«Не позволяй душа лениться». Эти текста русского поэта Николая Заболоцкого давно стали крылатыми. Хотя что такое труд души? С телом человека все ясно: оно ходит, бегает, переносит грузы, работает руками. А как имеет возможность трудится душа? На самом деле душа отвечает за довольно важную черту человека. Это его духовное развитие, его самосовершенствование. Человечий дух и воля должны закаляться, укрепляться и становиться сильнее день вот дня. А душевные свойства человека должны становиться с каждым днемлучше. Чего человеку так не хватает, то и надо развивать в душа. Если человек боязлив, то надо(надобно) развивать храбрость. Если невнимателен к окружающим, то нужно развивать чуткость. Если жаден, то широту души, и так далее. Еще не стоит забывать и о средства лучшие качества и развивать их еще больше. Для сего каждый день человеку нужно делать что-то это, что поможет ему двигаться вперед как личности. К примеру, преодолевать свои страхи. Или развивать свой ум, распознавать новую полезную информацию. Или учится находит общий язык с людьми, с которыми не например легко общаться. Если отсиживаться в уютной норке, где все комфортабельно, где не надо учится ничему новому, то это хорошо. Но тогда ни тело, ни душа трудится не станут. «А ты хватай ее за плечи, учи и истязай дотемна! Чтоб жить с тобой по-человечьи училась сыЕГЭва она!» – рекомендует нам поэт Николай Заболоцкий. Да, свою личность хотелось бы с самых юных лет строить, прилагая к этому усилия. За это время она получится достойной. В построении и развитии неповторимой личности человека и заключается работа его души.
Трудолюбие буквально означает любовь к труду. Но понимают под этим термином разное. Это может быть настойчивое овладение новыми знаниями и умениями, это может быть усидчивость при выполнении домашних заданий, это может быть стремление чего-то достичь, получить какой-то результат, невзирая на стоящие перед тобой трудности. Человек трудолюбивый всегда идет впереди планеты всей, он все успевает и все у него получается. Не потому что он самый талантливый, а потому что он самый настойчивый. Так что трудолюбие необычайно полезное качество, которое не появляется ниоткуда и вдруг, а развивается с годами. На развитие трудолюбия сильно влияет успешность труда, когда человек начинает получать удовольствие от результата своей деятельности, ему становится интересно добиваться результата, он в лепешку старается расшибиться, но сделать то, что хочет. Немаловажную роль в трудолюбии играет азарт и дух соревнования, когда человек мечтает опередить другого, выполнить работу лучше и быстрее и тут важную роль играет похвала, которая не только повышает самооценку человека, но и дополнительно стимулирует его трудолюбие, служа символом одобрения окружающих.
И еще хотелось бы сказать о таком важном моменте, как переход количества в качество, принцип который работает всегда и везде. Если у тебя что-то не получается, делай это чаще и больше и это обязательно получится.
“Не позволяй душа лениться”. Эти текста русского поэта Николая Заболоцкого давно стали крылатыми. Хотя что такое труд души? С телом человека все ясно: оно ходит, бегает, переносит грузы, работает руками. А как имеет возможность трудится душа? На самом деле душа отвечает за довольно важную черту человека. Это его духовное развитие, его самосовершенствование. Человечий дух и воля должны закаляться, укрепляться и становиться сильнее день вот дня. А душевные свойства человека должны становиться с каждым днемлучше. Чего человеку так не хватает, то и надо развивать в душа. Если человек боязлив, то надо (надобно) развивать храбрость. Если невнимателен к окружающим, то нужно развивать чуткость. Если жаден, то широту души, и так далее. Еще не стоит забывать и о средства лучшие качества и развивать их еще больше. Для сего каждый день человеку нужно делать что-то это, что поможет ему двигаться вперед как личности. К примеру, преодолевать свои страхи. Или развивать свой ум, распознавать новую полезную информацию. Или учится находит общий язык с людьми, с которыми не например легко общаться. Если отсиживаться в уютной норке, где все комфортабельно, где не надо учится ничему новому, то это хорошо. Но тогда ни тело, ни душа трудится не станут. “А ты хватай ее за плечи, учи и истязай дотемна! Чтоб жить с тобой по-человечьи училась сыЕГЭва она!” – рекомендует нам поэт Николай Заболоцкий. Да, свою личность хотелось бы с самых юных лет строить, прилагая к этому усилия. За это время она получится достойной. В построении и развитии неповторимой личности человека и заключается работа его души.
«Не позволяй душа лениться». Эти текста русского поэта Николая Заболоцкого давно стали крылатыми. Хотя что такое труд души? С телом человека все ясно: оно ходит, бегает, переносит грузы, работает руками. А как имеет возможность трудится душа? На самом деле душа отвечает за довольно важную черту человека. Это его духовное развитие, его самосовершенствование. Человечий дух и воля должны закаляться, укрепляться и становиться сильнее день вот дня. А душевные свойства человека должны становиться с каждым днемлучше. Чего человеку так не хватает, то и надо развивать в душа. Если человек боязлив, то надо(надобно) развивать храбрость. Если невнимателен к окружающим, то нужно развивать чуткость. Если жаден, то широту души, и так далее. Еще не стоит забывать и о средства лучшие качества и развивать их еще больше. Для сего каждый день человеку нужно делать что-то это, что поможет ему двигаться вперед как личности. К примеру, преодолевать свои страхи. Или развивать свой ум, распознавать новую полезную информацию. Или учится находит общий язык с людьми, с которыми не например легко общаться. Если отсиживаться в уютной норке, где все комфортабельно, где не надо учится ничему новому, то это хорошо. Но тогда ни тело, ни душа трудится не станут. «А ты хватай ее за плечи, учи и истязай дотемна! Чтоб жить с тобой по-человечьи училась сыЕГЭва она!» – рекомендует нам поэт Николай Заболоцкий. Да, свою личность хотелось бы с самых юных лет строить, прилагая к этому усилия. За это время она получится достойной. В построении и развитии неповторимой личности человека и заключается работа его души.
Раздел I БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ Дата___________
Урок 1. ЧЕЛОВЕК ТРУДОЛЮБИВОЙ ДУШИ Цели: расширение представлений учащихся о духовном мире человека через понятие «труд души». Содействовать совершенствованию духовного мира;
Развить ценностные ориентации и убеждения через осмысление понятия «труд души»;
Воспитывать стремление обогащать, развивать свой духовный мир. Ресурсы: Портреты, высказывание, рабочие тетради, учебники. Ход урока: Этапы урока Содержание урока Примечание I Организационный момент Круг радости II Новая тема Беседа Чтение Задание Задание Учебная информация Чтение Цитата урока
III Закрепление Домашнее задание
IV Итог урока Круг от сердца к сердцу
Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие учащихся. Стихотворение Абая
Пока не знаешь – молчи,
Пока блуждаешь – молчи.
В бесцельных днях и в ночи
Пустых забав не ищи. Чтоб человеком ты был
И вровень с веком ты был,
Ты пятерых побори
И пятерых избери.
Злословье, ложь, хвастовство,
Безделье и мотовство –
Вот пять врагов твоих, знай.
А разум и доброта,
Упорство, скромность и труд –
Вот пять друзей, согласись.
Увидев зло – отвернись,
К беде пороки ведут.
Добро увидев, о нем
Ты помни ночью и днем.
Коль с детства книги читать –
Ученым можешь ты стать.
Не унывай, маловер!
Бери с великих пример.
Не говори: «Я не тот!»
Учись – и знанье придет. Человек трудолюбивой души.
Чему должен учиться человек?
Что является главным в человеке?
К чему вы стремитесь?
Что наполняет вашу жизнь смыслом?
Первый вопрос беседы напрямую связан со стихотворением Абая, в котором есть строки: Чтоб человеком ты был И вровень с веком ты был…
Идея, заключенная в этих строках, – нужно быть человеком! – напоминает о хорошо известной каждому изучающему предмет самопознание истине. Важно, чтобы она уже в начале учебного года задала тон всему курсу. Рассуждая над вторым вопросом, учащиеся выскажут свою позицию о том, что значит для них быть человеком, а отвечая на второй и третий вопросы, обратятся к своему жизненному опыту. Что постижение сущности человека, постижение себя и окружающего происходит всю жизнь и является смыслом существования человека на Земле.
(Отрывок) Кира Канаева – Человек трудолюбивой души.
Анализ проводится по вопросу.
• Как вы понимаете выражение «человек трудолюбивой души»?
Прочитайте высказывание известного писателя, актера и режиссера XX века Василия Шукшина. Согласны ли вы с его мнением? Помогает ли вам школа быть и образованным, и добрым? Расскажите об этом. Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке. Образованность, воспитание, начитанность – это дела наживные, как говорят. Я представляю себе общество, где все грамотны, все очень много знают и все изнурительно учтивы. Это хорошо. Но общество, где все добры друг к другу, – это прекрасно. Ещё более прекрасно, наверно, когда все и добры, и образованны. Но это – впереди.
Василий Шукшин
Учение – это не только усвоение предметных знаний, но и воспитание себя, выстраивание отношений с окружающими людьми.
Перед вами перечень нравственных ценностей человека. Есть ли среди них такие, без которых, на ваш взгляд, вы могли бы обойтись в жизни? Обоснуйте ответ. Дополните данный перечень важнейшими для вас ценностями, которые не вошли в него. Здоровье, мир, семья, знание, дружба, добро, труд, искусство, Родина, дети, природа, красота, творчество.
Быть человеком — это быть личностью, которая заботится о развитии своих духовных сил и творческих способностей. Но есть глубинный, чаще всего скрытый от внешнего взора, «труд души». Это связь человека с миром, окружающими людьми, то есть активное, заинтересованное отношение к тому, что происходит вокруг, стремление улучшить действительность. С при¬ходом каждого человека мир меняется, важно, чтобы это изменение вбирало талант, добрый труд человека и его стремление выполнить свое высокое предназначение.
Рассказ Алибека Аскарова «Монна Лиза».
Анализ проводится по вопросам
-Можно ли сказать, что Толеужан — человек трудолюбивой души? Почему?
-Есть ли среди ваших знакомых похожие на Толеужана люди? Расскажите о них.
-Как потребность в познании влияет на человека? Стремление к знаниям, превышающим объем обязательной учебной программы, открывает человеку новые горизонты деятельности, окрыляет на новые свершения. Лишь знаньем жив человек, Лишь знаньем движется век. Лишь знанье — светоч сердец.
Абай
Истины открываются человеку через стремление узнать больше, прочувствовать глубже, попробовать новое самому.
1. Как вы понимаете слова Абая «…и вровень с веком ты был…»? Перечислите требования, которые, на ваш взгляд, предъявляет к человеку XXI век.
2. Прочитайте и ответьте на вопросы. Задание 2 в рабочей тетради.
Учитель подводит итог урока.
Стихотворение Елены Лаврентьевой. Ну что ты никак не даешься? Ведь ты зародилась во мне! Опять ускользаешь и вьешься И слышишься где-то извне. И вновь возвращаешься в душу, Где тесно тебе и темно. Так птица в жестокую стужу Стучится снаружи в окно. Ты – звук, что бывает до слова, Ты – стук, что до ритма возник. Ты – чувство, которое ново, И этого чувства двойник. Никак мне с тобою не сладить, Никак тебя в плоть не облечь. Ты – мысль несказанная, ради тебя так волнуется речь.
Учитель читает стихотворение. Дети слушают.
Учитель объявляет тему урока.
Совместное обсуждение вопросов. Учитель обобщает сказанное.
Учитель читает отрывок и задает вопрос. Дети слушают и отвечают.
Дети читают, отвечают на вопросы. Учитель подводит детей к выводу.
Дети выполняют задание в тетради. Учитель проверяет выполнение задания. Совместное обсуждение.
Дети читают и запоминают текст.
Дети самостоятельно читают текст. Совместное обсуждение по вопросам.
Совместное обсуждение цитаты.
Учитель обобщает тему урока.
1. Задание выполняется на листах А4.
Задание в рабочей тетради стр. 8-9.
Рассказ учителя.
Дети встают в круг. Учитель читает стихотворение и благодарит детей за урок.
«Не позволяй душа лениться». Эти текста русского поэта Николая Заболоцкого давно стали крылатыми. Хотя что такое труд души? С телом человека все ясно: оно ходит, бегает, переносит грузы, работает руками. А как имеет возможность трудится душа? На самом деле душа отвечает за довольно важную черту человека. Это его духовное развитие, его самосовершенствование. Человечий дух и воля должны закаляться, укрепляться и становиться сильнее день вот дня. А душевные свойства человека должны становиться с каждым днемлучше. Чего человеку так не хватает, то и надо развивать в душа. Если человек боязлив, то надо(надобно) развивать храбрость. Если невнимателен к окружающим, то нужно развивать чуткость. Если жаден, то широту души, и так далее. Еще не стоит забывать и о средства лучшие качества и развивать их еще больше. Для сего каждый день человеку нужно делать что-то это, что поможет ему двигаться вперед как личности. К примеру, преодолевать свои страхи. Или развивать свой ум, распознавать новую полезную информацию. Или учится находит общий язык с людьми, с которыми не например легко общаться. Если отсиживаться в уютной норке, где все комфортабельно, где не надо учится ничему новому, то это хорошо. Но тогда ни тело, ни душа трудится не станут. «А ты хватай ее за плечи, учи и истязай дотемна! Чтоб жить с тобой по-человечьи училась сыЕГЭва она!» – рекомендует нам поэт Николай Заболоцкий. Да, свою личность хотелось бы с самых юных лет строить, прилагая к этому усилия. За это время она получится достойной. В построении и развитии неповторимой личности человека и заключается работа его души.
Трудолюбие буквально означает любовь к труду. Но понимают под этим термином разное. Это может быть настойчивое овладение новыми знаниями и умениями, это может быть усидчивость при выполнении домашних заданий, это может быть стремление чего-то достичь, получить какой-то результат, невзирая на стоящие перед тобой трудности. Человек трудолюбивый всегда идет впереди планеты всей, он все успевает и все у него получается. Не потому что он самый талантливый, а потому что он самый настойчивый. Так что трудолюбие необычайно полезное качество, которое не появляется ниоткуда и вдруг, а развивается с годами. На развитие трудолюбия сильно влияет успешность труда, когда человек начинает получать удовольствие от результата своей деятельности, ему становится интересно добиваться результата, он в лепешку старается расшибиться, но сделать то, что хочет. Немаловажную роль в трудолюбии играет азарт и дух соревнования, когда человек мечтает опередить другого, выполнить работу лучше и быстрее и тут важную роль играет похвала, которая не только повышает самооценку человека, но и дополнительно стимулирует его трудолюбие, служа символом одобрения окружающих.
И еще хотелось бы сказать о таком важном моменте, как переход количества в качество, принцип который работает всегда и везде. Если у тебя что-то не получается, делай это чаще и больше и это обязательно получится.
“Не позволяй душа лениться”. Эти текста русского поэта Николая Заболоцкого давно стали крылатыми. Хотя что такое труд души? С телом человека все ясно: оно ходит, бегает, переносит грузы, работает руками. А как имеет возможность трудится душа? На самом деле душа отвечает за довольно важную черту человека. Это его духовное развитие, его самосовершенствование. Человечий дух и воля должны закаляться, укрепляться и становиться сильнее день вот дня. А душевные свойства человека должны становиться с каждым днемлучше. Чего человеку так не хватает, то и надо развивать в душа. Если человек боязлив, то надо (надобно) развивать храбрость. Если невнимателен к окружающим, то нужно развивать чуткость. Если жаден, то широту души, и так далее. Еще не стоит забывать и о средства лучшие качества и развивать их еще больше. Для сего каждый день человеку нужно делать что-то это, что поможет ему двигаться вперед как личности. К примеру, преодолевать свои страхи. Или развивать свой ум, распознавать новую полезную информацию. Или учится находит общий язык с людьми, с которыми не например легко общаться. Если отсиживаться в уютной норке, где все комфортабельно, где не надо учится ничему новому, то это хорошо. Но тогда ни тело, ни душа трудится не станут. “А ты хватай ее за плечи, учи и истязай дотемна! Чтоб жить с тобой по-человечьи училась сыЕГЭва она!” – рекомендует нам поэт Николай Заболоцкий. Да, свою личность хотелось бы с самых юных лет строить, прилагая к этому усилия. За это время она получится достойной. В построении и развитии неповторимой личности человека и заключается работа его души.
«Не позволяй душа лениться». Эти текста русского поэта Николая Заболоцкого давно стали крылатыми. Хотя что такое труд души? С телом человека все ясно: оно ходит, бегает, переносит грузы, работает руками. А как имеет возможность трудится душа? На самом деле душа отвечает за довольно важную черту человека. Это его духовное развитие, его самосовершенствование. Человечий дух и воля должны закаляться, укрепляться и становиться сильнее день вот дня. А душевные свойства человека должны становиться с каждым днемлучше. Чего человеку так не хватает, то и надо развивать в душа. Если человек боязлив, то надо(надобно) развивать храбрость. Если невнимателен к окружающим, то нужно развивать чуткость. Если жаден, то широту души, и так далее. Еще не стоит забывать и о средства лучшие качества и развивать их еще больше. Для сего каждый день человеку нужно делать что-то это, что поможет ему двигаться вперед как личности. К примеру, преодолевать свои страхи. Или развивать свой ум, распознавать новую полезную информацию. Или учится находит общий язык с людьми, с которыми не например легко общаться. Если отсиживаться в уютной норке, где все комфортабельно, где не надо учится ничему новому, то это хорошо. Но тогда ни тело, ни душа трудится не станут. «А ты хватай ее за плечи, учи и истязай дотемна! Чтоб жить с тобой по-человечьи училась сыЕГЭва она!» – рекомендует нам поэт Николай Заболоцкий. Да, свою личность хотелось бы с самых юных лет строить, прилагая к этому усилия. За это время она получится достойной. В построении и развитии неповторимой личности человека и заключается работа его души.
Раздел I БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ Дата___________
Урок 1. ЧЕЛОВЕК ТРУДОЛЮБИВОЙ ДУШИ
Цели: расширение представлений учащихся о духовном мире человека через понятие «труд души». Содействовать совершенствованию духовного мира;
Развить ценностные ориентации и убеждения через осмысление понятия «труд души»;
Воспитывать стремление обогащать, развивать свой духовный мир.
Ресурсы: Портреты, высказывание, рабочие тетради, учебники.
Ход урока:
Этапы урока
Содержание урока
Примечание
I Организационный момент
Круг радости
II Новая тема
Беседа
Чтение
Задание
Задание
Учебная информация
Чтение
Цитата урока
III Закрепление
Домашнее задание
IV Итог урока
Круг от сердца к сердцу
Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие учащихся.
Стихотворение Абая
Пока не знаешь – молчи,
Пока блуждаешь – молчи.
В бесцельных днях и в ночи
Пустых забав не ищи.
Чтоб человеком ты был
И вровень с веком ты был,
Ты пятерых побори
И пятерых избери.
Злословье, ложь, хвастовство,
Безделье и мотовство –
Вот пять врагов твоих, знай.
А разум и доброта,
Упорство, скромность и труд –
Вот пять друзей, согласись.
Увидев зло – отвернись,
К беде пороки ведут.
Добро увидев, о нем
Ты помни ночью и днем.
Коль с детства книги читать –
Ученым можешь ты стать.
Не унывай, маловер!
Бери с великих пример.
Не говори: «Я не тот!»
Учись – и знанье придет.
Человек трудолюбивой души.
Чему должен учиться человек?
Что является главным в человеке?
К чему вы стремитесь?
Что наполняет вашу жизнь смыслом?
Первый вопрос беседы напрямую связан со стихотворением Абая, в котором есть строки: Чтоб человеком ты был И вровень с веком ты был…
Идея, заключенная в этих строках, – нужно быть человеком! – напоминает о хорошо известной каждому изучающему предмет самопознание истине. Важно, чтобы она уже в начале учебного года задала тон всему курсу. Рассуждая над вторым вопросом, учащиеся выскажут свою позицию о том, что значит для них быть человеком, а отвечая на второй и третий вопросы, обратятся к своему жизненному опыту.
Что постижение сущности человека, постижение себя и окружающего происходит всю жизнь и является смыслом существования человека на Земле.
(Отрывок) Кира Канаева – Человек трудолюбивой души.
Анализ проводится по вопросу.
• Как вы понимаете выражение «человек трудолюбивой души»?
Прочитайте высказывание известного писателя, актера и режиссера XX века Василия Шукшина. Согласны ли вы с его мнением? Помогает ли вам школа быть и образованным, и добрым? Расскажите об этом.
Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке. Образованность, воспитание, начитанность – это дела наживные, как говорят. Я представляю себе общество, где все грамотны, все очень много знают и все изнурительно учтивы. Это хорошо. Но общество, где все добры друг к другу, – это прекрасно. Ещё более прекрасно, наверно, когда все и добры, и образованны. Но это – впереди.
Василий Шукшин
Учение – это не только усвоение предметных знаний, но и воспитание себя, выстраивание отношений с окружающими людьми.
Перед вами перечень нравственных ценностей человека. Есть ли среди них такие, без которых, на ваш взгляд, вы могли бы обойтись в жизни? Обоснуйте ответ. Дополните данный перечень важнейшими для вас ценностями, которые не вошли в него.
Здоровье, мир, семья, знание, дружба, добро, труд, искусство, Родина, дети, природа, красота, творчество.
Быть человеком — это быть личностью, которая заботится о развитии своих духовных сил и творческих способностей. Но есть глубинный, чаще всего скрытый от внешнего взора, «труд души». Это связь человека с миром, окружающими людьми, то есть активное, заинтересованное отношение к тому, что происходит вокруг, стремление улучшить действительность. С при¬ходом каждого человека мир меняется, важно, чтобы это изменение вбирало талант, добрый труд человека и его стремление выполнить свое высокое предназначение.
Рассказ Алибека Аскарова «Монна Лиза».
Анализ проводится по вопросам
-Можно ли сказать, что Толеужан — человек трудолюбивой души? Почему?
-Есть ли среди ваших знакомых похожие на Толеужана люди? Расскажите о них.
-Как потребность в познании влияет на человека?
Стремление к знаниям, превышающим объем обязательной учебной программы, открывает человеку новые горизонты деятельности, окрыляет на новые свершения.
Лишь знаньем жив человек,
Лишь знаньем движется век.
Лишь знанье — светоч сердец.
Абай
Истины открываются человеку через стремление узнать больше, прочувствовать глубже, попробовать новое самому.
1. Как вы понимаете слова Абая «…и вровень с веком ты был…»? Перечислите требования, которые, на ваш взгляд, предъявляет к человеку XXI век.
2. Прочитайте и ответьте на вопросы. Задание 2 в рабочей тетради.
Учитель подводит итог урока.
Стихотворение Елены Лаврентьевой.
Ну что ты никак не даешься?
Ведь ты зародилась во мне!
Опять ускользаешь и вьешься
И слышишься где-то извне.
И вновь возвращаешься в душу,
Где тесно тебе и темно.
Так птица в жестокую стужу
Стучится снаружи в окно.
Ты – звук, что бывает до слова,
Ты – стук, что до ритма возник.
Ты – чувство, которое ново,
И этого чувства двойник.
Никак мне с тобою не сладить,
Никак тебя в плоть не облечь.
Ты – мысль несказанная,
ради тебя
так волнуется речь.
Учитель читает стихотворение. Дети слушают.
Учитель объявляет тему урока.
Совместное обсуждение вопросов. Учитель обобщает сказанное.
Учитель читает отрывок и задает вопрос. Дети слушают и отвечают.
Дети читают, отвечают на вопросы. Учитель подводит детей к выводу.
Дети выполняют задание в тетради. Учитель проверяет выполнение задания. Совместное обсуждение.
Дети читают и запоминают текст.
Дети самостоятельно читают текст. Совместное обсуждение по вопросам.
Совместное обсуждение цитаты.
Учитель обобщает тему урока.
1. Задание выполняется на листах А4.
Задание в рабочей тетради стр. 8-9.
Рассказ учителя.
Дети встают в круг. Учитель читает стихотворение и благодарит детей за урок.