факторы стали преобладать?
    7. Известно, что человек – вид, катастрофически увеличивающий свою численность. Благодаря развитию интеллекта люди научились препятствовать действию многих факторов регуляции численности.
    Какими последствиями чревато нарушение законов природы?
    Дискуссия
    Ещё раз напоминаю, цель нашего занятия: выявить единство и противоречия действия биологических и социальных законов в обществе.
    Вот по этой проблеме я предлагаю провести сейчас мини-дискуссию.
    Биология – это наука, которая, как это не странно, затрагивает многие философские вопросы: вопросы морально-этического плана.
    На ваш взгляд, домашние животные полноценны в правах, данных им от природы?
    Имеем ли мы право, контролировать их естественное биологическое стремление к размножению? Или решать проблему как Робинзон Крузо, – регулярно топить потомство?
    Каким образом мы должны поступать? (таблетки «Антисекс», стерилизация)
    Вывод: Здесь сталкивается гуманистическая и естестенно-природная мораль. Каждый сам принимает решение. Писатель Антуан де Сент Экзюпери сказал: «Ты в ответе за тех, кого приручил».
    2. «Не убий» – одна из главнейших заповедей ведущих религий мира. Но можем ли мы питаться, никого не убивая?
    3. Что вы знаете об эвтаназии? Если учащиеся не знают ответ на этот вопрос, то предложить его отдельной темой для разговора на другом занятии. (Добровольный уход из жизни, а также умерщвление нежизнеспособных особей). Что вы об этом думаете? (Садизм. Фашизм)
    Чем больше отбор, т.е. смертность слабо приспособленных, тем интенсивнее эволюция.
    Гитлер, в своё время, уничтожил всех умалишенных. Разве в Германии их сейчас меньше, чем где бы то ни было?
    Хочу напомнить вам, что целью нашего занятия было выявить единство и противоречие действия биологических и социальных факторов в антропогенезе. Сделайте вывод:  Законы общества не всегда согласуются с законами природы, а иногда и противоречат им.
    Закрепление
    У вас на столах есть тесты для закрепления пройденного материала, выполните их в течение 5 минут.
    Обменяйтесь выполненными работами с соседом по парте и выполните взаимопроверку.
    Сдайте работы.
    Творческая работа
    Пользуясь вопросами, напишите  небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Перспективы антропогенеза». Выскажите свои предположения, учитывая взаимоотношения человека с окружающей средой и его биосоциальную сущность. На эту работу вам даётся 10 минут. А пока вы будете  её выполнять, я проверю ваши работы.
    Проверка творческих работ
    Давайте прочтём два сочинения и определим кто же был более убедителен.
    Ваши тестовые работы я проверила, лучшая работа у …. Остальные сочинения и тесты мы обсудим на следующем занятии.
    Итог занятия
    Подводя итог занятия, можем ли мы утверждать, что правильно определили ключевое слово темы? (показать все слова : «непостижимое», «высшее»)
    Завершим наше занятие на лирической ноте проникновенными строками Михаила Дудина:
    Не насыщая пищей чрева,
    Жует себя двадцатый век
    И рубит, рубит жизни древо,
    Как беспощадный человек.
    Великий разум! Запрети ты
    Рубить хотя последний сук.
    Вам понравилось это стихотворение?
    – О чём это стихотворение? Чувствуется ли волнение автора?
    XX в. ушел в прошлое, началось третье тысячелетие новой эры. Человеку на таком историческом рубеже свойственно подводить итоги прожитого, оценивая настоящее, заглядывать в будущее. А я хочу вам привести не менее яркие прозаические строки «Мы не унаследовали Землю от своих родителей. Мы её взяли взаймы у своих  детей»?
    – Как вы понимаете эти слова?
    Использование в сельском хозяйстве ядохимикатов и удобрений, эрозия почвы, сжигание ископаемого топлива, производство пластмасс способствует загрязнению окружающей среды. Чем это грозит человеку?
    Двадцатый век впервые в истории человечества породил глобальный экологический кризис. Это вызов всему человечеству, проверка способности людей, принадлежащих к разным расам, этносам, объединить усилия для спасения планеты. Только объединение всего человечества вокруг глобальных экологических проблем может позволить их решить. Но об этом мы поговорим с вами, изучая следующий раздел биологии «Основы экологии».

    Приложение 4

    Лист сотворчества___________________________
    Тема урока___________________________________________________
    Наука, изучающая происхождение человека – ________________
    Все люди, населяющие Землю в настоящее время, принадлежат к виду ____________________________
    Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор относятся к ___________________ факторам.
    Речь, мышление, труд относятся к__________________ факторам.
    Каким факторам – биологическим или социальным – принадлежит ведущая роль на современном этапе эволюции? _______________________________
    Пользуясь вопросами, напишите  небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Будущее человечества». Выскажите свои предположения, учитывая взаимоотношения человека с окружающей средой и его биосоциальную сущность.
    Наблюдается ли у человека мутационная изменчивость?
    Идет ли в пределах вида Человек разумный естественный отбор?
    Сменит ли нас на Земле новый вид, более разумный?
    Каково будущее человека как биологического вида?

    Приложение 2

    Информационный лист
    С возникновение Человека разумного прекращается эволюция человека как биологического вида, но продолжается биологическая эволюция в пределах вида на уровне отдельных индивидуумов.
    Естественный отбор ослабляет своё действие и перестаёт быть ведущим эволюционным фактором. Действие отбора проявляется на уровне половых клеток и зигот. Сохраняется отбор на устойчивость к заразным болезням, от которых нет вакцин и лекарств.
    Мутационная изменчивость сохраняет значение в человеческом обществе, поддерживая уникальность каждого индивидуума. В последнее время темпы мутационного процесса в ряде районов планеты повышаются за счёт радиоактивного и химического загрязнения.
    Социальные факторы антропогенеза были проанализированы Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 г.). Ученый считал, что предками человека были древние человекообразные обезьяны, жившие в лесах. Вынужденный переход к наземному образу жизни, вследствие сокращения площади лесов, содействовал постепенному освобождению передних конечностей от функции передвижения. В дальнейшем они совершенствовались, приобретали способность к разнообразным движениям и стали использоваться для удержания предметов и совершения бросков, а затем и для изготовления простейших орудий труда. Дальнейшее совершенствование руки происходило под влиянием трудовой деятельности и в результате естественного отбора.
    Вывод: среди движущих факторов антропогенеза можно выделить биологические (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор), вскрытые Ч.Дарвиным, и социальные (общественный образ жизни, труд, речь, сознание), вскрытые Ф.Энгельсом.
    Главным фактором антропогенеза является естественный отбор на лучшую орудийную деятельность, в результате чего развились сложно устроенный головной мозг; кисть руки; прямохождение; членораздельная речь .
    Следует подчеркнуть, что роль биологических и социальных факторов на разных этапах становления человека была неодинаковой. Для современного этапа эволюции человека (последние 30–40 тыс. лет) характерно резкое снижение роли биологических факторов, так как человек сам создает для себя среду обитания, его деятельность уже распространилась на космическое пространство.  Ведущую роль в эволюции человечества стали играть социальные факторы, однако жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам.
    Все современные люди принадлежат к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства от браков между представителями разных рас.
    Биологи утверждают: генетическое разнообразие, так же как разнообразие языков, культуры, традиций, – самое главное сокровище, основа и залог приспособляемости и долговечности человеческой цивилизации. Только максимальное разнообразие, сохранение всего, что способно сохраниться, обеспечивает надежный путь к устойчивости вида.

    Приложение 3

    ТЕСТ
    1. К биологическим факторам антропогенеза относятся:
    а) групповое сотрудничество, сознание, речь;
    б) изготовление орудий труда и общественный характер жизни;
    в) борьба за существование и естественный отбор ;
    г) удлинение сроков ухода за детьми, забота  о стариках и больных.
    2. К социальным факторам антропогенеза относятся:
    а) естественный отбор;
    б) борьба за существование;
    в) наследственная изменчивость;
    г) изготовление орудий труда.
    3.Эволюционным фактором, оказывающим в настоящее время наибольшее влияние на эволюцию современного человека, является:
    а) изоляция;
    б) наследственная изменчивость;
    в) волны численности;
    г) прямохождение.
    4. Учёный, который первым написал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков:
    а) Дарвин;
    б) Ламарк;
    в) Линней;
    г) Энгельс.
    5. Современный люди принадлежат  к виду:
    а) Человек умелый;
    б) Человек прямоходящий;
    в) Человек разумный;
    г) Человек неандертальский.
    Фамилия, имя _________________________
    1
    2
    3
    4
    5
    а
    б
    в
    г

    Приложение 1

    Основные понятия:
    Антропология – наука, изучающая происхождение человека.
    Антропогенез – эволюция человека и становление его как вида.
    Homo sapiens  – Человек разумный . Современный вид человека.
    Опорные понятия:
    Наследственная изменчивость изменения признаков организма, определяемые генотипом и сохраняемые в ряду поколений.
    Борьба за существованиеактивность организмов, популяций, видов по отношению к внешней среде, направленная на поддержание жизни и воспроизводство.
    Естественный отборэто процесс избирательного выживания и размножения организмов, следствием которого является совершенствование адаптаций и видообразование благодаря накоплению полезных изменений признаков.

    Приложение 1

    Основные понятия:
    Антропология – наука, изучающая происхождение человека.
    Антропогенез – эволюция человека и становление его как вида.
    Homo sapiens  – Человек разумный . Современный вид человека.
    Опорные понятия:
    Наследственная изменчивость – изменения признаков организма, определяемые генотипом и сохраняемые в ряду поколений.
    Борьба за существование – активность организмов, популяций, видов по отношению к внешней среде, направленная на поддержание жизни и воспроизводство.
    Естественный отбор – это процесс избирательного выживания и размножения организмов, следствием которого является совершенствование адаптаций и видообразование благодаря накоплению полезных изменений признаков.

  10. 1. Человек – объект познания.
    2. Происхождение человека
    3. Биологическое и социальное в человеке
    4. Жизнь, смерть и бессмертие человека.
    5. Идеи рефлексологии. Натурализм Э. Золя
    1. Человек – объект познания. “Человек есть тайна”, – говорил Ф.М. Достоевской. И раскрыть эту тайну непросто. Что же такое человек? Откуда, когда, в силу каких причин и каким образом он появился? Каковы его природа, сущность и предназначение? Какое место он занимает в мире и в чем смысл его жизни? Что ожидает его в будущем? Наука издавна бьется над этими вопросами. Однако многое из того, что составляет сущность человека, его специфические особенности, остается неясным и сегодня.
    Выходит, что заповедь древних философов “познай самого себя” остается нереализованной. Науки о человеке отстали в своем развитии от наук о природе. Люди знают существенно больше о космических далях и глубинах микромира, чем о своем организме и своей душе. Они выводят новые породы животных и новые сорта растений, но не знают, как управлять своей наследственностью. Они создают “думающие машины”, но не могут раскрыть механизм собственной творческой деятельности. Они имеют весьма смутное представление о том, как возникают ощущения, восприятия, представления, как рождается мысль, каков механизм работы памяти, интуиции, воображения, фантазии и т.п. Все эти вопросы еще ждут своего решения.
    Но это вовсе не значит, что о человеке мы сегодня ничего не знаем, что для нас он полная, абсолютная тайна. Опираясь на повседневный опыт и научные исследования, люди смогли накопить о нем значительную информацию, поставить и решить немало вопросов и проблем. Поток информации о человеке постоянно растет. При этом оказывается: чем глубже и обстоятельнее мы познаем человека, тем большим становится поле неизведанного в нем, тем больше загадок обнаруживается. Однако бездна проблем человека, как далеко еще не раскрытой тайны, не только не отпугивает от нее, а, напротив, все сильнее притягивает к себе, как магнит.
    2. Происхождение человека. Одной из таких загадок остается проблема происхождения человека. На этот счет существуют две концепции: религиозная и научная. В религиозной концепции утверждается, что человека создал, сотворил бог. Причиной появления человека тем самым представляется в ней надприродная, сверхъестественная сила, в роли которой и выступает бог. В научной концепции возникновение человека рассматривается как продукт эволюционного развития природы. Всякого рода мистические причины рождения человека отвергаются, а заслуживающими доверия и признания считаются лишь естественные, природные факторы.
    В рамках научной концепции можно выделить три гипотезы появления человека на Земле. Во-первых, это гипотеза, которую в прошлом веке высказал Ч. Дарвин и в которой в качестве предка человека рассматривается обезьяна. Во-вторых, это версия, с которой выступают некоторые современные ученые, по мнению которых человек произошел от животного, но остается неясным, от какого именно животного. В-третьих, это космическая гипотеза происхождения человека, согласно которой человек родился не на Земле, он является пришельцем с другой планеты.
    Все эти гипотезы имеют право на существование до тех пор, пока одна из них или какая-либо новая не утвердится в качестве научно доказанной теоретически. Мы же можем констатировать, что на многие вопросы, связанные с происхождением человека, современная наука удовлетворительного ответа пока еще не дает.
    3. Биологическое и социальное в человеке. Уяснить суть проблемы человека в значительной мере дает возможность определение понятия “человек”. Платон называл человека “двуногим животным без перьев”. Человек действительно, не имея перьев, имеет две ноги. Но в этом шуточном определении упущено из виду главное, а именно сущность человека. Это весьма убедительно, согласно легенде, продемонстрировал философ Диоген, который поймал петуха, ощипал его и со словами: “Вот вам человек Платона!” – представил на суд аудитории как доказательство несостоятельности позиции оппонента. Как метко заметил Б. Паскаль, человек не теряет своей человеческой сущности, теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда теряет перья.
    Аристотель называл человека общественным животным, обладающим разумом. Б. Франклин называл человека животным, делающим орудия. Тот и другой верно подметили те особенности, которые касаются сущности человека и выделяют его из мира животных. Большим разнообразием отличаются определения, которые дают человеку современные философы. У одних он предстает как “человек экономический”, у других – как “человек делающий”, у третьих – как “человек потребляющий” и т.д. Определения такого рода раскрывают отдельные грани, стороны человека, оставляя в тени его целостность и сущность. Дать лаконичное, синтетическое и по возможности исчерпывающее определение такому феномену, каким является человек, оказывается довольно сложно.
    Человек выступает как феномен, который в своеобразной комбинации аккумулирует природные (биологические) и социальные влияния. Всей плотью и кровью он принадлежит природе. Но в неменьшей степени он принадлежит и обществу. Тем самым человек выступает как существо биологическое и социальное одновременно, то есть как биосоциальное существо.
    Человек представляет собой живое существо, принадлежащее к особому биологическому виду homo sapiens. Выступая в этом качестве, он является частью природы, ее созданием, ее творением. Как биологическое существо он обладает определенной совокупностью биологических свойств и признаков, к числу которых относятся внешний облик, физическая конституция тела, генетический код, группа крови, цвет глаз, прямохождение, нервная система, высокоразвитый мозг, инстинкты и условные рефлексы, темперамент, психика, специфика органов чувств и др. Носителем всех этих свойств является организм, тело человека. Биологические особенности и структура организма определяют его биологические потребности, которые удовлетворяются посредством определенных действий, таких, как прием пищи, воды, сна и т.д. Когда человек ест, пьет, дышит, спит и т.п., он тем самым поддерживает организм в нормальном, живом состоянии. Если же он этого делать не будет, то такое отклонение от нормы рано или поздно приведет к тому, что организм умрет. Без пищи организм человека может прожить несколько десятков дней, без воды и сна – несколько дней, а без воздуха – лишь несколько минут. Выступая как природное существо, человек подчиняется тем биологическим законам, которые действуют в живой природе. К таким законам относятся законы рождения, размножения, смерти и др.
    Но человек является продуктом развития не только природы, но и общества. Люди связаны между собой не только природными, кровнородственными узами, но и общественными взаимодействиями, социальными отношениями, в частности, такими, как производственные, экономические, политические, правовые, нравственные, религиозные, социально-групповые и др. Да и проявляет, реализует себя человек не только в биологических актах поведения, но и в социальных действиях и поступках, таких, как трудовая деятельность, политическое сотрудничество или борьба, правовое преступление, нравственное поведение, религиозный экстремизм и т.п. В аспектах социальной деятельности человек проявляет себя как личность, как общественное существо. Общественная жизнь и социальные отношения, в которые включается каждый индивид, оказывают решающее воздействие на формирование его социальных качеств, таких, например, как трудовая активность, политическая зрелость, правовая культура, нравственная ответственность, религиозная вера и т.п. Общество вводит человека в мир людей. Именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием и смыслом.
    Биологические свойства и социальные качества в жизнедеятельности человека играют разные роли. Биологические свойства обеспечивают нормальное состояние и функционирование организма, тела человека, а социальные качества обеспечивают существование и развитие человека как личности. Биологические свойства выступают как предпосылка для появления социальных качеств человека. Реализуется ли эта предпосылка при превращении человека в личность во многом зависит от обстоятельств, в которых он оказывается в процессе жизни. Ребенок при рождении представляет собой биологическое существо, лишенное каких-либо социальных качеств. Но, появившись на свет, он вступает в сферу общественных отношений, в которых происходит его воспитание, формирование и развитие, его становление как члена общества.
    Социальный опыт по наследству не передается. У людей по наследству передается биологическая (генетическая) программа, обеспечивающая непрерывность воспроизведения биологической организации человека. Социальная же программа передается через овладение каждым последующим поколением исторически развивающейся материальной и духовной культуры, что и обеспечивает непрерывность социальной эволюции человека.
    4. Жизнь, смерть и бессмертие человека. Таким образом, биологическое и социальное присутствуют в человеке во взаимосвязи и взаимодействии. Биологические свойства и социальные качества человек утрачивает, когда приходит смерть, когда он умирает. Жизнь – это дар, который дается человеку один раз и на очень короткий срок. И воспользоваться этим даром надо так, чтобы не было стыдно за бесцельно и бездарно прожитые годы. И все же рано или поздно на смену жизни приходит смерть. Смерть – это прекращение состояния жизни, это ее конец, это то, через что проходят все люди. Смерть не знает исключений. Выходит, что смерть непобедима. Однако, думается, не следует спешить с выводами.
    По мнению русского философа Н.Ф. Федорова, победа над смертью является высшей, но далеко не близкой целью человечества. Воскрешение всех людей, живших в прошлом, он считал сыновним долгом живущих перед теми, кому они обязаны благом жизни. Н.Ф. Федоров, таким образом, пытался приговорить к смерти саму смерть. Но реально ли это? На этот счет существуют разные мнения. Одни утверждают, что биологическая жизнь человека в соответствии с законами природы имеет свои границы и что личное бессмертие принципиально невозможно. Другие высказывают уверенность в том, что, выяснив причины и механизм старения организма, люди научатся предотвращать его. Победив старость, они победят и смерть. Решить проблему бессмертия человека смогут наши потомки. В природе нет запретов бессмертию человека. Оправдаются ли надежды такого рода, покажет будущее, и, видимо, отнюдь не близкое будущее.
    Биологическое бессмертие – это то, о чем можно мечтать. Но ведь люди, живущие сегодня, являются свидетелями бессмертия тех, кто на протяжении многих веков и поколений создал богатства материальной и духовной культуры. Человек может обрести бессмертие в социальном плане. Продолжают жить его дела и его имя. Бессмертен тот, кто создал нечто, что остается в памяти людей, в памяти потомков, в истории общества. Человек обретает социальное бессмертие своими делами, своим творчеством. Говорят, добро остается людям. Этот афоризм прекрасно раскрывает суть социального бессмертия человека. Тем самым трагизм смерти человека в определенной мере снимается тем, что он, человек, остается жить в истории человечества, в его культуре, оставляя свой след на Земле.
    6. Идеи рефлексологии. Натурализм Э. Золя
    В конце XIX в. наметился очередной всплеск интереса к «природе человека». Тогда представителей естественнонаучной, социально-философской, художественной мысли объединило стремление отринуть ложных богов, избавиться от иллюзий и воспринять себя самого и мир как часть тотальной реальности.
    Революционная теория Чарльза Дарвина («Происхождение видов», 1859 г.) представила принципиально иную картину мира и историю человечества, чем существовавшие до него. Прежние концепции полагали, что в природе все целесообразно и приспособлено для получения результатов разумным путем. Отсюда – верховенство Разума и его обожествление в эпоху Просвещения. Неудавшийся священник англиканской церкви, «критик природы» (Ч. Дарвин) доказал, что для объяснения стройности живого мира никакого Разума не нужно. Все, что существует, – механический результат чисто стихийных причин, не регулируемых никем и ничем, кроме страданий и смерти. Дарвин опроверг привлекательную идею о человеке – божественном создании и объяснил путь, каким современный человек стал тем, что он есть, доказал, что человек – это всего лишь ступень природной эволюции.
    ⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒
    Date: 2015-07-27; view: 871; Нарушение авторских прав

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *