Сочинение на тему чичиков и чичиковщина

11 вариантов

  1. Кто такой Чичиков? Мы знаем только, что он “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”. И если все помещики – это изображения какого-либо качества, то Чичиков – собирательный образ всех этих персонажей. Вспомним его дорожную шкатулку, где можно встретить все, как в куче у Плюшкина. В потайном ящике шкатулки хранятся деньги, как у Коробочки. Чичиков, как и Ноздрев, подвержен азарту. Об этом говорит и вся его авантюра с мертвыми душами, и то, что он доверяется Ноздреву, и его увлечение губернаторской дочкой, которое его окончательно погубило, и, не будь которого, никто бы и не поверил Ноздреву и Коробочке. В то же время Павел Иванович “себе на уме”, как Собакевич. А мечты Чичикова о тихой жизни в духе Манилова.
    Павел Иванович и пахнет не своим запахом, как Петрушка, а французским мылом, голландскими рубашками, только не живым человеком, как и помещики. ( Манилов пахнет сахаром, Плюшкин – пылью и плесенью. )
    Но Чичиков похож не только на помещиков, он – собирательный образ всех персонажей поэмы; он – их “среднее арифметическое” .
    Павел Иванович – чиновник, коллежский советник. Вспомним его умение мастерски давать взятки, однако он не совсем обычный чиновник. Настоящие “толстые” чиновники, “если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят “. Чичиков же постоянно “слетал” с только что “насиженного” места и умел обходиться с дамами, как “тонкий”, но в то же время он накопитель, как настоящий “толстый” чиновник. Вот и относит Гоголь Чичикова к тому роду мужчин, которые “не так чтобы очень толстые, однако ж и не тонкие”. Главный герой похож даже на мертвых крестьян. Он тоже был умельцем в своей области, о нем тоже останется слава, правда дурная.
    Чичиков-разбойник, кем становится и капитан Копейкин, только первый значительно раньше понимает пользу грабежа, и оба они грабят “для души”. Копейкин, чтобы отомстить за свою обиду, а Павел Иванович, чтобы скопить капитал – залог семейного благополучия.
    И, наконец, Чичиков, как и автор, любит дорогу и любит Россию, и именно дорога спасает его от всех несчастий.
    Получается, что Чичиков скрепляет собой всю поэму, без него произведение распалось бы на отдельные главы и не производило бы должного впечатления.
    Но что же такое чичиковщина и куда все время торопится Чичиков? Создается впечатление, что он сам ездит по кругу. Все одинаковые поездки к помещикам, одинаковые “рейды” по городам и губерниям. Он вертится, как белка в колесе. Циклы подъема и падения по служебной лестнице, и, наконец, круговой возврат к детству в конце поэмы. Все это создает впечатление постоянного назойливого повтора, безысходности круговорота жизни, растраченной на мелочи. Чичиков уже не сможет достигнуть своей цели, потому что он погряз в мелочах, растратил свою жизнь попусту. Он сначала спрятал, а потом и совсем потерял свою душу, а после этого богатство стало бесполезно. Вот судьба и не хочет тратить на него свои средства. Даже в губернаторской дочке он уже не может разглядеть куклу. Периодическое появление на свете таких Чичиковых и есть явление чичиковщины.
    “Так забирайте же, – с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, – забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом!
    Добавил: jokermisha94

  2. Кто такой Чичиков? Мы знаем только, что он «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». И если все помещики — это изображения какого-либо качества, то Чичиков — собирательный образ всех этих персонажей. Вспомним его дорожную шкатулку, где можно встретить все, как в куче у Плюшкина. В потайном ящике шкатулки хранятся деньги, как у Коробочки. Чичиков, как и Ноздрев, подвержен азарту. Об этом говорит и вся его авантюра с мертвыми душами, и то, что он доверяется Ноздреву, и его увлечение губернаторской дочкой, которое его окончательно погубило, и, не будь которого, никто бы и не поверил Ноздреву и Коробочке. В то же время Павел Иванович «себе на уме», как Собакевич. А мечты Чичикова о тихой жизни в духе Манилова.
    Павел Иванович и пахнет не своим запахом, как Петрушка, а французским мылом, голландскими рубашками, только не живым человеком, как и помещики. (Манилов пахнет сахаром, Плюшкин — пылью и плесенью.)
    Но Чичиков похож не только на помещиков, он — собирательный образ всех персонажей поэмы; он — их «среднее арифметическое».
    Павел Иванович — чиновник, коллежский советник. Вспомним его умение мастерски давать взятки, однако он не совсем обычный чиновник. Настоящие «толстые» чиновники, «если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят «. Чичиков же постоянно «слетал» с только что «насиженного» места и умел обходиться с дамами, как «тонкий», но в то же время он накопитель, как настоящий «толстый» чиновник. Вот и относит Гоголь Чичикова к тому роду мужчин, которые «не так чтобы очень толстые, однако ж и не тонкие». Главный герой похож даже на мертвых крестьян. Он тоже был умельцем в своей области, о нем тоже останется слава, правда дурная.
    Чичиков-разбойник, кем становится и капитан Копейкин, только первый значительно раньше понимает пользу грабежа, и оба они грабят «для души». Копейкин, чтобы отомстить за свою обиду, а Павел Иванович, чтобы скопить капитал — залог семейного благополучия.
    И, наконец, Чичиков, как и автор, любит дорогу и любит Россию, и именно дорога спасает его от всех несчастий.
    Получается, что Чичиков скрепляет собой всю поэму, без него произведение распалось бы на отдельные главы и не производило бы должного впечатления.
    Но что же такое чичиковщина и куда все время торопится Чичиков? Создается впечатление, что он сам ездит по кругу. Все одинаковые поездки к помещикам, одинаковые «рейды» по городам и губерниям. Он вертится, как белка в колесе. Циклы подъема и падения по служебной лестнице, и, наконец, круговой возврат к детству в конце поэмы. Все это создает впечатление постоянного назойливого повтора, безысходности круговорота жизни, растраченной на мелочи. Чичиков уже не сможет достигнуть своей цели, потому что он погряз в мелочах, растратил свою жизнь попусту. Он сначала спрятал, а потом и совсем потерял свою душу, а после этого богатство стало бесполезно. Вот судьба и не хочет тратить на него свои средства. Даже в губернаторской дочке он уже не может разглядеть куклу. Периодическое появление на свете таких Чичиковых и есть явление чичиковщины.
    «Так забирайте же, — с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, — забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом!

  3. Чичиков и чичиковщина (по поэм Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

    Автор: Гоголь Н.В.
    Кто такой Чичиков? Мы знаем только, что он «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». И если все помещики — это изображения какого-либо качества, то Чичиков — собирательный образ всех этих персонажей. Вспомним его дорожную шкатулку, где можно встретить все, как в куче у Плюшкина. В потайном ящике шкатулки хранятся деньги, как у Коробочки. Чичиков, как и Ноздрев, подвержен азарту. Об этом говорит и вся его авантюра с мертвыми душами, и то, что он доверяется Ноздреву, и его увлечение губернаторской дочкой, которое его окончательно погубило, и, не будь которого, никто бы и не поверил Ноздреву и Коробочке. В то же время Павел Иванович «себе на уме», как Собакевич. А мечты Чичикова о тихой жизни в духе Манилова.
    Павел Иванович и пахнет не своим запахом, как Петрушка, а французским мылом, голландскими рубашками, только не живым человеком, как и помещики. ( Манилов пахнет сахаром, Плюшкин — пылью и плесенью. )
    Но Чичиков похож не только на помещиков, он — собирательный образ всех персонажей поэмы; он — их «среднее арифметическое».
    Павел Иванович — чиновник, коллежский советник. Вспомним его умение мастерски давать взятки, однако он не совсем обычный чиновник. Настоящие «толстые» чиновники, «если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят ». Чичиков же постоянно «слетал» с только что «насиженного» места и умел обходиться с дамами, как «тонкий», но в то же время он накопитель, как настоящий «толстый» чиновник. Вот и относит Гоголь Чичикова к тому роду мужчин, которые «не так чтобы очень толстые, однако ж и не тонкие». Главный герой похож даже на мертвых крестьян. Он тоже был умельцем в своей области, о нем тоже останется слава, правда дурная.
    Чичиков-разбойник, кем становится и капитан Копейкин, только первый значительно раньше понимает пользу грабежа, и оба они грабят «для души». Копейкин, чтобы отомстить за свою обиду, а Павел Иванович, чтобы скопить капитал — залог семейного благополучия.
    И, наконец, Чичиков, как и автор, любит дорогу и любит Россию, и именно дорога спасает его от всех несчастий.
    Получается, что Чичиков скрепляет собой всю поэму, без него произведение распалось бы на отдельные главы и не производило бы должного впечатления.
    Но что же такое чичиковщина и куда все время торопится Чичиков? Создается впечатление, что он сам ездит по кругу. Все одинаковые поездки к помещикам, одинаковые «рейды» по городам и губерниям. Он вертится, как белка в колесе. Циклы подъема и падения по служебной лестнице, и, наконец, круговой возврат к детству в конце поэмы. Все это создает впечатление постоянного назойливого повтора, безысходности круговорота жизни, растраченной на мелочи. Чичиков уже не сможет достигнуть своей цели, потому что он погряз в мелочах, растратил свою жизнь попусту. Он сначала спрятал, а потом и совсем потерял свою душу, а после этого богатство стало бесполезно. Вот судьба и не хочет тратить на него свои средства. Даже в губернаторской дочке он уже не может разглядеть куклу. Периодическое появление на свете таких Чичиковых и есть явление чичиковщины.
    «Так забирайте же, — с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, — забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом!

  4. 4
    Текст добавил: (тут должн быть никнейм)

    Чичиков является главным героем поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». На протяжении всего произведения писатель понемногу раскрывает читателю душу своего героя, ведь его душа заметно отличается от душ других персонажей поэмы. Этот человек очень неоднозначен, в нём присутствует многообразие черт характера, что несвойственно другим жителям города N. В Чичикове уживаются характерные черты как помещиков, так и чиновников, что делает его сильной личностью.
    Характер у Чичикова начинает проявляться ещё в детском возрасте. Отец героя оставил ему завет: угождать начальнику и беречь копейку. Чичиков же продолжает следовать этому завету и будучи взрослым. Это говорит о том, что слова отца для него очень важны. Герой отличается особой целеустремлённостью. Он желает жить во всех довольствах. И даже когда его дело рушится, он не отчаивается и берётся за новое дело. Редко можно встретить настолько целенаправленного человека, которого не могут сломить никакие неудачи. Это главное отличие Чичикова от других персонажей.
    Чичиков умеет находить общий язык с любыми людьми. Он относительно легко проворачивает свою афёру, к любому «продавцу» он умеет найти правильный подход. С Маниловым он любезен и вежлив, с Коробочкой бесцеремонен и несколько груб, с Ноздревым он общается как с давним другом, а с Собакевичем – как постоянный клиент по покупке мёртвых душ. У Чичикова отлично выходит копировать жесты этих героев, их речь и манеру поведения. Но при этом Чичиков не теряет себя. Все его слова расчётливы и продуманны, в каждом действии есть определённый смысл. Но всем людям свойственно ошибаться, и Чичиков не стали исключением. Он настолько сильно загорелся желанием приобрести мёртвые души, что не продумал всё до конца. Он не придумал историю причины столь странной покупки, он поторопился заключать сделку с Ноздревым, он не уехал немедленно из города, желая пообщаться с жителями. Всё это говорит о том, что Чичиков всё же действует не исключительно разумом.
    В герое пересекаются человеческая душа и желание нажиться за счёт других людей. Странно то, что именно в те моменты, когда душа Чичикова вырывается наружу, он начинает совершать ошибки, ведущие его к краху и разорению. Душевность не может сочетаться с корыстью и лестью. Но в Чичикове это возможно. Иногда в нём проскакивают вполне простые желания – ему хочется элементарного человеческого общения и создания семьи.
    Да, в этом человеке определённо есть душа. А в сочетании с такими присущими герою качествами, как целеустремленность, расчётливость, умение находить общий язык с людьми, бережливость и практичность она превращает Чичикова в сильную личность, способную возродиться и совершать поступки во благо другим.

  5. Чичикова считают главным образом, вокруг которого ставится сюжет поэмы. Это можно понять с первых страниц, когда автор начинает описывать характер героя и его окружение. Сам Гоголь не был уверен, что Чичиков понравится читателям. Такое заявление кажется абсурдным лишь до того момента, пока Павел Иванович не показывает свою истинную натуру.
    Изначально Гоголь показывает положительные стороны Чичикова: его умение вести разговор, направлять его в нужное русло, умение вовремя остановиться или, наоборот же, подметить множество деталей лишь одним метким словом. Это все показывает опыт, воспитанность, благородное поведение и ум персонажа. Все, с кем общался герой, отмечают разные положительные качества его характера.Это наталкивает на мысль, что Павел Иванович мастерски умел подбирать ключи к общению с абсолютно разными людьми, как по возрасту, так и по статусу.
    Гоголь считает важным показать в образе героя биографию, в ходе повествования которой отмечает, почему персонаж стал таковым, какой есть сейчас. Построение существующего обличия Чичикова началось еще в детстве, когда отец объяснял маленькому мальчику простые истины, вроде того, что любую копейку нужно беречь. В результате это привело к тому, что Павел Иванович научился находить выгоду во многом. Приведены даже слова о том, что Чичиков промышлял созданием и продажей восковых и красиво выкрашенных снегирей.
    Став старше, персонаж учится понимать людей. Хорошо выучив своё институтское начальство, он без труда находить способы общения. В результате ему выдали хороший аттестат с отметкой о надлежащем поведении. Думая о том, что будет с ним дальше, Чичикову было проще всего представить себя в роли богатого и состоявшегося человека.
    Скверный характер героя особо проявляется в моменты его службы в разных организациях. Путем взяток и мошенничества, персонаж быстро становится богатым. Но неправильное поведение замечают, его разоблачают быстро и итогом всех дел становится полный провал. После нескольких неудач Чичиков решает: ему нужно приобретать мертвые души.
    Чичиков знал о том, что ревизия и подати, которые уплачивают помещики во время её проведения, больно бьет владельцев душ по кошельку. Гораздо дешевле выходит, если считать тех, кто умер во время перерыва между ревизиями, живыми.
    Именно поэтому герой оказывает в губернском городе. Его цель – мертвые души. Как только он оказался в городе, пришлось действовать. Он усиленно посещал городские мероприятия, наведывался к чиновникам, знакомился с ними и льстил им. Чичиков пытался выяснить, кто бы мог предоставить ему мертвые души. Это говорит о том, что в образе есть место хладнокровной расчётливости.
    Не составило труда для Чичикова обрести здесь друзей. Он умело выстроил нужные ему связи даже с такими личностями, с причудами которых нелегко смириться и понять их. Показывая свои качества мечтателя, Павел Иванович бесплатно получил от Манилова мертвые души, получил их он так же и от Собакевича, и от Коробочки.
    «Подлец» – вот что говорит о Чичикове его автор.
    И действительно, насколько бы живого и интересного не было добавлено в образ Павла Ивановича, его отрицательные качества никак не остаются в стороне. Эта его «плохая» сторона полностью перекрывает все хорошее, что только можно было бы наблюдать. Эгоизм, нежелания принимать чужую сторону, стремление получить высокий доход и неучастие в делах общественности – вот что главным образом сочетает в себе герой Гоголя Чичиков Павел Иванович. А имеющиеся проявления снисходительного отношения и понимания в редких случаях, умение веселиться – лишь качества, показывающие живого человека.
    ***
    Гоголь очень умело подчеркнул неопределённость в образе Чичикова, внешне персонаж у него ни толст ни тонок, не красавец и не урод. Характер персонажа довольно не простой, понять его порой сложно. Гоголь тщательно исследуя поступки и мысли героя, наталкивает читателя на мысль, что в рассуждениях Чичикова есть некая справедливость, но в то же время называет его подлецом.
    Главным предметом внимания в «Мертвых душах» стал новый в русской литературе тип «хозяина, приобретателя». Цель изображе­ния этого героя — «вперя в него испытующий взгляд, изведать его до первоначальных причин» и снять налет внешней благопристойности:
    Все сказалось в нем, что нужно для этого мира:  и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах…
    Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его… Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил. Никогда он не говорил: «вы пошли», но «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.
    Но не только умением скрыть свои пороки под маской доброде­тели отличается Чичиков от других героев. «Надобно отдать спра­ведливость непреодолимой силе его характера», — пишет Гоголь. Энергия, предприимчивость, деловая сметка как бы приподнимают Чичикова над застывшим миром «мертвых душ». Именно с образом Чичикова были связаны замыслы Гоголя о духовном воскресении и возрождении человека. Отголоски этих идей слышны уже и в пер­вом томе, хотя его Гоголь писал по образцу «Божественной коме­дии» Данте, и Чичиков играет роль Вергилия, проводника в «аду» «мертвых душ».
    «Живое » и «мертвое » тесно переплетается в Чичикове. Деньги нуж­ны герою не как цель, а как средство. И хотя Гоголь иронизирует над заботой Чичикова о несуществующих потомках, все же мечты о доме, семье глубоко значимы и для автора. И если Плюшкин своей скаредностью разрушает семью, то Чичиков, как только появляются у него средства, заводит домик и начинает присматривать хозяйку. Стремлением к семейному счастью обусловлено и внимание к губер­наторской дочке. Размышления Чичикова о судьбе девушки перекли­каются с мыслями автора о «первоначальных причинах», об услови­ях формирования характеров:
    Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться. Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выдет дрянь1.. Откуда возьмется и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть, всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать большие, чем нужно, запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выдет просто черт знает что!
    Чичиков — единственный герой, чья жизнь предстает не отдель- ными эпизодами, а последовательно, шаг за шагом. Правда, в самой поэме Чичиков предстает и действует как уже сложившийся харак­тер, но в экспозиции (11 глава) показано его становление.
    Анализируя 11 главу, обратите внимание на то, как осваивал Чичиков «науку жизни », выделите основные этапы развития ха­рактера:
    —       происхождение («Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные — Бог ведает»);
    —       детство («Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно., ни друга, ни товарища в детстве!»);
    —       наставления отца («Смотри, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам.. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете… копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был»);
    —       учеба в училище («Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же»);
    —       служба в казенной палате;
    —       работа на таможне;
    —        идея о скупке «мертвых душ» («Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу1»)
    Дополните предложенные примеры анализом 11 главы.
    В нем типичность психологии Чичикова — «приобретателя»? Сравните его высказывания с рассуждениями чиновников в «Реви­зоре »:
    Кто же зевает теперь на должности? — все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы; не воспользуйся я, другие воспользовались бы.
    Какая сторона характера Чичикова раскрывается в эпизоде с губернаторской дочкой? Обратитесь к тексту 8 главы, рассмот­рите поведение героя на балу. Почему Чичиков отступает от своей роли «угождать всем людям без изъятья», ведь он «очень искусно умел польстить каждому »?
    Обратите внимание на детали (речь, формы поведения), кото­рые не только доказывают способность Чичикова «польстить каждому», но показывают перевоплощение героя, умение гово­рить с каждым на его языке:
    Прощание с Маниловым:
    «Здесь, — тут он положил руку на сердце, — да, здесь пребудет приятность времени, проведенного с вами.  И поверьте, не было бы для меня большего блаженства, как жить с вами если не в одном доме, то по крайней мере в ближайшем соседстве… О, это была бы райская жизнь! Прощайте, почтеннейший друг!»
    Беседа с Собакевичем:
    —        Пожалуйте только расписку.
    —        Хорошо, дайте же сюда деньги!
    —        На что ж деньги? У меня вот они в руке! Как только напишете расписку, в ту же минуту их возьмете.
    —        Да позвольте, как же мне писать расписку? Прежде нужно видеть деньги!
    О разговоре с Коробочкой:
    Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта.
    К каким эпизодам поэмы отсылает Гоголь читателя в объясне­нии характера героя? Есть ли общее у Чичикова с такими «приоб­ретателями», как Коробочка, Собакевич? Только ли на «среду» возлагает автор вину за героя — «подлеца»? Сопоставьте раз­мышления о страстях человеческих с рассуждениями о пути чело­века, о молодости и старости, вспомните, к чему призывает Гоголь молодых людей. Какие черты Чичикова могут быть зало­гом возможного воскресения? Как в гоголевском мире соотносятся среда, человек, «небеса»} Ответьте на вопросы, опираясь на ана­лиз образа Чичикова:
    Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. При­обретение — вина всего; из-за него произвелись на свет дела, которым свет дает название не очень чистых… Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, все вначале покорны человеку, и потом уже становятся страшными властелинами его… И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес.
    «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообраз­ная куча! Вся Русь явится в нем!» — писал Гоголь Жуковскому. Насколько удалось писателю выполнить поставленную задачу} Насколько полно явилась в «Мертвых душах» «вся Русь»} Сопо­ставьте образ Руси в эпическом повествовании и лирических от­ступлениях.
    И безыменные страданья..

  6. 6
    Текст добавил: милое олицетворение зла

    Название: Чичиков и чичиковщина по поэм Н.В. Гоголя Мертвые души
    Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
    Тип: сочинение

    Чичиков и чичиковщина (по поэм Н.В. Гоголя “Мертвые души”)

    Автор: Гоголь Н.В.
    Кто такой Чичиков? Мы знаем только, что он “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”. И если все помещики – это изображения какого-либо качества, то Чичиков – собирательный образ всех этих персонажей. Вспомним его дорожную шкатулку, где можно встретить все, как в куче у Плюшкина. В потайном ящике шкатулки хранятся деньги, как у Коробочки. Чичиков, как и Ноздрев, подвержен азарту. Об этом говорит и вся его авантюра с мертвыми душами, и то, что он доверяется Ноздреву, и его увлечение губернаторской дочкой, которое его окончательно погубило, и, не будь которого, никто бы и не поверил Ноздреву и Коробочке. В то же время Павел Иванович “себе на уме”, как Собакевич. А мечты Чичикова о тихой жизни в духе Манилова.
    Павел Иванович и пахнет не своим запахом, как Петрушка, а французским мылом, голландскими рубашками, только не живым человеком, как и помещики. ( Манилов пахнет сахаром, Плюшкин – пылью и плесенью. )
    Но Чичиков похож не только на помещиков, он – собирательный образ всех персонажей поэмы; он – их “среднее арифметическое” .
    Павел Иванович – чиновник, коллежский советник. Вспомним его умение мастерски давать взятки, однако он не совсем обычный чиновник. Настоящие “толстые” чиновники, “если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят “. Чичиков же постоянно “слетал” с только что “насиженного” места и умел обходиться с дамами, как “тонкий”, но в то же время он накопитель, как настоящий “толстый” чиновник. Вот и относит Гоголь Чичикова к тому роду мужчин, которые “не так чтобы очень толстые, однако ж и не тонкие”. Главный герой похож даже на мертвых крестьян. Он тоже был умельцем в своей области, о нем тоже останется слава, правда дурная.
    Чичиков-разбойник, кем становится и капитан Копейкин, только первый значительно раньше понимает пользу грабежа, и оба они грабят “для души”. Копейкин, чтобы отомстить за свою обиду, а Павел Иванович, чтобы скопить капитал – залог семейного благополучия.
    И, наконец, Чичиков, как и автор, любит дорогу и любит Россию, и именно дорога спасает его от всех несчастий.
    Получается, что Чичиков скрепляет собой всю поэму, без него произведение распалось бы на отдельные главы и не производило бы должного впечатления.
    Но что же такое чичиковщина и куда все время торопится Чичиков? Создается впечатление, что он сам ездит по кругу. Все одинаковые поездки к помещикам, одинаковые “рейды” по городам и губерниям. Он вертится, как белка в колесе. Циклы подъема и падения по служебной лестнице, и, наконец, круговой возврат к детству в конце поэмы. Все это создает впечатление постоянного назойливого повтора, безысходности круговорота жизни, растраченной на мелочи. Чичиков уже не сможет достигнуть своей цели, потому что он погряз в мелочах, растратил свою жизнь попусту. Он сначала спрятал, а потом и совсем потерял свою душу, а после этого богатство стало бесполезно. Вот судьба и не хочет тратить на него свои средства. Даже в губернаторской дочке он уже не может разглядеть куклу. Периодическое появление на свете таких Чичиковых и есть явление чичиковщины.
    “Так забирайте же, – с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, – забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом!
    ?

  7. Вариант №1
    Чичиков – главный герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». С самого детства он слушал своего отца и проявлял всю низость своей души. Он старался всеми доступными способами заработать копеечку, которую клал в специальный мешочек. Когда мешочек наполнялся, он зашивал его и начинал заполнять новый. Уже, будучи ребенком, он использовал любые способы для заработка.
    Когда Чичиков повзрослел, он решил стать чиновником, понимая, что эта должность открывает для него новые перспективы. Он совершал одну аферу за другой, а когда его разоблачали, он умело заметал следы и скрывался. Все его начинания проваливались, но он не унывал и принимался за очередное «дело». Это говорит о том, что у человека нет ни совести, ни чести.
    В его внешности не было ничего особенного, конкретного. Его внешний вид был каким-то размытым. Гоголь говорит про Чичикова, что он был и не красавцем и не уродом, не старым и не молодым, не толстым и не худым. Зато он был прекрасным психологом, и умело подмечал слабые и сильные стороны человека. Он умел угодить всем и подстраивался под каждого собеседника. Именно поэтому ему все доверяли.
    Узнав о финансовом состоянии Чичикова, чиновники и их жены сразу же стали уважать героя и преклоняться перед ним. Они считали, что с таким человеком надо дружить и поддерживать связь. Чичиков же и рад стараться, он добился всеобщего расположения к себе. Он как черт меняет свой облик и входит в доверие. Чичиков – подлый и безнравственный человек, перед которым все пресмыкаются. А в появлении таких людей виновато само общество.
    Вариант №2
    Поистине гениальное произведение великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя, несмотря на то, что прошло уже более ста семидесяти лет, по сей день остаётся актуальным в некоторых затронутых проблемах общества. Это произведение носит кричащее название «Мертвые души», повествующее о том, как постепенно умирают человеческие переживания, чувства и качества у народа. Главным героем произведения является Чичиков Павел Иванович, дворянин, скупающий мертвые души в различных поместьях страны. Чичиков представлен нам автором, как совершенно нейтральный персонаж. Обычный среднестатистический житель страны, без каких-либо отличительных особенностей как во внешности — «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод», — так и в характере. Он словно бы собирательный образ других персонажей, отразивший в себе качества каждого из них, но не столь заметно.
    Чичиков не стремится показывать свою сущность, характер, он с лёгкостью подстраивается под каждого, со всеми находит общий язык, договаривается, всегда показывая себя с выгодной стороны. В разговоре с каждым из помещиков можно проследить такие черты, как подхалимство, пронырливость. Павел Иванович с легкостью может позволить себе проворачивать такое нечистое дельце — скупать мертвые души. И несмотря даже на некоторые положительные черты: сообразительность, хитрость, целеустремленность и, безусловно, недюжинный ум, раз он смог придумать провернуть такое, никак нельзя забыть и про черты человека, потерявшего свою человечность, поставившего на первое место лишь заработок денег.
    Невозможно понять, о чём этот человек думает, прочитать его мысли, оценить состояние души. А может, душа просто «мертва», как и у описанных помещиков? Возможно, что-то есть еще в нем человечное. Не зря ведь порой можно было заметить задумчивый взгляд, который, может быть, даже выражал некоторую озадаченность своим делом и раскаяние. В любом случае, Чичиков не является положительным персонажем ни в каком из смыслов. Через него лишь передана мысль о том, как зачастую богатство убивает в людях душу.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Образ Чичикова в поэме «Мёртвые души» читают:
    Сочинение на тему «Жизненные ценности»
    Сочинение на тему «Легко ли говорить правду?»
    Сочинение на тему «Любовь в жизни Печорина»

  8. Литература 9 класс
    ( по таксономии Блума)
    Тема урока: Чичиков и чичиковщина
    Цель:
    Раскрыть отношение писателя к современной ему действительности.
    Раскрыть сущность образа предпринимателя, показать его типичность
    Приобщить учащихся к исследовательской работе
    Метод: беседа по тексту с элементами исследовательской работе, самостоятельная и групповая работа.
    Ход урока:
    1.Орг. момент
    Учитель:
    – Здравствуйте уважаемые судьи. Как уже я поняла, вы сегодня собрались, что бы выяснить: кто такой Чичиков «подлец», «приобретатель» или….
    – И мне хотелось бы сегодня вместе с вами понять, с какой целью Гоголь написал такое произведение, и было ли оно актуально в его время.
    Наше заседание я хотела бы начать такими словами:
    Как ни гнетёт рука судьбины,
    Как ни томит людей обман,
    Как не браздят чело морщины
    И сердце как ни полно ран;
    Каким бы строгим испытаньем
    Вы не были подчинены…
    Вы оставайтесь все людьми
    2. Актуализация знаний:
    Автор:
    Коль вы решили рассмотреть дело одного из героев поэмы «Мёртвые души» позвольте и мне проверить вашу компетентность.
    1.Каком году была написана поэма «Мёртвые души»?
    ( Гоголь начал работать над поэмой в середине 1835 года, а 7 октября этого же года он сообщил Пушкину, что уже написал 3 главы. Несколько раз он откладывал работу и лишь после «Ревизора», уже за границей Гоголь по-настоящему взялся за поэму. И в 1841 году он привозит свой шестилетний труд, чтобы напечатать его в России.)
    2.А при чем здесь Пушкин, какое он имеет отношение к поэме?
    (Именно Пушкин, находясь в ссылке в Кишинёве, услышал историю о похождении некого авантюриста, скупавшего умерших крестьян, чтобы заложить их и получить под них изрядную ссуду. Он и рассказал эту историю Гоголю.)
    3.Я вам не верю, не может быть, чтобы такая история могла произойти в 18 веке.
    ( Может быть, потому что до начала 18 века правительство учитывало лишь общее количество крестьянских дворов. И только в 1718 году была введена подушная перепись. Отныне все крепостные мужского пола, от старика до младенца подвергались обложению налога. Перепись велась один раз в 12-15 лет. Мёртвые души становились обузой для помещиков и они от них старались избавиться. Отсюда и пошли махинации.)
    4.Объясните мне название «».Мёртвые души
    (Это словосочетание ввел сам Гоголь в письме к Пушкину в 1835 году. Это название многозначно:
    1)Умершие крестьяне, которых покупает авантюрист
    2) Люди пошлые с мёртвыми душами.
    5.Господа, но вы ошибаетесь, когда называете произведение поэмой.
    (Сам Гоголь так назвал своё произведение, потому что хотел обратить внимание читателя на своеобразие жанра: единство эпической широты и лирической одушевленности своего сочинения.)
    Автор:
    Подводя итоги, я делаю вывод, что сюжет состоит из 3 внешне замкнутых, но внутри очень связанных между собой звеньев.
    Помещики – городское чиновничество – жизнеописание Чичикова.
    3.Новая тема
    Чичиков:
    Позвольте представиться. Я, Чичиков Павел Иванович. Что вы знаете обо мне, чтобы меня судить?
    Ответы учащихся
    А) жизненные цели и деятельность;
    В) формирование жизненных идеалов
    В) мысль о приобретении мертвых душ.
    Чичиков:
    Да, я новый человек в России, пусть и не очень приятный, но я вызываю к себе интерес и любопытство. Я живу во время, когда истинным хозяином становится капитал. Без роду и без племени, я бесцеремонно вторгся в светские гостиные. Вы, прослышав о моих миллионах, потянулись ко мне, но так же быстро отпрянули узнав, что никаких миллионов нет.
    Но я не мелкий жулик!
    Вопросы:
    1. На чём строится это утверждение Чичикова.
    * Неукротимое стремление к капиталу
    * Освобождение от всего человеческого.
    * Становится беспощадным к людям, ставшим у него на пути.
    2.Чичиков – это угроза? Кому?
    Дайте теперь понятие слову чичиковщина
    Всё больше становится таких людей
    Многие испытывают «нежное расположение к подлости»
    3.Что же Гоголь хочет показать?
    (Если не остановить таких людей как Чичиков, то пошлый мир сменится миром воинствующей подлости)
    Авторский стул: Кто же такой Чичиков: «подлец», «приобретатель» или? Чья точка литератора вам ближе. Выскажите своё мнение и обоснуйте его.
    Делец (который успешно, никогда не стесняясь в средствах, ведёт дела).
    Приобретатель (стремящийся к приобретению вещей, ценностей, к обогащению).
    Предприниматель (предприимчивый и практичный ).
    Подлец (подлый человек, негодяй).
    Итог урока:
    Наше время – время жестокости. Время наживы и можно ли сказать, что чичиковщина победила?
    Вывод:
    Что же такое чичиковщина и куда все время торопится Чичиков?Создаётся впечатление, что он сам ездит по кругу. Все одинаковые поездки по городам, по помещикам. Он вертится, как белка в колесе. Циклы подъёма и падения по служебной лестницей, наконец, круговой возврат к детству к концу поэмы. Всё это создаёт впечатление повтора, безысходности, круговорота жизни, растраченной на мелочи. Чичиков уже не может достигнуть своей цели, потому что он погряз в мелочах, растратил свою жизнь попусту. Он сначала спрятал, а потом и совсем потерял свою душу, а после этого богатство стало бесполезно. Вот судьба и не хочет тратить на него свои средства Всё больше появляется на свете таких людей как Чичиков и это явление и есть чичиковщина.

  9. Мне кажется, образ Чичикова, так мастерски созданный Н.В. Гоголем, будет актуальным еще не одно столетие. По крайней мере, в России. Вот посмотрите только, ради чего живет этот человек. Ради комфорта, богатства – причем любой ценой. Внешне этот человек, может быть, кому-то мог бы показаться даже интересным. Опять же почему? Потому что он умеет приспособиться под требования более сильного окружения. Надо ручку поцеловать? Пожалуйте-с. Надо за девушкой, как за невестой ухаживать? Всенепременно-с. И кажется он окружающим милым да любезным человеком. А если заглянуть ему в душу – пусто там. Нет идеи. А ведь в то время уже будоражили часть народа революционные идеи, идеи лучшего преобразования мира. Но все это шло мимо Чичикова.
    Вот и получается, что “чичиковщина” – это олицетворение человека безыдейного, с внутренней пустотой, не способного и не желающего дать людям ничего хорошего – ни любви, ни заботы, ни щедрости. Личное обогащение, приобретательство, пожалуй, единственные яркие качества “чичиковых” – строить своё благополучие даже на несчастьях других. Ну еще назову качество, которое вообще-то критиками критикуется, но мне нравится – Чичиков пахнет французским мылом и у него чистые
    . В общем для меня “чичиковы” – люди, с которыми мне не хотелось бы общаться. А “чичиковщина”, как явление, опасна и заразительна.

  10. С помещицей Коробочкой он по-женски вежлив, но, тверд. С Маниловым он мягок и добр. С помещиком Собакевичем, Павел Иванович общается осторожно. Он всеми силами пытается сбить цену за мертвые души, которую выставил бдительный хозяин.
    Персона Чичикова отличается необыкновенной изобретательностью. Герой всякими усилиями пытается воплотить свой план в жизнь. Он любыми целями желает нажить свое богатство, идя на совершенно бесстыжие, и далеко не благородные поступки. Хотя, за такое упорство и проявленную силу воли, ему нужно отдать должное. Павел Иванович, сквозь трудности и преграды, шел вперед, дабы осуществить задуманное и собрать мертвые души.
    Такая выдержка и накопительские черты характера сформировались у главного героя еще с самого детства. Семья Павла жила бедно, поэтому, мальчишке приходилось выдумывать различные способы получения денег. Он самостоятельно изготовил из воска снегиря, раскрасил и продал его. Павлуша решил выдрессировать мышонка, а затем продать его. И что самое интересное, будучи ребенком, он не тратил деньги, а бережно собирал каждую копейку, отказывая во всем. Отец Павла Ивановича оставил ему завещание с напутственными словами. Он приказал сыну учиться, слушаться учителей, собирать и беречь копейку. А каким образом это нужно делать – ничего не сказано. Вот Чичиков и решил, что в жизни копейка намного дороже дружбы и приятелей.
    Конечно, мы не можем назвать главного героя совершенно аморальным человеком. Он испытывал и сожаление и сочувствие. Но, за это требовал достаточно приличную сумму. Однозначно, я могу назвать личность Чичикова достаточно талантливой и изобретательной. Жаль, что его умения не пошли на пользу, а привели только лишь к такой грязной афере. Эта задумка о покупке «мертвых душ» не сделала героя богатым и удачливым. Ведь как можно нажиться на такой бездушной идее.

  11. Каждая глава расширяет наше представление о Чичикове и приводит к мысли о поразительной изменчивости его харак­тера: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой — ме­лочно-настойчив и груб, с Ноздревым — напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется уверенно и неотступно, Плюшкина по­коряет своим «великодушием». Может быть, главный герой — великолепный актер или дальновидный психолог? Пожалуй, нет. Он обманулся в Ноздреве и не смог сыграть необходимую роль, разбудил подозрительность Коробочки, спровоцировал ревность губернских дам.
    Обратим особое внимание на те моменты, где Чичикову нет необходимости маскироваться и приспосабливаться, где он ос­тается наедине с самим собой. При осмотре города N наш герой «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрят­но и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама напоминает привычки Плюшкина. С Маниловым Чичикова сближает неопределенность, из-за ко­торой все предположения на его счет оказываются одинаково возможными. Ноздрев замечает, что главный герой похож на Собакевича: «…никакого прямодушия, ни искренности! Совер­шенный Собакевич». А знаменитый ларчик! Все в нем разложе­но с мелочной педантичностью, точь-в-точь как в комоде Наста­сьи Петровны.
    В характере Чичикова есть и маниловская любовь к фразе, к «благородному» жесту, и мелочная скаредность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холод­ный цинизм Собакевича, и скопидомство Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров.
    Но в то же время Чичиков отличается от своих двойников в поместьях, он человек нового времени, делец и приобретатель и обладает всеми необходимыми качествами: «„.и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх», однако он тоже «мертвая душа», ибо ему недоступна «блистающая ра­дость» жизни. Наш герой усмиряет свою кровь, которая «игра­ла сильно», избавляется от человеческих чувств почти совер­шенно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *